Сочинение по произведению голова профессора доуэля

Данное произведение относится к жанру научной фантастики. автор комментировал, что это частично автобиография, так как он в процессе тяжелой формы
  • Данное произведение относится к жанру научной фантастики. Автор комментировал, что это частично автобиография, так как он в процессе тяжелой формы болезни туберкулеза позвоночника, он был прикован к кровати пару лет.
    В книге представлена девушка Мари, ставшая ассистенткой известного профессора Керна. Доктор сделал много открытий, главой его целью было научиться оживлять головы людей. Ассистентка следит за здоровьем одного экземпляра, и узнает страшную тайну от головы профессора Доуэля, он поведал ей, как он оказался в таком положении, что Керн силой принудил его помогать в открытиях, так как страдалец был гением.
    Позже произошло оживление еще двух голов: рабочего мужчины по имени Том и певицы по имени Брике. Девушка капризничает и просит пришить ей новое тело. Хирург нашел тело умершей итальянской актрисы и пришивает к голове певицы. Получается другая, новая личность. Брике постоянно спорит с доктором и требует свободы, а в итоге сбегает. Мэри возмущена такими деяниями, опытами, проводимыми врачом, она желает открыть полиции все. Керн отправляет свою помощницу на лечение в психиатрическую клинику.
    Певица во время путешествия с сыном профессора Доуэля, Артуром и бывшим возлюбленным девушки, чье тело она носит. Арман начинает испытывать какие-то чувства к иной Брике. Они расставляют факты по местам и возвращаются в Париж. Девушку беспокоит порез на ноге, и она возвращается к Керну, ему приходится отделить ее голову от туловища. Хирург понимает, что не может скрывать свои операции и показывает людям голову, отдельную от тела. Мэри удалось спасти, и она разоблачает злодеяния доктора. Дом Керна посещает полиция. Они видят голову профессора Доуэля. Понимая, что выкрутиться не получится, хирург застрелился.
    Роман опубликован в 1925 году. Он получил широкое признание у читателей.

  • Автор: Беляев Александр .
    Мари Лоран, молодой врач, получает предложение поступить на работу в лабораторию профессора Керна. Кабинет, в котором Керн принимает её, производит весьма мрачное впечатление. Но куда более мрачным оказывается посещение лаборатории: там Мари видит отделенную от туловища человеческую голову.
    Голова укреплена на квадратной стеклянной доске, от нее к различным баллонам и цилиндрам идут трубки. Голова разительно напоминает Мари недавно умершего профессора Доуэля, известного ученого-хирурга. Это и в самом деле его голова. По словам Керна, ему удалось «воскресить» только голову Доуэля, страдавшего неизлечимым недугом. («Я бы предпочла смерть такому воскресению», — реагирует на это Мари Лоран.)
    Мари поступает работать в лабораторию Керна. В её обязанности входит следить за состоянием головы, которая «слышит, понимает и может отвечать мимикой лица». Кроме того. Мари ежедневно приносит голове ворох медицинских журналов, и они вместе их «просматривают». Между головой и Мари устанавливается некое подобие общения, и однажды голова профессора Доуэля взглядом просит девушку отвернуть кран на трубке, подведенной к его горлу (Керн строго запретил Мари трогать кран, сказав, что это приведет к немедленной смерти головы).
    Голове удается объяснить Мари: этого не случится. Девушка колеблется, но в конце концов исполняет просьбу и слышит шипение и слабый надтреснутый голос — голова может говорить! В тайных беседах Мари Лоран и головы профессора выясняются чудовищные подробности оживления.
    Керн был ассистентом профессора. Он талантливый хирург. Во время их совместной работы с профессором Доуэлем случился припадок астмы, и, очнувшись, он увидел, что лишился тела. Керну было необходимо сохранить действующим мозг профессора, чтобы продолжать исследования. Доуэль отказывался сотрудничать с ним, хотя Керн и заставлял его самыми грубыми методами (пропуская через голову профессора электрический ток, примешивая к питательным растворам раздражающие вещества). Но когда Керн, проводя опыты на глазах у головы, сделал несколько ошибок, которые могли погубить результаты их усилий, профессор Доуэль не выдержал и согласился продолжать работу.
    С помощью Доуэля Керн оживляет ещё две головы, мужскую и женскую (Тома Буш, рабочий, попавший под автомобиль, и Брике, певичка из бара, получившая предназначавшуюся не ей пулю). Операция проходит успешно, но головы Тома и Брике, в отличие от Доуэля, не привыкшие к интеллектуальной деятельности, томятся без тела. У Мари Лоран прибавляется работы. Она не только следит за состоянием всех трех голов, но ещё показывает Тома и Брике фильмы, включает им музыку. Но все напоминает им прежнюю жизнь и только расстраивает их.
    Настойчивой Брике удается уговорить Керна попробовать пришить ей новое тело. Тем временем Керн узнает о беседах Мари и головы профессора Доуэля. Девушка готова разоблачить его, поведав всему миру его страшную тайну, и Керн запрещает Мари возвращаться домой. Мари пробует протестовать. Керн на её глазах отключает один из кранов, лишая воздуха голову Доуэля. Мари соглашается на его условия, и лаборатория становится её тюрьмой.
    На месте железнодорожной катастрофы Керн находит подходящее для Брике тело и похищает его. Приживление проходит удачно. Вскоре Брике разрешают говорить. Она пробует петь, при этом обнаруживается некая странность: в верхнем регистре голос Брике довольно писклив и не очень приятен, а в нижнем у нее оказывается превосходное грудное контральто. Мари просматривает газеты, чтобы понять, кому принадлежало это молодое, изящное тело, доставшееся теперь Брике. Ей на глаза попадается заметка, что труп известной итальянской артистки Анжелики Гай, следовавшей в поезде, потерпевшем крушение, исчез бесследно. Брике разрешают встать, она начинает ходить, порою в жестах её заметна удивительная грация.
    Брике воюет с Керном: она хочет вернуться домой и предстать перед своими друзьями в новом обличье, но в намерения хирурга не входит отпускать её из лаборатории. Поняв это, Брике бежит, спустившись со второго этажа по связанным простыням. Она не раскрывает друзьям тайны своего возвращения. Брике вместе со своей подругой Рыжей Мартой и её мужем Жаном (взломщиком сейфов) уезжают вместе, чтобы скрыться от возможного преследования полиции. Жан заинтересован в этом не меньше, чем Брике.
    Они оказываются на одном из пляжей Средиземного моря, где случайно встречаются с Арманом Ларе, художником, и Артуром Доуэлем, сыном профессора. Арман Лоре не может забыть Анжелику Гай, он был «не только поклонником таланта певицы, но и её другом, её рыцарем». Ларе острым взглядом художника улавливает сходство незнакомой молодой женщины с пропавшей певицей: фигура её «похожа как две капли воды на фигуру Анжелики Гай». У нее та же родинка на плече, что у Анжелики, те же жесты, Арман Ларе и Артур Доуэль решают выяснить тайну. Ларе приглашает незнакомку и её друзей совершить прогулку на яхте и там, оставшись наедине с Брике, заставляет её рассказать свою историю.
    Она без утайки отвечает на расспросы сначала Ларе, потом Артура Доуэля. Когда Брике упоминает находившуюся в лаборатории третью голову, Артур догадывается, о ком идет речь. Он показывает Брике фотографию своего отца, и она подтверждает его догадку. Друзья увозят Брике в Париж, чтобы с её помощью разыскать голову профессора Доуэля. Арман Ларе находится в некотором смятении: он чувствует симпатию — а может, и нечто большее — к Брике, но не может понять, что именно его привлекает, тело Анжелики или личность самой Брике. Брике ощущает, что в её жизнь певички из бара вошло что-то совсем новое.
    Совершается чудо «перевоплощения» — чистое тело Анжелики Гай не только омолаживает голову Брике, оно изменяет ход её мыслей. Но маленькая ранка, что была на ступне у Анжелики, вдруг дает о себе знать: у Брике начинает болеть, краснеет и опухает нога. Ларе и Доуэль хотят показать Брике врачам, но она возражает против этого, боясь, что вся её история будет предана огласке. Доверяя только Керну, Брике тайком едет к нему в лабораторию. Тем временем Доуэль, разыскивая Мари Лоран, узнает, что девушку заточили в больницу для душевнобольных.
    Пока друзья с трудом освобождают Мари, Керн безуспешно пытается спасти ногу Брике. В конце концов он вынужден вновь отделить голову Брике от туловища. Керн, понимая, что таить впредь его опыты невозможно, демонстрирует публике живую голову Брике (голова Тома к этому времени погибает). Во время этой демонстрации Мари Лоран, пылая гневом и ненавистью, обличает Керна как убийцу и вора, присвоившего чужие труды.
    Чтобы скрыть следы преступления, Керн при помощи парафиновых инъекций изменяет вид головы профессора Доуэля. Артур Доуэль, явившись к начальнику полиции, просит произвести обыск у Керна. Сам же он, вместе с Мари Лоран и Арманом Ларе, присутствует при этом. Они видят последние минуты головы профессора Доуэля. Полицейские собираются допросить Керна. Керн направляется в свой кабинет, и вскоре оттуда доносится выстрел.

  • Нравственные проблемы в произведении А. Беляева “Голова профессора Доуэля”. Жизнь – это многогранный мир разнообразных отношений. Каждый человек формирует собственную систему ценностей, определяя для себя, что же является важным. Однако, часто система ценностей, которую выстраивает одна личность не совпадает с общепринятыми нормами морали, существующими в обществе. Именно об этом в своём романе «Голова профессора Доуэля» и говорит Александр Беляев.
    Не случайно взята беспомощная голова, которой манипулируют разные по своим нравственным качествам люди. Таковыми являются профессор Керн и ассистентка Мари Лоран.
    «Да, такой человек, как Керн, способен на все, – тихо проговорила она.
    …Лоран с ужасом смотрела на голову.
    – И после этого… после этого вы продолжаете с ним работать. Если бы не он, вы победили бы астму и были теперь здоровым человеком… Он вор и убийца, и вы помогаете ему вознестись на вершину славы. Вы работаете на него. Он, как паразит, питается вашей мозговой деятельностью, он сделал из вашей головы какой-то аккумулятор творческой мысли и зарабатывает на этом деньги и славу. А вы!.. Что дает он вам? Какова ваша жизнь?.. Вы лишены всего…- Керн – чудовищный преступник! – восклицала Мари…»
    А для молодого ученого Керна профессорская голова – это средство достижения своих целей, он служит не людям, а самому себе, используя беспомощность Доуэля. Керн совершенно равнодушен к чужим судьбам.
    «Вы вполне в моей власти. Я могу причинить вам самые ужасные пытки и останусь безнаказанным…
    …Вы знаете, что и вас и голову Доуэля я могу, в буквальном смысле слова, превратить в пепел и ни одна душа не узнает об этом».
    Таким образом, в произведении нашли отражения отрицательные качества личности: подлость, предательство, жестокость, забота о собственной выгоде, предписывание себе заслуг другого человека, воровство и убийство, как неприемлемые обществом поступки.
    Я считаю, что книга «Голова профессора Доуэля» – это размышление о нравственных ценностях: о благородстве, доброте, о сочувствии и сострадании. Автор показал читателям стремление пожертвовать собой ради правды и справедливости, готовность протянуть руку помощи каждому, кто в этом нуждается. «…Я донесу на него… Я буду кричать о его преступлении, не успокоюсь, пока не развенчаю этой краденой славы, не раскрою всех его злодеяний. Я себя не пощажу».
    В своем романе Беляев раскрывает важность человеческого общения, показывает необходимость проявления настойчивости для достижения поставленной цели.
    Книга «Голова профессора Доуэля» учит нас быть сильными, отважными, честными, всегда помогать друг другу и бороться за справедливость.

  • Писатели-фантасты часто пишут романы о новых научных открытиях, которые, как они представляют, будут сделаны в будущем. В этой книге, как мне кажется, основная идея в том, как оживлять людей. А. Беляев рассказал о том, как было бы здорово воскресить своего мертвого родственника или друга, и счастливо жить дальше. Но люди все рождались бы и рождались, численность населения тоже возросла бы. Не хватило бы природных ресурсов …
    А еще писатель через свою книгу предупреждает нас о людях, которым нет дела ни до науки, ни до блага общества. Эти люди делают открытия во имя своей славы. Такие “ученые”, преследующие свои цели, настолько опасны, что сметут всё и всех, кто встал на их пути к достижению славы и богатства.
    В “Голове профессора Доуэля” Керн убивает голову профессора Доуэля, а до этого использует в своих корыстных целях.
    И, кстати, в других научно-фантастических романах концовка тоже не всегда счастливая, например: в “Машине времени” молодой ученый отправляется в будущее и не возвращается. “Человек-невидимка” создал эликсир невидимости, но темная сторона его души погубила его, люди на площади, спасая свои жизни, до смерти забили “невидимку” камнями. В “Войне миров” началось нашествие марсиан на Землю, правда, через некоторое время инопланетяне не выдержали земных условий (в частности не приняли в расчет микробов) и умерли. Но до этого они успели убить многих людей, разрушить несколько городов … Герой романа-обычный человек,-чудом выжил, и чуть с ума не сошел от одиночества, голода и страха.
    Любой научно-фантастический роман показывает, что полезны открытия, совершенные в нужное время и на благо общества и науки.
    Это сочинение больше подходит на тему “О чем размышляет А. Беляев в своей книге “Голова профессора Доуэля”.

  • Мари Лоран, молодой врач, получает предложение поступить на работу в лабораторию профессора Керна. Кабинет, в котором Керн принимает её, производит весьма мрачное впечатление. Но куда более мрачным оказывается посещение лаборатории: там Мари видит отделенную от туловища человеческую голову. Голова укреплена на квадратной стеклянной доске, от нее к различным баллонам и цилиндрам идут трубки. Голова разительно напоминает Мари недавно умершего профессора Доуэля, известного ученого-хирурга. Это и в самом деле его голова. По словам Керна, ему удалось «воскресить» только голову Доуэля, страдавшего неизлечимым недугом. («Я бы предпочла смерть такому воскресению», — реагирует на это Мари Лоран.)
    Мари поступает работать в лабораторию Керна. В её обязанности входит следить за состоянием головы, которая «слышит, понимает и может отвечать мимикой лица». Кроме того. Мари ежедневно приносит голове ворох медицинских журналов, и они вместе их «просматривают». Между головой и Мари устанавливается некое подобие общения, и однажды голова профессора Доуэля взглядом просит девушку отвернуть кран на трубке, подведенной к его горлу (Керн строго запретил Мари трогать кран, сказав, что это приведет к немедленной смерти головы). Голове удается объяснить Мари: этого не случится. Девушка колеблется, но в конце концов исполняет просьбу и слышит шипение и слабый надтреснутый голос — голова может говорить! В тайных беседах Мари Лоран и головы профессора выясняются чудовищные подробности оживления.
    Керн был ассистентом профессора. Он талантливый хирург. Во время их совместной работы с профессором Доуэлем случился припадок астмы, и, очнувшись, он увидел, что лишился тела. Керну было необходимо сохранить действующим мозг профессора, чтобы продолжать исследования. Доуэль отказывался сотрудничать с ним, хотя Керн и заставлял его самыми грубыми методами (пропуская через голову профессора электрический ток, примешивая к питательным растворам раздражающие вещества). Но когда Керн, проводя опыты на глазах у головы, сделал несколько ошибок, которые могли погубить результаты их усилий, профессор Доуэль не выдержал и согласился продолжать работу.
    С помощью Доуэля Керн оживляет ещё две головы, мужскую и женскую (Тома Буш, рабочий, попавший под автомобиль, и Брике, певичка из бара, получившая предназначавшуюся не ей пулю). Операция проходит успешно, но головы Тома и Брике, в отличие от Доуэля, не привыкшие к интеллектуальной деятельности, томятся без тела. У Мари Лоран прибавляется работы. Она не только следит за состоянием всех трех голов, но ещё показывает Тома и Брике фильмы, включает им музыку. Но все напоминает им прежнюю жизнь и только расстраивает их. Настойчивой Брике удается уговорить Керна попробовать пришить ей новое тело. Тем временем Керн узнает о беседах Мари и головы профессора Доуэля. Девушка готова разоблачить его, поведав всему миру его страшную тайну, и Керн запрещает Мари возвращаться домой. Мари пробует протестовать. Керн на её глазах отключает один из кранов, лишая воздуха голову Доуэля. Мари соглашается на его условия, и лаборатория становится её тюрьмой.
    На месте железнодорожной катастрофы Керн находит подходящее для Брике тело и похищает его. Приживление проходит удачно. Вскоре Брике разрешают говорить. Она пробует петь, при этом обнаруживается некая странность: в верхнем регистре голос Брике довольно писклив и не очень приятен, а в нижнем у нее оказывается превосходное грудное контральто. Мари просматривает газеты, чтобы понять, кому принадлежало это молодое, изящное тело, доставшееся теперь Брике. Ей на глаза попадается заметка, что труп известной итальянской артистки Анжелики Гай, следовавшей в поезде, потерпевшем крушение, исчез бесследно. Брике разрешают встать, она начинает ходить, порою в жестах её заметна удивительная грация. Брике воюет с Керном: она хочет вернуться домой и предстать перед своими друзьями в новом обличье, но в намерения хирурга не входит отпускать её из лаборатории. Поняв это, Брике бежит, спустившись со второго этажа по связанным простыням. Она не раскрывает друзьям тайны своего возвращения. Брике вместе со своей подругой Рыжей Мартой и её мужем Жаном (взломщиком сейфов) уезжают вместе, чтобы скрыться от возможного преследования полиции. Жан заинтересован в этом не меньше, чем Брике. Они оказываются на одном из пляжей Средиземного моря, где случайно встречаются с Арманом Ларе, художником, и Артуром Доуэлем, сыном профессора. Арман Лоре не может забыть Анжелику Гай, он был «не только поклонником таланта певицы, но и её другом, её рыцарем». Ларе острым взглядом художника улавливает сходство незнакомой молодой женщины с пропавшей певицей: фигура её «похожа как две капли воды на фигуру Анжелики Гай». У нее та же родинка на плече, что у Анжелики, те же жесты, Арман Ларе и Артур Доуэль решают выяснить тайну. Ларе приглашает незнакомку и её друзей совершить прогулку на яхте и там, оставшись наедине с Брике, заставляет её рассказать свою историю. Она без утайки отвечает на расспросы сначала Ларе, потом Артура Доуэля. Когда Брике упоминает находившуюся в лаборатории третью голову, Артур догадывается, о ком идет речь. Он показывает Брике фотографию своего отца, и она подтверждает его догадку. Друзья увозят Брике в Париж, чтобы с её помощью разыскать голову профессора Доуэля. Арман Ларе находится в некотором смятении: он чувствует симпатию — а может, и нечто большее — к Брике, но не может понять, что именно его привлекает, тело Анжелики или личность самой Брике. Брике ощущает, что в её жизнь певички из бара вошло что-то совсем новое. Совершается чудо «перевоплощения» — чистое тело Анжелики Гай не только омолаживает голову Брике, оно изменяет ход её мыслей. Но маленькая ранка, что была на ступне у Анжелики, вдруг дает о себе знать: у Брике начинает болеть, краснеет и опухает нога. Ларе и Доуэль хотят показать Брике врачам, но она возражает против этого, боясь, что вся её история будет предана огласке. Доверяя только Керну, Брике тайком едет к нему в лабораторию. Тем временем Доуэль, разыскивая Мари Лоран, узнает, что девушку заточили в больницу для душевнобольных. Пока друзья с трудом освобождают Мари, Керн безуспешно пытается спасти ногу Брике. В конце концов он вынужден вновь отделить голову Брике от туловища. Керн, понимая, что таить впредь его опыты невозможно, демонстрирует публике живую голову Брике (голова Тома к этому времени погибает). Во время этой демонстрации Мари Лоран, пылая гневом и ненавистью, обличает Керна как убийцу и вора, присвоившего чужие труды. Чтобы скрыть следы преступления, Керн при помощи парафиновых инъекций изменяет вид головы профессора Доуэля. Артур Доуэль, явившись к начальнику полиции, просит произвести обыск у Керна. Сам же он, вместе с Мари Лоран и Арманом Ларе, присутствует при этом. Они видят последние минуты головы профессора Доуэля. Полицейские собираются допросить Керна. Керн направляется в свой кабинет, и вскоре оттуда доносится выстрел.

  • Как решить Глубина колодца имеющего форму прямоугольного параллелепипеда равна 9 м площадь основания колодца 2,4 * 1,5 м уровень воды в колодце находи тся на глубине 1,3 м от поверхности земли. Сколько литров воды в колодце ?
    напиши что ты знаешь об этих императорах.Н.А. Лавров -Александр || и И.С.Галкин-Николай ||.
    синтаксический разбор предложения ветер ветер Ты могуч
    В равнобедренный треугольник с основанием 60 см и боковой стороной 80 смвписана окружность. Найдите длину отрезка, соединяющего точки касания окружнос ти с боковыми сторонами треугольника.
    В окружности, в которую вписана трапеция с основаниями 30 и 40 см, проведен диаметр, перпендикулярный к основаниям трапеции. Часть этого диаметра, рас положенная вне трапеции между большим основание и окружностью, составляет 4/5 его длины. Найдите высоту трапеции.
    Скажите пожалуйста что такое трансформированный фразеологизм
    Сочинение на английском про мой любимый спорт(хоккей)
    Задание 10. Найди во втором абзаце по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице, и заполни таблицу.Название орфограммы 1)и, у, а п осле шипящих
    2)проверяемые безударные гласные в корне слова
    3)парные согласные в корне слова
    4)непроизносимый согласный в корне .
    Известный немецкий зоолог Альфред Брем
    решил изучить всех-всех китов, обитающих на Земле,
    и доказать, что история о ките и пророке Ионе – не
    сказка. Для начала ученый определил, каким должен
    быть подобный гигант. По преданию кит должен жить в Средиземном
    море. Кроме того, добычу он должен был заглатывать целиком, не
    повреждая ее своими огромными зубами. У гигантского кита должно
    быть широченное горло и огромный желудок, но без пищеварительных
    кислот. Иначе обед постепенно начнет растворяться в желудке,
    наподобие сахара в стакане чая.
    В доме 9 этажей и несколько подъездов. На каждом этаже в каждом подъезде по 4 квартиры. На каком этаже находится квартира №154?
    Из пункта А в пункт В,расстояние между которыми 60 км,одновременно выехали автомобилист и велосипедист.Известно,что в час автомобилист проезжает на 30 км больше,чем велосипедист.Определите скорость велосипедиста,если известно,что он прибыл в пункт В на 2 часов 40 минуты позже автомобилиста.

  • Беляев с первой же страницы поражает своего читателя, поражает бесконечными подробностями. Но именно благодаря четкому описанию всех деталей, становится ясна картина происходящего полностью. Читающий уже как один из героев книги Александра Беляева. Он легко вникает во все подробности и уже участвует в интригующем сюжете, попадая в разные жизненные перипетии, эмоционально ставя себя на место любого из персонажей. Не смотря на то, что каждое произведение автора очень популярно, и ими зачитываются и взрослые и дети, особое внимание хочется уделить одному из романов, а именно – «Голова профессора Доуэля». Каждый персонаж имеет очень правдоподобную характеристику и историю. Здесь есть и некий романтизм, и информация для более пытливых и любознательных умов, которые хотят быть уверенными в огромных возможностях медицины, и даже детективный подтекст.
    История начинается с того, что одна девушка, Мари Лоран, устраивается на новую работу к профессору Керну. Ей показывают лабораторию, в которой Мари предстоит теперь проводить большую часть времени, и рассказывают, что предстоит делать. И первое, что от нее требуется, это – хранить тайну. Молчать, ни слова не говорить о том, что она видит. И на это есть очень веские причины, ведь в ее обязанности входит уход за… головой! За живой головой некогда знаменитого хирурга профессора Доуэля! Его ученик и ассистент Керн втайне от него провел неслыханную операцию, идея которой принадлежит самому профессору. Теперь для всех, и даже для своего сыны Доуэль мертв. А на самом деле он ассистент у своего бывшего ученика, который шантажом и жутким своим планом заставил профессора согласиться на это.
    Со временем, Мари начинает общаться с головой профессора Доуэля, и узнает всю эту историю. Но никак помочь или изменить ситуацию она не может, разве что, поведать о ней всему миру, открыв тайну. Но, Керн, узнав обо всем, сначала запрещает Мари выходить из лаборатории, а потом и вовсе упрятал ее в больницу для психически нездоровых людей. И, может быть вся эта история так и осталась бы тайной, если бы Керн не уступил уговорам еще одной оживленной им (под руководством профессора Доуэля) голове бывшей певицы, которая требовала, чтобы он дал ей тело. Необычная операция удалась, и певица, обретшая возможность вновь полнокровно жить убегает из заточения. То, что происходит с ней потом, ведет к неизбежной развязке всей этой страшной и запутанной истории.
    Есть несколько положительных моментов этого финала, но, к сожалению, есть и неприятная сторона, ведь профессор Доуэль погибает.
    Рецензент: olgakussmenko

  • Удивительно, что главным героем романа является не человек, а только его часть – голова, как это и заявлено в названии произведения. Профессор Доуэль — великий ученый, ставящий научные эксперименты. У него был помощник, Керн, который не побоялся обернуть смерть Доуэля себе на руку. Керн произвел операцию и отделил голову профессора от тела. С этого момента голова была заключена в прозрачной колбе и оказалась в полной власти злого ученого. Профессор был вынужден помогать своему бывшему союзнику, а теперь врагу, в его новых экспериментах по отделению голов и устройстве их жизни без тела. Керн желал прославиться, присвоив себе достижения другого человека, но по счастливому стечению обстоятельств ему это не удалось. Нашлись люди, готовые разоблачить лжеца и открыть истину, несмотря на все трудности. Так Керн был выведен на чистую воду, и правда восторжествовала, хотя это привело к большой жертве. Избавляясь от улик, Керн с помощью препаратов изменил до неузнаваемости голову профессора Доуэля, от этого она погибла.
    Мне кажется, что этот, с одной стороны, развлекательный роман с фантастическим сюжетом можно читать, чтобы отдохнуть и расслабиться, но, с другой стороны, он ненавязчиво учит одной простой истине: правда всегда восторжествует.
    Для девочек (222 слова). Война – это наше прошлое, которое нельзя забывать. Мне нравится военная проза. Эта литература помогает в воображении оказаться самой на поле военных действий и почувствовать то, что происходило уже почти век назад. Моя любимая книга – роман Бориса Васильева «В списках не значился».  В ней нет подробного описания военных событий, но зато своей искренностью она вызывает самые сильные эмоции.
    В центре внимания — Николай Плужников. Это молодой человек, лейтенант, приехавший на военную службу в Брест. Наступает 22 июня 1941 года, начинается Великая Отечественная война. Николай героически оборонял крепость, вел вместе с другими отрядами постоянные перестрелки с врагом. Силы немецкого войска перевешивали, и советские солдаты погибали один за другим. Вскоре единственным защитником крепости остался Николай. Несмотря на то, что был один, он все равно совершал вылазки и всеми силами истреблял врагов. Так продолжалось на протяжении 9 месяцев. Случайным образом, скрываясь в очередной раз от противника, Плужников оказался в одном каземате с девушкой Миррой. Они полюбили друг друга, ждали ребенка. К сожалению, ей не удалось выбраться из осажденной крепости, ее жестоко убили немцы. Николая тоже нашли, и он был убит.
    Роман Бориса Васильева заканчивается словами о том, как важно помнить, за что погибали верные своей Родине солдаты. Но это произведение рассказывает не только о военных действиях, происходящих в Брестской крепости, а, что важнее, о жизни конкретного человека, перенесшего все трудности войны с честью, выполнив свой долг.

    10-11 класс

    Для мальчика (287 слов). Роман Оруэлла «1984» необычен уже тем, что он написан о прошлом, настоящем и будущем одновременно. Каждый читатель может считать по-своему. Не оспоримо только, что в нем описана жизнь людей, живущих  в системе абсолютного тоталитаризма. При этом существенно, что автор смотрит не только на устройство государственного аппарата. В центре внимания находится жизнь частого лица – Уинстона Смита.
    В романе дано довольно подробное описания министерств, поддерживающих замкнутое существование страны и ее жителей: министерство мира, правды, изобилия и любви. Эти государственные организации контролируют все сферы жизни, следят не только за настоящим, но также корректируют историю в зависимости от нынешней внешнеполитической ситуации. Они держат под контролем всю личную жизнь своего народа. Однако, как ни странно, стремление к полному подчинению населения не защищает государство от наличия вольнодумных людей, желающих изменить политический строй и свою частную жизнь в том числе. Одним из таких людей становится Уинстон. Он обретает настоящую любовь, что тоже, конечно, запрещено. Вместе с возлюбленной они стараются вступить в оппозиционное общество, но довольно скоро оказываются в руках у правительства.
    Самым страшным моментом в романе является заключение главного героя. Ужасен же этот момент не столько тем фактом, что Уинстона и его возлюбленную лишили свободы, сколько наказанием, предназначенным для них. Их не посадили в тюрьму и не приговорили к смертной казни, как можно было бы подумать. Им избрали гораздо более суровую участь. Пытками, физическими и, что еще страшнее, психологическими воздействиями героев заставляли признать неправоту своих взглядов и искренне отрешиться от них. Это кажется невозможным. Но…нет ничего невозможного.
    Оруэлл рисует перед нами не только кровожадный мир тотального контроля над личной жизнью народа, но, что ужаснее, он показывает общество, в котором следят даже за мыслями граждан. Хотя, если подумать, то людей, не обладающих собственными желаниями, чувствами и мыслям, слепо подчиняющихся воли правителя, можно назвать только существами…
    Для девочки. (288 слов) Зачем мы читаем книги? Как выбираем из стольких произведений любимое? На эти вопросы нет, и не может быть однозначного ответа. Мне кажется, что любимой мы называем книгу, которую прочитали в нужный момент, благодаря ей, возможно, нам удалось открыть что-то новое в самом себе, решить проблему, или найти ответ на давно волнующий вопрос. Для меня таким произведением оказался роман Толстого «Анна Каренина».
    В романе повествование ведется не только о личной жизни главной героини, как это может показаться из названия произведения. В нем несколько сюжетных линий, тесно взаимосвязанных между собой. Параллельно ведется повествование о Кити Щербацкой, страдавшей от неразделенной любви, но нашедшей в итоге семейный уют и покой; о Константине Левине, ищущем душевное равновесие и смысл жизни; о разногласиях и мытарствах Долли и Стивы Облонских и так далее. Кроме того, в романе отражены социальные изменения в обществе, показаны жизнь и быт не только знатных родов, но и крестьян, описываются способы ведения хозяйства и различные мнения дворян по поводу преобразования своих имений. Однако произведение не ограничивается социально-психологическими проблемами. Толстой является не только писателем и публицистом, но еще и религиозным мыслителем. Тема религии, принятия рождения и смерти занимает не менее значимое положение в романе. Не случайно единственная глава, которой автор дает заглавие, называется «Смерть». Одному из главных героев, Константину Левину, прототипом которого стал сам Толстой, свойственны философские размышления о вере.
    Могу с уверенностью сказать, что роман Толстого «Анна Каренина» настолько многогранен, что каждый сможет найти в нем частичку себя, как это сделала я. Его можно назвать произведением на все времена. Личные искания героев, социальные проблемы и философские вопросы, поднятые в нем, будут востребованы всегда. Книги дают нам бесценный жизненный опыт, а любимое произведение можно перечитывать снова и снова, открывая в нем все новые детали. Таким для меня стал роман Толстого «Анна Каренина».
    Автор: Полина Филиппович

    Литературные произведения для итогового сочинения 2021-2022

    Литература к направлению итогового сочинения человек путешествующий: дорога в жизни человека

    • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
    • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
    • А.С. Пушкин «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Метель»
    • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
    • Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор»
    • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
    • А.П. Чехов «Остров Сахалин»
    • Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
    • Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
    • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
    • М. Горький «Фома Гордеев», «На дне», трилогия «Детство. В людях. Мои университеты», «Старуха Изергиль»
    • И.А. Гончаров «Обломов», «Паллада»
    • И.С. Тургенев «Записки охотника»
    • Н.С. Лесков «Левша», «Очарованный странник»
    • И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар»
    • Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
    • М.А. Шолохов «Тихий дон», «Судьба человека»
    • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
    • А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
    • В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
    • Ч.Т. Ай, «И дольше века длится день»
    • В.А. Обручев «Земля Санникова»
    • В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
    • И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Одноэтажная Америка»
    • Д.С. Лихачев «Путями добра», «Письма о добром и прекрасном»: «Путешествуйте» (письмо 29)
    • М.М. Пришвин «Путешествие»
    • А.П. Платонов «Жена машиниста»
    • В.А. Каверин «Два капитана»
    • К. Булычёв цикл «Приключения Алисы»
    • А. Грин «Алые паруса»
    • Н.Н. Миклухо-Маклай «Путешествия»
    • Гомер «Одиссея», «Илиада»
    • А. Данте «Божественная комедия»
    • Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
    • Д. Дефо «Робинзон Крузо»
    • Дж. Керуак «В дороге»
    • О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»
    • Дж. Толкин трилогия «Властелин колец»
    • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
    • К. Льюис серия книг «Хроники Нарнии»
    • Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»
    • Ж. Верн «Вокруг света за 80 дней», «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру земли»
    • Ф. Купер «Следопыт», «На суше и на море»
    • Дж. Даррелл (любое произведение, например, «Моя семья и другие животные»)
    • Дж. Лондон «Мартин Иден», «Морской волк», «Дорога», «Сердца трёх» и многие другие.
    •  Дж. Барри серия «Питер Пэн»
    • Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
    • М. Сервантес «Дон Кихот»
    • У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
    • Ч. Диккенс «Рождественская песнь», «Большие надежды»
    • У. Грум «Форрест Гамп»
    • Д. Митчелл «Облачный атлас»
    • Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

    Литература к направлению итогового сочинения цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

    • М.А. Булгаков «Роковые яйца», «Собачье сердце»
    • Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»
    • В.П. Астафьев «Царь-рыба»
    • Е.И. Замятин «Мы»
    • И.А. Ефремов «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы»
    • Т.Н. Толстая «Кысь»
    • В.О. Пелевин «Generation “П”»
    • А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Полдень, XXII век»
    • А. Азимов «Позитронный человек», цикл «Основание»
    • Лю Цысинь трилогия «В память о прошлом Земли»
    • Г. Каспаров «Человек и компьютер»
    • А.Р. Беляев «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»
    • О. Хаксли «О дивный новый мир»
    • Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Лето, прощай», «И грянул гром», «Все лето в один день» и др.
    • К. Воннегут «Колыбель для кошки»
    • С. Лем «Солярис»
    • Дж. Оруэлл «1984»
    • К. Исигуро «Не отпускай меня»
    • Э. Вейер «Марсианин»
    • Д. Киз «Цветы для Элджернона»
    • В. Рот «Дивергент»
    • Ф. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Убик»
    • Ю. Харари «21 урок для XXI века»
    • Т. Чан «История твоей жизни»
    • Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте»
    • О.С. Кард «Игра Эндера»
    • С. Коллинз «Голодные игры»
    • Д. Митчелл «Облачный атлас»
    • Ж. Верн «20000 лье под водой»
    • Г. Уэллс «Машина времени»
    • М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
    • Р. Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

    Литература к направлению итогового сочинения преступление и Наказание – вечная тема

    • А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
    • А. Камю «Посторонний»
    •  А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»
    • А. Островский «Гроза»
    •  А.А. Ахматова «Реквием»
    •  А.А. Блок «Двенадцать»
    • А.В. Иванов «Тобол»
    • А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
    • А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ»
    • А.И. Солженицын «В круге первом»
    • А.М. Адамович, Д.А. Гранин «Блокадная книга»
    • А.Н. Островский «Гроза»
    • А.Н. Островский «Свои люди-сочтемся»
    • А.Н. Толстой «Петр I»
    • А.П. Платонов «Чевенгур»
    • А.П. Чехов «Злоумышленник»
    • А.С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам»
    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
    • А.С. Пушкин «Медный всадник»
    • А.С. Пушкин «Памятник»
    • А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
    • А.Т. Твардовский «По праву памяти»
    • Б.Л. Васильев «Завтра была война»
    • Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»
    • Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
    • В. Быков «Обелиск».
    • В. Гюго «Отверженные»
    • В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
    • В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»
    • В.А. Каверин «Два капитана»
    • В.А. Каверин «Открытая книга»
    • В.А. Чивилихин «Память»
    • В.В. Быков «Обелиск»
    • В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
    • В.Г. Ян «Чингиз-хан. Батый. К последнему морю»
    • В.Д. Дудинцев «Белые одежды»
    • В.И. Аксенов «Таинственная страсть»
    • В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
    • В.П. Астафьев «Царь-рыба»
    • В.П. Катаев «Трава забвения»
    • В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
    • В.С. Гроссман «Жизнь и судьба» «Мама»
    • В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»
    • Ги де Мопассан «Пышка»
    • Д. Митчелл «Облачный атлас»
    • Дж. Лондон «Мартин Иден»
    • Дж. Оруэлл «1984»
    • И. Стоун «Жажда жизни»
    • И. Тургенев «Муму»
    • И.А. Бродский «Посвящается стулу»
    • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
    • И.С. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями»
    • К. Булычев «Город без памяти»
    • Л. Андреев «Иуда Искариот»
    • Л. Андреева «Предстояла кража»
    • Л. Лоури «Дающий»
    • Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД»
    • Л.Н. Андреев «Рассказ о семи повешенных»
    • Л.Н. Толстой «Война и мир»
    • М.А. Булгаков «Белая гвардия»
    • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
    • М.А. Шолохов «Поднятая целина»
    • М.А. Шолохов «Родинка»
    • М.А. Шолохов «Тихий Дон»
    • М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
    • М.Ю. Лермонтов «Бородино»
    • М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»
    • Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

    Литература к направлению итогового сочинения книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

    • А.С. Пушкин «Об искусстве», «Моцарт и Сальери»
    • М.И. Цветаева «Об Искусстве»
    • М.Ю. Лермонтов: Творческое наследие и современная театральная культура
    • В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
    • Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
    • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
    • А.И. Куприн «Гамбринус»
    • К.Г. Паустовский «Золотая роза»
    • Н.В. Гоголь «Портрет»
    • А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
    • Л.Н. Толстой «Альберт»
    • М.А. Осоргин «Записки старого книгоеда»
    • Д.А. Гранин «Картина»
    • В.В. Набоков «Дар»
    • М. Горький трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»
    • Д. Быков «Советская литература»
    • З. Прилепин «Книгочет», «Именины сердца. Разговоры с русской литературой»
    • Е.И. Замятин «Мы»
    • Д. Мережковский «Вечные спутники»
    • У. Эко «О литературе»
    • С. Моэм «Искусство слова: о себе и других»
    • Г. Юзефович «Таинственная карта. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг»
    • П. Вайль, А. Генис «Родная речь: Уроки изящной словесности»
    • С. Лем «Мой взгляд на литературу»
    • П. Зюскинд «Литературная амнезия»
    • Ф. Бегбедер «Конец света: первые итоги»
    • Р. Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг»,«451 градус по Фаренгейту»
    • М. Зусак «Книжный вор»
    • О. Уайльд «Портрет Дориана Грея», «Об искусстве «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве»
    • Г. Миллер «Книги в моей жизни»
    • Г. Гессе «Магия книги»

    Литература к направлению итогового сочинения кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

    • М.Ю. Лермонтов «Песнь о купце Калашникове…»
    • Н.С. Лесков «Левша»
    • Н.Г. Чернышевский «Что делать?»
    • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
    • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
    • А.С. Пушкин цикл «Повести Белкина», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
    • Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала»
    • Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель»
    • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    • Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин», «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо»
    • М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Господа Головлевы»
    • А.Н. Островский «Лес», «Свои люди-сочтемся», «Бедность не порок»
    • И.С. Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»
    • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы», «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Мальчик у Христа на ёлке», «Братья Карамазовы» др.
    • В.Г. Короленко «В дурном обществе»
    • М. Горький «На дне», «Детство», «Бывшие люди»
    • Н. Носов серия книг о Незнайке
    • И.А. Гончаров «Обломов»
    • А.П. Чехов «Маска», «Дуэль», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Тоска», «Человек в футляре»
    • И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
    • М.А. Булгаков «Собачье сердце»
    • А.Н. Толстой «Петр Первый»
    • Е.И. Замятин «Мы»
    • Стихотворения Ахматовой, Цветаевой, Блока, Есенина, Маяковского, Пушкина, Некрасова, Тютчева, Фета и др.
    • А.П. Платонов «Котлован»
    • Т. Мор «Утопия»
    • Платон «Государство»
    • Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор»

    Автор:
    Самый Зелёный
    ·
    Опубликовано
    · Обновлено

    «Мороз и солнце; день чудесный!» — Пушкин писал эти строки, не зная о том, что на нас надвигается «Итоговое сочинение», и морозного декабрьского утра мы ждем не с радостью и полудремой, а с содроганием и тоской. Но ничего страшного, Многомудрый Литрекон всех перемудрит и заготовит аргументы по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» для итогового сочинения 2021-2022 года. В этой подборке каждый может найти оригинальные литературные примеры и вдохновиться на создание своего шедевра, только в жанре итогового сочинения. Если их нужно дополнить, напишите в комментариях, и Литрекон все сделает в лучшем виде. Приятного просвещения! Кстати, не забудьте взглянуть на темы и направления этого года, а также на пример сочинения по данному направлению.

    1. Технический прогресс — зло или благо? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» доказал, что развитие техники является благом для общества. Благодаря появлению и совершенствованию швейных машин героини произведения смогли зарабатывать на жизнь честным трудом и избежать торговли собой. Вера спаслась от брака по расчету и стала обеспечивать себя сама. Она открыла швейную мастерскую, в которой все работницы были пайщицами одного дела и имели мотивацию для его развития. Этот бизнес помог многим девушкам избавиться от зависимости в семье и в отношениях и жить благополучно. Если бы техника не дошла до такого уровня автоматизации процессов, женщины по-прежнему не могли бы трудиться и оказались бы во власти домашней тирании.
    2. Чем опасен технический прогресс? Е. Замятин в антиутопии «Мы» показал опасность прогресса. Технические новшества в обществе будущего могут поспособствовать полному порабощению человека в государстве. Тотальный контроль, машины для избавления от фантазии и свободы воли, изощренные пытки, средства для слежки и шантажа — все это сковывает личность и лишает ее всех прав. Главный герой Д-503 в финале был лишен воли и способности мыслить самостоятельно, а потому предал свои оппозиционные идеи и стал лишь винтиком в государственной машине. То есть у человека отняли его личность и свели его значение до базовой функции. Это не было бы возможно без научного прогресса и технической революции, которые были направлены против своих создателей.
    3. «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы». Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» осудил войну и на убедительных примерах доказал, что прогресс в человеческом обществе предполагает отказ от животной агрессии борьбы. Мы можем сравнить мирные и военные картины быта и нравов народа и увидим процветание и разруху, жизнь и смерть, счастье и горе. Как можно отказаться от одного и выбрать второе? Вооруженные конфликты отнимают у общества лучших людей вроде Андрея Болконского и Пети Ростова. Они приносят страдания и увечья всем семьям, ведь даже у Курагиных произошло трагическое событие: Анатоль потерял ногу на Бородинском поле. Может ли мир развиваться в таких условиях? Нет. За французской армией тянется вереница пожаров, потерь, разрушений. И в этой борьбе нет победителя, все лишь пострадали от нее. Поэтому война и прогресс несовместимы.
    4. Что такое технический прогресс? М.А. Шолохов в романе «Поднятая целина» показал технический прогресс в деле: объединение людей в колхоз позволило им скинуться и приобрести трактор. Техника высвободила бы десятки рабочих рук и увеличила бы объемы сельскохозяйственного производства. Если раньше все казаки от мала до велика были задействованы в пахоте и сборе урожая и получали столько денег, сколько хватало только на выживание, то теперь люди могли освободить время для развития и обучения, чтобы сделать свой труд более качественным и результативным. Так, молодая девушка Варя теперь могла позволить себе учебу и работу на себя. Прошли времена ночного бдения на полях, появление техники ознаменовало новый этап в развитии сельского хозяйства. 
    5. Как развитие технологий влияет на общество? К. Булычев в повести «Приключения Алисы» рассказывает о фантастическом мире научного прогресса. Здесь люди запросто летают в космос и путешествуют по разным планетам. Алиса и ее отец полетели в космическую экспедицию, чтобы привезти животных с разных планет. Они занимаются благими делами, используя новые знания. Благодаря прогрессу герои могут охранять редких животных в любой точке галактики. Однако научные знания становятся не только достоянием каждого, но и причиной преступлений. Например, космические пираты охотятся за формулой абсолютного топлива и используют новые достижения цивилизации для незаконного обогащения. Таким образом, наука может подарить человечеству широкие возможности, если относиться к открытиям обдуманно и бережно, но она же дает новое оружие тем, кто настроен агрессивно и враждебно. Технологии дают возможности, но как их использовать, решает только сам человек, и в этом смысле они никак не влияют на нашу истинную природу.
    6. Верно ли, что наука всесильна? Наука не всесильна и нельзя с ее помощью сделать все, что угодно, презрев законы природы. Об этом говорит М. А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Шариков, которого известный ученый сделал из собаки, настоящим человеком все равно не становится и продолжает бросаться на кошек. Несмотря на старания профессора Преображенского, эксперимент оказался неудачным, и пришлось все вернуть обратно. Кроме темы науки, здесь проводится аналогия с только что появившимся советским государством, у которого был схожий подход: убрать все и переделать по своему усмотрению. И это также не принесло результата. Наука может ошибиться, но важно признать свои ошибки вовремя, как и сделал герой.
    7. Всегда ли люди понимают и принимают прогресс? К сожалению, лили очень консервативны и не всегда могут понять и принять прогресс. Например, доктор Сальватор из повести А. Р. Беляева «Человек-амфибия» спас человека, обогатил его уникальными способностями, но от общества получил лишь осуждение и непонимание за свой подвиг. Доктор пытался вывести живых существ, приспособленных к любым условиям. Он пересадил жабры больному мальчику Ихтиандру, и тот стал человеком-амфибией, который мог жить в воде и на суше. Окружающие не могли понять гуманитарных стремлений доктора. Педро Зурита хотел поймать Ихтиандра и заставить доставать со дна жемчуг. Его не беспокоят никакие научные прорывы, главное – нажива, прибыль, которую может принести Ихтиандр. Конец истории печален: доктор Сальватор в тюрьме, а Ихтиандр в изгнании. Учёные могут быть не поняты и не приняты обществом, несмотря на высокие цели их исследований. Подчас люди попросту оказываются неготовыми к научным прорывам.
    8. Может ли научный прогресс привести к катастрофе? М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Результаты научных открытий могут быть непредсказуемы и даже опасны. Об этом рассказывает М. А. Булгаков в повести «Роковые яйца». Профессор Персиков придумал луч, который провоцировал бурный рост, но повышал агрессию живых существ. Провести качественные исследования ему не дали, изобретение попало в руки заведующего совхоза Рокка. Он решил вывести устойчивых к болезням цыплят с помощью особого луча, не задумываясь о последствиях. Ещё и куриные яйца перепутали со змеиными. И вывелись не свирепые цыплята, а анаконды и другие рептилии. Только к зиме этих существ победили, и то благодаря морозу. Фантастическая история показывает, что наука требует тщательного и аккуратного отношения, с применением открытий нельзя торопиться, иначе может произойти катастрофа.
    9. Ложная и истинная наука, определяющая ход прогресса. Ироническое отношение к науке показал В. Пелевин в романе «Искусство лёгких касаний». Вторая часть романа, одноименная названию, представляет собой рецензию на книгу историка Голгофского. Этот ученый развивает теорию о существовании особенных слов, которые могут менять сознание целых народов. Он считает, например, что особые слова, которые распространяются в соцсетях, развивают излишнюю толерантность. Теория звучит как крайне сомнительная, однако такое произведение публикуют, оценивают и анализируют. Здесь поднимается вопрос подлинной науки и ложной. Ради собственного продвижения некоторые учёные занимаются не исследованиями, а скандалами. И это одна из проблем современной науки. Ведь новая мысль порождает направление прогресса, определяет будущее, а лженаука искажает его, ведет человечество по ложному пути.
    10. Почему люди отстают от цивилизации? К сожалению, многие люди не хотят развиваться и замыкаются в собственном скудоумии. Им куда проще плыть по течению и пользоваться достижениями других. Например, Митрофанушка, герой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», является символом невежества и глупости. Его обучение лишь только для вида, он ничего не знает и не запоминает. Такое постижение науки абсолютно бессмысленно, оно высмеивается и порицается автором. «Не хочу учиться, а хочу жениться,» – говорит Митрофан. Научное знание крайне важно, его постижение не может восприниматься как тяжкая обязанность, оно делает людей гуманнее – об этом говорит автор, показывая Митрофанушку жалким и ничтожным тираном. Главная проблема, которая тормозит развитие мира, заключается в нежелании людей учиться и идти в ногу со временем. Такие Митрофанушки, которые замыкаются в своем невежестве, не подставляют ножку прогрессу.
    11. Как обучение людей способствует техническому прогрессу? Евгений Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», занимается естественными науками. Причем он предпочитает не теоретические, а практические знания. По мнению Базарова, наука должна быть применима к жизни, иначе она ничего не стоит. Несмотря на свои радикальные воззрения, Евгений действительно постиг медицину, чтобы лечить людей, приносить пользу обществу. Приехав в родителям, он начал помогать местным жителям и исцелять их современными методами. Его образование нашло применение в жизни: он смог поднять уровень медицины в своем регионе. Наука должна служить каждому человеку. Этот подход в современном обществе не вызывает удивления, ведь главный запрос в каждом обучении – применимость знаний в жизни. Чем больше мы учимся, тем лучше и масштабнее будет наш вклад в развитие прогресса.
    12. Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы? А. Платонов в рассказе «Песчаная учительница» показал практическое применение новых технологий и знаний в решении глобальных проблем. Главная героиня приехала в пустыню, чтобы преподавать в школе, но со временем убедилась, что местным жителям не до просвещения. Они не жили, а выживали, потому что на их родине не было воды, еды, дров — ничего для создания быта. Дома и скудные посевы постоянно заносил песок, и люди только и делали, что откапывали свои жилища. Тогда Мария Нарышкина решила изучить вопрос с научной точки зрения и переделать программу. Она начала читать лекции на темы, близкие обитателям пустыни. В школу потянулись и взрослые. Общими усилиями герои посадили деревья, оградили поселок от песка, нашли способ получать воду. Такова сила прогресса: человек может преобразить мир и сделать место, непригодное для жилья, плодородным и процветающим.
    13. Для чего необходим прогресс? Наука должна служить обществу и улучшать жизнь людей, особенно это касается медицины. Рассказ А. П. Чехова «Хирургия» показывает, насколько важны знания для врача. Фельдшер Курятин измучил своего пациента, дьяка Вонмигласова, пытаясь вырвать ему зуб. У пациентов в сельской местности нет выбора, поэтому им остаётся только терпеть. Однако врач как человек, который напрямую влияет на состояние человека, обязан постигать медицинскую науку как можно более тщательно. К сожалению, Курятин об этом не заботился, считая, что и так сойдёт. В другом рассказе автора под названием «Лошадиная фамилия» врач оказался профессионалом и помог своему пациенту вылечиться. Пока больной искал народного целителя и готов был терпеть боль вплоть до встречи с магом, экспертная помощь была близко и могла избавить его от недуга. Это и есть главная функция прогресса — облегчение и усовершенствование жизни людей.
    14. Может ли увлечение новыми технологиями и научными достижениями быть во вред человеку? К сожалению, люди часто изучают какую-либо сферу мысли просто для того, чтобы показаться значительнее, чем они есть на самом деле. Наука для Евгения Онегина, героя одноименного романа А. С. Пушкина, является способом выглядеть модным и просвещенным. Именно по этой причине Онегин «Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита и был глубокий эконом». Онегин считал себя образованным человеком, но в реальности все науки знал он поверхностно, только чтобы поддержать светскую беседу. Единственная наука, которую Евгений постиг, была «наука страсти нежной» – герой был умелым соблазнителем, однако пользы это ему не принесло. Наука ценна сама по себе, она необходима, чтобы менять жизнь человечества к лучшему, а не ради того, чтобы казаться лучше. И если знания человека поверхностны и выставляются напоказ только ради одобрения других, ему обучение на пользу не пошло.
    15. Какие люди способны стать двигателями прогресса? Андрей Штольц, герой романа И. А. Гончарова «Обломов», стремился к деятельности, хотел принести пользу обществу. Это невозможно без образования, научных знаний. И Андрей жадно учился, трудился над тем, чтоб получить как можно больше информации и навыков в разных сферах. Штольц стал образованным человеком и смог достичь успеха. Благодаря трудолюбию и тяге к знаниям герой занимает высокое положение в обществе и получает дворянский чин. Несмотря на то, что современный человек уже не стремится быть дворянином, не изменилось одно: наука и знания (если они применяются на практике) помогут поменять мир к лучшему, подарят независимость. Андрей открыл свое дело и сделал нашу страну более передовой, ведь развил международную торговлю. Такие деятельные, умные и целеустремленные люди, как он, двигают мир вперед.

    Наука – это то, что двигает человеческое общество вперед. Образование и технический прогресс прославляли многие писатели XVII-XIX веков. Однако в XX-XXI веках философы, литераторы и общественные деятели задумались об обратной стороне цивилизации – о том, какие могут быть опасные последствия тех или иных изобретений. Мы поможем вам вспомнить аргументы из литературы на эту тему. А если нужных здесь нет, напишите Многомудрому Литрекону, он добавит еще.

    Спасибо за Ваши комментарии! Вот отдельная подборка аргументов по книгам из них.

    Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкапример из литературысписокЦивилизация и технологии

    Читайте также:

    На чтение 6 мин Просмотров 11.2к.
    Обновлено

    Уважаемые выпускники! Предлагаем вам познакомиться с вариантами итогового сочинения по теме «Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?», в которых автор раскрывает тему на материале художественных произведений русской и зарубежной литературы.

    Вариант 1

    Ученые стремятся привнести в этот мир что-то новое. Они исследуют природные явления, возможности человеческого организма. Их целью зачастую становится воплощение в жизнь мечты. А мечтают люди о многом: о покорении океана, вселенной, о бессмертии, вечной молодости, больших деньгах и большой власти. Стремясь к открытиям, ученые не всегда хорошо продумывают, что принесет их изобретение человечеству. Более того, есть мнение, что наука лишена нравственности. Для многих ученых важно подтвердить свои догадки, заставить работать изобретенное им устройство. Что с их изобретениями будут делать люди дальше, их мало волнует. А так не должно быть. Ученый не должен забывать о своей ответственности за совершенные им открытия.

    О гениальном исследователе, хирурге идет речь в романе М. Булгакова «Собачье сердце». Профессор Преображенский проводит медицинские исследования и эксперименты. Он многого достиг в области омоложения человеческого организма. У него большая практика, много пациентов. Профессор проводит уникальные операции. Пересадка гипофиза от человека к собаке – одна из них. Результат операции был ошеломительным: милый пес Шарик превратился в грубого, наглого, неотесанного Полиграфа Полиграфовича. Создатель ужаснулся своему творению и провел операцию, вернувшую жизнь Шарику. Профессор правильно оценил ситуацию, проведенная им операция не вошла в научные труды, никто не смог воспользоваться открытием, преследуя неблаговидные цели. Было уничтожено все, что напоминало об этом неудавшемся эксперименте. А ведь могло бы случиться, что Шариков стал бы плодить себе подобных. Это не украсило бы общество.

    Человек любой профессии несет ответственность за результат своего труда. Ученые не являются исключением, даже наоборот, их ответственность очень высока. Их действия оказывают влияние на судьбу человечества, планеты, от них зависит, каким будет окружающий мир.

    А. Беляев в романе «Человек-амфибия» рассказывает удивительную историю, связанную с работой доктора Сальватера. Операции, проводимые ученым, спасали жизнь многим людям. Часто он делал их совершенно бесплатно, за что был почитаем индейцами. Однажды он спас жизнь ребенку, пересадив ему жабры акулы. Став взрослым, юноша, чувствующий себя в океане своим, совершенно не был знаком с человеческой жизнью. Это доставляло ему страдания. К тому же он стал жертвой алчных людей, которые хотели превратить его в раба, достающего со дна океана жемчуг и сокровища затонувших кораблей. Доктор Сальватор очень переживал за судьбу Ихтиандра, которого считал своим сыном. Он держал в тайне информацию о проводимых экспериментах, чтобы они не стали достоянием корыстолюбивых людей, которые в своих делах не руководствуются нравственными ориентирами. Он вел тщательный отбор сотрудников, которые служили ему верой и правдой, ни с кем не разговаривали о том, что видели в доме доктора. В этом проявлялась его ответственность как ученого за свои научные открытия.

    Приведенные примеры перекликаются друг с другом. Героями произведений являются гениальные врачи, которые, используя опыт предшественников, идут дальше. Они проводят собственные успешные исследования. Их деятельность несет людям добро. Не все свои открытия они торопятся обнародовать. Понимание ответственности перед человечеством помогает снизить риски.

    Достижениями ученых могут воспользоваться совсем не так, как они предполагают. Всегда находятся предприимчивые люди, которые не гнушаются ничем, лишь бы получить выгоду. Ученые должны предвидеть такие последствия, поэтому не всегда нужно торопиться дарить людям результаты своих трудов.

    Вариант 2

    Воланд в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» сказал: «Будьте осторожны со своими желаниями…» В реальной жизни то, что рисует фантазия, может иметь нежелательные последствия. Работа ученого требует больших знаний, терпения и, конечно, ответственности. Многие открытия и изобретения можно употребить как во благо, так и во зло. Это зависит от того, в чьи руки попадет изобретение. Как правило, люди алчные, властолюбивые, не заботятся о благе окружающих. Для них главным является собственное благосостояние. Иногда ученый должен пожертвовать своим тщеславием и сохранить открытие в тайне, чтобы оно не оказалось в руках жестоких и беспринципных рвачей. Страшно, когда сам ученый оказывается циничным и жестоким человеком.

    В произведении Ж. Верна «Двадцать тысяч лье под водой» главным героем является умный, благородный человек капитан Немо. Познав на Земле человеческую жестокость, горечь утрат, он большую часть жизни проводит под водой. Вместе с единомышленниками он построил подводную лодку «Наутилус», которая стала его домом. Судно было оборудовано по последнему слову техники. Немо использовал дары природы для всех нужд. Электричество, пищу, одежду капитану и его команде давал океан. Наученный горьким опытом Немо не торопился делиться своими открытиями и изобретениями с людьми. Его можно понять: страшно представить, на что еще способны люди, убивающие ни в чем не повинных женщин и детей. Если в их руки попадет аппарат, повышающий человеческие возможности, то они употребят его только на удовлетворение своих непомерных амбиций, наживы, порабощения других людей.

    Эту мысль подтверждает и произведение А. Беляева «Голова профессора Доуэля». Ученик профессора воспользовался ситуацией для достижения мировой славы и богатства. В свое время Доуэль завещал свое тело после смерти науке. Приступ астмы, случившийся у профессора, позволил Керну провести научный эксперимент, воспользовавшись беспомощностью Доуэля. Он позволил профессору умереть, после чего отделил гениальную голову от тела и присоединил к аппарату, поддерживающему жизнедеятельность головы. После этого он заставляет бывшего руководителя продолжать эксперименты, которые намерен выдать за свои. Ведь для всех Доуэль мертв. Поступок Керна говорит о полном отсутствии у него моральных принципов. Он жесток, беспощаден, тщеславен. Желание присвоить себе открытия и знания своего руководителя толкают его на преступление. Профессор Доуэль также виноват в том, что с ним произошло. Увлекшись научными изысканиями, он перестал контролировать ситуацию, он не понял, что за человек находится рядом с ним. Это стоило ему жизни, а его открытие попало в руки нравственно нечистоплотного человека.

    В наше время медицина достигла высоких результатов в области трансплантации человеческих органов. Идет настоящая борьба за доноров. Находятся люди, которые идут на преступления, чтобы продать требующиеся органы. Стремление к богатству становится движущей силой и целью жизни этих людей. Ради материального благополучия они способны даже на убийство.

    Данные примеры подтверждают мысль о том, что ученый, совершивший открытие, должен отвечать за его последствия. Андрей Сахаров, создавший страшное по своей разрушительной силе оружие, оставшуюся часть жизни боролся за прекращение гонки вооружений, желая оградить человечество от смертоносного изобретения.

    С аргументами по направлению «Цивилизации и технологии – спасение, вызов или трагедия?» можно познакомиться, пройдя по ссылке https://literoved.ru/bank-argumentov

  • Сочинение по произведению горе от ума на тему век нынешний и век грядущий
  • Сочинение по произведению гиперболоид инженера гарина
  • Сочинение по произведению вечер на бивуаке
  • Сочинение по произведению гоголя заколдованное место 5 класс
  • Сочинение по произведению гайдара совесть 6 класс