Сочинение по произведению мальчик у христа на елке

мальчик у христа на елке как святочный рассказ в творчестве ф.м. достоевскогоситуация рождества повторяется в ухудшенном варианте: когда-то для готовой

p17 knopka1 knopka4

«Мальчик у Христа на елке» как святочный рассказ в творчестве Ф.М. Достоевского

Ситуация Рождества повторяется в ухудшенном варианте: когда-то для готовой родить Богоматери, приехавшей из другого города, не нашлось места в гостиницах и домах Вифлеема, Ее никто не принял; спустя почти две тысячи лет в христианском городе в канун великого праздника умирает приехавшая из чужого города и вдруг захворавшая мать и не находит помощи и пристанища ее мальчик.

Достоевский наглядно нам показывает – ничто не прошло, мы в своей жизни постоянно оказываемся перед событиями Евангельской истории, эта история длится и длится в веках, а мы оказываемся так же жестокосердны, неотзывчивы, неблагодарны, как большинство ее первоначальных участников. Господь постоянно надеется на нас – и мы столь же постоянно обманываем Его надежды [4].

Следует отметить, что автор прямо не называет, в каком городе происходит действие: «… это случилось в каком-то огромном городе и в ужасный мороз». Но исследователи указывают на то, что Достоевский на страницах рассказа воспроизводит «петербургский колорит», подчеркивая тем самым реальность происходящего. Он создается благодаря присутствию в произведении ряда типичных для русской жизни фигур («хозяйка углов», «халатник», «блюститель порядка», «барыня», «дворники»), благодаря контрастной характеристике уголка русской провинции, откуда приехал герой («деревянные низенькие домики» со ставнями, темнота, собаки) и столицы, описание которой близко описанию Петербурга с его фантастическими, миражными огнями в «Невском проспекте». «Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то!» – замечает герой. Так, Достоевский с одной стороны создает образ Петербурга, с другой – выделяя слово какой-то курсивом, желает подчеркнуть универсальный характер происходящего: дети гибнут от холода и голода в любом российском городе. В этих целях писатель не дает и имя мальчику, желая заострить внимание на том, что события, описываемые в рассказе, могли произойти с любым брошенным и забытым ребенком.

В городе, в котором оказывается мальчик, находим, как отмечают исследователи, взбалмошное кипение жизни, эгоизм, холодность, отъединенность всех друг от друга, поэтому чувство одиночества и ощущение суеты вокруг не покидает того, кто оказывается в этом огромном пространстве: «И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко…» [11, с.460]. Результатом всеобщей разъединенности является равнодушие к детскому страданию: «Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика» [11, с.459]. Е. Душечкина в своих статьях указывает на то, что некоторые писатели XIX века считали Петербург самым несвяточным местом в России [1].И. И. Панов – большой любитель русских святок – жаловался: «Может быть, внутри России святки сохраняют ещё и теперь поэзию старины … но Петербург давно утратил её» [1].

Ю.В. Стерликова в своей статье пишет о том, что «герои-дети Достоевского способны смягчить души черствые, преступные, возродить святые и спасительные чувства, скрытые в глубине души каждого человека. По мысли писателя, дети живут как «некое указание нам», они – посланники Божии на земле. Эту идею воплощает автор, раскрывая удивительное влияние ребенка на взрослого. Дети напоминают о возможности возрождения» [9, с.87]. Подобного мотива возрождения черствой души в рассказе «Мальчик у Христа на елке» нет. Здесь герой встречается, как отмечалось ранее, с поразительным бездушием и равнодушием к нему со стороны взрослых. В этом произведение Достоевского расходится с традиционными рождественскими (святочными) рассказами, где образ ребенка напоминал взрослому о чем-то добром и вечном.

Во встречах героя рассказа с блюстителем порядка, дамой, большим мальчиком людям предлагается узнать в мальчике Младенца-Христа и в себе – друга Христова. Это так легко – ведь на дворе Рождество, и все вот сейчас вспоминают события и образы двухтысячелетней давности. Но никто не оказывается способен увидеть их вновь вокруг себя. Никто не узнает Христа в «рабском виде». Снова и снова реализуется предсказанное в Евангелии: «ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» [4]. И когда спросят Его: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» [4].

В конце декабря 1875 года Достоевский с дочерью посетил рождественскую елку и детский бал в Петербургском клубе художников. Об этой елке газета «Голос» сообщала: «26 декабря, в пятницу, в петербургском собрании художников назначен большой детский праздник «елка» с бесплатными подарками для детей, акробатами, фокусниками, двумя оркестрами музыки, горами, электрическим освещением и проч. и проч. Елки петербургского собрания художников много уже лет славятся своим прекрасным устройством. По сей вероятности, и нынешняя елка не будет хуже прежних и доставит своим маленьким посетителям немало удовольствий. Не худо заблаговременно запастись входными билетами» [8, с.34].

Посещение писателем этого праздника нашло отражение в рассказе. Оно дается через описание елки, увиденной мальчиком лишь через большое стекло. «А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то» [11, с.460].

Рождество считается самым светлым и добрым праздником, потому что его уют, его тепло создают особое переживание близости людей, собравшихся округ светящейся елки. Но этот праздник не приносит радости ребенку. Здесь праздничное радушие и гостеприимство соседствуют с жестокостью и бездушием, от чего маленькому мальчику становится одиноко и страшно. Вспомним, что его дама вытолкнула за дверь, толпа напугала до смерти. «Никто не оказал сострадания даже в дни Рождества, в дни милосердия, доброты, всепрощения. В этом несправедливом мире даже невинные дети страдают – и виной тому равнодушие общества, которое считает такое положение неизбежным и вполне разумным» – , пишет Л.В. Кирякова в своей статье [5, с.37].

После описания детского праздника автор воспроизводит восхищение мальчика увиденными куколками, «маленьким, разодетыми в красные и зеленые платьица», которые были «совсем как живые». Достоевский неслучайно изображает этих куколок: они, «живые куколки», противопоставлены мертвым душой людям.

Автор также использует прием противопоставления, когда описывает сказочную елку у Христа. Если на земной елке мальчик встречается с бездушием и эгоизмом, то на елке у Христа он попадает в атмосферу любви и участия, обретая то, чего у него не было на земле, – семью, дом, где его любят. «… о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом все куколки, – но нет, это все мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его…» [11, с.461].

В рассказе Достоевского находим обилие вопросительных и восклицательных предложений, которые передают душевное состояние мальчика: то восхищение и радость, то боль и страх: «Вот и опять улица, – ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то» [11, с.460] ! Так, вопросительные предложения помогают ввести читателя в поток сознания героя. «Да что же это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые»! – любуется мальчик. Таким образом, как указывает С.В. Сергушева, создается впечатление, что читатель находится рядом с героем, видит и слышит его [8, с.34]. Исследовательница замечает, что эффект «присутствия» создают и однородные члены, которые делают описание более детальным, подробным, заставляют обратить внимание на скорбные подробности жизни мальчика. Как, например, в следующем отрывке: «Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят пальчики и на ножках, а на руках стали сосем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше». С.В. Сергушева отмечает, что мальчику холодно не столько от мороза, сколько от человеческой бессердечности, душевной мертвости [8, с.34]. А один из критиков XIX столетия писал, что в этом рассказе «сказалась вся могучесть дарования психолога-романиста, вся теплота чувств, которою такой мастер играть» Достоевский [10, с.324].

Г.М. Фридлендером был установлен тот литературный источник, который дал Достоевскому готовую рамку для задуманного святочного рассказа. Источником этим было популярное рождественское стихотворение немецкого поэта Фридриха Рюккерта «Елка сироты», повествующее о замерзающем ребенке в рождественскую ночь на улице и попадающем после смерти на «Христову ёлку». Исследователи отмечают, что эти два произведения художественно несоизмеримы: Достоевский создал оригинальный рассказ, глубоко национальный, петербургский по содержанию и очень далекий от стихотворения Рюккерта по тону и колориту, стилю и языку.

У Рюккерта дитя, обретши блаженство на небе, успокоилось и забыло о своих земных страданиях: «Ныне дитя-сирота вернулось к себе на родину, на елку к Христу. И то, что было уготовано ему на земле, оно легко там позабудет». Стихотворение призывает надеяться на будущее и уповать на божественную справедливость. У Достоевского, по мнению исследователей, картина нищеты и страданий ребенка написана слишком резкими и яркими красками, чтобы эти страдания могли быть прощены, могли бесследно изгладиться из памяти читателя [10, с.322-324]. Не случайно то, что мальчика встречают на Христовой елке не ангелы, но дети, такие же, как он. И у каждого ребенка своя страшная, поражающая своей будничностью, документальностью, история смерти, которую, как считал писатель, непростительно забыть: «И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду…» [11, c.461-462]. Достоевский не может позволить забыть о детских страданиях не только на земле, но и на небе, где, казалось бы, обретают покой и уют. Но с другой стороны, как отмечает В.Н. Захаров, в укор злобе этому миру возникает радость приглашенных на елку к Христу. Достоевский не случайно напоминает читателю об ином праздничном мире – справедливом мире радости и Христовой любви. В указании автора на этот идеал и заключается смысл рассказа [3].

Итак, рассказ «Мальчик у Христа на елке» содержит в себе все жанровые признаки святочного рассказа. Его действие происходит в двух временных пластах: в реальном и в фантастическом. И если реальность оборачивается для героя трагедией (ребенок замерзает в канун Рождества), то фантастический план изображаемого привносит элемент чудесного. Чудо здесь представлено явлением Иисуса Христа. Но фантастическое в рассказе не выходит за рамки реального, оно связано с предсмертным видением замерзающего мальчика. Реальность происходящего подчеркивает с одной стороны образ автора-рассказчика, обрамляющий все повествование, а с другой – воссозданный образ Санкт-Петербурга. Мотив реальности тесно связан с фантастическими элементами. Так, на райской елке у Христа у каждого ребенка своя история смерти, поражающая документальностью и будничностью. Недаром В.А. Туниманов заметит, что Ф.М. Достоевский разработал в произведениях, помещенных в «Дневнике писателя», принцип реализма, доходящего до фантастического.

Заключение

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам.

Жанр святочного рассказа в России возник раньше рождественского. Предтечей первого явились устные истории или былички, рассказываемые в святочные вечера от Рождества до Крещения. Оформляться жанр стал в рамках романтической прозы 20-30 гг. XIX в. с ее интересом к национальной старине и таинственному. Рождественский рассказ теснее связан с Рождеством, первые рассказы этого типа появились Европе. Родоначальником жанра по праву считается английский писатель Ч. Диккенс. Финалом в его рассказах была победа света над мраком, добра над злом. Святочный (рождественский) рассказ можно распознать по следующим признакам:

наличие элемента чудесного;

наличие среди героев ребенка;

наличие нравственного урока, морали.

Среди главных мотивов святочного (рождественского) рассказа выделяют следующие: мотив «нравственного перерождения героев», мотив «божественного дитя», мотив «рождественского чуда».

В рассказе «Мальчик у Христа на елке» мы находим все вышеперечисленные признаки. Так, его действие происходит в канун Рождества. В образе главного героя отражается мотив «божественного дитя»: младенца Христа, не принятого миром. На образ Христа указывают возраст героя и его одежда: ему лет шесть или даже менее, одет он в какой-то халатик. Именно таким предстает младенец Христос во многих православных иконах. Мотив «божественного дитя» связывает исследуемый рассказ с другими рождественскими произведениями («Сверчок за очагом» Ч. Диккенса, «Христова детка» Вагнера), где ребенок символизирует идею добра и милосердия.

В исследуемом нами рассказе прослеживается евангельская направленность, связанная с изображением подвала. Он напоминает образ разоренного вертепа, из которого все разбрелись, кроме умирающей старухи и мертво пьяного халатника. Ситуация Рождества повторяется в ухудшенном варианте: как когда-то для готовой родить Богоматери не нашлось места в гостиницах и домах Вифлеема, так и в исследуемом рассказе в канун великого праздника никто не оказал помощи больной матери, приехавшей из чужого города, и ее мальчику.

Мотив чудесного связан в рассказе с ирреальным, с предсмертным видением замерзающего мальчика. Чудо здесь представлено явлением Иисуса Христа. В реальном же пласте изображаемого чудо не происходит, совершается трагедия: ребенок замерзает. Эта трагическая развязка роднит рассказ с другими рождественскими произведениями: Г.Х. Андерсена «Девочка с серными спичками» и Ф. Рюккерта «Елка сироты», в которых по сюжету дети-герои обретают счастье, тепло, уют в потустороннем мире. Такой трагический финал выделяет исследуемый нами рассказ из контекста всей «святочной традиции», где добро, милосердие должны свершиться на земле. Нет в рассказе и мотива «нравственного перерождения героев», что также отделяет его от многих рождественских произведений. Здесь в образе героя никто не хочет узнать младенца Христа. Ребенок встречается с удивительным равнодушием со стороны взрослых. И только Христос готов распахнуть свои объятия для «униженного и оскорбленного» мальчика.

Реалистическое изображение в рассказе становится ведущей его чертой. На реальность происходящего постоянно указывают образ автора-рассказчика и воссозданный образ Санкт-Петербурга, считающийся одним из несвяточных мест России. Возможно, из-за такого хронотопа чудо на земле не происходит. Мотив трагического не покидает и изображаемую райскую елку у Христа, где у каждого ребенка соя история смерти, поражающая документальностью и будничностью. Ф.М. Достоевский словно хочет сказать, что нельзя забывать о страданиях детей не только на земле, но и на небе.

В рассказе создается особый психологизм, передающийся через изображаемый поток сознания героя.

Рассказ «Мальчик у Христа на елке» сопряжен, с одной стороны, с темой униженных и оскорбленных, а с другой – с философско-символической проблемой незаслуженных и не подлежащих оправданию, безвинных страданий детей в романе «Братья Карамазовы», где ни одна слезинка ребенка не может стоить счастья всего мира.

Библиографический список

Безбородкина Е.С. Обсуждение вопросов жизни и смерти при изучении рождественских рассказов // http: // www. palomnic. org/bibl_lit/bibl/edu

Егоров В.Н. Ценностные приоритеты Ф.М. Достоевского: Учебное пособие. – Тольятти: Развитие через образование, 1994. – 48 с.

Захаров В.Н. Учиться России // http: // www. portal – slovo. ru

Касаткина, Т. «Мальчик у Христа на елке» // http: // www. religare. ru/monitoring48204. htm

Кирякова Л.В. «Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского и «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса. // Литература в школе. – 2003. – № 5. – С.37.

Копытцева Н.М. Святочный рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» // Литература в школе – 2003. – № 5. – С.35-36.

Святочные рассказы: Рассказы. Проповеди / Предисл., сост., примеч. и слов. М. Кучерской; – М.: Дет. лит., 1996. – 223 с.: ил.

Сергушева С.В. Тема детства в творчестве Ф.М. Достоевского // Литература в школе. – 2003. – № 5. – С.32-35.

Стерликова Ю.В. Образ детства в творчестве Ф.М. Достоеского // Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий: Научный сборник / Н.В. Анашкина, Н.П. Бахарев, А.А. Ильин, О.Г. Каменская и др.; Научный руководитель В.В. Рубцов. – Тольятти: ТГУ, 2002. – С.85-97.

Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Т.22. – Л.: Наука, 1981. – 407 с.

Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 12 томах. Т.12. – М.: Правда, 1982. – 544 с.

Швачко М.В. Образы детей в рождественских рассказах Ч. Диккенса и святочных рассказах русских писателей второй половины XIX века // http: // 64.233.183.104/search? q=cache: j3J5aD7Sm2IJ: tsu. tmb. ru/ru/ob_yniv/struct_podr/inst_filologii/dikkens/shvachko. doc

http: // ru. wikepedia. org/wiki/

Приложение

Приложение № 1

Фридрих Рюккерт (1788-1866)»Елка сироты».

В вечер накануне рождества дитя-сирота бегает по улицам города, чтобы полюбоваться на зажженные свечи.

Оно стоит подолгу перед каждым домом, заглядывает в освещенные комнаты, которые смотрятся в окно, видит украшенные свечами елки, и на сердце ребенка становится невыносимо тяжко.

Дитя, рыдая, говорит: «У каждого ребенка есть сегодня своя елка, свои свечи, они доставляют ему радость, только у меня, бедного, ее нет.

Прежде, когда дома я жил с братьями и сестрами, и для меня сиял свет рождества; ныне же, на чужбине, я всеми забыт.

Неужели не позовет меня к себе и не даст мне ничего, неужели о всех этих рядах домов нет для меня – пусть самого маленького – уголка?

Неужели никто не пустит меня внутрь? Мне ведь ничего не надо для себя, мне хочется лишь насладиться блеском рождественских подарков, которые предназначены другим!»

Дитя стучится двери и в ворота, в окна и в витрины, но никто не выходит, чтобы позвать его с собой; се нутрии глухи к его мольбам.

Каждый отец занят своими детьми; о них же думает и одаряет их мать; до чужого ребенка никому нет дела.

«О дорогой Христос-покровитель! Нет у меня ни отца, ни матери, кроме тебя. Будь же ты моим утешителем, раз все обо мне забыли!»

Дитя своим дыханием пытается согреть замерзшую руку, оно глубже прячется в одежду и, полное ожидания, замирает посреди улицы.

Но вот через улицу к нему приближается другое дитя в белом одеянии. В руке его светоч, и как чудно звучит его голос!

«Я – Христос, день рождения которого празднуют сегодня, я был некогда ребенком, – таким, как ты. И я не забуду о тебе, даже если се остальные позабыли.

Мое слово принадлежит одинаково всем. Я одаряю своими сокровищами здесь, на улицах, так же, как там, в комнатах.

Я заставлю твою елку сиять здесь, на открытом воздухе, такими яркими огнями, какими не сияет ни одна там, внутри».

Ребенок-Христос указал рукой на небо – там стояла елка, сверкающая звездами на бесчисленных ветвях.

О, как сверкали свечи, такие далекие и в то же время близкие! И как забилось сердце ребенка-сироты, увидевшего свою елку!

Он почувствовал себя как о сне, тогда с елки спустились ангелочки и увлекли его с собою наверх, к свету.

Ныне дитя-сирота вернулось к себе на родину, на елку к Христу. И то, что было уготовано ему на земле, оно легко там позабудет.

Категория: Новости



Просмотров: 43

Категория: Новости



Просмотров: 38

Категория: Новости



Просмотров: 34

Категория: Новости



Просмотров: 72

9596f286364c8a81fe5429ffbab7eb5d

В соответствии с приказом Минпросвещения России от 15 декабря 2021 № 984 проводится Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности».

Учредителем Конкурса выступает Министерство просвещения Российской Федерации.

Конкурс проводится среди следующих категорий обучающихся:

  • обучающиеся 5–7-х классов;
  • обучающиеся 8–9-х классов;
  • обучающиеся 10–11 (12) классов;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования.

В конкурсных сочинениях участники Конкурса рассматривают по своему выбору следующие вопросы, связанные с сохранением и увековечением памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, трагедии мирного населения CCCP, жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов:

Категория: Новости



Просмотров: 40

«Во внутреннем мире человека доброта – это солнце»
(Виктор Гюго (1802 – 1885), французский писатель)

Рождество Христово – один из главных праздников Православной церкви – отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю). Согласно Евангелию от Луки, Иисус Христос родился от Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме.

22 декабря в 5-х классах был проведен библиотечный урок-размышление по рассказу Ф.М. Достоевского — в этом году писателю исполнилось 200 лет со дня рождения. «Мальчик у Христа на ёлке» — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы. Действие таких рассказов происходит обязательно перед рождеством.

Обучающиеся с удовольствием отвечали на вопросы, проявляя находчивость и взаимовыручку. Было познавательно. Каждый участник получил памятную «медальку-ангелочка» и сладкий приз.

Для обучающихся  это был: «праздник» добра, понимания, искренней заботы об окружающих!

«И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя?

Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, — то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа — уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать»

Категория: Новости



Просмотров: 52

Категория: Новости



Просмотров: 44

fc2eaaa97b19a4ddb325b9ed4d2fdba0

#БудьЧестным
Шимановская Полина, Николаенко Валерия и Скоробогатова Мария приняли участие в молодежном социальном онлайн-челлендже #БудьЧестным, приуроченный к Международному Дню борьбы с коррупцией. Девчонки записали видеоролик в формате Reels антикоррупционной направленности и как авторы одного из лучших роликов отмечены памятными призами Управления по реализации антикоррупционной политики Мурманской области.
Поздравляем девочек в творческих начинаниях в сфере медиа!

Категория: Точка роста



Просмотров: 44

Категория: Новости



Просмотров: 48

Мы врываемся к вам с хорошей новостью! Члены Клуба «БП» и РДШ МБОУ «Хибинская гимназия» объединились и приняли участие в областном интернет-конкурсе «Здоровым быть модно!».

Наша команда «Хибины» заняла 2-е место в категории образовательные организации.

Конкурс состоял из трёх заданий. Первое задание — разработать эмблему команды и девиз. Второе задание — разработать и показать интересную подвижную игру с использованием спортивного инвентаря (мячи, обручи, скакалки и т.д.) и спортивного оборудования!

В последнем задании командам предложили аккумулировать все усилия, внести свой вклад в приобщение к здоровому образу жизни, направив свой творческий потенциал на сочинение песни, стихотворения, постановку театрально-юмористической сценки или создание модного танца, флешмоба.

Категория: Новости



Просмотров: 37

Члены Клуба «Большая перемена» МБОУ «Хибинская гимназия» делают добрые дела. Ребята присоединились к благотворительной акции Новогоднего марафона «Подари чудо для ангела!» Мурманской региональной общественной организации детей-инвалидов и их родителей «Дети-ангелы Мурмана», призвали к участию своих сверстников и установили пункт сбора сладостей, игрушек и школьных принадлежностей. 20 декабря активисты передали координатору акции все то, что удалось собрать. Наш Клуб «Большая перемена» благодарит всех, за участие и оказанную помощь детям.

#КлубБП51#ХибинскаяГимназия

МКОУ АГО «Уфимская средняя общеобразовательная школа»

$

Конспект урока литературы

с использованием технологии развития критического мышления

Горести и радости рождественской ночи.

(Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»)

Составитель: Мальцева Т.В.,

учитель русского языка и литературы

$I$ квалификационная категория

п. Уфимский

2013 г.

Тип: внеклассное чтение.

Тема:$ Горести и радости рождественской ночи. (Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».)

Цели:

  • приобщение к наследию самого сложного отечественн$ого писателя;

  • совершенствовать умение анализа художественного текста; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • воспитывать подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества;

  • глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни.

Оборудование: запись на доске, текст, иллю$страции к рассказу, портрет писателя, выставка книг Ф. М. Достоевского.

Эпиграф к уроку:

Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. 
$Ф.М. Достоевский

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

$1. Вступительное слово учителя.

… Близко ли вам слово «рождество»?

Сравните его с однокоренным «рождение».

— Какие чувства, ассоциации возникают при произнесении этих слов?

$ Задание № 1. Запишите, какие ассоциации у вас возникают со словом «рождество». О чем может быть рассказ, с$вязанный с рождеством?

Известный писатель Чарльз Диккенс писал об этом празднике, подумайте и выпишите ключевые слова.

«Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в$ календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца».

(Ключевые слова – милосердие, доброта, всепрощение, раскрывать друг другу сердца.)

Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье?

$

Сегодня на уроке мы попробуем ответить на этот вопрос, прочитав рассказ М.Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» (Рассказ дети не читали)

Ф. М. Достоевский — великий русский писатель второй половины XIX века,одного из самых «трудных» писателей.

— Посмотрите внимательно на $портрет этого писателя.

— Что поражает в его внешности? (Глаза…)

Его произведения содержат подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества, кото$рое основано на власти денег и жестком унижении одних людей другими.

«Униженные и оскорбленные» — это не только название одного из романов, это главная тема всего творчества писателя.

Запись на доске: «Обрести Христа — значит обрести собственную душу». Вот к какому выводу приходит Достоевский.

— А как вы понимаете эти слова?

Чтение и анализ рассказа.

$

— Давайте о$братимся к тексту рассказа «Мальчик у Христа на елке».

Задание № 2.Перед вами цепочка ключевых слов, попробуйте составить небольшой рассказ-прогноз, используя эти слова. После прочтения рассказа Достоевского мы увидим насколько были верны наши предположения. (Мальчик в подвале, хотелось кушать, мама холодная, какой город, мерзлый пар, одиноко и жутко, полицейский отвернулся, в комнате бегали нарядные дети, на него закричали, схватили за халатик, он было заснул, это Христова елка)

Чтение с останов$ками. (Текст читает учитель)

МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ

Ф.М. Достоевский

Но я романист, и, кажется, одну “историю” сам сочинил. Почему я пишу: “кажется”, ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне всё мерещится, что это где-то и когда-то случ$илось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз.

Мерещится мне, был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстил$ке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала со своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили ещё два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, бр$юзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к её углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему наконец в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. “Очень уж здесь холодно”, — подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг наш$арив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошёл из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да всё боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.

1-ая остановка.

Прием «тонких и толстых вопросов»

    $

  • С кем мы знакомимся в этом отрывке?

  • Что мы узнаем о мальчике и его маме из этого отрывка?

Каким был подвал, в котором находится мальчик? Опишите его. Укажите детали (Подвал сырой, холодный, жутко в темноте, ХОЛОДНО!)

$

  • Почему мальчик решился выйти из подвала?

$Чтение 2 части.

Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откуда он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется — никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было так тепло и ему давали кушать, а здесь — Господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, Господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.

$Вот и опять улица, — ох, какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это ёлка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно $пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие — миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придёт, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему двер$ь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, Господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся; на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят,$ — только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, — вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, — и присел за дровами: “Тут не сыщут, да и темно”.

$2-ая остановка.

$Как встречает мальчика этот неведомый ему ранее мир? Как относятся к нему люди?

(Полицмейстер отвернулись (безразличие); Закричали, замахали, выгнали (равнодушие); Мальчишка ударил, поддал (злоба и ненависть)

Получается вся красота – это лишь мишура! Как чувствует себя мальчик в этом мире, он может согреться? (Нет, он еще больше замерзает. $ХОЛОДНО! Не мог согнуть красные пальчики. На ручки дует)

Прием «Ромашка вопросов»

Попробуйте составить во$прос, который соответствует цвету выбранного вами лепестка. Задайте этот вопрос соседней команде.

Наш вопрос____

Примеры вопросов разных видов.

$Простой вопрос (Что видел мальчик за стеклами домов, гуляя по городу?)

Уточняющий вопрос (Вы сказали, что мальчик видел … Что чувствовал мальчик в это время?)

Интерпретационный (объясняющий) вопрос (Почему мальчик решил спрятаться в чужом дворе за дровами?)

Творческий вопрос (Что бы произошло с мальчиком, если бы его приютили богатые барыни?)

Оценочный вопрос (Плохо или хорошо поступали люди, встретившиеся в холод$ном городе мальчику?)

Практический вопрос (Случалось ли вам слышать о бессердечном отношении к детям?)

Прием «Дерево предсказаний»

Ребята, я предлагаю вам предположить, что произойдет в рассказе дальше и чем закончится рассказ. (Что будет дальше? Чем закончится рассказ?) На листочках запишите свои мысли $и разместите их на дереве.

Чтение 3 части.

Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг п$ерестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: “Посижу здесь или пойду опять посмотреть на куколок, — подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них, — совсем как живые!” И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. — Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!

Пойдем ко мне на елку, мальчик, — прошептал над ним вдруг тихий голос. Он подумал было, что это в$сё его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, — о, какой свет! О, какая ёлка! Да и не ёлка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: всё блестит, всё сияет и кругом всё куколки, — но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.

Мама! Мама! Ах, как хорошо$ тут, мама! — кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. — Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? — спрашивает он, смеясь и любя их.

Это Христова ёлка, — отвечают они ему. — У Христа всегда в этот день ёлка для маленьких деточек, у которых т$ам нет своей ёлки… — И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей (во время самарского голода), четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнаёт своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь $так хорошо… А внизу, наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла ещё прежде его; оба свиделись у Господа Бога на Небе.

3-я остановка

— Какие эпизоды, детали вас потрясли?

(Зачитать примеры.)

— Когда происходит перелом в сюжете? (Увидев елку, он забывает обо всем, зас$ыпает и попадает на елку к Христу.)

Кто встречает мальчика на елке у Христа?

Что мы узнаем о них? (У каждого ребенка своя страшная, поражающая своей будничностью ис$тория смерти, которую, как считал автор, невозможно и непростительно забыть не только на земле, но и на небе, где, казалось бы, обретают счастье и покой.)

— Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» — мертвы одним словом?

(В реальном мире для них нет елки.)

Происходит ли чудо в рассказе? (Светлое загробное будущее ребенка.)$

Какова развязка рассказа? Почему мы его, несмотря на это, относим к святочным? (Ангельская душа ребенка избавляется от земных мук.)

— И почему появляются их мамы? $(Их судьбы также печальны.)

— Что произошло с мальчиком в финале? (Замерз.)

— И почему дети обернулись ангелами Христа?

(На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа).

— $Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: “И зачем же я сочинил такую историю?”.

Вывод: Главный христианский смысл — избавление ангельских душ от земных мук. Ро$ждественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.

Прием «Кластер»

В центре вопрос «О чем этот рассказ?» (милосердии, сострадании, любви к ближнему, взаимопомощи и т.п.)

$III. Итог урока: обращение к эпиграфу урока.

Категория: Новости



Просмотров: 43

Категория: Новости



Просмотров: 38

Категория: Новости



Просмотров: 34

Категория: Новости



Просмотров: 72

9596f286364c8a81fe5429ffbab7eb5d

В соответствии с приказом Минпросвещения России от 15 декабря 2021 № 984 проводится Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности».

Учредителем Конкурса выступает Министерство просвещения Российской Федерации.

Конкурс проводится среди следующих категорий обучающихся:

  • обучающиеся 5–7-х классов;
  • обучающиеся 8–9-х классов;
  • обучающиеся 10–11 (12) классов;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования.

В конкурсных сочинениях участники Конкурса рассматривают по своему выбору следующие вопросы, связанные с сохранением и увековечением памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, трагедии мирного населения CCCP, жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов:

Категория: Новости



Просмотров: 40

«Во внутреннем мире человека доброта – это солнце»
(Виктор Гюго (1802 – 1885), французский писатель)

Рождество Христово – один из главных праздников Православной церкви – отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю). Согласно Евангелию от Луки, Иисус Христос родился от Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме.

22 декабря в 5-х классах был проведен библиотечный урок-размышление по рассказу Ф.М. Достоевского — в этом году писателю исполнилось 200 лет со дня рождения. «Мальчик у Христа на ёлке» — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы. Действие таких рассказов происходит обязательно перед рождеством.

Обучающиеся с удовольствием отвечали на вопросы, проявляя находчивость и взаимовыручку. Было познавательно. Каждый участник получил памятную «медальку-ангелочка» и сладкий приз.

Для обучающихся  это был: «праздник» добра, понимания, искренней заботы об окружающих!

«И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя?

Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, — то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа — уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать»

Категория: Новости



Просмотров: 52

Категория: Новости



Просмотров: 44

fc2eaaa97b19a4ddb325b9ed4d2fdba0

#БудьЧестным
Шимановская Полина, Николаенко Валерия и Скоробогатова Мария приняли участие в молодежном социальном онлайн-челлендже #БудьЧестным, приуроченный к Международному Дню борьбы с коррупцией. Девчонки записали видеоролик в формате Reels антикоррупционной направленности и как авторы одного из лучших роликов отмечены памятными призами Управления по реализации антикоррупционной политики Мурманской области.
Поздравляем девочек в творческих начинаниях в сфере медиа!

Категория: Точка роста



Просмотров: 44

Категория: Новости



Просмотров: 48

Мы врываемся к вам с хорошей новостью! Члены Клуба «БП» и РДШ МБОУ «Хибинская гимназия» объединились и приняли участие в областном интернет-конкурсе «Здоровым быть модно!».

Наша команда «Хибины» заняла 2-е место в категории образовательные организации.

Конкурс состоял из трёх заданий. Первое задание — разработать эмблему команды и девиз. Второе задание — разработать и показать интересную подвижную игру с использованием спортивного инвентаря (мячи, обручи, скакалки и т.д.) и спортивного оборудования!

В последнем задании командам предложили аккумулировать все усилия, внести свой вклад в приобщение к здоровому образу жизни, направив свой творческий потенциал на сочинение песни, стихотворения, постановку театрально-юмористической сценки или создание модного танца, флешмоба.

Категория: Новости



Просмотров: 37

Члены Клуба «Большая перемена» МБОУ «Хибинская гимназия» делают добрые дела. Ребята присоединились к благотворительной акции Новогоднего марафона «Подари чудо для ангела!» Мурманской региональной общественной организации детей-инвалидов и их родителей «Дети-ангелы Мурмана», призвали к участию своих сверстников и установили пункт сбора сладостей, игрушек и школьных принадлежностей. 20 декабря активисты передали координатору акции все то, что удалось собрать. Наш Клуб «Большая перемена» благодарит всех, за участие и оказанную помощь детям.

#КлубБП51#ХибинскаяГимназия

На чтение 9 мин. Просмотров 28 Опубликовано

Списки кратких содержаний по другим классам.

Начальная школа5 класс7 класс8 класс9-11 классы

В шестом классе задают читать книги посерьёзнее. И объёмом побольше.

Поэтому приходится потратить много времени, чтобы их все перечитать.

Но для того, чтобы заполнить читательский дневник, нужно лишь кратко пересказать.

Я регулярно перечитываю книги по школьной программе и кратенько записываю их содержимое.

Может быть и вам мои кратчайшие пересказы помогут заполнить читательский дневник.

Если чего-то ещё нет, напишите через комментарии, я обязательно добавлю.

Список произведений для 6 класса в кратчайшем изложении

Читательский дневник «Маттео Фальконе»

  • Читательский дневник «Три мушкетера»
  • Читательский дневник «Лапти»
  • Читательский дневник «Ленька Пантелеев»
  • Читательский дневник «Бронзовая птица»
  • Читательский дневник «Неизвестный цветок»
  • Читательский дневник «Метель»
  • Читательский дневник «Антоновские яблоки»
  • Читательский дневник «Гробовщик»
  • Читательский дневник «Юность»
  • Читательский дневник «Человек на часах»
  • Читательский дневник «Чудесный доктор»
  • Читательский дневник «Повести Белкина»
  • Читательский дневник «Светлана»
  • Читательский дневник «Принц и нищий»
  • Читательский дневник «Толстый и тонкий»
  • Читательский дневник «Дон Кихот»
  • Читательский дневник «Любовь к жизни»
  • Читательский дневник «Изумруд»
  • Читательский дневник «Чучело»
  • Читательский дневник «Бежин луг»
  • Читательский дневник «Маленький принц»
  • Читательский дневник «Железная дорога»
  • Читательский дневник «Выстрел»
  • Читательский дневник «Дубровский»
  • Читательский дневник «В дурном обществе»
  • Читательский дневник «Конь с розовой гривой»
  • Читательский дневник «Алые паруса»
  • Читательский дневник «Уроки французского»
  • Читательский дневник «Хамелеон»
  • Читательский дневник «Барышня-крестьянка»
  • Читательский дневник «Левша»
  • Читательский дневник «Налим»
  • Читательский дневник (6 класс) по литературе отличается от работы с текстами в предыдущих классах более четким восприятием информации и умелой передачей ее на письме. Краткое содержание для «Читательского дневника» поможет разобраться в жанре, в особенностях текста по композиции. В дневнике разбирается место текста в творчестве писателя. Предлагается изучить краткую характеристику времени написания. Указываются главные герои, даются их основные характеристики. Из второстепенных персонажей выбираются наиболее значимые и важные для сюжета лица. Ответы предлагают просто перечислить или указать роль в сюжете: кому помогает второстепенный персонаж или для чего введен в рассказы. В читательском дневнике проводится работа со словом автора произведений: выбираются новые, неизвестные. Можно записать яркие фразы, интересные высказывания, понравившиеся речевые обороты. Работа с языком автора поможет выделить его отличие и запомнить особый стиль творчества. Завершить работу по тексту готовый образец дневника предлагает формулированием вопросов, которые хотелось бы задать автору. Во время поиска тем для вопроса появится понимание текста и того, что наиболее понравилось, задело, вызвало эмоциональную реакцию.

    Андреев — Ангелочек

    Астафьев — Конь с розовой гривой

    Беляев — Человек-амфибия

    Богомолов — Иван

    Брэдбери — Зелёное утро

    Булгаков — Собачье сердце

    Бунин — Лапти

    Волков — Семь подземных королей

    Гоголь — Вий

    Гоголь — Миргород

    Гоголь — Тарас бульба

    Гомер — Илиада

    Гомер — Одиссея

    Грин — Алые паруса

    Грин — Бегущая по волнам

    Достоевский — Бедные люди

    Достоевский — Мальчик у Христа на елке

    Дойл — Горбун

    Дюма — Три мушкетера

    Железников — Чучело

    Жуковский — Светлана

    Жюль Верн — Пятнадцатилетний капитан

    Золотые яблоки Гесперид (11 подвиг Геракла)

    Зощенко — Галоша

    Искандер — 13 подвиг Геракла

    Искандер — Детство Чика

    Каверин — Два капитана

    Короленко — Слепой музыкант

    Купер — Зверобой, или Первая тропа войны

    Купер — Следопыт

    Куприн — Изумруд

    Куприн — Куст сирени

    Куприн — Тапер

    Куприн — Чудесный доктор

    Лесков — Зверь

    Лесков — Левша

    Лесков — Тупейный художник

    Лесков — Человек на часах

    Лиханов — Последние холода

    Лондон — Зов предков

    Лондон — Любовь к жизни

    Майн Рид — Всадник без головы

    Мериме — Маттео Фальконе

    Некрасов — Дедушка

    Некрасов — Железная дорога

    Олдридж — Последний дюйм (Отец и сын)

    О Генри — Вождь краснокожих

    О Генри — Дары волхвов

    Пантелеев — Лёнька Пантелеев

    Платонов — Неизвестный цветок

    Платонов — Песчаная учительница

    По — Золотой жук

    Пришвин — Кладовая солнца

    Пришвин — Лесная капель

    Пришвин — Синий лапоть

    Пришвин — Таинственный ящик

    Пушкин — Барышня-крестьянка

    Пушкин — Выстрел

    Пушкин — Гробовщик

    Пушкин — Дубровский

    Пушкин — Метель

    Пушкин — Повести Белкина

    Распутин — Уроки французского

    Рыбаков — Бронзовая птица

    Сервантес — Дон Кихот

    Твен — Приключения Гекльберри Финна

    Твен — Принц и нищий

    Троепольский — Белый бим черное ухо

    Тургенев — Записки охотника

    Тургенев — Певцы

    Чехов — Беззащитное существо

    Чехов — Жалобная книга

    Чехов — Налим

    Чехов — Толстый и тонкий

    Шиллер — Перчатка

    Шукшин — Срезал

    Шукшин — Чудик

    Используемые источники:

    • https://logoprav.ru/literatura/6-dnevnik
    • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/6-klass
    • http://chitatelskij-dnevnik.ru/klass/6

  • Сочинение по произведению муму 5 класс
  • Сочинение по произведению море жуковского
  • Сочинение по произведению максима горького на дне
  • Сочинение по произведению левша
  • Сочинение по произведению леди макбет мценского уезда