Сочинение по произведению чистый понедельник бунина

Во время великого поста, герой замечает, что его спутница увлечена монастырями. он бы мог это заметить раньше, однако, вполне возможно,

Во время Великого поста, герой замечает, что его спутница увлечена монастырями. Он бы мог это заметить раньше, однако, вполне возможно, что из-за своей сосредоточенности на своих чувствах не мог думать об её счастье. А что может желать такая натура, которая богата духовно, задумывается о сущности любви и счастья? Сколько она ускользала, когда попытки сблизится переходили грань приличия настолько, что герой уже собой не владел!
Ему не было дано понять косвенных знаков, что свою жизнь связать с таким мужчиной она не хотела. Однако в последнюю ночь девушка ему отдаётся, что даёт иллюзию, будто они окончательно сблизились. После этого, она уезжает в монастырь. В проекции на современность Бунина, даются такие известные имена, как Станиславский, Андрей Белый, Москвин. Появляясь на мгновение, они делают заманчивые предложения или помогают развлечься красивой паре. Однако ценности не представляют.
Спустя недели запоя и бездельничества без своей любимой, автор приходит в монастырь и встречает там ту самую, в обличии монашки. Бунин показывает тем самым, что, не смотря на заманчивые предложения, не несущие за собой духовной ценности и временные невзгоды (война же), Россия обретёт себя. Как героиня мучилась, пытаясь понять свою роль, так и государство переживало плохие времена. Однако будет тот Чистый понедельник, который очистит страну от той грязи, что сейчас на ней!

Сочинение рассуждение по рассказу Чистый понедельник Бунина

Бунин пишет рассказ в 1944 году, в период Второй мировой войны. Как известно, в годы войны советская власть открыла многие церкви, с иконами облетали Москву, для того чтобы уберечь город. Люди могли снова обратиться к вере.
Действие рассказа – 1912-14 года, период тоже трудной для России, предреволюционные года, близость войны. Период, когда обращение к вере является актуальным и весьма насущным.
Главная героиня – как отражение эпохи, она развлекается, но этими развлечениями не прельщается и не увлекается, она как будто видит эфемерность всего существования и чувствует зыбкую природу своего времени. При этом Бунин специально вводит в повествование подлинных исторических личностей: Станиславский, Москвин, Сулержицкий, Белый, Качалов – в некоторой степени они являются лицом своего времени. Главные герои тоже вхожи в этот свет, более того, они притягивают восхищенные взгляды, зачастую оказываются в центре внимания, привлекают собственной красотой и независимостью.
Итак, она не чужда развлечениям, но когда выдается свободный вечер или утро, посещает соборы и храмы. Она изучает историю и в этом Бунин подчеркивает стремление к корням, к поиску подлинного лица и сути народа. Также главная героиня разбирается в православной традиции, но не называет себя религиозной. В этом заключается интересная деталь, главная героиня представляется более искательницей и аналитиком, чем просто верующей. Она испытывает теплые чувства религиозной тематике, но также имеет чувства глубокие.
Такие же глубокие, но немного своеобразные чувства к главному герою, которому она разрешает ласки, но не отдается полностью. В этом проявляется определенная целомудренность, которая не является чем-то напускным, ведь он для нее «первый и последний» и более у нее никого. Поэтому тут мы видим в большей степени устремленность к спасению собственной души и души своего возлюбленного. Он часто спрашивает любит ли она его и требует подтверждений, сомневается. Однако в заключительной сцене рассказа мы видим как она узнает своего возлюбленного в полной темноте, уже будучи монахиней.
Бунин описывает связь этих людей как невероятно прочную и возвышающуюся над обыденностью мира. Главный герой увлечен и буквально воспевает каждую деталь героини, восхищен всем вплоть до следов на снегу от ее ботинок. Главная героиня более молчалива и задумчива, она размышляет над книгами и над этим миром. В итоге единственным выходом, который выбирает она является уход в монастырь как поиск чего-то настоящего, чего-то подлинного в этом мире.

Вариант 4

Бунин пишет о чувствах между двумя людьми. Они – характерные представители своего времени, даже имена автор не называет и при этом достигает удивительного эффекта. Многие читатели вообще не замечают отсутствия имен главных героев.
Девушка богата и красива, как описывает ее рассказчик, обладает какой-то индийской красотой. Молодой человек имеет красоту и нравы тоже южные, но более «персидские». Он тоже является состоявшимся человеком, приковывает восхищенные взгляды.
Отношения между ними остаются практически платоническими, точнее допускают некоторую физическую близость, которая никогда не доходит до своего логического завершения. Героиня всегда тактично отстраняет его, после чего они отправляются гулять по ресторанам и театрам и так много дней, а точнее, ночей подряд.
Тем не менее, как узнает читатель потом, героиня не чужда православной культуре и даже разбирается в тематике веры, хотя и не проявляет никогда чрезмерной религиозности и набожности. Она при этом может делать весьма точные замечания, которые подчеркивают ее некоторую отстраненность от этого мира «книги, театры и остальное» ей будто не нужны совсем. Этот факт подчеркивает и сам рассказчик, когда описывает героиню, но создается впечатление, его некоторой насмешки над героиней.
Например, он говорит о ее фразе «не понимаю, как людям не надоедает всегда обедать и ужинать» и после этого довольно детально описывает блюда, к которым сама героиня любила приложиться. Она обладала «московским» вкусом, не чуралась простых земных удовольствий.
Когда героиня говорит о своем намерении уйти в итоге в монастырь, герой тоже воспринимает такой выпад как не серьезный и даже хочет в ответ сказать, мол, если так случится, то и сам он сделает так чтобы оправиться на каторгу или нечто подобное.
В итоге именно намерения героини оказываются полностью серьезными. Она всерьез воспринимает и истории о муромском князе Павле и его супруге.
Для героини история ее страны является частью ее собственного существа, об этом упоминает Бунин «история ее интересует». Более того в образе героини сквозит та святость, та исконность Руси, которая теперь сокрыта под напускным и мирским. Не удивительно, когда девушка в итоге уходит в монастырь, она видит в эти предреволюционные годы выход только в том чтобы обратиться к чему-то настоящему, более высокому, чем земное и праздность.
Однако, она помнит своего возлюбленного «первого и последнего». Именно она узнает в кромешной тьме, будучи монашкой.
11 класс

Наиболее часто используется поэтом образ осени и русского леса. Лес для него – точно музыка, которую он поет с огромной любовью, поэтому и все его стихи – музыкальны. В изображении пейзажей у Бунина встречается множество различных цветов и звуковых эффектов, точно подобранных эпитетов, олицетворений, метафор, помогающих автору создать удивительно точные образы. Лирического героя здесь нет, все внимание сосредоточено на красоте природы.
Очень часто Бунин показывает ночные пейзажи, поскольку ночь – его любимое время суток. Ночью уснувшая природа кажется волшебной, манящей, очаровывает еще более – именно поэтому много стихотворений посвящено ночи. Как правило, в большей части его стихов встречаются, помимо ночи и леса, образы неба, звезд, бескрайних степей. Сочиняя пейзажную лирику, поэт видел перед собой любимую Орловщину, где прошло его детство.

Философская лирика

Пейзажная лирика Бунина постепенно уступила место философской, вернее, плавно перетекла в нее. Началось это на рубеже веков, с начала нового столетия. Тогда поэт сильно увлекался Кораном, читал Библию, что, разумеется, не могло не отразиться в его произведениях.
Философская лирика Бунина говорит о жизни и о смерти. Бунин хотел разобраться, почему случается какое-либо событие, он размышлял о вечном – о добре и зле, о правде, о памяти, о прошлом и настоящем. В этот период в его стихотворениях можно найти множество обращений к истории разных стран. Он интересовался легендами Востока, античной Греции, божествами, христианством. Одиночество и обреченность, вечность, человеческая судьба – эти темы также нередки в философской лирике Бунина. Он стремился в своих стихотворениях понять смысл жизни – и характерной при этом становится связь философских стихотворений с пейзажными: именно в любви к природе и почитании ее поэт находил спасение для человеческой души.
Философская лирика Ивана Алексеевича отличается особой атмосферой – абсолютной тишиной. Когда читаешь стихотворения этой тематики, кажется, что даже воздух перестает колебаться. В переживания лирического героя (здесь он присутствует) погружаешься полностью, им отдаешься, как своим собственным. Такая тишина, по Бунину, нужна, чтобы иметь возможность слышать Бога, который является носителем Света, Истины и Любви. О Боге и библейских мотивах написано немало стихотворений автора.

Любовная лирика

Стихи о любви в творчестве Ивана Алексеевича Бунина представлены несколько в меньшем количестве, но тем не менее играют большую роль среди его произведений. Давным-давно любовную лирику Бунина определили как трагедийную – пожалуй, это наиболее емкое и точное определение.
Любовь для Ивана Алексеевича – самое сокровенное, важное, главное, то, ради чего стоит жить на земле. Он абсолютно уверен в существовании настоящей любви, и, хотя много стихотворений посвящено у него любовным страданиям, о взаимной, счастливой любви он пишет тоже, хоть и реже. Одним из основных мотивов любовной лирики Бунина считается одиночество, неразделенность любви, невозможность испытать счастье. Она потому и трагедийна, что преобладают в ней мысли о том, что не сбылось, воспоминания об ушедшем, сожаления о потерянном, непрочность человеческих взаимоотношений.
Соприкасается любовная лирика Бунина и с философской – любовь и смерть, и с пейзажной – любовь и красота природы. Бунин пессимистичен – в его стихотворениях счастье не может жить долго, за любовью следует либо разлука, либо смерть, благополучного исхода не дано. Однако любовь – все равно счастье, поскольку это высшее, что может познать в жизни человек. При этом сам поэт в личной жизни после нескольких неудачных попыток все же обрел семейное счастье и жену, до конца его дней поддерживавшую его во всем.
Как и в любой другой, в любовной лирике Бунина есть ряд особенностей. Это, например, избегание красивых фраз, использование природы в роли наблюдателя за любовными страданиями, упоминание весны (любимого времени года поэта) как символа любви, открытый протест против несовершенства мироздания, непременное соединение духовного и телесного (невозможно узнать душу, не постигнув плоти). При этом в поэзии Бунина нет ничего постыдного или пошлого, она святая и остается для него великим таинством.

Иные мотивы лирики Бунина

Помимо вышеозвученных тем, в творчестве Ивана Алексеевича присутствуют следующие: гражданская лирика – стихотворения о тяжелой судьбе простого народа; тема Родины – ностальгия по старой России, стихотворения на подобные темы нередки для эмигрантского периода творчества поэта; тема свободы, истории и человека; тема поэта и поэзии – предназначение поэта в жизни.
Иван Алексеевич Бунин внес большой вклад в развитие русской литературы. Не зря именно он стал первым русским литератором, получившим Нобелевскую премию – по сути, мировое признание. Как прозу, так и поэзию Бунина должен знать каждый человек, особенно если он считает себя ценителем литературы.

ЭССЕ-сочинение

Рассказ И. Бунина «Чистый понедельник»

В «Чистом понедельнике» И.А. Бунин предстает
как философ культуролог – писатель, умеющий тонко психологически описать
портрет героя, реалистично показать персонажей и философски осмыслить пороки и вечные
темы цивилизации. Тема любви – основная, любовь выше смерти, выше жизни. Более
всего тема любви у писателя раскрыта в цикле «Темные аллеи». У И.А. Бунина в
тексте «Чистого понедельника» также говорится о любви, исследователь В Сузи
считает, что эта коллизия традиционна, но она открывает второй уровень
восприятия текста, по Бахтину, это «большое время».

Многие ученые склоняются к мнению,
что образ влюбленной пары второстепенный и говорит нам об отсутствии любви в
этом обществе, о быстротечности жизни, чистый понедельник – это первый день
Великого поста, начало нового пути, героиня выбирает для себя веру, служение
Богу, потому что не видит смысла в обычной семейной жизни.

Более всего тема любви раскрыта в начале.
Наиболее трагично любовь как зарница показана в финале, где тема любви –
основная для героя, он не смог найти себя без любимой. В. Сузи пишет: «Определяющими
в этом «сюжете» предстают отношения героев и автора, соотношение их хронотопов.
Автор, как ласточка, вьет свое гнездо под чужой кровлей, но снаружи обжитого
героями пространства, пребывает «на краю чужого гнезда». Все трое в вольном
полете на мгновение соприкасаются крыльями и вновь разлетаются, прочерчивая
«воздушные пути» своих духовных биографий».

Любовь забвению не подлежит. Это
чувство у Бунина не гибнет под натиском смерти, этого чувства лишены чёрствые и
меркантильные личности, нереализованная любовь, любовь, которая могла бы быть,
но осталась лишь тенью, –  именно такое восприятие любви мы встречаем на
страницах рассказа И. Бунина. Автор показывает, что герои разные, если бы
каждый оглянулся и понял, что нужно другому, возможно, земная любовь и была бы
счастливой. Поэтому мы видим различные хронотопы героев и автора, они живут
каждый в своем мире.

 «Чистый понедельник» — рассказ
типичный для творчества Бунина, лаконичный, философский, где символично
представлены образы и проблемы эпохи, это более новелла, как как финал резок,
открыт, непредсказуем. Сюжет обычен: двое возлюбленных, имен которых не
названы, потому как подобных много. Казалось бы ничего необычного не случилось,
но детали, цветопись, символы дают ощущение пустоты, трагедии цивилизации,
описания интерьеров, одежды, роскоши – словно бутофория . Равнодушие и
чопорность – главные черты общества, которые описаны писателем. Мы видим, что
герои богаты, но несчастны, у них нет смысла существования. Но когда девушка
уходит в монастырь, она находит себя, и напротив, чувствует себя частью мира,
она счастлива, потому что осознает радость бытия и смысл существования, герой
же не смог найти свое место в мире, он все также посещает питейные заведения,
ведет праздный, распутный образ жизни, не находя смысла. Пороки цивилизации
берут начало от нежелания расстаться с комфортом и благосостоянием. Богатство не
дет счастья, любовь земная также мимолетна – в этом основная идея текста.

Критик Лекманов О. акцентирует
внимание на цитировании повести о Петре и Февронии, это даёт перспективу к
рассказу. Ученый анализирует поведение героини, ее причуды и делает ввод, что
героиня говорила, намекала о том, что ее возлюбленный играет лишь роль
змея-искусителя, что замужество и семья – это не ее стезя в жизни.

Бунин показывает, что добро и зло,
вера и безверие, жизнь настоящая и бутафория, как небо и земля – рядом. Избыток
темных тонов показывает путь героини, свет – это выход, это видение своего предназначения.

Жизненные испытания, любовь и
верность – это высокие понятия были чужды герою. И героиня это понимала.

Отсутствие любви и согласия в
обществе героев накладывают отпечаток и на их отношения, в частности, н выбор
героини.  Искренняя любовь и понимание пришли к героине с верой в Бога.

Литературовед Лекманов О. считает,
что реминисценции из поэзии Блока и Пушкина – это возможность противопоставить
модернизм и реализм, последний активно поддерживал Бунин. Также критик считает,
что героиня – это Россия, она полностью олицетворяет путь России тех лет. Выбор
веры – это выбор традиционного пути России.

Родин А.Л. в своей работе акцентирует
внимание на христианской стезе. Героиня олицетворяет собой, по мысли ученого,
борьбу Духа и Страха. Говоря о счастье, героиня вспоминает слова Толстого,
которые он вложил в уста Платона Каратаева.

Михайлова М. В. тоже считает, что
образ России – основной герой новеллы.

Героиня нравственно чиста, она еще не
знает пороков, не умеет лгать, она благородна, умеет держать себя в обществе.
Она истинный романтик по натуре, героиня нарочито ударяется в праздную жизнь
именно перед Великим постом.

Список литературы

1.     ЛЕКМАНОВ
О. «Чистый понедельник». Три подступа к интерпретации// Новый Мир, № 6, 2012. –
С. 53-57.

2.     Михайлова
М. В.: «Чистый понедельник» — горькая дума о России: 
http://bunin-lit.ru/bunin/kritika/mihajlova-chistyj-ponedelnik.htm

3.     Родин
А.Л. РАССКАЗ И. А. БУНИНА «ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК» В КОНТЕКСТЕ ХРИСТИАНСКОЙ
АНТРОПОЛОГИИ
https://cyberleninka.ru/article/n/rasskaz-i-a-bunina-chistyy-ponedelnik-v-kontekste-hristianskoy-antropologii

4.     Сузи В. «Так испытывал
ее Бог…» Культурно-исторический и художественный хронотоп в рассказе И.А.
Бунина «Чистый понедельник» // 
Парус№26. – С. 154-159.

На чтение 25 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Писатели из разных уголков планеты на протяжении нескольких эпох создавали невероятные, неподдающиеся какому-либо логичному объяснению произведения, затрагивающие самые разнообразные темы. Но во все времена писателей всегда объединяла одна бессмертная тема — тема любви. Русская классика просто кишит единственными в своем роде романами, рассказами, повестями, ведущей тематикой которых становится это глубокое чувство. Сегодняшний небольшой рассказ мастера своего дела, великого русского писателя, И.А.Бунина «Чистый понедельник» также входит в эту «Великую орду любовного жанра». Но о чем конкретно повествует нам данное произведение и каков его ключевой смысл? Давайте разбираться! Начнем сначала со смысла названия.

Смысл названия рассказа Чистый понедельник — Бунина

Понять идею написания произведения часто помогает его название. Почему Иван Бунин для своего рассказа выбрал «Чистый понедельник»? Что означает этот день?

Произведение «Чистый понедельник» знакомит читателей с христианской культурой. Окончание Масленицы. Начало Великого поста. Отказ от праздности, разгульного образа жизни, дурных мыслей. «Чистый» означает очищение. Но не только физическое, но и духовное.

Но не только исключительно сакральный смысл кроется в заглавии рассказа. Название произведения означает начало новой жизни, нового ее этапа. Героиня уходит от праздности, повседневности, суеты в Марфо-Мариинскую обитель. Точка отсчета, после которой ее прежней жизни придёт конец.

Но напоследок героиня решается совершить последние прегрешения: она с радостью идёт на увеселительное мероприятие, позволяет себе много выпить, покурить, и даже впустить к себе на ночь возлюбленного. Поступки, после которых героиня полностью посвятит свою жизнь служению церкви.

Чистый понедельник — граница, разделяющая жизнь героини на две противоположные половины. В первой — мирское рутинное существование, наполненное причудами, забавами, шумными мероприятиями. Во второй — духовная жизнь, к которой героиня долго и упорно шла. Это была ее цель, заветная мечта.

Девушка уверена, современная жизнь не может дать ей счастья, удовлетворения, радости. Она хочет очиститься от всего, что связывало ее с мирским существованием. Героиня уверена, в монастыре ее ждёт спокойствие, красота, духовность, умиротворённость. Все то, что ей жизненно необходимо. Все то, что непременно сделает ее счастливой. Все то, к чему она так долго стремилась. Она решилась. Она готова все изменить.

Название произведения «Чистый понедельник» очень символично. Настроиться и решиться круто поменять свою жизнь — отчаянный поступок. Резкий перелом в судьбе прекрасной девушки. Какое будущее ее ждёт? Переход от походов в рестораны, от развлечений и от праздности к затворническому образу жизни. Героиня сделала свой выбор. Разочаровавшись в повседневной жизни, которая наполнена лицемерием, фальшью, обманом, несправедливостью, она отправляется в долгий путь познания себя, своего внутреннего мира.

Противоположные поступки, парадоксальные сочетания, странное поведение персонажей. Герои иногда сами не могут разобраться в себе. Тогда они идут за помощью в монастырь. Путь к очищению, к раскрытию своего я, к познанию своей духовной красоты страдающих женщин — именно то, что показал Иван Бунин в названии «Чистый понедельник».

Смысл произведения Чистый понедельник

Для И. А. Бунина, чьи произведения полны символизма и лирического реализма, любовь всегда сравнивалась с некоторой загадкой, таинственной и манящей. Любовь обязательно должна быть страстной, мимолетной, быстротечной и всепоглощающей; она непременно обязана оставить глубочайший отпечаток в душе человека, безвозвратно изменив его. «Буря печальных и трагичных чувств» — именно так можно описать любовь в рассказах И. А. Бунина.

Главная героиня «Чистого понедельника» — неопределившаяся в своих нравственных ценностях девушка, которая хочет всем сердцем уйти в монастырь, но вовсе не хочет покидать своего любимого, который являются частью мира потех и развлечений. Главные герои — и вновь любимый прием нашего мастера слова — не наделены именами: на протяжении всего рассказа И. А. Бунин называет их «Он и она». Влюбленные встречались некоторое время, но особой близкой связи между ними не было из-за Ее молчаливости и отсутствия интереса к беседам с Ним. Она каждый раз удивлялась Его чувствам, не понимая их причины. Основная проблема главных героев заключается в непонимании мыслей и представлений друг друга и нежелании даже пытаться понять.

Она металась из стороны в стороны в своей нерешительности принять решение, но в итоге поняла, что ее вера в Бога и любовь к нему, желание служить ему и быть праведной намного сильнее, чем приземленная любовь к Нему. Именно поэтому героиня ушла в монастырь, не сказав о своем окончательном решении спутнику, дабы не видеть вживую его разбитое сердце. Он, в свою очередь, совершенно не понимает и не пытается понять ее выбор, ее желания и мечты. Ослепленный страстными чувствами, он желает лишь брака, их совместной жизни: его не интересуют ее мысли, он не в силах понять ее «перебежки» и бросания из крайности в крайность. Очень искусным способом И. А. Бунин невзначай сравнил непосредственное поведение и реальную позицию героини и героя в отношениях.

Дело в том, что молчаливым персонажем выступала Она, за счет чего у читателя больше возникало суждение о ее отстраненности в отношениях, а Егор ярые порывы быть вместе выглядели, как максимальные заинтересованность и участие. Но, как оказалось, все было совсем наоборот. наблюдателем, на самом деле, был Он, ведь его бурные чувства затмили ему глаза и мысли, из-за чего его абсолютно не интересовала настоящая сущность, нутро спутницы. Она же, наоборот, сильнее стремилась к взаимопониманию и пыталась донести суть своего выбора до Него. Буквально пожертвовав своим счастьем, Она сумела найти себя и определиться с жизненным путем. В отличие от нее Он после ее отъезда пустился по кабакам в вихре веселья и пьянства, пытаясь избавиться от чувства разбитости и отчаяния. Его гулянья заняли по времени два года. По прошествию этого времени, герои вновь встречаются по Его инициативе.

Он с трудом смог найти ее, ведь Она не называла названия монастыря, в который ушла. Но на этот раз между ними уже нет тех страстных бурных чувств, главные герои остыли и потеряли связующую их нить. Теперь-то они, наконец-то, пришли к спокойствию и взаимопониманию, которые так долго искали во время отношений. Трагичность и печаль произведения прочитывается в каждой его строчке, заставляя читателя сопереживать героям и чувствовать их страдания и проблемы. Нравственный выбор не всегда радостный для человека и не всегда означает счастливый конец. Он и Она страдают по отдельности, но их горе объединяет их.

bunin-portret-2.jpg
Портрет И. Бунина

Рассказ «Чистый понедельник» — одно из самых популярных произведений И. А. Бунина.Смотрите: Все материалы по рассказу «Чистый понедельник»

Анализ рассказа «Чистый понедельник» Бунина

По мнению литераторов, главная героиня «Чистого понедельника» — это типичный женский образ бунинских рассказов: образ мятущейся, страдающей женщины. Этот женский тип был особенно интересен Бунину и прошел по многим его произведениям. В «Чистом понедельнике» как бы завершается путь таких героинь: странные, сами себя не понимающие, они одинаково неожиданно могут совершать самые противоположные поступки — столь же неожиданно оборвать или погубить свою жизнь. Однако, по мнению Бунина, самое влекущее, неотразимое и таинственное сосредоточено именно в таком сложном, загадочном характере.Об этом странном типе женщин в рассказе «Сны Чанга» сам Бунин писал следующее:

«Есть… женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого самого никогда и никого не любят… Кто их разгадает?»

Почему рассказ называется «Чистый понедельник»?Чистый понедельник празднуется на первой неделе великого поста, с окончанием масленицы. Заглавие «Чистый понедельник» символично: этим заглавием подчеркивается резкий перелом в судьбе героини — переход от тех дней, когда они наполнялись всякого рода развлечениями, хождениями в рестораны и проч.,— к жизни, связанной с Марфо-Мариинской обителью.Традиции и модернЦерковь Марфо-Мариинской обители, где главный герой в последний раз видит свою возлюбленную, построена по проекту А. В. Щусева в 1908—1910 гг. В ней древнерусский стиль органически сочетается с модерном. Резьба по дереву, по белому камню, решетки на окнах — в стиле модерн. Традиции русского искусства и модерн — важнейшая тема рассказа «Чистый понедельник». Ее развитию служит и то, что героиня в финале рассказа изображена в обители, которая поражает своеобразием замечательной живописи и архитектуры под старину, а в то же время во многом — в новейшем стиле.Также развитию этой темы служит то, что героиня рассказа читает современных писателей-модернистов: Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского. (по материалам статьи А. Саакянц, «Собрание сочинений Бунина в 6 томах», т.5, 1988 г.)Это был анализ рассказа «Чистый понедельник» Бунина, анализ смысла названия и образа главной героини.Смотрите: Все материалы по рассказу «Чистый понедельник»

Автор: · Опубликовано 14.01.2020 · Обновлено 14.01.2020

Произведения Ивана Алексеевича Бунина объединяют темы памяти и любви, неразрывно связанные с мыслями о России – той, которая ушла в безвозвратное прошлое, но осталась главным источником вдохновения для писателя. Любовь как величайший дар и смерть как символ быстротечности земного существования – две главные линии, объединяющие рассказы сборника «Темные аллеи». Исключением не стало произведение Бунина «Чистый понедельник», о котором Многомудрый Литрекон подробнее расскажет далее, сделав анализ книги по плану.

История создания

Иван Алексеевич Бунин пребывал в эмиграции во Франции, когда написал книгу «Темные аллеи», над которой трудился с 1937 по 1945 г. Работа над книгой была для писателя в какой-то мере спасением от трагизма жизни: в то время он сильно нуждался в деньгах и был одинок. У него пропали всякие надежды на возвращение домой. Кроме того, на него оказывала свое влияние депрессивная обстановка военного времени в Европе, где вовсю свирепствовала коричневая чума фашизма. «Чистый понедельник» входит в этот цикл рассказов. Он был написан в мае 1944 г.

Автор очень любил это произведение и по праву считал его лучшей своей работой. В своих мемуарах он оставил памятную запись:

Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

Действие в рассказе «Чистый понедельник» происходит в 1913 году — во время творческого расцвета и личного счастья писателя. Интересно, что Бунин не наделил героев именами, но время указал достаточно точно. Видимо, вспоминая о том периоде, писатель испытывал ностальгию, которая помогала ему, изгнаннику, забыться от тоски по тем самым местам, куда ушла главная героиня новеллы. С рассказчиком Бунина роднит горькое ощущение утраты: он тоже потерял любовь — свою царскую Россию. Читатель видит ее во всем: описании капустников, вечеров Андрея Белого, современной литературы. С особым трепетом Бунин вспоминает прогулки на Ордынке, бой часов Спасской башни, восточный стиль древней столицы.

Жанр, направление

Жанр произведения «Чистый понедельник» – новелла. Этому жанру присущ неожиданный поворот сюжета, который заставляет переосмыслить смысл произведения. В данном рассказе – это неожиданный уход героини в монастырь.

Направление творчества Бунина тесно связано с символизмом. Несмотря на то, что «Темные аллеи» многие критики воспринимают как дань классической русской прозе, в новелле читатель увидит новые модернистские черты:

  • мотив незаконченности (оборванная на полутакте лунная соната, разлука главных героев после первой ночи);
  • необычная композиция: фабула не совпадает с сюжетом;
  • смелые религиозные отсылки: влюбленные стали близки в первый день Великого поста;
  • о символизме в тексте читателю говорят своеобразные подсказки: например, роль музыки. Неоконченная лунная соната является символом назревающих перемен в душе героини. Лунный свет, оттеняющий героиню, одетую в черное, символизирует несчастную любовь. Траурное описание женщины подготавливает читателя к мрачному финалу;
  • контрастность: любовь предстает мукой и счастьем.

Смысл названия

Чистый понедельник – это первый день Великого Поста, наступающий после языческой Масленицы и прощенного воскресения. Религиозный смысл названия сводится к тому, что после падения (близости с мужчиной) героиня искупает грех, начиная новую жизнь в стенах монастыря. Этот праздник является символом перелома и перехода: от легкомыслия к воздержанию. Иван Бунин на протяжении всей новеллы рисует нить жизни героини, начиная от разных забав и потех, заканчивая принятием религии, решением девушки служить Богу.

Автор проводит параллель с заголовком новеллы, где главной героиней является девушка, которая не может сделать выбор и не знает, что ей нужно от жизни. Она меняется к лучшему с понедельника, не просто первого дня недели, а религиозного празднества, той переломной точки, которая отмечена самой церковью, куда направляется героиня, чтобы очиститься от роскоши, праздности и суеты своей прежней обстановки.

Композиция и конфликт

Композиция рассказа «Чистый понедельник» базируется на трёх частях:

  1. Экспозиция. Первая часть знакомит читателя с главными героями, описывает их отношения.
  2. Кульминация. Вторая часть говорит о событиях Чистого понедельника. Любовное соитие героев и великий грех (ведь время совпадает с церковным праздником, означающим начало воздержания и поста) — самая высшая точка напряжения в тексте.
  3. Развязка. Уход девушки в монастырь и переживания рассказчика.

Особенность композиции рассказа «Чистый понедельник» заключается в том, что фабула не совпадает с сюжетом: о знакомстве рассказывает именно герой.

Читатель становится свидетелем противостояния в рамках одной любви: герои противопоставлены друг другу. Рассказчик — земной человек, привыкший ставить мирские удовольствия выше духовных. Его влечение к женщине находит выражение в страсти. Он не отличается силой духа и довольствуется праздной жизнью в ресторанах и театрах. Она — возвышенная духовно, устремленная к высшим сферам. Автор не раз описывает вопросительное выражение ее лица, ведь она постоянно думает и тяготится своим положением. Лишь уход в монастырь позволяет разрешить ее внутреннее противоречие.

Суть: о чем?

Героиня рассказа стоит перед выбором между любовью к Богу, чистой и непорочной, и любовью к мужчине, греховной и нечистой. В Чистый понедельник они стали близки, а утром расстались. Героиня написала письмо, в котором сказала, что собирается пойти в монастырь, и просит ее не искать. Главный герой долго не мог смириться с расставанием.

Спустя пару лет после того Чистого понедельника, он случайно заметил ее в веренице инокинь. Она тоже будто почувствовала его присутствие в темноте. Более подобно основные события рассказа изложены в кратком содержании.

Главные герои и их характеристика

Важной деталью новеллы можно отметить, что повествование ведется от первого лица, но у главных героев отсутствуют имена. Почему нет имен у героев «Чистого понедельника»? Это следствие типизации образов. Автор изобразил типичных представителей своей среды, но лишь женщины вышла из рамок, навязанных ей происхождением. Однако автор захотел выдержать тон таинственности до конца, поэтому не назвал ее.

Главная героиня противоречивая натура: ее характеризуют таинственность, стремление к уединению, вопросительный взгляд. Девушка ходит на курсы, но не понимает, зачем ей учеба. Героиня образованная, утонченная и умная, но отстранённая от всего, что окружает ее. При этом, стоить отметить, что она умеет получать удовольствие от жизни: читает книги, любит красивые вещи, вкусную еду. Её влечет роскошная и веселая жизнь, но она чувствует свое призвание в чем-то другом и не может найти себя. В первый день Великого поста, герою открывается другая жизнь девушки. Оказывается, она посещает церкви, соборы, разбирается в религиозных обрядах, может процитировать житийную литературу. Только в единении с Богом она почувствовала себя цельной натурой, только в монастыре она смогла найти ответы на серьезные нравственные вопросы.
Главный герой Говоря о главное герое, стоит отметить, что он красивый, молодой и богатый дворянин, который искренне влюблен в девушку, всячески пытается ей угодить: выполняет просьбы, капризы, дарит цветы, конфеты, книги. С одной стороны, она отвечает ему взаимностью, но с другой, не соглашается вступить в брак и не заводит разговоров о дальнейшей жизни и совместном будущем. Герой страдает от такой неопределенности, пытается понять ее, отношения становятся смыслом его жизни. После расставания с любимой он мучается и страдает, не может найти покоя, много пьет, посещает кабаки. Однажды он встречает её среди монахинь и уходит, так и не заговорив.

Образы героев в рассказе «Чистый понедельник» противопоставлены друг другу, несмотря на внешнее сходство. Этот контраст говорит о непостижимости природы любви, которая соединяет двух совершенно разным существ. Им не суждено понять друг друга.

Темы

Тематика рассказа «Чистый понедельник» может быть описана более подробно, если читатель напишет в комментариях, чего не хватило в статье Многомудрого Литрекона.

  1. Основной темой рассказа служит любовь. Именно она дарит человеку смысл жизни. Героиня нашла свою любовь в служении Богу. А вот главный герой потерял свой земной идеал и сбился с пути. Этим автор хотел подчеркнуть хрупкость и бренность мирской страсти, которой не сравниться с духовным началом.
  2. Тема предназначения в жизни. Героиня рассказа находится в поисках себя, не знает, чего хочет на самом деле. Но она чувствует свое призвание в служении Богу и идет до конца, чтобы воплотить свой потенциал.
  3. Тема нравственного выбора. Любой человек имеет право выбора, и каждый решает, как ему поступить в той или иной ситуации. Главная героиня рассказа сделала свой шаг – уход в монастырь, но главный герой никак не может смириться с расставанием и обрести гармонию внутри себя. В нем нет силы и целенаправленности, которые есть в его избраннице.
  4. Вера и религия. Сомневающийся и вопрошающий человек может найти себя в стенах монастыря и молитве. В атмосфере пошлости и декаданса, окружающих героев на закате России, Он потерялся, а Она нашла спасение в служении чему-то вечному и истинному.
  5. Цвета и звуки. В произведении заметен переход от избытка темных цветов к светлым. Это означает, что героиня нашла выход из тьмы сомнений.
  6. Счастье. Автор традиционно указывает на то, что в страсти нет счастья. Любовь — удар, который оставляет незаживающие рубцы, но не длится долго. Скорее, притяжение сердец делает людей несчастными, а не радостными. Любовью невозможно насытиться, она всегда оставляет голод.

Проблемы

Проблематика рассказа «Чистый понедельник» тоже будет дополнена, если Многомудрый Литрекон получит весточку от читателя.

  1. Неразделенная любовь — основная проблема книги. Герой страдает от того, что лишился избранницы, а она разрывается между страстью и духовными потребностями своей души. Неслучайно читателя поражает контраст ее внешности с внутренними чертами характера: дьявольская темная красота (черные волосы, угольные глаза, смуглая кожа) и светлые порывы к Богу.
  2. Проблема взаимопонимания между главными героями. Девушка не видит счастья в семье, она нашла себя в службе и духовном призвании. Герой же не понимает ее и пытается навязать свое видение их будущего – брак и семья. Любовь не делает людей близкими, она лишь обнажает взаимные противоречия.
  3. Проблема счастья. У героев разные понятия счастья. Если для него – это брак и семья, то для девушки счастье – это служение Богу. Он стремится к земным наслаждениям и радостям, ее же не удовлетворяет роскошь праздной жизни. «Счастье наше, дружок,- приводит героиня слова Платона Каратаева, — как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету». Герои богаты, молоды, красивы, но несчастны, значит, великая радость заключается не в этих ценностях.
  4. Отчаяние — тоже проблема, затронутая Буниным. Слабый герой сломался и стал топить свое горе в вине. Он слился с мрачной обстановкой, где узкие улочки усеяны кабаками и падшими женщинами.

Основная идея

На протяжении книги автор с помощью описания цвета изобразил путь души от темного начала к светлому. Главная мысль рассказа «Чистый понедельник» созвучна названию — это очищение души от скверны и пошлости праздного прозябания. Герои молоды, богаты, красивы, но все это не дает им призвания, смысла, света. Поэтому женщина стала искать его в аскезе и нашла. Ее духовные запросы обрели ответ в вере. Если сначала Бунин описывает пурпурные, черные и золотые оттенки в описании героев (цвета греха, крови и смерти) и их обстановки, то в последних строках мы все чаще встречаем белый цвет — символ непорочности и очищения души, которая избрала свой путь.

Смысл новеллы «Чистый понедельник» заключается в том, героиня ушла не из дома, не от любви, а в свой дом и к своей мечте. «Нет, в жёны я не гожусь» — решила она для себя и была права. Каждый из нас должен иметь смелость, чтобы пойти своим путем, даже если это заденет чьи-то чувства. Главный герой все равно испытал великое счастье любви, которое, как любая вспышка, не могло длиться долго, но оставило в его душе яркий свет.

Чему учит?

Мораль, которую автор заложил в новеллу «Чистый понедельник», – это призыв к тому, чтобы каждый стремился к самоопределению. Не нужно бояться осуждения с чьей-либо стороны. Если ты уверен в своем решении, то это твое призвание. Если бы героиня уступила и сыграла не свою роль, то едва ли оба персонажа смогли быть счастливы в театральной позе несвойственных им ролей. Не зря автор постоянно подчеркивает бутафорию их образа жизни:

«Она прямо и несколько театрально стояла возле пианино в черном бархатном платье, делавшем ее тоньше, блистая его нарядностью…» .

Нравственные уроки «Чистого понедельника» склоняют читателя к размышлению о своем пути и месте в жизни.

Критика

Как говорил Максим Горький:

«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души».

Действительно, художественные особенности «Чистого понедельника» позволяют причислить его к золотому фонду русской литературы.

Читателя наверняка волнует вопрос, почему героиня ушла в монастырь. О об этом рассуждали многие критики, например, М.В. Михайлова:

Причина этой «странности» — в противоречиях русского национального характера, которые сами являются следствием нахождения Руси на перекрестке Востока и Запада. Вот откуда в рассказе постоянно акцентируемое столкновение восточных и западных начал. Не менее важна и внутренняя противоречивость героини, которая изображена писателем на духовном распутье. Нередко говорит она одно, а делает другое: удивляется гурманству других людей, но сама с отличным аппетитом обедает и ужинает, то посещает все новомодные собрания, то вообще не выходит из дома, раздражается окружающей пошлостью, но идет танцевать полечку Транблан, вызывая всеобщее восхищение и рукоплескания, оттягивает минуты близости с любимым, а потом внезапно соглашается на нее…

Автор: Марина Ильина

Бунинский рассказ «Чистый понедельник» имеет символичное название. Название не только говорит о моменте кульминационного события (главная героиня отправляется на послушание в монастырь в чистый понедельник), но и подчеркивает определенный смысл, связанный с религиозным праздником и с началом новой жизни. Чистым понедельником называют религиозный праздник, открывающий семинедельный Великий Пост, предполагающий воздержание от праздной жизни. До чистого понедельника Она – все еще представительница светского общества. В прощенное воскресенье она позволяет себе согрешить: посещает капустник, где танцует, курит и пьет. Ночью же она отдается герою, который ее бесконечно любит. Героиня будто прощается со своей прежней жизнью, уверенная в том, что далее все будет по-другому. И только следующий день, коим был чистый понедельник, оказывается началом ее новой жизни. Главная героиня, являющаяся представительницей аристократического общества, ведущего разгульный и праздный образ жизни, решается уйти в монастырь на послушание, а затем на постриг. И происходит это именно в чистый понедельник. На одну очистившуюся в религиозном смысле слова женщину становится больше.

Понравилось сочинение? А вот еще:

Проблематика рассказа Бунина «Чистый понедельник»</li>Почему герои рассказа Бунина «Чистый понедельник» не имеют имен?</li>В чем противоречивость образа главной героини рассказа Бунина «Чистый понедельник»?</li>Новая Россия в рассказе Бунина «Чистый понедельник»</li>

Рассказ великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина «Чистый понедельник» входит в его выдающуюся книгу любовных новелл «Темные аллеи». Как и все произведения этого сборника, это рассказ о любви, несчастной и трагичной. Предлагаем литературоведческий анализ произведения Бунина. Материал может быть использован для подготовки к ЕГЭ по литературе в 11 классе.

analiz-chistyy-ponedelnik-bunin-49377.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Чистый понедельник.

Год написания – 1944 г.

История создания – Исследователи творчества Бунина считают, что поводом для написания «Чистого понедельника», для автора стала его первая любовь.

Тема – В «Чистом понедельнике» ясно прослеживается основная мысль рассказа – это тема отсутствия смысла жизни, одиночество в обществе.

Композиция – Композиция делится на три части, в первой из них происходит знакомство с героями, вторая часть посвящена событиям православных праздников, и самая короткая третья – развязка сюжета.

Жанр – «Чистый понедельник» относится к жанру «новелла».

Направление – Неореализм.

История создания

Писатель эмигрировал во Францию, это отвлекло его от неприятных моментов в жизни, и он плодотворно работает над своим сборником «Темные аллеи». По мнению исследователей, в рассказе Бунин описывает свою первую любовь, где прототипом главного героя является сам автор, а прототипом героини – В. Пащенко.

Сам Иван Алексеевич считал рассказ «Чистый понедельник» одним из лучших своих творений, и своем дневнике вознес хвалу Богу, за то, что он помог ему создать это великолепное произведение.

Такова краткая история создания рассказа, год написания – 1944, первая публикация новеллы была в «Новом журнале» в городе Нью – Йорке.

Тема

В рассказе «Чистый понедельник» анализ произведения выявляет большую проблематику любовной темы и идеи новеллы. Произведение посвящено теме подлинной любви, настоящей и всепоглощающей, но в которой присутствует проблема непонимания героями друг друга.

Двое молодых людей полюбили друг друга: это прекрасно, так как любовь толкает человека на благородные поступки, благодаря этому чувству, человек находит смысл жизни. В новелле Бунина любовь трагична, главные герои не понимают друг друга, и в этом их драма. Героиня нашла для себя божественное откровение, она очистилась духовно, найдя свое призвание в служении Богу, и ушла в монастырь. В ее понимании любовь к божественному оказалась сильнее физиологической любви к своему избраннику. Она вовремя поняла, что, соединив свою жизнь брачными узами с героем, она не получит полного счастья. Ее духовное развитие стоит гораздо выше, чем физиологические потребности, у героини более высокие нравственные цели. Сделав свой выбор, она ушла от мирской суеты, отдавшись служению Богу.

Герой любит свою избранницу, любит искренне, но он не в силах понять метаний ее души. Он не может найти объяснения ее безрассудным и взбалмошным поступкам. В рассказе Бунина, героиня выглядит более живым человеком, она хоть как – то, методом проб и ошибок, ищет свой смысл жизни. Она мечется, кидается из крайности в крайность, но, в конце концов, находит свой путь.

Главный герой же, на протяжении всех этих отношений, просто остается сторонним наблюдателем. У него, фактически, нет никаких стремлений, ему удобно и комфортно все, когда героиня рядом. Он не может понять ее мыслей, скорее всего, он и не делает попыток, чтобы понять. Он просто принимает все то, что делает его избранница, и ему этого достаточно. Отсюда следует вывод, что каждый человек имеет право выбора, какой бы он ни был. Главное для человека – определиться, что ты, кто, и к чему идешь, и не стоит оглядываться по сторонам, боясь, что кто – то осудит твое решение. Уверенность в себе, и в своих собственных силах, помогут найти верное решение, и сделать правильный выбор.

Композиция

Творчество Ивана Алексеевича Бунина включает в себя не только прозу, но и стихи. Сам Бунин считал себя поэтом, что особенно чувствуется в его прозаическом рассказе «Чистый понедельник». Его выразительные художественные средства, необычные эпитеты и сравнения, разнообразные метафоры, его особый поэтический стиль повествования, придают этому произведению легкость и чувственность.

Большой смысл произведению придает само название рассказа. Понятие «чистый», говорит об очищении души, а понедельник – это начало нового. Символично то, что кульминация событий происходит в этот день.

Композиционная структура рассказа состоит из трех частей. В первой части представляются герои, их взаимоотношения. Мастерское использование выразительных средств придает глубокую эмоциональную окраску образу героев, их времяпровождению.

Вторая часть композиции больше построена на диалогах. В этой части рассказа, автор подводит читателя к самой идее рассказа. Писатель говорит здесь о выборе героини, об ее мечтах о божественном. Героиня высказывает свое потаенное желание оставить роскошную светскую жизнь, и удалиться в сень монастырских стен.

Кульминационным моментом является ночь после чистого понедельника, когда героиня решительно настроена стать послушницей, и происходит неизбежная разлука героев.

Третья часть приходит к развязке сюжета. Героиня нашла свою цель жизни, она служит в монастыре. Герой, после разлуки с любимой, два года вел беспутную жизнь, погрязая в пьянстве и разгуле. Со временем он приходит в себя, и ведет тихую, спокойную жизнь, в полном равнодушии и безразличие ко всему. Однажды судьба дает ему шанс, он видит свою возлюбленную среди послушниц божьего храма. Встретившись с ней взглядом, он разворачивается и уходит. Кто знает, может, он понял всю бессмысленность своего существования, и отправился к новой жизни.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Чистого понедельника».

Жанр

Произведение Бунина написано в новеллистическом жанре, которому присущ крутой поворот событий. В данном рассказе так и происходит: главная героиня меняет свое мировоззрение, и резко порывает со своей прошлой жизнью, меняя ее самым коренным образом.

Новелла написана в направлении реализма, но написать о любви такими словами, мог только великий русский поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 12

    В каком году был написан рассказ Бунина «Чистый понедельник»?</h3>

    • <label>1940;</label>
    • <label>1942;</label>
    • <label>1944;</label>
    • <label>1946.</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-proizvedeniya-chistyj-ponedelnik/
  • https://www.literaturus.ru/2016/07/analiz-smysl-nazvanija-chistyj-ponedelnik-bunin.html
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/chistyj-ponedelnik-bunin/
  • https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/smysl-nazvaniya-rasskaza-bunina-chistiy-ponedelnik.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/chistyy-ponedelnik/analiz-proizvedeniya-bunina.html

Подготовка к восприятию нового материала

Какое произведение вы читали на сегодня?

Мы с вами продолжаем знакомство с
творчеством И.А. Бунина.

Вспомните,
с какими произведениями И.А.Бунина мы уже познакомились и какая тема их
объединяет?

Молодцы,
ребята. Вы правы.

С
биографией автора мы знакомились очень подробно ранее.

Сейчас
для того, чтобы «освежить» память, Вася Сидоров скажет нам пару слов об
И.А.Бунине. Вася, тебе слово.

Теперь
вернемся к самому произведению. Маше Петровой на сегодня необходимо было
подготовить историю создания «Чистого понедельника».

Спасибо,
Маша. Да, действительно, И.А.Бунин считал рассказ «Чистый понедельник» лучшим
из всего, что он мог сотворить.

И.А.Бунин «Чистый понедельник»

«Антоновские
яблоки».

«Господин
из Сан-Франциско».

 Тема
прошлого и настоящего, тема уходящей дворянской России и наступление нового
капиталистического мира

Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) –
знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по
литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет
жизни в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья.

И. А. Бунин написал свой рассказ «Чистый
понедельник», пребывая во французской иммиграции. Работу над рассказом он
начал в 1937-м году. Напечатан «Чистый понедельник» был в 1945 году в «Новом
журнале» в Нью-Йорке. В 1944-м году во время работы над рассказом Буниным
была сделана следующая запись:

«Час ночи. Встал из-за стола – осталось
дописать несколько страниц «Чистого понедельника». Погасил свет, открыл окно
проветрить комнату – ни малейшего движения воздуха; полнолуние, вся долина в
тончайшем тумане. Далеко на горизонте нежный розовый блеск моря, тишина,
мягкая свежесть молодой древесной зелени, кое-где щелканье первых
соловьев…Господи, продли мои силы для моей одинокой, бедной жизни в этой
красоте и работе!»

В
письме П. Л. Вячеславову жена Бунина В. Н. Муромцева-Бунина говорила, что
Иван Алексеевич считает «Чистый понедельник» лучшим из всего, что он когда-то
написал. Не скрывал данного факта и сам писатель.

Личностные: выработка нравственно-эстетической
оценки

Регулятивные: организация деятельности,
самоконтроля

Познавательные: поиск информации, умение
строить высказывание, свободное восприятие любых текстов, работа с научными
понятиями

Коммуникативные: умение слушать и вступать в
диалог, участие в коллективном обсуждении, умение полно выражать свои мысли.

Восприятие нового материала

Анализ

 Ребята, при
работе с данным произведением нам нужно будет вспомнить , что же такое
рассказ?

Paccкaз – этo нeбoльшoe пpoзaичecкoe
пpoизвeдeниe в ocнoвнoм пoвecтвoвaтeльнoгo xapaктepa, кoмпoзициoннo
cгpyппиpoвaннoe вoкpyг oтдeльнoгo эпизoдa, xapaктepa.

Теперь давайте поработаем с содержанием
произведения.

О чем этот рассказ?

Ребята, только ли о любви здесь идет речь?

И.А.Бунин затрагивает здесь еще и судьбу
самой России.

Что же мы знаем о главных героях? Как их
зовут?

Да,
«Он» и «Она», двое молодых людей, влюбленных друг в друга. Нет имен: не это
важно для автора, а что-то другое; прием типизации – их образ жизни типичен
для того времени, поэтому автору не нужны имена собственные, чтобы отразить
трагедию времени.

Сейчас
нам с вами предстоит заполнить таблицу, характеризующую всю противоречивость
двух героев.

Дается
шапка таблицы, основные критерии, вместе с учителем дети заполняют столбцы,
опираясь на текст.

(Поясняется,
зачем автором используется такое обилие литераторов и музыкантов: 
Для создания характеров героев автор не использует
внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы
показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные
имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит
возлюбленной модные сочинения европейского декаданса (см. выше),
«высокопарный» роман В. Брюсова, не интересные ей. У неё же в номере
гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а  как-то она ни с
того ни с сего вспоминает Платона Каратаева… В  аристократически
утончённой и загадочной, неожиданно проступают  черты Катюши Масловой,
жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным)
романа Л.Н. Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний
мир настолько же отличен от  внутреннего мира рассказчика, насколько
внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в
меру разудалого» Шаляпина. Настолько же  отличен Чистый понедельник от
Масленицы.

+
Желтова Русь:

В уста главной героини
Бунин вкладывает свое понимание России: не как эдакой наигранной «русскости»
но как неподдельной древности ее, православности, суровости («только в
каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь»)).

Ребята, 
мы с вами молодцы. Проделали огромную работу. Теперь обратим внимание на то,
как при помощи художественных средств автор характеризует героев.

Что же такое оксюморон?

Молодцы

Что такое эпитет?

Что такое сравнение?

Молодцы, действительно, данные
художественные средства помогают полноценно раскрыть содержание произведения.

Свет озаряет любовь. И
напротив, любовь – это вспышка света. Так и в этом рассказе. Как Масленицу
сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную
близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.

Таким образом, любовь в
понимании Бунина:

«Некий высший
напряженный момент бытия, который озаряет всю жизнь человека»

Ребятами даются разные определения.

«Рассказ
о двух людях, которые не могли быть вместе», «Рассказ о любви», «Рассказ о
несостоявшейся любви», «Рассказ о молодых, красивых людях, но с разными
ценностями», «Рассказ о любви и духовном преображении» и т.д. Таким образом,
респонденты определили тему рассказа – любовь.

Затрудняются в ответах.

У главных героев нет имен.

Критерий сопоставления

Героиня

Герой

Портрет

А у нее красота была
какая-то индийская, персидская:
смугло-янтарное лицо, великолепные и

несколько
зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как

черный
соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный

бархатисто-пунцовыми
губами рот 

Я … был в ту пору красив почему-то южной,
горячей красотой
,
был
даже «неприлично красив», как сказал мне однажды один знаменитый
актер…»Черт вас знает, кто вы, 
сицилианец какой-то«… и характер был у меня южный,
живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке.

«Корни»

Она из Твери, а её бабушка из Астрахани

Я… родом из
Пензенской губернии

Литературные имена

… на диване, над
которым

зачем-то висел портрет босого

Толстого

—  Досмотрела.
До того высокопарно, что совестно читать.

Она любит цитировать
русские летописные сказания, особенно ее восхищает древнерусская Повесть о
верных супругах Петре и Февронии Муромских.  

Где-то на Ордынке
есть дом, где жил Грибоедов. Поедем его искать…

Она задержалась у
могил Чехова и Эртеля

Я привозил ей коробки
шоколаду,

новые книги –

Гофмансталя,

Шницлера,

Тетмайера,

Пшибышевского

— Вы дочитали

«Огненного
ангела»?

(роман В. Брюсова)

И мы зачем-то поехали на Ордынку… но кто ж нам
мог показать, где жил Грибоедов? Кому это нужно?

Л. Андреев, А. Белый

Музыкальные увлечения, предпочтения

 Не в меру разудал был. И
потом 
желтоволосую
Русь 
я вообще не
люблю.

Она все разучивала
медленное, сомнамбулически прекрасное начало 
«Лунной сонаты», —
только одно начало

Она может заслушаться
церковными песнопениями. Не оставит ее равнодушной сама огласовка слов
древнерусского языка, и она как завороженная будет повторять их

А отчего вы вчера
вдруг ушли с концерта 
Шаляпина?

Он не чувствует
окружающей пошлости, которая замечательно запечатлена Буниным и в
исполнении «полечки Транблан», когда партнер  выкрикивает «козлом»
бессмысленный набор фраз, и в развязном исполнении цыганских песен старым
цыганом «с сизой мордой утопленника» и цыганкой «с низким
лбом под дегтярной челкой». 

Оксюморон:

Неприлично
красив, красота и ужас на кладбище – с помощью этого приема автор показывает
противоречивость героев.

Oкcюмopoн, или oкcимopoн – этo фигypa,
ocнoвaннaя нa coчeтaнии пpoтивoпoлoжныx пo знaчeнию cлoв c цeлью нeoбычнoгo,
впeчaтляющeгo выpaжeния кaкoгo-либo нoвoгo пoнятия, пpeдcтaвлeния.

Эпитеты:

Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица — характеризуют «тайну
красоты» героини. 

Эпитeт – этo xyдoжecтвeннo-oбpaзнoe
oпpeдeлeниe, пoдчepкивaющee нaибoлee cyщecтвeнный в дaннoм кoнтeкcтe пpизнaк
пpeдмeтa или явлeния.

Сравнение:

Запах
комнаты соединяется с запахом цветов. Свет. В начале рассказа – полутьма и
поцелуи. Сначала – свет, в финале – рядом окажется три раза повторенное слово
«темный»-
показан
контраст.

Cpaвнeниe – этo изoбpaзитeльный пpиeм,
ocнoвaнный нa coпocтaвлeнии явлeния или пoнятия (oбъeкт cpaвнeния) c дpyгим
явлeниeм или пoнятиeм (cpeдcтвo cpaвнeния) я цeлью выдeлить кaкoй-либo ocoбo
вaжный в xyдoжecтвeннoм oтнoшeнии пpизнaк oбъeктa cpaвнeния.

Личностные результаты: совершенствование
качеств личности.

Метапредметные результаты: умение
самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Предметные результаты: умение анализировать
литературное произведение, понимание авторской позиции и свое отношение к
ней, умение отвечать на вопросы и по литературному произведению.

Личностные: личностное, жизненное
самоопределение, нравственно-эстетическая оценка.

Регулятивные: умение организовывать работу,
целеполагание, планирование, самоконтроль.

Познавательные: формирование элементов
комбинаторного мышления, адекватная передача текста, умение строить
высказывание, умение структурировать материал.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в
диалог, умение строить высказывание, отвечать и задавать вопросы, владение
монологической и диалогической формами речи

Синтез

«Чистый понедельник» —
это рассказ о любви, понимаемой как «некий высший напряженный момент бытия»,
который озаряет всю человеческую жизнь.

В рассказе «Чистый
понедельник» показана любимая Буниным тема мучительно-счастливого мига любви,
краткого и одновременно вечного, незабвенного:

Зачем же воскрешаешь Ты
во сне,

Несрочной радостью
сияя,

И дивно повторяется
восторг,

Та встреча краткая
земная,

Что Бог нам дал и
тотчас вновь расторг.

«Чистый понедельник» —
это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к России.

«Чистый понедельник» —
это еще одно свидетельство непревзойденного мастерства писателя – «лучшего
стилиста современности» (М. Горький).

— Ученик (подготовленный)
читает наизусть стихотворение:

У птицы есть гнездо, у
зверя есть нора,

Как горько было сердцу
молодому,

Когда я уходил с
отцовского двора,

Сказать прости родному
дому!

У зверя есть нора, у
птицы есть гнездо,

Как бьется сердце,
горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь,
в чужой, наемный дом

С своей уж ветхою
котомкой!

(1922 г.)

— Ученица
(подготовленная) читает стихотворение Бунина «Слово».

Молчат гробницы, мумии
и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на
мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни
злобы и страданья,

Наш дар бессмертный —
речь.

Личностные: нравственно-эстетическая оценка
происходящего, выделение нравственного аспекта поведения

Регулятивные: контроль, коррекция,
организация деятельности.

Познавательные: переработка и
структурирование информации,

 извлечение необходимой информации

Коммуникативные: умение полно выражать свои
мысли, участие в коллективном обсуждении.

Рефлексия

Домашнее задание

А как вы думаете, актуально ли это
произведение в наше время?

Почему же И.А.Бунин считал это произведение
своим лучшим творением?

В «Чистом понедельнике»  удивительным
образов слилась лирика, народные традиции, божественное и мирское. Автор
разворачивает перед нами повествование не только о любви, но и о тайнах
человеческой души, о понимании счастья, о сложном и противоречивом
национальном характере, о духе эпохи, о вере.

Рассказ имеет ретроспективную структуру:
герой вспоминает о своей страстной любви к таинственной красавице. Это дает
возможность представить события как бы  в двойном освещении: то, что герой не
заметил «тогда», он осмысляет уже по памяти, будто подводя итоги.

Домашнее задание:

Мини-сочинение:  сопоставить финалы
произведений: И.А.Бунин «Чистый понедельник» и И.С.Тургенев «Дворянское
гнездо».

Прочитать А.И. Куприна «Олеся»

Да, наверно, это произведение будет
актуальным во все времена.

(Даются разные ответы)

Личностные: выработка смыслообразования,
соотношение поступков и событий с этическими принципами

Регулятивные: целеполагание,
прогнозирование, контроль

Познавательные: поиск информации, синтез как
составление целого

Коммуникативные: постановка вопросов

  • Сочинение по произведению шинель гоголя
  • Сочинение по произведению тургенева отцы и дети 10 класс
  • Сочинение по произведению чернышевского что делать
  • Сочинение по произведению хвостик астафьев
  • Сочинение по произведению черная курица 5 класс