Сочинение по пословице от одного слова да навек ссора

Пословицы, поговорки, потешки по фэмп жил в реке один налим, два ерша дружили с ним, прилетали к ним три

Пословицы, поговорки, потешки по ФЭМП

Жил в реке один
налим,

Два ерша дружили с
ним,

Прилетали к ним
три утки

По четыре раза в
сутки

И учили их считать

Раз, два, три,
четыре, пять.

Девять, восемь,
семь, шесть,

Пять, четыре, три,
два, один,

В прятки мы играть
хотим.

Надо только нам
узнать,

Кто из нас пойдет
искать.

Один, два, три,
четыре, пять,

Букой вздумали
пугать.

Три, четыре, пять
и шесть –

Вы не верьте, что
он есть,

Пять, шесть, а
дальше семь –

Буки, братцы, нет
совсем!

Один, два, три, четыре,
пять,

Шесть, семь!

Пойду каши я поем.

Вы ж пока
считайте,

Кому водить
гадайте!

Раз, два, три,
четыре –

Жили мошки на
квартире.

К ним повадился
сам -друг,

Крестовик –
большой паук.

Пять, шесть, семь,
восемь –

Паука давай
попросим:

«Ты, обжора, не
ходи».

Ну-ка, Машенька,
води!

Раз, два, три,
четыре, пять –

Вышел зайчик
погулять.

Что нам делать?
Как нам быть?

Нужно заиньку
ловить!

Снова будем мы
считать:

Раз, два, три,
четыре, пять.

Раз, два, три,
четыре –

Кто не спит у нас
в квартире?

Всем на свете
нужен сон.

Кто не спит, тот
выйдет вон!

Раз-два – синева!

Три-четыре –
солнце в мире!

Пять-шесть – речка
есть!

Семь-восемь –
майки сбросим!

Девять-десять –
загораем

Целый месяц!

Раз, два, три,
четыре, пять,

Шесть, семь,
восемь,

Девять, десять.

Выплывает белый
месяц!

Кто до месяца
дойдет,

Тот и прятаться
пойдет!

Раз, два, три –

Полетели комары.

Пословицы и поговорки с числами от 1 до 10.

Пословицы и поговорки с цифрой 1.

Что для одного еда, то для другого яд
Один в поле не воин
Один гусь поле не вытопчет
Один с сошкой, а семеро с ложкой
Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине
Одна пчела немного меду натаскает
Одно срубишь дерево — десять посади
Одной рукой в ладоши не хлопнешь
Одна правда на свете живет
Один раз не в счет
Один в море — не рыбак
Одна рука узла не вяжет
Один пашет, а семеро руками машут
Одна голова на плечах
Одна нога тут, другая — там
Одна мудрая голова ста голов стоит
Одна пчела лучше, чем рой мух
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
На одном месте и камень мхом зарастает
Одно сегодня лучше двух завтра
Одной рукой и узла не завяжешь
От одного слова да навек ссора
У ежа одна сила — колючки
Одному ехать — и дорога длинна
Раз солгал — навек лгуном стал
Руки поборют одного, знанье — тысячу
Трус умирает сто раз, а герой — один раз

Пословицы и поговорки с двойкой

Два медведя в одной берлоге не уживутся
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь
Два сапога — пара
Две пары сандалий сразу не наденешь
Двух правд не бывает
Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости
Два сапога — пара
Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, одевался сутки
Как две капли воды
Кто скоро помог, тот дважды помог
Лентяй дважды работает
Между двух огней
На два слова
На два фронта
Не может связать двух слов
Ни два, ни полтора
Одна голова — хорошо, а две — лучше
От горшка два вершка
Палка о двух концах
Сидеть меж двух стульев
Скупой платит дважды
Убить двух зайцев
Уплетать за обе щеки
Хромать на обе ноги
Бабушка надвое сказала
Второе дыхание
Двуликий Янус
Двум смертям не бывать, а одной не миновать
За одного битого двух небитых дают
Из двух зол выбирают меньшее
Старый друг лучше новых двух
Ум хорошо, а два лучше
Двое пашут, а семеро руками машут
Гляди в два, а не в полтора!

Пословицы и поговорки с тройкой

Хвастуну цена — три копейки
Не узнавай друга в три дня — узнавай в три года
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени — только три
дня
Заблудиться в трех соснах
Из третьих уст, из третьих рук
От горшка три вершка.
С три короба
Третьего дня. Позавчера
Обещанного три года ждут
Плакать в три ручья
Если у одной плиты 3 повара толкутся — обед пригорает
Такая красивая, что в окно глянет — конь прянет; на двор выйдет — 3 дня собаки
лают
Три волосинки в 6 рядов уложены
Три волоска — и все густые
Три много и мало три губят человека: много говорить и мало знать; много тратить
и мало иметь; много воображать и мало стоить
Три дня молол, в полтора съел
Беда ездит на тройке, а счастье ходит пешком
Один сын — не сын, два сына — половина сына, три сына — сын

Пословицы и поговорки с цифрой 4

Без четырех углов изба не рубится
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается
На все четыре стороны
Жить в четырех стенах
Как кошку ни брось, она четырьмя лапами на землю встанет
Деревня большая: 4 двора, 8 улиц
В доме 4 угла, да 40 дел

Пословицы и поговорки с пятеркой

Дорогой — пять, а десять прямо
У него шесть хитростей и пять обманов
Как свои пять пальцев
Пятое колесо в телеге
Какая душа в 5 лет, такая она и в сто лет
Пять пальцев — братья, да все разные
Сметлив и хитер — пятерым утер нос

 Пословицы и поговорки с
шестёркой

 Три волосинки в шесть рядов уложены
Пятеро сыновей подрастают, а они о шестом мечтают
У него 6 хитростей и пять обманов
Лапти растеряли, по дворам искали: было 5, а стало 6 (русская) 

Пословицы и поговорки с семёркой

 Семеро одного не ждут
Семь бед — один ответ
Семь верст до небес и все лесом
Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь
Семи смертям — не бывать, а одной не миновать
Семеро по лавкам
Семь верст до небес и все лесом
У семи нянек дите без глазу
Семь раз поели, а за столом не сидели
За семь верст киселя хлебать
Семеро ворот и все в огород
Семь мудрецов дешевле одного опытного человека
Семь футов под килем
У одной овечки семь пастухов
Лук — от семи недуг
Один с сошкой, а семеро с ложкой
Седьмая вода на киселе
Семь бед — один ответ
Семь пядей во лбу
Семь пятниц на неделе
Семь раз отмерь — 1 раз отрежь
Семь без четырех да три улетело
Рос нос на семерых — а одному достался
Для любимого дружка семь верст не околица
Тайна за семью печатями
Для бешеной собаки семь верст не круг
Не велик городок, да семь воевод.
Семь сел, один вол, да и тот гол, а десять урядников.
Макару поклон, а Макар на семь сторон
Семь потов сошло
А ты, седьмой, у ворот постой
У семерых братьев по одной сестрице, много ли всех? (Одна.)
Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.
За семь верст киселя хлебать
Голого и 7 разбойников не разденут
Двое пашут, а семеро руками машут
Лиса семерых волков проведет
Он 7 лет все на одной дудке играет
Пичужка знала 7 языков, но когда ястреб нагнал ее — забыла и свой
Разлучившийся с другом плачет 7 лет, расставшийся с родиной плачет всю жизнь
Сам не дерусь, а семерых не боюсь
Семеро плотников прямо дом не поставят
Семерым просторно, а двоим тесно
Семь раз подумай, один раз скажи
Семь раз проверь, прежде чем усомниться в человеке
Семь раз упадешь, восьмой раз встанешь
Хорошая дочь семерых сыновей стоит
Хорошо ружье бьет: с печки упало — 7 горшков разбило
Семь рек осушила, холста не смочила
За 7 верст комара искали, а он на носу

Пословицы и поговорки с восьмёркой

Весна да осень — на дню погод восемь

Пословицы и поговорки с девяткой

Девять человек — все равно, что десяток

Пословицы и поговорки с десяткой

Одно срубишь
дерево — десять посади
Десять ран прими, а стой
На гору десятеро тянут, а под гору и один столкнет
Лучше десятерых простить виновных, чем одного невиновного казнить
Кто храбр и стоек, тот десятерых стоит
В доме, где 10 служанок, пол не подметен
Одну ветку тронешь — 10 закачаются
Лучше 10 раз поворотить, чем 1 раз на мель сесть
Он не робкого десятка
О женитьбе сына посоветуйся с десятью, о разводе — с сотней
Правда 12 цепей разорвет
Хороший человек и в 15 лет не ссылается на молодость, и в 100 лет не жалуется
на старость
Тот, из кого выйдет прок, уже в 15 лет становится человеком, негодный же и в 40
лет остается ребенком
30 лет, как видел коровий след, а все молоком отрыгается
До 5 лет обращайся с сыном, как с царем, с 5 до 15 — как со слугой, после 15 —
как с другом
До 16 лет — сын, после — друг
И тысяча слухов еще не правда
Баба с печи летит, 77 дум передумает.

Математический фольклор:

пословицы и поговорки

Пословица —

краткое выражение,
содержащее народную мудрость.

Пишется простым
народным языком,

часто обладает
рифмой и ритмом.

1

Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине.

Одна пчела немного меду натаскает.

Одна мудрая голова ста голов стоит.

Что для одного еда, то для другого яд

Один в поле не воин.

Один гусь поле не вытопчет

Одной рукой в ладоши не хлопнешь.

Одной рукой и узла не завяжешь.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Одно сегодня лучше двух завтра.

Раз солгал – навек лгуном стал.


2

Лентяй дважды работает.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Старый друг лучше новых двух.

Две пары сандалий сразу не наденешь

Два медведя в одной берлоге не уживутся

Двух правд не бывает

Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.

Кто скоро помог, тот дважды помог.

Одна голова — хорошо, а две — лучше.

Скупой платит дважды.

За одного битого двух небитых дают.

Старый друг лучше новых двух.

Ум хорошо, а два лучше.

Старший брат, как второй отец.

3

Хвастуну цена — три копейки.

Не узнавай друга в три дня — узнавай в три года.

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться
лени — только три дня.

Друг рядом лучше, чем три вдалеке

Один день заменит три, если все делать вовремя

Если у одной плиты три повара толкутся – обед пригорает

Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.

4

Без четырех углов изба не рубится.

Без троицы дом не строится, без четырех углов изба не
становится.

Четыре угла дому на строение, четыре времени году на
совершение

Три раза прости, а в четвертый – прихворости

Четыре полы, а бока голы.

Четыре глаза у жюри, и не в одном совести.

Четыре жестких жернова хорошей муки не намелят.

Четыре страны света на четырех морях положены.

5

Дорогой – пять, а прямо десять.

Один улей – улей, а пять – пасека.

Пятеро волов одной сохой пашут

Одна беда иль пять бед, а помощи все одно – нет.

Челом — четырем, а пятому — помогай бог.

Без пяти просвир обедни нет, а шестая в запасе.

6

Три коровушки есть, отелятся – будет шесть.

Давать, брать, делиться тайной, расспрашивать, угощать,
принимать угощение – вот шесть признаков дружбы (древнеиндийская).

Когда шесть женщин идут на оплакивание, то каждая плачет о
своем (киргизская).

Лапти растеряли, по дворам искали: было пять, а стало шесть
(русская)

7

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Семь мудрецов дешевле одного опытного человека

Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.

У одной овечки семь пастухов

Три бабы — базар, а семь — ярмарка

Рос нос на семерых – а одному достался

Для любимого дружка семь вёрст не околица

Для бешеной собаки семь верст не круг

Один с сошкой, а семеро с ложкой

У семи нянек дитя без глаза.

8

Осень – перемен восемь.

Весна да осень — на дню погод восемь.

Домов семь, а старост восемь (татарская).

Марток – одевай восемь парток

9

Девять человек — все равно, что десяток.

У храбреца десять доблестей: одна — отвага, девять –
ловкость.

Уступив однажды, девять раз останешься в выигрыше.

Всем по семь, хозяину восемь, хозяйке — девять, что ровно
делит.

Девять мышей вместе потянули – крышку с кадушки стянули.

10

Чего не сделаешь один, сделают десятеро

Десять знающих не стоят одного, который дело делает.

Если красота десять, то девять из десяти – одежда
(азербайджанская).

Думай десять раз, говори один (уйгурская).

Лучше десять завистников, чем один сострадалец (немецкая).

Хоть слово мед ты скажешь десять раз,
не станет сладко на губах у нас (туркменская).

Где нужно сказать десять слов,
одним не обойдешься (японская).

Лучше десять раз поворотить,
чем один раз на мель сесть (русская).

Правда двенадцать цепей разорвет (русская).

Хороший человек и в пятнадцать лет не ссылается на
молодость, и в сто лет не жалуется на старость (киргизская).

Не имей сто рублей а имей сто друзей Каждый даст по два
рубля, будет двести у меня.

Сто болезней начинаются с простуды

Сто раз ударь, но хоть раз выслушай

Сто дорог — сто трудностей

Сто путей — тысяча ошибок

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Сто светлячков не заменят одного факела

И тысяча нарисованных ламп не заменят одной настоящей
(японская).

Поговорка —

это устоявшаяся фраза
или словосочетание,

образное выражение,
метафора.

Самостоятельно не
употребляется.

Поговорки
употребляются в предложениях

для придания яркой художественной
окраски фактам,

вещам и ситуациям.

1

Одна нога тут, другая — там.

Один за всех и все за одного

Один раз не в счет.

Одна голова на плечах.

У ежа одна сила – колючки.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Один пашет, а семеро руками машут.

От одного слова да навек ссора.

Одна правда на свете живет.

Один раз не в счет.

Одному ехать – и дорога длинна.

Где один горюет — там артель воюет.

2

Из двух зол выбирают меньшее.

Второе дыхание.

Хромать на обе ноги. Убить двух зайцев.

Бабушка надвое сказала. Палка о двух концах.

Уплетать за обе щеки.

Не может связать двух слов.

Ни два, ни полтора.

Между двух огней. На два фронта.

На два слова.

Два сапога — пара. Как две капли воды.

Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки
одевался.

От горшка два вершка.

Где больше двух, там говорят вслух.

Две пары сандалий сразу не наденешь

Двух правд не бывает.

3

Ходит, будто три дня не евши

Согнуться в три погибели,

Обещанного три года ждут.

В трех соснах заблудился.

Плакать в три ручья.

Наговорил с три короба.

Хвастуну цена — три копейки.

4

Жить в четырех стенах.

На все четыре стороны. (Куда угодно, куда только захочется
идти, убираться, прогонять, отпускать).

Жить в четырех стенах. (Не общаясь ни с кем, пребывая в
одиночестве. Не выходя из дома).

В чистом поле четыре воли: хоть туда, хоть сюда, хоть
инаково. (В безлюдном месте, на просторе каждый волен делать, что захочет).

Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается. (Каждый может
ошибиться, оказаться в затруднительном положении. Говорится в оправдание
чьей-либо ошибки).

5

Знать как свои пять пальцев.

Пятое колесо в телеге.

Опять двадцать пять

С пятого на десятое. (Выражение, употребляемое вместо
подробного перечисления, названия чего либо).

Пятерым просторно, а двоим тесно.

6

Три волосинки в шесть рядов уложены.

Было у меня шесть, осталось семь (шутливо говорят
тому, кто ошибся при счете, цыганская поговорка).

Шестое чувство

Шести пядей во лбу

7

А ты, седьмой, у ворот постой

Семь потов сошло.

За семь верст киселя хлебать.

Тайна за семью печатями.

Семь без четырех да три улетело.

Семь бед — один ответ

Семь пядей во лбу

Семь пятниц на неделе

Седьмая вода на киселе.

Лук – от семи недуг

Семь футов под килем

Семь бед — один ответ

Семеро по лавкам.

Семь футов под килем

8

Восьми гривен до рубля не хватает.

Семь лет молчал, на восьмой вскричал.

У восьмерки два кольца без начала и конца.

Семь, восемь — лень отбросим

Восьмое чудо света.

Всем по семь, а мне восемь.

На будущую осень, годов через восемь.

9

Девять жизней у кошки

За тридевять земель, в тридевятом (тридесятом) царстве.

Девять кругов ада (пройти) — «Божественная комедия» Данте
Алигьери.

Девятый месяц на свет нарождает.

Девятый вал роковой.

10

У медведя десять песен и все про мёд.

Один говорит — десять слушают.

Без десятков и счету нет.

В десятку

Дело десятое. (Не столь важно; совершенно не существенно).

Не трусливого десятка. (Смелый, небоязливый).

Ноль внимания.

Ноль без палочки.

Абсолютный нуль, круглый ноль.

Сводить к нулю, свести к нулю.

Ничего не возникает из ничего.

Ничего не ново под луной.

Даром ничего не дается.

*******

Без букв и грамматики не научиться и математике.

Арифметика
– царица математики, математика – царица всех наук.

Математика-гимнастика
ума.

Пифагоровы
штаны во все стороны равны.

Будет
проще жить, если будешь друзей умножать и радость делить.

Не
выучил таблицу умножения -не будет тебе в жизни продвижения.


1. Червяк что первый пахарь — землю пашет.

2. Сонливый и ленивый — два
родных брата.

3. Один как в поле обсевок.

4. Один как маков цвет.

5. Один как красное
солнышко.

6. Один как ясный месяц.

7. Один как верста в поле.

8. Живет один, как медведь
в берлоге.

9. Г лаза как два голубые
корытечка.

10. У малых ребят, как у
зайчат,

По два зубчика торчат.

11. Кланяется, как весы: в
обе стороны.

12. Одним ухом спит, другим
слышит.

13. Рука руку моет — обе
белы живут.

14. Худа та мышь, которая
одну лазейку знает.

15. Два Демида, а оба не
видят.

16. Хорошо бьёт ружьё: с
полки упало — семь горшков разбило.

17. Яким простота, две
рукавицы за поясом, а третью ищет.

18. На одном месте и камень
мхом обрастает.

19. В одно ухо слушает, а в
другое выпускает.

20. За ученого двух
неученых дают.

21. Затвердила, что сорока
Якова — одно про всякого.

22. Семь верст до небес и
все лесом.

23. Ум — хорошо, а два — лучше.

24. Лук семь недугов лечит.

25. Двое одного не ждут.

26. У семи нянек дитя без
глаза.

27. Добрая наседка одним
глазом зерно видит, другим — коршуна.

28. Два воеводы на одной
подводе.

29. Два медведя в одной
берлоге живут.

30. Для друга и семь верст не
околица.

31. Двое одному — рать.

32. Одна ласточка весны не
делает.

33. Одна пчела немного мёду
натаскает.

34. Одной рукой «узла» не
завяжешь.

35. На гору десятеро тянут,
под горку один столкнёт.

36. Две головни и в поле
дымятся, а одна и в печи гаснет.

37. Одно дело делаешь —
другого не порть.

38. Беда не приходит одна.

39. Двум смертям не бывать,
а одной не миновать.

40. За одного битого двух
небитых дают.

41. Бабушка надвое сказала.

42. Не имей сто рублей, а
имей сто друзей.

43. Старый друг лучше новых
двух.

Перспективная цель:
расширить знания учащихся о добрых и вежливых словах, об  их   применении   в 
жизненных событиях.

Актуальная цель:
Дать представление о правах ребенка.

Þ   
Обучающие – содействовать
вежливому общению детей с окружающими;                 способствовать развитию 
памяти, внимания, воображения;

Þ   
Развивающие – стремиться
научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях..

Оборудование: карточки
с «вежливыми словами»,  плакат с пословицами , приспособления для инсценировки
стихотворений, презентация слайдов.                

Тип урока: Получение
новых знаний.

Принципы: доступность,
гуманность. Формирование знаний.

Этапы урока

Организационно-технологический
блок

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

I Организационно-мотивационный.

Задача – организовать и смотивировать детей на
занятие.

Методы:эмоционально-словестный.

Формы:Групповая.

Результат: подготовленность к занятию и восприятию.

Приемы контроля: проверка эмоциональной подготовленности.

(Создает
доверительную атмосферу общения).

— Здравствуйте,
ребята.

На доске плакат

ДОБРОЕ СЛОВО И
КОШКЕ ПРИЯТНО

Давайте послушаем
стихотворение. Читает один из детей.

Дети настраиваются
на занятие. Приветствуют воспитателя.

Чтение стиха:

ДАРИТЕ ЛЮДЯМ
ДОБРОТУ

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече
здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро! —

Солнцу и птицам!

Доброе утро! —

Улыбчивым лицам

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

II. Сообщение темы.

Задача – знакомство детей с названием темы.

Методы: развивающий.

Формы: коллективная, поисковая.

Результат: усвоение материала и понимание темы.

Приемы контроля:
создание творческого поиска.

— Добрый день,
дорогие ребята!

— Здравствуйте!
Сегодня у нас необычный день – день добрых слов.

-Какие слова мы
можем назвать добрыми?

Девизом нашего
мероприятия будет пословица:

 «Доброе слово и
кошке приятно»

-Как вы понимаете
смысл данной пословицы?

— Доброе слово
может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение.

Дети высказывают
свои предположения .

Выслушиваются
ответы детей.

Дети отвечают.

III.Изучение материала.

Задача – изучение нового.

Методы: развивающий.

Формы: коллективная, поисковая.

Результат: усвоение материала и понимание темы.

Приемы контроля:
создание творческого поиска.

— — Послушайте и
скажите, о каких добрых словах идёт речь?

-Добрый день! –
тебе сказали.

-Добрый день! –
ответил ты.

Как две ниточки
связали

Теплоты и доброты.

Нам желают «Доброго
пути!»

Будет легче ехать и
идти

Приведет, конечно,
добрый путь

Тоже к доброму
чему-нибудь.

-Здравствуйте! – ты
скажешь человеку

-Здравствуй! –
улыбнется он в ответ

И, наверно,  не
пойдет в аптеку

И здоровым будет
много лет.

— Какие волшебные
слова вы услышали?

— Как ещё можно
назвать эти слова? (добрые, вежливые)

-Как мы называем
людей, которые умеют пользоваться такими словами?

— Каждый вежливый
человек, независимо от возраста, знаком и успешно пользуется вежливыми
словами.

-А теперь
посмотрим, умеете ли вы пользоваться такими словами.

 Ребята! Я буду
произносить  предложения, а вы должны добавить в них недостающие добрые
слова.

 Я начну, а вы
заканчивайте, хором, дружно отвечайте.

Растает даже
ледяная глыба от слова теплого

Зазеленеет старый
пень, когда услышит…

Если больше ест не
в силах,

Скажем маме мы …

Когда нас бранят за
шалости,

Говорим мы…

Мальчик вежливый и
развитый говорит встречаясь,…

Во всех странах на
прощанье говорят все…

— Какие слова
использует вежливый человек?

-Какие все-таки
красивые слова: «Здравствуйте!», «Добрый вечер!», «Доброе утро!», «Доброй
ночи!»…….

-Когда услышишь
такие слова, да еще сказанные от души, с улыбкой на лице, то сразу становится
теплее.

— Что надо делать,
чтобы чаще слышать такие слова?

Подготовленные дети
читают стихи:

За что мы говорим
«спасибо»?

За  все, что делают
для нас.

И мы припомнить не
смогли бы

Кому сказали
сколько раз.

Отменить, что ли,
слово «пожалуйста»

Повторяем его поминутно

Нет, пожалуй, что
без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Простите, я больше
не буду

Нечаянно бить
посуду

И взрослых
перебивать,

И что обещал – забывать.

А если я все же
забуду, —

Простите, я больше
не буду.

Ответы детей

Дети дружно хором отвечают.

Дети хором:  Спасибо.

Дети хором: Добрый
день!

Дети хором: Спасибо!

Дети хором: Простите,
пожалуйста!

здравствуйте.

до свидания.

Дети называют слова
и крепят карточку (вежливого слова ) на доску.

Ответы детей

-Надо больше
говорить друг другу добрых слов и дарить улыбки

IV. Первичное закрепление

Задача – закрепление нового изученного.

Методы: логический

Формы: коллективная, поисковая.

Результат: усвоение материала и понимание темы.

Приемы контроля:
контроль.

-Быть вежливым и
добрым не так-то просто. Мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как
пользоваться вежливыми словами. Вот послушайте, как это было.

Инсценировка
стихотворения

/ автор, Петрусь, сторож (в куртке и
шапке-ушанке), девочка Яринка (в косынке), вожатый (в руках   стопка книг )/

Обещал  отцу
Петрусь:

-Я за вежливость
возьмусь:

-Буду всех
благодарить,

-Первым
«здравствуй» говорить.

Вот мальчишка со
стараньем

Выполняет обещанье.

Видит утром у
сторожки

Дремлет сторож на
порожке.

На посту он ночь не
спал,

Только-только
задремал.

А Петрусь как
заорет:

-С добрым утром,
дед Федот!

Дед ругнул его 
спросонок:

-Убирайся,
постреленок!

Вот Петрусь догнал
Яринку

Да как дернет за
косынку.

-Ты куда, Яринка,
стой,

Я здороваюсь с
тобой!

Та отпрянула в
сторонку –

Как невежлива
девчонка…

Нес вожатый стопку
книг

А Петрусь с ограды
прыг!

Чуть не сел ему на
плечи:

-Извините, добрый
вечер!

-Ты – вожатый
закричал, —

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив
он?

— Был ли вежлив
мальчик? В чем его ошибки?

— Ребята, что самое
горькое?  — Ну, а что же слаще всего?

-Да, ласковое,
доброе слово душу согревает. Предлагаю вам поиграть в игру  «Ласковое слово».

Я буду называть
слово, например «солнце», а вы должны сказать это слово, но уже ласково –
«солнышко».

Мама – 
мамочка.                   Нос-………

Птица –

Рот-……

Дочь –
доченька.                   Сын-        ……….

—    Как вы
думаете, от чего зависит сила волшебных слов?

-Чтобы в этом
убедиться  давайте решим  две задачи. В их условиях есть ошибки.  Исправьте
их.

Мальчик крикнул
прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

 Девочка возмущенно
пожаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой невежа – зовет меня Валькой». «А
ты как его зовешь? – спросила мама.  «Я его вообще никак не зову. Я ему
просто кричу: «Эй, ты!».

— Молодцы,
справились с задачками.

Инсценировка стихотворения
детьми.

Обсуждение и ответы
детей.

— Да, вежливым и добрым
быть не очень просто.

Ответы детей.

Воспитатель называет
слово, дети в ответ это слово –ласково.

Ответы детей

Носик,

Птичка,

Ротик,

Сыночек.

Это зависит от
того, как они сказаны: спокойно и приветливо или грубо и невежливо. Тогда они
перестают быть «добрыми».

Решение задач

Надо не кричать,
а вежливо спросить:  «который час», а не «сколько часов». Надо употребить
слово пожалуйста», а после ответа сказать «спасибо».

Девочка должна
звать мальчика по имени, а не кричать «эй, ты!».

Физмин.

Давайте поиграем.

     Игра «Не ошибись,
пожалуйста»

Встаньте, пожалуйста,
кто хочет играть.

Поднимите руки.

Будьте добры, похлопайте.

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Присядьте, пожалуйста.

Встаньте.

Встаньте, пожалуйста.

Тихо сядьте.

 Будьте
любезны
, займите свои места
.

Воспитатель даёт команды,
но выполнять их надо если есть называется  волшебное слово.

V. Закрепление материала.

Задача – выявить степень понимания материала.

Методы: логический

Формы: частично- поисковая.

Результат: усвоение материала и понимание темы.

Приемы контроля:
само
контроль.

— Итак, посмотрим,
все ли из вас умеют пользоваться вежливыми словами. Я стану читать  рассказ,
а вы вставляете нужные  слова.

     Вова ехал в
автобусе.  Он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с
маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь…(пожалуйста)».
Женщина вежливо поблагодарила Вову…(спасибо). Вдруг автобус неожиданно
затормозил.  Вова чуть не упал и толкнул какого-то мужчину, но сразу же
сказал… (извините, пожалуйста).

— Молодцы и с этим
заданием справились.

Будьте добры…
Будьте любезны… Будьте любезны, передайте, пожалуйста книгу.
После таких слов хочется сделать не только
то, о чем просят (такой пустяк!), но и что-то ещё: помочь пожилому человеку
выйти из автобуса, перевести его через улицу, довести до дома… Вежливость,
как правило, родит ответственную вежливость, а грубость – ответственную грубость.
Давайте вспомним пословицы о том, какой должна быть речь. Что говорит народная
мудрость?

(пословицы)

Сначала подумай,
а потом говори.

Слово не
воробей, вылетит — не поймаешь.

Ласковое слово –
что весенний дождь.

Доброе слово
человеку – что дождь в засуху.

Доброе слово и
кошке приятно.

От одного слова
да навек ссора.

Воспитатель  читает
текст, дети хором вставляют нужное слово.

Читают пословицы и
объясняют их.

VI. Подведение итогов.

Задача: обеспечить
понимание вежливых слов.

Методы: устный
опрос.

Формы: групповая.

Результат: организованность
практических умений и знаний.

Приемы контроля:
контрольно-корректировочный.

— Чему была
посвящёна наша беседа? О чём мы говорили?

-Сегодня мы
говорили о словах, которые, как солнце, рождают в душе тепло. И нам всем надо
учиться тому, чтобы наши поступки и сказанные нами слова вызывали у
окружающих радость и улыбку, а не огорчение и досаду. Чтобы мы знали цену
слова.

Друзья мои,
внушайте людям веру, и чаще говорите: «Добрый день!»

И следуйте хорошему
примеру – продляйте добрым словом жизнь людей!

— Не только слова
должны быть у нас добрыми, но и поступки должны быть такими, чтобы за них не
приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.

Ответы детей:

М. Лисянский

Ах; как нам
добрые слова нужны!

Не раз мы в этом
убеждались сами,

А может не слова
– дела важны?

 Дела – делами,
а слова – словами.

Они живут у
каждого из нас, на дне души до времени хранимы,

Чтоб их
произнести в тот самый час, когда они другим необходимы.

Рефлексия

«Продолжи
предложения»

  • Я считаю, что мы
    не напрасно провели эти минуты вместе………
  • Нам был нужны такие
    беседы…
  • Я хочу себя похвалить…..
  • Я думаю…
  • Я приобрёл (а)….
  • Я чувствую……

— Наше занятие
подошло к концу.

Спасибо за работу

Дети осмысливают
свои знания, отвечают на рефлексивные вопроы.

На чтение 17 мин. Просмотров 15 Опубликовано

К барскому особняку в селе Покровское подъезжают кареты. Хозяин Кирила Петрович Троекуров принимает гостей. Приезжают даже те, кому не очень-то хочется, но отказаться нельзя: Кирила Петрович – барин властный, неподчинения не потерпит.

За столом полагалось много есть и много пить. Сам хозяин дважды в неделю страдал от обжорства. Тех, кто отказывался от гостеприимства, Кирила Петрович считал своим врагом, поэтому барина старались не злить. Один лишь Андрей Гаврилович Дубровский, сосед и друг Троекурова, позволил себе вольность и не подчинился ему.

Это неподчинение обернулось для Дубровского трагедией: Кирила Петрович незаконным путем отсудил у него имение. Не пережив такого унижения, Андрей Гаврилович вскоре скончался.

Кирила Петрович по осени выезжал на охоту – это было его любимым развлечением. На его псарном дворе содержалось более пятисот гончих и борзых, которые, по словам псаря Тимошки, жили лучше, чем иные дворяне. Был и лазарет для больных собак.

Гости обязаны были посещать эту псарню и всячески высказывать свое восхищение увиденным.

Это называлось угощением в медвежьей комнате. В ней был один безопасный угол, недосягаемый для голодного зверя. Там в конце концов несчастный гость и находил спасение.

А для Кирилы Петровича это было потехой.

Покровский помещик был крут не только со своими слугами, но и с собственной дочерью Машей. Он сам нашел ей мужа. Его не тронули слезы дочери, которую он против ее воли выдал замуж за старого, нелюбимого человека.

На примере Троекурова Пушкин показал быт и нравы русского барства.

Изображение русского барства в повести А. С. Пушкина “Дубровский”« Запятая перед союзом И орфографические правила русского языка“Записки охотника” и их место в русской литературе »

Автор: · Опубликовано 11.03.2020 · Обновлено 11.03.2020

(366 слов) Уклад жизни русского барина, богатого представителя знатного рода — Кирилы Петровича Троекурова, поражает своей безнравственностью и жестокостью. Печально, но во времена А. С. Пушкина такое явление встречалось часто. О скандальных нравах русского барства слагали легенды. История пестрит примерами необузданного пьянства, обжорства, пристрастия к азартным играм, расточительства среди представителей светского общества.

Надменного хозяина усадьбы Покровское нельзя назвать гостеприимным и радушным человеком. Его старинный друг, обедневший владелец Кистеневки, Андрей Гаврилович Дубровский, был справедливым и честным. Он с большим трудом выдерживал барские увеселения своего соседа. Лишь страсть к охоте объединяла столь разных по характеру людей. Дом Троекурова поражал показной роскошью и огромным количеством обслуги. Случалось, гостей принимали целый день. Андрей Гаврилович Дубровский не смог сдержать раздражение при виде огромного псарного двора, где обитали в довольстве и тепле сотни гончих и борзых, которые жили лучше крестьян. Крепостные Троекурова не церемонились со знатными гостями, перенимая манеру поведения своего барина. Чего стоит только тщательно подготовленный сюрприз для гостей — в виде комнаты с разъяренным медведем! Кирила Петрович встал на защиту псаря Парамошки вовсе не из благих побуждений. Он сам привык наводить порядок в усадьбе, повелевать и унижать своих холопов под влиянием настроения. Например, мамзель Мими взбалмошный Троекуров выказывал дружескую благосклонность. Ребенку гувернантки выпала честь называться законным сыном Троекурова. А множество дворовых ребятишек, похожих, как две капли воды на владельца усадьбы, так и не были признаны отцом.

В сельце Кистеневка царили другие порядки. Крепостные крестьяне дорожили своим хозяином и близко к сердцу принимали его невзгоды. Во время болезни Андрея Гавриловича окружали преданные, внимательные к его нуждам, заботливые люди.

Троекуров совершил беззаконный поступок. Подкупив влиятельных чиновников, он отсудил поместье соседа в свою пользу. Для Дубровского это стало страшным ударом. Все жители Кистеневки восприняли эту новость трагически. Горе сплотило и объединило их еще сильнее. Самодур Троекуров, в порыве минутного раскаяния, хотел исправить свою ошибку, но не смог. После поджога усадьбы, крепостные Кистеневки взяли в руки оружие и стали вести разбойничий образ жизни.

Своим беззаконием Троекуров нарушил привычный уклад жизни многих людей. Не только слуги пострадали от крутого нрава Покровского помещика, но и его собственная дочь. Лишившись настоящих друзей, Троекуров окружил себя толпой фальшивых льстецов, готовых на подлость, и преклоняющихся перед его богатством. На его примере А. С. Пушкин, используя различные художественные приемы, мастерски показал нравы русского барства.

Автор: Дионисия Вяземская

Автор: · 31.05.2020

В романе “Дубровский” Пушкин довольно подробно описывает характер и манеры зажиточного русского барства на примере Кирилы Петровича Троекурова, который славился не только своим знатным родом и богатством, но и вседозволенностью, жестокостью и безнравственным поведением. К большому сожалению, во времена писателя нравственное разложение у представителей высших слоёв населения случалось довольно часто. Скальное русское барство было известно далеко за пределами своих волостей, ходили настоящие легенды о нравах самых жестоких помещиков. Истории также пестрят образами необузданных пьяниц, обжор, азартных игроков, расточителей и скупердяев. Сложно поверить, но светское общество времен великого писателя было буквально напичкано такими “экземплярами”. 

Кирила Петрович владел усадьбой Покровское и в его доме всегда было много народу, хотя гостеприимство и радушие не входило в число сильных качеств его характера. В основном в доме жили или гостили те, кто с помощью подхалимства и лести планировал постоянно участвовать в кутежах и увеселениях, которые частенько устраивал хозяин. Бывало и так, что гостей принимали целый день. Также в доме, который поражал показной роскошной обстановкой и богатым интерьером, проживало огромное количество слуг. Кстати сказать, слуги не также, как и хозяин, не отличались вежливостью и хорошими манерами, часто грубили и не церемонились даже со знатными гостями, копируя поведение своего барина. Пожалуй, самая бесшабашная выходка Троекурова, которую он тщательно готовил при помощи своих верных слуг — комната с разъяренным медведем, в которой внезапно, будто бы по ошибке, оказывался почти каждый новый гость усадьбы.

Старый друг и сосед Кириллы Петровича — Андрей Гаврилович Дубровский — показан в романе как полная его противоположность. Андрей Гаврилович владелец имения Кистеневка, но его род давно обеднел, хоть и сохранил доброе имя и звание. В его имении царит мир и порядок, крестьяне любят и ценят его за честность и справедливость. С трудом он переносит выходки своего соседа, и лишь любовь к охоте объединяет их, как и воспоминания о былой службе в армии. 

В романе есть описание очень интересного момента — когда Дубровский еле сдерживает свои эмоции при виде обширного, ухоженного псарного двора, в котором живут в сытости и тепле не одна сотня охотничьих борзых собак. Андрей Гаврилович крайне раздражен тем, что эти собаки живут лучше некоторых крестьян в имении Троекурова. 

Когда между Троекуровым и Дубровским произошла ссора, Кирила Петрович не просто так заступается за нагрубившего слугу —  псаря Парамошку, и делает это он не из хороших побуждений. Он унижает и повелевает своими слугами, распоряжается ими под влиянием своего настроения. И считает, что указывать ему как жить и поступать никто не вправе.

Есть один интересный пример поведения Троекурова, который описывается в романе, — барин высказывает благосклонность гувернантки, мамзель Мими, позволяя её сыну называться своим законным отпрыском. А все остальные дворовые дети, как две капли воды похожие на него, так и не признаются своим отцом.

Мораль, дружба, сострадание, ответственность — все эти слова ему не знакомы. Он даже готов пожертвовать единственным другом, ради того, чтобы еще раз самоутвердиться в глазах других людей и своих собственных. 

Как противоположность тому, что происходит в имении Троекурова, мы видим имение Дубровского — Кистеневку, в котором крестьяне дорожат своим хозяином и проживают вместе с ним все невзгоды. Его слуги напоминают скорее семью, нежели персонал. Во время болезни Андрея Гавриловича окружают заботой и вниманием. 

Но Троекуров идёт на неожиданную подлость, он совершает подкуп влиятельных чиновников, который позволяет ему отсудить поместье соседа в свою пользу. Для Дубровского это стало последней каплей и сердце его не выдерживает такой страшной новости. В Кистеневку приходи горе, трагедия охватывает всех людей, проживающих в селе. Но это объединяет людей ещё сильнее, заставляет их самих подняться на борьбу с беззаконием и найти выход из сложившейся ситуации. Мы видим, как Троекуров, осознав последствия своих действий, жалеет о содеянном, хочет исправить ошибку, но поздно. Усадьба Дубровских сгорает, а крестьяне уходят с оружием и ведут разбойничий образ жизни. 

В романе показано как беззаконие и нравственность, которую творит Троекуров, рушит жизни многих людей, включая жизнь его собственной дочери. В итоге самодур-помещик остаётся в своём имении без настоящих друзей, окруженный толпой прихлебателей и льстецов, преклоняющихся перед роскошью его дома и его деньгами. Эти люди готовы на подлость ради богатства и предадут его самого ради наживы, только лишь появится возможность сделать это. Кажется Троекуров в последний момент понимает это.

Пушкин при помощи различных художественных приемов рисует нам очень яркую картину того, какими были нравы русского барства того времени. 

Изображение русского барства в романе А.С. Пушкина «Дубровский» имеет большое значение, многие писатели того времени обличали вседозволенность и безнаказанность действий помещиков, их несправедливое, а часто даже жестокое отношение к своим крестьянам. Автор изобразил в своём романе два непохожих типа барства, к каждому из которых и принадлежали главные герои.

Роман А.С. Пушкина начинается с описания «настоящего русского барина» Кириллы Петровича Троекурова. Он был очень состоятельным человеком, который занимал высокое положение в обществе. Автор описывает обычаи, заведённые в его зажиточном имении. Кирилла Петрович предстаёт перед читателем как необразованный, деспотичный и надменный барин, отличающийся своей грубостью и жестокостью. Он с пренебрежением относится к своим крепостным, он считал их всего лишь вещью, которой можно воспользоваться. Для него не имели никакого значения их страдания и несчастья, да и дальнейшая судьба в целом. Это просто прислуга, не имеющая права на чувства и желания. Троекуров заботился только о собственной персоне, поэтому любил хорошо провести время, веселье занимало основную часть его жизни. Вот только развлечения были очень своеобразными, он получал наслаждение от чужой боли и страха. Ему нравилось унижать других, чувствовать собственное превосходство и чью-то зависимость от своей воли. Например, он любил наблюдать, как будет вести себя человек, запертый в одной клетке с разъярённым медведем. Если у человека получалось выжить в схватке с голодным хищником, он получал барское расположение. Троекуров считал, что имеет полное права распоряжаться человеческой жизнью, подобно Господу Богу. Больше всего страдали от самодурства своего хозяина, крестьяне Кириллы Петровича, они под его опекой жили хуже, чем собаки на псарне. Не знавшим уважения и заботы крестьянам ничего не оставалось, кроме как взять поведение барина за основу, поэтому также бездушно относились к тем, кто хоть как-то от них зависел. Они действительно гордились богатством и положением Кириллы Петровича. А своим хамством по отношению к другим господам они старались заслужить хозяйское поощрение, они пытались добиться расположения Троекурова любым способом.

К полностью противоположному типу барства принадлежал Андрей Гаврилович Дубровский – небогатый дворянин, зато честный и достойный. Одним из его главных жизненных принципов была справедливость, поэтому крестьяне любили и уважали его. Как хороший помещик он был строг со своими крепостными, но никогда не обижал их без причины и принимал непосредственное участие в их судьбе. Беспокойство за собственных крестьян не мешало ему следить за своим хозяйством и держать всё под контролем. Дубровский никогда не превозносил себя над всеми остальными, ко всем принятиям решений относился ответственно и рассудительно. Крестьяне ценили заботу своего хозяина, они знали, как сильно им повезло, поэтому искренне горевали после его гибели. Так сильно грустить можно только о близком человеке, который занимал особое место в твоей жизни. Крепостные понимали, что попадут в руки к Троекурову, поэтому предпочли лесное разбойничество такой судьбе.

Оба барина принадлежат к одному сословию, но так по-разному относились к простому народу, к тем, кто усердно служил им на протяжении многих лет. А.С. Пушкин выступал против крепостного права, но в данном романе он показал, что дело не только в государственных законах, а и в самом человеке. Дубровский придерживался общепринятых устоев, но был добр к своим крестьянам и они любили его за заботу. Хороший человек создаёт вокруг себя благоприятную атмосферу для окружающих, поэтому, прежде всего, необходимо менять самого себя, а не весь мир.

Опубликовано 18.01.2018 — 12:14 —

А.С. Пушкин

Скачать:

Предварительный просмотр:

Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» (слайд 3)

Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времён в начале романа «Дубровский»

Н.Г. Чернышевский

  1. О.Н.У.
  2. Мотивация к учебной деятельности

— Что общего у всех этих пословиц? Поясните их смысл.(слайд 1)

От одного слова – да навек ссора.

Одна задириха, а другая неспустиха.

Нелады да свары хуже пожара.

Разгорелся сыр-бор из-за сосенки.

— Приходилось ли вам ссориться с кем-либо? По какой причине? Чем закончилась ссора?

— Почему люди ссорятся? (Из-за разных характеров и взглядов на жизнь).

— Как можно избежать ссоры?

— Подумайте,  как эти пословицы связаны с содержанием романа?

-Обратите внимание на эпиграф.  (слайд 2)

-Попробуйте сформулировать тему урока?

3. Работа по теме урока

1) -Кого можно назвать «большим барином старых времён»?

(Кирилу Петровича Троекурова).

Просмотр эпизода фильма (Троекуров едет мириться 19:54 – 23:25)

— Что заставило Троекурова решиться на примирение?

— Как этот поступок его характеризует?

— Какие чувства испытывают герои в этом эпизоде?

— Что в игре актеров помогает понять эти чувства?

— Почему примирение не состоялось? (Троекуров  не учел состояние Дубровского, опоздал с раскаянием, конфликт зашел уже слишком далеко)

— В какой момент его визит мог бы быть успешным?

— Какой совет, вывод можно извлечь из этой ситуации? (Иногда раскаяние приходит слишком поздно; нельзя доводить конфликт до момента, когда примирение уже невозможно)

2)-В русской литературе мы часто встречаемся с говорящими и значимыми именами героев. Заглянем в «Словарь русских личных имён». (слайд 4)

(Кирилл (гр.) – господин, владыка, повелитель; Пётр (гр.) – скала, утёс, камень; Андрей (гр.) – мужественный, храбрый; Гавриил (др.-евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость).

-Можно ли считать имена пушкинских героев значимыми? А теперь вернёмся к роману. Какова судьба этих героев? Что об этом говорит Пушкин?

В некотором отношении и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели»).

-И опять оговорка: «в некотором отношении». Попробуем разобраться. Что мы узнаём из романа о том, как герои относятся к любви, семье, детям? Каковы взаимоотношения Кирила Петровича и Маши?

(С дочерью он своенравен, любит до безумия, угождает её прихотям и в то же время суров и жесток. «Никогда не мог добиться её откровенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли»).

-Отец и дочь не знают и не понимают друг друга, гармонии мира в этой семье нет, воспитанием дочери Кирила Петрович не занимается.

В этой же главе рассказывается о Саше, брате Маши, которого он признал сыном, хотя «множество босых ребятишек, как две капли воды похожих на Кирила Петровича, бегали перед его окнами и считались дворовыми». Как это характеризует Троекурова?

(Безнравственный, жестокий человек, не способный на чистые, благородные чувства).

-Итак, Кирила Петрович хотя и женился по любви, но, овдовев, слишком быстро утешился. А как перенёс потерю жены Андрей Гаврилович? Обратимся к 6-ой главе, где Пушкин рассказывает о горе молодого Дубровского. Пушкин –мастер детали, они помогают раскрыть внутренний мир героя, понять его состояние, на какие детали обращает наше внимание автор?

(В доме Дубровских висит портрет жены Андрея Гавриловича, хранятся письма, которые были написаны ею во время турецкого похода. Здесь свято хранят память о любви).

-Какие чувства испытывает Владимир при чтении писем матери?

(Владимир зачитался и позабыл всё на свете, погрузясь душою в мир семейственного счастья).

-Примечательно слово «семейственное». Где ещё в романе встречалось вам это слово?

(гл. 3) (Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста – со всем тем он романтически был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь).

-Похожи ли эти семьи?

(Оговорка автора – «в некотором отношении» — верна, судьбы отчасти похожи, но семьи разные. Дубровских в полном смысле слова можно назвать семьёй, они понимают друг друга, любят, у них есть святыни, которые они берегут).

3) — Рассмотрите иллюстрации на стр.66, 68, назовите их авторов.

— Какие моменты изображены на них?

— Найдите в тексте цитаты, отражающие их содержание.

— Озаглавьте иллюстрации.

— Как художник изобразил чувства героев?

4.Подведение итогов урока

— Какие нравственные уроки вы для себя извлекли, анализируя описанную А.С. Пушкиным ситуацию?

5. Рефлексия

6. Д/з (слайд 5)Письменно создать  страничку «личного дневника» одного из героев на тему «Как я поссорился со своим приятелем»:

1 вариант—А.Г. Дубровского

2 вариант – К.П. Троекурова

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

От одного слова – да навек ссора . Одна задириха , а другая неспустиха . Нелады да свары хуже пожара . Разгорелся сыр-бор из-за сосенки.

Слайд 2

Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времён в начале романа «Дубровский» Н.Г . Чернышевский

Слайд 3

Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Слайд 4

Кирилл (гр.) – господин, владыка, повелитель ; Пётр (гр.) – скала, утёс, камень ; Андрей (гр.) – мужественный, храбрый ; Гавриил (др.-евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость

Слайд 5

Письменно создать страничку «личного дневника» одного из героев на тему « Как я поссорился со своим приятелем»: 1 вариант —А.Г. Дубровского 2 вариант – К.П. Троекурова

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский»

Подробный план-конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС….

Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский»

План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС….

picture-696316-1484293643.jpg

Мир русской усадьбы в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Презентация является основой к одноимённой исследовательской работе….

picture-661962-1441378571.jpg

Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский». Конфликт между Дубровским и Троекуровым.

Конспект урока литературы  в 6 классе по произведению А.С.Пушкина «Дубровский»….

picture-1111935-1549277002.jpg

Урок «Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Данная разработка поможет учителям школ эффективнее подготовиться к уроку изучения творчества А.С.Пушкина. Познакомит учащихся с этапными произведениями выдающегося поэта, стихи и поэмы которого отраз…

picture-1210460-1580446969.jpg

Урок «Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Данная разработка поможет учителям школ эффективнее подготовиться к уроку изучения творчества А.С.Пушкина. Познакомит учащихся с этапными произведениями выдающегося поэта, стихи и поэмы которого …

picture-1129540-1553336922.jpg

Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Данная разработка поможет учителям школ эффективнее подготовиться к уроку изучения творчества А.С.Пушкина. Познакомит учащихся с этапными произведениями выдающегося поэта, стихи и поэмы которого …

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • https://lit.ukrtvory.ru/izobrazhenie-russkogo-barstva-v-povesti-a-s-pushkina-dubrovskij/
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/izobrazhenie-russkogo-barstva-v-romane-dubrovskij-a-s-pushkin/
  • https://literaguru.ru/sochinenie-izobrazhenie-russkogo-barstva-v-romane-dubrovskij-a-s-pushkin/
  • https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/izobrazhenie-russkogo-barstva-v-romane-dubrovskij-a-s-pushkin.html
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/01/18/izobrazhenie-russkogo-barstva-v-povesti-a-s-pushkina-dubrovskiy

Урок русского родного языка во 2 классе: «Слово: веселит, огорчает, утешает»

Цели и задачи урока:

  • формировать умения объяснять и доказывать,

  • познакомить учащихся с особенностями вежливого общения,

  • показать, что сказанное слово может веселить, огорчать, утешать.

Ход урока.

1. Постановка цели урока.

— Сегодня на уроке мы поговорим о значении слова для человека.

Знаете ли вы, что с помощью слова можно творить чудеса? Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека. Проверим, так ли это.

2. Анализ речевых ситуаций.

а) — Когда вам хочется посмеяться, о ком вы сразу вспоминаете? (ответы детей)

— Конечно, это клоуны. Они самые веселые люди. А вы знаете, что в старину клоунов называли скоморохами. Была также и игрушка. Угадайте её название.

Он с бубенчиком в руке

В сине – красном колпаке

Он весёлая игрушка,

А зовут его ….(Петрушка)

— На ярмарках устраивались кукольные представления, главным героем которых был веселый Петрушка. (Слайд № 2, 3)

— К нам на урок пришел в гости Петрушка, (Слайд № 4)

который рассказал вот такую историю:

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Конь из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Избы убежали
Из деревни вон!

-Как вы думаете, зачем Петрушка рассказал эту нелепицу, где все перевернуто шиворот-навыворот, так в жизни никогда не бывает?

— Эти веселые стихи называются перевертышем. Автора у него нет, кто-то очень давно его сочинил, люди пересказывали его друг другу, дополняли, поэтому он и называется народным, очень много не известных нам людей приняли участие в его сочинении.

Главная задача перевертыша — насмешить людей, поднять их настроение.

— Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Петрушка».

Эй, Петрушка, наш Петрушка,

Развесёлая игрушка —

Тонкий голос, рыжий волос.

Озорные глазки – расскажи нам сказки!

Расскажи, насмеши, покажи пляски!

Где Петрушка – там и смех.

Ты, Петрушка, лучше всех!

Ты — плясун, ты – певун, ты – весёлый говорун!

Всем хорош! Всем хорош!

Ты тряпичный! Ну и что же?

Если весело с тобой – значит, ты живой!

— Что умеет делать Петрушка? Какой он по характеру? (весёлый, забавный, озорной, смешной)

(Слайд № 5) (Работа в альбомах)

— Нарядите Петрушку в такие цвета, чтобы они передавали его характер. А подспорьем в работе вам будет песенка «Улыбка».

Проверка работы:

— Какие цвета вы выбрали? Почему?

(Слайд № 6)

— Прочитайте стихотворение К Чуковского «Путаница» так, чтобы слушатели развеселились.

phpIeORHp urok 2 klass 1

— Предлагаю посмотреть клип «Цирк».

(Слайд № 7) На экране появляется слово (веселит).

б) — Бывают в жизни и огорчения. Иногда не подумав, можно обидеть небрежным

словом, грубостью.

— Помните, как провёл первый день своей жизни деревянный мальчишка Буратино?

(Слайд № 8) (Драматизация отрывка из сказки А.Толстого «Приключения Буратино

или Золотой ключик»)

«… Прибежав в каморку под лестницей, Буратино шлепнулся на пол около ножки стула.

— Чего бы ещё такое придумать?

Не нужно забывать, что Буратино шёл всего первый день от рождения. Мысли у него маленькие – маленькие, коротенькие – коротенькие, пустяковые – пустяковые.

В это время послышалось:

-Крри — кри, крри – кри….

Буратино завертел головой, оглядывая каморку.

— Эй, кто здесь?

— Здесь я – крри – кри…- Эй, ты кто такой?

— Я – Говорящий Сверчок – живу в этой каморке более ста лет.

— Здесь я хозяин, убирайся отсюда!

(Слайд № 9)

— Хорошо, я уйду, хотя мне грустно покидать комнату, где я прожил сто лет, — ответил Говорящий Сверчок, — но прежде чем я уйду, выслушай полезный совет.

— Оч-ч-ч-ч-ень мне нужны советы старого сверчка.

— Ах, Буратино, Буратино, — проговорил сверчок, — брось баловство, слушайся Карло, без дела не убегай из дома и завтра начни ходить в школу. Вот мой совет. Иначе тебя ждут ужасные опасности и страшные приключения.

Беседа над ситуацией.

-Как вы думаете, прав ли был Буратино, прогоняя старого сверчка из комнаты?

— Давайте поразмышляем, почему же сверчок не ответил грубостью на грубость?

-Отчего у него возникло желание дать Буратино полезный совет? (Сверчок был старым и умным. А Буратино деревянный человечек, да ещё глупый)

— Да, вы правы, Буратино был лишь деревянной куклой, не знающей жизни, не думающей о последствиях своей грубости.

— Помните « мысли у него были маленькие – маленькие». Именно поэтому мудрый сверчок и решил ему помочь, предупредить о грозящей опасности, заставить задуматься.

— А вы всегда думаете, прежде чем сказать что – либо обидное, грубое другу (бабушке, маме, однокласснику)?

-Очень трудно бывает человеку исправить допущенную ошибку. Есть у нашего народа такие пословицы:

(Слайд № 10)

«Худое слово и сладким мёдом не запьёшь».

« От худого слова – да навек ссора».

-Как вы их понимаете? Объясните.

На экране появляется слово (огорчает).

(Слайд № 11)

в) — Когда человек огорчен, обижен, ему трудно справиться с плохим настроением, но всегда на помощь придет друг или взрослые, которые утешат и словом и делом.

— Ребята, знакомы вам стихи А.Барто?

Напомню начало одного из них:

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

— Вспомнили? Продолжите его.

— Как вы думаете, перестанет Таня плакать? Почему? (Её утешают, уговаривают,

успокаивают)

— Конечно, слова, с которыми обратились к Тане, должны утешить её, помочь ей.

— Недаром говорят:

(Слайд № 12)

«Доброе слово лечит, а худое калечит»

— Какие ещё пословицы вы знаете?

«Плохо жить без заботы, худо без доброго слова»

«Доброе слово дом построит, а злое – разрушит»

— Дети, кто расскажет нам сказку «Курочка Ряба»?

— Как вы думаете, перестанут плакать дед и баба? Почему?

— Какое решение приняла Курочка для деда и бабы? Может деду и бабе не надо надеяться на это яйцо? Как вы думаете?

Работа с учебником (с. 21).

(Слайд № 13)

— Прочитаем в книге, что им сказала Курочка.

(Слайд № 14)

На доске появляется слово (утешает).

СЛОВО

веселит

огорчает

утешает 

3. Самостоятельная работа

а) — Приготовьте сигнальные круги.

— Я буду читать стихотворения и рассказы, а вы будете выражать своё отношение к прочитанному сигналами.

— Давайте повторим, что обозначает каждый цвет.

Красный – радость, синий – огорчение, жёлтый – удивление (осуждение).

«Подарили собаку» И.Токмакова

Нет, не просто подарили,

В день рожденья подарили.

Очень славного щенка! (Красный сигнал)

Он малюсенький пока….

Он идёт смешной – смешной,

Путается в лапах.

Подрастёт щеночек мой —

Он поправдашний, живой.

«Огурец и капуста»

Однажды кочан капусты и огурец пошли купаться на речку. Огурец сразу в воду бросился.

А кочан капусты стал раздеваться на берегу – раздевался до самого вечера. Огурец ждал, ждал его и от холода весь покрылся пупырышками и очень расстроился.

— Продолжите рассказ. Как он мог закончиться? (Зелёный сигнал)

« Несли мы облако с собой» А.Барто

Несли мы облако с собой:

Букет сирени голубой.

Взглянула Надя на сирень: (Жёлтый сигнал)

Какой красивый сорт!

Но он завянет через день,

Купили б лучше торт!

Его же можно съесть!

Я торт люблю с орехами,

За тортом бы поехали!

Ну, Наденька! Ну, скромница!

Мы не могли опомниться.

— Что сделала Надя неправильно?

(Слайд № 14) (Удивляемся, радуемся, огорчаемся)

б) – Составьте рассказы по картинкам так, чтобы словами передать удивление, восторг, огорчение, радость.

Работа в парах.

-Придумайте сценку, где бы вы показали, как вы утешаете обиженного.

4. Итог урока.

— Что нового вы узнали о речи?
— Какое может быть слово?
— Какие слова вам больше всего нравятся?

5. Вывод учителя.

Мы должны запомнить – прежде чем сказать – подумай, чтобы не обидеть словом.

  • Сочинение по пословице родина мать умей за нее постоять
  • Сочинение по пословице пустая посуда гремит громче всего
  • Сочинение по пословице о языке и речи
  • Сочинение по пословице от осени к лету поворота нету 4 класс
  • Сочинение по пословице про семью