Сочинение по произведению на дне что лучше горькая правда или сладкая ложь

Ноя 09 2014 горькая правда или сладкая ложь в пьесе м. горького на дне. две ненавидящие друг друга правды способны

Ноя
09 2014

Горькая правда или сладкая ложь в пьесе М. Горького «На дне».

Две ненавидящие друг друга правды способны родить тысячи видов лжи. Вл. Гжегорчик Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький — гуманист и великий писатель, прошедший большую школу Данный текст предназначен только для частного использования 2005 жизни. Его Произведения написаны не в угоду читающей публике — в них отражены, правда, жизни, внимание и любовь к Человеку. И с полным правом это можно отнести к его пьесе ”На дне”, написанной в 1902 году. Пьеса «На дне» вершина драматургии Максима Горького. Кто-то очень точно сказал: ”На дне” — это Потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди”. Нельзя без внутреннего Содрогания видеть нарисованный драматургом мир нищеты и бесправия, мир злобы, разобщенности, мир отчуждения и Одиночества, слышать крики, угрозы, насмешки.
Центральная идея пьесы – спор о человеке, о том, что такое Человек, что ему нужнее – горькая правда, зачастую жестокая, или сладкая красивая ложь. Выбор между «возвышающей» истиной и «утешительной, примиряющей» ложью, причем на таком уровне, что от этого зависит Человеческая жизнь, вот проблема, которую автор поднимает в своем произведении. Особенно важны и интересны Для писателя позиции Луки и Сатина как носителей основных идей. Можно условно выделить три разновидности Обмана: ложь в смысле неистинна, независимо от того, полезна она кому-либо или вредна, затем ложь во спасение И, наконец, ложь в полном смысле этого слова – для достижения каких-либо своекорыстных целей.
Возьмем, к Примеру, ложь, которую преподносил Лука — добрый, сострадательный и ”лукавый”. Позиция Луки – это идея Сострадания к людям, к их несчастьям, идея деятельного добра, которое утешает человека, возбуждая в нем веру, Способную повести его дальше, которая позволит выдержать бремя «правды жизни». Лука утешает Анну, обещает ей Загробную жизнь: «Отдохнешь там!..» хотя сам не верит в Бога («Во что веришь, то и есть…
» уклончиво Отвечает он Пеплу на этот вопрос), делает вид, что верит Насте: «Я – верю!.. Коли ты веришь, была у тебя Настоящая любовь… значит – была она!». Старик дарит надежду Актеру: «Ты… лечись! От пьянства нынче лечат… Бесплатно…
», указывает дорогу Пеплу: «Уйди с ней отсюда…». Лука считает, что человеку в жизни нужно дать Опору, «навеять золотой сон» мечты. Правда выдергивает из-под человека эту опору, которой может быть всякая Идея, если она способна утешить человека, защитить его. Обращаясь к Пеплу, он говорит: «… чего тебе правда Больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…
Она, правда-то, не всегда по недугу человеку… Не всегда правдой душу вылечишь». С появлением Луки возникает основной конфликт пьесы.
Завязывается спор о человеке между двумя героями: Сатиным и Лукой. Странник оказывает огромное влияние на всех обитателей ночлежки, в том числе и на Сатина. Он Пробудил в нем человека. Сатину не принимает позицию Луки, но все же задумывается.
«Он – умница!.. Он… Подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» восклицает герой.
Сатин, картежник, шулер, Сам далекий от того идеала человека, который он искренне и с пафосом провозглашает: «Человек может верить и не Верить… это его дело!.. Чело-век! Это – великолепно! Это звучит..
гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не Жалеть… не унижать его жалостью…
уважать надо!» Сатин говорит о том, что настоящий человек, свободный, Сильный, достоин правды («правда – Бог свободного человека!»), что правда открывает перед человеком Возможности реально, трезво мыслить. Прослеживая развитие сюжета, можно предположить, что сам Горький Поддерживает данного персонажа: Пепла арестовывают, исчезает Наташа, умирают Актер и Анна, и даже клещ Смиряется с нищетой и теряет последнюю надежду на новую жизнь. Таким образом, Лука никому жизни не улучшил, Утешение его действует недолго: правда вновь заставляет всех разочаровываться.
Но в то же время Лука не лгал о Существовании лечебниц для алкоголиков, а сам Актер не смог найти в себе силы лечиться. И когда пришло время Проснуться от «сна», навеянного странником, герой разбился о суровую «правду» Сатина, упав с высоты своей Мечты. Первый акт пьесы рисует, изображает нам «униженных и оскорбленных» людей, но они еще не потеряли надежду на Лучшую жизнь. В конце пьесы мы видим тех же героев, но уже утративших свою веру.
Тут снова видна «правда» Сатина. Иллюзии лишь на время усыпляют и успокаивают людей – в этом смысл всей пьесы. А какие нравственные уроки извлекли мы? Надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, ложью, но не Погубить в себе человека с его добротой, состраданием и милосердием. Мы чаще нуждаемся в утешении, но без Права говорить правду человек не может быть свободен. ”Человек — вот, правда!
” И ему выбирать. Человеку Всегда нужна реальная надежда, а не утешительная ложь, даже если она во спасение. Автор сочинения: Романов Иван www. [email protected] ru
Предыдущие Сочинения: Философская лирика Н. Заболоцкого (рецензия)
Следующие Сочинения: Подснежник(художественное описание)
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Горькая правда или сладкая ложь в пьесе М. Горького «На дне». . Литературные сочинения!
Лучшие Темы сочинений:
Образ Луки в пьесе Горького «На дне»
“Лука и Сатин в драме Горького “На дне”
Лука и Сатин в драме Горького “На дне”
«Лука и Сатин в драме Горького «На дне»
Сочинение по пьесе Максима Горького “На дне”.
Спор о правде и лжи в пьесе М. Горького «На дне».
А. М. Горький «На Дне» Смысл пьесы
Новые сочинения:
“Слово о погибели русской земли”
Салон шоколада
Скандинавский эпос
Дружба все победит
Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
День семьи

Сочинение: Спор Луки и Сатина? (По пьесе М. Горького «На дне»)

Социально-психологическая драма Максима Горького “На дне” в основе своего главного конфликта ставит столкновение мечты и действительности. Сюжет пьесы построен вокруг нескольких незатухающих споров вокруг одной темы, но на нескольких уровнях: между людьми из ночлежек и хозяевами Костылёвыми, личные конфликты героев, любовные конфликты, а также конфликт человека и среды. И именно конфликт человека со средой становится основным, вокруг него строится сюжет, в ходе которого мы можем наблюдать за спором между двумя идейными людьми — Сатиным и странником Лукой.

Главный вопрос, который обсуждают герои — что лучше для человека: жалость или истина? Жалость порождает ложные надежды и иллюзии, которые со временем тускнеют и опускают человека ещё глубже в уныние. Истина же, хоть и жестоко, но твердо даёт надежду всё исправить и даёт шанс пойти новой дорогой. Среди действующих лиц пьесы нашлось много людей, которые поддерживали одну или другую сторону, все словно разделяются на два противоборствующих лагеря «скептиков» и «мечтателей», спор обсуждается всеми героями в разных обстоятельствах и ситуациях.

К “скептикам” или людям, которые считают, что истина дороже всего относится Сатин и Бубнов. Они неоднократно говорят, что человеку нужно знать всю горькую правду, понимать ситуацию и осознавать трагичность своего существования. Только это поможет бороться с ситуацией и оценивать реальную картину происходящего, понимать свою ценность. «Человек- это звучит гордо!» — вот девиз “ячейки” Сатина и Бубнова.

С другой стороны стоит Лука, который уверяет, что «ложь во спасение» и сострадание к любому человеческому существу — вот что делает нас настоящими людьми. Он говорит: «ни одна блоха — не плоха», имея в виду то, что все мы рождаемся одинаковыми и изначально ни один из нас ни плох, ни хорош. Только социальные обстоятельства вынуждают нас быть теми, кто мы есть. Кого-то опускают “на дно”, а кого-то поднимают до небес. Другими словами, “ячейка” Луки считает, что если человек вор, то он совсем неплох, вором его сделала нужда, а сам он ни при чём.

Следуя своей логике, странник Лука утешает обитателей ночлежки, рассказывает им о лучшей, светлой и сытой жизни. Актёр, который там находится, даже начинает чувствовать себя гораздо лучше благодаря вере в лечебницу, он визуализирует свои мечты о ней, и она становится для него почти реальностью, он даже описывает это светлое, чистое место с мраморной плиткой на полу.

Однако, после ухода Луки исчезли все мечты и надежды, которые он строил вместе с обитателями ночлежки. Бедные люди снова одни, в горе и отчаянии своего реального положения. Мы можем наглядно видеть, как рушится теория Луки, делая людям в итоге только хуже. «Поманил их куда-то.. А сам дорогу не сказал», — говорит Клещ, и после его слов становится понятно, что людям из ночлежки всегда будет необходима поддержка с внешней стороны, без неё они не справятся. Однако, когда Сатин говорит о причинах, побудивших Луку обманывать и давать людям лишние призрачные надежды, он приходит к выводу, что возможно, некоторым это было действительно необходимо. Он признает необходимость в поддержке тех, кто «слаб душой». И приходит к выводу, что путь истины не для всех — «Правда -вот бог свободного человека!».

Подводя итог всего вышесказанного, хочется отметить, что в поэме Горького “На дне” идёт спор между двумя философскими воззрениями, которые имеют право на существование до сих пор. И свою борьбу две эти точки зрения всё ещё не закончили и мы не можем с точной уверенностью сказать, кто победит: скорее всего, правда где-то посередине. Однако, каждая из этих точек зрения так или иначе примиряет человека с действительностью. Лука и его сторонники делали это при помощи лжи. Сатин предлагает нам полное осознание своего положения и борьбу за лучшую жизнь. Выбор для себя каждый делает сам.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Суть спора Луки и Сатина»

1. История появления пьесы М. Горького «На дне». 2. Новаторство пьесы. 3. Общая характеристика жильцов ночлежки. 4. Позиция Луки. 5. Противопоставление идей двух героев — Луки и Сатина. Человек — свободен… он за все платит сам:за веру, за неверие, за любовь, за ум. Человек — за все платит сам и потому он — свободен!.. М. Горький

Пьеса «На дне» М. Горького является одним из самых ярких и драматических произведений писателя. Пьеса впервые была показана на сцене Московского Художественного театра в 1902 году. Пьеса имела крупнейший успех в театральной жизни того времени. Со временем она была поставлена уже и в других театрах России и Западной Европы. Главные проблемы творчества М. Горького в начале 1900-х годов показаны в пьесе «На дне». Здесь писатель вновь, как и в ранних произведениях, обращается к миру отверженных, хотя уже и рассматривает их немного по-другому.

В чем же заключается новаторство пьесы М. Горького «На дне»? Сама по себе тема человеческого «дна» не является новой в литературе и новизна этой пьесы заключается не в самой теме, а в новом ее решении. М. Горький изображая страдания людей «дна» обличает буржуазно-собственнический мир и показывает все общество в миниатюре. Так же изменилась и позиция писателя к босякам, он уже пытается заглянуть в их судьбы и понять суть существования, раскрыть социальную психологию. Описывая страшные картины жизни обитателей ночлежки, М. Горький одновременно показывает мощную силу этих людей, которая способна противостоять социальным условиям, влияющим на человека и уродующим его. Герои пьесы «На дне», пытаются разобраться и понять — каковы же причины и смысл той судьбы, которая предписана им. Они спорят о правде, о простом человеческом счастье и главное о самой личности, о ее месте в этом мире. У каждого героя пьесы свое мнение и свой ответ на эти вопросы.

Живущие в ночлежке люди с абсолютно разными характерами, различного происхождения и возраста, но все они сведены вместе одной судьбой. И столь же по-разному они воспринимают свое положение. Смертельно больная Анна и Татарин смерились со своим положением. Единственное, что может сделать Барон — это никчемная насмешка над такими же, как и он, людьми «дна». Настя злобствует, бунтует вор Васька Пепел, Лука пытается утешить всех обитателей ночлежки, а Сатин много философствует, но абсолютно ничего не делает, чтобы хоть как-то осуществить свои идеалы в жизни. Клещ больше всех переживает за свою судьбу, он постоянно мечтает когда-нибудь вырваться из плена ночлежки и начать жить честным трудом.

Но один из важнейших споров в пьесе «На дне» ведется между двумя жителями ночлежки — между Лукой и Сатиным.

Для самого Луки все люди эгоистичны, жалки, никчемны, и они в своей жизни нуждаются лишь только в утешении. Роль Луки как раз и есть роль утешителя для всех обитателей ночлежки. Для самого Луки существует огромное количество истин, столько, сколько людей на свете. Жителям ночлежки он рассказывает различные истории: о необычайной любви, о праведной земле «в той, дескать земле — особые люди населяют… хорошие люди! Друг дружку они уважают… — помогают», Анне он говорит о прекрасной жизни на том свете «…и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет и бояться — ничего! Тишина…». Актеру старец сообщает о бесплатной лечебницы, где вылечивают алкоголиков: «…от пьянства нынче лечат,… Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена… чтобы, значит, даром их лечить…». Но такая ложь Луки не помогла жителям ночлежки, а наоборот, только навредила. Так, Актер, на мгновение поверивший в сказку Луки о необычайной лечебнице, очень скоро понял, чего стоят его выдуманные истории. И не зря Актер цитирует П. Ж. Беранже:

Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет, — Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!

Эти стихи Беранже из уст Актера звучат как насмешка над иллюзиями. Он не желает жить в вымышленном мире и как итог заканчивает жизнь самоубийством. В результате получается, что все проповеди Луки не улучшают жизнь человека, а наоборот, только подталкивают его к краю. Постепенно сама жизнь и суровая действительность обличает всю утешительную ложь Луки. В пьесе М. Горького позиции Луки противопоставлен монолог Сатина. Он призывает к тому, чтобы каждый человек раскрыл глаза на жизненные проблемы и увидел настоящую реальность, а не вымышленную, которую предлагает Лука. По мнению Сатина, «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!». Но все герои, этой пьесы абсолютно не похожи на свободных людей. Эти люди-неудачники, они глупы, они те, «кто слаб душой… и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого, зачем тому ложь?..». Но постепенно становиться понятно, что пьесе нет никого, кто бы смог стать самому себе хозяином.

Сатин выступает против Луки, против его проповедей — терпения и утешения: «У меня из головы не идет… этот старик!.. Не обижай человека! А если меня однажды обидели и — на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому…». Сатин утверждает, что не стоит унижать человека жалостью к нему, его нужно просто уважать. Для Сатина человек «это не ты, не я, не они… нет! Это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! Этот — огромно!… Чело-век!… Это звучит… гордо! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью.., уважать надо!».

Такой монолог Сатина не делает его положительным героем пьесы. Да этот герой в определенных отношениях находиться намного выше всех остальных жителей ночлежки. Он действительно протестует против вымысла и неправды жизни, он умен, и яснее видит реальное положение многих вещей. Ему свойственно чувство человеческого достоинства. Но одновременно с этим Сатин еще и скептик и индивидуалист. Он не способен к труду, и его протест против паразитов не заходит дальше простого бунтарства в словах. Главный призыв Сатина сводиться к ничегонеделанию. Одному из героев пьесы слесарю Клещу, который мечтает найти работу и купить себе наконец-то слесарный инструмент, Сатин советует: «…ничего не делай! Просто — обременяй землю!».

В пьесе «На дне» М. Горький попытался показать, как различные социальные условия жизни, несовместимые противоречия действительности могут толкнуть каждого человека «на дно». Выход из сложившейся ситуации М. Горький видит только в решительной и беспощадной борьбе против всех этих жизненных условий.

Сочинение на тему «Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького «На дне)»

“На дне” — сложное, противоречивое произведение. И, как всякое подлинно великое творение, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. Горький дает в ней два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них.Главными героями этого произведения являются Лука и Сатин. Именно они выражают две правды, две точки зрения на человеческую судьбу. Насколько разнятся между собой эти две правды, настолько же разнятся образы их носителей.Лука — странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения. А такие слова герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Хроническому пьянице Актеру — о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны старик находит другие слова: “Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего!.. Смерть — она все успокаивает… Помрешь —отдохнешь…” Но эти утешения никому не помогли, так как герой не укреплял веры человека в свои силы, не готовил к жизненной борьбе. Например, Анна перед смертью, вопреки уверениям Луки о счастливой загробной жизни, мечтает хоть немножко пожить. Пеплу предстоит попасть на каторгу за убийство Костылева. Актер после ухода старика потерял найденную было веру и повесился. Слабость странника очевидна. Но нельзя забывать и о его положительной роли в пьесе. Это он, “старая дрожжа”, как его назвал Сатин, “проквасил” жителей ночлежки, возбудил в них все хорошее, что дремало беспробудно, и прежде всего чувство человеческого достоинства. Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит, и не верит в возможность решительного переустройства жизни, поскольку считает, что человек слаб изначально. Исходя из подобного мировоззрения, герой стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди. Его правда — утешительная ложь.

Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция показана в образе босяка Сатина. Сатин — борец за истину. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили героя. И вспоминает он об этом легко, с любовью к девушке: “Славная, брат, была человечинка сестра у меня!” Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода — облегчения страданий — в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что зтот герой выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав: “Человек — свободен, он за все платит сам”. Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием персонажа. Сатин любит выпить, поиграть в карты. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке. Какова же его правда? Никакой позитивной программы у Сатина нет, но, в противовес позиции Луки, герой решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее “религией рабов и хозяев”.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Таким образом, в драме сосуществуют две правды: правда Луки, с ее безличностной добротой, христианским смирением, с ее “святой ложью”, и правда Сатина, d чем-то жестокая, но гордая — правда отрицания лжи. И внутренний конфликт этих двух столь отличных друг от друга позиций разрешила история. История показала, что мир переделывается только сильными средствами и что слова утешения не помогут людям стать счастливее. Но, как мне кажется, это не означает, что путь Сатина лучший, просто таково устройство нашего безжалостного мира, где даже добро “должно быть с кулаками”.

Что сближает и что различает жизненные позиции Луки и Сатина? по пьесе На дне (Горький Максим)

В драме «На дне» М. Горький пытается разобраться в важном общечеловеческом вопросе: горькая правда или ложь во спасение? Чтобы раскрыть эту проблему, автор вводит образы Луки и Сатина, людей с противоположными взглядами на жизнь.

Лука – странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Его жизненная позиция заключается в том, что человек – существо, которое нуждается в жалости и обмане, которые не вредят, а смягчают боль человека. Правда, по его мнению, не способна вылечить истерзанную душу человека, зато ложь может придать надежды и сил. Конечно, этот человек полон любви к людям, он мягок и не желает иметь врагов. Его приход приносит свет в ночлежку, атмосфера в ней будто бы становится доброжелательнее. Почти в каждого из ночлежников Лука вселяет иллюзии о лучшей жизни.

Однако они осчастливливают их только на первое время, а потом лишь огорчают. Актер, которого он уверял, что существует бесплатная лечебница для пьяниц, не найдя ее, вешается. Настя, понимая, что не найдет своего книжного идеала в реальной жизни и впадает в тяжелое состояние. Анна, которую Лука убеждал, что в ином мире жизнь лучше, перед смертью все равно думает о том, как она хочет пожить хоть еще чуть-чуть. Неосуществимой становится и мечта Пепла попасть в «золотую сторону», когда он оказывается в тюрьме.

Носителем другой правды является Сатин. В его понимании «человек – это звучит гордо», поэтому он не должен нуждаться в жалости. Он считает, что ничто не поднимает человека так, как правда, и ничто не калечит так, как ложь.

Он считает, что сладкая ложь унижает человека. Ее применение означает, что человек слишком слаб, чтобы бороться с трудностями, и поэтому нуждается в сладком слове, в утешении. Но стоит сказать, что автор также не идеализирует образ Сатина. Как и остальные ночлежники, он не способен к труду, он пьяница и картежник, порой жесток и циничен.

Жизненные позиции Луки и Сатина – две противоположности. Однако обе они объединены одним: осознанием человека самой важной ценностью. Оба героя верят, что человек рожден для лучшего и заслуживает жить в гармонии с собой. Эти герои верят в то, что предназначенье человека – жить достойно, во благе. Это благо может нести как утешительная ложь, так и гордая правда.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Приветствие

Ученики отвечают на приветствие. Проверяют готовность своих рабочих мест

2.

Введение в дискуссию

Вступительное слово учителя:

На предыдущих уроках мы уже говорили о том, что пьеса М.Горького социально-философская. Социальный аспект мы уже разобрали. Но остался ещё и философский, заключающий в себя две проблемы: отношение к категориям правды и лжи и попытка осознать сущность и предназначение человека, причём обе эти проблемы тесно взаимосвязаны. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Обратите внимание на записанный на доске эпиграф:

  Господа! Если к правде святой
           Мир дороги найти не умеет —
           Честь безумцу, который навеет
           Человечеству сон золотой!

Эти слова французского поэта Пьера-Жана де Беранже помогут нам. Правильно, мы сегодня поговорим о правде и лжи. Поспорим и, может быть, сумеем найти ответ. Давайте запишем тему урока: «Что лучше — святая ложь или горькая правда?»

Правда и ложь — эти философские категории извечно вызывали спор. Всегда ли надо говорить правду? Имеет ли ложь право на существование в исключительных ситуациях? Христианская религия допускает ложь «во спасение», «святую ложь». Правильно ли это?

— Как вы думаете, допустима ли ложь? Или надо говорить только правду?

Здесь учащиеся должны давать односложные ответы, пока без опоры на текст произведения. Их можно активизировать провокационными вопросами. Например, если человек смертельно болен, надо ли ему говорить об этом? Главное, не затянуть обсуждение. Просто дать им возможность определиться с решением. После того, как класс разделится на сторонников правды и тех, кто считает, что ложь иногда допустима, их желательно разделить ещё на группы — по две с каждой стороны, так как времени выслушать все точки зрения по каждому вопросу в рамках урока не будет, а работа в малых группах даст им возможность точнее выразить своё мнение и сформулировать ответы на предлагаемые вопросы.

Следующий этап предполагает выработку правил ведения дискуссии и установление регламента. Особо надо остановиться на правиле смены выступающих от группы учеников, чтобы дискуссия не превратилась в спор четырёх учащихся. Если кто-то не согласен с мнением группы, то может выразить особое мнение, но в рамках, предусмотренных регламентом. От каждой группы назначается наблюдатель,  который даёт оценку участия в обсуждении каждого члена группы, и протоколист, который фиксирует всё, что относится к решению проблемы.

(Обязательна запись тезисов выступлений каждой группы. В конце урока они сдаются учителю).

3.

Обсуждение проблемы

— Завязка действия пьесы начинается с появления Луки. Мы уже говорили, что большинству героев помогает цепляться за их «нежизнь» (вспомните слова Сатина: «Дважды убить нельзя») мечта, пусть смешная, нелепая, глупая, но мечта…Клещ мечтает честным трудом выбиться в люди, Анна — об избавлении от страданий и радостной загробной жизни, Наташа мечтает о своём принце на белом коне, который увезёт её из беспросветности существования, Васька Пепел- о счастливой земле, которую надо только найти, Актёр — об избавлении от алкоголизма, а Настя живёт в выдуманном иллюзорном мире книг.

И вот появляется Лука. Обратите внимание на двойственность его имени: это и евангельский святой, и ассоциация со словом «лукавый» (так на Руси издавна называли дьявола, чёрта, беса). Мы практически ничего не знаем о Луке, он ничего о себе не сообщает, но его появление подействовало на ночлежников «как кислота на старую и грязную монету» (слова Сатина). Старик всколыхнул стоячее болото ночлежки.  Как ведёт себя Лука с каждым из обитателей ночлежки?

— Врал ли Лука ночлежникам?

(на данном этапе обсуждения очень важно использовать приёмы, повышающие эффективность группового обсуждения (уточняющие вопросы, парафраз, сомнение, альтернативу или отрицание и т.д.) Например, на утверждение, что Лука не врал Актёру, так как от алкоголизма действительно можно излечиться, нужно задать вопрос: «Так ли это? Вы уверены, что в то время были больницы для страдающих алкоголизмом? И лечили ли алкоголиков бесплатно?» Или в ответ на суждение, что Лука врал, спросить: «Значит, во времена действия пьесы алкоголизм был приговором, и избавиться от него было невозможно?» Главное здесь — заставить увидеть ситуацию с разных сторон, научить отстаивать свою точку зрения)

— А теперь, когда мы выяснили ваши мнения, у меня два разных вопроса. Один к тем, кто считает, что Лука говорил правду:

Вспомните, чем заканчивается пьеса? Что происходит с героями, поверившими Луке? Случайно ли три последних акта заканчиваются смертью?

И к тем, кто уверен, что он лгал:

Почему он это делал? Зачем? Ведь никакой выгоды ему от этого не было.

И вот тут-то очень важно подвести учащихся к мысли, что их мнения не противоречивы, а дополняют друг друга, складываясь в единый вывод:

— Лука жалеет людей, потому что считает их слабыми. Его слова — это та самая утешительная ложь «во спасение». Но к чему она привела?

(задача учителя —  не допускать слишком «жарких» споров и, в то же время, поощрять к участию пассивных)

Многие из вас уже прочитали роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Вспомните, как Иешуа,  отказавшийся солгать ради спасения собственной жизни, с лёгкостью клянётся Понтию Пилату, что казни не было. Он делает это из жалости к прокуратору и потому, что считает его слабым («трусость, несомненно, один из самых страшных пороков»). Может. именно в этом и суть «святой лжи» — утешать слабых?

— Скажите, а кто в романе противостоит «утешительной лжи» Луки?

Конечно, Сатин с его знаменитым монологом о человеке.  «Человек — вот правда!… Ложь — религия рабов и хозяев! Правда — бог свободного человека!» Правда Сатина — правда веры в человека. Только сам Сатин не очень-то соответствует провозглашаемым им словам… Но это уже другой вопрос.

— Давайте вернёмся к теме нашего урока. Что же лучше — утешительная ложь или горькая правда? Вы уже дали ответ — всё зависит от человека, от того, каким вы его считаете и каков он на самом деле — слабый или сильный. Жалеть надо человека или верить в него? Каждый даст ответ своей жизнью. Сам Максим Горький говорил, что основной вопрос, который он хотел поставить, это — что лучше,  истина или сострадание? Вдумайтесь. Не истина и ложь. А истина и сострадание. Как вы считаете, прав ли писатель, ставя жалость и ложь в один ряд. Впрочем, не жалость. СОстрадание. Приставка СО- предполагает соучастие, сопереживание, совместную деятельность. Она обозначает, что ты готов разделить с человеком его беду, а не просто пожалеть.

-Так что же дал Лука ночлежникам? Ложную надежду? Или показал путь, по которому им надо идти? 

Лука никому ничего не обещал. Всё зависит от самого человека. Возможности есть у каждого. Надо только захотеть и попытаться реализовать мечту. Сам Лука не верит в человека, в его силы, поэтому и жалеет. Сострадает. Сочувствует. Лжёт?

И среди героев пьесы не нашлось способных к действию. Они слабы и не готовы хоть что-то предпринять, чтобы изменить собственную жизнь. Не поэтому ли они и оказались на дне? Лука считает, что ночлежники не виноваты — виновата жизнь. Отсюда и его жалость, и его ложь… Поэтому так трагически и заканчивается пьеса — после ухода Луки некому подпитывать веру в собственные силы, остаётся лишь разочарование. Слишком слабы герои пьесы, нет у них веры в себя, поэтому так быстро и умирает надежда, разбуженная в их душах Лукой.

Ответы учащихся:

Лука утешает героев, даёт им надежду на исполнение мечты. Актёру говорит о бесплатной лечебнице, Анну утешает рассказами о рае, Ваське Пеплу объясняет, что тот может уехать с Наташей в Сибирь и т.д.

Обсуждение в группах. Запись тезисов ответа.

Выступления учащихся.

Здесь мнения будут расходиться: с одной стороны, всё, о чём говорил Лука, вполне возможно: и алкоголиков лечат, и в Сибири люди хорошо живут, и Настя может встретить настоящую любовь, а  с другой стороны,  понятно, что для ночлежников всё это неосуществимо, это просто красивая сказка, так как они никогда не найдут в себе силы и возможности изменить жизнь.

Обсуждение. Запись тезисов.

Ответы учащихся:

— После ухода Луки все герои пострадали. Он вселил в них ложную надежду. Их мечты разбиты, жизнь кажется ещё более тяжёлой. Умирает Анна, Пепел в тюрьме и попадёт в Сибирь, но совсем не так, как он мечтал. Клещ вынужден продать свой инструмент, чтобы похоронить жену, и теперь ему нечем работать. Исчезла Наташа. Покончил с собой Актёр.

— Лука лгал людям, чтобы их утешить, облегчить беспросветное существование. Он делал это от любви к ним и от жалости.

Обсуждение. Запись тезисов. Ответы.

Обсуждение. Запись тезисов. Ответы

4.

Подведение итогов обсуждения. Рефлексия

— Давайте  вернёмся к цели нашего урока. Смогли ли мы ответить на поставленный вопрос?

Нельзя ответить однозначно, что лучше — святая ложь или горькая правда?  У каждого свой ответ, свой выбор. Всё зависит от человека, от его веры в себя, от его силы духа. Сами решите, что важнее для вас. Что выбираете вы?

Итоги обсуждения. Анализ самого хода обсуждения. Выявление наиболее активных и пассивных участников урока.

5.

Домашнее задание

На следующем заключительном уроке мы продолжим сегодняшний разговор и поговорим о трёх правдах в пьесе — правде факта, правде утешительной лжи и правде веры в человека. Выпишите цитаты о правде и о человеке из высказываний Бубнова, Луки и Сатина.

Сочинение на тему спор ночлежников о человеке

Общее благо создается счастьем каждого. Калио Исправьте условия жизни людей, и люди станут лучше, чтобы быть достойными этих благ. Флетчер Для чего живет человек, каково его предназначение на земле – этот вопрос волновал и волнует многих писателей и публицистов. В пьесе “На дне” А. М. Горький пытается найти ответ на этот вопрос. Его герои, обитатели человеческого “дна”, бессмысленно прожигающие жизнь в нищете и пьянстве, еще окончательно не потеряли человеческого достоинства, не утратили своей индивидуальности. Спор о месте человека в обществе возникает между героями пьесы в начале четвертого действия, после ухода Луки. Лука, одинокий странник, так же внезапно исчезает из ночлежки, как и появляется. Ему отведена значительная роль в пьесе. Лука пытается “помочь” обитателям ночлежки: Анне обещает счастливую жизнь в загробном мире, Актеру – излечение от алкоголизма, Ваське Пеплу – счастливую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Но не все верят его сладким речам. Сатин, Барон, Бубнов лишь подсмеиваются над стариком. И вот странник уходит, а вместе с ним – и мечты, надежда на лучшую жизнь. В четвертом действии меняется атмосфера общения в ночлежке. Если раньше каждый из героев существовал сам по себе, не обращая внимания на окружающих, то теперь обитатели ночлежки слушают друг друга, пытаются думать сообща. Вместо отдельных реплик звучат целые монологи-размышления. Что-то произошло в душах героев после знакомства со стариком. И все трагедии, произошедшие в пьесе, наложили на каждого из них свой отпечаток. О Луке ночлежники отзываются с теплотой: “Он вообще… для многих был… как мякиш для беззубых…” , “… Как пластырь для нарывов” , “Он…он жалостливый был… у вас вот… жалости нет…” . Даже Сатин, несмотря на все свои усмешки, с сочувствием относится к старику, называл его “умницей”. И все же герои понимают, что его слова – лишь сладкая ложь. А ложью ни спасти, ни вылечить человека нельзя. “Он врал… но это лишь из жалости к нам… Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Ложь-религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека”, – так рассуждает Сатин. По мнению Луки, люди должны жить для лучшего, “потому-то всякого человека и уважать надо”. Для этого Лука и появился в ночлежке, чтобы внушить ее обитателям веру в лучшее. Но его слова – лишь иллюзия. Подражая ему, и другие герои начинают врать. Например, Барон вновь вспоминает о былой жизни: “Старая фамилия… времен Екатерины… При Николае Первом дед мой, Густав Дебиль… занимал высокий пост… богатство… сотни крепостных… лошади… повара…”. И он наслаждается своими “воспоминаниями”, не обращая внимания на окрики Насти: “Врешь! Не было этого!” И все же, как говорит Сатин, “в карете прошлого далеко не уедешь”. Нужно жить настоящим. Сатин – главный герой четвертого действия. Если в начале пьесы он лишь пытается философствовать, то здесь герой произносит целые монологи о смысле человеческой жизни, о назначении человека. Сатин лишь в одном согласен с Лукой, что “человек рождается для лучшего”. Для лучшей жизни, чем та, которая окружает обитателей ночлежки. В своем монологе герой отстаивает свою концепцию: “Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!” Не случайно Сатин акцентирует внимание на слове “человек”. Это высшее творение природы. Человеку дан разум, чтобы мыслить, и руки, чтобы работать. Необходимо лишь найти свое место в жизни, реализовать себя. Сатин не согласен с Лукой, он считает, что жалость не может быть спасением от проблем, а лишь унижает его. И мы видим, что пьяница Сатин, живущий в сыром подвале, все же еще окончательно не погиб, не превратился в животное. Он личность, и мечтает о том, чтобы окружающие эту личность уважали, несмотря на все ее пороки и недостатки. И Барон – личность, и Настя, и Актер. Но не каждый из обитателей ночлежки верит в это. Например, Актера после исчезновения Луки преследует мысль о самоубийстве: “Яма эта… будет мне могилой… умираю, немощный и хилый!” По мнению Сатина, самоубийство – это малодушие, это неуважение к самому себе как к личности. Поэтому он считает, что Актер – просто “дурак”. Другие герои прислушиваются к монологам Сатина, в их сонных душах происходят сложные процессы, и люди начинают слышать, чувствовать, понимать. Понимать, что дальше так жить нельзя, необходимо что-то делать, чтобы подняться “со дна”, приносить своим трудом пользу обществу. Нельзя утонуть в пьянстве и лени, необходимо действовать и уважать прежде всего себя как личность. В этом и заключается смысл пьесы. И несмотря на самоубийство Актера, финал не кажется таким уж трагичным. Все-таки у Горького есть надежда на избавление человечества от пороков и слабостей, изменение в лучшую сторону. А монологи-размышления Сатина актуальны и для современного читателя. (No Ratings Yet) Loading…

Похожие сочинения:

Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? “На дне” – сложное, противоречивое произведение. И как всякое подлинно великое произведение искусства, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. В своей работе писатель дает два совершенно различных подхода к человеческой… Спор о человеке В начале девятисотых годов Максим Горький испытывает небывалый подъем нравственных, духовных, творческих сил. Он окрылен предчувствием бури. К драматургии – наиболее действенному роду искусства – Горький обратился в преддверии первой… Философский спор о человеке в драме Горького “На дне” Драма по самой сути предназначена для постановки на сцене, а, следовательно, качественно отличается от других литературных жанров. Для драмы существуют определенные ограничения как в количестве действующих персонажей, так и в… Философский спор о правде и человеке Пьеса “На дне”, по словам Горького, явилась итогом “почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей””. Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Молодой Горький со свойственной ему решимостью взялся… Философский спор о правде и человеке в драме М. Горького “На дне” Пьеса “На дне”, по словам Горького, явилась итогом “почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей””. Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Молодой Горький со свойственной ему решимостью взялся… Спор о человеке в пьесе М. Горького “На дне” Лев Николаевич Толстой драму “На дне” забраковал: по его мнению, словарь пьесы явно не соответствовал речи обитателей Хитрова рынка. Он был бы абсолютно прав, если бы Горький хотел показать нам… Жизнь ночлежников до появления Луки Пьеса “На дне” была написана М. Горьким в 1902 году. За год до написания пьесы Горький так сказал о замысле новой пьесы: “Это будет страшно”. Тот же акцент подчеркнут и… Спор о правде и лжи в пьесе М. Горького “На дне” Две ненавидящие друг друга правды способны родить тысячи видов лжи. Вл. Гжегорчик Пьеса “На дне” – вершина драматургии Максима Горького. Центральная идея пьесы – спор о человеке, о том, что… Две правды о человеке в пьесе М. Горького “На дне” Пьеса “На дне” – вершина драматургии М. Горького. Центральная идея пьесы – спор о человеке, о том, что такое человек, что ему нужнее – правда, зачастую жестокая, или красивая ложь…. Правда о человеке в пьесе “На дне” М. Горького В пьесе показаны “униженные и оскорбленные”, выброшенные на дно жизни. Каждый из них имеет свою биографию, свою историю, свою мечту. Эти в прошлом достойные люди – жертвы царящих в обществе… Споры о человеке в пьесе Горького “На дне” Человек! Это великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека! А. М. Горький Пьеса М. Горького “На дне” создана сто лет назад. И все эти годы она не переставала вызывать… Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького “На дне” Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького “На дне” Драма “На дне” написана М. Горьким, когда он перестал осознавать окружающую действительность в рамках романтического конфликта. Это одно из первых произведений,… Раздумья о Человеке в пьесе Горького “На дне” Пьеса М. Горького “На дне” написана сто лет назад. И все эти годы она не переставала вызывать споры. Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем, которые на разных этапах… СПОР О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” СПОР О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Драма “На дне” – этапное произведение М. Горького. Обращаясь к жанру философской драмы, писатель трансформирует традиционную жанровую структуру. Здесь перестает… СПОРЫ О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Пьеса М. Горького “На дне” создана более восьмидесяти лет назад. И все эти годы она не переставала вызывать споры. Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем, которые на разных… Споры о человеке и образ Луки в пьесе Горького “На дне” Пьеса М. Горького “На дне” – новаторское литературное произведение. Только появившись, она произвела очень сильный эффект. С тех пор она не раз вызывала споры – и будет вызывать, потому что… “Боль о человеке” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский… “Лука и Сатин в драме Горького “На дне” I Проблема пьесы – философский спор о правде. II Что лучше для обитателей ночлежки? 1) Ложь во спасение Луки. 2) Правда Сатина. III Ложь – якорь, держащий людей на “дне”… Вечный спор добра и зла Вопрос греха и добродетели – один из так называемых вечных вопросов, мучивших человечество на протяжении веков. Многие пытались дать окончательное, последнее решение этого вопроса. В русской классической литературе немало сил… Докажите справедливость мнения В. Ф. Ходасевича о пьесе М. Горького “На дне”: “Философствуя и резонируя за своих героев, Горький в сильнейшей степени наделял их мечтою о лучшей жизни” Докажите справедливость мнения В. Ф. Ходасевича о пьесе М. Горького “На дне”: “Философствуя и резонируя за своих героев, Горький в сильнейшей степени наделял их мечтою о лучшей жизни”. В начале… Сочинение по картине Ю. Пименова “Спор” План: 1. Личность художника. 2. Композиция картины. 3. Внешний вид персонажей. 4. Мое личное восприятие картины. Золотое правило гласит, что нет золотых правил. Б. Шоу Российский живописец Юрий Иванович Пименов… Спор о сильной, бескорыстной любви Повесть А. И. Куприна “Гранатовый браслет” поражает читателя глубиной чувств одного из героев, а также вопросом, который ставит в произведении автор, – что же есть любовь? Во все времена люди… Вечный спор Иешуа с Пилатом Главам, посвященным Иешуа и Понтию Пилату, в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” отводится незначительное место по сравнению с остальной книгой. Это всего четыре главы, но они как раз… Спор Лаврецкого и Паншина Спор молодого чиновника Паншина и Федора Ивановича Лаврецкого, героев романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, имеет принципиальное значение в противопоставлении героев по их мировоззрению. Паншин – светский человек, камер-юнкер,… Сочиненин по картине Пименова Спор Название картины говорит само за себя. На ней изображен спор молодого парня и девушки. Скорее всего, они учатся в каком-нибудь институте, и зашли перекусить в столовую. Это типичная столовая с… “Век нынешний” и “век минувший”. Спор поколений в комедии “Горе от ума” Фамусов и фамусовское общество как представители “века минувшего” Комедия “Горе от ума” А. С. Грибоедова написана в первой половине 19 века и представляет собой сатиру на взгляды дворянского общества того… Сочинение на тему: “Какие качества раскрывает в человеке любовь?” Какие качества раскрывает в человеке любовь? Что такое любовь? Каждый человек ее трактует по-своему. Для одних, любовь – это переживание бурных эмоций и чувств. Для других – забота о своих… ВЕЧНЫЙ СПОР ДОБРА И ЗЛА (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Вопрос греха и добродетели – один из так называемых вечных вопросов, мучивших человечество на протяжении веков. Многие пытались найти окончательное, последнее решение этого вопроса. В русской классической литературе немало сил… Мир бывших людей в философской драме Максима Горького “На дне” Самую значительную пьесу Горький назвал лаконично – “На дне”. Она написана в тысяча девятьсот втором году. В эти предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о Человеке. С одной стороны, Горький… “В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства” М. Ю. Лермонтов (по одному или нескольким произведениям русской литературы XX века) Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком. И. Гете План I. Тема войны в творчестве советских писателей. II. Проблема… Спор ночлежников о человеке

Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне»)

Пьеса «На дне», написанная Горьким в течение 1902 года, принесла ему мировую известность. Это произведение было откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность сразу привлекла внимание русской общественности.

Мысль о неприятии философии утешительства выражена в известных словах Сатина: «Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею. Ложь – религия рабов и хозяев». Ложь проповедует в пьесе Лука. Этой лжи, психологии покорности Горький противопоставил правду о свободном Человеке, отвергающем унижающую человека жалость.

Вообще, появление старца в ночлежке повлекло за собой глобальные изменения во внутреннем мире босяков. Каждый из них по-своему воспринял идею утешительства. Именно поэтому в начале четвёртого акта между обитателями ночлежки завязывается горячий спор о значении человека, его жизни на земле.

Акт начинается с того, что персонажи обсуждают неожиданное исчезновение Луки. Сатин вспоминает слова из молитвы, которые звучат символично, учитывая то, о ком они говорят: «Тако исчезают грешники от лица праведных». Все понимают несомненное значение Луки, но каждый имеет ввиду что-то своё. Сатин и Барон смеются: «И вообще… для многих он был… как мякиш для беззубых». Клещ защищает старика: «Он… жалостливый был… у вас вот… жалости нет…».

Таким образом, ребром становится вопрос о том, что лучше – правда или ложь? Горький ещё раз утверждает бесполезность и губительность жалости к людям. Эта мысль выражена в известных словах Сатина: «Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… ложь — религия рабов и хозяев».

Итак, свои мысли об этом Горький вкладывает в уста Сатина. Он говорит о великих возможностях человека и человечества, которые своими руками, своей мыслью создадут жизнь будущего: «Человек – вот правда… существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Че-ло-век! – Это великолепно! Это звучит гордо!».

Этот знаменитый монолог героя стал визитной карточкой пьесы «На дне». Рассмотрим подробнее особенности этого эпизода. Слова Сатина звучат как протест идеологии Луки, хотя последнего уже нет на сцене.

Сатин пьян, поэтому его слова иногда противоречат друг другу. Так, к примеру, немного раньше он защищает старика, говоря: «Старик – не шарлатан! Что такое – правда?.. Он врал… но – это из жалости к вам, чёрт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему…». Позже он заявляет: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!». Как понять этого героя? Видимо, автор хотел подчеркнуть противоречивость этого персонажа и то, что его слова о великолепии человека – это прозрение, истина, которая не видна поначалу.

И на самом деле, Сатин говорит очень воодушевлённо. Его речь похожа на театральный монолог, хотя до этого диалоги и монологи персонажей были максимально приближены автором к разговорной речи: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! Это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека)». Какая театральная ремарка! Это не просто монолог, это манифест гордости: «Это огромно! В этом – все начала и концы… Всё в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга!».

Таким образом, из спора о человеке через монолог Сатина мы узнаем точку зрения Горького о том, что «Человек-это звучит гордо», что жалость – недостойное чувство для настоящего человека.

Похожие статьи:

Горький М. → Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне»

Горький М. → Только ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»?

Горький М. → Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне»

Горький М. → Человека жалеть надо? (По пьсесе М.Горького «На дне»)

Горький М. → Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Правда и ложь в пьесе На дне

После прочтения пьесы мы невольно задумываемся: что лучше, суровая и неприглядная правда или ложь во спасение.

Правду мы слышим из уст Сатина. Этот персонаж очень остро чувствует любую несправедливость в жизни. Он был на каторге в Сибири за то, что защитил свою сестру, поступая, как ему казалось, по справедливости. И поэтому речи Луки вызывают у него такое неприятие и отторжение. Сатин считает, что люди достойны знать правду, какой бы неприглядной она не была. Многие считают Сатина жестоким, раз он говорит, что люди сами виноваты в том, что происходит в их жизни. Но он говорит так именно потому что жалеет этих людей. Он знает, что никто не поможет Актеру бросить пить, никто не сможет вылечить Анну. Эта любовь к правде очень тесно связана у него с любовью к людям. Сатин говорит о том, что только правда может сделать из раба свободного человека. Это действительно важно — трезво взглянуть на свою жизнь, взять на себя ответственность за поступки. Другое дело, есть ли у обитателей ночлежки реальная возможность что-то сделать? Не у всех. И тогда возникает вопрос, нужна ли им была эта правда?

Сатину противоречит Лука. Этот странник непонятно откуда появляется в ночлежке, о себе говорит очень мало и расплывчато. Но внимательно слушает других и для каждого подбирает утешительные слова. То, что говорит Лука можно назвать ложью, потому что всем он рассказывает, что выход есть. Актеру говорит о том, что в бесплатной клинике вылечат его алкоголизм, Ваське о счастливой жизни в Сибири, Анне обещает покой в загробном мире. Конечно, это все ложь. Но верят ли ночлежники им в глубине души? Даже умирающая Анна говорит, что покой — это хорошо, но она бы еще немного пожила. Да, возможно, по началу речи Луки кажутся им глотком свежего воздуха, но со временем становится понятно, что они ничего не изменят в беспросветном существовании. Но при этом Лука не отрицательный персонаж. Он искренне любит людей, просто считает, что иногда необходимо лгать во спасение.

Сам Максим Горький не встает ни на сторону Луки, ни на сторону Сатина. Мне кажется, он предлагает остановиться на золотой середине, ведь имеет смысл знать всю правду только если она может чем-то помочь.

Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?»

Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и пьеса М. Горького «На дне». Суть ее — в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей. Действие пьесы «На дне» происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру с низким потолком, где темно, нет простора и трудно дышать. Здесь собрались воры, нищие, калеки — все, кто был выброшен из жизни, различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные. У них нет ничего, все отнято, потеряно и затоптано в грязь. Но в этих людях, лишенных права жизни, обреченных на беспросветное существование, опустившихся, сохранилось чувство собственного достоинства. Это проявляется в рассуждениях героев о правде. Философский вопрос о правде, который поставил сам Горький, многогранен. Каждый герой понимает правду по-своему. Рассмотрим это на примере образов Луки, Сатина и Бубнова. Лука — странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения. А такие слова герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Актеру — о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны старик находит другие слова: «Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего!.. Смерть — она все успокаивает… Помрешь — отдохнешь…» Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит. Его правда — утешительная ложь. Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция показана в образе Сатина. Сатин — борец за истину. Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода — облегчения страданий — в простом утешении людей. Какова же его правда? Правда у Сатина – человек. Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека, утверждает иную, по сравнению с Бубновым, жизненную позицию: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека. Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Сатин сам лжёт, но он имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем – в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо любви к ближнему Сатин предлагает любовь к дальнему абстрактному человеку. Горький понимал, что в устах Сатина речь о гордом и свободном человеке звучала искусственно, но она должна была звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого автора. Позиции Луки и Сатина утешительны – противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура в пьесе. Бубнов никогда явно в спор не вступает, словно разговаривает с самим собой («А ниточки-то гнилые…»). Бубнов относится к жизни со злым пессимизмом («Люди все живут, как щепки по реке плывут…»). Циничная правда Бубнова противостоит утешительной проповеди Луки. Но всё-таки в отчаянном Бубнове под зачерствелостью и безразличием можно обнаружить страдающую человеческую душу. В конце пьесы его наивная мечта разбогатеть и открыть бесплатный трактир для бедных сближает его с товарищами по несчастью. Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна побеждать. Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. Ложь, даже «во спасение», — чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда: кем бы он ни был, он прежде всего человек. И, очевидно, проблема пьесы здесь не в правильности теорий героев, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без, так и не возродились бы. Большая часть того, чего мы добиваемся в жизни, зависит от нас самих. И в этом — жизненно важная правда пьесы. Герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежность натуры самого автора. Пьеса «На дне» отразила переломный момент во всей судьбе писателя.

Сочинение Спор о правде и лжи в пьесе Горького На дне

Пьеса Максима Горького «На дне», созданная писателем в двадцатом веке, отражает тяжёлую жизнь людей того времени и затрагивает множество первостепенных вопросов, которыми на протяжении своей жизни задаётся каждый человек. Однако основной вопрос, поднятый в произведении, мне хотелось бы выделить отдельно – спор о правде и лжи, в котором были задействованы три героя произведения – Сатин, Бубнов и Лука.

Сатин, в далёком прошлом активный, весёлый и эрудированный человек, которого действительно можно было назвать и начитанным, и интересным, коротает свои дни в ночлежке после отбывания наказание за совершённое несколько лет назад преступление – убийство собственной жены. Герой отрицательно относится к так называемой «лжи во благо» или же ко «лжи во спасение», искренне полагая, что ложь – это не более чем обыкновенное и примитивное враньё, причём враньё наглое и несправедливое по отношению к человеку, который изначально заслуживает знать правду. Сатин полагает, что человек способен справиться с очень многими трудностями и жизненными испытаниями, поэтому просто несправедливо использовать ложь для того, чтобы теоретически помочь ему – это не помощь, это унижение человеческого достоинства.

В свою очередь Бубнов, второй участник спора о правде и лжи в «На дне», является человеком, глубоко разочарованным и в жизни, и в людях вообще. Персонаж жесток, циничен и бескомпромиссен, а человеческую жизнь он не считает ценностью, полагая, что мы рождаемся только для того, чтобы потом умереть, не оставив после себя никакого духовного наследия. Бубнов не видит смысла во лжи, так как полагает, что в ней попросту нет ни малейшего смысла – зачем обманывать, если можно сказать правду? Ведь в конечном итоге ни правда, ни ложь не несут в себе никакого существенного значения в глобальном смысле.

Лука, третий участник спора, искренне убеждён в том, что ложь является неотъемлемой составляющей жизни каждого человека. Он говорит людям лишь то, что они хотят услышать, полагая, что таким образом он облегчит их жизнь, изначально полную страданий и проблем. Лука испытывает чувство жалости к каждому конкретному человеку и к человечеству вообще, поэтому попросту не считает необходимым быть искренним в общении с людьми.

Я полагаю, что невероятно трудно ответить однозначно, кто прав в этом споре, а кто заблуждается. У каждого из участников дискуссии своя правда, основанная на непростом жизненном опыте, о пройденных испытаниях и пережитых страданиях. Кто-то спасается цинизмом, кто-то отгораживается от мира реальности завесой приятной слуху лжи, а кто-то просто оказывается готовым принимать жизнь такой, какой она является – непростой, неоднозначной, но в то же время во многом наполненной хорошими событиями.

На мой взгляд, что в драме «На дне» Максим Горький стремился как можно полнее раскрыть три абсолютно разные точки зрения на один и тот же вопрос, чтобы показать, как относительна истина. Для кого-то Лука является по-настоящему добродетельным человеком, а для кого-то – обыкновенным лжецом. И именно поэтому те вопросы, которые ставит перед читателями Горький, являются такими глубокими и философскими – на них просто нет единого верного ответа.

Правда и ложь в драме — На дне. Три правды

Пьеса «На дне» Максима Горького имела изначально несколько названий — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Все эти названия как нельзя лучше характеризуют это произведение. Мрачное, беспросветное о потерянной жизни.

Главные герои – несколько человек с очень тяжелой судьбой, нищие и одинокие. Судьба свела их вместе в грязной крошечной гостинице для бедных и они как могут – общаются, дружат, заводят любовные отношения. Но читателя всю пьесу не покидает ощущение безысходности. Проблема этих людей в их разобщенности, в том, что в случае проблем и трудностей – ни один не протянет руку помощи другому. Всем есть дело только до себя самого. У каждого свои проблемы и хотя все охотно делятся ими, но помогать никто никому не спешит.

Писатель очень ярко показал характеры всех героев пьесы – как и в самом обществе в целом, в этой ночлежке, — собраны и представлены — блюститель закона, проститутка, бомжи, пьяницы, сапожник, слесарь, представитель иного вероисповедания, арендаторы жилья, несчастная больная женщина, рано узнавшие горечь жизни подростки и блаженный старец.

Представлены как бы два класса – более зажиточный и нищий. Все собраны в одном доме и также как в любом обществе, происходят конфликты, междоусобные войны, примирения, при этом автор как будто показывает читателю общество в миниатюре и на примере этой ночлежки демонстрирует, что общество – болеет, оно несовершенно, оно расколото и люди в нем только ссорятся и дерутся.

Проблема общества в пьесе Максима Горького в его безысходности, потери себя, отсутствии четких целей и ориентиров. Каждый из героев пытается найти «правду», но они сами не знают где ее искать и не хотят меняться, чтобы найти ее. Потому, что под словом «правда» в данном случае понимается: «смысл жизни». Ложь в данном случае – это все остальное, что не является смыслом жизни и самое интересное, что ложь в таком значении ближе именно зажиточному классу, всем кроме Наташи.

Все герои настолько погрязли в грехах и пороках, что даже рады своему положению – им ничего не нужно менять, им удобно быть «дном общества». Смысл жизни у каждого из них свой, но все хотят «лучшей жизни» и только двое из этого общества – все воспринимающий с сарказмом и легко относящийся к жизни Сатин и одухотворенный старец Лука не ищут пути. Потому, что они уже обрели его и обрели свою «правду».

Есть еще третий персонаж – Бубнов. Он картузник, шулер, много повидавший на своем веку человек, который на все смотрит с сарказмом. Его правда в отличии от легкой небрежной правды Сатина и возвышенной правды Луки – равнодушна, ее как бы нет, он не отделяет правду от лжи. Его правда в неверии, полном пессимизме. Сатин пытается бороться своими методами, Лука уже победил, а вот Бубнов – отказался от всякой борьбы вообще.

Бубнов не имеет ни врагов, ни друзей – ему все равны и никто по большому счету не нужен, он никому не верит. Назвать его плохим человеком – тоже нельзя, он, скорее – разочаровавшийся человек, он циничен, потому, что в жизни он слишком часто обманывался, в качестве защиты, он надел броню циничности, чтобы уже никто не мог его обидеть. Сердце у него не злое, просто зачерствевшее. Сатина он слушает, как слушают старики молодых – не веря в успех его надежд. А Луку он слушает, как будто он сумасшедший дедушка, которого можно только пожалеть.

«…Шум — смерти не помеха…»;

«…Снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется… все сотрется, да!»;

«…На что совесть? Я — не богатый..»;

«…Все так: родятся, поживут, умирают… Чего жалеть?»

«…Что было — было, а остались одни пустяки…»;

«..Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался…»;

«…Все люди на земле — лишние…»;

«…Все — сказки…».

Если рассмотреть на примере и сравнить «путь жизни» и «правду» Сатина и Бубнова, то они в чем-то схожи, но Сатин оптимист и пытается выжить на дне, смотря на жизнь легко, Бубнов же не выживает, он просто живет на дне, подстроился и безропотно сносит все тяготы, считая, что другого быть не может, это часть жизни. Все плохо, но по другому быть и не могло.

Если рассмотреть и сравнить «путь жизни» и «правду» Сатина и Луки, то можно обнаружить, что это два совершенно разных подхода к пониманию жизненного пути.

Что касается Сатина, то это типичный «раздолбай» и прожигатель жизни. Он умен, обладает какими-то знаниями, которые он получил в течение жизни, у него легкий характер и он молод – ему кажется, что нужно жить сегодняшним днем и вообще не думать о будущем.

Его представление о жизни, можно охарактеризовать как: «мир жесток, но мне все равно, я живу, как хочу». Он часто в своем поведении — подчеркнуто отстранен, саркастичен, немного циничен и ироничен. Он смеется в лицо этому миру, поскольку не ждет от него ничего хорошего, но смеется беззлобно именно потому, что давно уже поставил крест и на своей жизни и на том, чтобы понять этот мир или сделать его лучше.

«…Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто — обременяй землю!…»

Таких как он в современном мире называют: «пофигистами». Он не хочет бороться, не хочет добиваться «лучшей жизни» и «правды», потому, что он для себя решил, что борьба бессмысленна.

Но в отличии от Бубнова, который циничен от того, что его закалила жизнь и он от нее уже ничего не ждет, он саркастичен потому, что пытается плыть по течению, наслаждаться жизнью.

«…Подумай — ты не станешь работать, я — не стану… еще сотни… тысячи, все! — понимаешь? все бросают работать! Никто, ничего не хочет делать — что тогда будет?…»

Он пытается заразить своей легкостью окружающих и особенно своего друга Актера, но все это в сущности напускное. Внутри Сатин глубоко несчастный человек – он бывший преступник и на его душе большая тяжесть совершенного в прошлом. Фактически он пытается отгородиться от мира своим легким отношением к нему.

Но все меняется, когда в ночлежку, как светлый луч солнца на беспросветное дно – заглядывает старец Лука.

И Сатин что-то понимает, переосмысливает, становится, мягче, добрее и в чем-то лучше. Он согласен со старцем Лукой, он начал уважать его, хотя сначала в душе посмеивался над ним. Он пытается донести до людей ту правду, которую донес ему Лука.

Фактически – правдой Сатина, была легкость и цинизм, отсутствие правды, но потом, его правдой стала правда странника Луки.

«…У меня из головы вон не идет… этот старик! Не обижай человека!.. А если меня однажды обидели и — на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому…»

«…Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!…»

«…Хорошо это… чувствовать себя человеком!.. Я — арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… Не в этом дело! Человек — выше!»

Но все же Сатин понял странника по-своему и для него правда старца не стала путеводной звездой, как могла бы, потому, что он принял ее всецело, но так до конца понять ее и не смог.

«…Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал… вы — нет! Вы — тупы, как кирпичи… Я — понимаю старика… да! Он врал… но — это из жалости к вам, черт вас возьми!»

«…Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я — знаю!… Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я — знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна…»

Сатин принял правду Луки как «ложь во спасение» и потому зауважал его и защищал его и его поведение, но лишь потому, что все понял по своему и пожалел старика. Он решил, что его благое дело благородно, но бессмысленно и луч надежды, который появился у всех, как только пришел Лука – исчез с его уходом и единственный, кто по-настоящему мог бы исправиться и понять его, измениться – тоже все понял неправильно.

Сам Лука – блаженный старец, он здесь может восприниматься и как образ Христа, пришедшего в мир спасти его и как светлый ангел и как святой. Но мир отверг его, не понял, не принял, лишь единицы были за него и прислушивались, но и им мир не дал возможности измениться.

Все его слова – светлы и наполнены всепрощением и любовью к ближним, миру в целом. Он не сердится, он только огорчается и справедливо указывает на ошибки, учит, наставляет. Его правда – в том, что мир един и он не должен быть расколот, люди должны любить друг друга, бороться друг за друга, быть одним целым. Он сам пережил много бед и лишений, много проблем и несчастий, но он не сдался и не озлобился, он просто выбрал путь света и идет по нему несмотря ни на что.

«…Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сто лет… а может, и больше — для лучшего человека живут!»

«…Поди-ка, вот… приласкай! Человека приласкать — никогда не вредно…»

«…Где тут загадка? Я говорю — есть земля неудобная для посева… и есть урожайная земля… что ни посеешь на ней — родит… Так-то вот…»

«…Мяли много, вот и мягкий стал…»

«Тюрьма — добру не научит, и Сибирь не научит… а человек — научит… да! Человек — может добру научить… очень просто!»

«И я скажу — иди за него, девонька, иди! Он — парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он! тебе — поверит…»

Он верит в людей, верит людям, Сатину он открыл больше и говорил с ним, как с тем человеком, кто способен его понять.

«…Всё ищут люди, всё хотят — как лучше… дай им, господи, терпенья!..»

«…Понять хочется дела-то человеческие… а на тебя гляжу — не понимаю! Эдакий ты бравый… Костянтин… неглупый… и вдруг…»

Но он понял, что Сатин так и не понял его наставлений и просто оставил его с его правдой.

«…Тебе бы с такими речами к бегунам идти… Есть такие люди, бегуны называются…»

И Сатин остался жить на дне, хотя мог бы подняться. Лука же ушел освещать путь кому-то еще. Получается, что — Бубнов же остался на дне, потому, что не боролся, Сатин – потому, что проиграл в борьбе, лишь Лука не остался на дне, потому, что изначально был выше и не был «падшим».

Максим Горький своим произведением хочет показать нам, как важно не потерять себя, не скатится на дно, не стать таким, как порочные герои этого произведения, что нужно быть выше всей этой грязи, как старец Лука и тогда у каждого есть шанс отыскать свою личную правду, которая не даст ему сдаться, позволит бороться и приведет его к счастью, на какое бы дно человек не упал.

  • Сочинение по произведению матренин двор
  • Сочинение по произведению лиханова по
  • Сочинение по произведению красный смех
  • Сочинение по произведению мастер и маргарита 11 класс
  • Сочинение по произведению любовь к жизни