Сочинение по пословице сделал дело гуляй смело

Сочинение по пословице урок развития речи в 6 классе цель урока. повторить материал по теме пословица, изученный ранее на уроках

Сочинение по пословице
Урок развития речи в 6 классе

Цель урока. Повторить материал по теме «Пословица», изученный ранее на уроках русского языка и литературы. Обучить методике написания сочинения-рассуждения по пословице с опорой на жизненный опыт учащихся и примеры из художественной литературы.
Ход урока
Организационный момент (объявление темы и целей урока).
Беседа по вопросам (проверка домашнего задания).
1. Что такое пословица?
Учащиеся зачитывают определения, найденные ими в различных словарях. Например, у В. И. Даля: «Краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора»; у С. И. Ожегова: «Краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм»; в ЛЭСе: «Краткое, устойчивое в речевом обиходе, как правило ритмически организованное изречение назидательного характера, в котором зафиксирован многовековой опыт народа».
В конечном счете учеников следует привести к пониманию того, что пословица – это афористичное изречение, иносказательного характера, выражающее коллективную народную мудрость.
2. Приведите примеры пословиц и определите их темы.
3. Какие ценности утверждают пословицы? Какие пороки высмеивают?
4. Прочтите записанные на доске пословицы, относящиеся к теме «Слово»:
— Лучше ногою запнуться, чем языком.
— Блюди хлеб для обеда, а слово для ответа.
— Меньше говори, да больше делай.
— Не спеши языком, а спеши делом.
— Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
— На языке мёд, да под языком лёд.
— Река познаётся в течении, человек – в беседе.
— Рана от сабли заживает, а рана от языка кровоточит.
— Хорошим словом мир освещается.
— Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает.
— От хорошего слова и память добреет.
5. Проанализируйте особенности построения пословиц.
6. Какие средства художественной выразительности чаще всего используются в пословицах? (Метафоры, сравнения.)
7. С какой целью мы используем пословицы в речи?
8. Чему учат записанные на доске пословицы?
9. Всегда ли мы согласны с народной мудростью? Можно ли оспаривать ее?
Анализ пословицы «Река узнается в течении, человек – в беседе»
1. Запись пословицы. Орфографический и пунктуационный комментарий (орфография: безударные гласные, окончания существительных (ср.: в течении реки – в течение урока), -тся в глаголе; пунктуация: знаки препинания в сложном предложении, в неполном предложении).
2. Содержательный анализ:
• Каков принцип построения пословицы? (Противопоставление.)
• Какую идею призвано выразить это противопоставление?
• Назовите ключевые, вскрывающие смысл пословицы слова (река, течение, человек, беседа). Прокомментируйте каждое из этих слов в контексте пословицы и в их переносном, расширительном значении. (Можно для сравнения вспомнить выражение Льва Толстого «Люди как реки».)
• Какие грани человеческой личности раскрываются в речи, в беседе?
• Всегда ли можно досконально узнать человека по тому, как он говорит?
• Можно ли считать универсальной, неоспоримой высказанную в этой пословице мысль?
• Приведите примеры из художественной литературы, из личного опыта, иллюстрирующие или опровергающие пословицу.
• Вспомните другие пословицы, иначе трактующие эту тему (Мягко стелет, да жестко спать; На языке – мед, под языком – лед).
Знакомство с жанровыми формами сочинения по пословице и их структурными особенностями.
1. Сочинение-рассуждение – жестко структурированное высказывание: тезис, аргументы, вывод. (Можно на доске подготовить клише, облегчающее работу над сочинением этой разновидности.)
2. Эссе – свободное по форме размышление на заданную тему и в связи с ней.
Формулировка задания: написать сочинение-рассуждение по пословице «Река узнается в течении, а человек – в беседе».
Работа над черновым вариантом сочинения может быть начата на уроке при участии учителя. Окончательный, чистовой вариант создается дома.
Сочинение Рябовой Юлии,
ученицы 7 класса средней школы № 1 г. Краснокамска,
занявшей I место в областном конкурсе «Грамотей-2000»
Река узнаётся в плавании – человек в беседе?*
(корейская пословица)
Ключевые слова данной пословицы: «плавание», «река», «человек», «беседа» – помогают раскрыть её тему – тему познания характера человека. Ключевое слово «плавание» имеет неисчерпаемо богатый смысл. На мой взгляд, плавание (то же, что и течение) может быть бурным, ошеломляющим, быстрым, как и человеческая жизнь.
Возможно, мудрость этой пословицы продиктована многовековым жизненным опытом. Но верна ли она на самом деле? Действительно ли человек познаётся в беседе? На эту тему я хотела бы порассуждать.
Бесспорно, по речи человека можно судить о его грамотности, вежливости, тактичности, о его интеллекте, наконец. Но можно ли по беседе с другими судить о его характере? Мне кажется, что характер человека можно узнать лишь по его поступкам. Ведь человек в сущности – это ряд его поступков.
Люди могут уметь говорить литературным языком, но кто знает, что у них за душой во время разговора? И только когда человек совершает какой-то поступок, положительный или отрицательный, мы можем познать его характер до конца. Поэтому мне кажется, что эта пословица не совсем правильная.
Но бывают и такие люди, которые говорят с душой, призывая нас к чему-то или наставляя на путь истинный.
В наше время трудно узнать человека в беседе, потому что сейчас все люди стремятся завоевать доверие других красивой речью. Возьмём, к примеру, политиков, которые каждый день, обращаясь к простому народу с речью, обещают ему беззаботную, обеспеченную жизнь, но сами-то они для этого ничего не делают!!!
Поэтому я не разделяю мудрость этой пословицы и считаю, что узнать человека можно не только по его речи, но и по его поступкам.
Я так думаю. А вы?
Стиль автора воспроизведён без изменений.
—–
* Обращаем внимание коллег на разные варианты постановки знаков препинания в одной и той же фразе.

В правдивости этого высказывания я убедился ещё в детстве. К сожалению, часто случается так, что будучи детьми мы не можем понять, где же нас подстерегают неприятности. Это случилось и со мной, а тот день я запомнил ещё на долгие годы.

Сочинение В доброй беседе всяк ума копит (по пословице 4 класс)

В доброй беседе всяк ума копит – так гласит пословица. Но какая беседа является «доброй»? Наверное, не только такая, которая рождает приятные ощущения и кажется «доброй».

Сочинение Cделал дело – гуляй смело по пословице

Людей не могут воспринимать, такими образами, какими являются их дела. Дела имеют осмысление и результаты, которыми могут гордиться те люди, которые их сделали. Если имеется взаимодействие с материальными и моральными стимулами

Сочинение по пословице Делу – время, потехе – час 4 класс

Все мечтают о хорошем отдыхе после тяжелой работы. Если упорный труд принес плоды, а результатом можно гордиться, то отдыхать еще приятнее. Но, и перерабатывать не стоит. Нужно правильно дозировать

Сочинение Умные речи приятно и слушать

В наше время, в мир современных развитых технологий люди стали все меньше и меньше уделять времени чтению различной литературы. На смену этому пришла массовая компьютеризация, наступило время цифровых технологий

Сочинение Ученье – свет, а неученье – тьма 5 класс

Сочинение Яблоко от яблони недалеко падает

Эту пословицу многие слышат с самого детства, но не многие действительно размышляют над смыслом этих слов. Поэтому постараемся понять, какие значения тут скрыты.

Сочинение Посеешь привычку пожнешь характер

Многим известна поговорка: Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу

Сочинение на тему Что посеешь, то и пожнешь!

Народная мудрость часто собирает самые мудрые мысли в короткие изречения, которые становятся поговорками и пословицами. Благодаря этому представители народа могут легко

Сочинение на тему Дал слово – держи рассуждение

Люди достаточно часто обещают друг другу, дают «честное слово», что придет, вернется или выполнит. Еще чаще все это не выполняется. Бывало в детстве в разговоре со старшими, они обещают исполнить твою просьбу или сами предлагают что-то

Сочинение по пословице Гнев твой враг твой для 7 класса

Согласен с этой фразой, так как гнев заставляет нас делать то, о чем часто приходится после жалеть. Я слышал, что многие преступления совершаются в гневе

Сочинение по пословице В гостях хорошо а дома лучше

Вообще-то, я убедилась в правдивости этой фразы… Мне многие люди говорили, мол, дома лучше. Но мне всегда ка-то не очень верилось. Как так может быть? Идёшь в гости, там тебя встречают, вкусно кормят, развлекают…

Сочинение по пословице Безделье мать всех пороков 7 класс

Не могу сказать с уверенностью, что именно безделье мать всех пороков. Конечно, когда у человека слишком много свободного времени, когда ему скучно, он мается… Он не знает (счастливчик), чем себя занять. Ходит из угла в угол, звонит друзьям

Сочинение по пословице Без труда не выловишь и рыбку из пруда 7 класс

У каждого человека есть свои цели, которые он хочет достичь. Стоит понимать, что, если не прикладывать никаких усилий, то результата должного добиться весьма трудно. Человек создан для работы, ибо, усердствуя, прогрессируешь

Сочинение по пословице Не имей сто рублей, а имей сто друзей

В русском языке существует очень много пословиц, и каждая имеет свой смысл. Какой же смысл несет пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?

Сочинение Человек кузнец своего счастья 5 класс рассуждение по пословице

Совершая что-либо, человек должен понимать, что каждый последующий шаг зависит только от него самого. Римский консул Аппий Клавдий говорил: Всяк своего счастья кузнец

Сочинение по пословице Бесполезно носить дрова в лес 7 класс

Если разбирать пословицу по ее смысловым составляющим, то суть ее станет ясной. Первое слово, используемое в пословице, – «бесполезно». Мы сразу можем видеть, что речь пойдет о неком действии

Сочинение по пословице В радости знай меру, в беде не теряй веру

В этой пословице говорится о двух аспектах жизни человека – радости и горе, счастье и несчастье. Это очень мудрая пословица, потому что советует сохранять человеку меру в радости, а в беде – веру.

Сочинение Пословица недаром молвится рассуждение

В пословицах концентрируется народная мудрость – наблюдения за жизнью. они краткие, меткие, запоминающиеся. И в этой самой пословице говорится как раз о пользе пословиц, о том, что они не даром говорятся.

Сочинение по пословице Под лежачий камень вода не течет

Русский народ употребляет в своей речи огромное количество пословиц и поговорок. В них заключена мудрость веков. Люди с давних пор подмечали особенности человеческой натуры и выражали все в одной небольшой фразе, которая имеет глубокий смысл

Сочинение по пословице Будь не скор на обещания, а скор на исполнение

Как все же много мудрости заложено в наших пословицах и поговорках. Ведь они так незаметно нас учат жизни, спасают от неповторимых ошибок.

Сочинение по пословице Не откусывай больше того что ты в состоянии проглотить

Пословицы на то и придуманы, что в будничной жизни люди сталкиваются с похожими ситуациями. Передаются мудрые изречения из уст в уста ровно столько, сколько мы живем со времени появления речи

Сочинение Пословицы и поговорки – зерна народной мудрости рассуждение

Как часто слышим мы от окружающих, да и сами нередко употребляем в речи, множество поговорок и пословиц. Не зря их называют зернами мудрости народа. Ведь и правда: высказывания коротенькие – зерна тоже небольшие, а из зерна вырастает плод

Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

Хлеб – это символ достатка и благополучия, этот продукт мы каждый день видим у себя на столе. Но мало кто задумывался, какой же долгий и тернистый путь он проходит, прежде чем попасть к нам в дом

Сочинение на тему Дело мастера боится 7 класс рассуждение по пословице

Какой смысл содержит пословица: дело мастера боится? Есть, к примеру, дело, которое вас заинтересовало и хочется увидеть результат работы. Если результат получился и он понравился самому мастеру, это и значит, что ему подчинилось дело.

Сочинение Друга за деньги не купишь рассуждение по пословице

Как говорят: «Друга за деньги не купишь». Так ли это?..
Настоящего друга найти очень сложно. Хотя, если у тебя много денег, тебя могут окружать люди, которые и похвалят тебя, и поддержат словом ласковым. Но в этом ли дружба?

Сочинение по пословице Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

Пословица «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» говорит о том, что необходимо следить за тем что сказано вслух. Можно сказать, что-то необдуманно и обидеть человека.

Сочинение на тему Язык мой друг мой по пословице

Речь – это то, что дала человеку Природа, и что тот смог развить себе во благо. Человек должен развивать свой словарный запас, обогащать его чтением художественной литературы

«Использование жанров  устного народного творчества  

для развития речи учащихся»

В народе испокон
веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная
культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь
трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии
земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных
народных ремеслах, и в красоте одежды, и в законах гостеприимства, и в добрых
обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Устное народное
творчество — как средство развития речи

Для развития речи
младших школьников могут быть использованы самые разные методики.

При разработке
методик учтены потребности младших школьников в познании, эмоциональном освоении
действительности, высокой речевой и игровой активности, преодолении
препятствий, создании яркой, неожиданной картины мира.

Во время общения
школьники имеют возможность ощутить гордость за богатство своего языка,
почувствовать радужность и звенящую силу русской речи, создать пространство
творческого взаимодействия, порадовать друг друга и порадоваться самим.

Виды устного
народного творчества (УНТ) могут быть использованы как на уроках, так и во
внеклассной работе.

Эти виды предлагают
следующие формы работы с учащимися:

для концентрации
внимания;

как настрой на
положительную эмоциональную волну;

снятие
напряжения, проводят разминки, пятиминутки.

Работа с
различными жанрами устного народного творчества (загадки, пословицы, поговорки,
скороговорки) развивают мышление учащихся, прививает любовь к родному языку,
повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более
глубокому изучению литературы, обогащает, учащихся народной мудростью,
развивает и обогащает речь.

Народные загадки по своей форме
примыкают к пословицам: та же мерная, складная речь, то же частое употребление
рифмы и созвучия слов. Иногда только вопросительная форма делает из пословицы,
присловья или поговорки загадку.

Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром,
явлениями природы. Также загадки для детей способствуют развитию у детей
наблюдательности, памяти, смекалки, мышления и воображения.

Отбор (подбор) материала
УНТ определяется темой конкретного урока и его целями: образовательными,
развивающими и воспитательными.

Жанры устного
народного творчества могут использоваться как дидактико-воспитательный материал
на разных этапах урока русского языка: на этапе подготовки к изучению нового
материала, на этапе творческой работы учащихся. Например, для изучения конкретной
темы по русскому языку составляется картотека пословиц (с обязательным
научно-методическим объяснением значения их смысла, доступным для понимания
учащимися данного возраста). Так, при объяснении правила правописания
безударных гласных в корне приводятся пословицы, оформленные на плакате:

[Конец — делу
венец]

[Кончил дело —
гуляй смело!]

Очень интересным
видом работы является сочинение по пословице или включение пословиц в
сочинение. Сочинения по пословице бывают небольшими. Они проводятся как устно,
так и письменно. Устный рассказ по пословице провожу сразу на уроке без
предварительной подготовки. Письменные сочинения предварительно обсуждаем.
Пословица дается в качестве заголовка к сочинению. Пословица, которая служит
заглавием к сочинению, делает рассказ целенаправленным.

Учащимся можно
предложить для написания сочинений с включением пословиц такие темы: «Наша
школа», «Уборка урожая», «Времена года», «Моя
Родина», «Мои друзья», «Дело, труд», «Мама»,
«Отчий дом», «Ложь и честность», «Зло и добро»,
«Учение».

Итак,
систематическая работа над жанрами устного народного творчества очень многое
дает учащимся. Во-первых, они учатся собирать народные изречения, относить их к
определенной теме, анализировать их смысл, обобщать их, понимать их обобщенный
характер.

Изучение различных
жанров УНТ обогащают речь учащихся, повышают их грамотность, способствуют
воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная работа с этими жанрами прививает
учащимся любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относиться к
метким образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Они воспитывают
у учащихся чувство любви к стране, уважения к труду, чувства доброты,
милосердия, уважения к русскому народу, создавшему такие произведения народного
творчества.

Как писал К.Д.
Ушинский: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении
отечественному языку, во-первых, по своей форме и, во вторых, по своему
содержанию. По форме — это животрепещущее проявление родного слова… По
содержанию темы, важны… тем, что в них как в зеркале, отразилась русская
народная жизнь со всеми своими особенностями».

С произведениями
фольклора дети встречаются, как известно, рано. Придя в школу, они уже знают
колыбельные песенки, считалки, загадки, пословицы и поговорки и другие виды
устного народного творчества. Традиционно большинство программ по литературному
творчеству, а затем и по литературе, включают в себя произведения устного
народного творчества, как русские, так и переводные.

Младший школьный
возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка,
становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,
грамматической. Поэтому применение видов фольклорного жанра на занятиях в
начальной школе считается наиболее эффективным и необходимым для развития
детской речи. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее
ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Введение в урок
пословиц и поговорок — сокровищниц русской народной речи и народной мудрости —
необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания, для
развития детской речи. Они кратки и выразительны, являются «строительным
материалом» нашего языка.

УНТ способствует
развитию коммуникативных навыков младших школьников, осознанию ими речевой ответственности
друг перед другом и перед собой; изменению отношения к слову, его звуковой и
эмоциональной наполненности; дарит великую эстетическую радость.

Урок  9-10

Тема Пословицы и поговорки. Развитие речи: сочинение
по пословице.

Цель:
-вызвать интерес к пословицам и поговоркам, как яркой образной форме народного
творчества.
Задачи:
-познакомить с русскими народными пословицами и поговорками; отрабатывать
навыки чтения;
— развивать умение анализировать народные пословицы и поговоркам, обогащать
словарный запас, речь учащихся, логическое мышление, умение группировать слова
и явления;
-воспитывать умение высказывать своё мнение.
Планируемые результаты:
Предметные: относят пословицы и поговорки к устному народному
творчеству; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами, дают
полные ответы на вопросы учителя, по содержанию прочитанного; запоминают
пословицы и поговорки.
Личностные: оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки
зрения общепринятых норм и ценностей.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: учатся составлять план урока и работать по нему,
высказывать свои мнения при работе с пословицами и поговорками
Познавательные: осознанно и произвольно высказываются; делают
выводы в результате совместной работы класса и учителя; классифицируют
пословицы и поговорки по определённым критериям.
Коммуникативные: выразительно читают и пересказывают пословицы и
поговорки.

Оборудование: Презентация
к уроку, проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями.

Ход
урока:

  I   Мотивирование к учебной
деятельности (организационный момент)
.

Прозвенел уже звонок-
Начинается урок!
В путешествие пойдём,
В необычную страну мы попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Страну нашу отгадай!

-А помогут нам отгадать эту страну высказывания- помощники:

Ум без книги, как птица без крыльев.

-Как называется такое предложение? (Пословица.)

У страха глаза велики!

— Как вы думаете, как называется это высказывание? ( Поговорка) 

Летит птица –

Не крылата, не перната,

Носик долгий,

Голос тонкий.

Кто её убьёт,

Тот человеческую кровь прольёт.


Как вы думаете, а это что за текст? (Это загадка.)

 —
Кто знает отгадку? (Это комар.)


Как вы догадались? ( ответы детей)      

— 
Ребята, как вы думаете в какую страну мы совершим  сегодня путешествие? (В
страну загадок, пословиц и поговорок.)

II. Актуализация
знаний. Постановка целей урока
.


Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?


Сегодня мы будем работать с загадками, пословицами, поговорками, различать их,
распределять по группам.

III Работа по теме урока.  

Предлагаю
нам всем вместе отправится в путешествие в мир загадок, пословиц и поговорок!

Наша первая остановка «Остров загадок».


Как вы понимаете, что такое загадка?(Ответы детей).

*Загадка
– это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их
описание, которое предлагается разгадать.*


А вы любите разгадывать загадки? …тогда потренируемся немного в их отгадывании.
Перед вами карточки с загадками…читаем и отгадываем их.

Учащимся
предлагаются для работы карточки с загадками. 

 Необходимо
правильно и выразительно прочитать загадки и отгадать их.

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.(Заяц.)

Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива.)

Во лугах сестрички –

      Золотой глазок,

      Белые реснички. (Ромашки.)

Разломился тесный домик

На две половинки,

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

Бусинки зелёные,

Сладкие, ядрёные.(Горох.)

Их нетрудно сосчитать:

Комнат пять, и братьев пять.

Братья эти, непременно,

Входят в дом одновременно. ( перчатки)

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (Мох.)

Ах, какая красота-

В небе разные цвета!

На цветную на дугу

Целый день смотреть могу.  ( Радуга )

Наша вторая остановка «Танцевальная».

(музыкальная физминутка)

песенка про карусели

VI. Продолжение работы по теме урока.

-Наша третья остановка
«Город пословиц».

Ребята, как вы думаете, над чем мы сейчас
будем работать? (Над пословицами и поговорками.)

 (Учитель) Ответы на все случаи жизни есть

у пословиц и поговорок русского народа. Горе у тебя,

радость ли – на всякие переживания даст разумный

совет, наставление, утешение или развеселит пословица.

Никто не знает, когда возникли пословицы и поговорки. 

Несомненно лишь одно: они пришли из далёких времён.

Русские пословицы – крылатая мудрость

народа. В них выражен народный опыт, наблюдения, это

своеобразный учебник  жизни,  так как они помогают

оценить свои поступки и действия других людей».

— Как вы думаете, почему здесь написано, 

что «поговорка – цветок, пословица — ягодка»? Что

значит слово «цветок»? –

(У растений появляются красивые цветы.)

— Значит поговорка — это что-то красивое?

— А, можем ли мы сказать по отдельному цветку, какой
из

него вырастет плод? (Нет.)

Микро-вывод: — Вот и поговорка красива, прекрасна, но

ещё не совсем завершённая мысль.

— О пословице сказано, что она ягодка. А что значит

слово «ягодка»? (Ягодка – это плоды )

Микро-вывод: — А раз ягода –
это плод, а плоды мы с

вами употребляем в пищу, это не просто красиво и

вкусно, это ещё и полезно.

Пословицы поучают, советуют, наставляют,
предупреждают.

Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.

Пословицы обычно
состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь на смех», «Землю красит
солнце, а человека – труд». Часто эти части рифмуются. «Без пословицы – речь не
молвится», — говорили на Руси.

Поговорка – это обычно часть
пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно заменить другим словом,
более простым, обиходным. Например, стучать зубами – замерзать, заморить
червячка – перекусить, за двумя зайцами погнался – делаешь два дела сразу

Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

VII. Закрепление изученного.

 Работа
по карточкам

Перед вами карточки с пословицами, но они там все
перемешались… попробуйте собрать пословицу правильно из частей

Собери пословицу (в парах).

Труд человека кормит , а  лень
портит.                                 

Не спеши языком, торопись делом.                                        

Сам пропадай, а товарища выручай.

С кем  поведёшься от того и наберёшься.

Глаза боятся,  а руки делают.

Пословицы и поговорки имеют много тематик, например, о
дружбе, о труде, об учении, о Родине

— Перед вами карточки с пословицами и поговорками,
давайте прочтем их и подумаем,  на какие  темы мы можем разделить их.

Пословицы и поговорки о дружбе

Дружба — великая сила.

Друга на деньги не купишь.

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Пословицы и поговорки о труде

Терпенье и труд все перетрут.

Кто не работает, тот не ест.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Пословицы об учении

Ученье свет, а не ученье тьма.

Повторенье — мать ученья.

Пословицы и поговорки о Родине

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Своя земля и в горсти мила.

Жить — Родине служить.

(Дети читают и объясняют, в каких
ситуациях их можно употребить).

— Пословицы и поговорки отражают различные стороны жизни народа.

VIII.Рефлексия:

— С каким настроением вы заканчиваете урок?  

— Почему?

IX.Подведение итогов урока.

— Вот подходит к концу наш урок.

Остановка конечная «Город мудрецов».

Тихо все на месте сядем и закроем глазки.

Вспомним, всё, чему учились без моей подсказки.

— Что такое пословицы и поговорки?

— О чём бывают пословицы и поговорки?

— Чему учат нас эти мудрые изречения?

— Хочется завершить наш урок такой поговоркой: «Сделал
дело – гуляй смело!».

XI. Домашнее задание: Придумать
свои загадки.

Краткое изречение, в котором выражена мудрость.

2 418

Пословица – что это такое простыми словами

Сочинение по пословице сделал дело гуляй смело

Автор: Алексей Морозов

Дата: 14.01.2021

Пословица – это краткое изречение, в котором обычно не более одного предложения. Ее отличительная особенность – наличие «мудрости» – то есть какой-то яркой мысли, совета. Например: «тише едешь – дальше будешь» или «не говори «гоп», пока не перепрыгнешь».

В поговорках такой «мудрости» нет. Это просто выражение, которое можно применить в определенной ситуации. Например: «как собака на сене», «ни рыба, ни мясо».

Отличительные черты пословиц

Пословицы могут быть применены к огромному количеству разных ситуаций. Поэтому они так закрепились в языке. Например, «Был бы лес – соловьи прилетят» – это выражение можно применить в отношении любой сферы деятельности.

Пословицу можно адресовать любому человеку. То есть к человеку любого пола и возраста. Поэтому пословицы в русском языке рассматриваются как особый тип предложений – обобщенно-личные. Лицо в них «обобщено», им может быть мужчина, женщина, старик, ребенок. Пословицу «Сделал дело – гуляй смело» можно сказать каждому, кто ленится что-то делать или долго это откладывает.

Они могут быть синонимичными и антонимичными. Синонимичные – это такие, значения которых совпадают (как у синонимов). То есть в них одинаковые поучения, схожие мысли: «Был бы лес – соловьи прилетят» и «Была бы водица, а сено зародится». Другой пример: «Поспешишь – людей насмешишь» и «Тише едешь – дальше будешь».

В антонимичных пословицах значения прямо противоположные (как у антонимов): «Сделал дело – гуляй смело» и «Работа не волк – в лес не убежит».

Поэтому когда мне учитель математики говорила: «Не болтай! Слово – серебро, а молчание – золото!» – я всегда отвечал: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

Противоположные значения характерны далеко не для всех пословиц. Например у пословиц типа «Родная земля – мать, а неродная – мачеха» не бывает антонимов. Потому что создавались они русским народом и таких понятий, как «эмиграция» в пору их создания не было. Их просто не было.

Два типа пословиц

Они бывают повествовательными и побудительными. В побудительных используются глаголы повелительного наклонения, например: «Не зная броду – не суйся в воду».

В повествовательных пословицах, наоборот, глаголы изъявительного наклонения. Они как будто констатируют определенный факт: «И комар лошадь свалит, если волк пособит».

Еще можно было бы выделить условные пословицы, которые сообщают об условии успеха какого-то дела, например: «Не поклонясь до земли, грибов не поднимешь» – но большинство филологов такой подтип не выделяют и относят подобные изречения к повествовательным пословицам.

С помощью чего создаются пословицы

С помощью рифмы. «Не зная броду – не суйся в воду» – вполне богатая рифма, рифмуются не только конечные гласные, но и два предшествующих им звука: «оду» – «оду».

Есть в пословицах и более простые рифмы, глагольные: «Неразумного учить – в бочку-кадку воду лить».

Ритм. Рифмы может не быть, но произноситься пословица будет ритмично. Посмотрите на ударные слоги в этой пословице: «тИше Едешь – дАльше бУдешь» – ударение падает на каждый второй слог.

Параллелизм. То есть расположение членов предложения (или частей речи) в одной части пословицы параллельно их расположению в другой. Смотрите: «Земля родная – колыбель золотая»: подлежащее с определением, сказуемое с определением. Если посмотреть на части речи, то параллельность будет еще более заметная: существительное с прилагательным – существительное с прилагательным.

Аллитерация. Когда в пословице повторяются одни и те же согласные звуки: «Не бей по роже – себе дороже».

Ассонанс – когда повторяются гласные. Ассонанс часто сочетается с аллитерацией. Например, вот в этой пословице повторяются и гласные «о», и согласные «р»: Сорока скажет вороне, ворона борову, а боров всему городу.

Связь русских и зарубежных пословиц

Некоторые пословицы, очевидно, пришли в русский язык из-за рубежа. Например, у выражения «капля камень точит» есть латинский аналог, который переводится точно так же: «Gutta cavat lapidem». Или: «Не место красит человека, а человек место»: «Homo ornat locum, non locus hominem».

Но их мало. Зато можно часто наблюдать синонимию между русскими пословицами и зарубежными. Сравните: «На вкус и цвет товарищей нет» – «His olus, his oleum sapit, ergo vasta fit esca» (одни любят овощи, другие – масло, поэтому еда такая разная).

Полезные материалы по теме

Наша статья подошла к концу. Надеюсь, я смог объяснить вам, что такое пословица, и дал достаточно материала для развернутого ответа на уроке. У меня выходило еще несколько статей по литературе и лексике русского языка, посмотрите их:

  • Что такое сказка.
  • Метонимия.
  • Метафора.
  • Эпитет.
  • Фразеологизм.

Подписывайтесь на нашу рассылку. Каждую неделю вам на почту будут приходить лучшие статьи рубрики Образование.

Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, в комментариях, используете ли вы в речи пословицы. Если да, то какая из них вам нравится больше всего. Моя любимая пословица (не знаю почему, возможно, мне ее часто говорила в школе учительница русского): «Не спеши коза в лес – все волки твои будут».

Спасибо.

Сочинение по пословице сделал дело гуляй смело

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

  • Сочинение по пословице от одного слова да навек ссора
  • Сочинение по пословице родина мать умей за нее постоять
  • Сочинение по пословице пустая посуда гремит громче всего
  • Сочинение по пословице о языке и речи
  • Сочинение по пословице от осени к лету поворота нету 4 класс