Сочинение по произведению бесприданница островский

Одним из интереснейших произведений александра николаевича островского является пьеса бесприданница, созданная в 1878 году. известно, что в основе книги лежат

Одним из интереснейших произведений Александра Николаевича Островского является пьеса «Бесприданница», созданная в 1878 году. Известно, что в основе книги лежат реальные события — история смерти одной молодой женщины, которая погибла от рук своего мужа. Автор работал над произведением на протяжении четырёх лет. «Бесприданница» не приобрела большого признания, однако постепенно стала одной из самых узнаваемых пьес автор. Писатель продемонстрировал, как обесценивается душа человека в алчном и жестоком мире. В произведении представлено множество ярких персонажей. Главной героиней драмы стала Лариса Огудалова. На долю этой бедной девушки выпала очень непростая судьба. Она так и не смогла познать истинного счастья в жизни. Одним из ярких второстепенных героев в произведении является Василий Денисович Вожеватов. Чтобы лучше понять замысел произведения, рассмотрим поподробнее характеристику этого персонажа. 

В образе Василия Вожеватова Островский воплотил молодого состоятельного купца. Он занимает должность представителя богатой торговой компании. Перед читателем предстаёт харизматичный мужчина, обладающий симпатичной внешностью. Персонажу присущи аристократические манеры, он старается модно одеваться на европейский лад. 

В девятнадцатом столетии слово «вожеватый» все понимали одинаково. Человек, который обладал данной фамилией, безусловно, должен был быть воспитанным, приветливым и вежливым. Однако таковым Василий Вожеватов не был. Ему были присущи внутренняя черствость и безнравственность. Герой также отличался чрезмерной амбициозностью, расчетливостью и меркантильностью. Василий Вожеватов проявлял уважение лишь к тем людям, которые занимали высокое финансовое положение. При этом он хамил тем, кто занимал низкие ступени социальной лестницы. По мнению Василия Вожеватова, смысл жизни заключается в большом денежном состоянии. 

Несмотря на то, что Вожеватов ещё молод, он умело ведёт торговые операции, которые требуют изворотливости и практического ума. Главной ценностью для персонажа являются деньги, и это вполне естественно: Василий произошел из небогатой семьи, он пережил немало испытаний и унижений от богачей. Теперь он отыгрывался на мире, который не дал ему знатности Паратова и наследного капитала. Василий искренне гордится, что он стал успешным и богатым. 

Каждое утро Василий Вожеватов предпочитает пить шампанское и наслаждаться им. Также в ближайшем будущем персонаж планирует отправиться в Париж. Читатель удивляется размахом коммерческой деятельности Вожеватова, ведь он собирается купить пароход «Ласточка» у Сергея Паратова. 

Однажды во время разговора с Кнуровым персонаж заявляет, что ему чуждо такое великое чувство, как любовь. В ответ купец заявляет, что его радует это отрицание нежных чувств. По мнению Кнурова, они мешают вести купеческие дела. 

Василий Вожеватов и Лариса Огудалова знакомы с детских лет. Они являются ровесниками. Вожеватов очень любит приходить в дом Огудаловых. Герой любуется Ларисой, ведь её считают первой красавицей города. Василию очень нравится слушать прекрасную игру Ларисы на музыкальных инструментах, а также слушать её чудесное пение. Но Вожеватов не способен проявлять даже дружеские чувства, не то что любовные. Причиной этому служит навязчивое желание материального обогащения. 

Однажды, переживая трудную минуту своей жизни, главная героиня обращается за помощью к Василию, однако тот отказывается ей помочь. Вожеватов говорит, что не может ничего сделать. Читатель замечает, что персонаж проявляет глубокое равнодушие к страданиям и переживаниям людей. Более того, Вожеватов высмеивает чувства Ларисы Огудаловой, когда девушка бросилась вдогонку за Паратовым. 

Таким образом, Александр Островский в своем произведении подчеркнул безнравственность своего персонажа, одержимого жаждой наживы. При этом моральный облик Василия Вожеватова в полной мере отображает сцена, когда он предлагает разыграть судьбу Ларисы при помощи орлянки. По мнению Василия, абсолютно все можно приобрести за материальные блага, в том числе и людей. 

Черты характера Вожеватова Цитаты
Хвастовство и тщеславие «По пятнадцати рублей за порцию чаю бросают!» 

«Нет, уж эти фаты одолели меня своим фанфаронством»

Глупость «Что за короткость с пустым, глупым мальчиком.» 
Неумение любить «Вожеватов. Нет, как‑то я, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю. Кнуров. Чего?  Вожеватов. А вот что любовью‑то называют»
Практичность и серьезность Хорошей ты школы, Вася, хорошей; серьезный из тебя негоциант выйдет. 
Чувство юмора Да ведь шут он, у него не разберешь, нарочно он или вправду.» 
Равнодушие к близким людям и друзьям Да мне что! Я ведь насильно не навязываю… Что ж мне об ее нравственности заботиться! Я ей – не опекун.
Подлость и цинизм Да вот, лучше всего. (Вынимает из кармана монету и кладет под руку.) Орел или решетка?» 
Алчность и жадность Значит, мне одному в Париж ехать. Я не в убытке; расходов меньше.»
Потребительское отношение к жизни Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, – человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь.

Автор: Виктория Комарова

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

А.Н.Островский. Драма «Гроза», слайд 1

А.Н.Островский. Драма «Гроза».

Подготовка к сочинению

Слайд 2

А.Н.Островский. Драма «Гроза», слайд 2

Темы сочинений

1.Нравы и быт русского купечества в драме “Гроза”.
2.Изображение купеческой семьи в драме “Гроза”.
3.Город Калинов и его обитатели в драме “Гроза”.
4.Нравственные проблемы в драме “Гроза”.
5.Сила и слабость Катерины Кабановой.
6.Катерина и Варвара в драме “Гроза”.

Слайд 3

А.Н.Островский. Драма «Гроза», слайд 3

Город Калинов и его обитатели в драме А.Н.Островсеого “Гроза”

I.Вступление. “Гроза ” – произведение предреформенной эпохи. Конец 1850-х – начало 1860 –х годов – грань разных исторических эпох. “Предгрозовое” состояние общества отражено в судьбах обитателей Калинова — типичного русского патриархального провинциального города.
II.Главная часть. Жители Калинова.
1.Хозяева города, представители “темного царства”, самодуры (Дикой, Кабаниха, другие обитатели).
2. Герои, готовые приспособиться к жизни города: Варвара, Кудряш.
3. Слабые и безвольные герои: Тихон, Борис.
4. Герои, стремящиеся что-либо изменить в жизни города. Кулигин.
5. Катерина как отражение разрушения старых нравственных устоев города.
III.Заключение. Калинов – типичный российский город с его «жестокими нравами»…

Слайд 4

А.Н.Островский. Драма «Гроза», слайд 4

Город Калинов и его обитатели в драме А.Н.Островсеого “Гроза”

I.Вступление. “Гроза ” –…
II.Главная часть. Жителей Калинова можно разделить на несколько групп: хозяева; герои, готовые приспособиться к жизни города; слабые и безвольные; персонажи, стремящиеся что-либо изменить, а также Катерина.
К хозяевам относятся М.И.К. и С.П.Д., живущие по домостроевским законам, требующие от окружающих беспрекословного подчинения, невежественные, грубые. Например, Дикого называют «пронзительным мужиком», первым ругателем в городе, утверждая, что никто ему угодить не может, а Кудряш дополняет: «Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве?». О Кабанихе ещё до её появления на сцене узнаём от Кулигина, который говорит о ней так: «Ханжа..Нищих оделяет, а домашних заела совсем…». И действительно, купчиха ест поедом близких, точит как ржа железо. Тихона упрекает в нелюбви к себе и требует: «Должен исполнять, что мать говорит…». А Катерине приказывает в ноги кланяться мужу при прощании, упрекает просто так, ни за что. Именно поэтому и близкие в семьях самодуров приспособились к жизни и терпят или лгут.
Варвара время разговора с Катериной говорит: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало» и советует: «… делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Тихон же в отличие от сестры — маменькин сынок — на упрёки матери смиренно произносит: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!…Да когда же я, маменька, не переносил от вас?..»

Слайд 5

А.Н.Островский. Драма «Гроза», слайд 5

Оформление цитат

1. Прямая речь:
А)[А: «П.»]. Базаров заявляет: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.»
Б) [«П, …!?»-а]. «Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры», — возразил П.П.Кирсанов на слова молодого нигилиста о народе.

Слайд 6

А.Н.Островский. Драма «Гроза», слайд 6

Оформление цитат

2.Цитата, прерываемая словами автора или вводными:
А) [«П,-а,-п.»] «Я живу в деревне, в глуши, — гордо произнёс П.П., — но я не роняю себя, я уважаю в себе человека»
Б) [«П, вводное, п»]. «Всякий человек, по мнению Е.Базарова, сам себя воспитать должен».
В) «Мой дед, — не без гордости заявлял Базаров, — землю пахал.»

Слайд 7

А.Н.Островский. Драма «Гроза», слайд 7

Оформление цитат

3.Замена прямой речи косвенной:
А) Базаров, отрицая искусство, утверждал, что «Рафаэль гроша медного не стоит…».
Б)Аркадий говорит, что «сын отцу не судья…и в особенности такому отцу…».

Слайд 8

А.Н.Островский. Драма «Гроза», слайд 8

Стихотворные цитаты

1. Ф.И.Тютчев писал:
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…

2. . Ф.И.Тютчев писал: «Не то, что мните вы, природа:// Не слепок, не бездушный лик —// В ней есть душа, в ней есть свобода,// В ней есть любовь, в ней есть язык…»
3. Ф.И.Тютчев писал о ночи: «…И нет преград меж ей и нами —//Вот отчего нам ночь страшна!»

Слайд 9

А.Н.Островский. Драма «Гроза», слайд 9

Н.А.Добролюбов. «Луч света в тёмном царстве»

1.Чем менее чувствуют они действительной силы, чем сильнее поражает их влияние свободного, здравого смысла, доказывающее им, что они лишены всякой разумной опоры, тем наглее и безумнее отрицают они всякие требования разума… 
2….Положение Диких, Кабановых и всех под обных им самодуров далеко уже не так спокойно и твердо, как было некогда, в блаженные времена патриархальных нравов.
3.Все мрачно, страшно вокруг …все веет холодом и какой-то неотразимой угрозой…

Слайд 10

А.Н.Островский. Драма «Гроза», слайд 10

Проблематика драмы «Гроза»

1. Проблема отцов и детей.
2. Проблема самореализации.
3. Проблема власти.
4. Проблема любви.
5. Конфликт старого и нового.

Слайд 11

А.Н.Островский. Драма «Гроза», слайд 11

Проблема человеческого достоинства
Проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения
Проблема честности, справедливости и способности сделать нравственный выбор
Проблема настоящей любви
Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей»
Проблема свободы

Слайд 12

А.Н.Островский. Драма «Гроза», слайд 12

План

1. Вариант вступления. Проблематика – это … Назвать проблемы. Каждая из них важна как для отдельного человека, так и для всего общества.
2.Вариант заключения. Проблемы, поставленные А.Н.Островским значительные и вечные, они всегда будут волновать человечество. Поэтому драму «Гроза» можно считать произведением вне времени, а значит, пьеса будет всегда вызывать интерес.

Слайд 13

А.Н.Островский. Драма «Гроза», слайд 13

Изображение купеческой семьи в драме “Гроза”

I.А.Н.Островский – «Колумб Замоскворечья». Пьесы о купечестве.

II. Купеческие семьи в драме “Гроза”.
Семья Кабановых. Взаимоотношения, роль Марфы Игнатьевны, домостроевские нормы жизни.
Семья Катерины. Отличие.
Роль Дикого в семье (о семье лишь в отдельных репликах)
Обобщенное изображение семейных отношений в городе (монологи Кулигина).

III. Трагический характер взаимоотношений в купеческой семье в переломный для судьбы России период.

Слайд 14

А.Н.Островский. Драма «Гроза», слайд 14

Совместимы ли истинная любовь и эгоизм?

Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм.
Александра Романова

Эгоисты капризны и трусливы перед долгом: в них вечное трусливое отвращение связать себя каким-нибудь долгом.
Ф.М.Достоевский
Я не воспринимаю тех людей, которые заботятся лишь только о самих себе.
Али Апшерони

Слайд 15

А.Н.Островский. Драма «Гроза», слайд 15

Эпиграф

1.Содержит основную мысль произведения (сочинения).
2.Пишется с правой стороны без кавычек.
3.Ссылка на автора внизу без точки.
4.Обязательно должен частично или полностью отозваться в работе (обычно во вступлении или заключении).

Слайд 16

А.Н.Островский. Драма «Гроза», слайд 16

Совместимы ли истинная любовь и эгоизм?

1.Совместимы ли..? На этот вопрос можно…На мой взгляд, настоящая…. Подтверждение этой мысли можно найти в драме…
2. Чувства Катерины раскрываются в её монологе во время разговора с…
Любит ли по-настоящему Борис точно не…По отдельным его репликам….
3. Истинность любви персонажей раскрывается, по-моему, в финальном эпизоде …
4. Следовательно, …(необходимо вернуться к началу сочинения).

Слайд 17

А.Н.Островский. Драма «Гроза», слайд 17

Оформление сочинения в тетради

Число
Сочинение
Изображение купеческой семьи в драме “Гроза”
Все мрачно, страшно вокруг …все веет холодом и какой-то неотразимой угрозой…
Н.А.ДОБРОЛЮБОВ

Слайд 18

А.Н.Островский. Драма «Гроза», слайд 18

Домашняя работа

1. Сочинение по «Грозе» в тетрадях
2.Роман «Отцы и дети» И.С.Тургенева читать. Принести роман к следующему уроку.

автор: Ekaterina
04.10.2021

Островский Бесприданница

Среди русских классиков найдется много самобытных талантливых авторов, которые сумели своим творчеством приоткрыть завесу русской жизни, точно и реалистично обозначить основные социальные проблемы. Среди них обязательно следует назвать имя А.Н. Островского, известного драматурга XIX века. Сам родом из купеческой среды, он удивительно точно показал в своих пьесах мир купечества, это «тёмное царство» провинциальных российских городков. Герои его произведений живут среди диких нравов и обычаев. Хозяевами жизни выступают те, у кого есть деньги, остальные не имеют даже права думать и поступать по-своему. Ярким примером нового купечества являются герои пьесы «Бесприданница».

В этой статье мы подробно рассмотрим изображение купечества, а также сравним его с более ранним произведением, с «Грозой».

Пьеса была написана в 1874-1878 годах, в год окончания осенью состоялась премьера спектакля. Перед зрителями предстали два мира: мир денег, или материальный, воплощённый в образах Паратова, Вожеватова, Кнурова, Огудаловой, и мир любви, или духовный, показанный образом Ларисы Дмитриевны. Главной темой пьесы является тема «маленьких людей». Она очень точно оттеняется образами нового купечества.

Кто же они, хозяева жизни? Рассмотрим на примере основных героев

Самым ярким персонажем, конечно же, является Паратов. Это «блестящий барин из судохозяев, лет за 30», как говорит о нём сам автор. Островский наделяет своего героя расчётливым умом, который очень кстати дополняет его привлекательную внешность. В такого мужчину, богатого и обаятельного, просто нельзя не влюбиться. И Лариса Дмитриевна полюбила его. Но для Паратова она была лишь игрушкой. Он привык, что мир покорно лежит у его ног, а все люди подчиняются ему, потому что он богат. Но он не способен разглядеть хрупкую и нежную душу поверившей ему Ларисы.

Василий Вожеватов, молод, корыстен, по словам автора, «один из представителей богатой торговой фирмы». С Ларисой Дмитриевной он знаком ещё с детства, о её жизни знает всё. Знает он хорошо и Паратова, для которого важны лишь деньги.

Кнуров, человек в годах, женатый, хочет стать покровителем Ларисы. Состояние его громадно, он может позволить себе содержанку, тем более такую привлекательную.

Огудалова Харита Игнатьевна, мать Ларисы Дмитревны, живёт не по средствам, которые постоянно выпрашивает у женихов своей дочери.

Отличительные черты купечества

Мы можем наблюдать, что купечество в «Бесприданнице» приобрело свои отличительные черты. Это уже не дикие и невежественные люди, каких описывает Островский в «Грозе». Стиль и образ жизни их изменился, они приобщаются к культуре, говорят правильно, красиво; читают французские газеты, носят европейские костюмы. Но их нравственность осталась на том же уровне, что у Кабанихи или Дикого из «Грозы».

Образ Ларисы Дмитриевны

Лариса Дмитриевна – бесприданница. Поэтому они считают, что у неё нет права ни на их любовь, ни даже на уважительное отношение. Она для них лишь вещь, хоть и прекрасная, поэтому единственную роль, которую они отводят ей — украшение их богатой компании, средство от скуки. Паратов принял её любовь, потому что ему это выгодно сегодня, а назавтра он ловко от неё отказывается. Лариса Дмитриевна не может быть его женой, ведь у неё нет приданого. А для Паратова важнее деньги, чем любовь.

Не лучше ведут себя и Кнуров с Вожеватовым. Они цинично разыгрывают её. Девушка без приданого для них тоже одушевленный предмет, который можно купить. Кнуров богат, поэтому выигрывает её, и он не боится людского осуждения. Богатый купец считает, что его деньги сделают своё дело – «самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать».

Смерть для Ларисы Дмитриевны оказалась лучшим выходом. Только так её жених, осмеянный Паратовым и его компанией, смог сохранить остатки гордости и чувства собственного достоинства. Как и его невеста.

Обобщим

Таким образом, мы видим, как купеческий мир в пьесах А.Н. Островского немного меняется. От совсем уж «тёмного царства» с дремучими нравами и традициями в ранних произведениях до некоторой утонченности, которая способна приблизить новое купечество к высшему обществу. Мы видим эти внешние изменения купцов в «Бесприданнице», эти люди приобрели некоторый лоск: они следят за своим внешним видом, речью, привычками, они стали образованными. Но внутреннее содержание осталось на том же уровне. Любовь, сострадание, милосердие, человечность и другие гуманистические черты для них по-прежнему не существуют. Всё в их мире определяют деньги. И чем их больше, тем богаче на впечатления и веселее будет их жизнь.

Пьесой «Бесприданница» Островский бросает вызов обществу, которое должно задуматься о том, что важнее и ценнее человеческой жизни ничего нет. И право на достоинство «маленького человека» тоже должно уважаться.

Статья предоставлена Донес Татьяной.

Похожие статьи:

Город Калинов в пьесе Островского «Гроза»

Кто виноват в гибели Катерины?

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::

Сочинение.
Драма “горячего сердца” в пьесе А.Н. Островского “Бесприданница”

Созданная в 1878 году драма «Бесприданница» продолжает и развивает основные темы и идеи творчества А.Н.Островского. В пьесе показан мир купцов-предпринимателей, их обычаи, законы, нравы. В этой среде разыгрывается трагедия личности, живущей сердцем. Однако в «Бесприданнице» все эти темы раскрываются по-иному, в соответствии с новыми условиями общественной жизни. Другим стал мир купцов. Это уже не то «темное царство», в котором господствовали Дикой и Кабаниха – персонажи пьесы «Гроза». У купцов умножаются капиталы, растет «дело», расширяется кругозор, повышается уровень культуры и образования, но неизменными остаются законы человеческих взаимоотношений. Они основаны на деловом расчете, на личной практической выгоде, на равнодушии и черствости к ближнему. В этом мире все продается и покупается, даже любовь, честь и красота.
Главная героиня пьесы живет другими помыслами и мечтами. У Ларисы чистая душа. Девушка способна только на бескорыстную любовь. Поэтому героиня с «горячим сердцем» в продажном мире гибнет.
Лариса – богато одаренная натура. Она талантлива, артистична: играет на фортепиано, прекрасно поет, аккомпанирует себе на гитаре. Ее талант обладает исключительной силой воздействия на окружающих. Вожеватов так об этом говорит: «Послушать, да и умереть – вот оно что!» Лариса красива, очаровательна, нежна. Кнуров признается ей: «Велико наслажденье видеть вас». Огудалова – девушка чуткая, возвышенная, впечатлительная, благородная. Паратов поражен ее качествами: «Очаровательное создание!» Но внешность и таланты Ларисы дельцы оценивают как источник удовольствия, который можно купить. Кнуров, например, говорит: «Эта женщина создана для роскоши». Лариса окружена поклонниками, все ею восхищаются. Однако она бедна, бесприданница. Поэтому никто из богатых обожателей не хочет связывать с ней судьбу: в деловом мире брак должен увеличивать капитал.
Лариса, по мнению окружающих, обречена на роль содержанки. Так, очень богатый купец Кнуров женат, но все равно ездит в дом к Огудаловым и терпеливо ждет удобного случая, чтобы воспользоваться отчаянным положением девушки. Харита Игнатьевна и сама постоянно приглашает гостей, заставляет Ларису искать среди них выгодную партию для замужества. Мать хочет выгодно «пристроить» дочь. А девушка устала лгать, притворяться, хитрить. Ей хочется бежать из родного дома. Поэтому Лариса соглашается выйти замуж за мелкого чиновника Карандышева. Такой вариант не устраивает Хариту Игнатьевну, ведь от Карандышева нечем поживиться. Огудалова хочет выгодно продать красоту и талант дочери. Она принимает намеки Кнурова на то, что Ларисе необходимо «теплое участие сильного, богатого человека». Между ними состоялся торг. Харита Игнатьевна получила возможность с блеском одеть Ларису к свадьбе и триста рублей в придачу. После этой сделки она стала готовить дочь к разрыву с Карандышевым. Мать ехидно описывает «прелести» жизни в деревне: «… знай, что Заболотье не Италия…» На званом обеде Харита Игнатьевна рисует Карандышева в самом невыгодном для него свете, а когда Лариса решается ехать за Волгу на пикник, мать не удерживает ее. Она цинично рассуждает: «Что бы там ни было, все-таки кругом нее люди…»
Но вокруг Ларисы оказываются не люди, а хищные дельцы. Во взаимоотношениях с девушкой раскрывается их нравственный облик. Цинизм Кнурова прикрывается маской показного доброжелательства. Этот герой не сомневается, что Лариса примет его предложение пойти к нему на содержание, так как знает меру своей власти над людьми. Он говорит ей: «Для меня невозможного мало. Стыда не бойтесь, осуждений не будет…» Холодная расчетливость и бездушие Вожеватова особенно больно ранят Ларису, когда он в финале пьесы отказывается пожалеть и выслушать ее. Проиграв Ларису в орлянку, он потерял к ней всякий интерес. Даже для влюбленного Карандышева девушка – красивая игрушка, ступенька к почету. Брак с Ларисой для него – возможность войти в общество избранных, тех, кого он ненавидит, но кому слепо подражает. Со временем Лариса с горечью замечает, что жениху хочется покрасоваться перед окружающими, продемонстрировать свою победу. Лариса говорит ему: «Вы думаете только о себе. Когда меня-то будет любить кто-нибудь?» Никто из окружающих не способен понять, как ей тяжело. Ни Карандышев, ни мать не помогли Ларисе избежать второй, роковой встречи с Паратовым.
Лариса доверчива, искренна, мечтательна. Она идеализирует людей, верит в их порядочность, не замечает их пошлости. Вожеватов так высказывается о Ларисе: «Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрости да лесть, а эта вдруг, ни с того, ни с сего, и скажет, что не надо». Лариса любит Паратова самозабвенно, безоглядно, самоотверженно, вверяет ему свою судьбу. Он же ценит только деньги. О себе говорит: «у меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Ради денег он жертвует любовью. Кнуров точно подметил: «…миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет». Ларису же вводят в заблуждение широта души Паратова, его смелость. «Блестящий барин» выгодно выделяется среди других поклонников своим размахом, удалью, страстностью. В глазах Ларисы это тип романтического героя, яркая, загадочная личность. Будучи обманута им однажды, она вновь верит в его искренность и вновь ошибается. И только в финале драмы к девушке приходит прозрение. Когда она с ужасом узнает, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку, то героиня произносит горькие слова: «Вещь… да вещь. Они правы, я вещь, а не человек».
Но будущее своей жизни в качестве вещи она не представляет. Поэтому выстрел Карандышева для нее – естественный выход. Ее душа по-прежнему чиста, уходя из жизни, она всех, кто ее продавал, прощает: «Вы все хорошие люди, я вас всех… всех люблю». С этими словами любви и прощения она умирает, таким образом осуществляется ее мечта бежать из этой жизни, которую она не принимала.
Судьба любящей, правдивой натуры оказывается трагичной. За миг счастья Лариса расплачивается жизнью. Она гибнет в мире продажности, не выдержав его жестоких законов.
.

novstudent.ru | 12.10.2012

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

Содержание:

В чём заключается конфликт поколений в драме А. Н. Островского «Гроза»?
/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / В чём заключается конфликт поколений в драме А. Н. Островского «Гроза»?
«Конфликт поколений в драме Островского «Гроза»»
Сочинение на тему Проблема отцов и детей в пьесе Гроза, Островский читать бесплатно
Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношений поколений, близки пьесе А. Н. Островского и чем?]
Другие работы по этой теме:
Проблема взаимоотношений поколений в грозе
2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
3. Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
4. А.Н. Островский «Гроза»
5. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
6. Л.Н. Толстой «Война и мир»
7. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
8. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»
9. М.А. Шолохов «Тихий Дон»
10. Б. Васильев «Завтра была война»
Читаемое в разделе:
Ранее опубликованные в разделе:
Новые материалы раздела:

В чём заключается конфликт поколений в драме А. Н. Островского «Гроза»?

Проблема отцов и детей актуальна во все времена. Жизненные устои зависят от многих вещей и постоянно меняются. Из-за этого происходит столкновение позиций детей и родителей, что приводит к возникновению конфликтов между ними. В зависимости от людей и исторических условий такие конфликты имеют разную степень тяжести и последствия.
Весьма значительные конфликты старшего и младшего поколений можно наблюдать в драме А. Н. Островского «Гроза». Старшее поколение – Кабаниха и Дикой — живут по домостроевским порядкам, требуя полного подчинения со стороны младших. Понятие «уважение» они считают синонимом «подчинению». Так кабаниха подавляет чувства собственных детей, лишает их свободы и разрушает их личность. Тихон и Варвара, с детства привыкшие к такому контролю, реагируют на него по-разному. Слабовольный Тихон вырастает «маменькиным сыночком», абсолютно не способным к принятию решений, и не находит лучшего выхода, чем заливать свою контролируемую и бесцельную жизнь алкоголем. Более сильная духом Варвара в результате тирании матери приобретает негативные черты характера: лживость, притворство и даже некоторое равнодушие.
Попавшая в «тёмное царство» Катерина не была готова к такой жизни. Её родители, хотя и были старшим поколением, разделяли другие жизненные устои, в следствие чего их дочь выросла хорошим человеком с чистой душой. Она готова уважать свекровь и относиться к ней как к родной матери, но Кабановой это не нужно, ей нужно полное подчинение.
В похожей ситуации под властью Дикого оказался и Борис, тоже выросший в других условиях. Но почему-то он позволяет Дикому тиранить себя, хоть и понимает, что его шансы получить наследство ничтожно малы. А Катерина не может так свыкнуться с общепринятыми нормами, жизнь для неё без свободы хуже смерти. Она первая сопротивляется устоям старших, её самоубийство – это протест против порядков. Оно даёт толчок для молодого поколения – Тихон впервые перечит матери, Варвара и вовсе сбегает из дома.
Таким образом, разные люди по-разному проявляют себе в одних и тех же конфликтах, и от этого зависит не только их судьба, но и судьбы их ближних. Для того чтобы жить в гармонии с семьёй, и родители, и дети должны проявлять понимание, терпение и уважение друг к другу и принятым устоям обоих поколений.
29570 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / В чём заключается конфликт поколений в драме А. Н. Островского «Гроза»?

Смотрите также по произведению «Гроза»:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
http://www.litra.ru

«Конфликт поколений в драме Островского «Гроза»»

Уважение к старшим считалось добродетелью во все времена. Нельзя не согласиться с тем, что мудрость и опыт тех, кто относится к старшему поколению, обычно помогает молодежи. Но в некоторых случаях уважение к старшим и абсолютное им подчинение может быть неправильным. Если вспомнить высказывание М. М. Пришвина: «Настоящее зло. ходит всегда на костылях добродетели», то драма Островского «Гроза» как нельзя более этому соответствует.
Драма Островского «Гроза» всем хорошо известна. Здесь как нельзя лучше можно наблюдать конфликт старшего и младшего поколений. Старшее поколение требует покорности и подчинения со стороны младших. Домостроевские порядки запрещают какое бы то ни было неповиновение. И поэтому молодые безоговорочно слушаются старших. А старшее поколение живет по своим законам, им свойственно лицемерие, притворство, скаредность, жестокость, самодурство. Они толкают на гибель в прямом и переносном смысле. Именно из-за старшего поколения, в частности, из-за необходимости им подчиниться, спивается слабый и безвольный Тихон, гибнет Катерина.
В драме Островского притесняемые люди боятся проявить даже малейшее не-повиновение. Все они безропотно становятся «жертвами». Борис позволяет Дикому тиранить себя, хотя прекрасно понимает, что бабушкиного наследства он так и не увидит. Вся семья Кабановых позволяет матери и свекрови проявлять свой деспотизм. Казалось бы, кто мешает этим людям воспротивиться? Почему все безропотно терпят?
В произведении Островского под благочестием, набожностью и соблюдением старых традиций прячутся жестокость, нетерпимость, злоба. «Темное царство» особенно жестоко и отвратительно, потому что прячется под масками порядочности. В каждом обществе есть свое понятие нормы. В купеческом патриархальном обществе «нормой» становятся дикие, человеконенавистнические отношения. В такой атмосфере можно задохнуться, что, в общем-то, и происходит. Только Катерина находит в себе силы, чтобы вырваться из замкнутого круга. Но она уходит в никуда. Ее самоубийство — это протест против порядков, которые царят в обществе.
Судьба Катерины вызывает жалость и возмущение. Бесправие, беспомощность купеческой жены представляется несомненным. Катерина ничего не может предпринять именно потому, что связана по рукам и ногам различными «правилами» и «условностями». Мораль против нее. Измена мужу, которую допустила Катерина,— это настоящее преступление с точки зрения патриархального общества. Но «преступная» Катерина кажется нам во сто крат более человечной, чем «благочестивые» окружающие.
Мы узнаем, что жители города Калинова оделяют нищих, часто ходят в церковь, читают молитвы, соблюдают заповеди. Однако в связи с этим становится непонятно, почему же они нарушают главную заповедь: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Жителям города Калинова не свойственно милосердие. Зло так многолико, оно «охотно» прячется.
Но не только купцы-самодуры являются настоящими преступниками, творящими зло. Равнодушие всех вокруг также становится причиной трагедии. Смерть Катерины не только на совести Кабанихи и ей подобных. Вина есть и на Борисе, и на Тихоне, и на всех остальных. Их равнодушие и боязнь даже малейшего неповиновения старшим приводят к трагедии. Они творят зло, даже не сознавая этого.
Говоря о том, что настоящее зло всегда ходит на костылях добродетели, Пришвин подразумевал, что пороки, скрытые под маской благочестия, таят в себе гораздо большую угрозу, нежели открыто проявляемые негативные качества. И пьеса Островского — прямое тому подтверждение.
http://www.allsoch.ru

Сочинение на тему Проблема отцов и детей в пьесе Гроза, Островский читать бесплатно

­Проблема отцов и детей
В своих произведениях Александр Николаевич Островский отразил современную ему действительность, быт и нравы людей, живших в то время, существование противоречий в обществе и извечную проблему столкновения «старого» с «новым». Драмы всегда строятся на каком-нибудь конфликте, так и пьеса «Гроза», написанная автором во второй половине 19-го века, рассматривала с разных углов конфликт отцов и детей.
Поколение старших в произведении представлено богатыми купцами города Калинова, а именно помещиком Диким и купчихой Кабановой. А поколение молодых представлено Катериной, Тихоном, Борисом и Варварой. Все они по-своему приноровились жить под гнетом патриархально настроенных старших, притворяясь и выказывая ложную покорность. Одной только Катерине было тяжело находиться в таком обществе. Девушка выросла в любящей, открытой и набожной семье. Она не понимала и не могла принять того лицемерия, которое царило в доме ее свекрови Кабановой Марфы Игнатьевны.
Мне кажется, неспроста автор наделил эту злую и беспощадную женщину прозвищем Кабаниха. Это имя за ней так и закрепилось. То же касается и самодура Дикого. Этот человек мог часами свирепствовать, срываясь на своих подчиненных, не доплачивать им зарплату, а они все принимали, терпели и молчали. Самым безропотным в доме Кабанихи показан муж Катерины – Тихон. Несмотря на то, что он любит жену, сказать хоть слово против матери не смеет. Она давно подчинила всех окружающих своей воле, а маской добродетельности только прикрывала свои грязные проделки.
Варвара не так покорна воле матери. Она живет своей жизнью, обманывая Марфу Игнатьевну и за спиной потешаясь над ней. Тяжелее всех приходится Катерине. Даже, будучи такой сильной и свободолюбивой личностью, она не может справиться с ситуацией. Как говорят в народе: «Один в поле не воин!». Она одна не могла победить те нравы и ценности, которые давно установились в обществе с безропотного позволения самих жителей города Калинова. Борис, казалось, был послан ей самим провидением из столицы, чтобы помочь открыть людям глаза, но и он оказался слабовольным и ведомым.
Несмотря на то, что в нем есть потенциал, он оказывается неспособен к борьбе с укоренившимися человеконенавистническими устоями. Он неспособен даже протянуть руку любимой в трудной ситуации, что уж говорить о борьбе с целым поколением. Как только Дикой узнает о его отношениях с Катериной, он сразу же отправляет племянника обратно в Москву. Противиться воле грозного родственника он не в силах, а значит он ничем не лучше любого другого жителя Калинова. Из-за таких слабохарактерных людей, как он, Катерина сделалась жертвой. По сути, за конфликт отцов и детей, который другим не под силу было решить, она поплатилась жизнью.
Произведение Островского глубоко трагично. Неслучайно ему дано такое название. Гроза была предвестником бед. Всякий раз она предупреждала Катерину быть осторожнее. Ведь с самой первой встречи с Борисом девушка заранее знала, что он ее погубит. Увы, она сама же заглушила свой внутренний голос, что привело к непоправимой беде.
http://www.sdamna5.ru

Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношений поколений, близки пьесе А. Н. Островского и чем?]

Проблема взаимоотношений поколений нашла свое отражение во многих произведениях русской классической литературы. В драме А. Н. Островского “Гроза” старшее поколение – люди, живущие по строгим законом Домостроя и требующие того же от остальных, а новое поколение – жертвы стариков, мечтающие о свободе.
В пьесе так же, как и в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, “век нынешний и век минувший” противостоят друг другу. А Катерина, на мой взгляд, имеет схожие черты с А. Чацким, который, как и невестка Кабанихи, является тоже “лучом света”.Только Катерина не принимает устои “темного царства”, а А. Чацкий – фамусовского общества.
Также близок “Грозе” по своему идейному содержанию роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, в котором есть свой “новый человек”-нигилист Евгений Базаров, представитель поколения “детей”, противник либерального дворянства. Будучи революционером-демократом, он противостоит “веку нынешнему”, общепринятой морали и самодержавно-крепостническому строю.

Другие работы по этой теме:

Какие герои русской классики близки персонажу комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Фамусову по своим взглядам на мир и человека?Я считаю, что по своим взглядам на мир и человека на Фамусова похожа госпожа Простакова, героиня пьесы Д. И Фонвизина “Недоросль”. Во-первых, оба они никогда.
Какие герои русской классики черпают духовные силы в молитве и в чем они близки или противоположны лирическому герою лермонтовского стихотворения?Лирический герой М. Ю. Лермонтова не единственный в русской литературе, кто черпает духовные силы в молитве. Например, лирический герой стихотворения А. С. Пушкина “Отцы пустынники.
Почему Пьер Безухов разочаровался в идеях масонства? И какие герои русской классики разочаровались или не приняли тех или иных идей времени?После дуэли с Долоховым Пьер Безухов ищет нравственного очищения, нравственной опоры. Ему ненавистна фальшь светского общества. Все это приводит его к масонству, которое он воспринял.
В каких произведениях русских писателей затрагивается проблема взаимоотношений личности и среды, и в чем эти произведения можно сопоставить с чеховским “Ионычем”?Рассказ А. П. Чехова “Ионыч” не единственное произведение русской классики, в котором затрагивается проблема взаимоотношений личности и среды. Например, Печорин, главный герой романа М. Ю.
Сочинение по пьесе Островского “Гроза”Название своей знаменитой пьесе “Гроза” Александр Николаевич Островский придумал не случайно. В данном контексте образ грозы очень не прост и имеет большое количество значений. Более.
В каких произведениях русской классики изображается судьба маленького человека, и в чем эти произведения созвучны роману Ф. М. Достоевского?Тема униженных и оскорбленных – одна из центральных во многих произведениях русской классики. Так, Н. В. Гоголь в повести “Шинель” изображает судьбу Акакия Акакиевича Башмачкина.
Нравственные проблемы в пьесах А. Н. Островского (на примере одного произведения)“Колумб Замоскворечья”. А. Н. Островский хорошо знал купеческую среду и видел в ней средоточие национальной жизни. Здесь широко представлены, по мнению драматурга, все типы характеров.
Конфликт поколений в драме А. Н. Островского “Гроза”1. Жизнь русского патриархального купечества. 2. “Темное царство” и его представители. 3. Молодое поколение в драме. 4. Противоречия между старшим и младшим поколением. А. Н.
Какие русские писатели близки Л. Н. Толстому в изображении духовных поисках героев?Русские писатели И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. А. Бунин, М. А. Шолохов близки Л. Н. Толстому в изображении духовных поисках героев. Правда, персонажи.
Нравственные проблемы в пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”1. В чем суть пьесы Островского? 2. Знакомство с героиней. 3. Нравственный облик купцов. 4. Трагедия героини. Суть драматического произведения А. Н. Островского “Бесприданница” состоит.
ege-essay.ru

Проблема взаимоотношений поколений в грозе

Софья Фамусова, выросшая в атмосфере лжи и обмана, тщательно скрывает свои чувства от отца, понимая, что он не позволит развитие отношений с Молчалиным. Делает всё наперекор батюшке. Молчалин напротив верен своему нравственному (или безнравственному) кредо, строит свою жизнь, как завещал отец: угождать всем людям без изъятья. Грибоедов даёт возможность поразмыслить читателю над завтрашним днём обоих героев.

2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Воспитание Петруши Гринёва остаётся за пределами страниц текста, но главное, что вынес молодой дворянин из общения с отцом (строгим и требовательным человеком), необходимость быть верным слову, беречь честь, соблюдать законы нравственности. Он поступает так во всех жизненных ситуациях. Даже когда отец запрещает жениться на любимой Маше Мироновой, он принимает его волю как обязательное требование.

3. Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Из детских воспоминаний Чичикова всплывает образ мрачного, недоброго, жестокого отца и его наставления о необходимости беречь и копить копейку, единственного идола в жизни Павла Ивановича. Чичиков строит свою жизнь по заветам отца и во многом преуспевает.

4. А.Н. Островский «Гроза»

Взаимоотношение между матерью и детьми в семье Кабановых основаны на страхе и лицемерии. Варвара привыкла ко лжи и пытается научить этому Катерину. Но у жены брата были другие отношения в семье, она не принимает ханжества свекрови и борется с ней своими средствами. Финал такого воспитания предсказуем: Варвара бежит из дома, Катерина уходит из жизни добровольно, Тихон восстаёт против матери.

5. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

«Дети» в романе – Базаров и Аркадий Кирсанов – в начале повествования выступают единым фронтом против «отцов» в лице дяди Аркадия – Павла Петровича. Николай Петрович не сопротивляется смелым и дерзким высказываниям сына и его друга. И поступает мудро и дальновидно. Постепенно Аркадию открываются многие несовпадения в поведении его друга, и он возвращается в лоно семьи. А Базаров, так легко критикующий «романтизм» Кирсановых, абсолютно трепетно относится к подобному поведению своего отца, потому что любит своих родителей и бережёт их.

6. Л.Н. Толстой «Война и мир»

В романе представлены несколько семейств, в каждом отношения строятся на определённых принципах. В семье Курагиных – это принцип выгоды и наживы. И отец, и его дети согласны на любые отношения, лишь бы они были выгодны, так заключаются браки. Таким же принципом руководствуется семейство Друбецких: унижение, угодничество – их орудие в достижении цели. Ростовы живут, как дышат: они радуются друзьям, праздникам, охоте – всему, что украшает нашу жизнь. Отец и мать во всём стараются быть честными с детьми и друг другом. Выгода для них не важна. Практически разоряя свою семью и себя, Наташа требует отдать подводы под раненых, только так может поступить настоящий патриот и милосердный человек. И матушка соглашается с дочерью. Подобны отношения между отцом и дочерью Болконскими. И хотя кажется, что отец слишком строг и нетерпим по отношению к дочери, на самом деле, он слишком хорошо понимает трудности предстоящей жизни своей дочери. Поэтому княжна Марья сама отказывает Анатолю Курагину, понимая, как прав её отец.

7. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Родион Раскольников, объясняя причину убийства старухи-процентщицы, говорит, что он хотел матери помочь. На самом деле, он очень трепетно относится к матери, пытаясь вырваться из замкнутого круга нищеты. Он с трепетом и волнением вспоминает отца, от которого ему остались часы (заложенные старухе-процентщице). Мать до конца не верит в преступление своего любимого Роди.

8. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

В пьесе дочь Аня, семнадцатилетняя девушка, отправляется за блудной матерью, потерявшейся где-то в Париже, чтобы вернуть её в лоно семьи, для решения проблем с имением. Раневская ведёт себя наивно и глупо. Здравым смыслом наделена только Варя, приёмная дочь всё той же Раневской. Когда Любовь Андреевна даёт проходящему нищему золотой, Варя не выдерживает и говорит, что в доме есть нечего, а барыня такими деньгами разбрасывается. Потеряв всё, Раневская уезжает в Париж и увозит деньги тёти, а дочерей бросает на произвол судьбы. Девушка Аня едет в столицу, и как сложится её жизнь, где она будет брать деньги на жизнь – непонятно. Варя уходит в экономки. Отцы и дети здесь меняются местами.

9. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

В семье Мелеховых всё держится на власти отца. И когда Пантелей Прокофьевич узнаёт о связи Григория с Аксиньей, он решает женить сына на Наталье. Григорий подчиняется воле отца. Но, понимая, что не любит свою жену, бросает всё и уходит с Аксиньей в работники. Он согласен на позор во имя любви. Но время рушит в мире всё, и рушится дом Мелеховых, устои казачьей жизни. И скоро никто не подчиняется законам жизни, все живут, как хотят. Дарья наступает на свёкра с непристойным предложением, а Дуняшка ставит мать в безвыходное положение и буквально заставляет её благословить на брак с Мишкой Кошевым.

10. Б. Васильев «Завтра была война»

В повести в центре внимания две семьи Искры Поляковой и Вики Люберецкой. Мать Искры – женщина-комиссар, волевая, властная, строгая. Но когда мать в очередной раз решает выпороть своим солдатским ремнём дочь, та отвечает в духе своей матушки – так же строго и бесповоротно. И мать понимает, что девочка повзрослела. У Вики с отцом совсем другие отношения – тёплые и доверительные. Когда девушка оказывается перед выбором: отказаться от отца или быть исключённой из комсомола, Вика принимает решение уйти из жизни. Она не может отказаться от любимого отца, какие бы подозрения на него не легли.

Читаемое в разделе:

Проблема роли человеческой памяти. Аргументы к сочинению ЕГЭ
1. А.Т. Твардовский «По праву памяти» В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был репрессирован как.
«>Проблема роли человеческой памяти. Аргументы к сочинению ЕГЭ
1. И.А. Гончаров «Обломов» Где жива природа – там жива душа человека. В романе в девятой главе «Сон Обломова» автор изображает благословенный Богом уголок.
1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Пётр Гринёв, спасённый от виселицы усилиями Савельича и милосердием Пугачёва, является по требованию вождя восстания в.
1. В.М. Шукшин «Далекие зимние вечера» Под Москвой идут бои, а в алтайском селе главный герой рассказа Ваня Попов мечтает раздобыть три полена, чтобы натопить избу к приходу.
1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Татьяна Ларина – главная героиня романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина росла в обстановке патриархальной старины. Круг её.
1. М.А. Шолохов «Алёшкино сердце» Алёшка – главный герой рассказа пухнет от голода: его семья уже пятый месяц не видит хлеба. Пытаясь украсть у богатой.

Ранее опубликованные в разделе:

Проблема утраты духовных ценностей. Аргументы к сочинению ЕГЭ
1. С. Каледин «Смиренное кладбище» Повествование переносит нас в мир могильщиков, работающих на кладбище. Главный герой Лёшка Воробей – лучший из могильщиков, виртуоз в своём.
Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме влияния учителя на воспитание ученика.
Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме разрушающего влияния денег на человека.
«>Проблема разрушающего влияния денег. Аргументы к сочинению ЕГЭ
Проблема влияния природы на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ

Новые материалы раздела:

Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны. Аргументы к сочинению ЕГЭ
1. В.М. Шукшин «Далекие зимние вечера» Под Москвой идут бои, а в алтайском селе главный герой рассказа Ваня Попов мечтает раздобыть три полена.
1. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Автор романа акцентирует внимание на времени, сравнивая эпоху Христа и современную ему Москву конца двадцатых.
1. А.Т. Твардовский «По праву памяти» В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был.
Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме бездуховности современного общества.
Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме взаимоотношения человека и власти.
litera.su

  • Сочинение по произведению барышня крестьянка 6 класс
  • Сочинение по произведению бежин луг
  • Сочинение по произведению бородино 5 класс
  • Сочинение по произведению а с пушкина дубровский 6 класс по литературе по плану
  • Сочинение по произведению белые ночи