Сочинение по произведению горе от ума 9 класс образ чацкого

Сочинения по литературе грибоедов образ и характеристика чацкого в комедии горе от ума александр иванович чацкий - один из центральных
  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • Образ и характеристика Чацкого в комедии Горе от ума

Александр Иванович Чацкий — один из центральных героев произведения «Горе от ума» А.С. Грибоедова.  Через образ Чацкого автор предстал как новатор, который пытался повлиять на окружающих и изменить их мировоззрение, через него он передает свой главный посыл. В своем произведении А.С.Грибоедов описывает в литературе новый социально-психологический тип «лишнего человека» — того, кого никто не слышит, кто находится один на один со своими невысказанными мыслями, убеждениями.

Чацкий имел живой ум, и все произведение автора построено на противостоянии главного героя и высшего света, его представителями были Молчалин, Скалозуба и Фамусов. Александр постоянно находится в споре с этими героями, откуда и появляются его всем известные монологи, в которых он выдвигает свои идеи, свою точку зрения, не заботясь даже о том, был ли он услышан.

В самом первым монологе «И точно начал свет глупеть» Александр Чацкий сравнивает прошлое и настоящее. Он отказывается прислужничать кому либо, выступает против появившейся бюрократии, в следствие чего отказывается от государственной службы. В диалоге же под названием «А судьи кто» главный герой негодует от того , что люди слишком увлечены военным делом, ведь это не дает развития творчеству, убивает всякое желание развиваться духовно. Герой говорит о том, что военное дело не дает личности расти, в последствие же люди лишены способности принимать какие-либо решения.

Однако мало-помалу Чацкий понимает , что его взгляды не принимают и философия других героев разительно отличается от его собственной. Он понимает, что уже не будет услышан, от чего затихает, но только снаружи, внутри же Александр сохраняет весь свой запал и надежду на светлое будущее.

В конце комедии Чацкий предстаёт перед нами в образе человека, который разочаровался во всем. Однако Александр не отказался от своих убеждений. Он всё также уважал право выбора любого человека , ценил свободу.

В итоге можно сказать, что Чацкий сильный и непоколебимый человек, который способен держаться за свои устои. И он верил , что всё-таки когда-нибудь мир станет лучше того , в котором он жил.

Вариант 2

1822 год. В России время крепостного права. Население разделено по разным сторонам: с одной «небожители» — аристократы, владеющие богатствами и людьми, а с другой закрепощённый народ, страдающий от отсутствия свободы, до обретения которой ещё очень далеко.

В тот год талантливый дипломат и публицист Александр Сергеевич Грибоедов пишет самое известное своё произведение, комедию «Горе от ума», которая всколыхнула современное ему общество и заставила думающих людей по-новому взглянуть на устройство жизни в России.

Немало способствовал тому главный герой пьесы Александр Андреич Чацкий. Он появляется не с первых строк. Читатель узнаёт о нём от остроумной девушки-служанки Лизы, горничной дочери Фамусова Софьи. «Кто так чувствителен, и весел, и остёр, как Александр Андреич Чацкий!», -говорит она своей хозяйке.

Чацкий, рано потерявший родителей, воспитывался в доме Фамусова вместе с его дочерью и с детства её любил. Он ещё молодой человек, но жизнь воспринимает уже серьёзно и в определённый момент, чувствуя, что ему не хватает домашнего образования, отправляется путешествовать за границу. Он тянется к наукам, хочет лучше узнать мир. В путешествиях он проводит три года, но «дым отечества» зовёт его домой, где, как он надеется, ждёт его любимая девушка. Он сам верен своей любви и романтически полон благих намерений. Возвращается он внезапно. » Три года не писал двух слов! И грянул вдруг как с облаков»,- говорит ему Фамусов при встрече. И что же суждено ему найти в своём Отечестве? Он чувствует перемену в Софье, но ещё не может понять в чём дело, а пока вспоминает общих знакомых и, как он считает, безобидно подшучивает над ними. Он просто насмешлив и умён, он видит людей, какими они есть на самом деле, но девушке это не нравится. «Не человек, змея!»,- говорит она о нём.

В отличие от многих молодых людей своего времени, Чацкий независимый самостоятельный человек, он считает, что каждый волен выбирать себе дело, не оглядываясь ни на чьё мнение. Оставив военную карьеру, хотя для каждого дворянина военная служба была почётна в то время, не захотел он стать и чиновником, ибо видел, что для успешной карьеры на этом поприще нужно было унижаться перед начальством. «Служить бы рад, прислуживаться тошно»,-отвечает он Фамусову на его поучения. Ему досадно, что ничего не изменилось за то время, пока он отсутствовал. » Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары»,-замечает он в разговоре с Фамусовым и Скалозубом.

Наблюдательный и язвительный человек, он даёт очень меткие характеристики московским аристократам. Весьма ограниченный солдафон Скалозуб-«cозвездие манёвров и мазурки», «Нестор негодяев знатных»,-помещик, продавший за долги детей своих крепостных. Он высмеивает систему образования дворян, которую отдали на откуп заезжим иностранцам , а те ничему путному научить не могут. И, конечно же, общество, в котором людей судят не по заслугам, а за умение низко кланяться и угождать, принимает враждебно этого непонятного для них человека. В ход идёт старый проверенный способ борьбы с такими людьми: Чацкого объявляют сумасшедшим. Он не может в одиночку биться с этим сословным монолитом. Он вынужден бежать из Москвы.

Его время ещё не наступило, а один в поле не воин. Но всегда бывает первый, который подаст пример любви к свободе и справедливости другим. Таким первым и был Чацкий, герой, которого создал умнейший русский дипломат и писатель Александр Сергеевич Грибоедов.

Сочинение Образ и характеристика Чацкого

Для меня Чацкий весьма взбалмошный тип, в чём-то мечтатель… Конечно, он сам страдает из-за своей откровенности. Он может сказать «правду-матку», но из-за этого все от него отворачиваются.

Он много путешествовал. Думаю, что он видел разные страны, общался с разными людьми. Теперь он уже по-новому смотрит на всё. А люди, которых он оставил дома, не особенно изменились. Может быть, наоборот, ухудшились.

Вот Софья связалась с этим Молчалиным, который всем льстит, всех обманывает. Она не исключение. И Чацкий просто не понимает, как она могла увлечься таким пустым и опасным человеком… Но он ничего не может сделать. Все его попытки наладить контакт с Софьей делают только хуже. Он её начинает раздражать своим поведением.

Чацкий всё видит: все пороки этого общества бросаются в глаза Чацкому. При этом он не замечает собственной горячности, не учитывает, что нехорошо так обижать людей.

Думаю, что правильно, если на Чацкого накинулись все в финале, чтобы он сбежал. Ему это общество, такое отвратительное для него, так и сказало – уходи. Он бы всё равно не смог переделать всех этих людей, страдать при виде их было б для него тяжело. Вот почему это настоящий подарок, что на него все ополчились.

Конечно, Чацкий и романтик. Он что-то себе придумал… Какими должны быть люди.

Понятно, что этот самый Александр Андреевич весьма умен (много знает), но он не мудр. Чацкий создал рецепт, как сделать, чтобы общество быстрей на тебя ополчилось. Нужно всех обвинять, надо всеми смеяться, указывать на недостатки. При этом быть едким и чужим для всех. Он мне напоминает Дон Кихота немного. Тоже пытается бороться…

Надеюсь, что в той самой глуши он придёт в себя немного. Не станет ненавидеть и свою тётку за ограниченность или за чтение «не тех» книг. Всегда можно найти, за что ненавидеть. Наверняка, в них было что-то и хорошее. Такие традиции глупые и противные сложились, но не может быть, чтобы люди совсем были отвратительными.

Я не говорю, что Чацкий должен был всех с их грехами полюбить. Лучше ему было сразу уехать. Или остаться, приняв людей такими вот. Ещё он своим примером правильной жизни мог бы им помочь…

Если б такой человек пришел в наш класс, то я бы постарался указать ему на хорошие черты одноклассников. А если б он продолжал «кривиться», то мы б его побили.

Чацкий и его история

В комедии Грибоедова отражено столкновение двух мировоззрений, а именно представителей новых людей, отраженных в образе Чацкого и консервативных представителей, представленных Фамусовым и его друзей.  Одним из личностей,  показывающих  новые веяния,   является  Чацкий. Мы видим, что персонаж   после долгих странствий по миру, вернулся в родные места. Он одержим мыслями о свободе личности, равенстве и братстве.

Однако, прибыв в Москву, видит, что все осталось на прежнем уровне. И его появление никак не обрадовало ни Фамусова,  ни его дочь. В основном, представители этого общества всегда только и делают, что развлекаются. Чацкий даже отказался служить, потому что и в армии все друг другу льстят  и прислуживаются. И в дом Фамусова то он вернулся из-за любви к Софье. Сразу же с дороги он прибывает  в ее дом и признается ей в своих чувствах, что характеризует его как горячего молодого человека. Ни разлука, ни путешествия не остудили  его пыл к девушке. Он свято чтит эти отношения. Узнав, что Софья выбрала Молчалина, ему становится горько и обидно. А ведь Чацкий умен, но никто не замечает этого. Только Лиза, работающая в этом доме прислугой, говорит о том, что он просвещен, находчив и честен.

Главный герой выступает против крепостного права, так как считает его источником зла и бед. Он также осуждает московских состоятельных господ, которые ценят лишь роскошь  и высокие посты, боятся просвещения и правды. В споре с Фамусовым он говорит о том, что старшее поколение не умеет высказывать свое мнение, осуждая их всех, и говоря, что ему противно среди таких людей находиться.

Когда он приходит на бал, то между ним и представителями светского общества происходит конфликт. Все собравшиеся выступили против Чацкого, высмеяв его и оскорбив, Чацкий со своими веяниями  оказывается  одинок. Ведь среди них  не было никого, кто бы придерживался такого же мнения. И поэтому он уезжает, прекращая всякую борьбу. Однако он все-таки превосходит Молчалина и ему подобных представителей. Чацкий в комедии представляет молодое мыслящее поколение русского дворянства, самую его лучшую часть. И если он находится среди высшего света в полном одиночестве, то среди молодых людей его возраста есть единомышленники.

Вариант 5

Александр Андреевич Чацкий — это главное действующее лицо пьесы Грибоедова «Горе от ума». Автор не пытался наделить его только положительными или отрицательными чертами. Он приблизил его к реализму, и вложил всего понемногу.

Чацкий в произведении выступает как молодой человек, но не юнец. Родители скончались, и воспитанием занимался близкий друг семьи – Фамусов. Александр Чацкий был не из бедных. Он был наследником дворянства. Чацкий рос рядом с дочерью Фамусова – Софьей, которую в последующем полюбил. Достигнув определенного возраста, Александр принял решение проживать отдельно. Герой покинул службу, потому как не любил прислуживать. Потом он поехал на несколько лет за границу, получать дополнительное образование. Чацкий говорил, что пришло новое время, где не место старым порядкам.

Александр выступает в роли умного и способного человека. Окружающие признают, что он достиг бы высот, если бы продолжал служить. Ему присуща была такая черта, как остроумие, переходящее в язвительность. После того, как он вернулся из заграницы, ему чужды стали взгляды жителей России. Его не устраивало, что люди прислуживают друг другу, выставляют себя на посмешище, дабы угождать вышестоящим начальникам. Он хотел пользоваться своими знаниями и умениями в работе. Чацкий мог открыто насмехаться над глупостью Фамусова и его окружения, ясно представляя, как обижает их этим.

По приезду домой он нанес визит Софье, рассказав ей о своих чувствах. Это говорит о нем, как о человеке пылком, страстном и романтичном. Тогда он узнал, что девушка полюбила другого, а их отношения считает ничем иным, как детскими шалостями. Это причинило Чацкому невыносимую боль. Новый  фаворит Софьи относился к людям хитрым, расчетливым карьеристам, которые пойдут по головам, чтобы добиться успеха. Поэтому выбор Софьи пал именно на него. Ее не устраивал насмешливый тон Чацкого, и она пустила молву о его сумасшествии, которая быстро разнеслась по округе. Из-за этого герой вынужден был покинуть то место, где был так не любим всеми.

Чацкий воплощает желания и сущность самого автора. Этот персонаж пропитан свободой личности, равноправием и честолюбием. Он разочаровался, вернувшись домой, что все осталось неизменным. Люди лишь лицемерили и обманывали, бесконечно устраивая праздники, плясы и банкеты. За это Чацкий чувствовал к ним только презрение.

Для 9 класса

В великом творении отмечена тема: проблемы воспитания. Главный герой – замечательный человек, который имеет прекрасное образование. Как ему жить с навыками? Как ведёт себя Чадский с людьми? Почему он не может построить с ними взаимоотношения? Что желает делать Александр? Как относится Александр Чадский к любовному поражению? Как автор отразил картину произведения?

Чадский способен влюбиться в дочь владельца дома, но не может найти силы, чтобы разговаривать с её отцом. Его понимание мира, взгляды на жизнь не совпадают с идеями дома господина Фамусова. Он сильно любит дочь хозяина дома, но крайне ненавидит её отца, не может терпеть беспорядок, который творится в обществе. Такое понимание жизни не соответствует его идеалам: он предпочитает постоянно говорить правду, не скрывая своих эмоций. Он желает честно служить отечеству, но никто не понимает его усилий. В результате герой страдает.

У героя есть свои негативные черты. У него противоречивый и плохой характер. Он вспыльчивый человек, конфликтен в общении, высокомерен, а порой даже и вести себя грубо. Источником его недовольства является общество, в котором он живёт. Ему трудно сдерживать эмоции, он не скрывает возможности указывать людям на их недостатки. Ему трудно контролировать поступки. Он считается долгом сопротивляться плохому влиянию, которое постоянно наблюдает. Чацкий умён. Герою плохо в обществе, ему сложно постоянно находится с людьми. Автор точно подметил название произведение «Горе от ума».

Александр желает быть полезным Отечеству, но прислуживать другим людям он не желает. У него не возникает желания выполнять просьбы разных людей. Если он умный, воспитанный и порядочный человек, живущий по соображениям совести, оказывается недостаточным. Ему трудно отметить, что судьба не жалеет честных людей. Даже его возлюбленная предпочитает другого человека в отличие от образованного главного героя. В результате возникает настоящая трагедия.

Образ Александра представляет печальный вид. Его представления о жизни никто не поддерживает. Он оказался в меньшинстве. Ему приходится уехать из конкретного места. Он изменил представления о жизни? Нет. Он просто оставил неприятных людей.

Искренне рекомендую использовать эти данные для полного раскрытия образа Чадского в произведении: «Горе от ума», чтобы понять и отметить всю многогранность личности Чадского.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Чацкого в комедии Горе от ума

Образ и характеристика Чацкого в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

  • Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека? Сочинение

    Данное заявление А. П. Чехова только отчасти подтверждается в литературе. Наука является важной сферой жизни человека, которая продвигает человека вперед, совершает разные прорывы

  • Сочинение на тему Английский язык

    Английский язык обязательный предмет изучения. Изучение иностранного языка, как правило, начинается в школе. Но в последнее время, родители уже с младшего возраста стараются приобщать детей к знаниям.

  • История семьи Мелеховых в романе Тихий Дон Шолохова

    Мелеховы – семья большая. Глава семьи Пантелей Прокофьевич, наполовину турок; его жена, потомственная казачка, Василиса Ильинична; их дети – Петр, Григорий и Дуняшка; жена Петра – Дарья.

  • Доброта в рассказе Чудесный доктор Куприна

    В данном великолепном произведении рассказывается о замечательном человеке, который благодаря тому, что проявил доброту и профессионализм в своем деле, сумел спасти членов семьи от болезней и невзгод.

  • Сочинение на тему Как я хочу провести лето 3, 5 класс

    Каждый ребенок весь учебный год живет лишь ожиданием лета. 3 месяца свободного времени, игр, веселья, друзей и новых приключений. Многие в этот период выезжают на море

Многомудрый Литрекон написал краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: «Образ Чацкого в пьесе «Горе от ума» Грибоедова». Но здесь Вы найдете и более подробную версию с цитатами и анализом монологов героя. Приятного просвещения!

Вариант 1: Кратко

(361 слово) Чацкий – главный герой произведения «Горе от ума» — по-разному был охарактеризован литературными деятелями. Кто-то сострадал ему, считая героя обманутым любимой девушкой, отвергнутым обществом (Гончаров, статья «Мильон терзаний»). Однако существуют и те, кто вовсе отказывал Чацкому в уме (например, А.С.Пушкин). Интересно то, что все рецензенты по-своему правы.

Чацкий, несмотря на его высокие устремления, свободолюбие, отрицание чинов, не является героем-резонёром. Безусловно, он выделяется среди фамусовского общества недальновидных людей: он провозглашает ценность образования, не принимает угодничество ради высокой должности, не любит прислуживать другим людям, считает, что каждый имеет право на выражение собственного мнения. Чацкий открыто выражает свою нравственную позицию, не страшась оказаться «странным» человеком.  Люди, которые его окружают – живут лишь «обедами, ужинами и танцами». Это пустое общество, без высоких стремлений, отрицающее образование. Они судят человека лишь по должности и по количеству душ. 

Однако Чацкий попадает в нелепое положение в этой комедии. Из-за влюбленной слепоты он не замечает, перед кем выступает с торжественными речами, провозглашая свободу слова и правду. Герой не понимает Софьи, которая ему открыто признается в отсутствии чувств. Более того, персонаж набрасывается с критикой на Молчалина и ранит героиню (что впоследствии приведет к тому, что Софья пустит слух о сумасшествии Чацкого). Александр сам себе построил иллюзию любви, которая окончилась для него лишь в самом последнем действии.

На протяжении комедии герой словно не понимал, что происходит вокруг него. Разве стал бы умный человек в спокойном расположении духа метать бисер перед свиньями? Герой пытался донести свои высокие убеждения до духовно опустошенных людей, показать невежественному и насквозь прогнившему обществу истинные нравственные ценности. Однако между ними слишком большая пропасть непонимания, поэтому все поверили в то, что Чацкий просто сошёл с ума. 

Грибоедов в комедии «Горе от ума» проявил новаторство. В отличие от классических комедий, в его произведении нет четкого разделения на положительных и отрицательных героев. Также нет и героя-резонёра. Иногда можно подумать, что Чацкий выражает позицию автора. Однако этот герой изображен неоднозначно. Черты его характера не позволяют отнести персонажа ни к положительным, ни к отрицательным (хотя, безусловно, на фоне фамусовского общества положительных качеств у него явно больше). У читателя складывается такое ощущение, что образ Чацкого незавершен, и этому герою еще только предстоит совершенствоваться и расти до того уровня, чтобы не только проповедовать истины, но и жить по ним.

Вариант 2: Подробно

(570 слов) В 1824 году выдающийся русский писатель А.С. Грибоедов создал свое грандиозное произведение «Горе от ума». В комедии автор продемонстрировал читателю, как один человек, который придерживается прогрессивных взглядов, стремился изменить убеждения представителей «века минувшего». Однако из-за своего ума и сообразительности главный герой оказался отвергнутым обществом и был вынужден бежать за пределы столицы. Этим новатором является главный персонаж комедии Александр Чацкий.

Однажды сам писатель сказал, что Чацкий является единственным здравомыслящим персонажем на «25 глупцов», то есть других героев комедии. Не секрет, что Александр Чацкий является одним из первых русских персонажей, у которых хватило смелости и терпения открыто противостоять обществу. Чтобы понять замысел произведения «Горе от ума», рассмотрим образ главного героя — Александра Чацкого — поподробнее.

В образе Александра Чацкого писатель воплотил очень умного, решительного, гордого человека, который придерживается прогрессивных жизненных взглядов. Этот персонаж старается идти в ногу со временем: отрицал устаревшую форму рабовладения — крепостное право, высоко ставил научный прогресс и был убежден, что люди должны засуживать высокое положение в обществе не подхалимством, а честным трудом. Читатель замечает, что вся сюжетная линия произведения построена на основе конфликта этого персонажа с представителями «фамусовского общества»: Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и др. Писатель показывает, как главному герою чужды те идеалы и взгляды, согласно которым живут московские дворяне. Чацкий никогда не будет разделять убеждений своих оппонентов, потому что живёт по совершенно иным ориентирам, заложенным европейским образованием и уникальным жизненным опытом.
Именно в конфликтах, представленных в известном произведении, и появляются знаменитые монологи Александра Чацкого. Главный герой пытался донести истину, он не мог молчать: для него очень важно попытаться переубедить соотечественников, начав играть в открытую. Он лишь назвал вещи своими именами, а его уже назвали революционером и «якобинцем».

Первый монолог главного героя «И точно начал свет глупеть…» показывает, как Чацкий сравнивает прошлый и настоящий век. Благодаря этому читатель узнает, что главный герой ни в коем случае не примет бюрократию и прислужничество. Это объясняет то, что Чацкий не пошёл на государственную службу. Далее следует монолог Чацкого «А судьи кто». Здесь главный персонаж, главным образом, критикует высшие слои общества, которые погрязли в своих пороках и потеряли нравственные ориентиры. Он осуждает крепостное право, приводя примеры, как страдают крестьяне, когда члены одной семьи «распроданы по одиночке». Жизнь за чужой счет, праздная суета и паразитизм убивают в личности стремление к знаниям и творчеству. 

Главный герой надеется, что его идеи, наполненные стремлением к прогрессу, окажутся восприняты обществом. Чацкий искреннее верит, что сознание других персонажей произведения изменится в лучшую сторону, и они посмотрят на мир уже другими глазами. Однако желаниям главного героя не суждено сбыться. Впоследствии Чацкий осознает, что ничего уже нельзя изменить. Представители фамусовского общества живут и будут жить по законам «века минувшего». Никто не желает смотреть правде в глаза, все ослеплены богатством и знатностью «судей».

В финале комедии читатель уже не видит того наивного человека, который «метал бисер», по выражению И.А. Гончарова. Главный герой избавился от своих иллюзий, однако он сумел сохранить свои убеждения. Чацкий всегда будет уважать и ценить человеческие права и свободы. Автор дает понять, что он не сдался, но будет по-другому бороться за свержение крепостного права. В финальном монологе Чацкого «Не образумлюсь» читатель замечает, что главный герой, покинув столицу, не отказался от своих прогрессивных взглядов. Чацкий просто искал то место, где его убеждения будут приняты обществом: «…пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!».

Можно утверждать, что в своем произведении Александр Грибоедов в образе Чацкого показал решительного, целеустремлённого и сильного духом человека. Главный персонаж искреннее верил в осуществление своих светлых идей и был готов честно трудиться во благо отечества.

Автор: Анастасия Сметанова

В тестовой форме.

test-lit9.rtf

1. Главная тема «Слова о полку Игореве»:

1. Единство и укрепление границ России.
2. Ответственность за совершаемые деяния.
3. Мужество и героизм русских воинов.

2. «Путешествие из Петербурга в Москву» написано в жанре:

1. Психологического очерка.
2. Путевых заметок.
3. Повести.

3. Тема стихотворения «Памятник» М.В. Ломоносова:

1. бессмертие поэта
2.поэт и власть
3. поэт и толпа

4. В строках стихотворения «Вечернее размышление…» Г.Р. Державина

Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах…- речь идёт:

1. о природе
2. о человеке
3. о разуме

5. Н.М. Карамзин – основоположник:

1. Классицизма.
2. Сентиментализма.
3. Романтизма.

6. К какому жанру относится произведение В.А. Жуковского «Светлана»?

1.поэма
2.баллада
3. элегия

7. Основной конфликт в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова:

1. Столкновение взглядов Чацкого и фамусовского общества.
2. Драматическая история любви Чацкого и Софьи.
3. Взаимоотношения отцов и детей.

8. В 1823 году А.С. Пушкин написал стихотворение «К морю» в жанре:

1. Элегии.
2. Послания
3. Оды

9. Жанр произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

1. Повесть
2. Поэма
3. Роман

10. Татьяна Ларина для А.С. Пушкина:

1. Загадочный образ
2. Типичная деревенская барышня
3. Идеал русской женщины

11. Пушкин одного из своих героев назвал «добрый мой приятель». Речь идет:

1. Об Онегине
2. О Дубровском
3. О Гриневе.

12. Имя М.Ю. Лермонтова стало известным после написания стихотворения:

1. «Поэт»
2. «Смерть Поэта»
3. «Кинжал»

13. «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» — говорит о себе:

1. Печорин
2. Вернер
3. Княжна Мери

14. Для Печорина характерны:

1. Склонность к самоанализу, самопознанию
2. Надменность, презрительность
3. Легкомыслие, бесцельность

15. Род литературы, к которому относится произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души»:

1. Эпос
2. Лироэпос
3. Драма

16. Покупая у помещиков мертвые души, Чичиков надеялся:

1. Укрепить материальное благополучие своих будущих детей
2. Выгодно жениться
3. Получить на службе высокую должность

17. Образ помещика, данный в развитии:

1. Плюшкин
2. Манилов
3. Собакевич

18. Образ Петербурга есть в произведении:

1. «Дубровский» (А.С. Пушкин)
2. «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)
3. «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

19. Несколько рассказчиков выступают в роли повествователя:

1. В «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова
2. В «После бала» Л.Н. Толстого
3. В «Бедной Лизе» Н.М. Карамзина

20. Говорящие фамилии не используют:

1. Н.В. Гоголь «Мертвые души»
2. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
3. Ф.М. Достоевский «Белые ночи»

21. Выберите хронологически верную последовательность:

1. Романтизм, реализм, сентиментализм, классицизм.
2. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
3. Реализм, романтизм, сентиментализм, классицизм.

22. Назовите автора рассказа «Матренин двор»:

1. М.А. Шолохов
2. В.Г. Распутин
3. А.И. Солженицын

23. Кому из русских писателей принадлежит рассказ «Темные аллеи?

1 А.И. Куприну
2. И.А. Бунину
3. А.П. Чехову

24. Автор стихотворения «О, весна без конца и без краю…»

1. С.А. Есенин
2.М.И. Цветаева
3. А.А. Блок
4. Н.А. Заболоцкий

25. Автор стихотворений «Отговорила роща золотая», «Письмо к женщине», «Край ты мой заброшенный»:

1. В.В. Маяковский
2. А.А. Ахматова
3.С.А. Есенин

26. Жанр произведения М.А. Булгакова «Собачье сердце»:

1. Юмористическая повесть
2. Сатирическая повесть
3. Сатирический роман

27. По мнению профессора Преображенского, разруха поселяется:

1. В сердцах людей
2. В головах людей
3. В домах людей

28. Фраза «…две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы»- содержит:

1. Гиперболу
2. Метафору
3. Аллегорию

29. Избрав название «Судьба человека» для своего произведения, М.А. Шолохов повествует:

1. о судьбе Андрея Соколова
2. о судьбе одного из многих русских солдат
3. о судьбе всего человечества в целом
4. о судьбе Ванюши

30. Как называлась художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века и воплотившаяся в системе самостоятельных художественных направлений и течений?

1. декаданс
2. модернизм
3. символизм
4. футуризм

31. Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?

1. символизм
2. имажинизм
3. футуризм
4. акмеизм

32. Какое поэтическое течение было первым в литературе Серебряного века?

1. символизм
2. акмеизм
3. футуризм
4. имажинизм

33. Основоположником какого течения стал Н. Гумилев?

1. символизм
2. имажинизм
3. футуризм
4. акмеизм

34. Название какого поэтического течения переводится с греческого как «высшая степень чего-либо»?

1. акмеизм
2. имажинизм
3. футуризм
4. символизм

35. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» — это призыв:

1. акмеистов
2. имажинистов
3. футуристов
4. символистов

36. Что, по мнению акмеистов, должно было приобрести свой изначальный смысл?

1. стихотворение
2. образ
3. слово
4. Время

37. К какому жанру относится произведение У. Шекспира «Гамлет»?

1. комедия
2. трагедия
3. драма.

38. В рамках какого историко-культурного течения направления создавал свои произведения И. Гёте?

1. Классицизм
2. Просвещение
3. Реализм.

39. Из какого стихотворения Катулла эти строки:

Ныне ж расколото сердце. Шутя ты его расколола,
Лесбия! Страсть и печаль сердце разбили моё?

1.«Нет, ни одна средь женщин…»
2. «Нет, не надейся приязнь заслужить…»
3. «Нет, не надейся приязнь получить…»

40. Чью тему развивает Пушкин в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»?

1. Горация
2. Катулла
3. Сапфо

41. Самой существенной частью жизни Данте стала любовь

1. к Лауре
2. к Беатриче
3. к Джемме

Ответы

1. 1
2. 2
3. 1.
4. 2
5 -2
6-2
7. 1
8.1
9. 3
10. 3
11. 1
12. 2
13.1
14. 1
15. 2
16. 1
17. 1
18. 3
19. 1
20. 3
21. 2
22. 3
23. 2
24. 3
25. 3
26. 2
27. 2
28. 2
29. 2
30-2
31-3
32 -1
33-4
34-1
35-3
36-3
37-2
38-2
39-1
40-1
41-2

Автор: Макарова Татьяна Сергеевна.


tiktok banner

Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «…Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», — писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам Грибоедов: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом его окружающим».

Совершенно иначе Чацкого оценивал Белинский, считая этот образ почти что фарсовым: «…Что за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразер, идеальный шут, профанирующий все святое, о котором говорит. …Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади…». Примерно так же этот образ оценивал и Пушкин. «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно Грибоедовым) и напитавшийся его остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно», — писал поэт в письме Бестужеву.

Кто же из критиков прав в оценке Чацкого? Попробуем разобраться в характере героя.

Чацкий — молодой человек дворянского круга, умный, способный, получивший хорошее образование, подающий большие надежды. Его красноречие, логика, глубина познаний восхищают Фамусова, считающего вполне реальной для Чацкого возможность блестящей карьеры. Однако Александр Андреевич разочарован в государственной службе: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он Фамусову. По его мнению, надо служить «делу, а не лицам», «не требуя ни мест, ни повышенья в чин». Бюрократизм, чинопочитание, протекционизм и взяточничество, столь распространенные в современной ему Москве, для Чацкого не приемлемы. Он не находит общественного идеала в своем отечестве:

Где? укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве,

И где не воскресят клиенты-иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты.

Чацкий критикует закоснелость взглядов московского общества, его умственную неподвижность. Выступает он и против крепостничества, вспоминая о помещике, променявшем своих слуг, неоднократно спасавших его жизнь и честь, на трех борзых собак. За пышными, красивыми мундирами военных Чацкий видит «слабодушие», «рассудка нищету». Не признает герой и «рабского, слепого подражанья» всему иностранному, которое проявляется в чужевластье мод, в засилье французского языка.

Чацкий обо всем имеет свое собственное суждение, он откровенно презирает самоуничижение Молчалина, лесть и низкопоклонство Максима Петровича. Александр Андреевич оценивает людей по их внутренним качествам, независимо от чинов и богатства.

Характерно, что Чацкий, которому «дым Отечества сладок и приятен», не видит ровным счетом ничего положительного в современной ему Москве, в «веке минувшем», наконец, в тех людях, к которым он должен чувствовать любовь, уважение, благодарность. Покойный отец молодого человека, Андрей Ильич, вероятно, был близким другом Павла Афанасьевича. Детство и отрочество Чацкого прошли в доме Фамусовых, здесь же он испытал чувство первой любви… Однако с первой минуты своего присутствия практически все реакции героя на окружающих негативны, он саркастичен и язвителен в своих оценках.

Что же удерживает героя в обществе, которое он так ненавидит? Только любовь к Софье. Как замечает С. А. Фомичев, Чацкий бросился в Москву после какого-то особенного потрясения, отчаянно пытаясь обрести ускользающую веру. Вероятно, за время заграничного путешествия герой духовно повзрослел, испытал крушение многих идеалов, по-новому стал оценивать реалии московской жизни. И теперь он жаждет обрести прежнюю гармонию мироощущения — в любви.

Однако и в любви Чацкий далеко «не идеален», не последователен. Сначала он внезапно оставляет Софью, не подает о себе никаких известий. Вернувшись из дальних странствий через три года, он ведет себя так, как будто расстался с любимой женщиной лишь вчера. Бестактны вопросы и интонации Чацкого при встрече с Софьей: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?», «А тот чахоточный, родня вам, книгам враг…», «Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?» Как замечает И. Ф. Смольников, бестактность эту можно объяснить лишь духовной близостью, которую Чацкий ощущает по отношению к Софье, по старой привычке считая ее мировосприятие близким своему.

В глубине души Чацкий, вероятно, и мысли не допускает о том, что за время его отсутствия Софья могла полюбить другого. Не робкая надежда, а эгоизм и самоуверенность звучат в его словах:

Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!
Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.
Удивлены? и только? вот прием!

Чацкий не может поверить в любовь Софьи к Молчалину, и здесь он в известной степени прав. Софья лишь думает, что любит Молчалина, однако она заблуждается в своих чувствах. Когда же Александр Андреевич оказывается свидетелем несостоявшегося свидания героев, то он становится жестоким и язвительным:

Вы помиритесь с ним по размышленьи зрелом.
Себя крушить, и для чего!
Подумайте, всегда вы можете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей —
Высокий идеал московских всех мужей.

Сам роман Софьи с Молчалиным Чацкий расценивает как личное оскорбление: «Вот я пожертвован кому! Не знаю, как в себе я бешенство умерил!» Возможно, Чацкий в какой-то степени мог бы понять Софью, если бы избранником ее был человек достойный, прогрессивных взглядов и принципов. В данной же ситуации героиня автоматически становится врагом Чацкого, не вызывая у него ни жалости, ни благородных чувств. Он совершенно не понимает внутреннего мира Софьи, предполагая ее примирение с Молчалиным «по размышленьи зрелом».

Таким образом, герой терпит крах как «на любовном поприще», так и на общественном. Однако, как замечает Н. К. Пиксанов, «эти две стихии не исчерпывают психологического и бытового облика Чацкого. В литературной критике уже давно обмечена еще одна черта Чацкого: дендизм. С Молчалиным он барски высокомерен. …Как светский лев он держится с графиней-внучкой. Наконец, прелестный диалог Чацкого с Натальей Дмитриевной Грибоедов выдерживает в тоне флирта…».

Безусловно, гражданская позиция Чацкого была близка Грибоедову. Критика Чацким общественных порядков и жизненного уклада московского барства 20-х годов XIX века содержит в себе много верного и жизненно правдивого. Но весь свой «ныл» Чацкий растрачивает на декларирование гражданских взглядов и убеждений — в любви же он слишком сух, несмотря на искренность его чувств; ему недостает доброты и сердечности. Он чересчур идеологичен в отношениях с Софьей. И это самое главное противоречие в характере героя.

Мой Чацкий (сочинение) ЗДЕСЬ

Класс 9 Тема: Чацкий в системе образов комедии «Горе от ума».

Методическая цель: продолжить с учащимися работу по раскрытию идейно-худо-

жественного содержания комедии; раскрыть образ Чацкого в системе образов комедии; осознать основной смысл комедии; учить строить ответ на вопрос о художественном про-

изведении с опорой на теоретико-литературные знания; развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; формировать активную жизненную позицию.

Оборудование: текст комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», раздаточный

и иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: комбинированный.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание комедии; характеризуют образ

Чацкого в системе образов комедии; осознают основной смысл комедии; выразительно читают и анализируют сцены; дают собственную оценку героям; делают выводы об идейно-

художественном содержании пьесы.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Заслушивание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Аналитическая беседа «Вспоминая прочитанное…» (бал в доме

Фамусова, его сюжетно-композиционная роль в комедии)

• Чем отличаются сцены описания бала от предыдущих сцен?

• Почему так одинок Чацкий на балу?

• Почему его конфликт с отдельными лицами перерастает в конфликт с обществом?

• За что московское барство ненавидит Чацкого?

• Почему разговор о нём переходит в рассуждения о просвещении?

• Наталья Дмитриевна говорит о своём муже: «Мой муж — прелестный

муж…». Почти эта же фраза повторена Молчалиным: «Ваш шпиц — прелестный шпиц…». Случайно ли это совпадение?

• Какие черты типичны для гостей Фамусова? Почему вымысел о сумасшествии Чацкого получил среди этих людей всеобщую поддержку?

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. __Первая четверть XIX в. Победоносно закончена война 1812 г.Но русский народ — победитель Наполеона и освободитель Европы — по-прежнему скован цепями крепостничества, позорным рабством, тормозившим развитие России. Это положение народа не оставляет равнодушными многих прогрессивно настроенных людей — атмосфера российского общества проникнута настроениями ожидания, перемен, реформ, которые никак не может осуществить нерешительное правительство Александра I. Новые настроения и идеи вылились в создание тайных революционных обществ. Наступила эпоха декабризма, так трагически завершившаяся 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Главный герой комедии «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий —

представитель этой эпохи, впитавший в себя её идеи и настроения.

В «Горе от ума» столкновение героев происходит на идейной почве. Даже ставший традиционным конфликт двух соперников, которые стараются добиться взаимности от героини, здесь подчинён борьбе персонажей за своё понимание смысла жизни. Молчалин тоже высказывает своё мнение о правилах поведения, чинопочитания как об общепринятых моральных нормах. Чацкий же долго и упорно не хочет признавать его своим соперником, отказываясь верить в то, что Софья способна полюбить такого человека, так как они слишком разные по интеллектуальному и нравственному развитию. Автор полностью разделяет позицию Чацкого, заканчивая пьесу его моральной победой над противниками.

Чацкий — это характер сложный, отчасти противоречивый и — бесконечно привлекательный! Давайте же убедимся в этом!

IV. Работа над темой урока

1. Вводно-ориентировочная беседа: погружение в тему урока

• Что узнал, понял и в чём разобрался Чацкий за день, проведённый в Москве?

• Какого человека, по вашему мнению, называют передовым, прогрессивным?

• Можно ли, по вашему мнению, согласиться с общепринятым мнением, что

Чацкий — передовой человек своего времени?

2. «Практикум начинающего литературоведа» (работа в мини-группах):

выразительное чтение, аналитическая работа

а) Чтение финального отрывка из комедии «Горе от ума», в котором

Чацкий, узнав о двойной измене Софьи (о её тайном романе с Молчалиным и о распущенных ею слухах о безумии Чацкого) произносит заключительный монолог (действие четвёртое, явление 14)

Задания для анализа

• Прочитайте выразительно монолог Чацкого. Какими эмоциями окрашен этот монолог? Кого герой в нём обличает?

• Укажите художественные средства, используемые автором комедии для передачи чувств героя.

• Сравните заключительную часть монолога Чацкого с монологами, которые он произносит в течение беседы с Фамусовым. Что у них общего? Чем отличаются друг от друга?

Презентация результатов работы

б) «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса

• Как, по вашему мнению, можно истолковать финал пьесы — как поражение главного героя в борьбе с «фамусовским обществом» или как его победу? Аргументируйте свою точку зрения. При подготовке ответа обратите внимание на последние реплики Чацкого и Фамусова.

в) Практическая работа с литературно-критическим материалом

(раздаточный материал)

• Вы уже много знаете о главном герое комедии «Горе от ума»: о его происхождении, воспитании, взаимоотношениях с другими действующими лицами. Чтобы сделать окончательные выводы, ответить на вопрос, кто же он, проделайте самостоятельную работу. Прочтите внимательно отзывы Пушкина и Гончарова о Чацком и ответьте на поставленные вопросы.

А. С. Пушкин о Чацком

Всё, что говорил он, очень умно.

Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека —с первого взгляда узнать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобным.

(Из письма А. А. Бестужеву, январь 1825 г.)

И. А. Гончаров о Чацком

Он чувствовал свою силу и говорил уверенно. Но борьба его истомила Он и наносит удар всем,— но не хватило у него мощи против соединённого врага

Пушкин, отказывая Чацкому в уме, вероятно, всего более имел в виду последнюю сцену 4-го акта, в сенях, при разъезде. Конечно, ни Онегин, ни Печорин, эти франты, не сделали бы того, что проделал в сенях Чацкий. Те были слишком дрессированы «в науке страсти нежной», а Чацкий отличается и, между прочим, искренностью и простотой, и не умеет и не хочет рисоваться. Он не франт, не лев. Здесь изменяет ему не только ум, но и здравый смысл, даже простое приличие. Таких пустяков наделал он!

Если б у него явилась одна здоровая минута, если б не жёг его «мильон терзаний», он бы, конечно, сам сделал себе вопрос: «Зачем и за что наделал я всю эту кутерьму?» И, конечно, не нашёл бы ответа Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную» Он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже начатым веком Он требует места и свободы

своему веку: просит дела, но не хочет прислуживаться, и клеймит позором низкопоклонство и шутовство. Он требует «службы делу, а не лицам», не смешивает «веселья или дурачества с делом», как Молчалин,— он тяготится среди пустой праздной толпы «мучителей, предателей, зловещих старух, вздорных стариков», отказываясь преклоняться перед их авторитетом дряхлости, чинолюбия и прочего. Его возмущают безобразные проявления крепостного права, безумная роскошь и отвратительные нравы «разливания в пирах и мотовстве» — явления умственной и нравственной слепоты и растления.(Из статьи «Мильон терзаний»)

• В чём упрекает Чацкого А. С. Пушкин?

• Что отвечает на этот упрёк А. И. Гончаров? С чьим мнением вы согласны?

И как вы сами думаете?

• Прав ли Гончаров, утверждая, что «борьба истомила Чацкого»?

• Против чего выступает Чацкий, а главное — что утверждает он?

г) Обобщение учителя

— Итак, только Александр Андреевич Чацкий — единственный в комедии представитель новой жизни, её главный герой, её движущая сила. Принадлежа к высшему свету, имея великолепное образование, богатство, влиятельных покровителей, Александр Чацкий мог бы сделать блестящую карьеру, выгодно жениться. Но молодой человек не хотел учиться жить, «на старших глядя»,

и открыто это высказывал. Удел, который уготовил герою А. С. Грибоедов, есть вечная борьба за новую свободную жизнь со всеми её идеалами. Чацкий любил Россию, хотел ей послужить, ненавидел «пустое, рабское, слепое подражанье» его современников всему иностранному. Он выступал против крепостного строя, хотел учиться наукам или «искусствам творческим, высоким и прекрасным». Он и других призывал к такой жизни без лицемерия и угодничества, без стремления

к безмятежно-праздному существованию, без безумной роскоши и варварских обычаев. «Служить бы рад, прислуживаться тошно»,— говорит Чацкий Фамусову. Острый ум Чацкого сразу раскусил Молчалина, открыл глаза Софье. Чацкий обличал всю московскую жизнь, его остроты постепенно превратились в едкий сарказм, который нелегко было слушать. Поражённый стрелой Амура, он не видел того, с кем говорил. Чацкий не мог понять, что говорить с современниками он будет с таким же успехом, как с глухими. Он является первым, кто открыто объявил московским дворянам наболевшие вопросы того времени. Конфуций сказал: «Лучше зажечь одну свечу, чем вечно клясть темноту». Чацкий является тем человеком, который зажёг первую свечу, чтобы осветить хотя бы маленький кусочек окружающей темноты. Но Чацкий не одинок, таких людей, как Чацкий, много в то время, и все они старались внести свет в окружающую их темноту, освободить крестьян и принести истинную пользу своей Родине. В «Горе от ума» упоминается несколько таких людей: князь Фёдор, племянник княгини, и брат Скалозуба. Мне кажется, что в будущем Чацкий мог пойти одним из двух путей. Первый путь — выйти в декабре 1825 г. на Сенатскую площадь вместе с декабристами. Второй путь —пойти на государственную службу, верой и правдой послужить отечеству, как и автор бессмертной комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов. Автор же оставил героя на историческом перепутье, «на очередной смене эпох и поколений»…

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Викторина «Характеристика персонажей»(обобщающий смысл образов комедии)

• Кто и о ком говорит в комедии?

1) «Брюзглив, неугомонен, скор…» 2) «И золотой мешок, и метит в генералы».

3) «…Чувствителен, и весел, и остёр…» 4) «Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватал;

Не по летам и чин завидный,

Не нынче завтра генерал».

5) «…Был военный;

И утверждают все, кто только

прежде знал,

Что с храбростью его, с талантом,

Когда бы службу продолжал,

Конечно, был бы он московским

комендантом».

6) «Сам бредил целый век обедом или балом!

Об детях забывал! обманывал жену!

Играл! проигрывал!..

…Всё отвергал: законы! совесть! веру!»

7) «При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит,

От доброты души простит».

8) «…Уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства,

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит…»

9) «Скромна, а ничего кроме

Проказ и ветру на уме».

10) «…Этот человек всегда

Причиной мне ужасного расстройства!

Унизить рад, кольнуть; завистлив,

горд и зол!»

Ответы: 1) Софья об отце. 2) Лиза о Скалозубе. 3) Лиза о Чацком. 4) Фамусов о Скалозубе. 5) Наталья Дмитриевна о муже Платоне Михайловиче. 6) Репетилов о себе. 7) Софья о Молчалине. 8) Софья о Молчалине. 9) Фамусов о Лизе.

10) Софья о Чацком.

VI. Домашнее задание

1. Перечитать комедию А. С. Грибоедова. Подготовить ответ на вопрос: «Когда

комедия произвела на вас более сильное впечатление — при первом чтении

или при повторном?».

2. Индивидуальные опережающие задания. Подготовить сообщения на темы:

«Язык Чацкого», «Язык Фамусова» (2 учащихся)__

6

  • Сочинение по произведению горе от ума 9 класс краткое
  • Сочинение по произведению гончарова обломов 10 класс
  • Сочинение по произведению горе от ума 9 класс по плану
  • Сочинение по произведению горе от ума 9 класс чацкий и молчалин
  • Сочинение по произведению горе от ума 9 класс на тему фамусовское общество