Сочинение по повести пушкина станционный смотритель 7 класс образ самсона вырина

Тестовые задания по повести а.с. пушкина станционный смотритель правильный вариант ответа отмечен знаком 1. в какой цикл повестей входит

Тестовые задания по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. В какой цикл повестей входит повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?

А) «Петербургские повести»

Б) «Миргород»

+ В) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

Г) «Маленькие трагедии»

2. В каком году была издана повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?

А) В 1824 году

Б) В 1830 году

+ В) В 1831 году

Г) В 1837 году

3. Какой чин был у главного героя повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсона Вырина?

+ А) Коллежский регистратор

Б) Провинциальный секретарь

В) Коллежский секретарь

Г) Титулярный советник

4. Каким вопросом задаётся А.С. Пушкин в самом начале повести «Станционный смотритель»?

А) Кто не приезжал на станцию и не видел этой убогой жизни смотрителя?

+ Б) Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?

В) Ездили ли вы когда-нибудь на почтовых каретах?

Г) Были ли вы знакомы с людьми, имеющими наименьший чин?

5. Кем называет А.С. Пушкин станционного смотрителя?

А) Гордостью русского народа

Б) Маленьким человеком

В) Уважаемым человеком

+ Г) Мучеником четырнадцатого класса

6. Когда познакомился повествователь с Самсоном Выриным?

+ А) В мае 1816 года

Б) В мае 1822 года

В) В декабре 1828 года

Г) В феврале 1830 года

7. О каком общеудобном правиле говорит повествователь?

А) Уважай старших

+ Б) Чин чина почитай

В) Помоги слабому

Г) Не зазнавайся, ума набирайся

8. Сколько было лет Дуне в начале повествования?

А) 10 лет

+ Б) 14 лет

В) 17 лет

Г) 20 лет

9. Что было изображено на картинках, висевших в доме станционного смотрителя?

А) Вход Христа в Иерусалим

Б) Всемирный потоп

В) Вавилонское столпотворения

+ Г) История блудного сына

тест 10. На каком языке были написаны стихи под этими картинками?

А) На русском языке

Б) На французском языке

+ В) На немецком языке

Г) На английском языке

11. Сколько лет было Самсону Вырину на момент встречи с повествователем?

А) 40 лет

+ Б) 50 лет

В) 60 лет

Г) 70 лет

12. Что привлекало внимание окружающих во внешности Дуни?

А) Рыжие волосы

Б) Очень высокий рост

В) Слишком светлая кожа

+ Г) Небывалая красота

13. Какого цвета были глаза у Дуни?

А) Зелёного

+ Б) Голубого

В) Чёрного

Г) Серого

14. Через какое время вновь встретился повествователь с Самсоном Выриным?

А) Через год

+ Б) Через несколько лет

В) Через 10 лет

Г) Через 20 лет

15. Что насторожило повествователя в этот раз в доме станционного смотрителя?

А) Отсутствие аромата булочек

Б) Засохшие цветы

В) Отсутствие самовара

+ Г) Ветхость и небрежение

16. Почему ротмистр Минский задержался в доме станционного смотрителя?

А) Не было лошадей

Б) Разыгралась непогода

+ В) Притворился больным

Г) Сломалось колесо в его карете

17. Куда вызывался подвезти ротмистр Минский Дуню?

А) К озеру

+ Б) В церковь

В) В столицу

Г) На рынок

18. Что случилось со станционным смотрителем, когда он понял, что его дочь пропала?

А) Умер

+ Б) Слёг в горячке

В) Сошёл с ума

Г) Ушёл в монастырь

19. Как узнал Самсон Вырин куда направлялся ротмистр Минский?

+ А) Из подорожной

Б) Гусар сам рассказал об этом

В) Получил письмо от дочери

Г) Рассказал случайный знакомый

тест-20. Как добирался Самсон Вырин в Петербург?

А) В почтовой тройке

Б) На поезде

В) Верхом

+ Г) Пешком

21. В чём уверял ротмистр Минский отца Дуни во время их первой встречи в Петербурге?

А) Что он женится на Дуне

+ Б) Что он никогда не оставит Дуню

В) Что он вернёт ему Дуню

Г) Что он убьёт старика, если ещё раз придёт

22. Чем закончилась встреча Самсона Вырина и ротмистра Минского?

А) Самсон Вырин забрал свою дочь домой

Б) Самсон Вырин заставил его жениться на Дуне

+ В) Ротмистр Минский выставил Самсона Вырина за дверь

Г) Встреча не состоялась

23. Как Самсон Вырин узнал, где живёт его дочь?

+ А) Случайно увидел, куда идёт Минский

Б) Следил за Минским

В) Увидел её в церкви

Г) Дуня сама написала ему письмо

24. Как отреагировала Дуня на встречу с отцом?

А) Выбежала из комнаты

+ Б) Потеряла сознание

В) Накричала на него

Г) Просила прощения на коленях

25. Что сделал Самсон Вырин после того, как разгневанный ротмистр Минский выставил его снова за дверь?

А) Пожаловался его начальству

Б) Ударил его

В) Вызвал его на дуэль

+ Г) Уехал домой

26. Кто поселился в доме станционного смотрителя после его смерти?

А) Священник

+ Б) Пивовар

В) Отставной офицер

Г) Дуня

27. От чего умер Самсон Вырин?

А) От лихорадки

Б) Утопился в речке

В) Его убили

+ Г) Спился

28. Как звали сына пивовара?

А) Алёша

+ Б) Ваня

В) Вася

Г) Елисей

29. С кем приехала Дуня на могилу к родному отцу?

А) С ротмистром Минским

Б) С гувернанткой

+ В) С детьми

Г) Сама

тест_30. Кем называл князь Вяземский станционного смотрителя в эпиграфе к повести?

А) Размазнёй

Б) Героем

В) Мучеником

+ Г) Диктатором

Книгу «Станционный смотритель» Александр Сергеевич Пушкин написана 14 сентября 1830 года в Болдино. Год спустя она была издана в составе цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Вымышленный Белкин вспоминает полузабытую историю, которую поведал ему Самсон Вырин – смотритель станции в одной из русских губерний.

Образ Вырина из рассказа «Станционный смотритель»

Краткая характеристика Самсона Вырина

Главные герои «Станционного смотрителя» – Вырин Самсон, его дочка Дуня, и сам рассказчик.

Описание Самсона Вырина – это образ «маленького человека». Добродушный и спокойный человек, заботливый отец. Всю свою жизнь трудится, работая станционным смотрителем. У него одна гордость и счастье – его дочь Дуня.

Отец души не чает в дочери. Узнав, что ее увез проезжий офицер, бросается на поиски. Минский просто вышвыривает его за дверь, сунув деньги. Он понимает, насколько смотритель бесправен и беззащитен. Не пережив разлуки с дочерью, Самсон спился и умер.

В основе произведения Пушкина лежит история романтической любви и вечная проблема отцов и детей. Это сентиментальный рассказ о социальных неравенствах и последствиях необдуманных поступков.

Образ и характеристика Вырина

лавный герой повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель” Самсон Вырин – человек простой и душевный. Он беден, неприхотлив, простодушен и добр. Жизнь главного героя – в его дочери Дуне, она является смыслом жизни для отца, его гордостью и отрадой.

Происхождение, работа, семья героя

Вырин работает смотрителем на почтовой станции: его обязанности встречать и провожать проезжающих, обслуживая их экипаж, записывать данные постояльцев. “В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца”.

Он относится к низшему сословию, поэтому привык к пренебрежительному отношению, неблагодарности уставших от дороги господ.

В произведении упоминается, что когда-то Самсон воевал, у него есть награды. Вырин – честный человек, он не требователен и не тщеславен, как все люди его профессии: “смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые”.

Внешность Самсона Вырина

Автор не даёт описания внешности героя слишком детально, показывает его как “человека лет пятидесяти, свежего и бодрого… длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах.”

Вырин – образ маленького человека, его черты типичны, поэтому описание внешности несколько размыто. Больше внимания уделяется впечатлению, которое производит герой: его любят дети, он добродушен, прост, не требователен, терпелив.

Композиция повести делится на две части, во второй, после побега дочери Самсон выглядит совсем по-иному: “но как он постарел! …я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика…”

Жизненные ценности Самсона Вырина

Самсон простодушен и доверчив, в нём нет ни капли хитрости и лукавства. Именно поэтому старик не замечает обмана, когда гусар прикидывается больным. Отец Дуни уступает свою постель постояльцу, не представляя, что его ожидают обман и предательство.

Старый смотритель честный работник, терпеливый труженик, привыкший отвечать добром на любое отношение. Он видит в людях только хорошее. По этой причине его так сильно “подкосил” поступок дочери: он выглядит как предательство. Отец не может поверить в такую чудовищную неблагодарность Дуни. Он ищет встречи с ней, заранее простив дочь за её поступок.

Характеристика Самсона Вырина и Дуни

Самсона Вырина и Дуню можно назвать главными персонажами в данном произведении. Александр Пушкин мастерски описывает действия, которые показывают их характеры в непростых ситуациях, а также ставит основной акцент на том, как эти персонажи взаимодействуют с окружающим миром, и друг с другом.

Поступок дочери Вырина, который она совершает, по сути является решающим и переломным в жизни как ее самой, так и ее отца.

Дуню Самсон считает своей любимой дочерью. Он относится к ней крайне хорошо и уважительно. Девушка старается делать по дому все дела, которые имеются по хозяйству. За это Самсон очень ценит и уважает ее.

Помимо этого, она является крайне умной и привлекательной особой. Девушка и сама крайне хорошо и тепло относится к своему отцу, однако она понимает, что он не сможет обеспечить ей такое существование, о котором она мечтает.  Именно с таких размышлений девушки, начинается основной конфликт в произведении.

Как-то раз к ним приехал офицер по фамилии Минский, и он подговаривает Дуню к тому, чтобы она оставила отчий дом, и отправилась вместе с ним. Девушка принимает данное предложение, и ни о чем не сказав своему родному человеку, отправляется в рисковое путешествие.

Делает она это не для того, чтобы бросить родного отца, или причинить ему моральный вред. Она хочет обрести настоящее человеческое счастье, которое, как она считает, может быть обретено только таким путем. Однако, то к чему это приведет, ожидать не мог никто.

Ее отец крайне остро и болезненно воспринял уезд дочери, и он захотел сразу же узнать все подробности того, где может находиться его дочь, и постарался ее вернуть. Когда он приехал к Минскому, то несмотря на свою былую уверенность, начал практически умолять того, чтобы он вернул дочь ему.

Однако, получив жесткий отказ, он возвращается к себе домой, где начинает сильно злоупотреблять спиртным, в результате чего скончался. Герой в произведении показан очень добрым человеком, которого сломил поступок дочери, которая не подумала о том, что оставляет отца одного, и не предупредив его о своем отбытии, совершила данный поступок.

Он расценил поступок своего самого родного человека, как большое предательство, которое он не смог пережить. Из-за огромного недопонимания между персонажами, возникла ситуация, которая привела к трагедии. Автор хотел показать, что порой не следует принимать поспешных решений, а также следует ценить своих родных людей.

Отношение Самсона Вырина к Дуне

В начале своего произведения А.С.Пушкин описывает главного персонажа Самсона Вырина как энергичного, бодрого духом, свежего мужчину, которого личная драма буквально за несколько лет превращает в дряхлого старика неопределенного возраста.

После смерти любимой жены всю свою нежность и любовь отдавал он своей единственной дочери Дуне, тем более она так напоминала ему покойную супругу.

Самсон занимал должность станционного смотрителя. Профессия была не из лёгких, мало того, что она предполагала уйму тяжёлых обязанностей, так ещё проезжающие мимо люди каждый по-своему старались унизить, надсмеяться, а кто-то вообще открыто грубил.

Они обвиняли смотрителя во всем, в чем угодно – в плохой погоде, в своем насморке и даже в своем плохом настроении.

Самсон старался всем услужить, ни с кем не ссориться, так как по природе своей был мирным и скромным человеком. Доброта и милосердие, неумение лицемерить – вот главные качества Самсона Вырина.

Такого положительного персонажа становится жаль вдвойне, не заслуживал он такого к себе отношения со стороны окружающих его людей, а тем более предательства родной дочери.

Сперва бедный отец ещё пробует каким-нибудь способом вернуть беглянку, но вскоре он чувствует, что все бесполезно. Он в полной мере ощущает свою беззащитность перед обстоятельствами.

Самсон никак не может принять то, что Дуня его предала, а она лишь хотела простого человеческого счастья. Отцовское сердце не знает как жить без дочери и не находит лучшего выхода, как спиться от горя. Это приводит к тому, что станционный смотритель, Самсон Вырин умирает.

Дочь станционного смотрителя вызывала у людей всеобщую любовь и умиление. Отец очень ей гордился, чтобы ни сделала его красавица – дочка, его прямо распирала от гордости за нее. Дуня очень помогала отцу по хозяйству, стряпала, прибирала, в общем была обычной девушкой.

Как многие девушки её возраста, Дуня грезила о любви, мечты её были наивны и немного глупы. Из-за этого она и поддалась на разговоры молодого проезжего, который увез её из отцовского дома.

В общих чертах Дуню можно охарактеризовать как умную, доброжелательную девушку. По всей вероятности, девушка, привыкшая, что все вокруг ей восхищаются, она решила, что достойна другой судьбы, чем выйти замуж за человека, равного ей.

Отца своего девушка несомненно любила, просто счастья для себя ей хотелось тоже. Она очень рыдала позже на его могиле, но изменить уже было ничего нельзя.

Читайте также: Достоевский «Белые ночи» – главные герои и характеристика образов.

В «Станционном смотрителе» герои живут каждый по своему, даже в семье Вырина, состоящей всего из двух человек, нет взаимопонимания и единства, чувствуется их отдаление друг от друга. Ротмистр Минский, тем более, не ищет общения с новым родственником, он и с Дуней-то стоит на разных социальных уровнях.

У всех этих героев свое понимание жизни, и они не могут, или не хотят понять другого человека. Различие во взглядах приводит к трагедии.

На чтение 20 мин. Просмотров 5 Опубликовано

Содержание:

В произведении описывается простой русский человек небольшого чина, ответственно выполняющий свою работу, но при этом беспрестанно терпящий унижения от господ и постоянно страдающий от нищеты.

Он едва сводит концы с концами, однако смиренно несёт свой крест, прекрасно понимая, что он бесправен. У него нет ни денег, ни полезных знакомств, ни других возможностей, чтобы бороться с навалившимися тяготами судьбы.

Между тем в жизни «маленького человека» есть нечто светлое, дающее ему силы жить дальше и заниматься своими обязанностями, выполняя нелёгкий и порой неблагодарный труд. В случае Самсона Вырина настоящим счастьем является его красавица-дочь Дуня. Потеряв её, он лишается и смысла жизни.

Сочинение: образ Самсона Вырина

Самсон Вырин служит в селе Н где-то в российской глубинке и мало чем отличается от всех остальных станционных смотрителей того времени в России. Князь Вяземский в эпиграфе к повести называет этих людей «почтовой станции диктаторами», однако Пушкин в начале своего произведения выступает их своеобразным защитником, рассказывая, насколько тяжела их жизнь.

Он описывает их сущими мучениками четырнадцатого класса, ограждёнными их чином только от побоев, и то не всегда. Их жизнь похожа на каторгу: всю злобу, накопленную во время скучной поездки, путешественники вымещают на них, обвиняя их даже в том, в чём они не виноваты — в плохой погоде, скверной дороге или упрямстве ямщиков. Если не находится лошадей, это становится настоящей катастрофой, и на голову несчастных смотрителей сыплются страшные ругательства. Порой кажется, что их ненавидит весь белый свет, хотя эти бедные люди совершенно не заслужили такого к себе отношения.

Описание характера и внешности, происхождение, возраст и социальное положение Самсона Вырина автор упоминает в тексте произведения. При первой встрече Иван Петрович Белкин, от имени которого пишет свою повесть Пушкин, видит его как человека лет пятидесяти, бодрого, в длинном зелёном сюртуке с тремя медалями на полинялых лентах. Вырин — бывший военный: это становится понятно по отрывку, где упоминается его старый сослуживец, отставной унтер-офицер, в доме которого он останавливается, прибыв в Петербург.

Медали на его сюртуке указывают на то, что в прошлом он участвовал в сражениях.

Вырину присущи такие черты характера:

  • простота, честность;
  • услужливость, скромность, исполнительность: он кротко и терпеливо сносит все упрёки и оскорбления от богатых проезжающих и исполняет их требования в силу своих возможностей;
  • доброта, душевность, открытость, общительность: он не прочь поговорить с доброжелательными проезжающими и даже рассказать им истории из своей жизни, а с Иваном Белкиным они «начали беседовать, как будто век были знакомы»;
  • доверчивость: когда гусар Минский, задумав план увезти Дуню, прикидывается больным, смотритель не замечает обмана.

Самсон Вырин также является вдовцом и воспитывает Дуню в одиночку после смерти жены. Он очень гордится своей услужливой дочерью — настоящей красавицей и помощницей. Об этом можно судить по цитатам, приведённым в повести: «Дочка-с, — отвечал он с видом довольного самолюбия, — да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать», «…не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти…».

Дуня помогала отцу по хозяйству, а всех проезжающих восхищала своей красотой: барыни часто одаривали её то платочком, то серьгами, то другими мелочами, а самые сердитые и уставшие с дороги господа меняли гнев на милость, едва увидев её.

Жилище, в котором обитают Самсон Вырин со своей дочерью, также может многое о нём сказать. Это смиренная, но опрятная обитель, на стенах которой можно увидеть картинки с изображением истории блудного сына. Помимо этого, в помещении находятся горшки с бальзамином, кровать с пёстрой занавеской, стол, перегородка, за которой часто шила Дуня, и другие простые и незатейливые предметы обихода. И отец, и дочь заботятся о создании уюта и поддержании станции в чистоте.

Образ смотрителя после трагедии

Однако через несколько лет, во вторую встречу, Иван Белкин застаёт Самсона Вырина сильно постаревшим, с сединой, глубокими морщинами, давно небритым лицом, со сгорбленной спиной. За три-четыре года горе превращает вполне бодрого мужчину в дряхлого, угрюмого и равнодушного ко всему старика.

В нём с трудом можно узнать того человека, с которым состоялось знакомство автора в начале повести.

Он уже не заботится о содержании своего жилища в опрятности: на окнах теперь нет цветов, а всё вокруг демонстрирует ветхость и небрежение.

Когда автор заводит речь о Дуне, поначалу старик не хочет продолжать эту тему.

Но пунш развязывает ему язык, и он соглашается поведать свою трагедию, не сдерживая слёз.

Поступки Самсона Вырина

Спокойная и размеренная жизнь обычного смотрителя начинает меняться в тот момент, когда проезжий гусар Минский, увидев Дуню, задумывает увезти её, и начинает претворять эту идею в реальность. Гусар прикидывается больным, и старик, всегда заботясь о проезжающих, велит звать лекаря из соседнего города. Через некоторое время Вырин уже привязывается к своему постояльцу, тем более что тот беспрестанно шутил со смотрителем, насвистывал песни, помогал вписывать подорожные проезжих в почтовую книгу.

Имеющий доброе сердце и чистую душу Вырин не мог подумать, что на его добро и искреннюю заботу могут отплатить злом. Поэтому он не почувствовал подвоха и даже сам велел Дуне сесть в кибитку к гусару, чтобы тот довёз её до церкви к обедне: «Чего же ты боишься? — сказал ей отец, — ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Впоследствии бедный смотритель уже сильно жалел об этом поступке и считал, что в тот момент на него будто нашло ослепление.

Почувствовав неладное, главный герой бросается искать дочь: спрашивает о ней в церкви, надеется, что она по молодости своей решила проехать до следующей станции, где живёт её крёстная мать. Но, узнав от ямщика, что Дуня всё-таки уехала с гусаром, отчаявшийся отец сильно заболевает горячкой. Едва оправившись, он пешком отправляется в Петербург, зная из подорожной, что именно туда ехал ротмистр Минский. Он надеется вернуть Дуню, называя её «заблудшей овечкой». Им движет только его огромная любовь к дочери, всё остальное для него не имеет значения.

Когда Самсон Вырин находит Минского, он просит его вернуть Дуню, ведь гусар уже наверняка «натешился ею». Он готов простить ей всё, только бы она одумалась и вернулась. Однако ротмистр пытается откупиться от него деньгами, засунув пяти- и десятирублевые смятые ассигнации ему за рукав.

В оцепенении старик выходит на улицу, но, развернув бумажки, чувствует негодование, а на глаза его наворачиваются слёзы. Он бросает ассигнации на землю, притоптав их каблуком.

Проводя анализ этого поступка, можно понять, что смотритель, несмотря на своё бедственное положение, остаётся честным человеком, имеющим собственное достоинство и совесть. Деньги ему не важны, ему нужна дочь. Он считает, что попытка откупиться со стороны Минского — слишком низко и подло. Однако, подумав, он всё же возвращается туда, куда бросил деньги, но их уже подбирает «хорошо одетый молодой человек».

Во вторую встречу Минский обходится со старым смотрителем гораздо более грубо: когда Дуня, завидев отца, падает в обморок, гусар хватает Вырина за воротник и выталкивает на лестницу. «Чего тебе надобно? — сказал он ему, стиснув зубы, — что ты за мною всюду крадешься, как разбойник? или хочешь меня зарезать? Пошел вон!». Старик, привыкший к грубому отношению и на своей службе, не имеет права перечить.

Таким образом, прекрасно понимая отсутствие своих возможностей ввиду бедности и низкого чина, Самсон Вырин с каждым разом всё больше осознаёт собственное бессилие. Меняются и его цели:

  1. До разговора с Минским — вернуть дочь.
  2. После получения ассигнаций — хотя бы ещё раз просто увидеть бедную свою Дуню.
  3. После второго разговора с Минским — вернуться на станцию и надеяться, что с дочерью в Петербурге всё будет в порядке.

В сюжете произведения также говорится: «Приятель его советовал ему жаловаться; но смотритель подумал, махнул рукой и решился отступиться».

Но, вернувшись в родное село, Вырин всё равно не может не беспокоиться о дочери, а сердце его беспрестанно ноет. Он знает, что многих молоденьких девушек так сманивали молодые заезжие повесы, а там и бросали через какое-то время. Он боится, что и Дуню постигнет та же участь, и она, возможно, будет подметать улицы наравне с голью кабацкой. «Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…» — так говорит он Ивану Белкину, заканчивая свой рассказ.

Даже до потери дочери Самсон Вырин любил немного выпить во время беседы с проезжими, но после произошедшего в выпивке он топит своё горе и по-настоящему спивается за довольно короткий срок.

В его жизни больше нет никаких радостей, а от дочери нет вестей. Он постоянно думает о самом плохом, не знает, ради чего стоит трудиться, и дальше влачить своё жалкое существование.

Трагедия «маленького человека»

А.С. Пушкин не зря выбрал для своего героя именно эту должность. Некоторые проезжие относятся к простому коллежскому регистратору как к «пустому месту». Другие считают, что он должен заботиться только об их комфорте. А если он не выполняет какое-то их требование, то на него можно накричать, ударить и оскорбить. Между тем автор показывает, что и у обычного смотрителя есть своя жизнь, свои горести и радости, свои чувства и боль. Человек, который призван встречать путешественников в пути, заполнять путевую карту и менять им лошадей, тоже может столкнуться с драматичными изменениями в жизни и потерять её смысл.

На протяжении всего произведения мы испытываем к главному герою жалость, сочувствие и сострадание. Он располагает к себе благородными качествами своей души. Служа на незавидной работе станционного смотрителя, он всегда был бодр и весел, несмотря на все обиды и упрёки проезжающих. Тогда его не могло сломить ничто, ведь рядом была любимая дочь. Лишившись её и столкнувшись с подлостью и унижениями от Минского, Самсон Вырин запил и опустился, но даже тогда не озлобился на весь белый свет: выходя, бывало, из кабака, он возился с местными детишками, угощал их орешками, учил вырезать деревянные дудочки.

Повесть в жанре реализма, пришедшего на смену сентиментализму, наполнена простыми картинами сельского быта, изображением горестей и радостей жизни, описанием реальных типажей из простого народа. На место сентиментального языка приходит бесхитростное повествование, в каком, к примеру, написан рассказ смотрителя о его горе.

Повесть затрагивает такие основные темы:

  • проблема отцов и детей;

  • история блудного сына, символично изображённая в картинах в жилище смотрителя на стене и повторившаяся в судьбе Дуни;
  • трагедия «маленького человека».

Повесть «Станционный смотритель» предшествует произведению Гоголя «Шинель», в которой также затрагивается проблема «маленького человека» низкого чина, не имеющего никаких прав и возможностей. Самсон Вырин имеет большую открытую душу и сильные чувства, но его социальное положение и бедность ставят его в жёсткие рамки, заставляя отступиться от мысли вернуть дочь.

Ему приходится остаться один на один со своим горем, что в итоге и приводит его к гибели.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Скачать:

Образ и характеристика Самсона Вырина из повести Пушкина «Станционный смотритель» является ключевым. Самсон всю жизнь прожил ради единственной дочери, которая сбежала с проезжим офицером, лишив отца веры в будущее, что привело к трагедии.

Самсон Вырин – отец Дуни. Работает станционным смотрителем на почтовой станции. Главный персонаж повести.

Образ

Самсон Вырин вдовец. Он один воспитывает дочь Дуню. Девочка для него свет в оконце и единственная радость в жизни. «А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь: уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти…»

Проживают они в маленьком селе Н, в самой глубинке России. Самсон бывший военный. В настоящее время служит станционным смотрителем на одной из почтовых станций. Теперь его рабочая деятельность заключается в заполнении данных о проезжающих через станцию, обеспечении их всем необходимым, замене уставших с дороги лошадей. Работа тяжелая и неблагодарная. Смотрителям приходилось терпеть все жалобы, оскорбления, упреки. Их постоянно унижали, незаслуженно обвиняя во всех бедах и это вместо благодарности за заботу и кров.

Возраст Самсона определен автором, как мужчина средних лет, около 50. Несмотря на далеко не юный возраст, он пребывал в прекрасной физической форме. «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого…»

Характеристика

По характеру Самсон спокойный, мирный и тихий человек. Никогда не огрызался. Наоборот, всегда подбадривал уставших собеседников, рассказывая им истории и застольные байки.

Добрый, доверчивый человек. Офицер Минский, войдя к старику в доверие и притворившись больным, занял его кровать, а после увез его дочь. Самсону понравился парень. Он никак не ожидал от него такой подлости. Привыкший верить всем подряд, он так и не научился отличать плохих людей от хороших.

Открытый, общительный. Любит детей. Он с любым человеком мог найти общий язык и тему для разговора. Каждый гость в его доме с первых минут чувствовал себя своим. С первой минуты общения создавалось ощущение, как будто они век знакомы.

Любитель выпить. Вырин никогда не отказывался от алкогольных напитков, когда ему предлагали. Так он мог хоть немного отвлечься и расслабиться после тяжелого трудового дня. Помимо этого спиртное развязывало мужчине язык. Он начинал делиться самым сокровенным, о чем никогда не рассказал бы будучи в трезвом состоянии.

В самом начале повести Вырин предстает бодрым мужчиной. В его доме чистота и порядок. Все благодаря Дуне. Только в ее обществе он по-настоящему счастлив. Стоило дочери покинуть родительский дом, сбежав с гусаром, Самсон постарел на глазах. Сначала он кидается на поиски дочери, следы которой приводят его в Петербург, но выставленный за порог Минским, униженный его податью, он возвращается на станцию ни с чем. С Дуней ему так и не удалось толком увидеться. 

Горе резко изменило его. Он стал похож на опустившегося человека. Одиночество и тоска по дочери сделали свое дело. Вырин спивается и умирает. Переживание и боль за своего ребенка согнули его. Он потерял цель в жизни.

Образ Самсона Вырина — это образ «маленького человека», в котором можно увидеть такие качества, как доброта, любовь и честность.

Добавить в избранное

Главный герой повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель” Самсон Вырин – человек простой и душевный. Он беден, неприхотлив, простодушен и добр. Жизнь главного героя – в его дочери Дуне, она является смыслом жизни для отца, его гордостью и отрадой. В нашей статье представлена характеристика Самсона Вырина в цитатах, ведь его образ является ключевым в произведении.

Происхождение, работа, семья героя

Вырин работает смотрителем на почтовой станции: его обязанности встречать и провожать проезжающих, обслуживая их экипаж, записывать данные постояльцев. “В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца”. Он относится к низшему сословию, поэтому привык к пренебрежительному отношению, неблагодарности уставших от дороги господ.

В произведении упоминается, что когда-то Самсон воевал, у него есть награды. Вырин – честный человек, он не требователен и не тщеславен, как все люди его профессии: “смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые”.

Внешность Самсона Вырина

Автор не даёт описания внешности героя слишком детально, показывает его как “человека лет пятидесяти, свежего и бодрого… длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах.” Вырин – образ маленького человека, его черты типичны, поэтому описание внешности несколько размыто. Больше внимания уделяется впечатлению, которое производит герой: его любят дети, он добродушен, прост, не требователен, терпелив.

Композиция повести делится на две части, во второй, после побега дочери Самсон выглядит совсем по-иному: “но как он постарел! …я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика…”

Жизненные ценности Самсона Вырина

Самсон простодушен и доверчив, в нём нет ни капли хитрости и лукавства. Именно поэтому старик не замечает обмана, когда гусар прикидывается больным. Отец Дуни уступает свою постель постояльцу, не представляя, что его ожидают обман и предательство.

Старый смотритель честный работник, терпеливый труженик, привыкший отвечать добром на любое отношение. Он видит в людях только хорошее. По этой причине его так сильно “подкосил” поступок дочери: он выглядит как предательство. Отец не может поверить в такую чудовищную неблагодарность Дуни. Он ищет встречи с ней, заранее простив дочь за её поступок.

Характеристика станционного смотрителя с цитатами, представленная в статье, поможет понять идею произведения и разобраться в его проблематике.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 12

    В каком году была написана повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель»?</h3>

    • <label>1830;</label>
    • <label>1832;</label>
    • <label>1833;</label>
    • <label>1840.</label>

(новая вкладка)

Самсон Вырин — главный герой повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкина. Повесть входит в знаменитый цикл пушкинских «Повестей Белкина».Смотрите: Краткое содержание повести— Все материалы по «Станционному смотрителю»

Образ и характеристика Самсона Вырина из повести «Станционный смотритель»: описание в цитатах

Самсон Вырин служит станционным смотрителем на почтовой станции. В его обязанности входит выдавать и принимать лошадей от проезжающих, записывать их данные и т.д. Работа станционного смотрителя совсем не так легка, как кажется:

«Какова должность…? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. <…> В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца.»

Станция, где служит Самсон Вырин, находится в селе Н. недалеко от города С*** где-то в глубинке России:

«…взял вольных лошадей и пустился в село Н…» 

«Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика.» 

«…смотритель выпросил у С*** почтмейстера отпуск на два месяца…»

Самсон Вырин — свежий и бодрый мужчина в возрасте около 50 лет:

«Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах.»

Самсон Вырин — бедный, простой человек:

«Бедняк занемог сильной горячкою…»

Самсон Вырин — отставной военный:

«…остановился в Измайловском полку, в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца…» 

«…старый солдат просит с ним увидеться…»

Судя по всему, Самсон Вырин участвовал в военных сражениях — об этом говорят три медали на его сюртуке:

«…с тремя медалями на полинялых лентах.»

Самсон Вырин — вдовец. Он воспитывает 14-летнюю дочь Дуню, которой очень гордится:

«…вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени…» 

«Красота ее меня поразила. «Это твоя дочка?» — спросил я смотрителя. «Дочка-с, — отвечал он с видом довольного самолюбия, — да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать».»

Самсон Вырин очень любит свою дочь:

«А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли не было житье?»

Самсон Вырин — человек мирный, услужливый, скромный и не очень корыстный:

«Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые.» 

Самсон Вырин — открытый, общительный человек:

«…мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы.»

Самсон Вырин — добрый и доверчивый человек. Он уступает свою кровать якобы больному гусару, не замечая обмана. В результате этот гусар увозит его дочь из дома:

«…так полюбился доброму смотрителю…»

«…Как быть! смотритель уступил ему свою кровать, и положено было, если больному не будет легче, на другой день утром послать в С *** за лекарем.»

Самсон Вырин любит выпить:

«Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана. Я заметил, что ром прояснил его угрюмость.» 

«Слезы сии отчасти возбуждаемы были пуншем, коего вытянул он пять стаканов в продолжении своего повествования…»

Добрый Самсон Вырин любит соседских детей. Он возится с ними и угощает их орехами:

«Как не знать! Он выучил меня дудочки вырезывать. Бывало (царство ему небесное!), идет из кабака, а мы-то за ним: «Дедушка, дедушка! орешков!» — а он нас орешками и наделяет. Все, бывало, с нами возится.»

Когда Дуня сбегает из дома с гусаром Минским, Самсон тяжело переносит этот удар и в 3-4 года превращается в старика:

«Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик.» 

«Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! …я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика.»

Уехав в Петербург, Дуня не пишет отцу и не приезжает к нему. Старик-отец очень страдает от этого:

«Вот уже третий год, — заключил он, — как живу я без Дуни и как об ней нет ни слуху, ни духу. Жива ли, нет ли, бог ее ведает.»

В конце концов Самсон Вырин спивается с горя и умирает. Его дочь Дуня приезжает к нему, когда старика уже нет в живых:

«…старый смотритель с год как помер…» 

«Вот летом проезжала барыня, так та спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу.»

Это был образ и характеристика Самсона Вырина из повести «Станционный смотритель» Пушкина: описание, портрет и биография героя в цитатах из произведения.Смотрите: Все материалы по «Станционному смотрителю»

Аксёнов Олег

Самсон Вырин — один из главных героев. Бывший военный, который работал станционным смотрителем в некотором городке.

Сам он был в хорошей физической форме, мужчина был с хорошим чувства юмора. Герой был добрым человеком. Самсон жил без жены, потому что там умерла, но у него была дочь — Дуня, которую он любил всем своим сердцем. Герой полностью отдавался своей работе, он был внимательным и чутким, уделял внимание каждому приезжающему и старался всем помочь. Самсон очень любил свою дочь и жил только для неё. 

ПожаловатьсяИспользуемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-samsona-vyrina.html
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2551-harakteristika-samsona-vyrina-stancionnyy-smotritel.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/stancionnyy-smotritel/harakteristika-samsona-vyrina-s-cytatami.html
  • https://www.literaturus.ru/2016/09/harakteristika-obraz-samson-vyrin-stancionnyj-smotritel-opisanie-portret-biografija.html
  • https://vashurok.ru/questions/podgotovte-harakteristiku-stantsionnogo-smotritelya-samsona-virina-vklyuchite-s-svoy-rass

Самсон Вырин – это образ маленького скромного человека. Вначале повести – это бодрый и свежий мужчина лет пятидесяти. Он служит на станции смотрителем. Труд его тяжёлый и неблагодарный, но Вырин честно и добросовестно выполняет свои обязанности. Его может обидеть любой проезжающий по незначительному поводу и без него. Нет лошадей, не успели вовремя их подать, погода не удалась – во всём виноват смотритель. Самсону приходится каждому прислуживать и угождать, молча сносить унижения.

Несмотря на все трудности, Вырин не жалуется. Ему есть чем гордиться и ради кого жить. Это красавица дочь — Дуняша, незаменимая помощница во всех делах отца, так как Вырин является вдовцом. Девочке всего четырнадцать лет, а как много она умеет делать, всё спорится в её руках. Благодаря юной хозяйке, в доме станционного смотрителя порядок, чистота и уют. Самсон и его дочка – добрые и общительные люди. Они живут небогато, но всегда рады гостям и приветливы с ними.

Всего через три года привычный мир Самсона в одно мгновение рушится. Его дочь тайком от отца уезжает из дома с проезжим гусаром в Петербург. После отъезда Дуни Вырин чувствует себя раздавленным и опустошённым. Он считает, что его дочь увезли насильно и представляет в своём воображении страшные картины её жизни. Не найдя в душе покоя, Самсон решается на отчаянный шаг и едет на поиски Дуни. Он находит её обеспеченной и вполне счастливой, на содержании своего любовника.

Однако, гусар Минский безжалостно вышвыривает Вырина на улицу, откупившись от него деньгами. В сердцах Самсон выкидывает эту подачку в снег. Если вначале, он ещё на что-то надеялся, то теперь окончательно разочарован, потому что не нашёл поддержки от дочери. Ещё более униженный и оскорблённый, станционный смотритель возвращается домой.

Вырин не может понять, как его родная кровинка могла с ним так поступить, предав отца ради любовника. Его горю нет предела. Теперь Самсон переживает о том, что Минский бросит Дуню и ей придётся жить в нищете, подметая улицы Петербурга. Душевную боль Вырин пытается заглушить алкоголем. Бесчестный поступок дочери разрушил его жизнь, в которой он потерял смысл. За несколько лет из здорового и цветущего мужчины смотритель превращается в дряхлого, неухоженного старика. Ни тяжелая жизнь, ни унижения не могли сломить Самсона Вырина, но его погубила любимая и единственная дочь. Он так и не дождался, когда Дуня одумается и вернётся к отцу. Это случилось слишком поздно, когда Самсон уже умер, и дочь смогла только посетить его могилу. У Дуни сложилось всё хорошо. Минский, все-таки, женился на девушке и у них родилось трое детей. Жаль только, что дедушка так и не смог обнять своих внучат.

Сочинение 2

Для того, чтобы лучше описать образ человека, который занимал крайне низкую должность и место в обществе, Александр Пушкин решил показать образ Вырина именно таким. Благодаря описанию черт его характера, а также особенностей его личности, читателю становится понятен образ данного персонажа. Внешне герой описан автором как довольно опрятный и бодрый человек среднего возраста, однако, из-за ряда событий, он начинает выглядеть крайне плохо, и походит на старика. Именно благодаря прослеживанию таких изменений, у читателей может сложиться полный образ того, как трагические события могут влиять на человека, его внешность и судьбу.

Вначале данного замечательного произведения, автор называет людей его должности «сущими мучениками последнего класса». Люди, с которыми взаимодействовал персонаж, были крайне негативно настроенными по отношению к нему. Они не стеснялись грубить этому человеку, срывали на него свою злость, а также нагружали его крайне тяжелой работой, которую сами не хотели выполнять. Несмотря на то, что персонаж был крайне трудолюбив и услужлив, его работа была крайне тяжела и неприятна. Персонаж показан очень добрым, честным и искренним человеком, который не умел и не хотел врать окружающим людям, и именно поэтому становится еще более грустно от этого. Ко всему прочему, герой остается жить один, так как его дочь уехала с одним из офицеров.

Вначале, Самсон предпринимает попытку по возвращению своей любимой дочки, и это говорит о его огромном желании вернуться к привычной жизни, которая скрасила бы его одинокое и печальное существование. Однако, после того, как он пребывает к дому офицера, становится понятным то, что он полон нерешимости и неуверенности, потому что он привык к такой жизни. Он отказывается бороться за собственное счастье, и боится навредить окружающим. Именно поэтому автор назвал его «маленьким человеком». Герой не смирился с тем, что дочь его предала, и начал пить. От этого, вскоре он заболевает, а потом и вовсе умирает. Персонаж не понимал и не знал, как он сможет прожить без Дуни, ведь она представляла для него все хорошее, что было у героя в жизни. Здесь автор показывает такой удивительный момент в произведении, согласно которому, лишь одно решение смогло погубить жизнь и судьбу героя. Произведение получилось очень ярким, реалистичным и поучительным, ведь автор хотел показать, что нужно ценить своих близких людей. Также, Пушкин донес ту идею, согласно которой, простому человеку было крайне непросто существовать в то непростое время.

Вариант 3

Самсон Вырин – персонаж повести «Станционный смотритель». Этот пожилой мужчина обладает добрым сердцем, но узким мировоззрением. Читателям становится очень жаль его. Ведь он хороший человек с трудной биографией. Вырин— представителя народа, который находился в наиболее тяжёлом положении в царское время.

Характеристика героя

Самсон Вырин раньше был военный, а сейчас он работает станционным смотрителем. Этот герой повести является коллежским чиновником 14-го класса, то есть самого низкого. Трудясь на станции, этот мужчина записывал необходимые сведения о путешественниках, а также менял уставших коней. Его работа была тяжёлая, но мало кто её ценил.

Герой повести не показан одиноким, впавшим в отчаяние смотрителем, какими являлись большин-ство его коллег. Этот добродушный мужчина всегда подбадривал других. Он был хорошим рассказ-чиком. А ещё Вырин старательно делал свою работу, а также никогда не желал зла другим людям.

Его единственной отрадой была дочь Дуня. После смерти супруги юная красавица стала для отца всем. Она в повести Пушкина показана трудолюбивой, но легкомысленно девушкой, а Вырин—хорошим и очень любящим отцом.

Образ героя

Вырину отведена сложная роль. Ведь он станционный смотритель, эту неприметную работу многие считают очень лёгкой.  Привязывая работу к исполнителю, путешественники часто смешивают сте-реотипы с реальностью. Они не думают о том, что у того, кто обслуживает их в дороге, заполняет карту, меняет им лошадей и заботится о комфорте и здоровье, есть собственная судьба, которая может быть тяжёлой и сложной. Прозаик акцентирует внимание читателя на том, что, несмотря на кажущуюся лёгкость, обязанности представителей этой профессии—выматывающий и часто неценимый труд. Некоторые путешественники отчитывают их даже за плохую погоду или медленность лошадей.

Главный герой прожил жизнь ради своей единственной дочери и когда она сбежала с обеспеченным офицером, Вырин утратил веру в будущее. Он стал часто употреблять алкоголь, потерял интерес к работе и собственной судьбе. Ведь его дочь делала трудную жизнь одинокого мужчины радостной. Для Вырина очень важна честь. Он не продаст её за богатство. Много раз испытывая на себе удары судьбы, он ни разу не сломался. Но то, что произошла с его дочерью заставило добродушного станционного смотрителя разлюбить жизнь и опуститься на самое дно.

6 класс. 7 класс

`

Самсон Вырин в повести Станционный смотритель

Популярные сочинения

  • Сочинение Роль немой сцены в комедии Ревизор

    Особое внимание Н.В.Гоголь уделяет финалу комедии Ревизор. Произведение заканчивается немой сценой: известие о приезде в город настоящего

  • Язык — душа народа — сочинение

    За всю историю развития человечества на нашей планете образовалось огромное количество различных национальностей и народностей, которые образовывались вследствие взаимодействии одного племени с другим

  • Сочинение на тему Дом моей мечты (8 класс)

    Каждый человек мечтает о своем доме. Такие мечты не обошли и меня. Я также мечтаю о своем доме. Мой дом самый современный, уютный и комфортный. В нем я чувствую себя расслаблено и как в своей тарелке.

Урок литературы в 7 классе

«Изображение «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Цель: ознакомление с понятием «маленький человек» в литературе.

Задачи:

1) Развивать навыки критического мышления.

2) Формировать умение у учащихся организовывать исследовательскую работу индивидуально и в группе.

3) Способствовать воспитанию доброжелательного и уважительного отношения к

другому человеку, его мнению.

4) Формировать умение аргументировать свое мнение, вступать в диалог,

участвовать в коллективном обсуждении.

Оборудование и оформление:

1) Мультимедийное оборудование.

2) На столах рабочих групп – материалы для групповой работы (технологические карты

для каждой из четырех групп).

3) Словари («Толковый словарь русского языка», «Краткий словарь

литературоведческих терминов», «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля)

4) Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор-

составитель В.Я.Коровина)

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель с детьми совместно формулируют цели урока, обсуждают ход урока.

Актуализация темы. Проблемная ситуация.

 Прочитайте тему урока. Что удивило?(Слайд №1)

 Исходя из названия темы, попытаемся сформулировать цели урока.

 Какие заметили несоответствия в названии темы урока?

 Какие вопросы можно задать по теме урока?

(Станционный смотритель – это «смотритель» станции, значит, главное лицо на станции.

Но почему в теме есть фраза «маленький человек»? Мы знаем значение слова маленький

(небольшой по размеру, возрасту, количеству). А что обозначает словосочетание «маленький человек»? Почему фраза записана в кавычках?) (Слайд №2)

Учитель: Повесть «Станционный смотритель» рассказывает о Самсоне Вырине.

 Можно ли его назвать «маленьким человеком»? И почему? Этот вопрос

главный на уроке. И если это «маленький человек», то почему он в центре

внимания автора повести.

 Каково отношение А.С.Пушкина к герою? Зачем он пишет повесть о

«маленьком человеке»? Еще один вопрос, на который мы должны найти

ответ.(Слайд №3)

2. Работа по теме урока

Учитель: Работать вы будете в группах. Свои ответы вносите в рабочие листы.

Работа в группах (исследовательская) с текстом повести А.С.Пушкина «Станционный

смотритель» и со словарями (источниками исследования).

3. Задания группам

Группа № 1. Прочитайте фрагмент повести от начала до слов «…следующего по

казенной надобности». Выполните следующие задания:

1) Используя «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля и «Словарь

русского языка», определите значение слов коллежский регистратор, станция, смотритель,

подьячий, подорожная, фельдъегерь, роковая книга, сребролюбивый.

2) Как вы понимаете эпиграф к повести:

«Коллежский регистратор

Почтовой станции диктатор»

По словарю иностранных слов определите значение слова диктатор.

3) Прочитайте первый абзац повести.

4) Выпишите из первого абзаца ключевые слова (словосочетания), которые помогают

читателю понять, какова же жизнь станционных смотрителей.

— Каково положение станционных смотрителей?

5) Как относятся богатые путешественники к станционным смотрителям?

6) Соответствует ли слово «диктатор» тому образу станционных смотрителей, который

изображен А.С.Пушкиным? Он подтверждает содержание эпиграфа?

7) Как автор повести отвечает на вопрос «Что такое станционный смотритель?» («Сущий

мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не

всегда…»).

8) Почему А.Пушкин выбрал именно этот эпиграф? (Насмешка автора)

 Роль эпиграфа? (Ирония в эпиграфе: низкий чин, бедный, беззащитный человек,

привыкший к унижениям и издевательствам назван «диктатором»)

9) В «Кратком словаре литературоведческих терминов» найдите значение слова ирония.

10) Вывод:

 Как автор относится к станционным смотрителем? К чему призывает читателей?

(«Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится

искренним состраданием»)

11) А ваше сердце исполнилось «искренним состраданием»?

Группа 2. Прочитайте фрагмент повести со слов «В 1816 году в мае месяце…» до

слов «…отправилась далее с гусаром…». Выполните задания:

1) При помощи словаря определите значение слов шлафрок, рубище, почтовая книга, на

паперти, ротмистр.

2) Подготовьте рассказ о двух встречах рассказчика и станционного смотрителя Самсона

Вырина до приезда его в Петербург. Заполните таблицу.

Первая встреча

Вторая встреча

1

Дата

1816 г.

1819-1820 гг.

2

Комната

(детали интерьера)

«смиренная, но опрятная

обитель», «картинки,

изображавшие историю

блудного сына», горшки с

бальзамином, «кровать с

пестрой занавеской»

«стол

«стол и

кровать на прежних местах;

но на окнах не было цветов, и

всё кругом показывало

ветхость и небрежение»

3

Детали портрета

смотрителя

«человек лет пятидесяти»,

«свежий и бодрый»

«как он постарел!», седина,

глубокие морщины давно

небритого лица, сгорбленная

спина

4

Какое впечатление

производит?

Почему?

Бодрый, счастливый человек. У

него дочь-красавица, которой

герой гордиться.

«Не мог надивиться, как три

или четыре года могли

превратить бодрого мужчину

в хилого старика».

Вывод: У Самсона Вырина беда: Дуню увезли. Отец потерял дочь, любовь и смысл жизни.

3) Как в рассказах о Дуне проявляются черты характера С.Вырина? (любящий,

заботливый отец, переживает за судьбу дочери)

4) Что стало с отцом после похищения Дуни?

Прочитайте фрагмент повести со слов «Бедный смотритель не понимал, каким

образом…» до слов «…Дуня с той станции отправилась далее с гусаром». Найдите и запишите

слова и словосочетания, которые помогают понять психологическое состояние героя. («сердце

начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им», «поспешно вошел в церковь», «бедный отец

насилу решился спросить», «пошел домой ни жив ни мертв», «в мучительном волнении

ожидал…возвращения тройки», «с убийственным известием: «Дуня с той станции

отправилась далее с гусаром»)

5) Вывод:

 Заслуживает ли сострадания герой? (Да, тяжела жизнь станционного

смотрителя Самсона Вырина: грубость, угрозы, побои. И только красавица

дочка – гордость отца, единственная радость, поддержка и опора в жизни. Но

Дуня покинула отца. Нет теперь ни радости, ни поддержки, ни смысла в жизни.

Маленького, униженного, запуганного человека лишили даже счастья быть

отцом. Разве это справедливо? Каждый человек, будь то чиновник первого или

четырнадцатого класса, имеет право на счастье)

Группа 3. Прочитайте фрагмент повести со слов «Старик не снёс своего

несчастия…» до слов «…вытолкнул его на лестницу». Выполните следующие

задания:

1) Используя словари и сноски учебника, дайте толкование слов дрожки, гусар,

ротмистр, ассигнация, унтер-офицер, литейный, молебен.

2) Когда Самсон Вырин распознал обман? (Побег дочери с гусаром Минским)

 Какие чувства вызвал у него? («Нимало…не утешил бедного больного»)

3) Почему герой отправился в Петербург? (Не может смириться с несправедливостью.

Хочет отыскать дочь)

 На что рассчитывает Вырин? («Авось…приведу я домой заблудшую овечку мою»)

 Почему герой свою дочь называет «заблудшей овечкой»?

 Почему отец решил, что Дуня будет несчастной? (Обманули отца, без его

согласия уехали; отец не благословлял дочь; Дуня не жена Минского. Дуня не

знает жизни. Петербург — «опасный» город)

 Как представляет отец будущее своей дочери? («Много их в Петербурге,

молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра…метут улицу вместе с

голью кабацкою»)

 Вам, читателям, понятны переживания отца? Какие чувства вызывает Самсон

Вырин?

1-я встреча. Самсон Вырин у Минского.

 Что чувствует Самсон Вырин в доме Минского?

 Какие детали портрета указывают на душевное состояние смотрителя? Запишите

их. («Сердце старика закипело, слезы навернулись на глаза, и он дрожащим

голосом произнес…»)

 Как Минский встретил смотрителя, пришедшего к нему за дочерью? («вспыхнул»,

«повел в кабинет», «запер дверь», «она будет счастлива», «зачем тебе ее?», «она

меня любит, она отвыкла от прежнего своего состояния…», «сунув что-то за

рукав»)

 Встреча с Минским успокоила отца? Докажите текстом. («Долго стоял он

неподвижно…»)

 Почему автор говорит о слезах негодования у смотрителя? (Минский дал денег)

 Правильно ли это? Уважительно по отношению к отцу?

 Минский хоть на миг понял, что перед ним не станционный смотритель,

имеющий низший чин, а отец, человек?

 Что возмущает в поведении Минского?

 Почему С.Вырин не пожаловался на Минского? (Понимает, что не ему,

чиновнику 14 класса, поверят, а ротмистру («барину») Минскому)

 А вы на чьей стороне? Почему?

2-я встреча

 Как С.Вырин узнал, где живет его Дуня? (Герой прибегнул к хитрости, чтобы

увидеть дочь)

 Как вы думаете, характерно ли такое поведение для С.Вырина?

 Почему он так поступил?

 Перечитайте сцену встречи отца с дочерью. Выберите из текста ключевые цитаты

и заполните таблицу.

Герой

Ключевые цитаты

Вопросы для выводов

Вырин

«не отвечая, вошел…», «не слушая,

шел дальше…», «Бедный смотритель!

Никогда дочь его не казалась ему

столь прекрасною; он поневоле ею

любовался».

 Каким видим героя?

 Почему ему важно увидеть дочь?

 Почему хочет привезти ее домой?

 Почему не верит Минскому, что

Дуня счастлива?

Дуня

«одетая со всею роскошью моды», «с нежностью смотря на Минского», «с криком упала на ковер, увидя отца»

 Любит ли Дуня Минского?

 Она счастлива?

 Почему упала в обморок?

 В чем ее вина?

Минский

«сидел в задумчивости», «испуганный

Минский кинулся ее поднимать»,

«увидел смотрителя…», «дрожа от

гнева»

«Чего тебе надобно? – сказал он…,

стиснув зубы, — что ты за мною

крадешься, как разбойник?»

«Пошел вон!» — и сильной рукою,

схватив старика за ворот, вытолкал

его на лестницу».

 Как относится Минский к Дуне?

 Любит он ее?

 Можно ли оправдать поступок

Минского? (имейте в виду: в 19

веке были другие общественные

правила)

 Почему так грубо обошелся с

отцом Дуни?

 Кто на самом деле является

разбойником?

Сделайте вывод : На чьей стороне автор? («Слезы смотрителя…сильно тронули мое

сердце. С ним расставшись, долго не мог я забыть старого смотрителя». Рассказчик жалеет С.Вырина. Дуня стала богатой барыней, но отца не пускают даже на порог дома, где живет его дочь.

Никогда не была легкой жизнь Самсона Вырина, жизнь станционного смотрителя, но

в доме Минского его оскорбили, растоптали его человеческое достоинство. Минский —

ротмистр, занимает более высокое общественное положение. Он думает, что «откупился»

от смотрителя. В чиновнике 14 класса Минский не видит человека, не видит любящего и

страдающего отца.)

Группа 4. Прочитайте фрагмент повести со слов «Недавно еще, проезжая через местечко…» и до конца произведения. Ответьте на вопросы и выполните задания.

1) Почему рассказчик через несколько лет еще раз решил встретиться с Самсоном

Выриным?

2) Третья встреча рассказчика с Самсоном Выриным оказалась печальной? Почему?

3) Что узнал рассказчик о причине смерти станционного смотрителя?

4) Как С.Вырина характеризует причина смерти? Как жил? Почему?

5) Как отнесся автор к известию о смерти старого смотрителя?

6) Прокомментируйте слова рассказчика: «мне стало жаль моей напрасной поездки и

семи рублей, издержанных даром».

7) Используя «Толковый словарь», определите значение слова гуманистический.

 Какие мысли автора вы можете назвать гуманистическими? (Автор сочувствует

Самсону Вырину, защищает его право на счастье, защищает «маленького человека».)phpu4MTu1 Urok po povesti Stancionnyj smotritel html 0

8) Что узнает рассказчик от мальчика Ваньки? (Барыня спрашивала о смотрителе и

ходила к нему на могилку.)

9) Почему ясно, что прекрасная барыня – Дуня? (Знает дорогу на кладбище, плакала на

могиле смотрителя.)

10) Счастлива ли Дуня? (У нее трое детей. Она богата: «ехала в карете в шесть

лошадей, моська».)

11) Но почему Дуня плачет? (Она наконец-то приехала, а отца нет в живых. Он не

увидел ее счастливой, не посмотрел на внуков. Дуня приехала попросить прощения, а сказать

эти слова не успела.)

 Какие чувства у вас вызвал этот эпизод? (Читая этот эпизод, мы с болью

вспоминаем Самсона Вырина. И нам его неимоверно жалко. Старик отец так и

не увидел своей красавицы Дуни, не порадовался ее счастью.)

Учитель: Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни

неприятности, а хоть немного счастья. Подумайте об этом.

12) Почему рассказчик завершает повесть словами: «И я дал мальчишке пятачок и не

жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных»? (Рассказчик хотел повидаться со станционным смотрителем, но узнал только о его печальном конце. Вознаграждает его за бесплодную поездку весть о раскаянии Дуни и о ее счастье.)

4. Выступления групп

5. Подведение итогов урока

Учитель:

Давайте сравним ваши ответы с определением:

«Маленький человек» — это герой литературного произведения, который относится к

среднему или низшему социальному слою, но обладает высокими душевными и духовными качествами».

 Какие черты «маленького человека» проявились в образе Самсона Вырина?

 Такой герой достоин уважения?

 Что важно в человеке?

 Как вы думаете, почему А.С.Пушкин рассказал историю станционного

смотрителя?

 Что должна вызвать эта повесть? Что должна пробудить в каждом читателе?

(Уважение к человеку, уважение к любому человеку.)

 Согласны ли вы с высказыванием А.Л.Слонимского: «О «Повестях Белкина» можно сказать, …что они пробуждали в народе уважение к человеческой

личности…» Аргументируйте свой ответ.

— В наше время повесть актуальна или устарела? Почему? (И в наше время есть «маленькие люди» с большим сердцем, с доброй душой. Надо помнить об этом.)

6. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Какие черты «маленького человека» проявились в образе Самсона Вырина?»

  • Сочинение по повести станционный смотритель судьба самсона вырина
  • Сочинение по повести тарас бульба 7 класс по плану остап и андрий
  • Сочинение по повести станционный смотритель образ самсона вырина маленький человек
  • Сочинение по повести станционный смотритель 7 класс по плану кратко
  • Сочинение по повести станционный смотритель 7 класс по литературе кратко