Сочинение по повести а с пушкина капитанская дочка гринев и швабрин

А. с. пушкин капитанская дочка. маша миронова, преданность и верность любимому человеку цель: продолжить работу над содержанием повести, развивать навыки

А. С. Пушкин „Капитанская дочка”. Маша Миронова, преданность и верность любимому человеку

Цель: продолжить работу над содержанием повести, развивать навыки работы с произведением, совершенствовать умение определять  основную мысль произведения и видеть ее отражение в названии, а также навыки анализа отдельного эпизода. Продолжить работу  над формированием навыков характеризовать литературных героев. Развивать умения брать участие в коллективном    обсуждении, дискуссии, высказываться. Способствовать формированию у учащихся качеств характера, присущих положительным героям.

Оборудование:   портрет А.С.Пушкина, репродукция одного из портретов Екатерины ІІ кисти В.Боровиковского, рисунок   С.Герасимова, 1951г.

                   На журнальном столе фотовыставка (45 листов) «А.С.Пушкин»,   А.Сахаров, С.Троицкий «Живое слово истории»; В.И.Буганов     «Емельян Пугачев», библиографический словарь «Русские   писатели», т.2; атлас «Всесвітня історія. Новий час (XV-XVIII ст.)», издательство Картография, стр.13, Наша история «100   великих имен» — «А.С.Пушкин», «Екатерина ІІ», творческие   работы учащихся.

На доске запись «Можно ли отнести эпиграф «Береги честь смолоду» к Маше Мироновой?». «Почему А.С.Пушкин дал название своему творению «Капитанская дочка»? Согласны ли вы с авторским вариантом?»

На каждой парте, у каждого ученика, план характеристики литературного произведения, черновик.

Мебель расположена в форме «Дискуссионный клуб» (способствует индивидуальной работе, групповой, работе в парах, дискуссии).

Тип урока: комбинированный

Урок – исследование.

Ход урока.

І. Организационный этап

1. Объявление темы, цели, программы урока

ІІ. Проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам

Что такое историческая повесть? Докажите, что «Капитанская дочка» историческая повесть. Можете воспользоваться картой. 
Как  погибли комендант с женой?
Почему Пугачев не казнил Гринева?
За кого выдавал себя Пугачев?
Почему Гринев был арестован и предстал перед военным судом?
Какова роль эпиграфов к главам? В частности, «Береги честь смолоду»?

2. Индивидуально

Чтение письменного сочинения-рассуждения (миниатюры) «Что привлекает меня в образе Гринева?»
Чтение наизусть отрывка из повести.

Итог проверки домашнего задания.

ІІІ. Работа над темой урока.

Вступительное слово учителя

     Конечно же, привлекает наше внимание героиня – Маша Миронова, дочь коменданта Белогорской крепости. Я для себя отметила на предыдущих уроках вашу симпатию к ней.

     В результате исследования текста нам необходимо набрать матерал для устного сочинения – характеристики, что будет вашим домашним заданием. Перед вами план. Прошу на черновиках делать заметки. Я ожидаю от вас в конце урока наброски, черновой вариант характеристики. Напоминаю, что нужно говорить доказательно, аргументированно.

2. Аналитическая беседа по содержанию.

Итак, какая же она, Маша Миронова? Какой мы видим героиню впервые? Нарисуйте ее портрет. Что значит нарисовать портрет? Как сложились ее отношения с молодыми людьми: Швабриным и Гриневым? Почему? (Диалог Марьи Ивановны и Петра Гринева, с. 96 (посл.абзац) — 97).
Гринев полюбил Машу и предложил руку и сердце. Согласилась ли она? При каком условии? О какой черте характере это свидетельствует? (Воспитанности, деликатности).
Как разворачиваются события в крепости? Почему девушка не уехала? Почему отец приказал надеть на дочь сарафан?

Физкультминутка.

Как сложилась жизнь Маши в крепости, занятой восставшими? (в доме священника, под видом племянницы попадьи). Выборочное чтение (с.103).
И снова Швабрин, но уже на стороне мятежников. Вот оно спасение! Стоит согласиться стать его женой!? (с.109, 115) (Преданность и верность любимому человеку).
Где мы находим Машу после подавления мятежа? Куда занесла судьба героиню? Как ей живется в доме родителей любимого? (с.119. Умение находить общий язык, почтительное уважение к старшим).
Что тревожит Машу? Какая мысль не покидает ее? И на что она решается (просить у государыни милостивого отношения к своему жениху).
Воспроизведем эпизод встречи с императрицей (инсценированный диалог).
Как вы считаете, догадывалась ли она, что говорила с императрицей? (деликатность, женская интуиция, умение оценить ситуацию).

3. Обобщение и выводы.

Какая же она, Маша Миронова? Какими качествами характера обладает? Перечислим, что мы записали.
Я назову некоторые, если вы не согласны — уберите лишнее.

     Маша Миронова – скромная, решительная, эгоистичная, самостоятельная, ограниченная ( узкий кругозор, с небольшими познаниями, с узкими интересами…).

Устное сочинение – характеристика, составленное учащимися.
Прием «Микрофон».

Можно ли отнести эпиграф «Береги честь смолоду» к Маше Мироновой? Докажите (верная слову, преданная, настоящая дочь своих родителей, пронесшая чувство любви не замаранным.)
Какое впечатление произвела на вас Маша в начале произведения и как раскрывается ее характер  в любви  к Гриневу?
Повесть называется «Капитанская дочка». Согласны ли вы с авторским вариантом?

Слово учителя.

Это один из прекраснейших женских образов в классической литературе…  Достойная дочь своих родителей. Гуманная, преданная, искренняя, ей чужда пошлость, обладающая чувством достоинства, умеющая ради любимого человека совершить поступок. Мы встретимся еще с интересными женскими образами.

Художественные произведения учат жизни. Делайте выводы, чем вы хотели походить на героиню, а мальчики – на Гринева. Есть такое выражение: «Как жаль, что в школе жизни нельзя остаться на второй год?». Поэтому так важно беречь честь смолоду.

Итог урока.

Имеет ли значение, от чьего лица подана история Маши Мироновой?
Представьте, что «Капитанская дочка» была написана от лица Швабрина. Как в этом случае изменились бы оценки событий и героев?
Пофантазируем, как сложится, по – вашему, судьба Маши и Гринева? Как поведут себя потомки? Какие наставления мог бы дать постаревший Гринев своему сыну, отправляющемуся на военную службу или как участнику восстания декабристов?
Подискутируем? На ваш взгляд, проблемы, поднятые в повести, актуальны сегодня? Или они имели место только в конце XVIII и ХІХ в.: «Береги честь смолоду?», такая верность и любовь?

Пресс-конференция

(присутствуют корреспонденты различных изданий)

Если бы была возможна встреча, о чем бы вы спросили Машу Миронову?

Заключительное слово учителя.

История Родины никогда не была для А.С.Пушкина только суховато изложенными страницами учебника – даже в отроческие годы он чувствовал ее живое дыхание в памятных местах. В этом мы убедились, перечитывая повесть.

         Благословен тот час, когда Судьба подарила миру непревзойденного классика.

Выставление (с комментированием) оценок.

V. Задание на дом.

Пользуясь записями в черновике, составить устное сочинение –характеристику Маши Мироновой.

         Перечитать гл.ІІ, VII-IX, XII. Подготовить рассказ «Каким предстает перед нами Пугачев?» Нам предстоит написать сочинение.

         На следующем уроке мы посмотрим фильм «Русский бунт» (1999год) по мотивам повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

(585 слов) В своем произведении «Капитанская дочка» Пушкин развивает полную интриг и опасностей, вызывающую  интерес и переживания читательской аудитории сюжетную линию, выстраивая ее вокруг пары влюбленных  молодых людей – Петруши Гринева и Маши Мироновой, и вокруг истории их любви. Читатель  с волнением  следит за развитием их чувств и за событиями, происходящими в романе, ведь на  пути этой пары к их благополучной и счастливой жизни встает множество препятствий, которые они с честью преодолевают, хоть при этом теряют близких и дорогих людей,  а сами оказываются в сложных и опасных ситуациях.

Центральная героиня произведения – молодая девушка Мария Миронова.  Она проживает с родителями в Белогорской крепости,  отец Марии служит  в ней комендантом.  Маше восемнадцать лет, у нее округлое лицо,  румяные щеки и гладкая прическа. Ее не привлекают балы, приемы, праздничные мероприятия. Но девушка она наблюдательная, тонко чувствующая  настроение и состояние других людей, любившая предаваться мечтам.  Маша очень любит и уважает родителей, много времени  проводит с ними.

Ей не интересно замужество по расчету, она не ищет выгодного спутника жизни, для нее важны настоящие искренние чувства, и это отличает ее от большинства девушек и женщин того времени.

Когда к девушке сватался Алексей Швабрин,  Петр Гринев еще не прибыл на службу в крепость, и Маша не знала, что она его встретит и по-настоящему полюбит. Но даже тогда она не старалась найти богатого и состоятельного жениха, так как это шло в разрез с ее принципами, ее воспитанием.

Родители Марии, обедневшие дворяне, жили ладно. Несмотря на то,  что Василиса Егоровна была женщиной решительной и настоящей командиршей, комендант был всегда готов пойти на компромисс, и это ничуть не умаляло его достоинства. Он  столько лет  состоял на военной службе,  был человеком чести, храбрым и преданным. Марье достались лучшие родительские качества.  Будучи  нежной, тонко чувствующей в обычной жизни, во время испытаний  Маша проявляет стойкость, силу, выносливость, целеустремленность. Она переживает поединок соперников, ранение возлюбленного Пети Гринева, отказ его родных  принять ее в качестве невестки.

Во время захвата Белогорской крепости Пугачевым  бунтовщики по его  приказу казнили ее защитников, в том числе и родителей  Маши. Девушка становится сиротой.  Как и во всех захваченных населенных пунктах, Пугачев жестоко поступает со сражавшимися с его войском защитниками Белогорской крепости. Но, помня доброту Пети Гринева,  он оставляет его в живых, а узнав историю их с Машей любви, проявляет участие и в их судьбе. Благодаря его вмешательству, Машу удается вызволить из заточения, устроенного ей подлым, трусливым и бесчестным человеком Алексеем Швабриным, легко  перешедшим на сторону Пугачева. При помощи шантажа и измора Швабрин пытался вынудить Марью стать его женой.

Но судьба  подкидывает влюбленным новые испытания.  Петра Гринева  арестовали,  ему грозили тюремный срок и позор чести его и его семьи.  И Марья Миронова, превратившись из робкой девушки в решительную и стойкую молодую женщину, стремясь отстоять свою любовь, защитить любимого и помочь ему, отправляется к самой Екатерине Второй. Она не боится предстать перед императрицей, не зная, как та отнесется к ее просьбе. Но, встретившись в саду с доброжелательной дамой,  Мария откровенно рассказывает ей о своих бедах, а та понимает ее и сочувствует девушке-сироте.  Героиня очень удивилась, когда стало понятно, что встреченная в саду женщина и была сама императрица.

Наблюдая историю любви  главных героев, мы видим, что в ней радости сменяются разочарованиями, приобретения – потерями.  Спасительную роль в их жизни играют случайности.  Пушкин показывает нам, что в мире просто так ничего не происходит и что удачу и счастье заслуживают те, кто всякий раз старается этого добиться.  Став стойкой и сильной женщиной,  Марья борется за свою любовь и заслуженно получает счастье. На примере героини мы убеждаемся в том, что если чего-либо сильно желать и действовать решительно, то можно преодолеть все препятствия и ограничения.

В своем произведении «Капитанская дочка» Пушкин развивает полную интриг и опасностей, вызывающую  интерес и переживания читательской аудитории сюжетную линию, выстраивая ее вокруг пары влюбленных  молодых людей – Петруши Гринева и Маши Мироновой  и вокруг их любовных отношений. Читатель  с волнением  следит за развитием их чувств и за событиями, происходящими в романе, ведь на  пути этой пары к их благополучной и счастливой жизни встает множество препятствий, которые они с честью преодолевают, хоть при этом теряют близких и дорогих людей,  а сами оказываются в сложных и опасных ситуациях.

Центральная героиня произведения – молодая девушка Мария Миронова.  Она проживает с родителями в Белогорской крепости,  отец Марии служит  в ней комендантом.  Маше восемнадцать лет, у нее округлое лицо,  румяные щеки и гладкая прическа. Ее не привлекают балы, приемы, праздничные мероприятия. Но девушка она наблюдательная, тонко чувствующая  настроение и состояние других людей, любившая предаваться мечтам.  Маша очень любит и уважает родителей, много времени  проводит с ними.

Ей не интересно замужество по расчету, она не ищет выгодного спутника жизни, для нее важны настоящие искренние чувства, и это отличает ее от большинства девушек и женщин того времени.

Когда к девушке сватался Алексей Швабрин,  Петр Гринев еще не прибыл на службу в крепость, и Маша не знала, что она его встретит и по-настоящему полюбит. Но даже тогда она не старалась найти богатого и состоятельного жениха, так как это шло в разрез с ее принципами, ее воспитанием.

Родители Марии, обедневшие дворяне, жили ладно. Несмотря на то,  что Василиса Егоровна была женщиной решительной и настоящей командиршей, комендант был всегда готов пойти на компромисс, и это ничуть не умаляло его достоинства. Он  столько лет  состоял на военной службе,  был человеком чести, храбрым и преданным. Марье достались лучшие родительские качества.  Будучи  нежной, тонко чувствующей в обычной жизни, во время испытаний  Маша проявляет стойкость, силу, выносливость, целеустремленность. Она переживает поединок соперников, ранение возлюбленного Пети Гринева, отказ его родных  принять ее в качестве невестки.

Во время захвата Белогорской крепости Пугачевым  бунтовщики по его  приказу казнили ее защитников, в том числе и родителей  Маши. Девушка становится сиротой.  Как и во всех захваченных населенных пунктах, Пугачев жестоко поступает со сражавшимися с его войском защитниками Белогорской крепости. Но, помня доброту Пети Гринева,  он оставляет его в живых, а узнав историю их с Машей любви, проявляет участие и в их судьбе. Благодаря его вмешательству, Машу удается вызволить из заточения, устроенного ей подлым, трусливым и бесчестным человеком Алексеем Швабриным, легко  перешедшим на сторону Пугачева. При помощи шантажа и измора Швабрин пытался вынудить Марью стать его женой.

Но судьба  подкидывает влюбленным новые испытания.  Петра Гринева  арестовали,  ему грозили тюремный срок и позор чести его и его семьи.  И Марья Миронова, превратившись из робкой девушки в решительную и стойкую молодую женщину, стремясь отстоять свою любовь, защитить любимого и помочь ему, отправляется к самой Екатерине Второй. Она не боится предстать перед императрицей, не зная, как та отнесется к ее просьбе. Но, встретившись в саду с доброжелательной дамой,  Мария откровенно рассказывает ей о своих бедах, а та понимает ее и сочувствует девушке-сироте.  Героиня очень удивилась, когда стало понятно, что встреченная в саду женщина и была сама императрица.

Наблюдая историю любви  главных героев, мы видим, что в ней радости сменяются разочарованиями, приобретения – потерями.  Спасительную роль в их жизни играют случайности.  Пушкин показывает нам, что в мире просто так ничего не происходит и что удачу и счастье заслуживают те, кто всякий раз старается этого добиться.  Став стойкой и сильной женщиной,  Марья борется за свою любовь и заслуженно получает счастье. На примере героини мы убеждаемся в том, что если чего-либо сильно желать и действовать решительно, то можно преодолеть все препятствия и ограничения.

Наблюдая историю любви  главных героев, мы видим, что в ней радости сменяются разочарованиями, приобретения – потерями.  Спасительную роль в их жизни играют случайности.  Пушкин показывает нам, что в мире просто так ничего не происходит и что удачу и счастье заслуживают те, кто всякий раз старается этого добиться.  Став стойкой и сильной женщиной,  Марья борется за свою любовь и заслуженно получает счастье. На примере героини мы убеждаемся в том, что если чего-либо сильно желать и действовать решительно, то можно преодолеть все препятствия и ограничения.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Александр Сергеевич Пушкин — самый настоящий мастер писательского слова. В своих произведениях он поднимает множество общественно важных тем, которые, как правильно, обычно не рассматриваются посредственными писателями. Доброта, честь, мужество, жертвенность истинной любви — все это и не только служит основой сюжета «Капитанской дочки». Александр Сергеевич действительно вложил душу в эту картину, что видно с первых страниц произведения!

Характеристика героев романа «Капитанская дочка» Александра Пушкина

Петр Гринев

Петр Гринев — главный герой произведения. Родился в весьма благополучной семье. «Я природный дворянин», как говорит сам про себя Петр. Имел хорошее образование, знал несколько языков.

Гринев отправляется на службу с благословления своего отца. «Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом». Однако, по дороге к месту службы он сбивается с пути. Это обстоятельство повлекло за собой знакомство с неизвестным на улице. Мужчина весь продрог в своей старой одежде, и Гринев, будучи человеком добрым и бескорыстным, отдает ему заячий тулуп.

Молодой человек полностью отдавался службе, был ответственным и честолюбивым. У него вспыхивают чувства к молодой капитанской дочке, ради которой он готов был на все. Герой предстает перед читателем смелым и самоотверженным, не без доли самолюбования. Мог стать вспыльчивым и горделивым, что вызывало ссоры и перепалки с сослуживцами. Умел быстро признавать свои ошибки, если был не прав.

Маша Миронова

Маша Миронова — дочка капитана, под руководством которого служил Петр Гринев. Довольно привлекательная молодая девушка, покорившая сердце Гринева. Она родилась в небогатой семье, но никогда не стыдилась своего положения. Полюбила Петра «со всею доверчивостью молодости и любви». Однако, когда родители выступили против Гринева в качестве мужа для дочери, Маша решила отказаться от любви до тех пор, пока мать и отец не передумают. Ей было важно их одобрение.

Маша — неуверенная девушка, которая многого боится, но для спасения своего возлюбленного, она была готова броситься на врага, чтобы помочь Гриневу.

Емельян Пугачев

Емельян Пугачев — бунтовщик, историческая личность, существующая на самом деле. Во всех исторических хрониках Пугачев предстает в неприглядном свете, но Пушкин старается не сгущать краски, предлагая посмотреть на героя с другой стороны.

Емельян был выходцем с Дона, любил простые человеческие радости, например, баню. Там он хвастался своими знаками на грудях: «на одной двуглавый орел величиною с пятак, а на другой персона его». Однако таким он открывался для друзей, для всех остальных Пугачев был страшным человеком, которого все боялись, но многие почитали. Наверное, эта смесь страха и восхищения притягивала к нему сторонников. Обзаведясь таковыми, он поднял восстание, которая распространилась на многие километры. Добралось оно и до Белгородской крепости, где служил Гринев. Узнав человека, который безвозмездно отдал ему тулуп, Пугачев сразу проникся симпатией к парню, не забыв доброго поступка. Пытался уговорить его перейти на свою сторону. С остальными же он был суров и непреклонен, был способен на убийство без тени сожаления.

Конец его был предрешен: он был схвачен и публично повешен, как предатель и бунтовщик.

Алексей Швабрин

Алексей Швабрин — неоднозначный персонаж произведения. Сначала мы видим многообещающего офицера с хорошими корнями. Гринев и Швабрин сразу сходятся на этой почве, но спустя время герой начинает открываться с отрицательной стороны. Главная его отвратительная черта характера — лицемерие. Его слова и помыслы часто различались. Так, посягнув на верность императрице, он изменил свое мнение. Как только на горизонте появился Пугачев, Швабрин примкнул к нему, будучи уверенным в его скором восхождении на престол.

Показав свою гнилую натуру, он уже не мог вернуться к людям, которых предал. В результате прекращения бунта, Швабрина, как сторонника Пугачева, схватили и казнили.

Савельич

Савельич — верный слуга Петра Гринева, который верой и правдой служил своему господину. Они часто пререкались с Гриневым, но Савельич продолжал находиться рядом с Петром.

Родители Маши Мироновой играют важную роль в произведении. Они потеряли свое состояние, но продолжали жить с честью и достоинством. Иван Кузьмич является не самым лучшим руководителем, поэтому подобную роль взяла на себя его жена — Василиса Егоровна. Это любящие люди, которые искренне желали счастья своей дочери. Иван Кузьмич был верен присяге до конца, из-за чего доблестный старый офицер был повешен Пугачевым.

Екатерина Вторая

Императрица впервые предстает перед читателями в образе обычной женщины в халате. Но образ меняется. Впоследствии она превращается в грозную и непреклонную, как и само самодержавие, хозяйку. Но все же она прислушалась к просьбам Маши Мироновой и помиловала Гринева.

Капитан Миронов

Глава Белогорской крепости, где служил Гринев. Иван Кузьмич Миронов — человек добрый и гостеприимный, служащий офицер, но не годный для командирской должности, несмотря на 40 лет «в погонах».

Василиса Миронова

Капитан, жена коменданта Ивана Кузьмича Миронова. Добрая и хозяйственная женщина, с легкостью управлявшая не только хозяйством, но и всей Белогорской крепостью. Ее казнили по приказу Пугачева.

Иван Игнатьич

Поручик, служит в Белогорской крепости и поддерживает дружбу с семьей Мироновых. Старый солдат, потерявший в бою один глаз. Добрый и бесхитростный старик.

Бопре

Вторичный персонаж. Воспитатель юного Петра Гринева. Служил в Германии, работал парикмахером во Франции. Пьяница и любитель женщин. Гринев преподавал фехтование.

Зурин

Иван Иванович Зурин, офицер, которого Гринев встречает в Симбирске, 35 лет. Он и Петр Гринев дружат. Игрок и бильярдист, азартный человек, жаждущий выпивки и женщин, но в то же время честный офицер.

Отец Петра Гринева

Андрей Петрович — офицер в отставке. Очень богатый дворянин. У него гордый и непреклонный характер, в воспитании сына проявляет твердость, стремится вырастить из него «настоящего мужчину».

Мать Петра Гринева

Авдотья Васильевна — добрая и отзывчивая женщина из небогатой дворянской семьи. Она терпеливая и любящая жена и заботливая мать, неустанно заботящаяся о своем сыне.

С.П$.Меделяева

учитель русского языка и литературы МОУ 1-Абрамовской СОШ Таловского района

Урок — обобщающая викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Цель: создать основу для последующего обращения учащихся к творчеству А.С.Пушкина и к русской литературе.

Задачи:$

Образовательные

Проверить знание учащимися текста повести «Капитанская дочка».

Развивающие

Развивать творческие способности школьников, их устную и письменную речь, внимание и интерес к художественному слову, находчивость и смекалку, навыки самостоятельной работы с текстом.$

Воспитательные

Прививать любовь к русской литературе и историческому прощлому страны, воспитывать чувство товарищества, умение работать в группе, выслушивать мнение одноклассника.

Оборудование: презентация, портрет А.С.Пушкина, выставка произведений писателя, иллюстративно-раздаточный материал (карточки, кроссворд, жетоны).

Ход урока.

I. Оргмомент. Психологический$ настрой на урок.

II. Актуализация знаний. Знакомство с темой и задачами урока.

Запись в тетрадях темы, эпиграфа, высказываний классиков о повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Среди бесценных духовных сокровищ, которыми Россия так щедро одарила человечество, особое место принадлежит творчеству А.С.Пушкина. Его культурное наследие велико. Из$ курса литературы 5-7 классов вы знакомы с его сказками, стихами, с романом «Дубровский», с повестью «Метель», с «Песней о вещем Олеге», с поэмой «Полтава». «Капитанская дочка» оказалась последним произведением, напечатанным при жизни А.С.Пушкина. Это удивительная книга.

«Здесь нет никакого наружного блеска, всё просто, всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг…». Н.В.Гоголь.

Высокую оценку повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» дали

$классики русской литературы.

«Капитанская дочка» — лучшая повесть Пушкина». В.Г.Белинский.

«Сравнительно с « Капитанской дочкою» все наши романы и повести кажутся притворною размазней». Н.В.Гоголь.

Ребята, я надеюсь, что ваше обращение к творениям А.С.Пушкина не ограничится сегодняшним уроком, на котором мы проведём обобщающую интеллектуальную викторину, позволяющую выявить вдумчивых читателей, знатоков текста повести. В тетрадях по ходу урока запишите тему, эпиграф и высказывания классиков о повести.

III. Основная часть урока. Интеллектуальная викторина.

$ Знакомство с условиями игры и её этапами. Представление команд: «Белогорская крепость», «Царское Село», « Бердская слобода».

А теперь настало время познакомить вас с условиями игры и её этапами. Условие нашего конкурса: за каждый правильный ответ команда получает по очку. Победителем будет признана команда, набравшая большее количество очков.

Каковы же эт$апы нашей викторины? (слайд)

    • Блиц-опрос «Внимательный читатель».

    • «Заглянем в словарь».

    • « Узнай героя».

    • «Суеверия, предсказания…».

    • $«Какая жизнь, такие и песни».

    • «Подскажи словечко».

    — Разминка. Заполнение кр$оссворда. «Кто быстрее?»

    Итак, начинаем игру. В качестве разминки предлагаю заполнить кроссворд. «Кто быстрее?»

    Следующий этап нашей викторины — блиц-опрос «Внимательный читатель». Давайте вспомним содержание повести и ответим на вопросы.

    • Имя отца Гринева? Как звали матушку Петруши?

    • Предмет, бережно хранимый матерью Гринёва с момента крещения сына.

    • Вспомните имя и фамилию Савельича.

    • Чтение какой книги производило в отце Петруши «удивительное волнение желчи»?

    • $В какой полк и кем был записан ещё до рождения Петруша Гринев?

    • А отправился служить…

    • На каком году жизни Петруша выучился русской грамоте?

    • Для него б$ыл нанят француз…

    • Который в отечестве своем был…

    • А в Пруссии …

    • Чему, согласно контракту, обязан был учить Бопре Петрушу?

    • Количество детей в семье Гринёвых.

    • Учебное пособие, из которого юный Пётр изготовил бумажного змея во время «урока».$

    • И мог Петруша здорово судить о свойствах…

    • Город, где Пётр проигрался в бильярд по дороге к месту службы.

    • Оружие, которым герой был ранен на дуэли.

    • $От какого лица ведётся повествование в «Капитанской дочке»?

    • Кто в повести является рассказчиком?

    • Наказание, каким государыня императрица заменила Гринёву смертную казнь.

    • Назовите фамилию, имя и отчество капитанской дочки.

    • Подарок, сделав который, можно, по словам Швабр$ина, добиться расположения Маши.

    • Населённый пункт, царская резиденция, где Маша Миронова встретилась с императрицей.

    • Губерния, где «благоденствует потомство» Петра Гринёва и Маши Мироновой.

    Очередной тур конкурса — «Заглянем в словарь».

    Словарная работа, в ходе которой надо установить значение слов. Выполнять задание по карточкам. На выполнение задания даётся 3 минуты Стоимость задания -5 баллов (жетонов)

    Карточка № 1

    « Справочное бюро»

    $1). Определите жанр произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

    2). Какое историческое событие легло в основу данного произведения?

    3). Каких предводителей народных восстаний на Руси, кроме Емельяна Пугачева, вы можете назвать?

    Карточка № 2

    $

    «Толковый словарь»

    1). Выбрать правильный вариант толкования лексического значения слов:

    Целовальник – это: а) парикмахер

    Б) продавец вина в трактире

    В) настойчивый кавалер

    Инвалид – э$то: а) человек, страдающий физическим

    недугом;

    б ) солдат, состарившийся на военной

    службе;

    в) солдат, имеющий увечья.

    2).Объясните значение выражения «посажёный отец».

    Карточка № 3

    «Слова, слова, слова…»

    1). Перевести устаревшие слова на современный русский язык.$

    Фортеция – Кивот – Суженая – Камзол – Напасти – Погост- Вечерня – Келья — Грамота – Алтын – Попечение

    Следующий тур конкурса «Узнай героя».

    Послушайте описания внешности героев, определите их. Кто из героев являе$тся историческим лицом, а кто — вымышленным? (См. Черных О.Г. Практикум по литературе: 8 класс.-М.: ВАКО,2010.-стр.44-45)

    Общее задание для всех команд. За каждый правильный ответ команда получает по баллу. Последним должно быть описание внешности Пугачёва.

    $ Слово учителя о портретах Пугачёва. (слайд)

    В пушкинской повести Пугачёв не тождествен своему историческому прототипу. Один из портретов Емельяна Пугачёва написан на портрете Екатерины II, и сделал художник это не случайно: смысл такого изображения — преступное желание Пугачёва занять монарший трон. На данном портрете изображён хитрый разбойник и злодей. Это работа неизвестного художника. А вот на портрете, приложенном А.С.Пушкиным к изданию 1834 года, Пугачёв изображён умным, проницательным, хлебнувшим лиха защитником народа.

    В этих портретах отражён двойственный взгляд на личность Емельяна Пугачёва. Одни видели в нём разбойника и злодея, называли его «бешеным псом», «исчадием ада», другие — считали его защитником народны$х интересов.

    Перед А.С.Пушкиным стояла непростая задача реалистического изображения эпохи и её героя. И, несомненно, писателю это удалось.

    Тур «Суеверия, предсказания…» Домашнее задание (слайд),.

    Подробно пересказать эпизоды произведения и прокомментировать их.$ За выразительный пересказ эпизода и его комментарий наивысший балл-5 (жетонов).

    • Пересказать описание бурана. Объясните его символическое значение.

    • Сон Петра Гринева. Пророческое содержание сна. (Пересказать сон близко к тексту, прокомментировать его). $

    • Калмыцкая сказка об орле и вороне. Объяснить смысл сказки.

    Следующий этап « Какая жизнь, такие и песни».

    Ответить на вопросы, связанные с русской народной песней.

    1). Какую из песен Пугачев назвал своей любимой? Послушайте песню в исполнении актёра кино и театра Валерия Золотухина. (слайд)

    2). Какое впечатление произвела эта песня на$ Петра Гринёва?

    3). В каком ещё произведении Пушкина упоминается данная песня?

    4). К каким главам произведения А.С. Пушкин взял в качестве эпиграфов строки из народных песен?

    $- Тур «Подскажи словечко». (слайд)

    Общее задание для всех команд.

    Восстановить опущенную часть высказывания, определить, кому из героев она принадлежит.

    Береги ( …), а честь смолоду.

    Долг (…) красен.

    Казнить так казнить, (…).

    Лучше раз напиться живой кровью, чем триста лет (…).

    Будет дождик — будут и ( …), будут (…)-

    будет и (…).

    IY. Создание проблемной ситуации.

    $Нам сталось лишь ответить на проблемный вопрос: «Почему свою повесть А.С.Пушкин назвал «Капитанская дочка»?

    Дайте письменный ответ на вопрос. Каждая команда зачитывает свой вариант ответа.

    Оценить задание в 5 баллов.

    Y. Заключительное слово учителя.

    $Действительно, повесть Пушкина внешне проста, но она полна глубокого смысла. И мы сегодня пытались разгадать тайны книги А.С. Пушкина «Капитанская дочка». По словам Марины Цветаевой, « нет низких истин и высоких обманов, есть только низкие обманы и высокие истины». Повесть «Капитанская дочка» полна высоких истин.

    YI. Итог викторины. Рефлексия. Впечатления об игре, оценка собственной деяте$льности.

    • Какие чувства владели вами во время урока?

    • Затруднялись ли вы отвечать на вопросы викторины?

    • Выразите своё мнение об уроке в форме синквейна.

    YII. Оценки. Домашнее задание (слайд)

    Подобрать материал к сочинению на одну из тем:

    • «Старинные люди» в повести Пушк$ина

    «Капитанская дочка».

    • Пушкинский Пугачёв.

    • Становление личности Петра Гринёва под влиянием « благих потрясений».

    • « Береги честь см$олоду». Гринёв и Швабрин.

    • Смысл названия повести Пушкина «Капитанская дочка».

    • Образ Савельича в повести Пушкина «Капитанская дочка».

    Литература

    1. Пушкин А.С. Драматические произведения. Романы. Повести. -М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ- ЛТД»,1997.-704с.

    2. Лахостский К.П. ,Фролова В.Ф. Пушкин в школе. Посо$бие для учителя. Издательство «Просвещение»,1956.-413с.

    3. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литерату$ра в 8 классе: урок за уроком.- М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — РС», 2000. -240с.

    4. Черных О.Г. Практикум по литературе: 8 класс. — М.: ВАКО,2010.-192с.

    5. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе:8класс.- М.: ВАКО,2008.-512с.

    Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» один из основных. Эта историческая повесть А. С. Пушкина давно вошла в круг детского чтения и школьные программы. Она изучается и анализируется, в частности, подробно рассматриваются главные и второстепенные персонажи. В этой статье мы поговорим об одном из ключевых героев произведения.

    Образ и характеристика Савельича в «Капитанской дочке» Пушкина

    Образ Савельича в повести «Капитанская дочка»

    Савельич – второстепенный персонаж повести. Несмотря на то, что он не является главным действующим лицом, его образ очень важен для понимания произведения.

    Наш герой – дворовый человек, крепостной. У дворян была традиция приставлять к своим детям слугу. И когда Петрушка Гринев достиг пятилетнего возраста, к нему приставили Савельича, который до этого служил стремянным. Слуга очень привязался к маленькому баричу, который буквально вырос на его глазах.

    Савельич понимает, что на нем лежит ответственность за судьбу молодого человека. Но не только долг перед родителями Гринева являются тому причиной. Слуга искренне любит Петрушку, по-отечески заботится о нем и беспокоится о его будущем. Жизнь Савельича посвящена служению барину, другого пути он не знает.

    Образ и характеристика Савельича в «Капитанской дочке» Пушкина

    Начнем с характеристики внешности разбирать образ Савельича в повести «Капитанская дочка». Вот как говорит о нем Петрушка: «стремянному… за трезвое поведение пожалованному в дядьки мне». О внешности Савельича известно немного, он уже немолодой мужчина – «старик» с «седой головой». Одет он, как и все крепостные, одежда его простая и поношенная.

    Речевая характеристика

    Речь Савельича в повести «Капитанская дочка» позволяет отчасти понять характер этого героя. Вот как он говорит о своем господине: «дитя причесан, умыт, накормлен». То есть он воспринимает Петрушку как ребенка и относится к нему соответственно. Вот как он к нему обращается: «свет ты мой», «бежал заслонить тебя грудью от шпаги».

    С другой стороны, Савельич считает себя рабом, верным слугой: «я раб ваш», «я верный слуга, а не старый пес», «всегда усердно вам служил», «кланяюсь рабски», «верный холоп ваш».

    Речь героя изобилует просторечиями и не всегда правильна с точки зрения законов русского языка. Это и неудивительно, так как он из крепостных, поэтому Пушкин приближает его как можно ближе к народу. В конце концов, Савельич является как раз собирательным образом русского человека.

    Характер Савельича

    Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» очень многогранен. Это не шаблонный персонаж, а полнокровная личность со своими представлениями о чести, порядке и законе.

    Образ и характеристика Савельича в «Капитанской дочке» Пушкина

    Перечислим основные черты, которые характеризуют этого персонажа:

    • Преданный, верный, ответственный и заботливый слуга.
    • Добрый – эту характеристику дает ему сам автор: «добрый дядька».
    • Он не пьет, что для крестьян было большой редкостью.
    • Хозяйственный – он закупает все необходимое для своего барина, следит за его одеждой и содержит комнату в чистоте.
    • Любит поучать молодого хозяина – его нельзя было унять, если он «примется за проповедь».
    • Очень упрям – «не переспорить упрямого старика», «зная упрямство дядьки…».
    • Ворчлив – «опять заворчал».
    • Недоверчив – «посматривал подозрительно».
    • Большой любитель поспорить и поторговаться.

    У Савельича собственные представления о долге и чести. Когда его молодой барин напивается и сильно проигрывается, он говорит, что Петрушка не должен платить денег. С одной стороны, это нарушение дворянской чести, а с другой – справедливость. Ведь те, с кем Гринев играл, воспользовались его молодостью и опьянением. Поэтому Савельич хочет поступить так, как велит ему житейская мудрость.

    Несмотря на всю свою заботу, слуга не слышит от своего молодого господина даже слова благодарности. И что самое удивительное, не ждет этого. Савельич даже не считает, что нуждается в каком-то поощрении. Так полагают и все остальные крепостные люди.

    Спасение жизни

    Образ и характеристика Савельича в «Капитанской дочке» Пушкина

    Полная характеристика Савельича в повести «Капитанская дочка» невозможна без анализа эпизода сражения Гринева со Швабриным. Слуга готов заслонить своего хозяина и сам погибнуть от рук негодяя. Он вмешивается в дуэль молодых господ, а потом рассказывает обо всем родителям Гринева. Делает он это не со зла, а потому что считает, что так правильно.

    И какое же вознаграждение он получает за это? Петрушка выговаривает Савельичу за то, что он рассказал все родителям. А затем уже старший Гринев обвиняет слугу в том, что он не донес раньше, до того, как дуэль состоялась. При этом присутствовал и сам молодой барин, но даже не подумал о том, чтобы вступиться за преданного старика.

    Другой яркий момент – приказ Пугачева повесить Гринева. Услышав об этом решении, Савельич падает к ногам тирана, умоляя пощадить «дитя». Взамен он готов отдать свою жизнь. При этом он взывает к логике, говоря, что не будет Пугачеву толку в смерти Гринева, а за живого можно попросить выкуп. Это свидетельствует о том, что слуга совсем неглуп.

    Благодаря этому заступничеству Гринев остается жив. Но даже слова благодарности не слышит от него Савельич.

    Значение образа Савельича в повести «Капитанская дочка»

    Образ и характеристика Савельича в «Капитанской дочке» Пушкина

    Савельич в первую очередь является отражением положительных народных качеств. В этом отношении значение персонажа для повести совершенно определено. Через него Пушкин характеризует всех крепостных. Кроме того, через этот образ писатель пытается раскрыть несправедливое отношение к этим подневольным людям и их рабскую покорность подобной несправедливости.

    Савельич противопоставляется совсем другой части народа – тем, кто присоединился к Пугачеву. Эти люди способны только на грабеж и жестокость, они предают своего предводителя в случае первой же опасности. Они противопоставлены Савельичу во всем.

    Герой воплощает в себе все положительные качества, которыми наделен русский народ. Он верен, готов пожертвовать собой, бескорыстен, честен. С другой стороны, образ Савельича очень трагичен. Драма персонажа заключается в том, что все его старания и хорошие поступки остаются незамеченными и неоцененными.

    Описание Савельича в повести «Капитанская дочка» – своеобразное воззвание к дворянам, которые привыкли к рабской покорности своих слуг и стали воспринимать ее как должное. Пушкин призывает их вспомнить о том, что крепостные тоже люди и заслуживают хоть немного уважения.

    Савельич – характеристика образа в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

    Время на чтение: 11 минут

    Внешность и роль в тексте

    Характеристика Савельича из «Капитанской дочки» поможет понять, каково значение этого второстепенного персонажа в построении текста. Это крепостной, дворовый человек, привыкший к унижениям и лишениям, но сумевший сохранить чувство собственного достоинства. Савельич искренне привязан к барским детям, которых воспринимает не как своих господ, а именно как детей, за которыми нужно ухаживать и следить.

    Архип Савельич приставлен к Петруше Гриневу, достигшему пяти лет, и постепенно привязывается к своему малолетнему барину.

    Мальчик растет и взрослеет на его глазах, слуга во многом заменяет ему отца, ведь к воспитанию малыша он относится очень серьезно и ответственно.

    Их взаимоотношения непросты: крепостной слуга искренне любит своего подопечного, ребенок же также привязан к нему, но не может избавиться от дворянской привычки видеть в Савельиче прежде всего подневольного человека.

    Жизнь слуги имеет лишь одну цель — достойное воспитание доверенного ему мальчика.

    Внешность данного героя непримечательна: это седовласый старик, облаченный в самое простое поношенное крестьянское платье. Примечательна цитата: «за трезвое поведение пожалованному в дядьки мне». Савельич зарекомендовал себя с лучшей стороны, именно поэтому был переведен из стремянных в воспитатели.

    Речевая характеристика

    Чтобы более детально разобраться в особенностях и значении образа Савельича в романе «Капитанская дочка» (хотя, если быть точнее, жанр произведения — повесть), следует рассмотреть речевую характеристику героя — то, как он говорит. О своем юном воспитаннике он отзывается с отеческой любовью, называя Петрушу «дитя», крепостной слуга искренне привязан к молодому барину, говоря «свет ты мой».

    • Однако даже эта настоящая любовь не избавила обоих от предрассудков, ведь Савельич воспринимает себя как раба, а Гринев, при всей своей привязанности, нередко позволяет себе излишние вольности.
    • Особенности речи персонажа:
    1. Большое количество просторечий, народных выражений, что иллюстрирует мастерство стилизации Пушкина. Ему удалось создать речевой портрет простого крестьянина, человека необразованного, но умного и мудрого. Нередко литературоведы отмечают, что Савельич — это собирательный образ, вобравший в себя лучшие качества людей из народа, не привыкших к роскоши, не владеющих грамотой, но очень изобретательных, предприимчивых.
    2. Его речь проста и понятна, лишена модных в те времена французских заимствований, каких-либо изысканных оборотов. Это простой крестьянин, всю жизнь посвятивший работе на барина, поэтому и говорит он соответствующе.
    3. Герой не забывает, что он — лишь слуга, именно поэтому обращается к Гриневу, который годится ему во внуки, на вы, именуя его то «батюшка», то «барин».
    4. Его слова мудры, разумны, разговор понятен современному человеку, хотя и звучит несколько просторечно.

    Воспитатель частенько ворчит, но связано это с тем, что в ошибках молодого господина он обвиняет прежде всего самого себя, а не малоопытного юношу. Все это позволяет еще раз убедиться в том, что старик искренне любит Петрушу.

    Ключевые черты характера

    При написании сочинения, посвященного данному персонажу, в классе или дома, следует рассмотреть характер Савельича, человека многогранного, хотя его положение — лишь крепостной крестьянин.

    Пушкин постарался сделать своего героя узнаваемым и индивидуальным, а не вписать его в общепринятые в те времена представления о рабах.

    У него свои представления о чести, достоинства, нормах морали и поведения.

    Можно выделить следующие ключевые характеристики старика-воспитателя:

    1. Преданность, верность, искренняя привязанность к молодому господину.
    2. Доброта. Эту особенность героя подчеркивает и сам автор, именую его «добрый дядька».
    3. Трезвость. Для крестьянства тех лет, даже для лучших его представителей отказ от спиртного был редкостью, поэтому можно сказать, что Савельич — человек волевой и способный жить своей жизнью, не обращая внимания на поведение иных представителей его социального класса.
    4. Упрямство, упорство, любовь к спорам. Родившись и прожив жизнь, по сути, рабом, этот человек сохранил свой характер, не любит уступать, стремится доказать свою точку зрения. Крепостной справедлив, хотя и по-своему. Когда Петруша проигрывается, Савельич убеждает его отказаться от выплаты долга, хотя это и негативно скажется на чести дворянина. Для воспитателя очевидно, что его юный подопечный стал жертвой мошенника, именно поэтому он пытается отстаивать интересы Гринева, не понимая, что для того доброе имя важнее финансовых затруднений.
    5. Хозяйственность. На плечах старика лежит забота о том, чтобы Петр ни в чем не нуждался, поэтому он содержит комнату, где тот проживает, в идеальном порядке.

    Кроме того, старик недоверчив, каждого нового человека в своей жизни рассматривает с точки зрения причинения вреда его любимому повелителю. Он настолько предан Гриневу-младшему, что не ждет благодарности за свои услуги.

    Скромный подвиг

    Несмотря на то что положение Савельича в семье Гриневых — всего-навсего крепостной слуга, герой настолько привязался к своему воспитаннику, что готов ради него к героическим поступкам. Особенно ярко эта самоотверженность проявляется в ситуации столкновения Гринева со Швабриным. Отважный слуга готов заслонить грудью барина и сам погибнуть от руки недостойного дворянина, что можно характеризовать как проявление высшей отваги, любви и преданности.

    Однако в награду он получает лишь выговор от разгневанного помещика — Гринева-отца, обвинившего учителя в том, что тот не рассказал ему о предстоящей дуэли. Сам же Петруша даже не подумал защитить преданного слугу, рисковавшего жизнью ради него.

    Следующий важный эпизод — встреча с Пугачевым, предводителем (вожатым) крестьянского восстания. Разбойник Емельян решил повестить всех дворян, находящихся в Брестской крепости, в том числе и Гринева.

    Тот не просит о пощаде, поскольку слишком горд. Однако старый слуга предпринимает все усилия, чтобы спасти жизнь своему воспитаннику.

    Он умоляет Пугачева помиловать неразумного «ребенка», предлагает обменять его жизнь на свою собственную.

    Здесь же ярко проявляется и житейская мудрость, хитрость старика: он мастерски убеждает разбойника, что от мертвого Гринева пользы тому не будет никакой, а вот за живого дворянина можно потребовать выкуп.

    Значение образа

    Интересно, что в рассказе о Савельиче Пушкин использовал реальный факт. Прототип героя — существующий в действительности крестьянин, который избавил от верной смерти детей воеводы во времена пугачевского восстания. Налицо проблема отношений барина и крепостного. С одной стороны, оба испытывают искреннюю привязанность друг к другу, но с другой — предрассудки крепостничества настолько сильны, что Гринев воспринимает старого слугу как раба, а тот — смиряется со своим положением. Однако выбора нет ни у того, ни у другого.

    При описании персонажа автор обращается к наиболее значимым для него характеристикам человека из народа, вот почему Савельича можно назвать собирательным образом.

    В нем сосредоточены лучшие качества крепостных: высокая нравственность, преданность любимым людям (важный момент — не хозяевам как таковым, а тем, к кому он искренне привязан), хозяйственность, житейская мудрость, самоотверженность.

    Он искренне любит своего воспитанника, хотя порой и раздражает Гринева чрезмерной заботой.

    Сопоставление с Пугачевым

    Чтобы еще более глубоко раскрыть тему лучших представителей крестьянского мира, подчеркнуть роль Савельича в произведении, Пушкин негласно проводит сравнительную характеристику Пугачева и старого воспитателя.

    Учитель искренне уверен в том, что предводитель восстания творит бесчинства, считает его злодеем, однако страха перед разбойником не испытывает.

    Одно его прошение сохранить жизнь молодому человеку говорит о том, что чувство страха старику неведомо.

    Сравнительная характеристика:

    1. Если проводить сравнение двух второстепенных образов, то становится очевидным — автору импонируют они оба, но Савельич — это воплощение долготерпения крестьян, в то время как Пугачев — символ бунта, необузданной ярости, вырвавшейся на свободу.
    2. Обоим довелось попадать в нестандартную ситуацию: Пугачев возглавил восстание, Савельич же стал его невольной жертвой.
    3. Оба проявили свои лучшие качества, смелость, отвагу, самоотверженность, готовность пожертвовать собой: Емельян ради народа, Савельич — ради горячо любимого им Гринева.

    Авторская позиция

    Вписывая в сюжет произведения преданного слугу Савельича, сопоставляя его с предводителем крестьянского восстания, Пушкин показывает, что, несмотря на восприятие себя как раба, верного слуги своего барина, простой мужик из народа ни в чем не уступает Емельяну Пугачеву, воплотившему в своем образе всю силу крепостного гнева. Он мудр, находчив, отважен, готов на все ради тех, кого искренне любит.

    Именно поэтому предъявлять Савельичу какие-либо претензии, несмотря на его реплики о собственной зависимости, было бы неверно. Человек был рожден рабом, не знал иной жизни, именно с этим и связаны определенные особенности его мироощущения. А Пугачев же — донской казак, привыкший к воле, не сломленный подчинением, ценящий свою свободу.

    На противопоставлении этих образов держится одна из ключевых тематик повести — смелые и отважные люди на Руси есть среди представителей различных сословий.

    Это и сам разбойник, порицаемый и осуждаемый, но храбрый и решительный, это капитан Миронов, Петр Гринев, несмотря на ранний возраст отказавшийся присягнуть тирану.

    И, конечно, Архип Савельич, простой, но отважный герой, осмелившийся перечить предводителю ради того, кого он искренне любил. Не как барина, а как родного сына.

    Сочинение Савельич в Капитанской дочке Пушкина (Образ и характеристика)

    • Сочинения
    • /

    • Литература
    • /

    • Пушкин

    В давние времена в России каждая более-менее богатая семья нанимала для своего ребенка слугу, в чьи обязанности входило всему обучать своего подопечного, помогать и оказывать ему поддержку на протяжении всей жизни. Маленький Петрушка Гринёв не стал исключением, к нему в слуги приставили Савельича.

    Архип Савельич являлся крепостным в поместье Гриневых. Архип – одинокий крестьянин, не имевший ни жены, ни детей, хотя он уже далеко не молод. Может поэтому сына помещика, Петрушу, он полюбил всем сердцем, как родного. Воспитывая младшего Гринева с пяти лет, он обучил его грамоте.

    Когда Петру исполнилось 12, родители пригласили для него гувернера, настоящего француза, чем очень обидели Савельича. Но вскоре, к радости Архипа, иностранного гувернера уволили за непристойное поведение. Савельич придерживался мнения, что француз оказывал негативное влияние на растущий мозг мальчика.

    По исполнении юноше 16 лет, старший Гринёв принял решение отправить сына в крепость нести службу. Савельичу было велено сопровождать Петра, чтобы следить за его состоянием здоровья, оказывать ему посильную помощь и обеспечивать защиту от любых жизненных неприятностей.

    Дядька — человек ответственный, он строго отслеживает все траты своего подопечного и следит, чтобы его имущество оставалось в целости и сохранности. Савельич может и отчитать Петра за пьянку или за игру в бильярд и проигранные деньги, он вовсе не безмолвный слуга.

    Младший Гринёв уважает старика, за все время, проведенное вместе, между хозяином и слугой сложились доверительные и даже дружеские отношения. Савельич очень предан Петру, он не раздумывая отдаст за него свою жизнь. Он падает в ноги Пугачёву, предлагая повесить себя вместо Петра, когда тот собрался казнить защитников крепости и тем самым спасает жизнь своего воспитанника.

    Несмотря на то, что Савельич является крепостным, он не теряет чувство собственного достоинства. Его очень обидели претензии Гринева – старшего о том, что он, якобы ненадлежащим образом следил за Петром и виноват в его дуэли. Архип не пытается оправдаться, он лишь говорит, что не заслуживает таких слов, он честно выполнял свой долг.

    В конце повести дороги Савельича и Петра расходятся, но Архип так до конца и остался для своего хозяина преданным слугой, который во многим заменил ему родного отца.

    Сочинение 2

    Савельич – простой деревенский мужик, так называемый «дядька». Он был одним из крепостных мужиков, следил за лошадьми, ездил с барином на охоту. Семья Гриневых приставила его к сыну, Петру, которого отправили на службу. Его образ в произведении А. С.

    Пушкина «Капитанская дочка», это образ хорошего простого человека. Савельич добрый, жалостливый, но справедливый старик. Он не боится выступить против своего молодого господина, и может оспорить его решения и поступки.

    Например, когда Гринев проиграл деньги, старик отказывается платить или услышав о женитьбе, охает и переживает «что же матушка скажет».

    В романе Архип Савельев предстает хозяйственным, верным и преданным слугой. Он старается все время быть рядом с Петрушей, переживает за «дитя» и недоверчиво относится к окружающим людям.

    Архип, как ни странно, ведет трезвый образ жизни. Петр Гринев описывает своего слугу как «упрямого, ворчливого старика». Но стоит заметить, что Петруша безмерно привязан к нему, ведь «дядька» нянчил его с возраста пяти лет. В детстве Савельич обучал Петрушу грамоте.

    Слуга заботится о Петре, но по привычке продолжает читать наставления молодому человеку. Кроме того, Архип ответственно относится не только к самому барину, но и к его имуществу.

    Из описания Петра Гринева понятно, что старик частенько ворчит, начинает спорить и любит торговаться.

    Старик не одобряет некоторых людей в окружении Петра, говорит : «Охота тебе сударь переведываться с пьяными разбойниками»! В то же время, Гринев и сам лишний раз не хочет расстраивать своего старого слугу, ведь он по-своему близкий и родной для него человек.

    Сила духа и настоящая любовь Савельича к своему «дитяти» становится очевидна в тот момент, когда Пугачев велит вешать офицеров, и угроза смерти нависает над Петром. Старик бросается в ноги самозванцу и умоляет пощадить Петра, а вместо него, предлагает Пугачеву свою жизнь: «для примера и страха ради вели повесить меня, старика»!

    Образ Савельича в романе — это образ честного, преданного крепостного мужика, который переживает за своего господина, и хочет чтобы все было хорошо.

    Савельич оказывает положительное влияние на характер Петра, он учит его видеть и понимать проблемы простых людей. Архип Савельев искренне любит своих господ, любит их «дитя».

    Петруша кажется ему до сих пор маленьким и неразумным, и дядька стремится защитить его всеми силами. Старый слуга был готов даже пожертвовать жизнью ради Петра.

    Характер персонажа

    При написании сочинения или реферата стоит рассматривать этого второстепенного персонажа как многогранную личность. Это поможет понять, какую тему лучше выбрать для работы. Автор постарался сделать крепостного индивидуальным, особенным, со своими взглядами на честь, достоинство и моральные принципы. Если кратко охарактеризовать дядьку, то можно выделить ключевые черты:

    • доброта;
    • преданность;
    • упрямство;
    • справедливость;
    • хозяйственность;
    • недоверчивость.

    Архип искренне привязан к своему господину, он по-отечески относится к Гриневу. Пушкин отмечает и трезвость героя. По меркам того времени мало кто отказывался от употребления спиртных напитков.

    Поэтому Савельич очень сильно отличается от других представителей своего класса.

    Меняя общепринятые рамки поведения, он выражает волевой характер и умение самостоятельно выбирать путь, не поддаваясь стадным инстинктам.

    Старик очень упрям и любит споры. Несмотря на социальный статус и положение в обществе, он смог сохранить свой характер. Савельич редко уступает и часто отстаивает собственную точку зрения. Хотя во многом он не понимает дворян.

    Это хорошо показывает эпизод, когда Петр проигрался в карты и дядька посоветовал ему не возвращать долг. Архип не понимает, что для барина сохранить доброе имя важнее финансовых трудностей. И неважно, жульничал партнер или нет.

    Еще одна черта этого персонажа — хозяйственность.

    Он следит за чистотой и порядком в покоях хозяина, обеспечивает его всем необходимым. Рядом с Савельичем Петр ни в чем не нуждался. Старик никогда не требовал благодарности за свои услуги.

    Характеристика Савельича

    Архип Савельич – второстепенный герой исторического романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

    Савельич – бывший стремянной старшего Гринева, пожалованный «за трезвое поведение» дядькой пятилетнему Петру. Савельич стал воспитателем младшего Гринева, он выучил его грамоте и некоторым премудростям охоты.

    Архип привязался к Петру, как к собственному сыну, по-отечески заботился о нем. У героя сложились неприязненные отношения с учителем-французом Бопре, которого приставили к Гриневу.

    Савельич, как истинно русский человек, с настороженностью относился ко всему иностранному и был очень рад, когда француза прогнали со двора за неподобающее поведение.

    Вместе с Петром Савельич был отправлен в Белогорскую крепость. В дороге Архип показал себя как хозяйственный, ответственный слуга. Он часто читал наставления своему молодому барину. Когда Гринев проиграл Зурину 100 рублей, Савельич советовал юноше не отдавать долг хитрому офицеру, который воспользовался неопытностью и опьянением Петра.

    Савельич – упрямый, ворчливый старик. Он часто спорит с Петром, дает молодому герою советы. Образ Савельича раскрывается в его поступках. Преданный, верный слуга готов всегда прийти на помощь своему молодому барину. Он не раз спасает жизнь Петра. Савельич, не задумываясь, вмешивается в дуэль Гринева и Швабрина.

    Во время восстания яицких казаков была захвачена Белгорская крепость. В крепости происходила казнь пленных офицеров. Очередь дошла до Гринева. Чтобы спасти Петра, Савельич бросился к Емельяну Пугачеву.

    Архип умоляет предводителя восставших пощадить «дитя». В обмен на жизнь молодого барина Савельич предлагает свою жизнь.

    Герой готов пожертвовать собой ради Петра, что говорит об отеческой любви и привязанности к Гриневу.

    Савельич – храбрый, мужественный человек, обладающий гордостью и чувством собственного достоинства. Его обижает письмо старшего Гринева, в котором Андрей Петрович говорит бывшему стременному о том, что тот плохо выполняет свои обязанности, а также обвиняет Архипа в дуэли между Петром и Швабриным.

    В образе Савельича нашли отражение лучшие качества русского народа. Это мудрый, честный и очень храбрый старик. Архип всегда заботливо относился к Петру, по-отечески любя его, он стал для молодого барина наставником, помощником и верным другом. К сожалению, Савельич жил во времена крепостного права, поэтому большая часть его заслуг, его жертвенность воспринималась Гриневыми, как должное.

    Значение образа

    Интересно, что в рассказе о Савельиче Пушкин использовал реальный факт. Прототип героя — существующий в действительности крестьянин, который избавил от верной смерти детей воеводы во времена пугачевского восстания.

    Налицо проблема отношений барина и крепостного. С одной стороны, оба испытывают искреннюю привязанность друг к другу, но с другой — предрассудки крепостничества настолько сильны, что Гринев воспринимает старого слугу как раба, а тот — смиряется со своим положением.

    Однако выбора нет ни у того, ни у другого.

    При описании персонажа автор обращается к наиболее значимым для него характеристикам человека из народа, вот почему Савельича можно назвать собирательным образом.

    В нем сосредоточены лучшие качества крепостных: высокая нравственность, преданность любимым людям (важный момент — не хозяевам как таковым, а тем, к кому он искренне привязан), хозяйственность, житейская мудрость, самоотверженность.

    Он искренне любит своего воспитанника, хотя порой и раздражает Гринева чрезмерной заботой.

    Сопоставление с Пугачевым

    Чтобы еще более глубоко раскрыть тему лучших представителей крестьянского мира, подчеркнуть роль Савельича в произведении, Пушкин негласно проводит сравнительную характеристику Пугачева и старого воспитателя.

    Учитель искренне уверен в том, что предводитель восстания творит бесчинства, считает его злодеем, однако страха перед разбойником не испытывает.

    Одно его прошение сохранить жизнь молодому человеку говорит о том, что чувство страха старику неведомо.

    Сравнительная характеристика:

      Краткое содержание романа «Ночь нежна» Фицджеральда

    1. Если проводить сравнение двух второстепенных образов, то становится очевидным — автору импонируют они оба, но Савельич — это воплощение долготерпения крестьян, в то время как Пугачев — символ бунта, необузданной ярости, вырвавшейся на свободу.
    2. Обоим довелось попадать в нестандартную ситуацию: Пугачев возглавил восстание, Савельич же стал его невольной жертвой.
    3. Оба проявили свои лучшие качества, смелость, отвагу, самоотверженность, готовность пожертвовать собой: Емельян ради народа, Савельич — ради горячо любимого им Гринева.

    Авторская позиция

    Вписывая в сюжет произведения преданного слугу Савельича, сопоставляя его с предводителем крестьянского восстания, Пушкин показывает, что, несмотря на восприятие себя как раба, верного слуги своего барина, простой мужик из народа ни в чем не уступает Емельяну Пугачеву, воплотившему в своем образе всю силу крепостного гнева. Он мудр, находчив, отважен, готов на все ради тех, кого искренне любит.

    Именно поэтому предъявлять Савельичу какие-либо претензии, несмотря на его реплики о собственной зависимости, было бы неверно. Человек был рожден рабом, не знал иной жизни, именно с этим и связаны определенные особенности его мироощущения. А Пугачев же — донской казак, привыкший к воле, не сломленный подчинением, ценящий свою свободу.

    На противопоставлении этих образов держится одна из ключевых тематик повести — смелые и отважные люди на Руси есть среди представителей различных сословий.

    Это и сам разбойник, порицаемый и осуждаемый, но храбрый и решительный, это капитан Миронов, Петр Гринев, несмотря на ранний возраст отказавшийся присягнуть тирану.

    И, конечно, Архип Савельич, простой, но отважный герой, осмелившийся перечить предводителю ради того, кого он искренне любил. Не как барина, а как родного сына.

    Вариант 4

    Архип Савельев из романа Пушкина — отнюдь не главный герой, тем не менее роль данного персонажа в повествовании крайне важна.

    Слуга неоднократно выручает неопытного барина и не один раз сохраняет ему честь, здоровье и даже жизнь. А в некоторых моментах повести он настолько движет сюжетом что даже вносит в него значительные коррективы.

    И что же собственно говоря это за человек, и по какой причине автор выделил на него такое количество внимания?

    Архип Савельев служит барину Петру Гриневу с самого его детства. Будучи крепостным крестьянин, ему было дано право войти в господский дом, причиной был трезвый образа жизни, что было достаточной редкостью среди остальных мужчин.

    К моменту знакомства читателя с героем он находится в зрелом возрасте, однако не теряет хватки. «И денег, и белья, и дел рачителем» так его называет Петр, а сам он скорбит по причине того, что не смог и не успел прикрыть грудь хозяина во дуэли от шпаги нечестного Швабрина.

    Как видим, честному слуге даже старость не помеха достойно исполнять свою работу и обязанности.

    Отличающимися чертами характера Савельича являются: хозяйственность, настойчивость, трудолюбие и несомненно доброе сердце. Он храбр что не боится даже осудить поступки Петра, покорно исполняя поручения Гринева-старшего, поручивший сына заботам простого крестьянина. Отчего уместно будет сказать и о честности искреннего Архипа.

    Он преданно следит за «добром» барина, и говорит про себя что он «человек подневольный». Таким образом, он ценит и понимает свое место. Отношение к молодому дворянину у него исключительно светлые, любит он его как родного, ежедневно заботясь о его жизни. Тем не менее имеются у него и некоторые недостатки: жадность, сварливость, недоверчивость.

    В быту Савельич, как говорит его хозяин, имеет желание поспорить и поторговаться. Однако истинная сущность преданного, искреннего и верного старика видится читателю, в тот момент когда он кидается в ноги бунтовщику предлагая обменять свою жизнь взамен жизни барского ребёнка.

    Именно в этом поступке демонстрируется все богатство и красота крепостной души, который сохраняет веру своему барину и своему долгу.

    Большое количество людей осуждавших образы Марьи и Алексея, но все согласны что Савельич – гениальный персонаж Пушкина. Его характер в точности передает силу «русского духа», который так красиво воспевал Александр Сергеевич в своем творчестве.

    Другие темы: ← Образ Емельяна Пугачева в повести Капитанская дочка↑ ПушкинПо произведению Барышня крестьянка →

    `

    Популярные сочинения

    • Моя любимая Родина сочинение Люди рождаются в разных уголках планеты, поэтому под словом – Родина подразумеваются родные края. То место, где человек, родился, ходил в школу, где прошло его детство и юные годы
    • Сочинение по картине После дождя (мокрая терраса) Герасимова (6 класс описание) Многим известно, что советский художник А.М. Герасимов уделял довольно пристальное внимание реализму в пейзаже, нарисованном с натуры.
    • Сочинение на тему Почему люди убегают от реальности? Наш мир несовершенен. В реальном мире есть как небольшие трудности, справится с которыми под силу каждому человеку вне зависимости от его материального положения, пола, возраста и других признаков, так и масштабные события

    «Капитанская дочка» образ Савельича

    Савельич в повести «Капитанская дочка» — не главный герой, но все же за его участь читатель тоже переживает.

    Описание Савельича в «Капитанской дочке»

    В образе Савельича Пушкин нарисовал хорошего русского человека, трагизм положения которого в том, что он живёт в эпоху крепостного права, обезличивающего крестьянина, и прежде всего и сильнее всего дворового. «Савельич — чудо. Это лицо самое трагическое, т. е. которое больше всего жаль в повести»,— хорошо сказал один из писателей — современников Пушкина.

    В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Всё лучшее в Гринёве воспитано преимущественно Савельичем. Савельич глубоко привязан к Гринёву. Свой долг он видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца.

    Савельич — раб по положению, но не раб по духу. В нём живёт чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельиче грубое письмо к нему старика Гринёва. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин.

    Образом Савельича Пушкин протестует против крепостного права.

    Характеристика Савельича поможет понять его внутренний мир, его переживания, он — крепостной, у него сознание раба, он не может вести полноценную жизнь, ибо живет жизнью своего хозяина.

    Савельич — подневольный человек, смиренный и преданный своему господину. Он умен, исполнен чувства собственного достоинства и чувства долга. На нем лежит огромная ответственность — он занимается воспитанием мальчика, при этом испытывая к нему поистине отцовские чувства. Таков портрет Савельича, если рассматривать этот образ поверхностна.

    Подробное знакомство с Савельичем начинается после отъезда Петра Гринева из дома. Автор постоянно создает ситуации, в которых главный герой совершает проступки, оплошности. И только верный Савельич всегда помогает, спасает, сглаживает ситуацию.

    Показателен хотя бы случай с Зуриным, когда Гринев напивается и проигрывает сто рублей. Савельич, уложивший барина спать, позаботившийся о нем, не желает отдавать деньги, ведь на него возложена ответственность за барского сына.

    Но Гринев заставляет его заплатить долг, аргументируя это тем, что хозяин волен делать, что хочет, а слуга обязан выполнять его приказания. Такова мораль, привитая воспитанием, причем как барину, так и слуге.

    Савельич не единожды выручает своего барина, но при этом никогда не слышит слов благодарности. Он не удивляется этому, ведь так повелось испокон веков. Ему и в голову не приходит, что может быть иначе.

    В некоторых случаях Савельич без всяких колебаний готов пожертвовать своей жизнью ради барина. Вспомним тот эпизод, когда он бежал к месту дуэли со Швабриным, чтобы заслонить своего воспитанника грудью.

    Что же получает он в ответ? Только незаслуженные обвинения в том, что донес о поединке родителям! Более того, и с другой стороны, со стороны Гринева-старшего, слугу обвиняют, но только в обратном — в том, что он не донес о дуэли!

    Петр Гринев в этой ситуации даже не задумался о том, чтобы написать отцу и защитить преданного Савельича. Старый слуга сам пишет письмо, в котором проявляет смирение и покорность воле барина.

    А ведь для этого ему пришлось подавить свое человеческое достоинство, гордость, заглушить в себе обиду, забыть нанесенные оскорбления.

    Это вызывает и восхищение, и острую жалость к достойному человеку, задавленному крепостным правом.

    Наконец, Савельич в буквальном смысле совершает подвиг, когда бросается в ноги IПугачеву с просьбой пощадить барина. Он готов занять место Гринева па виселице. В этот момент он меньше всего думает о своей жизни, его волнует только судьба барина. Самое страшное, что Гринев остается абсолютно равнодушен к самоотверженному поступку своего слуги, а Савельич принимает это равнодушие как должное.

    Когда начался народный бунт, Савельич остался предан своим хозяевам, почитая Пугачева «злодеем» и «разбойником». Хотя, казалось бы, Пугачев защищал права Савельича, был его заступником.

    Но преданность хозяевам уже въелась в душу старого крепостного и подавляла естественное человеческое стремление к свободе. Пугачев и Савельич — оба выходцы из народа.

    Но насколько разнятся их характеры! Это особенно ярко проявилось в сцене, когда Савельич подает предводителю мятежников «реестр барскому добру».

    Сцена производит сильное впечатление. Пугачев возвышается над толпой, играя императора. В это время выходит Савельич и подает ему список. Тут очень интересна одна деталь: крепостник Савельич умеет писать, а вот Пугачев не может прочесть бумагу, ему приходится прибегнуть к помощи приближенных.

    Этот эпизод, как ни странно, вовсе не унижает Пугачева в глазах читателя и не делает его смешным, а по-доброму раскрывает его духовный мир. Не унижается и Савельич. Напротив, в этом эпизоде в очередной раз раскрываются как его преданность хозяевам, так и высокие личные достоинства, в том числе смелость.

    Он готов снова поставить себя под удар, чтобы защитить то, что считает себя обязанным защищать. В данном случае это барское имущество, но с точно такой же самоотверженностью Савельич жертвовал собой и за жизнь хозяина. Сцена заканчивается тем, что Пугачев уходит, весь народ следует за ним.

    Савельич остается один с реестром в руках. А ведь он только что вновь совершил подвиг. И вновь никто этого не заметил. Видимо, такова судьба слуги — его высокие порывы воспринимаются как нечто должное.

    Иногда эти порывы смешны, иногда досадны для господина, но никогда, ни в едином случае не были они оценены по достоинству.

    Писатель сочувствует Савельичу. Раскрывая его драму, рассказывая о его бесчисленных незамеченных жертвах, он заставляет и нас, читателей, полюбить старика.

    В своей повести Пушкин показал не только свободолюбие и мятежность народа, но и обратную сторону медали — смиренность и послушание некоторых его представителей, в том числе Савельича. У старика отсутствует самосознание, поскольку он находится во власти традиций.

    Савельич живет интересами своего хозяина, не считаясь с собственными, да у него и нет собственных интересов. Уклад жизни, который сложился в доме Гриневых, представляется ему единственно возможным. Его положение определено изначально, поэтому он и не может ответить на обиду.

    В этом заключается трагизм образа Савельича, а если взглянуть шире трагизм всего русского народа, столетиями тянувшего лямку крепости ичестна.

  1. Сочинение по первой главе капитанской дочки
  2. Сочинение по повести а с пушкина дубровский 6 класс по литературе
  3. Сочинение по плачу ярославны 9 класс
  4. Сочинение по плахе айтматова
  5. Сочинение по плану преступление и наказание