Сочинение по произведению обломов 10 класс темы

Урок 34. и. а. гончаров. жизнь и творчество. место романа обломов в трилогии обыкновенная история, обломов, обрывурок 35. и. а.

Урок 34. И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обломов»,
«Обрыв»

Урок 35. И. А. Гончаров. «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти

Урок 36. И. А. Гончаров. «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе

Урок 37. И. А. Гончаров. Роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина?»

УРОК 36
И. А. ГОНЧАРОВ. «ОБЛОМОВ»
КАК РОМАН О ЛЮБВИ.
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И СПОСОБЫ ЕЁ ВЫРАЖЕНИЯ

Цель:


рассмотреть женские образы романа; провести анализ взаимоотношений главного героя с женскими персонажами
произведения; раскрыть авторскую позицию и способы её выражения в романе; развивать интеллектуально-образное
и эмоциональное восприятие художественного произведения учащимися; эстетически и нравственно воспитывать, формировать активную жизненную позицию учащихся.

Оборудование:
раздаточный материал, таблицы, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся анализируют взаимоотношений главного героя с женскими персонажами произведения; раскрывают
авторскую позицию и способы её выражения в романе; выполняют сопоставительную работу в парах; принимают участие в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. «Портретная галерея»

Комментарий.

Учитель зачитывает фрагменты текста, где даны портретные характеристики героев романа «Обломов». Учащиеся должны определить,
каким героям романа принадлежат эти характеристики.

1. «…пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехой под мышкой, откуда торчал клок рубашки, в сером же жилете… с голым, как колено, черепом и с необъятно
широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами» (Слуга Захар).

2. «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у ней почти вовсе не
было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми полосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё
выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами…» (Агафья Матвеевна).

3. «…обрюзг не по летам… тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких, пухлых рук, мягких плеч казалась слишком изнеженным
для мужчины» (Илья Обломов).

4. «(Она) в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего
огня… губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремлённой на что-нибудь мысли» (Ольга Ильинская).

5. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул,
но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза немного зеленоватые, но выразительные» (Андрей Штольц).

2. Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— После долгих ожиданий, вызванных публикацией одного из основных эпизодов романа главы «Сон Обломова», читатели и критики смогли, наконец, прочесть
и оценить произведение целиком. Сколь однозначно было всеобщее восхищение произведением в целом, столь же разносторонними были взгляды на смысл,
вложенный И. А. Гончаровым в «Обломова». И неудивительно: кто, кроме автора, может знать это наверняка? Похоже, что и сам Гончаров за долгое время писания романа
успел поменять к нему своё отношение. Ведь не случайно многие его современники говорят о том, что он негативно относился к первой части «Обломова» и, напротив,
советовал прочесть вторую и третью, написанные гораздо позднее. Попробуем разобраться, как отразились взгляды Гончарова в этом произведении, и какова была
его позиция по отношению к основным персонажам. (Обращение учителя к эпиграфу урока.) В романе «Обломов» жизнь всё время как будто испытывает главного героя,
искушает его различными соблазнами — светскими забавами, успешной карьерой, писательской славой. Но главное испытание Обломова — это любовь.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Изначально сюжет «Обломова» задумывался автором, по-видимому, как обобщённое жизнеописание бездеятельного, апатичного, уходящего в прошлое помещичьего
класса на отдельном примере. Позиция автора по отношению к крепостному праву должна была отразиться в подробном рассказе о жизни
Ильи Ильича Обломова, бездумно проводящего день за днём в своей загородной усадьбе. В соответствии с этой задумкой и писался первый том «Обломова»,
повествующий большей частью о детстве Ильи Ильича. При написании же последующих трёх частей произведения отношение Гончарова к герою меняется.

Во-первых, автор переносит своего героя в городские условия и через него показывает своё отношение к столичному обществу. Во-вторых, усложняется сюжетная линия.
Приём испытания главного персонажа любовью встречается не только у Гончарова. Показывая, как ведёт себя тот или иной герой влюбившись,
автор открывает в душе своего персонажа много новых граней, которые не проявились бы при других обстоятельствах. По развязке любовного сюжета можно
также судить о позиции автора относительно персонажа.

Штольц, наделённый лишь самыми правильными и необходимыми чертами характера, автору, как и читателю, несомненно, нравится, но в то же время,
как и большинство из нас, Гончаров испытывает симпатию к Илье Ильичу. Эта позиция автора по отношению к своим героям отразилась не только на их судьбах, но
даже и в портретах. Отношение автора к персонажам выразилось и через их взаимные характеристики.

Прежде чем описывать взаимоотношения Ольги с Обломовым и Штольцем, надо сказать об отношении автора к ней. Гончаров, несомненно, доброжелателен
к своей героине. Она наделена такими чертами, как проницательность, уравновешенность, гордость. Несомненно, восхищает автора чувство долга, которым,
прежде всего, руководствуется героиня, возвышенность её души, отражающаяся в прекрасном голосе. Всё это проявляется и во внешнем облике Ольги: «Нос
образовывал чуть заметную грациозную линию; губы тонкие и большей частью сжатые; признак непрерывно устремлённой на что-нибудь мысли. То же присутствие
мысли и в зорком, всегда бодром… взгляде серо-голубых глаз…» Она призвана быть как бы ангелом-хранителем Обломова, разбудить его уснувшую душу…

2. Комментированное выразительное чтение

письма Обломова к Ольге
(часть вторая, глава X),
прощальный разговор Обломова и Ольги (часть вторая, гл. XI)

Беседа

• Можно ли сказать, что эта сцена демонстрирует поражение не только героя, но и героини? Страдает ли Ольга?

• Почему эта сцена напоминает «диалог глухих»? Почему Ольга не отзывается на призыв Обломова: «Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего».

• Каким предстаёт Обломов перед Ольгой?

• С какой меркой она подходит к Обломову в этой сцене? Что ищет Ольга теперь в Обломове?

• Кто вызывает сочувствие в этой сцене: Ольга или Илья?

• Что прельщает в Ольге и Обломова, и Штольца?

• Какими средствами пользуется автор при описании Ольги, её взаимоотношений с Обломовым?

• Почему расстались Ольга и Обломов? Только ли Обломов виноват в этом?

• Почему «идеальные» героини Гончарова отступают в критический момент, в итоге симпатии читателей достаются их отнюдь не идеальным избранникам?

3. Составление устного рассказа «Обломов и Агафья Матвеевна»

по предложенному плану (в парах), слушание нескольких творческих работ

Образец плана рассказа «Обломов и Агафья Матвеевна»

1. Любовь Обломова и Агафьи Матвеевны.

а) Первое впечатление о героине;

б) почему Обломов полюбил её;

в) как изображено чувство хозяйки;

г) объяснение в любви Обломова и Пшеницыной;

д) как протекала их жизнь.

2. Обломов в судьбе Агафьи Матвеевны.

4. Составление сравнительных таблиц

«Женские образы в романе», «Сравнительная характеристика взаимоотношений: Обломов и Штольц,
Обломов и Ольга, Штольц и Ольга»

(коллективная работа, запись на доске и в тетрадях)

Женские образы в романе

Таблица
Женские образы в романе

Ольга Ильинская

Агафья Матвеевна Пшеницына

По словам Добролюбова, гармонично
совмещает в себе «сердце и волю», сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за постоянную цель,
пытливость ума, глубина чувств и женственность стала одним из самых гармонических, светлых образов в русской
литературе XIX в.

Добрая, скромная женщина, прекрасная
хозяйка, благоговеет перед своим «квартирантом», для неё он — существо высшего
порядка, идеал барина; для Обломова — идеал «ненарушимого покоя жизни». Любовь Обломова к Агафье Пшеницыной выросла на почве барских привычек. У неё Илья
Ильич находит свою жизненную мечту

В сравнении этих женских типов в романе есть глубокий смысл. Умная Ольга и патриархально-тихая
Пшеницына каждая по-своему помогают раскрыть идею романа, обнажая сущность Обломова

Сравнительная характеристика взаимоотношений

Таблица
Сравнительная характеристика взаимоотношений

Критерий

Обломов и Штольц

Обломов и Ольга

Штольц и Ольга

Сходство

Различия

5. Обобщение учителя

— Можно ли считать произведение И. А. Гончарова «Обломов» романом о любви? Сделать вывод можно, лишь посмотрев и взвесив все действия главного героя по
отношению к окружающим его героиням. Обломов знакомится с Ольгой Ильинской, и в душе его зарождается сильное, искреннее чувство. Однако
счастью героев не суждено сбыться. Основную причину этого обычно видят в душевном складе Обломова, в его инертности, равнодушии к жизни. Однако подлинные
причины трагического финала этой любви лежат гораздо глубже. Ольга Ильинская — девушка умная, гордая, самолюбивая. У неё страстная и деятельная натура. Она
пыталась пробудить Обломова к жизни, полезной деятельности, много сделала для спасения его от лени и апатии.

Вот как Гончаров пишет об Ольге: «Внести в сонную жизнь Обломова присутствие молодой, симпатичной, умной и отчасти насмешливой женщины — это всё равно, что
внести в мрачную комнату лампу, от которой по всем тёмным углам разольётся розовый свет, несколько градусов тепла, и комната повеселеет».

Миссия Ольги с самого начала была обречена. Однако через неё автор открыл в герое множество положительных черт. На некоторое время Гончаров просто
преображает Обломова: «Встаёт он в семь часов, читает, носит куда-то книги.

На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нём появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности». Ну при
каких ещё обстоятельствах «чистое, верное сердце» Ильи Ильича смогло бы себя так проявить? С первых дней знакомства с Обломовым Ольга активно вторгается
в его жизнь. Всё это вносит определённый диссонанс в отношения героев, и чуткая душа Обломова улавливает этот диссонанс. Любовь становится для него
«претрудной школой жизни».

В отношениях же Ольги со Штольцем всё происходит совсем наоборот. Их союз закономерен и гармоничен. Они похожи и потому хорошо понимают друг друга.

Агафья Пшеницына — хозяйка дома, в котором поселился Обломов,— полная противоположность Ильинской. Простые отношения, простодушные речи
Агафьи Матвеевны, её хлопоты по хозяйству, безграничная преданность, уют
и комфорт, созданные в её доме,— всё это напоминало Илье Ильичу милую сердцу Обломовку. С подобной обстановкой, образом жизни ассоциировалась у него
семья и любовь. Поэтому финал любовных сюжетов героя в какой-то степени закономерен — Обломов остаётся с Агафьей Матвеевной. Такая мирная, уютная
семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на Ильинской, поскольку не возлагала на него никакой ответственности. Он любил жену, сына,
семейный быт, олицетворявший для него главное — физический и душевный покой.

Слово найдено — покой! Именно стремление к вечному отдыху, физическому и моральному, к бесконечно длящемуся состоянию физической и душевной
неподвижности и определило, в конечном счёте, выбор героя.

Таким образом, идеальная любовь в романе Гончарова — это несбыточный сон. Он не мог сбыться в жизни героя, так как «для него достижение идеала вовсе не
цель жизни, для него это любимая мечта; борьба, усилия, суета в погоне за идеалом разрушают мечту»,— считал И. Ф. Анненский. Обломов же всегда и во
всём остаётся верен себе. В этом целостность и гармоничность личности героя.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Постановка и решение проблемного вопроса

• Каков, по представлению автора романа, идеальный образ русской женщины?

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-миниатюру «Столкновение мечты и действительности в жизни Обломова».

2. Ознакомиться со статьями Н. А. Добролюбова, А. В. Дружинина, Д. И. Писарева о романе И. А. Гончарова «Обломов».

Следующий урок: Роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина?» >>>

В романе Гончарова затронута очень глобальная тема того времени – проблемы русского дворянства на фоне переустройства страны.

Главный герой романа Илья Ильич Обломов является человеком из достаточно старой дворянской семьи. Он получил хорошее образование, воспитание и является далеко не глупым человеком. Но имея такую хорошую основу, он никуда не стремился и не хотел ничего решать. Его лицо всегда выражало чрезмерную усталость, а в глазах была пустота.

Ему было около тридцати лет, а он, благодаря своему ленивому образу жизни, уже имел нездоровый вид. Он мало двигался и редко бывал на свежем воздухе. А для того, чтобы укрепить образ Обломова, Гончаров с мельчайшими подробностями описывает его быт и распорядок дня. Автор посвятил целую главу всего лишь одному его дню. Его не интерес ко всему происходящему хорошо отображается в главе с описанием его личного кабинета.

У дворянина есть верный слуга – Захар. Но он на столько давно живет в тесном обществе Обломова, что и сам стал похож на него. Автор раскрывает это по средствам описания халатов: у одного часто засаленный (Обломова), а у другого дырка под мышкой, через которую всегда виднеется нижняя рубашка. Захар такой же лентяй, как и барин и не плохо спекулирует этим. У него всегда есть оправдание на все не сделанные им дела.

В общем и целом, дом барина является полным его отражением – не ухоженный, давно не мытый, с грязными пятнами на полу и мебели, а так же паутиной на стенах и больших слоях пыли вокруг.

Каким бы ни был ленивым Обломов, все же в нем есть положительные качества такие как: доброта, открытость и честность. Об этом рассказывает его близкий друг Штольц, сравнивая его с хрустальной прозрачной душой.

Жизнь Обломова не череда ярких картинок и быстрых ее смен. Напротив, в ней ровным счетом ничего не происходит. Его совершенно устраивает покой, а стремиться к изменениям ему просто не хватает воли и сил.  Даже когда Перед Обломовым вдруг встает проблема, которую нужно решить лишь выбрав правильный путь, он опускает руки и не желает ничего менять.

Лишь иногда Илья Ильич грустил о моментах, когда мог бы что-либо сделать и изменить свою жизнь.  Он задается вопросами почему он такой.  Гончаров ответит на этот вопрос читателю, рассказав о сне Обломова, где показаны истоки становления его характера. Так же в нем рассказывается про явление, которое получило название «обломовщина».

В деревне «Обломовка» все люди жили как во сне, подчиняясь природным явлениям и смене времен года. Никакие страсти и бури не могли нарушить спокойный и размеренный распорядок жизни. Это во многом повлияло на становление жизненных укладов главного героя. Все было преподнесено уже готовым, и любая инициатива Илюши пресекалась под предлогом, что за него это могут сделать слуги. В итоге это привело к тому, что без Захара он даже не в состоянии одеться.

Сочинение 2

Иван Александрович Гончаров в своем романе поднимает очень значимую тему для всех. Главным героем романа, в честь которого он назван, Илья Ильич Обломов. Он помещик, довольно молод. Обломов живёт за счёт крепостных крестьян, а они в свою очередь привыкли к такому распорядку жизни, позабыв о свободной жизни. Родители главного героя с детства избаловали своего сына. В более сознательном возрасте он не способен на простые вещи, он уже не может сам поесть, одеться и лечь спать.

В связи с разбалованостью главного героя, он стал бесполезен для общества и прекрасно это понимает. Всему чему его научили родители, это было умение поспать и поесть, больше он ни к чему не была приспособлен. С детства его приучали, что самое главное в жизни сон и еда. С переездом в другой город от родителей, Обломов не сменил свой образ жизни, он по прежнему продолжает спать и есть целыми днями.

С детства Обломов не научился находится в обществе и общаться с людьми, поэтому в более сознательном возрасте он никуда не выходит. Он привык к крепостным крестьянам, они всегда все делали за него на его родине. Не изменяя своим привычкам, Обломов завел себе слугу, Захара. Слуга, подобно хозяеву ленив. Его новая жизнь ничем не отличается от прошлой.

В связи с этим Обломов не взрослеет и остаётся таким же ребенком. Родители не привили ему такие качества, как: трудолюбие, ответственность, самостоятельность. Сам Обломов прекрасно понимает, что он не приспособлен к жизни, его постоянно и все обманывают, но с этим главный герой ничего поделать не может. Он страдает от своей бесхарактерности.

Обломов осознает, что так жить нельзя и нужно что-то менять, виной всему этому является Обломовщина. У него таков образ жизни не по причине болезней или плохого самочувствия, а потому что он не знает другой жизни. Он живёт в грязной квартире, где везде разбросаны грязные, нестиранные вещи. Захар так же ленив, его устраивает что можно ничего не делать, только ухаживать за Обломовым.

Обломовщина это место где царит лень и безделье. Люди, живущие в Обломовщине, живут в свое удовольствие и так же, как Обломов нуждаются только в еде и сне. К сожалению, Обломов поздно осознал, что Обломовщина портит людей и их судьбы. Он остался один без родителей и знаний о взрослой жизни.

В мире не мало таких людей, как Обломов. Сам Обломов об этом упоминает. Гончаров раскрывает проблему Обломова. Но несмотря на тот ужас где обитал Обломов, он был счастлив.

`

Обломов и обломовщина

Популярные сочинения

  • Сочинение Хозяйка Медной горы (Образ и характеристика персонажа рассказа Бажова)

    Будучи волшебным существом из повествовательной истории Бажова, Хозяйка Горы защищает рудниковые сооружения. Оно является наполовину человеком – представленной в образе девушки, а другая половина представлена ящерицей

  • Сочинение на тему Удивительное рядом для 7 класса
  • Характеристика героев комедии Ревизор Гоголя

    Одним из главных героев мелкий чиновник, молодой мужчина из дворянских слоев. Он глуповатый и любит хвастаться. Он предпочитает жить только в свое удовольствие

На чтение 7 мин. Опубликовано

Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1847 году, а издан в 1859. Произведение пришлось не по нраву многим представителем дворянского рода, ведь Обломов — собирательный образ, в котором многие увидели своё отражение, описание своего быта, хоть и слегка гиперболизировано. Современные десятиклассники не напрасно проходят произведение в школе, ведь оно не потеряло свою актуальность. Список тем для сочинений по роману «Обломов» поражает своей широтой.

Стиль жизни

Обломов — главный герой одноимённого романа. Описать его можно эпитетами:

Сочинение по обломову

  • спокойный;
  • безынициативный;
  • бездеятельный;
  • инертный.

Он плывёт по течению жизни, огибая камни судьбы, даже не пытаясь при этом грести. От старшего поколения до сих пор можно услышать прижившийся в народе термин «обломовщина». Так говорят про равнодушных к окружающему миру людей, желающих жить так, чтобы их не трогали.

Равнодушие и нелюбовь к труду

Показательным примером этой черты является отношение жителей Обломовки к найденному мертвецу из другой деревни. Они решили, что это их не касается. В романе хорошо описана равнодушная ленивая инертность общества, члены которого не

Обломов сочинение

пытаются добиться высокого положения или лучшей жизни для себя.

Всяческой физической работы обломовцы боятся как огня. Они, не привыкшие к труду, избегают её, перекладывая на плечи крепостных. Это говорит о деградации общества, ведь труд — двигатель эволюции. Обломов не в силах вести даже свой быт, поручая это Захару, а затем — Агафье Пшеницыной. С делами Обломову помогает Штольц.

Желание жить в покое

В детстве герой был активным любознательным мальчишкой, апатия и леность приходили к нему постепенно. Родители «бережно» ограждали чадо от самостоятельности, от любого труда: как физического, так и умственного. Надо сказать, что эти черты в разной степени присущи не только герою, но и всем жителям Обломовки. «Главная жизненная забота» здесь — приём пищи. После еды — дневной сон. Жить в полном покое — вот стремление всех обломовцев.

Гости Ильи Ильча

Сочинение по «Обломову» можно написать, описывая гостей. Чтобы показать, что такой образ жизни присущ не только герою, но и окружающим, автор «посылает в гости к Обломову» несколько человек. Более того, вокруг него создаётся целая деревня Обломовка.

Вот список его гостей:

Список тем для сочинений по роману обломов

  1. Волков.
  2. Судьбинский.
  3. Пенкин.
  4. Алексеев.
  5. Тарантьев.

Волков — первый посетитель — рассказывает о своей жизни, полной праздниками и торжествами. Обломову чужд такой образ жизни, он не разделяет взгляды Волкова, предпочитая праздникам и веселью спокойствие и размеренность.

Судьбинский приходит следующим. Это бывший сослуживец Обломова, карьерист, гордится своим положением. Обломов не понимает стремления Судьбинского, жалея его напрасно проводимую жизнь. Погоня за чинами портит человека — считает он.

Сочинение обломов

Затем приходит Пенкин — третий посетитель Обломова. Он графоман, пишущий денно и нощно обо всём подряд. Обломов считает, что такие произведения лишены чувств и оторваны от реальной жизни.

Алексеев — четвертый гость Обломова. Его можно описать как тихого, неприметного, совершенно не выдающегося человека, которого не всегда замечают и уж тем более не запоминают. Его называют то Васильевым, то Андреевым, и он привык к этому.

Тарантьев — пятый посетитель главного героя. Это грубый и недоброжелательный чиновник, любящий поскандалить с окружающими людьми. Тарантьев пользуется доверчивостью Обломова и пытается завладеть его деревней.

Портрет главного героя

Отличная тема для рассуждений — портретные характеристики героев произведения, ведь автор передаёт характер и особенности людей через их описание.

10 класс сочинение обломов

Сам Обломов — мужчина, недавно разменявший четвёртый десяток, однако «обрюзгший не по летам». В целом привлекательный на вид, среднего роста, с тёмно-серыми глазами. Во всём портрете героя основная черта — мягкость. Она была и в чертах лица, и в языке тела и даже в одежде. В лице читалось отсутствие всякой мысли и великой идеи. Позы его были исполнены беспечностью.

Слишком изнеженное для мужчины тело выдавало в нём человека, к труду не приученного. По мягким пухлым рукам его можно было сказать, что герой явно избегал физического труда. Даже сильные эмоции не могли согнать с лица Обломова присущей ему мягкости. Любой, кто видел Обломова, сказал бы, что он добряк и простота.

Описание одежды

Всё время Обломов проводит в домашней одежде, за своей внешностью особо не следит. Восточный халат его был из персидской материи, однако без всяческих украшений и излишеств. Простой, как и вся жизнь Обломова. Возможно, поэтому так и полюбился ему этот халат. Видно, что ходит он в нём давно, ткань уже местами поизносилась, начала лосниться, но Обломов не торопился расставаться с любимой вещью, как и не любил любые перемены в своей размеренной жизни.

Обломов и штольц

Тапочки у него были большие и мягкие. Вставая с дивана, он безошибочно мог попасть в них ногами. Эта простота, естественно, не могла не нравиться Обломову. Жилет с галстуком он дома не носил. Герой предстаёт перед читателями этаким провинциальным барином. Даже одежда его в романе описана так, будто это и не одежда вовсе, а верные слуги или даже рабы.

Обломов и Штольц в романе Гончарова

Андрей Иванович Штольц — лучший друг Обломова — является полной его противоположностью как по внешнему виду, так и по характеру. Если Илья — полный и обрюзгший, то Штольц, напротив, состоял, казалось, из одних лишь костей да мышц. Взгляд у Андрея был выразителен, сам он был твёрд, спокоен и несуетлив. Спокойствие присуще обоим персонажам, но оно было разным: инертность и безразличие Обломова и твёрдость и стойкость Штольца.

Трагедия человека и общества

Понятие «обломовщина» вошло в обиход и плотно закрепилось в нём неспроста. Обломов вызывает у читателя смешанные чувства: с одной стороны, с первых страниц произведения уже ясна судьба героя и она неутешительна, с другой — читатель невольно ассоциирует себя с Ильей, ведь всем присущи качества Обломова в той или иной степени.

Интересно, что вопросы лености и бездеятельности поднимались писателями давно. Однако надежда на «авось» до этого играла героям на руку, а здесь, в описании реального мира, она сыграла злую шутку.

Истоки «обломовщины»

Обломовщина

Фигуру Ильи Обломова можно считать отсылкой к персонажам русской народной литературы. Подобно Ивану Дураку, он лежит и ждёт чуда. Однако Обломов живёт в настоящем мире, так что волшебство к нему не является. Можно сказать, что «обломовщина» — попытка следовать прошлым, сказочным героям, находясь в современном реальном мире, неготовность встречать жизненные трудности, надеясь на чудо, которое не произойдёт и произойти не может.

В социальном плане «обломовщина» — приверженность к морально устаревшему мещанскому укладу жизни, не подразумевающему участие в жизни общества, труд и саморазвитие. В этой жизни нет места творчеству, овладеванию новыми навыками.

Отношение к миру

Обломов и гости

Вся жизнь и посещающие героя люди являются скорее декорацией, чем-то фоном. Обломов скорее сторонний наблюдатель, а не участник своей жизни. Он даже не встаёт с дивана, чтобы поприветствовать своих посетителей. Да и сами гости со своими рассказами не вызывают особого интереса Обломова.

Можно предположить, что подобное отношение к людям и к жизни сформировалось у Обломова на первой службе, в которой он разочаровался. Там ему было трудно и неинтересно. Он ожидал, что его там ждёт вторая семья, но на деле это оказалось не так. Малейшая неудача выбивала его из колеи, заставляла отступить.

Сравнение с Маниловым

Ещё одна тема для итогового сочинения — краткая сравнительная характеристика Манилова и Обломова. Это персонажи разных произведений разных авторов, но есть у них и схожие черты. Так оба помещики, не ведущие хозяйство и живущие в мире грёз. На этом сходства заканчиваются, теперь о различиях.

Манилов стремится выглядеть умным и начитанным молодым человеком, излишне выказывает уважение к чинам. В его мыслях замысловатые фантастические проекты, он оторван от земной жизни. Обломов же не стремится выглядеть лучше, чем он есть на деле. Одна из его главных черт — безразличие. Он строит планы и вполне реальные, но из-за отсутствия силы воли не воплощает их в жизнь.

При кажущемся сходстве это совершенно разные персонажи. Манилов активный и не хочет ничего менять, его всё устраивает в своей жизни. Обломов же хочет изменить своё положение, но не делает этого.

cover

Дорогие друзья! Школьная программа 10-го класса по русской литературе предполагает изучение большого количества произведений, обширных по объёму и сложных по содержанию. Вам предстоит изучить различные периоды развития русской классической литературы, познакомиться с величайшими произведениями реалистического направления. К ним относятся рассказы и романы И. С. Тургенева, пьесы А. Н. Островского и А. П. Чехова, романы И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, стихотворения Ф. И. Тютчева и поэмы Н. А. Некрасова. После разбора и обсуждения каждого литературного произведения в классе учитель обычно просит написать сочинение. Учащиеся часто испытывают трудности в обобщении своих знаний. Представленные в нашей книге готовые сочинения помогут вам справиться с этой задачей. Пользуясь планом, который прилагается к каждому сочинению, вы сможете создать свой текст, дополнить его собственными мыслями и примерами из литературных произведений. Помните, что каждое сочинение – это индивидуальная творческая работа, в которой отражены ваши личные суждения и впечатления. При этом не забывайте, что ваше мнение должно опираться на содержание произведения и на теоретические знания, полученные на уроках литературы. Не торопитесь переписывать готовое сочинение в тетрадь! Учитесь самостоятельно формулировать свои мысли, давать личную оценку героям, фактам и событиям. Пусть приведённые в книге тексты станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии письменной речи. Желаем успехов!

Оглавление

Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

…пока умственную высоту будут предпочитать нравственной, до тех пор и достижение этой высоты немыслимо, следовательно, немыслим и истинный, прочный, человеческий прогресс.

И. А. Гончаров

План

I. Вступление.

Способы характеристики персонажей.

II. Основная часть.

Обломов и Штольц: «поэт мечты» и «поэт труда».

1. Внешний облик героев.

2. Воспитание и образование героев.

3. Герои и Ольга Ильинская.

4. Дальнейшая судьба героев.

III. Заключение.

Надежда на будущее.

Литераторы прибегают к различным приёмам характеристики героев для того, чтобы полнее и многограннее изобразить их характер и внутренний мир. Это может быть подробное описание обстоятельств воспитания и образования персонажа, сформировавшие его личность. Сон главного героя – популярный приём описания внутреннего состояния персонажа, неоднократно использовавшийся многими русскими классиками. Ещё одним способом характеристики литературного героя является приём антитезы (противопоставления) двух совершенно непохожих действующих лиц произведения. Таковы антагонисты Онегин и Ленский из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов у И. С. Тургенева в романе «Отцы и дети», князь Мышкин и Парфён Рогожин из романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Именно непохожесть характеризует героев наиболее ярко и глубоко.

Герои романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» совершенно не похожи друг на друга. И внешнее различие только подчёркивает их антагонизм. Илья Ильич Обломов, главный герой произведения, изнежен и вальяжен. Его кожа белая, тело полное, руки, не знающие труда, пухлые и мягкие. Это настоящий русский барин, медлительный и неторопливый. Его любимая одежда — халат, уютный и вместительный, как нельзя лучше подходящий Обломову. Андрей Штольц, друг главного героя, подтянутый и стройный. Он весь словно состоит из одних мышц, находящихся в непрерывном движении. Его кожа загорела от постоянного пребывания на свежем воздухе.

Столь не похожие внешне герои — близкие друзья. В детстве они жили по соседству и вместе выросли. Имение Обломова — образец классической русской усадьбы, райский уголок, находящийся вдали от больших дорог, городов, событий, самой жизни. Жизнь в Обломовке протекает размеренно и подчиняется своим правилам: приём пищи является своеобразным ритуалом, а любой труд представляется наказанием. Маленького Илью Ильича всегда окружали любящие родители, многочисленные родственники, гости, няньки, которые следили за каждым его шагом. Илья, как любой ребёнок, был любопытным и наблюдательным. Однако постоянный контроль и излишняя опека со стороны взрослых притупили эти черты.

Штольц воспитывался в других условиях. Родители уделяли много внимания его образованию. И если мать занималась с сыном музыкой и литературой, то отца беспокоила практическая сторона жизни. Штольца одного отправляли по делам, а когда тот пропал, отец не отправился искать сына, надеясь на его самостоятельность. Штольца с детства приучали к труду, усердию, самостоятельности. И он вырос упорным, честолюбивым, умным, деловым человеком, многого достигшим в жизни. И всё же маленького Штольца непреодолимо влекло в сонную Обломовку. Возможно, той гармонии и любви, атмосферы покоя и уюта, в которой вырос Илья Ильич, не хватало его другу в родительском доме.

Штольца всегда тянуло к ленивому и безмятежному Обломову. Душевная теплота, нежность, благородство, искренность ценились Штольцем выше деловой хватки и упорства других людей. Штольц в сравнении с Обломовым несколько проигрывает. Его деловитость абстрактна. Читатель не видит плодов его деятельности. Он не располагает к себе с первого взгляда, как Обломов. Но герои, безусловно, дополняют друг друга.

Встреча с Ольгой Ильинской раскрыла характеры обоих друзей с новой стороны, и в первую очередь личность Обломова. Он оказался, в отличие от Штольца, способным на сильную искреннюю любовь, которая изменила и главную героиню. Ольга, прямая и естественная, после встречи с Ильёй Ильичём превратилась из наивной девушки в прекрасную молодую женщину, тонко и глубоко чувствующую. Она обогатилась внутренне и приобрела громадный жизненный опыт, возвысивший её даже над развитым Штольцем. Ольга сразу увидела и оценила душевную красоту Ильи Ильича, но даже она оказалась неспособной победить обломовщину. Штольц полюбил уже «новую» Ольгу, которая изменилась благодаря Обломову, которая много пережила, страдала, боролась, но проиграла.

После этого судьбы героев разошлись. Обломов обрёл счастье в своём понимании — нашёл Обломовку в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Он опустился, обрюзг и уже очень отдалённо напоминал прежнего обаятельного барина. Штольц создал семью с Ольгой Ильинской. Они как будто счастливы, только иногда на Ольгу находит непонятная грусть и тоска, посещают воспоминания об Илье Ильиче.

Сын Обломова Андрей становится своеобразным средоточием лучших качеств обоих героев. Наследник Обломова и воспитанник Штольца в будущем, возможно, станет во всех отношениях прекрасным человеком, деятельным и активным, но с нежной поэтической душой и золотым сердцем.

  Контрольная работа по литературе

за I полугодие.

10 класс.

I вариант.

Полугодовая контрольная работа  по литературе для учащихся 10 класса составлена на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с действующей программой по литературе.

Цель работы – оценить общеобразовательную подготовку учащихся по литературе за первое полугодие 10 класса, занимавшихся по учебнику :

Литература: учебник для 10 класса : среднее (полное)общее образование (базовый уровень) : в 2 ч. /И.Н. Сухих.-М.: Издательский центр «Академия», 2014.

Контрольная работа рассчитана на 60 минут.

Работа состоит из  двух частей : 1 часть — тест из 32 заданий, 2 часть – сочинение.

Часть 1 содержит   32 задания.  К каждому заданию даны  варианты ответов. Каждое правильно выполненное задание  оценивается в 1 балл.

Часть 2 содержит задание, требующее    развернутого ( 13-15 предложений)  ответа на вопрос,  – написание сочинения. Оценивается сочинение  в соответствии  с  критериями ОГЭ по литературе в 9 классе..

  1. Шкала перевода баллов, полученных за решение тестов, в оценки:

Оценка

Оценка «2»;  

Оценка «3»;

Оценка «4»;

Оценка «5»;

0-7  балла

8-18  баллов

19-29  баллов

30-32 балл

  1. Критерии оценивания сочинения. 

Баллы.

Критерии.

                    1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне.

2

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне.

1

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно.

Тема не раскрыта.

                2. Привлечение текста произведения для аргументации.

3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.,  авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют.

2

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.,  авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки

1

Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.),

 ИЛИ

 аргументация подменяется пересказом текста,  авторская позиция не искажена,

И/ИЛИ допущено три фактические ошибки.

Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий),

ИЛИ

 при аргументации ( с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущено четыре или более фактические ошибки,

И/ИЛИ

авторская позиция искажена.

                   3. Опора на теоретико-литературные понятия.

2

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют.

1

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий),

И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий

Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий.

                     4. Композиционная цельность и логичность.

3

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

2

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,

 НО

 внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы.

1

В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, 

И/ИЛИ

мысль повторяется и не развивается.

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения.

                              5. Соблюдение речевых норм.

2

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок.

1

Допущено три-четыре речевые ошибки.

Допущено пять или более речевых ошибок.

                                                     Максимальный балл за сочинение – 13.

Критерий №1 – главный !! Если по этому критерию 0 баллов, работа не оценивается!!!

  1. Шкала перевода баллов, полученных за написание сочинения, в оценки:

Оценка

Оценка «2»;  

Оценка «3»;

Оценка «4»;

Оценка «5»;

0-4  балла

5-8  баллов

9-11  баллов

12-13 балл

Распределение заданий по основным темам :

Тема

Количество заданий

Уровень сложности

1

Знание биграфии писателей

1

1

2

Знание программных художественных произведений

17

3

8

6

3

Теория литературы

14

3

7

4

Задания контрольной работы  соответствуют кодификатору , включающему следующие элементы содержания:

Художественная литература как искусство слова. Авторский замысел и его воплощение. Историко-литературный процесс.Литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы. Авторская позиция. Тема. Идея. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия. Лирическое отступление. Конфликт. Лирический герой. Система образов.Портрет. Ремарка. Говорящие фамилии. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Сюжет и фабула. Язык художественногопроизведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора ( включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись : ассонанс, аллитерация. Проза и поэзия. Стихотворные размеры : ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

«Слово о полку Игореве».

Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»

Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»

В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»

А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»

А.С. Пушкин. Лирика. Роман «Евгений Онегин».Роман «Капитанская дочка». Поэма «Медный всадник».

М.Ю. Лермонтов. Лирика. Роман «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». Повесть «Невский проспект».

Ф.И. Тютчев. Лирика.

А.А. Фет. Лирика.

И.А. Гончаров. Роман «Обломов».

А.Н. Островский . Пьеса «Гроза».

И.С. Тургенев. Повесть «Ася». Роман «Отцы и дети».

                                                         Часть 1

1.Соотнесите фамилии с  полными именами писателей и поэтов.

  1. Островский       А. Афанасий Афанасьевич
  2. Тютчев               Б. Федор Иванович
  3. Фет                     В. Иван Сергеевич
  4. Гончаров            Г. Александр Николаевич
  5. Тургенев            Д. Иван Александрович

2.Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.

а) романтизм, сентиментализм, реализм, классицизм

б) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм

в) классицизм, реализм, сентиментализм, романтизм

г) сентиментализм, классицизм, реализм, романтизм

3. Заполните таблицу. Соотнесите роды литературы, характеристики родов,  жанры  и названия произведений, укажите авторов данных произведений.

ЭПОС

ЛИРИКА

ДРАМА

Общая характеристика

Жанры

Произведения. Авторы!!

«Светлана», «Герой нашего времени», «Гроза», «Капитанская дочка», «Silentium»,

 « Преступление и наказание»,  «Ревизор», «Пророк», «Отцы и дети», «Обломов»,                                                          

 «Мертвые души»,  «Шепот, робкое дыханье…»,  «Луч света в темном царстве»,

 «Анчар», «Родина», «Горе от ума», «Путешествие из Петербурга в Москву», «Бедная                    

 Лиза»,  «Нищий» /

4. Соотнесите имена героев и названия произведений .

1. Петр Андреевич                       А. «Отцы и дети»

2. Ольга Дмитриевна                   Б. . «Гроза»

3. Марфа Игнатьевна                   В. «Капитанская дочка»

4.  Павел Петрович                       Г. «Обломов»

5.  Илья Ильич                              Д. « Евгений Онегин»

5. В каких  произведениях конфликт поколений является основным, ведущим.

А. «Капитанская дочка»

Б. «Обломов»

В. «Гроза»

Г. «Отцы и дети»

Д. «Евгений Онегин»

6. Определите, в каких произведениях герой проходит испытание любовью.

А. «Герой нашего времени»

Б. «Обломов»

В. «Отцы и дети»

Г. «Ася»

Д. «Медный всадник»

7. Сопоставьте героев произведений и заветы, которые они получили  от родителей. Укажите фамилии героев, названия произведений, авторов.

1.  «Смотри, сынок, …коли хочешь жизнью                                    А.  Павел Иванович

       жуировать, так гляди в оба!»                                                      Б. Премудрый пескарь

2.«Служи верно, кому присягнешь; слушайся                                 В. Петр Андреевич

     начальников; за их лаской не гоняйся; на                                    Г. Алексей Степанович

     службу не напрашивайся; от службы не

     отговаривайся; и помни пословицу:

     береги платье снову, а честь смолоду».

3.«…Учись, не дури и не повесничай, а больше всего

 угождай учителям и начальникам…С товарищами

не водись, они тебя добру не научат…

А больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее

 всего на свете…Все сделаешь и все прошибешь копейкой».

4.«…Угождать всем людям без изъятия: хозяину, где

 доведется жить, начальнику, с кем буду я служить,

слуге его, который чистит платья, швейцару,

 дворнику, для избежанья зла, собаке дворника,

 чтоб ласкова была.»                                            

8.Где происходит действие пьесы «Гроза»?

А.   в Москве на берегу Яузы;

 Б.   в Санкт-Петербурге на берегу Невы;

 В.   в Калинове на берегу Волги.

 9. Высказывание «А судьи кто? – За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…» принадлежит:

а) Стародуму из «Недоросля»

б) Чацкому из «Горя от ума»

в) Ленскому из «Евгения Онегина»

г) Вернеру из  «Героя нашего времени»

10. Укажите, кому из героев пьесы А.Н. Островского  «Гроза» принадлежат следующие слова.

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбраться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать!»

а) Тихон

б) Борис

в) Кудряш

г) Кулигин

11. Сопоставьте названия и эпиграфы к произведениям. Укажите авторов.

1.) «Береги честь смолоду» .                                              А. «Путешествие из Петербурга в Москву»

       Русская пословица.                                                      Б. «Ревизор»

2.) «Вкушая, вкусих мало меду, и се аз умираю»            В. «Капитанская дочка»

         Библия. 1-я Книга Царств.                                         Г. «Мцыри»

3.) « На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

          Народная пословица.

4.) « Чудище обло (т.е круглое),озорно, огромно, стозевно и лаяй».

          Из поэмы В.К. Тредиаковского «Телемахида».

12. Соотнесите названия произведений и художественные детали.

                                                                                                         А. «Мертвые души»

     1.  Разрушенная церковь с уцелевшей                                    Б.  «Гроза»

           фреской ,на которой изображена                                       В. «Капитанская дочка»

           гиена огненная;                                                                    Г. «Герой нашего времени»

2.  Перстень с изображением сфинкса;                                  Д. «Обломов»

3.  Адский камень.                                                                    Е. «Отцы и дети»

4.  Гороховая улица в Петербурге .                                        

      5. Лягушки, чтобы «посмотреть, что у них внутри делается»

6.  Халат из персидской материи;

7.  Заячий тулуп;

8. Милитриса Кирбитьевна.

9. Ревизская сказка

13. Чей это портрет?

  1. Человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями», лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета», оно «оживлялось спокойной улыбкой  и выражало самоуверенность и ум».
  2. « На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, жёлчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза».
  3. Человек «среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности».
  4. Он «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно».

                          А. Обломов

                          Б. Базаров

                          В. КирсановП.П.

                          Г. Штольц

             14. Кому из литературных героев принадлежат фразы?

  1. «Мы, люди старого века, мы полагаем , что без принсипов… принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя».
  2. « А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
  3. « Труд- образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей».
  4.   « Природа не храм, а мастерская,,,»
  5.   « Отчего люди не летают? Я спрашиваю- отчего люди не летают так , как птицы…»
  6.   «А это что за фигура на других баб не похожая ?»
  7.   «..А где же здесь душа ?»

А. Обломов; Б. Штольц; В. Базаров; Г. Кирсанов; Д. Катерина; Е. Варвара

15.Рассказывая историю двух друзей, И.А.Гончаров в романе  «Обломов» использует тот же литературный прием, что и А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».

А. Гипербола

Б. Ирония

В. Антитеза

16. Кому посвящен роман «Отцы и дети» ?

а) памяти Н.В. Гоголя;

б) памятиН.А. Добролюбова;

в) памяти В.Г. Белинского;

г) памяти Н.Г. Чернышевского

17. Действия каких произведений происходят в Петербурге?

а) «Мертвые души»      Н. В. Гоголя

б) «Медный всадник»   А.С. Пушкин

в) «Обломов»                  И.А.Гончаров

г) «Гроза»                        А.Н. Островский

д) «Отцы и дети»            И.С. Тургенев

18. К какому типу литературных героев можно отнести  И. Обломова.

а) «маленький человек»

б) «лишний человек»

в) «новый человек»

19. В каком произведении автор  использует  «двойников»  главного героя?

А.  «Обломов»

Б.  «Гроза»

В.  «Отцы и дети»

20. Кто из литературных героев принимал  участие в дуэли?

А. Ленский

Б. Грушницкий

В. Штольц

Г. Базаров

21. Укажите, в каких литературных произведениях звучат эти музыкальные композиции.

1. Ария «Casta Diva» Беллини                    А. «Отцы и дети»

     2. Среди долины ровныя.                             Б. «Герой нашего времени»

          На гладкой высоте…                                В. «Обломов»

        (народная песня)                                         Г. «Гроза»

22. У кого из литературных героев есть дети ?

а) Тихон Кабанов; б) Илья Обломов; в) Евгений Базаров; г) Евгений Онегин.

23. По данному описанию жилища определите, кому оно принадлежит.

«Комната… с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. Но опытный глаз человека  с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти видимость неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них…»

а) Штольц

б) Кирсанов П.П.

в) Кабаниха

г) Обломов

24. Укажите,   какое  произведение литературы XIX века заканчивается следующими строчками.  

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам… Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам (…)  К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем… Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…

а) «Герой нашего времени»

б) «Обломов»

в) «Гроза»

г) «Отцы и дети»

25. Критическая статья Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве» посвящена размышлениям над… ?

а) «Обломов»

б) «Гроза»

в) «Отцы и дети»

г) «Бесприданница»»

26. Кого из русских литераторов называли «Колумбом купеческого Замоскворечья»?

а) Ф.И. Тютчева

б) А.А. Фета

в) И.А. Гончарова

г) А.Н. Островского

27. Анализу какого произведения посвящена статья М.А. Антоновича  « Асмодей нашего времени»?

а) И.А.Гончаров «Обломов»

б) И.С. Тургенев «Отцы и дети»

в) Н.В. Гоголь «Мертвые души»

г) М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

28. Стихотворение «К.Б.» («Я встретил вас…») Ф.И. Тютчева  посвящено:

а) Амалия фон Крюденер

б) Элеонора Петерсон

в) Эрнестина Дернберг

г) Елена Денисьева

29. Какие художественные приемы использованы автором в следующем отрывке?

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Все выше, дале вьется он,

И вот ушел за небосклон.

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла —

А я здесь в поте и в пыли,

Я, царь земли, прирос к земли!..

 а) олицетворение

 б) антитеза

 в) ирония

 г) анафора

30. Какое стихотворение А.А. Фета можно отнести к философскому размышлению ?

а) «Шепот, робкое дыханье…»

б) «На заре ты ее не буди…»

в) «Учись у них – у дуба, у березы…»

г) «Сияла ночь. Луной был полон сад.»

31. Укажите, какие художественные приемы использовал автор .

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь — но только песня зреет.

                 а) олицетворение

   б) повтор

      в) эпифора

   г) эпитет

32. Определите стихотворный размер следующего отрывка.

Умом Россию не понять,

 Аршином общим не измерить:

 У ней особенная стать —

 В Россию можно только верить.

а) ямб

       б) дактиль

              в) амфибрахий

      г) анапест

Часть 2

Для выполнения задания части 2 необходимо выбрать только ОДНУ из предложенных тем сочинений. Напишите сочинение (150-200слов), опираясь на авторскую позицию, формулируя свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы , опираясь на литературные произведения, используя теоретико-литературные  понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

  1. О чем может рассказать выбранное автором имя героя? (Приведите 3-4 примера из разных произведений.)
  2. Слово какого поэта XIX века , на Ваш взгляд, звучит современно и почему?
  3. Какие способы раскрытия авторской позиции могут применяться в литературном произведении ( на примере 1-2 произведений по Вашему выбору)?
  4. Если бы Вы составляли сборник избранных стихотворений поэтов XIX века, то какие бы стихотворения и каких поэтов  туда обязательно вошли и почему ( на примере 2-3 стихотворений)?
  5. Какая книга из прочитанных в последнее время вспоминается Вам чаще всего и почему?

  • Сочинение по произведению обломов 10 класс кратко
  • Сочинение по произведению обломов на тему любовь
  • Сочинение по произведению отцы и дети 10 класс темы
  • Сочинение по произведению обломова
  • Сочинение по произведению некрасова кому на руси жить хорошо