Сочинение по произведению лермонтова герой нашего времени

Сочиненияпо литературелермонтовсочинение по роману герой нашего временив романе м. ю. лермонтова герой нашего времени описывается жизнь молодого офицера печорина.образ печорина
  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Сочинение по роману Герой нашего времени

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» описывается жизнь молодого офицера Печорина.

Образ Печорина олицетворяет собой особенности молодого поколения, жившего в 30-х годах 19 века.

Выходец из аристократического общества, Печорин стоит на ступень выше представителей своего класса того времени. Это умный и образованный молодой человек, но чересчур самовлюблённый и самоуверенный в себе.

Он очень точно и ярко даёт оценку окружающим его людям, но делает это со злой иронией и сарказмом, подчёркивая недостатки и слабые стороны человека. Ему ничего не стоит унизить и оскорбить, использовать в своих корыстных целях и даже убить.

Ко всем событиям, происходящим в его жизни, Печорин относится с чувством пресыщения и разочарования избалованного человека.

Своим мировоззрением и поведением Печорин противопоставляет себя всему обществу, которое его отрицает, он является «лишней» фигурой в этом мире.

У Печорина нет верных и преданных друзей, так жертвы как он не способен вникать в чувства и мысли другого человека.

Хотя он с долей критики относится к себе, беспристрастно оценивая свои нелицеприятные поступки, Печорин слишком горд и доволен собой.

Печорин – рассудительный человек, все его поступки подвластны разуму, но не велению сердца.

Он разочарован жизнью, у него нет никаких целей, он сам себя сравнивает с «нравственным калекой», человеком, в котором атрофирована лучшая часть души.

Отношение Печорина к женщинам – это ещё один способ удовлетворить своё честолюбие. Ему доставляет огромное удовольствие подчинить человека своей воле, внушить ему чувство страха и преклонения, влюбить в себя, а добившись этого – унизить и наслаждаться страданиями своей жертвы с чувством собственного превосходства.

В своём стремлении «любить весь мир», Печорин всем приносит только боль и страдания.

В натуре Печорина борются противоречивые чувства: стремясь к великому, он совершает низкие подлые поступки, и винит в этом общество, в котором он живёт.

Вся трагическая сущность Печорина в том, что он не смог найти своего предназначения в жизни, не сумел использовать свои благородные порывы души на благо окружающего общества.

Вариант 2

В произведении “Герой нашего времени” писатель раскрывает множество тем и идей, связанных непосредственно с людской жизнью и бытом. В произведение также есть тема взаимонепонимания в отношениях и проблема не взаимной любви.

Из повествования мы знакомимся с Максим Максимычем, человеком, пережившим немало. Он рассказывает офицеру, приехавшему на Кавказ историю про Печорина и его покойную возлюбленную Бэлу. Живя на Кавказе, Печорин очень скучал, ведь делать там было практически нечего. Но в один день он влюбляется в девушку по имени Бэла и вот уже через некоторое время он увозит её жить к себе в дом. Но спустя время его любовь ослабевает, что очень обижает Бэлу, ведь она всем сердцем любит Печорина. И вот спустя некое время происходит переломный момент, Бэлу похищает бандит Казбич, ранит её, и бросает её по дороге, а спустя два дня Бэла умирает. Это очень ранит Печорина, несмотря на его холодность к ней и он уезжает жить в Грузию. Рассказав эту печальную историю, Печорин прощается с рассказчиком, молодым офицером.

В этой главе ключевой проблемой автор старался выделить проблему людского эгоизма. Как бы показывая нам, насколько Печорин эгоистичен по отношению к своей бывшей возлюбленной Бэле. Открывшись ему, она начинает ему быстро наскучивать, из-за отсутствия трудностей ему попросту перестаёт быть интересно. В этом и раскрывается эгоизм Печорина.

Скоро по прибытию в город Владикавказ герой снова встречается со старым другом, Максим Максимычем, прогуливаясь по улицам они встречают того же Печорина, но он быстро отрекается от своего старого друга и уезжает в Персию. Оскорблённый и обиженный данным фактом Максим Максимыч принимает решение отдать дневники Печорина, которые находятся у него дома, и отдаёт их рассказчику.

Вскоре рассказчик узнает, что Печорин умирает по пути из Персии в Россию, вследствие чего рассказчик публикует его дневники как литературное произведение, назвав его “Дневники Печорина”. “Дневники” состоят из трёх глав, в которых описываются события, происходившие с Печориным до встречи с Бэлой.

В них описывается и удивительная поездка Печорина в Тамань, где его чуть не убивают, его знакомство с княжной Мери, также его поединок со старым другом из которого он выходит победителем, после чего его и отправляют в наказание на Кавказ в крепость N, где он знакомится с Бэлой.

Я считаю, что главной проблемой обсуждаемой в произведении, является самые гнусные стороны человеческой личности, такие как эгоизм, безосновательная злость, зависть и т.д. Автор старательно и детально описывает эти проблемы через характеры персонажей данного произведения, чтобы лучше донести его смысл и посыл.

Популярные сочинения

  • Сочинения по картинам Репина
    Известный русский художник конца XIX века И. Е. Репин. Он соединил в себе все достижения в живописи передвижников, которые хотели искусство донести до народа, и сделать его ближе к народу
  • Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско сочинение
    Иван Алексеевич Бунин – писатель, в творчестве которого чётко прослеживается стремление к широки художественным обобщениям, к осмыслению и переосмыслению устоявшихся ценностей
  • Сочинение-описание картины Снегурочка Васнецова (3, 5 класс)
    Очень часто в прошлом люди объясняли любое явление природы как чудесные силы каких-либо существ, покровительствующих данному явление.

Сочинение рассуждение Герой нашего времени Лермонтова

Что тут рассуждать? Я думаю, что этот самый герой времени так «неглубоко» чувствует, так быстро «остывает и переключается», что сам страдает. А как страдают окружающие люди?

Вот, например, Бэла. Почти случайно оказавшись у местного князя в гостях на балу, точней, на пиру, Печорин увидел её – красавицу. Женщины света ему наскучили, а тут такая яркая, юная… И он хочет её заполучить в «собственность». Обманом, воровством он добивается цели. Тут уж, если ему чего-то захотелось, ничто не важно – ни мораль, ни правила… И он её украл. Пока ему интересно, Печорин пытается пленницу «приручить». А она ведь горянка, плюс – княжна! Она гордая, понимает свой позор, плачет… Но он потихоньку, полегоньку очаровывает её. И когда она влюбилась, то ему стало скучно. Он начал пропадать на охоте и ещё где-то. Ему самому вроде бы стыдно! Сам ей жизнь сломал, сам столько вложил сил в их отношениях, но вот – надоело. И он опять идёт на поводу у своих изменчивых чувств, настроений, не пытается узнать её получше, понять… Тут, наверное, дело в том, что его чувства слишком легко меняются. Но это ещё не беда, он очень уж идёт за ними. Например, когда есть курс, ловим ветер, а чуть ветер подул в другую сторону, так мы и курс меняем! Нет бы подождать чуть… А сесть на вёсла, попробовать изменить ситуацию. Вообще, поведение этого «героя» кажется мне каким-то женским – в плохом смысле слова, «стрекозиным». Кажется, люблю одну, а вот, кажется, другую… Так и с домашним животным не делают! Завёл кота, а после подумал, что вот тот с черными ушками был бы лучше… И что отнёс того обратно? А если он тебе в тапки нагадит?!

В общем, явно не читал Печорин «Маленького принца». Или читал, поэтому ему стыдно, но не принял.

Да, меня больше всего поразила эта первая история о Бэле. Как она умирала, бедняжка… Даже Максим Максимович, насмотревшийся войн, плакал, а этот «герой», мало того, что не плакал, он ещё и не хотел на умирающую смотреть… А она жила лишь им. И он понимает, что в его сердце ни любви, ни жалости.

А дальше – что? То же самое. И княжна, та самая, Мери, и контрабандисты… Всюду он оставался таким же эгоистичным. Единственное, что в нём оставалась – совесть. Она не влияла на его поступки! Он лишь писал дневник, пытаясь себя понять. Но в то же время он боится всмотреться в себя, осознать, сколько натворил.

Вот на курорте ему, видите ли, скучно. И от нечего делать он заводит роман с девушкой, в которую влюблён его приятель. (Немного похоже на «Онегина».) И опять губит всех… Ради шутки, от которой и ему самому не смешно. Он так носится со своими чувствами, а на чувства других ему плевать. Отбирают у человека разум, как говорится, чтобы наказать, но и чувства тоже отбирают ради этого.

Думаю, что этот герой создан Лермонтовым, чтобы показать, как ужасно быть таким «героем».

Главный герой

Печорин — герой неоднозначный. Это дворянин, образованный молодой человек последекабристской эпохи. Его личность поражена безверием, равнодушием, скукой, он ни во что не верит, не несет добра. Понятие дворянской чести ассоциируется у него с эгоизмом, а не с честью. Темы сочинений по роману «Герой нашего времени» о Печорине:

  1. Противоречивость и двойственность характера Григория. Обсуждаются вечные темы любви, чести, жизни, фатализма.
  2. Чем стало убийство Грушницкого для Печорина? Нужно раскрыть сложное понятие о мужской дружбе, перешедшей в ненависть и дуэль. Рассуждение о том, можно ли было этого избежать, кто должен был уступить.
  3. Трагичность судьбы главного героя. Изначально ему многое дано: аристократизм, красота, обаяние, богатство, образование. Но все это не принесло счастья. Причины трагедии заключаются в неспособности любить, в эгоизме, черствости души и т. д.
  4. Описание внешности Печорина. Автор ярко показывает внешность, в сочинении это можно сделать с помощью цитат.
  5. Печорин и Онегин: сходство характера и отличия героев.
  6. Герой и злодей Печорин. Причиняя боль другим, он сам глубоко несчастен.
  7. Психологический портрет. Следует описать отношение к обществу, женщинам, жизни, ненависть и презрение к себе, сожаление о своей «испорченной душе».
  8. Был ли Григорий фаталистом? Отношение к смерти и судьбе через общение с Вуличем.
  9. Несостоявшаяся дружба Печорина и Вулича. При всем сходстве персонажей главный герой признает, что дружить не умеет.
  10. Раскрытие характера в главе «Тамань». В 3 главе повествование ведется от имени главного героя. Теперь он сам описывает свои поступки и объясняет их.

Печорин — образ собирательный. Это типичный представитель своего времени. Его характер стал результатом воспитания общества, таким его сделало окружение. Григорий вынужден «ломать» себя, характер, становиться тем, кем не был изначально.

Образец 4

Михаил Юрьевич Лермонтов написал за свою короткую жизнь много произведений, каждое из которых имеет свою уникальную историю создания и потаенные смыслы. Роман, который состоит из нескольких повестей, каждая из которых является индивидуальной главой, носит название «Герой нашего времени». Это прекрасное произведение я прочитал недавно в школе и в голове возникло не мало интересных вопросов, поднялись глобальные темы. Что есть любовь? Каков смысл жизни и предназначение человека? Какого человека можно назвать эгоистичным и самовлюбленным?

Главным героем роман является молодой военный по фамилии Печорин. Он приехал служить на Кавказ, где с ним произошло не мало забавных историй. Каждая из них имеет свой смысл и посыл.

Некоторые поступки Георгия не поддаются моральному объяснению и тогда ставится вопрос: все ли можно объяснить с точки зрения морали? Действия главного героя – не всегда.

Первой главой по списку стоит глава «Бэла». Здесь главный герой поступает очень плохо, украв девушку из родного дома. Мало того, можно сказать, что он даже безнравственный. Как можно было предложить сделку: украсть коня – украсть Бэлу. Печорина можно назвать человеком холодным, пассивно жестоким, но никак не глупым. Это тот человек, которого искалечило непосредственно время. Это основная мысль и сама цель написания рома Михаила Юрьевича Лермонтова. Страшная идея заключена в том, что от нечего делать гибнет и вянет большая часть молодежи. Лермонтов поднял эту тему не зря. Он желал всем сердцем донести мысль, что молодые, энергичные, славные умы из-за общественных запретов превращаются в унылых, жестоких людей. Все потому, что им некуда девать энергию. Прав ли Михаил Юрьевич Лермонтов? Определенно. Надо расходовать куда-то запас, эмоций, чувств, сил, иначе это превратится в пустоту.

Но каков смысл жизни для главного героя данного лермонтовского произведения? Весьма не легко дать точный и верный ответ на этот вопрос. Жизнь однозначно искалечила этого человека, потому он и стал таким жестоким, черствым. Мне кажется, что автор хочет донести основную мысль такую, что отсутствие любви искалечит любого.

Замечательное произведение Лермонтова заставляет задуматься о многих вещах, порассуждать и найти для себя лично ответы на волнующие сердечко вопросы.

Общие темы

Свою книгу Лермонтов закончил в 1840 г. после приезда с Кавказа. Первые главы были изданы в том же году. В дальнейшем, видя популярность рассказов, автор дополнил и объединил их в единый роман.

В 1840 г. для объяснения своей позиции Михаил Юрьевич вставил предисловие. Здесь в ответ на упреки читателей в циничности Печорина автор говорит, что именно пороки и негативные черты присущи главным героям того времени, поэтому-то он и современен. Список общих тем по произведению:

  1. Анализ романа «Герой нашего времени». Сочинение необходимо начать с названия, автора и года написания. Далее кратко описывают историю создания, тему, композицию, жанр, направление, главных и второстепенных героев.
  2. Анализ книги по главам «Бэла», «Княжна Мери», «Максим Максимыч», «Тамань», «Фаталист».
  3. Жанр «Героя нашего времени». Изначально роман создавался в виде отдельных рассказов, и лишь позднее они были объединены в одно произведение. По этой причине книга оказалась лишена хронологичности. С помощью необычного писательского приема появился новый для русской литературы жанр социально-психологического романа.
  4. Женские образы: Вера (светская замужняя женщина), Мери Лиговская (влюбившаяся в героя исключительно по его прихоти), Бэла (отданная Печорину в наложницы), Ундина (подруга контрабандиста).
  5. История человеческой души. Рассуждение на эту тему можно построить с помощью анализа образа Печорина или на основании сравнительной характеристики героев, с которыми он сталкивается.
  6. История создания романа. Здесь нужно раскрыть процесс написания и издания, сюжет, замысел и идейное содержание, действующих лиц и возможных прототипов.
  7. Герой нашего времени: кто он? Рассуждение на тему, существуют ли печорины в нынешней действительности.
  8. Любовь в произведении «Герой нашего времени»: Печорин и Бэла, Казбич и Бэла, Печорин и Мери, Грушницкий и Мери, Печорин и Вера, Ундина и Янко.
  9. Любимые места в книге. Нужно раскрыть собственное мнение.
  10. Печорин как герой своей эпохи. В своем предисловии автор настаивает, что образ скучающего и пересыщенного Печорина является отражением лучших людей своего поколения.

Критика романа во времена Лермонтова была неоднозначна. С одной стороны, некоторые читатели ставили роман выше поэтических работ автора. Многие были согласны с Белинским, говорившим, что книга «никогда не состарится». С другой стороны, отдельные критики утверждали, что эта проблема чужда для России, поэтому печориных не существует.

История создания и публикации

Михаил Юрьевич Лермонтов работал над романом «Герой нашего времени» с 1838 по 1840 год (причём черновые наброски к «Тамани» и «Фаталисту» были сделаны осенью 1837 года). Это единственный завершённый роман поэта. Начал он его писать после высылки из Петербурга на Кавказ.

Сначала был опубликован не роман, а повести, которые потом вошли в него. В журнале «Отечественные записки» были опубликованы повести:

  • «Бэла» с подзаголовком «Из записок офицера о Кавказе» (март 1839 года);
  • «Фаталист» (ноябрь 1839 года);
  • «Тамань» (февраль 1840 года).

Весь роман, состоящий из 2 частей и 5 глав, вышел в «Отечественных записках» в апрельском номере за 1840 год.

Сначала Лермонтов назвал роман «Один из героев начала века» — такое название фигурирует в рукописях (некоторые литературоведы предлагают читать название как «Один из героев нашего века»). Оно напоминало название романа А. Мюссе «Исповедь сына века», поэтому по рекомендации издателя журнала «Отечественные записки» А. А. Краевского поэт назвал свой роман «Герой нашего времени».

История создания

Свое произведение Михаил Юрьевич начал писать в 1836 г. Ярким примером для него был Пушкин, показавший своего современника в знаменитой поэме «Евгений Онегин».

По идее Лермонтова, главный герой – гвардейский офицер Печорин. Его Михаил Юрьевич задумал изобразить как одного из представителей столичной жизни. Но в 1837 г. Лермонтов, написавший стихотворение «Смерть поэта», был арестован и выслан на Кавказ. После этой ссылки возвращаться к задуманному он уже не пожелал.

Период создания романа – с 1837 г. по 1840 г. Произведение состоит из ряда повестей. В какой они были написаны последовательности, доподлинно неизвестно. Есть только предположения о том, что самой первой вышла из-под пера автора «Тамань», а после — «Бэла», «Фаталист» и «Максим Максимыч». Вначале повести задумывались в виде отдельных фрагментов из записок офицера. Однако после они стали целой цепью произведений, связанных общими персонажами.

Направление и жанр

«Герой нашего времени» является первым русским реалистическим социально-психологическим и нравственно-философским романом о трагедии сложной, рефлексирующей личности в условиях России 30-х годов 19 века.

В этом произведении есть и черты романтизма:

  • лиризм повествования;
  • пристальное внимание к внутреннему миру человека;
  • неясность прошлого главного героя;
  • исключительность натуры героя и многих ситуаций;
  • близость сюжета «Бэлы» романтической поэме «Демон»;
  • повышенная экспрессивность стиля (это особенно относится к «Тамани»).

«Герой нашего времени» — реалистическое произведение. В романе проявляются следующие признаки реализма:

  • объективность авторской позиции по отношению к герою;
  • создание образа «лишнего человека» — типичного представителя эпохи;
  • стремление автора объяснить особенности личности героя с точки зрения психологии, учитывая при этом условия окружающей жизни;
  • типичность и второстепенных персонажей романа;
  • воссоздание сложных и противоречивых отношений личности и общества;
  • показ разных сфер действительности, разных характеров и типов быта.

Жанровая специфика романа «Герой нашего времени» была новой для того времени. Автор создал синтез повествовательных жанров:

  • путевые заметки;
  • очерк;
  • новелла;
  • психологическая и философская повести;
  • дневники;
  • исповедь.

«Герой нашего времени» является первым психологическим романом в русской литературе, так как автор показал «историю души человеческой», внутреннюю жизнь главного героя. Для этого были использованы различные средства:

  • диалоги;
  • монологи (в том числе внутренние);
  • пейзаж;
  • психологический портрет;
  • сама композиция романа.

Сюжет и композиция

В «Герое нашего времени» отсутствует сквозная сюжетная линия с завязкой и развязкой. У каждой части этого романа свой сюжет и герои. И всё же это цельное произведение, части которого объединены главным героем, общей идеей и проблематикой. Все персонажи романа подчинены задаче раскрытия характера главного героя.

Раскрытию личности Печорина подчинена и другая особенность композиции: части романа расположены с нарушением хронологической последовательности событий.

Сначала в повести «Бэла» читатель узнаёт о Печорине от офицера Максима Максимыча, человека, совершенно отличного от него по воспитанию и духу. Максим Максимыч только отметил особенности поведения «странного человека», который остался для него (и для читателя) загадкой.

В рассказе «Максим Максимыч» повествователь (попутчик Максима Максимыча, более близкий Печорину по развитию и возрасту) пытается объяснить особенности главного героя романа.

Наконец, читатель знакомится с дневником Печорина, его своеобразной исповедью.

Такое построение романа помогает понять особенности характера главного героя. Если бы Лермонтов расположил части этого произведения, исходя из биографии Печорина, то они расположились бы следующим образом:

  1. «Тамань»;
  2. «Княжна Мери»;
  3. «Бэла»;
  4. «Фаталист»;
  5. «Максим Максимыч»;
  6. Предисловие к «Журналу Печорина».

Но тогда не получилась бы романа как единого произведения.

Автор избрал такую композицию романа, которая помогает читателю постепенно понять душевный мир героя. Лермонтов выстраивал не биографию Печорина, а историю развития его души. История такой сложной, противоречивой личности не поддаётся последовательному изложению. Поэтому и порядок глав романа не соответствует последовательности событий в жизни героя.

Таким образом, композиция романа играет важную роль в раскрытии образа Печорина, поскольку её общий принцип — это движение от загадки к разгадке.

Интересно, что в «Герое нашего времени» есть «композиционное кольцо»: действие романа завершается в той же крепости, в которой началось («Фаталист», «Бэла»). Именно в повести «Фаталист» ставится вопрос о том, предопределено ли назначение человека божественной волей или он сам своей волей определяет его.

Популярные сочинения

  • Сочинение Анна Андреевна в комедии Ревизор Гоголя (Характеристика и образ)
    Характеристику такой героини, как Анна Андреевна из комедии «Ревизор», можно назвать весьма важной и значимой. Ведь при помощи описания образа данной героини, становится понятным тот факт
  • Сочинение Что такое Одиночество
    Сегодня хочется поговорить про одиночество. Что из себя представляет это слово? Хорошее это состояние или плохое? К чему приводит одиночество? На эту интересную тему и хочется подумать дальше.
  • Примеры преданности из литературы
    Преданность — это наличие силы духа в человеке, верность своим принципам и убеждениям. Это качество всегда очень ценилось в человеке. Самый лучший друг, жена, собака должны быть преданными

Тематика и проблематика

Главная тема «Героя нашего времени» — процесс самопознания личности, исследование духовного мира человека. Лермонтов заострил внимание на проблеме личности, которая находится в конфликте с обществом.

В романе прослеживаются также следующие темы:

  • свобода личности и предопределение («Фаталист»);
  • истинный и ложный романтизм (столкновения подлинного романтика Печорина с героями, обладающими только внешними атрибутами романтизма: горцами, контрабандистами, Вернером, Грушницким);
  • взаимоотношения незаурядной личности и косной среды (Печорина и «водяного общества»);
  • отношения людей разных поколений (Печорин — Максим Максимыч);
  • истинная и ложная дружба (Печорин и Максим Максимыч; Печорин и Грушницкий);
  • любовь (героини показывают разные грани любви и помогают выявить отношение Печорина к любви и к нравственно-философским проблемам).

Общая нравственно-философская проблематика романа «Герой нашего времени» — поиск смысла жизни, стремление личности к самопознанию. В рамках этой проблематики в романе ставятся сложнейшие вопросы:

  • В чём состоит смысл жизни?
  • Что такое добро и зло?
  • Предопределена ли судьба человека, или он свободен?
  • Несёт ли человек за свои поступки нравственную ответственность?
  • Имеет ли право человек играть душой, судьбой и жизнью других людей?

Благодаря постановке этих проблем всесторонне раскрывается тема личности.

На первый план в своём романе Лермонтов вынес главную проблему — возможность действия человека в эпоху «безвременья».

Вариант №2

Михаил Юрьевич Лермонтов принадлежит к числу выдающихся мастеров русского слова. Его стихи, рассказы и романы читаются во многих странах по сей день. Не обошло творчество известного русского поэта и прозаика и школьной программы. Его роман под названием «Герой нашего времени» пользуется широкой популярностью у современных школьников. Это доказывает, что творение Михаила Юрьевича Вечно и навсегда таким останется. В данном тексте представлен анализ одного из самых гениальных произведений Михаила Юрьевича Лермонтова.

История создания

Конкретная дата, когда писатель начал работу над будущим романом, не определена, однако хорошо известна история его создания. Как известно, Лермонтов был знатным поклонником Александра Сергеевича Пушкина, который в свое время создал роман в стихах «Евгений Онегин». Вдохновившись данным произведением, Лермонтов хотел создать нечто подобное, дабы поразить критиков. Если быть внимательным, то можно обнаружит в романе Лермонтова отсылки к пушкинскому произведению. Главного героя зовут Григорий Печорин. Свою фамилию он, вероятно, получил, как и Онегин от названия русской реки. Произведение было опубликовано в 1840 году.

Жанр произведения определяется как социально-психологический роман, так как он сочетает несколько тем. Это позволяет удержать интерес читателя. Также можно сказать, что роман сочетает в себе очерк, рассказ, повесть. Произведение складывается из нескольких цельных частей.

Герои романа представлены как разнообразные личности. Совершенно. Каждый из них отражает определенную позицию и доносит мысль автора, или же опровергает ее. Главный герой – это Григорий Печорин. Он является ярким отражением всего поколения, идеи которого подавила власть. Потому-то он не сможет отыскать свое место в обществе. Герой представлен человеком эгоистичным и потому в некоторой степени жестоким. Лермонтов описывает Печорина так, что у читателя невольно возникает к нему чувство жалости и сожаления его судьбе. Бэла, Вернер, Максим Максимыч, Азамат, Казбич и другие героя также отлично высказывают дух времени Михаила Лермонтова.

Сюжет разворачивается вокруг Печорина и тех событий, причиной которых данный персонаж является. На долю Печорина выпало не мало приключений, с каждым из которых нельзя сказать, что он отлично справляется.

Главная мысль произведения связана с политикой. Автор доносит нам мысль, что пресс власти сильно влияет на становление личности в отрицательную сторону.

Другие темы: ← Анализ стихотворения «Узник»↑ ЛермонтовИстория души человеческой в романе «Герой нашего времени» →

`

Основные герои

В романе «Герой нашего времени» один главный герой — Печорин. Он жаждет деятельности, но занят мелочными, бесполезными делами. Нигде не находя истинной жизни, Печорин становится скептиком. По мысли автора причиной этого является несовершенство российского общества 30-х годов 19 века.

Скептическое отношение Печорина к моральным и общественным ценностям, его индивидуализм, эгоцентризм в сочетании с беспощадной самооценкой позволяет применить к нему понятие «лишний человек». Печорину присуще стремление в деятельности, но у него нет жизненной цели. Печорин — герой времени, так как относится к социально-психологическому типу человека 30-х годов 19 века, неудовлетворённого существующей жизнью. Именно эта неудовлетворённость, скепсис позволяют начать пересмотр старого мировоззрения.

Для Печорина характерны и пороки своего века. Но, неся страдания другим, он сам тоже несчастлив. Одна из основных черт Печорина — рефлексия (самонаблюдение, осмысление своих ощущений, чувств, действий). Печорин анализирует себя, выставляя напоказ свои пороки, которые присущи всему его поколению. Эгоизм главного героя, его стремление сделать других людей игрушкой в своих руках, пренебрежение к их чувствам — всё это отразилось в его отношении к Максиму Максимычу, привело к гибели Бэлы и Грушницкого, к страданиям Веры и княжны Мери.

Противоречие его натуры заметнее всего проявляется в любовных интригах. В глазах женщин Печорин часто предстаёт в образе романтического героя, но ни одну из них он не сделал счастливой, хотя и сам разочаровывается в любви, относясь к ней, как к способу развеять скуку и однообразие жизни.

Женщины, с которыми свела судьба Печорина, оказались жертвенными натурами, покорными его воле:

  • ради него Бэла смиряется с тем, что разрушена её семья, погиб отец;
  • Вера нарушает святость брачных уз;
  • Мери готова презреть светские приличия.

Печорин одинок, он не способен вступать в гармоничные отношения с людьми. Это проявляется и в его скептическом отношении к дружбе. У него нет друзей, есть только приятели: доктор Вернер, Грушницкий.

Доктору Вернеру тоже присущ скептицизм и аналитический ум, но он, в отличие от Печорина, не принимает активного проявления зла, поэтому отшатнулся от приятеля, убившего Грушницкого.

Грушницкий является антиподом Печорина. Его псевдоромантизм противопоставляется истинному романтизму Печорину.

Образ Вулича помогает раскрыть отношение главного героя к фатализму.

В сравнении с горцами и контрабандистами Печорин предстаёт как личность исключительная и даже демоническая. В его отношении к «водяному обществу» раскрывается тема сопоставления «героя времени» с людьми того круга, к которому он принадлежит.

Таким образом, все персонажи романа служат для раскрытия черт личности главного героя.

Художественное своеобразие

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов по-новому использовал традиционные романные средства. Он первым открыл в русской прозе психологический портрет, который связывает внешность героя с чертами его характера, внутренним миром. Читатель обращает внимание на то, что детали внешности несут информацию о чувствах, мыслях, настроении, переживании героя.

Такой портрет Печорина дан в главе «Максим Максимыч»:

  • его стройный стан, широкие плечи свидетельствовали о том, что он может переносить трудности кочевой жизни;
  • то, что он не размахивал при ходьбе руками, указывало на скрытность характера;
  • глаза его «не смеялись, когда он смеялся» — это признак постоянной грусти или злого нрава.

Психологический портрет главного героя построен на антитезах и оксюморонах, которые подчёркивают противоречивость, сложность личности Печорина:

  • чёрные брови и светлые волосы;
  • крепкое сложение и нежность бледной кожи;
  • пыльный сюртук и «ослепительно чистое бельё» под ним.

Особенности пейзажа в каждой из глав романа связаны с её жанром:

  • С документальной точностью описывается природа в главе «Бэла», написанной в форме путевых заметок.
  • В авантюрно-приключенческой новелле «Тамань» пейзаж окружает таинственным ореолом героев. Бушующая стихия показывает их бесстрашие.
  • В главе «Княжна Мери» природа располагает людей к определённому настроению.
  • В «Фаталисте» звёздное небо — символ гармонии, которой Печорину не хватает в его жизни.

Пейзаж помогает понять неординарность и глубину личности Печорина. Например, в «Журнале Печорина» пейзажные зарисовки раскрывают тонкую душевную организацию главного героя, который даёт поэтические описания пейзажа.

Особенности языка романа свидетельствуют о художественном мастерстве Лермонтова. Высочайшую оценку этого мастерства дали Д. В. Григорович, А. П. Чехов, Н. В. Гоголь, который называл прозу Лермонтова правильной, прекрасной и благоуханной.

Основная мысль романа «Герой нашего времени»

Роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» рассказывает нам о событиях из жизни главного героя Григория Печорина, жившего в первой половине девятнадцатого века. Печорин – дитя своего времени, противоречивого времени поиска жизненных ценностей. Стоит только вспомнить, какими событиями был характерен данный исторический отрезок – социальный застой в обществе, декабристское восстание, борьба с самодержавием.

Главный герой романа оказывается в самых разных жизненных ситуациях, из которых становится понятен характер Печорина.

Он наделен острым умом, силой и ловкостью. И ещё бесстрашием. Но душа его, несмотря на то, что он еще молод, уже опустошена. Все те люди, которых он встречает в жизни – всего лишь промелькнувшие на некоторое время и тут же исчезнувшие персонажи.

«Герой нашего времени» – это книга о потерянной нравственности, книга о человеке, который, несмотря на все свои сильные стороны и достоинства, тратит жизнь на бестолковые и нередко жестокие проделки. Печорин представлен в романе человеком не от мира всего, не таким как все, но одновременно – это абсолютно типичный образец того времени. Он энергичен, способен преданно любить, но все это не кончается ничем хорошим. По его вине гибнет Бэла, рушится репутация Мэри. Слепой мальчик, с которым судьба сталкивает Печорина – это символ его нравственной слепоты. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Все эти события наталкивают лишь на одну мысль: любые, даже самые лучшие качества ничто без нравственности, внутренней красивости человека. Печорин только анализирует свои поступки, но ни разу не сожалеет о случившемся, не раскаивается в содеянном.

Пустая жизнь приносит разочарование не только ему, но и тем, кто оказывается с ним, так или иначе, связан.

Полезный материал по теме:

  1. Сюжет и композиция романа «Герой нашего времени»
  2. История создания романа Герой нашего времени
  3. Мои любимые страницы романа «Герой нашего времени»
  4. по роману «Герой нашего времени». Действительно ли Печорин герой своего времени?
  5. Герой нашего времени

Значение романа

«Герой нашего времени» сыграл большую роль в развитии темы «героя времени», начатой А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Лермонтов показал сложность и противоречивость такого человека и открыл путь в разработке этой темы для писателей второй половины 19 века, которые по-новому оценили тип «лишнего человека», акцентируя внимание на его недостатках, а не на достоинствах. Проблема поиска «героя времени» актуальная и в наше время.

«Герой нашего времени» сыграл большую роль в становлении жанровой формы реалистического социально-психологического романа. Затем по этому пути пошли русские писатели второй половины 19 века, которые дали свои варианты произведений такого рода.

«Герой нашего времени» — выдающееся произведение русского классика М. Ю. Лермонтова, которое состоит из отдельных повестей, не имеющих последовательного изложения сюжета. Однако все они рассказывают разные истории, связанные с героем Григорием Александрович Печориным, очень таинственным и загадочным человеком, который вызывает разные чувства: привязанность, сострадание, ненависть и любовь. Кстати, любовь и дружба в жизни Печорина в большинстве своем ничего для него не значили. Он не испытывал теплых и искренних чувств к другим, а может, прятал эти чувства глубоко внутри себя.

Образ центрального персонажа

Первый в русской литературе психологический роман затрагивает важные общественные вопросы. Для понимания темы дружбы в произведении важными являются практически все действующие лица:

  • штабс-капитан Максим Максимыч;
  • офицер Грушницкий;
  • доктор Вернер;
  • поручик Вулич;
  • княжна Мери Лиговская;
  • Григорий Печорин.

Печорин является крайне непростым персонажем в системе образов романа. Он талантлив и энергичен, храбр и умён. Тем не менее читатель относится к нему скорее как к отрицательному персонажу, ведь равнодушие Печорина к окружающим отталкивает. Будучи крайне эгоистичным человеком, главный герой не может заводить друзей и страдает от этого.

Григорий наделён острым умом, даёт адекватную оценку поступкам других людей. Обычно его критика направлена не только на окружающих, но и на самого себя. Однако слова и действия персонажа повлияли на судьбы многих людей: по его вине остается без дома и лишается жизни Бэла, погибает его товарищ Грушницкий, Максим Максимыч разочаровывается в дружбе, умирает офицер Вулич.

Чтобы понять, каков взгляд центрального персонажа на социальные проблемы вроде дружбы и любви, необходимо обратиться к разным сюжетным линиям.

Монологи главного героя помогают сделать вывод, почему простые и столь необходимые человеку чувства чужды Григорию.

Доктор

Но в романе действительно есть такой человек, с которым Печорин особенно дружен, это доктор Вернер. Печорину удается в нем разглядеть свои собственные черты, ему нравится в нем скептицизм, интеллект и то, что он любит поэзию. Печорину импонировало и то, что этот человек по профессии врач.

В теме «Дружба в жизни Печорина» цитаты звучат по-разному. Печорин сам однажды признался Вернеру, что он не способен дружить, что в дружбе «один раб другого». Печорин свободолюбивых нравов, подстраиваться и подчиняться не желает, не нуждается в чужих советах. В любви он тоже себя не видит, его добрая и умная Вера ему уже не принадлежит, она замужем, бороться ему за нее уже поздно.

Григорий и Максим Максимыч

Познакомились мужчины на службе, где целый год шли плечом к плечу. Особую привязанность в дружеских отношениях читатель наблюдает у штабс-капитана, который знакомит с личностью Печорина. Максим Максимыч неоднократно называет сослуживца странным и часто осуждает его поступки, но всё равно считает своим другом, родственной душой.

Григорий менее радушно настроен к своему товарищу, не скрывает холодности и не обещает дружбы. Долгожданная встреча Максима Максимыча с Печориным всё расставляет по своим местам: становится ясно, что Григорий всего лишь встретил старого знакомого, которого никогда не считал своим другом.

Неловкая встреча

Почему дружба в жизни Печорина не имела такой важности, как для других? Для эгоистичного Печорина Максим Максимыч и Бэла были лишь маленькими эпизодами в его жизни. Это доказывает момент, когда Максим Максимыч после долгой разлуки, узнав, что в их части остановился Печорин, выбежал чтобы обняться с другом, но Печорин при встрече с ним не показал никаких эмоций и вымолвил лишь: «Мне пора, Максим Максимыч…» Лермонтов не случайно показывает такую несхожесть двух сослуживцев, такая же разница всегда существовала между русским народом и светской аристократией.

Отношения с Грушницким

Удивительным считается отношение Печорина к Грушницкому, ведь при встрече они даже обнимаются по-приятельски. Их отношения весьма специфичны. Григорий забавлялся своим товарищем, часто предпринимал попытки разозлить его. Тем не менее Печорин всячески пытался обезопасить своего друга от неискренности избранницы.

В итоге ситуация с Грушницким показывает, что любовь и дружба всё-таки чужды Печорину, он строит свою жизнь, страстно желая оставаться независимым от людей. От этого Григорий и страдает впоследствии. Он так описывает свои жизненные принципы:

Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту … но свободы моей не продам.

Нельзя дать однозначный ответ, положительный или отрицательный герой предстаёт перед читателем. Речь идёт о человеке с непростым характером и нетипичным отношением к жизни.

Вариант 2

То есть получается, что вся любовь и дружба, которая у него была в книге, была не настоящей? Вообще, на то похоже… Но я думаю, что могли стать настоящими! Просто он их сам портил своим отношением.

Любовь, как я понимаю, не всегда должна нагрянуть с первого взгляда. Она может быть «взращённой». Кроме того, любовь с первого мгновения может так же за минуту испариться. И после смотришь с удивлением, что это, вообще, не твой человек. И где были твои глаза? Придумал всё… Но любовь может, наоборот, развиваться (и даже из ненависти), расти.

Бэла могла стать его любовью, ведь он заинтересовался ей, восхитился… То, что он не загорелся чувством, можно отнести к его холодному темпераменту. И после ведь решился на такой поступок – украсть её. Можно сказать, что оставил бы её в покое, если б, действительно, любил. Но это совсем возвышенная любовь, на которую не способен Печорин (и мало, кто). После он ведь «приручал» Бэлу, добивался её любви. Она ведь его в итоге полюбила, а он не пошел в это общее чувство, он смотрел отстраненно. И даже ещё хуже – стал скучать и отдаляться, добившись цели. А мог бы проникнуться, полюбить.

Грушницкому он мог бы стать другом, помочь ему. Мог бы даже влюбиться в Мэри, плетя интриги. Увлекся б, как в кино! Стал серьёзно чувствовать интерес. В общем, каждый раз мог сделать шаг, но отстранялся – боялся, возможно.

Если представить ещё одну главу «Героя…», то Печорин мог бы влюбиться только в экстремальных обстоятельствах. Нужно, чтобы с него слетела эта привычка отстраняться, привычка думать только о себе. Если б вот на поле боя ему пришлось спасать русскую княжну, случайно там оказавшуюся. А после они б выживали в горах, попали б в плен, бежали… Ему б пришлось заботиться о ней! Думаю, тогда он мог бы влюбиться, но она б ему отказала – наказание от судьбы. Хотя говорят иногда, что характер человека сложно исправить.

Мне бы, вообще, хотелось переписать этот роман, чтобы Печорин стал героем. Ему самому лучше б стало! А так его только совесть мучит и плохие воспоминания. Стоит сделать шаг к человеку, который тебя любит, особенно если ты сам его в себя влюбил.

Да, думаю, что способен, но ему нужен хороший стресс.

Другие сочинения: ← Герой нашего времени сюжет романа↑ ЛермонтовОтношение автора к Мцыри →

Печорин и Вернер

На примере этих персонажей ярче всего раскрывается отношение Печорина к дружбе и тема произведения в целом. Григорий и доктор очень похожи: они оба не умеют строить серьёзные отношения, но дружба вполне могла бы сложиться между ними.

Печорин отказывается от истинных приятельских чувств, ему чужды открытость, искренность и доверие — всё то, что необходимо для выстраивания дружеских отношений. Вернер является отражением положительных качеств, которые присущи главному персонажу: он силён, умён и честен.

На контрасте этих двух образов читателю открываются и такие черты, как эгоизм, равнодушие, а местами и жестокость характера.

Популярные сочинения

  • Сочинение Актер в произведении На дне (Образ и характеристика) Горького
    Пьеса «На дне» является одним из самых известных произведений Максима Горького. В ней описывается жизнь людей московской ночлежки. Изначально, по замыслам автора,
  • Сочинение Образ затерянного города в Грозе Островского
    Александр Николаевич Островский в своей пьесе «Гроза» указывает, что все события происходят в городе под названием Калинов. На первый взгляд вряд ли можно заметить в этом городе что-то необычное
  • Что такое литература — сочинение
    Литература — это один из видов искусства, которое объединяет такие художественные произведения как романы, повести, рассказы, стихотворения, поэмы и так далее

Дружба в жизни главного героя

Ни с кем из вышеперечисленных героев нельзя связать понятие о дружбе, однако это не означает, что Григорий недопонимает или недооценивает ее истинный смысл.

Общество обесценило настоящее значение слова «друг»: такое обращение можно услышать от абсолютно равнодушных и малознакомых людей, а иногда и потенциальных врагов.

В непростые жизненные периоды, как, например, после дуэли, главный герой очень жаждет кому-то излить душу, разделить с кем-то накопившиеся эмоции. Но неоднократно оступившись, он не позволяет себе привязываться к людям и доверять им. Он равнодушен к себе и своему окружению.

Равнодушие наблюдается не только по отношению к дружбе, но и в любви. Печорин нередко забывает о тех, кого когда-то к себе привязал. Все те, с кем его связывали романтические отношения, так и не стали ему родственными душами.

Понимание дружбы главным героем романа

Понятие дружба Печорин никак не связывает ни с Максим Максимычем, ни с Грушницким, ни с Вернером, ни с кем бы то ни было. Но значит ли это, что он не знает, не понимает истинного смысла слов «дружба», «друг»? Вслед за Лермонтовым, описывающим водяное общество, мы наблюдаем, насколько «в свете» обесценено понятие: «мой друг» – так обращаются друг к другу люди, совершенно равнодушные, или, более того, даже, как драгунский капитан, вовлекающие собеседника в свои подлые дела.

Печорин перед дуэлью обращается к Грушницкому со словами «мы были когда-то друзьями», давая возможность тому одуматься. А когда душевное напряжение достигает накала, герой «чувствовал необходимость излить свои мысли в дружеском разговоре». Но не с кем разделить дружбу главному герою – он, опираясь на жизненный опыт и убеждения, отвергает безоговорочно любую привязанность. Анализируя свои поступки и душевные переживания, становится равнодушным и к людям, и к себе.

Осмысливая прочитанное, приходишь к выводу, что такая тема, как дружба в романе «Герой нашего времени» Лермонтова, помогает глубже понять истинную суть характера Печорина и почувствовать его непреходящую современность. Эти размышления особенно актуальны для учащихся 9 классов при написании сочинения на тему «Дружба в жизни Печорина».

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

Другие произведения Лермонтова

Не всем известно, что у великого русского классика есть близкие по сюжету к «Герою нашего времени» произведения. Эти книги помогают в большем объёме раскрыть характер Григория и тему дружбы в целом:

  1. «Княгиня Лиговская» — незаконченный роман Лермонтова, являющийся приквелом к «Герою нашего времени». В основе лежат любовные отношения Печорина и его конфликт с чиновником.
  2. «Два брата» — драма о предшественнике Печорина.
  3. «Кавказец» — очерк, написанный через год после психологического романа, типичная история из жизни кавказского мужчины.

Вывод после знакомства с романом «Герой нашего времени» напрашивается сам собой и позволяет в полной мере понять, что значит любовь и дружба в жизни Печорина. Подобные умозаключения будут особенно актуальны для учеников при работе над сочинением по книге.

Возможность дружбы в жизни Печорина

Все персонажи «Героя нашего времени», с которыми сталкивается в романе Печорин, раскрывают нам новые и разные черты главного героя. Так, отношения с Максим Максимычем, Вернером, Грушницким выявляют его понимание дружеских, приятельских отношений. Возможна ли дружба в жизни Печорина, что думает и как понимает ее главный герой?

Каков смысл слова дружба? Значение слова не изменилось со времен Лермонтова. «Дружба, дружество, – читаем у В. Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка», – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении…»

Позиция Печорина

Герой позиционирует себя как циничной человек. Он гордится своими взглядами на жизнь, не чувствует угрызений совести, причиняя боль другим людям. Он превратился в нравственного калеку и полностью отдает себе в этом отечет. Печорин демонстративно отвергает любовь и дружбу. Он утверждает, что презирает женщин, чтобы не любить, он боится, что иначе его жизнь превратится в мелодраму. Он не понимает и не принимает дружбу, считая, что при настоящей дружбе один обязательно становится рабом второго.

В редкие минуты, когда Печорин слегка приоткрывает свою душу людям, он намекает на то, что его нужно жалеть. Герой видит, что причиняет боль другим людям, что из-за его прихотей ломаются судьбы, рушатся и заканчиваются жизнью. Окружающим он показывает безразличность к этому. Но так ли это на самом деле? Об этом читателю остается только догадываться.

Выбор Печорина

В любой ситуации человек способен самостоятельно выбирать как себя вести. Есть люди, которые долго сомневаются в своем решении. Но Печорин всегда тверд в своих взглядах. Его не смущает и не останавливает ничто, если он решил добиться какой-либо цели. Но его единственная цель – убить скуку. Любыми способами он пытается развлечься, не обращая внимания на сломанные судьбы. Но развлечения его носят жестокий и эгоистичный характер.

Любовь для него лишь пустой звук, и даже если он испытывает к девушке искреннюю симпатию (например, к Бэле), то она быстро надоедает ему. В некоторых же случаях он играет судьбами людей только из спортивного интереса (Мери и Грушницкий стали жертвами не его чувств, а его скуки).

И Печорин сам выбирает этот путь. Несмотря на то, что он вежлив и образован, умеет тактично держаться в общении с людьми, привлекает внимание девушек, в его душе живет бесчувственное чудовище. Именно это не дает герою почувствовать себя счастливым.

Неужели зло так привлекательно? Почему любят Печорина, если он приносит горе

Григорий Печорин — главный герой известного на весь мир психологического романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Его образ сложен и неоднозначен, таких литературных героев, как Григорий, принято анализировать, сравнивать и характеризовать не только в рамках литературных произведений, но и в историческом контексте.

Григорий Печорин стал своеобразным воплощением целого поколения людей 19 века, вокруг него было множество споров и обсуждений. Сам император и реакционные журналисты негативно отзывались и о произведении Лермонтова в целом, и о главном герое, предчувствуя в нем проявление тех самых революционных ноток, которых было так важно избежать. У широкой же публики появление еще одного героя из категории «лишних людей» вызвало неоднозначную реакцию. Кому-то Печорин был понятен, у кого-то вызывал отторжение как человек эгоистичный, злой и самодовольный.

Но почему для окружения самого Григория было так важно поддерживать с ним связь и находить общий язык? Что такого привлекательного в его образе? Для ответа на вопрос стоит обратиться к сюжету произведения «Герой нашего времени» и для начала вспомнить самые «плохие» поступки Печорина и охарактеризовать их.

Уже в главе «Бэла» Григорий Александрович проявляет свою натуру: он похищает девушку, насильно поселяет у себя, а ради самой авантюры крадет коня у Казбича и подставляет под удар еще совсем юного глупого Азамата, брата Бэлы. Даже смерть княжеской дочери не может разрушить ледяное спокойствие и апатию Печорина. На водах свою скуку Григорий пытается развеять соперничеством с Грушницким за сердце юной княжны Мери. Героя не волнуют последствия его поступков, он готов даже стать виновником любовной трагедии и психического расстройства Мери на фоне ее неразделенной любви к Печорину и смерти Грушницкого. Для Григория важны только его собственные интересы, что он вновь демонстрирует во взаимоотношениях с Верой. Он знает, что женщина по-прежнему любит его так сильно, что не может забыть даже несмотря на все страдания, который причинил ей Печорин. Но вместо того, чтобы перестать мучить ее, герой лишь усиливает страдания, вновь пытаясь возобновить с ней отношения.

Несомненно, Григорий Александрович понимает весь ужас своих действий, осознает, что заставляет людей страдать и сам изнемогает от своей душевной неполноценности и эгоизма (вспомним, что критик Г.В. Белинский охарактеризовал его как «страдающего эгоиста»). При этом герой ничего не может сделать со своей ущербностью, он сам задается вопросом что же притягивает к нему людей, хотя в глубине души осознает причины. Эти причины понимает и Вера, на что указывает в своем прощальном письме:

«Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому, чтоб ты был лучше их, о нет! Но в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно, ничей взор не обещает столько блаженства, никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном.»

Несмотря на то, что героиня дает объяснение только притягательности Григория для женского общества, частично ее слова верны и по отношению к приятелям Печорина: «никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами». Григорий умен, образован, смел, он является интересным собеседником, он азартен, а значит способен стать отличным сообщником и помощником для своих сотоварищей. Печорин умеет слушать и говорить, он способен быть независимым от общественного мнения, что привлекает к себе внимание и вызывает уважение к Григорию у людей, так или иначе похож на него.

Несомненно, Григория любят, но вся эта любовь обладает нездоровыми причинами и проявлениями, ранит тех, кто ее испытывает и либо стремительно гаснет после более близкого знакомства, либо перерастает в нечто пугающее и травмирующее, как в случае чувств Веры и Мери. Можно сказать, что Печорин действительно привлекателен для людей, но таким его делает вовсе не внутреннее зло, а те положительные качества, которые отчасти заглушают его.

Одиночество Печорина

Герой всячески старается показать окружающим, что он самодостаточен, что ему не нужны другие люди. Но в душе Печорин очень одинок. Он сам закрывает вход в свою душу, отвергая и любовь и друзей. Невероятная скука в его жизни, которую он пытается убить любыми способами, рождена именно тем, что герой закрылся от людей, оставив в кругу своих интересов только собственную персону. Печорин, возможно, мог бы любить людей, найти настоящую дружбу, искренне полюбить девушку. Но он сознательно отказывается от этих великих человеческих благ, выбирая одиночество.

Таким Печорина сделало общество. Он сам говорит об этом, беседую с Максимом Максимычем или Мери. Но в итоге Печорин стал личностью, закрывшей свою душу от всего доброго и хорошего, что могло бы в ней поселиться. Таких людей можно только пожалеть, ведь достичь счастья, имея такую циничную натуру просто невозможно. Каждый человек – хозяин своей жизни. Отказываясь от человеческих добродетелей, разучившись испытывать чувства искренне и длительно, Печорин самостоятельно обрекает себя на вечную скуку, одиночество и несчастье.

Данная статья поможет грамотно написать сочинение «Почему Печорин несчастлив», описать причины его цинизма, одиночества и непрерывной, съедающей душу скуки.

Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин

Роман «Герой нашего времени» был написан в 1840 году, во времена политической и общественной реакции, которая привела к появлению так называемого образа «лишнего человека». В. Г. Белинский утверждал, что главный герой произведения — Печорин — это Онегин своего времени. Печорин чувствует свое жизненное назначение, считая себя «необходимым действующим лицом всякого пятого акта». Он, как личность думающая и во многом талантливая, старается найти свое место в обществе, но все же обречен исторической действительностью на вечное

одиночество. Кроме того, одним из наиболее ярких качеств характера Григория Александровича является эгоцентризм, который также заставляет героя чувствовать себя одиноким.

Сталкивая Печорина сначала с «дикаркой» Бэлой, затем с «добрым» Максимом Максимычем, с «честными контрабандистами, Лермонтов неизменно показывает, что Печорин превосходит их, способен подчинить их своей воле или оказывается нравственно их благороднее. В «Фаталисте» Печорин сражается уже не с людьми, а с самой идеей судьбы, бросая ей вызов. Но все эти победы Печорина не приносят ему ни общественной чести, ни нравственного удовлетворения,

более того, разрушают его, каждый раз лишь усиливая одиночество героя.

Характер Печорина сложен и противоречив. Главный герой говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит себя в душе стариком». По мнению Белинского, Печорин, «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду». Но нигде герой не находит ни счастья, ни покоя. Причина подобного отношения к жизни — в самом обществе, которое построено на лицемерии и неискренности. «Узнав хорошо свет и пружины общества», Печорин «стал искусен в науке жизни», то есть научился скрывать истинные порывы своей души, лицемерить, перестал верить в искренность, любовь, дружбу. В итоге он превратился в одинокого и несчастного человека, несмотря на всю «внешнюю оживленность» его существования.

Печорин не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Этот герой не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, боится ответственности. Что ему остается? Только цинизм, критика и скука. В итоге Печорин погибает.

В своем романе Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.

Таким образом, Лермонтов утверждает, что причина одиночества героя лежит в обществе, которое сформировало Печорина таким, каким он был. Но, кроме того, в этом «повинны» и внутренние качества героя, который позволил среде сделать из него холодного и равнодушного игрока на поле жизни.

Многие писатели в своем творчестве ставили вопрос о цели существования, и доверяли своим литературным героям найти ответ на этот вопрос. Так, М. Ю. Лермонтов впервые в русской литературе вывел на страницы своего романа «Герой нашего времени» героя, который прямо ставил перед собой самые главные вопросы сознательного человеческого бытия — о цели и смысле жизни человека, о его назначении. Реакционные критики так же, как и Николай I, не нашли в романе ничего русского и говорили, что роман порочен и списан у западно-европейских романистов. После выхода романа в свет подобные критики создали легенду о том, что в Печорине Лермонтов изобразил самого себя. Познакомившись с этими критическими отзывами, Лермонтов нашел нужным написать предисловие ко второму изданию романа, в котором язвительно высмеял поп

Ытки поставить знак равенства между им и его героем. Он заявил, что «Герой нашего времени» — это портрет, составленный из пороков нашего поколения. Создавая этот портрет, Лермонтов высказал «едкие истины» о его эгоизме, бездействии, растрате сил на пустые занятия, о равнодушии к общественной жизни.

В повести «Княжна Мэри» Печорин рассказывает о само себе, раскрывает свою душу. Недаром, в предисловии сказано, что здесь перед нашими глазами предстанет история души человеческой. И здесь сильнее всего проявились особенности «Героя нашего времени» как психологического романа. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки. Здесь даны и разгадка его характера, и объяснение его поступков.

Печорин — жертва своего тяжелого времени. Но оправдывает ли Лермонтов его поступки? То, что мы узнаем о Печорине из его дневника, из рассказов других героев о нем, вызывает к нему двойственное чувство. Мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей. Нас отталкивает его равнодушие к людям, его неспособность к настоящей любви, дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Мы видим, что и сам он глубоко страдает. Характер Печорина сложен и противоречив. Он сам говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» Печорин принадлежит к тому типу лишних людей, для которых в окружающем их обществе нет ни места, ни дела.

Лермонтов ясно указывает на главную причину сделавшую Печорина и других мыслящих людей его времени несчастными. Причину он видел в «ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права…». Портрет Печорина свидетельствует о его усталости и холодности. Он равнодушен к своей судьбе, к своему прошлому. Его улыбку, прямо противоположную смыслу слов, не стоит воспринимать как иронию по отношению к Максим Максимычу. Печорин скорее иронизирует над собой, над безнадежностью своего положения, когда все его попытки вторжения в жизнь заканчиваются горьким итогом. Для Максим Максимыча все прошедшее мило, а для Печорина мучительно.

Печорин не знает другого способа пробуждения души, чем приобщение к страданиям, так его любовь никому не принесла счастья. Орудием казни он также и в отношениях с Верой, которую единственную любит, хоть и разлучен с нею. Отношения с ней подчеркивают, что Печорин, вопреки своему утверждению, способен «безумствовать под влиянием страсти». Перед нами человек, наделенный незаурядными качествами, человек огромной воли, и все же человек этот не нашел в своей жизни достойной нравственной цели, которая вела бы сквозь испытания по верному пути. Вместо этого незаурядность натуры Печорина несет только страдания окружающим, одновременно создавая еще большую пустоту в душе героя, не знающего, для какой цели он живет.

Добавим при этом, что таковы были молодые люди современного Лермонтову поколения, и обобщенный образ этого поколения, воплощенный в Печорине дает пищу для ума, заставляя задуматься об актуальности проблемы бесцельно проживаемых жизней. Подобно тому, как канул в Лету Печорин, чья смерть в дороге стала символом так и не обретенного жизненного пути, его конечного пункта, твердой цели, так каждый из нас может исчезнуть с лица земли, не оставив хоть сколько-нибудь значимого следа.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Герой нашего времени»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Герой нашего времени»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Герой нашего времени»
  • для самых любопытных — Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов
  • для самых крутых — Читать «Герой нашего времени» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16
  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Любовь в романе Герой нашего времени

Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – великое произведение классической литературы, в котором поднимаются важнейшие темы, актуальные во все времена. Тема любви – одна из ключевых в романе.

В жизни главного героя романа Григория Печорина помимо одиночества, долгих поисков себя и беспощадной игры с чужими судьбами были и такие многозначительные моменты, как знакомства с женщинами и любовь. В отношении к каждому из представленных образов в Печорине раскрываются новые черты характера, становятся ясны его тонкие грани душевного устройства, недостатки и положительные качества.

Ярким женским персонажем произведения становится юная дочь черкесского князя, ставшая жертвой в руках Григория. Бэла выросла в естественной среде, была необразованная, дикая, но имела чувство достоинства и гордости. Пылкая натура девушки сохраняла глубокие чувства надолго. Печорин придумывает план похищения Бэлы с обменом на удалого коня. Он делает это ради обретения собственного счастья с помощью женской любви. Открытая, искренняя любовь дикарки на миг растапливает холод души Печорина, но вскоре его чувства к ней остывают. Сильной любви к Бэле он не испытывает, а её эмоциями лишь пользуется. Судьба Бэлы трагична: она невинно погибает, но Печорин быстро переживает эту потерю, хотя сам остаётся виноватым в горе. Мимолётное увлечение черкешенкой говорит о таких чертах его характера, как безразличие к чувствам других, переменчивость и холодность души. Сам герой признаётся Максиму Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни… мне с нею скучно», как бы говоря о том, что любовь не приносит ему счастья, исцеления от тоски и разочарования.

К печальному концу приводят отношения Печорина со следующей героиней – княжной Мэри. Мэри представляет образ прекрасной и гордой аристократки, образованной и почитаемой в обществе личности. Печорин схож с ней своим социальным статусом: они оба являются светскими людьми.

Неопытность, молодость девушки позволяют ей быть обманутой Печориным в его игре с чувствами. Она становится центром внимания офицера Грушницкого, лицемерие и ухаживания которого не нравились Печорину. Тот решает влюбить в себя княжну с тем, чтобы досадить приятелю. Интригу с Мэри он затевает ради развлечения, получения новых эмоций и достижения личных целей – внимание публики будет отвлечено от его отношений с замужней женщиной Верой. Действуя знакомому плану, он получает в ответ расположение княжны и её открытую любовь. Она верит в его истории «страданий» и сочувствует трудной судьбе героя. В это время Печорин наслаждается обладанием молодой души и управлением её настроением. Вскоре он признаётся Мэри в его истинных намерениях. Он насмехался над её чувствами ради интереса и не намерен на ней жениться.

Данный женский образ показывает стремление Печорина властвовать над другими, сохраняя собственную свободу. Он играет с судьбами других людей по своим правилам, обрекая их на страдания и гибель. Именно в отношениях с Мэри проявляется наибольшая жестокость души офицера. Он предстаёт человеком, поглощённым эгоизмом и жаждой достижения своих целей, переступающим через чужие интересы.

Несмотря на множество отрицательных черт героя, он может перечеркнуть грань между эгоизмом и самопожертвованием и пойти на уступки. Это проявляется в его взаимоотношениях с Верой. Она была знакома с Григорием дольше всех и всегда понимала его с полуслова, принимая недостатки, не требуя ничего взамен. Перед Верой Печорин становится самим собой, и это делает его любовь к ней наиболее глубокой и сильной. Именно Вера становится женщиной, которую герой будет продолжать любить спустя годы после расставания.

Таким образом, отношения Печорина с женщинами раскрывают в нём новые черты, присущие его характеру. Тема любви в романе раскрыта многогранно.

Сочинение Любовь в Герое нашего времени

Одной из центральных тем в романе «Герой нашего времени» является любовь. В произведении несколько сюжетных линий любовных взаимоотношений Печорина с женщинами. Они помогают лучше узнать и понять характер главного героя.

Григорий Печорин – незаурядный человек. Он умён, красив, знает, как завоевать женское сердце, но вместе с тем – эгоистичен, жесток и не способен никого вокруг себя сделать счастливым. Доказательством этому являются отношения Печорина с тремя прекрасными героинями – Беллой, Верой и княжной Мери. Каждая из них прекрасна, но ни одна из них не станет для Григория единственной и на всю жизнь.

В повести «Белла» внимание Печорина привлекла своей необычностью прелестная горянка. Он похитил её из родного дома и постепенно завоевал доверие гордой девушки. Спустя непродолжительное время, Белла привязалась к русскому офицеру и полюбила его всей душой. Печорин, наоборот, добившись своего, потерял интерес к несчастной девушке. Своим поступком он сломал жизнь Белле, разлучив её с родными и лишив возможности устроить личную жизнь с человеком из своей среды. В итоге, жизнь девушки закончилась трагически, она погибла от рук соплеменника Казбича, который мечтал жениться на ней.

Ещё одна из героинь романа – княжна Мери. С ней Печорин познакомился на водах. Девушка умна и хороша собой, но больше всего Печорина в княжне привлекла надменность. Он решил для себя непременно добиться расположения княжны и только с одной целью, чтобы досадить своему приятелю Грушницкому, влюблённому в девушку. Печорину доставляет удовольствие управлять чужими судьбами и насмехаться над чувствами людей. Эта история тоже закончилась печально. Грушницкий погиб от рук Печорина на дуэли, а Мери, познав неудачный опыт первой любви, довела себя до нервного истощения.

Вера была самой большой любовью Печорина. Он знал её с давних пор.

Вера – единственный человек, который понимал Григория и принимал таким, как есть. Однако и с ней Печорин не связал себя узами брака, предпочтя свободу. Он случайно встретился с ней в Пятигорске. Вера приехала на отдых с мужем — богатым и влиятельным человеком. Это ещё больше подогрело интерес Печорина к ней. Слухи об их отношениях дошли до супруга Веры. Ничего серьёзного Григорий не предложил ей и на этот раз, только внёс разлад в семью любимой им женщины.

В итоге Печорин так и остался одиноким, и в этом виноват только он один. Из-за своего эгоизма герой не способен брать ответственность за жизнь другого человека. Для него свобода дороже любви.

СПАДИЛО.РУ

М. Ю. Лермонтов написал в 1840 году удивительное по своей уникальности произведение – социально-психологический роман «Герой нашего времени». Раскрывая особенности характера человека 30-х гг. 19 века, автор тонко раскрывает тему любви.
Судьба несколько раз сталкивает героя с замечательными женщинами, разными по воспитанию и социальному происхождению.

Естественная любовь

Первой мы видим Бэлу – юную черкешенку. Печорин похитил ее с помощью Азамата из собственного аула и пытался различными способами расположить к себе. Гордая девушка долго не принимала его любви, но в конце концов ответила взаимностью. Она была счастлива какое-то время, но вскоре Печорину наскучила ее нежность и ласка. Он начал избегать ее, стал задумчив и суров. Девушка затосковала. Вскоре Бэлу убивает Казбич. Смерть ее казалась неизбежной: если не от кинжала, так от глубокой тоски по любимому.

Светская любовь

Судьба другой девушки, встретившейся на пути Печорина, не менее трагична. С княжной Мэри он познакомился в Пятигорске. Она принадлежала к высшему свету, красивая, воспитанная и образованная. От скуки он начал ухаживать за ней, постепенно привязался, периодически скучал без ее общества. Он сам не понимал, что движет им – игра или реальные чувства. В пользу последних говорит его «исповедь», где он признается в своих грехах, а также чувство стыда, когда он говорил ей неправду в глаза. В какой-то момент Печорин понял, что душа его оживает, что он хочет чего-то большего, но все равно назло самому себе продолжал играть с княжной, доведя ее до нервного срыва.

Решив оставить в покое ее израненное сердце, он сказал Мэри, что все это время смеялся над ней. Так очередная история любви Печорина закончилась страданием.

Жертвенная любовь

Печорину важно иметь власть над любимой женщиной, других отношений он не приемлет. А для этого девушка должна жертвовать собой безусловно.

Такой женщиной в судьбе Григория становится Вера, давняя его любовь. Это единственный человек на всем белом свете, которого он неспособен обмануть. Имя Вера говорит само за себя – для Григория Александровича она была верой в лучшее будущее. Ее Печорин действительно ценил, потому что она понимала его полностью и умела прощать боль и страдания, которые он причинял. Однако он потерял и ее.

Все любовные романы Печорина закончились трагически: Бэла умерла, Мэри потеряла веру в настоящую любовь, Вера больна неизлечимой болезнью.

Виды любви

Я могу выделить три вида любви в романе М.Ю. Лермонтова: естественная (любовь Бэлы), светская (княжна Мэри) и жертвенная (Вера). Печорин ни в одной из них не нашел своего человеческого счастья. Он находится в бесконечных поисках чего-то, разрушая сам себя. В результате находит лишь трагическую гибель.

Сочинения по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Анализ «Герой нашего времени»
  • Образ (портрет) Печорина «Герой нашего времени»
  • Женские образы в романе «Герой нашего времени»
  • Тема дружбы в романе «Герой нашего времени»
  • Тема любви в романе «Герой нашего времени»

Вариант 2

Любовь занимает значительное место в творчестве каждого писателя, поэта, творца слова. Михаил Юрьевич Лермонтов не стал из ряда вон выходящим. Он написал произведение, которое отражало положение молодежи того периода, в который жил и творил Михаил Лермонтов. Этим творением пера Михаила Юрьевича является роман «Герой нашего времени». он представляет собою роман, который состоит из нескольких повестей-глав, каждая из которых –это полноценная история. При этом Лермонтов не стал ограничиваться лишь рассмотрением социальных проблем. Он рассмотрел проблему, на мой взгляд, еще более глобальную проблему человеческих чувств – проблему любви.

Главным героем является молодой человек из круга прогрессивной, умной молодежи, но не нужной. Это сделало время и власть, которая боялась бунтов и восстаний со стороны народа и молодых людей. На протяжении романа герой сталкивается с большим количеством проблем.

Тема любви не может развиваться только одним человеком. В ней всегда две стороны. Для Печорина это несколько девушек, с которыми он сталкивается поэтапно – Бэла, Мэри, Вера.

Первая, с кем Печорин разворачивает свои отношения перед читателем, это Бэла. Она кавказская девушка. Ее Григорий посчитал этакой «экзотической» дамочкой и обратил на нее свое внимание. Она отличалась от всех девушек, которые окружали Печорина в светском кругу. Потому он предложил ее брату сделку. Азамат согласился, даже не раздумывая долго. Он помог украсть коня Казбича, чем самым, вероятно обрек Бэлу на гибель. Печорин был эгоистичным, думал только о себе, своих интересах. Он любил девушку сначала. Но потом она стала ему неинтересна спустя некоторое время. А вот черкешенка его любила. На примере этих отношений автор показал любовь, подпитываемую эгоизмом.

Мэри. С этой девушкой герой познакомился на отдыхе. Ему не нравилось, что девушка сначала не обращала на него внимания. Он не любил Мэри, а вот девушка спустя время начала испытывать к нему чувства. Печорин, добившись своего, ранит сердце княжны своим безразличием, а потом вызывает своими поступками у нее только неприязнь и отвращение.

Единственная, кого Григорий когда-то по-настоящему любил – это Вера. С ней читатель знакомится в главе «Княжна Мэри». Но женщина замужем. Им не суждено быть вместе с Печориным. Он наказан за то, что когда-то ее не уберег. Муж увозит свою молодую супругу подальше от когдатошнего любовника.

Другие сочинения: ← Система образов в произведении Герой нашего времени↑ ЛермонтовТема любви в творчестве Лермонтова →

Любовь и женщины в жизни Печорина в романе

Печорин и княжна Мери.Художник В. А. Поляков

Любовь является одной из центральных тем в романе “Герой нашего времени” Лермонтова. Женщины и любовь в жизни Печорина играют особую, порой даже роковую роль. Григорий Печорин – молодой и привлекательный офицер.

Он вращается в светском обществе Петербурга, покоряя сердца хорошеньких аристократок. Печорин влюбляется сам и бывает любим.

Большинство возлюбленных Печорина – это женщины его круга, светские красавицы. Однако есть одно исключение – черкешенка Бэла. Бэла далеко не светская львица.

Напротив, она – настоящая “дикарка”, коренная жительница Кавказа.

В романе “Герой нашего времени” описано нескольких любовных историй Печорина. Ниже представлен список любовных отношений Печорина в хронологическом порядке.

Печорин в Петербурге

1. Увлечения ранней молодости в Петербурге

Очевидно, молодость Печорина в Петербурге протекает бурно и насыщено. В тексте упоминается о нескольких женщинах в его ранней молодости:

” …Я помню, одна меня полюбила за то, что я любил другую. Нет ничего парадоксальнее женского ума…” “…один раз, один только раз я любил женщину с твердой волей, которую никогда не мог победить… Мы расстались врагами…”
“…я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин…” (Грушницкий о Печорине)2. Отношения с Верой в Петербурге
За несколько лет до поездки на Кавказ Печорин встречает Веру. Вероятно, их встреча происходит на одном из светских вечеров в Петербурге. Печорин любит Веру, и она отвечает ему взаимностью. Они встречаются тайно, так как Вера замужем. В конце концов эти отношения заканчиваются разрывом.

Смотрите: Отношения Печорина и Веры
1. “Ундина” в Тамани
По пути на Кавказ Печорин оказывается в Тамани. Здесь он останавливается в доме бедняков, среди которых он замечает загадочную девушку-“ундину”. Печорин выясняет, что красавица является контрабандисткой.

Тем не менее он отправляется с ней на свидание. Оказавшись вдвоем в лодке с Печориными, девушка пытается его утопить. К счастью, ему удается спастись. В ту же ночь “ундина” покидает дом со своим возлюбленным-контрабандистом.

На этом история Печорина и “ундины” заканчивается.

Смотрите: Отношения Печорина и “ундины”2. Княжна Мери

Приехав в Пятигорск, Печорин знакомится здесь с юной княжной Мери. Печорин решает “волочиться” за Мери, чтобы развеять свою скуку. Княжна Мери в свою очередь всерьез влюбляется в Печорина. В конце концов он признается, что не собирается на ней жениться. На этом их отношения прекращаются.

Смотрите: Отношения Печорина и княжны Мери
3. Встречи с Верой на Кавказе
На Кавказе в Пятигорске Печорин снова встречает свою возлюбленную Веру, с которой у него были отношения в Петербурге. В Пятигорске Печорин и Вера снова тайно встречаются. В это же самое время Печорин ухаживает за княжной Мери.

Смотрите: Отношения Печорина и Веры

4. Бэла

После знакомства с княжной Мери и дуэли с Грушницким Печорин попадает на службу в крепость N. Здесь на местной свадьбе Печорин встречает молодую черкешенку Бэлу.

Печорин влюбляется в нее и крадет ее из дома. 4 месяца Бэла и Печорин живут счастливо, но со временем Печорин остывает к любимой и ему становится скучно.

Внезапно Бэлу похищает разбойник Казбич и смертельно ранит ее. Вскоре Бэла умирает.

Смотрите: Отношения Печорина и Бэлы

Отношение Печорина к женщинам

Отношение Печорина к женщинам довольно сложное и противоречивое. Конечно, он любит женщин. Он сам признается в этом в своем дневнике:“…

Некстати было бы мне говорить о них с такою злостью, – мне, который, кроме их, на свете ничего не любит, – мне, который всегда готов был им жертвовать спокойствием, честолюбием, жизнию…”

Печорин хорошо знает женщин.

Он знает все их недостатки и слабости. Он любит женщин даже сильнее, чем мужчины, которые женщин не понимают:

“…Женщины должны бы желать, чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости…”

Противоречивость Печорина в том, что он, любя женщин, совершенно не хочет жениться. Печорин боится потерять свою свободу. Мысли о женитьбе убивают в нем даже самую страстную любовь:
“…как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, – прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам…”
Печорин никогда не был рабом женщины, вероятно, потому что никогда не дорожил ни одной из своих возлюбленных:
“…я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь. Отчего это? – оттого ли что я никогда ничем очень не дорожу и что они ежеминутно боялись выпустить меня из рук?…”
Печорин признается, что не любит женщин с характером. Он считает, что женщинам не нужно иметь характер:
“…Надо признаться, что я точно не люблю женщин с характером: их ли это дело!..”
К сожалению, любовь не приносит счастья ни Печорину, ни его любимым женщинам. Всему виной его эгоизм и “развращенная душа”. Сам Печорин признает в этом:

“…Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия…”

Это были

  • Сочинение по произведению муму 5 класс
  • Сочинение по произведению море жуковского
  • Сочинение по произведению максима горького на дне
  • Сочинение по произведению левша
  • Сочинение по произведению леди макбет мценского уезда