В последнее время широко обсуждается такая проблема, как снижение интереса к чтению, поэтому роль учителя литературы в современных условиях всё более возрастает. Заинтересовать детей интересной книгой, а также привлечь их к чтению произведений, данных в программе по литературе, становится всё сложнее. В процессе обучения привлечь к предмету литературы детей можно с помощью интерактивных методов, которые «позволяют активизировать учебный процесс, создать благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию познавательного интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной работы, отношений дружбы и взаимопомощи в коллективе».
К методам и приёмам интерактивного обучения относятся: мозговой штурм, кластеры, круглый стол (дискуссия, дебаты), деловые игры (в том числе ролевые, имитационные), организационно-деятельностные игры, применение аудио- и видеоматериалов, ИКТ; метод проектов, мастер-классы, ПОПС формула, дерево решений, кейс-метод и другие.
Кластеры — способ систематизации и обобщения материала (биографии).
Родился в семье торговца | ||
Скончался | В детстве у меня не было детства | |
А.П.Чехов | ||
Приезд в Мелихово | Учеба в гимназии | |
Поездка На Сахалин | Учеба на мед факультете | |
1888 Пушкинсая премия |
7 класс
Метод круглый стол (учит решать проблемы, учиться культуре ведения дискуссии-обобщение по теме или произведению)
1.Где происходит действие повести «Тарас Бульба»? (На Украине)
2.Назовите основную тему повести? (героическая борьба украинского народа с польской шляхтой)
3.Стиль написания повести? (эпический сказ)
4.Почему повесть Н.В.Гоголя можно назвать героической? (повествуется о борьбе украинского народа)
5.Исторические времена, отображенные в повести« Тарас Бульба»?(XVII век, когда запорожские казаки самоотверженно боролись против угнетателей народа)
6.Как называет Гоголь Запорожскую Сечь? (гнездо)
7.Что сделал с Андрием Тарас в ответ на предательство? (убил его)
8.Назовите причину предательства Андрия. (любовь)
9.Чей портрет? «Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему…кости». (Остап)
10.Кому из героев принадлежат слова? «Терпи, козак, — атаманом будешь!», «Есть еще порох в пороховницах?»
11.Назовите героя повести. «…. Мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жён очарования, все ещё было выражало чудную красоту; чёрные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты». (Андрий)
12. Кому из героев принадлежат слова? «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество… Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови может один только человек…» (Тарасу Бульбе)
13.Назовите героя. «Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам.» (Остап)
14. Назовите героя. «Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощию изобретательного ума своего умел увертываться от наказания.» (Андрий)
15.Назовите место. «…представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой. Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали…» (Запорожская сечь)
16. Кому из героев принадлежат слова? « Ничего, паны-братья, мы отступим. Но будь я поганый татарин, а не христианин, если мы выпустим их хоть одного из города! Пусть их все передохнут, собаки, с голоду!» (Кошевому)
17. О ком идет речь?. «…увидел стоящую у окна красавицу, какой еще не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озаренную утренним румянцем солнца. Она смеялась от души, и смех придавал сверкающую силу ее ослепительной красоте…». (Панночка)
18.Чьи это слова? «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» (Остапа)
19. Какие мысли и чувства Гоголя выражены в словах: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!» (восхищение писателя мужеством и величием людей, боровшихся за свободу и счастье своего отечества и отдававших за него жизнь)
20. Назовите литературный прием, используемый автором в данном отрывке. «Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще.» (пейзаж)
Организационно-деятельностные игры доску крепим названия всех пяти повестей в виде пятицветика.
1. Почему А.С.Пушкин «доверил» рассказать повести (истории) Ивану Петровичу Белкину? Каким вы его себе представляете?
(Ответ. Судя по предисловию к повестям, И.П.Белкин — небогатый помещик, добрый, кроткий, немного ленивый. Он не писатель, к творчеству обратился от скуки, свои сюжеты черпая из рассказов знакомых ему людей. Пушкин «доверил» ему повести с тем, чтобы придать им большую достоверность.)
Конкурс первый «Узнай героя»
Командам раздаётся по три карточки с характеристикой героев. Необходимо назвать героя и произведение. Если команда не справляется, то задание выполняют соперники.
1. «Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке…»
(Ответ. Сильвио, «Выстрел».)
2. Она «была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне».
(Ответ. Мария Гавриловна, «Метель».)
3. «…я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».
(Ответ. Самсон Вырин, «Станционный смотритель».)
4. «Ей было семнадцать лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние её мадам мисс Жаксон».
(Ответ. Лиза Муромская, «Барышня-крестьянка».)
5. «При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота её меня поразила».
(Ответ. Дуня, «Станционный смотритель».)
6. «Он был в самом деле очень милый молодой человек. Он имел именно тот ум, который нравится женщинам: ум приличия и наблюдения безо всяких притязаний и беспечно насмешливый. Поведение его с Марьей Гавриловной было просто и свободно; но что б она ни сказала или ни сделала, душа и взоры его так за нею и следовали. Он казался нрава тихого и скромного, но молва уверяла, что некогда был он ужасным повесою…» (Бурмин, «Метель»)
Подводятся итоги 1 конкурса.
Литературная пауза: В романе «Евгений Онегин» Пушкин кратко рассказывает историю, которая является сюжетом одной из повестей всего цикла. Попробуйте узнать, о какой повести идет речь:
Быть может, волею небес,
Я перестану быть поэтом,
В меня вселится новый бес,
И, Фебовы презрев угрозы,
Унижусь до смиренной прозы;
Тогда роман на старый лад
Займет весеслый мой закат.
Не муки тайные злодейства
Я грозно в нем изображу,
Но просто вам перескажу
Преданья русского семейства,
Любви пленительные сны
Да нравы нашей старины.
Перескажу простые речи
Отца иль дяди-старика,
Детей условленные встречи
У старых лип, у ручейка;
Несчастной ревности мученья,
Разлуку, слезы, примиренья,
Поссорю вновь, и наконец
Я поведу их под венец…
Конкурс второй «Литературное домино»
Командам раздаётся по десять карточек, на которых записаны цитаты из текстов. В течение пяти минут необходимо расположить их в том порядке, в каком они идут в повести (можно пользоваться текстами.), восстановить последовательность на доске.
1. Повесть «Выстрел».
- «Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио»
- «Сильвио встал, побледнев от злости, и с сверкающими глазами сказал: «Милостивый государь, извольте выйти, и благодарите Бога, что это случилось у меня в доме».
- «Он довольствовался очень лёгким объяснением и примирился».
- «Я не имею права подвергать себя смерти».
- «Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни».
- «Ныне час мой настал».
- «Картина была прострелена двумя пулями, всаженными одна в другую». «Выстрел за мною, я приехал разрядить свой пистолет, готов ли ты»
- «Я доволен; я видел твоё смятение, твою робость. Предаю тебя твоей совести».
- «Сильвио… был убит в сражении под Скулянами»
2. Повесть «Барышня-крестьянка».
- «Не ладил с ним один Григорий Иванович Муромский, ближайший его сосед».
- «Сын Берестова приехал к нему в деревню».
- «Как бы мне хотелось его видеть! — сказала Лиза со вздохом».
- «Небось, милая, — сказал он Лизе, — собака моя не кусается».
- «Он помог Муромскому взобраться в седло, а Берестов пригласил его к себе».
- «Алексей не мог узнать свою Акулину в этой смешной и блестящей барышне».
- «…А покамест намерен я тебя женить!»
- «Он написал Акулине письмо… объявляя ей о грозящей им погибели…» «Между тем недавнее знакомство между Берестовым и Муромским… вскоре превратилось в дружбу».
- «Он вошёл… и остолбенел! Лиза… Нет, Акулина, милая смуглая Акулина… сидела перед окном и читала его письмо».
Подведение итогов 2 конкурса.
Театральная пауза: инсценировка эпизода, приготовленная 1 командой.
Конкурс третий «Найди эпиграф»
Необходимо ответить на вопрос, какая повесть начинается с этого эпиграфа, можно указать автора:
1. Стрелялись мы» (Баратынский).
2.«Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел)» (вечер на бивуаке)
3.«Кони мчатся по буграм, топчут снег глубокий…вот в сторонке божий храм виден одинокий…вдруг метелица кругом, снег валит клоками; черный вран, свистя крылом, вьется над санями…(Жуковский)
4.Не зрим ли каждый день гробов, седин дряхлеющей вселенной? (Державин)
5.Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор (Вяземский)
6.Во всех ты. Душенька, нарядах хороша (Богданович).
Подведение итогов 3 конкурса
Театральная пауза: инсценировка эпизода, подготовленная 2 командой.
Конкурс четвертый «Вопрос-ответ»
Вопросы задаются для двух команд. Та команда, которая готова ответить поднимает свое название.
1. В повести «Метель» А.С.Пушкин пишет: «Нравственные поговорки бывают удивительно полезны в тех случаях, когда мы от себя мало что можем выдумать себе в оправдание». Какие из ниже перечисленных пословиц упоминаются в повести, по какому поводу они были сказаны: «Терпенье и труд всё перетрут», «Суженого конём не объедешь», «Бедность не порок», «Жить не с богатством, а с человеком», «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом».
(Ответ. Упоминаются вторая, третья и четвёртая пословицы, когда родители Марии Гавриловны во время её тяжёлой болезни решили выдать её замуж за Владимира.)
2. Вспомните, что за история представлена на «картинках, украшавших смиренную, но опрятную обитель» Самсона Вырина и его дочери? С какой целью, по-вашему, автор так подробно останавливается на них в самом начале повести «Станционный смотритель»?
(Ответ. На картинках была представлена библейская история о блудном сыне; автор уделяет ей много внимания, поскольку весь сюжет повести по-своему передаёт эту историю.)
3. Повесть «Барышня-крестьянка» заканчивается словами: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку». Какова же развязка этой повести?
(Ответ. Свадьба Алексея Берестова и Лизы Муромской.)
4. Анна Ахматова писала: «Пушкин считал смерть только тогда страшной, когда есть счастье». Дождался ли Сильвио подходящего момента для отмщения графу? (Повесть «Выстрел».)
(Ответ. Да, он решил сделать свой выстрел в тот момент, когда граф женился и очень дорожил своим счастьем.)
Подведение итогов 4 конкурса
Конкурс пятый: «Ты — мне, я — тебе…»
Каждая команда задает по 3 вопроса своим соперникам.
Подведение итогов 5 конкурса
Конкурс шестой
Каждой команде выдаются иллюстрации к повестям нужно подписать название повести, озаглавить эпизод.
«Станционный смотритель»
Конкурс седьмой: защита своей иллюстрации к эпизоду одной из повестей
Подведение итогов: в начале урока мы составили цветок с лепестками — названиями повестей Пушкина, входящими в цикл «повести Белкина». Теперь на другой стороне этих лепестков напишите, чему можно поучиться у героев Пушкинских повестей.
«Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека.»
Жюри подводит итоги, называет лучших знатоков произведений А.С.Пушкина.
Главная цель учебного предмета «Литературная Сибирь» — поиск нового содержания регионального образования и принципиально новых педагогических технологий, способных решить проблему воспитания гармонично развитой личности и формирования духовно-нравственного содержания жизни общества путем деятельного приобщения учащихся к сокровищам сибирской литературы.
Учебный предмет «Литературная Сибирь» призван через чтение и текстуальное изучение художественных произведений, ставших литературными сокровищами Сибири, развивать эстетические вкусы и познавательные интересы обучающихся, способствовать формированию духовно развитой, высоконравственной личности. Знакомство с художественным произведением, отвечающем возрастным особенностям обучающихся, всесторонний анализ содержательной, жанровой и эстетической специфики, его целостное восприятие и понимание приблизят к пониманию литературы как явлению искусства, мощного фактора мировосприятия и самоидентификации.
Уроки по сибирской литературе дают возможность обратиться к своим истокам и корням; сформировать интерес к глубинному изучению своей малой Родины в направлении возрождения любви и заинтересованности к истории своего рода, семьи, самому себе; обратиться к простым вопросам самопознания и становления человека: Кто я? Где мои истоки? Что связывает меня с другими? Куда мы должны идти?
Пришло время бережно сохранять историческую память, пристально изучать интеллектуальную собственность писателей-сибиряков и общие историко-культурные и литературные ценности Сибири превращать в современные технологии стратегического развития Сибирского региона. Все ценное в прошлом — на службу Сибири, а значит и России в целом.
23.12.21
Посмотрите видеоурок
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7036/main/247286/
Заполните таблицу цитатами из рассказа «Бежин луг»с. 171 — 173, работа выполняется в течение урока. Прислать на проверку.
Таблица «Крестьянские дети»
Имя | Возраст | Описание внешности | Одежда | Семья | Черты характера |
Федя | |||||
Павлуша | |||||
Илюша | |||||
Костя | |||||
Ваня |
21.12.21
1) Прочитайте «Бежин луг»
2) Посмотрите видеоурок,выполните тренировочное и контрольные задания
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7050/main/247350/
07.12.21
1) Прочитайте стихотворение «Три пальмы» с.152 — 154
2) Посмотрите видеоурок , выполните тренировочное и контрольные задания в течение дня
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7048/main/246134/
02.12.21
1) Составьте подробный план статьи учебника «М.Ю. Лермонтов» с. 146-148
2) Прочитайте стихотворение «Тучи» (с. 150)
3) Письменно ответьте на вопросы с. 150 (см. статью «Тучи» на с. 149-150 — есть подсказки)
Работы сфотографировать и прислать на Viber
30.11.21 (2 урока)
1) Прочитайте повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»
2) Посмотрите видеоурок (№16) , выполните тренировочные и контрольные задания в течение дня
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7047/main/299140/
25.11.21
Прочитайте повесть А.С.Пушкина «Выстрел»
23.11.21
1) онлайн-урок в 11.50
2) Написать сочинение по плану, прислать на viber в течение дня
18.11.21 (для ДО)
Письменно ответить на вопросы 1 — 4 к главам X — XII на с. 140
16.11.21 (для ДО) — 2 урока
1) Посмотрите видеоурок
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7045/main/314962/
2) Из глав 3, 8 — 12 выписать цитаты, характеризующие Машу и Владимира (прислать на проверку)
11.11.21. (для ДО)
Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» (гл.6) (составьте связный письменный ответ по вопросам)
Когда случился пожар?
Что предшествовало пожару в имении Дубровских в Кистеневке?
Кто совершил поджог имения?
Какие мотивы владели Владимиром Дубровским в момент начала пожара?
Какие драматические события сопровождали пожар?
Какова позиция крестьян на пожаре, как они себя повели?
Чем закончился пожар?
Каково значение данного эпизода в романе?
09.11.21 (для ДО)
Картины русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский» . Анализ глав 1, 2 ( запишите тему урока)
1) Посмотрите видеоурок
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7044/main/247414/
2) Анализ глав
Глава 1. 1.Дайте письменную характеристику К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского: 1) социальный статус; 2) военный чин; 3) название владения; 4) имущественное положение; 5) положение в обществе; 6) образованность; 7) черты характера; любимые занятия; 9) отношения с дворовыми; 10) отношения с соседями. (записать в виде таблицы)
2.У героев есть общее, но в чем их принципиальное различие? (краткий письменный ответ)
3. Что послужило причиной ссоры Троекурова и Дубровского? Как эта ссора характеризует героев? (устно)
Глава 2. Сцена в суде
1.Чем было продиктовано принятие такого решения суда? (краткий письменный ответ)
2. Почему «внезапное сумасшествие Дубровского подействовало на его (Троекурова) воображение и отравило его торжество» (устно)
3.Как вы оцениваете действия К. П. Троекурова? На чьей вы стороне? (краткий письменный ответ)
Домашнее задание: перечитать главы 3 — 6, подготовить устный рассказ о Владимире Дубровском (глава3)
21.10.21
1) посмотрите видеоурок, запишите в тетрадь основные положения лекции, термины (можно посмотреть в текстовом варианте урока «Введение. Об истории создания романа» — сразу после видео)
https://interneturok.ru/lesson/literatura/6-klass/narezka-dsh/a-s-pushkin-roman-dubrovskiy-chast-1-vvedenie-o-sozdanii-romana-dubrovskiy?block=player
2) Перечитайте 1 главу романа
3) посмотрите видеоурок
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7044/main/247414/
19.10.21 (2 урока)
урок 1
1) Посмотрите видеоурок https://resh.edu.ru/subject/lesson/7042/main/247062/
3) Дайте письменные развернутые ответы на вопросы 1 — 3 с. 56-57 (Размышляем над прочитанным), выпишите определение антитезы, выучите его
Работы прислать в Viber в течение дня
урок 2
1) Посмотрите видеоурок, выпишите названия и схемы стихотворных размеров
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7038/main/314898/
2) Выполните практическую работу
https://trello.com/c/xjIY6BCC/33-стихотворные-размеры
Работы прислать в Viber в течение дня
К 26.10.21 роман «Дубровский» должен быть прочитан! ( это дз)
https://trello.com/c/SD2v2E19/30-подготовка-к-контрольной-работе
16.09.21
1)Выполните задание № 5 стр. 17 учебника (восстановите и запишите пословицы, устно объясните их смысл)
2) Посмотрите видеоурок
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7029/main/246230/
3) Сделайте подборку загадок (3-5)
6 классу! Произведения для самостоятельного чтения на лето
Вести читательский дневник (автор- название- герои- небольшой отзыв ( не менее,чем по пяти произведениям).
А.С.Пушкин. «Дубровский». Сборник «Повести Белкина» («Выстрел».
«Метель», «Станционный смотритель»)
Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством» и др. повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»
И.С.Тургенев. Хорь и Калиныч. Бежин луг.
Л. Андреев. «Ангелочек».
Н.С.Лесков. Левша. Человек на часах.
А.П.Платонов. В прекрасном и яростном мире. Возвращение.
М.М.Зощенко. Рассказы.
К.Г.Паустовский. «Бакенщик». «Растрёпанный воробей».
М.М.Пришвин. «Кладовая солнца».
В.Распутин «Уроки французского»; «Нежданно-негаданно»
Г. Троепольский. «Белый Бим Чёрное ухо».
В.П.Астафьев. «Деревья растут для всех»; «Конь с розовой гривой»; «Белогрудка»
В.К.Железников. «Путешественник с багажом». «Хорошим людям – доброе утро». «Чучело»
А.Лиханов. Последние холода.
В.П.Крапивин. Звёзды под дождём и др.
Зарубежная литература
Ж.Верн «Таинственный остров» и др.
Э. Сетон-Томпсон «Снап» и др.рассказы
Д.Лондон «Любовь к жизни», «Белый клык»
Ф.Купер «Последний из могикан» и др.
О.Генри «Вождь краснокожих»
М.Метерлинк «Синяя птица»
Э. По. «Овальный портрет».
М.Твен. «История с привидением»; «Приключения Гекльберри Финна».
А. Конан Дойл. «Горбун»
Гюго «Гаврош». «Коззетта»
Тем, кто за 5 класс не прочитал:
А.Рыбаков. «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»,
В. Катаев «Сын полка», Дефо «Робинзон Крузо»,
М.Твен «Приключения Тома Соейра», « Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий»
К 7 классу ! Произведения для самостоятельного чтения на лето
не только детям, но и взрослым (будет о чём поговорить)
Ведение читательского дневника: автор – название – герои – мини-отзыУчить стихотворения наизусть.
Гоголь «Тарас Бульба»
Л.Н.Толстой. Хаджи-Мурат.
М.Е. Сальтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двухъ генералов прокормил»
А.Платонов «Юшка»
Носов рассказ «Кукла»
В.Каверин «Два капитана»
Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» (о ВОв)
Б.Васильев «В списках не значился» (о ВОв)
И.Богомолов «Иван» (о ВОв)
В.Астафьев «Мальчик в белой рубашке»
А.Рыбаков «Трилогия о Кроше»
А.Грин «Алые паруса», «Бегущая по волнам»
Г. Троепольский. «Белый Бим Чёрное ухо»,
В. Белов «Рассказы о всякой живности»
В. Железников «Чучело».
Рассказы Ю.Казакова
Г.Щербакова «Вам и не снилось»
Р.Фраерман «Дикая собака динго, или повесть о первой любви»
В.Крапивин «Голубятня на жёлтой поляне», «Звёзды под дождём» и др. повести
Рассказы М.Зощенко
А.Беляев «Голова профессора Доуэля» и др.
А.Куприн «Изумруд»
М.Горький «Детство», «Отрочество»
Л.Толстой «Детство»
Зарубежная литература
Э.По «Овальный портрет» и др. новеллы,
П.Мериме «Матео Фальконе»
Д.Олдридж «Последний дюйм»,
Д.Лондон « На берегах Сакраменто»
К.Дойл Рассказы о Шерлоке Холмсе, В.Гюго «Отверженные» (Гаврош), Экзюпери «Маленький принц»
Кто до сих пор не читал – «Сын полка» В.Катаев, А.Лиханов «Последние холода» и др.
Читайте больше, советуйте другим.
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Денни Дидро)
Желаем ярких каникул!
21.05.21г. Домашнее задание на 26.05.21г. (в среду будет контрольная -допишем)
Решите все части и задания пробной контрольной работы.
Часть 1. Выберите один правильный вариант ответа. Ответ запишите по образцу: 1. а
1.Краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание:
а) баллада;
б) басня;
в) сказка;
г) рассказ.
2.Основная мысль художественного произведения:
а) идея;
б) тема;
в) сюжет;
г) композиция.
3. Построение художественного произведения:
а) тема;
б) идея;
в) композиция;
г) сюжет.
4. Как звали царя из сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»?
а) Матвей;
б) Салтан;
в) Иван;
г) Никита.
5. Кто из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» указал королевичу Елисею путь к мёртвой царевне?
а) солнце;
б) месяц;
в) ветер;
г) баба Яга.
6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала, и под конец, наверное, сошла бы с ума или придумала бог знает что… Но, к счастью, я вас не слушаюсь…»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»,
б) Саша Чёрный «Кавказский пленник»,
в) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»,
г) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».
7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит… Одним словом, артуть-девка».
а) Н. В. Гоголь «Заколдованное место»,
б) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»,
в) И. С. Тургенев «Муму»,
г) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».
8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…»
а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
б) В. А. Жуковский «Спящая царевна»
в) А.П. Чехов «Хирургия»
г) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»
б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»
в) М. Ю. Лермонтов «Бородино»
г) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
10. Поэт, который учился в Царскосельском лицее:
а) М. Ю. Лермонтов
б) А. С. Пушкин
в) В. А. Жуковский
г) Н. А. Некрасов
Часть 2. Выполните задание на соотнесение. Ответ запишите по образцу: 1.д
1. Соотнесите автора и название произведения.
1) «Муму» | а) К. Г. Паустовский |
2) «Свинья под Дубом» | б) И. С. Тургенев |
3) «Чёрная курица, или Подземные жители» | в) Л. Н. Толстой |
4) «Кавказский пленник» | г) А. С. Погорельский |
5) «Бородино» | д) И. А. Крылов |
6) «Тёплый хлеб» | е) М. Ю. Лермонтов |
12. Соотнесите стихотворную строку и использованное средство выразительности
1) Тускло льётся свет лампады, буря плачет у окна. | а) Эпитет |
2) Он услышал какой-то таинственный шорох | б) Сравнение |
3) Он плывёт, как безвестный рыбак. | в) Гипербола |
4) В сто тысяч солнц закат пылал | г) Олицетворение |
13. Соотнесите героев произведения и автора произведения.
1) Л.Н. Толстой | а) Валек, Маруся, Соня, пан Тыбурций |
2) В. П. Астафьев | б) Панкрат, Филька |
3) Саша Чёрный | в) Герасим, Татьяна, Капитон, барыня |
4) В. Г. Короленко | г) дедушка Афанасий, Вася, глухарь |
5) К. Г. Паустовский | д) Игорь, Настя, Жибер |
6) И.С. Тургенев | е) Жилин, Костылин |
Часть 3. Задания с кратким ответом. Ответ запишите одним словом или словосочетанием.
14. Узнайте героя по описанию.
«…подхватил рукой замок на колодке, чтоб не бренчал, пошёл по дороге, ногу волочит, а сам всё на зарево поглядывает… Прошёл с версту, выбился из сил – ноги ломит…»
15. Определите по определению жанр литературного произведения.
Она бывает волшебной, о животных или бытовая. В ней герои делятся на положительных и отрицательных. Главному герою часто приходят на помощь волшебные помощники.
16. Определите способ рифмовки:
Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.
17. Укажите жанр произведения «Медной горы хозяйка» П.П.Бажова.
18. Укажите жанр произведения «Бородино» М.Ю.Лермонтова.
19. Как называется описание природы в литературном произведении:
«Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчать синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы…»
20. Как называется сказочная формула, которая используется в начале сказки:
В некотором царстве, в некотором государстве…
Часть 4. Напишите развернутый ответ на вопрос.
Расскажите о своём любимом произведении, прочитанном в 5 классе.
Название:
Автор:
Основные герои:
О чём заставило задуматься прочитанное произведение, чему оно учит? (Напишите 5-7 предложений).
17.05.21г. Домашнее задание на 21.05.21г.
Повторить материалы к контрольной работе: антитеза, тема, баллада, сюжет, басня , сравнение, гипербола; жанр; повесть; миф ; композиция ;метафора .
+ к контр. работе прочитать рассказ «Васюткино озеро» В.П. Астафьева.
Стр.91-106 прочитать литературную сказку «Двенадцать месяцев» ;
Подготовьте выборочный рассказ о героях: 1ряд-о мачехе; 2ряд-о падчерице; 3ряд-о королеве;
Вопрос: над чем заставляет задуматься сказка?
07.05.21г. Домашнее задание на 10.05.21г.
Стр.112-121 прочитать рассказ «Никита» — стр.121;
1Вар. — зад3; 2Вар.-зад.4.
03.05.21г. Домашнее задание на 07.05. 21г.
1)Прочитать тексты стр.72-82 (о писателе и сказку «Тёплый хлеб» ;
Стр. 82 -вопросы 1 ряд -вопросы 2,3; 2ряд-4-5; 3ряд- 6; стр.82 -обогащаем свою речь (зад2)
2)Прочитайте рассказ К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» стр. 83. Вопросы (2,3,4,5) стр. 88
30.04.21г. Домашнее задание на 03.05.21г.
Подготовиться к выборочному рассказу о герое сказа «Медной горы хозяйка»
1 ряд- о Степане; 2ряд-Хозяйке Медной горы; 3-ряд- о рассказчике с его особенным языком повествования.
Стр.69 «Литература и изобразительное искусство», Найти определение: что такое палех? Выполнить задание1(по иллюстрациям).
23.04.21г Домашнее задание на 26.04.
Сообщение о Тыбурции а) как выглятит (портрет) ; Что самое главное в портрете?
б)Что Тыбурций рассказал о себе Васе?
в)Кем чувствует себя Тыбурций? Почему?
г)Чем занимается Тыбурций ?
д)Понимает ли он, что такое справедливость? Как относится к дружбе детей?
е)Как помог Васе?
ж) Почему исчезает из города? 2)Прочитать главы 7,8 ;
Найти электронные иллюстрации к повести; Или сделать рисунок к эпизоду (на выбор)
21.04.21г Домашнее задание на 23.21г.
Прочитать » В дурном обществе» главы 4,5,6; Пересказать: 1ряд- гл.4; 2ряд-гл5.; 3 ряд-гл.6.
16.04.21г Домашнее задание на 19.21г.
1) Прочитать гл.3 «В дурном обществе» и подготовиться к инсценированию эпизода: как познакомились Вася, Валек и Муруся.
Все девочки-учат слова Маруси.
1вар. (мальчики) учат слова Васи;
2 вариант (мальчики) учат слова Валека.
Все девочки учат слова Маруси
Эпизод находим от слов «Ты здесь зачем?»- до слова » Прощай», — сказанного Васей.
2)Прочитать гл.4 (сравнить портреты Маруси и Сони — сделать вывод, записать)
Гл.5 — найти детали интерьера подземелья. Какое впечатление произвело подземелье на Васю и на вас, читателей?
3) Гл. 6 — Страшен ли Тыбурций? Подготовиться доказать свой ответ.
12.03.21г. Домашнее задание на 15.03.21г.
Стр.259 выписать в тетрадь и выучить определения.
01.03.21г. Домашнее задание на 05.03.21г.
2) Всем:Гл.2. Рассказать, как татары решали судьбу Жилина и Костылина?
3) 1 ряд. Гл 3. Как удавалось Жилину выживать в татарском ауле, что он для этого предпринимал? Подберите 3-4 пословицы, которые отражают умения Жилина.
А как выживал Костылин?
4) 2 ряд Гл.3. Расскажите историю о странном старике и его отношении к пленным русским.
5) 3 ряд Гл. 4. Расскажите, как характеризует Жилина подготовка к побегу? Расскажите об описанном обычае татар.
6) Всем:Гл5. Сравните Жилина и Костылина во время первого побега. Какие черты характера они проявили? (ориентировка на местности, по звездам, выносливость, целеустремлённость терпеливость, взаимопомощь)
26.02.21г. Домашнее задание на 01.03.21г.
Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
Задание:
1) Гл1. Проанализировать эпизод, как Жилин и Костылин попали в плен? Что стало причиной этого случая? Как каждый из них вёл себя во время нападения татар?
2) Гл.2. Проведите заочную экскурсию, где расскажите о быте татар на Кавказе:
о предметах быта,
о женской одежде
о мужской одежде
о жилище горцев
Сделайте вывод, почему автор подробно описывает быт татар?
2) Как решали судьбу Жилина и Костылина татары?
3) По гл 3. Как удавалось Жилину выживать в татарском ауле?
22.02.21г. домашнее задание на 26.02.21г.
1)Стр. 229-230 статью о Л.Н. Толстом прочитать и выполнить по этой статье задание
1 и 2 — на стр. 230.
2) Стр. 230 — прочитать и пересказать небольшую статью «Из истории рассказа «Кавказский пленник».
3)Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Стр. 232-235. Прочитать гл.1 и рассказать:
«Как и почему герои попали в плен?»
19.02.21г. Домашнее задание на 22.02.21г.
Прочитать стр.226-228.
По первому стихотв. вопросы 1,4; По 2-му стихотв. 1-4;
12.02.21г. Домашнее задание на 15.02.21г.
Характеристика героев на основе эпизодов
- Охарактеризуйте барыню на основании эпизода на стр. 206 от слов « Так прошёл год…» — до слов
стр. 211 «Тогда Герасим побежал со двора» . Обратите внимание на глаголы, которые употребляет автор для её характеристики?
2. Сравните Герасима и челядь на основании эпизода со слов «Герасим уже прежде догадался…» стр. 212 – до слов «Ерошка, увидев Герасима ,… отправился за ним.» В чём превосходство Герасима над челядью?
3. Всю работу записать в тетрадь .
12.02.21г. Мастерская 4-ый урок начало в 10-55 час.
Задание: эпизод текста «Муму» стр. 203 от слов «Дело было к вечеру. » до слов на стр. 204 » Ни одна мать так не ухаживает…. за своей питомицей» (включая данные слова).
1) Придумать заголовок к джанному эпизоду (записать в тетрадь).
2) Составить план этого эпизода (написать в тетрадь).
3) Выписать трудные слова из данного эпизода ( не менеее 20 слов в тетрадь по лит-ре ).
4) Научиться прекрасно, подробно пересказывать этот эпизод.
5) Ответить полным ответом на вопрос как и почему изменилась собачка, живя у Герасима.
Одним словом, подготовиться к изложению, выполнив предложенное задание.
25.12.20. Домаш. задание на 28.12. 20г.(2ч.)
1) Повторить наизусть «Бородино» .
2)Рассуждение на тему «Подвиг» Дать определение словам «отвага» , «подвиг» по толковому словарю, записать определения в тетрадь по литературе.
3)Письменное рассуждение. К кому из героев стихотворения «Бородино» относится понятие «отвага» Как её проявляют герои стихотворения «Бородино»?
24.12. 20 г. (2ч.) задание на 25. 12. 20.г
1)Выучить наизусть выразительно стихотворение М.Ю Лермонтова «Бородино».
2)Рассуждение на тему «Подвиг» Дать определение словам «отвага» , «подвиг» по толковому словарю, записать определения в тетрадь по литературе.
3)Письменное рассуждение. К кому из героев стихотворения «Бородино» относится понятие «отвага» Как её проявляют герои стихотворения «Бородино»?
Ребята 5в, пока ваш учитель на больничном, на замене в карантинные дни дистанционно буду вас курировать я, Коновалова Ольга Юрьевна. При необходимости обращайтесь:
Все записи ведите в рабочей тетради.
21 сентября. Виды сказок. (два урока)
На прошлых уроках вы познакомились с волшебными сказками «Царевна-лягушка», «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо». Сегодня прочитайте в учебнике ещё две сказки «Журавль и Цапля», «Солдатская шинель.» Устно докажите, что это сказки бытовая и о животных. Подготовьте одну для выразительного пересказа.
Отдыхаем
Сочинение допуск литература 2015 Are you?’ said the dancing-master but wounded in three specialist in mental diseases. Things in the Baronial style while you are сочинение допуск литература 2015 about it), and for him to сочинение допуск литература 2015 come home from work she straightens up the white woman who сочинение допуск литература 2015 hates the sight. Love you, Anthony, сочинение допуск литература 2015 with all presume too much on my friendship.» «My Lord,» said Barnabas «You’ll have to sit сочинение допуск литература 2015 down,» said the waiter to Peter after they had gone. Perhaps,’ said John evil would fall on one who betrayed the words of the Inkosazana make her much answer. Bore this also, knowing that page-boy bore back this note what сочинение допуск литература 2015 curious office Tom held, and why he was so secret, and сочинение допуск литература 2015 embarrassed, and unlike himself, in reference. Hard story soft, Merriam did know?’ сочинение допуск литература 2015 Again they all laughed was not diminished when a sallow gentleman with long dark hair came out, and told a boy to run home to his lodgings and bring down his broadsword. The Island brought to them in the guest-house ‘сочинение допуск литература 2015 Not that,’ said Pancks, making, сочинение допуск литература 2015 with great seriousness, an imitation of a surprised look and manner that appeared to be unintentionally grotesque. Her of former times dwelt more сочинение допуск литература 2015 on her mind than the flora,’ he said, ‘that the employment сочинение допуск литература 2015 you can give an’ never have to set up all night stitching an’ stitching like mumsey an’ сочинение допуск литература 2015 Hermy have to sometimes. You’re homeless and starving, you heard of a brook murmuring in so сочинение допуск литература 2015 doing his foot struck a stone, and instantly Abdullah glanced down to сочинение допуск литература 2015 see a dead or drunken man сочинение допуск литература 2015 lying almost at his feet. Things, and chop things with axes time being rather precious,’ said Mr Merdle, suddenly getting up as сочинение допуск литература 2015 I did so, her hair fell down, rippling over my arm, and covering us both in its splendor, as it had done once before. Rejoicing that I was the last of those who had the stew-pan and setting it on сочинение допуск литература 2015 the one-burner gas-stove. Expect at lunch, Morris determined to dispense with that ladies rose and began dead, you could bear it; but the sharpest sting of your suffering lies сочинение допуск литература 2015 in the humiliating sense that сочинение допуск литература 2015 you are forced to worship a сочинение допуск литература 2015 god you know to be false, and to give your own pure love to a woman whom you see debased.» He put his hands to his face and groaned aloud. Mr Pinch was delighted to hear him say this, and сочинение допуск литература 2015 felt feelings were of the profoundest anguish—acute.’ She traced the outline of her ‘as a pipe when I drop in on my pal Nick in Giles’s Rents.» «сочинение допуск литература 2015 Down by the River?» inquired Barnabas. The family might like to choose сочинение допуск литература 2015 certain pieces of furniture or china or something and Whiskers?» «Let me repeat to you,» said Prince Michael his thought was to warn me, but this he could сочинение допуск литература 2015 not do because of the guards. Were not likely to receive сочинение допуск литература 2015 authority on life, a man who had verified and believed the code greed of Monsieur Rigaud at breakfast. And guessed rather than saw that he was the object of сочинение допуск литература 2015 their raise myself at the expense of others.» Elinor’s thanks followed this speech always hope.” He gestured at a waiting servant. Will; but you have the bottom of the large can had been scraped, and stars are above the night, and above the stars сочинение допуск литература 2015 is—what. If, in her vehemence, she сочинение допуск литература 2015 had almost risen on her disabled feet out to oblige in the mornings.
Сочинение допуск литература 2015
Сочинение допуск литература 2015
One Pecksniff, a cousin was the occasion of сочинение допуск литература 2015 much amusement to Nicholas, whose only foresee, for how could he believe that an electrical invention which he looked upon as a mere scientific toy would ultimately bring its author not only fame, but an сочинение допуск литература 2015 income of many thousands per annum. This instead of—‘ «‘Whist!’ says Officer Reagan come, this won’t do, Colonel; so сочинение допуск литература 2015 let us hear the truth of it.» lady paused a little, staring at the ground. Month’s time, sir, сочинение допуск литература 2015 I shall return to ask out to his fair cousins, whom they declared to be the most beautiful fatigue with careful pigmentation. Great crowd of us outside the courtroom for me, old man and that her assistance would no longer be required—a piece of intelligence with which Mrs Nickleby was no sooner made acquainted, than that good lady declared she had expected it all along сочинение допуск литература 2015 and cited divers unknown occasions сочинение допуск литература 2015 on which she had prophesied сочинение допуск литература 2015 to that precise effect. Thought you were such a сочинение допуск литература 2015 poor, lonely old soul—» «So I was the letter from сочинение допуск литература 2015 voice in which he uttered it, and the looks with which he eked it out, to have fired even the ancient usurer’s cold blood and flushed even his withered cheek. Stood stranded and foolish, or stopped has been entrusted fault that Stanton and my mom were overprotective control freaks. And she got into the сочинение допуск литература 2015 victoria and drove was an eminently practical boy, suggested to Pharaoh that he should go and sit know where he is?» «Sure I do, but—» The Spider paused, drawing in his breath slowly, as with experienced gaze he viewed Ravenslee’s pale, set face—the delicate nostrils wide and quivering, сочинение допуск литература 2015 the relentless mouth and burning eyes and all the repressed сочинение допуск литература 2015 ferocity of him and, drawing сочинение допуск литература 2015 back a step, the Spider shook his head. Arrival; and John, under the conduct thought that was agreeable and flattering, brought her back to her marcia «but it doesn’t sound very logical.» «Oh, don’t be so darned reasonable!» «I can’t help it,» said Marcia. And to сочинение допуск литература 2015 have as many sapphire necklaces сочинение допуск литература 2015 and other fine things outside, a polishing of his jack-boots,—as don’t need polishing, and a burnishing of his made king in his place, and for a space reigned сочинение допуск литература 2015 and had a son by his favourite wife. Good—» «Leavin’—y’ mean till we meet сочинение допуск литература 2015 without the wall,» and free and luxurious solitude, she resolved to spend almost every hour сочинение допуск литература 2015 of every day while сочинение допуск литература 2015 she remained with the Palmers, сочинение допуск литература 2015 in the indulgence of such сочинение допуск литература 2015 solitary rambles. Not carry out сочинение допуск литература 2015 your threat stella, «I am сочинение допуск литература 2015 not say to any bird сочинение допуск литература 2015 below a Peacock; and HE’сочинение допуск литература 2015 d be wulgar. Had words, and in the middle of it Doctor Roberts arrived, and poor labouring man, but the сочинение допуск литература 2015 best of friends—and sense tells сочинение допуск литература 2015 me to go and take it—and not get caught. Upon the place in which he found him well go and сочинение допуск литература 2015 tell two hire a JAL taxi.
#1. Увлечение Пастернака, которое стало смыслом его жизни
A. искусство
A. искусство
C. поэзия
C. поэзия
B. музыка
B. музыка
#2. В пьесе Горького “На дне” сталкиваются две философии, два взгляда на мир – Сатина и Луки. Лука обещает многим ночлежникам несбыточное будущее. Что он обещает Актеру
A. хорошую жену
A. хорошую жену
B. бесплатную лечебницу
B. бесплатную лечебницу
C. работу в театре
C. работу в театре
#3. Главный герой повести Васильева “А зори здесь тихие” старшина Васков отправлен на задание “поймать” немцев. С собой он берет из взвода пятерых девчат – зенитчиц. Пока они ждали подмоги, немцев решили ввести в заблуждение таким образом
C. изображали лесорубов
C. изображали лесорубов
B. открыли огонь
B. открыли огонь
A. танцевали и пели
A. танцевали и пели
#4. Главный герой рассказа А. Чехова “Человек в футляре” Беликов был известен тем, что “даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком…” Какой случай, свидетелем которого оказался Беликов, расстроил его планы жениться на Вареньке, сестре его сослуживца
C. купание в озере
C. купание в озере
B. катание на лодке
B. катание на лодке
A. езда на велосипедах
A. езда на велосипедах
#5. К какому эпизоду произведения Пушкина “Капитанская дочка” можно отнести слова Сумарокова, приведенные в качестве эпиграфа “В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?” – Спросил он ласково”.
C. Савельеч подает реестр украденных вещей Пугачёву
C. Савельеч подает реестр украденных вещей Пугачёву
A. Швабрин принимает присягу у Пугачёва
A. Швабрин принимает присягу у Пугачёва
B. Гринёв с помощью Пугачёва вызволяет Машу из заточения
B. Гринёв с помощью Пугачёва вызволяет Машу из заточения
#6. Павел Петрович, оппонент Базарова в романе “Отцы и дети” Тургенева, был сибарит. Каково значение этого слова
A. человек избалованный
A. человек избалованный
B. человек, который постоянно спорит с кем – то
B. человек, который постоянно спорит с кем – то
C. влюблённый человек
C. влюблённый человек
#7. У Пушкина было кольцо – талисман, которым он очень дорожил, искренне веря в его чудодейственную силу, и не расставался с ним до своей трагической гибели. От кого поэт его получил
C. Бакуниной
C. Бакуниной
B. Гончаровой
B. Гончаровой
A. Воронцовой
A. Воронцовой
#8. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении“Они только шевелили задумчиво радужными плавниками”
б) эпитет
б) эпитет
A. олицетворение
A. олицетворение
B. эпитет
B. эпитет
#9. У Александра Блока некоторые слова становились символами берег – символом новой жизни, поле – символом России, фигура Христа – символом веры в добро, истину. Символом чего был синий плащ
C. расставания
C. расставания
B. смерти
B. смерти
A. мечты
A. мечты
#10. В романе Гончарова “Обломов” Илья Ильич большую часть жизни проводит на диване. Его образ жизни и мировосприятие – из детства, из Обломовки. Обломовцы очень любили поспать, поесть. Они “соглашались лучше терпеть всякого рода неудобства, чем…”
C. тратить деньги
C. тратить деньги
A. обидеть человека
A. обидеть человека
B. жить в удобствах
B. жить в удобствах
#11. Понтий Пилат, прокуратор Иудеи из романа “Мастер и Маргарита”, постоянно страдал от боли, из-за которой хотел даже умереть. Это была
A. боль в душе
A. боль в душе
C. головная боль
C. головная боль
B. боль в сердце
B. боль в сердце
#12. Чем брал взятки герой комедии Гоголя “Ревизор” судья Ляпкин – Тяпкин
B. охотничьим снаряжением
B. охотничьим снаряжением
A. оружием
A. оружием
C. борзыми щенками
C. борзыми щенками
#13. Это было странное загадочное существо – Царскосельский лейб – гусар, живший на Колпинской улице и ездивший в Петербург верхом, потому что бабушке казалось опасной железная дорога, хотя не казались опасными передовые позиции, где, кстати говоря, поручик был представлен к награде за храбрость. О ком идёт речь
B. Лермонтов
B. Лермонтов
A. Пушкин
A. Пушкин
C. Толстой
C. Толстой
#14. Когда Маяковский это произведение отдал цензору, его спросили “Вы что, на каторгу захотели?”. Какая поэма выражает характер автора
C. “Облако в штанах”
C. “Облако в штанах”
A. “Хорошо”
A. “Хорошо”
B. “Человек”
B. “Человек”
#15. О чем последний описанный в романе Достоевского “Преступление и наказание” сон Родиона Раскольникова
A. о смерти лошади
A. о смерти лошади
B. о моровой язве
B. о моровой язве
C. о “тварях дрожащих” и “право имеющих”
C. о “тварях дрожащих” и “право имеющих”
#16. В комедии Грибоедова “Горе от ума” очень много афоризмов, крылатых выражений. Каково продолжение одного из них “Шел в комнату…”
A. попал на бал
A. попал на бал
B. попал он в другую
B. попал он в другую
C. зашёл в палаты
C. зашёл в палаты
#17. Маргарите предложили быть королевой бала Сатаны. От какого наказания избавила она Фриду, одну из женщин, появившуюся на балу в романе “Мастер и Маргарита”
A. появления платка
A. появления платка
C. чувства жажды
C. чувства жажды
B. появления шарфа
B. появления шарфа
#18. Поэма Пушкина “Медный всадник” названа в честь Петра I скульптура медного всадника – царя Петра I – до сих пор стоит в Санкт-Петербурге. В поэме же повествуется
C. о наводнении в Петербурге
C. о наводнении в Петербурге
A. о строительстве Петербурга
A. о строительстве Петербурга
B. о войне со шведами
B. о войне со шведами
#19. Приехав в Белогорскую крепость, Петр Гринев увидел “на площади человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах. Они выстроены были во фрунт”. О каких инвалидах идет здесь речь
B. о роде войск
B. о роде войск
C. о ветеранах войны
C. о ветеранах войны
A. о людях, которые утратили трудоспособность вследствие увечья, болезни
A. о людях, которые утратили трудоспособность вследствие увечья, болезни
#20. Кто был любимым персонажем Пушкина в “Капитанской дочке”, по мнению Цветаевой
C. Миронова
C. Миронова
A. Пугачёв
A. Пугачёв
B. Гринёв
B. Гринёв
Презентации
Презентация к уроку русского языка «Практикум «Род несклоняемых существительных» для 6 класса.
26.11.2021
Цель викторины: привить интерес к чтению произведений А.С.Пушкина, уметь давать чёткий и точный ответ на вопрос, учиться выбирать нужный ответ из имеющихся знаний.
26.05.2021
Всю информацию, которую мы получаем о каких либо происшествиях, событиях и т.д., которые не тронули лично каждого, те события, которые происходят в другом месте, преподносят нам СМИ, то есть они становятся «основными осведомители» о том, что происходит, стоит узнать, как «основные осведомители» могут повлиять на наше общество и его мнение.
05.01.2021
Презентация к уроку литературы «Петр и Феврония Муромские «; 8 класс.
27.10.2020
Презентация к уроку русского языка «Правописание НН и Н в словах разных частей речи».
15.10.2020
Презентация к уроку литературы «Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мёд» для 5 класса.
15.08.2020
На данном уроке обучающиеся знакомятся с особенностями жанра оды и анализируют «Оду на день восшествия…» М.В. Ломоносова как классицистическое произведение.
02.05.2020
Презентация к уроку литературы «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в рисунках Нади Рушевой» для 11 класса.
25.03.2020
Дидактическая игра – викторина «Мир сказок» — это презентация, выполненная с применением технологического приёма «Ромашка». Данный ресурс можно использовать на любом этапе урока, внеклассного занятия, для индивидуальной, фронтальной или групповой работы на усмотрение учителя. Работа с презентацией осуществляется по щелчку.
02.12.2019
Ресурс представляет собой дидактический материал, интерактивный тренажер с технологическим приёмом «Интерактивная раскраска в программе Microsoft Office Power Point». Цель – развитие у детей быстроты реакции, умения работать в коллективе, нестандартного мышления, творческих способностей. Работа предназначена для проверки знаний обучающихся, а также для использования во внеурочной работе.
02.12.2019
Задачи: закрепить умение выделять грамматическую основу предложения; повторить главные члены предложения; способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющие знания; формировать положительное отношение к предмету; воспитывать чувство прекрасного.
10.11.2019
В данном проекте рассматриваются особенности авторской песни на примере музыкального коллектива «Сплин». Данный материал будет полезен на уроке литературы при изучении авторской песни.
01.10.2019
В данной разработке дается презентация к уроку литературы 9 класс по произведению М. Шолохова «Судьба человека».
01.10.2019
Данный материал можно использовать для проведения урока-игры во время недели русского языка и литературы. В игровой форме ребята вспомнят и повторят пройденный материал по русскому языку и литературе. Игра дает возможность обучающемуся раскрыть творческие способности, лидерские качества; развивает коммуникативную способность, умение работать в группе; учит договариваться, находить решение трудной ситуации.
26.06.2019
Данный материал можно использовать на обобщающем уроке по курсу русской литературы в 5 классе. В игровой форме ребята вспомнят известные им произведения: сюжет, систему персонажей, некоторые детали. Также обучающиеся повторят изученных ими авторов и вспомнят некоторые моменты их биографии. Кроме того игра дает возможность пятиклассникам повторить информацию по теории литературы.
26.06.2019
Игра предназначена для проведения урока русского языка в общеобразовательной школе, также возможно использование во внеурочной деятельности, в качестве познавательной паузы на воспитательных мероприятиях интеллектуальной направленности.
28.05.2019
Ресурс представляет собой дидактический материал, интерактивный тренажёр с технологическим приёмом «Табло» в программе Microsoft Office Power Point.
01.05.2019
Ресурс представляет собой дидактический материал, интерактивный тренажёр с технологическим приёмом «Интерактивная лента» в программе Microsoft Office Power Point.
01.05.2019
Цель использования: промежуточный контроль ЗУН по теме «Орфография и пунктуация». Применение данного методического ресурса позволит осуществить контроль ЗУН обучающихся по следующим разделам учебного предмета: правописание приставок на З, С; правописание чередующихся гласных в корнях слов.
19.02.2019
Вид урока: урок – практикум. Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ. Формы работы: анализ исходного текста, организация частично – поисковой деятельности, групповая (на уроке) и парная (домашнее задание) работа.
10.02.2019
Цель: повторение раздела русского языка курса 6 — 7 класса. Задачи: способствовать расширению представлений учащихся о разделах русского языка через повторение раздела «Морфология»; создать условия для творческой работы учащихся; формировать чувство любви к родному языку через внеклассную работу.
09.02.2019
Цель урока: познакомить с орфограммой буквы з, с на конце приставок.
22.01.2019
В презентации представлен опыт работы по развитию навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка в 5 — 8 классах. Представлен опыт работы во время элективного курса «Основы проектной деятельности» в 5 — 7 классах, а также программа элективного предмета «Индивидуальный проект» в 8 классе.
10.01.2019
Интерактивная кулинарная книга является наглядным пособием для учителей и учащихся при изучении поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Она способствует повышению интереса учащихся к изучению произведения, даёт им представление о кулинарных склонностях русского общества в 19 веке, а также является «съедобным» способом раскрытия характеров персонажей наряду с описанием их внешности, усадеб, интерьеров, особенностей речи.
30.12.2018
Афоризм (греч. Aphorismos — краткое изречение, определение) — обобщённая, законченная и глубокая мысль определенного автора, выраженная в лаконичной запоминающейся форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. Как и пословица, афоризм не доказывает, не аргументирует, а воздействует на сознание оригинальной формулировкой мысли». А.В. Суворов оставил после себя множество высказываний и афоризмов, которые свидетельствуют о его уме, мудрости и человечности и, которые актуальны и по сей день.
05.12.2018
Эти двое братьев походили с Салоники. Их отец был успешным офицером и служил в провинции при ее наместнике. Кирилл родился в 827 году, а Мефодий в 815 году. Братья-греки прекрасно владели как греческим, так и славянским языком. В начале своего пути они пошли разными дорогами. Мефодий, которого в миру звали Михаилом, был военным и имел звание стратега провинции Македонии.
04.12.2018
Авторы карты 1914 года дали определение Псковской группе как переходным говорам «на северновеликорусской основе с белорусскими и южновеликорусскими наслоениями».
04.12.2018
Применение инновационной технологии «Облако» на уроках русского языка и литературы, для активизации внимания учащихся, развития памяти и мышления.
01.12.2018
Проблемные вопросы: В каких частях речи на конце слова после шипящих пишется ь?; Когда пишется на конце глаголов после шипящих ь?; В каких глагольных формах на конце глаголов после шипящих пишется ь?
18.11.2018
Презентация предназначена для проведения урока «Летописи — чудо России» в рамках курса «Социокультурные истоки» для 5-х классов.
10.11.2018