Сочинение по произведению обломов на тему какие цели важно ставить на жизненном пути

Сочинения по литературе гончаров смысл жизни обломова илья ильич обломов, главный герой романа ивана александровича гончарова обломов, является очень любопытным
  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • Смысл жизни Обломова

Илья Ильич Обломов, главный герой романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов», является очень любопытным персонажем. Его стиль жизни напоминает реку, вяло текущую в каком-то тенистом парке – спокойный, размеренный, пассивный и очень медлительный. В жизнь Обломова нет места суете или спешке, и практически каждый день герой проводит на любимом диване. Однако в чём же заключается смысл его жизни? Ответ на этот вопрос Гончаров раскрывает на протяжении всего произведения.

С самого детства Обломов не был приучен ни к упорному труду, ни к тяжёлой учёбе. Его родители поощряли некую несамостоятельность и пассивность в детях, поэтому маленький Илюша практически ничего не мог сделать самостоятельно – ни одеться, ни принять решение. Впрочем, что-то остаётся вечным, и даже в сознательные годы Обломов не очень сильно изменился.

Однако невозможно не заметить то, что Обломов, по своей сути, является очень и очень хорошим человеком. У него доброе сердце, он способен проявлять милосердие и сочувствие к другим людям, да и собеседником Илья Ильич является замечательным. Его основная проблема заключается в том, что он так и не повзрослел, навечно оставшись маленьким инфантильным мальчиком где-то там, в самой глубине своей души. Обломова не интересует ни карьерный рост, ни заработок денег, ни самореализация на каком-то поприще, вся его жизнь протекает в мечтах и фантазиях.

На мой взгляд, проблема так называемой «обломовщины» знакома каждому человеку. Желание ничего не делать рано или поздно настигает любого из нас, однако если это состояние становится естественным для человека, наступает кризис личности, ведь без постоянного саморазвития мы деградируем, перестаём развиваться и в итоге просто приходим к бессмысленному и апатичному существованию, которое сложно назвать жизнью.

Я полагаю, что на примере Ильи Ильича Гончаров стремился показать читателям, как человек с изначально хорошими данными, добрым сердцем и светлой душой может практически бессмысленно проживать свою жизнь из-за неспособности принимать решения, отвечать за свои поступки, дисциплинировать себя, да и попросту банально не желая взрослеть и лицом к лицу сталкиваться с реальностью, которая иногда может быть жестокой. Необходимо уметь находить внутренний баланс между тем, что делать необходимо и тем, что делать хочется, и только тогда человек сможет стать по-настоящему гармоничной личностью.

Смысл жизни Обломова

Иван Александрович Гончаров-это не только русский писатель, чьи произведения актуальные и сейчас, но также и литературный критик. Например, его роман «Обломов» вызывает определенные эмоции у разных поколений, заставляя их в кои-то веки подумать о смысле своей жизни. В произведении присутствует контраст, в качестве которого выступают два героя — это Обломов и Штольц.

Илья Ильич Обломов рос в лени и бездействии. Сам по себе, он был очень активным и интересующимся ребенком. Однако родители, постоянно сдерживающие порывы маленького Обломова, тем самым привили ему безразличие ко всему, что его окружало уже во взрослой жизни. Илья Ильич привык прятаться за этой стеной консерватизма от любых ситуаций и происшествий, которые появлялись вокруг него. Он отвергал всё, что не вписывалось в его размеренный и ленивый образ жизни. Хотя он даже служил когда-то, однако, в карьере служащего он не преуспел, так как Обломову было сложно постоянно быть занятым каким-то делом. И вот он выбирает для себя участь, запертого в четырёх стенах человека, убеждая себя и окружающих, что это всё что ему нужно от жизни.

Полной противоположностью главному герою выступает Андрей Иванович Штольц. Он активный, амбициозный человек, готовый ринуться куда угодно позову друга и даже врага. Штольца родители воспитали как трудолюбивого ребёнка, которому чуждо лениться и просто так просиживать в своей комнате, духовно не обогащаясь. Однако, в его жизни были проблемы с пониманием своего места в жизни. Андрей не способен жить настоящим, он постоянно что-то планирует и никак не может остановиться. Он не живет моментом а лишь загадывает, что же будет потом. Он видит смысл жизни лишь в своем саморазвитие, но, как правило, это не всегда приносит одни лишь радости.

Автор романа не отвечает, что же является смыслом жизни или как же его найти, ведь даже его герои не смогли этого сделать. Они потеряли этот смысл, обрекая себя не на жизнь, а лишь на существование. Тем самым, он взывает к своим читателям, чтобы они не совершили таких ошибок, как герои этого произведения.

10 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл жизни Обломова

Смысл жизни Обломова

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Моя любимая сказка Пушкина 5 класс

    Я люблю читать сказки, ведь в них с героями происходят невероятные приключения. Если внимательно их читать, то можно многое понять, многому научиться, В сказках скрыта мудрость и справедливость.

  • План поэмы Илиада Гомера 6 класс

    На свадьбе морской богини Фетиды и человека Пелея богиня раздора Эрида подбрасывает на стол золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Е го увидели три богини: богиня мудрости и честной войны Афина

  • Образ и характеристика Шульговича в повести Поединок Куприна

    Александр Иванович Куприн в своей повести «Поединок» противопоставляет всю царскую армию одному офицеру, сумевшему пойти против всех своих сослуживцев, против установившихся жестоких обычаев, насилия и варварства.

  • Сочинение Мотивы пьесы Вишневый сад Чехова

    Антон Павлович Чехов – это известнейший русский писатель и драматург конца 19 начала 20 века. Он подарил этому миру большое количество прекрасных произведений, которые поражают своей оригинальностью и глубиной смысла

  • Хронологическая таблица жизни и творчества Державина

    В хронологической таблице о жизни Державина включена важная информация о событиях происходящие в ней. Он был предан своему гражданскому долгу. Он смог достичь огромных успехов в жизни и на службе.

Многомудрый Литрекон представляет итоговые сочинения на тему: Какие цели важно ставить на жизненном пути? Аргументы, тезисы, вступление, заключение — все это в изобилии представлено на странице. Приятного просвещения!

Вариант 1

(399 слов) Каждый человек движется по жизненному пути целенаправленно, только так можно достичь желаемого результата. Но как правильно выставить приоритеты? Мораль подскажет верный ответ на этот вопрос: важно стремиться к созданию семьи, реализации своего потенциала и работе по призванию. Это утверждение доказывают многочисленные литературные примеры.

Так, А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» описал жизненный путь Петра Гринева, который правильно выбрал цели. Он решил, что будет служить Отечеству верой и правдой, а также определил свою избранницу, с которой стремился создать семью. Отец дал ему мудрый совет: «Береги честь смолоду». Этот завет помог офицеру не свернуть с дороги даже в самый решающий момент. Петр твердо встал на своем, когда бунтовщики угрожали казнить его, если он не примет сторону Пугачева. Но Гринев предпочел смерть и заслужил уважение своего врага. В любви герою также пришлось побороться за свою мечту. Он пришел на помощь Марье один против целого вражеского стана. Но ему удалось отвоевать право на счастье. И его цели оправдали себя: в финале Петр живет с любящей семьей, имеет чин и состояние, уважение в обществе и высокий статус. Его направление привело к достойному результату, к которому хотел бы прийти каждый из нас.

Но не всегда человек может с юности выбрать правильные цели. А.С. Пушкин в произведении «Дубровский» показал ложное направление и его развенчание. Владимир потерял отца, имение, состояние из-за злых козней бесчестного Троекурова. Продажные чиновники и беспринципные дворяне помогли врагу Дубровского незаконно отнять его имение. Старый барин умер от горя, а новый не захотел мириться с судьбой. Крестьяне пошли за ним, и он основал шайку разбойников, которая карала тех, кто участвовал в афере Троекурова. Для финального раунда мщения герой устроился учителем в его дом и стал готовить план разрежения злодея. Но любовь к Марье Троекуровой образумила Владимира и дала ему новый стимул измениться к лучшему. Он осознал, что нельзя жить прошлым и сеять зло, от которого пострадают невинные люди. Владимир устремился навстречу любви, но Троекуров отнял у него надежду. И все же Дубровский не стал продолжать мщение. Он уехал за границу, чтобы начать все с чистого листа. Его пример убеждает нас в том, что негативные и разрушительные цели являются ложными и не приведут человека к счастью.

Таким образом, на жизненном пути важно ставить цели, соответствующие моральным основам личности. Стремление к созданию семьи, к реализации себя, к качественному труду всегда будет вознаграждено хорошими результатами, которые каждому из нас хочется получить. А вот разрушительные намерения наносят урон не только окружающим, но и самому человеку.

Вариант 2

(418 слов) На жизненном пути каждый из нас ставит такие цели, которые соответствуют его духовным и материальным потребностям. Кому-то важнее всего создать семью, а кто-то жить не сможет без честолюбивых помыслов и больших достижений. У каждого есть индивидуальные способности и наклонности, поэтому нет и не может быть универсального направления для всех. Чтобы лучше разобраться в этой теме, рассмотрим литературные примеры.

Так, Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» изобразил двух разных женщин, которых во всем противопоставил друг другу. Элен Курагина поставила себе цель преуспеть в светском обществе и стать блестящей, богатой и влиятельной особой при дворе. Героиню интересовали интриги, секреты и скрытые возможности высшего света, который влиял на политику страны. Она все силы посвящала своему продвижению в этой иерархии. А брак был для нее лишь инструментом для достижения этой цели. А вот Наташа Ростова очень хотела завести большую и дружную семью, создать надёжный тыл для супруга и реализоваться в любви и материнстве. Она не стремилась к получению богатства и власти, ей было безразлично, как ее оценивают принцы и короли. Наташа была счастлива, выйдя замуж за Пьера. Для нее был важен он, а не его богатство и титул. Нельзя сказать, что какая-то из женщин хуже или лучше, они просто разные, и цели у каждой свои. Элен шла к тому, что сделает ее счастливой, а Наташа делала то же самое, но на свой лад. И каждая героиня права по-своему.

Но бывает и так, что человеку навязывают ложные цели, которые не соответствуют его душевным устремлениям. М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» привел именно такой пример. Григорий Мелехов запутался в хитросплетениях пропаганды и горячке Гражданской войны. Сам он не хотел браться за оружие, он нашел свое счастье в кругу семьи и в честном труде. Но вновь и вновь его призывали на борьбу со своими же собратьями. Он не мог выйти из этой волны народа, не мог настоять на своем решении, ведь кругом была война. Только в финале Григорий окончательно определился с приоритетами и бросил очередную линию фронта, чтобы попрощаться с сыном и окончить свой путь в тюрьме. Этот пример учит нас тому, что важно вовремя сформулировать свои цели и идти к ним, несмотря на чужие мнения и планы на нашу судьбу. Своя дорога ведет к счастью, а ложные маршруты — в тупик.

Таким образом, человек должен ставить перед собой такие цели, которые соответствуют его критериям счастливой жизни, его видению мира, его принципам. Ошибочно принимать на веру чужой сценарий, ведь каждый должен определять дорогу по доброй воле и самостоятельно, иначе невозможно получить те результаты, о которых он мечтал.

Вариант 3

(386 слов) Самая важная цель на жизненном пути человека — это реализация своего потенциала. Каждый из нас имеет уникальные таланты, заложенные природой, и их раскрытие — главное дело, которому стоит посвятить всего себя. У кого-то есть способности к изучению наук, а кто-то — одаренный музыкант, спортсмен, продавец-консультант. Поэтому поиск и применение себя стали одной из наиболее распространенных тем в литературе и искусстве.

Вспомним рассказ А.П. Чехова «Невеста». Главная героиня жила как будто в полусне, ведь ее судьба была предрешена. Найден жених, назначена дата свадьбы, арендован дом, определено содержание. На этом этапе развитие Надежды должно было закончиться, так как не нужно было трудиться и обеспечивать себя, раз уж бабушка выдала часть капитала. Ее жених открыто признавал, что терпеть не может работу, ведь его душа предназначена для вольной праздности. И Надежду ожидало сытое и умеренное прозябание наедине с этим бездеятельным и бесцельным человеком. Постепенно ее начало тяготеть такое будущее. Она смутно осознавала, что способна на большее, что в таком образе жизни ее ожидает лишь скука. И она собралась с силами и приняла судьбоносное решение: убежала из дома, чтобы уехать в большой город и получить образование. Эта цель сделала ее счастливой. Надежда раскрыла свой потенциал и уже с жалостью смотрела на родной городок, где жизнь застыла в праздном увядании. А ее дорога к успеху только началась!

О важности поиска и реализации себя писал и И.А. Бунин в рассказе «Чистый понедельник». Главная героиня тоже отказалась от брака и изменила свою судьбу. Богатая и свободная красавица в большом городе устала от суеты и пресытилась развлечениями. Она чувствовала, что ее влечет духовное призвание. Девушка посещала храмы, читала религиозную литературу и изучала ритуалы церкви, чтобы лучше разобраться в себе и своем будущем деле. Даже отношения с красивым и обеспеченным кавалером не остановили ее на пороге принятия пострига. Она сблизилась с ним, но на следующий день уже уехала в монастырь, так и не найдя предлога остаться. Ее уход из мирской жизни был верной целью, которая привела ее к гармонии и счастью. Найти себя и применение своим способностям — вот единственно правильное направление.

Таким образом, человек должен, прежде всего, искать свою тропу посреди сотен дорог и в труде воплощать те таланты, которыми его наградила природа. Это и есть наиболее важная цель в жизни, которая стоит перед каждым из нас. Чтобы выбрать то, что соответствует духовным потребностям, нужно прислушаться к себе и идти на зов внутреннего голоса.

Сочинение ученицы 10 класса Макиевской Кьяры на тему: «О каких вопросах задумывается И.А. Гончаров в романе «Обломов»?»

Роман И.А. Гончарова «Обломов» по праву считается образцом классической русской литературы и великолепным примером романа критического реализма. Примечательно, что произведение, написанное во второй половине девятнадцатого века, до сих пор удивляет любого внимательного читателя глубиной своей мысли и продуманностью сюжета. Роман И.А. Гончарова «Обломов» прежде всего интересен читателю из-за своей многогранности, ведь мы можем рассматривать его и как психологический роман, и как философский, а с некоторых позиций и как социально-бытовой. Благодаря этому автор в своем романе сумел осветить множество вопросов, актуальных во все времена. И.А. Гончаров поднимает проблему «обломовщины», в своих персонажах мастерски отражает характеры основных представителей населения России того времени, поднимает нравственно-философские проблемы. На некоторых проблемах и вопросах я хотела бы остановиться подробнее.

Справедливо утверждать, что основной проблемой романа можно считать тему «обломовщины». «Обломовщина» — это социальное явление, представляющее собой распад крепостных устоев дореформенной России. Интересно, что подобное социальное явление И.А. Гончаров сумел рассмотреть с философской точки зрения. Проблему упадка русского дворянства автор рассмотрел с позиции человека, стремящегося понять смысл и последствия перемен, происходящих в русском обществе. Впервые с понятием «обломовщина» читатель знакомится во второй части произведения в диалоге Штольца и Обломова. Штольц, пытаясь подобрать название образу жизни Обломова, метко использует данное понятие. Если Штольц считает подобный образ жизни неправильным, то Обломов в ответ задается массой вопросов: «Где же идеал жизни, по-твоему? Что ж не обломовщина? Да цель всей вашей беготни, страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая?» В контексте произведения понятие «обломовщина» часто употребляется, как определение полной апатии и лени Обломова, но не стоит забывать, что «Обломов» — роман, относящийся к направлению реализма, а для реализма свойственно отображать в отдельных героях типичность, характерную для того времени. Именно поэтому справедливо утверждение о том, что «обломовщина» — это не просто характеристика образа жизни Ильи Ильича, а целое социальное явление, а сам Обломов не является единичным представителем социально угасающего дворянства, а по праву может считаться собирательным образом дворянства той эпохи, стоящего на пороге реформ и распада многовековых устоев. Автор гениально сумел перенести типичные образы представителей русского народа тех времен в героев своего романа. Особенно интересно И.А. Гончаров представляет главные мужские и главные женские образы. Главными мужскими образами романа стали Илья Обломов и Андрей Штольц, а основными женскими образами правильным будет считать Ольгу Ильинскую и Агафью Пшеницыну. И мужские, и женские главные образы произведения находятся в оппозиции по отношению друг к другу, являются антиподами. Даже внешний вид героев говорит об их полной противоположности. Автор, говоря об Обломове, пишет, что «тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины». При этом Штольц «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца». По своей натуре Штольц активен и деятелен, в то время как Обломов не видит счастья в работе, деятельности, стремлении, считая любой успех довольно условным, ведь в понимании Обломова счастье заключается в покое и тихом течении жизни. Говоря о женских образах романа, следует отметить важную деталь, показывающую нам основное отличие между Ольгой и Агафьей Матвеевной, и деталь эта – отношение к любви, а именно чувства, испытываемые к Обломову. Даже в отношении чувств Ольга, подобно Штольцу, деятельна. Как и Андрей, она стремится изменить Обломова, подтолкнуть его к действию. Она не любит настоящего Обломова, но испытывает чувства к тому Обломову, которого хотела бы видеть, того изменившегося человека, поборовшего апатию, поставившего перед собой цели, человека, желающего двигаться вперед. Обломов прекрасно понял это, о чем говорит читателю фрагмент из его письма Ольге: «Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить, которая, за недостатком настоящей пищи, за отсутствием огня, горит фальшивым, негреющим светом, высказывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, даже просто в слезах или в истерических припадках. Мне с самого начала следовало бы строго сказать вам: «Вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите, он придет, и тогда вы очнетесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль», — вот что следовало бы мне сказать вам, если б я от природы был попрозорливее умом и пободрее душой, если б, наконец, был искреннее». Агафья Матвеевна, являющаяся антиподом Ольги, не стремится изменить Обломова, она любит в нем каждую мелочь. Агафья готова принимать Обломова таким, какой он есть. Он будет лежать на диване в своем любимом халате, а она будет печь ему пироги. Противопоставляя Обломова Штольцу, а Олгьу Агафье, автор поднимает проблему грядущих перемен. Образы Обломова и Агафьи угасают так же, как и угасает их время. Наступает время прогресса, перемен и движения, за которым стремятся Штольц и Ольга. По этой же причине невозможным было развитие отношений Ольги и Обломова. Это люди разного времени, устоев, люди с разными жизненными ценностями.

Однако проблема «обломовщины» не единственная интересная и важная для романа проблема, поднятая автором. И.А. Гончаров поднял проблему русского национального характера. Начиная с фольклорных произведений, в русской литературе очень часто поднимается подобная проблема, и И.А. Гончаров на примере главного героя своего романа удачно выявил ее главный аспект– неоднозначность русского характера. Можно ли однозначно назвать Обломова плохим или хорошим? Я считаю, что нет. Даже его лень и апатия не вызывают отрицательные чувства к нему, ведь, зная историю Обломова, читатель находит рациональные объяснения хронической апатии Ильи Ильича. Нельзя сказать, что Обломов сразу пришел к такой жизни, ведь в прошлом он попробовал себя во многих вещах, что доказывается широким кругом его знакомых: Волков – молодой человек, предпочитающий светскую жизнь, Судьбинский – чиновник, стремящийся к карьерному росту, Пенкин – писатель, а также хитрый и жуликоватый Тарантьев и Алексеев – «безликий намек на людскую массу». В разные периоды своей жизни Обломов встречал столь разных людей, но, давая характеристику каждому, он употребляет снова и снова слово «несчастный». Обломов видит счастье в своем детстве в деревне, где жизнь текла размеренно и спокойно, где его окружали любовью и заботой, где жизнь, будто бы застыла, потерялась во сне. Примечательно, что настоящим другом Обломов считает только Штольца, с которым знакомы они как раз еще с тех самых счастливых для Обломова времен. О значимости жизни в деревне для Обломова мы узнаем из главы «Сон Обломова», где Илье Ильичу снится детство, счастливые моменты, греющие его душу и сердце. Детство и воспитание повлияли на всю жизнь Обломова, родители с детства гасили в нем всяческую активность, приучая к спокойствию и умиротворению, о чем в последствии Обломов и мечтал всю жизнь. Поэтому верным является утверждение о том, что образ Обломова показывает неоднозначность русского характера. Автор пишет, что это человек, у которого «душа светится». Его нельзя назвать деятельным и полезным для общества, но Обломов добрый человек со светлой душой, живущий в мечтах, ценящий духовную красоту и ощущение счастья, нежели гонку за чином или успехом. Несмотря на все светлое, излучаемое Обломовым, он все же пополнил галерею «лишних людей» русской литературы, так как в современном ему обществе, требующем движения и жизни, ему не было места, а героем своего времени, заменив Обломова, стал Андрей Штольц – пример идеала, деятеля, сочетания немецкого рационализма и русской души.

В заключение стоит отметить, что роман И.А. Гончарова «Обломов» уникален своим «бессмертием» и актуален во все времена именно из-за того, что автору удалось поднять вечные для человечества и конкретно для России вопросы. Я считаю, что для современного общества наиболее актуален ряд нравственно-философских проблем, поднятых автором, проблем, связанных с моральными устоями общества и реализации себя в жизни, ведь Обломова можно считать попросту нереализованным в жизни человеком. В современном мире образовалось довольно много эволюционировавших «Обломовых», неспособных к движению и стремлению к прогрессу и развитию. Да, каждый день в мире происходят новые открытия, но за ними стоит немногочисленная часть людей, способных к творчеству. Отсутствие мотивации или неправильная мотивация, апатия и нежелание расширять свой кругозор — невероятно распространенные явления нынешнего времени, ставящие людей и общество в тупик. Тенденция отречения от какой-либо деятельности, полезной для общества, может в будущем оказаться страшной общественной проблемой. Таким образом, можно утверждать, что И.А. Гончаров сумел увековечить свое произведение в истории русской литературы, затронув широкий спектр «бессмертных» вопросов и проблем человечества.

,

ПОДЕЛИТЬСЯ

Какие цели важно преследовать на жизненном пути? 6 примеров готового итогового сочинения 2021-2022 по литературе 11 класс для допуска к ЕГЭ 2022 с  аргументами из литературы и литературными произведениями.

Посмотреть аргументы для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека», а также вы можете посмотреть примерные темы итогового сочинения 2021-2022 .

Итоговое сочинение ЕГЭ 2022 на тему какие цели важно преследовать на жизненном пути? с аргументами

Каждый человек движется по жизненному пути целенаправленно, только так можно достичь желаемого результата. Но как правильно выставить приоритеты? Мораль подскажет верный ответ на этот вопрос: важно стремиться к созданию семьи, реализации своего потенциала и работе по призванию. Это утверждение доказывают многочисленные литературные примеры.

Так, А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» описал жизненный путь Петра Гринева, который правильно выбрал цели. Он решил, что будет служить Отечеству верой и правдой, а также определил свою избранницу, с которой стремился создать семью. Отец дал ему мудрый совет: «Береги честь смолоду». Этот завет помог офицеру не свернуть с дороги даже в самый решающий момент. Петр твердо встал на своем, когда бунтовщики угрожали казнить его, если он не примет сторону Пугачева. Но Гринев предпочел смерть и заслужил уважение своего врага. В любви герою также пришлось побороться за свою мечту. Он пришел на помощь Марье один против целого вражеского стана. Но ему удалось отвоевать право на счастье. И его цели оправдали себя: в финале Петр живет с любящей семьей, имеет чин и состояние, уважение в обществе и высокий статус. Его направление привело к достойному результату, к которому хотел бы прийти каждый из нас.

Но не всегда человек может с юности выбрать правильные цели. А.С. Пушкин в произведении «Дубровский» показал ложное направление и его развенчание. Владимир потерял отца, имение, состояние из-за злых козней бесчестного Троекурова. Продажные чиновники и беспринципные дворяне помогли врагу Дубровского незаконно отнять его имение. Старый барин умер от горя, а новый не захотел мириться с судьбой. Крестьяне пошли за ним, и он основал шайку разбойников, которая карала тех, кто участвовал в афере Троекурова. Для финального раунда мщения герой устроился учителем в его дом и стал готовить план разрежения злодея. Но любовь к Марье Троекуровой образумила Владимира и дала ему новый стимул измениться к лучшему. Он осознал, что нельзя жить прошлым и сеять зло, от которого пострадают невинные люди. Владимир устремился навстречу любви, но Троекуров отнял у него надежду. И все же Дубровский не стал продолжать мщение. Он уехал за границу, чтобы начать все с чистого листа. Его пример убеждает нас в том, что негативные и разрушительные цели являются ложными и не приведут человека к счастью.

Таким образом, на жизненном пути важно ставить цели, соответствующие моральным основам личности. Стремление к созданию семьи, к реализации себя, к качественному труду всегда будет вознаграждено хорошими результатами, которые каждому из нас хочется получить. А вот разрушительные намерения наносят урон не только окружающим, но и самому человеку.

Пример итогового сочинения ЕГЭ 2022 №2

На жизненном пути каждый из нас ставит такие цели, которые соответствуют его духовным и материальным потребностям. Кому-то важнее всего создать семью, а кто-то жить не сможет без честолюбивых помыслов и больших достижений. У каждого есть индивидуальные способности и наклонности, поэтому нет и не может быть универсального направления для всех. Чтобы лучше разобраться в этой теме, рассмотрим литературные примеры.

Так, Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» изобразил двух разных женщин, которых во всем противопоставил друг другу. Элен Курагина поставила себе цель преуспеть в светском обществе и стать блестящей, богатой и влиятельной особой при дворе. Героиню интересовали интриги, секреты и скрытые возможности высшего света, который влиял на политику страны. Она все силы посвящала своему продвижению в этой иерархии. А брак был для нее лишь инструментом для достижения этой цели. А вот Наташа Ростова очень хотела завести большую и дружную семью, создать надёжный тыл для супруга и реализоваться в любви и материнстве. Она не стремилась к получению богатства и власти, ей было безразлично, как ее оценивают принцы и короли. Наташа была счастлива, выйдя замуж за Пьера. Для нее был важен он, а не его богатство и титул. Нельзя сказать, что какая-то из женщин хуже или лучше, они просто разные, и цели у каждой свои. Элен шла к тому, что сделает ее счастливой, а Наташа делала то же самое, но на свой лад. И каждая героиня права по-своему.

Но бывает и так, что человеку навязывают ложные цели, которые не соответствуют его душевным устремлениям. М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» привел именно такой пример. Григорий Мелехов запутался в хитросплетениях пропаганды и горячке Гражданской войны. Сам он не хотел браться за оружие, он нашел свое счастье в кругу семьи и в честном труде. Но вновь и вновь его призывали на борьбу со своими же собратьями. Он не мог выйти из этой волны народа, не мог настоять на своем решении, ведь кругом была война. Только в финале Григорий окончательно определился с приоритетами и бросил очередную линию фронта, чтобы попрощаться с сыном и окончить свой путь в тюрьме. Этот пример учит нас тому, что важно вовремя сформулировать свои цели и идти к ним, несмотря на чужие мнения и планы на нашу судьбу. Своя дорога ведет к счастью, а ложные маршруты — в тупик.

Таким образом, человек должен ставить перед собой такие цели, которые соответствуют его критериям счастливой жизни, его видению мира, его принципам. Ошибочно принимать на веру чужой сценарий, ведь каждый должен определять дорогу по доброй воле и самостоятельно, иначе невозможно получить те результаты, о которых он мечтал.

Пример итогового сочинения ЕГЭ 2022 №3

Каждый из нас ставит перед собой определенную цель, к которой идет всю свою жизнь. Тут главное двигаться целенаправленно, иначе желанная цель так и останется недостигнутой. Но как не совершить ошибку и правильно расположить приоритеты? В первую очередь необходимо прислушаться к морали. У каждого цели очень разные, кто-то мечтает о семье, для кого-то главное счастье заключается в собственной реализации, а кто-то мечтает об успешной карьере. Как же поступить, чтобы в конечном итоге достичь желаемого, а не довольствоваться тем, что имеешь? Ответ на данный вопрос можно найти, если обратиться к примерам из художественной литературы.

Рассмотрим произведение Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Автор, на примере жизненного пути Петра Гринева, показывает, как важно правильно определить цель своей жизни. Он принял решение отдать долг Родине, поэтому решил служить ей верой и правдой. Так же Гринев определился со своей возлюбленной, с которой в дальнейшем планировал создать семью. Немаловажную роль в его жизни сыграло наставление отца, который посоветовал беречь честь смолоду.

Благодаря данному совету герой не отказался от своей цели даже в самый решающий момент. От твердо и решительно отстаивал свою точку зрения даже под страхом казни. Со стороны бунтовщиков сыпались угрозы, которые они собирались пустить в ход в том случае, если он так и не согласиться принять сторону Пугачева. Но Гринев не испугался смерти, ведь для него это было не так страшно, как отречься от собственных взглядов и принципов. Своим отважным поступком он заслужил уважение Пугачева, который подарил ему жизнь.

Что же касается любви, то и здесь у героя было не все так гладко. Снова ему пришлось бороться за свои цели и мечты. Он бросается на помощь Марье в тот момент, когда против него весь вражеский стан. И тут он так же одержал победу и добился своей поставленной цели.

В конечном итоге мы видим, как много значат правильно выбранные цели в жизни. Петр Гринев добился того, что стал счастливым семьянином, в обществе его любят и уважают, а так же у него появилось солидное состояние и чин. Его смелость и отвага помогли ему воплотить в жизнь все свои мечты. Разве это не стоит того. Чтобы самоотверженно идти к своей цели?

Но случается и так, что человек с самого начала ставит перед собой не правильные цели. Если взять произведение «Дубровский» Александра Сергеевича Пушкина, то можно наглядно увидеть к чему приводит неправильно выбранное направление в жизни. Владимир столкнулся с большими трудностями благодаря козням Троекурова. В конечном итоге он потерял своего отца, имение и состояние. Так сложилось, что его главный враг сумел договориться с чиновниками и дворянами, и в итоге завладеть имением Дубровского. Отец не смог пережить горе, свалившееся на их семью. Дубровского же это не устраивало, поэтому он начал бороться с судьбой. Для этого он организовывает шайку разбойников, вместе с которыми крал причастных к козням Троекурова. Более того, он даже устраивается в дом врага учителем, чтобы воплотить в жизнь финальную часть своей мести. Но так случилось, что он полюбил марью Троекурову. Это чувство помогло ему образумиться, и начать меняться в лучшую сторону.

Взглянув на ситуацию по-другому, он понял, что невозможно постоянно жить прошлым, продолжая свою войну. Ведь от его действий страдали люди. Которые были к этому совершенно непричастны. Он начал жить любовью, но и здесь ему снова помешал Троекуров. Но даже это не сломало Дубровского, поэтому он не стал снова мстить своему врагу. Он выбрал совершенно другой путь. Дубровский покинул Родину, чтобы за границей начать новую жизнь. На его примере становится понятно. Что ни в коем случае нельзя делать своей целью месть. Достижение этой цели никогда не принесет человеку счастья.

Из этого можно сделать вывод, что наши цели всегда должны соответствовать моральным принципам. Если цели великие и несут лишь пользу, то они обязательно воплотятся в реальность.

Пример итогового сочинения ЕГЭ 2022 №4

В жизни каждый человек ставит перед собой цели. Но они обязательно должны соответствовать его духовным и моральным принципам. Для кого-то главной целью в жизни становится домашний уют, семья и дети. Другой же человек не представляет своего будущего без великих достижений и всеобщего призвания. И та и та цель имеют право на существование. Все люди очень разные, поэтому и желания у каждого совершенно различны. Здесь не получится дать один универсальный совет, который бы подошел абсолютно любому. Чтобы лучше понять это, правильным решением будет найти примеры в художественной литературе.

Хорошим примером будет роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Автор знакомит читателя с двумя женщинами, которые являются полной противоположностью друг другу. Для Элен Курагиной главной целью в жизни становится успех в обществе. Она мечтает о том, чтобы добиться богатства, успешности и влияния. Ей были интересны все те интриги и секреты, которые существовали в высшем свете, которое имело определенное влияние на политику страны. Женщина бросает все свои силы для достижения своей цели и реализации своих замыслов.

Полной её противоположностью была Наташа Ростова. Для неё главным в жизни была большая семья, любящий и заботливый муж. Девушка видела себя хорошей женой и любящей матерью. Её совершенно не интересовало ни богатство, ни власть. Так же девушке было совершенно безразлично, как к ней относились принцы и короли. Наташа обрела счастье в браке с Пьером. Она любила его самого, а не его деньги или же титул.

Две абсолютно разные женщины имели абсолютно разные мечты. Но каждая из них имела право на существование. Объединяло женщин лишь одно – они хотели быть счастливыми и шли к своей цели. А ведь понятие счастья для каждого разное. Так же встречаются ситуации, когда человек попадает под влияние навязанных, ложных целей. Данные цели идут в разрез с его принципами и взглядами. Например, М.А. Шолохов в своем романе-эпопее «Тихий Дон», показывает именно такую ситуацию.

Григорий Мелехов оказался в сложной ситуации. Он полностью запутался в Гражданской войне, и её хитросплетениях. Все дело было в том, что он изначально не видел себя с оружием в руках, а мечтал о счастье в семейной жизни и честном труде. Но его постоянно провоцировали, призывая вступить на тропу войны. Он не мог отстоять свое мнение и остаться в стороне, поскольку вокруг шла полным ходом Гражданская война.

Лишь в самом конце герой понимает, что его приоритеты не соответствуют всему тому, что он делает, поэтому он покидает линию фронта. Он хотел проститься со своим сыном, после чего отправиться в тюрьму, где и закончится его путь. На данном примере становится очень хорошо видно, насколько важно поставить правильные цели в своей жизни, и уверенно идти к ней. Мнение большинства никогда не должно решать за нас, ведь это наша жизнь, и только от нашего решения зависит, как она сложится.

Пример итогового сочинения ЕГЭ 2022 №5

Жизненный путь человека невозможен без цели. Каждый человек самостоятельно ставит себе жизненную цель, которую он старается добиться на протяжении всей своей жизни. Цель в широком смысле этого слова не должна ограничиваться человеком какими-то материальными рамками, например, обрести огромное количество денег, купить дом или машину. Высокая цель заключена в духовных ценностях: помогать окружающим людям, добиваться правды и справедливости, никогда не обманывать и многое другое.

О том, какие цели важно преследовать на жизненном пути, рассуждают многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.

В романе В.А. Каверина «Два капитана» показаны высокие цели центрального персонажа Сани Григорьева. В отличие от своего одноклассника Ромашова, который привык «идти по головам» ради достижения собственных целей, Саня Григорьев привык добиваться желаемого благодаря своему упорному труду. Чтобы поступить в летную школу и стать летчиком, главному герою пришлось потрудиться над развитием своих физических способностей и силы воли. На протяжении всей своей жизни Саня Григорьев руководствовался понятиями чести и справедливости, его жизненный принципом была следующая произнесенная еще в детстве клятва: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Долгие годы Саня Григорьев мечтает найти пропавшую экспедицию капитана Татаринова, и даже время не мешает герою, он не опускает руки и не сдается, что в итоге оказывается вознаграждено: Саня Григорьев находит погибшую экспедицию на шхуне «Св. Мария» и доказывает причастность Николая Антоныча к ее гибели. Автор показывает, что Сане Григорьеву удалось доказать, что земля, которую впоследствии нашел Велькицкий, дав ей название «Северная Земля», на самом деле была открыта капитаном Татариновым. Также Сане Григорьеву удалось доказать, что к пропаже и гибели экспедиции причастен Николай Антоныч, которому долгое время удавалось утверждать обратное. Главный герой ставил перед собой цель найти правду и добиться справедливости.

Проблема жизненных целей находит отражение и в повести Н.В. Гоголя «Портрет». Центральный персонаж первой части Чартков, будучи «художником с талантом, пророчившим многое», вместо того чтобы полученные денежные средства потратить на развитие таланта и упорный труд, потратил их на различные предметы роскоши, которые могли себе позволить лишь представители высшего общества. Автор показывает: когда Чартков был довольно талантливым, хоть и бедным художником, он имел индивидуальность, которой он лишился, когда у него появились деньги, с помощью которых он стал частью светского общества. Из-за того что Чартков в центре своего существования поставил деньги, которые стали для него «страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью», он превратился в «модного живописца», пишущего «модные картинки, портретики за деньги». Демонстрируя разрушительную силу денег, из-за которых был растрачен талант, из-за которых происходила нравственная деградация Чарткова, Н.В. Гоголь выражает мысль о том, что деньги не могут быть главной целью жизни человека.

Таким образом, цели человека на его жизненном пути могут быть связаны с такими понятиями нравственности, как честь, достоинство, правда, справедливость, доброта, милосердие и др., материальные ценности, которые человек ставит в качестве главной цели, не способны принести ему счастье.

Пример итогового сочинения ЕГЭ 2022 №6

Человек на протяжении всей своей жизни, осознанно или нет, ставит перед собой цели. Чтобы провести день продуктивно и получить какой-либо результат, нужно их достичь. Но у каждого они разные и важно не сбиться со своего пути под влиянием общества. Поэтому необходимо для начала познать себя. Ведь неправильно поставленная цель может привести к неблагоприятному исходу. Какие же цели важны на нашем жизненном пути? Обратимся к произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой имел цель – не терять чести. И он придерживался её даже в самых сложных ситуациях. П.Гринёв не боялся трудностей и хорошо с ними справлялся, ставил благополучие любимой и преданность Родине выше своих желаний. На протяжении всего романа не совершил подлых поступков ради воплощения мечты. Именно поэтому он смог избежать наказания и добиться хорошего статуса. На примере этого героя мы можем видеть, что правильно поставленная цель, а именно та, которая не приносит несчастья другим, имеет влияние на человека и меняет его к лучшему.

Человек, не знающий, чего он хочет на самом деле, может поставить ложные цели, которые приведут его к печальным последствиям. Ярким примером является герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Г. Печорин. Его цели больше похожи на импульсивные желания, которые загораются и быстро потухают. Средства, с помощью которых он достигает целей, оказывают негативное влияние на окружающих его людей. Печорин рушит жизнь Бэлы, которую он украл, но быстро потерял к ней интерес. Довел до ужасного состояния здоровье княжны Мэри. Печорин не знал, чего на самом деле хотел. Ложные цели помешали герою стать счастливым.

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов хотели донести до нас, что цель, не пропитанная духовным смыслом, не принесёт должного счастья и хороших результатов. Чтобы избежать ложных желаний, нужно сначала разобраться в себе, узнать приоритеты в жизни. Поставив правильную цель, человек будет развиваться в процессе её достижения.

Аргументы: Цели и средства в романе Гончарова «Обломов»

Цели и средства – важные характеристики деятельности. По тому, какие цели человек ставит перед собой и какими средствами их достигает, можно многое сказать о нём как о личности. Вот почему писатели в своих произведениях нередко касаются этой темы. Мы подобрали пять аргументов по направлению «Цели и средства» из романа И.А. Гончарова «Обломов».

  1. Известно, что цель – основа любой деятельности. Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, – самый бездеятельный персонаж. Значит ли это, что у него нет целей? С одной стороны, ему не чужды благие побуждения: к примеру, он хочет улучшить жизнь в своём имении, а иногда, в особом расположении духа, даже мечтает совершить что-нибудь великое. Однако дальше замыслов дело не идёт, и в настоящие задачи они так и не превращаются. Возможно, причина в том, что все заботы Ильи Ильича сводятся к мелким бытовым вопросам; он «плывёт по реке жизни», не задумываясь о её смысле – вот и существование его бессмысленно и бесцельно.
  2. Андрей Штольц, лучший друг Обломова, показан его полной противоположностью. Больше всего герой уважал в людях настойчивость в следовании целям, и сам он в полной мере обладал этим качеством. Средства достижения целей он тщательно продумывал и, если на его пути вставало непреодолимое препятствие, никогда не рисковал, а отказывался от затеи. Всё это вкупе с активностью и любовью к труду дало отличные результаты: Штольц добился успеха в личных делах и принёс немало пользы обществу.
  3. Соответствие средств поставленной цели – важное условие для её достижения. Но может ли чувство выступать в роли средства? Ответ на этот вопрос кроется в отношении Ольги Ильинской к Обломову. Задумав «возвратить его к жизни», она использует влюблённость Ильи Ильича, чтобы влиять на него, и ей многое удаётся. Однако от истинной любви это далеко, вот почему отношения постепенно сходят на нет, а ленивый герой в итоге возвращается к прежнему образу жизни.
  4. Истинные цели человека – часто загадка для окружающих. Так, например, приятель Обломова по фамилии Тарантьев откровенно использует его: обедает у него дома, берёт деньги и вещи – разумеется, под прикрытием дружбы. А в конце и вовсе устраивает аферу, подсунув Обломову контракт с подставным поверенным, своим дружком, – в результате эти двое получают право бессовестно грабить имение Обломова, который остаётся ни с чем. Беда в том, что доверчивый Илья Ильич не способен распознать целей такого хитроумного человека, как Тарантьев, и до последнего верит, что тот заботится о его благополучии.
  5. В своём романе И.А. Гончаров поднимает общую философскую проблему цели в жизни человека. Мы видим две противоположные точки зрения – Обломова и Штольца. Первый мечтает «лечь и заснуть… навсегда», жизнь для него – словно тяжкая обязанность, он ни к чему по-настоящему не стремится; второй утверждает, что «сама жизнь и труд есть цель жизни». Можно и не согласиться со Штольцем в том, что является целью жизни, однако пример Обломова показывает, что отсутствие цели хуже всего.

Автор: Надежда Сидорова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» раскрывает сложные взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

Отношения между Евгением Онегиным и Татьяной Лариной отличаются своей неоднозначностью и сложностью. Девушка влюбилась в героя, потому что ее душа требовала романтических отношений, схожих с теми, которые она встречала в книгах. Она уверена в том, что встреча с Онегиным является волей судьбы. Однако автор указывает, что влюбленность Татьяны связана с тем, что пришла пора для любви. Это авторское замечание позволяет рассуждать о том, что часто наивные и мечтательные девушки объектом своей любви выбирают недостойного человека. Евгений Онегин был таким человеком, про которого она читала в романах, поэтому он стал для нее идеалом.

То, что Татьяна самостоятельно признается Евгению в своих чувствах, говорит о силе ее характера. В своем письме Ларина раскрывала всю свою душу, что было в те времена не принято. Героиня признается в том, что она не хочет тайно воздыхать о своем возлюбленном. Ради любви и собственного счастья Татьяна Ларина готова бороться. Влюбленность милой и сдержанной девушки раскрыла ее истинный характер, отличающийся огромной силой.

Предмет обожания Татьяны отказал ей в чувствах. В этом нельзя винить Евгения Онегина, ведь он ничего к ней не чувствовал. Герой не стал обманывать Татьяну и тешить ее надеждами, которые никогда бы не сбылись. Онегин честно и откровенно раскрывает свою душу перед Татьяной, признавая свое равнодушие души и эгоизм. Автор через слова и действия героя показывает, что в отношениях между мужчиной и женщиной нет места для эгоизма.

После отказа Онегина герои на долгое время расстаются. Когда Евгений вновь встречает Татьяну, он влюбляется в нее. Герой жалеет о том, что в молодости упустил шанс быть рядом с Татьяной. Однако раскаяние Онегина пришло слишком поздно. А.С. Пушкин показывает, что отношения между возлюбленными всегда строятся спонтанно и в будущем нет возможности исправить любовные ошибки прошлого. Татьяна отказывает Евгению, потому что находится замужем. Это говорит о высоких нравственных ценностях Татьяны Лариной. Брак оказывается для Татьяны важнее, чем собственное счастье, построенное на искренней любви к Онегину. Время не излечило душевные раны Татьяны: она все еще была влюблена в Онегина. Это указывает на долговечность чувств человека, который действительно любит.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» раскрывает отношения между Петром Гриневым и Машей Мироновой. Любовь между героями раскрывает все их лучшие черты.

Герои знакомятся в достаточно тяжелые времена восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Петр Гринев, оказавшийся в Белогорской крепости, не сразу заметил достоинства Маши. Это связано с тем, что Швабрин называл героиню дурочкой. Но вскоре Петр Гринев замечает, что Маша Миронова – добрая и честная девушка. Герой влюбляется в нее, несмотря на мнение его товарища. А. С. Пушкин показывает, что Петр Гринев слушает свое сердце и отвечает на те чувства, которые у него возникали, не слушая чужие мнения.

Чувства Гринева и Мироновой взаимны. Главного героя не смущает то, что его возлюбленная является бесприданницей. Это подчеркивает бескорыстной и искренность любви. Она не зависит ни от социального, ни от материального положения. Петр Гринев любит Машу, а Маша Миронова любит Петра. Они ценят внутренние качества друг друга.

Однако герои впервые сталкиваются с трудностями, когда родители Гринева отказываются давать благословение на их брак. Девушка не хочет идти против родителей своего возлюбленного, поэтому отступает. Это говорит о жертвенности отношений.

Отказ героини не становится причиной разлада между героями, Гринев добивается расположения девушки. Чувства Гринева и Маши не угасают. Петр защищает честь Маши Мироновой, которую оскорбил Швабрин, спасает свою возлюбленную от плена Швабрина, а Маша спасает Гринева от ареста. Это говорит о том, что возлюбленные готовы пожертвовать собой ради любви. Петр не боится отдать собственную жизнь, только чтобы его любимая была цела. Маша в свою очередь не боится отправиться к самой императрице, чтобы освободить его от несправедливого ареста.

Отношения между Гриневым и Мироновой строятся на взаимопомощи и взаимодоверии. Персонажей не испугали те трудности, с которыми они столкнулись на своем жизненном пути. Любовь помогала в их преодолении.

Отношения для Маши могут строиться только по любви. Она отказывается выходить замуж за Швабрина, который удерживает ее в плену. Это говорит о том, что выйти замуж за нелюбимого человека – не то, на что готова пойти Маша. Искренность чувств – вот что важно для героини. Брак – священное явление для девушки, поэтому она не хочет связывать свою жизнь с нелюбимым Швабриным.

История взаимоотношений Петра Гринева и Маши Мироновой является примером истинной любви.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» продемонстрировано несколько любовных историй. Большой интерес представляют отношения центрального персонажа Евгения Васильевича Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой.

И.С. Тургенев показывает сложность характеров Базарова и Одинцовой. Оба персонажа являлись свободными и независимыми людьми. Автор указывает на то, что это послужило причиной трагичного финала отношений между Базаровым и Одинцовой. Их любовь с самого начала была обречена.

Однако любовь в произведении имеет огромное значение для раскрытия внутреннего мира центрального персонажа. Придерживаясь теории нигилизма, Базаров постепенно влюбляется в Одинцову, хотя и не признается себе в этом. Чувства к Одинцовой помогают показать истинное лицо Базарова, а также помогают развенчать его нигилизм. И.С. Тургенев демонстрирует, на что способна любовь. Только она может показать человеку истинные ценности жизни. Любовь оказывается сильнее нигилизма. И.С. Тургенев показал, что отрицать любовь невозможно, потому что она воздействуют на всю жизнь человека.

Несмотря на трагичность отношений, нельзя сказать о том, что между героями не было любви. Она была – сильная и страстная. Одинцова поняла, что встреча с Евгением Базаровым повлияла на нее, словно ее сердце было уколото. Базаров долгое время не мог признаться самому себе, что он чувствует к Одинцовой. Герой, который смеялся над любовью и вообще отрицал ее существование, не мог согласиться с тем, что он влюбился. Он обманывает не только возлюбленную, но и самого себя. Только на пороге смерти он до конца осознал это и принял этот факт. Отношения с Одинцовой открыли центральному персонажу глаза на жизнь, однако было уже слишком поздно: Базаров был смертельно заражен.

Чувства Базарова были сильны. Одинцова воспринимала зарождающиеся между ними отношения более просто. Когда главный герой признается Одинцовой в любви, она не готова ответить согласием, потому что больше всего на свете она ценила спокойствие и размеренность жизни. Быть с Базаровым значило получать все новые и новые эмоции, а Одинцова не привыкла к этому, она не хотела этого. Из-за мировоззрения героини отношения Базарова и Одинцовой были обречены на провал. Автором подчеркивается, что отношения между мужчиной и женщиной всегда строятся не только на взаимности чувств, но и на схожести жизненных целей и приоритетов.

Урок-исследование по роману «Обломов»

Тема: Роман «Обломов» в русской критике: оценка романа Н. А. Добролюбовым, Д. И. Писаревым, А. В. Дружининым.

Цели урока: обучающая

– создание условий по овладению учащимися умению сопоставить разные точки зрения на роман и образ главного героя; сформировать логически завершенное представление о романе и его герое;

развивающая

– формировать коммуникативную компетентность, умение вести дискуссию, творчески походить к тексту художественного произведения;

воспитательная

– способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся, их нравственному выбору.

ОБОРУДОВАНИЕ: текст романа, личное дело Обломова, фрагменты фильма Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова», презентация «Критики о романе «Обломов», таблица «Два «лица» Обломова», конспекты критических статей.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Мы заканчиваем изучать роман «Обломов». К какому разряду относится фамилия главного героя?

(Его фамилия относится к разряду “говорящих”, т. к. он “родов дряхлеющих обломок

”, имя Илья напоминает нам былинного героя, который до 33 лет лежал на печи, но мы знаем, что потом Илья Муромец столько добрых дел сделал, что в народной памяти жив до сих пор. А наш герой так и не поднялся с дивана (когда мы знакомимся с Обломовым, ему 32–33 года, но в его жизни ничего не меняется). Кроме того, автором использован прием повторения имени и отчества: Илья Ильич. Этим подчеркивается, что сын повторяет судьбу отца, жизнь идет по заведенному порядку.)

_ Все идет своим чередом. Жизнь главного героя никчемна и пуста. Его поразила обломовщина.

l Что значит это понятие?

l «Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни .

В чем заключался замысел романа?

Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.

Какова главная тема романа?

l Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

2. Сообщение темы и цели урока.

Произведение Гончарова было практически единодушно признано выдающимся художественным явлением. Вместе с тем в понимании основного пафоса романа и смысла созданных им образов современники сразу же разошлись во мнениях едва ли не полярно.

Итак, мы начинаем урок-исследование по роману «Обломов». Нам предстоит выяснить, чем объясняются противоположные суждения о нем первых русских критиков.

Запись темы урока.

«В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, или отчего люди превращаются в кисель? Прислушаемся к голосам очень уважаемых людей оттуда , из ХiХ века , когда и появился роман.

Презентация ( 1 группа экспертов)

:

«О! О! О! Пока останется хоть один русский , до тех пор будут помнить «Обломова».

: «Успех романа невременной».

:

«Обломов – социальный тип, не личность… Это логическое завершение образа (лишнего человека), прямое порождение крепостной системы, символ уходящей в прошлое России.»

( либер. критик): «Невозможно узнать Обломова и не полюбить всем сердцем. Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков в роде Обломова».

Никита Михалков,

(режиссер фильма « Несколько дней из жиэни Обломова» в гл. ролях — Олег Табаков, Юрий Богатырев, Елена Соловей , 1979-1980 г.г.): «Актуальность обломовщины кончилась. Порок обломовщины сменился пороком штольцевщины».

(Современ. исследователь творчества писателя.): «Обломовское житье воспитывает в человеке не активное , сказочное отношение к жизни».

В.Котельников

: «По этой линии (спирали) движется улитка, втягиваясь в свою раковину .Обломов – не байбак, не лентяй, сибарит. Он не приемлет такую жизнь. Он спасает свою душу, отгородившись диваном».

— Чья точка зрения вам ближе?

Работа над исследованием проблемы.

Давайте посмотрим фрагмент фильма Н. Михалкова « Несколько дней из жизни Обломова» и ответим на вопрос:

-Что для Обломова было самым главным в жизни? (Покой)

-Как вы понимаете слова: « Лежание не было ни необходимостью, ни случайностью, ни наслаждением – это было его нормальное состояние».

Какие приемы использует автор, чтобы показать сложность и двойственность характера Обломова?

_ Портрет героя, его внешность, речь, внутренние монологи, сны, поступки – все эти детали подчеркивают, что с одной стороны , Обломов – человек мягкий, с «голубиным сердцем», а с другой стороны, он лежебока, лентяй.

Получить полный текст

Репетиторы

ЕГЭ

Дипломная

Инд. зад. Мастерство автора в создании образа Обломова.

Составление таблицы. Два «лица» Обломова.

«Золотое сердце» «Русская лень»
Честность, совестливость, добросердечие, кротость, стремление к идеалам, мечтательность, поэтичность, доброта Безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность, нерешительность

Список положительных и отрицательных черт Обломова можно продолжить. Это даст нам возможность понять, что Обломов – сложный образ. Отражающей сложность и противоречивость русского национального характера.

Работа в группах. Прокомментируем точку зрения одного из литературных критиков.

1 группа Николай Александрович Добролюбов «Что такое обломовщина?»

1. Почему Добролюбов считает главными пороками Обломова его нравственное рабство, барство и неумение работать? Как оценивает Добролюбов образ Обломова?

2. С каким чувством изображены эти черты Обломова?

3. подтвердите правомерность высказываний.

Вывод – слайд.

Добролюбов показал,что роман был знамением времени. В нем, по словам критика, глубоко отразилась русская жизнь, и перед читателем предстает, по мнению Добролюбова, «живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью».

Главные черты обломовского типа – апатия, лень и бездеятельность –«создание воспитания и окружающих обстоятельств».

Добролюбов указывает, что обломовщина не была новым явлением в русской литературе, что черты обломовщины были присущи в какой-то мере и Онегину, и Печорину, и Манилову.

Получить полный текст

Курсовая

ЕГЭ

Дипломная

Добролюбов рассматривал обломовщину как социальное зло, влияние которого чувствуется в самых различных слоях русского общества – и в среде чиновников, и офицеров, и журналистов, и общественных деятелей.

2 группа «Обломов». Роман .

1. Какие противоречивые, взаимоисключающие черты характера Обломова видит Писарев?

2. Прав ли критик, объясняя двойственность характера Обломова неизбежностью переходной эпохи от старорусской жизни к европейской?

3. Показал ли Гончаров в романе, что таких людей, как Обломов, «нужно жалеть», потому что они «жертвы исторической необходимости»?

Вывод – слайд В критических взглядах Д. И. Писа-рева заметна резкая смена отношений к образам романа «Обломов»: от положительных оценок до резкого неприятия.

3
группа
1. «Обломов». Роман .

1. Прав ли Дружинин, что «нежная, любящая натура Обломова свя озаряется через любовь»? Подтвердите свои мысли текстом.

2. Какой смысл вкладывает критик в такую оценку: «…он любезен нам, как чудак, который в нашу эпоху себялюбия, ухищрений и неправды мирно покончил свой век»?

3. Почему Дружинин сравнивает Гончарова с фламандскими живописцами? Найдите в тексте примеры такого воссоздания жизни.

Вывод-слайд Дружинин считает, что Обломов «любезен всем нам и стоит беспредельной любви». Критик называет его чудаком, потому что он в ущерб своему человеческому достоинству не хочет стать дельцом, потерять свое золотое сердце, которое никого не обмануло, не научило «ни одного человека ничему скверному».

Получить полный текст

Инд. зад. Роман «Обломов» в русской критике.

1. В чем видит «вечность» Айхенвальд? («Силуэты русских писателей» 1906-1908)?

2. Какую оценку героям романа «Обломов» дает Ю. Лощиц? («Феномен Гончарова», 1982)?

Вывод В критике XIX века мнения о романе Гончарова разделились на два лагеря в решении вопроса, что важнее: «художественность» или «социальная значимость» произведения. Критики революционно-демократического лагеря видели в Обломове апофеоз «лишнего человека», менее радикальная критика пыталась заметить в нем и положительные черты русского национального характера. В оценках исследователей конца XX века образ Обломова трактуется в диалектике «временного» и «вечного», социального и общечеловеческого, сатирического и лирического начал.

Давайте еще раз убедимся в том, что Обломов – человек со сложным, двойственным характером. Посмотрим диалог Обломова со Штольцем.

Продолжим наше исследование и выясним, что сформировало характер Обломова.

Жизненный путь Обломова. Рассказ учащихся (дом. задание )

Что же погубило Обломова?

ОБЛОМОВЩИНА!

Обломовщина – так и зашипит предостерегающе своим суффиксом. В нем страшная, губительная сила. Обломовщина –это

-апатия, инертность,

-несостоятельность. Они являются губительными для человека.

Н. А. Добролюбов обличает «обломовщину» как общественный порок.

В критических взглядах Д. И. Писарева резкая смена отношений к образам романа «Обломов»: от положительных оценок до резкого неприятия.

Кто же такой Обломов? О чем мечтает? Что в нем положительного и отрицательного? Давайте еще раз убедимся в том, что Обломов – человек со сложным, двойственным характером. Посмотрим диалог Обломова со Штольцем, в котором раскрывается самое главное для каждого из нас.

Каждый из нас должен сделать свой выбор.

«Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом».

В романе есть страницы, которые помогают каждому из нас понять что-то главное. Давайте посмотрим, какие нравственные уроки получили вы после прочтения романа «Обломов»?

Нравственные уроки романа.

Я понял ( а), что…

— у человека должны быть крылья, мечта;

— страшны и обломовщина, и штольцевщина;

— воспитание не должно превращаться в питание — терять приставку;

— сопротивляться душевному сну;

— никто не поможет: надо самому встать с дивана снять ХАЛАТ

Заключительное слово учителя

.
Впереди у каждого из вас большая жизнь. Перед вами откроются многие пути. И только от вас зависит, какой выбор вы сделаете.

  • Сочинение по произведению обломов 10 класс кратко
  • Сочинение по произведению обломов на тему любовь
  • Сочинение по произведению отцы и дети 10 класс темы
  • Сочинение по произведению обломова
  • Сочинение по произведению некрасова кому на руси жить хорошо