Наверх
Темы
- Благие последствия развития технологий
- Трагические последствия развития технологий
- Как сохранить гармонию между экологией и техническим прогрессом?
- Почему обществу необходим прогресс?
- Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
- Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
- Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
- Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
- Плюсы и минусы цивилизации и прогресса
- Влияние научно-технического прогресса на человека
- Влияние научно-технического прогресса на окружающий мир
- Как решить экологические проблемы в современном мире?
- К чему приводят научно-технические катастрофы?
- Духовность и прогресс: возможна ли гармония?
- Как сохранить баланс между прогрессом и заботой об окружающей среде?
Аргументы
- Н.С. Лесков, «Левша». Прогресс делает жизнь людей лучше, увеличивает наше благосостояние и обеспечивает нас всем необходимым для здоровья, материального преуспеяния и комфорта. Так, в Англии, куда уехал тульский мастер вместе с делегацией, у чиновников были возможности предложить умельцу достойные условия для работы. Левше пообещали высокую зарплату, свое жилье и даже супругу, лишь бы он остался. Англичане жили очень обеспеченно, поэтому для них это предложение было в порядке нормы. В их стране техническое развитие было на высоком уровне: у английских мастеров, в отличие от Левши, были микроскопы и другие приспособления для качественного труда. Они не получали побои в случае неудач и не прозябали в нищете, пока царь о них не вспомнит. В России никаких условий для создания прогресса в науке и технике не было, зато запросы правящей элиты к народу были выше, чем в Европе. Почему так сложилось? А потому что в Англии правительство выделяло деньги на развитие прикладных сфер деятельности, а в России никто об этом не думал, пока зависть не подстегнула. Благосостояние этой европейской страны напрямую было связано с тем, как там были расставлены приоритеты. Прогресс поощрялся и финансировался, поэтому уровень жизни рос.
- М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Порой поспешное введение новых технологий ведет к ужасным последствиям — настоящим катастрофам. Так случилось и в повести Булгакова. Ученый Персиков создал уникальный луч, который мог форсировать рост клеток и производить живых существ небывалых размеров. Профессору не дали протестировать и изучить свое открытие. Разработку отдали малограмотному и непрофессиональному человеку — председателю колхоза Рокку. Он тут же применил находку, только перепутал куриные яйца со змеиными (и других рептилий). В итоге получились огромные монстры, которые отличались неконтролируемой агрессией и сильной прожорливостью. Они породили хаос, разрушили многие объекты инфраструктуры, убили и ранили многих людей. Это последствие прогресса учит нас быть умнее и осторожнее с новыми технологиями. Без подробного изучения ничего применять не следует.
- В.П. Распутин, «Прощание с Матерой». Гармонию между экологией и техническим прогрессом поможет сохранить здравый смысл, не замутненный политическими и идеологическими иллюзиями. Как мы знаем, сегодня большинство промышленных городов на севере России вымирают: работы мало, климат нездоровый, еда и отопление дорого стоят, развлечений нет. Люди уезжают. А Валентин Распутин описывает те времена, когда ради сегодняшних городов-призраков затапливались целые острова, уничтожались локальные экосистемы. Чтобы построить электростанцию для расширения производства, чиновники решили затопить Матеру и принудительно выселить жителей. А животных, птиц, насекомых, вековые деревья никто не эвакуировал. Они погибли, но ради чего? БАМ ведет в никуда, великая индустриализация уступила место постиндустриализации, и многие предприятия оказались попросту ненужными, забытыми, как и города вокруг них. Если бы люди в ту пору прислушивались к здравому смыслу и планировали наперед, то этих бездумных разрушений удалось бы избежать.
- Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Прогресс позволяет людям совершенствовать орудия труда, что ставит всех нас в равные условия. Если раньше работать честно мог только мужчина, и большинство видов занятости было связано с физической силой, которая есть не у всех, то сегодня технические новшества дают вакансии для женщин, подростков, пенсионеров и лиц с ограниченными возможностями. Все могут содержать себя сами и жить независимо. Такой пример описал Чернышевский. Вера организовала швейную мастерскую, где все работницы получали равные доли от прибыли предприятия. Экономическая окупаемость этого дела стала возможной только благодаря ускорению процессов — замене ручного труда на машинный. Вакансии в мастерской спасали женщин от насилия и домашнего рабства, давали шанс устроиться честно и содержать себя. Вот для чего обществу технический прогресс.
- А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву» и М.А. Булгаков, «Белая гвардия». Самые значительные достижения прогресса находятся в сфере медицины. Все знают о том, как за века истории увеличилась продолжительность человеческой жизни, и все благодаря инновационной медицине. Это можно доказать, сравнив два литературных произведения разных эпох. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» пишет о «срамной болезни», которая в те годы не лечилась. При нем отец хоронит сына, который унаследовал этот недуг и умер в цвете лет от его последствий. Но уже иное отношение к венерическим заболеваниям мы видим в «Белой гвардии» Булгакова. Там сифилис уже не является смертным приговором. Есть шанс вылечить его, и Алексей Турбин как раз специализируется на таких проблемах. Этот пример доказывает, что человечество не может обойтись без научного прогресса, потому что от него зависит, сможем ли мы победить болезни и пережить очередную эпидемию.
- М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Тема развития является главной в рассказе «Собачье сердце». Сначала читатель видит научный прогресс — уникальную операцию, превращающую пса Шарика в гражданина Шарикова. Но чем дальше мы читаем, тем больше осознаем, что настоящий прорыв — это обретение человеком человечности, а вовсе не внешние физиологические изменения. Несмотря на старания Филиппа Филипповича, Шариков так и не смог стать полноценной личностью. Он так и остался на уровне пса, выполняющего команды Швондера, лающего на кошек и людей, оставляющего после себя беспорядок и «разруху». Его можно нарядить в костюм, ему можно дать работу и паспорт, можно даже вписать в квартиру, но человеком Шариков не станет никогда, потому что он лишен порядочности, отзывчивости, принципиальности и воспитания. Он не прошел все стадии взросления и формирования, поэтому не может стать полноценным человеком. И Преображенский это понял. Он осознал, что настоящий прогресс — это развитие человечности, которого не достичь даже самой уникальной операцией.
- А.И. Куприн, «Яма». Наиболее значительные достижения прогресса находятся в медицинской сфере, потому что наше здоровье — это главное условие для процветания человеческой цивилизации. В повести «Яма» мы видим этому подтверждение: заражение сифилисом стало причиной гибели нескольких героев. В ту пору в России не все стадии этой болезни были излечимы. Женя хотела отомстить своим мучителям и намеренно стала распространять этот недуг. В публичном доме ей удавалось избегать разоблачения долгое время. Некоторые ее клиенты обнаруживали признаки слишком поздно и даже накладывали на себя руки. И сама она повесилась, ведь никто не смог бы ее вылечить, а смерть от сифилиса ужасно мучительна и унизительна. Но сегодня человечество победило эту болезнь. Она точно диагностируется и поддается лечению. Придуманы и средства, которые препятствуют ее распространению. Все эти открытия являются самыми значительными для людей, ведь спасают им жизнь и здоровье.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Саморазвитие личности способствует прогрессу всего общества — это доказал Л.Н. Толстой на примере героя Пьера Безухова. Он стал обладателем крупнейшего состояния и мог бы всю жизнь предаваться наслаждениям и праздным утехам. Но Пьер упорно шел к своей цели — познать свое предназначение и принести пользу людям. Он вступил в масонскую ложу, пробовал провести реформы в своих деревнях, спонсировал дружину, когда Наполеон напал на Россию. Все свои деньги он готов был направить на нужное и значимое дело, но вокруг него часто находились обманщики, которые пользовались его неведением и присваивали денежные средства себе. Однако Безухов познал народную мудрость в плену и научился противостоять тем, кто тянул руку в его карман. Герой стал более внимательным к людям и понял их сущность. Только после этого ему удалось направить свои силы и возможности на благо Родины: он вступил в тайное общество и готовил проект по улучшению России. Его саморазвитие способствовало прогрессу всего общества.
- О. Хаксли, «О дивный новый мир». Не секрет, что прогресс имеет и недостатки, и достоинства. Разберем и те, и другие на примере антиутопии «О дивный новый мир». Эра Форда подарила людям множество новых возможностей, которые очень облегчили бы нам жизнь: были побеждены все болезни, старость, войны, конфликты, бедность. Все граждане получали все необходимое для благосостояния. Даже инакомыслящим были предоставлены в распоряжение отдельные острова, где они могли реализовывать свои исключительные способности. Никаких репрессий, никаких гонений, все демократично. В то же время технические достижения искоренили в людях почти все человеческие качества, сделали большинство из них программируемыми биороботами. Не осталось семей, любви, дружбы, искусства, таланта. Примитивные передачи и сома заменили им все духовные искания и эстетические взгляды. В обитателях нового мира не было индивидуальности. Это и есть минусы прогресса.
- А.Р. Беляев, «Человек-амфибия». Прогресс дает людям больше возможностей, но он не в силах исправить человеческую природу, ее нравственную составляющую. Это средство, которое не может заменить цель. Так, многие герои повести Беляева, столкнувшись с научным прорывом, не стали соответствовать ему, а проявили свою истинную сущность: жадность, жестокость, невежество. Зурита хотел поймать Ихтиандра, чтобы заставить его добывать жемчуг. Епископ Хуан де Гарсилассо и вовсе предложил убить Ихтиандра, потому что он «богопротивное создание», а решил за Бога, конечно же, сам епископ, ему виднее. Бальтазар считал спасителя своего сына его палачом, так как ничего не понял. Прогресс подарил многим индийским детям шанс выжить и стать здоровыми (они были найдены в лаборатории Сальватора), но как люди распорядились этими возможностями? В суде доктор Сальватор сказал, что не мог и не хотел «сделать Ихтиандра и «ихтиандров» сделать общим достоянием в стране, где борьба и алчность обращают величайшие открытия в зло, увеличивая сумму человеческого страдания». Таким образом, технические прогресс никак не влияет на личность, ее нравственная сущность остается прежней: кто-то использует достижения во благо, а кто-то — во зло.
- А.П. Чехов, «Крыжовник». В рассказе поднимается проблема экологии. Николай Иванович накопил деньги на заветную усадьбу, но вместо красивой и живописной реки возле дома протекала коричневая жижа цвета кофе. Рядом с имением располагались два завода, с которыми герой непрерывно судился. Если вода в этом месте отравлена, скоро в нем не сможет расти даже кислый крыжовник, который посадил для себя Николай Иванович. Но тогда государство никак не отслеживало вред от производства. Пыль, шум, вредные выбросы, неправильная утилизация отходов — все это ведет к уничтожению окружающей среды. Технический прогресс оказывает негативное влияние на природу, поэтому задача общества — контроль за промышленностью и развитие экологического мышления.
- Б.Л. Васильев, «Не стреляйте в белых лебедей». Человек может решить экологические проблемы, если будет ответственно и сознательно подходить к охране окружающей среды. Это доказывает пример Егора Полушкина. Этого добродушного человека назначили на пост хранителя заповедника, ведь он любил и знал природу, как никто другой в поселке. Егор, в отличие от предшественника, который воровал лес себе на избу и проворачивал другие махинации, смог добиться порядка в лесу. Он выгнал браконьеров, которые валили деревья, повесил таблички с мотивирующими и предостерегающими стихами сына, почистил территорию, привез и подселил лебедей. Даже ночью герой сорвался в лес, услышав взрывы — там глушили рыбу на озере. Его избили, а в больнице он умер от побоев. Но его дело продолжило жизнь, ведь резонансный случай привлек внимание уголовного розыска к браконьерам. Пример Полушкина позволяет сделать вывод о том, что сохранить окружающую среду вполне реально, и методы общеизвестны.
- В.П. Астафьев, «Людочка». Локальная экологическая катастрофа изображена в рассказе «Людочка». Через парк проложили производственную трубу, но не закопали. Над ней потекла горячая речка с пятнами мазута и мыльными разводами. Постепенно люди привыкли бросать туда разный мусор, и река превратилась в смрадный и токсичный источник болезненных паров и миазмов. «Деревья над канавой заболели, сникли, облупились» — настолько вредной оказалась эта кипящая река, по которой плыли бутылки. «горячее месиво из грязи, мазута, мыльной воды» — так автор называет эту жидкость. Вонь создавали и трупы животных, которых местные жители сбрасывали в поток. Последствия этой локальной катастрофы мы видим повсеместно: люди и нравы в этой местности вовсе не здоровые. Некогда процветающий парк выглядел так, будто он пережил бомбежку. Увы, этот город еще долго не сможет восстановиться после такого экологического бедствия, ведь люди продолжали его увеличивать, как ни в чем не бывало.
- А. Жвалевский и Е. Пастернак, «Пока я на краю». В корне не верно противопоставлять прогресс и нравственность, ведь в этом случае мы сравниваем средства и цели — явления не одного порядка. Плохие люди с ложными ценностями будут использовать новые возможности во вред обществу, а те, кто мотивирован истинными ценностями, будут с помощью научных достижений улучшать нашу жизнь. Так, Алла с помощью интернета помогала подросткам справиться с суицидальными наклонностями и вернуться в социум, приняв себя и поняв других. А Яков, напротив, ставил на людях чудовищные эксперименты в сети и доводил многих своих жертв до отчаянного шага в бездну. Он манипулировал ими и использовал в своих целях. Средство одно и то же — Интернет. А цели разные. Не прогресс виноват в том, что Яков — плохой человек, для которого свое «Я» стоит выше всего на свете. Такие люди были и раньше, без всемирной паутины. Поэтому технические возможности никак не влияют на нравственные ориентиры человека, их некорректно противопоставлять.
- А. Платонов, «Песчаная учительница». Прогресс далеко не всегда противостоит окружающей среде. Во многих случаях именно он помогает решить проблемы, возникающие в природе и без вины человека. Например, Мария Нарышкина приехала в пустыню, чтобы преподавать в школе. Но вскоре она убедилась, что местным жителям образование не нужно. Все их время занимала борьба с песком, которую они проигрывали. Тогда героиня решила изменить программу так, чтобы она отвечала потребностям местного населения. На уроки потянулись и взрослые. С помощью знаний, которые Мария нашла и смогла передать людям, крестьяне поняли, как оградить Хошутово от песка. Они построили защитные ограждения, вырастили сосны, увеличили посевы и урожай. Прогресс в лице новых трёхногий и научных открытий помог преобразить окружающий мир и сделать землю плодородной. Это и есть баланс между прогрессом и природой: мы можем защитить окружающую среду и улучшить ее с помощью инноваций.
«Песчаная учительница»: знакомство с героиней
Марии Нарышкиной исполнилось двадцать лет, и она только окончила педагогические курсы. Это была здоровая, сильная девушка, чье детство и юность прошли в Астраханской губернии. Ей хорошо были знакомы прикаспийские пески, но родители оберегали дочь от подробностей и отголосков недавно произошедших в стране событий: революции и гражданской войны. Таково начало рассказа (и его краткое содержание) Платонова «Песчаная учительница».
Мария увлекалась географией, пережила влюбленность, а теперь с блестящими глазами слушала завгубоно и ожидала перемен. Ее направили в школу села Хошутово, находящегося на границе с мертвой пустыней в Средней Азии.
Краткое содержание рассказа А. П. Платонова «Песчаная учительница»
Свой рассказ «Песчаная учительница» Андрей Платонов начинает с повествования о жизни молодой учительницы Марии Нарышкиной. Родом девушка была из маленького городка, расположенного в Астраханской губернии. Родители с детства пытались уберечь дочь от всяческих потрясений, поэтому девочка ничего не знала о происходящих событиях – войне и революции.
Мария с детства была прилежной ученицей, особенно ей нравилась география. Родители, видя тягу дочери к науке, отправили ее на педагогические курсы в Астрахань. Марие тогда едва исполнилось 16 лет. Закончив учебу, девушку отправляют работать учительницей в небольшое село Хошутово. Жители этого места, граничившего с пустыней, постоянно страдали от ущерба, наносимого песчаными бурями и нашествием кочевников. Село в такие моменты было полностью засыпано песком, и его жителям ежедневно приходилось расчищать лопатами свои подворья. Видя тяжкий и бесполезный труд жителей села, Мария Никифоровна ощущала в душе их настроение: уныние и смирение перед обстоятельствами.
Поселилась девушка в маленькой комнатушке при школе. Кроме нее там жил школьный сторож. Его очень тяготило одиночество, и он очень обрадовался появлению новой соседки. Добрый сторож с удовольствием помогал молодой учительнице обустроиться на новом месте.
Сельская школа частенько пустовала, так как у учеников не было возможности приходить туда каждый день. Местные жители сильно бедствовали, не имея возможности одеваться по погоде, многие голодали и даже умирали. В силу этих тяжелых обстоятельств, зимой школа вовсе зачастую оставалось без посетителей.
Мария Никифоровна сильно переживала из-за ненужности школы и, следовательно, своего труда. Но решив не сидеть сложа руки, девушка придумала план, как помочь крестьянам. Она решила научить детей тому, что необходимо именно сейчас, — противостоянию пескам. Молодая учительница, посоветовавшись с местными жителями и собрав их подписи, отправилась в округ. Власти одобрили ее идею и, выделив соответствующую литературу, предложили заняться преподаванием этой науки самой.
Мария с рвением взялась за дело и, спустя два года, Хошутово было не узнать. Жители села совместным трудом огородили село защитными сооружениями, которые сдерживали распространение песка. Чтобы повысить количество урожая, Мария Никифоровна решила высадить сосны у школы. Шелюгой крестьяне теперь топили дома, а из прутьев изготавливали необходимую мебель. Жителям Хошутова стало гораздо легче жить, и теперь школа больше не пустовала, она наполнилась детьми и взрослыми.
Все шло хорошо, жизнь в селе наладилась. Но через год жителям пришлось столкнуться с новой напастью: вернулись кочевники. Они возвращались сюда каждые пятнадцать лет, но в этот раз запоздали. Явившись позже ожидаемого срока, тысячи кочевников буквально за пару дней привели Хошутово в запустение, забрав все, что можно. Бедные крестьяне остались безо всяких запасов еды и воды.
Это событие привело Марию Никифоровну в отчаяние. В поисках справедливости она отправилась к вождю кочевников. Но он оправдал такие действия желанием своих соратников выжить.
Ничего не добившись от вождя кочевников, Нарышкина поехала в округ, рассказать о произошедшем. Но власти не пожелали разбираться в ситуации и предложили учительнице переехать в Сафуту. Марии объяснили, что обученные жители села теперь справятся и сами, а в Сафуте, где селятся кочевники, необходимо рассказать о науке борьбы с песками. Это помогло бы остановить перебежки кочевников, тогда и русские поселения не разорялись бы.
Мария Никифоровна долго размышляла о своей сложной судьбе, о проходящей в захолустье молодости и о предстоящем будущем. Обдумав все, молодая учительница все же согласилась отправиться в Сафуту, но пообещала себе вернуться обратно уже по лесной дороге, а не по песку.
Долгий путь и знакомство с новым местом жительства
Вторая глава открывается описанием песчаной бури. Зной, похожие на пылающие костры барханы, нескончаемые потоки движущегося песка – вот его краткое содержание. Песчаная учительница — так будем называть Марию – видела подобную картину впервые, поэтому испытала тоску.
Лишь на третий день девушка добралась до села. Несколько десятков домов, редкие кустарники у колодцев, каменная школа и все те же сугробы песка, приносимого с Памира. Жители отчаянно пытались очистить от него дворы, но это был «тяжкий и почти ненужный труд». Как следствие – бедность и отчаяние уставших от борьбы крестьян. Этой картиной завершается вторая глава и ее краткое содержание.
Песчаная учительница поселилась при школе, чем очень обрадовала уставшего от одиночества сторожа.
Первые трудности
Мария Никифоровна кое-как подготовила помещение к учебе и через два месяца встретила учеников. Они ходили то по пять, то по двадцать человек. А с наступлением холодов учить и вовсе стало некого. У родителей не было средств, чтобы одеть детей. Хлеба почти не осталось, двое учеников умерли от голода. У девушки опускались руки, так как крестьянам в условиях, когда речь шла о выживании, школа была не нужна.
Долго думала Мария Никифоровна над тем, что предпринять. Наконец, поняла: учить нужно борьбе с песками, и отправилась в округ. Ей посочувствовали, дали книг и посоветовали обратиться за помощью к агроному, жившему за полтораста верст от Хошутово. Так можно описать состоявшуюся встречу и ее краткое содержание.
А.Платонов “Песчаная учительница”: краткое содержание, главные герои, проблемы, отзывы
Андрей Платонович Платонов прожил насыщенную, наполненную смыслом жизнь. Он был прекрасным инженером, много работал, чтобы принести пользу молодой социалистической республике. В первую очередь автора запомнили за его малую прозу. В ней Платонов пытался донести до читателей те идеалы, к которым должно стремиться общество. Воплощением светлых идей стала героиня рассказа Платонова “Песчаная учительница”. Этим женским образом автор коснулся темы отказа от личной жизни ради общественных дел.
Прообраз платоновской учительницы
Рассказ Платонова “Песчаная учительница”, краткое содержание которого вы сможете прочесть ниже, был написан в 1927 году. А теперь мысленно перенеситесь в 20-е годы прошлого столетия. Послереволюционная жизнь, строительство большой страны.
Исследователи литературы считают, что прототипом главной героини рассказа Платонова “Первая учительница” была невеста автора – Мария Кашинцева. Однажды в качестве студенческой практики девушка отправилась в село бороться с безграмотностью. Эта миссия была очень благородной. Также Мария Испугалась слишком бурных чувств и ухаживаний Анрея Платоновича, поэтому совершила своеобразный побег в глубинку. Писатель посвятил своей возлюбленной много трогательных строк в своих рассказах и повестях.
Сюжетная линия рассказа
“Песчаная учительница”, краткое содержание которой мы предоставляем, переносит читателя в среднеазиатскую пустыню. Думаете, случайно? Западноевропейские специалисты считают, что в условиях пустыни раскрываются самые сильные черты человека. Библейское предание твердит, что Христос скитался по пустыне 40 дней, ничего не ел, не пил, укреплял свой дух.
У Марии Нарышкиной было прекрасное детство с чудесными родителями. Её отец был очень мудрым человеком. Работая учителем, много сделал для становления дочери. Потом Мария училась на педагогигеских курсах в Астрахани. После окончания её отправляют в отдалённую деревню Хошутово, что возле самой пустыни в Средней Азии. Пески очень усложняли жизнь местных жителей. Они не могли заниматься земледелием, уже опустили руки и забросили все начинания. Даже в школу ходить никто не хотел.
Энергичная учительница не опустила руки, а организовала настоящий бой со стихией. Посоветовавшись с агрономами в райцентре, Мария Никифоровна организовала посадку шелюги и сосны. Эти действия заставили пустыню быть приветливее. Жители зауважали Марию, в школу приходили ученики. Только скоро чудо закончилось.
Вскоре деревня подверглась набегу кочевников. Насаждения они уничтожили, воду из колодцев использовали. Учительница пытается договориться с вождём кочевников. Тот просит Марию научить лесному делу жителей соседнего села. Учительница соглашается и решает посвятить себя спасению сёл от песков. Она подбадривает жителей и верит, что когда-нибудь здесь будут красоваться лесные насаждения.
Образ учителя – покорителя природы
А. С. Пушкин писал:”Наставникам за благо воздадим”. Именно наставником, а не учителем можно назвать главную героиню в книге “Песчаная учительница”. Краткое содержание не передаёт безжалостности и холодности пустыни к людям. Только целеустремлённый, с активной жизненной позицией человек может противостоять ей. В своих поступках Мария Никифоровна пользуется гуманностью, справедливостью, терпимостью. Учительница ни на кого не перекладывает судьбу крестьян и с оптимизмом смотрит в будущее. Когда-то она мечтает приехать в деревню по лесной дороге.
Темы, проблемы и ценности, затронутые автором
Главные герои “Песчаной учительницы” послужили Платонову для передачи главной идеи – ценность знаний для селян и целых наций. Мария с гордостью несёт свою главную миссию – давать знания. Для жителей села Хошутово самым важным было сажать растения, укрепляя почву и создавая лесополосы.
Герои рассказа почти не общаются, такой стиль повествования можно назвать репортажным. Автор только повествует и описывает действия. Чувства героев переданы Платоновым очень эмоционально. В рассказе много метафор и красочных выражений.
Центральное место в книге уделяется теме культурного взаимообмена. Автор провозглашает особые ценности – дружественные отношения и нахождение общего языка с различными фигурами, даже с кочевниками.
Отзывы о “Песчаной учительнице”
Многие читатели сравнивают рассказ Платонова с романом Кобо Абе “Женщина в песках”. Там женщина также борется с песчаной пустыней, но потом смиряется и приживается. А героиня Платонова изо всех сил стремится к победе над природным явлением. В некоторых школьных программах для изучения в 6 классе включён рассказ “Песчаная учительница”. Краткое содержание ученикам прочитать не помешает. Дети на уроках задаются вопросом: “Как сберечь результаты своего труда?”.
Читатели отмечают, что рассказ учит протягивать руку помощи окружающим людям. Не каждый может отказаться от личной жизни ради общего дела. Учительница отдала пустыне самое главное – свою молодость, но судьба целых народов её беспокоит больше.
«Песчаная учительница»: спустя два года
Мария Никифоровна не без труда уговорила жителей выходить весной и осенью на общественные работы. Вскоре у нее нашлись помощники в лице двух активистов. Через год село окружили зеленые шелюговые посадки. В результате намного увеличились урожаи, так как земля была защищена от песка и хранила больше влаги. Появилось и дополнительное топливо. А еще жители освоили дополнительный заработок: они плели из прутьев корзины и мебель. Вот итоги двухгодичной деятельности Марии Никифоровны и ее краткое содержание. Платонова песчаная учительница привлекала своим энтузиазмом и верой в будущее. В ближайшее время она планировала разбить у школы сосновый питомник.
Жизнь в селе стала налаживаться – только в первую зиму было получено дополнительно две тысячи рублей. Взрослые теперь наряду с детьми постоянно посещали школу, где знакомились с новыми способами борьбы с пустыней.
Таково краткое содержание (песчаная учительница за это время располнела и еще больше лицом «заневестилась») четвертой главы.
Путешествие в деревню
Мария Нарышкина росла в обычной семье. Ее отец работал учителем математики и мечтал из дочери сделать педагога, поэтому девушку отдали на курсы в 16 лет. Она успешно их закончила и отправилась работать в деревню Хошутово.
Рядом с населенным пунктом была астраханская пустыня. Это место малопригодно для жизни, и многие люди умирали от голода. Первую бурю Мария увидела, когда они только ехали в деревню. У людей уходило много сил на борьбу со стихией.
Дорога заняла трое суток. Когда Мария приехала, то увидела деревню в песке. Ей выделили комнату при школе. Из-за сурового климата дети не всегда ходили на уроки. Но когда приходили, то с интересом слушали учительницу. Зимой стало сложно, так как люди испытывали голод. Двое учеников умерло перед Новым Годом.
У Марии Никифоровны опускались руки. Она не знала, как учить голодных и больных детей. С крестьянами она не общалась. Тогда ей пришла в голову мысль — нужно бороться с песком. Для этого она обратилась в отдел народного образования, но безуспешно. Ей не выделили преподавателя, но дали специальную литературу.
Нарышкина изучила книги и начала уговаривать крестьян на ряд действий:
- месяц весной и столько же осенью выделяется под общественные работы;
- нужно везде рассаживать кустарник шелюгу;
- растение позволит защищать урожай и орошать огороды.
На все ушло год, и постепенно деревня преобразилась. Позже учительнице удалось добыть саженцы сосен, которые лучше защищали от песка.
Жители начали топить печи кустарником, плести их него корзины и мебель — это дало дополнительный доход.
Первая настоящая печаль
Беда случилась в августе третьего года. Жители давно уже ждали кочевников, которые проходили через эти места раз в пятнадцать лет. Обычно это происходило весной, когда еще была какая-то зелень. А к концу лета все высохло, даже птицы и звери отправились искать места получше.
Пришедшие стада за трое суток уничтожили все, что с огромным трудом создавалось три года. Растерянная и озлобленная Мария Никифоровна отправилась к вождю кочевников. Девушка обвинила пришедших в разбое, на что услышала: «Степь наша… Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник». Разговор получился малоприятным, что доказывает его краткое содержание. Песчаная учительница (Платонов отмечает, что Мария Никифоровна все же посчитала вождя умным) сразу отправилась в округ.
Жизнь ради благополучия других
Заведующий удивил девушку, сразу же заявив, что теперь в Хошутово вполне обойдутся без нее. А затем пояснил, что крестьяне села уже сами смогут бороться с песком, а вот ее хотят отправить в Сафуту, где живут осевшие кочевники. Мария Никифорова сначала возмутилась, однако заведующий тут же объяснил свой замысел. Приводим его краткое содержание. Песчаная учительница должна будет научить кочевников бороться со стихией. Тогда исчезнет опасение, что в какой-то момент они сорвутся из занесенных песком мест и вновь отправятся уничтожать посадки русских переселенцев.
Мария Никифоровна задумалась. А как же молодость? Семья? Но затем вспомнила умного вождя, подумала о безысходности племен, зажатых песками, и удовлетворенно ответила: «Я согласна». Завокроно подошел к девушке: «Вы … могли бы заведовать целым народом, а не школой… Мне … почему-то стыдно. Но пустыня – будущий мир…».
Таково краткое содержание рассказа «Песчаная учительница» А. Платонова.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Что значит идти своей дорогой? 4 примера готового итогового сочинения 2021-2022 по литературе на данную тему для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.
Итоговое сочинение на тему что значит идти своей дорогой?
Многие люди, определяя свою судьбу, говорят: «Я иду своей дорогой». Что они имеют в виду? Очевидно, что так они обозначают маршрут, который отвечает их духовным потребностям. Кто-то вместо престижной работы выбирает маленькое, но свое дело. Кто-то поступает на факультет, который не пользуется популярностью, зато интересует лично его. Самостоятельные люди с ярко выраженной индивидуальностью всегда поступают так, как считают нужным. Вспомним литературные примеры таких героев.
Например, Артур из повести А. Грина «Алые паруса» родился в богатой и знатной семье аристократа. Он жил так, как хотели бы жить многие из нас. Его окружали роскошь, слуги, всеобщее уважение, блестящие перспективы. Престижное место дипломата было у него в кармане, ведь связи отца позволяли устроиться без проблем. Но герой решил, что в его судьбе все будет по-другому. Он грезил о морских путешествиях и приключениях. Родители были против такого применения способностей сына, но это его не остановил. Артур сбежал из дома и стал юнгой на корабле. Вот что значит «идти своей дорогой»! Артур со временем стал капитаном своего собственного судна и обеспечил себе такую яркую и интересную жизнь, что ему могли бы позавидовать многие дипломаты. Несмотря на мнение окружения, герой стал тем, кем хотел быть.
Не менее вдохновляющий пример мы видим в историческом произведении А.К. Толстого «Князь Серебряный». Главный герой вернулся из длительной командировки в Россию, но не узнал родную страну. Теперь царские прислужники грабили людей, насиловали женщин и убивали мужчин, издевались над детьми и стариками. Вместо всех уставов и обычаев правил закон джунглей: прав тот, кто сильнее. Подданные не стали терпеть измывательств опричников и становились бандитами на большой дороге. В итоге отчизну князя раздирала вяло текущая гражданская война, где не было места справедливости. Никита Романович по праву рождения мог бы присоединиться к опричникам и жить в свое удовольствие, ведь таковы были правила игры в ту эпоху. Безумный царь поощрял беззаконие, и совесть подданных в данном случае была чиста. Они лишь выполняли приказы. Но Никита Романович пошел против всеобщего заблуждения и осудил действия опричников. Он открыто встал на сторону опального боярина Морозова и защищал его дом. Он же честно признался Ивану Грозному, что предпочел бы войну с татарами служению при дворе. Никита Романович, несмотря на смертельный риск и одиночество в борьбе, не примкнул к движению, которое было ему противно и чуждо. Он шел своей дорогой, а не по направлению большинства.
Таким образом, выражение «идти своей дорогой» означает готовность человека к самостоятельному пути. Люди такого склада предпочитают индивидуальные условия и личные цели, которые они выбирают и ставят себе сами. Они определяют свою судьбу так, чтобы она соответствовала их представлению о морали и нравственности, ценностях и ориентирах.
Пример сочинения №2
Идти своей дорогой – идти по своему собственному, отличному от других жизненному пути, преодолевать свои препятствия и сталкиваться со своими трудностями. Найти свою дорогу жизни, своё предназначение – это и значит найти свой путь.
Свой путь был у чайки по имени Джонатан Ливингстон из одноименной повести Ричарда Баха. В отличие от своих сородичей, Джонатана не волновали поиски рыбы пожирнее да покрупнее, его волновало только одно – полет, поиск свободы. Мать, отец и просто чайки из племени не понимали Джонатана, а Джонатан не понимал их. Ему не нравилось жить в обществе, в котором он оказался. Его путь настолько трудный, что в какой-то момент он готов отказаться от него. Но в скором времени он нашел себе друзей, у которых были похожие интересы, у которых были такие же ценности, как и у Джонатана. Главный герой отказался от обычных ценностей и создал для себя свои. Джонатан нашел свою дорогу, свой жизненный путь и пошел по нему.
Другая ситуация была в повести Бориса Екимова «Белая Дорога». В ней рассказывается о праведнике Степе, который в жизни своей ничем и не занимался, кроме как служил людям. Кому-то обувь подлатает, детям игрушку сделает. Имущество его было – мешок за спиной, жил он на харчи, которые готовили ему после работы. Над ним иногда посмеивались, не понимая в чем смысл такой Степиной жизни, но ему было все равно. А после смерти никто даже тело его не тронул – нашли его «мощи» иссохшими на дороге. Степа не хотел парить высоко в небе, как Джонатан Ливингстон, он не хотел, как Джонатан вырваться из непонятного ему общества. У Степы были гораздо более приземленные цели, всю свою жизнь Степа бескорыстно служил и помогал людям – это было его дорогой жизни.
У кого-то дорогой жизни может быть высоко парить в небесах, у кого-то служить людям, деятельность может быть совершенно разная. Главное, чтобы жизненный путь был основан на призвании и приносил счастье самому человеку и другим людям.
Пример сочинения №3
Что значит «идти своей дорогой»? Конечно, ответ на этот вопрос может быть неоднозначен, так как каждый человек определяет значение этой фразы по-своему. На мой взгляд, смысл данной фразы заключается в упорном преследовании своей цели, несмотря на возможные неудачи. Людям, «идущим своей дорогой», присуще такое качество, как целеустремленность. Это, прежде всего, упорство, решительность, огромная сила воли, умение идти к своей цели, не оглядываясь назад, не поддаваясь влиянию чужого мнения. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
В качестве первого аргумента, подтверждающего мою мысль, обратимся к произведению А. П. Платонова «Песчаная учительница». Главная героиня рассказа Мария Нарышкина окончила педагогические курсы и отправилась на работу в село Хошутово, полностью занесенное песком. В селе царит нищета, причиной которой и являются песчаные бури. Двадцатилетняя Мария решает помочь селу, начав борьбу с песками. Написав заявление в окружной отдел народного образования, девушка отправилась в округ, где ей лишь «посочувствовали». Предложение Марии Нарышкиной не было одобрено, однако девушка не отчаивалась. Несмотря на сомнение округа в успехе затеи Нарышкиной, Мария не опустила руки и не бросила начатое. Спустя время ее работа принесла плоды. Конечно, девушке было непросто уговорить крестьян посодействовать ей в этом деле, однако это не было преградой для Марии. Так, несмотря на мнение округа и крестьян, героине рассказа удалось совершить затеянное. Мария Нарышкина является ярким примером целеустремленного, решительного человека, который идет на все ради достижения своей цели.
Эта же тема рассматривается и в произведении В. А. Каверина «Два капитана». Главный герой романа, Саша Григорьев, с детства был любознательным мальчишкой. Ещё в юном возрасте его заинтересовала история капитана Татаринова, погибшего во время экспедиции. Однажды Саша нашёл письма капитана, в которых Татаринов сообщал о причастности своего брата Николая к гибели членов экспедиции. Главный герой начинает расследовать историю экспедиции. Однако в этом ему всячески пытался помешать Николай Татаринов, присвоивший себе важное географическое открытие брата и не желавший раскрытия своего секрета. Несмотря на трудности, стоявшие на пути Саши, целеустремлённость и сила воли молодого человека помогли ему найти пропавшую экспедицию капитана Татаринова. Так, Саня Григорьев является сильным, целеустремленным человеком, готовым бороться за справедливость, несмотря ни на что.
Таким образом, мы убедились в том, что выражение «идти своей дорогой» означает способность добиваться своих целей, невзирая на препятствия, трудности и ошибки. Благодаря таким качествам, как упорство, сила воли, решительность, целеустремленность, человек достигает желаемых целей. Такие люди всегда восхищают, вдохновляют других.
Пример сочинения №4
Зачастую при определении своей судьбы люди пользуются выражением «идти своей дорогой». Что это значит? Вероятно, таким образом они дают понять, что выбранный путь в полной мере отвечает их потребностям. Одни ведут свое маленькое дело, ставя его выше любой престижной должности. Другие поступают на непопулярный факультет, потому что именно в этом направлении видят свое будущее. Яркие индивидуальности никогда не поступают так, как все, они делают так, как считают нужным, выделяются из массы. Вспомним примеры подобных литературных персонажей.
Обратимся к повести «Алые паруса» Александра Грина. Нас интересует Артур. Молодой человек имел знатное происхождение, был богат. Артур жил в роскоши, слуги выполняли любое его желание. Связи отца позволили бы ему получить любое место, которое бы он захотел. Родитель видел сына дипломатом. Да только вот сам Артур этого совсем не хотел. Юноша грезил морем. Родители были против, но не смогли убедить сына. Молодой человек сбежал из дома и стал простым юнгой. Для него не имел значения статус, главное — окунуться в морское приключение, почувствовать дух моря. Молодой человек пошел своей дорогой. Спустя время, герой стал капитаном собственного морского судна. Он жил яркой и интересной жизнью, такой, какой хотел, о которой мечтал. Никто и ничто не смогли свернуть его с выбранного пути.
Подобный пример мы находим в историческом романе Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный». Главный герой по возвращении из длительной командировки застает свою страну совсем не такой, какой оставил. Царские прислужники устроили настоящий беспредел: они грабили, издевались над людьми, причиняя страдания не только мужчинам, но и женщинам, и детям. Старые законы и обычаи ушли в небытие. Прав был тот, кто обладал достаточной силой. Подданные, устав от притеснений опричников, становились бандитами. В России шла настоящая гражданская война, хотя такого определения тогда ей дать не могли. Люди забыли, что такое справедливость. Никита Романович мог стать опричником и жить так, как жило его окружение, но он не нашел в себе силы так поступить. Главный герой осудил действия опричников и примкнул к боярину Морозову, который на тот момент находился в опале. Никита Романович даже встал на защиту дома аристократа. Главный герой был честен даже перед царем, не боясь прямо высказывать свое мнение. Никита Романович не хотел служить при дворе, он предпочел бы лучше воевать. Герой не боялся выступать против существующего порядка. Он выбрал свой путь, пусть и чуждый общепринятому. Ему было противно то, что происходило в стране, и ломать себя Никита Романович не стал.
Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод о том, что желание человека идти собственным путем, порой непонятное окружающим, и содержится в выражении «идти своей дорогой». Люди описанного склада характера сами ставят себе цели и движутся к их достижению. Они имеют представление о своей судьбе и поступают так, чтобы полностью соответствовать этим представлениям.
Для итогового сочинения 2021-2022 посмотрите:
-
Аргументы дорога к счастью и дорога к себе итоговое сочинение 2021-2022
-
Примерные темы итогового сочинения 2021-2022 ЕГЭ по литературе
Продолжаем разговор.
На уроках литературы присутствовал такой тип заданий, как «сочинение на заданную тему», а именно по какому-нибудь произведению. Произведение, конечно, было изучено и «разобрано», и даже выразительно прочитано.
Не любил я писать эти сочинения, так как хорошо у меня не получалось, а на «плохо» можно было обойтись подручными средствами.
Когда я учился, то еще не было различных изданий с готовыми сочинениями, а потому писали честно сами. У кого-то, конечно, была возможность воспользоваться трудами более старших товарищей.
В принципе, критерии оценок нам были понятны. А также нам был хорошо известен «лайфхак», когда перед произведением в книге содержится несколько листов текста, рассказывающих про это произведение.
На тройку было достаточно переписать несколько абзацев, а в конце написать стандартную фразу: «Я считаю, что главный герой поступил хорошо (или плохо)». Ну, а чего — ученик старался, ему в любом случае идти в ПТУ, а потому лавры Белинского он ни у кого не отнимал. И все это понимали.
На оценку четыре нужно было уже каким-то образом «маскировать» списанное, разжижая текст собственными фразами — » я думаю», «мне кажется», «автор показал», «мои чувства».
А на пятерку нужно было, как минимум, пересказать оригинальный текст критика, добавив к нему более-менее связные мысли.
Учителя, конечно, не особо радовались, когда не видели особого разнообразия в сочинениях, а потому всякий раз напоминали, что нужно писать самому.
Запомнился случай
Как-то один одноклассник решил написать сочинение самостоятельно, чтобы получить четверку. Не помню, какое было произведение, но уже после второго абзаца он вырулил на то, как ездил с отцом в лес пилить дрова. А дальше описывался процесс заготовки дров.
Среди всех тем сочинений мне больше всего нравилось писать на свободную тему. Конечно, смущало непонятно иностранное слово «эссе», но мне всегда казалось, что это те же макароны.
Но вот только в условиях отсутствия опыта все мои сочинения были шаблонными, так как я придерживался неких эталонов, привитых мне в школе.
Что бы, к примеру, мешало начать сочинение с короткого диалога? Или с какой-нибудь вопросительной фразы?
Нет, первый абзац всегда самый трудный. А как начать? Много времени на это уходило. Два слова — зачеркиваешь. Написал предложение — не нравится.
А сейчас я прекрасно понимаю, что самое простое это именно начать.
— Главное не забыть высказать свое мнение, как учила учительница, — вертелось всегда в голове.
«Я думаю, что в этой ситуации …»
Как-то несколько лет назад я нашел тетрадь со школьными сочинениями. Почитал. Сжег. Эти рукописи очень хорошо горят.
Постепенно стал приходить опыт. Когда я поступал в пединститут (а это было через несколько лет после окончания школы), то среди предложенных сочинений я выбрал рассуждение на какую-то свободную тему. Писать по произведению я уже при всем бы своем желании не смог, так как «войнаимировские» отношения героев уже давно вылетели из памяти.
Но я уже свободно мог использовать цитаты (часть из которых была выдумана), ссылаться на авторов (таких же выдуманных), приводить в пример тексты, которых не существовало. Самое главное — нужно было подтвердить спорный факт, реальным фактом.
Сочинение я написал. В институт на факультет иностранных языков поступил (как потом оказалось, мне еще нужно было знать английский).
А дальше — мои любимые науки на «поболтать»: психология, социология, педагогика (всех мастей), философия, культурология, этика и т.д. Ответ по этим предметам — это то же самое сочинение, но только вслух.
Пойди проверь всех друзей по переписке у Эммануила Канта. Или труды американского педагога Джеймса Айленда. Нужна цитата на латыни? Пожалуйста — получите. «Ес песто нор квесто» — именно так говорил Марк Цицерон, когда поедал цыпленка, купленного до наступления полуночи.
Но больше всего, конечно, мне нравилась импровизация, в которую я вовлекал преподавателя (к счастью, преподаватели на семинарах были молодые, а потому вполне себе адекватно реагировали).
***
А что же такое «сочинение по литературе на пятерку»? Я не знаю. В хорошем сочинении нужно опираться на факты, доказывая учителю, что содержание произведения тебе настолько знакомо, что запросто можешь в доказательство своего рассуждения приводить конкретные цитаты.
Но это не каждому интересно. Не так просто писать сочинение по сочинению. Пусть и многостраничному.
***
Пользуясь возможностью, хотел бы задать вам литературный вопрос.
Внимание, вопрос
Этот вопрос появился у меня еще году этак в 1995. В произведении «Незнайка на Луне» нам ярко показано, как Пончик превращается в господина Понча. Так вот, этот Пончик поднялся на продаже соли, так как сразу обратил внимание, что пища на Луне не особо вкусная по причине отсутствия соли.
Почему же этого не заметил Незнайка, который прибыл в Лунный город раньше?
По материалам: zen.yandex.ru
Автор начинает рассказ «Песчаная учительница» описанием жизни главной героини Марии Нарышкиной. Она родом из мелкого города в Астраханской области. Их семейство миновали ужасы войн и революционных движений. А отец не говорил дочери о происходящих переменах, чтобы не шокировать ее. Девушка активно изучала географию, ей она была интересна, и поэтому, в возрасте шестнадцати лет, ее отправляют в педучилище в Астрахань. Его она успешно заканчивает, после чего ее определяют на работу в Хошутово, село, которое стояло у границы с пустыней. Именно там молодая учительница познакомилась с негативными сторонами местного климата и природы – песчаными бурями.
Практически каждый день село было покрыто песком, который люди убирали со своих домов лопатами. Девушка быстро ощутила, какой настрой в селе царит – люди были обременены бесполезным и тяжелым трудом, уставшие, безразличные и унылые.
Сама она заселилась в комнату, бывшую при школе. Тамошний сторож был ей очень рад, ведь девушка составляла ему хоть какую-то компанию, и во всем ей помогал, особенно поначалу с обустройством. Учеников в школе было немного, на занятия они ходили непостоянно, а во время зимы и вовсе переставали посещать школу. Но причиной тому была не их леность и нежелание учиться, а нищета – у детей не было одежды, чтобы одеться нормально, по погоде. Крестьяне жили в таких условиях, что дожили до ужасающей нищеты, они голодали, и некоторые вовсе умирали.
Девушка переживала из-за того, что школа в селе при таком раскладе попросту не нужна, и находилась в отчаяние, однако, ей пришла в голову отличная идея – чтоб ее предметом интересовались, надо, чтобы его знание приносило пользу прямо сейчас. И сейчас людям нужно было знать, как противостоять пескам. Поэтому, учительница прошла по селу, рассказала крестьянам о том, что хочет и чем хочет им помочь, пособрала подписи с людей и с ними двинулась в округ, где ее запрос удовлетворили и выдали несколько книг и руководство над самим предметом. Ей нужно было научить крестьян всему самой.
По прошествии двух лет село сильно изменилось – при помощи работ всем селом жители смогли огородить Хошутово ограждениями, которые не давали песку засыпать все вокруг. Молодая учительница высаживала возле школы сосны, чтобы улучшить урожайность. У крестьян появилось топливо для печей и материал для создания мебели. Все это в совокупности улучшило уровень жизни в селе, и школа заполнилась как детьми, так и взрослыми.
А спустя еще год людей постигло новое несчастье – прибыли кочевники, которые несколько опоздали, придя тогда, когда степь стала уже невыгодным местом обитания, и попросту разорили село всего лишь за три дня. Не стало ни воды, исчезли сосны. Девушка, полная возмущения и безысходности в сложившейся ситуации, пошла к вождю кочующих дикарей, который оправдался тем, что его кочевником надо как-то выживать. Поэтому они и паразитировали на селе.
Учительница отправилась в округ, где доложила о случившемся, но там ее обескуражили – предложили уехать из Хошутово и перебраться в Сафуту. Это предложение ей объяснили тем, что жители Хошутово теперь были людьми обученными, и со всем могли справиться своими силами. А в Сафуте селятся кочевые племена, и именно там нужно просветить людей насчет борьбы с песками, что остановило бы перебежки и паразитизм других племен, и в этом случае села русских не разоряли бы. Девушка хорошенько подумала о себе, о своей судьбе, о возрасте, и том, что ее ждет… и в итоге согласилась уехать в Сафуту, но пообещала, что вернется к ним – уже не по песку, а по дороге, проложенной в лесу.
Отзыв
Я был впечатлен рассказом об учительнице. И это впечатление было весьма неоднозначным, ибо девушка хоть и показала себя с наилучшей стороны и фактически спасла целое село от гибели, однако, ее судьба могла сложиться куда более благоприятно, не определи ее жизнь в далекую глухую деревню, заметаемую песками пустыни. И ей приходится тратить свои молодые лучшие годы на то, чтобы обучить поселян бороться с песчаными заносами, что показывает героизм и стойкость девушки.
Также мне импонирует и ее финальное решение насчет возвращения, что говорит мне о человечности и благородстве образа молодой учительницы. А деяния вышестоящих чинов кажутся мне странными, ведь поначалу они несколько отрицательно относятся к просьбе девушки, а потом обращают внимание на хороший результат ее работы и переводят в другое селение. А ведь могли набрать добровольцев для работ и запросить финансирование из госказны, вместо того, чтобы отправлять в то селение всего одного человека.
Их безразличие и равнодушие мешает полностью одобрить рассказ, ибо люди не должны привыкать к тому, что придет своеобразный праведник, который взвалит на свои плечи все тяжести их жизни. Девушке изначально было трудно, ведь к ее затее скептически отнеслись как в округе, так и сами крестьяне. Но, несмотря на неверие, она смогла обуздать стихию.
Думаю, автор хотел нам сказать в своем произведении, что для нормальной жизни нужно прикладывать усилия, и только тогда выйдет что-то путное. Примером является все село – Хошутово, в котором люди постоянно боролись с песком, но чтобы избавиться от этого бремени, нужно было как-то противостоять погоде, и учительница им в этом помогла.
Таким образом, автор хочет нам сказать, что нужно искать причины неудовлетворенности своей жизнью в себе и одерживать над ними победу, чтобы достичь нового желаемого результата. Он хотел сказать также, что следует не жаловаться на трудности в жизни, а думать о том, как бы их преодолеть. В рассказе фигурирует история всего одного села и одной молодой учительницы, но сел по всей стране, которым нужна своя Мария Нарышкина, очень много. Большинство сел опустели до сего момента, но многие еще выстаивают. Рассказ не оставил меня равнодушным, я одобряю его к прочтению.