Сочинение по повести а с пушкина капитанская дочка береги честь смолоду

Автор: самый зелный 24.12.2021 жизнь человека это постоянный выбор, я думаю, каждый с этим согласится. мы выбираем будущую

Автор:
Самый Зелёный
·

Жизнь человека – это постоянный выбор, я думаю, каждый с этим согласится. Мы выбираем будущую профессию, друзей и многое-многое другое. Любые действия несут за собой определённые последствия, поэтому человек обязан осознавать ответственность за свои решения. Выбирая, люди основываются на тех моральных ценностях и убеждениях, которые имеют значение именно для них. Каждый человек индивидуален, поэтому и ценности у всех разные. Хорошо, с понятием «выбор» теперь всё понятно, но вот какие аргументы привести к этой теме? Многомудрый Литрекон уже давно принял решение помогать Вам в написании сочинений и приготовил список из 10 литературных аргументов, подходящих для Вашей работы! Приятного просвещения!

  1. А. С. Пушкин «Капитанская дочка». А. С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» касается темы выбора. Главный герой произведения – Пётр Гринёв получил от отца наставление: «Береги платье снову, а честь смолоду». Однако этот завет тяжело пронести через жизненные испытания. Гораздо легче поступиться честью и жить так, как выгодно. Петр постоянно оказывается перед выбором и поступает по совести. Так, во время службы в Белгородской крепости Пётр вызвал на дуэль Швабрина, оскорбившего Машу Миронову, возлюбленную Гринёва. Потом  он отказался от предложения Пугачёва перейти на его сторону, хотя и понимал, что такое решение может стоить ему жизни. Пётр Гринёв всегда поступал по чести, в соответствии с наставлением отца. Он принимал решения, основываясь на своих собственных моральных ценностях: чести, достоинстве, верном служении Родине. Именно его собственные приоритеты определяли выбор жизненного пути.
  2. И. А. Гончаров «Обломов». И. А. Гончаров в романе «Обломов» затрагивает тему выбора. Илья Ильич Обломов — ленивый человек, он считал любой выезд из дома огромным трудом и ненужной суетой. Илья Ильич постоянно откладывал важные дела и в результате вообще ничем не занимался, только лежал на кровати и размышлял над тем, что хотел бы осуществить. Андрей Штольц — полная противоположность Обломова. Он был готов ехать за границу, посещать знакомых, постоянно узнавать новое и всегда решал вопросы своевременно. Штольц предложил Обломову поехать вместе за границу, сказав: «Сейчас или никогда». Но Илья Ильич выбрал «никогда» и остался дома. Обломов из-за своей собственной лени отказался от получения новых знаний и знакомства с образованными и интересными людьми. Илья Ильич сделал свой собственный выбор и нёс ответственность за него, он решил остаться в той обстановке, которая была для него привычной и отказался что-либо менять в своей жизни. Поэтому он умер в цвете лет от болезни, которую сам приобрел, лежа без движений. Его выбор жизненного пути оказался неверным.
  3. Н. В. Гоголь «Мёртвые души». Н. В. Гоголь в произведении «Мёртвые души» касается темы выбора. Павел Иванович Чичиков получил от отца наставление: «Береги и копи копейку». Слова отца сформировали цель его жизни – обеспечить себе светлое будущее в богатстве. Павел Иванович не отличался выдающимися знаниями по школьным предметам, но всегда знал, как угодить любому человеку. Благодаря умению находить подход к людям он удачно закончил гимназию, множество раз устраивался на работу и даже получал продвижения по службе. Но, как правило, только, начиная добиваться успеха, всё терял, и ему приходилось находить новые способы заработка. Чичиков мог бы сдаться и отказаться от своей цели, но он принял решения продолжать трудиться дальше, так к нему пришла идея с покупкой «мёртвых душ». Все действия Павла Ивановича были направлены на исполнение его мечты, которую он определил самостоятельно, способы достижения цели также были выбраны самим Павлом Ивановичем и соответствовали его жизненным ценностям и приоритетам. Таков его выбор пути, который неизменно приводил его в поражениям.
  4. А. И. Солженицын «Матрёнин двор» А. И. Солженицын в рассказе «Матрёнин двор» затрагивает тему выбора. Главная героиня произведения – Матрёна добрая женщина, потерявшая мужа и всех своих детей. Несмотря на испытания, она не ожесточилась, ее сердце не было злым и холодным. Так, она приютила кошку, всегда была готова прийти на помощь соседям и никогда не просила ничего взамен на свой труд. Когда первый муж женщины пропал, она приняла решение выйти замуж за его брата. Она не любила его, но понимала, что, пожертвовав своими интересами, она сможет помочь его семье. Смысл жизни Матрёны заключался в постоянной заботе об окружающих. Даже смерть пришла к ней тогда, когда героиня помогала перенести свою же горницу в дар приемной дочери. Все решения она принимала в соответствии со своими убеждениями и жизненными ценностями. Ее путь был тернист, но это дорога настоящей праведницы.
  5. М. А. Шолохов «Судьба человека». В произведении М. А. Шолохова «Судьба человека» также затрагивается тема выбора. Главный герой произведения – Андрей Соколов во время войны работал шофёром, был взят в плен немцами. Находясь в плену, Андрей стойко выносил голод и продолжал трудиться, но проронил неосторожное высказывание об условиях работы, и один из заключенных сдал Соколова. Поэтому мужчина был обязан отвечать перед комендантом. Разговаривая с Мюллером, он держал себя уверенно, отказался пить за победу нацистов и был верен своей Родине. Немцы были поражены стойкостью пленного и отпустили его, подарив сало. Андрей Соколов принял решение быть до конца преданным своей Родине, хотя и понимал, что его резкий отказ может стоить ему жизни. Мужчина сделал выбор, основанный на своих собственных убеждениях и ценностях, и был за это вознаграждён. Его путь — это дорога чести, которая является эталоном для каждого из нас.
  6. Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке». В произведении «Повесть о настоящем человеке» также затрагивается тема выбора. Во время войны Алексей Мересьев был лётчиком, его самолёт сбили немцы. Он оказался совсем один в лесу со сломанными ногами. Мужчина проявил невероятное мужество и смог добраться до деревни, в которой люди смогли ему помочь. Алексей долгое время находился в больнице, где ему ампутировали ноги и поставили протезы. Мужчина понимал, что продолжить летать он не сможет, и предался отчаянию. Но прочитав в газете статью о лётчике, Алексей изменил своё мнение и принял решение, что он обязан сделать всё, что в его силах, чтобы заново научиться ходить, а потом летать на самолёте. Он смог добиться своей цели. Алексей Мересьев принял важное для него решение и, несмотря на все препятствия, встречающиеся на пути, следовал к своей мечте. Его жизненный путь был определен волевым выбором, который под силу сделать не каждому.
  7. А. П. Гайдар «Тимур и его команда». А. П. Гайдар в произведении «Тимур и его команда» касается темы выбора. Тимур — добрый мальчик, он собрал команду из деревенских ребят для того, чтобы вместе помогать жителям деревни, в которую приехали сёстры, Женя и Ольга. Одна их приехавших девочек, Женя, решила тоже принять участие в добрых делах Тимура. Ольга уехала в Москву, и неожиданно Женя получила письмо от сестры, в котором было сказано, что та должна приехать в город, чтобы увидится с отцом, уходившим на войну. Женя прочитала телеграмму поздно ночью, и электрички уже не ходили, девочка рассказала о случившемся Тимуру. Он взял мотоцикл своего дяди и отвёз подругу к отцу. Главная цель Тимура была выбрана им самостоятельно, она заключалась в помощи окружающим, поэтому, как только Жене нужна была помощь, он сразу понял, что нужно делать. Он мог оставить девочку наедине с её проблемой, но решил помочь. Тимур знал, что совершает правильный поступок, поведение и выбор мальчика полностью соответствовали его собственным убеждениям и жизненным ценностям. Поэтому его путь был прямым и освещенным добрыми делами, чувствами, впечатлениями.
  8. И. С. Тургенев «Накануне». И. С. Тургенев в произведении «Накануне» затрагивает тему выбора. Главная героиня произведения, Елена Стахова, на протяжении всей своей жизни помогала окружающим: лечила больных животных, поддерживала бедных деревенских жителей. Елена по-настоящему полюбила Инсарова и стала его женой. Она полностью осознавала цель молодого человека, заключающуюся в спасении его Родины, Болгарии. Девушка вышла за него замуж, несмотря на то что её родители были против такого решения. Но после свадьбы здоровье Инсарова сильно ухудшилось, и молодой человек умер. Елена решила продолжить его дело и самостоятельно уехала в Болгарию, где работала в госпитале. Такой выбор соответствовал принципам и моральным ценностям героини. Доброта, преданность, верность и самоотдача – всё это Елена признавала наиболее важными человеческими качествами. Ее путь был определен этим выбором.
  9. Л. Н. Толстой «Война и мир» Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» затрагивает тему выбора. Марья Болконская — добрая, глубоко верующая девушка. Её воспитанием и образованием занимался отец, Николай Болконский, строгий мужчина с тяжёлым характером. И, конечно, жизнь с ним была тем еще испытанием. И вот однажды блестящий красавец Анатоль Курагин предложил Маше выйти за него замуж, тогда отец девушки позволил дочери самостоятельно принять решение. Она мечтала о любви и семейной жизни, но увидев, как Анатоль обходился с её компаньонкой, мадмуазель Бурьен, приняла решения тут же ему отказать. Благодаря воспитанию отца Марья Болконская умела мыслить логически, она обладала собственными нравственными ценностями и убеждениями и сделала выбор, руководствуясь исключительно ими. Она предпочла остаться с отцом, чем выйти за муж за не уважающего её человека. Ее жизненный путь был определен этим важным решением: в дальнейшем Марья смогла найти человека, который ее полюбил.
  10. А. С. Пушкин «Евгений Онегин». А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» касается темы выбора. Главная героиня произведения, Татьяна Ларина, не была красивой внешне, но обладала богатым внутренним миром. Она любила романы, именно они сформировали характер девушки, показали ей настоящие и искренние чувства людей. Встретившись с Евгением Онегиным, девушка сразу же влюбилась в него, ведь он был похож на персонажа из книг. Она призналась в своих чувствах, но Евгений Онегин не ответил ей взаимностью. Татьяна смирилась с этим и вышла замуж, и на балу она случайно встретилась с Евгением, который только тогда понял, что влюблён в девушку. Молодой человек рассказал ей о своей любви, но Татьяна приняла решение остаться верной своему мужу, которого она действительно уважала. Те принципы, убеждения и ценности, которые Татьяна признавала наиболее важными, не позволили девушки предать своего мужа. Нравственный выбор определил судьбу героини.

Автор: Анастасия Казарина

Метки: 11 классаргумент из литературыдля итогового сочиненияна ЕГЭпример из литературы

Читайте также:

С.П$.Меделяева

учитель русского языка и литературы МОУ 1-Абрамовской СОШ Таловского района

Урок — обобщающая викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Цель: создать основу для последующего обращения учащихся к творчеству А.С.Пушкина и к русской литературе.

Задачи:$

Образовательные

Проверить знание учащимися текста повести «Капитанская дочка».

Развивающие

Развивать творческие способности школьников, их устную и письменную речь, внимание и интерес к художественному слову, находчивость и смекалку, навыки самостоятельной работы с текстом.$

Воспитательные

Прививать любовь к русской литературе и историческому прощлому страны, воспитывать чувство товарищества, умение работать в группе, выслушивать мнение одноклассника.

Оборудование: презентация, портрет А.С.Пушкина, выставка произведений писателя, иллюстративно-раздаточный материал (карточки, кроссворд, жетоны).

Ход урока.

I. Оргмомент. Психологический$ настрой на урок.

II. Актуализация знаний. Знакомство с темой и задачами урока.

Запись в тетрадях темы, эпиграфа, высказываний классиков о повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Среди бесценных духовных сокровищ, которыми Россия так щедро одарила человечество, особое место принадлежит творчеству А.С.Пушкина. Его культурное наследие велико. Из$ курса литературы 5-7 классов вы знакомы с его сказками, стихами, с романом «Дубровский», с повестью «Метель», с «Песней о вещем Олеге», с поэмой «Полтава». «Капитанская дочка» оказалась последним произведением, напечатанным при жизни А.С.Пушкина. Это удивительная книга.

«Здесь нет никакого наружного блеска, всё просто, всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг…». Н.В.Гоголь.

Высокую оценку повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» дали

$классики русской литературы.

«Капитанская дочка» — лучшая повесть Пушкина». В.Г.Белинский.

«Сравнительно с « Капитанской дочкою» все наши романы и повести кажутся притворною размазней». Н.В.Гоголь.

Ребята, я надеюсь, что ваше обращение к творениям А.С.Пушкина не ограничится сегодняшним уроком, на котором мы проведём обобщающую интеллектуальную викторину, позволяющую выявить вдумчивых читателей, знатоков текста повести. В тетрадях по ходу урока запишите тему, эпиграф и высказывания классиков о повести.

III. Основная часть урока. Интеллектуальная викторина.

$ Знакомство с условиями игры и её этапами. Представление команд: «Белогорская крепость», «Царское Село», « Бердская слобода».

А теперь настало время познакомить вас с условиями игры и её этапами. Условие нашего конкурса: за каждый правильный ответ команда получает по очку. Победителем будет признана команда, набравшая большее количество очков.

Каковы же эт$апы нашей викторины? (слайд)

    • Блиц-опрос «Внимательный читатель».

    • «Заглянем в словарь».

    • « Узнай героя».

    • «Суеверия, предсказания…».

    • $«Какая жизнь, такие и песни».

    • «Подскажи словечко».

    — Разминка. Заполнение кр$оссворда. «Кто быстрее?»

    Итак, начинаем игру. В качестве разминки предлагаю заполнить кроссворд. «Кто быстрее?»

    Следующий этап нашей викторины — блиц-опрос «Внимательный читатель». Давайте вспомним содержание повести и ответим на вопросы.

    • Имя отца Гринева? Как звали матушку Петруши?

    • Предмет, бережно хранимый матерью Гринёва с момента крещения сына.

    • Вспомните имя и фамилию Савельича.

    • Чтение какой книги производило в отце Петруши «удивительное волнение желчи»?

    • $В какой полк и кем был записан ещё до рождения Петруша Гринев?

    • А отправился служить…

    • На каком году жизни Петруша выучился русской грамоте?

    • Для него б$ыл нанят француз…

    • Который в отечестве своем был…

    • А в Пруссии …

    • Чему, согласно контракту, обязан был учить Бопре Петрушу?

    • Количество детей в семье Гринёвых.

    • Учебное пособие, из которого юный Пётр изготовил бумажного змея во время «урока».$

    • И мог Петруша здорово судить о свойствах…

    • Город, где Пётр проигрался в бильярд по дороге к месту службы.

    • Оружие, которым герой был ранен на дуэли.

    • $От какого лица ведётся повествование в «Капитанской дочке»?

    • Кто в повести является рассказчиком?

    • Наказание, каким государыня императрица заменила Гринёву смертную казнь.

    • Назовите фамилию, имя и отчество капитанской дочки.

    • Подарок, сделав который, можно, по словам Швабр$ина, добиться расположения Маши.

    • Населённый пункт, царская резиденция, где Маша Миронова встретилась с императрицей.

    • Губерния, где «благоденствует потомство» Петра Гринёва и Маши Мироновой.

    Очередной тур конкурса — «Заглянем в словарь».

    Словарная работа, в ходе которой надо установить значение слов. Выполнять задание по карточкам. На выполнение задания даётся 3 минуты Стоимость задания -5 баллов (жетонов)

    Карточка № 1

    « Справочное бюро»

    $1). Определите жанр произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

    2). Какое историческое событие легло в основу данного произведения?

    3). Каких предводителей народных восстаний на Руси, кроме Емельяна Пугачева, вы можете назвать?

    Карточка № 2

    $

    «Толковый словарь»

    1). Выбрать правильный вариант толкования лексического значения слов:

    Целовальник – это: а) парикмахер

    Б) продавец вина в трактире

    В) настойчивый кавалер

    Инвалид – э$то: а) человек, страдающий физическим

    недугом;

    б ) солдат, состарившийся на военной

    службе;

    в) солдат, имеющий увечья.

    2).Объясните значение выражения «посажёный отец».

    Карточка № 3

    «Слова, слова, слова…»

    1). Перевести устаревшие слова на современный русский язык.$

    Фортеция – Кивот – Суженая – Камзол – Напасти – Погост- Вечерня – Келья — Грамота – Алтын – Попечение

    Следующий тур конкурса «Узнай героя».

    Послушайте описания внешности героев, определите их. Кто из героев являе$тся историческим лицом, а кто — вымышленным? (См. Черных О.Г. Практикум по литературе: 8 класс.-М.: ВАКО,2010.-стр.44-45)

    Общее задание для всех команд. За каждый правильный ответ команда получает по баллу. Последним должно быть описание внешности Пугачёва.

    $ Слово учителя о портретах Пугачёва. (слайд)

    В пушкинской повести Пугачёв не тождествен своему историческому прототипу. Один из портретов Емельяна Пугачёва написан на портрете Екатерины II, и сделал художник это не случайно: смысл такого изображения — преступное желание Пугачёва занять монарший трон. На данном портрете изображён хитрый разбойник и злодей. Это работа неизвестного художника. А вот на портрете, приложенном А.С.Пушкиным к изданию 1834 года, Пугачёв изображён умным, проницательным, хлебнувшим лиха защитником народа.

    В этих портретах отражён двойственный взгляд на личность Емельяна Пугачёва. Одни видели в нём разбойника и злодея, называли его «бешеным псом», «исчадием ада», другие — считали его защитником народны$х интересов.

    Перед А.С.Пушкиным стояла непростая задача реалистического изображения эпохи и её героя. И, несомненно, писателю это удалось.

    Тур «Суеверия, предсказания…» Домашнее задание (слайд),.

    Подробно пересказать эпизоды произведения и прокомментировать их.$ За выразительный пересказ эпизода и его комментарий наивысший балл-5 (жетонов).

    • Пересказать описание бурана. Объясните его символическое значение.

    • Сон Петра Гринева. Пророческое содержание сна. (Пересказать сон близко к тексту, прокомментировать его). $

    • Калмыцкая сказка об орле и вороне. Объяснить смысл сказки.

    Следующий этап « Какая жизнь, такие и песни».

    Ответить на вопросы, связанные с русской народной песней.

    1). Какую из песен Пугачев назвал своей любимой? Послушайте песню в исполнении актёра кино и театра Валерия Золотухина. (слайд)

    2). Какое впечатление произвела эта песня на$ Петра Гринёва?

    3). В каком ещё произведении Пушкина упоминается данная песня?

    4). К каким главам произведения А.С. Пушкин взял в качестве эпиграфов строки из народных песен?

    $- Тур «Подскажи словечко». (слайд)

    Общее задание для всех команд.

    Восстановить опущенную часть высказывания, определить, кому из героев она принадлежит.

    Береги ( …), а честь смолоду.

    Долг (…) красен.

    Казнить так казнить, (…).

    Лучше раз напиться живой кровью, чем триста лет (…).

    Будет дождик — будут и ( …), будут (…)-

    будет и (…).

    IY. Создание проблемной ситуации.

    $Нам сталось лишь ответить на проблемный вопрос: «Почему свою повесть А.С.Пушкин назвал «Капитанская дочка»?

    Дайте письменный ответ на вопрос. Каждая команда зачитывает свой вариант ответа.

    Оценить задание в 5 баллов.

    Y. Заключительное слово учителя.

    $Действительно, повесть Пушкина внешне проста, но она полна глубокого смысла. И мы сегодня пытались разгадать тайны книги А.С. Пушкина «Капитанская дочка». По словам Марины Цветаевой, « нет низких истин и высоких обманов, есть только низкие обманы и высокие истины». Повесть «Капитанская дочка» полна высоких истин.

    YI. Итог викторины. Рефлексия. Впечатления об игре, оценка собственной деяте$льности.

    • Какие чувства владели вами во время урока?

    • Затруднялись ли вы отвечать на вопросы викторины?

    • Выразите своё мнение об уроке в форме синквейна.

    YII. Оценки. Домашнее задание (слайд)

    Подобрать материал к сочинению на одну из тем:

    • «Старинные люди» в повести Пушк$ина

    «Капитанская дочка».

    • Пушкинский Пугачёв.

    • Становление личности Петра Гринёва под влиянием « благих потрясений».

    • « Береги честь см$олоду». Гринёв и Швабрин.

    • Смысл названия повести Пушкина «Капитанская дочка».

    • Образ Савельича в повести Пушкина «Капитанская дочка».

    Литература

    1. Пушкин А.С. Драматические произведения. Романы. Повести. -М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ- ЛТД»,1997.-704с.

    2. Лахостский К.П. ,Фролова В.Ф. Пушкин в школе. Посо$бие для учителя. Издательство «Просвещение»,1956.-413с.

    3. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литерату$ра в 8 классе: урок за уроком.- М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — РС», 2000. -240с.

    4. Черных О.Г. Практикум по литературе: 8 класс. — М.: ВАКО,2010.-192с.

    5. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе:8класс.- М.: ВАКО,2008.-512с.

    Урок литературы в 8 классе

    Тема:«Береги честь смолоду» (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

    Цели урока

    образовательные:

    • обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва;

    • проследить развитие характера Петра Андреевича;

    • обучение сравнительной характеристике героев;

    • познакомить с понятиями «долг» и «честь»;

    • дать понятие о преемственности пушкинских традиций в русской литературе;

    развивающие:

    • развивать умение учащихся анализировать текст;

    — развивать способности к умозаключениям;

    • развивать навыки работы со словарями;

    воспитывающие:

    • воспитывать чувство чести и собственного достоинства, верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование;

    • включить учащихся в философский поиск;

    — воспитывать любовь к художественным произведениям.

    Оборудование урока:

    мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация «Пушкин», раздаточный материал: таблица «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина», словарные статьи слова «честь» по толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и по толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля.

    Опережающие задания:

    1. Выяснить значение слова «честь».

    2. Мини-сочинение «Что значит слово «Честь» в моём понимании?»

    Словарная работа:

    Честь, достоинство, присяга, верность слову, самопожертвование.

    Ход урока.

    Береги честь смолоду.

    Пословица.

    I. Оргмомент.

    – Здравствуйте, садитесь.

    II Сообщение темы урока, целей, эпиграфа.

    – Сегодня мы с вами проводим урок, тема которого «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва». Откройте тетради по литературе и запишите сегодняшнюю дату и тему. В качестве эпиграфа нашего сегодняшнего урока я взяла пословицу «Береги честь смолоду», ставшей эпиграфом произведения Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».

    – На сегодняшнем уроке мы попытаемся обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва, в ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием встреч с разными людьми.

    III. Вступительное слово учителя.

    Много лет назад у А.С. Пушкина возник замысел повести… «Капитанская дочка» А. С. Пушкина закончена 19 октября 1836 года, за три месяца до трагической гибели поэта. Последнее большое произведение, писавшееся три года… Естественно, что нужно отнестись к нему внимательнее, пристальнее всмотреться в его героев, постараться понять его «сверхзадачу», его смысл.

    В марте 1833 года, работая над историей пугачевского бунта, Пушкин среди архивных документов находит следственные материалы по делу молодого офицера, взятого в плен Пугачевым и помилованного им. Почти невероятные, но при этом достоверные события превосходили любой художественный вымысел.

    Пушкин входит во все подробности судьбы офицера, уже любя его как своего героя.

    Написание произведения Пушкин намечает на осень, но еще в начале августа пишет предисловие к нему. Это предисловие будет потом отвергнуто самим автором, и «Капитанская дочка» начнется сразу с первой главы.

    Предисловие замечательно уже хотя бы тем, что в нем найдена та неповторимая интонация, которая составляет, быть может, главное обаяние «Капитанской дочки». Повесть о своей жизни отец рассказывает сыну, очевидно, мальчику лет десяти. «Любезный мой друг, Петруша!»- с этих слов начинается рассказ. Не назидательный урок, а домашнее предание.

    Итак, в пятницу, 4 августа 1833 года Пушкин набрасывает черновик предисловия. Кажется, найдены верные определения действительно прекрасных качеств героев. Но Пушкину вдруг видится, что и отвращение к низкому, и страх причинить несчастье — это следствие каких-то более важных и всеобъемлющих качеств. 5 августа автор возвращается к рукописи и вносит правку: «…сохранишь в своем сердце… прекрасные качества, мною в тебе замеченные: доброту и благородство».

    Предисловие становится благословением для героев, отправляющихся в дальнюю дорогу навстречу неизвестности. Их милые образы еще не легли на бумагу, но они уже поселились в душе. Пройдет еще много месяцев, прежде чем повесть тронется, как весенняя река. И тогда навсегда войдут в наше сердце капитанская дочка голубушка Маша Миронова, пылкий и отчаянный Петр Гринёв, неусыпно заботливый Архип Савельевич, которого поначалу, в черновиках, Пушкин звал Степаном.

    И вечно будут виднеться в метельной непогоде огоньки Белогорской крепости, где нас ждут добрые старики Мироновы. Где никто не боится никаких «супостатов», но Иван Игнатьич для порядка чистит чугунную пушку… Окончив работу, старый поручик садится на пригреве, на прошлогоднюю жухлую траву и, улыбаясь, вглядывается в дорогу… «Счастливый путь и дай Бог вам!..»

    Короткое предисловие к «Капитанской дочке» стоит того, чтобы о нем вспоминали не только литературоведы: в нем, кроме чисто художественных достоинств и подробностей, необходимых для понимания повести, таится еще что-то очень важное для нас, читателей. Очевидно, это нравственная твердость пушкинского рассказчика, уверенность в различении добра и зла.

    IV. Обсуждение прочитанного.

    − Кто является рассказчиком в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»? (Пётр Андреевич Гринёв.)

    − Каким предстаёт рассказчик в самом начале повествования? (Недорослем. Петруша Гринёв бездельничает, лазит на голубятню, с пренебрежением относится к учёбе. Его балует маменька. — Запомните описание этого героя, впоследствии в литературе мы встретим похожего героя в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» — образ Митрофанушки.

    Молодой, неопытный и наивный, он страстно хочет повзрослеть, но для этого он часто выбирает не те способы: игра на бильярде, пьянство, дерзость с Савельичем. Но в душе он добр и стыдится плохих поступков, которые совершает по неопытности.)

    − Одна из задач нашего сегодняшнего урока – проследить становление характера главного героя. Давайте вспомним, с чего началось взросление героя. Когда, с какого момента судьба Петруши переменилась? Какие события, люди повлияли на судьбу Гринёва. Вследствие чего из Петруши он становится Петром Андреевичем Гринёвым?

    − Итак, когда, с какого момента судьба Петруши переменилась? (С того момента, когда отец решил отправить его на военную службу.)

    − Какими словами напутствует отец сына, ставшими впоследствии ключевыми не только в данной повести, но и в литературе вообще? («Прощай, сын. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». – Тоже можно провести параллель с эпизодом из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», отъезд Андрея Болконского на войну.)

    − Как вы понимаете слова отца? (Он говорит о долге, чести, благородстве, верности слову.)

    − С чего начал Петруша свою самостоятельную жизнь? (С игры на бильярде, проигрыша Зурину ста рублей.)

    − Почему путники попадают в буран, кто их спасает? (Из-за упрямства Петруши, юношеского максимализма. Спасает вожатый, который указывает дорогу.)

    − Как отблагодарил Петруша своего спасителя? (Пожаловал ему заячий тулупчик.)

    − Как отнёсся к поступкам Гринёва Савельич? (Был недоволен, возмущён убытком, ворчит и возражает; считал, что Петруша не отдаёт отчёта в своих поступках.)

    − Как вы расцениваете поведение Петра Андреевича? (Неправильно повёл себя с Савельичем, но долг честного человека – отвечать за свои поступки, поэтому правильно поступил, что отдал долг Зурину, пожаловал тулупчик спасителю.)

    − Запомните эти вехи становления Петра Гринёва. Чуть позже мы построим схему развития характера главного героя. А лучше понять Петрушу нам поможет другой герой повести. Как вы думаете, какой? (Верно, Алексей Иванович Швабрин.)

    − Что вы узнаёте о Швабрине и от кого? (От Василисы Егоровны. Швабрин переведён в Белогорскую крепость за дуэль. Он стал причиной гибели человека.)

    V. Составление таблицы «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина».

    − Чтобы лучше понять характер главного героя, составим сравнительную таблицу поступков Гринёва и Швабрина, которую будем заполнять в ходе рассуждения. Давайте посмотрим, как поступки одного и другого соотносятся с понятиями чести, мужества и благородства.

    − Что мы можем выделить общего у Гринёва и Швабрина? (Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.)

    Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина

    Общее. Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.

    Разное.

    Критерий сравнения

    Гринёв

    Швабрин

    1. Отношение к семье капитана Миронова

    1) – Давайте начнём с того, что представляет собой эта крепость, такая ли она, какой представлял себе герой? Как проходила служба в крепости? Кто по-настоящему был в ней командиром? Какая атмосфера царила в семье капитана Миронова? В гарнизоне? (Белогорская крепость совсем не походила на крепость в полном смысле этого слова. Скорее всего, это была простая деревушка. Командиром можно назвать Василису Егоровну. В Белогорской крепости царит тёплая семейная атмосфера, солдаты и командиры с теплотой относятся друг к другу, нет официальщины. Вся крепость словно большая семья. Пётр полюбил этих людей, ничего другого себе не желая.)

    — Как приняли Петрушу в семействе Мироновых? (Тепло, выказывали заботу.)

    – Пушкин с теплотой и нежностью пишет об отношениях этих людей, и здесь проводится одна из самых дорогих Пушкину идей — мысль семейная. Обратите внимание на слова Фёдора Михайловича Достоевского: «У нас ведь всё от Пушкина». Почему Достоевский так сказал? Потому что в творчестве Пушкина заложены традиции, которые впоследствии получат развитие в русской литературе XIX века. В частности, мысль семейная станет одной из основных мыслей в творчестве Л.Н. Толстого, например, в романе-эпопее «Война и мир» (семьи Болконских, Ростовых).

    – Кто из обитателей крепости резко выделяется из общего круга? Чем? (Алексей Иванович Швабрин. Он единственный из обитателей крепости говорит по-французски, его разговор остёр и занимателен. Он образован, служил в Петербурге в гвардии, переведён в Белогорскую крепость за дуэль.)

    − Почему Швабрин, поначалу понравившийся Гринёву, постепенно стал вызывать у него неприятие? (Он плохо отзывается о семействе капитана Миронова, клевещет на Ивана Игнатьича, в плохом свете выставил Машу. Все эти люди стали дороги Гринёву, и ему неприятно было слушать о них плохое.)

    Критерий сравнения

    Гринёв

    Швабрин

    1. Отношение к семье капитана Миронова

    С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй.

    Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету.

    Критерий сравнения

    Гринёв

    Швабрин

    2. Поведение на поединке

    2) – Из-за чего возникает дуэль? (Гринёв сочинил стихотворение, посвятив его Маше. Он выносит его на суд Швабрина,искренне считая его свои другом, ожидая похвалы. Но грязные намёки Швабрина взбесили Гринёва. Он вступился за честь девушки, так как ему это велел долг дворянина, рыцаря. Швабрин, пытаясь отвратить Гринёва от Маши, добивается прямо противоположного — Петруша взглянул на Машу по-новому. Разговор с Машей и её признание, что Швабрин сватался за неё, а она отказала, довершил дело — Пётр влюбился.)

    − Как ведёт себя Гринёв во время дуэли? (Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.)

    − Как поступает Швабрин? (Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.)

    − Хочется отметить, что А.С. Пушкин не даёт развёрнутых характеристик своим героям, о характере мы можем судить по их поступкам.

    Критерий сравнения

    Гринёв

    Швабрин

    2. Поведение на поединке

    Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.

    Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.

    Критерий сравнения

    Гринёв

    Швабрин

    3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами

    3)– А теперь давайте посмотрим отрывок из кинофильма «Капитанская дочка». Обратите внимание на то, как ведут себя Гринёв и Швабрин.

    Критерий сравнения

    Гринёв

    Швабрин

    3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами

    Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать Пугачёву руку.

    Становится на сторону бунтовщиков, нарушает военную присягу.

    Критерий сравнения

    Гринёв

    Швабрин

    4. Отношение к Маше Мироновой

    4) – После ранения Маша ухаживает за Гринёвым, что ещё больше сближает их. Что собирается предпринять Гринёв? (Написать письмо родителям, испросить их благословения на брак с Машей.)

    – Какой ответ они получают? (Отказ.)

    – Как ведёт себя Маша? Готова ли она бороться за свою любовь? (Нет. Считает, что брак не принесёт им ничего хорошего без родительского благословения. Готова расстаться с Петрушей.)

    – Как относится к Маше Швабрин? (Описывает Машу «совершенною дурочкою», клевещет на неё. С приходом Пугачёва держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву.)

    – Как ведёт себя Гринёв после подавления бунта на следствии? (Не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство.)

    Критерий сравнения

    Гринёв

    Швабрин

    4. Отношение к Маше Мироновой

    Любит её, но даёт свободу выбора, уважает её решение, ни к чему не принуждает. Готов бороться за любовь. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая её из лагеря пугачёвцев. Наконец, не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство.

    Описывает Машу «совершенною дурочкою», клевещет на неё. Держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву.

    Критерий сравнения

    Гринёв

    Швабрин

    5. Поведение с Пугачёвым

    Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека.

    Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение.

    5) – Как ведёт себя с Пугачёвым Гринёв? (Гринев отказывается от присяги самозванцу: «Слушай, скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую. Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург».

    Благородный Гринев честно признается, что не считает Пугачева царем. А Пугачев – самозванец очень грозно заявил: «Я великий государь… Так ты не веришь, что я был государь Петр Федорович?» Хотя разбойник и сам не верит, по мнению автора, в успех своего предприятия: это подтверждает и калмыцкая сказка об орле: «Лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!» До этого он говорит: «Улица моя тесна; воли мне мало… при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». Нам кажется, Пушкин с сочувствием относится к Пугачеву, человеку, который обманывает людей, но сам это понимает и еще очень нетерпим к лжецам: «И ты смел меня обманывать! Знаешь ли ты, бездельник, чего ты достоин?» — говорит он Швабрину.)

    – Как ведёт себя с Пугачёвым Швабрин? (Это человек, для которого не существует понятий честь и достоинство. Он полон тщеславия, малодушия. Для него нет ничего святого. Оговаривает Гринева: обвиняет его в сотрудничестве с Пугачевым, в предательстве. Сам нарушает присягу и переходит на сторону Пугачева в Белогорской крепости, к измене Швабрин готовился заранее: сразу же после приступа мы видим его обстриженного в кружок и в казацком кафтане.)

    Критерий сравнения

    Гринёв

    Швабрин

    5. Поведение с Пугачёвым

    Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека.

    Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение.

    В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: «С честью пойдёшь по жизни – умрёшь. Против чести пойдёшь – жив будешь». Антигерой Пушкина уже сделал свой выбор. Именно во время Пугачёвского бунта проявились низость чувств, бесчестие, духовный нигилизм Швабрина.

    – Какой же вывод мы можем сделать? (Гринёв и Швабрин – антиподы.)

    VI. Составление схемы взросления главного героя.

    − А теперь давайте в тетрадях вычертим схему взросления главного героя.

    − Как вы думаете, с какой отправной точки надо начать? (Уплата долга за проигрыш, далее – благодарность за спасение).

    6) Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.

    php799VHZ urok literatury 8 klass Beregi chest smolodu html 86ad4810ae3231e1

    5) Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича.

    php799VHZ urok literatury 8 klass Beregi chest smolodu html 86ad4810ae3231e1

    4) Отказ присягнуть бунтовщику.

    php799VHZ urok literatury 8 klass Beregi chest smolodu html 86ad4810ae3231e1

    3) Поединок за честь девушки.

    php799VHZ urok literatury 8 klass Beregi chest smolodu html 86ad4810ae3231e1

    2) Благодарность за спасение.

    php799VHZ urok literatury 8 klass Beregi chest smolodu html 86ad4810ae3231e1

    1) Уплата долга за проигрыш.

    – Итак, мы видим, что характер Гринёва дан в развитии. И снова мы обращаемся к словам Ф.М. Достоевского: «У нас ведь всё от Пушкина». Традиция изображения героя в развитии получила мощнейшее продолжение в русской литературе. Герои Л.Н. Толстого, с которыми мы ещё встретимся, изображены писателем как вечно ищущие свой путь, неуспокоенные. Это Андрей Болконский, Пьер Безухов. Именно такие стали любимейшими героями читателей. И напротив, желая показать всю низость души кого-либо, Толстой подчёркивал неподвижность, отсутствие духовного развития героя. В этом мы видим продолжение пушкинских традиций.

    VII. Понятие чести. Работа со словарями.

    − На сегодняшнем уроке мы достаточно часто употребляем слово «честь». Оно в эпиграфе, встречается в нашем разговоре. Как же поначалу понимает слово “честь” юный Петруша Гринёв? Для того чтобы нам в этом разобраться, выясним значение этого слова по словарю С.И. Ожегова и словарю В.И. Даля. (Опережающее задание было дано учащимся заранее. Они выясняли значение слова по словарям.)

    Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова:

    1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. Дело чести, долг чести.

    2. Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи, честь мундира.

    3. Целомудрие, непорочность. Девичья честь.

    4. Почёт, уважение. Воздать честь.

    «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля:

    1. Внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть.

    2. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

    3. Высокое звание, чин.

    4. Внешнее доказательство отличия, признак превосходства.

    5. Оказание почтения, почёта.

    – В каких значениях понимает Петруша слово “честь” в начале романа? (В четвёртом значении у Ожегова и во втором, третьем, четвёртом, пятом у Даля.)

    − Мы видим, что такое понятие, как честь, Петруша Гринёв воспринимает поверхностно, оно ещё у него не сформировано.

    − А в конце повествования? (Пётр Андреевич Гринёв вполне сформировавшаяся личность с устойчивыми понятиями и представлениями о чести, благородстве, мужестве.)

    VIII. Опрос домашнего задания.

    − А что в вашем понимании значит «честь»? (Домашнее задание предыдущего урока. Ответы учащихся.)

    IX. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.

    − Алексей Иванович Швабрин – полная противоположность Петра Андреевича Гринева. Гринев во имя спасения другого человека солжет, но в остальных случаях, если даже ему невыгодно или даже опасно быть честным, против чести не пойдет. Когда Петруша проиграл сто рублей Зурину, «экономный» Савельич посоветовал Гриневу солгать: «Напиши этому разбойнику, что у нас и денег-то таких не водится». Но Гринев отказывается от такого совета: «Полно врать…» И всегда между честью и обманом выбирает честь и достоинство. Честь свою молодой офицер не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой.

    На сегодняшнем уроке мы вместе с персонажами повести А.С. Пушкина приходим к выводу, что самое главное для человека во всех жизненных обстоятельствах — сохранять доброту и благородство. Не зря эпиграфом к своей повести автор взял русскую пословицу «Береги честь смолоду!». Вы доказали, что благородство Гринёва проявилось в выполнении долга, в его честности и преданности, в уважении к любимой девушке, в ответственности за её судьбу, в чувстве собственного достоинства.

    И вся повесть, как исповедь, обращена к новому поколению, в ней рассказчик сознаётся в своих грехах и отдаёт себя на суд людской.

    А.С. Пушкин-прозаик, Пушкин-психолог побуждает нас поразмыслить над такими вопросами, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование, чувство чести и собственного достоинства. Я думаю, что после этого урока вы тоже задумаетесь над этими понятиями. Мне очень хочется верить, что когда вы вырастете, то будете людьми чести, долга, исполненными чувством собственного достоинства.

    «Капитанская дочка» учит нас умению вникать в пережитое нами самими, в достоинства собственной судьбы — такой, как она сложилась.

    Русский мыслитель В. Розанов говорил: «Любите свою сказку. Сказку своей жизни. Жизнь каждого есть сказка, один раз рассказанная в этом мире».

    Оценки за урок.

    X. Домашнее задание.

    Подготовить сообщения по группам:

    1 группа – «Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка».

    2 группа – «Отношение автора к народной войне».

    3 группа – «Отношение рассказчика к народной войне».

    «Береги честь смолоду» (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

    Оборудование урока:

    мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация «Пушкин», раздаточный материал: таблица «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина», словарные статьи слова «честь» по толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и по толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля.

    Опережающие задания:

    1. Выяснить значение слова «честь».
    2. Мини-сочинение «Что значит слово «Честь» в моём понимании?»

    Цели урока:

    образовательные:

    • обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва;
    • проследить развитие характера Петра Андреевича;
    • обучение сравнительной характеристике героев;
    • познакомить с понятиями «долг» и «честь»;
    • дать понятие о преемственности пушкинских традиций в русской литературе;

    развивающие:

    • развивать умение учащихся анализировать текст;

    — развивать способности к умозаключениям;

    • развивать навыки работы со словарями;

    воспитывающие:

    • воспитывать чувство чести и собственного достоинства, верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование;
    • включить учащихся в философский поиск;

    — воспитывать любовь к художественным произведениям.

    Словарная работа:

    Честь, достоинство, присяга, верность слову, самопожертвование.

    Ход урока.

       Береги честь смолоду.

                                     Пословица.

    I. Оргмомент. Объявление темы урока, целей, эпиграфа.

    –  Здравствуйте, садитесь.

    – Сегодня мы с вами проводим урок, тема которого «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва». Откройте тетради по литературе и запишите сегодняшнюю дату и тему. В качестве эпиграфа нашего сегодняшнего урока я взяла пословицу «Береги честь смолоду», ставшей эпиграфом произведения Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».

    – На сегодняшнем уроке мы попытаемся обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва, в ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием встреч с разными людьми.

    II. Вступительное слово учителя.

    170 лет назад у А.С. Пушкина возник замысел повести… «Капитанская дочка» А. С. Пушкина закончена 19 октября 1836 года, за три месяца до трагической гибели поэта. Последнее большое произведение, писавшееся три года… Естественно, что нужно отнестись к нему внимательнее, пристальнее всмотреться в его героев, постараться понять его «сверхзадачу», его смысл.

    В марте 1833 года, работая над историей пугачевского бунта, Пушкин среди архивных документов находит следственные материалы по делу молодого офицера, взятого в плен Пугачевым и помилованного им. Почти невероятные, но при этом достоверные события превосходили любой художественный вымысел.

    Пушкин входит во все подробности судьбы офицера, уже любя его как своего героя.

    Написание произведения Пушкин намечает на осень, но еще в начале августа пишет предисловие к нему. Это предисловие будет потом отвергнуто самим автором, и «Капитанская дочка» начнется сразу с первой главы.

    Предисловие замечательно уже хотя бы тем, что в нем найдена та неповторимая интонация, которая составляет, быть может, главное обаяние «Капитанской дочки». Повесть о своей жизни отец рассказывает сыну, очевидно, мальчику лет десяти. «Любезный мой друг, Петруша!»- с этих слов начинается рассказ. Не назидательный урок, а домашнее предание.

    Итак, в пятницу, 4 августа 1833 года Пушкин набрасывает черновик предисловия. Кажется, найдены верные определения действительно прекрасных качеств героев. Но Пушкину вдруг видится, что и отвращение к низкому, и страх причинить несчастье — это следствие каких-то более важных и всеобъемлющих качеств. 5 августа автор возвращается к рукописи и вносит правку: «…сохранишь в своем сердце… прекрасные качества, мною в тебе замеченные: доброту и благородство».

    Предисловие становится благословением для героев, отправляющихся в дальнюю дорогу навстречу неизвестности. Их милые образы еще не легли на бумагу, но они уже поселились в душе. Пройдет еще много месяцев, прежде чем повесть тронется, как весенняя река. И тогда навсегда войдут в наше сердце капитанская дочка голубушка Маша Миронова, пылкий и отчаянный Петр Гринёв, неусыпно заботливый Архип Савельевич, которого поначалу, в черновиках, Пушкин звал Степаном.

    И вечно  будут виднеться в метельной непогоде огоньки Белогорской крепости, где нас ждут добрые старики Мироновы. Где никто не боится        никаких «супостатов», но Иван Игнатьич для порядка чистит чугунную пушку… Окончив работу, старый поручик садится на пригреве, на прошлогоднюю жухлую траву и, улыбаясь, вглядывается в дорогу… «Счастливый путь и дай Бог вам!..»

    Короткое предисловие к «Капитанской дочке» стоит того, чтобы о нем вспоминали не только литературоведы: в нем, кроме чисто художественных достоинств и подробностей, необходимых для понимания повести, таится еще что-то очень важное для нас, читателей. Очевидно, это нравственная твердость пушкинского рассказчика, уверенность в различении добра и зла.

    III. Обсуждение прочитанного.

    − Кто является рассказчиком в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»? (Пётр Андреевич Гринёв.)

    − Каким предстаёт рассказчик в самом начале повествования? (Недорослем. Петруша Гринёв бездельничает, лазит на голубятню, с пренебрежением относится к учёбе. Его балует маменька. — Запомните описание этого героя, впоследствии в литературе мы встретим похожего героя в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» — образ Митрофанушки.

    Молодой, неопытный и наивный, он страстно хочет повзрослеть, но для этого он часто выбирает не те способы: игра на бильярде, пьянство, дерзость с Савельичем. Но в душе он добр и стыдится плохих поступков, которые совершает по неопытности.)

    − Одна из задач нашего сегодняшнего урока – проследить становление характера главного героя. Давайте вспомним, с чего началось взросление героя. Когда, с какого момента судьба Петруши переменилась? Какие события, люди повлияли на судьбу Гринёва. Вследствие чего из Петруши он становится Петром Андреевичем Гринёвым?

    − Итак, когда, с какого момента судьба Петруши переменилась? (С того момента, когда отец решил отправить его на военную службу.)

    − Какими словами напутствует отец сына, ставшими впоследствии ключевыми не только в данной повести, но и в литературе вообще? («Прощай, сын. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». – Тоже можно провести параллель с эпизодом из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», отъезд Андрея Болконского на войну.)

    − Как вы понимаете слова отца? (Он говорит о долге, чести, благородстве, верности слову.)

    − С чего начал Петруша свою самостоятельную жизнь? (С игры на бильярде, проигрыша Зурину ста рублей.)

    − Почему путники попадают в буран, кто их спасает? (Из-за упрямства Петруши, юношеского максимализма. Спасает вожатый, который указывает дорогу.)

    − Как отблагодарил Петруша своего спасителя? (Пожаловал ему заячий тулупчик.)

    − Как отнёсся к поступкам Гринёва Савельич? (Был недоволен, возмущён убытком, ворчит и возражает; считал, что Петруша не отдаёт отчёта в своих поступках.)

    − Как вы расцениваете поведение Петра Андреевича? (Неправильно повёл себя с Савельичем, но долг честного человека – отвечать за свои поступки, поэтому правильно поступил, что отдал долг Зурину, пожаловал тулупчик спасителю.)

    − Запомните эти вехи становления Петра Гринёва. Чуть позже мы построим схему развития характера главного героя. А лучше понять Петрушу нам поможет другой герой повести. Как вы думаете, какой? (Верно, Алексей Иванович Швабрин.)

    − Что вы узнаёте о Швабрине и от кого? (От Василисы Егоровны. Швабрин переведён в Белогорскую крепость за дуэль. Он стал причиной гибели человека.)

    IV. Составление таблицы «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина».

    − Чтобы лучше понять характер главного героя, составим сравнительную таблицу поступков Гринёва и Швабрина, которую будем заполнять в ходе рассуждения. Давайте посмотрим, как поступки одного и другого соотносятся с понятиями чести, мужества и благородства.

    − Что мы можем выделить общего у Гринёва и Швабрина? (Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.)

    Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина

    Общее. Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.

    Разное.

    Критерий сравнения

    Гринёв

    Швабрин

    1. Отношение к семье капитана Миронова

    1) – Давайте начнём с того, что представляет собой эта крепость, такая ли она, какой представлял себе герой? Как проходила служба в крепости? Кто по-настоящему был в ней командиром? Какая атмосфера царила в семье капитана Миронова? В гарнизоне? (Белогорская крепость совсем не походила на крепость в полном смысле этого слова. Скорее всего, это была простая деревушка. Командиром можно назвать Василису Егоровну. В Белогорской крепости царит тёплая семейная атмосфера, солдаты и командиры с теплотой относятся друг к другу, нет официальщины. Вся крепость словно большая семья. Пётр полюбил этих людей, ничего другого себе не желая.)

    — Как приняли Петрушу в семействе Мироновых? (Тепло, выказывали заботу.)

    – Пушкин с теплотой и нежностью пишет об отношениях этих людей, и здесь проводится одна из самых дорогих Пушкину идей — мысль семейная. Обратите внимание на слова Фёдора Михайловича Достоевского: «У нас ведь всё от Пушкина». Почему Достоевский так сказал? Потому что в творчестве Пушкина заложены традиции, которые впоследствии получат развитие в русской литературе XIX века. В частности, мысль семейная станет одной из основных мыслей в творчестве Л.Н. Толстого, например, в романе-эпопее «Война и мир» (семьи Болконских, Ростовых).

    – Кто из обитателей крепости резко выделяется из общего круга? Чем? (Алексей Иванович Швабрин. Он единственный из обитателей крепости говорит по-французски, его разговор остёр и занимателен. Он образован, служил в Петербурге в гвардии, переведён в Белогорскую крепость за дуэль.)

    − Почему Швабрин, поначалу понравившийся Гринёву, постепенно стал вызывать у него неприятие? (Он плохо отзывается о семействе капитана Миронова, клевещет на Ивана Игнатьича, в плохом свете выставил Машу. Все эти люди стали дороги Гринёву, и ему неприятно было слушать о них плохое.)

    Критерий сравнения

    Гринёв

    Швабрин

    1. Отношение к семье капитана Миронова

    С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй.

    Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету.

    Критерий сравнения

    Гринёв

    Швабрин

    2. Поведение на поединке

    2) – Из-за чего возникает дуэль? (Гринёв сочинил стихотворение, посвятив его Маше. Он выносит его на суд Швабрина,искренне считая его свои другом, ожидая похвалы. Но грязные намёки Швабрина взбесили Гринёва. Он вступился за честь девушки, так как ему это велел долг дворянина, рыцаря. Швабрин, пытаясь отвратить Гринёва от Маши, добивается прямо противоположного — Петруша взглянул на Машу по-новому. Разговор с Машей и её признание, что Швабрин сватался за неё, а она отказала, довершил дело — Пётр влюбился.)

    − Как ведёт себя Гринёв во время дуэли? (Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.)

    − Как поступает Швабрин?  (Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.)  

    − Хочется отметить, что А.С. Пушкин не даёт развёрнутых характеристик своим героям, о характере мы можем судить по их поступкам.

    Критерий сравнения

    Гринёв

    Швабрин

    2. Поведение на поединке

    Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.

    Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.

    Критерий сравнения

    Гринёв

    Швабрин

    3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами

    3)– А теперь давайте посмотрим отрывок из кинофильма «Капитанская дочка». Обратите внимание на то, как ведут себя Гринёв и Швабрин.

    Критерий сравнения

    Гринёв

    Швабрин

    3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами

    Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать Пугачёву руку.

    Становится на сторону бунтовщиков, нарушает военную присягу.

    Критерий сравнения

    Гринёв

    Швабрин

    4. Отношение к Маше Мироновой

    4) – После ранения Маша ухаживает за Гринёвым, что ещё больше сближает их. Что собирается предпринять Гринёв? (Написать письмо родителям, испросить их благословения на брак с Машей.)

    – Какой ответ они получают? (Отказ.)

    – Как ведёт себя Маша? Готова ли она бороться за свою любовь? (Нет. Считает, что брак не принесёт им ничего хорошего без родительского благословения. Готова расстаться с Петрушей.)

    – Как относится к Маше Швабрин? (Описывает Машу «совершенною дурочкою», клевещет на неё. С приходом Пугачёва держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву.)

    – Как ведёт себя Гринёв после подавления бунта на следствии? (Не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство.)

    Критерий сравнения

    Гринёв

    Швабрин

    4. Отношение к Маше Мироновой

    Любит её, но даёт свободу выбора, уважает её решение, ни к чему не принуждает. Готов бороться за любовь. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая её из лагеря пугачёвцев. Наконец, не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство.

    Описывает Машу «совершенною дурочкою», клевещет на неё. Держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву.

    Критерий сравнения

    Гринёв

    Швабрин

    5. Поведение с Пугачёвым

    Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека.

    Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение.

    5) – Как ведёт себя с Пугачёвым Гринёв? (Гринев отказывается от присяги самозванцу: «Слушай, скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую. Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург».

    Благородный Гринев честно признается, что не считает Пугачева царем. А Пугачев – самозванец очень грозно заявил: «Я великий государь… Так ты не веришь, что я был государь Петр Федорович?» Хотя разбойник и сам не верит, по мнению автора, в успех своего предприятия: это подтверждает и калмыцкая сказка об орле: «Лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!» До этого он говорит: «Улица моя тесна; воли мне мало… при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». Нам кажется, Пушкин с сочувствием относится к Пугачеву, человеку, который обманывает людей, но сам это понимает и еще очень нетерпим к лжецам: «И ты смел меня обманывать! Знаешь ли ты, бездельник, чего ты достоин?» — говорит он Швабрину.)

    – Как ведёт себя с Пугачёвым Швабрин? (Это человек, для которого не существует понятий честь и достоинство. Он полон тщеславия, малодушия. Для него нет ничего святого. Оговаривает Гринева: обвиняет его в сотрудничестве с Пугачевым, в предательстве. Сам нарушает присягу и переходит на сторону Пугачева в Белогорской крепости, к измене Швабрин готовился заранее: сразу же после приступа мы видим его обстриженного в кружок и в казацком кафтане.)

    Критерий сравнения

    Гринёв

    Швабрин

    5. Поведение с Пугачёвым

    Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека.

    Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение.

    В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: «С честью пойдёшь по жизни – умрёшь. Против чести пойдёшь – жив будешь». Антигерой Пушкина уже сделал свой выбор. Именно во время Пугачёвского бунта проявились низость чувств, бесчестие, духовный нигилизм Швабрина.

    – Какой же вывод мы можем сделать? (Гринёв и Швабрин – антиподы.)

    V. Составление схемы взросления главного героя.

    − А теперь давайте в тетрадях вычертим схему взросления главного героя.

    − Как вы думаете, с какой отправной точки надо начать? (Уплата долга за проигрыш, далее – благодарность за спасение).

    6) Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.

    5) Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича.

    4) Отказ присягнуть бунтовщику.

    3) Поединок за честь девушки.

    2) Благодарность за спасение.

    1) Уплата долга за проигрыш.

    – Итак, мы видим, что характер Гринёва дан в развитии. И снова мы обращаемся к словам Ф.М. Достоевского: «У нас ведь всё от Пушкина». Традиция изображения героя в развитии получила мощнейшее продолжение в русской литературе. Герои Л.Н. Толстого, с которыми мы ещё встретимся, изображены писателем как вечно ищущие свой путь, неуспокоенные. Это Андрей Болконский, Пьер Безухов. Именно такие стали любимейшими героями читателей. И напротив, желая показать всю низость души кого-либо, Толстой подчёркивал неподвижность, отсутствие духовного развития героя. В этом мы видим продолжение пушкинских традиций.

    VI. Понятие чести. Работа со словарями.

    − На сегодняшнем уроке мы достаточно часто употребляем слово «честь». Оно в эпиграфе, встречается в нашем разговоре. Как же поначалу понимает слово “честь” юный Петруша Гринёв? Для того чтобы нам в этом разобраться, выясним значение этого слова по словарю С.И. Ожегова и словарю В.И. Даля. (Опережающее задание было дано учащимся заранее. Они выясняли значение слова по словарям.)

    Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова:

    1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. Дело чести, долг чести.

    2. Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи, честь мундира.

    3. Целомудрие, непорочность. Девичья честь.

    4. Почёт, уважение. Воздать честь.

    «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля:

    1. Внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть.

    2. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

    3. Высокое звание, чин.

    4. Внешнее доказательство отличия, признак превосходства.

    5. Оказание почтения, почёта.

    – В каких значениях понимает Петруша слово “честь” в начале романа? (В четвёртом значении у Ожегова и во втором, третьем, четвёртом, пятом у Даля.)

    − Мы видим, что такое понятие, как честь, Петруша Гринёв воспринимает поверхностно, оно ещё у него не сформировано.

    − А в конце повествования? (Пётр Андреевич Гринёв вполне сформировавшаяся личность с устойчивыми понятиями и представлениями о чести, благородстве, мужестве.)

    VII. Опрос домашнего задания.

    − А что в вашем понимании значит «честь»? (Домашнее задание предыдущего урока. Ответы учащихся.)

    VIII. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.

    − Алексей Иванович Швабрин – полная противоположность Петра Андреевича Гринева. Гринев во имя спасения другого человека солжет, но в остальных случаях, если даже ему невыгодно или даже опасно быть честным, против чести не пойдет. Когда Петруша проиграл сто рублей Зурину, «экономный» Савельич посоветовал Гриневу солгать: «Напиши этому разбойнику, что у нас и денег-то таких не водится». Но Гринев отказывается от такого совета: «Полно врать…» И всегда между честью и обманом выбирает честь и достоинство. Честь свою молодой офицер не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой.

    На сегодняшнем уроке мы вместе с персонажами повести А.С. Пушкина приходим к выводу, что самое главное для человека во всех жизненных обстоятельствах — сохранять доброту и благородство. Не зря эпиграфом к своей повести автор взял русскую пословицу «Береги честь смолоду!». Вы доказали, что благородство Гринёва проявилось в выполнении долга, в его честности и преданности, в уважении к любимой девушке, в ответственности за её судьбу, в чувстве собственного достоинства.

    И вся повесть, как исповедь, обращена к новому поколению, в ней рассказчик сознаётся в своих грехах и отдаёт себя на суд людской.

    А.С. Пушкин-прозаик, Пушкин-психолог побуждает нас поразмыслить над такими вопросами, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование, чувство чести и собственного достоинства. Я думаю, что после этого урока вы тоже задумаетесь над этими понятиями. Мне очень хочется верить, что когда вы вырастете, то будете людьми чести, долга, исполненными чувством собственного достоинства.

    «Капитанская дочка» учит нас умению вникать в пережитое нами самими, в достоинства собственной судьбы — такой, как она сложилась.

    Русский мыслитель В. Розанов говорил: «Любите свою сказку. Сказку своей жизни. Жизнь каждого есть сказка, один раз рассказанная в этом мире».

    IX. Домашнее задание.

    Подготовить сообщения по группам:

    1 группа – «Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка».

    2 группа – «Отношение автора к народной войне».

    3 группа – «Отношение рассказчика к народной войне».

    Перед вами сочинение на тему «Береги честь смолоду». Это сочинение-рассуждение по произведению «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина. В сочинении исследуется характер Гринева.

    Вам также могут быть полезны эти страницы:

    • Все сочинения по произведению «Капитанская дочка»
    • Краткое содержание произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

    А сейчас –  к делу.

    Сочинение БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ

    Поверьте мне, я чист душою., Н. Рубцов

    Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.

    Потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.

    Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.

    Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.

    Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.

    Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.

    Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

    Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Офицер Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин — полная противоположность Гринева. Он человек корыстный и неблагородный. Это проявляется во всем. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу. Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как предавшего присягу офицера. На примере Швабрина автор хочет показать, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринева. Читал французские романы, стихи. Был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Видимо, решающее значение имеет то, в какой семье воспитывался человек.

    Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость восставших. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели, поэтому не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.

    Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.

    Нравственность Гринева оказала влияние даже на самого Пугачева. Атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон спорили в данный момент, решая чисто человеческую проблему. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: «Затейлива… Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачев имел благородные корни.

    Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

    Гринев до конце остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота.

    Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

    Надеюсь, вам понравилось это сочинение-рассуждение «Береги честь смолоду» по творчеству А.С. Пушкина.

    Несколько полезных идей можно также почесрпнуть с этого слайда:

    сочинение береги честь смолоду

  1. Сочинение по повести а с пушкина капитанская дочка гринев и швабрин
  2. Сочинение по первой главе капитанской дочки
  3. Сочинение по повести а с пушкина дубровский 6 класс по литературе
  4. Сочинение по плачу ярославны 9 класс
  5. Сочинение по плахе айтматова