Сочинение по произведению иван сусанин рылеев

события и личностибезусловно, одним из важнейших событий эпохи ивана iii следует обозначить освобождение россии от ига золотой орды. освобождение

↑ События и личности

Безусловно, одним из важнейших событий эпохи Ивана III следует обозначить освобождение России от ига Золотой Орды. Освобождение было необходимо для повышения международного авторитета страны и независимости русских князей (например, князья желали править сами, а не получать ярлыки на княжение от ордынских ханов).

Ключевым событием стало «стояние на Угре» (1480). В «стоянии» войска Ивана III и ордынского хана Ахмата так и не начали активных боевых действий. Здесь происходит упование на Божью помощь, но ещё и следует признать организаторский талант Ивана III. Чётко структурированная расстановка сил помешала ордынцам начать активные военные действия. Например, были перекрыты все броды, из-за чего противник уже не мог так просто перебраться через реку.

Из личных качеств Ивана III следует отметить его амбициозность и независимость в действиях: многие его соратники выступали против военных действий против Орды. Но результат упорства князя дал положительные последствия. Следствиями «стояния на Угре» стали освобождение от более чем 250-летнего ордынского ига, рост международного авторитета России, создание предпосылок для расширения территории страны.

Уже при Иване Грозном бывшая территория Орды станет частью Российского государства. Помимо освобождения от ига, при Иване III следует отметить развитие культуры. Причиной этого события стал бурный экономический рост, при котором развивались города. Стоит вспомнить и о повышении активности России во внешней политике, памятником которой стало знаменитое «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина.

В архитектуре России развивалось светское начало. Из знаменитых деятелей культуры следует отметить Аристотеля Фиораванти. С 1475 года он участвовал в строительстве Успенского Собора Московского Кремля, продолжив блистательную карьеру архитектора. Именно Фиораванти спроектировал современный вид стен вокруг Московского Кремля. А значение Успенского Собора в истории России стало великим: в нём венчались на царство русские цари.

Вклад Фиораванти в развитие облика Московского Кремля серьёзен: и в наши дни вызывает восхищение чёткость его работы. Следствием политики Ивана III по развитию архитектуры стало изменение внешнего вида городов, где развивалась и религиозная, и светская архитектура.

Внешняя политика Московского государства в 1462-1505 гг.

С юных лет Иван III участвовал в успешных военных походах против татар, которые уже не могли привести Русь к покорности, но совершали грабительские набеги. Золотая Орда в эту эпоху уже перестала существовать: она распалась на семь независимых ханств. Последним сильным лидером Большой Орды (ханства со столицей в Сарай-Берке) стал хан Ахмат. Он дважды пытался восстановить власть Орды над Русью.

В 1472 году его войска вторглись в русские земли, взяли и сожгли Алексин, но затем были отбиты и откатились назад в степи. Потом несколько лет Ахмат был занят войной с Крымским ханством. В 1480 году он вступил в союз с литовским князем Казимиром, который обещал ударить по Московскому княжеству с запада.

Летом 1480 года полчища Ахмата двинулись на Русь. Войска Ивана III встретили их на реке Угре. До начала ноября русские и татары стояли друг против друга на противоположных берегах реки, но решающего сражения не произошло. Попытки татар начать переправу через реку в разных местах были отбиты. Поняв, что Казимир не собирается выполнять обещания, Ахмат отступил. Самостоятельно он не решился сражаться с объединёнными русскими войсками. «Стояние на реке Угре» закончилось фактической победой Московского государства и стало началом его официальной независимости.

Напряжёнными на протяжении всего этого периода были отношения с Литвой. Не утихали споры из-за пограничных земель. Литва претендовала на Новгород и Псков, поддерживая в этих городах антимосковские силы. Иван III малой кровью или дипломатическими усилиями постепенно присоединял к своим владениям пограничные территории Литовского княжества, населённые русскими и управляемые православными князьями.

В 1492-1493 году произошла война с Литвой, в ходе которой около десяти русских городов, входивших в состав Литвы, вместе с прилегающими территориями были присоединены к Московскому государству.

После подчинения Новгорода и Пскова интересы Москвы столкнулись с ливонскими. Противостояние вылилось в две войны Русского государства с Ливонией: в 1480-1481 и 1501-1503 гг. На границах с этим соседом Иван III стал ставить крепости. В частности, Ивангород, выстроенный напротив ливонской Нарвы. Растущее Русское государство столкнулось в этом регионе и со Швецией. В 1495-1497 гг. боевые действия развернулись под шведским Выборгом и русским Ивангородом, а также на территории подвластной шведам Финляндии.

Начиная с 1472 года, Москва периодически вступает в военные союзы с Крымским ханством и во время столкновений с Литвой и Большой Ордой координирует с крымскими татарами действия, нанося по общему врагу одновременные удары. В начале XVI века Большая Орда фактически перестаёт существовать.

В отношениях с другим осколком Золотой Орды – Казанским ханством – Москва чередует военную силу с дипломатией, стараясь посадить на ханский престол своего человека – потомка какого-нибудь знатного рода, который перешёл на службу у русскому государю. Это удаётся провести в 1484 году, и Иван III прибавляет к своему титулу звание «князя Болгарского».

↑ Причинно-следственные связи

Эпоха княжения Ивана III прославилась очень серьёзной работой князя в области государственных дел. Для этого сложились следующие причины:

Необходимость укрепления княжеской власти.

  • Развитие системы государственного управления. Страна была разделена на уезды, возглавляемые наместником. Появились кормление и местничество.
  • Принятие Судебника в 1497 году. Законодательство было систематизировано, а в отношении крестьян продолжилось закрепощение. Пример тому — введение Юрьева дня.
  • Необходимость развития отношений с другими странами.

Следствиями политики Ивана III стали:

  • Укрепление власти князя.
  • Развитие государственного управления.
  • Развитие порядка в законодательстве, в том числе путём принятия Судебника. Вместе с тем, с введением Юрьева дня произошло закрепощение крестьян.
  • Установление дипломатических отношений с иностранными державами. Например, первый российский посол Ивана III боярин Михаил Андреевич Плещеев был послом в Стамбуле (1496-1498) во время правления османского императора Баязида II. Помимо османского направления, во внешней политике России существовали и другие направления.
  • Автор: В. О. Богомолов
  • Произведение: Иван
  • Это сочинение списано 35 220 раз

Пусть вечно останутся в памяти Святые детей имена Недоживших до светлого дня!

Больше семидесяти лет прошло с тех пор, как закончилась одна из самых страшных войн – Великая Отечественная. Ее история хранит в памяти детские имена Вали Котика, Лизы Чайкиной, Вити Черевичкина, ставших настоящими героями-защитниками своей родной земли. Когда на их глазах жестокие враги убивали сестер и братьев, отцов и матерей, дети быстро взрослели, проникаясь ненавистью к убийцам-фашистам и становясь бесстрашными бойцами.

К ним можно причислить и героя рассказа Богомолова «Иван», повествующего о судьбе рано повзрослевшего мальчика. Его детство закончилось с приходом на заставу немцев, когда в первый же день погиб отец, а на руках Вани была убита крохотная сестренка. Сам он оказался в лагере смерти – Тростянце. Сердце подростка переполнилось ненавистью к фашистам после всех ужасов, которые ему довелось испытать. Став не по годам взрослым, он решил мстить врагам и ушел к партизанам. Бесстрашного, ловкого парнишку взяли к себе разведчики, и Иван стал лазутчиком во вражеский тыл.

Когда лейтенант Гальцев впервые увидел худенького, мокрого, измученного мальчишку, не мог поверить, что тот ночью один переплывал речку. Но после общения с ним отметил недетскую твердость его характера и необыкновенную мужественность. Позже, во время совместного задания, лейтенант убеждается, что этот хрупкий с виду мальчик – настоящий храбрец, не побоявшийся глухой дождливой ночью идти одному по заминированному оврагу. Его не пугают ни близость фашистов, ни мины, ни лежащие вокруг трупы убитых – настолько сильны в нем чувства ненависти и мести к завоевателям.

Разведчики любили Ваню, беспокоились о его дальнейшей судьбе, поэтому решили отправить его в суворовское училище. Но он не захотел уезжать, а продолжил совершать свои вылазки в тыл, считая, что этим больше принесет пользы в разгроме врага.

Иван Буслов, несмотря на свой юный возраст, погиб как мужественный боец, выдержавший жестокие допросы и не выдавший никаких секретных сведений. Суровое время войны закалило его характер и сделало настоящим героем. Не удивительно, что знаменитый кинорежиссер Андрей Тарковский снял проникновенный фильм об этом удивительном мальчике – «Иваново детство».

Посмотрите эти сочинения

  • Образ княжны Марьи в романе Толстого «Война и мир» В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой талантливо изобразил несколько женских образов. Писатель старался вникнуть в загадочный мир женской души, определить нравственные законы жизни женщины-дворянки в русском обществе. Одним из сложных образов стала сестра князя Андрея Болконского, княжна Марья. Прототипами образов старика Болконского и его дочери были реальные люди. Это дед Толстого, Н. С. Волконский, и его дочь, Мария Николаевна Волконская, которая была уже немолода и неотлучно проживала в […]
  • Тема трагической судьбы талантливого русского человека в повести Лескова «Очарованный странник» Русский писатель XIX века Н. С. Лесков был знатоком русской патриархальной жизни. Его называли бытописателем за прекрасное знание психологии и нравов крестьянства, ремесленников и рабочих артелей, чиновников различных рангов, духовенства, интеллигенции и военных. Он прославился как оригинальный мастер русского языка и талантливый сатирик, обличающий несправедливость властей. В 60-е годы XIX века, когда Лесков начинал свою творческую деятельность, перед писателями остро встал вопрос о создании положительного […]
  • Взаимоотношения человека и природы в рассказе «Царь-рыба» (сочинение) В огромном количестве произведений русской литературы 20 века присутствует тема сохранения природы, писатели и поэты задают себе и внимательному читателю вопрос: что для нас природа? Что мы готовы сделать для того, чтобы сохранить ее первозданный вид? Проблема преумножения богатств и сбережения ресурсов стоит перед всем человечеством сравнительно недавно. Ведь именно в 20 веке мы стали остро ощущать это на себе. Над ее решением трудятся лучшие умы планеты, о ней пишут самые талантливые писатели. В рассказах […]
  • Проблематика легенды о Ларре и современное решение Ларра был сын орла и цыганской девушки — такую родословную его рассказала старуха Изергиль. Конечно, такого не бывает в жизни, но в сказках ведь все бывает. Продолжение моей истории жизни Ларры будет иным, чем написал его писатель Горький, совершенно иным и современным. Во-первых, Ларра очень любил свою маму, она ведь вырастила его и все для него сделала после смерти отца. Она искренне хотела, чтобы он мог подружиться с людьми и стать с ними как одно целое. Но ее желание не было осуществлено, так как есть […]
  • Образы Сотникова и Рыбака в повести Быкова «Сотников» Творчество Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и поведения солдат и офицеров. В произведениях Быкова всегда изображаются острые ситуации на войне. Его герои обычно поставлены перед необходимостью срочного принятия решений. Быков разрабатывает героико-психологическую разновидность повести, делая в ней упор на трагической стороне войны. Писатель заставляет задуматься над смыслом […]
  • Анализ оды Ломоносова «На день восшествия Елизаветы Петровны» М. В. Ломоносов – великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова – не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчестве Ломоносова. Одним из наиболее известных произведений Ломоносова стала ода «На день восшествия Елизаветы Петровны». Ломоносов начинает ее с прославления мира: Царей и царств земных […]
  • Над чем заставляет задуматься рассказ «Уроки французского» Для рассказа «Уроки французского» — довольно длинны. Это все-таки короткий жанр. Вспомним того же Чехова А. П. или Зощенко М. М. В двух-трех страницах — целая история, полнокровная жизнь! А языка какой «вкусный», хоть ешь его, как яблочный пирог! В. Распутин — совсем другого «поля ягода». Он серьезен, психологичен, трагичен даже. В контексте его библиографии «Уроки французского» предстают некой милой шалостью, акварельной зарисовкой художника, уставшего от исполинских полотен, писаных маслом, аристократических […]
  • Сочинение на тему «Я горжусь своей Родиной» С самого детства родители говорили мне, что наша страна — самая большая и сильная в мире. В школе на уроках мы с учителем читаем много стихотворений, посвященных России. И я считаю, что каждый россиянин должен, обязан гордиться своей Родиной. Гордость вызывают наши бабушки и дедушки. Они воевали с фашистами для того, чтобы мы сегодня смогли жить в тихом и спокойном мире, чтобы нас, их детей и внуков, не затронула стрела войны. Моя Родина не проиграла ни одной войны, а если дела были плохи — Россия все равно […]
  • Быть счастливым я смогу, если… (сочинение) В раннем детстве для того, чтобы почувствовать себя счастливым, мне было достаточно получить в подарок игрушку, о которой давно мечтал. Проходило некоторое время, радость постепенно притуплялась, полученная вещь становилась привычной, и то счастье, которое переполняло меня, куда-то улетучивалось. Вот и получается, что это было обычное исполнение моего детского желания. Разве может счастье вот так внезапно уйти? Но тем не менее, в моем детском восприятии это было самое большое, настоящее счастье. Немного […]
  • Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир» Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман‑эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805–1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Центральными героями войн были полководцы – Кутузов и Наполеон. Их образы в романе «Война и мир» строятся по принципу антитезы. Толстой, прославляя в романе главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа, подчеркивает, что Кутузов – подлинно […]
  • Жизненный путь Пьера Безухова в романе «Война и мир» Пьер Безухов был внебрачным сыном одного из богатейших людей в России. В обществе его воспринимали как чудака, все смеялись над его убеждениями, стремлениями и высказываниями. Никто не считался с его мнением и не воспринимал его всерьез. Но когда Пьер получил огромное наследство, то перед ним начали все заискивать, он стал желанным женихом для многих светских кокеток… Во время проживания во Франции он проникся идеями масонства, Пьеру казалось, что он нашел единомышленников, что с их помощью он сможет изменить […]
  • «Вечные» темы в лирике Фета После Пушкина в России был еще один «радостный» поэт – это Афанасий Афанасьевич Фет. В его поэзии нет мотивов гражданской, вольнолюбивой лирики, он не ставил социальных вопросов. Его творчество – мир красоты и счастья. Стихотворения Фета пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга, наполнены восхищением красотой мира и природы. Главным мотивом его лирики была красота. Именно ее он воспевал во всем. В отличие от большинства русских поэтов второй половины XIX века с их протестами и обличениями […]
  • Почему Чацкий обречен на одиночество (сочинение) «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
  • Жанровое своеобразие пьесы «Горе от ума» Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
  • «Записки охотника» и их место в русской литературе Немаловажными оказались издания и для истории русской литературы, в частности для истории распространения «Записок охотника» среди русских читателей. Еще не обращалось внимания на тот факт, что наиболее широкое распространение и популярность этой книги Тургенева в различных западноевропейских литературах. Сам Тургенев не случайно очень интересовался впечатлением, которое произвели «Записки охотника» именно в этих странах,- по известности критиков, впервые обративших здесь на «Записки» свое сочувственное внимание, […]
  • Тема любви в рассказе Чехова «О любви» Мастерство А. П. Чехова как автора психологической прозы в полной мере проявилось в его рассказах «О любви», «Дама с собачкой» и других. Это трагические истории о невозможности правильного выбора в построении отношений. Традиция велит заводить семью в молодости, когда человек еще не разобрался в себе, отсюда – миллионы несчастных браков. В тонком, полном лиризма рассказе «О любви» автор рассказывает о разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная любовь» и разбились жизни двух хороших и добрых […]
  • В чем особенность изображения внутреннего мира героев 19 века 19 век отличается поразительной глубиной понимания человеческой души в русской литературе. Можно ответить на этот вопрос на примере трех великих русских писателей: Толстого, Гоголя и Достоевского. Толстой в «Войне и Мире» раскрывал также и мир души своих героев, делая это «по-хозяйски» и легко. Был высоким моралистом, однако его поиски истины к сожалению закончились уходом от истины Православной веры, что впоследствии негативно повлияло на его творчество (пример, роман «Воскресенье»). Гоголь своей сатирой […]
  • Сочинение с планом по произведению Платонова «Возвращение» Сочинение-рассуждение: Возможно ли вернуться после войны? План: 1. Введение а) От «Семьи Ивановых» до «Возвращения» 2. Основная часть а)«Странен и непонятен был родной дом» 3. Вывод а) «Уразуметь сердцем» Уразуметь «сердцем», значит понять П. Флоренский В 1946 году Андрей Платонов написал рассказ «Семья Ивановых», который затем был назван «Возвращением». Новое название более соответствует философской проблематике рассказа и подчеркивает его основную тему — возвращение после войны. Причем речь идет […]
  • Мое любимое стихотворение Пушкина (сочинение) Перебрав множество произведений А.С. Пушкина, я случайно наткнулась на стихотворение «Не дай мне бог сойти с ума…», и меня сразу привлекло яркое и эмоциональное начало, обращающее на себя внимание читателя. В этом стихотворении, кажущемся простым и понятным и понятным, как и многие другие творения великого классика, легко можно увидеть переживания творца, истинного, свободного разумом поэта – переживания и мечты о свободе. А во времена написания этого стихотворения свобода мысли и слова строжайше наказывалась […]
  • Базаров и Павел Петрович (сочинение) Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]

↑ Оценка деятельности

1462-1505 годы следует оценить положительно. Во время княжения Ивана III произошло получение Россией независимости — было свергнуто иго ордынцев. В России стали развиваться экономика, политика, культура. Не зря Николай Михайлович Карамзин считал результатом деятельности Ивана III оставление после себя сильного государства.

Сергей Михайлович Соловьёв указывал, что при Иване III произошло объединение страны. Несмотря на положительные моменты, следует отметить и жёсткость князя, порой доходившую до деспотизма. Однако следует вспоминать, как закончилось «стояние на Угре», решение о котором Иван III принял сам. Потомки получили в наследство огромное и сильное государство, имевшее крепкие связи с зарубежными странами и народами.

Популярные сочинения

  • Какие ошибки невозможно исправить? Сочинение для 11 класса
    В жизни каждого человека есть место для ошибок. Их допускают абсолютно все. Единственное, есть ошибки легко исправляемые, а есть фатальные, которые исправить невозможно, и они могут повлиять на всю твою последующую жизнь
  • Поколение отцов в романе Отцы и дети Тургенева
    В начале 1860-ых годов Иван Тургенев трудился над своим произведением под названием «Отцы и Дети», которое по сей день является одним из самых грандиозных произведений в русской классической литературе.
  • Сочинение на тему Драгоценные книги
    Книги могут быть драгоценными для одного человека, для семьи, даже для народа, а могут и для всего человечества. Вот только последних книг, конечно, не так много. Точно к ним относится Библия, Коран

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Краткое содержание

Действие первое

В небольшом селе проживает простой крестьянин Иван Сусанин и двое его детей: родная дочь Антонида и приемный сын Ваня. Известие о нападении польского войска бередит народ, который не собирается без боя отдавать свою отчизну врагу – «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет».

Богдан вместе с другими молодыми и сильными крестьянами примыкают к народному ополчению. Спустя время он приносит домой радостное известие: крестьянин Минин из Нижнего Новгорода собирает великую дружину, чтобы разгромить поляков и освободить столицу от захватчиков.

Антонида и Богдан обращаются к Ивану Сусанину дать благословение на их свадьбу, однако старик отказывает в просьбе влюбленным: «Нынче не до свадеб. Время боевое!».

Действие второе

Тем временем Сигизмунд III устраивает роскошный бал в честь своей победы. Окрыленные воинским успехом, поляки предвкушают райскую жизнь за счет награбленных богатств.

Во время всеобщего ликования посол приносит королю дурные вести. Русские во главе с Мининым оказывают сопротивление полякам. Польский отряд осажден в Москве, а оставшееся войско в панике разбегается.

Действие третье

Ваня мастерит себе деревянное копье, мечтая поскорее повзрослеть и встать на защиту своей родины. В избу входит Сусанин и сообщает, что неподалеку в лесу Минин со своей дружиной разбил лагерь.

Богдан и Антонида заняты приготовлениями к долгожданной свадьбе. В дом Сусаниных заходят крестьяне, чтобы поздравить будущих новобрачных. Когда гости расходятся, неожиданно в сени врываются польские воины и требуют старика отвести их к Минину.

Поначалу крестьянин отказывается, но затем в его голове созревает коварный план: обманом завести поляков в лесную глушь и там их погубить. Он тихонько дает наставление Ване: мчаться как можно быстрее к ополченцам и предупредить об опасности, а сам уводит врагов в лес.

Когда в избу приходят подруги Антониды, заплаканная девушка сообщает им о случившейся беде. Богдан с крестьянами отправляется на помощь Сусанину.

Действие четвертое

Поздно ночью Ваня прибегает к ополченцам и сообщает Минину о нападении поляков. Встревоженные воины тут же собираются в поход.

Тем временем Сусанин все дальше уводит врагов вглубь непроходимой лесной чащи. Старик понимает, что час его близок и мысленно прощается с детьми.

Утомленные поляки подозревают неладное. Они выпытывают у Сусанина, куда он их завел, на что отважный крестьянин отвечает, что завел их туда, где им придется «голодной смертью помирать». В гневе поляки убивают Сусанина.

Эпилог

Ликующие толпы народа спешат на Красную площадь, церковные колокола оглушают округу праздничным звоном. Среди радостных людей выделяются грустные Антонида, Богдан и Ваня.

Один из воинов спрашивает о причине их грусти, на что Ваня рассказывает ему о героическом подвиге своего отца. Воины утешают мальчика словами: «Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин».

Народ приветствует появление своих героев – Минина и Пожарского – , звучат хвалебные песни в их адрес.

«Иван Сусанин» -первая русская опера музыка 3 класс


М.И.Глинка опера «Иван Сусанин»

Учитель музыки Сафиуллина Р.Г.

История создания.

Намерение написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии. По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей.

«…как бы по волшебному действию, —вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — все это разом вспыхнуло в голове моей».

Глинка назвал свое творение «отечественной героико-трагической оперой», сделав главным героем произведения, активным участником событий народ, придав опере эпический размах, насытив ее действие массовыми хоровыми сценами. Личные судьбы отдельных героев предстают в неразрывной связи с судьбами родины. Широкие картины жизни народа, быта, русской природы сочетаются в опере с глубоким раскрытием многогранных характеров.

Строение оперы.

Увертюра

Увертюра начинается величественным вступлением. Взволнованность и динамичность ее основного, быстрого раздела предвосхищает драматические события оперы.

Первый акт

Каватина и рондо Антониды «Ах ты, поле, поле», отмеченные то мечтательной грустью, то шаловливой грацией, создают поэтичный образ девушки. Мягким лиризмом проникнут терцет «Не томи, родимый».

В первом акте значительное место занимают хоры. Интродукция «Родина моя» — величавая народная сцена; основная мелодия хора, словно подсказанная широким раздольем русских просторов, напоминает народную песню .

Второй акт

Второй акт резко контрастирует с первым. Здесь основное место занимают блестящие бальные танцы. За торжественным полонезом следует энергичный, стремительный краковяк; плавный, легкий вальс сменяется темпераментной мазуркой.

Третий акт

Первая часть лирическая, интимная по настроению, отличается светлым колоритом, спокойным, медленным течением действия; здесь преобладают сольные номера и ансамблевые сцены.

Второй половине акта свойственно стремительное развитие действия, резкие контрасты, драматические столкновения; музыка выражает волнение, печаль, гнев, тревогу.

Сцена Сусанина с поляками — центральный и наиболее драматичный эпизод акта. Композитор использует здесь ритмы полонеза и мазурки, в партии же Сусанина звучат широкие напевы хоровой интродукции.

Свадьба.

Свадебному хору подруг Антониды «Разгулялися, разливалися» с его мягкими мелодическими оборотами присущ ярко выраженный народно-песенный склад. Полон душевного волнения романс Антониды с хором «Не о том скорблю, подруженьки».

Четвёртый акт.

Четвертый акт предваряется симфоническим антрактом, рисующим ночной зимний пейзаж.

Вторая и третья картины .

Вторую картину составляет большая героическая ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал».

Центральный эпизод третьей картины — ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря»; в ней слышатся глубокая скорбь, душевная боль и в то же время мужество.

Эпилог.

Эпилог оперы — грандиозная массовая сцена, среднюю часть которой составляет терцет Антониды, Вани и Собинина, оплакивающих гибель Сусанина. Оперу завершает величественный хор «Славься» — светлый гимн русскому народу, выдающийся художественный памятник беззаветному народному патриотизму.

Опера Глинки «Иван Сусанин»

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Опера Глинки «Иван Сусанин»!!! =>>>

Работа над оперой растянулась более чем на пять лет.

В эти годы Глинка порывает с аристократической средой и переселяется в дом литератора Н. Кукольника. Здесь он встречается с писателями, актерами и музыкантами. Тогда же была сочинена музыка к трагедии «Князь Холмский» Н.

Кукольника (увертюра, симфонические антракты2 и три песни, одна из которых — «Ходит ветер у ворот» — стала народной).

Тогда же родились многие из вокальных шедевров Глинки: «Ночной смотр» на слова Жуковского, «Я помню чудное мгновенье» и «Ночной зефир» на слова Пушкина, «Сомненье» и «Жаворонок» на слова Кукольника. Сочиненный в порыве глубокого сердечного чувства «Вальс-фантазия» для фортепиано затем был оркестрован, а позднее переделан в обширную оркестровую пьесу.

27 ноября 1842 года — ровно через шесть лет со дня первой постановки «Ивана Сусанина» — состоялась премьера второй оперы Глинки — «Руслана и Людмилы». Демократическая публика и передовая интеллигенция сумели оценить неповторимую красоту гениального создания Глинки. Музыкальный писатель В. Ф.

Одоевский выступил со статьей, посвященной новой опере: «На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок — он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его — черви спадут на землю, а цветок останется.

Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие». Зато придворная знать встретила оперу с холодным равнодушием.

Отношение аристократических кругов хорошо выразил брат царя, вели-кий князь Михаил Павлович: провинившихся офицеров он посылал не под арест на гауптвахту, а на представление «Руслана и Людмилы», считая это наказанием.

Оперу стали давать все реже и реже, хотя она делала хорошие сборы, а вскоре и вовсе сняли со сцены. Редко ставился и «Иван Сусанин» — к тому же с обветшавшими декорациями и костюмами.

В 1844 году Глинка вновь уезжает за границу, на этот раз во Францию и Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом. С большим успехом прошел здесь концерт из произведений Глинки. Два года Глинка провел в Испании.

Его живо увлекала народная испанская музыка. Композитор знакомился с народными испанскими музыкантами, певцами и гитаристами, изучал язык, даже выучился танцевать с кастаньетами.

Используя записи испанских народных танцев, Глинка в 1845 году написал замечательное симфоническое произведение — концертную увертюру «Арагонская хота»; в 1848 году, уже по возвращении в Россию, появилась еще одна увертюра — «Ночь в Мадриде».

Тогда же была сочинена и симфоническая фантазия «Камаринская» на темы двух русских песен: свадебной лирической СТ1з-за гор, гор высоких ) и бойкой плясовой.

Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и недоброжелательства мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег.

Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для ее маленькой дочки Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески. В доме композитора собирались поэты, писатели, актеры и певцы, передовые молодые музыканты. Бывал у него А. С.

Даргомыжский, завершавший тогда свою «Русалку», бывали молодые музыкальные критики А. Н. Серов и В. В. Стасов. Вскоре к ним присоединился талантливый юноша М. А. Балакирев, впоследствии ставший главой «Могучей кучки».

Под впечатлением знакомства с Балакиревым Глинка написал в письме к сестре следующее: «…В первом в Балакиреве я нашел взгляды, так близко подходящие к моим во всем, что касается музыки… со временем он будет второй Глинка».

Глинка умер в 1857 году в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и захоронили на кладбище Александро-Невской лавры.

После смерти брата Л. И. Шестакова всю свою жизнь посвятила пропаганде его творчества. Она стала близким другом последователей Глинки — композиторов «Могучей кучки».

Опера Глинки «Иван Сусанин» — героическая народная музыкальная драма. Впервые на русской сцене была поставлена отечественная опера, основанная на непрерывном музыкальном развитии, без разговорных вставок.

Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время захвата ее иноземцами.

Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды еще бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнино, где жил Иван Сусанин.

Сусанин согласился стать проводником, но завел отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам погиб там.

Подвиг костромского крестьянина вдохновил поэта-декабриста К. Рылеева, написавшего думу «Иван Сусанин». И Рылеев и Глинка в героическом поступке простого человека усматривали проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы родной земли.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Инфоурок

Музыка
ПрезентацииПрезентация по музыке на тему «Опера Иван Сусанин М.И. Глинка» (7 класс)

В музыкальном театре.Опера

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    В музыкальном театре.Опера

    Описание слайда:

    В музыкальном театре.
    Опера

  • 2 слайд

    Драматургия, драматический… что можно назвать драмой?

    Описание слайда:

    Драматургия,
    драматический… что можно
    назвать драмой?

  • 3 слайд

    Сочинение по произведению иван сусанин рылеев

  • 4 слайд

    Сочинение по произведению иван сусанин рылеев

  • 5 слайд

    Сочинение по произведению иван сусанин рылеев

  • 6 слайд

    Экспозиция Завязка Развитие Кульминация Развязка Этапы действия на сцене:

    Описание слайда:

    Экспозиция
    Завязка
    Развитие
    Кульминация
    Развязка
    Этапы действия на сцене:

  • 7 слайд

    Сочинение по произведению иван сусанин рылеев

  • 8 слайд

    Основная характеристика героев проходит через арии, песни, каватины, дуэты и

    Описание слайда:

    Основная характеристика героев проходит через арии, песни, каватины, дуэты и трио.

  • 9 слайд

    Иногда несколько героев поют одновременно, но каждый свою партию. Это - ансамбль

    Описание слайда:

    Иногда несколько героев поют одновременно, но каждый свою партию. Это — ансамбль

  • 10 слайд

    Важную роль играет хор. Он – комментирует происходящее на сцене.

    Описание слайда:

    Важную роль играет хор. Он – комментирует происходящее на сцене.

  • 11 слайд

    Сочинение по произведению иван сусанин рылеев

  • 12 слайд

    Композитор:М.И. Глинка

    Описание слайда:

    Композитор:М.И. Глинка

  • 13 слайд

    В этой опере раскрывается величие души Ивана Сусанина – гражданина, преданног

    Описание слайда:

    В этой опере раскрывается величие души Ивана Сусанина – гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью. Эти человеческие качества и сегодня значимы для каждого из нас.

  • 14 слайд

    Идею этой оперы можно выразить строкамиизвестной думы «Иван Сусанин» Кондрат

    Описание слайда:

    Идею этой оперы можно выразить строками
    известной думы «Иван Сусанин» Кондратий Федорович Рылеев:

    «Предателя, мнили, во мне вы нашли:
    Их нет и не будет на Русской земли!
    В ней каждый Отчизну с младенчества любит
    И душу изменой свою не погубит!»

  • 15 слайд

    «Отечественная героико-трагическая опера» – так сам М.И. Глинка определил жан

    Описание слайда:

    «Отечественная героико-трагическая опера» – так сам М.И. Глинка определил жанр своего сочинения, сквозной идеей которого является любовь к Отечеству.

  • 16 слайд

    Основана на конфликтном противостоянии двух сил: русской песенности и польско

    Описание слайда:

    Основана на конфликтном противостоянии двух сил: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки.
    Конфликт (драматургия) оперы

  • 17 слайд

    Состоит из 4х действий и эпилога. С первых тактов Интродукции(начальной сцен

    Описание слайда:

    Состоит из 4х действий и эпилога.
    С первых тактов Интродукции(начальной сцены оперы) все действие
    движется к народному торжеству. В Интродукции воплощена непреклонная
    воля русского народа к победе.

  • 18 слайд

    Русский воинРодина моя!.. Ополченцы и крестьянеРусская земля!Бури мчатся н

    Описание слайда:

    Русский воин
    Родина моя!..
    Ополченцы и крестьяне
    Русская земля!
    Бури мчатся над тобой.
    Русский воин
    Ты на всех врагов…
    Ополченцы и крестьяне
    В бой ведешь сынов
    С песней грозной, боевой.
    Русский воин
    «Страха не страшусь!..»
    Ополченцы и крестьяне
    «Смерти не боюсь,
    Лягу за святую Русь!»
    Русский воин
    Всех, кто в смертный бой…
    Ополченцы и крестьяне
    Шел за край родной,
    Вечно помнить будет Русь!

  • 19 слайд

    На сцене разворачивается картина мирной жизни поселян и семьи Сусанина. Антон

    Описание слайда:

    На сцене разворачивается картина мирной жизни поселян и семьи Сусанина. Антонида, дочь главного героя, ожидает своего жениха. Ее каватина полна искренности и нежности, а изящное, оживленное рондо раскрывает светлый, радостный мир девичьих мечтаний

    «Что ни утро, что ни вечер, жду я с милым другом встречи».
    Сусанин, крестьяне и воины-ополченцы поют о том, что пора для свадьбы придет, поляки будут разбиты и над Русью встанет заря спасения.
    I действие

  • 20 слайд

    «Польский акт» Происходит в замке короля Сигизмунда. Здесь раскрывается обобщ

    Описание слайда:

    «Польский акт»
    Происходит в замке короля Сигизмунда. Здесь раскрывается обобщенный образ польских завоевателей, предвкушающих победу. Так завершается экспозиция оперы, в которой ярко представлены две музыкальные сферы, характеризующие образы противоборствующих сил.
    II действие

  • 21 слайд

    Раскрывается основной конфликт оперы, впервые показано столкновение с врагами

    Описание слайда:

    Раскрывается основной конфликт оперы, впервые показано столкновение с врагами мужественного русского крестьянина. Драматургически оно усилено контрастным сопоставлением музыкальных тем. В избе Сусанина Ваня, его приемный сын, поет незатейливую песню, полную нежности и благодарности к отцу. К пению Вани присоединяется голос Сусанина. Их дуэт завершается решительными фразами юноши, который готов отдать жизнь за родной край. Вдруг в мирную обстановку крестьянского дома вторгаются завоеватели и уводят с собой Сусанина. Он прощается с детьми и дает им понять, что никогда не вернется домой….
    III действие

  • 22 слайд

    Драму душевных переживаний передает романс Антониды «Не о том скорблю, подруж

    Описание слайда:

    Драму душевных переживаний передает романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки», который вплетается в бесхитростную мелодию свадебного хора девушек – подружек.
    III действие

  • 23 слайд

    Драматизм усиливается в IV действии оперы, в котором последовательно раскрыва

    Описание слайда:

    Драматизм усиливается в IV действии оперы, в котором последовательно раскрывается борьба двух сил. В сцене у монастырского посада Ваня пытается разбудить спящих ополченцев, чтобы сообщить им о приходе поляков.

    Сцена в лесу – гибель Сусанина – становится трагической кульминацией, драматургической вершиной оперы. Она открывается хором поляков, в котором воинственные темы польской мазурки приобретают характер трагического оцепенения и безнадежности. Контрастом теме поляков звучит речетатив и ария Сусанина.
    IV действие

  • 24 слайд

    «Славься» написанный в духе победного народного канта, излучает свет, передае

    Описание слайда:

    «Славься» написанный в духе победного народного канта, излучает свет, передает торжество и ликование народа. Перемежаясь с колокольным звоном, он завершает действие оперы эпическим финалом.
    Заключительный хор

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сочинение по произведению иван сусанин рылеев

  • Сейчас обучается 937 человек из 79 регионов

Сочинение по произведению иван сусанин рылеев

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 43 человека из 23 регионов

Сочинение по произведению иван сусанин рылеев

  • Сейчас обучается 66 человек из 35 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Музыка», Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

Тема:
Опера «Иван Сусанин»

Похожие материалы

  • Презентация по музыке на тему Картинная галерея — «Богатырская симфония» А.П. Бородина (6 класс)

  • Презентация по музыке по теме «Уноси мое сердце в звенящую даль…»

  • Осенний праздник для детей 1 мл. гр. «Осень к нам пришла»

  • Презентация по музыке «Первый урок»

  • Сценарий концерта для ДМШ «Лекция- беседа«Маэстро-ансамбль»

  • Сценарий концерта для ДМШ «Ансамблевая музыка»

  • Сценарий концерта для ДМШ «Времена года в творчестве композиторов XIX- XX века»

  • Сценарий концерта для ДМШ «Всюду музыка живет»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454311 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

На чтение 18 мин. Просмотров 8 Опубликовано

Опера «Иван Сусанин» Глинки описывает события, связанные с походом польского войска на Москву в 1613 году. Произведение было написано в 1836 году и посвящено Николаю I, в связи с чем вскоре было переименовано на «Жизнь за царя».

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Ивана Сусанина» по действиям. Пересказ либретто будет полезен ученикам 7 класса при подготовке к уроку литературы.

Главные герои

Иван Сусанинкрестьянин села Домнина.

Антонида родная дочь Ивана Сусанина

Иван приемный сын Ивана Сусанина

Другие персонажи

Богдан Собинин жених Антониды, ополченец.

Сигизмунд III польский король.

Минин лидер освободительного движения.

Краткое содержание

Действие первое

В небольшом селе проживает простой крестьянин Иван Сусанин и двое его детей: родная дочь Антонида и приемный сын Ваня. Известие о нападении польского войска бередит народ, который не собирается без боя отдавать свою отчизну врагу – «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет».

Богдан вместе с другими молодыми и сильными крестьянами примыкают к народному ополчению. Спустя время он приносит домой радостное известие: крестьянин Минин из Нижнего Новгорода собирает великую дружину, чтобы разгромить поляков и освободить столицу от захватчиков.

Антонида и Богдан обращаются к Ивану Сусанину дать благословение на их свадьбу, однако старик отказывает в просьбе влюбленным: «Нынче не до свадеб. Время боевое!».

Действие второе

Тем временем Сигизмунд III устраивает роскошный бал в честь своей победы. Окрыленные воинским успехом, поляки предвкушают райскую жизнь за счет награбленных богатств.

Во время всеобщего ликования посол приносит королю дурные вести. Русские во главе с Мининым оказывают сопротивление полякам. Польский отряд осажден в Москве, а оставшееся войско в панике разбегается.

Действие третье

Ваня мастерит себе деревянное копье, мечтая поскорее повзрослеть и встать на защиту своей родины. В избу входит Сусанин и сообщает, что неподалеку в лесу Минин со своей дружиной разбил лагерь.

Богдан и Антонида заняты приготовлениями к долгожданной свадьбе. В дом Сусаниных заходят крестьяне, чтобы поздравить будущих новобрачных. Когда гости расходятся, неожиданно в сени врываются польские воины и требуют старика отвести их к Минину.

Поначалу крестьянин отказывается, но затем в его голове созревает коварный план: обманом завести поляков в лесную глушь и там их погубить. Он тихонько дает наставление Ване: мчаться как можно быстрее к ополченцам и предупредить об опасности, а сам уводит врагов в лес.

Когда в избу приходят подруги Антониды, заплаканная девушка сообщает им о случившейся беде. Богдан с крестьянами отправляется на помощь Сусанину.

Действие четвертое

Поздно ночью Ваня прибегает к ополченцам и сообщает Минину о нападении поляков. Встревоженные воины тут же собираются в поход.

Тем временем Сусанин все дальше уводит врагов вглубь непроходимой лесной чащи. Старик понимает, что час его близок и мысленно прощается с детьми.

Утомленные поляки подозревают неладное. Они выпытывают у Сусанина, куда он их завел, на что отважный крестьянин отвечает, что завел их туда, где им придется «голодной смертью помирать». В гневе поляки убивают Сусанина.

Эпилог

Ликующие толпы народа спешат на Красную площадь, церковные колокола оглушают округу праздничным звоном. Среди радостных людей выделяются грустные Антонида, Богдан и Ваня.

Один из воинов спрашивает о причине их грусти, на что Ваня рассказывает ему о героическом подвиге своего отца. Воины утешают мальчика словами: «Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин».

Народ приветствует появление своих героев – Минина и Пожарского – , звучат хвалебные песни в их адрес.

Заключение

В опере Глинки прославляется героизм и самопожертвование простого русского крестьянина, который не пожалел собственной жизни ради своего народа.

После прочтения краткого пересказа «Ивана Сусанина», рекомендуем ознакомиться с полной версией либретто.

Тест по опере

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году была написана опера Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин»?</h3>

    • <label>1830 г.</label>
    • <label>1832 г.</label>
    • <label>1835 г.</label>
    • <label>1836 г.</label>

(новая вкладка)

М.И. Глинка опера «Иван Сусанин» (Жизнь за Царя)

2.jpg

«Жизнь за царя» или, как ее еще называют, «Иван Сусанин» заслуживает признания первой русской национальной оперы. Она стала достоянием отечественного искусства в мировых масштабах, это первая русская опера, получившая признание во всем мире. Несмотря на то, что до «Ивана Сусанина» было написано несколько оперных произведений, они не получили такую популярность. Возможно потому, что сочинявшие их композиторы не являлись великими деятелями искусства, как Михаил Иванович Глинка. Действие спектакля разворачивается вокруг подвига Ивана Сусанина, а неожиданный успех произведение получило из-за ярких героев, национальных костюмов и замечательной музыки с содержанием народных мелодий.

Краткое содержание оперы Глинки «Иван Сусанин» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Голос

Описание

Иван Сусанин бас крестьянский мужик, который завел в чащу леса поляков
Антонида сопрано дочь Сусанина, невеста Собинина
Ваня контральто усыновленный ребенок Сусанина, предупредивший войско Минина об опасности
Богдан Собинин тенор один из русских войнов и жених дочери Сусанина
Сигизмунд Третий бас король поляков

Краткое содержание «Ивана Сусанина»

173.jpg

Недалеко от костромской области, домой, в село Домнино, возвращаются молодые войны, победившие польское войско, вторгшееся на территорию Руси. Радостные крестьяне устраивают торжественную встречу. Жених Антониды, Богдан Собинин, тоже был в числе участников, защищающих отчизну. Но Иван Сусанин, отец Антониды, рассказывает, что враги лишь на какое-то время отступили, и теперь необходимо готовиться к очередному сражению. Сусанин принял решение о том, что не бывать никакому празднику бракосочетания, пока поляки топчут родные земли. Наконец-то приходит Собинин и приносит отрадную новость: Минина, легендарного народного героя, поставили во главу всего ополчения. В него верит весь народ! Сусанин, обрадовавшийся такой вестью, разрешает сыграть свадьбу возлюбленным.

Польский король Сигизмунд Третий организовывает бал, на котором угощает своих друзей великолепным пиром. Море вина, красивая музыка и танцующие девушки, занимающие внимание гостей. Несмотря на то, что они еще не победили, польская шляхта все равно радуется успехам армии на русских землях. Внезапно появляется гонец с плохой вестью: Минина поставили во главу ополчения, и он начинает воевать против поляков. Празднество прекращается, и король говорит своим войнам, что русский предводитель нужен ему живой или мертвый.

К церемонии свадьбы дочери Сусанина и ополченца Богдана идет подготовка в доме отца невесты. Сусанин делится со своим приемным сыном Ваней новостью о том, что лагерь Минина недалеко, в Ипатиевском храме, и к нему присоединяются вооруженные войны. Во время празднества свадьбы, поляки входят в дом и заставляют Сусанина показать им тайное место, где Минин собирает единомышленников. Сусанин делает вид, что подчинен им, а сам придумывает план, как уберечь вождя с русским войском. К нему быстро приходит идея: он уведет врагов в лес, и они оттуда точно не смогут выйти сами. Тем временем Ваня бежит к Минину, чтобы сообщить ему, что враги недалеко, и необходимо искать новое убежище для сбора армии.

Собинин вместе с отрядом бежит в догонку чужеземцев. Русские войны готовы к разгрому армии врагов, и хотят спасти Иван Сусанина. Минин и его люди также идут навстречу полякам.

Уже в лесной чаще Иван перестает вводить в заблуждения врагов и сообщает им, что он их запутал, и теперь они тут умрут. Он готов принять смерть, и начинает прощаться со всем, что ему дорого. Поляки в гневе убивают запутывавшего их русского. Войны во главе с Собининым не успевают спасти Ивана Сусанина, но над поляками они одержали победу. Весь народ горестно вспоминает этот храбрый подвиг.

В Москве перед Кремлем на площади идет победоносное празднование русской армии, которая освободила Родину от поляков. Осиротевшая семья: сын Ваня, дочь Антонида и ее жених Собинин тоже на площади. Начинается колокольный звон и чествование памяти Ивана Сусанина.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт IV Акт
40 мин. 25 мин. 55 мин. 55 мин.

Интересные факты

  • Именно опера «Жизнь за царя» принесла М.И. Глинке мировую славу. Он стал первым русским композитором, который смог достичь таких высот.
  • Первоначальное название оперы было «Иван Сусанин», но за несколько дней до премьеры Михаил Иванович переименовал ее. «Жизнь за царя» — такое новое название было дано произведению, придумал его поэт Нестор Кукольник. Интересно, что был еще один вариант названия — «Смерть за царя».
  • Во время премьеры оперы «Жизнь за царя» среди зрителей присутствовал царь Николай первый. После спектакля он подарил Михаилу Ивановичу перстень из бриллиантов, показав этим жестом то, что ему чрезвычайно понравилось произведение.
  • Существует два варианта либретто музыкальной драмы Глинки. Первая — барона Егора Розена, вторая — Сергея Городецкого, редакция которого использовалась в СССР.
  • Композитор гармонично соединил в своем произведение европейские оперные и симфонические нормы с русскими хоровыми интерпретациями.
  • Капельмейстер Катерино Кавос, который был первым композитором, сочинившим оперу на громкие событии 1612 года, признал вариант оперы Глинки лучше своего. И даже снял свою постановку со сцены театра.
  • Несмотря на такую ошеломляющую реакцию публики на премьеру «Жизни за царя», второе оперное произведение Глинки «Руслан и Людмила» потерпело крах. Император акцентированно вышел из зала, не досмотрев постановку до конца.
  • Идея об использования истории Ивана Сусанина для оперы принадлежит Василию Жуковскому, хорошему товарищу Михаила Ивановича. Он же и посоветовал композитору написать об этом подвиге русского мужика.
  • Владимир Ленин в свое время сказал, что в русской литературе до творчества Л. Толстого нигде не описан подлинный мужик. Музыковеды говорят такое же об Иване Сусанине, что до Глинки в русской музыке нельзя найти образ настоящего мужика.
  • Опера «Жизнь за царя» была настолько безупречна для того времени, что даже музыкальные критики не могли найти в ней хоть какие-нибудь изъяны.
  • Была послереволюционная попытка осуществить странную затею по замене сюжетной линии оперы в советские реалии 1917 года. В первой редакции перенесли временную эпоху с 17 века в эпоху красно-белой революции. Иван Сусанин предстал перед публикой передовым крестьянином, который был всем сердцем за советскую родину. Приемный сын Ваня стал комсомольцем. Интересно, что враги-поляки сохранились, так как и в конце 10-ых годов шли военные действия с Польшей. Гимн в финале «Славься, славься, ты Русь моя» превратился в «Славься, Славься, советский строй». Но такая вариация оперы не очень понравилась зрителю, поэтому данная редакция не имела популярности.
  • В один и тот же день на одном и том же месте всего лишь с разницей в 6 лет были поставлены две оперы М.И. Глинки. (Петербургский Большой театр, оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» в 27.11.1836 и 27.11.1842 по новому времяисчислению).
  • У Михаила Ивановича Глинки было два любимых ученика Осип Петров и Анна Воробьева (в будущем, ставшая Петровой-Воробьевой). Партия Сусанина сочинялась под Осипа, а партия Вани под Анну, именно поэтому эта роль написана для низкого редкого женского голоса — контральто.
  • Глинка сделал оригинальный свадебный подарок для своей ученицы Анны, он расширил роль приемного сына Сусанина, добавив большую сцену, когда Ваня добегает до стен монастыря, чтобы предупредить Минина об опасности. А опера уже была написана и отрепетирована. Позднее, эта сцена стала одной из самых запоминающихся.
  • Современник и знакомый Глинки, князь Одоевский, рассказывал, что изначально на сюжетную линию Ивана Сусанина композитор хотел написать ораторию, а не оперу.

Популярные арии и номера из оперы «Иван Сусанин»

Каватина и рондо Антониды из 1 действия «Ах поле, поле ты мое» (слушать)

Песня Вани из 3 действия «Как мать убили…» (слушать)

Романс Антониды из 3 действия «Не о том скорблю подруженьки» (слушать)

Сцена Сусанина с поляками из 3 действия «Велик и свят наш край родной» (слушать)

Речитатив и ария Вани из 4 действия «Бедный конь» (слушать)

Финальный хор «Славься» (слушать)

Музыка

Отечественное героико-трагическое произведение — такую характеристику дал своей опере М.И. Глинка. Русский народ в этом произведении занимает далеко не последнее место, Глинка сделал этот массовый образ активным в исторических событиях упомянутой оперы. Именно за счет такого решения, спектакль получился эпического размаха, так как в нём присутствуют массовые хоровые сцены. Отдельные герои и их судьбы представлены неразрывной связью с судьбой родины. Массивные музыкальные иллюстрации жизни русских людей, их быта, и природные красоты родины идеально переплетаются в произведении, раскрывая многогранные характеры героев.

Оперная драматургия и музыкальные номера в опере оказались подлинными и новаторским, что послужило началу создания нового оперного жанра — народная музыкальная драма. Не всё придворное общество смогло принять и понять образ главного героя Ивана Сусанина, и музыку, которая его олицетворяла. Замысел композитора был в том, чтобы соединить русские мелодичность и песни, с европейскими гармониями и композициями. Такое объединение далеко не все музыканты смогли воспринять сразу, но никто не отрицал значимость этого произведения.

История создания

Стоит отметить, что первая написанная опера «Иван Сусанин» принадлежит Катерину Кавосу. Премьера постановки была показана в 1815 году. Либретто было сочинено Александром Шаховским. Произведение получилось «Опера комик» — это французский стиль, где музыкальная и речитативная часть занимают одинаковое количество мест в произведении. В конце варианта Кавоса Иван Сусанин остается жив.

На самом деле в истории создания оперы «Иван Сусанин» много противоречий и запутанности. Но если судить по фактам, то получается следующее… Когда Михаил Иванович осуществлял путешествие по Итальянским и Германским городам, его мысли периодически были заняты идеей создания музыкального произведения, в котором присутствовал бы национальный дух. Именно эти идеи и сподвигли композитора начать работать над оперой. Во время заграничной поездки и обучения там он говорил, что все, что он сочинял для Миланских пьес, ему чуждо, и он чувствует в своем итальянском творчестве некую неискренность. И все эти мысли и ощущения навеяли на него мысль, что нужно писать русскую музыку.

Первоначально, когда Глинка вернулся в Россию, он хотел написать оперу по произведению Василия Жуковского «Марьина роща», но довольно быстро сменил свое решение, и в конце-концов получилась опера «Жизнь за царя». Кстати, идею исторической оперы подкинул Михаилу Ивановичу Василий Жуковский.

Создание произведения шло быстро. Всего за 1,5 года опера была готова (1835-1836). «Жизнь за царя» состоит из четырех действий (или семи картин) с заключительным эпилогом. Либретто того времени написал барон Георгий Розен, несмотря на то, что плохо владел русским языком. Позже использовалась в постановках редакция либретто, написанная С. Городецким. Когда произведение было окончено и отрепетировано, Михаил Иванович изъявил желание посвятить оперу Николаю первому. Это посвящение прошло очень благополучно! Одновременно с этим событием название было сменено с «Ивана Сусанина» на «Жизнь за царя».

Постановки

1836 — этот год стал знаменательным для русского вокального искусства. В этом году состоялась первая постановка оперы «Жизнь за царя». 27 ноября (по новому календарю) Петербург смог оценить первую русскую оперу в Большом театре города. Первыми исполнителями стали такие оперные певцы, как: Мария Степанова, Лев Леонов, Осип Петров и Анна Воробьева, первый дирижер — Катерино Кавос.

Прошла революция 1917 года, в СССР музыкальная драма долго не ставилась. Либретто хотели изменить, подстроить под историю революции, но успех такого варианта не постиг. Впоследствии поэт Сергей Городецкий спас эту печальную ситуацию, переписав либретто Георгия Розена, на «советский» лад. В 1939 году состоялась новая постановка, дирижером был Самуил Самосуд, а режиссер — Борис Мордвинов. В Большом театре с 1945 года появилась ежегодная традиция — оперная постановка «Иван Сусанин» открывал сезон очень длительное время. Партия Ивана Сусанина исполнялась такими великими басами, как: Максимом Михайловым, Иваном Петровым, Александром Ведерниковым и Евгением Нестеренко.На Российских сценах опера пользовалась и пользуется популярностью до нынешних дней. Были попытки ставить оперу по первоначальному либретто, но такие постановки не приживались.

Самая знаменитая постановка «Ивана Сусанина» за рубежом была в театре Ла Скала (город Милан). Федор Шаляпин в роли Иван Сусанина покорил итальянских слушателей.

Опера «Жизнь за царя» — поистине великое произведение, которое заслуживает всех тех похвал и восхищений, упоминающихся о ней. Это гуманистическое, истинно русское и патриотичное произведение Глинки сделало Ивана Сусанина очень знаменитым в нашей стране, и, благодаря опере, его образ стал бессмертным.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Вернуться назад

М.И. Глинка «Иван Сусанин» (Жизнь за Царя)

Опера в 4 действиях, 5 картинах, с эпилогом.

В основу сюжета положен исторический подвиг крестьянина Ивана Сусанина, совершенный им в 1612 году.

Первое действие

Ранняя осень 1612 года. Село Домнино. Через село проходит один из отрядов народного ополчения, поднявшегося против войска польских панов, напавших на Русь.

Грустит Антонида, дочь крестьянина Ивана Сусанина. Она вспоминает своего жениха Богдана Собинина, который бьется с поляками. «Скоро ли вернется, когда свадьбе быть?». «Что гадать о свадьбе? – отвечает ей отец. – Горю нет конца».

С реки доносится песня. После победы над вражеским отрядом возвращается Собинин. Он принес добрые вести: Козьма Минин поднял Русь на врага, князь Пожарский призван возглавить войско. Радостно встречаются жених и невеста. Антонида передает Богдану слова отца о свадьбе. «Как, ужели не бывать нашей свадьбе?» — взволнованно спрашивает Собинин. Антонида и Богдан упрашивают старика, к ним присоединяется народ. «Настанет день, врагов побьем и от злодеев Русь избавим! – отвечает Сусанин. –Тогда невесту с женихом благословим и свадьбу справим».

Богдан уверен в скором наступлении этого счастливого дня. Сусанин и народ приветствуют встающую над Русью зарю спасения.

Второе действие

Тронный зал во дворце польского короля Сигизмунда. Король празднует победу. В разгар пира появляется вестник. Он сообщает, что  русский народ восстал на поляков, Минин и Пожарский возглавили ополченцев, осажденным в Москве отрядам Сигизмунда грозит гибель.

Пирующие в смятении. Сигизмунд отправляет отряд своих рыцарей отрезать Минину путь на Москву, захватить его в плен, снести деревни, сжечь города – покорить Русь.

Третье действие

Зима. Изба Сусанина. Приемный сын Сусанина Ваня вспоминает, как его, сироту, пригрел и приютил в своей семье Сусанин.

Сусанин рассказывает, что ночью пришел Минин с войском и раскинул свой стан в глухом бору, в посаде. Ваня мечтает вступить в ряды защитников родины. Готов биться с врагами и старик Сусанин.

Заходят в избу крестьяне. Сусанин угощает их и зовет на обручение Антониды и Собинина. Вечереет. Собинин уходит за дружками. Ваню печалит предстоящая разлука с названой сестрой. Ласково напутствует Антониду отец. Вдруг в избу врывается отряд вооруженных поляков. Они требуют сказать, где находится Минин, где его стан. Сусанин говорит, что ему ничего не известно – у него сегодня свадьба, он ждет гостей. Поляки приказывают старику вести их к Москве по кратчайшей дороге. «В Москву дороги нет чужим!» — восклицает Сусанин. Враги обнажают сабли. «Страха не страшусь, — гордо говорит Сусанин, — смерти не боюсь, лягу за родную Русь!»

Ляхи решают подкупить Сусанина, который тем временем тайком посылает Ваню в посад предупредить Минина. Враги предлагают Сусанину золото. Тогда он притворно соглашается вести их на Москву – «а деньги я потом возьму». Вражеский отряд уводит Сусанина. Антонида в отчаянии.

Приходят ее подруги, приглашенные на девичник. Они утешают плачущую девушку. Возвращается Собинин с дружками. Узнав, что произошло, он решает пуститься в погоню за врагами. Крестьяне выступают в поход с боевой песней: «Всех врагов земли своей смертью покараем, и не примет их костей мать-земля сырая».

Четвертое действие

Первая картина

Посад в глухом бору. Изнемогая от усталости, добрался до ворот посада Ваня. На его стук и зов выходят воины и посадские люди. Ваня требует немедленно сообщить Минину о появлении врагов. Минин собирает свою дружину, и она выступает на врага. Минин берет Ваню проводником. Грозно звучит песня воинов: «Мы настигнем врага! Не бывать им живым, не видать им Москвы!»

Вторая картина

Лесная глушь. Мороз. Сусанин заводит отряд врагов в дремучий лес. Поляки устали, продрогли. Не сбился ли старик с пути? – «Путь мой прям!» — твердо отвечает Сусанин.

Привал. Поляки разводят костер, ложатся спать. Не спит один Сусанин, думая тяжкую думу. С зарей враги увидят, что они обмануты, что завел их Сусанин в глухую чащу на верную гибель. Его ждут лютые пытки и смерть. Сусанин вспоминает свою семью. Не пировать ему на свадьбе Антониды, не миловать и не растить внучат. Родная дочь не найдет пути к его костям. Увидит ли он Русь, освобожденную от иноземцев? Не дожить Сусанину до этого счастливого дня.

Томительно тянется зимняя ночь. Стонет и гудит темный бор. Сусанин забылся в недолгом сне. Поляки просыпаются, будят Сусанина, требуют ответа: куда он их завел? «Туда, где вам от лютой вьюги погибать, — отвечает Сусанин, — где вам  голодной смертью помирать».

С именем родины на устах погибает под ударами вражеских сабель народный герой.

Эпилог

Красная площадь у Фроловских (Спасских) ворот Кремля. Ликует народ. Звучит могучий хор.

Из Кремля выезжают Минин и Пожарский. Победная песня народа сливается с праздничным колокольным звоном.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/books/glinka/ivan-susanin
  • https://soundtimes.ru/opera/spektakli/ivan-susanin
  • http://diafon.ru/ivan-susanin-kratkoe-soderzhanie/

п/п

Раздел, тема урока

Количество часов по разделу, теме

Дата проведения

По плану

Фактич.

Введение.

1

1

Художественная
литература и история.

1

03.09

Из
устного  народного творчества

2

2

Исторические песни XVII- XVIII веков.  Отражение
представлений народа в песне-плаче, средства выразительности в исторической
песне.

1

07.09

3

Р.к.
Казачьи песни. Нравственная проблематика песен  «Батюшка славный Тихий Дон»,
«Дубровушка».

1

10.09

Из
древнерусской литературы

5

(4+1р/р)

4

«Слово о
погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях русской литературы.

1

14.09

5

«Житие Александра Невского»,
«Сказание о Борисе и Глебе». Глубина  и сила нравственных представлений о
человеке.

1

17.09

6

 « Житие
Сергия Радонежского». Готовность к подвигу во имя Руси – основные
нравственные проблемы житийной литературы.

1

21.09

7

Р.к.
«Задонщина». По мотивам древнерусской поэмы.

1

24.09

8

Р.р.
Сообщение по произведениям древнерусской лите6ратуре.

1

28.09

Из русской литературы XVIII века

3

9

Г.Р.
Державин
 —
поэт и государственный чиновник. Стихотворение «Памятник». Тема поэта и
поэзии.

1

01.10

10

Н.М.
Карамзин
.
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.

1

05.10

11

Н.М.Карамзин.
Повесть «Бедная Лиза».

Основная
проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

1

08.10

Из
русской литературы XIX века

37

(33  +4р/р)

12

Поэты
пушкинского круга
. Предшественники и современники.

1

12.10

13

В.А.Жуковский.
Краткие сведения о поэте. «Лесной царь», «Невыразимое».

1

15.10

14

К.Ф.Рылеев. Краткие сведения о поэте. «Иван Сусанин».

1

19.10

15

А.С.Пушкин. Тематическое богатство поэзии. «19 октября», «И.И.Пущину»,
«Бесы».

1

22.10

16

А.С.Пушкин
«Капитанская дочка». Историческая основа романа.

1

26.10

17

А.С.Пушкин
«Капитанская дочка». Тема семейной чести в романе.

1

29.10

18

А.С.Пушкин
«Капитанская дочка».ПорядкиБелогорской крепости.

1

09.11

2 четв

19

А.С.Пушкин
«Капитанская дочка».
Петр Гринев в испытаниях любовью и дружбой».
Гринев и Швабрин.

1

12.11

20

А.С.Пушкин
«Капитанская дочка».
Петр Гринев и Пугачев.

1

16.11

21

А.С.Пушкин
«Капитанская дочка». Темы человека и истории, народа и власти, внутренней
свободы.

1

19.11

22

Р.р
Сочинение по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

1

23.11

23

М.Ю.Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве.

1

26.11

24

М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри». Основные мотивы: свободолюбие, 
гордость, сила духа.

1

30.11

25

М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри».
Художественная идея и средства ее выраже­ния.

1

03.12

26

Р.к.
М.Ю.Лермонтов. Тема разочарования в стихотворении «Два сокола».

1

07.12

27

Н.В.
Гоголь. 
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В.
Гоголь.

1

10.12

28

Н.В.Гоголь.

Комедия «Ревизор»творческая
и сценическая ис­тория пьесы.

1

14.12

29

Русское
чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя в комедии «Ревизор».

1

17.12

30

Н.В.Гоголь.
Комедия «Ревизор».Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

1

21.12

31

Н.В.Гоголь.
Комедия «Ревизор». Хлестаков и городничий.

1

24.12

32

Н.В.Гоголь.
Комедия «Ревизор».
Хлестаков — вельможа. Хлестаков-ревизор.

1

28.12

33

Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Речь как средство создания образов
комедии.

1

11.01

3 четв

34

Р.р.
Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

1

14.01

35

И.С.
Тургенев
.
Основные вехи биографии И.С. Тургенева.

1

18.01

36

И.С.Тургенев
«Ася».Произведения писателя о любви: повесть «Ася».

1

21.01

37

И.С.Тургенев
«Ася».Возвышенное и траги­ческое в изображении жизни и судьбы героев.

1

25.01

38

И.С.Тургенев
«Ася».Образ Аси. Цельность характера – основное в образе героини.

1

28.01

39

Р.р.
Сочинение по повести И.С.Тургенева «Ася».

1

01.02

40

Основные
вехи биографии Н.А. Некрасова. «Зелёный шум». Человек и природа в
стихотворении.

1

04.02

41

А.А. Фет. Краткие
сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии          А.А. Фета.

1

08.02

42

А.Н.
Островский
.
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»своеобразие
сюжета.

1

11.02

43

А.Н.
Островский «Снегурочка».
Связь с мифологическими и сказочными
сюжетами. Образ Снегурочки. Язык персонажей.

1

15.02

44

Л. Н.
Толстой
.
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество»
(главы из
повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола.

1

18.02

45

Л.Н.Толстой.
Рассказ  «После бала»Нравственность и чувство долга, основные
мотивы рассказа.

1

22.02

46

Л.Н.Толстой.
Рассказ  «После бала» Судьба рассказчика для понимания
художественной идеи произведения.

1

25.02

47

Р.р.
Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала».

1

01.03

48

Н.А.Дурова «Записки кавалерист – девицы». Сила духа героини.

1

04.03

 Из
русской литературы XX века

18 (17+1чр.р)

49

М.
Горький.
 Основные
вехи биографии писателя. Рассказ  «Макар Чудра». Проблема цели и
смысла жизни.

1

11.03

50

М.
Горький.
 Рассказ
«Мой спутник». Истинные и ложные ценности жизни.

1

15.03

51

 Художественное
своеобразие ранней прозы М.Горького.

1

18.03

52

В. В.
Маяковский.
 Краткие
сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В.
Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

1

29.03

53

Н.А.
Тэффи « Свои и чужие». Своеобразие рассказа.

1

01.04

54

М.М.
Зощенко «Обезьяний язык»Большие проблемы «маленьких людей».

1

05.04

55

Н.А.
Заболоцкий.
 Краткие
сведения о поэте. Поэт труда, красоты, духовности.

1

08.04

56

М.В.Исаковский. Творческая история создания стихотворения  «Катюша».

1

12.04

57

В.П.
Астафьев.
 Краткие
сведения о писателе. Рассказ «Фотография, на которой меня нет».

1

15.04

58

Р.к.
В.А.Закруткин. Тема войны в произведении  «Матерь человеческая».

1

19.04

59

А.Т.
Твардовский.
 Основные
вехи биографии.

1

22.04

60

Судьба
страны в поэзии А.Т. Твардовского.»За далью – даль» (главы из
поэмы). Рос­сия на страницах поэмы.

1

26.04

61

В.Г.
Распутин
Основные вехи биографии писателя. XX век
на страницах прозы В. Распутина.

1

29.04

62

Нравственная проблематика повести В.Г.Распутина «Уроки
французского»

1

06.05

63

 В.Г.Распутин «Уроки французского».
Центральный конфликт и основные образы повество­вания.

1

13.05

64

В.Г.Распутин «Уроки французского». Мотивы милосердия, готовности
прийти на помощь.

1

17.05

65

Р.к.Н.А.Суханова.
Повесть «Острый серп луны».

1

20.05

66

Р.р.Защита
рефератов  по темам, предложенным в учебнике.

1

24.05

Зарубежная литература

4

67

У. Шекспир. Краткие сведения о
писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».Певец великих чувств и вечных тем
(жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей).

1

27.05

68

М.
Сервантес.
 Краткие
сведения о писателе. Роман «Дон Кихот» основ­ная
проблематика и художественная идея романа.

1

31.05

  • Сочинение по произведению недоросль тема опасен или смешон митрофан
  • Сочинение по произведению петр и феврония муромские
  • Сочинение по произведению пушкина дубровский для 6 класса
  • Сочинение по произведению распутина прощание с матерой
  • Сочинение по произведению горе от ума на тему чацкий и молчалин