Сочинение по повести портрет гоголя 10 класс

тест по творчеству н.в. гоголя i вариант 1. гоголя звали а василий николаевич б алексей николаевич в николай васильевич

            
Тест по творчеству Н.В. Гоголя                    
I вариант 

1. Гоголя звали    а) Василий Николаевич  б) Алексей Николаевич  в)
Николай Васильевич

2. Гоголь родился   а) в Петербурге  б) в Москве  в) в Орловской
губернии   г) на Украине

3. Какое произведение принесло Н.В. Гоголю известность?

а)
«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832)

б)
«Идиллия в картинках», «Ганц Кюхельгартен» (1829)
в) стихотворение «Италия» (1829)

г)
«Миргород» (1835)

4. Какое произведение не принадлежит Гоголю:

а)
«Тарас Бульба»     б) «Вечера на хуторе близ Диканьки»

в)
«Муму»                  г) «Майская ночь или утопленница»

5.В жизни Гоголя

а)
была ссылка на Кавказ в действующую армию

б)
было путешествие на остров Сахалин

в)
было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина

г)
было произведение, сожженное из-за жестокой критики

6.Сколько повестей входит в цикл «Петербургские
повести»?

а)
3            б) 4                в) 5          г) 6

7.  Действие повести
«Портрет»  происходит:
а) в
Петербурге   
 б)
в Москве    в) в деревне

8.
Имя главного героя:
а) Андрей
Петрович Чартков    б) Алексей Иванович Чиртков

 в)
Никита Иванович Чертков

9. Где герой впервые увидел
портрет?
а) на
выставке    б) в монастыре     в) в картинной лавке

10. На что были потрачены внезапно
появившиеся деньги:
а) на
необходимые для художника материалы     б) на поездку за границу для повышения
уровня мастерства           в) на новую квартиру, одежду, развлечения.

11. Поняв, что его кисть послужила
дьявольским орудием, художник, создавший портрет:
а) бросил
вообще заниматься своим ремеслом   б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от
греха    в) продолжал писать картины.

12. Чартков окончил жизнь бесславно
из–за: 
а)
зависти   
б)
пьянства    в) скандальной истории

13. После смерти Чарткова в его
квартире обнаружили:

а) много денег                б) незаконченные великие произведения искусства
в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства

14. Историю таинственного портрета
рассказал:
а)
аукционист   б) аристократ, любитель живописи    в) молодой художник

15. Портрет в конце концов:    а) был продан на
аукционе      б) уничтожен       в) украден

16. Повесть «Шинель»:  а) фантастическая    б)
жизнеподобная     в) романтическая.

17. Акакий Акакиевич – это:

а) типичный национальный характер         б) лишний
человек

в) «крик ужаса и стыда, который издает человек,
опустившийся под влиянием пошлой жизни, когда вдруг увидит в зеркале свое
оскотинившееся лицо» (Герцен).

 Тест по творчеству Н.В.
Гоголя                    
II вариант 

1.Гоголь
Н.В. родился в
                 
а)  1852 году    б)  1809 году           в)  1952 году

2.Детские
годы писателя прошли в имении родителей недалеко от села…

а) Тарханы      б)
Михайловское      в) Диканька

3.Николай
Васильевич Гоголь родился …

А)
в семье богатого дворянина   Б) в семье небогатого помещика  В) в царской семье

4.Кто
сыграл большую роль в воспитании будущего писателя?

         
а) отец      б) мать      в) нанятые воспитатели(гувернёры)

5.В
каких учебных заведениях обучался будущий писатель?

а)
Полтавском училище   б) Нежинской гимназии  в) церковноприходской школе

6.Какие
произведения написал Гоголь Н.В.?

а)
«Сорочинская ярмарка»                       б) «Вечер на кануне Ивана Купала»

в)
«Майская ночь, или Утопленница»    г) «Барышня-крестьянка»

7.Повесть
Портрет».
Чартков
впервые увидел портрет:
а) на
выставке   б) в монастыре    в) в картинной лавке

8. Главной деталью портрета было:
а) широкий
азиатский   б) пейзажный фон – пламенный полдень     в) глаза старика

9. Чартков:
а) купил
портрет на аукционе     б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся
таинственным образом                в) сторговался в лавочке за двугривенный

10. Чарткова прославил:
а) таинственный портрет                    б) дама – заказчица
в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку

11. Чартков стал знаменитым:
а)
благодаря высокому таланту    б) благодаря отступлению от принципов искусства и
потаканию  заказчикам              в) благодаря таинственной силе портрета.

12. Изображенный на портрете старик
был:
а)
ростовщиком  
 б)
купцом       в) актером

13. Общение с человеком,
изображенным на портрете, приносило людям:

а) удачу и богатство     б) несчастье        в) широкую известность

14. Поняв, что его кисть послужила
дьявольским орудием, художник:
а) бросил
вообще заниматься своим ремеслом   б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от
греха    в) продолжал писать картины.

15. Портрет в конце концов:
а) был
продан на аукционе     б) уничтожен    в) украден 

16.
Повесть «Шинель»:

а) фантастическая    б) жизнеподобная     в) романтическая.

17.
Акакий Акакиевич:

а)
синонимичен пушкинскому «маленькому человеку»     б) это другой вид

в)
его нельзя отнести к маленьким людям.

18.
В какой сборник была включена «Шинель»:

а)
«Арабески»   б) «Миргород»   в) «Петербургские повести»

  Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

в

г

а

в

г

в

а

а

в

в

б

в

в

в

в

б

в

в

б

в

б

б

б

абв

в

в

в

в

в

а

б

б

в

б

а

в

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • По повести Портрет

Знаменитый литератор Н.В. Гоголь мог видеть в жизни, не просто настоящее великолепие, но и тяжелую реальность. Северная столица оказывается для него угрюмым и бледным городом, показывающим трудности нищеты и всевозможные пороки. Как раз, сравнив и взвесив все очевидные реальности большого города, литератор опубликовал свое известное издание «Петербургские повести», куда был добавлено восхитительное произведение под названием «Портрет».

Николай Васильевич решил причислить собственное произведение к направлению фантастического реализма, что является очень необоснованным шагом. В литературной работе туманно проскальзывает что-то от детектива, особенно когда главный портрет непонятным образом пропадает в самый пик аукциона. Историю можно сравнить и с комедией, поскольку иногда в сюжетной линии появляются забавные случаи.

Произведение имеет такое название не просто так, Гоголь скрывает под этой фразой некоторый смысл. Ведь только портрет занимает главное место, во всем произведении, постоянно появляясь в тексте. Этот предмет меняет порядок жизни основного действующего лица, ему необходимо сделать выбор. Так же атрибут заключает в себе определенную символику жадности, склонности к деньгам. Поэтому произведение описывает читателям четкую проблему в настоящем искусстве.

Гоголь в своем повествующем произведении указывает на тему света и тьмы. Это, несомненно, проявляется через материальное благополучие и творческий процесс. Если поразмыслить, то деньги нужны, для развития способностей и качеств в области творческой деятельности. Но на своем примере, основной действующий персонаж личными действиями демонстрирует, что направленные на хорошие дела деньги, через некоторое время могут разрушить душевное начало. Только целеустремленность и постоянное терпение могут помочь в преодоление вышеозвученных сложностей.

Последнее поражение Чарткова в разоблачительном столкновении, показывает его духовную беспомощность и безнравственность. Сразу же появляется новая тема, тема богатства. Тут она предстает, как надежда найти радость в жизни. Каждый думает, что небольшая сумма денег способна спасти любую ситуацию и сделать ее небезнадежной. Но так ли это? Материальное благосостояние создает зависть, безграничное стремление к большим деньгам, что не есть хорошо.

Повествующие произведение «Портрет» хочет показать народу одна простую истину. Прежде всего, необходимо заботиться о душе, о ее становлении и саморазвитии, а  только потом уделять время материальному составляющему. Жизнь дарит такие возможности, они есть у каждого человек, в течение всей жизни, очень важно просто их в себе найти и раскрыть. Человеческий внутренний потенциал, сила воли помогут человеку сделать большие дела и свершения.

2 вариант

Состоящая из двух частей, связанных между собой, данная повесть повествует о жизни молодого художника, который как-то раз зашел в картинный магазин, и увидел там потрясающую работу – портрет. Он был написан очень давно, и на нем был изображен пожилой человек. Все в этом портрете кажется Чарткову удивительным и гениальным – глаза в портрете, по мнению героя, нарисованы крайне удивительно и правдоподобно, они как будто смотрят, говоря о том, какие проблемы и жизнь были в те времена.

Работа ему так понравилась, что он решает приобрести ее для себя. Принося его домой, персонаж рассматривает его более детально, и ему кажется, что только настоящий профессионал своего дела мог сотворить такой шедевр. Он ложится спать, и видит во сне, будто старик с портрета указывает на то, что в самой картине спрятан тайник с деньгами, который был удачно скрыт мастером. На следующее утро, Чартков действительно находит тайник с богатствами в самой картине. Он начинает жить роскошной жизнью – приобретает дорогую недвижимость, красиво одевается и ведет светскую жизнь.

Также, параллельно, он начинает рисовать индивидуальные портреты для людей. Они выходят у него крайне непохожими на настоящих, так как все изъяны, которые есть у заказчиков, он исправляет. Наконец, он понимает, что так нужно было делать всегда, потому что людям нравится смотреть на свои совершенные образы. Он начинает пользоваться большой популярностью у себя в местности, и становится одним из самых известных людей.

Однако, вскоре, он начинает завидовать молодым и талантливым художникам, понимая, что они рисуют намного лучше него. Тогда Чартков начинает скупать все их работы, чтобы в дальнейшем их уничтожить и разрезать. Все средства героя начинают уходить на это. Вскоре, герой заболевает и умирает, не потратив деньги на нужды, растрачивая их лишь с целью уничтожить картины других мастеров. Как выясняется далее, та самая картина, которую он когда-то купил, будучи бедняком, много кому приносила несчастье, и в конце ее кто-то своровал, навлекая на себя несчастье от того, что ее свойство – вселять в человека зависть и гордыню, которые доводят человека до смерти.

Также читают:

Картинка к сочинению По повести Портрет

По повести Портрет

Популярные сегодня темы

  • Анализ рассказа Чехова Человек в футляре сочинение

    Образ главного героя не имел прототипа и был собирательным. Возможно поэтому каждый читатель может в каких-то моментах узнать себя или кого-то из знакомых.

  • Анализ сказки Малыш и Карлсон, который живет на крыше Линдгрен

    Книга о Карлсоне, который живёт на крыше по авторством А. Линдгрен – это захватывающая и увлекательная история, которая несёт в себе важные воспитательные моменты как для детей, так и для родителей.

  • Семьи в романе Анна Каренина Толстого сочинение

    «Все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» — именно так начинается знаменитый роман Льва Толстого. Какие же семьи действуют в «Анне Карениной»?

  • Интересные факты из жизни Чехова

    Чехов Антон Павлович – знаменитый писатель России. Каждый знает его биографию, его творчество изучают и взрослые и дети. Но знают ли его как человека? Как человека необычного, интересного. Познакомимся с некоторыми фактами из жизни.

  • План рассказа Чарушина Страшный рассказ 2 класс

    Жили на даче в маленьком доме рядом с лесом. Родители ушли в гости. Наступил вечер. Как послушные мальчики, с приходом темноты стали самостоятельно умываться

Проза Николая Гоголя в русской литературе стоит на одном уровне с творчеством Пушкина, Тургенева и Толстого. Его повести позволяют нам погрузиться в быт жителей Российской империи, погрузиться в её атмосферу, понять, на какие вопросы пыталась найти ответы русская интеллигенция того времени.

Его повесть «Портрет» раскрывает нам не только проблемы общества, которые видел перед собой писатель, но и саму человеческую душу во всей её неоднозначности. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ «Портрета» по плану.

История создания

История написания повести «Портрет» — это интересные факты из жизни и творчества Гоголя, которые достойны Вашего внимания:

  1. Повесть «Портрет» стала одним из первых творений Гоголя. Идея для этого произведения возникла у него после его проживания в Санкт-Петербурге в двадцатых годах. В этот период Гоголь не смог поступить в театральное училище, жил в бедности и очень нуждался в деньгах. В связи с этим северная столица воспринималась им, как мрачный и холодный город, в котором нет места теплу и доброте.
  2. Сама идея произведения пришла писателю на ум в 1832 году, когда тот непростой период его жизни уже остался далеко позади. Работу над повестью Гоголь начал в 1833 году и закончил уже через год.
  3. Первая версия «Портрета» пришлась не по душе критикам, в частности, В.Г. Белинскому, поэтому Гоголь существенно переработал книгу и выпустил новую версию в журнале «Современник» в 1842 году. Ее-то мы и знаем как основную.
  4. В качестве прототипа художника, нарисовавшего роковой портрет, современники угадывали А.А. Иванова, который трудился над религиозным полотном «Явление мессии». 

Жанр и направление

Повесть «Портрет» относится к литературному направлению фантастического реализма. Автор стремится к достоверному отражению действительности. Несмотря на некоторые фантастические допущения, сами характеры персонажей, их слова и действия выглядят достоверно и органично. Читатель может поверить в реальность описанных Гоголем событий.

Жанр произведения «Портрет» можно определить, как фантастическую повесть. Повествование охватывает относительно небольшой промежуток времени, включает в себя малое число действующих лиц, при этом повествование насыщено большим количеством деталей и уточнений, призванных подчеркнуть атмосферу. В основе сюжета лежит фантастическое допущение.

Композиция и конфликт

Повесть «Портрет» делится на две части: первая повествует о Чарткове, а вторая — об истории приобретенного им портрета.

Композиция каждой части повести классическая и делится на экспозицию, в которой нам представляют главного героя, завязку, в которой в повествовании появляется злосчастный портрет, кульминацию, в которой конфликт героя с самим собой достигает своего апогея, развязку, в которой герой погибает и финал, в котором все сюжетные линии логично завершаются.

В основе конфликта произведения лежит противостояние индивида с обществом и самим собой. Мучительный выбор художника между истинным искусством и признанием со стороны толпы.

Смысл названия

В название повести «Портрет» вынесено название того предмета, который и запустил все события книги, коренным образом повлияв на судьбу героя. Таким образом, Гоголь сразу же выделяет главную деталь в своём произведении, которая объединяет вокруг себя обе части.

Также название несёт в себе и скрытый смысл. Гоголь стремился дать портрет общества, показать все его пороки читателям. Таким образом, название содержит основную идею всего произведения.

Суть: о чём повесть?

Повесть «Портрет» рассказывает нам о бедном, но крайне талантливом художнике Чарткове. Однажды в лавочке на Щукином дворе он видит портрет старика в азиатских одеждах. Картина завораживает Чарткова, и он покупает её на свои последние деньги.

Вернувшись домой, герой не может отделаться от тревожного ощущения. Ему кажется, что портрет следит за ним. Ночью ему сниться сон о том, как портрет оживает, и старик начинает пересчитывать свёртки с деньгами.

На утро с Чарткова начинают требовать плату за его убогое жилище. У героя нет денег, но вдруг в раме портрета оказывается спрятан свёрток, в котором лежала тысяча червонцев. У героя начинается светлая полоса жизни. Он расплачивается с долгами, покупает новую квартиру, покупает хвалебную статью в газете, и вскоре получает свой первый заказ.

Герой приступает к работе над портретом богатой девушки, он старается сделать свою работу качественно, идеально. Но заказчик требует иного, и в результате Чартков создаёт красивый, но бездушный продукт. Первоначальное смятение начинает улетучиваться после получения вознаграждения.

Спустя некоторое время Чартков становится известным живописцем: он зарабатывает много денег, пользуется популярностью, но его картины бездушны, а в нём самом угас огонь истинного творчества. Герой превратился в умелого, но ограниченного ремесленника, обслуживающего богачей.

Но однажды, посетив выставку и увидев картину ангела, созданную его давним знакомым, который посвятил всю свою жизнь искусству, Чартков понимает, что его творения ужасны.

Герой много работает, пытаясь вернуть утраченный талант, но оказывается уже не способным создать что-то по-настоящему прекрасное. Чартков повреждается рассудком, начинает скупать шедевры живописи и уничтожать их.

В итоге герой умирает. Через некоторое время на аукционе появляется тот самый портрет старика, и мы узнаём, что на нём изображён старый ростовщик. Туда приходит сын автора полотна и рассказывает историю своего отца. Художник решился работать с ростовщиком, который разорил и погубил многих людей. Но с каждым сеансом он ощущал, как дьявольская сила крепнет в этом портрете. Он стал ссориться с близкими, злиться и испытывать негативные чувства. Поняв причину, он бросил работу, несмотря на уговоры ростовщика. Тот послал ему картину, но не заплатил, а вскоре умер. Художник хотел уничтожить портрет, но ему помешал друг, унесший полотно, дескать, зачем добру пропадать? Но все обладатели картины сталкивались с несчастьями и умирали не своей смертью.

Художник, создавший его, ушёл в монастырь и поручил своему сыну уничтожить портрет, утверждая, что в портрете осталась дьявольская часть души старика. Сын того самого художника посещает аукцион, намереваясь исполнить волю отца, но портрет таинственным образом исчезает.

Подробнее о сюжете «Портрета» Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании по главам.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика героев «Портрета» отражены Многомудрым Литреконом в таблице:

Главные герои «Портрета» Характеристика
Чартков Беспечный и одаренный юноша двадцати двух лет, который проходит путь от талантливого, но бедного художника, служащего искусству, до популярного, но бездарного живописца, пекущегося лишь о деньгах. Портрет пробуждает в герое худшие черты его характера: тщеславие, алчность и слабость духа. Чартков — маленький человек, которому не хватило силы для развития своего дара. Он пал жертвой суетного и холодного города.
Старик ненавидимый всеми ростовщик, умерший до начала действия повести. Это умный, хитрый и властный человек, которого все боялись. Деньги, данные им, приносили лишь несчастья. Символизирует собой всё зло и порочность людей.
Образ портрета Портрет обладал гипнотическим действием, наводил ужас на наблюдателей. Особенно герои повести отмечают глаза старика, которые следят за жертвой с любого ракурса. В них заключена магическая сила картины, высвобождающая темные силы души. 
Художник, автор картины Совестливый и одаренный живописец, примерный семьянин, глубоко верующий человек, всю жизнь посвятивший искусству. Согласился писать портрет только ради того, чтобы потом изобразить библейского персонажа. Когда он осознал действие картины, то сразу бросил дело, несмотря на деньги. Потом долго жил в монастыре и искупал грех в молитве. Только так ему удалось вернуть чистоту кисти.
Образ Петербурга Город нечестных и алчных людей, где все живут обманом. Здесь от Вас всем нужны только деньги, поэтому любой горожанин готов продать себя за признание толпы и материальное благополучие. Петербург губит и развращает.

Образы героев «Портрета» могут быть дополнены, если Вы напишите в комментариях, чего именно не хватает.

Темы

Тематика повести «Портрет» близка каждому, кто имеет отношение или интерес к искусству:

  1. Искусство – по мнению писателя, творческий человек, выбравший путь служения настоящему искусству, взваливает на себя тяжёлую ношу. Настоящий творец становится обладателем огромной силы искусства, которая способна менять сами человеческие души. Зачастую сам творец так и не обретает своего счастья, но, для Гоголя, это стоит того.
  2. Ремесло – в лице Чарткова автор изобразил типичного ремесленника, который работает ради денег и популярности, а не ради того, чтобы изменить мир. Такой ремесленник, оставивший настоящее искусство ради наживы, может стать богатым и обожаемым, но он никогда не будет по-настоящему счастливым. Он обречён на разочарование и духовную гибель. Взгляд Гоголя на искусство продиктован его собственной биографией: он так и не завел семью, а все силы посвятил литературному поприщу.
  3. Судьба художника – Гоголь показывает, что у творца есть два пути: служение настоящему искусству или погоня за наживой. Писатель без сомнения выбирает путь настоящего художника, несмотря на все несчастья, которые ждут на нём человека.
  4. Петербург – как обычно, Санкт-Петербург изображён Гоголем, как мрачное и холодное место, где нет места жалости и состраданию, а люди подвержены многочисленным порокам.
  5. Маленький человек. Чартков является не хозяином, а жертвой города. Он слаб, зависим от общественного мнения и даже сходит с ума в конце повести. Его путь к мечте оборвался полным разочарованием, ведь ложные ценности запутали его и завели в чащу, из которой герою не суждено было найти выхода. В отличие от настоящего творца, он не смог побороть соблазны.
  6. Вера. Религия служит путеводной звездой для творца. Она помогает ему очистить душу и кисть для настоящих шедевров. 

Проблемы

Проблематика в повести «Портрет» не менее значима для понимания текста:

  • Добро и зло – зло в романе олицетворяет собой портрет старого ростовщика. По мнению Гоголя, самый страшный грех человечества – алчность. Именно алчность одолевает Чарткова, убивает в нём добро и в итоге приводит его к столь трагичному финалу. В итоге портрет исчезает, Гоголь даёт понять, что борьба света и тьмы ещё не закончена. Добро мы видим в авторе портрета, который унял в себе дьявольские искушения и смог очиститься от скверны в монастыре, который противопоставлен греховной столице.
  • Алчность – по мнению писателя, деньги – главная причина всего зла. Погнавшись за деньгами, поддавшись соблазнам материального мира, человек уже не сможет найти пути назад. Он обречён на медленное погружение в бездну.
  • Тщеславие – Чартков, сумев добиться популярности и богатства, возгордился, начав считать себя настоящим художником. Однако созидательная мощь всего одной картины, созданной настоящим художником, разрушила его иллюзии, показала ему самому низость его падения.
  • Талант и его утрата – Гоголь показал, что талант можно с огромным трудом найти и развить, однако стоит только один раз оступиться, и настоящий талант будет утрачен навсегда.

Какие проблемы ставит Гоголь в «Портрете», кроме вышеперечисленных? Многомудрый Литрекон дополнит раздел и ответит на этот вопрос, если необходимо. Напишите ему в комментарии.

Основная идея

Повесть «Портрет» показывает нам общество Российской империи девятнадцатого века глазами Гоголя. Писатель показал порочность и бездушность своих современников, ту атмосферу всеобщего разложения, которую он чувствовал, живя в Петербурге. Ей он противопоставил силу православной веры и чистоту истинного искусства. Такова главная мысль повести «Портрет».

Также книга является рефлексией Гоголя о том, каким должен быть настоящий творец. Писатель приходит к выводу, что служение искусству – это трудный путь, но только идя по этому пути, можно по-настоящему изменить мир и обессмертить своё имя. Смысл повести «Портрет» — необходимость нравственной чистоты для художника, который несет ответственность за то, что создает для людей.

Чему учит?

Повесть «Портрет» учит нас презирать жадность и скупость. Говорит нам о том, как важно думать не только о теле, но и о душе. Таковы нравственные уроки книги и ее автора.

«Портрет» показывает нам силу настоящего искусства, которое способно оказать огромное влияние на человека, и рассказывает нам о цене, которую приходится платить художнику, чтобы обрести такую силу. Мораль повести «Портрет» свидетельствует о наличии ответственности творца за то, что он оставляет после себя для потомков. 

Критика

Виссарион Григорьевич Белинский оценил «Портрет» не очень высоко. Он отметил юмор и атмосферу произведения, но в итоге посчитал повесть не выдающейся и в целом не оригинальной.

«Портрет» есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом, падении остается талантом. 

Того же мнения придерживался рецензент из журнала «Отечественные записки»:

…должно быть, чувствуя ее  [повести «Портрет»] недостатки, Гоголь недавно переделал ее совсем. И что же вышло из этой переделки? Первая часть повести, за немногими исключениями, стала несравненно лучше, именно там, где дело идет об изображении действительности (одна сцена квартального, рассуждающего о картинах Чарткова, сама по себе, отдельно взятая, есть уже гениальный эскиз); но вся остальная половина повести невыносимо дурна и со стороны главной мысли и со стороны подробностей

Однако у писателя нашлись и единомышленники. Например, С.П. Шевырев:

«Во время болезни я прочел и «Портрет», тобою переделанный. Ты в нем так раскрыл связь искусства с религией, как еще нигде она не была раскрыта. Ты вносишь много света в нашу науку и доказываешь собою назло немцам, что творчество может быть соединено с полным сознанием своего дела.» (письмо С. П. Шевырева к Н. В. Гоголю, 26 марта 1843 г.)

Спустя уже много лет знаменитый журналист Короленко увидел в «Портрете» не только одну из первых фантастических повестей Гоголя, но ключ к пониманию души писателя и его трагедии, как писателя и человека.

Автор: Михаил Щепин

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гоголь
  4. По произведению Портрет

Николай Васильевич Гоголь большинство своих произведений, посвятил мистической тематике. Кто-то утверждает, что он был связан с какими — то мистическими силами, которые направляли. Сколько историй создания «Мёртвых Душ» дошло до нас. Правда, есть и те, кто считает, что все эти истории — это обыкновенные сказки, которые привиделись писателю из-за нехватки сна. Вряд ли мы уже узнаем: правда или ложь? Эти рассказы. Остаётся наслаждаться бессмертными произведениями писателя.

Произведение «Портрет» тоже таит в себе мистический смысл. Это связанно со старинной картиной, на которой изображён неприятного вида старик. Эта вещь продавалась на аукционе. Этот портрет притягивал к себе одного за другим покупателей. И никто не мог понять, в чём же заключалась сила. Картина досталась человеку, который её уже очень давно разыскивает. Тот мужчина рассказывает всем историю петербургского богатого ростовщика, который мог дать в долг любую сумму денег. И вроде бы хорошо, что есть возможность занять без огромных процентов. Но, был один факт, который пугал: все, кто занимал деньги у ростовщика, страшно заканчивали свои жизни. Например, один любитель искусства чтобы сделать благое дело занял в долг у этого мужика и в миг стал ненавидеть всё, что связанно с живописью. Ему стало мерещиться, что в городе надвигается бунт, а ещё хуже — революция. Он писал много доносов тем самым многим жизнь исковеркал. Но, в итоге его наказали и сослали в ссылку, где и отдал жизнь Богу. Вот такая несчастная судьба постигла любителя искусства. Иль же история разорённого князя, который полюбил девушку невиданной красоты. Он так же занял у ростовщика, чтобы женится на прекрасной девушке, но в дальнейшем стал ужасно ревнивым мужем и в порыве чувств кинулся на свою жену с ножом, однако заколол самого себя. Вот такие грустные истории.

Мужчина рассказывает, что ростовщик сам попросил нарисовать себя, а когда портрет становится готовым, то заказчик говорит, что теперь вечно будет жить в портрете и в скорости умирает.

Вот такая вот мистическая история написана в данном произведении. Наверное, Николай Васильевич был поклонником всего неизведанного и загадочного. Поэтому посвящал много времени, сил и рукописей этой тематике. Конечно, тема мистики всегда притягивала любого, даже самого неверующего человека. Ведь вечный вопрос «Как?», «Откуда?» не дают спокойно спать. Наверное, за такие нестандартные произведения, за талант люди во всём мире любят Николая Васильевича Гоголя. Ведь каждое произведение — это история с невероятным сюжетом.

Другие сочинения: ← По произведению Вий↑ ГогольОстап и Андрий в произведении Тарас Бульба →

Жанрообразующие факторы

Произведение Гоголя в жанровом своеобразии является повестью. Главными аргументами в защиту этой версии являются: внушительный объем и относительно небольшое количество персонажей. О направлении, в котором написана повесть, можно вести рассуждение достаточно долго. На этот счет существует огромное количество мнений.

Целесообразно было бы сказать, что произведение собрало в себе несколько направлений. Ярче всего выражены такие направления, как романтизм и реализм. Реализм проявляется в тщательном описании деталей окружающей обстановки, подробностей и дополнений, которые толком не влияют на развитие сюжета. Романтизм же проявляется в мире фантастики Гоголя и приеме антитезы.

Настоящее искусство

Тема искусства в повести Гоголя «Портрет» делится на 2 части. На первой стороне чистое творчество, которое должно приносить удовольствие. Настоящей усладой является именно идея. От нее идет настоящий талант. А вот искусство для заработка является пустым и не представляет никакой ценности. И заниматься им не стоит никому.

Главным героем повести Гоголя «Портрет», сочинение по которому пишут на выпускном, является Чартков. Это талантливый и подающий надежды молодой человек. Дальнейшая сюжетная линия развивается таким порядком:

  • В самом начале учитель в классе предупреждает Чарткова о том, что нужно сохранить свой талант и писать работы для души.
  • Если заниматься творчеством для заработка, то теряется истинное предназначение художника, это ложный путь.
  • Герой сначала следует этому принципу и жил как творец.
  • Но со временем он оказывается в нищете, ему не хватало средств ни на что. Ему хотелось разбогатеть и жить в нормальных условиях.

В итоге он начал использовать искусство как способ заработка. Но когда мечты сбылись, все оказывается не тем. Реальное искусство уходит от него окончательно, и означает гибель его таланта во всех смыслах.

Выбранные идеалы

Когда судьба дарит герою произведения внушительную сумму, то он решил потратить ее на развитие таланта. Чартков вложился в рекламу и обеспечил себе приход множества богатых клиентов. Но оказалось, что есть и темная сторона медали, которая отнюдь не радует художника и оборачивается проблемами.

Пытаясь угнаться за славой и заработком, он теряет весь талант. Для него написание портретов превращается исключительно в ремесло, которое потихоньку становится все более надоедливым и скучным. А возвращение к истинному творчеству уже не представляется возможным по причине боязни потерять стабильный доход от заказов.

То есть, у Чарткова остался исключительно навык, с помощью которого он зарабатывает деньги. При этом подлинное искусство навсегда закрыло перед ним свои двери.

Это становится настоящим ударом, один портрет сломал его жизнь. Теперь он всего лишь ремесленник, которому не суждено вернуться к истокам, Чартков попал в настоящую ловушку.

Проблематика повести

Проблемы, которые поднимает Гоголь в своем произведении, актуальны и в настоящее время и дают хорошую пищу для размышлений. И сейчас нелегкая судьба творческих людей приводит их на развилку материального и духовного. Выбор этот осуществляют, конечно, не только творческие личности, а все вокруг и не раз в жизни. В таких ситуациях важно уметь трезво оценивать положение, а не гнаться за манящими благами.

Повесть можно считать своеобразной притчей о сразу нескольких смертных грехах: скупости, зависти и гордыни. «Портрет» Н. В. Гоголя подвергался неоднократному редактированию. Изменения и правки, которые писатель внес в произведение, напрямую связаны с событиями, встречами, историями, ситуациями и случаями, которые происходили в реальной жизни. Эти правки влияли как на сюжетную основу произведения, так и на атмосферу, царящую в нем.

Повесть является, с одной стороны, своеобразной историей с четкой моральной позицией, а с другой стороны, достаточно загадочным и мистическим произведением с не менее загадочными и мистическими персонажами.

Все отзывы о спектакле Портрет

Посмотрела я литературно-музыкальный спектакль в РАМТе «Портрет» по Гоголю Н.В. с участием Е.Редько и ансамбля солистов «Эрмитаж» под управлением Уткина А. Алексей Уткин всегда вызывал во мне интерес своим исполнением. Звуки его гобоя воздействуют на мою душу.. Он обладает не только запоминающейся внешностью, элегантностью, но и превосходным исполнением. Он выступал и с Казарновской Л., Филиппенко А. А.Уткин очень интересный и запоминающийся музыкант. Звуки, которые он извлекает из гобоя волшебны, таинственны. Его ансамбль скрипачей и виолончелистов играет порой как кантилена, т.е. звуки их струнных путаешь со звуками человеческого голоса. Так всё талантливо! Что касается Редько Е., я первый раз увидела его на сцене. Почему такое исполнение произведения Гоголя? Да, Гоголь — мистический писатель, много в нем тайн, непОнятости. Но рисунок роли Редько, сделанный режиссером Бородиным, не приняла я. Актер все время кричит, дергается, обливается водой, все время зачесывает свои волосы. Как-то все нервно, с надрывом, с криком. Вся сцена уставлена, завешена рамами, мольбертами. Кровать-дверь перетаскивается актером из одного угла сцены в другой, поднимается, трансформируется то в один предмет, то в другой. Может, своей нервозностью он пытается передать мистику произведения? Не понятно. Не только Гоголь, но и другие авторы (О.Уайльд, У.Коллинз), писали о том, как произведение искусства, убивает владельцев. В данном случае — это портрет ростовщика, одетого в восточные одежды, обладающего магнетическим взглядом. Когда-то ростовщик попросил художника написать его портрет. Сам художник после выполнения заказа укрылся в монастыре, другой художник, подающий большие надежды, купил за двугривенный этот портрет в лавке на Невском. Зачем купил, не знает. Откопал его в общей куче, какая-то женщина, увидев портрет, вскликнула: «Смотрит, как живой!» Он и принес его домой. Портрет каким-то загадочным образом подкинул голодному художнику тысячу червонцев. Тот и разменял свой талант по мелочам, потом умер, так и не оправдав надежд своего учителя, что станет большим художником. Так портрет и стал перемещаться по миру. А автор портрета, тот, что спрятался в монастыре, завещал своему сыну-художнику найти злосчастный портрет и уничтожить. Сын обнаружил произведение своего отца на аукционе, но портрет загадочным образом исчез со стены, будто почувствовав, что его хотят «убить». Мистика, колдовство, да и только! Спектакль смотрится на одном дыхании, особенно ждешь появления из полумрака сцены, то с одной стороны, то с другой, Алексея Уткина с гобоем и его скрипичных музыкантов. Музыка Марчелло «Адажио для гобоя и струнных» звучит как апофеоз тайны жизни и смерти. Человек в силах создать такое произведение своим талантом, что оно может не только вознести на вершину славы, оставить в будущем, на восхищение и поклонение потомков, но и убить своего создателя.

Об авторе и его сочинении

Николай Васильевич Гоголь является одним из самых мистических прозаиков и драматургов XIX века в русской литературе. Подтверждение этому можно найти как в его биографии, кишащей загадочными фактами и историями, так и в его произведениях, также наполненных событиями, от которых кровь стынет в жилах.

Одним из самых загадочных произведений наряду с «Вием» и «Ночью перед Рождеством» является произведение «Портрет», которое принадлежит известному циклу «Петербургские повести». В нем автор поведал о портрете, который отличался мистическими способностями. Одновременно с этим в его произведениях были раскрыты и более сложные социальные проблемы, такие как: добро и зло, должное отношение к искусству, предназначение денег и другие.

Работа над произведением была начата в 1832 году и закончена в 1835 году. Впервые опубликована повесть была в сборнике «Арабески». Далее, в 1842 году, писатель возвращается к ней, вносит корректировки, и повесть получает новые краски.

Искусство по Гоголю

Открытым остается один вопрос: «Какое же истинное предназначение искусства?» Кратко ответить на этот вопрос сложно, но если попробовать, то ответ будет звучать так: «Истинным предназначением искусства является изучение окружающего мира и внутреннего мира человека».

Искажая черты лица людей, Чартков перестал осуществлять это самое предназначение, а художник Б. посвятил ему практически всю жизнь, пытаясь исправить ошибку своего отца. К тому же основной целью работы Чарткова была денежная выгода, его давно уже не интересовала глубина и изысканность его трудов. Каждый, кто так или иначе связан с искусством, сталкивался с подобной проблемой и каждый совершал этот весьма нелегкий выбор.

Наверное, осуждать тех, кто выбрал материальный путь, тоже будет не совсем правильно. Это решение должно остаться неприкасаемой частью творческого пути человека. Не исключено, что существуют такие ситуации, в которых выбор материальных благ будет довольно разумным. Но каждый, ступивший на эту дорогу, должен четко понимать с какими трудностями и разочарованиями ему придется столкнуться в будущем. Он должен осознавать, что отныне он является обычным ремесленником, а возвышенные идеи и замыслы остались по его желанию где-то позади.

Если человек, проработав все эти нелегкие вещи, все-таки продолжает идти по пути материальных богатств, что ж, это его выбор. К тому же кто-то все-таки должен выполнять пусть и ложные людские прихоти.

Действующие лица

В повести присутствуют главные и эпизодические персонажи. Все они так или иначе связаны с искусством. Главными героями пьесы являются:

  • Андрей Петрович Чартков — очень талантливый художник, но он беден и всегда возмущен своей жизнью. В действительности главный герой оказывается очень жадным к деньгам и любящим себя.
  • Художник — человек, который рисует портрет ростовщика.
  • Сын художника — парень с доброй душой. Он является антитезой Чарткова — ему нет дела до славы и богатства.

На деле, эпизодические (второстепенные) персонажи только усугубляют порок главного героя. Второстепенные персонажи:

  • Никита;
  • хозяин квартиры;
  • Варух Кузьмич;
  • продавец;
  • приятель отца художника;
  • аристократическая дама.

Символизм в произведении

Портрет в повести Гоголя — это не просто жанр изобразительного искусства, раскрывающий внутренний мир человека через его лицо, а предмет, ставший лицом человека. Сам портрет ростовщика с подозрительно выразительными глазами — символ материальной составляющей окружающего нас мира. А эти самые глаза — символ нереализованной духовности и творческого начала в каждом из нас.

Сам образ портрета символизирует искусителя, главной задачей которого является переманивание людей с тропы духовности на тропу материального и мирского, от божественного к демоническому. Но портрет ли всему виной?

В произведении три основных мотива. Эти три мотива дают читателю возможность представить все происходящее в повести:

  • искусство,
  • искушение,
  • зло.

Искусство вдохновляет людей и дает возможность постичь окружающий мир. Искусство вечно и превосходно, потому что оно несет в себе красоту, совершенство и добро. И каждый может найти в нем что-то чудесное, как Чартков находит что-то волшебное в портрете со стариком. Этот обычный портрет привлекает его, и Чартков попадает под его влияние. Но старик — это зло, которое разрушает жизнь художника и убивает его.

Н. В. Гоголь видел Петербург не только как цветущую столицу, чья жизнь полна пышными балами, не только город, где сосредоточены лучшие достижения искусства России и Европы. Писатель видел в нем концентрат порочности, бедности и малодушия. Обозначению проблем общества северной Пальмиры, а вместе с тем и всей России, и поиску путей спасения был посвящен сборник «Петербургские повести». В этот цикл включен «Портрет», о котором пойдёт речь в нашей статье.

История создания

Идея повести «Портрет» возникла у писателя в 1832 году. Первая редакция была опубликована в сборнике «Арабески» в 1835 году. Позднее, уже после написания «Мёртвых душ» и поездки за границу, в 1841 году Гоголь подвергает книгу существенным изменениям. В третьем номере «Современника» новая версия увидела свет. В нем были изменены эпитеты, диалоги, ритмика изложения, а фамилия ведущего персонажа стала «Чартков» вместо «Чертков», что ассоциировалось с чёртом. Такова история «Портрета».

Мотив изображения, обладающего зловещей силой, был навеян Гоголю модным тогда романом Метьюрина «Мельмот Скиталец». Кроме того, образ жадного ростовщика также роднит эти произведения. В образе алчного дельца, чей портрет переворачивает жизнь главного героя, слышны отголоски мифа об Агасфере – «Вечном жиде», который не может обрести покой.

Смысл названия

Идейный замысел произведения кроется в его названии – «Портрет». Гоголь не случайно так нарекает своё детище. Именно портрет является краеугольным камнем всего сочинения, позволяет расширить жанровый диапазон от повести до детектива, а также полностью меняет жизнь главного героя. Наполнен он и особым идейным содержанием: именно он является символом алчности, порочности. Эта работа ставит вопрос об искусстве, его подлинности.

Кроме того, такое название повести заставляет читателя задуматься над проблемами, которые раскрывает писатель. Каким ещё мог бы быть заголовок? Предположим, «Гибель художника» или «Жадность», всё это не несло бы такого символического значения, а зловещее изображение оставалось бы только произведением искусства. Название же «Портрет» фокусирует читателя именно на этом творении, заставляет всегда держать в уме, а впоследствии, видеть в нём больше, чем запечатлённое лицо.

Жанр и направление

Направление фантастического реализма, заданное Гоголем, относительно мало проявилось в этом произведении. Здесь нет призраков, оживших носов или иных очеловечившихся предметов, но присутствует некая мистическая сила ростовщика, чьи деньги приносят людям только горе; картина, выполненная в конце его жизни, продолжает страшную миссию запечатленного на ней человека. Но всем наводящим ужас явлениям, происходившим с Чартковым после приобретения полотна, Гоголь даёт простое объяснение: это был сон. Поэтому роль фантастики в «Портрете» не велика.

Повесть во второй части получает элементы детективной истории. Автор даёт объяснение, откуда могли появиться деньги, находка которых в начале произведения казалась волшебной. Кроме того, черты детектива имеет и сама судьба портрета: он таинственным образом исчезает со стены во время аукциона.

Изображение характеров капризных клиентов Чарткова, его наивная тяга к безвкусной пышности – всё это приёмы комического, воплощенные в книге. Поэтому жанр повести соотносится с сатирой.

Композиция

Повесть «Портрет» состоит из двух частей, но каждая из них имеет свои особенности композиции. Первый раздел имеет классическое строение:

  1. экспозиция (быт бедного художника)
  2. завязка (покупка портрета)
  3. кульминация (душевное расстройство Чарткова)
  4. развязка (смерть живописца)

Вторую часть можно воспринимать как эпилог или некий авторский комментарий к вышеизложенному. Особенности композиции «Портрета» в том, что Гоголь использует приём рассказ в рассказе. Сын художника, написавшего зловещий портрет, появляется на аукционе и заявляет о своих правах на работу. Он рассказывает о непростой судьбе своего отца, жизни алчного ростовщика и мистических свойствах портрета. Обрамляет его речь торг аукционеров и исчезновение самого предмета спора.

О чем?

Действие происходит в Петербурге. Молодой художник Чартков находится в крайней нужде, но на последние гроши покупает в лавке на Щукином дворе портрет старика, глаза которого «гладят, как живые». С тех пор в его жизни стали происходить небывалые перемены. В одну ночь молодому человеку приснилось, будто старик ожил и высунул мешок с золотом. На утро в рамке картины были обнаружены золотые червонцы. Герой переехал с лучшую квартиру, приобрел все необходимые для живописи вещи в надежде посвятить всего себя искусству и развить свой талант. Но всё вышло совсем по-другому. Чартков сделался модным популярным художником, а его основной деятельностью стало написание заказных портретов. Однажды он увидел работу своего товарища, которая пробудила в молодом человеке былой интерес к настоящему творчеству, но было уже слишком поздно: рука не слушается, кисть выполняет лишь заученные штрихи. Тогда он приходит в бешенство: скупает лучшие полотна и зверски уничтожает их. В скором времени Чартков погибает. Такова суть произведения: материальные блага губят в человеке творческую натуру.

Во время аукциона, когда распродаётся его имущество, один господин заявляет права на портрет старика, который был куплен Чартковым на Щукином дворе. Он рассказывает предысторию и описание портрета, а также признается, что сам он — сын художника, автора этой работы. Но во время аукциона полотно загадочным образом исчезает.

Главные герои и их характеристика

Можно сказать, что у каждой части повести есть свой главный герой: в первой это Чартков, а во второй ярко представлен образ ростовщика.

  • Характер молодого художника на протяжении произведения меняется кардинально. В начале «Портрета» Чартков – это романтический образ художника: он мечтает развить свой талант, учиться у лучших мастеров, только были бы для этого деньги. И вот деньги появляются. Первый порыв был вполне благороден: молодой человек закупился всем необходимым для занятий живописью, но желание стать модным и известным более легким путем, нежели через многочасовой труд, взяло верх. В конце первой части художник обуреваем алчностью, завистью и досадой, что заставляет его скупать лучшие картины и уничтожать их, он становится «свирепым мстителем». Конечно, Чартков – маленький человек, неожиданное богатство вскружило ему голову и в итоге свело с ума.
  • Но можно предположить, что действие золотых червонцев на главного героя связано не с его низким социальным положением, а с мистическим действием денег самого ростовщика. Сын автора портрета этого персиянина рассказывает множество историй об этом. Сам ростовщик, желая сохранить часть своей силы, просит художника написать с него портрет. Отец рассказчика взялся за эту работу, но не смог с нею справиться. В этом живописце Гоголь изобразил истинного творца в христианском понимании: пройти очищение, усмирить свой дух и только тогда приступать к работе. Он противопоставляется Чарткову — художнику из первой части повести.

Темы

Эта относительно небольшая по объёму повесть затрагивает множество тем, касающихся довольно разнообразных сфер жизни человека.

  • Тема творчества. Гоголь представляет нам двух художников. Каким должен быть истинный творец? Один стремится к изучению работ мастеров, но не прочь обрести славу и более легким путём. Другой живописец в первую очередь работает над собой, над своими желаниями и страстями. Для него искусство – это часть его философии, его религии. Это его жизнь, оно ей не может противоречить. Он чувствует ответственность перед творчеством и считает, что человек должен доказать своё право заниматься им.
  • Добро и зло. Эта тема выражена как через искусство, так и через богатство. С одной стороны, необходимы оперённые средства, чтобы творец мог свободно заниматься своим делом и развивать свой талант. Но на примере Чарткова мы видим, что изначально благие намерения вложиться в своё совершенствование могут обернуться гибелью, прежде всего, гибелью человеческой души. Только ли мистическая мила наследия ростовщика тому виной? Гоголь показывает, что всё человек может преодолеть, только бы он был сильным. Главный герой же продемонстрировал слабость духа, потому и сгинул.
  • Богатство – основная тема в повести «Портрет». Здесь она представлена, как способ обрести счастье. Казалось бы, вот немного денег, и всё станет прекрасно: будет счастливый брак с первой красавицей, кредиторы оставят в покое семью, приобретётся всё необходимое для творчества. Но всё выходит иначе. Кроме удовлетворения потребностей, у денег есть оборотная сторона: порождение алчности, зависти и малодушия.

Проблематика

  • Проблема искусства. В повести Гоголь предлагает художнику два пути: писать портреты ради денег или заниматься самосовершенствованием без особых претензий на достаток. Живописец стоит перед сложным выбором: для развития ему необходимы средства на краски, кисти и прочее, но многочасовая работы и бесславие никаких денег не принесут. Есть способ быстро разбогатеть, но написание портретов не подразумевает повышение уровня мастерства. Решая, как быть, необходимо помнить одно: если тот, кто следует пути мастера-инока, ошибется, он сможет ещё спастись, но идущий по лёгкой дороге уже не избавится от «затверженных форм».
  • Тщеславие. Гоголь показывает в повести, как неожиданно разбогатевший Чартков постепенно приходит к тщеславию. Сначала он делает вид, что не узнаёт своего учителя, потом соглашается терпеть капризы клиентов ради денег и славы. Предзнаменованием беды становится порицание классиков, а итогом этого пути явилось сумасшествие.
  • Бедность. Эта проблема стоит перед большинством героев «Портрета». Нищета не позволяет Чарткову свободно заниматься творчеством, из-за не самого высокого положения один из героев второй части не может жениться на возлюбленной. Но бедность здесь — проблема не только материальная, но и духовная. Золото сводит героев с ума, делает их алчными и завистливыми. По мнению автора, малодушный человек с большими деньгами не в состоянии справиться: они его окончательно разрушают.

Смысл повести

Всегда помнить о своей душе, а не гнаться за богатством – это и есть основная мысль повести «Портрет». Все возможности для достижения цели, обретения счастья в человеке уже есть – об этом говорит Гоголь. Позже Чехов обратится к этой мысли в своей драме «Три сестры», где девушки будут верить, что путь к радости – Москва. А Николай Васильевич показывает, что прийти к цели, в данном случае – постичь искусство, можно и без особенных материальных затрат. Главное не в них, а во внутренней силе человека.

Рассказчик во второй части повествует о фатальном воздействии денег ростовщика, но справедливо ли все беды приписывать мистике? Человек, ставящий во главу угла деньги, уязвим перед завистью и порочностью. Именно поэтому в счастливом супруге пробудилась дикая ревность, а в Чарткове – отчаяние и мстительность. В этом кроется философский смысл повести «Портрет».

Личность, сильная духом, на подвластна таким низким качествам, она способна справиться с ними и изжить их из себя. Это иллюстрирует жизненный путь художника, автора портрета ростовщика.

Чему учит?

Повесть «Портрет» предупреждает об опасности превознесения денег. Вывод прост: нельзя богатство ставить как цель жизни: это приводит к гибели души. Важно заметить, что для образа маленького человека свойственна не только бедность материальная, но и духовная. Этим можно объяснить беды Чарткова и заёмщиков ростовщика. Но Гоголь не приводит ни одного положительного примера, когда деньги принесли бы пользу. Авторская позиция выражена ярко: единственный правильный путь писатель видит в духовном совершенствовании, в отречении от светских соблазнов. Главный герой понимает это слишком поздно: он не внял предупреждениям своего учителя, за что был жестоко наказан.

В этой повести Гоголь по стилю и методу соотнесения фантастического и реального наиболее близок к Гофману. Здесь каждую необычную вещь можно объяснить рационально, а действующие лица максимально близки к обществу Петербурга. Такая убедительность встревожила читателя повести и сделала «Портрет» актуальным произведением и для современников Гоголя, и для наследников.

Критика

Литературная критика современников автора была разнообразной. Белинский неодобрительно относился к этой повести, особенно к второй части, он считал её приделкой, в которой не видно самого сочинителя. Придерживался подобной позиции и Шевырев, обвиняя Гоголя в слабом проявлении фантастического в «Портрете». Но вклад Николая Васильевича в развитие русской классической прозы трудно переоценить, и «Портрет» в том числе вносит сюда свою лепту. Об этом говорит в своих статьях Чернышевский.

Рассматривая оценки критиков, важно иметь в виду, что финальная редакция «Портрета» была в поздний, критический период творчества Гоголя. В это время писатель ищет путь к спасению России, погрязшей во взяточничестве, жадности и филистерстве. В письмах к друзьям он признаётся, что видит возможность исправить ситуацию в поучении, а не во внедрении каких-либо новомодных идей. С этих позиций следует рассматривать справедливость критики Белинского и Шевырёва.

Автор: Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Сочинение по повести станционный смотритель судьба самсона вырина
  • Сочинение по повести тарас бульба 7 класс по плану остап и андрий
  • Сочинение по повести станционный смотритель образ самсона вырина маленький человек
  • Сочинение по повести станционный смотритель 7 класс по плану кратко
  • Сочинение по повести станционный смотритель 7 класс по литературе кратко