Сочинение по произведению путешествие из петербурга в москву 9 класс

В своем произведении радищев, в форме путешествия, дал яркую картину российской жизни своего времени, прибавив к ней не только размышления

В своем произведении Радищев, в форме путешествия, дал яркую картину российской жизни своего времени, прибавив к ней не только размышления морального характера, но и некоторые проекты реформ.

Много места в книге уделено крепостному праву, которое автор считал одной из главных проблем России. Радищев (через путешественника-рассказчика) показывает продажу крестьян за долги барина. Среди продаваемых его воспитать, кормилица и даже незаконнорожденный сын. Другой яркой картиной является свадьба крестьян, которых помещик женит против их воли.

Описывая избу, где останавливается рассказчик, автор показывает картину беспросветной нищеты крепостных. Отмечает он также и их тяжелый труд, показывая крестьянина, работающего на своей земле в воскресенье, так как шесть дней в неделю он должен отбывать барщину.

Однако демонстрируя ужасное положение большинства населения и испытывая к ним искреннее сочувствие, Радищев не идет дальше призывов к совести помещиков. Даже проект по отмене крепостного права, который случайно находит и читает главный герой, состоит в основном из доказательств необходимости освободить крестьян (как морального, так и экономического плана). Единственная мера, предусмотренная в этом документе – это призыв дворянам добровольно и в индивидуальном порядке дать волю своим крестьянам. В отношении государственных мер там не говорится ничего.

Критикует Радищев и российское чиновничество. Он показывает мелкого начальника, не желающего принять меры по спасению тонущих в поврежденной лодке и мотивирующего это тем, что подобные действия не входят в его прямые обязанности. С другой стороны, автор не останавливается на критике отдельных лиц. Он показывает судью, вышедшего в отставку из-за нежелания осудить крестьян за убийство жестокого помещика, то есть подводит читателей к выводу, что сама система устроена неправильно, в ней честный и добрый человек не может долго удержаться.

Касается автор и темы просвещения. В частности, встреченный рассказчиком семинарист рассказывает о плохой постановке системы духовного образования. Лекции в семинарии читаются бездарно и на латыни, что не способствует усвоению знаний.

Автор завуалировано призывает и к другим изменениями существующего строя. Он критикует дворянские привилегии, рекрутскую повинность и цензуру. Не давая четких проектов реформ, он хвалит порядки древнего Новгорода, где простые люди принимали участие в управлении.

Сочинение по произведению 2

Произведение написано немного сумбурно, урывками. Радищев, — русский дворянин и философ, рисковал головой, написав такое. В произведении он описывает не только погоду, но быт, условия существования крестьян, в большинстве своём крепостных, бесчеловечное отношение помещика к крепостникам. Этим Радищев уже критиковал самодержавие, но в произведении есть и прямые высказывания против него.

Произведение Радищева было опубликовано весной 1790 года. Сразу по приказу властей тираж был арестован, императрица ознакомилась с этим произведением м нашла его антигосударственным и вредным для российских умов. Весь тираж по её распоряжению был уничтожен а в отношении самого Радищего начато судебное разбирательства. Сначала как политического преступника его приговорили к смертной казни, но затем что бы дело не имело слишком большого резонанса его отправляют в ссылку на 10 лет. Однако, резонанс был, это было первый раз в российской истории что бы дворянин критиковал самодержавный строй. «Именно дворянин», для правящего класса тогда это было немыслимо. Это событие послужило началом российского оппозиционного движения среди высшего общества.

Проблема крепостничества не раз ставилась на рассмотрение Государственного Совета под председательством императрицы Екатерины. Но, всякий раз решение его откладывалось в долгий ящик. Казалось бы умные, пресвященные дворяне, в основном прозападные по сути своей, допускали у себя в стране рабовладение, никак по другому это назвать нельзя.

В своей переписке с Вольтером, Екатерина откровенно врала о том что «крестьяне наши и не страдают вовсе, а живут в сердечном согласии с помещиками».

Радищев критиковал не только крепостничество, но и систему (государство), её устройство. По сути дела в то время самодержавие держалось именно на крепостничестве, дворянах-землевладельцах, армии и полиции. Изъяв из этой структуры одно из этих звеньев, появилась бы опасность крушения всей структуры государства.

Главный герой произведения едет из Санкт-Петербурга в Москву, на пути он наблюдает «всё непотребство русской жизни» сталкивается с извечной российской глупостью и расхлябоностью. Работа Радищева это «слепок эпохи» правления Екатерины «Великой».

Рассуждение

Произведение является наиболее известным сочинением писателя, основной темой которого представляется изображение быта и нравов русских людей. Раскрывая данную тематику автор проводит анализ политических, социальных, философских проблем общества того исторического периода.

Своеобразие произведения заключается в сочетании в сюжетном повествовании нескольких стилистических направленностей: художественной, научной, публицистической.

Структурная композиция произведения представляет собой несколько глав, которые объединяются в хронологической и логической форме. Каждая глава представляет собой органическое продолжение следующей.

Структурное построение произведения представляет собой анализ индивидуальных ситуаций с дальнейшим их обобщением. При этом отличительной особенностью произведения является предоставление автором читательской аудитории возможности анализа каждого события, факта с последующими выводами, предлагаемыми писателем.

Основные герои произведения представляются в образе простых русских людей. Повествование  же ведется от имени рассказчика, посредством которого автор демонстрирует собственное отношение к самодержавному правлению, крепостному праву и помещикам,  открыто критикуя данное общественное явление и искренне сочувствуя простым людям.

Изображение волнующих автора проблем раскрывается посредством описания встреч рассказчика и обычных крестьян с демонстрацией их жизненного уклада, характеризующегося единством и силой русских людей.

Тем самым автор демонстрирует собственное убеждение, что, несмотря на тяготы жизни, русские люди сохраняют в себе огромную духовную силу и свободолюбие, которые, вырвавшись однажды, могут иметь непредсказуемые последствия, изображенные писателем в качестве крестьянских восстаний, закончившихся убийством собственных помещиков.

Таким образом, писатель сквозь строки своего произведения высказывает убеждение, что посредством народной революции возможно уничтожение существующего строя и освобождение от крепостничества. Соответственно, автор является бунтарем, борцом за свободу угнетенных людей и родной отчизны. /Произведение является не результатом сосредоточенного, спокойного литературного творчества, а пламенным порывом писателя, отличающегося высоким, просвещенным умом , добрым сердцем.

`

Путешествие из Петербурга в Москву

Популярные сочинения

  • Сочинение Какой смысл названия комедии «Недоросль»? (9 класс)

    Поэму «Недоросль» написал великий русский литератор Денис Иванович Фонвизин в 1782 году. Но произведение не сразу нашло своего читателя, так как его отказались печатать из-за затронутой в нем темы дворянских детей того времени.

  • Сочинение Скалозуб в комедии Горе от ума (характеристика и образ)

    Скалозуб представляет собой второстепенного персонажа произведения и является мужчиной среднего возраста, богатым холостяком и уважаемым человеком.

  • Сочинение-описание картины Боярыня Морозова Сурикова 7 класс

    Картина «Боярыня Морозова» впервые была представлена Суриковым на пятнадцатой передвижной выставке в 1887 году. Этот холст мы по праву можем считать одним из самых лучших работ Василия Сурикова.

«Путешествие из Петербурга в Москву» является наиболее известным сочинением русского прозаика, поэта, философа Александра Николаевича Радищева (1749-1802).

Основная идея произведения заключается в обращении автора к судьбе русского крепостного крестьянства, осуждении самодержавия и помещиков как класса.

Книга написана в жанре сентиментального путешествия, который был широко распространен в литературе конца XVIII века в Европе.

История создания

Весной 1787 года началось путешествие Императрицы Екатерины II в Новороссию и Крым. Вместе с ней следовала большая свита и все путешествие совершалось с необыкновенным великолепием. Деревни по пути следования императорского кортежа были подготовлены фаворитом императрицы князем Потемкиным и должны были продемонстрировать прекрасную жизнь русского крестьянства.

Замысел Радищева о создании книги-путешествия возник, отчасти, в связи с этим, во много маскарадным, путешествием императорского двора. Маршрут, выбранный им для книги, Петербург – Москва был той дорогой, по которой ехала и Императрица и Радищев задался целью показать настоящую Россию.

(Маршрут следования из Петербурга в Москву героя книги Радищева)

Книга была создана в виде своеобразного путеводителя. В череде различных деревень и городков писатель давал свою оценку современности, резко критиковал самодержавие и крепостное право. При этом названия глав понятия об этом не давали – они представляли названия населенных пунктов. Благодаря этому книга Радищева прошла государственную цензуру и в 1790 году была издана в домашней типографии Радищевых без указания авторства.


(Напечатанная в домашней типографии Радищева книга Путешествие из Петербурга в Москву без указания авторства была опубликована в мае 1790 года.)

Однако, авторство было установлено и Екатерина II, оскорбленная содержанием книги, издала указ, который приговорил писателя к смертной казни. Ее заменили ссылкой на срок 10 лет, которую Радищев провел в Илимском остроге недалеко от Иркутска.

Значительная часть первого издания романа была уничтожена, до наших дней дошло несколько сохранившихся экземпляров. Книга была представлена под запрет, который действовал до 1905 года. Но благодаря сохранившимся экземплярам книга распространялась в рукописных копиях и была широко известна в кругу передовой интеллигенции.

Анализ произведения

Содержание

Как такового сюжета в «Путешествии из Петербурга в Москву» нет. Это путь странника через села, деревни и маленькие городки, в которых он встречает различных людей и делает свои наблюдения. Все увиденное становится источником для рассуждений. Здесь встречаются описания исконных русских проблем: плохие дороги в рытвинах, из-за которых не удается поспать в карете; необходимость давать взятки, чтобы воспользоваться чем-то, что должно быть предоставлено просто по требованию; недалекие люди.

Путешественник наблюдает за русскими крестьянами и их тяжелой подневольной жизнью. Один крестьянин вынужден работать в воскресенье, хотя это считается грехом. Но иначе он не может прокормить свою большую семью. Наблюдает сцену продажи крестьян разоренного помещика. В конце романа ему встречается печальный свадебный поезд, в котором следуют молодые крестьяне. Они не любят друг друга и женятся по велению своего хозяина.

Также в романе встречаются представители других сословий: мелкий делец, которому тяжело развивать свое дело из-за взяточничества; студент-семинарист с жалобой на образование; молодые люди, которые не могут пожениться, так как у них нет 100 рублей на это; человек, решивший открыть типографию без цензуры;

Интересно, что путешественник находит вину государства даже в ситуациях, которые далеки от этого. Так, он видит, как мужчина хоронит старшего сына и корит себя за то, что не дал ему от рождения хорошего здоровья. Герой переживает, не наделил ли собственных детей какими-то болезнями, ведь в юности был довольно распутен. В последнем он находит вину власти.

В книге есть несколько самостоятельных сочинений. Первое из них представлено в виде записок другого путешественника, найденных героем. В них описывается будущее, в котором крестьяне освобождаются из-под крепостничества, а все чины уничтожаются. Будущее по данной идее заключается в просвещении.

В роман включены ода «Вольность» и «Слово о Ломоносове».

Подробнее: А.Н. Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву”: краткое содержание по главам

Характеристика главного героя


(Картина Владимира Гаврилова «А. Н. Радищев»)
Главным героем романа выступает путешественник, от имени которого ведется все повествование. Герой достаточно чувствителен: он расстроен своим отъездом из Петербурга и расставанием с друзьями, он искренне сочувствует людям, которых встречает на своем пути и пытается им помочь.

Радищев не дает полной характеристики своего основного героя. Из некоторых фраз можно сделать вывод, что он дворянин среднего достатка, служит чиновником. Скорее всего, он вдовец, но у него есть взрослые дети. В юности путешественник был вздорен и беспечен, мог быть груб со слугами, сближался с публичными женщинами.

Героя Радищева можно охарактеризовать как первого в русской литературе героя-интеллигента, который достаточно образован, наблюдателен, склонен анализировать происходящие события. При этом он ироничен, общителен и обладает состраданием к простому народу.

Через своего героя Радищев выражает собственные мысли и стремления. Во многом это выражено в языке сочинения – достаточно сложном, замысловатом.

Путешествие из Петербурга в Москву

Все 6 готических храмов Подмосковья

Ярополец. ГЭС и Чебурашки

Название романа Александра Радищева давно уже стало расхожей фразой. И кажется, что это путешествие было проделано невероятно давно, два с лишним века назад…

А между тем на этой самой дороге, связывающей две столицы, можно и сегодня встретить все без исключения деревни, села и города из оглавления “Путешествия…”, – только некоторые названия слегка изменились. И проделать тот же путь, хотя, конечно, гораздо быстрее, чем это было возможно в XVIII веке.

Этот пост (и серия последующих) – для тех, кто хочет не просто пролететь из одного большого города в другой на максимальной скорости. Этот пост – для путешественников, которым интересна вся дорога.

Описания крупных городов, интересных для путешественника (отмечены на карте синими значками) будут даны отдельно и подробно. А общий обзор дороги – смотрите здесь.

  1. Тосно (у Радищева – Тосна). Ныне райцентр Ленинградской области, замечательный тем, что здесь была крупная ямская станция, а также стоит редчайшая церковь – построенная при советской власти, чего практически не случалось.
  2. Люблин (Любань) – небольшой городок, который, однако, недавно отметил свое 500-летие. Все основные достопримечательности сосредоточены у железнодорожной станции – собственно здание вокзала, построенное в 1850 году, храм работы Тона и множество памятников.
  3. Чудово – городок уже Новгородской области, также интересный старинным вокзалом 1877 года и замечательной Казанской церковью в стиле модерн.
  4. Спасская Полисть (Спасская Полесть) – небольшая старая деревня, от которой можно свернуть к селу Селищи с сохранившимися аракчеевскими казармами, где в годы военной службы бывал М.Ю.Лермонтов.
  5. Подберезье – деревня под Новгородом, из достопримечательностей – военный мемориал, на котором указано, что “отсюда началось началось наступление по освобождению Новгорода”.
  6. Великий Новгород (у Радищева – просто Новгород). Этот город практически бесконечен по своим достопримечательностям. Только домонгольских храмов здесь сохранилось целых 13. В Новгороде можно заночевать, благо гостиниц в нем хватает. Этому городу будет посвящен отдельный рассказ.

  7. Бронница (Бронницы). Не надо путать это село с подмосковным городом Бронницы. Большое село на древнем московском тракте богато своей историей, в нем есть даже собственный музей в здании бывшего сильно перестроенного царского путевого дворца.
  8. Зайцево (Зайцово). Небольшое село, где восстанавливается красивый храм с необычным названием – Уверения Фомы в Воскресении Христовом, постройки 1836 года.
  9. Крестцы (Крестьцы) – древнее, известное с XIV века село на пересечении двух крупных трактов – Новгород-Москва и Псков-Вологда. Во времена Екатерины село получило статус города, здесь был построен путевой дворец. Крестцы знамениты и своей оригинальной вышивкой – “крестецкой строчкой”, ей посвящен даже местный музей. Сейчас здесь можно остановиться у местных торговок, которые накормят пирожками и нальют вам чай из настоящего дымящего самовара.

  10. Яжелбицы – древнее село, известное в истории заключением Яжелбицкого мира между Новгородской республикой и Василием Тёмным. Здесь сохранился один из путевых дворцов Екатерины II, стоит красивая отреставрированная церковь Александра Невского 1805 года.
  11. Валдай. Старинный интересный город с множеством сохранившихся памятников архитектуры, с замечательным музеем колоколов, интересным историческим центром. И, конечно, нельзя проехать мимо Валдая и не свернуть к Иверскому монастырю, расположенному на острове на Валдайском озере, если вы там еще не были.

  12. Едрово. Большое село, известное, как и многие на этой дороге, еще с XV века. В этом селе стоит еще один екатерининский путевой дворец, построенный в форме буквы “Е” – в честь императрицы, а вовсе не в честь первой буквы названия села.
  13. Хотилово (Хотилов). Древнее село, в прошлом – большой ям (село так и называлось – Хотиловский Ям) на Московско-Новгородском тракте. В селе стоит церковь Михаила Архангела, построенная Елизаветой Петровной в честь выздоровления Петра III от оспы. Церковь сейчас, к сожалению, в тяжелом состоянии. Здесь проходила граница Тверской и Новгородской губерний.
  14. Вышний Волочек (Вышний Волочок). Название происходит от водного пути, которым в Новгород с Волги доставлялись товары. Здесь, на водоразделе, товары грузили на телеги, а сами суда “волокли” по суше от Тверцы до Цны. По указу Петра I здесь был прорыт один из первых российских каналов – Тверецкий. В городе сохранилось немало старинных домов. А вот у тех, кто ездит по Ленинградскому шоссе на машине, с Волочком связаны самые неприятные впечатления из-за вечной большой пробки, скапливающейся на узкой центральной улице города. Проблема пробок решилась открытием участка трассы М11 (Москва – Санкт-Петербург, платная), он проведен в объезд Вышнего Волочка.
  15. Выдропужск (Выдропуск). Село со смешным и необычным названием чуть в стороне от нынешней Ленинградки. В отличие от названия, село не такое веселое, скорее наоборот, несмотря на близость большой трассы, достопримечательностями оно не богато. Есть симпатичный Смоленский храм, кое-какие старинные домики. А название означает, по самой убедительной версии, просто “место, где свободно водятся выдры”. И никто их не пугает.
  16. Торжок. Интереснейший город, богатый самыми разными достопримечательностями. Идеально подходит для того, чтобы остановиться в нем на ночевку, если вы не спешите в Питер. Здесь немало музеев на все вкусы – от музея Пушкина до золотного шитья. Здесь сохранилось множество храмов и необычных зданий. Словом, город достоин отдельного посещения.

  17. Медное. Сейчас об этом селе многие знают благодаря итальянской сырной ферме, куда возят целые гастрономические экскурсии. Но помимо фермы, нельзя забывать, что в Медном есть большой русско-польский мемориал, посвященный расстрелянным здесь жертвам репрессий. Всем, кто питает иллюзии насчет сталинских “благословенных” времен, стоит здесь побывать. От путевого дворца здесь уцелел лишь один флигель.
  18. Тверь. Большой и славный город, который, конечно, совсем не годится для “просто остановки по пути”. Сюда следует приезжать с ночевкой, гулять по берегу Волги, любоваться роскошным путевым дворцом (ныне – музей), древней Белой Троицей, памятником Афанасию Никитину и еще сотней достопримечательностей этого города. О том, как самостоятельно познакомиться с Тверью, будет отдельный пост.

  19. Городня. Древнее село на берегу Волги, в котором стоит древнейший из белокаменных храмов Тверской области. Сохранился и очередной царский путевой дворец.
  20. Завидово. Это село сейчас знаменито тем, что рядом находится огромный национальный парк, где расположена президентская резиденция “Русь”. Иметь столь важный статус селу не впервой: оно принадлежало Ивану Грозному, Борису Годунову… У дороги в селе стоит красивый храмовый комплекс, недавно отреставрированный.
  21. Клин. Этот подмосковный город прочно связан с именем П.И.Чайковского. Здесь есть музей композитора (недавно открытый после пожара). Кроме того, здесь есть древний Успенский собор, очень хорошо сохранившийся и отреставрированный, есть замечательный музей елочной игрушки (при заводе, так что там же можно запастись новыми украшениями для елки).
  22. Пешки. Бывшая ямская слобода, а ныне небольшое село Солнечногорского района. Церковь Илии Пророка восстановлена на месте прежней, разрушенной в 1941 году.
  23. Черная Грязь. Большая ямская станция, здание почтовой станции сохранилось, хотя и пострадало в годы Великой Отечественной войны. Эта станция известна громкими именами проезжавших через нее поэтов и писателей. В Черной Грязи был и путевой дворец, позднее переоборудованный в больницу.

Следующая остановка – Москва!

Подробная карта этого маршрута – по клику на картинку (по ссылке открывается картинка большого размера):

Описания отдельных городов и сёл из книги Радищева:

  • Торжок
  • Городня на Волге

Похожие материалы

  • Переправа маршала Нея через Днепр
  • Маленький, но гордый Дорогобуж
  • Утицкий курган. Бородинское поле. Как это было
  • Красное кольцо Москвы

Цитаты из произведения

«Я приметил из многочисленных примеров, что русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать»

«Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее. Все почти голоса таковых песен суть тону мягкого. На сем музыкальном расположении народного уха умей учреждать бразды правления. В них найдешь образование души нашего народа»

Подробнее: А.Н. Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву”: цитаты из произведения

Итоговый вывод

«Путешествие из Петербурга в Москву» является революционным манифестом Радищева, завуалированным под жанр путевого романа. В виде встречающихся героев в различных населенных пунктах по пути в Москву Радищев обозначает основные проблемы Российской Империи, дает оценку самодержавию, намечает пути развития государства в освобождении от крепостного права, чиновничества и тотальном просвещении. Выход к лучшему будущему, по мнению Радищева, произойдет путем революции. Об этом говорит ода «К вольности», которая была признана Екатериной II «бунтовской».

Роман строится в виде отдельных заметок, скрепленных единой сюжетной линией путешествия.

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева является новаторским в русской литературе. Писатель открыл новые страницы не только в сфере русской литературы, но и общественной мысли. Размышления Радищева, представленные на страницах романа, нашли отклик у передовой интеллигенции его времени и более позднего периода.

Композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева

1. Личность автора. 2. Основной смысл произведения. 3. Особенности композиции «Путешествия…». 4. Революционное значение. Творчество А. Н. Радищева, первого российского писателя-революционера, было основано и подготовлено целым рядом важных исторических событий: Пугачевским восстанием, войной американских колоний за независимость, Великой Французской революцией. Эти исторические вехи не только повлияли на становление характера писателя, но во многом и стали решающими в его творчестве. Радищев стоял у истоков освободительного движения в России и во многом предвосхитил революционные идеи декабристов.

Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву», написанная в стиле сентиментальных дорожных заметок, стала программным для Радищева произведением. «Путешествие…», благодаря своей всеобъемлимости русской жизни, стало манифестом антимонархических и антикрепостнических высказываний. В произведении отмечена взаимная зависимость самодержавия и церкви, и, как результат, такая же зависимость между нравственным падением народа и откровенным развратом высшего общества: «нижние заражаются от верхних, а от них язва разврата достает и до деревень». Автор указывает читателю, что «узники неволи, власть и острие в руках имеющие» становятся «наияростнейшими проповедниками ее». Также указывает писатель и на вред цензуры. Она не дает мыслям спокойного хода и не позволяет печати нести свою оздоровительную функцию. Особенно ясно эти мысли прослеживаются в главе «Спасская Полесть», где иносказательно изображается императорский двор и сам император, в одежде, промокшей от крови и слез невинных, «первейший в обществе убийца, первейший предатель, ханжа и пагубный комедиант». Видя и вакханалию угнетаемых, лишенных человеческих прав крестьян, и откровенную грязь и разврат высшего общества, автор видит спасение для страны в народной силе и единстве. Основанием для ценности или бесценности человека для автора становятся подлинно народные качества. Не случайно в речи о воспитании молодежи («Едрово») одним из неукоснительно соблюдаемых критериев выдвигается требование кормиться работой своих рук — это и есть основная крестьянская мораль.

Залог великого национального возрождения в будущем писатель видит в нравственной и физической красоте крестьян, в их чистоте и благородстве. Он видит растущий в народе протест, и это побуждает его воскликнуть: «Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение». Его негатив и отрицание дворянского сословия читатель может заметить в следующей фразе: «О! если бы рабы, тяжкими узами отягченные, яряся в отчаянии своем, разбили железом, вольности их препятствующим, главы наши, главы бесчеловечных своих господ, и кровию нашею обагрили нивы свои ! Что бы тем потеряло государство? Скоро бы из среды их исторгнулися великие мужи для заступления избитого племени; но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишены. Не мечта сие, но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую…». Писатель видит грядущую революцию и вид ее страшен: «Колокол ударяет, опасность уже вращается над главами нашими. Уже время, вознесши косу, ждет часа удобности…».

Жанр, выбранный автором для создания этого произведения, не случаен. Как не случайно также следование глав да и сам маршрут, по которому путешественник движется. Композиция произведения продумана с особой тщательностью. Главы связывает не только внешний, поверхностный мотив путешествия, но и особая внутренняя логика. Каждая глава — новая ступень в развитии основной авторской идеи. При этом ее раскрытие идет от частного к общему — от конкретных, ярких и запоминающихся примеров к глобальному обобщению. Читатель постепенно, вслед за автором, переосмысливает каждый из фактов, узнающихся по ходу движения из одной станции в другую, а окончательные выводы рождаются в финале как бы одновременно: автор подводит читателя к тем мыслям, которые постепенно оформляет в течение всего произведения и окончательно озвучивает их только в конце. Каждая глава книги, в связи с такой композицией, должна рассматриваться только совместно с остальными, а не изолировано.

Главные герои произведения равноправны. Это сам путешественник, ведущий свои записи и высказывающий свои соображения в ходе путешествия, и великий русский народ. Образ путешественника, передового дворянина того времени, очень важен для понимания основного смысла самого произведения, так как в нем сосредоточился авторский идеал человека, способного вид страданиями народа. Он открыто и для своего времени слишком смело становится на защиту крестьянства и так же смело выступает против самодержавия, которое для него «чудище обло, огромно, стозевно и лаяй».

Центральные события в книге — встречи путешественника с народом. Каждая встреча, вернее, само воспоминание о встрече, открывает новые стороны в русском характере, в результате чего постепенно вырисовывается обобщенный образ народной России. Одновременно растет и ширится круг народных врагов и притеснителей.

В ходе путешествия всплывает наружу весь ужас жизни простого крестьянина, его беспомощность и полное социальное бесправие, беззащитность перед сильными мира сего. Становится виден и непосильный крестьянский труд на полях, и безрадостность и нищета быта крестьян, и издевательства со стороны помещика и барина. «Звери алчные, пиявцы ненасытные, крепостники оставляют крестьянину лишь то, чего отнять не могут — один воздух». Автор видит связь крепостного права и помещичьих привилегий, поблажек. Он осуждает бесчеловечность подобного строя в смелой и грубой для своей эпохи форме. Данное произведение на десятилетия вперед стало маяком для русского освободительного движения. Радищев — первый в отечественной истории писатель-революционер, действительно много сделавший для своего народа. Недаром после Октябрьской социалистической революции в Петрограде под обломками ограды Зимнего дворца рабоче-крестьянская власть установила свой первый памятник: высеченное из грубого камня, обращенное к Неве лицо революционного пророка, писателя А. Н. Радищева.

Характеристика творчества А.Н. Радищева

Творчество Александра Николаевича Радищева явило собой образец преемственности революционной мысли и революционного действия, отразило традиции подлинного демократизма в России и оказало сильнейшее влияние на развитие русской культуры конца XVIII — начала XIX вв., и в частности на развитие русской литературы. Творчество и деятельность Радищева, наряду с творчеством Державина, подготовили тот революционный переворот в русской литературе, который был осуществлен Пушкиным в начале XIX в. Радищев проповедовал в своем творчестве следующие идеи:

✓ призыв к борьбе против крепостничества и действующего правительства;

✓ призыв к народной революции;

✓ демократизм.

Философскими основами творчества Радищева и как мыслителя, и как литератора являются:

✓ учение французских просветителей, и в частности Ж.-Ж. Руссо, ориентация на традиции французской литературы;

✓ английская литературная традиция;

✓ германская философия, на основе которой усложняется и развивается механистическая система французского энциклопедизма.

Значение литературного творчества Радищева заключается в следующем:

✓ через свои художественные произведения, выражающие его политические революционные идеи, оказал влияние на формирование движения декабризма;

✓ повлиял на творчество А. С. Пушкина, в частности его ода «Вольность» имеет много параллелей с радищевской «Вольностью»;

✓ явил собой пример революционной литературы и показал, что литература может и должна бороться за передовые идеи развития общества и государства.

Литературные труды Радищева

Творчество Радищева разнообразно и включает в себя следующие литературные труды:

✓ ранние произведения, среди которых:

• «Отрывок«, в котором уже закладывались революционные идеи автора;

перевод книги Мабли «Размышления о греческой истории«;

перевод военного сочинения «Офицерские упражнения«;

✓ «Путешествие из Петербурга в Москву» (1789), принесшее ему известность революционера;

✓ анонимная брошюра «Житие Федора Васильевича Ушакова«, которая имела следующие особенности:

• содержала в себе описание жизни друга Радищева Ушакова, рассказы о жизни студентов в Лейпциге, переводы философских и юридических трудов Ушакова;

• явилась вызовом феодальной литературе «житий»;

• проповедовала революционные мысли Радищева через описание жизни молодых студентов и их борьбу с тиранией преподавателей, и в такой форме давала характеристику русской жизни и призывы к революционной борьбе против царского самодержавия и крепостничества;

✓ поэма «Песни древние», построенная отчасти на изучении «Слова о полку Игореве», и поэма «Песнь историческая» (1800), которые также явили собой выражение революционных идей Радищева через художественное поэтическое описание исторических событий Древней Руси;

✓ поэма «Бова«;

✓ ода «Вольность» — второе по величине и значению после «Путешествия» произведение, принесшее Радищеву славу и отражавшее его революционные идеи, и в нем автор осуждает и проклинает монархию.

Путешествие Александра Радищева из Петербурга в Илимск

Тайный советник при особых поручениях, глава Тайной экспедиции и обер-секретарь Правительствующего сената, приближённый Екатерины II, Степан Шешковский во всём был полной противоположностью Радищева, аристократа с европейским образованием. Шешковский проделал путь из низов до государственной верхушки и повергал двор в ужас. Ещё в тринадцатилетнем возрасте, когда Радищев уже год как был в новом Пажеском корпусе императрицы, Шешковский переписывал протоколы доносов в Тайной канцелярии, и ему так понравилось всё, что там происходит, что в 16 он сумел устроиться в московский филиал Тайной канцелярии, а дальше рьяно пошёл по карьерной лестнице и спустя годы получил репутацию жестокого палача, хладнокровного мучителя и могущественного человека. К тому же — снова на контрасте с неподкупным начальником таможни Радищевым — известного взяточника.

Излюбленной пыткой Шешковского была такая: ударить четверным поленом по подбородку и выбить все зубы. Екатерина II доверяла «домашнему палачу» самые деликатные дела: к примеру, не привлекая внимания общественности, выкрадывать и пороть знатных дам, слишком увлекающихся дворцовыми сплетнями, а затем аккуратно возвращать несчастных на место. Его ненавидили, боялись и презирали одновременно.

За десять дней до ареста Александр Радищев уже понимал, какой эффект произвело его сочинение, и его жизнь стала похожей на шпионский детектив. Типограф Иван Шнор, за которым была установлена полицейская слежка, попросил у Радищева 50–100 книг в счёт долга за типографский станок, и Радищев не придумал ничего лучше, чем ответить, что тираж украден, хотя он лежал у него дома. Только за несколько часов до своего ареста в панике и плохом предчувствии Радищев приказал своему дворовому человеку сжечь книги, уничтожить рукописи «Путешествия» и любые компрометирующие бумаги. Самые ценные сочинения он отдал своему бывшему начальнику графу Воронцову. Правда, разрозненные заметки у него всё равно остались.

События развивались стремительно. 30 июня 1790 года к Радищеву пришла полиция, обыскала квартиру и увезла его в Петропавловскую крепость. У череды допросов была одна цель — выяснить, что побудило его напечатать «Путешествие из Петербурга в Москву» и есть ли у него сообщники в этой подрывной деятельности. Чего он хотел? Это был акт художественный, социально-политический, репутационный или коммерческий? Защита Радищева не сработала, потому что он сам себе во многом противоречил. Он заверял, что сообщников у него нет, делал он всё сам, мотивы его — чисто литературные: хотел прослыть остроумным писателем и разбавить сентиментальное путешествие острой политической публицистикой. «Дерзновенныя выражения и неприличной смелости почерпнул я, читая разных писателей, и ни с каким другим намерением, как чтобы прослыть хорошим писателем», — объяснял он на следствии. Он говорил, что вдохновился путешествием стерновского Йорика, но решил усовершенствовать задумку Стерна. Хотел принести пользу обществу и для этого смягчил сердца помещиков. Добавил юмор, чтобы было не скучно читать. С помощью книги хотел стать заметным в литературном сообществе и заработать. Как бы он ни уверял, что «разум заблуждал, сердце не было тому причастно», ситуация выходила крайне паршивой.

«Путешествие из Петербурга в Москву»

Огромное значение для русской литературы имело его произведение «Путешествие из Петербурга в Москву, выразившее его революционные идеи. «Путешествие» имеет ряд особенностей, которые отличают его от литературы предыдущих этапов, придают ему важнейшее значение для развития русской литературы. «Путешествие» имеет следующие такие особенности:

✓ демонстрирует мировоззрение автора, а именно:

• отражение концепции философского и социально-политического мировоззрения;

• выражение истинно народного протеста и гнева без примеси буржуазности;

• решение основной, глобальной задачи — борьбы с крепостничеством;

• отражение основного социального противоречия — противоречия крестьянской массы и помещиков, которое разрешается с позиции революционного народа;

✓ имеет тематическое многообразие, когда под одним углом зрения рассматривается множество проблем, среди которых:

• социально-политические проблемы: крепостное право, помещичество, монархия, революция;

• тема народа;

• проблемы философии и права;

• проблемы морали;

• бытовые проблемы;

• вопросы воспитания;

• искусство и литература;

✓ использование множества художественных средств для демонстрации реальности российской жизни, в частности ужаса крепостничества;

✓ проводит следующие главные идеи:

• использование правовой и экономической аргументации в доказательстве неправомерности крепостничества;

• отрицание, критика и ненависть по отношению к монархии, которая превращает жизнь крестьян в ад;

• крестьянская революция — единственный способ спасти народ от тирании помещиков и царя, оправдание революции с точки зрения закона;

• проведение мысли о том, что развращенность помещиков основана на их рабовладельческом, крепостном праве;

• отрицание наличия у дворянства каких-либо добродетелей, а существование у них только лишь пороков, отравляющих все общество;

• восторженная оценка народных достоинств как противопоставление деградации класса помещиков и дворянства, и это выражается в следующем:

— положительные образы крестьян;

— наделение крестьян различными психологическими характеристиками и добродетелями;

— описание несчастных судеб и историй героев-крестьян;

✓ признание народной поэзии высшей ценностью, что отличает творчество Радищева от более ранних авторов, которые также стремились использовать фольклорные традиции, но с целью допущения этих явлений в круг высоких эстетических явлений, тогда как у Радищева народная поэзия сама по себе имеет ценность и является основой подлинного искусства;

✓ рассуждение и анализ пугачевского восстания, сочувствие по отношению к этому, что было новаторством, так как данная тема вообще не поднималась в русской литературе конца XVIII в. по причине ее запрета.

Метод, жанр и стиль книги А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

Он был первым в России дворянским революционером, возвысившим свой голос в защиту угнетенного крестьянства и осудившим крепостничество. Он был итогом накопления сил демократической мысли, и он явился на заре будущих революционных движений, — декабристского ближайшим образом.

«Путешествие из Петербурга в Москву» — рупор народного протеста и гнева, в наименьшей степени преломленного сквозь призму буржуазности в силу специфических русских условий.

Первая, основная задача «Путешествия» — борьба с крепостничеством: борьба с угнетением человека человеком вообще. «П.» — художественное произведение, и Р. В ряде образов стремится показать неправоту, ужас, нелепость, варварство крепостного права. Именно обращение к народной поэзии могло сыграть роль наиболее мощного импульса реализма в искусстве; стихия народного искусства, сближавшая писателя с народом, самая объективность коллективного опыта, отстоявшегося в фольклоре, реализм мировоззрения и стиля фольклора, возникшего как правдивое отражение народной жизни, — все это давало фольклорному искусству ту силу опоры и воздействия, которое могло оплодотворить искусство «книжное» на путях преодоления классицизма и в поисках жизненности. Такое понимание фольклора именно и отличает Р. Человеческие образы, созданные им типологичны не в рационалистически-классическом смысле, а в собирательно-социальном, что не противоречит индивидуальности их черт.

Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного человека. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и неиспорченного цивилизацией. Пробуждается интерес к фольклору, истории и этнографии.

В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

Трагическая судьба В. А. Жуковского оказала влияние на его поэзию (“Жизнь и поэзия — одно”). Его любовь к Маше Протасовой, которую выдали замуж за другого, потом ее смерть, потеря друзей, чувство обездоленности с детства, одиночество обусловили основные мотивы лирики поэта. Несчастная любовь и разлука — мотив почти всех баллад — имеют явно автобиографическое происхождение. Теон в стихотворении “Теон и Эсхин”, рыцарь Тогенбург в одноименной балладе, судьба Алины и Альсима напоминают нам самого Жуковского и его судьбу. Характерен для поэзии Жуковского и мотив умирания. В элегии “Вечер” Жуковский вспоминает своих умерших друзей, изображает “угасание” природы, наступление ночи, когда знакомый окружающий пейзаж становится как бы ирреальным: луч зари “умирает”, “угасает” река, а что является на месте их? Знак другого мира — “луна”. Вечернее время и неверный свет луны создают атмосферу таинственности, “ущербная луна”, “сумрак”, “туман” — непременные атрибуты мистической поэзии. Проникнуть в запредельное человеческая душа способна именно в вечерний, тихий час (“Вечер”, “Невыразимое”).

В балладе “Людмила” изображается бешеная скачка Людмилы и ее жениха на коне (символ перехода в иной мир). Мистический пейзаж и дорога в балладах всегда означают “поездку” в мир иной, часто герои баллады находят свой конец в результате этой поездки. В балладе “Лесной царь” “ездок оробелый не скачет, летит”. Это и гипербола, и элемент фантастики, отмечающий встречу с потусторонними силами. В результате ребенок умирает. В “Людмиле” мертвецы появляются в конце баллады, жених Людмилы — мертвец, “тихая юноши могила” изображена в элегии “Вечер”, в элегии “Теон и Эсхин” упоминается “безмолвный, таинственный гроб”. Слова-лейтмотивы помогают противопоставить два мира: “здесь” и “там”, “настоящее” и “грядущее”, “невыразимое” и подвластное “выраженью”. В балладе “Светлана” “голубочек белый”, символ Святого Духа, спасает героиню от пагубного воздействия темных сил. Жених Светланы как бы возвращается с “того света”, но он жив здоров, все кончилось хорошо благодаря вере Светланы, которая, в отличие от Людмилы, не ропщет на Бога и — главное — не теряет веры и любви. Если Людмила, считая возлюбленного убитым, восклицает: “Сердце верить отказалось”, то Светлана живет надеждой на встречу.

«Скорбь о неизвестном, стремленье вдаль, любви тоска, томление разлуки» остались существенными нотами поэзии Жуковского. Характер её почти исключительно зависел от идеально мистического настроения поэта, вызванного неосуществившимися мечтами о счастливой любви. Обстоятельства времени, сантиментально-меланхолические литерат. вкусы, развившиеся в нашем обществе к этому времени, — как нельзя лучше пришлись к субъективному, личному чувству Жуковского. Внесением романтического содержания в свою поэзию Жуковский значительно расширил утвердившийся до него сантиментализм нашей литературы; но, развивая романтические мотивы, Жуковский опять следовал больше всего указаниям того же чувства.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Из содержания средневекового романтизма он брал только то, что отвечало его собственным идеально-мистическим стремлениям и мечтам. Значение Жуковского состояло в том, что поэзия его, будучи субъективною, в то же время служила общим интересам нашего умственного развития. Субъективизм Жуковского был важным шагом вперёд по пути отрешения русской литературы от холода псевдоклассицизма. Она внесла в русскую литературу малоизвестный ей дотоле мир внутренней жизни; она развивала идеи человечности и своим неподдельным, задушевным чувством возвышала нравственные требования и идеалы.

Общий характер поэзии Жуковского вполне выразился в первый период поэтической деятельности его, к 1815 — 16 гг. : позднее его оригинальное творчество почти иссякает и воздействие его на русскую литературу выражается почти исключительно в переводах, принадлежащих к крупнейшим фактам истории нашей литературы. Помимо высокого совершенства формы, мягкого, плавного и изящного стиха, они важны тем, что ознакомили русского читателя с лучшими явлениями европейского литературного творчества.

«Благодаря Жуковскому», говорил Белинский, «немецкая поэзия — нам родная». По тому времени это была высокая задача, открывавшая русскому читателю совершенно новые и широкие горизонты.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Метод, жанр и стиль книги А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Метод, жанр и стиль книги А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Метод, жанр и стиль книги А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • По повести Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

Александр Николаевич Радищев создавал свое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» в течении десяти лет. Среди многочисленных творений автора, именно эта книга стала наиболее популярна в литературных кругах. Сначала она издавалась без всякого упоминания её автора. Литературные критики были поражены смелостью и дерзостью создателя столь откровенного повествования, который не боялся открыто высказываться о сильных мира сего и вообще о существующем в то время самодержавии в таком негативном ключе. Сама Екатерина, после того как имя автора стало известно, сравнила Радищева с самим Пугачевым. Кроме того, книга очень изменила жизнь писателя, ведь сразу после её издания он был арестован за обнародование своих вольных домыслов и якобы призыв крестьян к восстанию. По этой причине Радищев стал некой легендой своего времени, дворянином – революционером, не желающим мириться с купанием в роскоши помещиков и чиновников, между тем как крепостные крестьяне умирают от голода, работая по семь дней в неделю от зари до зари.

В своем произведении он достаточно ярко описывает всю изнанку России, страну, где царит беззаконие и хаос. По пути ему встречаются разные люди, из разных слоев населения и разного социального статуса. Каждый город – новая глава. Рассказ ведётся от лица одного путешественника, который в своем дневнике оставлял заметки о каждом населенном пункте, в котором ему приходилось останавливаться, описывал особенности жизни в том или ином городе. Все его записи сводились к тому, что где бы он не был, везде процветала коррупция и произвол среди чиновников. Помещики не считали своих крестьян за людей, с лёгкостью могли продать крепостного за порцию устриц или за новую карету. Путешественник принимал всю эту несправедливость достаточно близко к сердцу, ему до слез было обидно за русский народ, угнетаемый и униженный этими хозяевами жизни.

Люди, которые попадаются на его пути в большинстве своем обездоленные, бесправные и несчастные крестьяне. Они делятся с путешественником своими проблемами и жалуются на беспредел, творимый в их городе. Иногда среди его собеседников попадаются и помещики, которые отличаются порядочностью, но они, хоть и не довольны сложившейся ситуацией в стране, ничего не могут изменить и идти против всего капиталистического строя. Поэтому Радищев призывает их всех к восстанию и революции.

Второстепенные персонажи

Проведя анализ «Из Петербурга в Москву», можно сказать, что автор показал в своем произведении материальное и правовое положение всех классов. Книга заканчивается «Словом о Ломоносове», указывая на то, что его вера в народ не беспочвенна.

Образ господина Ч

Этот человек поведал рассказчику свою историю о неудачном морском путешествии. Во время прогулки из-за отлива и шторма корабль застрял в камнях всего лишь в полутора километрах от берега. Чтобы его вытащить, нужна была помощь со стороны. Рулевой судна по имени Павел решил доплыть до берега и попросить помочь людям. Но ему отказали, так как начальник спал, а будить его нельзя было.

Конечно, нашлись добрые и отзывчивые люди, которые готовы были оказать помощь. Корабль удалось вытащить, и он отправился в путь.

После этих событий господин Ч. решил добраться до начальника с целью получить от него ответ, разобраться в сложившейся ситуации. Но его реакция была невозмутимой. Он ответил, что в его обязанности не входит спасение людей.

Барон Дурындин и слепой старик

Рассказчику пришло письмо, где сообщалось о браке престарелого барона и некой дамы, которая ранее была женщиной легкого поведения. Сейчас она владелица собственного «дома терпимости», на котором заработала довольно хорошие деньги.

Союз этот, конечно, основан не на светлых чувствах. Барон явно заинтересован в богатстве, а женщина не хочет встречать старость в одиночку.

Также в произведении главному герою встречается слепой старик. Встреча произошла на станции, мимо которой проезжал рассказчик. Старец пел, за что получал копейки. Главный персонаж предложил этому человеку деньги, но тот отказался, попросил дать ему что-нибудь, что поможет согреться зимой. Рассказчик подарил ему теплый платок.

Спустя какое-то время главный герой узнает о смерти старика. Ему было приятно осознавать, что подаренная вещь пригодилась старцу, так как он ходил в платке все оставшееся время, его даже похоронили в нем.

В повести особое внимание уделяется описанию жизни нищих людей, а точнее крестьян. Автор показывает тяжесть их труда, страдания народа. Он рассказывает о помещике, который отнял у них все — землю и свободу. Люди работают, чтобы их дети не умерли с голоду. Крестьяне измучены барщиной.

Каждый человек, который встречается рассказчику на пути, живет своей жизнью. Но эти встречи оставляют глубокий след в его сердце и мировоззрении. Он открывает глаза на многие проблемы, список которых огромен, меняет свои убеждения и взгляды.

Смысл произведения в том, что стране нужны перемены, новая власть и другие законы, которые будут защищать простой народ, а не знать.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • По повести Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

Александр Николаевич Радищев создавал свое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» в течении десяти лет. Среди многочисленных творений автора, именно эта книга стала наиболее популярна в литературных кругах. Сначала она издавалась без всякого упоминания её автора. Литературные критики были поражены смелостью и дерзостью создателя столь откровенного повествования, который не боялся открыто высказываться о сильных мира сего и вообще о существующем в то время самодержавии в таком негативном ключе. Сама Екатерина, после того как имя автора стало известно, сравнила Радищева с самим Пугачевым. Кроме того, книга очень изменила жизнь писателя, ведь сразу после её издания он был арестован за обнародование своих вольных домыслов и якобы призыв крестьян к восстанию. По этой причине Радищев стал некой легендой своего времени, дворянином – революционером, не желающим мириться с купанием в роскоши помещиков и чиновников, между тем как крепостные крестьяне умирают от голода, работая по семь дней в неделю от зари до зари.

В своем произведении он достаточно ярко описывает всю изнанку России, страну, где царит беззаконие и хаос. По пути ему встречаются разные люди, из разных слоев населения и разного социального статуса. Каждый город – новая глава. Рассказ ведётся от лица одного путешественника, который в своем дневнике оставлял заметки о каждом населенном пункте, в котором ему приходилось останавливаться, описывал особенности жизни в том или ином городе. Все его записи сводились к тому, что где бы он не был, везде процветала коррупция и произвол среди чиновников. Помещики не считали своих крестьян за людей, с лёгкостью могли продать крепостного за порцию устриц или за новую карету. Путешественник принимал всю эту несправедливость достаточно близко к сердцу, ему до слез было обидно за русский народ, угнетаемый и униженный этими хозяевами жизни.

Люди, которые попадаются на его пути в большинстве своем обездоленные, бесправные и несчастные крестьяне. Они делятся с путешественником своими проблемами и жалуются на беспредел, творимый в их городе. Иногда среди его собеседников попадаются и помещики, которые отличаются порядочностью, но они, хоть и не довольны сложившейся ситуацией в стране, ничего не могут изменить и идти против всего капиталистического строя. Поэтому Радищев призывает их всех к восстанию и революции.

Второстепенные персонажи

Проведя анализ «Из Петербурга в Москву», можно сказать, что автор показал в своем произведении материальное и правовое положение всех классов. Книга заканчивается «Словом о Ломоносове», указывая на то, что его вера в народ не беспочвенна.

Образ господина Ч

Этот человек поведал рассказчику свою историю о неудачном морском путешествии. Во время прогулки из-за отлива и шторма корабль застрял в камнях всего лишь в полутора километрах от берега. Чтобы его вытащить, нужна была помощь со стороны. Рулевой судна по имени Павел решил доплыть до берега и попросить помочь людям. Но ему отказали, так как начальник спал, а будить его нельзя было.

Конечно, нашлись добрые и отзывчивые люди, которые готовы были оказать помощь. Корабль удалось вытащить, и он отправился в путь.

После этих событий господин Ч. решил добраться до начальника с целью получить от него ответ, разобраться в сложившейся ситуации. Но его реакция была невозмутимой. Он ответил, что в его обязанности не входит спасение людей.

Барон Дурындин и слепой старик

Рассказчику пришло письмо, где сообщалось о браке престарелого барона и некой дамы, которая ранее была женщиной легкого поведения. Сейчас она владелица собственного «дома терпимости», на котором заработала довольно хорошие деньги.

Союз этот, конечно, основан не на светлых чувствах. Барон явно заинтересован в богатстве, а женщина не хочет встречать старость в одиночку.

Также в произведении главному герою встречается слепой старик. Встреча произошла на станции, мимо которой проезжал рассказчик. Старец пел, за что получал копейки. Главный персонаж предложил этому человеку деньги, но тот отказался, попросил дать ему что-нибудь, что поможет согреться зимой. Рассказчик подарил ему теплый платок.

Спустя какое-то время главный герой узнает о смерти старика. Ему было приятно осознавать, что подаренная вещь пригодилась старцу, так как он ходил в платке все оставшееся время, его даже похоронили в нем.

В повести особое внимание уделяется описанию жизни нищих людей, а точнее крестьян. Автор показывает тяжесть их труда, страдания народа. Он рассказывает о помещике, который отнял у них все — землю и свободу. Люди работают, чтобы их дети не умерли с голоду. Крестьяне измучены барщиной.

Каждый человек, который встречается рассказчику на пути, живет своей жизнью. Но эти встречи оставляют глубокий след в его сердце и мировоззрении. Он открывает глаза на многие проблемы, список которых огромен, меняет свои убеждения и взгляды.

Смысл произведения в том, что стране нужны перемены, новая власть и другие законы, которые будут защищать простой народ, а не знать.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

  • Сочинение по произведению повелитель мух
  • Сочинение по произведению полтава 7 класс сравнение петра 1 и карла 12
  • Сочинение по произведению песчаная учительница
  • Сочинение по произведению преступление и наказание 10 класс
  • Сочинение по произведению портрет дориана грея