Сочинение по произведению карамзина бедная лиза 8 класс

659 слов многие хотят верить в сказку. когда мы раскрываем книгу, знакомимся с сюжетом сказки и словно оказываемся в ином,

(659 слов) Многие хотят верить в сказку. Когда мы раскрываем книгу, знакомимся с сюжетом сказки и словно оказываемся в ином, волшебном мире, наполненном красками, звуками, чудесами, чистотой, ясностью и влекущей простотой. Такие произведения вызывают многозначные суждения, разные точки зрения: одни считают, что в этих творениях есть врачующий поток эмоций и чувств, другие уверены, что в них слишком много ненужной сентиментальности, фантастики, что слишком далеки они от реальности.

В условиях современности, где в мире преобладают практичность и прагматичность, наблюдается большой дефицит чувств и эмоций, благородных качеств, таких как доброта, сострадание, доверчивость, не до сантиментов и излишней чувствительности. Читатели, кажется, еще больше отдалились бы от старинных романтичных историй. Но в реальной жизни все обстоит иначе. Именно такая упрощенная практичность современности и приводит к появлению чего-то более интересного, чудесного, возвышенного, чем наша житейская реальность.

Повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза» и есть одно из таких прекрасных шедевров. Мы не перестаем ее читать, хоть в нынешнее время отношения между людьми намного изменились, стали другими нравы, мода, обычаи, но все так же между молодыми людьми возникают любовные чувства и вспыхивает страсть. И только от них самих зависит, будет ли любовь взаимной и счастливой или же окажется несчастной, губительной.

Содержание произведения «Бедная Лиза» — незатейливая, банальная история, которая слишком идеализирована, чтобы быть в реальной жизни. Словно в сказке, здесь нет слишком заметных граней различий между слоями общества, и возникает любовь между абсолютно разными по социальному положению людьми. Повесть имеет говорящее само за себя название. Лиза, бедная, юная крестьянка влюбляется в молодого человека из дворянского сословия и всецело отдается вспыхнувшему чувству, не задумываясь о последствиях.

Бедной девушка становится не только в социальном, но и в нравственном плане. Прекрасное чистое чувство – любовь, в итоге приводит к трагической развязке – гибели юной героини. Повесть создана Карамзиным в сентиментализме, очень много описаний чувств и эмоций героев, но произведение очень далеко от реальности. В нем мы видим, как реальная жизнь может воздействовать на людей.

Ветреный молодой человек, слабохарактерный и подверженный влиянию дурных привычек Эраст влюбился в Лизу. Он вел себя благородно, ухаживал за Лизой, и девушка его тоже полюбила. Слишком доверяя ему, она под влиянием любовной страсти отдалась Эрасту и, преступив законы нравственности, особо чтимые в крестьянской среде, стала его любовницей. Спустя время чувства Эраста к Лизе охладели. К сожалению, Лиза сама своей доверчивостью способствовала этому, дозволяя любимому слишком много. Девушка наскучила ему. Отправившись воевать, Эраст проигрывает все свои сбережения и, чтобы поправить свое состояние, решает сочетаться браком с богатой дамой. А Лиза, не пережив предательства, утопилась. Она совершила уход из жизни вопреки нравственным и религиозным законам.

Писатель не осуждает девушку и воздерживается от комментариев, от высказывания своей авторской точки зрения. Девушка оставила больную мать, понимая, что та не сможет жить без нее. Эраст тоже мог предположить, что Лиза, отвергнутая им, так поступит. И его оправдывает мучившее его всю жизнь чувство вины. Но автор осторожно выражает девушке-крестьянке сочувствие за то, что она не имеет законных прав на защиту в обществе и никакого уважения и сострадания в глазах высшего света. Для них она никто, человек второго сорта. Соблазнение крестьянки не служило причиной для скандала и поводом для порицания соблазнителя обществом. С девушкой благородного сословия, так бы не поступили. Это все понимал Эраст, потому и оказался столь безответственным.

Карамзин поднимает в своей повести проблему законной крестьянской защиты, и самая главная мысль произведения: «И крестьянки любить умеют!» То есть они тоже нуждаются в честном к ним отношении и в защите общества и закона.

Повесть Николая Карамзина – это, конечно же, любовная история. Она вымышлена, очень оторвана от реальности, слишком сентиментальна. Но она оставляет свой след в душе читателя, остается в его сердце проникновенной историей чистой, светлой и беззащитной любви.

Произведение имеет поучительный смысл, хотя не предполагает конкретных ответов на затронутые в нем вопросы. Проходит все больше времени, меняются законы общества, обычаи, мнения света и каждый читатель по-разному высказывает свое мнение о поступках героев – глупых, безответственных или невинных, слишком поспешных. Но однозначно можно утверждать то, что эта книга о любви, она для тех, кто любит или когда-то любил. Ведь в жизнь каждого человека рано или поздно приходит это трепетное чувство.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

: Молодой богатый дворянин влюбился в бедную крестьянку, соблазнил её, но, проиграв состояние, женился на богатой вдове. Крестьянка, не в силах пережить потерю возлюбленного, утопилась в пруду.

Деление пересказа на главы — условное.

Рассказчик вспоминает о бедной Лизе

Рассказчик хорошо знал окрестности Москвы, потому что любил бродить «без плана, без цели» по окрестностям города.

Рассказчик — чувстви­тельный романтик, любит природу.

Любимым его местом был холм с развалинами старинного монастыря. С одной стороны холма простиралась Москва, с другой — рощи и возделанные поля.

Рассказчик часто приходил к развалинам, размышлял о судьбах живших в монастыре монахов, рассматривал врата храма, украшенные религиозными сюжетами. Но чаще всего он вспоминал о бедной Лизе.

Сочинение по произведению карамзина бедная лиза 8 классЛиза — бедная девушка-крестьянка, 15 лет, очень красивая, добрая, честная, трудо­лю­бивая, наивная.

Бедная крестьянка Лиза

Недалеко от монастырской стены стояла бедная хижина. Когда-то в ней жила Лиза со старой матерью. Отец Лизы был зажиточным крестьянином, вёл трезвую жизнь и много работал. После его смерти Лиза с матерью не смогли поддерживать хозяйство, быстро обеднели и были вынуждены сдать землю внаём за небольшие деньги.

Вдова, доживавшая шестой десяток, тяжело перенесла смерть мужа, «ибо и крестьянки любить умеют». Проливая слёзы, она слабела с каждым днём и уже не могла работать. Чтобы прокормить себя и мать, Лиза ткала, вязала, собирала цветы и ягоды и продавала всё это в Москве.

Бог дал мне руки, чтобы работать, — говорила Лиза, — ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребёнком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою.

Девушка тоже скучала по отцу, но ради матери старалась казаться спокойной и весёлой. Вдова же мечтала найти для дочери хорошего мужа, чтобы после её смерти Лиза не осталась одна.

Встреча Лизы и Эраста

Весной, через два года после смерти отца, Лиза пошла в Москву продавать ландыши. На улице ей встретился молодой человек и предложил за букетик ландышей целый рубль: «прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля». Лиза отказалась и взяла за цветы их настоящую цену: пять копеек.

Тогда молодой человек пожелал покупать у Лизы все собранные ею цветы и узнал, где она живёт. На следующий день Лиза нарвала ландышей и снова пошла в Москву, но понравившегося ей молодого человека не встретила. Она не захотела продать цветы кому-то другому и в конце дня выбросила их в Москву-реку.

Вечером следующего дня молодой человек появился у дома Лизы. Он представился Эрастом, познакомился с матерью девушки и пришёлся ей по душе.

Сочинение по произведению карамзина бедная лиза 8 классЭра́ст — молодой и богатый дворянин, неглупый, добрый, но слабый и ветреный.

Эраст попросил, чтобы Лиза продавала свою работу только ему, и пообещал часто заходить. Когда он ушёл, вдова сказала, что хотела бы найти дочери такого же приятного и доброго жениха. Обе понимали, что дворянин никогда не женится на крестьянке.

Эраста же впечатлила красота Лизы. До сих пор он думал только о своём удовольствии, искал развлечений в светском обществе и часто скучал. Эрасту показалось, что он нашёл в девушке то, что давно искал, поэтому он решил на время покинуть свет.

Эраст признаётся Лизе в любви

Ночью Лиза спала плохо. Ещё до рассвета она встала и вышла к реке, покрытой туманом. Увидев молодого пастуха, Лиза пожалела, что это не Эраст, ведь тогда они могли бы быть вместе.

Тут к берегу в лодке подплыл Эраст, подошёл к Лизе, поцеловал её и признался в любви. Забыв о своей робости, девушка сказала, что тоже любит его.

Они сидели на траве, и так, что между ими оставалось не много места, — смотрели друг другу в глаза, говорили друг другу: «Люби меня!», и два часа показались им мигом.

Эраст попросил Лизу ничего не рассказывать матери, ведь «старые люди бывают подозрительны». Девушка обещала молчать.

Тайные встречи влюблённых

Теперь Лиза и Эраст каждый вечер встречались недалеко от дома девушки, у старого пруда, окружённого столетними дубами. Они обнимались, но объятия их были непорочны. Эраст восхищался «своей пастушкой» Лизой. Он с отвращением вспоминал «о презрительном сладострастии», собирался жить с девушкой как с сестрой и верил, что будет счастлив.

Лиза требовала, чтобы Эраст часто навещал её мать. Вдова всегда была рада ему и много рассказывала о своей молодости и о покойном муже, который умер у неё на руках. Эраст покупал Лизину работу, но лишних денег вдова у него не брала.

Лиза теряет невинность

Прошло несколько недель. Однажды на свидании Лиза сказала Эрасту, что за неё посватался сын богатого крестьянина из соседней деревни. Мать уговаривала её согласиться, но девушка отказала жениху. Эраст начал целовать Лизу и обещал после смерти вдовы взять её к себе.

Девушка бросилась в его объятия, «и в сей час надлежало погибнуть непорочности».

…она ничего не знала, ничего не подозревала, ничего не боялась — мрак вечера питал желания — ни одной звёздочки не сияло на небе — никакой луч не мог осветить заблуждения.

Началась гроза с сильным дождём, словно природа жалела о том, что Лиза потеряла невинность. Эраст проводил девушку до дома, уверив её в своей любви.

Влюблённые продолжали встречаться, но теперь Эрасту было мало невинных объятий, ему хотелось большего, а ведь «исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви». Лиза уже не была для него непорочным ангелом, которым он так восхищался. Платоническая любовь сменилась чувствами, которые были для Эраста не новы. Лиза уступала ему во всём. Она видела, что Эраст изменил своё отношение к ней, и боялась потерять его любовь.

Эраст уходит на войну

Однажды влюблённые не виделись пять дней. Появившись наконец, Эраст сказал, что должен идти на войну: так велит его честь. Эраст попрощался с вдовой. Старушке было жаль, что их добрый и красивый барин должен рисковать жизнью. Она выразила надежду, что к возвращению Эраста с войны Лиза выйдет замуж, и тогда барин сможет стать крёстным её детям.

На утренней заре влюблённые попрощались, и мир стал для Лизы унылым и печальным. Она скрывала от матери своё горе и плакала, уединившись в лесу.

Измена Эраста

Прошло около двух месяцев. Лиза отправилась в Москву, чтобы купить лекарство для матери, и вдруг увидела Эраста в великолепной карете. Карета завернула во двор, Эраст вышел, и девушка бросилась ему на шею.

Испуганный Эраст отвёл Лизу в свой кабинет, сказал, что помолвлен с другой, и выпроводил девушку, сунув ей в карман сто рублей. Эраст не обманул Лизу, он на самом деле побывал в армии, но не воевал там с врагом, а играл в карты и проиграл почти всё своё состояние. Чтобы расплатиться с долгами, Эрасту пришлось «жениться на пожилой богатой вдове, которая давно была влюблена в него».

Смерть бедной Лизы

Покинув дом Эраста, Лиза упала в обморок прямо на улице. Какая-то добрая женщина привела её в чувства, и Лиза «пошла, сама не зная куда». Она не заметила, как вышла из города и оказалась у старого пруда, где некогда встречалась с Эрастом. Оглядевшись, Лиза увидела соседскую девочку, попросила её передать вдове сто рублей, бросилась в пруд и утонула.

Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом.  Её погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на её могиле.

Услышав о страшной смерти дочери, бедная вдова тоже умерла, их хижина опустела. Эраст, узнав о гибели Лизы, так и не смог утешиться. Он считал себя убийцей и всю жизнь был несчастлив.

Послесловие рассказчика

Рассказчик познакомился с Эрастом за год до его смерти. Тот рассказал ему свою историю и отвёл на могилу бедной Лизы. Рассказчик часто сидел, «опершись о вместилище Лизина праха». Он размышлял о несчастной судьбе девушки и надеялся, что «теперь, может быть, они уже примирились».

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Контраст образов Лизы и Эраста, столкновение иллюзорного мира героя с реальным миром героини

Цели: — углублять представления о художественных методах, их отличительных особенностях;

     — развивать умение анализировать произведение, его героев;

     — учить определять отличительные черты эпохи, литературного направления в конкретном произведении;

     — совершенствовать навык создания связного высказывания аналитического характера;

     — проверить знания по теории литературы, по биографии и творчеству писателя;

     — формировать навыки исследовательской деятельности;

      — развивать умение строить схемы-опоры и связные высказывания на них основе;

     — обогащать знания о жанрах литературы;

     — совершенствовать умение выступать с докладом, сообщением;

     — воспитывать нравственные качества, умение сопереживать другим и понимать несовершенство человеческих отношений.

Оборудование: — портрет писателя,

             — иллюстрации к биографии и произведению Карамзина (приложение 1)

             — карточки для самостоятельной работы

                         — «Лента вопросов»

Ход урока

    І. Проверка домашнего задания.

 На этом этапе одновременно по разным заданиям работают все учащиеся.

1. Определение заслуг Карамзина.

    — На прошлом уроке мы познакомились с новым для вас писателем, узнали историю его жизни и творчества. А еще увидели памятник, который поставлен этому писателю в Ульяновске. Почему там и за что же Карамзин достоин быть увековеченным в камне – об этом готовит ответ один из вас.

    В ходе подготовки уч-ся составляет схему, по которой готовит связное высказывание, основные тезисы которого следующие: Карамзин — реформатор языка, первый журналист, популяризатор истории, просветитель, первый русский сентименталист.

 2. Создание статьи для литературной энциклопедии по «Бедной Лизе»

   Это задание у доски выполняет один из учащихся. По заполненной таблице учащийся строит высказывание в научном стиле

Данные для заполнения

Заполняет учащийся

Автор

Название

Время создания (век)

Литературное направление, к которому относится произведение

Род литературы, к которому относится произведение

Жанр

Главные герои

Тема

Идея

3. Самостоятельная работа для проверки знаний об изученных литературных направлениях (выполняется на специальных карточках)

 — Вам необходимо заполнить пустые графы таблицы, кратко формулируя характерные черты каждого из данных литературных направлений. Каждый из правильных ответов оценивается в 1 балл. Так вы можете получить максимальные 12 баллов.

А) самостоятельная работа учащихся по карточкам:

классицизм

Предмет сравнения

сентиментализм

Сфера интересов

Что было культом

Роль литературы

Отношение к норме

Как изображались герои

Ведущие жанры

Б) коллективная проверка (к тому моменту работы сданы): называние соотнесенных пар (приложение 2)

В) обобщающая беседа по литературным направлениям

   — Сходств или отличий больше между этими двумя направлениями?

   — Можно ли сентиментализм назвать шагом вперед в литературе?

   — Почему?

   — Действительно, сентиментализм с его культом чувств, интересом к личности человека, миру его переживаний и эмоций был настоящим открытием для читающей публики. Другое дело, что Карамзину, первому создавшее сентиментальное произведение, не побоявшемуся непонимания публики, возможного неприятия повести читателями, необходима была настоящая смелость. Так что и за это тоже писатель имеет право быть увековеченным в памятниках.

  ІІ. Работа по теме урока

  1. Характеристика сюжета повести

  А) анализ ответа-статьи для литературной энциклопедии по «Бедной Лизе»;

  Б) определение необходимых признаков исходя из родовой принадлежности произведения

— Что позволяет отнести произведение к эпосу?

— Какие еще, кроме повести, знаете жанры?

— Что позволяет определять «Бедную Лизу» как повесть?

  В) формулировка сюжета повести 1 предложением

(Богатый дворянин соблазнил бедную крестьянку и бросил, а она утопилась)

— Можно еще короче: повесть о несчастной любви. Для современной литературы сюжет совсем не оригинален, и нам, читателям из 21 века, все кажется понятным и простым. Но действительно ли все понятно?

   2. Групповая работа по проблемным вопросам

   Вывешивается лента вопросов (их последовательное решение позволяет проанализировать произведение в целом), учащиеся, поделенные на группы, выбирают определенный вопрос, обсуждают его, создавая связное высказывание-рассуждение.

Почему автор выбрал для Лизы-крестьянки средством существования продажу цветов?

Почему Эраст полюбил Лизу?

Почему Лиза полюбила Эраста?

Почему Эраст бросил Лизу?

Почему Лиза утопилась?

Почему автор не осуждает героев?

 В своих ответах учащиеся цитируют повесть, отвечают на вопросы, которые по ходу их ответа задают одноклассники или учитель:

— Каков настоящий крестьянский труд?

— Что знает Лиза про Эраста?

— Почему Эраст удерживает Лизу от откровенности с матерью?

— Можно ли Эраста назвать обманщиком?

— Как Лиза могла совершить грех самоубийства?

— Кто и что может осудить в совершенном Лизой?

  3. Определение роли цветов в повести.

   А) выдвижение гипотезы о выборе писателем именно ландыша для Лизы;

   Б) слушание докладчика по теме «Легенды о ландышах» (приложение 3).

   В) формулировка вывода: для Карамзина ландыши – символ чистоты, искренности, настоящей любви, истинных чувств.

4. Характеристика конфликта в повести

А) актуализация знаний

— Подберите синоним к этому понятию (спор, несогласие, столкновение).Нарисуйте его

— Для какого рода литературы конфликт обязателен?

— Приведите примеры конфликтов из изученных произведений (Прометей и Зевс, Дубровский и Троекуров, Ассоль и жители городка)

Б) определение сути конфликта

— Обычно конфликт выражается в словесных стычках, в каких-то поступках-столкновениях. Но ведь герои Карамзина не выясняют отношения, не пытаются в чем-то убедить друг друга. Где же конфликт?

Ответьте на вопросы, характеризуя героев:

 Где живет? Чем живет? Как живет?

У учащихся в тетради получится схема:

— Почему же мир Эраста назван иллюзией?

— Могли ли герои быть вместе? Почему?

5. Анализ отношения современников к повести Карамзина

А) выступление докладчика (приложение 4)

Б) работа по эпиграммам

— Послушайте эти стихи и объясните:

1) Что такое эпиграмма, а это действительно она.

2) В чем обвиняли писателя некоторые современники?

Ну можно ль поступать безбожнее и хуже:

Влюбиться в сорванца и утопиться в луже?

    Здесь в воду бросилась Эрастова невеста –

    Топитесь, девушки, в пруду довольно места.

ІІІ. Подведение итогов урока

— Продолжите фразу Карамзина: «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно … (иметь доброе, нежное сердце, если он хочет стать другом и любимцем души нашей»)

— Как эти слова характеризуют самого писателя?

— Почему эта повесть, написанная еще в 1792 году, до сих пор находит своих читателей?

  Домашнее задание:

Словесное рисование героя.

— Какой была Лиза, нам изобразил О.Кипренский. А каким был Эраст, необходимо изобразить вам.

Приложение 1

[Памятник Н.М. Карамзину в Ульяновске. 1844.]  Памятник писателю в Ульяновске

 Вид Симонова монастыря

                      О.Кипренский Бедная Лиза

Приложение 2

классицизм

Предмет сравнения

сентиментализм

Общественная жизнь

Сфера интересов

Частная жизнь

Разум

Что было культом

чувства

Поучать. воспитывать

Роль литературы

Пробуждать лучшие чувства. сострадать

Строгие правила, обязательность нормы

Отношение к норме

Отсутствие правил

Однозначный характер,

Внешние характеристики, изображение поступков

Как изображались герои

Неоднозначный характер, внимание к внутреннему миру, переживаниям, мыслям

Ода, комедия, трагедия

Ведущие жанры

Повесть, дневник, письма, песня

Приложение 3

Легенды о Ландышах

 Существует немало легенд о происхождении ландыша. Древние римляне считали, что ландыш — это капельки душистого пота богини охоты Дианы, падавшие на траву, когда она убегала от влюбленного в нее Фавна. В Англии рассказывали, что ландыши растут в лесу на тех местах, где сказочный богатырь Леонард победил страшного дракона. В других легендах говорится, что ландыши выросли из бусинок рассыпавшегося ожерелья Белоснежки или что это — фонарики гномов. На Руси цветок связан с именами Садко, Любавы и Волховы. Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши — символ чистоты, девичьей любви и грусти.

 Ранней весной в тенистых уголках леса между двумя большими листами появляется стебелек, усыпанный нежными, белыми жемчужинами, благоухающими неповторимо-нежным ароматом. Из всех цветов им, кажется, повезло в «моральном» плане больше других. Ведь у ландыша всегда был и пока остается один и тот же неизменный символ — чистоты, нежности, верности, любви. Действительно, сколько есть пышных цветов, но именно ландыш считали древние германцы и скандинавы цветком богини восходящего солнца. И когда в честь этой богини устраивали праздники, все вокруг украшали ландышами. Парни и девушки собирались на околицах, разжигали костры и танцевали до тех пор, пока цветы в руках не увядали. Тогда они бросали их в костер, принося в жертву богине.

 После цветения ландышей на месте осыпавшихся лепестков появляется крупная красная ягодка. И о ней тоже существует легенда. Весна наделила юношу по имени Ландыш любовью к жизни, и он всегда благодарил ее теплыми, ласковыми словами. Весна полюбила Ландыша, но ненадолго. Вечно молодая, она очень непоседлива. Всю свою жизнь путешествуя с юга на север, она не находит себе покоя и, рассыпая всем ласки, ни с кем долго не задерживается. Мимоходом она приласкала и Ландыша. Однако вскоре ушла и оставила весенний цветок жаркому лету. Юноша Ландыш так плакал о покинувшей его любимой Весне, что слезы превратились в белые цветочки, а кровь сердца окрасила ягоды.

 В христианстве ландыш считается цветком Богородицы. По поверью, Царица небесная, окруженная венцом из блестящих белоснежных ландышей, светлыми лунными ночами является иногда тем, кому готовит какую-нибудь радость или неожиданную удачу. Существует еще одна христианская легенда, которая рассказывает, что ландыш возник из слез Богородицы. Слезы превращались в прекрасные цветы в тот момент, когда она стояла у креста, на котором был распят Иисус.

Приложение 4

Примерное сообщение ученика об отношении современников к творчеству Карамзина

 Подлинная литературная слава пришла к Карамзину после публикации повести «Бедная Лиза» (Московский журнал. 1792 г.). Показателем принципиального новаторства Карамзина и того литературного потрясения, каким явилась его повесть для русской художественной прозы, стала волна подражаний, захлестнувшая русскую литературу на рубеже XVIII—XIX вв. Одна за другой появляются повести, варьирующие карамзинский сюжет: «Бедная Маша» А. Измайлова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Даша, деревенская девушка» П. Львова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора, «Прекрасная Татьяна» В. Измайлова, «История бедной Марьи»

Н.Брусилова и т.д.

 Еще более убедительным доказательством переворота, совершенного карамзинской повестью в литературе и читательском сознании, стало то, что литературный сюжет повести был воспринят русским читателем как сюжет жизненно достоверный и реальный, а ее герои — как реальные люди. После публикации повести вошли в моду прогулки в окрестностях Симонова монастыря, где Карамзин поселил свою героиню, и к пруду, в который она бросилась и который получил название «Лизина пруда». Как точно заметил В. Н. Топоров, определяя место карамзинской повести в эволюционном ряду русской литературы, «впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь» [12].

 Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сентименталистский сюжет о любви представителей разных сословий: ее герои — дворянин Эраст и крестьянка Лиза — не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни. Глубокий социальный корень сюжета воплощен в повести Карамзина на своем самом внешнем уровне, как нравственный конфликт «прекрасной душою и телом» (1, 620) Лизы и Эраста — «довольно богатого дворянина с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным» (1, 610). И, конечно, одной из причин потрясения, произведенного повестью Карамзина в литературе и читательском сознании, было то, что Карамзин первым из русских писателей, обращавшихся к теме неравной любви, решился развязать свою повесть так, как подобный конфликт скорее всего разрешился бы в реальных условиях русской жизни: гибелью героини.

 Однако новшества литературной манеры Карамзина этим не исчерпываются. Сам образный строй повести, манера повествования и угол зрения, под которым автор заставляет своих читателей смотреть на повествуемый, им сюжет, отмечены печатью яркого литературного новаторства. Повесть «Бедная Лиза» начинается со своеобразной музыкальной интродукции — описания окрестностей Симонова монастыря, сопряженных в ассоциативной памяти автора-повествователя с «воспоминанием о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы» (1, 606).

 В своем эстетическом единстве три центральных образа повести — автор-рассказчик, бедная Лиза и Эраст — с невиданной для русской литературы полнотой реализовали сентименталистскую концепцию личности, ценной своими внесословными нравственными достоинствами, чувствительной и сложной. Каждый герой обладает всем комплексом этих признаков, но имеет и свою собственную доминанту. Основным носителем категории чувствительности является автор—рассказчик. С образом бедной Лизы соединяется идея внесословной ценности человеческой личности, — кстати, именно с этой идеей связан единственный случай прямой авторской декларации в повести — «ибо и крестьянки любить умеют!» (1, 607). Наконец, Эраст является воплощением сложности и противоречивости человеческой натуры в сочетании своих субъективных качеств («добрый от природы, но слабый и ветреный»), объективной вины перед Лизой и столь же объективной невиновности поскольку он, так же, как и Лиза, является жертвой обстоятельств, не дающих из сложившейся ситуации никакого выхода кроме трагедии. Такое последовательное воплощение сентиментальной идеологии в безупречно художественной форме и новаторской поэтике сделало повесть Карамзина «Бедная Лиза» не только эстетическим манифестом русского сентиментализма [18], но и подлинной родиной русской художественной прозы.

08.12.2021.

Русский язык.

Тема. Понятие о
сложноподчинённом предложении. Строение сложноподчинённого предложения: главная
и придаточная часть, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое).

— сделать запись в тетрадь(дата,тема); 

— изучить ТМ *18;

— вып. упр. 84.стр. 53.

ДЗ:  изучить ТМ *18,19; вып. упр. 87,стр.57

19.11.2021.

Литература.

Тема. Из русской литературы XIX века.
В.А.Жуковский,  А.С.Грибоедов. 

1. Россия в первой половине XIX
века. Отечественная война 1812 года. 

2. Движение декабристов. 

3. Литература первой
половины XIX века. 

4. Возникновение романтизма. 

5. Зарождение реализма и профессиональной
русской критической мысли. 

— сделать запись в тетрадь (дата, тема,вопр. 1-5);

— ознакомиться с материалом видео,перейти по ссылке

ДЗ: изучить материал учебника стр.106-113; сделать конспект «Поэзия ХIX века»

19.11.2021.

Литература.

Тема. Для внеклассного и семейного чтения. 

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в
Москву» (обзор).

— сделать запись в тетрадь(дата,тема); 

— изучить материал презентации,перейти по ссылке

Словарная работа.

-понятие ОЧЕРК(записать в тетрадь(см презентацию))

Тезисный план.

— составить и записать в тетрадь, используя материал презентации.

ДЗ: изучить материал учебника стр.68-74.

18.11.2021.

Литература.

Тема. Контрольная работа. Сочинение .

Цель: проверить уровень сформированности навыков написания сочинения по произведению Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»; проверить умение учащихся логически рассуждать, характеризовать и сопоставлять образы главных героев, самостоятельно делать выводы; проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся; развитие письменной связной речи; воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Темы сочинений

1.Образ Лизы в повести Н.Карамзина «Бедная Лиза».

2. Эраст — злодей или коварный соблазнитель?.

3. Повесть Н.Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателя.

!!! НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

-сделать запись в рабочей тетради( дата,КР, сочинение,ТЕМА);

— аккуратно оформлять записи!

!!! сделать фото КС, отправить lararakitova@mail.ru

18.11.2021.

Русский язык.

Тема. Сложносочинённые
предложения с соединительными союзами.

1.Обобщить изученное.

Смысловые
отношения между частями сложносочинённого предложения и способы их выражения.

— ознакомиться с материалом видео,перейти по ссылке

2. Актуализация знаний

— изучить ТМ *12,13, стр. 37- 40;

— вып.упр.63(1,2),стр.40.

ДЗ: знать ТМ ТМ *12,13; вып упр. 62,стр.38. 

!!! сделать фото ДЗ, отправить lararakitova@mail.ru

17.11.2021.

Русский язык.

Тема. Понятие о
сложносочинённом предложении. 
Интонация
сложносочинённого предложения.

— сделать запись в тетрадь(дата, тема).

Актуализация знаний.

— ознакомиться с материалом видео,перейти по ссылке

— изучить ТМ *11,стр.36-37;

— вып.упр.60,стр.37.

ДЗ: знать ТМ *11; выписать из текстов художественных произведений 6 ССП( указать автора и название произведения; графически показать грамматическую основу и сочинительный союз)

!!! сделать фото ДЗ, отправить lararakitova@mail.ru

16.11.2021.

Тема.  Контрольная работа. Сочинение.

— сделать запись в рабочей тетради!!!(дата,КР,СОЧИНЕНИЕ,ТЕМА сочинения)

!!! АККУРАТНО оформлять записи.

1. ТЕМЫ сочинений (сделай выбор)

Что такое самовоспитание?

Милосердие-черта русского характера.

Выбор жизненного пути.

В жизни всегда есть место подвигу.

2. АЛГОРИТМ написания.

Композиция сочинения.

1. Тезис (ОБЯЗАТЕЛЬНО! использование крылатых выражений или высказываний известных людей; формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней)

2. Аргументация( доводы из жизненного опыта):

    а) аргумент-пример №1;

    б) аргумент-пример №2…

3. Вывод.

!!! написать КС

!!! (сделать фото КС, отправить lararakitova@mail.ru)

15.11.2021.

Тема. Новые иноязычные
заимствования в современном русском языке.

— сделать запись в тетрадь(дата, тема);

— изучить теоретический материал *5,6(стр.31- 41);

— РАЗМЫШЛЯЕМ! выполнить упр.39(УСТНО),стр.31-32; упр.41,стр.33(УСТНО).

-ОПРЕДЕЛИТЬ значение иностранных слов упр.49,стр.37(УСТНО).

ДЗ: изучить ТМ *5,6; ПИСЬМЕННО! выполнить упр.56,стр.41. 

!!! (сделать фото ДЗ, отправить lararakitova@mail.ru)

Литература.

Тема. Контрольная работа. 

Развернутый ответ на
проблемный вопрос.

ПАМЯТКА

1. Письменный аргументированный развернутый ответ на проблемный вопрос небольшого объема — одна из самых распространенных форм контроля на уроках литературы. 

2. ОШИБКИ обучающихся: зачастую рассуждают поверхностно, упрощенно понимают вопрос, подменяют анализ текста пересказом, искажают проблематику произведения, не умеют аргументировать свои утверждения.

3. Выполняя задание, необходимо дать связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

4. Раскрыть собственное видение проблемы, опираясь на позицию автора произведения, то есть провести анализ текста, обобщить результаты наблюдения и с их помощью раскрыть проблему. 

5. Вопрос в задании содержит скрытую проблему, которую необходимо выявить и сформулировать самостоятельно.

6. При проверке такой работы оценивается, дан ли прямой связный ответ на вопрос с опорой на авторскую позицию; приведена ли аргументация сформулированных тезисов; основаны ли аргументы на анализе текста; нет ли подмены анализа пересказом; есть ли фактические ошибки и неточности.

6. Требуется построить ответ как текст-рассуждение, соблюдая его традиционную композицию: тезис (прямой ответ на вопрос) — доказательства (суждения, основанные на анализе текста и понимании авторской позиции) — вывод.

— сделать запись в рабочей тетради!!!(дата,КР, РОВ и проблемный вопрос)

!!! АККУРАТНО оформлять записи.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Как Вы понимаете значение слов Н.М. Карамзина: » И крестьянки любить умеют»?

!!! (сделать фото , отправить lararakitova@mail.ru)

12.11.2021.

Литература.

Тема. Н.М.Карамзин.  «Бедная Лиза». 

1. Внимание
писателя к внутреннему миру героини. 

2. Новые черты русской литературы.

— сделать запись в тетрадь(дата, тема,вопр. 1-2)

ОБОБЩИТЬ знания.

Сентиментализм как литературное направление.

— ознакомиться с материалом видео,перейти по ссылке

ПРОВЕРЬ себя!

— изучить материал презентации,перейти по ссылке

ДЗ: см. презентация (писменный ответ на вопрос » Какие чувства вызвала повесть Н.М.Карамзина  «Бедная Лиза»).

!!! (сделать фото ДЗ, отправить lararakitova@mail.ru)

11.11.2021.

Литература.

Тема. Н.М.Карамзин. 

1.Слово о писателе. 

2.Повесть «Бедная
Лиза».

3. Утверждение
общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». 

4.Главные герои повести. 

5. ТЛ Сентиментализм. 

— сделать запись в тетрадь(дата, тема,вопр. 1-5.);

— изучить материал учебника стр.75-85;

— закрепить материал,перейти по ссылке

ДЗ: читать Н.М. «Бедная Лиза»(учебник).

11.11.2021.

Русский язык.

Тема. Развитие речи . Речевой акт и его разновидности. Публичная речь. Особенности строения устного и письменного пуб­лицистического
высказывания.

— сделать запись в тетрадь (дата, тема)

1. Изучить материал презентации.

— перейти по ссылке

2. Сделать конспект(см.презентация)

Вопросы (по слайдам)

— особенности публичной речи;

— составление плана.

!!! (сделать фото, отправить lararakitova@mail.ru)

10.11.2021.

Русский язык.

Тема. Разделительные
и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Авторская пунктуация. 
Интонация
сложного предложения.

— сделать запись в тетрадь(дата, тема);

-изучить материал учебника *9-10,стр.30-34

ыполнить упр.55, стр 32( списать текст, вып.задания).

ДЗ: *9-10, ТМ; вып. упр. 58 (выписать только СП, подчеркнуть грамматические основы) стр.35.

!!! (сделать фото ДЗ, отправить lararakitova@mail.ru)

09.11.2021.

Русский язык.

Тема. Союзные
(сочинительные, подчинительные) сложные предложения и бессоюзные предложения.

1. Систематизируем знания

— ознакомиться с материалом видео,перейти по ссылке

— сделать запись в тетрадь(дата, тема);

2. Изучить материал учебника *8,стр.27-29

3. Выполнить упр.48, стр 28-29

ДЗ: *8, ТМ; вып. упр. 51, стр.29.

!!! (сделать фото ДЗ, отправить lararakitova@mail.ru)

08.11.2021.

РОДНАЯ русская литература.

Тема. М. И.
Цветаева. «Генералам двенадцатого года».И. И. Лажечников. «Новобранец 1812
года» (фрагмент).

— сделать запись в тетрадь(дата, тема);

— изучить теоретический материал стр.22- 31;

1.И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).

— стр.21-28 чит,пересказывать,отв. на вопр.1-5.

2. М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года»

— стр.29-31, выразит.чт.;

-стр.31, отв на вопр.1-6.

ДЗ: развернутый ответ на вопрос(ПИСЬМЕННО) вопрос 4,стр.28.

!!! (сделать фото, отправить lararakitova@mail.ru)

08.11.2021.

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Карамзин

Наверное, нет такого человека, который бы не читал Карамзина. Он начал писать еще в эпоху сентиментализма. Но больше всего восхищение приходит после прочтения повести «Бедная Лиза». Здесь словно описываются все события, которые творились в это время. И на первый план выставлены чувства обычных людей, а потом уже разум. Кроме этого автор подчеркивает, что у каждого из героев имеется богатый внутренний мир.

Главными героями стала обычная девушка по имени Лиза и молодой и очень красивый дворянин по имени Эраст. Карамзин никогда не признавал любовь между дворянином и крестьянкой. И здесь затрагивается момент выбора между чувствами, которые вспыхнули между людьми и материальными ценностями, которых он мог лишиться, выбрав неправильный путь. Также автор старается объяснить, что независимо от сословий и чинов, если вы совершили ошибку, то будьте любезны, ее самостоятельно исправить и при этом никому не навредить. А вот Эраст решил, что жить в достатке и богатстве намного лучше, чем жить с любимой девушкой. Сначала он некоторое время пользовался девушкой, пока она ему была нужна, а потом в нужный момент решил бросить ее и жить дальше. А что будет с ней, он не подумал.

У Лизы большое и доброе сердце. Она никому никогда не сделала плохо, и даже если кому-то потребуется помощь, то девушка первая готова пойти и помочь всем, чем только сможет. Кроме этого она даже не ожидала, что мир так быстро поменяется и станет совсем другим и чужим для нее. А ведь к такому миру она оказалась не готова. И тогда она решает просто жить по зову своего сердца и что оно ей подскажет, то и будет делать. А когда встретила Эраста, то забыла про все на свете, ведь сразу же в него влюбилась. И верила, что любовь взаимна, а ведь ее очень легко обмануть. Вот эта доверчивость и сгубила девушку.

А ведь у Эраста имеются совсем другие ценности и они никак не схожи с ценностями девушки. Постепенно он разрушает ее. Сначала он дает ложные обещания, в которые девушка сразу же поверила, а потом просто ни одно из них не выполнил. От любви девушка не знает что делает и как поступает и совсем перестает слушать свое сердце. И в итоге девушка больше не хочет жить с такой обидой и горечью, да к тому же это была ее первая любовь.

Мир становится жестоким и несет людям только одни несчастья и беды.

Произведение построено на любви двух человек, вот только любила, по сути, здесь только одна Лиза, а мужчина этим умело пользовался и играл на ее чувствах.

Вариант 2

Николай Михайлович Карамзин внес выдающийся вклад в литературное развитие своей родины конца 18 века. После путешествий за границу, писатель приезжает в Россию, и во время отдыха на даче у своего друга начинает воплощать в жизнь свое новое произведение. Природа для писателя имела колоссальную ценность, он искренне любил ее и часто выезжал на природу, чтобы почитать любимые книги и окунуться в размышления.

В 1792 году повесть «Бедная Лиза» была выпущена в «Московском журнале». Данное произведение принесло автору безмерную знаменитость. Главными персонажами являются бедная девушка Лизы и дворянина Эраста, которые по-разному относятся к чувству любви.

Лиза — простая сельская девушка. Отец умер, когда она была еще ребенком, мать болеет и чтобы прокормить семью соглашалась на любую работу. Видит в людях только хорошее и позитивное, действует по зову сердца. Чувства Лизы вполне понятны для читателя, для нее счастье это любовь и она слепо верит в это чувство.

Мать Лизы — хорошая и мудрая женщина, которая мучительно перенесла смерть мужа. Однако ее радостью осталась дочь, которую она хотела выдать замуж за порядочного молодого человека.

Эраст — безбедный дворянин. Сначала Эраст хотел влюбиться так же как герои романов, однако впоследствии понял, что не способен жить любовью. Жизнь в городе, полна роскоши и разврата уничтожает напрочь духовную любовь в нем, тем самым открыв только плотское влечение. У него порочный образ жизни, он очень непостоянный и избалованный. Влюбляется в Лизу, даже не думаю о том, что она из бедной семьи, однако, ему не удалось преодолеть трудности в этой любви.

Как выразился сам автор, данная повесть это — «сказка довольна нехитрая». Сюжет действительно очень прост. Это история любви небогатой девушки из провинции и богатого парня из высшего общества. Молодые люди познакомились на базаре, где Лиза продавала ландыши, она сразу приглянулась Эрасту и он подошел купить цветы и познакомиться. Уже скоро они начали встречаться, но недолго юноша увлекался красотой своей девушки и быстро нашел ей замену. Узнав об этом, Лиза кончает жизнь самоубийством, утопившись. Эраст считает это своей виной и жалеет о своем поступке всю жизнь.

Следовательно, ведущая идея повести заключается в том, что не нужно бояться чувств, а нужно любить, сочувствовать. Повесть дает возможность научиться чему-то на чужих ошибках, быть чуткими по отношению к другим людям. Конфликт любви и эгоизма — актуальная тема, так как каждый по крайней мере раз в жизни испытывал неразделенные чувства, или пережил измену.

Сочинение: Образ Бедной Лизы Карамзина

(352 слова)

Сентиментализм – своеобразная революция в литературе, именно он внес в повествование психологизм, внимание к душе героев. В России видным представителем сентиментализма являлся Н. М. Карамзин, который написал в 1792 году повесть «Бедная Лиза».

Главная героиня Лиза – бедная крестьянка, живущая вместе с больной матерью. Ее отец умер, девушка обеспечивала себя и мать собственными трудами (продавала холсты, чулки, цветы и ягоды). Девушка была красивая, добрая, благодарная. Это видно из ее трепетной заботы о родительнице:

ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою

Образ Лизы олицетворяет гармонию с собой, с окружающим миром. Ее душа спокойна… Была до роковой встречи с Эрастом… Нет, автор не считает любовь, как таковую, разрушительной силой. Но его героиня олицетворяет собой природу в ее простоте и настоящем благородстве, идущем изнутри, а Эраст – символ города и цивилизации, разрушающих мирную гармонию. Девушка отдалась своим чувствам, растворилась в любимом, ей даже было неважно то, что им нельзя быть вместе (он дворянин, а она крестьянка). Однако для ее избранника она — лишь новое впечатление. Пресытившийся светским развратом герой был покорен ее непорочностью. Но она не совместима с любовью, и, в конце концов, с непорочностью была утрачена новизна. Возлюбленный скрылся, потом оказалось, что он женится по расчету. Покинутая и совращенная им женщина, несмотря на свою заботу о матери, любовь к природе, птичкам и цветам, не смогла жить после предательства и утопилась. Юноша позже считал себя убийцей, так оно и было.

Несмотря на чуткую, ранимую душу и тонкую душевную организацию, характеристикой Лизы является именно сила духа: она без жалоб переносила потерю отца, бедность и безнадежность своих отношений с Эрастом. Также стоит заметить ее честность: девушка ничего не утаивает от матушки (кроме своего избранника, но это он просит умолчать, а она лишь безоговорочно доверяет), не берет лишних денег за свою работу. Откуда же эта правдивая и наивная героиня знала, что самый дорогой человек предаст ее, если она относилась ко всему миру доброжелательно, не делая никому зла?

Лиза – идеальная героиня, попавшая в трагические обстоятельства, безусловно вызывающая сочувствие и сострадание и у автора, и у читателей. Эта девушка живая, а по своим качествам более искренняя и естественная, чем некоторые реальные люди.

Автор: Мария Блинова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рассуждение

Николай Михайлович Карамзин — не обычный писатель, а великий. Литератор заслуживающий внимание читателя. На его счету множество замечательных и интересных работ, но сегодня мы рассмотрим только одну, а именно «Бедная Лиза».

Это первое русское психологическое произведение, и оно достойно внимания. Повесть была опубликована в 1792 году и стала примером для сентиментализма. Это небольшая повесть, которую можно прочесть всего за один день и меньше, но чувств у вас будет много.

История начинается с девушки из бедной семьи. Многие скажут, что большинство произведений так и начинаются, но необходимо помнить, что заканчиваются они все по-разному. Поэтому не стоит бросать книгу на полпути, а прочитать до конца. Девушку зовут Лиза. Она ходит в город продавать цветы, и однажды встречает там красивого юношу, в которого сразу влюбляется. Через пару встреч, они начинают встречаться. Оба узнают, что влюблены друг в друга еще с первого дня. Их роман бурно развивается. Сначала это был маленьких уголек, но этот уголек быстро разгорелся и превратился в пламя. Они проводят ночи вместе, прячась под деревьями, боясь, что их кто-то увидит. Им хорошо вместе, они счастливы. Как бы хотелось, чтобы история закончилась именно на этом моменте. Чтобы мы не узнали, что будет дальше.

А дальше как правило огонь затихает и превращается в сажу, в пепел, в дым. Любовь проходит также быстро, как и началась. И только для девушки она продолжает жить. Мужчина же к ней полностью охладел. Такое часто встречается у молодых пар, которые подаются страсти, а потом понимают, что это не была любовь. Это был всего лишь порыв. Но для юной и молодой особы — это первая любовь. И она в нее верит. Поэтому после того, как узнает о женитьбе своего возлюбленного решает пойти на самоубийство. Это отчаянный и страшный поступок, а также глупый. Девушка погубила себя, даже не подумав, что в будущем может встретить свою вторую половинку. Нет, это не утверждение, это всего лишь догадка. Я не могу знать, чтобы с ней случилось будь она жива. Но мне искренне ее жаль.

Это произведение, возможно, о любви: взаимной или безответственной. Оно должно нас научить, что чувствами играть нельзя. Для кого-то отношения — это игра или развлечение, а для другого — преданность и вечная любовь. Поэтому стоит быть аккуратным в своих действиях и словах, ведь они могут ранить. Не будьте безответственны как главный герой, и отчаянны как Лиза.

Другие темы: ← Отзыв на произведение Бедная Лиза↑ КарамзинОбраз Бедной Лизы →

`

Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века. Сентиментализм провозглашал преимущественное внимание к частной жизни людей, к их чувствам, в равной мере свойственным выходцам из всех сословий. . Карамзин рассказывает нам историю несчастной любви простой крестьянской девушки Лизы и дворянина Эраста, дабы доказать, что «и крестьянки любить умеют». Лиза — идеал природы. Она не только «прекрасна душою и телом», но и способна искренне полюбить человека, ее любви не вполне достойного. Эраст, хотя и, безусловно, превосходит свою возлюбленную образованием, знатностью и материальным состоянием ,оказывается духовно мельче ее. Так же он обладает умом и добрым сердцем, но является слабым и ветреным человеком. Он не в состоянии подняться над сословными предрассудками и жениться на Лизе. Проигравшись в карты, он вынужден жениться на богатой вдове и оставить Лизу, из-за чего она покончила с собой. Однако искренние человеческие чувства не умерли в Эрасте и, как уверяет нас автор, «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцей». Для Карамзина деревня становится очагом природной нравственной чистоты, а город — источником соблазнов, способных эту чистоту разрушить. Герои писателя, в полном соответствии с заповедями сентиментализма, почти все время страдают, постоянно выражая свои чувства обильно проливаемыми слезами. Карамзин не стыдится слез и призывает к тому же читателей. Он подробно описывает переживания Лизы, оставленной ушедшим в армию Эрастом, мы можем проследить, за тем как она страдает: «С сего часа дни ее были днями тоски и горести, которую надлежало скрывать от нежной матери: тем более страдало сердце ее! Тогда только облегчалось оно, когда Лиза, уединяясь в густоту леса, могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с милым. Часто печальная горлица соединяла жалобный голос свой с ее стенанием». Для писателя характерны лирические отступления, при каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кровию…», «слеза катится по лицу моему». Существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Он не винит Эраста в гибели Лизы: молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянка. Важно то, что Карамзин едва ли не первый в русской литературе, который открыл «живую душу» в представителях низшего сословия. С этого и начинается русская традиция: проявлять сочувствие простым людям. Так же можно заметить, что и само название произведения несет особую символику, где с одной стороны указывается на материальное положение Лизы, а с другой на благосостояние ее души, что наводит на философские размышления. Писатель обратился и к еще не менее интересной традиции русской литературы — к поэтике говорящего имени. Он с умел подчеркнуть несоответствие внешнего и внутреннего в образах героев повести. Лиза — кроткая, тихая превосходит Эраста в умении любить и жить любовью. Она совершает поступки. требующие решительности и силы воли, идущие в противоречие с законами морали, религиозно — нравственными нормами поведения. Философия, усвоенная Карамзиным, сделала Природу одним из главных героев повести. Право на сокровенное общение с миром Природы имеют в повести не все герои, а только Лиза и Повествователь. В “Бедной Лизе” Н. М. Карамзин дал один из первых в русской литературе образцов сентиментального стиля, который ориентировался на разговорно-бытовую речь образованной части дворянства. Он предполагал изящество и простоту слога, специфический отбор “благозвучных” и “не портящих вкуса” слов и выражений, ритмическую организацию прозы, сближающую ее со стихотворной речью. В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний.

С Эрастом и Лизой сжился не только сам автор, но и тысячи его современников — читателей повести. Этому способствовала хорошая узнаваемость не только обстоятельств, но и места действия. Карамзин довольно точно изобразил в «Бедной Лизе» окрестности московского Симонова монастыря, а за находившимся там прудом прочно закрепилось название «Лизин пруд». ». Более того: некоторые несчастные барышни даже топились здесь по примеру главной героини повести. Лиза стала образцом, которому стремились подражать в любви, правда, не крестьянки, а девушки из дворянского и других состоятельных сословий. Редкое же имя Эраст стало весьма популярным в дворянских семьях. «Бедная Лиза» и сентиментализм отвечали духу времени. Утвердив своей повестью сентиментализм в русской литературе, Карамзин сделал значительный шаг в плане ее демократизации, отказавшись от строгих, но далеких от живой жизни схем классицизма.

Популярные сочинения

  • Сочинение Образ и характеристика Волкова в произведении Обломов
    Персонаж Волкова в романе «Обломов» играет особую роль, хоть и второстепенную. Это человек богатый, обеспеченный, имеет веселый нрав и прекрасное чувство юмора
  • Анализ басни Слон и Моська с моралью Крылова
    В басне «Слон и Моська» И.А. Крылов описывает, как по улицам напоказ водили Слона. Было много зевак, наблюдавших за животным, но особенно шумно вела себя Моська.
  • Произведения народного декоративного искусства — сочинение (6 класс)
    В культуре любого народа присутствует искусство, которое дает возможность выразить, через создание определенных предметов домашнего пользования, любовь к своим национальным традициям

Сочинение 3

Произведение «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина яркий пример стиля сентиментализма в литературе, для того времени это был первая повесть в таком жанре и она произвела настоящий фурор на фоне классицизма, в котором больше власти разума над чувствами, а герои получают то, что заслужили. Точное описание мест и пейзажей, окружающих героев, добавляет произведению реалистичности. Отличительной чертой данного произведения является трагический конец. Читатели были настолько поражены и растроганы всей историей, что начались паломничества к пруду, в похожем по описанию месте.

В повести описывается несчастная любовь крестьянки Лизы и дворянина Эраста. Крестьянская девушка впервые изображается в литературе как чуткая и одухотворенная личность, ее манеры и речи ни чем не отличаются от людей дворянского происхождения, в итоге в нравственном отношении она оказывается выше их.

Лиза знакомится с Эрастом в Москве, продавая ландыши, что бы прокормить себя и мать после смерти отца. Эраст молодой богатый дворянин легко завоевывает сердце девушки. Молодые люди влюбляются и проводят много времени вместе, но Эраст быстро теряет интерес к крестьянке и вскоре сообщает, что отправляется на войну.

После расставания Лиза очень горюет, она скрывает свои чувства от всех, в том числе, что бы не расстраивать больную мать, проливает слезы в лесу, при этом природа отзывается на ее печаль и как будто птицы горюют вместе с ней. Природа в повести выступает не просто фоном, а способом отразить эмоциональное состояние героев. Даже автор делает лирические отступления и пишет строки о том, что плачет вместе с ней.

Эраст проигрывает все свое состояние в азартной игре во время войны и что бы сохранить свой статус и оплатить долги ему приходится жениться на богатой вдове. Лиза видит его в роскошной карете и узнает о его женитьбе, Эраст пытается выкупить у нее прощения деньгами, не в силах пережить предательство она бросается в пруд, обрывая свою жизнь. Главный герой раскаивается в своем поступке, Карамзин пишет, что это он приводит его на могилу Лизы незадолго до собственной кончины.

Одно доброе чуткое сердце главной героини взбудоражило тысячи сердец и пролило свет на важность и ценность искренних чувств, и не зависимо от положения в обществе, они одинаково важны для счастья.

  • Сочинение по произведению замятина мы
  • Сочинение по произведению капитанская дочка на тему береги честь смолоду гринев и швабрин
  • Сочинение по произведению ионыч
  • Сочинение по произведению живи и помни
  • Сочинение по произведению конек горбунок