Сочинение по произведению повелитель мух

Все примеры сочинений по предмету повелитель мух поделись ими с одноклассниками! образцы сочинений от команды сайта сочинения-про. здесь вы

Все примеры сочинений по предмету Повелитель мух — поделись ими с одноклассниками! Образцы сочинений от команды сайта «Сочинения-Про». Здесь вы найдёте полезные материалы для написания сочинения или эссе самомстоятельно. А если нет — вы всегда можете заказать у нас помощь, по любому виду работ! Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный вам материал.

Властелин мух: вечная борьба двух оппозиций

Темнота между нами «Я думал о свете. Мы будем спотыкаться. , , Мы собирались искать зверя. , , Света не будет достаточно ». В «Повелителе мух» архетипы света и тьмы служат повторяющимися символами. В этой цитате Ральф боится идти на вершину горы в темноте; он боится зверя, связанного с тьмой и злом. В дополнение к


Сочинения-Про


29.10.2020

Концепция власти и ее представление в лорде мух

Исследование Голдинга о состоянии человека продолжает читаться год за годом, потому что это заставляет читателя учитывать понятия, которые имеют фундаментальное значение для состояния человека. Посредством простой предпосылки Голдинг создает среду, в которой читатели вынуждены противостоять вопросам власти и авторитета. Убирая все ненужные отвлекающие факторы и сводя человечество к его простейшей форме, Голдинг выполняет свою задачу,


Сочинения-Про


28.10.2020

Оправдание смерти Саймона во Властелине Мух Уильям Голдинг

Может ли Саймон умереть? Это была темная страшная ночь. Ничего не было ясно видно. Гремел гром, когда на землю падали густые капли дождя. Ничего не было слышно, кроме звука грома. Группа возбужденных и агрессивных мальчиков танцевала со страхом и волнением. Голдинг создает определенную атмосферу, в которой все может произойти. После смерти даже мальчики не понимают,


Сочинения-Про


25.10.2020

Повелитель мух

Во время войны в Тихом океане падает самолет с британскими мальчиками. Все мальчики выживают, кроме пилота, который был единственным среди них. Ральф, красивый мальчик с длинными и светлыми волосами, чей отец работает в английских военных, является первым, кто будет представлен в этой истории. Вместе с Ральфом это Хрюша. Пигги – пухлый невысокий мальчик, который носит


Сочинения-Про


21.10.2020

Недостаток сострадания и последствия прощения у Повелителя мух и долгого пути

Сострадание через реабилитацию Мальчики застряли на острове в книге «Повелитель мух» Уильяма Голдинга и сам Измаил Беа в своей книге «Прошедший долгий путь» представляют людей, которые когда-то обладали гуманностью, но из-за катастрофических обстоятельств забрали их человечность. В «Повелителе мух» у парней есть вопросы о том, кто отвечает. За лидера мальчиков проголосовал Ральф, но Джек не


Сочинения-Про


15.10.2020

Врожденное зло человека в Господе мух Уильям Голдинг

По словам Уильяма Голдинга, «человек производит зло, как пчела производит мед». Эта цитата охватывает одну из главных тем Повелителя мух, врожденную способность человека к безнравственности и дикости. На протяжении всего романа Голдинг использует символику, а также препятствия, с которыми сталкивается Ральф, чтобы определить свою ответственность за защиту благополучия своих сверстников и гражданского характера. С самого


Сочинения-Про


05.10.2020

Символизм, лежащий в основе убийства свиноматки

В романе «Повелитель мух» убийство свиноматки является поворотным моментом, когда мальчики достигают точки невозврата; они полностью потеряли себя и теперь настолько погружены в дикость, что пути назад нет. Голдинг подчеркивает это, гарантируя, что этот момент символичен во многих отношениях. В этом эссе я проанализирую и исследую лингвистические методы и структурные элементы письма Голдинга, чтобы определить,


Сочинения-Про


05.10.2020

Анализ “Повелитель мух”

В «Повелителе мух» Уильяма Голдинга юность показана как время смятения и ужаса. Действия мальчиков, оказавшихся на острове, соответствуют их страху и / или путанице по отношению к неизвестным вещам, которые, как считается, скрываются на острове. То, как мальчики ведут себя по отношению друг к другу, отражает их страх. Они действовали так, как будто «Они были


Сочинения-Про


04.10.2020

Негативные последствия страха в «Повелителе мух» Уильяма Голдинга

Представьте, что вы попали в авиакатастрофу; Вы приземлились на острове посреди Атлантического океана. У вас нет ничего, кроме страха. Что бы вы сделали? Страх – это не только эмоция, которая пугает вас, но и другие нежелательные воздействия. В романе Уильяма Голдинга «Повелитель мух» это прекрасно объясняется благодаря выживанию группы юношей на изолированном острове. На протяжении


Сочинения-Про


23.09.2020

Жадность, страх и дикость во Властелине мух Уильям Голдинг

Сырые человеческие качества не предназначены для поддержания в будущем, поэтому врожденные стремления должны контролироваться, чтобы максимизировать потенциал человечества для счастливой жизни. Уильям Голдинг демонстрирует жадность, дикость и жажду власти через детей в «Повелителе мух». На протяжении всей книги дети сталкиваются с различными трудностями, мешающими им жить и поддерживать свое общество без принуждения взрослых. Каждый из


Сочинения-Про


20.09.2020

Радостная душа (дилогия Элинор Портер о Поллианне)

Рассказы старого книгочея
Портер, Элинор. Поллианна: повесть / пер. с англ. М. Батищевой. – М.: АСТ; Астрель, 2005. – 304 с. – (Внеклассное
чтение)
Портер, Элинор. Поллианна вырастает: повесть / пер. с англ. М. Батищевой. – М.: АСТ; Астрель, 2005. – 318 с. – (Любимое
чтение)
Год издания: 2005
Рецензент: Распопин В. Н.
Здравствуйте, друзья мои!
Сегодня, в последний день зимы, когда солнце уже задерживается в синем небе
и даже, кажется, немножко пригревает, радуя нас светом и надеждой на скорую весну,
мы познакомимся с двумя повестями американской писательницы Элинор Портер о маленькой
девочке, которая, подобно солнышку, умела подарить радость всем и каждому из тех,
кто её окружал.
Разговор наш не будет долгим, ведь сегодня воскресенье, и, конечно, вам в
такой сияющий день хочется погулять. Да и рассказывать-то мне, в сущности, придётся
лишь об одной книжке, потому что вторая… Однако всё по порядку.
Элинор (а точнее Элеанор) Ходсон Портер жила давно, далеко и недолго, всего
51 год. Она родилась 19 декабря 1868 года в Америке, в Нью-Гемпшире, в семье потомков
первых английских переселенцев в Новый Свет. Уже в детстве проявила недюжинные
способности к пению, закончила бостонскую консерваторию, выступала в светских
концертах, пела в церковном хоре, но, двадцати четырёх лет выйдя замуж за бизнесмена
и перебравшись на жительство в Нью-Йорк, предпочла музыке литературу и добилась
в ней существенных успехов. Уже первые её опубликованные произведения – рассказы
90-х годов и роман “Пересечь поток” (1907) – имели большой успех у читателей.
В дальнейшем Портер выпускала по роману в год, книги её успешно расходились, привлекая
внимание критики и читателей глубоко христианским осмыслением бытия, однако главной
книгой писательницы, книгой, не только принесшей ей бешеную популярность при жизни,
но и, не побоимся громких слов, литературное бессмертие, стала повесть для детей
“Поллианна”, написанная в 1912 и вышедшая в свет в 1913 году.
Американцы чрезвычайно любят всякого рода рекорды, и “Поллианна”, впрочем,
вполне заслуженно, принесла Элинор Портер звание создательницы самого оптимистичного
литературного персонажа. А помимо того, множество требований продолжить историю
необычной героини. В 1915 году вышла повесть “Поллианна вырастает”, по уровню
значительно уступающая первой книге, как, собственно, и бывает почти со всеми
продолжениями. Тем не менее популярность Поллианны и её литературной “мамы” ничуть
не уменьшилась, напротив, скорее, выросла, поскольку история отчасти вышла за
пределы словесности и вступила в область фан-клубов, масс-медиа и т.п. Например,
имя героини стало чрезвычайно популярным, его стали давать не только новорождённым
младенцам, но и коммерческим фирмам, сортам молока и т.п.
Мы сейчас не будем ни восхищаться этим, ни осуждать Элинор
Портер за то, что совершенно законченную вещь, в которой автору, как канатоходцу,
удалось счастливо пробалансировать над бездной дешёвой слезливости, она не удержалась
и продолжила и, конечно, вторую книгу выдержать на том же уровне уже не смогла.
Что ж, фанаты получили отштампованную копию любимой иконы, семья Портер – огромные
деньги, ну а литература осталась при своём – при первой части “Поллианны”, навсегда
вошедшей в детское чтение, причём не только в Америке, но и во всём мире, ибо
переведена эта книга, наверное, на все основные языки. Что же касается денег,
то, рассказывают, знаменитая кинодива немого кино, Мэри Пикфорд, заплатила Элинор
Портер немыслимую сумму за право экранизации “Поллианны”, которая и была снята
в 1920-м году. Чёрно-белый кадр, приведённый здесь, я полагаю, даст вам достаточное
представление о том, что это был за фильм, где 11-летнюю некрасивую девочку играла
25-летняя красотка-травести. Впрочем, вряд ли Элинор Портер успела увидеть картину,
ведь как раз в мае 1920 писательница скончалась.
А биография её героини продолжалась. И не только переизданиями книжек Элинор
Портер, но и новыми сочинениями на тему – американцы и это страшно любят. После
смерти авторов полюбившихся книг они нередко сочиняют то сиквелы, то приквелы,
которые, разумеется, далеко не достигая уровня оригинальных произведений, приносят
тем не менее неплохой доход издателям и подбрасывают в топку фанатичных поклонников
очередные сырые полешки.
Любовь к Поллианне не утихает и по сей день. Так, в 1960-м году в свет вышла
масштабная экранизация, осуществлённая студией Уолта Диснея, в которой, однако,
сценаристской отсебятины было намного больше, чем материала, придуманного Портер.
В 1973 году вышла новая картина, о которой мне, к сожалению, почти ничего не известно.
Наконец, в 2003 году появилась английская лента, тоже не без домыслов, однако,
на мой взгляд, более близкая к книжке и, пожалуй, близкая к идеалу экранизации.
Кадры из этих фильмов здесь тоже представлены.
Вторая книга, насколько мне известно, не экранизировалась, если не считать
многосерийного японского анимэ, в котором рисованное воплощение, кажется, получили
не только повести Портер, но и те издательские продолжения, о которых мы упоминали
выше. Анимэ я не видел, так что ни рекомендовать, ни осуждать его не могу. Из
экранизаций же рекомендую вам английскую, очень сдержанную, не в пример, кстати,
книжке, однако достаточно точно и художественно передающую всё самое главное,
что есть в тексте, – характеры, юмор, женский тип мировосприятия. Наконец, и работа
юной актрисы Джорджины Терри представляется мне вполне удачной, разве что она,
в соответствии с духом фильма, чуть менее эмоциональна, нежели литературный персонаж.
Вот и все, что мне хотелось сказать о феномене Поллианны, теперь пора поговорить
непосредственно о книжках.
Поллианна” Элинор Портер – история, чем-то похожая на романы сестёр Бронте и Чарлза Диккенса,
но больше всё-таки на их американские отражения в исполнении Луизы Олкотт и Мэри
Додж. Кроме того, нельзя умолчать, конечно, и о том, что ни одно значительное
произведение американской литературы не свободно от влияния Марка Твена, тем более
если речь идёт о детских книгах. Любовь к Тому Сойеру и Гекльберри Финну, разумеется,
чувствуется и в повестях Элинор Портер. Уже сама по себе сюжетная конструкция,
в которой главными героями являются племянница и тётка, да к тому же ещё и тётка
по имени Полли, со всей очевидностью отсылает к “Приключениям Тома Сойера”.
Поллианна – некрасивая девочка с добрым сердцем, хорошим характером, болтушка,
умеющая радоваться даже тогда, когда радоваться нечему и, мало того, своим примером
возвращающая радость окружающим. У неё есть игра, которой научил девочку отец,
бедный пастор маленькой церкви на дальнем западе. Когда в числе пожертвований
в посылке вместо куклы, которую так хотелось получить крохотной Поллианне, оказались
костыли, пастор, в полном согласии с христианскими духом и буквой, сказал ребёнку,
что плакать не надо, а надо радоваться тому, что костыли ей не нужны. Они, костыли,
кстати, ещё сыграют свою роль и в первой, и во второй книгах. Но во всяком случае
Поллианна и правда сумела обрадоваться, и с тех пор всегда играла в эту игру,
когда ей было плохо. А плохо ей было, увы, слишком часто. Мама Поллианны умерла,
когда она была ещё совсем младенцем, а отец – когда девочке исполнилось десять
лет. Других родственников она не знала, потому что мама, жившая в молодости в
большой богатой семье на востоке США, вышла замуж за папу вопреки воле родителей
и сестёр, и отношений семья пастора с родственниками жены не поддерживала. Какое-то
время о девочке заботились чужие люди – дамы из благотворительного комитета, пока
младшая сестра её матери, унаследовавшая всё состояние семьи, не согласилась исполнить
свой долг и взять племянницу на воспитание.
Пережившая немало трагедий и крах собственной любви, замкнувшаяся на самой
себе чопорная дама приняла 11-летнюю девочку, добиравшуюся до её дома через всю
страну, холодно, строго и определила ей в богатом большом доме комнату на чердаке,
где не было ни зеркала, ни ковра, ни штор и где запрещено было даже в жару открывать
окна, потому что в них летели с улицы мухи, с которыми тётя Полли яростно боролась.
Не имея собственных детей, эта, в сущности, неплохая женщина, просто ничего о
них не знала, кроме того, что они по неосторожности, а то и из злого умысла могут
испортить ковры или мебель, как ничего не знала она и о любви, которая умеет всё
прощать и учит радоваться даже тому, что, в общем-то, не радует, например, детским
проказам.
Впрочем, Поллианна скоро растопила этот холод и открыла сердце тётки для
любви, хотя поначалу девочке пришлось нелегко. Нелегко, надо сказать, и читать
обо всём этом чувствительным людям – то слёзы застилают глаза, то смех мешает
перелистнуть страницу. Одновременно, даже ещё раньше Поллианна покорила сердца
слуг, работавших в доме, а потом соседей, а потом и всех жителей городка. И всех
она научила играть в свою игру, и каждому эта игра помогала справиться с болезнями,
неприятностями и обидами.
Поллианна, таким образом, нашла много-много друзей и среди взрослых, и среди
сверстников, а между делом изменила у лучшему не только характер тётушки, но и
её судьбу. К несчастью, на долю добрых и светлых людей выпадают наиболее тяжёлые
испытания, как будто судьба сознательно проверяет их на прочность. Так и Поллианну
подстерегала большая беда. Однако к тому времени она приобрела себе множество
друзей, и они, конечно, не могли не помочь ей хотя бы из благодарности за то,
что она сделала для них.
Вторая книга, “Поллианна вырастает“, в отличие от первой, не
является сколько-нибудь оригинальной книгой, потому что лишь эксплуатирует уже
рассказанное в первой истории. Не выдерживает она и жанра детской повести, а кажется,
скорее, фрагментами то готического, то любовного романа, но больше всего напоминает
латиноамериканскую и – как ни прискорбно – ново-русскую мыльную оперу, в которой
бесконечное действие охватывает немало лет, тогда как персонажи остаются совершенно
статичными, ничего, кроме бесконечных любовных разборок, не происходит, ну а зритель
(читатель) от эпизода к эпизоду всё больше запутывается в том, кто кого родил,
кто в кого влюблён и – главное – кто на ком в конечном итоге должен жениться.
Выросшая в милую, пусть и неброской красоты девушку, Поллианна по-прежнему
обучает всех встречных и поперечных, как в родном городке, так и в большом Бостоне,
своей “игре в радость”, поддерживает увечного мальчика, вызывая тем самым ревность
другого мальчика, не увечного, облагодетельствованного ею ещё в первой книжке.
Оба мальчика, один из которых в своё время сбежал из приюта, а другой вырос в
совершенной нищете, оказываются вдруг богаче самой Поллианны и её в одночасье
овдовевшей и разорившейся тётки. И проявляют чудеса благородства по отношению
к Поллианне и друг к другу.
Короче говоря, читать это совершенно ни к чему – да и не для читателя, конечно,
“Поллианна вырастает” написана, как я уже сказал выше, – а для фаната. Мы же с
вами к ним, слава Богу, не относимся. Но остаёмся благодарны автору, написавшему
первую книгу, и переводчице Марине Батищевой, познакомившей российского читателя
с этой неординарной книжкой.
Заканчивая рассказ, я хочу сказать, что вовсе не настаиваю на том, чтобы
вы все непременно прочли “Поллианну”. Это все-таки, хоть и классика, но литература
прежде всего для девочек, и до мальчишек, вполне возможно, Поллианне со всей её
непосредственностью и оригинальной игрой достучаться не удастся. А жаль, хотя
по большому счёту вряд ли это так уж страшно, ведь мальчишки-то могут вновь открыть
“Тома Сойера”, из которого, как сказал ещё Эрнест Хемингуэй, вся американская
литература и выросла. Как русская – из гоголевской “Шинели”. А впрочем, прежде
попробуйте почитать, я же вот сумел. И не без удовольствия. Хотя тоже мальчишка.
По крайней мере, когда-то им был.
Будьте здоровы, до новых встреч.
«Радостная душа (дилогия Элинор Портер о Поллианне)»
Год издания: 2005
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

ЕГЭ по литературе представляет собой обязательное испытание для будущих филологов, журналистов, актёров, режиссёров, дизайнеров и других представителей творческих специальностей. Все эти ребята точно знают, что в этом экзамене нельзя найти простых заданий: все они рассчитаны на тех, кто готовился весь год, а то и не один. Данный экзамен ориентирован на выпускников, которые оканчивают классы гуманитарной направленности и получают более расширенную подготовку, включающую в себя всю теорию из кодификатора. Для того чтобы успешно справиться с данным испытанием, абитуриент должен не только читать, но и понимать, что он читает. Недостаточно просто пробежаться по страницам и узнать, что Чацкий любил Софью, а не Лизу. Важно объяснить, почему у них в итоге ничего не получилось, а это уже сложнее. Чтобы получить довольно высокий балл на ЕГЭ и поступить в ВУЗ на заветную творческую специальность, выпускник должен применять все новейшие методы подготовки. Не секрет, что основное внимание акцентируется на заданиях, представленных в части С, — творческих заданиях, которые отличаются повышенной сложностью. За них можно получить больше баллов, они же нередко являются решающими для будущего бюджетника. Чтобы облегчить Вам путь к мечте, Многомудрый Литрекон опубликовал список книг для сдачи ЕГЭ по литературе 2022 года. Его расширили и усложнили в этом году.

Древнерусская литература 

В первую очередь, подготовка к ЕГЭ по литературе включает в себя ознакомление с содержанием произведений школьной программы, а также их осмысление и анализ. Представляем Вам список произведений для подготовки к ЕГЭ по литературе 2022 года. Их должен прочитать каждый выпускник, стремящийся к поступлению на творческую специальность. Начнем с самого неприятного — древнерусской литературы, которая не очень-то понятна современному читателю. Она создавалась в период с 11 по 17 век. Известно, что древнерусская литература была тесно связана с традициями Болгарии и Византии. 

Книги этого периода выполняли (в основном) внелитературные задачи. Так, произведения носили в основном прикладной характер (сообщение о событии, политическое позиционирование князя, историческая хроника, поучение потомкам). Художественный аспект в ней не представлял той значимости, которой мы теперь наделяем художественность каждую книгу. Творческий акт не носил как таковой ценности в это время, авторы даже не подписывали свои работы, ведь верили, что писатель — это всего лишь медиум Бога. А значит, его личной заслуги в сотворении шедевра нет. Поэтому «Слово о полку Игореве» до сих пор остается анонимным произведением. Именно его и предстоит прочитать и проанализировать выпускнику. 

  • Краткое содержание «Слова о полку Игореве»;
  • Анализ «Слова о полку Игореве».

Другие материалы по этому значимому произведению Вы можете найти через поиск по сайту — у нас их очень много.

Литература 18 века 

Как известно, восемнадцатый век являлся веком Просвещения. Классицизм был главным литературным направлением в этот период. Это направление предусматривало чёткость стиля, а также деление жанров литературы на две группы: высокие и низкие. Кроме того, важнейшей чертой классицизма является соблюдение трёх единств: места, времени и действия. Во второй половине восемнадцатого столетия получает развитие такое и интересное направление, как сентиментализм — противоположность классицизма. В результате, на первый план выдвигаются чувства, а не разумное начало. 

Список книг для подготовки к ЕГЭ по литературе таков:

Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»

  • Анализ пьесы «Недоросль»;
  • Краткое содержание «Недоросль».

Также в этот период входит поэзия Г.Р. Державина, а именно: 

  • «Памятник»;
  • «Властителям и судиям». 

Литература первой половины 19 века

Первую половину девятнадцатого столетия по праву назвали «Золотым веком русской поэзии». В этот период на смену классицизму пришли реализм и романтизм. Не секрет, что литературные творения, созданные авторами в это время, представляли не только большую литературную, но и историческую значимость. 

Список литературы для подготовки к ЕГЭ по литературе таков:

Поэзия В.А. Жуковского представлена двумя стихотворениями (ссылки ведут на анализ по плану):

  1. «Море»;
  2. «Невыразимое»;
  3. «Светлана»;
  4. «Лесной царь».

Из репертуара А.С. Грибоедова обязательно встретится пьеса «Горе от ума»:

  • Анализ пьесы «Горе от ума»;
  • Краткое содержание пьесы «Горе от ума» по действиям;

Также выпускнику стоит подробнее изучить творчество А.С. Пушкина (ссылки ведут на анализ по плану):

  1. «Деревня»
  2. «Узник»
  3. «Во глубине сибирских руд…» 
  4. «Поэт»
  5. «К Чаадаеву»
  6. «Песнь о вещем Олеге»
  7. «К морю»
  8. «Няне»
  9. «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)
  10. «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») 
  11. «Пророк»
  12. «Зимняя дорога»
  13. «Анчар»
  14. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
  15. «Я вас любил: любовь еще, быть может…» 
  16. «Зимнее утро»
  17. «Бесы»
  18. «Разговор книгопродавца с поэтом» 
  19. «Туча»
  20. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
  21. «Погасло дневное светило…» 
  22. «Свободы сеятель пустынный…»
  23. «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»)
  24. «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), 
  25. «…Вновь я посетил…»

Крупные произведения Пушкина не менее важны:

  • «Капитанская дочка» (вот анализ и краткое содержание);
  • «Медный всадник» (вот анализ и краткое содержание);
  • «Евгений Онегин» (вот анализ и краткое содержание).

Нельзя забыть и о том, кто так сожалел о гибели Пушкина, — М.Ю. Лермонтове. Его стихотворения требуют изучения:

  • «Нет, я не Байрон, я другой…» 
  • «Тучи»
  • «Нищий» 
  • «Из-под таинственной, холодной полумаски…»
  • «Парус»
  • «Смерть Поэта»
  • «Бородино»
  • «Когда волнуется желтеющая нива…»
  • «Дума»
  • «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»)
  • «Три пальмы»
  • «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)
  • «И скучно и грустно»
  • «Нет, не тебя так пылко я люблю…»
  • «Родина»
  • «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»)
  • «Пророк»
  • «Как часто, пестрою толпою окружен…» 
  • «Валерик»
  • «Выхожу один я на дорогу…»

В список входят и более крупные произведения — две поэмы и один роман:

  • «Песня про… купца Калашникова» (вот краткое содержание);
  • «Мцыри» (вот анализ и краткое содержание);
  • «Герой нашего времени» (вот анализ и краткое содержание).

Произведения Н.В. Гоголя завершают этот перечень книг для подготовки к ЕГЭ по литературе:

  • «Ревизор» (вот анализ и краткое содержание);
  • «Шинель» (вот анализ и краткое содержание);
  • «Мертвые души» (вот анализ и краткое содержание);

Литература второй половины 19 века

Известно, что литература данного периода имела огромное признание в обществе. Она оказала влияние на формирование общественного мнения, а также смогла продемонстрировать новые политическое идеи, для которых были закрыты другие каналы и пути. Произведения этого времени характеризуются ярко выраженной общественной тематикой. Кроме того, в этот период наблюдался интерес к познанию мировоззрения и изучению не только отечественной, но и зарубежной истории.

Список литературы для сдачи ЕГЭ по литературе 2022 года будет очень велик, ведь это самая продуктивная пора. Обратите внимание, что именно в этом периоде вводится новое разделение материала по частям экзаменационной работы: А, В и С. Это значит, что некоторые произведения могут встретиться только в теме сочинения или другом задании с развернутым ответом.

В кодификаторе по литературе 2022 года пьесы А.Н. Островского представлены таким образом:

  1. «Гроза» входит во все блоки заданий (вот анализ и краткое содержание);
  2. «Бесприданница» может встретиться во втором и третьем блоках (вот анализ и краткое содержание);
  3. «Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты», «Снегурочка», «Женитьба Бальзаминова» — все это относится к части «С», то есть может быть в одной из тем сочинений.

С прозой И.С. Тургенева такая же история:

  1. Роман «Отцы и дети» может появиться во всех частях работы (вот анализ и краткое содержание);
  2. «Дворянское гнездо» — только в части В.
  3. «Рудин», «Накануне», повести: «Первая любовь», «Гамлет Щигровского уезда», «Вешние воды», статья «Гамлет и Дон Кихот» — это для части С.

Рассмотрим поэзию Ф.И. Тютчева (в названиях произведений расположены ссылки на анализ по плану):

Аналогичный список есть и по творчеству А.А. Фета:

Даже проза И.А. Гончарова не избежала такого деления:

  1. «Обломов» — для А, В, С. (вот анализ и краткое содержание по главам);
  2. «Обыкновенная история» — это для части В (вот анализ и краткое содержание по главам);
  3. «Фрегат Паллада» и «Обрыв» — для «С».  

Абитуриенту придется хорошенько «заморочиться» изучением поэзии Н.А. Некрасова:

Для наглядности Литрекон также сгруппировал книги М.Е. Салтыкова-Щедрина:

По такой же логике Литрекон сгруппировал творчество Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова:

Авторы Список «А» Список «В» Список «С»
Л.Н. Толстой «Война и мир»: анализ и краткое содержание «Анна Каренина», цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Хаджи-Мурат»  «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», пьеса «Живой труп»
Ф.М. Достоевский  «Преступление и наказание»: анализ и краткое содержание «Подросток», «Идиот» «Неточка Незванова», «Сон смешного человека», «Записки из подполья» 
Н.С. Лесков «Человек на часах», «Тупейный художник», «Левша», «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда» 

В части «С» могут встретиться также стихотворения А.К. Толстого:

  1. «Средь шумного бала, случайно…»
  2. «Край ты мой, родимый край…»
  3. «Меня, во мраке и в пыли…»
  4. «Двух станов не боец, но только гость случайный…»

Каждый день Многомудрый Литрекон выкладывает новые анализы, краткие содержания и другие полезные материалы. Если чего-то не хватает, напишите ему в комментариях, и он все добавит!

Литература конца XIX – начала XX в.

Для литературы этого периода характерно такое направление, как критический реализм. В эту эпоху творили такие выдающиеся писатели, как Антон Чехов и Лев Толстой. В своих произведениях русские писатели отобразили особенности новой исторической эпохи. 

Список литературы для сдачи ЕГЭ по литературе будет состоять из произведений А.П. Чехова и творений поэтов серебряного века.

  1. «Студент» (анализ и краткое содержание);
  2. «Ионыч» (анализ и краткое содержание);
  3. «Человек в футляре» (анализ и краткое содержание);
  4. «Дама с собачкой» (анализ и краткое содержание);
  5. «Смерть чиновника» (анализ и краткое содержание);
  6. «Хамелеон» (анализ и краткое содержание)
  7. Пьеса «Вишневый сад» (анализ и краткое содержание).

Часть «В» «порадует» нас нововведениями:

  1. «Крыжовник» (анализ и краткое содержание);
  2. «О любви» (анализ и краткое содержание);
  3. «Попрыгунья» (анализ и краткое содержание);
  4. «Три сестры» (анализ и краткое содержание);
  5. «Чайка» (анализ).

В части «С» могут быть упомянуты:

  1. «Душечка» (анализ и краткое содержание);
  2. «Скучная история»;
  3. «Любовь»;
  4. «Дядя Ваня» (анализ и краткое содержание).

Поэзию серебряного века мы систематизируем следующим образом:

Категория Автор Список стихотворений
В И.А. Бунин «Алёнушка», «Вечер», «Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У зверя есть гнездо, у птицы есть нора…» 
С В.Я. Брюсов «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы…», «Неколебимой истине…», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я».
С К.Д. Бальмонт «Безглагольность», «Будем как солнце, Забудем о том…» «Камыши», «Слова-хаме- леоны», «Чёлн томленья», «Я мечтою ловил ухо- дящие тени…», «Я – изысканность русской мед- лительной речи…». 
С Н.С. Гумилев «Андрей Рублёв», «Жираф», «За- блудившийся трамвай», «Из логова змиева», «Капи- таны», «Мои читатели», «Носорог», «Пьяный дер- виш», «Пятистопные ямбы», «Слово», «Слонёнок», «У камина», «Шестое чувство», «Я и вы». 
С В.В. Хлебников «Бобэоби пелись губы…», «Заклятие смехом», «Когда умирают кони – дышат…», «Куз- нечик», «Мне мало надо», «Мы желаем звёздам тыкать…», «О достоевскиймо бегущей тучи…», «Сегодня снова я пойду…», «Там, где жили свиристели…», «Усадьба ночью, чингисхань…». 
С В.В. Набоков, И.Ф. Анненский, А. Белый, М.А. Волошин, Н.А.Клюев, И. Северянин, Ф.К.Сологуб, В.Ф. Ходасевич  Не учтены

Литература первой половины 20 века

Для литературы этого периода характерно приобщение к социально-бытовым темам дореволюционной России. Известный писатель Максим Горький является основоположником направления «социалистический реализм». Произведения этого направления эстетически выражали социалистически осознанную концепцию мира и человека. Русская поэзия этого времени включает в себя целую плеяду известных поэтов Серебряного века. Список произведений для подготовки к ЕГЭ по литературе аккуратно уложен в таблицы по авторам.

Творчество И.А. Бунина будет представлено в разных категориях:

Немало произведений М. Горького придется изучить, чтобы поступить на факультет мечты.

Любители поэзии вздохнут с облегчением, а нелюбители — с оттенком горечи и даже отчаяния, ведь в этом разделе будет очень много поэзии.

Рассмотрим репертуар А.А. Блока:

Часть «А» Часть «В» Часть «С»
Поэма «Двенадцать»: краткое и анализ. «Девушка пела в церковном хоре…» «Ветер принёс издалека…»
«Незнакомка» «Когда вы стоите на моём пути…» «Встану я в утро туманное…»
«Россия» цикл «На поле Куликовом» «Грешить бесстыдно, непробудно…»
«Ночь, улица, фонарь, аптека…» «О, весна, без конца и без краю…» «Мы встречались с тобой на закате…»
«В ресторане» «Она пришла с мороза…» «Пляски осенние»
«Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом») «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» «Осенняя воля»
«На железной дороге» «Рождённые в года глухие…» «Поэты»
«Вхожу я в темные храмы…» «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…» «Петроградское небо мутилось дождём…» 
«Фабрика» «Пушкинскому Дому» «Я — Гамлет. Холодеет кровь»
«Русь» «Скифы» «Я отрок, зажигаю свечи…»
«О доблестях, о подвигах, о славе…» «Я пригвождён к трактирной стойке…»
«О, я хочу безумно жить…» Поэма «Соловьиный сад» 

В.В. Маяковский тоже фигурирует в списке стихотворений на ЕГЭ по литературе 2022 года, вот его вклад:

Часть «А» Часть «В» Часть «С»
«А вы могли бы?» «Левый марш» «Адище города»
«Послушайте!» «Сергею Есенину» «Вам!»
«Скрипка и немножко нервно» «Товарищу Нетте…» «Домой!»
«Лиличка!» «Во весь голос. Первое вступление в поэму»  «Ода революции»
«Юбилейное» «Разговор с фининспектором о поэзии»
«Прозаседавшиеся» «Уже второй должно быть ты легла…»
«Нате!» Поэма «Про это»
«Хорошее отношение к лошадям»
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
«Дешевая распродажа»
«Письмо Татьяне Яковлевой»
Поэма «Облако в штанах»

Поэзия С.А. Есенина также представлена в списке. И с таким же размахом!

Список «А» Список «В» Список «В»
 «Гой ты, Русь, моя родная!..»  «Да! Теперь решено. Без возврата…» «Клён ты мой опавший…»
«Не бродить, не мять в кустах багряных…» «До свиданья, друг мой, до свиданья!..» «Нивы сжаты, рощи голы…»
«Мы теперь уходим понемногу…» «Песнь о собаке» «Отговорила роща золотая…»
«Письмо матери» «Письмо к женщине» «Я обманывать себя не стану…»
«Спит ковыль. Равнина дорогая…» «Собаке Качалова» «Анна Снегина»
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…» «Я последний поэт деревни…»  «Сорокоуст»
«Не жалею, не зову, не плачу…» «Чёрный человек»
«Русь Советская»
«О красном вечере задумалась дорога…»
«Запели тесаные дроги…»
«Русь»
«Пушкину»
«Я иду долиной. На затылке кепи…»
«Низкий дом с голубыми ставнями…»

К сожалению, в школьной программе мало времени уделяется изучению творчества Марины Цветаевой, поэтому выпускнику придется наверстывать упущенное самостоятельно (но не без помощи Многомудрого Литрекона).

Список «А» Список «В» Список «В»
«Моим стихам, написанным так рано…» «Генералам двенадцатого года» Очерк «Мой Пушкин» 
«Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»)  «Мне нравится, что вы больны не мной…» «Все повторяю первый стих…»
«Кто создан из камня, кто создан из глины…» «О сколько их упало в эту бездну…» «Идёшь, на меня похожий»
«Тоска по родине! Давно…» «О, слезы на глазах…» «Откуда такая нежность»
«Книги в красном переплете» «Попытка ревности»
«Бабушке»  «Пригвождена к позорному столбу»
«Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве») «Расстояние: вёрсты, мили…»

Столь же малую толику внимания обычно получает О. Э. Мандельштам. Так что его творчество тоже придется изучать по большей степени самостоятельно.

Список «А» Список «В» Список «В»
«Notre Dame» «Мы живём под собою не чуя страны…» «Айя-София»
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» «Я не слыхал рассказов Оссиана…» «Лишив меня морей, разбега и разлёта…»
«За гремучую доблесть грядущих веков…» «Нет, никогда ничей я не был современник…»
«Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» «Сумерки свободы»
«Я к губам подношу эту зелень…»

Продолжим разбирать поэтов из числа акмеистов. Анна Ахматова и ее поэзия тоже входят в список стихотворений на ЕГЭ по литературе 2022 года.

Список «А» Список «В» Список «В»
«Песня последней встречи» «Вечером» «Все мы бражники здесь, блудницы…» 
«Сжала руки под темной вуалью…» «Всё расхищено, предано, продано…» «Родная земля»
«Мне ни к чему одические рати…» «Когда в тоске само- убийства…»  «Творчество»
«Мне голос был. Он звал утешно…» «Муза» («Когда я ночью жду её прихода…».) «Широк и жёлт вечерний свет…»
«Родная земля» «Сероглазый король» «Я научилась просто мудро жить»
«Заплаканная осень, как вдова…» «Смуглый отрок бродил по аллеям…»  «Поэма без героя»
«Приморский сонет»
«Перед весной бывают дни такие…»
«Не с теми я, кто бросил землю…»
«Стихи о Петербурге»
«Мужество»
«Реквием»

Теперь от поэзии немного передохнем (ударение оставим на Ваше усмотрение) и посмотрим, какие книги Шолохова нужно взять на вооружение:

Список «А» Список «В» Список «С»
«Тихий Дон»: краткое и анализ Произведения из списка А будут и в других разделах «Поднятая целина»
«Судьба человека»: краткое и анализ «Донские рассказы»

Творчество М.А. Булгакова уникально не только по содержанию, но и по положению в списке литературы. Допускается выбор между двумя произведениями:

  1. Роман «Белая гвардия»;
  2. Роман «Мастер и Маргарита»: краткое и анализ.

В категории «В» Вы встретите «Собачье сердце» (вот анализ), а в категории «С» книга рассказов «Записки юного врача» и пьесы «Дни Турбиных», «Бег», «Кабала святош» («Мольер»), «Зойкина квартира». 

Вернемся к лирике. Военные стихотворения А.Т. Твардовского представлены в таблице.

Список «А» Список «В» Список «С»
«Вся суть в одном-единственном завете…» «В тот день, когда окончилась война…»
«Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…») «Дробится рваный цоколь монумента…»
«Я знаю, никакой моей вины…» «О сущем»
Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин») «Памяти матери»
«Я знаю, никакой моей вины…»

Вдохните в грудь побольше воздуха и прочитайте список стихотворений на ЕГЭ по литературе 2022 года, представленных творчеством Б.Л. Пастернака.

Список «А» Список «В» Список «В»
«Февраль. Достать чернил и плакать!..» «Быть знаменитым некрасиво…» «Август»
«Определение поэзии» «Марбург» «Давай ронять слова…»
«Во всем мне хочется дойти…» «Единственные дни»
«Гамлет» «Красавица моя, вся стать…»
«Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…») «Любимая – жуть! Когда любит поэт…»
«Никого не будет в доме…»  «О, знал бы я, что так бывает…»
«Снег идет» «Поэзия»
«Про эти стихи» «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе…»
«Любить иных – тяжелый крест…»  «Столетье с лишним – не вчера…» 
«Сосны»
«Иней»
«Июль»
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)

Из произведений А. Платонова тоже можно выбрать, вот список вариантов:

  1. В прекрасном и яростном мире», вот краткое и анализ
  2. «Котлован»
  3. «Возвращение», вот краткое и анализ
  4. «Река Потудань»
  5. «Сокровенный человек», вот анализ
  6. «Мусорный ветер» 

Выпускнику придется включить в список для подготовки к ЕГЭ еще и творчество А.И. Солженицына:

  • Рассказ «Матренин двор»: краткое и анализ (А)
  • Повесть «Один день Ивана Денисовича» (А)
  • Книга «Архипелаг ГУЛаг» (В)
  • Повесть «Раковый корпус» (С)
  • Статья «Жить не по лжи» (С)

Кроме того, лагерную прозу представляет В.Т. Шаламов:

  • «На представку» (В) 
  • «Серафим» (В) 
  • «Красный крест» (В)
  • «Тифозный карантин» (В) 
  • «Последний бой майора Пугачёва» (В)
  • «Сгущённое молоко» (С) 
  • «Татарский муллаичистый воздух» (С) 
  • «Васька Денисов, похититель свиней» (С)
  • «Выходной день» (С)

Литература второй половины 20 века

Исторические события, произошедшие во второй половине двадцатого столетия, нашли отражение в литературе. Этот период ознаменовался появлением постмодернизма. Перемены в экономической и общественно- политической жизни России, получившие название «перестройка», обусловили переоценку ценностей и ориентиров литературе.

Список литературы для подготовки к ЕГЭ по литературе 2022 года почти не детализирован. Названы лишь фамилии и некоторые произведения для ознакомления (а то и вовсе только ФИО). Многомудрый Литрекон объединил все эти данные в большую таблицу.

Список «А» (произведения не менее трёх авторов по выбору) Список «В» Список «С»
Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал», «Забуксовал», «Чудик»; В.М. Шукшин. Рассказы: «Верую», «Крепкий мужик», «Сапожки», «Танцующий Шива» 
В.И.Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков. В.В. Набоков. Рассказы: «Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте»  Ф.А. Абрамов. Роман «Братья и сестры».
Ч.Т. Айтматов. Повести: «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Белый пароход», «Прощай, Гюльсары». В.П. Аксёнов. Повести: «Апельсины из Марокко», «Затоваренная бочкотара».
В.П. Астафьев. Роман «Царь-рыба». Повести: «Весё- лый солдат», «Пастух и пастушка».
В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев В.И. Белов. Повесть «Привычное дело», книга «Лад».
А.Г. Битов. Книга очерков «Уроки Армении».
В.В. Быков. Повести: «Знак беды», «Обелиск», «Сотников». 
В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В.Трифонов, В.М.Шукшин и др. Б.Л. Васильев. Повести: «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война».
Г.Н. Владимов. Повесть «Верный Руслан», роман «Генерал и его армия». В.Н. Войнович. Романы: «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Москва 2042».
В.С. Гроссман. Роман «Жизнь и судьба». 

С.Д. Довлатов. Сборник рассказов «Чемодан», по- вести: «Зона», «Заповедник».
Ю.О. Домбровский. Роман «Факультет ненужных вещей». 

Ф.А. Искандер. Цикл «Детство Чика», роман «Сандро из Чегема», повесть «Кролики и удавы». Ю.П. Казаков. Рассказ «Во сне ты горько плакал». В.Л. Кондратьев. Повесть «Сашка». 

Е.И. Носов. Повесть «Усвятские шлемоносцы». Б.Ш. Окуждава. Повесть «Будь здоров, школяр!». В.Н. Некрасов. Повесть «В окопах Сталинграда». В.Г. Распутин. Рассказы и повести: «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой». А.Д. Синявский. Рассказ «Пхенц». 

А. и Б. Стругацкие. Романы: «Трудно быть богом», «Улитка на склоне».
Ю.В. Трифонов. Повесть «Обмен».
В.Ф. Тендряков. Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки». 

Г.Н. Щербакова. Повесть «Вам и не снилось». 

 
К категории «С» даже добавились новейшие авторы, которых раньше не было в списке литературы. Обратите на них особое внимание, когда будете выбирать новые аудиокниги в спортзале:

  • Б. Акунин. Роман «Азазель».

  • С. Алексиевич. Документальные повести: «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики».

  • Д.Л. Быков. Стихотворения, рассказы, лекции о русской литературе.

  • Э. Веркин. Повесть «Облачный полк».

  • Б.П. Екимов. Повесть «Пиночет».

  • А.В. Иванов. Романы: «Сердце Пармы», «Золото бунта».

  • В.С. Маканин. Рассказ «Кавказский пленный».

  • В.О. Пелевин. Рассказ «Затворник и Шестипалый», роман «Жизнь насекомых».

  • М. Петросян. Роман «Дом, в котором…»

  • Л.С. Петрушевская. Рассказы: «Новые робинзоны», «Свой круг», «Гигиена».

  • З. Прилепин. Роман «Санькя».

  • В.А. Пьецух. Рассказ «Шкаф».

  • Д.И. Рубина. Повести: «На солнечной стороне улицы», «Я и ты под персиковыми облаками».

  • О.А. Славникова. Рассказ «Сёстры Черепановы», роман «2017».

  • Т.Н. Толстая. Рассказы: «Поэт и муза», «Серафим», «На золотом крыльце сидели», роман «Кысь».

  • Л.Е. Улицкая. Рассказы, повесть «Сонечка».

  • Е.С. Чижова. Роман «Крошки Цахес» 

Поэзия второй половины 20 века будет представлена в таблице. Помните, что новые работы выходят у Литрекона каждый день. Если нужно разобрать или пересказать какое-то произведение, Вы можете сообщить ему об этом и получить качественный литературный материал в ближайшее время.

Часть «А» Часть «В» Часть «С»
Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Р. Гамзатов, Е.А. Евтушенко, Н.А. Забо- лоцкий, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш.Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский и др. (стихотворения не менее 3 авторов по выбору) И.А. Бродский. Стихотворения: «Конец прекрасной эпохи», «На смерть Жукова», «На столетие Анны Ахматовой», «Ни страны, ни погоста…», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…», «1 января 1965 года», «В деревне Бог живёт не по углам…», «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Осенний крик ястреба», «Рождест- венская звезда», «То не Муза воды набирает в рот…» «Я обнял эти плечи и взглянул…». Нобелевская лекция  Е.А. Евтушенко, Ю.П. Кузнецов, А.С. Кушнер, Ю.Д. Левитанский, Л.Н. Мартынов, Вс.Н. Некрасов, Б.Ш. Окуджава, Д.С. Самойлов, Г.В. Сапгир, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский, О.Г. Чухонцев, Б.А. Ахмадулина, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий. 

Драматургия второй половины ХХ тоже «по выбору». Нужно прочитать произведения хотя бы трех авторов из перечисленных:

  1. А.Н. Арбузов. Пьеса «Жестокие игры». 

  2. А.В.Вампилов. Пьесы «Старший сын», «Утиная охота».

  3. А.М. Володин. Пьеса «Назначение».

  4. В.С. Розов. Пьеса «Гнездо глухаря».

  5. М.М. Рощин. Пьеса «Валентин и Валентина» 

В 2022 году планируется вместить в ЕГЭ по литературе еще и иностранных авторов. «Куда уж больше?!» — спросите Вы и правильно сделаете. Помните, что инициатива по их добавлению только обсуждается и еще не факт, что эти фамилии и произведения Вы увидите в КИМе, но лучше уж готовиться к худшему, чем в итоге получить его без малейшей подготовки. Не пригодится? Здорово, в вузе все равно изучить придется в рамках курса. Пригодится? Тем лучше!

  • О. Бальзак. Романы «Гобсек», «Шагреневая кожа». 

  • Г. Бёлль. Роман «Глазами клоуна».

  • Р. Брэдбери. Роман «451 градус по Фаренгейту». 

  • У. Голдинг. Роман «Повелитель мух». 

  • Ч. Диккенс. Роман «Лавка древностей», повесть «Рождественская песнь в прозе».

  • Г. Ибсен. Пьеса «Нора».

  • А. Камю. Повесть «Посторонний». 

  • Ф. Кафка. Рассказ «Превращение».

  • Х. Ли. Роман «Убить пересмешника».

  • Г.Г. Маркес. Роман «Сто лет одиночества».

  • М. Метерлинк. Пьеса «Слепые».

  • Г. Мопассан. Роман «Милый друг».

  • У.С. Моэм. Роман «Театр».

  • Д. Оруэлл. Роман «1984».

  • Э.М. Ремарк. Романы «На западном фронте без перемен», «Три товарища».

  • Д. Сэлинджер. Роман «Над пропастью во ржи».

  • У. Старк. Повести: «Чудаки и зануды», «Пусть танцуют белые медведи».

  • Ф. Стендаль. Роман «Пармская обитель». 

  • Г. Уэллс. Роман «Машина времени».

  • Г. Флобер. Роман «Мадам Бовари».

  • О. Хаксли. Роман «О дивный новый мир».

  • Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море», роман «Прощай, оружие».

  • А. Франк. Книга «Дневник Анны Франк».

  • Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион».

  • У. Эко. Роман «Имя Розы» 

Поэзия в проекте рассматривается такая: . Аполлинер, Ш. Бодлер, П. Верлен, Э. Верхарн, А. Рембо, P.M. Рильке, Т.С. Элиот.

Таким способом, мы рассмотрели полный список книг, необходимых для подготовки к ЕГЭ по литературе. Помните, что это лишь предложение, которое еще обсуждается в экспертном сообществе и будет вводиться постепенно, не в полном объеме. Но лучше готовиться по полному списку, чем надеяться на лучшее.

Стоит помнить, что результат экзамена зависит от подготовки выпускника, его мотивации и усидчивости. Не нужно волноваться, необходимо просто готовиться к экзамену тщательно. Если каких-то разборов или кратких содержаний Вам не хватает, пишите Многомудрому Литрекону — он все сделает и добавит. 

Читайте понемногу каждый день и фиксируйте результаты в читательском дневнике. Только так будущий студент сможет достичь высоких результатов. Удачи!

Автор: Виктория Комарова

Метки: 11 классЕГЭ по литературепереченьсписок литературы

Читайте также:

Учебный год только начался, а ученики 11-х классов уже ведут подготовку к ЕГЭ-2022. Самым первым испытанием для ребят станет итоговое сочинение, которое они будут писать в декабре. Времени не так уж и много, поэтому стоит сейчас заняться подготовкой. ФИПИ опубликовал список тем, которые будут раскрываться ребятами в этом учебному году.

Список литературы по темам сочинений в декабре 2021 года

Специалисты отмечают, что есть универсальные произведения, которые помогут ребятам в подготовке к итоговому сочинению по любым направлениям. Сюда входят как произведения из школьной программы по литературе, так и те, которые сейчас не изучаются в школе.

Сочинение по произведению повелитель мух

Из школьной литературы

  1. «Война и мир» Л.Н. Толстой. (Краткое содержание, Анализ. Характеристика Болконского)
  2. «Капитанская дочка» А.С. Пушкин (Краткое содержание, Характеристика Гринева)
  3. «Евгений Онегин» А.С. Пушкин (Краткое содержание, Анализ, Характеристика Онегина)
  4. «Горе от ума» А.С. Грибоедов (Краткое содержание, Анализ, Характеристика Чацкого)
  5. «Мцыри» М.Ю. Лермонтов (Характеристика Мцыри)
  6. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов (Краткое содержание, Характеристика Печорина)
  7. «Шинель» Н.В. Гоголь (Краткое содержание, Характеристика Башмачкина)
  8. «Мертвые души» Н.В. Гоголь (Краткое содержание, Анализ, Характеристика Чичикова, Ноздрева, Манилова)
  9. «Отцы и дети» И.С. Тургенев (Краткое содержание, Анализ, Характеристика Базарова, Николая Петровича Кирсанова)
  10. «Премудрый пискарь» М.Е. Салтыков-Щедрин (Краткое содержание)
  11. «Обломов» И.А. Гончаров (Краткое содержание, Характеристика Обломова, Штольца)
  12. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский (Краткое содержание, Характеристика Раскольникова, Сони Мармеладовой, Свидригайлова, Анализы всех героев., Анализ произведения)
  13. «На дне» М. Горький (Краткое содержание, Анализ)
  14. «Гроза» А.Н. Островский (Краткое содержание, Анализ, Характеристика Катерины)
  15. «Судьба человека» М.А. Шолохов
  16. «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков (Краткое содержание, Характеристика Воланда, Иешуа, Понтия Пилата, Азазелло, Маргариты, Мастера)
  17. «Матренин двор» А.И. Солженицын
  18. «Студент», «Ионыч» (Краткое содержание. Анализ. Читать рассказ), «Человек в футляре» (Читать рассказ, Характеристика Беликова), «Дама с собачкой»(Читать рассказ), «Смерть чиновника», «Хамелеон» (Читать рассказ) А.П. Чехов
  19. «Вишневый сад» А.П. Чехов (Краткое содержание, Анализ)
  20. «Чучело» В.К. Железников
  21. «И дольше века длится день» Ч.Т. Айтматов
  22. «Уроки французского» В.Г. Распутин
  23. «Обелиск» В.В. Быков (Краткое содержание)
  24. «Недоросль» Д.И. Фонвизин (Краткое содержание, Анализ)
  25. «Мы» Е.И. Замятин (Краткое содержание, Характеристика Д-503)
  26. «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин (Краткое содержание)

Не из школьной программы

  1. «Одиссея», «Илиала» Гомер
  2. «Дон Кихот» М. Сервантес
  3. «Портрет Дориана Грея» О. Уайльд (Характеристика Дориана Грея)
  4. «Маленький принц» А.де Сент-Экзюпери (Краткое содержание)
  5. «1984» Дж. Оруэлл
  6. «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  7. «Мартин Иден» Дж. Лондон (Характеристика Мартина Идена)
  8. «Три товарища» Э.М. Ремарк
  9. «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло» У. Шекспир
  10. «Облачный атлас» Д. Митчелл
  11. Трилогия желания Т. Драйзер (Характеристика Фрэнка Каупервуда)
  12. «Большие надежды» Ч. Диккенс
  13. «Ярмарка тщеславия» У. Теккерей (Характеристика Бекки Шарп)
  14. «Повелитель мух» У. Голдинг
  15. «Позитронный человек» А. Азимов
  16. «Форрест Гамп» У. Грум
  17. «Убить пересмешника» Х. Ли
  18. «Цветы для Элжернона» Д. Киз
  19. «Колыбель для кошки» К. Воннегут
  20. «Властелин колец» Дж. Толкин
  21. «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  22. Рассказы О.Генри

ФИПИ опубликовал комментарии к тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебного года

На старте нового учебного года ФИПИ опубликовал комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2021/2022 учебный год, которые были утверждены Советом Минпросвещения России по вопросам проведения итогового сочинения.

Сочинение по произведению повелитель мух

Не секрет, что успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается оно по системе «зачет»/ «не зачет». В новом учебном году проведение итогового сочинения планируется в основной срок 1 декабря 2021 года, в дополнительные — 2 февраля и 4 мая 2022 года.

Пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2021/2022 учебный год:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

  • Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

  • Преступление и наказание – вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, где особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 года.

  • Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

  • Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие которого со дня рождения отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Литература, 09.03.2019 20:10

Нужно в двух-трёх предложениях выделить основную мысль данного текста. мировую славу получила небольшая однокупольная церковь, находящаяся на владимирской земле, в полутора километрах от села боголюбова, на
месте впадения реки нерли в клязьму — храм покрова пресвятой богородицы. построенная в 1165 г. безымянными мастерами по велению святого благоверного князя андрея боголюбского, белокаменная загородная церковь
простояла в «водных вратах» бывшего владимирского княжества около девяти веков и получила признание как архитектурный памятник владимиро-суздальской школы, символ зодчества и шедевр мировой архитектуры.
строительство храма связано с двумя событиями личного и общественно-церковного значения. церковь была возведена в память о сыне князя андрея, юном княжиче изяславе, погибшем в сражении с волжскими булгарами, в
честь праздника покрова пресвятой богородицы. праздник посвящен событию, произошедшему в византии, он связан с чудом явления во влахернском храме божией матери с покровом в руках, который символизировал ее
особенное покровительство христианскому миру, ее заступничество перед наступающим на константинополь неприятелем. праздник покрова пресвятой богородицы стал национальным на земле и одним из самых почитаемых
в народе, а установлено празднование было именно властью владимирского князя андрея и епископом, даже без согласования с киевским митрополитом. создание храма в память об этом событии явилось актом церковного
признания этого праздника и одновременно утверждения его в жизни народа средствами монументального зодчества. церковь покрова на нерли вошла в комплекс боголюбской резиденции князя андрея и стала первым на
руси храмом, посвященным празднику покрова пресвятой богородицы. строительство храма в честь праздника, символизирующего особое покровительство владычицы небесной, призвано было утверждать идею небесного
покровительства владимирской земле и князю андрею, особо отмеченному благодатью божией. прекрасная белокаменная чудо-церковь одиноко, как бы задумчиво-печально возвышающаяся над просторами владимирских
равнин, навсегда запечатлела память о юном воине, сыне князя андрея, пребывающем на небесах. поднимаясь в бесконечное небо, белоснежный стройный силуэт отражается в зеркальной глади неширокой речки, смягчая
впечатление одиночества, рассеивая грусть, внося ноты тихой радости и гармонии. белокаменный одноглавый храм крестово-купольного типа отличается удивительной гармонией пропорций и изяществом украшений. поток
вертикальных линий, усиленный колонками, ритмом колончатого пояса, вытянутыми окнами и аркатурой главки. рам покрова сохранил белизну своих каменных одежд, отсутствие живописи на стенах придает гармоничность,
одухотворенность и целостность этому архитектурно-поэтическому произведению владимирских зодчих. церковь хорошо сохранилась, став идеальным воплощением канона трехапсидного крестово-купольного
православного храма и является одним из любимейших храмов россии. по решению юнеско храм покрова на нерли включен в список всемирного наследия.

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 10.03.2019 08:51

Соберите материал для выставки «сказки писателей» и «сказки писателей разных стран». для того чтобы выполнить эту , надо: 1 имя писателя, краткая биография. 2 список его произведений(сказка, год) 3 выбрать сказку писателя, описание. 4 картинки к сказке. !

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 10.03.2019 14:15

Нужен краткий пересказ по рассказу стрижонок

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 12.03.2019 12:00

Объясни с однокоренных слов происхождение названий городов: белозёрск, волохов, торжок, смоленск, звенигород, липецк, воронеж, орёл, борисоглебск, елец, владимир, юрьев.

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 12.03.2019 14:42

Напишите отзыв по произведению и. бунина «кавказ» план: 1.кто автор произведения? (рассказать о нем 2 предложения) 2. тема и основная мысль произведения 3. где и когда происходят события 4. какие места произвели сильное впечатление 5. кто из героев особенно понравился 6. чем обогатило вас произведение

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 12.03.2019 18:20

Предложения со словами: лесоруб, нефтепровод, птицефабрика, путеводный, верхолаз, самолёт, красноречие, самоходный и сталевар.

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 13.03.2019 20:40

Что можно и что нельзя делать королям?

Ответов: 1

Иконка предмета

Литература, 15.03.2019 03:40

Яркие эпитеты в рассказе чехова мальчики

Ответов: 1

Иконка предмета

Литература, 15.03.2019 05:40

Обломов. сравнить 2 образа: обломов и штольц. надо сравнить что у них общего а в чем разница. к примеру: общее: ровестники. вместе росли. раличие: соц. статус воспитание. а то читать я не а к завтраму надо сдать.

Ответов: 1

Иконка предмета

Литература, 17.03.2019 08:00

Басня крылова мартышка и очки , какая тут мораль

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 17.03.2019 18:20

Почему маша миронова предпочла гриева швабрину?

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 20.03.2019 12:32

Умоляю, товарищи! что обьединяет героев рассказа матренин двор и судьба человека? ​

Ответов: 3

Вопросы по другим предметам:

Категория

Алгебра, 27.08.2019 23:20

Категория

Математика, 27.08.2019 23:20

Категория

Математика, 27.08.2019 23:20

Категория

Английский язык, 27.08.2019 23:20

Категория

Математика, 27.08.2019 23:20

Категория

Математика, 27.08.2019 23:20

Категория

Русский язык, 27.08.2019 23:20

Категория

Английский язык, 27.08.2019 23:20

Категория

Литература, 27.08.2019 23:20

Категория

Русский язык, 27.08.2019 23:20

  • Сочинение по произведению полтава 7 класс сравнение петра 1 и карла 12
  • Сочинение по произведению песчаная учительница
  • Сочинение по произведению преступление и наказание 10 класс
  • Сочинение по произведению портрет дориана грея
  • Сочинение по произведению отцы и дети конфликт поколений