Сочинение по повести капитанская дочка на тему береги честь смолоду гринев и швабрин

Урок литературы в 8 классе тема:береги честь смолоду по повести а.с.пушкина капитанская дочка. цели урока образовательные: - обобщить, систематизировать знания

Урок
литературы в 8 классе

Тема:«Береги
честь смолоду» (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

Цели урока

образовательные:

   обобщить,
систематизировать знания по образу Петра Гринёва;

    проследить
развитие характера Петра Андреевича;

    обучение
сравнительной характеристике героев;

    познакомить
с понятиями «долг» и «честь»;

    дать
понятие о преемственности пушкинских традиций в русской литературе;

развивающие:

    развивать
умение учащихся анализировать текст;

— развивать способности к умозаключениям;

    развивать
навыки работы со словарями;

воспитывающие:

    воспитывать
чувство чести и собственного достоинства, верность данному слову, бескорыстие в
любви и дружбе, самопожертвование;

    включить
учащихся в философский поиск;

— воспитывать любовь к художественным
произведениям.

Оборудование урока:

мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация «Пушкин»,
раздаточный материал: таблица «Сравнительная характеристика Гринёва и
Швабрина», словарные статьи слова «честь» по толковому словарю русского языка
С.И. Ожегова и по толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля.

Опережающие задания:

1.      Выяснить
значение слова «честь».

2.      Мини-сочинение
«Что значит слово «Честь» в моём понимании?»

Словарная работа:

Честь, достоинство, присяга, верность слову, самопожертвование.

Ход урока.

   Береги честь смолоду.

                                 Пословица.

I. Оргмомент.  

–  Здравствуйте, садитесь.

II Сообщение темы урока, целей,
эпиграфа.

– Сегодня мы с вами проводим урок, тема которого «Сравнительная
характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на
примере развития характера Петра Гринёва». Откройте тетради по литературе и
запишите сегодняшнюю дату и тему. В качестве эпиграфа нашего сегодняшнего урока
я взяла пословицу «Береги честь смолоду», ставшей эпиграфом произведения
Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».

– На сегодняшнем уроке мы попытаемся обобщить, систематизировать
знания по образу Петра Гринёва, в ходе работы увидеть те изменения, которые происходят
в душе героя под влиянием встреч с разными людьми.

III. Вступительное слово учителя.

Много лет назад у А.С. Пушкина возник замысел повести…
«Капитанская дочка» А. С. Пушкина закончена 19 октября 1836 года, за три месяца
до трагической гибели поэта. Последнее большое произведение, писавшееся три
года… Естественно, что нужно отнестись к нему внимательнее, пристальнее
всмотреться в его героев, постараться понять его «сверхзадачу», его смысл.

В марте 1833
года, работая над историей пугачевского бунта, Пушкин среди архивных документов
находит следственные материалы по делу молодого офицера, взятого в плен
Пугачевым и помилованного им. Почти невероятные, но при этом достоверные
события превосходили любой художественный вымысел.

Пушкин входит
во все подробности судьбы офицера, уже любя его как своего героя.

Написание
произведения Пушкин намечает на осень, но еще в начале августа пишет
предисловие к нему. Это предисловие будет потом отвергнуто самим автором, и
«Капитанская дочка» начнется сразу с первой главы.

Предисловие
замечательно уже хотя бы тем, что в нем найдена та неповторимая интонация,
которая составляет, быть может, главное обаяние «Капитанской дочки». Повесть о
своей жизни отец рассказывает сыну, очевидно, мальчику лет десяти. «Любезный
мой друг, Петруша!»- с этих слов начинается рассказ. Не назидательный урок, а
домашнее предание.

Итак, в
пятницу, 4 августа 1833 года Пушкин набрасывает черновик предисловия. Кажется,
найдены верные определения действительно прекрасных качеств героев. Но Пушкину
вдруг видится, что и отвращение к низкому, и страх причинить несчастье — это
следствие каких-то более важных и всеобъемлющих качеств. 5 августа автор
возвращается к рукописи и вносит правку: «…сохранишь в своем сердце… прекрасные
качества, мною в тебе замеченные: доброту и благородство».

Предисловие
становится благословением для героев, отправляющихся в дальнюю дорогу навстречу
неизвестности. Их милые образы еще не легли на бумагу, но они уже поселились в
душе. Пройдет еще много месяцев, прежде чем повесть тронется, как весенняя
река. И тогда навсегда войдут в наше сердце капитанская дочка голубушка Маша
Миронова, пылкий и отчаянный Петр Гринёв, неусыпно заботливый Архип Савельевич,
которого поначалу, в черновиках, Пушкин звал Степаном.

И вечно  будут
виднеться в метельной непогоде огоньки Белогорской крепости, где нас ждут
добрые старики Мироновы. Где никто не боится        никаких «супостатов», но
Иван Игнатьич для порядка чистит чугунную пушку… Окончив работу, старый поручик
садится на пригреве, на прошлогоднюю жухлую траву и, улыбаясь, вглядывается в
дорогу… «Счастливый путь и дай Бог вам!..»

Короткое предисловие к «Капитанской дочке» стоит того, чтобы о нем
вспоминали не только литературоведы: в нем, кроме чисто художественных
достоинств и подробностей, необходимых для понимания повести, таится еще что-то
очень важное для нас, читателей. Очевидно, это нравственная твердость
пушкинского рассказчика, уверенность в различении добра и зла.

IV. Обсуждение прочитанного.

− Кто является рассказчиком в повести А.С. Пушкина «Капитанская
дочка»? (Пётр Андреевич Гринёв.)

− Каким предстаёт рассказчик в самом начале повествования? (Недорослем.
Петруша Гринёв бездельничает, лазит на голубятню, с пренебрежением относится к
учёбе. Его балует маменька. — Запомните описание этого героя, впоследствии в
литературе мы встретим похожего героя в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» —
образ Митрофанушки.

Молодой, неопытный и наивный, он страстно хочет повзрослеть, но
для этого он часто выбирает не те способы: игра на бильярде, пьянство, дерзость
с Савельичем. Но в душе он добр и стыдится плохих поступков, которые совершает
по неопытности.)

− Одна из задач нашего сегодняшнего урока – проследить становление
характера главного героя. Давайте вспомним, с чего началось взросление героя.
Когда, с какого момента судьба Петруши переменилась? Какие события, люди
повлияли на судьбу Гринёва. Вследствие чего из Петруши он становится Петром
Андреевичем Гринёвым?

− Итак, когда, с какого момента судьба Петруши переменилась?
того момента, когда отец решил отправить его на военную службу.)

− Какими словами напутствует отец сына, ставшими впоследствии
ключевыми не только в данной повести, но и в литературе вообще? («Прощай,
сын. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не
гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни
пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». – Тоже можно провести
параллель с эпизодом из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», отъезд Андрея Болконского
на войну.)

− Как вы понимаете слова отца? (Он говорит о долге, чести,
благородстве, верности слову.)

− С чего начал Петруша свою самостоятельную жизнь? (С игры на
бильярде, проигрыша Зурину ста рублей.)

− Почему путники попадают в буран, кто их спасает? (Из-за
упрямства Петруши, юношеского максимализма. Спасает вожатый, который указывает
дорогу.)

− Как отблагодарил Петруша своего спасителя? (Пожаловал ему
заячий тулупчик.)

− Как отнёсся к поступкам Гринёва Савельич? (Был недоволен,
возмущён убытком, ворчит и возражает; считал, что Петруша не отдаёт отчёта в
своих поступках.)

− Как вы расцениваете поведение Петра Андреевича? (Неправильно
повёл себя с Савельичем, но долг честного человека – отвечать за свои поступки,
поэтому правильно поступил, что отдал долг Зурину, пожаловал тулупчик
спасителю.)

− Запомните эти вехи становления Петра Гринёва. Чуть позже мы
построим схему развития характера главного героя. А лучше понять Петрушу нам
поможет другой герой повести. Как вы думаете, какой? (Верно, Алексей
Иванович Швабрин.)

− Что вы узнаёте о Швабрине и от кого? (От Василисы Егоровны.
Швабрин переведён в Белогорскую крепость за дуэль. Он стал причиной гибели
человека.)

V. Составление таблицы
«Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина».

− Чтобы лучше понять характер главного героя, составим
сравнительную таблицу поступков Гринёва и Швабрина, которую будем заполнять в
ходе рассуждения. Давайте посмотрим, как поступки одного и другого соотносятся
с понятиями чести, мужества и благородства.

− Что мы можем выделить общего у Гринёва и Швабрина? (Оба
дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.)

Сравнительная
характеристика Гринёва и Швабрина

Общее. Оба дворяне, офицеры,
служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.

Разное.

Критерий
сравнения

Гринёв

Швабрин

1. Отношение к семье капитана Миронова

1) – Давайте начнём с
того, что представляет собой эта крепость, такая ли она, какой представлял себе
герой? Как проходила служба в крепости? Кто по-настоящему был в ней командиром?
Какая атмосфера царила в семье капитана Миронова? В гарнизоне?
(Белогорская крепость
совсем не походила на крепость в полном смысле этого слова. Скорее всего, это
была простая деревушка. Командиром можно назвать Василису Егоровну. В
Белогорской крепости царит тёплая семейная атмосфера, солдаты и командиры с
теплотой относятся друг к другу, нет официальщины. Вся крепость словно большая
семья. Пётр полюбил этих людей, ничего другого себе не желая.)

— Как приняли Петрушу в семействе
Мироновых? (Тепло, выказывали заботу.)

– Пушкин с теплотой и нежностью
пишет об отношениях этих людей, и здесь проводится одна из самых дорогих
Пушкину идей — мысль семейная. Обратите внимание на слова Фёдора Михайловича
Достоевского: «У нас ведь всё от Пушкина». Почему Достоевский так сказал?
Потому что в творчестве Пушкина заложены традиции, которые впоследствии получат
развитие в русской литературе XIX века. В частности, мысль семейная станет
одной из основных мыслей в творчестве Л.Н. Толстого, например, в
романе-эпопее «Война и мир» (семьи Болконских, Ростовых).

– Кто из обитателей крепости резко
выделяется из общего круга? Чем? (Алексей Иванович Швабрин. Он единственный
из обитателей крепости говорит по-французски, его разговор остёр и занимателен.
Он образован, служил в Петербурге в гвардии, переведён в Белогорскую крепость
за дуэль.)

− Почему Швабрин, поначалу
понравившийся Гринёву, постепенно стал вызывать у него неприятие? (Он плохо
отзывается о семействе капитана Миронова, клевещет на Ивана Игнатьича, в плохом
свете выставил Машу. Все эти люди стали дороги Гринёву, и ему неприятно было
слушать о них плохое.)

Критерий
сравнения

Гринёв

Швабрин

1. Отношение к семье капитана Миронова

С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и
считает своей семьёй.

Насмешливо, с
издёвкой, распространяет клевету.

Критерий
сравнения

Гринёв

Швабрин

2. Поведение на поединке

2) – Из-за чего
возникает дуэль? (
Гринёв
сочинил стихотворение, посвятив его Маше. Он выносит его на суд
Швабрина,искренне считая его свои другом, ожидая похвалы. Но грязные намёки
Швабрина взбесили Гринёва. Он вступился за честь девушки, так как ему это велел
долг дворянина, рыцаря. Швабрин, пытаясь отвратить Гринёва от Маши, добивается
прямо противоположного — Петруша взглянул на Машу по-новому. Разговор с Машей и
её признание, что Швабрин сватался за неё, а она отказала, довершил дело — Пётр
влюбился.)

− Как
ведёт себя Гринёв во время дуэли? (Сражается честно, отважно, защищая честь
девушки.
)

− Как поступает Швабрин?  (Наносит предательский удар
беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.) 

− Хочется отметить, что А.С. Пушкин не даёт развёрнутых
характеристик своим героям, о характере мы можем судить по их поступкам.

Критерий
сравнения

Гринёв

Швабрин

2. Поведение на поединке

Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.

Наносит предательский
удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.

Критерий
сравнения

Гринёв

Швабрин

3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами

3)– А теперь давайте посмотрим отрывок из кинофильма «Капитанская
дочка». Обратите внимание на то, как ведут себя Гринёв и Швабрин.

Критерий
сравнения

Гринёв

Швабрин

3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами

Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно
умереть. Отказывается целовать Пугачёву руку.

Становится на сторону
бунтовщиков, нарушает военную присягу.

Критерий
сравнения

Гринёв

Швабрин

4. Отношение к Маше Мироновой

4) – После ранения Маша ухаживает за Гринёвым, что ещё больше
сближает их. Что собирается предпринять Гринёв? (Написать письмо родителям,
испросить их благословения на брак с Машей.)

– Какой ответ они получают? (Отказ.)

– Как ведёт себя Маша? Готова ли она бороться за свою любовь? (Нет.
Считает, что брак не принесёт им ничего хорошего без родительского
благословения. Готова расстаться с Петрушей.)

– Как относится к Маше Швабрин? (Описывает Машу «совершенною
дурочкою», клевещет на неё. С приходом Пугачёва держит взаперти, морит голодом.
И в последний момент выдаёт Пугачёву.)

– Как ведёт себя Гринёв после подавления бунта на следствии? (Не
называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство.)

Критерий
сравнения

Гринёв

Швабрин

4. Отношение к Маше Мироновой

Любит её, но даёт свободу выбора, уважает её решение, ни к чему
не принуждает. Готов бороться за любовь. Готов отдать жизнь за неё. Рискует
собой, спасая её из лагеря пугачёвцев. Наконец, не называет её имя на следствии,
не желая впутывать Машу в разбирательство.

Описывает Машу
«совершенною дурочкою», клевещет на неё. Держит взаперти, морит голодом. И в
последний момент выдаёт Пугачёву.

Критерий
сравнения

Гринёв

Швабрин

5. Поведение с Пугачёвым

Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы.
Ведёт себя достойно дворянина и человека.

Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая
прощение.

5) – Как ведёт себя с Пугачёвым Гринёв? (Гринев отказывается от
присяги самозванцу: «Слушай, скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать
в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую. Я
придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу.
Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург».

Благородный Гринев честно признается, что не считает Пугачева
царем. А Пугачев – самозванец очень грозно заявил: «Я великий государь… Так ты
не веришь, что я был государь Петр Федорович?» Хотя разбойник и сам не верит,
по мнению автора, в успех своего предприятия: это подтверждает и калмыцкая
сказка об орле: «Лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!» До этого
он говорит: «Улица моя тесна; воли мне мало… при первой неудаче они свою шею
выкупят моею головою». Нам кажется, Пушкин с сочувствием относится к Пугачеву,
человеку, который обманывает людей, но сам это понимает и еще очень нетерпим к
лжецам: «И ты смел меня обманывать! Знаешь ли ты, бездельник, чего ты достоин?»
— говорит он Швабрину.)

– Как ведёт себя с Пугачёвым Швабрин? (Это человек, для
которого не существует понятий честь и достоинство. Он полон тщеславия,
малодушия. Для него нет ничего святого. Оговаривает Гринева: обвиняет его в
сотрудничестве с Пугачевым, в предательстве. Сам нарушает присягу и переходит
на сторону Пугачева в Белогорской крепости, к измене Швабрин готовился заранее:
сразу же после приступа мы видим его обстриженного в кружок и в казацком
кафтане.)

Критерий
сравнения

Гринёв

Швабрин

5. Поведение с Пугачёвым

Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы.
Ведёт себя достойно дворянина и человека.

Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая
прощение.

В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на
перепутье лежит камень с надписью: «С честью пойдёшь по жизни – умрёшь. Против
чести пойдёшь – жив будешь». Антигерой Пушкина уже сделал свой выбор. Именно во
время Пугачёвского бунта проявились низость чувств, бесчестие, духовный
нигилизм Швабрина.

– Какой же вывод мы можем сделать? (Гринёв и Швабрин –
антиподы.)

VI. Составление схемы взросления
главного героя.

− А теперь давайте в тетрадях вычертим схему взросления главного
героя.

− Как вы думаете, с какой отправной точки надо начать? (Уплата
долга за проигрыш, далее – благодарность за спасение).

6)
Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.

10

5) Рискует жизнью
ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича.

10

4) Отказ
присягнуть бунтовщику.

10

3) Поединок за
честь девушки.

10

2) Благодарность
за спасение.

10

1) Уплата долга за
проигрыш.

– Итак, мы видим, что характер
Гринёва дан в развитии. И снова мы обращаемся к словам Ф.М. Достоевского: «У
нас ведь всё от Пушкина». Традиция изображения героя в развитии получила
мощнейшее продолжение в русской литературе. Герои Л.Н. Толстого, с
которыми мы ещё встретимся, изображены писателем как вечно ищущие свой путь,
неуспокоенные. Это Андрей Болконский, Пьер Безухов. Именно такие стали
любимейшими героями читателей. И напротив, желая показать всю низость души
кого-либо, Толстой подчёркивал неподвижность, отсутствие духовного развития
героя. В этом мы видим продолжение пушкинских традиций.

VII. Понятие чести. Работа со
словарями.

− На сегодняшнем уроке мы
достаточно часто употребляем слово «честь». Оно в эпиграфе, встречается в нашем
разговоре. Как же поначалу понимает слово “честь” юный Петруша Гринёв? Для того
чтобы нам в этом разобраться, выясним значение этого слова по словарю С.И.
Ожегова и словарю В.И. Даля. (Опережающее задание было дано учащимся
заранее. Они выясняли значение слова по словарям.)

Толковый
словарь русского языка С.И. Ожегова:

1.
Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. Дело
чести, долг чести.

2.
Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи, честь мундира.

3.
Целомудрие, непорочность. Девичья честь.

4.
Почёт, уважение. Воздать честь.

«Толковый
словарь живого великорусского языка» В.И. Даля:

1.
Внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность,
благородство души, чистая совесть.

2.
Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

3.
Высокое звание, чин.

4.
Внешнее доказательство отличия, признак превосходства.

5.
Оказание почтения, почёта.

– В каких значениях понимает Петруша слово “честь” в начале
романа? (В четвёртом значении у Ожегова и во втором, третьем, четвёртом,
пятом у Даля.)

− Мы видим, что такое понятие, как честь, Петруша Гринёв
воспринимает поверхностно, оно ещё у него не сформировано.

− А в конце повествования? (Пётр Андреевич Гринёв вполне
сформировавшаяся личность с устойчивыми понятиями и представлениями о чести,
благородстве, мужестве.)

VIII. Опрос домашнего задания.

− А что в вашем понимании значит «честь»? (Домашнее задание
предыдущего урока. Ответы учащихся.)

IX. Заключительное слово
учителя. Подведение итогов урока.

− Алексей Иванович Швабрин – полная противоположность Петра
Андреевича Гринева. Гринев во имя спасения другого человека солжет, но в
остальных случаях, если даже ему невыгодно или даже опасно быть честным, против
чести не пойдет. Когда Петруша проиграл сто рублей Зурину, «экономный» Савельич
посоветовал Гриневу солгать: «Напиши этому разбойнику, что у нас и денег-то
таких не водится». Но Гринев отказывается от такого совета: «Полно врать…» И всегда
между честью и обманом выбирает честь и достоинство. Честь свою молодой офицер
не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться
головой.

На сегодняшнем уроке мы вместе с персонажами повести
А.С. Пушкина приходим к выводу, что самое главное для человека во всех
жизненных обстоятельствах — сохранять доброту и благородство. Не зря эпиграфом
к своей повести автор взял русскую пословицу «Береги честь смолоду!». Вы
доказали, что благородство Гринёва проявилось в выполнении долга, в его
честности и преданности, в уважении к любимой девушке, в ответственности за её
судьбу, в чувстве собственного достоинства.

И вся повесть, как исповедь, обращена к новому поколению, в ней
рассказчик сознаётся в своих грехах и отдаёт себя на суд людской.

А.С. Пушкин-прозаик, Пушкин-психолог побуждает нас поразмыслить
над такими вопросами, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе,
самопожертвование, чувство чести и собственного достоинства. Я думаю, что после
этого урока вы тоже задумаетесь над этими понятиями. Мне очень хочется верить,
что когда вы вырастете, то будете людьми чести, долга, исполненными чувством
собственного достоинства.

«Капитанская дочка» учит нас умению вникать в пережитое нами
самими, в достоинства собственной судьбы — такой, как она сложилась.

Русский мыслитель В. Розанов говорил: «Любите свою сказку. Сказку
своей жизни. Жизнь каждого есть сказка, один раз рассказанная в этом мире».

Оценки за урок.

X. Домашнее задание.

Подготовить сообщения по группам:

1 группа – «Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка».

2 группа – «Отношение автора к народной войне».

3
группа – «Отношение рассказчика к народной войне».

22.03.2017 Добавить комментарий Написал Jacob Black

Береги платье снову, а честь смолоду. Всем на слуху старинная славянская пословица. Многие ее понимают, но не многие способны следовать столь суровому наказу.

Всегда по жизни проще тем людям, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками. Но никто не позавидует тому, кто, единожды поступившись честью, сожалеет и мучается из-за совершённого всю жизнь. Однако это все не про героя великого русского поэта Пушкина А.С.

: поступая согласно нравственного учения отца — беречь честь смолоду, Гринев не испытывает угрызений совести, вспоминая два года из своей юности.

Сочинение: Почему надо «беречь честь смолоду»?
Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: “Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего… ” Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно. Мы видим из сказанного, что честь занимает первое место в ряду нравственных приоритетов. Вы способны без труда пережить распад страны, можно смириться, хотя очень трудно, с потерей имущества, перетерпеть даже расставание с близкими людьми, но с разложением нравственности никогда. «У нас таких не любят», – говорит мой учитель истории.

Утрата чести и достоинства — есть падение нравственных и моральных установок, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли страны, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности. О чести Петр помнил даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться жизнью.

Это подтверждает случай с дуэлью. Причем здесь Гринев сражается не за свою честь, а за честь любимой девушки. Простить Швабрина, бесстыдно порочащего Машу Миронову только потому, что она отказала ему, Гринев не мог. Честь дворянина и благородного человека не позволяла молодому человеку сделать этo.

Можно возразить, что Швабрин тоже был дворянином. Но в этом •и ответ: быть благородным, поступать по велению совести — удел не только дворян, сословие здесь не имеет значения, здесь важно воспитание, атмосфера, в которой растет человек.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх. Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими.

Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит.

Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье. Честь отличает и супругов Мироновых, участников повести. Всю жизнь служившие императрице, не один раз встававшие на защиту крепости, эти люди предпочли честно умереть, чем сдаться противнику.

Повесть имеет концовку классической мелодрамы: “Огорченная ссылкой возлюбленного, в которой видит только свою вину, Маша едет в Петербург рассказать правду императрице. Счастливый случай сводит ее с дамой, приближенной ко двору, которая впоследствии и оказывается самой императрицей. Справедливость восторжествовала: приказ о ссылке Петра Гринева был отменен”.

Конечно, финал не без оттенков иронии, но это не случайно: Александр Сергеевич хотел показать, что благородный человек сохраняет достоинство в любой ситуации, а честь, благородство не останутся незамеченными, неоцененными. Доброе в человеке делает человеку добро — так должно быть и так бывает.

Другое Итоговое сочинение

Проблема чести и долга в романе Пушкина Капитанская дочка сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Проблема чести и долга в романе Пушкина Капитанская дочка

В качестве эпиграфа для своего романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкин взял пословицу «Береги честь смолоду». Таким образом, автор обозначил основную проблему произведения.

Повествование ведется от лица Петра Андреевича Гринёва. В его поступках отражаются понятия о долге, благородстве, совести, привитые ему с детства. Так, несмотря на то, что Зурин его обманул, Гринёв возвращает ему проигрыш.

Затем дарит незнакомцу, помогшему выбраться из бурана, заячий тулуп. Этот широкий жест впоследствии спасает молодому человеку жизнь. В конечном счёте, благородный характер главного героя приводит его к личному счастью.

Пушкин показывает, что успех благоволит к честным людям.

Слуга Савельич тоже человек долга. Для него это забота и уход за молодым хозяином, сохранение господского имущества.

Бережёт свою честь и Маша Миронова. Она не соглашается стать женой Швабрина даже под угрозой смерти. Также героиня не хочет идти под венец и с Петром Андреевичем без благословения его родителей.

Во время захвата Белогорской крепости обнажаются скрытые качества всех персонажей. Капитан Миронов отказывается изменить присяге и погибает. Не предает достоинство офицера и Гринёв, но Пугачёв щадит его в память о подаренном тулупе.

Атаман ценит в Петре Андреевиче благородство. Но Гринёв верен своим принципам, он не встаёт на сторону мятежника, а в ответ на калмыцкую сказку об орле и вороне говорит: «Жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».

  Аргументы и примеры счастья из произведений литературы

Пугачёв – особенно противоречивый персонаж. Он зверствует в завоеванных селениях, но в то же время симпатизирует Гринёву и помогает тому спасти Машу. У него есть свои понятия о чести, но они отличаются от взглядов главного героя.

Антиподом Гринёва является молодой офицер Швабрин, образованный аристократ, но абсолютно бесчестный человек. Он провоцирует Гринёва на дуэль, а потом исподтишка наносит удар. Этот персонаж нарушает офицерскую присягу, примыкая к Пугачёву.

Швабрин хочет отомстить Гринёву и насильно взять в жёны Машу. Но даже Пугачёв осуждает своего нового приспешника за низость и подлость. После разоблачения Швабрин даёт против Петра Андреевича ложные показания в суде.

Судьба его плачевна: в отличие от Гринёва, удача не благосклонна к нему, ведь он предатель.

Каждый из героев романа «Капитанская дочка» делает выбор в соответствии с собственным пониманием чести и долга, в результате чего вершатся их судьбы.

Образец 2

Одной из главных проблем произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является проблема чести и долга. Как же раскрываются образы героев романа по отношению к этой проблеме?

Петра Гринева мы видим в самом начале произведения совсем юным. Его отец относится к военной службу как к долгу дворянина, поэтому отправляет Петра на службу в армию, чтобы он «потянул лямку». При прощании с ним отец дает ему наставление беречь честь смолоду. И Петр стремится выполнить завет отца.

Петр Гринев – добрый и порядочный человек. Эти его качества проявляются уже по дороге к месту службы. Он возвращает карточный долг, поступив по чести, несмотря на то, что слуга Савельич его отговаривал. Подарил за помощь в дороге заячий полушубок какому-то бродяге, который, как выяснилось позднее, оказался Пугачевым.

Уже в крепости, защищая честь Маши Мироновой, вступает в поединок со Швабриным, поступив как истинный офицер и дворянин. Выполняет свой воинский долг при обороне Белогорской крепости. Не боится смерти и отказывается перейти на службу к Пугачеву. Впоследствии он не один раз попадает в лагерь Пугачева и пользуется его помощью, но ни разу не нарушает воинской присяги.

Из юноши он вырос в мужчину и офицера, не уронившего чести и достоинства.

В отличие от Гринева, Алексей Швабрин – завистливый человек, способный на всякие низости и гадости. У него нет понятия чести. Швабрин оскорбляет и унижает Машу. Он спасает свою жизнь, не желая быть казненным вместе с защитниками крепости, и переходит на сторону Пугачева. Швабрин нарушил присягу и поступился дворянской честью.

Иван Кузьмич Миронов, комендант крепости, отказывается служить Пугачеву, не признавая его государем. Чувство долго, офицерской чести живет в его душе. Он погиб, но не изменил присяге, не уронил своей чести.

https://www.youtube.com/watch?v=uUr-A0EiXD8u0026t=307s

У Пугачева, предводителя восстания, тоже есть свои представления о чести. Он сохраняет жизнь Петру Гриневу, помня его щедрость и тем самым отвечая добром на добро. Уважает Гринева за его достойное поведение перед лицом смерти и верность присяге. Помогает освободить ему от Швабрина Машу. Гринев и Маша обязаны Пугачеву своим счастьем.

Таким образом, каждый из героев романа по-разному понимает понятия чести и долга и поступает так, как велит его совесть.

Сочинение: Честь и бесчестие в повести «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

Сочинение «Честь и бесчестие в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина» рассказывает о двух героях с совершенно разными нравственными качествами.

Главным героем повести является молодой дворянин Петр Андреевич Гринев. Он воспитывался в приличной семье в соответствии с установленными традициями и обычаями. В начале произведения мы видим Петрушу обычным недорослем, не желающим учиться.

В его голове только игры: он даже умудряется сделать из географической карты воздушного змея. Но его жизнь меняется с наступлением определенного возраста. Теперь Петруша должен отправиться на службу, куда был записан еще до появления на свет.

Отец его когда-то сам исправно служил при графе Минихе. Для сына он мечтал такого же будущего, он хотел сделать из этого неугомонного мальчишки настоящего мужчину. Поэтому Андрей Петрович отправляет Петра не в Петербург, как тот мечтал, а в глубинку.

Отправляя сына на службу, отец дает ему важное наставление: «Береги честь смолоду». Эти слова станут жизненным девизом Петра.

Что же значат эти слова? Что хотел сказать отец сыну? Честь — совокупность нравственных качеств человека: верность, правдивость, справедливость, достоинство, благородство. Беречь честь — значит сохранять почитание, уважение, честность в отношении какого-либо человека. Это значит не упасть в грязь лицом, сохранить в себе человеческие качества. Это значит быть верным голосу совести.

Став самостоятельным и свободным, Петр Гринев не забывал отцовское наставление. Еще по пути в Белогорскую крепость он столкнулся с трудностями: сбился с дороги в метель.

Остаться живым молодому барину помог незнакомец, которым оказался беглый казак Емельян Пугачев. В благодарность за спасение Петр пожаловал ему заячий тулуп.

Пугачев оценил такой благородный поступок, за который впоследствии сохранил жизнь Гриневу.

И это далеко не единственный случай проявления чести Петром Гриневым. Он не посмел перейти на сторону Пугачева, когда тот заставлял жителей Белогорской крепости присягнуть ему на верность, поцеловав руку.

Гринев, глядя самозванцу в глаза, говорил о верности своей Родине. Такой поступок удивил Пугачева и заставил уважать непокорного юношу.

Гринев снова остается жив, благодаря своим лучшим качествам — верности, храбрости, достоинству.

  Критерии сочинения ЕГЭ по русскому языку в 2021 году

Когда Гринева после подавления пугачевского восстания обвинили в сговоре с самозванцем, он не пытался скрыться. Петр осознавал свою вину и был готов ответить за все сполна. На всех допросах он отвечал спокойно и правдиво. Влюбленный юноша лишь не хотел вмешивать в эти дела Машу, которая осталась совсем одна в этом мире.

Петр, влюбленный в дочку коменданта Белогорской крепости, борется за свою любовь. Спасая ее из грязных рук Швабрина, Гринев снова вынужден встретиться с Пугачевым и попросить его помощи.

Он не боится потерять жизнь ради любимой, что уже доказал дуэлью со Швабриным. Даже находясь под судом, он думает не о себе, а о Маше.

Петр просит родителей приютить бедную сиротку, которую больше некому защитить.

Петр делом доказал отцу, что тот воспитал достойного сына. Он пронес завет отца через всю жизнь, ни на минуту не забывая сказанной отцом истины. В переводе с греческого Петр — скала, камень. Именно таким и был главный герой произведения — твердым и непреклонным, стойко переносящим все испытания судьбы. Петр является ярким примером того человека, который сберег честь.

В повести показан и пример бесчестья. Это сосланный Алексей Иванович Швабрин. Вся его жизнь — это поиск лучшего, стремление добиться высот без проявления усилий. Он очень подлый и низкий человек.

Узнав, что Гринев влюблен в Машу Миронову, он пытается очернить девушку в глазах приятеля. Швабрин говорит непристойные и слова в адрес девушки. Причина тому — отвергнутые чувства. Маша отказала ему, потому что ничего к нему не испытывала. И он решает отомстить Маше, пытаясь помешать их любви с Петром.

Позже Швабрин совершает еще более низкий поступок — он предает Родину, став на сторону шайки Емельяна Пугачева. Он присягает на верность самозванцу в обмен на власть и богатство.

Он без зазрения совести сдает врагам тех, с кем еще вчера сидел за одним столом. Он снова силой пытается заставить Машу быть его женой. Но такой грех не остается безнаказанным. Позже Швабрин ответит за все грехи сполна.

Даже жестокий беглый казак не может мириться с тем произволом, который учинял Швабрин.

Даже на суде Швабрин ведет себя недостойно. Он пытается очернить Петра Гринева, утверждая, что тот служил Пугачеву. Он чуть не погубил невинного человека, пытаясь спасти свою шкуру.

А. С. Пушкин наглядно показывает нам честь и бесчестие, используя прием противопоставления. Это позволяет понять, что такое честь, и выбрать для себя единственно верный путь в жизни: следовать заповеди Гринева-отца или жить подобно Швабрину.

Сочинение 3

В произведении «Капитанская дочка» Пушкин использовал пословицу, которую знают все, а называется она: «Береги честь смолоду». Именно данная пословица помогает раскрыть всю суть произведения. Все происходит в те времена, когда произошло восстание, которым управлял сам Пугачев.

Каждый человек по-своему реагирует на все происходящие события. Главными героями здесь стали Гринев и Швабрин. И в итоге становится понятно, кто готов ради защиты своей родины на многое, а кто вообще не готов ничем рисковать и больше всего ему хочется получить только одну лишь выгоду.

У Гринева есть сын, которого он отправил служить. Ему не хочется чтобы он стал лентяем. Кроме этого сам он является дворянином. В детстве его воспитывал отец.

И для того чтобы научить и сделать из сына путного человека он постоянно применял разные пословицы и давал нужные наставления, которыми потом он пользовался в жизни.

Он никогда ничего не боялся и всегда шел напрямую к цели, которую перед собой ставил.

Именно поэтому для Гринева самое главное это не только беречь честь, но и быть честным человеком не смотря ни на что. Ему не раз приходилось сражаться с Пугачевым, но из каждой ситуации он выходил живым и невредимым. Немного погодя ему удалось вызволить из плена свою любимую, на которой он потом женился. Но для начала Маша хочет чтобы ее благословили родители.

А вот совсем другим человеком является еще один герой этого романа, и зовут его Швабрин. Он еще никому и никогда не говорил правды и всегда старается обмануть и при этом получить от этого какую-то выгоду.

И даже когда наступает бунт, то он не понимает, почему все переживают, поэтому поводу, ведь все должны восхищаться только им. Кроме этого он даже не совсем понимает что такое на самом деле честь. Также он может легко и просто унизить или оскорбить любую девушку и за это его не будет грызть совесть.

Вот так он оскорбил Машу Миронову. А вот Гринев всегда защищает и помогает тем, кто оказался в трудной ситуации и всегда защитит девушку.

Когда начался Пугачевский бунт, то Швабрин даже без боя готов был сдаться и работать под предводительством другого командира. Теперь он убивает и уничтожает своих бывших товарищей и ему их совсем не жалко.

Кроме этого он захватывает в плен Машу и делает все для того чтобы она стала его женой, но девушка не соглашается. И Швабрина это очень сильно злит и он несколько дней не дает ей еды.

А вот Гринев ни за что не продаст родину и будет биться за нее до последней капли крови.

Савельич также никогда не предаст свою родину и будет верен только своему императору. И все что он прикажет, будет делать. Он во всем ему помогает и дает когда нужно дельный и нужный совет, которым император обязательно пользуется. Кроме этого жизнь императора зависит напрямую от Савельича, и он об этом очень хорошо знает.

Популярные сочинения

  • Сочинение Андрей Штольц в романе Обломов (Образ и характеристика) Гончарова 10 класс Андрей Штольц — друг Ильи Ильича Обломова, герой романа «Обломов» Ивана Гончарова.
  • Сочинение Слово делом крепи (рассуждение 8 класс) На данный момент существует очень мало людей, которые могут держать своё слово. Мы часто можем слышать известную поговорку «Слово делом крепи», так что же она означает?
  • Сочинение-описание картины Мартовское солнце Юона (8 класс) Художник Юон, который собственно и написал картину Мартовское солнце, родился в Подмосковье, где и обучался искусству изображения пейзажа на холсте. Он очень часто в детстве выходил на улицу и просто срисовывал всё, что видел

Тезисы

  • Бесчестным можно назвать человека, который предал своего близкого
  • Истинные качества личности раскрываются в сложных жизненных ситуациях
  • Иногда поступки, с первого взгляда кажущиеся бесчестными, оказываются необходимыми
  • Человек чести не предаст своих нравственных принципов даже перед лицом смерти
  • Война выявляет бесчестных людей
  • Поступки, совершаемые из чувства злости и зависти, всегда бесчестны
  • Честь нужно отстаивать
  • Бесчестный человек рано или поздно получает возмездие за свои действия
  • Человек, предавший свои нравственные принципы, бесчестен

«Тарас Бульба»

Где же еще встречается проблема чести? Аргументы можно подобрать и в знаменитом произведении Николая Васильевича Гоголя.

У главного героя есть два сына, которые полностью противоположны по своим нравственным качествам. Остап был честным и отважным. Он не боялся взять вину на себя, например, оборванный сад. Ему не свойственно предательство, умер Остап в ужасных муках, но остался героем.

Другое дело – Андрий. Он по своей натуре легок и романтичен. Всегда думает о себе в первую очередь. Он без зазрения совести сможет обмануть или предать. Самое большое предательство Андрия – переход на сторону врага из-за любви. Он предал всех своих близких людей, умер он с позором от рук своего отца, который не смог пережить и простить сыну его поступок.

Чем же поучительно произведение? Очень легко поддаться своим чувствам, но не стоит забывать о тех людях, которым ты дорог. Предательство на войне – это самый ужасный поступок, а человеку, совершившему его, нет прощения и пощады.

«Два капитана»

Проблема защиты чести и достоинства, аргументы которой мы сейчас приведем, встречается нам на страницах повести В. Каверина. Стоит сразу обратить внимание на то, что произведение написано в тысяча девятьсот сорок четвертом году, во время войны с фашистами.

В эти тяжелые для всех времена такие понятия, как достоинство и честь, ценятся в людях, прежде всего. Почему повесть так называется? Капитаны, о которых идет речь: Саня Григорьев и Татаринов.

Их порядочность объединяет их. Суть произведения заключается в следующем: Саня заинтересовался пропавшей экспедицией Татаринова и отстоял его честное имя.

Он это совершил, несмотря на то что оттолкнул от себя Катю, которую он успел сильно полюбить.

Произведение учит читателя тому, что идти всегда надо до конца и не останавливаться на полдороги, тем более, если речь идет о чести и достоинстве человека. Люди, которые живут бесчестно, всегда будут наказаны, нужно только немного времени, справедливость всегда восторжествует.

«Война и мир»

Проблема чести и достоинства, аргументы мы сейчас приведем, встречается в романе Льва Николаевича Толстого. Роман посвящен самой страшной войне, когда воевала Россия против Наполеона. Кто же здесь стал олицетворением чести? Такие герои, как:

  • Андрей Болконский.
  • Пьер Безухов.
  • Наташа Ростова.

Это качество проявили все эти герои в определенных случаях. Первый отличился в Бородинском сражении, второй — своим желанием убить противника, а Наташа Ростова помогала раненым. Все были в одинаковом положении, каждому были даны свои особые испытания. Но люди чести, патриоты своей страны смогли одержать верх над противником.

Сочинение на тему: «Береги честь смолоду»

Гринев – главное действующее лицо повести «Капитанская дочка», написанной Пушкиным. Произведение не является исключительно исторической работой. В нем есть любовные, романтические мотивы.

Автор старается расшевелить представителей дворянских сословий. После декабрьского восстания дворяне были напуганы, их мысли потеряли былую независимость.

Большинство людей стали поклоняться монарху, который перестал опираться на дворянское сословие, заменив его полицией.

Лицейская годовщина стала днем завершения «Капитанской дочки» в 1836 году.

Пугачев и его бунт кардинально изменили менталитет дворян. Характер всего общества разительно поменялся. Люди отказывались мыслить самостоятельно, действовать отважно. Испуг парализовал общественное движение, мнение, стремление к свободе. Поэту была невыносима мысль, что его народ затих, смирился. Более честь не является высшей ценностью, это декоративная условность.

Значение пословицы

Начать рассуждение ученику лучше с объяснения того, как он понимает само выражение и какой смысл в него вкладывает. Для этого можно опираться на общеизвестные факты и включить собственные мысли. В общем виде это может выглядеть так.

Полностью поговорка звучит, как «Береги платье снову, а честь смолоду». И если первую часть понять легко (действительно, проще сразу аккуратно обращаться с вещами, чем потом отстирывать пятна и зашивать дырки), то вторую не всегда можно интерпретировать однозначно.

«Береги честь смолоду» — это пословица, смысл которой в том, чтобы не совершать поступков, оскорбляющих человеческое достоинство. Таким образом, достойное поведение нужно не столько для того, чтобы сохранить хорошую репутацию в обществе, сколько для собственного спокойствия.

Когда у человека есть хорошие, благородные принципы, которым он неукоснительно следует, он легче делает выбор, а, значит, лишён длительных и изнурительных душевных метаний.

Он знает, как правильно, и следует этому, несмотря ни на какие преграды и даже угрозы.

Такой человек порой пренебрегает даже смертельной опасностью, если в этом возникнет необходимость, и уж тем более не станет жертвовать своей честью ради личной выгоды.

Вот и получается, что лучше всегда поступать в соответствии со своими принципами, чем потом отстирывать пятна на репутации и зашивать дырки на сердце. Совсем как с платьем.

Чем хорошо новое платье?

На самом деле большинству людей известна только первая половина выражения — «Береги честь с молоду». Пословица же оканчивается многозначительным высказыванием, что платье нужно беречь снову.

Вспомните новое, только что купленное платье. Оно цело, красиво, сидит идеально. Если носить платье аккуратно, заботиться о нем, постирать-подлатать вовремя, вещь прослужит долго.

Честь — это не платье. Насколько она цела и оберегаема, никому не известно, кроме личности. Так нужно ли заботиться о ней, как о платье?

Понятие чести

С принципами всё понятно, но все ли они подходят понятию чести? А если по своим представлениям человек, например, считает себя лучше других и высокомерен в общении? Или, того хуже, считает возможным принести другим вред?

Тогда, конечно, ни о какой чести речи не идёт. Ведь этим понятием обычно обозначают достойные уважения и гордости качества человека.

И хотя его можно считать относительным, это чувство изначально присуще человеку, и люди интуитивно определяют его как честность, благородство и здоровье души и чистую совесть.

О тех, кто соответствует такому определению, ещё могут сказать, что они готовы последнюю рубаху отдать ради других.

Задумайтесь о главном

У каждого из нас есть голос совести, хотим мы этого или нет. Именно он нашептывает осуждающе нам громче всех, стоит сделать что-то неблагородное.

Если это чувство общее для всех, значит, честь не исчезла во времени за ненадобностью. Мир – это не плацдарм для боевых действий, и правило «или ты, или тебя» совершенно не работает.

Что работает, так это уважение, доброта смелость и благородство. Люди мудрые понимают, что чем больше ты даешь, тем больше приобретаешь.

«Береги честь с молоду» — это не красивые слова, а руководство к действию. Ведите себя правильно, но не так, как требует общество, а как подсказывает душа.

Пусть жизнь не похожа на прогулку по парку, и иногда кажется логичным и правильным подставить коллегу, предать друга, изменить супругу. Эти соблазны ждут нас на каждом шагу, и пусть никто не узнает никогда об этом поступке, мы сами о нем будем знать.

И на душе будет неспокойно и неприятно из-за этого. Береги честь с молоду! Будь честным, отважным, благородным, не изменяй себе – и ты будешь счастлив!

Аргументы из литературы

Итак, после того как объяснена собственная позиция, её нужно аргументировать. Для этого прекрасно подходят литературные источники.

Гринев и Швабрин Пушкина

В 1836 году была опубликована повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Сюжет произведения рассказывает историю романтической любви Марии Мироновой и Петра Гринева на фоне страшного и кровавого времени для России — восстания Емельяна Пугачёва.

Пара не сразу обрела счастье, сначала им пришлось пройти через серьёзные испытания, одним из которых явилась влюблённость в главную героиню Алексея Швабрина. Молодые люди сошлись в дуэли, закончившейся ранением Петра, а потом в разгар бунта оказались в противостоящих друг другу войсках.

К перипетиям сюжета отлично подходит пословица, выбранная автором в качестве эпиграфа, «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин олицетворяют противоположные друг другу характеры:

  • Первый готов умереть, но не предать, такой наказ ему ещё отец дал.
  • Второй на всё пойдёт ради спасения собственной жизни.

Время проявить себя и сделать нравственный выбор произошло при трагических обстоятельствах.

Честь офицера и человеческое достоинство проявил Пётр, отказавшийся присягнуть Пугачёву и служить в его войске, хотя за это на его глазах казнили капитана и коменданта крепости.

Такая же печальная участь не постигла героя только из-за его старого нечаянного знакомства с Емельяном, которому он помог, когда тот был ещё никому не известным беглым казаком.

Швабрин поддался инстинкту самосохранения, отрёкся от присяги на верность отечеству и императрице и пошёл в войско противника. Для него это не было унизительным.

Свою низость по ходу сюжета он продемонстрировал ещё не раз:

  • Разработал план, чтобы силой заставить стать его женой Машу Миронову, которую в итоге спас Пётр, получивший от неё записку.
  • Попав в тюрьму вместе с соперником, сделал донос на него.

Но благородство и честность всё равно одержали верх над низостью и предательством. Гринев пережил всё, не уронив своего достоинства, не нарушив слова присяги и не изменив принципам, и в итоге получил свободу и любовь Маши. Он выполнил свой долг, сохранил верность отечеству, но не думал о награде, а только хотел быть честным перед самим собой.

Лиза и Эраст Карамзина

Следующий аргумент можно привести на основании сентиментальной повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза». Её содержание раскрывает тему чести и бесчестия по отношению к любимым.

Завязка произведения заключается в неожиданно вспыхнувшей любви дворянина Эраста к крестьянке Лизе. Для всегда ветреного молодого человека это настолько ново, что он думает оставить светское общество ради возлюбленной.

Испытывающая не менее сильное чувство девушка отдаётся во власть Эраста, но вопреки её ожиданиям, он не оказывается человеком чести. Легко расставаясь с деньгами и не умея при этом зарабатывать на жизнь, дворянин проигрывает своё состояние в карты.

Выход из положения есть, и он заключается в свадьбе с богатой вдовой, но Эраст связан словом Лизе. Тем не менее от узнавшей обо всём девушки он решает просто откупиться. Предложение денег вместо любви обнажило всю глубину малодушия, безволия и эгоизма молодого человека, одним словом, бесчестие.

  Красное словцо в традициях русской речевой культуры

Лиза же поняла, что сделала ошибку, не уберегла честь, отдавшись непорядочному человеку, и заплатила за это собственной жизнью.

Чичиков Гоголя

О бесчестии ради наживы рассказал Николай Васильевич Гоголь в поэме «Мёртвые души». Её герой Павел Иванович Чичиков, как и Пётр Гринёв, свято соблюдал наказ отца, но у того он был другим. Родитель посоветовал беречь копейку и это с детства повлияло на Павла. Стремясь преумножить состояние, он совсем забыл о чести:

  • Будучи маленьким, продавал своим одноклассникам еду.
  • Повзрослев, провернул аферу с «мёртвыми душами». Не гнушаясь ради достижения цели не только подкупом, но и умалчиванием или обманом.

Не в лучшем свете выглядят и помещики, ради собственной выгоды вступившие в сделку. Они не думают ни о своей, ни о чьей-либо ещё чести, видя только способы улучшения своего материального состояния. Описаны в произведении и чиновники, пользующиеся своим служебным положением и берущие у посетителей взятки.

Персонажи других произведений

Также примеры можно взять и из других произведений. Среди них:

  • Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Евгений Онегин принял участие в неоднозначной дуэли, не допустив осуждения себя светом, но погубив жизнь молодого поэта. Татьяна отказалась от любви, чтобы сберечь честь своей семьи.
  • Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Чиновники здесь не стесняются брать взятки. Хлестаков, принятый за ревизора, с радостью пользуется бесплатными благами.
  • Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Андрий запятнал честь, предав своих родных ради возлюбленной. Остап и Тарас остались верны казачьему слову.
  • Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово». Мальчик остался в темноте охранять воображаемый склад, потому что пообещал это подросткам в игре.
  • Рассказ А. Чехова. «Доктор». Осип Степанович Дымов ценой собственной жизни спас пациента, оставшись верен врачебному долгу.

Что значит беречь честь смолоду

Тема чести была для Пушкина принципиальной. Она была тесно связана и с другим, более глубоким вопросом — как жить в истории? за что держаться? чем руководствоваться? В особенности в смутные, переходные периоды истории. Ответ «Капитанской дочки» понятен: держаться надо за свою совесть, за честь в глазах Бога, держаться нужно за милосердие.

Глубоко христианский, глубоко русский ответ. Вся последняя повесть Пушкина настолько проникнута духом милосердия, что ее можно было бы назвать повестью о милосердии. Центральная сюжетная линия повести — история взаимоотношений Гринева и Пугачева есть прежде всего история милосердия.

«Молодой человек! — как будто с завещанием обращается к нам Пушкин, — если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». История дает шанс спастись даже в сложных испытаниях тем, кто честен, человечен и милосерден.

Общий эпиграф — «Береги честь смолоду» — действительно отражает главную мысль произведения, причем не только в образе главного героя Петруши Гринева, но и других героев. Его отец, Андрей Петрович Гринев, служивший при графе Минихе, ставит честь превыше всего — выше карьеры, состояния и душевного комфорта.

Для сына своего он выбирает путь честного офицера, отправляя его не в блистательный гвардейский полк, к которому Петруша был приписан с рождения, а в армию. Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Грамотное завершение сочинения

Вдохновляющие, героические примеры из мировой литературы демонстрируют, почему смолоду надо беречь честь. И одновременно с этим рисуют низкий облик тех, кто пренебрегает этим. Конечно, в них описаны далеко не ординарные, сложные ситуации, во многих из них выбор был действительно серьёзен и очень важен.

Тем более строго нужно относиться к своим нравственным качествам в повседневной жизни.

Ведь честь — это не осуждать других за спиной, не лгать, не делать кому-то плохо ради своей выгоды, с любовью, пониманием и терпением относиться к окружающим, не только людям, но и животным.

Так что совсем не обязательно подвергаться смертельной опасности за отказ присягать врагу, чтобы прослыть достойным человеком.

Урок по литературе «Береги честь смолоду» по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (урок обобщения)

Пословицы используются человеком уже на протяжении многих веков. Они не являются обычными строками, которые имеют созвучие или рифму.

Это нечто большее, что дает возможность осознавать нормы и правила поведения в обществе, а также отражает моральные убеждения и противоречивость высказываний. Используя всего пару фраз пословицы, можно объяснить многим важную концепцию бытия в целом.

К сожалению, не каждый правильно расшифровывает их, тем самым нарушает всю картину описываемого действия.

Народная мудрость

Как правило, все существующие пословицы в мире считаются народными, то есть их придумывал не один человек, а многие люди.

Таким образом, в них сокрыт громадный опыт, накопленный столетиями, который и по сей день является уместным.

Понятное дело, что все они были преобразованы многократно, с момента своего появления на свет, и тем не менее сама суть таких посланий из прошлого будет важной до скончания веков.

Среди множества подобных народных высказываний в современной жизни очень часто используется такая пословица: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Но что она означает и правильно ли ее толкуют люди разных возрастов? Как показывает практика, чаще всего ее понимают правильно те люди, которые уже имеют большой жизненный опыт.

А предназначается она скорее для молодых, которые только начинают взрослую жизнь. Поэтому крайне важно из этих красивых слов выделить и понять истину.

Учение на века

Трудность понимания многих пословиц заключается в их метафорическом высказывании, которое порой тяжело понять без подсказок и трактовок. Таким образом, пословица «Береги платье снову, а честь смолоду» может быть понята буквально, т. е. как напутствие ухаживать за нарядом.

Но только главной составляющей здесь является именно вторая половина фразы. Она гласит, что человеческую честь нужно беречь изначально, ведь, запятнав ее, уже никогда не получишь возможности очиститься.

Точно так же и старому платью никогда не стать новым, сколько бы его ни чистили и ни стирали.

  Сочинение ЕГЭ: Проблема учителя и ученика в тексте Пальмана

Высказывание «Береги платье снову, а честь смолоду» значение имеет большое для всех молодых людей.

Ведь именно они, начиная взрослую жизнь и не зная, как правильно себя вести во многих ситуациях, допускают массу ошибок, которые очень часто ставят жирное пятно на их репутации.

Поэтому эта пословица считается скорее наставлением и указателем на жизненном пути для всех подростков.

Александр Герасименко

Я люблю разбирать поговорки. Сегодня хочу разнести фразу “Береги честь смолоду”.

Конечно, у вас возник вопрос: “А с этой-то пословицей, что не так?”. Как можно придраться к ней? Можно и нужно. Дальше будет ответ и подробный разбор. Обо всем по порядку.

Еще раз напомню – поговорки очень важны в нашей жизни, потому что они, по умолчанию, являются нашим руководством для принятия решений. Поговорки – это операционная система для нашего мозга, инструкция для наших поступков, windows (окна) в наши решения. Аксиомы, которые мы принимаем как истину, идеал.

Если вы замечали, люди не пытаются оспорить поговорки. Мы даже приводим пословицы и афоризмы в качестве аргументов в спорах. Но на самом деле, о правильности поговорок надо задумываться в первую очередь. Их нужно осмысливать. Они влияют на наши мысли, которые влияют на наши решения, решения определяют наши действия и как следствие результаты.

И так, поговорка “береги честь смолоду”. Принимать эту поговорку как неоспоримую инструкцию к работе своего мозга будет грубейшей ошибкой. Нет, не подумайте, что я осуждаю важность чести и репутации – главных качеств лидера, я о другом. Я хочу обсудить, как мы переносим эту поговорку с отношений между людьми на другие аспекты нашей жизни.

80% этой пословицы – верны, но 20% – настолько разрушительны, что ее нужно вычеркнуть из нашего обихода, как опасную для лидера или человека стремящегося к успеху.

Когда я был молод и не женат, это была моя любимая пословица. Я говорил ее среди друзей, и примерял ее исключительно к девушкам. Она звучала так: “береги честь смолоду коли рожа крива”.

Потом я вырос. Не скажу, что стал серьезней, просто стал больше внимания уделять тому, что говорю. И просто перестал ей пользоваться.

Сейчас я наконец-таки объясню, почему я НИКОГДА не употребляю ее в речи и делаю это осознанно. Как можно не согласиться с фразой “береги честь смолоду”?

Можно!

Не слово “честь” меня выводит из равновесия, оно меня вполне устраивает. Мне не нравится смысл заложенный в “береги”. То есть фраза “береги честь смолоду” по сути дела говорит: “Не делай ничего, и честь будет в порядке”. Как результат, мы боимся сделать ошибку, чтобы не потерять честь. Честь предлагается защищать бездействием.

Нет! Беречь надо бабушкины бусы, а честь надо заслужить. Честь – понятие активное. Честь не дана нам изначально в жизни, чтобы потом в конце посмотреть, сколько у нас ее осталось (как в забегах официантов с полными стаканами). В графе “честь” при рождении мы имели ноль, ее надо заслужить в жизненных поступках!

Беречь – значит ничего не делать. То есть, “ничего не делать” (быть пассивным) вдруг сразу стало в нашем сознании благородным занятием. “Нет, я не трусливо бездействую и сижу заткнув рот, боясь отказа или косого взгляда в мою сторону, я честь берегу!” – сидит в глубине нашего сознания. Благородно? Достойно? А как же!

Принимая эту пословицу за факт, мы начинаем думать, что наши ошибки, осуждение со стороны других людей, отказ от свидания с нами, провал в новом бизнесе – все это убавляет нам чести и уж никак не сберегает ее. Облажался – значит, чести стало меньше. Ударил в грязь лицом – потерял достоинство, не сумел.

Если бы фраза звучала “Завоевывай честь смолоду” вот тогда и с честью было бы все в порядке и с достижениями в жизни. Со словом “завоевывай” мы бы обращали внимание исключительно на то, в чем человек добился успеха.

Нам было бы совершенно безразлично, сколько у него до этого было попыток, в которых он провалился и растерял звание всезнающего и всеумеющего (в которых он “растратил честь”).

Мы бы не считали провалы, поражения и отказы, мы бы обращали внимание на достижения и только на достижения. Мы были бы активнее.

Завоевывайте честь смолоду. Действиями.

Что такое кризис

Следующая

Креативные идеи

Когда приходит осознание

В основном о всевозможных пословицах люди узнают еще в школе, когда изучают устное народное творчество на уроках литературы.

И, как правило, они не имеют никакого значения для ребенка, а идут как навязанный учителями материал, который нужно учить только ради оценок. Просто ребенок еще не обладает тем багажом знаний, которые будут столь важны во взрослой жизни.

Поэтому пословица «Береги платье снову, а честь смолоду» для школьника является лишь красивой фразой, и ничем более.

Осознание важности этого высказывания придет только во времена, когда ребенок вырастает и попытается самостоятельно сделать выбор между решающими его судьбу вещами. Возможно, в этот период он сможет вспомнить и проанализировать сие мудрое изречение и впоследствии примет правильное решение.

Художественная литература

Подчас классическая литература блестяще подсказывает нам решение очень важных и глубоких духовных проблем. В качестве примера приведем повесть A. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Это одно из лучших произведений мировой словесности — совершенное по форме и глубоко православное по духу. К сожалению, по школьной программе его изучают слишком рано, когда подростки еще не готовы к правильному восприятию этой повести.

Кроме того, еще с советских времен у нас сохраняется «классовый» подход к литературным героям, что, естественно, резко искажает смысл произведения.

Если посмотреть на «Капитанскую дочку» глазами православного человека, то нельзя не поразиться, насколько глубоко охвачены в ней вопросы устроения благородной христианской души! Пушкин не случайно взял эпиграфом русскую пословицу «Береги честь смолоду». Что такое благородство, что такое честь и что такое целомудрие в отношениях молодых людей — все это можно очень хорошо изучить по замечательной повести нашего классика.

Конечно, Пушкина пересказывать невозможно, его надо читать, тем не менее давайте кое-что вспомним.

B основе повести лежат воспоминания пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева, записанные им во времена царствования императора Александра I и посвященные восстанию Пугачева, в котором по «странному сцеплению обстоятельств» принял невольное участие и семнадцатилетний офицер Петр Гринев.

Случайный человек, повстречавшийся на дороге, выводит заблудившегося в метели Гринева и его верного слугу Савельича к жилью. В благодарность за спасение Гринев отдает «вожатому», одетому слишком легко, свой заячий тулуп.

Тот (а это был не кто мной, как мятежный донской казак Пугачев) с поклоном благодарит: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».

И действительно, помня об этом благородном поступке, Пугачев в будущем сохранит жизни и самого Гринева, и его возлюбленной, Марии Ивановны Мироновой, дочери коменданта Белогорской крепости, где служил молодой офицер.

Машеньке Мироновой автор отвел в повести сравнительно мало места, но глубокий, сокровенный образ этой девушки, ее необыкновенно прекрасная душа, несомненно, делают капитанскую дочку главной героиней произведения.

Офицер Швабрин препятствует любви Маши и Петра, плетет интриги.

Маша же, «благоразумная и чувствительная», безошибочно почувствовав своей чистой душой низость и подлость этого человека, решительно отвергает его ухаживания: «Ни за какие благополучия!»

Вскоре крепость захватывают мятежники.

Сколь ярко Пушкин описывает, как во время бунта проявляются высокие качества одних людей и низость других! Родители Маши, Иван Кузьмич и Василиса Егоровна, отказываются служить Пугачеву и бестрепетно, не изменяя чувству долга, умирают за то, что считают святыней своей совести.

Смерть ждала и Петра Гринева, но Пугачев милует его. «Обещаешься ли служить мне с усердием?» — спрашивает он. Гринев же не только не присягает ему, но даже не обещает Пугачеву не идти против него: «Голова моя в твоей власти… отпустишь меня — спасибо, казнишь — Бог тебе судья».

«Суровая душа Пугачева была тронута». Мужество, честность, искренность человека, не покривившего душой, даже когда жизнь была на волоске, поражают бунтовщика, и он отпускает офицера «на все четыре стороны». Гринев уезжает за помощью в Оренбург, ведь в Белогорской крепости осталась осиротевшая Маша, которую попадья выдает за свою племянницу.

Резким диссонансом является образ Швабрина, ставшего в час испытания изменником. Воспользовавшись тем, что Пугачев назначил его комендантом крепости, он вновь пытается добиться руки капитанской дочки и, снова получив отказ, заточает непокорную девушку в неволю.

Гринев узнает об этом и, по стечению обстоятельств, уже вместе с Пугачевым едет в Белогорскую крепость. Швабрин мечется как трус, пытается не пустить их к девушке, но Пугачев выбивает дверь. «На полу в крестьянском оборванном платье сидела Mapия Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами.

Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба». Она не сразу догадалась, что пожаловал убийца ее родителей. Указывая на Швабрина, Маша с достоинством произносит: «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят».

Какая твердость, какое благородство, ведь она даже ни единым словом осудила Швабрина! Она мола бы сказать, например: «Я никогда не буду женою этого подлеца!» — имея на это полное право.

Была бы честь!

Многие люди иногда думают, что поступают правильно, согласно высказыванию «Береги платье снову, а честь смолоду», а на самом деле они очень сильно заблуждаются. Все происходит оттого, что не каждый понимает верно определение «чести». Или даже правильней будет сказать, что у каждого оно свое.

Например, если взять двух человек, один из которых будет бандитом, а другой офицером, то каждый из них будет действовать согласно своим нормам поведения и устоявшимся взглядам.

И каждый, по его меркам, будет защищать свою честь, вот только бандитская будет противоречить всем правилам поведения в обществе.

Таким образом, в пословице «Береги платье снову, а честь смолоду» смысл кроется глубокий, нужно только правильно истолковать понятие чести.

А оно, в свою очередь, должно быть единым для всех жителей планеты и базироваться на общих нормах поведения.

Другими словами, человек чести – это личность, обладающая благородством, смелостью, справедливостью, честностью, а также многими другими положительными качествами.

Смысл пословицы «Береги честь смолоду»

***

Напутственные слова бывают разными. Отпуская своё чадо во взрослую жизнь, кто-то говорит: «Береги копейку», а у кого-то родительское благословение укладывается в «береги честь смолоду, а платье снову». Если с платьем всё понятно, чем бережней относишься к одежде, тем дольше она служит. А как быть с честью? Вернее, как её беречь? И когда появляется честь?

В юном возрасте редко кого называют человеком чести, несмотря на то, что это чувство дается с рождения. До определённого момента оберегание чести ребёнка является прямой обязанностью родителей. По мере взросления увеличивается потребность в ощущении персональной значимости в своём окружении. Личную ценность для социума человек доказывает поступками.

Честь делают только те поступки, которые не идут вразрез с собственным достоинством. Поэтому людям, у кого это чувство высокоразвито, легче заработать не фиктивную положительную репутацию в обществе. Особенно это важно «смолоду», когда неопытность нередко приводит к невольным ошибкам. Чувство собственного достоинства выступает предохранителем от бесчестных поступков. Была бы честь…

Понятие чести включает в себя справедливость, благородство, преданность, правдивость. Наличие одного качества подразумевает присутствие всех остальных. Человек не может быть только лишь благородным или справедливым.

Преданно относиться к своей Родине, но при этом не уважать права своих соотечественников. Наличие чести — залог высокой нравственности и целостности личности. Своя честь побуждает бережно относиться к чужой чести.

Это дает и силу и право защищать не только собственное достоинство, честь своего мундира, семьи, фирмы, компании, но и доброе имя других людей.

Сегодня, когда нравственный вектор смещен в сторону прагматизма, потребительства, можно услышать мнения, что быть человеком чести нерентабельно. Такое отношение к одной из высших нравственных ценностей нередко принимает иную, ложную форму. За честь выдаются бравада, фальшивое благородство. Внешними атрибутами пытаются скрыть отсутствие внутреннего ощущения морали.

Итак, беречь честь смолоду – это не совершать поступков оскорбляющих, прежде всего, собственное достоинство. Самоуспокоение в виде: «Сегодня я пойду на маленькую сделку с совестью, но это один раз. Впереди целая жизнь и я успею переписать всё набело» — дорога к бесчестию.

  • Популярную пословицу хорошо объясняет высказывание римского писателя Апулея: «Стыд и честь, как платье – чем больше они потрепаны, тем беспечнее к ним относишься».
  • *** Внимание! Копирование статьи на другие сайты запрещено
  • На этой странице: значение (толкование) пословицы «Береги честь смолоду»

Наедине с собой

Бывают в жизни ситуации, когда человек, в прямом смысле этого слова, идет на сделку со своей совестью. Утешая себя тем, что о его поступке никто и никогда не узнает. Но этим утверждением он загоняет себя в ловушку.

Ведь самые страшные муки — это муки совести, от которых никуда не спрятаться. Поэтому нужно прислушаться к высказыванию «Береги платье снову, а честь смолоду».

Пословица эта указывает не только на возможные, видимые для людей ошибки человека, но и на его собственные переживания, терзания от выполнения плохих поступков.

Только с чистым сердцем и хорошими помыслами можно прожить счастливую жизнь. Поэтому их, согласно народной пословице, нужно все время беречь от гнилых и черных мыслей. Ведь в противном случае невозможно будет все повернуть вспять.

Многозначительная репутация

Репутация для каждого человека имеет большое значение, ведь по ней можно понять, что он собой представляет.

Конечно же, никто не захочет иметь дело с тем, кого считают вором или, скажем, обманщиком, аферистом. Поэтому пословицу «Береги платье снову, а честь смолоду» объяснить в этом ракурсе очень просто.

Чем больше человек будет следить за своими словами и поступками, тем лучше к нему будут относиться окружающие.

Следует уделять внимание своим поступкам и мыслям, многократно обдумывать предстоящие дела, и так — на протяжении всей своей жизни. К сожалению, в нынешние времена не многие живут по таким принципам. А раньше, в эпоху рыцарей, придавали огромное значение каждому сказанному слову и никогда не бросали их на ветер.

Потому что их репутация ценилась, слава и почет передавались от прадедов к внукам. Очень жаль, что нельзя вернуть те времена, тогда бы, наверное, каждый смог понять и оценить выше упомянутую пословицу.

Ведь ответить за содеянное, поплатиться за нарушение чести и достоинства пришлось бы не простыми оправдательными фразами, а своей жизнью и фамильными ценностями.

Сочинение.
Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Александр Сергеевич Пушкин, основоположник реализма и русского литературного языка, всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны. Через все его творчество проходят образы Петра I, Бориса Годунова, Емельяна Пугачева. Особый интерес вызывал у Пушкина крестьянский бунт, поднятый Пугачевым в 1772/73-1775 годах. Автор много путешествовал по местам восстания, собирал материал, написал несколько произведений о крестьянской войне, но художественную форму обрело только одно — повесть “Капитанская дочка”. Это произведение было написано в 1833-1836 годах. Оно явилось как бы итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе его мысли, переживания, сомнения. Одной из основных проблем, поднятых в произведении, является проблема чести и долга, которая реалистически показана автором во всех ее проявлениях: от чести и долга простого крестьянина или беглого казака до самой императрицы. Главное действующее лицо повести — он же мемуарист-рассказчик -Петр Гринев. Этот вполне заурядный человек волею судеб оказывается втянутым в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера. Петруша — молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образование у француза, который “не был врагом бутылки” и “любил хлебнуть лишнего”. Отец его — Андрей Петрович Гринев, старый гвардейский офицер, — рассматривал понятия чести и долга только с позиций офицера правительственных войск, считал, что офицер обязан выполнять все приказы начальства, “служить верно тому, кому присягнешь”. Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Он, совершая ошибки, все время пытается выполнять наставления отца: “Береги честь смолоду”. Он ни разу не изменил присяге, данной императрице. Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочел первое. Тем не менее, он смог увидеть положительные качества в вожде антидворянского восстания: честность, благородство, мужество, ум. Когда в беде оказалась его возлюбленная Маша Миронова, он, не изменяя присяге, просит помощи именно у Пугачева. Противопоставлен Гриневу Алексей Иванович Швабрин. Он — столичный дворянин, офицер гвардии, светски блестящий, но поверхностно образованный человек. В нем чтение сентиментальных романов и трудов французских просветителей воспитало лишь беспринципность и показной патриотизм. Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нем лишь возможность перемен и повышения по службе, а главное — сохранения жизни. Шьабрин презирает народ, ненавидит и боится Пугачева. Все его помыслы и действия лишь о нем самом; он — эгоист. Когда все обороняют крепость и, уступив в сражении, отказываются признать в Пугачеве императора, он» с готовностью переходит на его сторону. Его подлость и низость проявляются и в отношениях с Машей Мироновой. Швабрин не смог покорить ее сердце и, став комендантом, пытался силой заставить ее выйти за него замуж. Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогор-скую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он отказывается признать в “беглом казаке” императора, за что тот лишает его жизни (“Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника”). Проблема чести и долга связана и с образом Пугачева. С точки зрения офицеров гвардии, он “беглый казак”, вождь антидворянского восстания, преступник, разбойник, но на самом деле у него есть и положительные черты. Ему не чужды понятия чести и долга. Вспомнив о заячьем тулупчике и стакане вина, раз подаренном ему Гриневым, он оставляет ему жизнь, дарит коня, тулуп, дает денег, которые, правда, украл урядник. Пугачев живет по принципу: “Долг платежом красен”. Он не позволяет издеваться и мучить сироту и готов сам покарать обидчика. Именно он помогает Гриневу спасти Машу от Швабрина. Совсем по-другому понимает честь и долг Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый каторжник, а простой, добросовестный’и добродушный дворовый человек, крепостной крестьянин. Он самоотверженно любит Гринева и все старается сделать ради “барского дитяти”. Даже его скупость — это проявление заботы о барине. Савельич готов пожертвовать всем, даже жизнью, ради Гринева: он бросается в ноги Пугачеву, умоляя его не вешать Петрушу, а для порядка повесить его. В этом и заключается его долг: присмотр и сохранение ребенка барина. Понятия чести и долга мы видим и на примере урядника, “енералов” Пугачева и всего народа. Все они, не задумываясь, переходят на сторону сильнейшего. Для них не существует ни чести, ни долга. Урядник то служит коменданту, то Пугачеву, то помогает Маше и Гриневу. “Енера-лы”, по словам Пугачева, “при первой неудаче… свою шею выкупят моею головою”. Народ же, как только восставшие заняли Белогорскую крепость, присягает Пугачеву, собирает деньги, которые он им бросает, выражает полную покорность.
Подводя итог, можно сказать, что в своем произведении А. С. Пушкин реалистически показал различные слои русского общества: от беглых и крепостных крестьян до служивых дворян, от самозванца до императрицы. На их примере автор правдиво раскрыл положительные и отрицательные качества русского народа, но главной проблемой повести является проблема чести и долга.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

  • Сочинение по повести дубровский продолжение повести
  • Сочинение по повести о петре и февронии муромских 7 класс с цитатами из текста
  • Сочинение по повести недоросль 8 класс
  • Сочинение по повести вам и не снилось щербаковой
  • Сочинение по повести гуттаперчевый мальчик