Сочинение по прочитанному тексту примеры

Исходный текст: 1тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во

Исходный текст:

(1)Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.

(2) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

(3) Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не весёлой улыбкой, позвала меня – и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

(4) – Вадичка, мальчик, — старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, — ты забыл деньги, мальчик, а я думаю – испугается, так вот – принесла.

(5) Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

(6) Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза, — я же, сбежав по уже о пустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако сделал это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. (7) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. (8) Заметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

(9) На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

(10) Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, — я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

(11) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго. (По М. Агееву)

Сочинение – рассуждение по прочитанному тексту:

Передо мной фрагмент из произведения М. Агеева «Роман с кокаином». Писатель рисует образ жалкой женщины, каждое слово вызывает сочувствие: «облысевшая шубёнка», «смешной капор», «седые волосики», «беспомощно вглядывалась». Герой, мальчик Вадим, стыдится своей матери, смеётся над нею вместе со своими одноклассниками. В противостоянии матери сына вырисовывается проблема взаимоотношений между ними, проблема отцов и детей.

Эта нравственная проблема, к сожалению, вечная. О разногласиях, непонимании людей разных поколений мы читаем в произведениях И. С. Тургенева, А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. Этот вопрос часто становится предметом обсуждения среди психологов, педагогов, журналистов, простых людей в частных беседах, на радио, на телевидении.

Мать, пришедшая в гимназию, поступает вопреки воле сына. Но разве сын имеет моральное право с ненавистью к ней из-за этого относиться? Почему появление матери для него позор, пусть даже она старая, оборванная и жалкая? Автор, на мой взгляд, не на стороне мальчика. Сердце этого чёрствого, самолюбивого человека лишь на мгновение прожгла боль за мать, но ни чувства стыда, ни раскаяния он не испытывает.

Нельзя не согласиться с мыслями М. Агеева о том, что родители, пусть не до конца понимающие нас, – это самое святое в жизни. К ним мы приходим в трудную минуту за помощью, советом, добрым словом.

Родители, как им кажется, стараются всё делать на благо детям. Но дети, к сожалению, не всегда это могут оценить и понять. Вспомним, например, героев из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Несмотря на то что госпожа Простакова — грубая, алчная помещица, она любит своего единственного сына Митрофана и готова ради него на всё. Но сын отворачивается от неё в самую трагическую минуту.

Отношения между детьми и родителями не могут быть безоблачными, идеальными. Но самое главное, что надо научиться признавать свои ошибки, не бояться просить прощения и стремиться к взаимопониманию. В повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» герой Самсон Вырин очень любит свою дочь, но проезжий гусар увозит с собою Дуню. Обезумевший от горя отец спивается и умирает, а Дуня появляется лишь только на его могиле.

Вслед за известным поэтом Расулом Гамзатовым хочется сказать: «Дети мира, берегите мать». Берегите своих родителей, уважайте их и не причиняйте им зла!

Козлова А., 2008 г.

Для успешного прохождения порогового балла по русскому языку необязательно иметь какие-то выдающиеся лингвистические навыки, не нужен даже особый склад ума. Однако наибольшее количество вопросов у выпускников и их родителей вызывает последнее задание экзамена — написание сочинения по прочитанному тексту. В этой статье мы дадим подробную инструкцию, как написать сочинение ЕГЭ.

Структура сочинения

В ЕГЭ по русскому языку сочинение является 27 заданием. Для его выполнения используется бланк ответов № 2. В задании требуется сформулировать и  прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста. В комментарии нужно привести два примера-иллюстрации, между которыми обязательно должна прослеживаться смысловая связь. Далее формулируется позиция автора к этой проблеме, и затем выпускник сам формулирует и аргументирует свое отношение к авторской позиции.

Алгоритм написания сочинения выглядит так:

1. Проблема. Лучше сформулировать её в вопросе, например: «В чем заключается любовь к Родине?»

2. Комментарий. Он обычно занимает одно-три предложения, в которых нужно привести примеры:

  • первый пример с иллюстрацией из текста (размышления автора по проблеме, описания, истории, точки зрения) и обязательным пояснением (что автор хотел этим показать?);
  • второй пример с иллюстрацией из текста и обязательным пояснением.

3. Анализ смысловой связи между примерами из комментария. Они могут дополнять, пояснять, опровергать друг друга.

4. Авторская позиция. Лучше всего прямо отвечать на вопрос (см. п.1: «Автор стремится донести до нас мысль о том, что любовь к Родине заключается в…»)

5. Собственная позиция, согласие или несогласие с мнением автора. Нужно привести аргумент с обоснованием вашей позиции.

6. Заключение.

Максимальный первичный балл за сочинение — 25.

Как видно из схемы, сочинение ЕГЭ отклоняется от стандартного шаблона «вступление-основная часть-заключение». Однако для успешного выполнения задания необходимо только хорошо понимать текст: после нескольких попыток написания этот алгоритм быстро закрепляется в голове.

Какие темы могут встретиться в задании № 27

В сочинении ЕГЭ по русскому постановка проблемы напрямую зависит от темы текста. Ниже мы перечислили основные и наиболее часто встречающиеся из них:

  • Война (подвиг и героизм (в т.ч. массовый), влияние на судьбу человека);
  • Природа (отношение к природе, красота и влияние на человеческую жизнь);
  • Память (тоска о прошлом, память об истории);
  • Русский язык (заимствования и жаргон, сленг, состояние родного языка и отношение к нему);
  • Литература (поэзия, значимость чтения и роль книг в период прогресса);
  • Культура, искусство, музыка (значение и влияние на жизнь человека);
  • История (исторические памятники, отношение к прошлому своей страны);
  • Положительные и отрицательные черты личности (доброта, сочувствие и  сострадание человечность; равнодушие и пороки, подлость, эгоизм);
  • Смысл жизни;
  • Нравственный выбор;
  • Опыт и цена ошибок;
  • Человек и общество;
  • Любовь (материнская и отцовская любовь, сила и несокрушимость чувств, влияние на человека) и т.д.

Что важно помнить при написании сочинения ЕГЭ

Прежде всего, следует помнить, что хорошее сочинение — это отлично проанализированный текст. Чтобы написать сочинение ЕГЭ без проблем, необходимо читать тексты прошлых лет из архивов вариантов или тренировочных баз заданий.

Также важно помнить, что тексты различны по сложности. Некоторые из них содержат в себе более наглядную проблематику. Такими являются, например, тексты о войне. В тех же случаях, когда проблему в тексте определить трудно, стоит уделять большее время сюжетному анализу и повторному прочтению.

Когда стоит начинать готовиться к написанию сочинения

Конечно, лучше всего начинать готовиться к успешному выполнению задания № 27 в десятом классе, вместе с подготовкой к тестовой части экзамена. Тогда у вас будет гораздо больше времени на чтение текстов и тренировку написания.

Но ни в коем случае не стоит расстраиваться тем, у кого до сдачи экзамена остался лишь год. Единственным важным моментом здесь будет только необходимость уделить сочинению много внимания: несмотря на объём материала в тестовой части, 27-е задание тоже достаточно требовательно к знаниям и тренировкам.

Можно ли подготовиться к написанию сочинения ЕГЭ самостоятельно 

В открытом доступе имеется большое количество текстов и даже готовых образцов сочинений. Безусловно, это значительно облегчает подготовку, но, с другой стороны, в таком количестве материала очень легко запутаться.

Тяжелее всего — начать готовиться. Трудно найти в себе силы и мотивацию для  регулярного разбора текстов. С другой стороны, некоторые темы достаточно сложно понять. Также могут возникнуть вопросы с критериями проверки, правильностью и точностью оформления, грамотностью.

Разобраться с таким большим количеством информации, а также научиться правильно и грамотно писать сочинения вам поможет преподаватель. Наши репетиторы всегда помогают систематизировать знания и выстроить график подготовки, быстро проверяя работы и анализируя полученные результаты.

Советы по подготовке

Не забывайте про цитирование

Внимательно подходите к выбору примеров для комментария. Цитаты, взятые из текста, должны быть обязательно объяснены вами в связи с этими примерами. Этим вы доказываете, что для комментирования опирались на материал текста.

Больше читайте и смотрите

Речь здесь идет не только о текстах ЕГЭ: читайте небольшие рассказы, тематические истории, любимые и интересные книги. Смотрите фильмы, соответствующие проблематике текстов. Написать сочинение ЕГЭ помогут даже посты в социальных сетях. Используйте их, чтобы аргументировать свою позицию.

Предлагайте родным, учителям или друзьям читать ваши работы

Если вы сомневаетесь в том, грамотно ли доносите мысль, то лучшим выходом будет чтение сочинения другими. Если вы — родитель, то предложите ребёнку помощь в чтении его работы.

Текст

(1)Скажу «Таня» — и распахнется что-то… (2)Словно откроешь утром плотные шторы — и свет ворвется в дом.

(3)С Таней мы знакомы с детского садика: еще совсем крохами ходили в одну группу. (4)Но там я ее не помню, а первое воспоминание такое. (5)Мы с папой гуляли в парке, и вдруг я услышал пронзительный яркий крик: кто-то звал меня. (6)Оказывается, это какая-то девчонка меня окликала.

(7)Впервые меня так радостно звали. (8)Она махала рукой и даже слегка подпрыгивала от радости, держась за руку своего папы.

(9)Мой отец сказал:

Да это же Таня, ты с ней вместе в садик ходил!

(10)Подумаешь, важность! (11)Стоит из-за этого так орать? (12)Даже при всем снисхождении к девчонкам мне показалась такая радость неприличной. (13)Хотя, конечно, и приятно…

(14)Это он стесняется, — громко сказал мой папа, оправдывая мою сдержанность.

(15)С тех пор живет в душе острое и яркое воспоминание: знойное лето, в сверкающих солнечных лучах горит поставленная на просвет сочная изумрудная листва… (16)Посредине аллеи словно взлетает девчонка в зеленом сиянии и мне рукою машет.

(17)С Таней мы попали в один класс и проучились вместе десять лет. (18)Но так ни разу толком и не поговорили. (19)Я посматривал на нее с таким чувством… (20)Словно знал про нее какую-то тайну: вспоминал, как она меня тогда в парке звала.

(21)Таня расцвела. (22)Большие, ясные глаза ее сияли драгоценным карим цветом. (23)На щеке, у губы, у нее была родинка — очень милая, какая-то родная. (24)Родинка — смешное слово: будто бы Родина, только маленькая…

(25)Таня стала прекрасной гимнасткой, занимала первые места на соревнованиях в нашем городе. (26)Правда, я так ни разу и не удосужился сходить на ее выступления…

(27)Я почему-то сразу зачислил Таню в категорию лучших девчонок: душевных, прекрасных, наделил ее лучшими качествами — и потерял к ней всякий интерес. (28)В старших классах у меня возникли важные задачи: олимпиады по математике, подготовка в институт… (29)Потом я поступил в институт и на каникулах встречался с одноклассниками, видел Таню и даже как-то написал ей письмо.

(30)В ту встречу мы с ней почему-то заговорили о листьях на деревьях, и тогда я нашел стихотворение японского поэта по прожилках на листьях, о том, как он с детства любил эти прожилки рисовать и вот теперь с удивлением разглядывал их в старости. (31)Мне показалось, что Тане это будет интересно, и я ей это стихотворение переписал…

(32)Потом я долго не приезжал домой, не видел ее, только слышал, что она не выходит замуж, а все предложения отклоняет. (33)А потом вышла и работает сейчас тренером по гимнастике, маленьких девочек воспитывает в каком-то тихом городе.

(34)Сейчас я почему-то часто о ней вспоминаю. (35)Однажды учительница нам сказала на классном часе:

А сейчас перед вами выступит чемпионка нашего города по гимнастике…
(36)И выскочила из-за двери Таня в трико и начала куролесить между рядами: ходить колесом, делать стойку на руках, а под конец уселась у доски на шпагат — с гордо отставленной головой. (37)Осанка у нее всегда была прекрасной…

(38)А когда закончила скакать, отдышалась и запела песню — громко, ясно, высоким голосом, обводя всех своими драгоценными глазами. (39)Я подумал: Таня — настоящая красавица! (40)И отвел глаза. (41)Почему-то мне казалось, что это все Таня делает специально для меня. (42)Наверное, я страдал тогда манией величия, ведь я занимал первые места на олимпиадах по математике. (43)Теперь я знаю, что хорошие песни относятся очень лично к каждому:

Хоть та земля теплей,

А родина милей,

Милей — запомни, журавленок, это слово!

(44)Таня. (45)Так и осталась в детстве моем эта светлая тайна. (46)Почему она кричала так радостно тогда, когда увидела меня в парке?

(По Ю. Нечипоренко*)

  • Юрий Дмитриевич Нечипоренко (род. в 1956 г.) — русский прозаик, арт-критик, художник, культуролог.

Рецензия

Бывает так, что в появляется в жизни человек и оставляет яркий след в памяти. Именно о таком человеке вспоминает герой предложенного текста, автором которого является русский прозаик Ю. Д. Нечипоренко.

Текст написан от первого лица, это придает размышлениям героя очень личный, даже интимный характер. Вместе с повествователем мы перелистываем страницы его памяти: раннее детство, школа, институт, взрослая жизнь. Редки встречи героя с Таней, но каждая встреча — яркое пятно в памяти. Нельзя не отметить ключевые слова, сопровождающие рассказ о Тане: «свет», «радость», «яркий крик», «сверкающие солнечные лучи», «сияние», «драгоценный карий цвет», «драгоценные глаза», «светлая тайна». Все эти слова рождают в душе читателя ощущение чего-то необыкновенно яркого, ослепительно сияющего и незабываемого.

Текст имеет кольцевую композицию: начинается именем Тани и заканчивается им. Это не только придает тексту завершенность, гармоничность, но и дает возможность читателю вернуться к сказанному в самом начале на новом уровне понимания текста. Почему же, пройдя через жизнь героя, Таня осталась в нем лишь ярким воспоминанием? Виноват ли герой текста, что не сблизился с Таней ни в школе, ни после школы? Почему испытывает он светлую грусть, вспоминая о Тане?

Трудно ответить определенно, да автор и не ставит задачу найти однозначные ответы. Скорее, он подводит нас к размышлению о том, как важно увидеть, понять, что человек рядом с тобой не случайно пересек твой жизненный путь. Очень важно не потерять такого человека, не упустить его в суете повседневности.

Я не могу не принять позицию автора. У каждого из нас, наверное, есть воспоминания о таких людях, как героиня текста. Перебираешь воспоминания, и понимаешь, что жизнь могла бы стать более яркой, светлой, наполненной, если бы…

Кто не читал в детстве «Слепого музыканта» В.Г. Короленко? Встреча Петра и Эвелины стала для каждого из них судьбоносной. Эти молодые люди смогли стать друг для друга близкими, самыми нужными, самыми дорогими. А помните их первую встречу, когда девочка, обидевшись на Петруся, едва не ушла? Невозможно представить, что было бы с героем, уйди она навсегда.

А в рассказе И.А. Бунина «Солнечный удар» герои (он и она), встретившись случайно, расстались навсегда. Не придав поначалу значения это мимолетной встрече, герой рассказа после расставания ощущает, что он потерял в жизни что-то, без чего теперь ему эта жизнь кажется пресной, тусклой. Он не задумываясь отдал бы жизнь, если бы это помогло ему вернуть незнакомку. Автор пишет, что поручик не понимал, почему эта женщина так для него важна, но она стала ему необходимей жизни. Мы понимаем, что всю оставшуюся жизнь поручика будут мучить воспоминания об этом солнечном дне, когда он встретил эту женщину и тут же ее потерял.

Невозможно прожить жизнь дважды. Невозможно вернуться прошлое и что-то исправить, кому-то сказать всего несколько таких важных слов. Поэтому нужно стараться не упускать из своей жизни людей, способных сделать ее более светлой и наполненной добром и любовью. Благодаря автору текста Ю.Д. Нечипоренко читатель имеет возможность задуматься над этой важной проблемой.

Иванова
Людмила Игоревна, учитель-методист  русского языка и литературы МОУ «СШ№22
имени Маршала Сергеева города Макеевки», ДНР

Авторская
разработка

Учим писать сочинение по прочитанному тексту

РАБОТА С ПРИТЧАМИ – 1

Притчи древности

Из 
книги:

Словарь
литературных терминов. / Сост. И.В.Клюхина. – 7-е изд. – М.: ВАКО, 2018. — 
96с. – (Школьный словарик).

ПРИТЧА   —   небольшой
рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. По своему характеру
притча близка к басне. Однако смысл притчи всегда
более глубокий: она иллюстрирует идею, касаясь общих проблем морали,
общечеловеческих законов, тогда как басня даёт суждение по более конкретной
ситуации. Нет в притче и традиционных условных персонажей басни.
С древних времен вплоть до Х
VIIIв. притча имела
морально-религиозное содержание. В старой притче не было
характеров; время, а зачастую и место действия не были конкретны, не было
развития событий. Притча не изображала, а сообщала,
и в самом сообщении звучала мораль, которую должен был усвоить читатель
(например, «Притча о сеятеле» из Нового Завета»).

       В ХIХв. притча
используется писателями с целью прямого наставления читателя в вопросах
человеческого и общественного поведения (Например, притчи Л.Н.Толстого,
адресованные в основном детям, призывают к доброте и трудолюбию
).

      В ХХв. притча
получила особенное назначение в литературе: стала использоваться в
произведениях с особой нравственной целью  (например,  повесть Чингиза
Айтматова «Белый пароход»: сказка о Матери-оленихе – как основа для размышлений
о добре и зле
). Появились новые жанры, которые имеют притчевый характер: рассказ-притча,
повесть-притча, роман-притча, драма-притча
. В подобных произведениях
главное не характеры и не обстоятельства, а исключительная заострённость
авторской мысли на моральных вопросах, к которой приковывается внимание
читателя. Сюжет в этом случае важен как пример, с помощью которого автор
стремится нагляднее и убедительнее донести до читателя своё понимание вещей и
заставить задуматься над этим (например, Ф.Кафка – новелла-притча
«Превращение», Э.Хемингуэй–повесть-притча«Старик и
море»,У.Голдинг–роман-притча«Повелитель мух»).
 

Из 
книги:

Притчи.
Хасидские, египетские, суфийские. – Харьков: «ФОЛИО», 2010. – 190 с.

ЛИШЕНИЯ И БОГАТСТВО

суфийская притча

     Обезьяна раз сказала человеку:

— Посмотри, как я обездолена, разве ты не
видишь этого? У меня нет ни крыши над головой, ни хорошей еды, ни одежды, как у
тебя. Ни сбережений, ни мебели, ни украшений,  ни земель — вообще ничего. Ты
же, наоборот, имеешь  всё это, и даже больше того!

     Человек от таких слов устыдился и
отдал обезьяне всё, что имел.  Сам же он стал нищим.

     Настало время обезьяне официально
вступать во владение имуществом человека.

— Ну и что ты будешь теперь делать со всем
этим? — спросил человек.

— Вот еще, стану я разговаривать с дураком
без гроша в кармане, вроде тебя!

Словарная работа:

Суфизм  —  аскетически-мистическое
направление в исламе, включающее как учение, так и
          духовные практики, направленные на борьбу человека со скрытыми душевными
пороками и

        
 духовное воспитание личности; мусульманское подвижничество; образ  жизни

        
 последователей суфизма и их объединения; одно из основных направлений
классической

          мусульманской философии.

Су́фий  —   последователь суфизма.

ЗАДАНИЯ и ВОПРОСЫ:

1.     
 Определите проблемы,
обозначенные в данной притче

2.     
 Дайте развернутый ответ на вопрос:
Что проявилось в поступке человека: глупость, совестливость, страх перед
мнением общества или что-то другое?

3.     
Как вы думаете, обезьяной руководило
обостренное чувство справедливости, социальная зависть или природная алчность?

4.     
Можно ли на основании всего происшедшего
в данной истории сделать вывод, что можно считать нравственным, а что –
безнравственным?

5.     
Что у вас вызвало изумление при чтении
данной притчи?

Вариант ответа (подсказка):

ПРОБЛЕМЫ,
поставленные в притче:

      
– 
Проблема социального неравенства, конфликт между
бедными и  богатыми.

             
(Этот конфликт в данном тексте только обозначен, он не является
основой движения сюжета
)

      
  Проблема совести

             
(Совесть есть у человека, который устыдился своего имущества.
Совести нет у обезьяны – и

                 
 это позволило ей хитростью выманить имущество у человека, да ещё и
возгордиться этим
)

      
 
Проблема  алчности

      
 
Проблема зависти

      
 
Проблема неблагодарности

      
 
Проблема справедливости

      
 
Проблема глупости 

              
(
Человек отнюдь не глуп! Но с обывательской точки зрения ему может
быть выдвинуто
                   подобное обвинение: «Зачем, мол, невесть кому отдавать
«своё», «нажитое трудом». С какой
                   стати?! Лишь глупец может так поступить!» Это рассуждения
людей, не способных
                   бескорыстно что-то сделать, тем более, от чего-то
отказаться. Правильно ли так
                   поступать?  – Вопрос дискуссионный, сложный; у него не будет
однозначного ответа
).

      
 
Проблема «доброго жеста»
              (
Это то, на что трудно решиться обычному
человеку, т.к. за «добрый жест» могут посчитать
                  «глупым», подвергнуть недоверию и осмеянию. Кто-то может
воспринять подобный жест как

                
 пиар или как демонстрацию  своего превосходства. На самом деле, на такой жест
способен

                
 человек совестливый, сострадательный, милосердный и бескорыстный
)

      
 
Проблема нравственности и её уровня

             
(
Низкий уровень нравственности у
обезьяны. И это подтверждают

                      
— её хитрость

                      
— её стремление манипулировать другими

                      
— поразительная неблагодарность

                      
— завышенная самооценка: обезьяна себя очень сильно зауважала за то, что
вынудила
                                          человека отдать ей всё имущество

                      
— презрительное отношение к добрым порывам человека, к его щедрости, к его

                     
                    способности пожертвовать «своим» во имя справедливости

                 
     — полное отсутствие совести.

                 
Высокий уровень нравственности у человека, на что указывают:

                       
— чувствительная совесть

                       
— способность к бескорыстной жертве

                       
— щедрость

                       
— философское отношение к хамскому поведению обезьяны
)

ЧЁРНЫЙ РАБ И СОБАКА

суфийская притча

        Богатый
купец владел, помимо всего прочего, роскошным фруктовым садом. Однажды он пошёл
погулять в нём, и когда проходил по винограднику, то увидел чёрного раба. Тот
расположился прямо на земле с куском хлеба в руках, а напротив него сидела
собака. Раб отломил кусок хлеба и бросил его псу. Затем еще и еще, пока наконец
не скормил всё, что у него было.

        Купец
подошел к нему и спросил:

        —  Сколько
хлеба ты получаешь в день?

        —  Это
всё, что у меня было, — отвечал раб.

        —  А зачем
ты отдаёшь хлеб собаке?

        —  Собаки
здесь редкость, — говорил раб, — эта прибежала откуда-то издалека, и сразу
видно, что очень голодна. Поэтому я и решил её накормить.

        — Но что
ты сам будешь есть сегодня? — спросил купец.

        — Ничего.
Но все в порядке, я потерплю.

        Услышав
эти слова, купец подумал: «Я известен во всей округе как щедрый человек, и
действительно, я помог очень многим. Но этот человек превзошёл меня, хотя он
просто скормил хлеб голодной собаке».

        После
этого купец даровал рабу свободу и подарил ему весь большой фруктовый сад.

ЗАДАНИЯ и ВОПРОСЫ:

1.      Дайте характеристику
рабу.

2.      Дайте
характеристику купцу.

3.      Дайте
развернутый ответ на вопрос:

За
что наградил купец раба?

— Почему
купец посчитал, что его обильная щедрость меньше щедрости раба?

— Как вы
думаете, эти два человека находятся на одном уровне

             
 нравственности или на разных? Объясните свою точку зрения.

NB:  Отвечая на
вопросы, не забывайте, что ваш текст должен быть составлен по законам рассуждения: 
Т  —  А  —  П  —  В  (Тезис – Аргументы – Примеры – Вывод, который подтверждает
или опровергает Тезис)
.

КОРШУН И КОШКА

египетская
притча

        Жил некогда коршун, рожденный на
вершине горы, и жила кошка, рожденная у подножья этой горы.

        Коршун долго не решался улетать из
гнезда за пищей для своих птенцов – он боялся, что кошка достанет их и съест.
Но и кошка тоже боялась уходить за пищей для своих котят, опасаясь, что коршун
их унесет. Так было до тех пор, пока однажды сказал коршун кошке:

        – Давай отныне жить как добрые
соседи! Дадим клятву великому богу Ра и скажем: «Если кто-нибудь из нас
отправится за кормом для своих детей, другой не станет на них нападать!»

        И они поклялись, и обещали перед
богом Ра, что не отступятся от своей клятвы.

        Но однажды коршун отнял у котенка
кусок мяса и отдал его своему коршуненку. Это увидела кошка и решила отнять
мясо у коршуненка. И когда он повернулся к ней, кошка схватила его и вонзила в
него свои когти.

        – Клянусь Ра, это не твой корм! –
запищал коршуненок, когда понял, что ему не вырваться. – За что же ты вонзила в
меня свои когти?

        Но кошка ему ответила:

        – Откуда же у тебя это мясо? Ведь
принесла его я, и принесла моему котенку, а не тебе!

        – Я не летал к твоим котятам! –
отвечал коршуненок. – И если ты станешь мстить мне или братьям моим и сестрам,
то Ра увидит, что ты нарушила принесенную ему клятву.

        Тут он хотел взлететь, но крылья не
смогли унести его обратно на дерево. Словно умирая, он упал на землю и сказал
кошке:

        – Можешь убить меня, но тогда
погибнет твой сын и сын твоего сына.

        И кошка его не тронула. Но вот прилетел
коршун и нашел своего птенца на земле. Охватила его злоба, и сказал он в
сердцах:

        – Клянусь, я отомщу! Я сделаю это,
когда Возмездие вернется сюда из далеких земель страны Сирии. Тогда пойдет
кошка за пищей для своих котят, а я нападу на них. И станут котята кормом для
меня и моих детей!

        Однако коршуну долго не выпадал
подходящий момент, чтобы напасть на дом кошки и уничтожить весь ее род. Он
следил за каждым шагом своего врага, и днем и ночью думал о своей мести.

        И вот однажды кошка оставила своих
котят. Коршун увидел это, напал на них и унес. И когда кошка вернулась, она не
нашла ни одного котенка. Тогда она обратилась к небу и воззвала к великому Ра:

        – Узнай о моем горе и рассуди нас с
коршуном! Мы оба дали священную клятву, но он нарушил ее. Он убил всех моих
детей!

        И Ра услышал кошку и послал
Небесную силу, чтобы покарать коршуна. Отправилась Небесная сила и отыскала
Возмездие, которое сидело как раз под тем деревом, где было гнездо коршуна. И
Небесная сила передала Возмездию повеление Ра покарать коршуна за то, что он
сделал с котятами.

        Однажды коршун увидел одного
сирийца, который жарил на углях горную дичь (он не знал, что все это специально
устроено Возмездием, чтобы покарать его). Схватил коршун кусок мяса и унес его
в свое гнездо. Но он не заметил, что к мясу пристали горящие уголья.

        И вот гнездо коршуна запылало,
изжарились все его дети и упали на землю к подножью дерева.

        Пришла тогда кошка к дереву, где
было гнездо коршуна, но птенцов не тронула.

        – Клянусь именем Ра, ты долго
охотился за моими детьми, и вот ты напал на них и убил! – сказала она коршуну.
– А я даже теперь не трогаю твоих птенцов, хоть они и поджарились в огне!

Словарная работа:

Ра  —  Ra
— древнеегипетский бог солнца, верховное божество в религии древних
египтян.

         
Его имя означает «Солнце». Центром культа был Гелиополь, где Ра был
отождествлён с
          более древним местным солнечным божеством, Атумом, и где ему были
посвящены (как его
          воплощения) птица Феникс, бык Мневис и обелиск Бен-Бен (Бенну
в египетской
          мифологии
птица. которая по легенде  является душой бога Ра. Название
связано со словом

          «вебен»,
означающим «сиять»).  

ЗАДАНИЯ и ВОПРОСЫ:

1.     
 Определите проблемы,
обозначенные в данной притче

2.     
 Дайте характеристику кошке.

3.     
 Дайте характеристику коршуну.

4.     
 Дайте развернутый ответ на вопрос:

—   Что проявилось более в диалоге кошки и коршуненка: ум птенца, его
хитрость, страх или его врожденная способность к манипулированию другими?
Аргументируйте.

—   Почему кошка ни разу не тронула птенцов коршуна, несмотря на его
поведение?

—   Почему коршун повел себя столь нечестно несколько раз? Кем он при
этом пренебрег: кошкой, Возмездием или самим богом Ра? Поясните свою мысль.

5.     
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Какие
выводы для себя мы можем сделать, познакомившись с историей кошки и коршуна?»

NB:  Не
забывайте, что ваш текст должен быть составлен в соответствии со схемой:

 Т  —  А 
—  П  —  В  (Тезис – Аргументы – Примеры – Вывод, который подтверждает или
опровергает Тезис).

Вариант ответа (подсказка):

Проблемы

    
   проблема чести и достоинства

    
—   проблема клятвопреступничества  (или  «верности данному слову»)

    
—   проблема преступления и наказания

    
—   проблема пренебрежения по отношению к высшим силам

    
—   проблема сострадания

Из 
книги:

Притчи.
Ведические, индийские, буддийские. – Харьков: «ФОЛИО», 2014. – 222 с.

А ЗАЧЕМ ПОЁТ ПТИЦА?

индийская притча

         Ученики гуру задавали ему много
вопросов о боге. В конце концов учитель сказал:

         – Бога не знает никто, и никто не
сможет познать бога умом. Также и любое утверждение о нем, любой ответ на ваши
вопросы будет лишь искажением Истины.

         Услышав такой ответ учителя,
ученики были озадачены.

         – Но тогда зачем ты говоришь о
нем?

         – А зачем поет птица?

Словарная работа:

Гу́ру  —  — духовный наставник, учитель, тот, кто
передаёт знание (прежде всего, истину о Боге),

          кто
направляет и питает пробуждение ученика. Дословно это слово переводится как –
тот,

          кто
рассеивает тьму, и широко используется у буддистов, индуистов и сикхов

ЗАДАНИЯ и ВОПРОСЫ:

1.     
Что хотели узнать ученики? Почему?
      (
ученики задавали много
вопросов разных о Боге потому, что хотели познать Бога,

        приблизиться к нему, так как хотели духовно
совершенствоваться.Ведь главной целью их
        обучения было узнать у гуру Истину о Боге
)

2.     
Почему гуру сперва давал ученикам ответы, а
потом сказал, что любые ответы на их вопросы будут «лишь искажением Истины»?

      (гуру сначала
отвечал на все вопросы учеников, т.к. его задача была учить их, т.е. передавать

         им свои знания. По истечении
некоторого времени он решил, что у них уже достаточно

         сведений, чтобы теперь суметь оценить
всю сложность и неоднозначность полученного

         знания: он им попробовал объяснить,
насколько трудно овладеть смыслом Истины. Учитель

         это сделал в простой форме. Оказалось
же, что его ученики еще не готовы это понять
)

3.     
Почему гуру сказал ученикам, что «любой ответ на ваши вопросы будет лишь искажением Истины»? Это значит,
что Истины нет – или что-то другое? Почему он так считает?
        (
гуру считает, что
великая Истина для человека непознаваема, так как у него слишком мало

          знаний: Бога – Истину – не знает
никто, и никто не может познать его умом. А это значит,
          что у человека в распоряжении только его допущения и домыслы, которые
предложил ему  
          собственный ум, а это значит. что даже самое разумное объяснение,
скорее всего,
          содержит искажение Истины
)

4.     
Зачем же поёт птица?
        (
птица поёт потому,
что не может не петь: её сущность выражается в пении.

          Можно еще сказать: сердце птицы
велит ей петь: так она выражает свои чувства.
          Можно еще сказать: «Потому, что у неё есть песня».
          Другими словами, птица поёт не потому, что ум подсказал ей  заявить
во всеуслышание о
          чем-то, а потому, что сердце потребовало излить чувства
)

5.     
Как вам показалось, своим ответом гуру призвал
учеников в восприятии Истины руководствоваться умом или сердцем? Объясните свою
мысль.
         (
Знания – это плод
деятельности ума. И без них нельзя. Но Истина – это то, знаний о чем
            не хватает. Поэтому следует прислушиваться к сердцу, чувствам,
интуиции, которые
            подскажут, где Истина…
)

6.     
Определите проблемы, обозначенные
в данной притче

         (— проблема познания:
познаваема ли Истина?
            — проблема потребности познания;
            —
проблема готовности принять знания, их осмыслить;
            — проблема того, кто имеет знания: невозможно ученому,
философу, богослову не думать и
                    не говорить о поисках
Истины, даже если кажется, что
познать её невозможно
            — проблемы для того, кто не имеет знания:
                      а) действительно ли Бог – Истина?
                      б) так ли необходимо и важно пытаться познать
Истину, особенно если известно,
                          что познать её нельзя?
)

7.     
Напишите сочинение-рассуждение о том, зачем
гуру так запутал своих учеников.

индийская притча

           Всякий раз, когда гуру и его
ученики начинали молиться, в ашрАм входил кот и отвлекал их. В конце концов
гуру сказал ученикам, чтобы они привязывали кота на время молитвы.

          Через некоторое время гуру умер,
но кота по привычке продолжали привязывать. Затем не стало и кота, и тогда в
ашраме завели нового, которого так же привязывали на время молитвы. По
прошествии веков некоторыми последователями гуру были написаны научные труды. В
них указывалось, что привязывание является точным выполнением инструкций гуру и
имеет особую важность при отправлении богослужения.

Словарная работа:

АшрАм  (санскр.)  — обитель
мудрецов и отшельников в древней Индии

ЗАДАНИЯ и ВОПРОСЫ:

1.      Почему
стали привязывать кота? Чем была продиктована такая необходимость?
         (
кот
мешал молиться, когда заходил в ашрам, потому гуру приказал/попросил/распорядился
его привязывать
)

2.      Что
произошло с котом после смерти гуру?
         (
кота
продолжали привязывать на время молитвы
)

3.      Почему
продолжали привязывать кота, а после его смерти – и следующего? Действительно
ли они так сильно мешали молитве?
         (
привязывали
кота по привычке
)

4.      Когда
процедуру привязывания кота стали связывать с богослужебными целями?
         (
по
прошествии нескольких веков стали придавать процедуре привязывания кота
особенное богослужебное  значение
)

5.      Почему это
произошло:  незначительное действие бытового характера (
«не пускать резвящееся
животное туда, где молятся», потому что оно отвлекает от молитвы, мешает
) возвели
на уровень «ритуального действа», которое «имеет особую важность при
отправлении богослужения», да еще и приписали гуру подобную инструкцию?
        (
произошедшее
говорит о том, что ученики гуру выполняли его просьбы и указания механически,
не вникая в содержание его слов, не стремясь их понять. Это привело к тому, что
постепенно все забыли, с чего все начиналось, т.е. что первоначально не было
никакого богослужебного назначения у привязывания кота, но зато все помнили,
что делали это по просьбе гуру. В итоге, авторитет гуру заставил людей, которые
жили позже, посчитать, что у этого действия есть какое-то очень важное
значение, связанное с обращением к Богу. Т.о., следствие стало результатом
процесса, который не имел достаточной причины для его проведения. Иными
словами, котов привязывали зря, придавая значение совершенно бессмысленному
действию, что, конечно, не только не было полезно молящимся, но указывало на
сам процесс их молитвы, как на нечто автоматически-механическое,  неосознанное,
а значит – ненастоящее
)

6.      Чем
напоминает данная история притчу Франца Кафки «Прометей»?
          (
Потерялся
смысл исполняемого действия, т.к. из-за давности лет все забыли причину его
появления. Более того, действию придали несвойственный ему смысл, что оставляет
в душе неясное чувство подмены, обмана
)

ПЕССИМИСТ, ОПТИМИСТ И РЕАЛИСТ
буддийская
притча

          У одной
женщины было три сына. Однажды она послала старшего на рынок, дала десять
рупий, бутылку и велела купить растительного масла. Мальчик пришел на рынок,
купил масла, но на обратном пути он споткнулся, упал и выронил бутылку. Пока он
поднимал ее, половина масла вытекла на землю. С плачем мальчик вернулся домой.

          — Мама,
полбутылки вылилось, половина масла пропала!

          Спустя
несколько дней мать послала на рынок среднего сына. Ему, как и старшему сыну,
мать дала десять рупий и бутылку и наказала принести масла. Мальчик выполнил
поручение, но когда шел назад, выронил бутылку. Снова половина масла вылилась.
Довольный собой, мальчик вернулся домой:

          — Мама,
смотри, я сберег половину масла! Бутылка упала и едва не разбилась, масло стало
литься на землю, но я успел спасти половину масла!

Прошло еще
некоторое время, и матери снова понадобилось масло. На этот раз она послала на
рынок младшего сына. С ним случилась такая же история, как и с братьями: он
купил на десять рупий масла, а возвращаясь домой, выронил бутылку и пролил
половину масла.

          — Мама,
— сказал мальчик, вернувшись домой, — половина масла, к счастью, осталась, но
половину я потерял. Но ты не волнуйся, я сейчас вернусь на рынок, поработаю там
хорошенько, заработаю там пять рупий и докуплю масла. К вечеру бутылка будет полна!

ЗАДАНИЯ и ВОПРОСЫ:

1.      Кому из
этих мальчиков будет легко в жизни, а кому трудно? Почему?

2.      Напишите
сочинение-рассуждение на тему «Какие выводы можно сделать из притчи «Пессимист,
оптимист и реалист»?»

Из 
книги:

Притчи
человечества 1-2/ Сост. В.В.Лавский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 377 с. –
(Мудрость человечества).

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

индуистская притча

          При
дороге стоял ствол засохшего дерева.
          Ночью прошёл вор и испугался: он подумал, что это стоит, поджидая
его, полицейский. Прошёл влюблённый юноша, и сердце его радостно забилось: он
принял дерево за свою возлюбленную. Ребёнок, напуганный страшными сказками,
увидев дерево, расплакался: он подумал, что это привидение.
          Но во всех случаях дерево было только деревом.
          Мы видим мир таким, каковы мы сами.

ЗАДАНИЕ

          Напишите 
сочинение-рассуждение  «О чем толкует данная притча?»

NB:  Не
забывайте, что ваш текст должен быть составлен в соответствии со схемой: Т 
—  А  —  П  —  В

И ПУСТЬ СТРАДАЮТ!

индуистская притча

          Жил-был
петух. Утром на восходе солнца он кукарекал.

          Однажды
он разозлился на жителей деревни. «Ладно, — подумал он, — эти люди меня не
уважают. Ну и пусть. А я за это не буду им кричать «ку-ка-ре-ку». Пусть потом
посмотрят, когда солнце не взойдет над их деревней. А я пойду в другую
деревню».

          И он
пошел в другую деревню. Всю ночь он шел. И утром, когда он прокукарекал в
другой деревне, увидел, что встает солнце. Он проговорил сам себе:

          —   Ага,
видите, в этой деревне встает солнце. А в той деревне люди, должно быть,
страдают. И пусть страдают! А меня, куда бы я ни пошел, люди везде будут
уважать!

ЗАДАНИЯ и ВОПРОСЫ:

1.      В чем
заключается заблуждение петуха?
          (
петух
считал, что имеет власть повелевать солнцу всходить на небо. Он не знал, что

          солнце
восходит не потому, что петух кричит, а потому, что таков закон природы
)

2.      Что
способствовало заблуждению петуха?
          (
1.
Петух был невежественным и не понимал, как устроен мир.  2.  Петух был слишком
            самонадеян и наполнен гордыней; он во многом преувеличивал
собственную значимость
)

3.      Петух в
итоге был огорчен из-за своей промашки? 
          (
он
был еще и глуп, поэтому ничего не заметил и был вполне удовлетворен)

4.      Напишите
сочинение-рассуждение «Почему страшно оказаться невежественным гордецом?»

СЕЯТЕЛЬ

христианская притча

          …Вот
вышел сеятель.
          И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали
то.

          Иное
упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что
земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корней,
засохло.

          Иное
упало в терния, и выросло терние и заглушило его.

          Иное
упало на добрую землю и принесло плод; одно во сто крат, а другое в шестьдесят,
иное же в тридцать…

ЗАДАНИЕ

          Напишите 
сочинение-рассуждение  «Чему учит данная притча?»

NB:  Не
забывайте, что ваш текст должен быть составлен в соответствии со схемой: Т 
—  А  —  П  —  В

Из
книги:

Повесть
временных лет: Произведения древнерусской литературы в переводах Д.С.Лихачёва.
– СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020 – 384с.–с.45

ПРИТЧА ОБ ОБРАХ

     …
Когда
же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть
от хазар, так называемые бОлгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле
славян. Затем пришли белые угры и заселили землю Славянскую. Угры эти появились
при царе Ираклии, и они воевали с Хосровом, персидским царем.

      
В те времена существовали и обры, воевали они против царя Ираклия и чуть
было его не захватили. Они воевали и против славян и притесняли дулебов
— также славян. Обры  творили насилие женам дулебским. Бывало, когда надо было
ехать обрину, то не позволял он запрячь коня или вола, а приказывал впрячь в
телегу трех, четырех или пять дулебских жен и заставлял вместо лошадей везти
его, обрина. И так всячески обры мучили дулебов.

     
Были же эти обры велики телом, и умом горды, и уверены в том, что им все
дозволено.

     
И Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина.

     
И есть поговорка на Руси и доныне: «Погибли, яко обры» (
«Погибоша
яко обре»)
, — их же нет ни племени, ни потомства

           После
обров пришли печенеги, а затем прошли черные угры мимо Киева, но было это после
— уже при Олеге.

Словарная
работа:

«сели по Дунаю»  —  «осели на
землях Дуная», расселились по Дунаю

«от скифов, то есть от хазар» — произвольное
отождествление скифов, государство

                     
которых прекратило свое существование в
ІІІв., и хазар ( Хазарский

                     
каганат) –
VIIXвв. (восходит к византийским
источникам)

«стали поселенцами на земле славян»
поселил ись на земле славян, т.е. стали жить на

                     земле
славян, заняли земли славян

белые угры  — тюркское племя
«оногуров»,
VIVIIвв – на Балканском полуострове.

черные угры – собственно угры,
т.е. венгры.

авары   –      по-древнерусски
«обры» — союз племен, образовавших Аварский каганат в
VIв.

                    
Центром каганата была Паннония (территория современной Венгрии). Были

                    
разгромлены франками в
IXв. и после этого бесследно
исчезли из этого мира,

                    не
оставив потомков
.

дулебы  –   славянское племя,
обитавшее а Паннонии, где гнет авар был особенно значителен

«погибли яко обры» («Погибоша
яко обре»)пословица означает «сгинуть без следа», потому

                   что,
будучи  разгромленными франками, авары (обры) исчезли из  этого мира,

                   не
оставив  потомков
.

ВОПРОСЫ И
ЗАДАНИЯ:

1. — Обры в
летописной притче – это выдуманный летописцем народ?

2. — Какими
были обры в летописи? Дайте общую характеристику этому («летописному»)

      народу.

3. – Как вы
думаете,почему(зачем) обры издевались над дулебами и их женами?(они были

       патологически
жестокими людьми и получали наслаждение от вида чужих мучений?

       они
считали, что только так можно заставить повиноваться покоренный народ?

       они так
самоутверждались за счет других?  так тешили свою гордыню, требовавшую 

       неограниченной
власти над порабощенным народом и безропотного подчинения со

       стороны
этого народа? они любили иллюзию всевластности? Они слишком

       ненавидели
и предавали презрению женщин?)
            
(Вероятно,
все эти порочные качества были присущи обрам, что заставляло их

              издеваться
над женами дулебов)

4. — Почему от
обров не осталось и следа на земле по историческим сведениям?

           
(Это древнее воинственное
племя однажды было разгромлено франками и истреблено.

             Никто не
спасся: авары исчезли, не оставив после себя потомков. Теперь о них нет нигде

             даже
упоминаний. Впрочем, историки считают, что некоторое количество обров

             смешалось
(ассимилировало) с венграми.

5. — А по
тексту летописной притчи?

           
(Обры
были «умом горды» и слишком самонадеянны, что есть великий
грех
. «И Бог

             истребил
их, умерли все, и не осталось ни одного обрина». Осталась о них лишь поговорка

             на
Руси)

6. — Почему
летописец избрал именно такой вариант для объяснения конечной судьбы

      обров? 
Можно ли сказать, что летописец исказил правду о произошедшем с обрами и

      об их
исчезновении? Он это сделал по какой причине: не знал правду, ему правда не

      нравилась
или еще почему-то? Почему вы так думаете? 
            (В
древности человек верил, что все в мире происходит по воле Бога, а значит, и

            поражение обров
в битве с франками и их истребление произошли по воле Бога. Т.о.,

           летописец,
фактически, историческую правду не исказил, просто не стал вдаваться в

            подробности:
ведь в любом случае, как он считал, обры были истреблены по замыслу и

            воле Бога)

7. — По
вашему мнению, обры наказаны за то, что притесняли народ дулебов или за

      что-то
другое?

             (Обры были наказаны, в
первую очередь, за гордыню и абсолютную уверенность в своей

                безнаказанности.
Именно поэтому они позволяли себе притеснять дулебов, издеваться

                над ними,
чинить всякую несправедливость над их женами и над их достоинством. Бог

                не мог им
этого позволить, т.к. гордыня и пренебрежение другими людьми расходятся с

               
христианским учением и с законами справедливости)

8. — Чему
учит эта летописная притча?

            Напишите 
развернутый  ответ на вопрос.

Тренировочный тест ЕГЭ по русскому языку 2022 (с ответами) соответствует демоверсии ЕГЭ 2022 года.

Решать тест ЕГЭ 2020 по русскому языку. Вариант 6

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Неожиданным открытием в науке оказалось наличие чёткой иерархии, или рангов, в мире животных. (2)И раньше люди знали о том, что в стаях волков, гиен, в сообществах большинства приматов есть свои вожаки. (3)<…> теперь выяснилось, что у многих животных это соподчинение проведено сверху донизу последовательно и без исключений, причём не только среди самцов, но и между взрослыми самками, и даже между детёнышами.

Задание 1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Учёным стало известно, что у многих животных существует строгая иерархия, и часто это соподчинение проведено сверху донизу, причём и между взрослыми животными, и между детёнышами.
2) Научным открытием стало наличие в мире животных чёткой иерархии, которая проведена сверху донизу последовательно и без исключений.
3) Недавно стало известно, что в сообществах животных существуют вожаки, причём ярче всего это выражено у волков, гиен, в сообществах отдельных видов приматов.
4) Неожиданное научное открытие последних лет – наличие иерархии у тех животных, которые живут семейными группами: самец, самка и несколько детёнышей.
5) И раньше люди знали о том, что в стаях волков, гиен, в сообществах приматов есть свои вожаки, положение которых определяет не только физическая сила, но и повышенная агрессивность.

Задание 2
Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

Задание 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
МИР, -а, м.

1) ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).
2) Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить м.
3) Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.
4) ед. Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви. Жить в миру. Уйти из мира в монастырь.
5) Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. В семье м. Сохранить м. на Земле.

Задание 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

осведомИшься
жалюзИ
накренИтся
новостЕй
нОгтя

Задание 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Н. С. Лесков неизменно стремился рассказать о тех, для кого Россия была не только местом проживания, но и духовным прибежищем, ЕДИНСТВЕННЫМ миром.
На крылечке сидели низенький старичок, заросший до глаз бородой, и молодая женщина в ДОЖДЛИВОМ плаще.
Тот, кто служит ВЕЛИКИМ целям, достоин уважения.
ВЕКОВОЙ лес оживал, стряхивал с себя дремотное оцепенение, весело свивал серебряные жгуты ручьёв.
ДРУЖЕСКИЙ шёпот реки оказал мне настоящую услугу.

Задание 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Посещение первой премьеры спектакля по пьесе современного французского драматурга доставило нам большое удовольствие.

Задание 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ста ШЕСТИДЕСЯТИ километрах
НАПОИВ молоком
петь более ЗВОНЧЕ
наиболее СПОКОЙНЫЙ
ГЛОЖУТ сомнения

Задание 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 
B) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью
1) По окончании личной встречи с А. С. Пушкиным император Николай I отозвался о поэте как об «умнейшем человеке в России». 
2) Владимир говорил, что он «именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда начал заниматься архивами деда».
3) Прочитав книгу братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», мне кажется, что она будет интересна многим.
4) В 1870-е годы Л. Н. Толстой по-другому взглянул на своё предшествующее творчество и пишет, что «Война и мир» кажется ему многословным романом.
5) Те, кто хотя бы раз разговаривал с графом Н. П. Румянцевым, был восхищён его неподражаемым остроумием.
6) Создаётся ощущение, будто волны кидаются на остров, далеко отбрасывая свои солёные брызги.
7) МГУ был основан в 1755 году по инициативе первого русского академика М. В. Ломоносова.
8) На предложение отпраздновать победу участники турнира ответили, что мы устали и пойдём отдыхать.
9) Один из слушателей курса «Психологии мелких домашних пород» поинтересовался, как корректировать поведение собак.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Задание 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
 
 1) умиротворённый, горчичник, отрасль
 2) излагать, заблистал, принимающий
 3) загорелый, замереть (от испуга), заря
 4) уравнение, горизонтальный, избиратели
 5) непромокаемый, роскошный, зачинатель

Задание 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ра..чертить, бе..плановый, и..ходящий
2) без..нвентарный, с..змала, без..сходный
3) пр..морский, пр..творить (окно), пр..одолеть
4) по..твердить, пре..писание, о..гадать
5) кур..ер, об..ёмный, бур..ян

Задание 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вышаг..вать, насмешл..вый
2) недоум..вать, разборч..вый
3) взрывч..тые (вещества), (вернуться) снов..
4) команд..вать, изразц..вая (печь)
5) магни..вый, быстр..нько

Задание 12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) кол..щийся (предмет), (льды) та..т
2) шепч..шь, независ..мый
3) леч..щий (врач), (планы) руш..тся
4) увер..нный, ненавид..вший
5) щур..щийся (от солнца), (друзья) увид..тся

Задание 13
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ещё (НЕ)РАСПУСТИВШИЕСЯ розы не могли привлечь внимания посетителей ботанического сада.
Обратиться за помощью было (НЕ)(К)КОМУ.
Власть, (НЕ)НАВИДЯЩАЯ народ, обречена на гибель.
Никем (НЕ)ОПУБЛИКОВАННЫЕ рукописи бережно хранились их автором.
В полном одиночестве он простоял с минуту, (НЕ)РЕШАЯСЬ двинуться дальше.

Задание 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ВИДИМОМУ, нам придётся оставить квартиру, а ТАК(ЖЕ) все вещи в ней.
Адвокат (НА)ВСТРЕЧУ не явился, (ЗА)ТО приехал его помощник.
(B)ТЕЧЕНИЕ всей жизни писатель боролся за правду и (НА)КОНЕЦ добился своего.
(C)ПРАВА от дороги странники увидели дом с большой трубой, (ОТ)КУДА шёл дым.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего года она не вставала, но (ЗА)ТЕМ выздоровела.

Задание 15
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Слева, за барьером, в гигантском провале, находится пусты(1)ый зал, где происходят все почтовые операции. Над ним возносится стекля(2)ый купол. Его краше(3)ые в синий цвет рамы и само стекло создают ощущение открытого пространства.

Задание 16
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
 
 1) Что ж вы смирнёхонько сидите да небо коптите зря?
 2) Мы проводили мрачную и грустную зиму в нашем старом покровском доме.
 3) И меня поразила не столько её красота сколько необыкновенное никем не виданное одиночество в глазах.
 4) Зазеленели деревья и вскоре расцвели подтопленные луга.
 5) Первые лучи солнца озарили и берег и море.

Задание 17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В 1878 году (1) показанная на VI передвижной выставке (2) картина «Московский дворик» принесла В. Д. Поленову славу (3) явив рождение в русской живописи нового жанра (4) названного «лирическим» пейзажем.

Задание 18
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Существует (1) как известно (2) довольно много звёзд, спутники которых обладают незначительной массой и (3) следовательно (4) очень малой яркостью.

Задание 19
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Кирибеевичу (1) поступками которого (2) руководит эгоистическое чувство (3) противопоставлен Калашников (4) который живёт согласно принципам честности и порядочности.

Задание 20
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Татьяна Петровна долго сидела у стола и думала (1) что (2) если на следующий день приедет с фронта Санин (3) ему будет тяжело встретить в родном доме чужих людей (4) о существовании которых он даже не подозревал.

Задание 21
Найдите предложения, в которых ЗАПЯТЫЕ ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Часть Астраханского биосферного заповедника, Лотосовые поля, находится в дельте Волги. (2)3десь сложилась уникальная природная экосистема, не повторяющаяся нигде в мире! (3)Цветущие водяные поля России самые большие на Земле: они простираются на 15 км в длину и на 3 км в ширину. (4)Лотосовые «плантации» Каспийского моря и дельты Волги покрывают 5 тысяч гектаров земной поверхности. (5)Самые красивые и пышно цветущие поля лотоса раскинулись в 90-130 км от Астрахани, ниже по течению Волги, охватывая часть дельты реки и Каспийского взморья. (6)Учёные-медики утверждают: цветы лотоса — прекрасное средство от многих болезней. (7)Ещё в древности люди заметили, что стоит поместить это удивительное растение рядом с больным — и вскоре человек чувствует облегчение. (8)Именно он, лотос, снимает стресс, укрепляет иммунную и нервную системы, омолаживает организм.

Прочитайте текст и выполните задания 22–27. 

(1)Прокопия Ивановича привезли в больницу глубокой ночью. (2)Его провожала жена. (3)Ввалившиеся глаза больного взывали к участию.(4)Сухие с синевой губы еле могли шевелиться. 
 – (5)Прасковьюшка, умру я, наверное. (6)Чего не так – прости… 
 (7)Маленькая седовласая женщина с лицом, испещрённым морщинками, коснулась рукой его лица. 
 – (8)Что ты, Пронюшка, – заплакала женщина. 
 (9)Потом, когда затих шум лифта, увозящего Прокопия Ивановича в палату, она вытерла глаза и ушла из больницы, тихо закрыв за собой дверь, будто боясь разбудить тех, с кем теперь её муж. (10)Хирург, осмотрев больного, нашёл его состояние безнадёжным. 
 – (11)Катастрофа в животе. (12)Лёгочно-сердечная недостаточность. (13)Вряд ли старик доживёт до утра, – сказал он сестре. – (14)Поставьте капельницу с глюкозой, сердечными, витаминами. (15)Дайте кислород. (16)До утра больной дожил, и хирург принял решение оперировать Прокопия Ивановича, хотя отчётливо понимал, какому огромному риску подвергал его жизнь. (17)Но другого выхода не было. 
 (18)Операция шла долго. (19)Хирургу не раз вытирали потный лоб. (20)Больной лежал в забытьи под действием наркоза. (21)В вену его руки медленно, капля за каплей, вливалась живительная жидкость. (22)А Прасковья Андреевна, измученная бессонной ночью и плохими мыслями, уже сидела в вестибюле больницы. 
 (23)После окончания операции хирург огорчил её: 
 – Не стану скрывать: положение серьёзное, хотя сделано всё, что в наших силах. (24)Прошу Вас, если можете, помогите нам, поухаживайте за ним, – добавил он. 
 – (25)Ладно… – только и промолвила Прасковья Андреевна. 
 (26)В палате Прокопий Иванович лежал неподвижно, с закрытыми глазами, ни на что не реагировал. (27)Лицо его было бледным, дыхание еле заметным. 
 – (28)Пронюшка, как ты? 
 – (29)Это ты, Прасковьюшка? – и опять сделался ко всему безучастным. 
 (30)Несколько дней подряд, с утра и до позднего вечера, была она с ним. (31)Ложечку водички даст, чтобы во рту не сохло, чёлочку причешет, чтобы на глаза не спускалась, умоет, подушку другой, холодной стороной повернёт. 
 – (32)Вот так… (33)Хорошо-то как будет! 
 (34)Потом сядет возле него, руку его в свою возьмёт. (35)В одну руку Прокопия Ивановича беспрестанно поступали лекарства, по другой текла любовь Прасковьи Андреевны. (36)Больному становилось лучше. (37)На пятый день хирург осматривал Прокопия Ивановича раньше, чем пришла Прасковья Андреевна. (38)На теле его он увидел старые рубцы и теперь решил спросить: 
 – Что это у Вас? 
 – (39)Немец… 
 – (40)Наверное, награды есть? 
 – (41)А как же: от воротника до пояса! 
 – (42)А что-то сегодня жены не видно. (43)Не придёт? 
 – (44)Придёт… (45)Пусть-ка не придёт! – и стукнул кулаком по краю кровати. 
 (46)Радость охватила хирурга от этих слов и жеста больного. (47)Он увидел в них знамение выздоровления Прокопия Ивановича: мужчина, только чувствуя силу, может показать другому, какую власть он имеет над своей женой. 
 (48)Вечером хирург снова зашёл в палату. (49)Прокопий Иванович улыбался. (50)Его рука опять покоилась в руке Прасковьи Андреевны. (51)Старый врач знал о великом целительном свойстве любви: как цветок наливается соком от солнца, так больной человек оживает от любви. (52)Недаром для борьбы за жизнь Прокопия Ивановича он взял себе в союзницы маленькую седовласую женщину. (53)Любовь её он заметил ещё в ту ночь, когда принимал больного, показавшегося ему безнадёжным. 

 (По Н.И. Батыгиной*) 

 * Надежда Ивановна Батыгина (1919 – 1990) – хирург, кандидат медицинских наук, писатель. 



Задание 22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 

1) Хирург взялся оперировать больного, показавшегося ему безнадёжным, несмотря на то что риск для жизни был очень велик. 
2) Хирург прооперировал больного сразу после поступления Прокопия Ивановича в больницу. 
3) Прасковья Андреевна всю ночь просидела в вестибюле больницы, ожидая исхода операции. 
4) Причиной плохого самочувствия больного после операции были многочисленные ранения, полученные им во время войны. 
5) Любовь близкого человека обладает целительными свойствами. 

Задание 23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 

1) В предложениях 7-9 представлено повествование с элементами описания. 
2) Предложения 11, 12 называют причину того, о чём говорится в предложении 13. 
3) Предложения 20 и 21 противопоставлены по содержанию. 
4) Предложение 25 поясняет содержание предложения 24. 
5) Предложение 47 поясняет, раскрывает содержание предложения 46. 

Задание 24
Из предложений 46-49 выпишите слово высокого стиля. 

Задание 25
Среди предложений 18–23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). 

Задание 26
«Рассказывая о взаимоотношениях героев, Н.И. Батыгина использует такой троп, как (А)__________ (в предложении 35), и синтаксическое средство – (Б)__________ (предложения 28, 29). Тропы: (В)__________ («как цветок наливается соком от солнца» в предложении 51) и (Г)__________ («о великом целительном свойстве» в предложении 51) – подчёркивают значение любви в жизни человека». 

Список терминов: 
1) эпитет 
2) фразеологизм 
3) вводные конструкции 
4) сравнение 
5) метафора 
6) обращение 
7) парцелляция 
8) литота 
9) восклицательные предложения 

Задание 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту. 
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. 
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. 
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. 
Объём сочинения – не менее 150 слов. 
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. 
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  • Сочинение по произведению тихий дон
  • Сочинение по музыке лунная соната бетховена
  • Сочинение по литературе забвению не подлежит
  • Сочинение по нагибину мать выращивала его на холоду
  • Сочинение по обж здоровый образ жизни