- Сочинения
- По литературе
- Горький
- По произведению На дне
Еще в годы существования Российской империи Горький прославился как народный писатель, выразитель чаяний простых людей огромной страны.
Герои его произведений – зачастую обычные персонажи, присущие тем годам. Но в их душе тлеет огонек протеста против существующей действительности и нужно лишь немного духовного «угля», чтобы костер запылал уже в полную силу. Часто в них есть и душевный надлом, полученный в прошлые года, и они всячески пытаются нивелировать его последствия. Перечисленному выше описанию отчасти, хоть и в меньшей степени, подходят герои легендарной пьесы «На дне». На театральных подмостках ее визуализировал сам К. Станиславский на сцене МХТ. Это тоже показатель уровня произведения. Эксклюзивности добавляло и то, что пьеса имела ограниченное распространение из-за остросоциальной тематики.
Название не случайно, ведь все персонажи действительно находятся на дне жизни. Они раздавлены, их социальный статус оставляет желать лучшего. Здесь и бывшие актеры, и воры, и разорившиеся дворяне. Во главе ночлежки стоят такие же «опустившиеся» люди, только с наличием некоторого достатка и постоянной работой.
Удивительно, как нищета и бедность придавливает героев, не оставляя место жалости и состраданию. В одном помещении умирает женщина Анна, но ее мужу и всем остальным плевать, потому что в такой среде смерть – дело обычное. Это скорее освобождение от проблем, чем трагедия.
Общество давно не считает их за людей, но они сохранили остатки гордости. Друг друга герои презирают, считая, что положение каждого из них еще хуже, чем у него самого. Герои перестали бороться за свой статус: психическое ли это отклонение или просто ночлежное общество им ближе – непонятно.
Некую частицу веры в себя им возвращает одинокий странник Лука, всячески поддерживающий местных обитателей словом и делом. Особенно примечателен его постулат о том, что ложь на благое дело не так уж и предосудительна.
В грязи сырой ночлежки персонажи находят время, чтобы пофилосовствовать и подумать о смысле бытия. Это показатель того, что в любых условиях человек задумывается о своем предназначении.
2 вариант
Гениальнейший русский и советский писатель под псевдонимом Максим Горький создал широкое множество прекрасных, поучительных, учащих нравственности произведений. К числу таких горьковских творений можно отнести пьесу «На дне». По школьной программе она изучается учащимися 10 класса. И неспроста, ведь данное произведение можно назвать максимально глубокомысленным, красивым с точки зрения стилистики языка, но, к огромному сожалению, правдивым и печальным, так как в нем описаны реалии жизни.
Главными героями произведения являются люди, оказавшиеся на социальном дне общества. к их числу относятся бомжи, проститутки, бедняки и другие. Они обитают в ночлежке, которую содержит местный относительно состоятельный человек. Но как получилось так, что все персонажи оказались здесь? Каким образом судьба завернула их так? Это грустно и печально. Ответы на эти вопросы Горький дает в своем произведении четкие и ясные.
У каждого свой путь жизненный.
Мне кажется, что Максим Горький хотел донести к читателю мысль, что несколько пороков могут полностью сломать жизнь человека. Сменить ее полюс с положительного на отрицательный. И тотально. К таким человеческим слабостям и недостаткам, а также порокам относятся алкоголизм, чревоугодие, проституция, лень, отсутствие силы воли и мягкотелость.
Печальный пример Клеща. Но если по правде сказать, то он заслужил такое отношение жизни к себе. Он был злым, жадным и потому оказался в ночлежке. Клещ – это такой тип людей, который извечно чем-то недоволен, портит настроение окружающим, думает лишь о себе. Таких людей должно быть поменьше.
К примеру Настя. Она натура тонкая, душевная. Но живет в грязи и разврате. Ее не уважает никто, даже соседи в обиталище. Девушка занимается выдумкой романтических историй о своем молодом человеке, мечтает о любви, но при этом с нее все смеются. Жизнь ее треплет.
Думаю, что одна из основных идей произведения состоит в том, что человек сам летит на дно и сам сможет подняться, если этого захочет. Это и перспектива, и опасность.
Каждый из обитателей ночлежки губил и губит себя самостоятельно. И тут им ничто извне не сможет оказать помощь.
Великий писатель Максим Горький дает иллюстрированное и словесное объяснение таким гнусным поступков. Надо стремиться к саморазвитию и прийти от саморазрушения к нормальной жизни.
Сочинение по пьесе На дне
Максим Горький жил необычной жизнью. Всю свою жизнь он отдал творчеству. Все его произведения пронизаны глубоким смыслом. Самой главной в его жизни стала пьеса «На дне», которую он написал в 1902 году.
Горький писал о своей пьесе: «Это будет страшно». Он проводил свое время в размышлении над названием пьесы, учитывая все тонкости, меняя названия: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно». Само произведение выступает как спор о правде. Абсолютно у всех действующих лиц свое мировоззрение.
Мнение Сатина является важным. Он придерживается правил, что обман является религией рабов, а правда — богом свободных людей. Он утверждал, что человека не нужно жалеть, а нужно почитать. И вообще, по его мнению, каждый должен рассчитывать только на себя.
Лука, еще один герой пьесы, который является полной противоположностью Сатина, уверен, что ложь во благо. Своей ложью он пытается обнадежить человека. Он добр и отзывчив, но его методы всего лишь иллюзия, которую он рисует окружающим.
Нужно понимать, что всё зависит от человека, от того, что он выберет силу или слабость. Ведь постоянная ложь ничему хорошему не приводит. В центре оказались люди, которые находятся в низах общества. Эти люди не могут решать все вопросы самостоятельно.
И что же является самым печальным в произведении? Самым печальным является то, что персонажи недовольны реальностью, которая окружает их. Они не принимают мир, который их окружает, и не принимают, что их жизнь – дно, и хуже уже некуда.
Максим Горький своим произведение пытался донести, что сила в истине, и каждый человек кузнец своего счастья. Не нужно выстраивать перед собой иллюзии, и если человек опустился на дно из-за каких-либо обстоятельств нужно брать себя в руки, а не плыть по течению. Автор в своей пьесе изобразил безвольных, слабых людей, которые не могут противостоять горести, а только пытаются вызвать сострадание. Горький призывал людей задуматься, как не оказаться на «социальном дне», что не стоит спускать все на тормозах, нужно верить в себя и стараться всё изменить. Ведь всё происходящее в произведении, и сейчас может произойти, не нужно опускать руки.
4 вариант
Многие писатели в своих произведениях описывали противоборство реальности и мечты. Максим Горький не стал исключением. В 1902 году прозаик написал одну из самых знаменитых своих пьес «На дне». Произведение не только «разошлось на цитаты», но и было показано на многих мировых театральных площадках.
Действие пьесы разворачивается в ночлежке, которой владеет Михаил Костылев. Постояльцы этого заведения в основном люди без постоянного дохода, пьяницы и воры. Горький показывает читателю «дно» жизни, но многие обитатели этого заведения все еще не потеряли надежду, которая и дает им силы жить дальше. Но писатель дает понять, что во многом реальность преобладает над мечтой.
Максим Горький описывает острые и актуальные социальные проблемы того времени. Одна из героинь произведения мечтает о любви, но реальность для двадцатичетырехлетней Насти – это книга «Роковая любовь» и непристойная работа. Еще один персонаж – Васька Пепел. Молодой человек, в свои 28 лет, уже был заядлым вором и «отсидел» несколько сроков. Но все же герой мечтал о нормальной жизни, постоянной работе и семье с Наташей. Для того чтобы избавиться от воровского прошлого, Ваське надо уехать в Сибирь. Но по воле обстоятельств он вновь попадает в тюрьму за убийство хозяина ночлежки – Михаила Костылева. Жестокая действительность «давит» на Василия, а Наталья не верит в искренность его чувств. С трагизмом реальности сталкивается и Андрей Митрич, по прозвищу Клещ. Всю жизнь он проработал слесарем, но смерть жены усугубляет его положения, и для того чтобы хоть как-то существовать, Клещ продает свои рабочие инструменты и обрекает себя на еще большую нищету. Так Андрей Митрич стал полноправным жителем ночлежки, с таким же социальным статусом, как и все ее обитатели.
Многим персонажам автор намеренно не дает имен. Например, Горький рисует образ бывшего Актера, ни разу не называя его по имени, а из собственных воспоминаний актера читатель узнает, что на афишах его фамилия звучала как Сверчков-Задунайский. Благодаря одному из жителей ночлежки, страннику Луке, у актера появляется мечта – излечиться от пьянства. Но и здесь в жизнь актера «вмешивается» суровая реальность – бесплатных больниц для алкоголиков не существовало.
Максим Горький, на примере персонажей пьесы «На дне», описывает нищую и жестокую реальность, показывает читателю конфликт действительности и мечты. Автор дает понять, что человек может оказаться на «дне» даже из-за собственной слабости, а эта проблема актуальна и сегодня.
Также читают:
Картинка к сочинению По произведению На дне
Популярные сегодня темы
- Сочинение на тему Я человек
Кто такой человек? Вроде бы всем понятно. Живое существо, которое растет, питается, оставляет потомство и умирает. Но всё-таки отличается от других существ, тем что способно мыслить.
- Анализ сказки Крошечка-Хаврошечка 2, 3 класс
Это история сироты, которая попала в приемную семью. В сказке три части. В первой – зачин о категориях плохих людей. «Своего брата не стыдятся» приемные родители девочки и сводные сестры
- Сочинение на тему Цель оправдывает средства? с примерами из литературы рассуждение
Довольно часто человек в своей жизни сталкивается с ситуациями, когда нужно сделать определенный выбор. Причем этот выбор может зависеть или не зависеть от субъективных и объективных факторов.
- Характеристика и образ Червякова в рассказе Смерть Чиновника Чехова сочинение
Одним из основных персонажей произведения является Червяков Иван Дмитриевич, служащий заведующим хозяйством некоего учреждения, должность которого именуется экзекутором.
- Человек и природа в лирике Тютчева сочинение
Федор Тютчев, как и большинство поэтов, прекрасно чувствовал природу, её взаимодействие с человеком. Однако каждый поэт вносит свой оттенок в картину «взаимоотношений» природы и человека.
Сочинение Месть и великодушие 11 класс
Как быть если нас обидели, нанесли вред или поступили несправедливо? Простить или наказать обидчика? Что же выбрать?
Чаще всего первой реакцией на обиду является желание отомстить. Оно появляется почти сразу после нанесенного нам вреда. В противоположность этому, мысль о прощении, если и приходит, то не сразу. Означает ли это, что месть – это естественная и единственно правильная реакция? Чтобы разобраться в этом, необходимо понять: к каким результатам приводит месть, а также каковы плоды великодушия?
Если человек решит отомстить своему обидчику и впоследствии осуществит свой план мести, то к чему этому приведет? Да, конечно, неприятель будет наказан, возможно, унижен или даже пострадает физически. Но осознает ли он свою ошибку, раскается ли в том, что обидел человека, или же тоже захочет отомстить? Если он решит отомстить, то какова будет наша реакция? Тоже месть?! И так первая месть может породить бесконечную череду актов мести. Что это будет означать для обеих сторон конфликта? – Боль, страдания, страх, ненависть и утрата спокойной жизни. Кто-то может подумать, что конфликт можно прекратить, полностью устранив врага. Но могут найтись те, кто будет готов мстить за убитого. Да и к тому же, убийство – уголовно наказуемое преступление, наказание за которое явно не принесет радости. Итак, путь мести приводит только к плачевным последствиям, причём для обеих сторон. Это тупик! Или даже точнее – пропасть!
Может быть проявить великодушие и простить обидчика? Чего же ожидать в таком случае? Простив нанесенную нам обиду, мы в первую очередь поможем самим себе. Ведь человек, который живет желанием отомстить, иссушает себя изнутри. Он не испытывает радости и спокойствия, наоборот, он напряжен и озлоблен. Это в свою очередь пагубно сказывается на физическом и эмоциональном здоровье. Тот же, кто решил великодушно простить и забыть об обиде, вместе с обидой сбрасывает тяжелую ношу переживаний со своих плеч. Он не зацикливается на неприятном эпизоде своей жизни, а продолжает жить и достигать своих целей с радостным сердцем. И уж точно, тот, кого простили, не будет мстить в ответ на прощение.
Месть все больше отдаляет людей друг от друга. Великодушие, наоборот, способно сблизить людей. Простив обидчика, мы, возможно, побудим его раскаяться и измениться в лучшую сторону. Из врага он может превратиться в настоящего друга. Такое приобретение будет настоящей победой для нас! Этому будем рады мы и наш новообретенный друг!
Итак, выбирая между местью и великодушием лучше отдать предпочтение второму. Хотя это сделать намного сложнее, чем просто отомстить, но в таком случае мы пожнем прекрасные плоды. В числе которых внутренний мир и возможное примирение с обидчиком!
Сочинение 2
Месть и великодушие — такие разные понятия и в то же время идущие так близко друг с другом. Перед каждым из нас часто становится выбор: простить человека или ответить ему злом на причиненное зло. Как правило, это ежедневные мелкие неприятности: ссора в автобусе или очереди в кино, недопонимание с родителями и друзьями, обида на учителя за несправедливо поставленную оценку. И каждый день мы выбираем как себя вести в таких ситуациях. Проще всего ответить грубым словом, после которого может разразиться настоящая «война». А можно улыбнуться, извиниться или пошутить и этим погасить только начинающийся конфликт. А ведь это тоже своеобразные проявления таких чувств, как месть и великодушие.
Но есть и более страшная месть. Месть, заставляющая забыть о себе, своей жизни, близких и родных людях. Эта месть выжигает внутри все чувства, не оставляя места радости и надежде. В этом случае непонимание почему причинивший тебе горе человек должен остаться безнаказанным просто сводит с ума. Хочется причинить обидчику боль, многократно превосходящую твою. И это становится единственной целью в жизни. Но, самое страшное, что такая месть не приносит облегчения даже после своего осуществления. Остаются только чувства опустошенности и растерянности. Потому что слишком долго человек жил только местью, не обращая внимание на все происходящее вокруг. А после того как месть свершилась цель исчезла и стало непонятно, как и для чего жить дальше.
Тем, кто хочет отомстить нужно помнить, что месть – это обоюдоострое оружие. Она одинаково смертельно ранит и мстителя, и жертву. Недаром на Востоке говорят: «Собираешься мстить, готовь сразу два гроба». И победителей в этой ситуации не бывает.
Так стоит ли портить жизнь и себе и окружающим людям руководствуясь этим губительным чувством? Может быть стоит набраться сил и простить человека? Да, простить по-настоящему и не желать обидевшему тебя зла – это гораздо сложнее. Легче поддаться первому порыву причинить боль обидчику, чем великодушно простить его. Но ведь недаром говорят, что умение прощать – это удел сильных.
Нельзя не согласится что великодушие, снисходительность, всепрощение далеко не всегда возможны. Такие поступки как подлость, предательство, убийство, да и многое другое простить невозможно. И вот здесь приходится делать выбор между чувством мести и великодушия. Он всегда дается нелегко и не всегда бывает правильным. Но это личный выбор каждого. Просто делая его, мы никогда не должны забывать, что, ненавидя кого-то, пытаясь его оскорбить и унизить, мы в первую очередь оскорбляем и унижаем самого себя. И еще следует помнить, что все поступки в жизни возвращаются бумерангом. И этот бумеранг бывает очень жестоким и всегда настигает неожиданно.
11 класс. Итоговое
Также читают:
Картинка к сочинению Месть и великодушие
Популярные сегодня темы
Услышав от кого-либо фразу о неразделенной любви, и о том, как кто-то страдает, сразу вспоминается фраза классика Бориса Заходера: «Не бывает любви несчастной. Может быть она горькой, трудной, безответной и безрассудной
Петр Гринев это один из главных героев произведения, Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Он офицер, ему шестнадцать лет и он служит в Белгородской крепости
В нашей школе довольно много кружков, потому каждый из учеников может выбрать себе занятие по душе.
Произведение является одним из основных сочинений творчества писателя, над созданием которого автор работает около двадцати лет.
В рассказе А.П. Чехова Толстый и тонкий рассматривается часто встречающаяся в русской литература тема маленького человека. Но если, например, в повести Гоголя Шинель этот человечек рассматривается с состраданием,
На уроках литературы мы изучили работы многих писателей. Все их произведения — это неоценимый вклад в развитие литературы и возможность показать читателям различные проблемы, раскрывая актуальные темы и важные вопросы своего времени. Среди большинства работ прослеживается и такая направленность, как месть и великодушие, о чем мы и напишем сочинение, подтверждая наше видение аргументами из литературы.
Вступление
Изучив материалы к сочинению Месть и великодушие, познакомившись со многими произведениями литературы, мы можем с уверенностью сказать, что месть и великодушие — это противоположные проявления человеческих качеств. Это как добро и зло, где месть является губительной, в то время как великодушие — это проявление сильного характера. Великодушие доказывает что перед вами действительно сильная личность, сумевшая простить обидчика. Великодушный человек не действует спонтанно, он может поставить себя на место обидчика, проанализирует ситуацию, разберется, ведь может именно он стал причиной плохого поступка по отношению к нему самому. Только разобравшись, он примет решение о прощении или наказании. Причем наказание будет не с целью мести, а чтобы показать, насколько был неправ человек.
Итоговое сочинение
Благодаря итоговой работе «Месть и великодушие», мы можем сделать выводы, позволяющие определиться в нашей дальнейшей жизни. Подводя итоги, мы раскрываем отрицательные стороны и выделяем положительные моменты. К сожалению, месть побеждает великодушие чаще. И не только в литературных произведениях, но и в нашей жизни.
Месть и великодушие
Именно к мести прибегает человек, когда ему сделали плохо. Людям свойственна спонтанность. Если мне кто-то сделал плохо, то почему я должен отвечать добром? Я сделаю ему хуже вдвойне. Так рассуждает подавляющее большинство людей. Почему-то мало кому приходит в голову простить, и понять почему именно так поступил обидчик. Мало кто вспоминает о великодушии, разрабатывая собственные планы мести. Причем человек не замечает, что он начинает жить ради мести. Он не видит, что в своем отмщении начинает причинять боль не только обидчику, но и невинным людям, а сама месть уже полностью его поглотила, сделав своим рабом.
Рано или поздно наступит момент, когда человек поймет что ошибся, поймет что его месть была бессмысленна, но будет поздно. Поэтому очень важно не стать эгоистом и не потерять свои человеческие качества, к которым относится и великодушие. Важно научиться прощать, бескорыстно любить и вершить безвозмездно благие дела. К сожалению, чувство мести неистребимо и малая война порождает большую. Никто не желает простить и договориться. Соседи уничтожают животных, зашедших на их территорию. Террористы уничтожают мирных людей в башнях-близнецах Нью-Йорка, падают пассажирские самолеты, сбитые намеренно или по ошибке. У всех просыпается злоба и месть. Всем нравится воевать.
Порой кажется, что зло бесконечно, оно захватило всю землю и именно месть дает ему подпитку. При этом, в нашем сочинении по литературе за 11 класс на тему месть и великодушие для ЕГЭ хочется сказать, что это извечная проблема. Поэтому ее и старались раскрыть многие писатели, произведения которых станут отличным аргументом к нашему сочинению.
Аргументы к сочинению
Тему мести и великодушия мы можем увидеть в работе Пушкина Дубровский. Возникший между соседями конфликт приводит к тому, что Троекуров отбирает поместье Дубровского. Это приводит к его смерти, а сын Дубровского, руководствуясь желанием отомстить, становится разбойником. Он грабит богатых и обманом проникает к Троекурову. Однако мы видим, что все же Дубровскому младшему удается убить в себе чувство мести, которое было побеждено великодушием.
А вот в пьесе Гоголя Страшная месть братья так и не смогли проявить великодушие. Так Иван, которого убил собственный брат, не смог его простить и попросил Бога навести проклятье на род брата. В итоге у Петра родился сын, который стал душегубом. От этого страдали все, в том числе и невинные, а Иван, наблюдая за этим, не испытал удовлетворения, а только страдал оттого, что совершил ошибку, которую было нельзя исправить. Не имел покоя и умерший Петр. Как видим, месть привела к вечным мукам обоих и стала причиной всех бед.
Не имели понятия о великодушии и герои произведения Горького На дне. Мы видим, что их отношения строятся на ненависти. Каждый хочет мстить другому. Оказавшись на дне, каждый из героев старается опустить поглубже на дно и своего соседа. Мстительная натура проявилась в каждом из них. Никто не был способен на великодушие, разве что Лука, который пытался поддержать каждого. И великодушие оказалось бессильно против мстительных натур людей.
Еще одним аргументом того, что месть становится смыслом жизни для человека, является произведение Александра Дюма Граф Монте-Кристо. Месть не приносит никакого удовлетворения герою, и становится бессмысленной. И это не полный перечень работ знаменитых авторов, где месть и великодушие, как две стороны одной медали, определяют выбор человека и его дальнейшую судьбу.
Месть и великодушие.
Месть и великодушие – это два противоположных понятия. Месть – это намеренное причинение зла за обиду, унижение, поруганную честь. Отомстить обидчику или простить его, отдать на суд Божий – это зависит от человека.
Я думаю, что месть выжигает душу, опустошает её, но в то же время, наверное, есть такие вещи, которые прощать нельзя. Да, очень трудно быть снисходительным к ошибкам и слабостям других людей, ещё труднее проявлять великодушие по отношению к подлым поступкам. Наверное, нельзя, говоря о мести и великодушии, ограничиваться какими-то правилами, мерить всех одной меркой, потому что каждый поступок человека зависит от времени, жизненной ситуации, характера и душевных качеств того, кто его совершает, то есть строго индивидуален.
Конечно, вечные вопросы мести и великодушия нашли отражение и в художественной литературе.
В повести А. С. Пушкина «Дубровский» говорится о мести. Мстит богатый барин Троекуров помещику Дубровскому, которого называл своим другом. Разоряет его, неправедными путями отнимает у него имение. За что? За гордость, за то, что тот не склоняет головы перед Троекуровым, за то, что смеет иметь своё мнение этот полунищий дворянин. Это месть богатого человека, которому всё дозволено. Ведь и в современной жизни таких много. Но на этом мотив мести в повести не закончен. Молодой Дубровский теперь мстит за своего отца. Он понимает, что не найдёт правды в том мире, в котором живёт, и выбирает другой путь. Становится главарём разбойников, грабит богатых, хитростью проникает в дом Троекурова. И только любовь к дочери Кирилы Петровича Маше останавливает его, не даёт наказать виновника смерти его отца. Читая повесть, мы возмущаемся поступками Троекурова, переживаем за Владимира Дубровского, вместе с ним желаем наказания его обидчикам. Называется ли такая месть праведной? И бывает ли такая? Об этом заставляет задуматься Пушкин.
Можно ли говорить о великодушии кого-либо из героев этой повести? Троекуров, отобрав имение у старого друга, не торжествует, «победа не радовала его сердце». Он даже решился помириться с соседом, вернуть ему отобранное. Что было причиной этих благих намерений? Великодушие ли? Нет. Просто, как говорит автор, «совесть его роптала», грехи мучили. Другой герой, молодой Дубровский, грабит только богатых, помогает обиженным. Но я думаю, что это тоже не из великодушия, просто честь не позволяет ему поступать иначе.
Одно из произведений в книге А.С. Пушкина «Повести Белкина» называется «Выстрел». В нём тоже говорится о мести. Когда-то, ещё в гусарском полку, Сильвио, главный герой повествования, сам оскорбил молодого офицера, графа, только за то, что тот был баловнем судьбы, красивее, богаче, успешнее его. Сильвио не стал убивать противника на дуэли, потому что увидел, что тот не дорожит своей жизнью, не боится смерти, и отложил свой выстрел. Шесть лет он жил ожиданием мести. Дуэль продолжилась уже в богатом доме молодого графа, у которого была красавица жена. Сильвио не стал стрелять в хозяина дома. Но это не было великодушием. Это тоже было местью. «Будешь меня помнить», — сказал Сильвио, выстрелив в картину, висящую на стене. Что нужно было ему? Дать почувствовать свое превосходство над противником, стать выше его в нравственном отношении – заставить вновь стрелять в себя. Эту моральную победу он одержал и вполне удовлетворён. «Предаю тебя твоей совести», — сказал Сильвио, перед тем как навсегда исчезнуть из этого дома.
Я думаю, что такой человек, как Сильвио, не способен забывать и прощать обиды, стать выше своего самолюбия, а таким людям живётся очень непросто.
В заключение хотелось бы сказать, что вопросы мести и великодушия – это вечные вопросы человеческого бытия и их нельзя решать однозначно.
17 задание егэ литература как писать сочинение по
Для успешной сдачи ЕГЭ по литературе писать сочинения под заданиями 8, 9,15,16,17 обязательно!
Мини-сочинения под заданиями 8,15 могу дать Вам до 6 баллов, а задания 9,16 с недавнего времени дают до 10. Первые из них подразумевают развернутый ответ на вопрос, вторые требуют провести сравнение эпоса и лирики. К объему они нетребовательны — главное, чтобы ответ был связный, с опорой на авторскую позицию и с подтверждением выдвигаемых тезисов.
Завершающее сочинение, которое Вы должны написать, находится под заданием 17.1 — 17.4. Темы и специфика их разнообразны — от простого ответа на вопрос до сложного анализа отдельных частей произведения. Эти сочинения объемные, требующие от Вас особую глубину раскрытия темы и убедительность суждений.
В данной статье мы рассмотрим порядок написания 17 задания ЕГЭ, познакомимся с критериями и посмотрим образцы сочинений на максимальный балл.
Критерии 17 задания
Писать строго по данным критериям — плохая идея. Мы советуем держать их всегда в уме, подстраивая Ваше готовое сочинение по некоторым пунктам (к примеру, лит. термины можно вводить в сочинение после его написания)*. Что касается других критериев, то без них Ваше сочинение никак не получится — потеряется целостность и логичность суждений.
*- Такой совет имеет место быть, если Вы пишете мало сочинений или только начали тренироваться. С практикой термины будут возникать в Вашем сочинении «сами собой».
Алгоритм написания 17 задания ЕГЭ
Любое сочинение, подразумевающее смысловую целостность, вернее начинать с плана. Многие пренебрегают данным пунктом, считая, что в их головах укладывается все куда лучше. Однако, смею Вас огорчить — с среднем только
30% экзаменуемых способны написать связное, логически выстроенное сочинение без плана. И он необязательно должен быть на всю страницу или содержать десятки подпунктов — достаточно систематизировать свои идеи и изложить это на бумаге.
Если Вы достаточно практиковались в написании сочинений и способны упорядочить свои идеи без плана — пропустите этот пункт.
Римскими цифрами обозначены обязательные части плана, цифрами авторские, т. е побочные, исходя из предложенной темы.
… … …. …
… … … …
Пример:
17.4. Тема поиска смысла жизни в литературе (на примере одного произведения)
I. Вступление
Что это за поиск? Что люди ищут? (гармонию с внутренним миром — тезис) Возможна ли смена смысла? Почему? Как люди переживают это? Если они вновь обретают смысл, что получают? Нашедший — обретает покой, герой мечущийся получает только тревогу. Много ли авторов обращались к данной тематике? (здесь желательно ввести авторов, которых Вы возьмете в аргументации.
II. Аргументация
Андрей Болконский из романа-эпопеи Л. Н.Толстого «Война и мир» Смысл жизни Андрея до Аустерлица Что произошло с внутренним миром Андрея после Аустерлицкого сражения (обесценивание прежнего идеала жизни, начало поисков нового) Дальнейшие поиски гармонии (встреча с Пьером, Наташа Ростова, еще одно свидание с Безуховым) (развитие тезиса) Смерть Болконского — удалось ли найти ему смысл? Каков он? Получил ли он покой, гармонию?
II. Аргументация (у нас нет второй аргументации, поскольку в задании указано «на примере одного произведения».
III. Заключение
Как появление смысла жизни повлияло на Болконского? (подытог по тезису)
Как Вы можете заметить, план не отражает детальное написание, он задает Вам направление, в котором Вы будете работать.
Вступление
Вступление — это первое (если Вы не пишите план), с чего начинается усердная и трудная работа над сочинением. Главная задача, которая перед Вами стоит при написании вступления — это Выдвинуть тезис*, который будет развиваться на протяжении всего сочинения.
*- тезис — это кратко сформулированная главная мысль, которую Вам предстоит доказывать.
Тезис лучше формулировать вопросом — так Вы легко перефразируете тему для своего понимания и так Вам легко будет доказывать и писать вывод.
Виды вступления
Традиционное. Здесь уместно ввести пару ключевых слов по теме, общее рассуждение по ней. Биографическое. Смело выбирайте этот вид вступления, если хорошо ориентируетесь в биографиях писателей. Здесь Вы можете продемонстрировать доскональное знание важных дат и этапов творчества. Лирическое. Подразумевает ответы на поставленные вопросы в теме, а также ответы на собственные вопросы: «Почему эта тема актуальная для меня», «Почему именно эту тему я выбрал» и т. д Историческое. Можно затронуть историческую тематику, связанную напрямую с произведением. К примеру, упомянуть Пугачевское восстание при написании сочинения по «Капитанской дочке» А. С. Пушкина. Аналитическое. Если Вы видите в теме сочинения такие слова, которые требуют разъяснения, их стоит проанализировать, раскрыв их суть («маленький человек», «лишний человек», «добро и зло», «честь», «дружба», «любовь». Сравнительное. Подходит для тем на основе сравнения (1-ый автор и 2-ой автор; 1-ый герой и 2-ой герой). Во вступлении в данном случае Вам нужно написать основания для сопоставления, которые Вы будете доказывать в аргументации.
Что можно написать во вступлении?
Не пишите того, что не относится к предложенной теме!
Е. Н. Ильин в своей книге « Как сдать экзамен по литературе» предложил ученикам несколько вариантов зачина:
Академический. «Писатель родился в … году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произве дение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в … году… ». От «я». «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…» .
«Киношный» . Обычно он начинается с многоточия, за которым следует какой-то зримый образ. «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…» .
Дневниковый. « Болконский… Кто же он такой? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, что это про меня. Хотя, конечно…».
Цитатный. « Что вы, что вы с собой сделали!» — говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко
Всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов … все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала
Над ними жизнь…» .
Многим из этих вступлений не учат в школе, а начинать экспериментировать прямо на экзамене ни к чему хорошему не приведет. Выберите себе один — два стиля вступлений и прорабатывайте их. Если Вы выбрали творческое направление при написании — будьте аккуратны — не всегда Ваша бурная фантазия оценивается экзаменаторами по достоинству.
Помните, что любые творческие работы нужно отдавать на проверку учителю!
Основная часть
Для начала работы с основной частью сочинения Вы должны продумать материал, который введете в свою творческую работу. Отбор материала очень важен для корректного написания — без него повествование окажется нелогичным и мало подходящим к тезисам.
Отбор материала
Что входит в этот отбор?
- заранее составленная таблица произведений по темам (да, отбор должен начинаться задолго до написания сочинения на экзамене! ); заранее подготовленные цитаты из произведений; знание мнений критиков и их цитат (желательно по каждому из произведений); подготовленные Вами лично заметки (анализы) по произведениям; биография писателей и их этапы творчества.
Все, что Вы в конечном итоге подготовите, нужно будет выучить наизусть. На экзамене нельзя пользоваться печатными источниками и художественной литературой — в Вашем распоряжении будут только бланки, вариант и гелиевая ручка.
Изложение
Изложение Ваших мыслей всегда должно быть связано с главной темой сочинения, иначе логика Вашего рассуждения потеряется. Именно поэтому в самом начале нашей статьи мы указали на план — он не даст Вам потеряться в собственных мыслях.
- Введение Доказательство Микро-вывод
Ваш каждый аргумент должен иметь подобную структуру для сохранения целостности и логичности.
1.Введение
Изложение лучше начинать с Повторения тезиса и введения автора/произведения (если тема уже не обозначила Вам автора и произведение), по которому Вы будете доказывать основную мысль:
2. Доказательство
Далее начинайте Рассуждать и анализировать по выбранному герою, произведению, эпизоду, исходя из темы сочинения:
3.При доказательстве вашей позиции Нужно использовать цитаты и комментарии критиков (здесь мы вспоминаем про пункт «отбор материала»):
4. Микро-вывод
После цитат, доказательств, анализа необходимо сделать Подытог всего сказанного по доказательству:
При написании основной части сочинения по такой схеме Вы также экономите своё собственное время — подобное планирование не направит Вас на неверные рассуждения.
Заключение
Финальная часть Вашего сочинения — заключение. Оно подразумевает подытог всему сказанному и ответ на вопрос, заявленный во вступлении (ответ на тезис).
Во вступлении Вы задаете вопрос тезисом — в заключении Вы на него отвечаете.
Если Ваш тезис не звучал вопросом, то перефразируйте его в вопросительное предложение, чтобы проверить, не отошли ли Вы от темы. Если Ваше заключение является ответом на этот вопрос, то Вы все написали правильно, а если финальная часть сочинения не отвечает на него, подкорректируйте написанное.
Рекомендации
- Перечитайте работу и выделите на полях свои главные мысли, которые необходимо упомянуть в заключении Отразите свои личные мысли по выбранной теме Проверьте свою работу еще раз — соотнесите тезис с каждым вашим абзацем. Если хотя бы один из них не соответствует тезису — перепишите.
Клише
Однако, есть несколько универсальных речевых клише, которыми можно пользоваться без опаски.
Для вступления:
- « …», — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль романа/повести/рассказа/текста… Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но идея этого произведения несколько шире, чем это кажется на первый
Взгляд… «…», — писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, … Над этой проблемой задумывался не один автор. … также не был исключением … затрагивает данную тему в своем произведении».
Для основной части:
- Автор повествует о … Автор описывает … Поэт показывает … Писатель размышляет о … Он акцентирует внимание читателя на … Идея … выражена в стихотворении … Мысль о необходимости … выражена и в романе … Вспомним героя повести… Обратимся к роману/повести/рассказу/тексту …
Для заключения:
- Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась в … Таким образом … Итак, можно сделать вывод, что … Обобщая сказанное, хочу сказать, что … Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что …
II. Аргументация (у нас нет второй аргументации, поскольку в задании указано «на примере одного произведения».
Для успешной сдачи ЕГЭ по литературе писать сочинения под заданиями 8, 9,15,16,17 обязательно!
Мини-сочинения под заданиями 8,15 могу дать Вам до 6 баллов, а задания 9,16 с недавнего времени дают до 10. Первые из них подразумевают развернутый ответ на вопрос, вторые требуют провести сравнение эпоса и лирики. К объему они нетребовательны — главное, чтобы ответ был связный, с опорой на авторскую позицию и с подтверждением выдвигаемых тезисов.
Завершающее сочинение, которое Вы должны написать, находится под заданием 17.1 — 17.4. Темы и специфика их разнообразны — от простого ответа на вопрос до сложного анализа отдельных частей произведения. Эти сочинения объемные, требующие от Вас особую глубину раскрытия темы и убедительность суждений.
В данной статье мы рассмотрим порядок написания 17 задания ЕГЭ, познакомимся с критериями и посмотрим образцы сочинений на максимальный балл.
3.При доказательстве вашей позиции Нужно использовать цитаты и комментарии критиков (здесь мы вспоминаем про пункт «отбор материала»):
Основная часть
— тезис это кратко сформулированная главная мысль, которую Вам предстоит доказывать.
Lit-ege. ru
23.05.2018 7:40:15
2018-05-23 07:40:15
1. Вступление
Вот тут вы можете пустить в ход все свои знания по произведению: написать краткую историю создания, рассказать о героях по теме!, о произведении в целом. Но при этом не отходим от вопроса.
Вступление не должно получиться очень большим, как и само сочинение. Во время «полёта фантазии» не забываем, что нам его еще переписывать на бланк.
ПРИМЕР: «Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» затрагивает многие темы, одна из которых связана с дорогой. Она развивается в основном в лирических отступлениях.» — не могу сказать, что это является идеальным примером, но лучшее, что смогла найти в данный момент
2. Три тезиса.
Пока писала сочинения, поняла, что для 17 сочинения идеально будет написать три тезиса, то есть раскрыть вопрос с трех точек зрения. Если вопрос по лирике, то три стихотворения. Можно взять два стих-я и одну поэму. Если вопрос по прозе, то пишем три тезиса, которые будут связаны с вопросом.
В ЛИРИКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ТРИ СТИХ-Я! МОЖНО ВЗЯТЬ ДВА СТИХ-Я И ОДНУ ПОЭМУ.
Например, «Нужна ли героям М. Горького правда в пьесе «На дне»?»
1 тезис — правда Сатина
2 тезис — правда Луки
3 тезис — можно написать правду Бубнова, если помним; Если не помним, то отвечаем на поставленный вопрос, характеризуя самих людей, которые «на дне».
Это просто пример, но меня за него еще никогда не ругали во время занятий, так что делюсь опытом.
Или, например, символический образ дороги в «Мёртвых душах»:
1. что такое дорога вообще
2. на чем путешествует чичиков и что обозначает данный символ
3. образ героя-путешественника
По негласному правилу должно быть 5-7 терминов для максимального балла по критерию (герой, роман и тд)
3. Вывод, в котором мы снова отвечаем на поставленный вопрос, но кратко!, не вдаваясь в подробный анализ, как сделали это в 3 тезисе.
Пример: «Таким образом, символический смысл дороги в поэме «мертвые души» — это символ человеческой души, жизненного пути человека.»
Рекомендации (написала их не я, однако в свое время они мне очень помогли):
1) используешь тезисную структуру. То есть всё должно быть чётко.
Ты выражаешь какую-то конкретную (!) мысль, а потом её доказываешь цитатами или пересказом. Желательно в одной работе органично сочетать и то, и то)
Если абстрактно, то это выглядит так:
Вася Пупкин — плохой ученик. Подтверждение этому можно найти там-то там-то (ссылаемся на пруфы). Таким образом, можно понять, что его поведение на уроках и успеваемость оставляют желать лучшего.
2) следишь за абзацами. Каждый тезис — новый абзац. Следишь за их размерами, за переходами, так ты не скатишься с мысли
3) постоянно смотришь на тему и думаешь, ответила ли ты на конкретно заданный вопрос в достаточной мере. Это очень важно)
4)следишь за речью
5) не забываешь про термины. Не только их упоминаешь, но и органично используешь. Пример:
С помощью эпитета «такого-то» автор передаёт такие-то ощущения, эмоции и тд. Это помогает в лучшей мере понять то-то.
Рекомендации (написала их не я, однако в свое время они мне очень помогли):
1. Вступление
Вот тут вы можете пустить в ход все свои знания по произведению: написать краткую историю создания, рассказать о героях по теме!, о произведении в целом. Но при этом не отходим от вопроса.
Вступление не должно получиться очень большим, как и само сочинение. Во время «полёта фантазии» не забываем, что нам его еще переписывать на бланк.
ПРИМЕР: «Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» затрагивает многие темы, одна из которых связана с дорогой. Она развивается в основном в лирических отступлениях.» — не могу сказать, что это является идеальным примером, но лучшее, что смогла найти в данный момент
2. Три тезиса.
Пока писала сочинения, поняла, что для 17 сочинения идеально будет написать три тезиса, то есть раскрыть вопрос с трех точек зрения. Если вопрос по лирике, то три стихотворения. Можно взять два стих-я и одну поэму. Если вопрос по прозе, то пишем три тезиса, которые будут связаны с вопросом.
В ЛИРИКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ТРИ СТИХ-Я! МОЖНО ВЗЯТЬ ДВА СТИХ-Я И ОДНУ ПОЭМУ.
Например, «Нужна ли героям М. Горького правда в пьесе «На дне»?»
1 тезис — правда Сатина
2 тезис — правда Луки
3 тезис — можно написать правду Бубнова, если помним; Если не помним, то отвечаем на поставленный вопрос, характеризуя самих людей, которые «на дне».
Это просто пример, но меня за него еще никогда не ругали во время занятий, так что делюсь опытом.
Или, например, символический образ дороги в «Мёртвых душах»:
1. что такое дорога вообще
2. на чем путешествует чичиков и что обозначает данный символ
3. образ героя-путешественника
По негласному правилу должно быть 5-7 терминов для максимального балла по критерию (герой, роман и тд)
3. Вывод, в котором мы снова отвечаем на поставленный вопрос, но кратко!, не вдаваясь в подробный анализ, как сделали это в 3 тезисе.
Пример: «Таким образом, символический смысл дороги в поэме «мертвые души» — это символ человеческой души, жизненного пути человека.»
Рекомендации (написала их не я, однако в свое время они мне очень помогли):
1) используешь тезисную структуру. То есть всё должно быть чётко.
Ты выражаешь какую-то конкретную (!) мысль, а потом её доказываешь цитатами или пересказом. Желательно в одной работе органично сочетать и то, и то)
Если абстрактно, то это выглядит так:
Вася Пупкин — плохой ученик. Подтверждение этому можно найти там-то там-то (ссылаемся на пруфы). Таким образом, можно понять, что его поведение на уроках и успеваемость оставляют желать лучшего.
2) следишь за абзацами. Каждый тезис — новый абзац. Следишь за их размерами, за переходами, так ты не скатишься с мысли
3) постоянно смотришь на тему и думаешь, ответила ли ты на конкретно заданный вопрос в достаточной мере. Это очень важно)
4)следишь за речью
5) не забываешь про термины. Не только их упоминаешь, но и органично используешь. Пример:
С помощью эпитета «такого-то» автор передаёт такие-то ощущения, эмоции и тд. Это помогает в лучшей мере понять то-то.
Это просто пример, но меня за него еще никогда не ругали во время занятий, так что делюсь опытом.
Мысль, а потом её доказываешь цитатами или пересказом.
4ege. ru
22.10.2019 17:11:42
2017-04-11 02:43:10
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 29.01.2020 · Обновлено 29.01.2020
Многомудрый Литрекон подготовил для Вас примеры выполнения самых сложных заданий на ЕГЭ по русскому языку. Все они являются небольшими сочинениями и раскрывают возможности ученика рассуждать и анализировать литературные произведения. Здесь Вы найдете образец сочинений 8,9, 15, 16 и 17. Все они написаны по заданиям из демоверсии 2020 года (ее можно найти и скачать на ФИПИ).
Сочинение 8
Какие черты характера Тихона Кабанова проявляются в данном фрагменте пьесы А. Н. Островского «Гроза»?
В приведенном фрагменте проявляются отрицательные черты характера Тихона Кабанова.
Во-первых, показана духовная слабость героя. Он беспрекословно подчиняется матери и не может возразить ей, отстоять свою точку зрения. Тихон признает свою бесхарактерность, но не может ничего сделать с этим и продолжает смиряться с самодурством Кабанихи: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!».
Во-вторых, автор отмечает двуличие героя. Кабанов говорит матери, что уважает и любит ее, но на самом деле он с трудом выслушивает ее нравоучения. В силу своей трусости Тихон не может сказать Марфе Игнатьевне, что испытывает неприязнь по отношению к ней: «Кабанов (вздыхая в сторону). Ах ты, Господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!».
Итак, в данном фрагменте проявляется не только слабость характера, но и двуличие Тихона.
Сочинение 9
9. В каких произведениях отечественных писателей отображен конфликт между представителями разных поколений и в чем эти произведения можно сопоставить с пьесой А. Н. Островского «Гроза»?
Во многих произведениях русских классиков отображен конфликт между представителями разных поколений.
Например, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров, как и Катерина, один противостоит старшему поколению. Евгений отличается от «отцов» — он горд и независим так же, как и Катерина. Но в отличие от героини пьесы Островского, главный герой романа отрицает проявление чувств, духовную культуру. Девушка же является очень верующей, кроме того, она восхищается природой.
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» также изображен конфликт «отцов» и «детей». Чацкого, как и Катерину, не понимают и даже осуждают. Герой комедии так же, как и героиня драмы, одинок, его никто не поддерживает. Однако Александр отличается от Катерины тем, что он готов отстаивать свою точку зрения до конца, он упрям и уверен в себе. Героиня же, не сумев справиться с осуждением общественности, покончила жизнь самоубийством.
Таким образом, многие писатели изображали конфликт разных поколений, но каждый раскрывал его по-своему.
Сочинение 15
15. Как соотносятся между собой начало и конец стихотворение Н. М. Рубцова «Сентябрь?»
Начало и конец стихотворения «Сентябрь» тесно связаны между собой.
Так, в первой строфе лирический герой прославляет первый месяц осени. Для него сентябрь – это самое красивое и волшебное время: «Солнечный блеск твой чудесный / С нашей играет рекой». Начало стихотворения пропитано радостью и счастьем.
Во второй же строфе лирический герой понимает, что скоро наступит октябрь. Этот месяц является для него символом грусти и холода: «В бездне таится небесной / Ветер и грусть октября…». Конец произведения передает печаль и тоску из-за наступающей зимы.
Итак, начало и конец стихотворения отличаются друг от друга настроением, которое охватывает лирического героя.
Сочинение 16
16. Какие произведения отечественной поэзии обращены к временам года и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением Н. М. Рубцова «Сентябрь»?
Многие произведения отечественной поэзии обращены к временам года.
Например, в стихотворении А. С. Пушкина «Осень», как и в произведении «Сентябрь», показан осенний пейзаж. Лирический герой тоже восхищается этим временем года, любит его. Но, в отличие от лирического субъекта Н. М. Рубцова, пушкинский не видит в природе радости, счастья: «Унылая пора! Очей очарованье…».
В стихотворении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной» лирический герой так же, как и в «Сентябре», прославляет начало осени, восхищается этим временем. Однако лирический субъект Н. М. Рубцова осознает, что скоро придет зима, им овладевает грусть. Тютчевский же лирический герой наслаждается красотой природы и не ощущает печаль: «Но далеко еще до первых зимних бурь — / И льется чистая и теплая лазурь / На отдыхающее поле…».
Таким образом, многие русские поэты затрагивали тему времен года в своих стихотворениях, но каждый раскрывал ее по-своему, отражая во времени года свои чувства и мысли.
Сочинение 17
17.2. В чем заключается сила и слабость базаровского нигилизма?
В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев показал образ демократа-разночинца. Писатель вводит в литературу новый тип героя – человека, отрицающего все, что нельзя увидеть, доказать. Базаров – неоднозначный образ. С одной стороны, он сильный и уверенный молодой человек, но с другой – он является и слабым. Рассмотрим, как именно раскрывается его характер на протяжении произведения.
Евгений близок к народу. Он готов работать, помогать людям, сама профессия героя говорит об этом. Нигилизм – то, чем он живет, поэтому он готов отстаивать свою точку зрения до последнего. Молодой человек умен и горд, он не умеет лицемерить и по-настоящему предан своему делу: «Он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними». Окружающие не понимают Базарова, но это не заставляет его поменять свои взгляды. Он упрям и уверен в себе, своих убеждениях, и именно в этом проявляется сила его нигилизма.
Однако Евгений противоречит сам себе. Молодой нигилист отрицает любые чувства, не одобряет отношений, но в то же время влюбляется в Анну Одинцову. Он оказывается безнадежно запутавшимся в своих ощущениях – они его пугают: «Отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил». Но герой ничего не может с этим поделать, потому что сердце не подчиняется каким-либо теориям. Базаров понял, что нельзя вычеркнуть из жизни эмоции и чувства. Он осознал, что любовь сильнее, чем разум.
Таким образом, сила нигилизма героя проявляется в его самоуверенности в начале романа, но в конце произведения отрицание оказывается слабее чувств.
В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев показал образ демократа-разночинца. Писатель вводит в литературу новый тип героя – человека, отрицающего все, что нельзя увидеть, доказать. Базаров – неоднозначный образ. С одной стороны, он сильный и уверенный молодой человек, но с другой – он является и слабым. Рассмотрим, как именно раскрывается его характер на протяжении произведения.
Сочинение 17
17.2. В чем заключается сила и слабость базаровского нигилизма?
В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев показал образ демократа-разночинца. Писатель вводит в литературу новый тип героя – человека, отрицающего все, что нельзя увидеть, доказать. Базаров – неоднозначный образ. С одной стороны, он сильный и уверенный молодой человек, но с другой – он является и слабым. Рассмотрим, как именно раскрывается его характер на протяжении произведения.
Евгений близок к народу. Он готов работать, помогать людям, сама профессия героя говорит об этом. Нигилизм – то, чем он живет, поэтому он готов отстаивать свою точку зрения до последнего. Молодой человек умен и горд, он не умеет лицемерить и по-настоящему предан своему делу: «Он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними». Окружающие не понимают Базарова, но это не заставляет его поменять свои взгляды. Он упрям и уверен в себе, своих убеждениях, и именно в этом проявляется сила его нигилизма.
Однако Евгений противоречит сам себе. Молодой нигилист отрицает любые чувства, не одобряет отношений, но в то же время влюбляется в Анну Одинцову. Он оказывается безнадежно запутавшимся в своих ощущениях – они его пугают: «Отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил». Но герой ничего не может с этим поделать, потому что сердце не подчиняется каким-либо теориям. Базаров понял, что нельзя вычеркнуть из жизни эмоции и чувства. Он осознал, что любовь сильнее, чем разум.
Таким образом, сила нигилизма героя проявляется в его самоуверенности в начале романа, но в конце произведения отрицание оказывается слабее чувств.
Начало и конец стихотворения «Сентябрь» тесно связаны между собой.
Сочинение 16
Молодой человек умен и горд, он не умеет лицемерить и по-настоящему предан своему делу Он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними.
Litrekon. ru
30.07.2020 4:08:55
2020-07-30 04:08:55
Источники:
Https://lit-ege. ru/sochinenie-17-v-egje-po-literature/
Https://4ege. ru/literatura/56298-sochinenie-17-v-ege-po-literature. html
Https://litrekon. ru/sochineniya/ege/8-9-15-16-17-na-ege-po-literature-po-demoversii-fipi-2020-goda/