Сочинение по произведению пушкина сказка о рыбаке и рыбке

Есть предел человеческим желаниям? вообще, есть, но некоторые люди забывают об умеренности и тогда просто не могут остановиться. по моему

Есть предел человеческим желаниям? Вообще, есть, но некоторые люди забывают об умеренности и тогда просто не могут остановиться. По моему мнению, именно такой теме посвящено сказку А. Пушкина “О рыбаке и рыбке”.
Старик со старухой жили тридцать три года на берегу синего моря в “ветхой землянке”, “дед ловил неводом рыбу, а баба ткала пряжу”. Жили они тихо и спокойно до тех пор, пака дед не поймал золотую рыбку. Старый был хорошим человеком, так бы и отпустил ее, даже ничего не попросив. Совсем другой была баба! Ее желанием не было
предела. Сначала ей захотелось новое корыто, затем – новый дом, захотелось стать дворянкой, царицей и наконец – морской владычицей.
Золотая рыбка исполняла все желания сварливой бабы, и только быть у нее на побегушках она не смогла. Следовало остановить стремительность желаний старой, именно это и сделала золотая рыбка. И вместо “моря-окияна” баба снова оказалась в своей землянке у расколотого корыта.
Действительно, баба была очень корыстной, эгоистичной и ни разу в своих желаниях не упомянула деда. Ее сердце окаменело от жадности. Поэтому наказание ее было справедливым. Автор нам показывает, что жадность к хорошему людей не приводит, и главное в жизни это оставаться человеком.
(3 votes, average: 3.33 out of 5)
Loading…

Похожие сочинения:

Сочинение по сказке Андерсена “Стойкий оловянный солдатик” Что дает человеку силы? Для одних – это власть, для других – деньги, третьи считают, что это друзья, родные и близкие люди. А иногда такой силой является любовь, которая окрыляет…
Сочинение по японской народной сказке “Иссумбоси, или Мальчик-с-пальчик” Как известно, героями становятся сильные и смелые мужчины. А что может маленький мальчик? Оказывается, очень много. И, чтобы стать героем, вовсе не обязательно быть великаном. Лучшим примером этого является Японская…
Сочинение по сказке “Снежная королева” Ханса Кристиана Андерсена Лето было жарким. Я мечтала о мороженом, прохладе и вспоминала зимние каникулы. Так, мечтая, я шла в сельскую библиотеку. Наш библиотекарь, предложила мне книжку с нового приобретения – “Снежная королева”…
Сочинение по сказке Дж. Р. Киплинга “Маугли” В детстве мы знакомимся со многими интересными сказками, рассказами, стихами. Но на меня большое впечатление произвела книга Дж. Редьярда Киплинга “Книга Джунглей”. Когда я прочитал “Маугли” – одно из произведений…
Сочинение по повести-сказке “Машина для исполнения желаний” Люди часто любят загадывать желания, даже самые удивительные. Всегда ли они осуществляются? На этот вопрос ответить сложно, поскольку все зависит от многих причин. Возможно, поэтому люди во все времена мечтали…
Сочинение по китайской народной сказке “Кисточка Маляна” Какими бывают мечты? Различными, конечно. А у Маляна, героя китайской народной сказки, самой большой мечтой было желание научиться рисовать. И мальчик был из бедной семьи и поэтому не имел кисточки….
Сочинение по сказке Х. К. Андерсена “Гадкий утенок” Лебеди… Кто из нас не любит этих величественных белоснежных птиц с гордой осанкой! Смотрю на них и вспоминаю датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. Недавно я прочитала “Гадкий утенок”. Какое чудо…
Сочинение по сказке Оскара Уайльда Звездный мальчик Я мечтал, чтобы зло в мире было наказано. Мне очень интересно было читать Сказку Оскара Уайльда “Звездный мальчик”. О чем она? О холоде – зло и тепло – добро и…
Сочинение по сказке Антона Сияника “Никита Кожемяка” Я очень люблю читать книги. Книги делают нашу жизнь интереснее, разнообразнее, учат нас мудрости и справедливости, захватывают и веселят, подсказывают выход из сложных ситуаций. Во время летних каникул я прочитала…
Сочинение на тему “Добро и зло в сказке Г. Х. Андерсена “Снежная Королева” Ганс-Христиан Андерсен – знаменитый датский сказочник, написавший множество замечательных произведений. Одной из любимых для многих детей является сказка “Снежная Королева”. Ее любят за то, что главная героиня – простая девочка…
Сочинение по индийской народной сказке “Хитрый шакал” Мошенничество – очень страшная вещь, в каком бы виде оно не появилось в мире. Эта человеческий недостаток довольно распространен, поэтому оно неоднократно высмеивалась в сказках. В частности, этой теме посвящена…
ЧУДЕСА В “СКАЗКЕ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ” ЧУДЕСА В “СКАЗКЕ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ” > А. С. ПУШКИНА Сказок без чудес не бывает. Это знают все. Стоит лишь раскрыть книгу – и сразу попадаешь…
Хорошо делай – хорошо и будет: Сочинение по сказке братьев Гримм “Госпожа Метелица” Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что работящих всегда любят, а ленивых не жалуют. И не только потому, что трудолюбивые больше успевают. Просто, по моему мнению, работящие являются более надежными людьми,…
Настя и Митраша (по сказке “Кладовая солнца”) Сказка-быль “Кладовая солнца” М. М. Пришвина посвящена реальным событиям. В ней описывается жизнь русской деревни в послевоенные годы. Мы видим и трудности деревенских жителей и их необыкновенную сплоченность. Главные герои…
Добро и зло в сказке Маршака “Двенадцать месяцев” Сказка “Двенадцать месяцев” рассказывает нам о девушке “падчерицы”, которая мне очень сильно симпатизирует. Маршак изобразил главную героиню сказки очень доброй и приветливой девочкой, чем пользовались другие негативные герои. В качестве…
Сочинение на тему: Мое любимое время года – осень Вот и наступила осень. С середины сентября до, примерно, середины октября листья на деревьях из зеленых станут золотыми и рыжими. Этот период называют золотая осень. Трава в степи жухнет и…
Сочинение на тему Метель в повести А. С. Пушкина А. С. Пушкин часто размышлял о роли случая в жизни человека. От чего зависит человеческая судьба? Насколько предопределены события? Может ли человек сам менять свою жизнь? Эти вопросы Пушкин ставил…
Анализ стихотворения Бальмонта “Золотая рыбка Каждый человек в глубине души верит в чудеса, даже если обладает прагматичным складом ума. Однако детские сказки и предания откладывают на всех нас свой отпечаток. Что уж говорить про романтические…
Сочинение на тему Романтизм и ирония в “Повестях Белкина” А. С. Пушкина “Повести Белкина” являются одним из лучших образцов реалистической прозы XIX века. Построены они довольно необычно: небольшие картинки из жизни имеют своеобразные романтические сюжеты, которые можно назвать “вечными”. На самом деле,…
Сочинение на тему “Беда научит, как на свете жить” Представим, что в наших руках оказалась золотая рыбка, бутылка с джином или волшебная фея… Проще говоря, представим, что у нас появилась возможность загадать одно желание, которое бы обязательно сбылось. Наверное,…
Сочинение по трагедии Александра Пушкина “Борис Годунов” А. С. Пушкин – один из немногих известных литературных гениев, творчество которых отличается жанровым разнообразием. Вот и трагедия “Борис Годунов” не является исключением: яркая историко-политическая тематика выделяется на фоне преобладающей…
Сочинение по произведению “Дубровский” А. С. Пушкина В произведении “Дубровский” выдающегося русского классика Александра Сергеевича Пушкина можно увидеть различные яркие образы и крестьян, и людей дворянского происхождения. Автор очень гордится людьми из народа, их духовностью и богатством…
Письмо Коту из поэмы Пушкина “Руслан и Людмила” Доброго дня, уважаемый господин Кот! Получив возможность написать письмо любимому литературному герою, я выбрала именно Вас! А вдохновил меня на написание этого письма Вступление к поэме Александра Пушкина “Руслан и…
Сила настоящего искусства в сказке Андерсена “Соловей” Сюжет сказки чрезвычайно прост. Император, прочитав о соловье, захотел его увидеть и услышать. И был очень удивлен, увидев невзрачную маленькую серенькую птичку, ведь он представлял ее совсем другой. И когда…
Сочинение на тему Благородство против подлости (По роману А. С. Пушкина “Дубровский”) А. С. Пушкин всю свою жизнь ненавидел подлость, несправедливость и самодурство. Своими произведениями он боролся против них, Особенно ярко это проявляется в его романе “Дубровский”. В этом романе Пушкин противопоставляет…
Сочинение на тему Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка&quot 1 вариант сочинения. В повести “Капитанская дочка” Пушкин нарисовал яркие образы. Описывая поступки героев, их отношение к окружающим, их внешность, передавая мысли и чувства, писатель создает у нас четкое представление…
Сочинение, анализ поэмы-сказки А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” “Руслан и Людмила” 1818-1820 Пушкин Александр Сергеевич >>> После празднования свадьбы Руслана (красивый покоритель печенегов) и Людмилы (красивая принцесса), которые проживают в период средневековья на славянских землях, волшебным образом неизвестные…
Сочинение на тему Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка&quot Повесть А. С. Пушкина называется “Капитанская дочка”, но как раз Машу Миронову можно назвать второстепенным действующим лицом. Сюжетное напряжение повести держится на трех опорных точках. Это образы Швабрина, Гринева и…
“САМОГО ГЛАВНОГО ГЛАЗАМИ НЕ УВИДИШЬ” (по сказке А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”) “САМОГО ГЛАВНОГО ГЛАЗАМИ НЕ УВИДИШЬ” (по сказке А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”) Благодаря нравственному содержанию произведений А. де Сент-Экзюпери интерес к ним никогда не ослабевает. Его герои – летчики –…
СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТИХОТВОРЕНИИ А. С. ПУШКИНА “К ЧААДАЕВУ” Читая стихи Пушкина, мы не только попадаем под обаяние его изумительного поэтического дара, но и открываем для себя особый талант этого поэта – талант дружбы. Стихотворения, посвященные дружбе, занимают особое…
Сочинение по сказке Пушкина “О рыбаке и рыбке”

Варламова Е.А.  Развитие речи в начальной школе (из опыта работы) // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 08.01.2022).

Заказ № 229002


Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – залог успешного обучения.

Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика — показатель его умственного развития.

В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Задачи учителя заключаются в том, что необходимо:

  • обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио);
  • обеспечить создание речевых ситуаций;
  • обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;
  • вести постоянную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения;
  • создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

В работе над развитием речи выделяют следующие направления:

  • словарная работа (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса),
  • работа над предложением и словосочетаниями в плане развития речи.
  • развитие связной речи (сочинения, изложения, работа по картинам), 

Работа над словарем.

Признак развития человека – богатый словарный запас. Поэтому, начиная с раннего возраста, работе со словарем придается большое значение. В начальной школе словарная работа проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.

Школьники усваивают лексику, связанную с математикой, с изучением природы, музыки, ИЗО, с производительным трудом, общественной жизнью, играми, спортом и т.д. Но более половины новых слов младший школьник получает через уроки русского языка – чтения, грамматики.

При работе со словами мною применяются такие приёмы, как демонстрация предмета, рисунки, показ действий, введение слова в предложение; раскрытие значения слова при помощи толкования; подбор однокоренных слов; отгадывание загадок; составление предложения с данными словами; подбор к словам, которые обозначают предметы, однокоренных со значением действия.

Вот, например, работа со словом ЯБЛОКО.

Отгадывание загадок. 

(Круглое, румяное, я расту на ветке. 

Любят меня взрослые и маленькие детки). Показ рисунка с изображением яблока. 

Введение слова в предложение (В саду поспели сладкие яблоки). Подбор словосочетаний (яблочный вкус, яблочное варенье и т. д.) 

Характеристика слова яблоко по его приметах (яблоко какое? румяное, сладкое, кислое, зелёное, спелое и т. д.) 

Когда так говорят? (Яблоку негде упасть.) 

Или во 2 классе при изучении русской народной сказки “ У страха глаза велики” показываю изображения животных. Можно дать сообщения о них.

Объясняются значения слов: колода, колодец. напёрсток. Показываю это наглядно и закрепляю значения слов при чтении текста. При чтении сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» разбираем, что корыто и колода одно и то же слово.

Также очень хорошо даётся и значение, и орфография слов в электронном приложении к учебнику русский язык. Например, знакомимся со словом «родина». Даем лексическое значение, а потом применяем новое слово в речи. Дается пословица, где пропущено новое слово «родина». Например, «Человек без родины, что (воробей, соловей, сорока) без песни. Заучиваем эту пословицу, записываем её и выделяем орфограммы. Так на каждое новое словарное слово.

Или знакомство со словом «октябрь». Ввожу знакомство с этим словом через задания, можно в группе. Я давала ребятам планшеты и на планшетах они записывали ответы на задание, где в результате получилось слово «октябрь». Потом составляли предложения и записывали их в тетрадь.

Работа над словосочетанием и предложением.

В речевой практике словосочетание используется только через предложение. Установлено, что наибольшее число синтаксических ошибок допускается учащимися, именно в словосочетаниях.

Работу над словосочетанием провожу следующую: 

  • во-первых, выделяем словосочетание в предложении и устанавливаем связи между словами при помощи вопросов; 
  • во-вторых, составляем самостоятельные словосочетания при изучении частей речи.

Уже со 2 класса на уроках русского языка мы учимся выделять словосочетания из предложений и выписывать их. Сначала устно устанавливаем связь со второстепенными членами при помощи дуг и карандаша, затем словосочетания выписываем с вопросом, а к 4 классу стараемся выписывать без вопросов. Например:

На дереве сидел рыжий кот.

Выделяем грамматическую основу. Составляем схему предложения и по данной схеме и составляем новое предложение.

Такая работа ценна не только для развития речи, но и для изучения грамматики, для ясного понимания детьми внутренних связей в предложении.

Предложение — основа для проведения всей орфографической и словарной работы.Большую роль в развитии речи играет работа над предложением. Она ведется систематически в течение всего времени. Без умения выражать отдельные мысли в предложении и передавать их в логической последовательности, невозможна связная речь.

Особое место я отвожу составлению предложений по рисунку, опорным словам, вопросам и т. д.

Вот некоторые виды работы над предложением:

  • только полные ответы на вопросы;
  • постановка учащимися вопросов к предложению;
  • распространение предложения по вопросам и без вопросов;
  • составление предложений на ту или иную тему;
  • составление предложений по картинке, по прочитанному тексту;
  • составление словосочетаний разного типа и их включения в предложения;
  • соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или сложное;
  • восстановление деформированного предложения.

Например, даю словарные слова. Прошу ребят составить предложения, используя все три слова.

Или, даю 4-5 словарных слов, где дети составляют предложения, объединённые одной темой. Детям, такое задание очень нравится, потому что порой получаются смешные тексты.

И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку школьников к развитию навыков связной речи.

Работа над связной речью.

Методика начальной школы предусматривает работу над следующими видами связной речи:

  • развернутые ответы на вопросы;
  • анализ прочитанного;
  • устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям;
  • записи по наблюдениям, ведение рабочих тетрадей по окружающему миру и литературному;
  • рассказывание художественных текстов, заученных на память;
  • импровизация сказок;
  • диалоги;
  • словесное рисование;
  • письменное изложение образцовых текстов;
  • письменные сочинения разнообразных типов;

Упражнения в связной речи также делю на три типа вида:

  • упражнения по образцу (отношу изложения, устный пересказ, чтение наизусть),
  • упражнения, связанные с перестройкой текста. 
  • творческие. 

Считаю, что развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений:

  • во-первых, умение осмыслить тему;
  • во-вторых, умение собирать материал по данной теме;
  • в-третьих, умение составить план;
  • в-четвертых, подготовить языковые средства (лексику, отдельные предложения, фрагменты текста, правописание трудных слов);
  • в-пятых, составить весь текст;
  • в-шестых, совершенствовать написание.

Каждое упражнение в связном тексте предполагает использование всего комплекса этих умений. Но учить всем умениям сразу в одинаковой степени невозможно. Поэтому на каждом уроке, где учащиеся составляют тот или иной вид связного текста, будь то изложение или рассказ, пересказ или сочинение, письмо или отзыв о прочитанной книге, должна быть четко определена задача обучения.

Редкий урок проходит без пересказа. При этом поясняю учащимся, что в пересказе должна звучать живая речь самого школьника, а не заучен или зазубрен образец. Веду работу над следующими видами пересказов: подробный, близкий к тексту, краткий или сжатый, выборочный, с перестройкой текста, с творческим дополнением. При этом соблюдаю последовательность: от подробного пересказа (и выборочного) к пересказу сжатому (он связан с составлением плана).  По литературному чтению мы ведём тетрадочки, где мы сочиняем, рисуем, составляем планы. Например, после изучения сказки «Гуси лебеди», я разбила эту сказку на смысловые предложения – все предложения перепутала, дала в качестве домашнего задания восстановить последовательность предложений. Так мы перешли от подробного пересказа к сжатому.

Или изучая, произведение Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», дети составляли характеристику героев по плану, где одним из пунктов было Моё отношение к герою.

(Зачитать)

После изучения произведения Толстого мы составляли отзыв по прочитанному произведению. Я давала примерный план. (зачитать).

Постоянно ведётся работа с пословицами: найти концовку, найди пословицу, которая соответствует рассказу и т. д

Следуя требованиям современной методики преподавания русского языка в начальной школе, организую работу над простейшими типами текст:

  • составление связного текста из данных предложений.
  • ученики усваивают важнейшие требования к связной речи – последовательное изложение мыслей.
  • восстановление деформированного текста; 
  • усвоение учащимися порядка слов в простом предложении, а предложений в тексте.
  • деление сплошного текста на отдельные предложения.

Это упражнение помогает учащимся находить границы предложения и в собственной речи.

  • распространение предложения;
  • составление текста по вопросам; 
  • составление связного текста по опорным словам;

Все эти упражнения являются подготовкой к написанию изложения.  Они играют важную роль в развитии речи школьников. Изложение обогащает словарный запас, развивает навык самостоятельной передачи мысли, закрепляет знания по грамматике и орфографии. Дети излагают текст по вопросам, выделяют главную мысль текста, находят предложения, которые могут быть ответами на поставленные вопросы, подбирают заголовок ко всему тексту или его части. Обязательным условием логического, последовательного изложения я считаю умение составить план будущей письменной работы, представить её содержание и структуру. При обучении детей написанию изложений я придерживаюсь следующей последовательности:

  1. Знакомство с текстом. 
  2. Анализ текста по вопросам с целью проверки восприятия прочитанного. 
  3. Деление текста на части и составление плана его изложения.
  4. Словарная работа (выяснение смысла отдельных слов, орфографическая подготовка). 
  5. Устный пересказ текста учениками. 
  6. Запись текста.

Почётное место в работе по развитию речи занимают сочинения. Написание сочинение — сложный вид деятельности. На протяжении всей начальной школы учащиеся овладевают основными видами сочинений:

  • сочинения по наблюдениям;
  • сочинения по картинам;
  • сочинения по рисунку (описание предмета);
  • сочинения с элементами рассуждения.

В начальной школе ученики знакомятся с основными типами сочинений: сочинение – повествование, сочинение – описание, сочинение – рассуждение.

Фрагмент работы над сочинением по картинкам во 2 классе (1 полугодие).

(презентация урока)

Большую помощь в подготовке к изложению и сочинению мне оказывает сборник 

«Приложение к журналу начальная школа» Здесь даётся поурочное планирование уроков по развитию речи со 2 по 4 класс. Это моя настольная книга.

Я продолжаю работать над данной темой и во внеклассное время. Когда-то я тесно сотрудничала с муз школой, где дополнительно проходили занятия «Слушание музыки», «Театр», где мы с ребятами показывали театрализованные представления. 

Вот некоторые из них:

Теперь я не сотрудничаю с музыкальной школой, но продолжаю каждый год показывать театрализованные представления. Например, в прошлом году со своими первочками, во 2 четверти мы показали сказку «Приключение Маши и Вити» на экологический лад для воспитанников дет сада №6 подготовительной группы. А в 3 четверти мы провели «Прощание с Азбукой». Представление было построено в виде инсценировки сказки «Теремок».

На протяжении многих лет мои ребята участвуют в областном конкурсе «Слово доброе посеять», В номинации «Художественное слово» ребята занимают призовые места.

В 2016 году Паршина Полина заняла 1 место, 2017 – Присталова Карина 2 место, В этом году Присталова Карина заняла 1 место.

А также в моём классе выделен один час внеурочной деятельности, где я продолжаю работу по развитию речи через работу с текстом. Пособие является дополнением к учебникам по литературному чтению. Используя рабочее пособие, получаю возможность развивать общеучебные умения учащихся, делать уроки познавательными интересными, работать с учётом особенностей и способностей каждого учащегося.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».

Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».

Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».

Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле».

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»

Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».

Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке» — самая простая и назидательная из всех сказок Пушкина. Он написал ее в 1833 г. в Болдино. За основу поэт взял одну из сказок братьев Гримм, но серьезно ее переработал в духе русских национальных традиций.

Главный смысл сказки о золотой рыбке заключается в порицании человеческой жадности. Пушкин показывает, что это отрицательное качество присуще всем людям, независимо от материального или общественного положения. В центре сюжета – бедные старик со старухой, прожившие у моря всю свою жизнь. Несмотря на то, что оба работали в поте лица, они так и не нажили хоть какого-нибудь состояния. Старик продолжает ловить рыбу для пропитания, а старуха целыми днями сидит за «своей пряжей». Пушкин не указывает причины, но у бедных стариков нет детей, либо они давно покинули своих родителей. Это еще больше увеличивает их страдания, так как надеяться им больше не на кого.

Старик часто остается без улова, но однажды ему улыбается удача. Невод приносит волшебную золотую рыбку, которая в обмен на свободу предлагает старику исполнить любое его желание. Даже бедность не способна уничтожить в старике чувства добра и сострадания. Он просто так отпускает рыбку, говоря «Бог с тобою».

Совсем другие чувства рождаются в душе у старухи при известии об улове мужа. Она обрушивается на него с яростной руганью, обвиняя старика в глупости. Но сама, видимо, до конца не верит в волшебное обещание, так как для проверки просит всего лишь новое корыто.

После исполнения желания старуха входит во вкус. Ее аппетит разгорается, и с каждым разом она посылает старика с еще большими запросами. Причем становится заметна убогость мышления человека, вся жизнь которого прошла в бедности. Ей не хватает ума, чтобы сразу попросить, к примеру, много денег, которые бы надолго избавили старика от постоянных обращений к рыбке. Старуха постепенно просит новый дом, дворянство, царскую власть. Высшим пределом мечтаний для нее становится желание стать морской царицей.

Старик безропотно исполняет каждое желание старухи. Он чувствует свою вину перед ней за все годы безрадостной жизни. При этом ему стыдно перед рыбкой, которая не выказывает недовольства от новых запросов. Рыбке жаль старика, она понимает его зависимость от старухи. Но последнее безумное желание доводит и ее терпение до конца. Она никак не наказывает старуху, сошедшую с ума от жадности, а просто возвращает все к разбитому корыту.

Для старика это даже лучший выход, так как он вновь становится хозяином в своем доме. А старуха получила серьезный урок. Всю оставшуюся недолгую жизнь она будет вспоминать, как из-за жадности своими руками уничтожила плывущие в руки власть и богатство.

  • Сочинение по произведению руслан и людмила 5 класс
  • Сочинение по произведению рождественская ночь
  • Сочинение по произведению первая любовь
  • Сочинение по произведению прощание с матерой распутин
  • Сочинение по произведению путешествие из петербурга в москву 9 класс