Творчество Николая Васильевича Гоголя — одно из самых вершинных явлений русской художественной культуры прошлого. В течение двух десятилетий своей подвижнической литературной деятельности Гоголь создал такие шедевры, которые воспринимаются как образцовые в русской и мировой литературе. Гоголь начинал творческий путь, осознавая свой высокий долг перед отечеством, перед народом. В 18 лет он писал: “Еще с самых времен прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства, я кипел желанием принести хотя малейшую пользу”. Он очень скоро нашел свой путь гражданского служения родине — путь писателя, чье печальное и веселое, трагическое и торжественное слово оказалось необходимым России.
Александр Сергеевич Пушкин сразу высоко оценил первый сборник писателя “”: “Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности… Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…” Что же так восхитило Пушкина в повестях Гоголя, вошедших в первый сборник?
Рассмотрим подробно одну из них, “Ночь перед рождеством”. Со страниц повести Гоголя шагнула настоящая народность, не лубочная, не подделка, а живые люди с их печалями и радостями, тревогами и надеждами. И конечно же юмор писателя. Он буквально пронизывает ткань повести. С какой тонкой иронией описана причина особой “нелюбви” черта к кузнецу Вакуле. Кузнец слыл за хорошего художника, он изобразил “Святого Петра, в день Страшного суда… изгоняющего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою гибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, пеленами и всем чем ни попало… черт всеми силами старался мешать кузнецу… но работа была кончена, доска внесена в церковь и вделана в стену притвора, и с той поры черт поклялся мстить кузнецу”.
Как изящно завернута интрига! В повести Гоголя “Ночь перед рождеством” обилие всяких “волшебств”, но они так оригинально вплетаются в реальные события, что читатель невольно воспринимает их как должное. В эту волшебную ночь должны совершаться чудеса, мы их ждем, и они происходят: Солоха собирает звезды с неба, черт крадет месяц — единственное освещение в Диканьке; Вакула достает черевички, которые носила царица. Выдумка и реальность так органично переплетаются в повести, что читатель уже перестает замечать границу между ними. Он просто наслаждается чтением. Гоголь — великий мастер слова. Народная речь шагнула на страницы его произведения, сделав его самобытным, неповторимым:
“—Что за дьявол! Смотри! Смотри, Панас!..
— Что? — произнес кум и поднял свою голову также вверх.
— Что за пропасть! В самом деле нет месяца.
— Тото что нет,— говорит Чуб…”
Кроме всего сказанного повесть интересна народным духом. Читателю необыкновенно интересно знакомиться с национальными особенностями быта, фольклора, верований украинцев. Гоголь откровенно любуется своими персонажами: Чубом и кумой — с легкой иронией, Вакулой — с нескрываемым восхищением. Кузнец привлекает своей силой и открытостью, верностью любви, ради которой он готов на любые испытания. Искренне и поэтично говорит Вакула Оксане о своей любви:
“— …ты у меня мать, и отец, и все, что ни есть дорогого на свете. Если б меня призвал царь и сказал: „Кузнец Вакула, проси у меня всего, что ни есть лучшего в моем царстве, все отдам тебе». „Не хочу,— сказал бы я царю,— дай мне лучше мою Оксану!»”
Оксана не только капризная красавица, но способна на большую и преданную любовь. Думая, что она навек потеряла Вакулу, Оксана искренно скорбит о юноше: “А вряд ли в другом месте где найдется такой молодец, как кузнец! Он же так любил ее! Он долее всех выносил ее капризы!.. И вся горела; и к утру влюбилась по уши в кузнеца”.
Счастливая развязка еще больше приближает повесть к сказке. Гоголь создает удивительный синтез сказочных персонажей, волшебной нечисти и реально существующих героев. Интересны картинки быта, деталь украинского национального костюма. Повесть привлекательна как детям, так и взрослым. Каждый находит в ней “свои страницы”.
«Стращная месть»— единственная в «Вечерах нэ хуторе» историческая повесть. Писатель рисует в ней бурную эпоху борьбы украинского народа за свою независимость с польскими феодалами — борьбы, в ко торой украинский народ обратился к немощи и поддержке русского народа. В этой повести Гоголь передает старинную народную легенду, рас… сказывающую о страшном преступлении изменника своей родине — отвратительного колдуна.
Несмотря на фантастический элемент, в повести отразились реальные исторические события борьбы казачества v иноземными захватчиками, с польской шляхтой. Гоголь, пользуясь мотивами народных легенд, разоблачает черную, отвратительную натуру предателя, преступления которого не могут найти прощения и забвения даже по прошествии веков.
Пользуясь яркими эпическими красками народных песец, украинских «дум», рисует Гоголь образ Данилы Бурульбаида — доблестного патриоты, мужественного борца за родину. Бесстрашна бьется он со злобным колдуном, могучей рукой уничтожает наглых эахйагчщеов, обменом напавших на его родную землю.
Предвещая эпическую силу ”Тараса Бульбы», «Страшная месть» звучит как героическая поэма, посвященная доблести борцовпатриотов, самоотверженно сражающихся за независимость своей родиньь
Описание Днепра проходит через всю повесть, выражает ее лирическую тему, придает’ глубину и обобщенность ее образам. Величественная картина Днепра с еще большей силой выделяет патриотическую тему повести. Днепр здесь становится как бы символом родины, могучей, величественной и прекрасной. Поэтические образу, эпические картины, богатейшие краски народных песен и легенд широко использованы Гоголем в «Страшной мести. Сам ритмический строй повести звучит как песня, как поэтическое повествование сказителябандуриста. Народность замысла— осуждение измены родине и прославление верности и доблести преданных ее. сынов определяет и народность образов повести.
Особое место занимает в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». В ней показана правдивая картина быта и нравов мелкопоместного дворянства. Эта повесть отличается от остальных повестей «Вечеров» своим сатирическим характером, едко высмеивая паразитизм, духовную пустоту провинциального общества.
В повести о Шпоньке Гоголь показал бессмысленное и жалкое существование ничтожного и никчемного дворянинанебокоптителя, затхлый И кислый мирок провинциального дворянства. Хотя Иван Федорович не лишен добродушия, скромности и сам по себе безобиден, эти качества не могут хоть. скольконибудь восполнить его ничтожество и внутреннюю пустоту, оправдать его бессмысленное, паразитическое существание в качестве хотя и мелкого, но, «душевладельца».
Образ Ивана Федоровича Шпоньки открывает галерею гоголевских дворян»существователей». Уже здесь Гоголь беспощадно высмеял и осудил пошлость пошлого человека — как определил позднее отличительную тему его творчества Пушкин.
Гоголь уверенной и свободной кистью рисует повседневные, будничные картины помещичьего быта, заостряя в них типические черты, приобретающие огромную разоблачительную силу. За внешне добродушным описанием жизни дворянских имений встает перед читателем праздная, животная, остановившаяся в своем развитии и в то же время наполненная мелкими, эгоистическими интересами жизнь их хозяев. Это мир, с детства хорошо знакомый писателю, мир изобилия природных благ и в то же время полного духовного оскудения, мелочности интересов их владельцев.
Рисуя правдивые картины быта помещиков, их якобы безмятежного патриархального уклада, Гоголь показывает, что в этом помещичьем захолустье основной жизненной пружиной являются корыстолюбие, нечестные проделки и плутни.
Сочинение- рассуждение . ⇐ 8 класс
Информация
Уважаемые школьники!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано
-
Автор темы
Dmitry 15
- старший писарь
- Всего сообщений: 14
- Зарегистрирован: 12.02.2015
- Образование: школьник
- Откуда: ЧЕЛЯБИНСК
Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Dmitry 15 »
На дом было задано сочинение по высказыванию Д.С. Лихачёва.:»Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения».В школе на это сочинение даётся 3 часа.Если на дом.обуч,как я,то ни одного.Т.е я сам должен сам во всём разобраться.Но ничего не получается .Помогите хотя бы с одним аргументом.
-
Дзержицкий Владимир
- поэт не про заек
- Всего сообщений: 127
- Зарегистрирован: 10.01.2015
- Образование: студент
- Откуда: Белоруссия
- Возраст: 31
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Дзержицкий Владимир »
Язык в данном случае, насколько я понял, это «манера выражения, свойственная кому-либо» (Толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой). Ну, язык зависит от того, какой человек внутри, какие у него нравственные качества. Уважает он всех, или не всех, или, может, вообще никого. Я бы добавил, что и внутренняя, мысленная речь тоже характеризуется манерой выражения.
«[Бог] прекращает войны до края земли, ломает лук и разрубает копье, колесницы сжигает огнем» (Псалтырь).
-
ИМЯ
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1607
- Зарегистрирован: 20.02.2013
- Образование: среднее
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
ИМЯ »
Dmitry 15:сочинение по высказыванию Д.С. Лихачёва
Дмитрий, разместите фразу в поисковик — там есть подсказка..
-
Розен
- ВПЗР
- Всего сообщений: 4458
- Зарегистрирован: 16.04.2011
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: безвременно безработный
- Откуда: Волжский, Волгоградской, Россия
- Возраст: 63
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Розен »
Дзержицкий Владимир:и внутренняя, мысленная речь тоже характеризуется манерой выражения.
Помните, как в «Семнадцати мгновениях весны»?
–- Как ты думаешь рожать, девочка? –- спросил Штирлиц, когда Кэт перестала играть.
–- По-моему, нового способа еще не изобрели, –- улыбнулась женщина.
–- Я говорил позавчера с одним врачом-акушером… Я не хочу вас пугать, ребята… –- Он подошел поближе к Кэт и попросил: –- Играй, малыш, играй. Я не хочу вас пугать, хотя сам здорово испугался. Этот старый доктор сказал мне, что во время родов он может определить происхождение любой женщины.
–- Я не понимаю, -– сказал Эрвин.
Кэт оборвала музыку.
– Не пугайся. Сначала выслушай, а после станем думать, как вылезать из каши. Понимаешь, женщины-то кричат во время родов.
–- Спасибо, –- ответила Кэт, –- а я думала, они поют песенки.
Штирлиц покачал головой, вздохнул.
–- Понимаешь, они кричат на родном языке. На диалекте той местности, где родились. Значит, тебе предстоит кричать «мамочка, помоги» по-рязански…
А ещё люди думают… Где-то я читал, что ты не владеешь языком в достаточной мере, если ты на нём не думаешь… Слово несёт образ. И даже фамилия Есенин на русском и армянском будет звучать почти одинаково, но выглядеть по-разному — для того, кто думает… А то ещё Гоголь… Для меня он — Великий Украинский Русскоязычный Писатель… Вечера на хуторе близ Диканьки… Будем спрашивать у украинцев? Или соблюдём перемирие?
Я так думаю, м?
-
Марго
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Марго »
Юлиан Семенов:Значит, тебе предстоит кричать «мамочка, помоги»
По-моему, это прокол у Юлиана Семенова. Женщины во время родов совсем не обязательно кричат «словами», а просто вытье («Ааааа! Ооооо!») на любом языке одинаково. Тем более что это шпионка и находится в сознании, с чего бы ей вдруг маму звать? А в бессознательном состоянии и вовсе ничего не выкрикнешь.
А Семенов на этом целую линию построил. Поворотную линию.
-
Дзержицкий Владимир
- поэт не про заек
- Всего сообщений: 127
- Зарегистрирован: 10.01.2015
- Образование: студент
- Откуда: Белоруссия
- Возраст: 31
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Дзержицкий Владимир »
Марго, в бессознательном состоянии люди произносят слова иногда. Разговор во сне, например.
Русь своих не бросат, я не смотрел этот сериал, хоть и много хорошего о нём слышал. Можете спросить про Гоголя у меня, у меня мать украинка, и в Кременчуге, что в Полтавской области, я жил очень долго. Правда, о Гоголе знаю только… Ну, не больше, чем знаю. По поводу цитаты из «Семнадцати мгновений весны»… Речь о том, что если в повседневной жизни человек может говорить на иностранном языке без акцента, то на пределе возможностей организма русское произношение проявит себя?
«[Бог] прекращает войны до края земли, ломает лук и разрубает копье, колесницы сжигает огнем» (Псалтырь).
-
Елена
- —
- Всего сообщений: 3779
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Елена »
Dmitry 15:Помогите хотя бы с одним аргументом.
Вам помочь с аргументами из текста или из личного опыта?
«Мы с тобой одной крови: ты и я!» Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
-
Марго
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Марго »
Дзержицкий Владимир:Марго, в бессознательном состоянии люди произносят слова иногда.
Ну, в любом случае, там Кэт в бессознательном состоянии не была.
-
Автор темы
Dmitry 15
- старший писарь
- Всего сообщений: 14
- Зарегистрирован: 12.02.2015
- Образование: школьник
- Откуда: ЧЕЛЯБИНСК
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Dmitry 15 »
Елена:Вам помочь с аргументами из текста или из личного опыта?
Можно и из личного ,или привести пример из произведений по лит-ре,но не дальше 8 кл.
-
ИМЯ
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1607
- Зарегистрирован: 20.02.2013
- Образование: среднее
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
ИМЯ »
Дзержицкий Владимир:в бессознательном состоянии люди произносят слова
По-моему надо писать «в бесчувственном», а не в «бессознательном» состоянии.
-
Елена
- —
- Всего сообщений: 3779
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Елена »
Полагаю, здесь можно написать о взаимопонимании между людьми. Язык помогает понимать друг друга. Наверное, пример можно взять из «Капитанской дочки». Три часа на разбор данной темы? Или на написание только сочинения?
«Мы с тобой одной крови: ты и я!» Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
-
ИМЯ
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1607
- Зарегистрирован: 20.02.2013
- Образование: среднее
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
ИМЯ »
Dmitry 15:Можно и из личного ,или привести пример из произведений по лит-ре,но не дальше 8 кл.
По-моему, это задание — тест для кандидатов в экзаменующиеся по ЕГЭ. Но не важно.. Вы воспользовались моим советом?
-
Автор темы
Dmitry 15
- старший писарь
- Всего сообщений: 14
- Зарегистрирован: 12.02.2015
- Образование: школьник
- Откуда: ЧЕЛЯБИНСК
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Dmitry 15 »
ИМЯ:По-моему, это задание — тест для кандидатов в экзаменующиеся по ЕГЭ. Но не важно.. Вы воспользовались моим советом?
Да ,воспользовался и всё написал.Спасибо всем за участие!
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
-
- 0 Ответы
- 3205 Просмотры
- Последнее сообщение Азат
-
- 2 Ответы
- 6739 Просмотры
- Последнее сообщение Марго
-
- 2 Ответы
- 2743 Просмотры
- Последнее сообщение hhfcj
-
- 4 Ответы
- 6297 Просмотры
- Последнее сообщение Гость
-
- 9 Ответы
- 2060 Просмотры
- Последнее сообщение Gapon
Эти актрисы сыграли красавиц в экранизациях знаменитых сказок в свои лучшие годы. Зрители запомнили их юными и невинными девушками. Как они выглядели и выглядят уже в зрелом возрасте, рассказывает 5-tv.ru.
Оксана из «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Сказка Николая Гоголя была экранизирована режиссером Александром Роу в 1961-м. Роль красавицы Оксаны досталась 21-летней Людмиле Мызниковой. Голубоглазая и светлокожая украинская актриса прекрасно вписалась в мистическую атмосферу «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Год спустя Мызникову пригласили на роль Снегурочки в короткометражный фильм «Когда идет снег…».
Kino-teatr.ru
Большой карьеры в советском кинематографе Людмила Мызникова не построила. Она отклоняла почти все предложения режиссеров. Актриса несколько сезонов играла в Киевском академическом театре юного зрителя на Липках. С конца 80-х Людмила вместе с мужем Олегом Белинским гастролировали с собственным фольклорным театром. В 2000-х Мызникова снялась в нескольких частях «Возвращения Мухтара». Сейчас актрисе 80 лет, она служит в театре «Мистериум» в Киеве, который открыла вместе с мужем.
Настенька из «Морозко»
Советский фильм-сказка вышел в 1964-м, режиссером был мастер в этом жанре Александр Роу. Актрису на роль Настеньки он нашел случайно. Режиссер заметил 15-летнюю миниатюрную фигуристку во время показа номера «Умирающий лебедь» по телевизору. Хрупкая, но невероятно выносливая Наталья Седых покорила Роу, он пригласил ее на пробы и утвердил на главную роль в «Морозко».
Kino-teatr.ru, YouTube.com
После успеха в роли Настеньки, Седых снялась в еще одном фильме Роу «Огонь, вода и… медные трубы». Начинающая актриса решила не поступать в театральное училище, бросила спорт и выбрала хореографическое направление. В 1969-м Наталью приняли в балетную труппу Большого театра. В период с 1990-го по 2006-й она играла в театре «У Никитских ворот». Актриса была замужем за композитором Виктором Лебедевым, у них есть общий сын Алексей. Сейчас Наталье Седых 72 года, она редко появляется на публике.
Золушка из «Золушки»
Отечественная киноадаптация сказки Шарля Перро появилась в 1947-м. Послевоенную картину сняла Надежда Кошеверова. Главную роль в «Золушке» получила актриса «Ленфильма» Янина Жеймо. На момент съемок ей было уже 37 лет. Благодаря своему маленькому росту, крошечной ноге и девическому телосложению, Жеймо выглядела как 20-летняя девушка.
Kino-teatr.ru
После «Золушки» Янина сыграла в фильме «Два друга» и завершила карьеру в кино. В 50-х вместе с мужем Леоном Жанно и сыном Юлием эмигрировала в Польшу. Она прожила там всю оставшуюся жизнь. Янины Жеймо не стало в возрасте 78 лет. Актриса завещала, чтобы ее тело перевезли в Россию. Жеймо похоронена на Востряковском кладбище в Москве.
Царевна-Лебедь из «Сказки о царе Салтане»
Экранизацию сказки Пушкина советский кинозритель увидел в 1966-м. «Сказку о царе Салтане» снял Александр Птушко, на роль красавицы Царевны-Лебедь, позвали 20-летнюю солистку балета Большого театра Ксению Рябинкину. Эта работа стала для нее первым опытом в кино. После Ксения снялась в индийском фильме «Мое имя — клоун» в 1970-м, а затем взяла большой перерыв в кино, чтобы продолжить карьеру в балерины.
Kino-teatr.ru
Она вернулась на экраны в конце 80-х. Рябинкина снялась в фильмах «Грешник» и «Допинг для ангелов». Ксения — мама знаменитого актера Евгения Стычкина. Сейчас женщине 75 лет, она работает помощником художественного руководителя театра балета в Государственном Кремлевском Дворце и преподает балетное искусство в частной школе.
«Снегурочка»
Снегурочка в фильме Павла Кадочникова отнюдь не положительный персонаж. Она дочь Деда Мороза с ледяным сердцем, которая никогда не видела простых человеческих радостей. На роль ледяной девушки подобрали 22-летнюю выпускницу Московского театрального училища имени Щукина Евгению Филонову. Зеленоглазая и светловолосая актриса с аккуратными чертами лица гармонично смотрелась в роли сказочной красавицы.
Kino-teatr.ru
После успеха в «Снегурочке» Филонова снялся в еще нескольких фильмах, например, в «Служебном романе», играла в Московском драматическом театре имени Гоголя. Ее карьера в кино не сложилась. Она вышла замуж за телевизионного режиссера Евгения Хохлова и родила дочь Марину. В 80-х после развода с мужем Евгения еле-еле сводила концы с концами. Некогда известная актриса работала почтальоном. Последние годы Филонова тяжело болела и пережила неудачную операцию. Евгении не стало в 1988-м. Ей было всего 42 года.
Ранее 5-tv.ru рассказывал, как сейчас выглядят российские дети-актеры, которые были популярны в 2000-х.
Цели:
учебная: обобщение и систематизация материала о Н.В. Гоголе и его произведении “Ночь перед Рождеством”; формировать умение давать характеристику литературным героям, проводить самостоятельное исследование текста, развивать у учащихся умение анализировать и обобщать прочитанный текст;
развивающая: развитие речи, формирование артистических навыков. помочь учащимся проникнуть в мир Н.В.Гоголя на примере изучаемой повести;
учить навыкам работы в группах, защищать свой мини-проект;
воспитательная: привитие интереса к литературе; создать ситуацию успеха.
Оборудование: иллюстрации к повести, презентация урока в формате Microsoft Power Point 2007, текст повести, запись на доске: “…целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом, тут вся поэзия его жизни” (В.Г.Белинский.), Вернисаж – торжественное открытие художественной выставки, аудио-файлы в формате MPEG Layer3.
Тип урока: урок — вернисаж.
Ход урока
1.Оргмомент. Объявление темы, целей и задач урока.
2.Слово учителя.
Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучение повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Тема нашего урока: «Народные характеры и народный быт в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством». Вы продолжите начатую работу в группах, расскажите о герое, которого выбрали для анализа, т.е. дадите ему характеристику. И, конечно же, мы с вами продолжим наслаждаться удивительным миром гоголевской прозы, миром, в котором чудесным образом переплелись реальность и фантастика. Итогом нашей работы будет экспресс-газета, которую вы выпустите к концу урока. Вы помните, что в этой книге перед читателем предстал украинский народ, носитель благородных и высоких стремлений, с его прошлым и настоящим, самобытной и колоритной речью, пересыпанной пословицами и поговорками. Не случайно многие критики и писатели восхищались необычайной красочностью стиля Гоголя. В этом можно убедиться, если погрузиться в текст повести «Ночь перед Рождеством», о которой критик В.Г.Белинский писал: «Ночь перед Рождеством» есть полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, — словом, тут вся поэзия его жизни». У нас сегодня необычный урок. Урок — литературный вернисаж.
Что это за слово? Прочитайте, пожалуйста, на доске и запишите в свои тетради:
Вернисаж – Торжественное открытие художественной выставки.
(Просмотр презентации)
3.Работа над темой урока.
3.1. Беседа.
— Что мы знаем о жизни великого русского
писателя Н.В.Гоголя?
-С какой книгой мы познакомились?
-Сколько повестей входит в ее состав?
-Что мы узнали о жизни украинского народа?
-Какие черты характера присущи украинцам?
-Перечислите предметы народного быта.
3.2.Беседа по содержанию первых страниц повести.
– О чём говорится в начале повести? В какую красоту нас окунает писатель?
(Начинается произведение с описания зимнего пейзажа. Ночь накануне великого христианского праздника – Рождения Иисуса Христа)
– Какие фантастические черты несёт пейзаж? (Пейзаж одушевлён: «Глянули звёзды», «Месяц величаво поднялся на небо посвятить добрым людям и всему миру…», «месяц…заглядывал»).
– Кто и почему нарушает эту красоту? (Эту тишину, красоту нарушают злые силы – чёрт, ведьма. Они ведут себя наиболее активно, смело, стараются навредить добрым людям, потому что им осталась только одна ночь бродить на белом свете.)
– Вот мы и познакомились с героями повести – это чёрт и ведьма. Посмотрите на доску и запомните, как они выглядят. (картины висят на доске).
– Что делает ведьма? (Ведьма поднимается на своей метле на небо и собирает в свой рукав звёзды).
– Что делает чёрт? (Чёрт крадёт месяц).
(Просмотр презентации)
А кто же является главными героями повести? (Оксана и Вакула)
Какие они? Давайте найдем в тексте описания черт характера героев. (Работа с текстом)
3.3.Инсценировка отрывка повести.
Я дала вам задание – подготовить инсценировку отрывка. Предоставим вам слово.
Представьтесь, пожалуйста.
– Мы подготовили инсценировку эпизода “Оксана у зеркала”.
– Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем нехороша. (Крутится у зеркала).
-Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом сдернутом кверху носе? И в щеках? И в губах? Нет, хороша я! Ах, как хороша!
Вакула (в сторону):
– Чудная девка! Час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух!
Оксана:
– Зачем ты пришёл сюда? Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? Готов мой сундук?
Вакула:
-Будет готов после праздника. Если бы ты знала, сколько возился около него: две ночи не выходил из кузницы. Не сердись на меня.
Оксана села на лавку.
Вакула:
– Позволь и мен сесть возле тебя!
Оксана:
– Садись. (Стук в дверь).
Оксана:
– Кто-то стукнул. Пойду с девчатами колядовать.
Учитель: Ребята, как ведут себя герои повести в этой сцене?
-Нам понравилось, что Оксана – гордая, а Вакула выполняет ее просьбы. Уважает ее и слушается.
Какие они? Давайте найдем в тексте описания черт характера героев. (Работа с текстом)
3.4.Составление кластеров (работа в группах).
Теперь переходим к следующей части нашего урока. Возьмите листочки и фломастеры, которые лежат перед вами. Составим кластеры на героев повести.
Вакула
умеет ценить прекрасное
сам трудолюбив и другим найдёт работу
умеет признать ошибку
готов на всё ради любви
Солоха
летает на метле
умела очаровывать
хорошая хозяйка
хитрая и сметливая
жадная
Оксана
красавица
избалованная
честная и гордая
хорошая хозяйка
Чёрт
хитрый
проказник
мстительный
строит любовные куры
боится креста
3.5.Физкультминутка.
Давайте прервем нашу работу и немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы с вами выполним несколько упражнений.
1-ое упражнение – потягивание. Представьте себя в роли черта. Вам нужно собрать как можно больше звезд. Прямо над собой достаем звезду, слева, справа (3 раза)
Следующее упражнение – ходьба на месте. Вы – Чуб и кум, идущие по зимнему хутору в гости к Солохе. Итак, начали…
3 упражнение — дыхательная гимнастика. Подул сильный ветер. Выдыхаем воздух. Ветер стал поднимать снег. Ничего не стало видно. Закрыли глаза. Открыли.
4 упражнение – приседание. Наконец-то вы оказались в доме Солохи. Но постоянно в дверь ее хаты кто-то стучится. Солоха вынуждена прятать вас в мешок. А для этого вам надо присесть. Итак, выполняем 10 приседаний.
3.6.Работа по теории литературы.
Учитель: Ребята! Когда Пушкин прочитал “Вечера на хуторе близ Диканьки”, он сказал: “Что за прелесть эти сказки!”.
Какие элементы сказки встречаются в повести?
1) Чёрт украл месяц;
2) Вакула летает на чёрте;
3) Царица подарила свои черевики.
А какие слова использованы в переносном смысле?
– Снег загорелся широким серебряным полем, весь обсыпался хрустальными звездами;
– От мороза горят щёки.
3.7. Народные традиции.
– Какой украинский религиозный праздник описывает Гоголь?
Ответ: Рождество.
– О каких обрядах вы узнали?
1. Колядование. (Маскарад).
2. Пост. Голодная кутья.
– Что вы узнали о посте?
Ответ: Можно есть только постную пищу. Нельзя употреблять в пищу мясо, сметану и другую жирную пищу.
– Да, у русского и украинского народов во время поста нельзя есть пищу животного происхождения для того, чтобы очистить организм. А воздержание и молитвы очищают душу.
Учитель: Ребята, мы познакомились с характерными чертами Гоголевских героев, которые характеризуют типические черты украинского народа.
– А какие черты по-вашему характерны для нашего народа:
Да, ребята, для каждого народа мира есть характерные типичные черты, которые описываются писателями в своих произведениях.
Ребята, эпиграфом сегодняшнего нашего с вами сотрудничества послужит высказывание знаменитого писателя XIX в. В.Г.Белинского “…целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом тут вся поэзия его жизни”.
4.Рефлексия.
4.1. Викторина.
— Давайте проверим, удалось ли вам погрузиться в текст повести и оказаться наблюдательными читателями. (Класс разбивается на две группы) Представители каждой команды по очереди выйдите к доске и снимите по три звезды. На каждой звезде номер вопроса, на которой команде предстоит ответить. Итак, первая команда…
1) Как называлось село, в котором жил гоголевский персонаж Вакула? (Диканька)
2) Кем по родству приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле? (Матерью)
3)кем по профессии был Вакула из повести «Ночь ….»?(Кузнецом)
4) Назовите «транспортное средство» кузнеца Вакулы при полете в Петербург. (Черт)
5) Как зовут отца Оксаны в повести Гоголя «Ночь…»? (Корний Чуб)
6)Должностное лицо, которому кузнец Вакула выкрасил дощатый забор в Полтаве. (Сотник)
7)Предмет домашнего обихода, в котором хранили добро. (Сундук)
8)Что спрятал черт в карман? (Месяц)
9)Человек, вторым заглянувший в гости к Солохе. (Дьяк)
10)За чем отправился Вакула к царице? (За черевичками)
11)Песни, которые распевали в канун Рождества (Колядки)
12)Что означает выражение «строить куры»? (Ухаживать)
-Молодцы!
4.2.Угадай героя.
В.Г.Белинский отмечал: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат красками действительности. Видишь и слышишь их».
Поэтому, я думаю, вы легко узнаете героев повести по их описанию.
1)Спереди совершенно немец, сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире… Узенькая мордочка, ноги тонки. (Черт)
2)Сухощавый высокий мужик с обросшею бородою в коротком тулупе. (Кум)
3) Свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой. (Оксана)
4) Была ни хороша, ни дурна собою. Однако же умела причаровать к себе самых степенных казаков (Солоха)
5)Лукавый, с тонкими пальцами, его вторая половина сделала из его толстой косы самую узенькую (Дьяк)
6)Несмотря на небольшой рост в ширину был довольно увесист (Пацюк)
5.Итог урока.
5.1. Мини-сочинение.
Гоголь в своей повести сумел в шутливой форме рассказать об обычаях украинского народа, при этом он умело перемешал фантастику и реальность. Действие происходит и на земле и в небе. В небе летают черти и ведьмы, которые задумывают интриги во вред людям. На земле же соединяются влюбленные, торжествует добро.
— Какой же можно сделать вывод? Где творится прекрасное? Какие силы побеждают? (Все прекрасное творится на земле. Здесь должна торжествовать справедливость. Именно здесь мы видим победу земного человеческого начала.)
Как вы помните, повесть «Ночь перед Рождеством» входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». В 2012 году у этой книги юбилей, ей исполняется 180 лет. Чтобы память об этой книге сохранилась дольше, мы с вами сделаем экспресс-газету(т.е. быструю газету).Начало уже положено — это ваши кластеры на главных героев, иллюстрации к повести. Чтобы подвести итог урока мы напишем мини-сочинение «Чему нас учит повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»?»
(Учащиеся работают в группе, записывают ответ на листке, который после написания приклеивается на газету)
5.2.Оценивание.
6.Домашнее задание.
Иллюстрации, нарисованные учащимися
Использованные ресурсы:
Зверс Т.В. Повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» в школьном изучении.- Л., Просвещение, 1980. – 104 с.
Снежневская М.А. Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». // В кн. Литература в 7 классе. М., Просвещение, 1992
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ночь_перед_Рождеством
www.library.ru/2/lit/sections.php?a_uid=6
hearbook.ru/audio/9/709
www.litsoch.ru/essays/54/731