Сочинение по пословице 6 класс по литературе делу время потехе час

Использован учебник русский язык 4 класс, 1 часть, канакина, горецкий, упражнение 2 страница 6прочитайте пословицы о языке и речи. подготовьтесь

Использован учебник «Русский язык» 4 класс, 1 часть, Канакина, Горецкий, упражнение 2 страница 6

Прочитайте пословицы о языке и речи. Подготовьтесь к конкурсу «Проба пера».  Выберите любую пословицы и составьте на эту тему текст. Подготовьтесь представить своё сочинение в классе.

Сочинение по пословице «В доброй беседе всяк ума копит» для 4 класса

Мы постоянно разговариваем друг с другом, беседуем. Мы делимся своим мнением, рассуждаем, просто что-то сообщаем товарищам.

Общение с другими людьми — важная часть развития человека. Именно в беседе человек имеет возможность не просто что-то узнать, но высказать своё мнение и отношение к услышанному.

Когда человек говорит ерунду, это не даёт ничего ни ему, ни его собеседнику. Это напрасная трата времени.

Но когда человек начинает рассуждать и возникает обмен мнениями, может быть спор, то эта беседа несомненно несёт огромную пользу.

Люди говорили, что в спорах рождается истина. Ведь как бы не был умён один человек, не имея возможности сравнивать свой опыт с чужим, он непременно ошибётся. Сделает неправильный вывод.

Избежать этого и способен честный и принципиальный обмен мнениями. Только такую беседу я бы назвала доброй, ведь только такой разговор помогает человеку что-то понять, стать умнее. 

Вот и получается, что права та пословица, которая утверждает, что в доброй беседе каждый копит ума.

Сочинение по пословице «Умные речи приятно и слушать» для 4 класса

Как часто мы сталкиваемся с болтовнёй. С пустыми разговорами, от которых нет пользы ни уму, ни сердцу.

Мы даром тратим своё бесценное время и даже не задумываемся о том, что что-то теряем. Что-то очень важное.

Бывает так, что встретишь человека и он начинает вести бесконечный монолог о чём-то малозначительном. О пустяках. И при этом думает, что говорит по делу и по существу.

Но его невозможно слушать и хочется быстрее уйти под любым предлогом.

Наверное, каждый из нас оказывался в такой ситуации, а в нашем классе я лично знаю пару человек, разговаривать с которыми очень тяжело по этой самой причине.

Но есть и другие собеседники. От них ты постоянно узнаёшь что-то новое, интересное, увлекательное. Их рассказы несут полезную информацию, их не хочется прерывать.

Такие речи мне очень приятно слушать, потому что они умные. А умную речь приятно и слушать.

Сочинение по пословице «Сперва подумай, а потом скажи» для 4 класса

В моём доме живёт очень интересный мальчик. Мы все считаем его большим оригиналом.

Дело в том, что Сергей любит говорит не думая.

Он постоянно убеждён в том, что может сделать всё, даже не учась этому. Он пытался сам починить телефон, он переустанавливал программу на компьютере, он хотел сколотить двухэтажный скворечник.

Если Сергея спросить, может ли он достать Луну с неба, он обязательно ответит утвердительно. И лишь потом наморщит лоб и скажет, что сделает это не сегодня.

Сколько раз мы просили его о чём-то, и Сергей тут же обещал свою помощь. Но либо не приходил, либо убегал.

Мне кажется, что мальчик уверен, что если он хоть секунду промедлит с ответом, то Земля перевернётся. Поэтому он так спешит соглашаться или что-то утверждать.

Много раз над ним смеялись, но ему, как с гуся вода.

Я не знала раньше этой замечательной пословицы, но теперь обязательно посоветую ему при встрече сперва подумать, а потом сказать.

Сочинение по пословице «По речам узнают человека» для 4 класса

Когда я с кем-то знакомлюсь, встречаю кого-то в первый раз, я всегда внимательно слушаю что и как он говорит. По речи человека можно много понять о нём самом. Можно составить своё впечатление о человеке и решить, стоит ли с ним общаться дальше.

Если человек говорит ни о чём, перемежает речь словами-паразитами, не может связать двух слов, значит это не очень умный человек. С ним становится неинтересно уже через пару фраз.

Умного человека тоже можно узнать с первых фраз. Если человек грамотно строит предложения, если он правильно и чётко выражает свои мысли, то его интересно слушать и сразу становится понятно, что такой человек заслуживает моего внимания.

Но не только об уме человека можно судить по его речи.

По ним можно легко отличить хвастуна, обманщика, зазнайку. Если человек неумеренно восхваляет самого себя, он хвастун. Если он убедительно рассказывает о том, чего не может быть в принципе, он обманщик. Если он цедит слова через зубы, он зазнайка.

С такими людьми у меня разговор короткий. И пусть они потом удивляются тому, что я не стала с ними общаться, хотя совсем их не знаю.

Я узнала о них достаточно по их речам.

Сочинение по пословице «Что на уме, то и на языке» для 4 класса

Очень хорошо, когда человек умеет думать, когда он грамотно излагает свои мысли, когда его слушать не скучно и интересно.

Очень хорошо, когда человек умеет поддержать разговор и знает много любопытных вещей.

Но даже эти явные достоинства могут стать недостатками, если человек говорит не думая.

Никогда нельзя торопиться высказывать то или иное мнение, даже если уверен в его справедливости. Это часто оказывается смешным, а иногда обидным.

Не думая можно обидеть человека, не думая можно рассказать чужую тайну, не думая можно наобещать того, чего не в силах выполнить.

А в итоге, лишиться друзей, прослыть обманщиком или предателем.

Так давайте всегда думать о том, что мы говорим. Это простое правило поможет уберечь нас от многих неприятных моментов.

Сочинение по пословице «Язык мой — друг мой»

Про язык народ придумал множество прекрасных пословиц, которые подчёркивают важность речи для успешного общения между людьми.

Мы говорим, что язык до Киева доведёт, подразумевая, что умение спрашивать всегда поможет отыскать верную дорогу.

Мы говорим, что язык — наш враг, подразумевая, что излишняя болтливость и невоздержанность в речах может стать причиной беды.

Но есть и обратная пословица, которая мне нравится гораздо больше: язык мой — друг мой. Это значит, что правильно поставленный вопрос, умение поддержать и вести беседу, могут стать великолепным помощником для достижения своих целей. Помогут человеку обрести друзей и поддержку.

Чтобы язык стал нашим другом надо совсем немного: овладеть принципами грамотной и вежливой речи, уметь чётко выразить своё мнение, уметь говорить главное, быть кратким и понятным.

Я очень хочу сделать язык своим другом, потому что это принесёт мне успех в жизни. Я в этом уверена. Не зря все успешные люди всегда были прекрасными ораторами.

AVvXsEikcg4nWpX0rjsGZKmjQpKRZpE nj jblNpIwr7fGDBdNsR6vEOtY5OlArBdZpC3VzVm5tKONc1CshHC9Nu yn T434K3QE6NPO9e uXVVz3sj5eELOpIr77nSvrY1f9qehnENm73wH1D0gmBzlJtnryTnSSJWm38ey2pGpoQhBMWtf 4V4mGFLoRkLkg=w400 h294

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 108-113. 

УКМ «Перспектива»

Раздел «Весёлый хоровод». Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Вспомни, какие виды устного народного творчества ты узнал в 1 классе.

В 1 классе мы читали песенки, загадки, пословицы, поговорки, считалки и скороговорки.

2. Чем пословицы отличаются от загадок? Собери пословицы.

В загадке нужно угадать, что загадано. Пословица же представляет собой краткое высказывание, содержащее совет, напутствие.

Соберём пословицы:

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Делу — время, а потехе — час.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Вместе тесно, а врозь скучно.

3. Сравни пословицы. В каком случае есть противопоставление, а в каком — совет, назидание?

Один в поле не воин. В этой пословице есть противопоставление одного и многих. Один — не воин, много — воины.

Больше слушай, меньше говори. В этой пословице есть совет, назидание. Лучше больше слушать, чем много говорить.

4. Вспомни, что ты узнал о загадках в первом классе. Попробуйте с друзьями провести конкурс, кто больше вспомнит и придумает загадок о животных.

В первом классе мы узнали, что загадки бывают рифмованными и нерифмованными. Бывают загадки-вопросы, бывают загадки-описания. Есть загадки о животных, о людях, о погодных явлениях, о растениях.

Учимся придумывать загадки о животных.

Алгоритм создания загадки о животных.

  1. Выбрать животное.
  2. Выбрать его отличительные черты, которые будут упомянуты в загадке.
  3. Составить загадку про эти черты, не называя животное прямо.

Проще составить загадку в прозе, начав её с вопроса. Это так называемые загадки-вопросы. Но можно и попытаться зарифмовать загадку.

Пример самостоятельно придуманных загадок о животных.

Сеть плетёт, а не рыбак, мушек ловит только так!

(Паук)

Стук в лесу раздался вдруг, кто же это — враг иль друг?

(Дятел)

Любит греться и мурчать, как нам зверика назвать?

(Кошка)

В пятнах весь и с длинной шеей, кто же это всех длиннее?

(Жираф)

Мёд найдёт — давай реветь, так в лесу живёт…

(Медведь)

От неё нам молоко, начинается на ко…

(Корова)

Шар колючий на тропинке, кто же это тут, Иринка?

(Ёжик)

Полосатый, а не тигр, убежит скачками мигом.

(Зебра)

Это что за хулиган в море выстроил фонтан?

(Кит)

Домик тащит на спине, целый день ползёт ко мне.

(Улитка)

5. С какими новыми видами устного народного творчества ты познакомился в этом году?

Мы узнали, что есть заклички, пестушки, потешки, перевёртыши, приговорки.

6. Вспомни, как называются смешные песенки и стихотворения, которые ты прочитал в разделе «Весёлый хоровод».

Мы прочитали стихотворения:

Э. Успенский «Память»

Ю. Мориц «Хохотальная путаница»

Д. Хармс «Весёлый старичок»

К. Чуковский «Путаница»

7. Как ты думаешь, зачем создавались пестушки и потешки? Составьте небольшой текст о том, как в далёкие времена воспитывали малых детушек.

Пестушки и потешки создавались для того, чтобы развлечь совсем маленьких детей, чтобы отвлечь их от слёз, чтобы они не мешали взрослым.

Текст «Как в далёкие времена воспитывали малых детушек»

В далёкие времена у родителей не было много времени на воспитание детей. Взрослые постоянно трудились, они работали в поле, на огороде, по хозяйству.

А детей у них было много. Редко в какой семье было два-три ребёнка. Вот и приходилось воспитывать детишек на бегу.

Заплачет ребёнок — а у мамы потешка наготове. Прочитает она её, и вот уже дите смеётся. Станет капризничать малый, а у бабушки пестушка есть. И снова ребёнок доволен. И так на каждый случай в жизни.

Но так воспитывали совсем маленьких. Чуть дети подрастали и начинали что-то понимать, как родители пускали в ход скороговорки, которые учили детей хорошо говорить, загадки, которые учили детей думать, считалки, которые учили их считать, пословицы и поговорки, которые передавали детям опыт взрослых.

Вот и получается, что для воспитания детей люди в прошлом использовали разные жанры устного народного творчества.

8. Придумай несколько потешек для самых маленьких.

Примеры самостоятельно придуманных потешек

Котик моет мордочку,

Котик моет пузико.

Ну-ка, Вася, подержи

Котика за усики!

Солнца лучик щекотался,

Лучик в зеркальце попался,

Вот поставим в уголок,

Постоит он там чуток.

Моем руки, моем ножки,

Моем личико Серёжке.

Вот полюбит мыться внучек,

Будет чистым, как огурчик!

9. Вспомни, что ты узнал о переводе в первом классе. Что такое перевод слово за словом? Как ещё называют такой перевод?

В 1 классе мы узнали, что произведения, написанные на других языках, переводят писатели-переводчики. Тогда эти произведения мы можем читать на родном языке.

Если переводчик переводит слово за словом, не отступая от текста, то такой перевод называется дословным.

10. Сравни два перевода стихотворения «Храбрецы». В чём своеобразие каждого произведения? Поэты увидели храбрецов по-разному. Найди эти различия.

Маршак и Чуковский по-разному увидели портных. Каждый переводчик по-своему описал героев, использовал свои рифмы.

В описании Чуковского портные просто трусливые хвастуны. Они много хвалились, но увидели улитку и испугались.

В переводе Маршака портные вышли на бой с улиткой, но поняли, что переоценили свои силы и тоже испугались и убежали. Но они хотя бы не хвастали наперёд.

11. Каким тоном надо прочитать стихотворения? Что надо подчеркнуть: насмешку, удивление, гордость?

Удивляться и гордиться тут нечему. Мы должны подчеркнуть насмешку автора, его иронию.

AVvXsEh8KSGa7f9qyJpMhkUTwzFJAFSkWc 6imIKQZ0hDFqVGse8 j QuP7ECylFQhliT005lCnneNvsHSwmPCk2I kqmCzbGLn qaSxAgRVZQEfkddP7oEVVhOrt2jtbmdVHKRJO5VJUfRT1kLVpgXDnwcSduQ8S0A7lexxSx bImyQCf14fEsIjPKACXGaQ=w400 h269

C:UsersМураховская МАDesktopРАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ 2019-2020Титульные листы отсканированные4 классЛит чтение на род яз.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном русском языке» для 4 класса разработана на основе примерной программы курса «Литературное чтение» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и образовательной программы МАОУ СОШ № 2.

Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном русском языке» являются:

  • воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВЫОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • формирование ответственного отношения к прочтению литературных произведений;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий врамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

        Предметные

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; древнерусской литературы, русских писателей 19-20 веков;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.

Учащиеся научатся:

• осознанно воспринимать содержание изученных произведений;

Учащиеся получат возможность:

• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;

• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литературные сказки – 5 часов

Понятия: произведение, устная словесность. Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки. Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.

Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств, выражение содержания.

Делу время – потехе час – 3 часа

Край родной – 4 часа

Зарубежная литература – 5 часов

Произведение, созданное писателем. Эпическое произведение.

Эпическое произведение-произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.

Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.

Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении.

Место учебного курса в  учебном  плане

На изучение предмета «Литературное чтение на родном русском языке» отводится 0,5 ч в неделю (17 часов).  

.

Тематическое планирование по  литературному чтению  на родном русском языке

I четверть (ч)

II четверть (ч)

III четверть (9 ч)

IV четверть (8 ч)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

№ п/п

Тема

Кол-во часов

№ п/п

Тема

Кол-во часов

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Литературные сказки  

5 ч

1.

Край родной

 3 ч

2.

Делу время – потехе час

3 ч

2.

Зарубежная литература

5 ч

3.

Край родной

 1 ч

Итого:

9 ч

8 ч

Итого за год:

17 ч

                                                    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Кол-во часов

Название темы/урока

Основные виды деятельности

ДАТА

план

факт

Литературные сказки-5ч

1

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному художественному тексту.

1

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.

1

А. Линдгрен «Веселая кукушка»

Рассказывать о герое произведения, сравнивать его с другими героями,

наблюдать за особенностями языка сказок.

определять отношение и высказывать свое мнение о произведение и его героях.

1

Обобщение по разделу «Литературные сказки»

Вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

«Делу время – потехе час» — 3ч

1

Н.Носов «Замазка»

Осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту.

1

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

Определять главную мысль и героев произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания).

1

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час»

Использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора без использования терминологии), определяющие отношение автора к герою, событию.

Край родной – 4 ч

1

Путешествие в мир поэзии Б.Л.Пастернак «Золотая осень»

Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская  литература, структура текста, герой, автор) и средств  художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

1

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

Понимать значимость чтения  для личного развития;   иметь представление о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятиях о добре и зле, дружбе, честности.

1

Н. Языков «Конь»

Понимать ценность и значимость русской литературы.

1

О родине. Проект: «Они защищали Родину»

Понимать значимость чтения для личного развития;   иметь представление о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятиях о добре и зле, дружбе, честности; рассказывать об  исторических событиях, используя материал летописи.

Зарубежная литература-5

1

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица главных героев; высказывать свое мнение о прочитанном произведении, давать оценку поступкам героев.

1

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

Различать понятие  «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов, задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

1

Шанкар «Про слониху Сати и мальчика по имени Бабу»

Выявлять специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному тексту.

1

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

Находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

1

С.Лагерлеф «Святая ночь»

Пересказывать содержание произведения  выборочно и сжато.

1

Обобщающий урок

Осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному тексту.

№ п/п

Название раздела и темы

Кол-во часов

Дата проведения план

Дата проведения факт

Вид

контроля

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее – 20 часов

1.

Где путь прямой, там не езди по кривой. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда — кривда).

1

Текущий

2.

Где путь прямой, там не езди по кривой. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда — кривда).

1

Текущий

3.

Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (дружба и братство).

1

Текущий

4.

Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (дружба и братство).

1

Текущий

5.

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления и растения (названия дождя, ветра, снега).

1

Текущий

6.

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления и растения (названия дождя, ветра).

1

Текущий

7.

Сошлись два друга – мороз и вьюга. Слова, называющие природные явления и растения (названия снега, изморози).

1

Текущий

8.

Сошлись два друга – мороз и вьюга. Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения.

1

Текущий

9.

Ветер без крыльев летает. Слова, называющие природные явления и растения (названия дождя, ветра).

1

Текущий

10.

Ветер без крыльев летает. Слова, называющие природные явления и растения (названия дождя, ветра).

1

Текущий

11.

Какой лес без чудес. Слова, называющие леса и его обитателей.

1

Текущий

12.

Какой лес без чудес. Слова, называющие леса и его обитателей.

1

Текущий

13.

Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

1

Текущий

14.

Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

1

Текущий

15.

Заиграйте, мои гусли… Слова, называющие предметы традиционной русской культуры — музыкальны инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

1

Текущий

16.

Заиграйте, мои гусли… Слова, называющие предметы традиционной русской культуры — музыкальны инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

1

Текущий

17.

Что ни город, то норов. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

1

Текущий

18.

Что ни город, то норов. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

1

Текущий

19.

У земли ясно солнце, у человека – слово. Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

1

Текущий

20.

У земли ясно солнце, у человека – слово.

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

1

Текущий

Раздел 2. Язык в действии — 8 часов

21.

Для чего нужны суффиксы? Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка.

1

Текущий

22.

Для чего нужны суффиксы?  Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка.

Практическая работа.

1

Текущий,

самопро-верка

23.

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?  Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных).

1

Текущий

24.

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

1

Текущий,

25.

Как изменяются имена существительные во множественном числе? Словоизменение отдельных форм множественного числа имён существительных (например, родительный падеж множественного числа слов).

1

Текущий

26.

Как изменяются имена существительные во множественном числе? Словоизменение отдельных форм множественного числа имён существительных (например, родительный падеж множественного числа слов).

Практическая работа.

1

Текущий, самопро-верка

27.

Зачем в русском языке такие разные предлоги. Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением).

1

Текущий

28.

Зачем в русском языке такие разные предлоги. Практическая работа.

1

Текущий, самопро-верка

Раздел 3. Секреты речи и текста – 7 часов

29.

Создаём тексты-рассуждения.  

1

Текущий

30.

Создаём тексты-рассуждения.  

1

Текущий

31.

Учимся редактировать тексты.

1

Текущий

32.

Учимся редактировать тексты.

1

Текущий

33.

Учимся редактировать тексты.

1

Текущий

34.

Создаём тексты-повествования.

1

Текущий

35.

Создаём тексты-повествования. Особенности устного выступления.

1

Текущий

№ п/п

Название раздела и темы

Кол-во часов

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее – 20 часов

1.

Где путь прямой, там не езди по кривой. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда — кривда).

1

2.

Где путь прямой, там не езди по кривой. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда — кривда).

1

3.

Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (дружба и братство).

1

4.

Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (дружба и братство).

1

5.

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления и растения (названия дождя, ветра, снега).

1

6.

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления и растения (названия дождя, ветра).

1

7.

Сошлись два друга – мороз и вьюга. Слова, называющие природные явления и растения (названия снега, изморози).

1

8.

Сошлись два друга – мороз и вьюга. Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения.

1

9.

Ветер без крыльев летает. Слова, называющие природные явления и растения (названия дождя, ветра).

1

10.

Ветер без крыльев летает. Слова, называющие природные явления и растения (названия дождя, ветра).

1

11.

Какой лес без чудес. Слова, называющие леса и его обитателей.

1

12.

Какой лес без чудес. Слова, называющие леса и его обитателей.

1

13.

Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

1

14.

Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

1

15.

Заиграйте, мои гусли… Слова, называющие предметы традиционной русской культуры — музыкальны инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

1

16.

Заиграйте, мои гусли… Слова, называющие предметы традиционной русской культуры — музыкальны инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

1

17.

Что ни город, то норов. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

1

18.

Что ни город, то норов. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

1

19.

У земли ясно солнце, у человека – слово. Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

1

20.

У земли ясно солнце, у человека – слово.

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

1

Раздел 2. Язык в действии — 8 часов

21.

Для чего нужны суффиксы? Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка.

1

22.

Для чего нужны суффиксы?  Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка.

Практическая работа.

1

23.

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?  Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных).

1

24.

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

1

25.

Как изменяются имена существительные во множественном числе? Словоизменение отдельных форм множественного числа имён существительных (например, родительный падеж множественного числа слов).

1

26.

Как изменяются имена существительные во множественном числе? Словоизменение отдельных форм множественного числа имён существительных (например, родительный падеж множественного числа слов).

Практическая работа.

1

27.

Зачем в русском языке такие разные предлоги. Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением).

1

28.

Зачем в русском языке такие разные предлоги. Практическая работа.

1

Раздел 3. Секреты речи и текста – 7 часов

29.

Создаём тексты-рассуждения.  

1

30.

Создаём тексты-рассуждения.  

1

31.

Учимся редактировать тексты.

1

32.

Учимся редактировать тексты.

1

33.

Учимся редактировать тексты.

1

34.

Создаём тексты-повествования.

1

35.

Создаём тексты-повествования. Особенности устного выступления.

1

№ п/п

Название раздела и темы

Кол-во часов

Дата прове-дения план

Дата прове-дения факт

Вид

контроля

Раздел 1. Секреты речи и текста – 8 часов

1-2

Как люди общаются друг с другом. Общение. Устная и письменная речь.

2

Текущий

3-4

Вежливые слова. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как приветствовать взрослого и сверстника? Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?)

2

Текущий

5

Как люди приветствуют друг друга. Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.

1

Текущий

6

Зачем людям имена. Имена в малых жанрах фольклора.

1

Текущий

7-8

Спрашиваем и отвечаем. Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

2

Текущий

Раздел 2. Язык в действии – 10 часов

9-11

Выделяем голосом важные слова. Роль логического ударения.

3

Текущий

12

Как можно играть звуками. Звукопись в стихотворном художественном тексте.

1

Текущий

13-16

Где поставить ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

4

Текущий

17-18

Как сочетаются слова. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

2

Текущий

Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее – 12 часов

19-21

Как писали в старину. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

3

Текущий

22

Практическая работа «Оформление буквиц и заставок».

1

Текущий самопро-верка

23-26

Дом в старину: что как называлось. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта. Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.)

4

Текущий

27-30

Во что одевались в старину. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта. Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)

4

Текущий

Раздел 4. Секреты речи и текста – 3 часа

31-33

Сравниваем тексты. Сопоставление текстов.

3

Текущий

№ п/п

Название раздела и темы

Кол-во часов

Дата проведения план

Дата проведения факт

Вид

контроля

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее – 16 часов

1-2

По одёжке встречают… Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети.

2

Текущий

3-4

Ржаной хлебушко калачу дедушка. Слова, называющие то, что ели в старину: какие из них сохранились до нашего времени. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с едой.

2

Текущий

5-6

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Слова, называющие то, что ели в старину: какие из них сохранились до нашего времени. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с едой.

2

Текущий

7-8

Каша – кормилица наша. Слова, называющие то, что ели в старину: какие из них сохранились до нашего времени. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с едой.

2

Текущий

9-10

Любишь кататься – люби и саночки возить. Слова, называющие детские забавы, игрушки. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с детскими забавами.

2

Текущий

11-12

Делу время, потехе час. Слова, называющие игры и игрушки. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с детскими играми и игрушками.

2

Текущий

13-14

В решете воду не удержишь. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта – домашнюю утварь. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с домашней утварью.

2

Текущий

15-16

Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития.

Проектные задания: «Почему это так называется?». Представление результатов выполнения проектных заданий: «Секреты семейной кухни», «Интересная игра», «Музеи самоваров в России», «Почему это так называется?»

2

Текущий

Раздел 2. Язык в действии – 11 часов

17-18

Помогает ли ударение различать слова? Смыслоразличительная роль ударения.

2

Текущий

19

Для чего нужны синонимы? Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста. 

1

Текущий

20

Для чего нужны антонимы? Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Уточнение лексического значения антонимов.

1

Текущий

21

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

1

Само-проверка

22-23

Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

2

Текущий

24-25

Как можно объяснить значение слова? Разные способы толкования значения слов. 

2

Текущий

26

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.

1

Текущий

27

Практическая  работа «Учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

1

Само-проверка

Раздел 3. Секреты речи и текста – 8 часов

28-29

Учимся вести диалог. Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища). Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

2

Текущий

30-31

Составляем развёрнутое толкование значения слова. Создание собственного текста: развёрнутое толкование значения слова.

2

Текущий

32-33

Устанавливаем связь предложений в тексте. Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

2

Текущий

34-35

Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования. Создание текстов-инструкций с опорой на предложенный текст. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

2

Текущий

№ п/п

Название раздела и темы

Кол-во часов

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее – 16 часов

1-2

По одёжке встречают… Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети.

2

3-4

Ржаной хлебушко калачу дедушка. Слова, называющие то, что ели в старину: какие из них сохранились до нашего времени. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с едой.

2

5-6

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Слова, называющие то, что ели в старину: какие из них сохранились до нашего времени. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с едой.

2

7-8

Каша – кормилица наша. Слова, называющие то, что ели в старину: какие из них сохранились до нашего времени. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с едой.

2

9-10

Любишь кататься – люби и саночки возить. Слова, называющие детские забавы, игрушки. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с детскими забавами.

2

11-12

Делу время, потехе час. Слова, называющие игры и игрушки. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с детскими играми и игрушками.

2

13-14

В решете воду не удержишь. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта – домашнюю утварь. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с домашней утварью.

2

15-16

Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития. Проектные задания: «Почему это так называется?». Представление результатов выполнения проектных заданий: «Секреты семейной кухни», «Интересная игра», «Музеи самоваров в России», «Почему это так называется?»

2

Раздел 2. Язык в действии – 11 часов

17-18

Помогает ли ударение различать слова? Смыслоразличительная роль ударения.

2

19

Для чего нужны синонимы? Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста.

1

20

Для чего нужны антонимы? Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Уточнение лексического значения антонимов.

1

21

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты

стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

1

22-23

Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

2

24-25

Как можно объяснить значение слова? Разные способы толкования значения слов.

2

26

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.

1

27

Практическая  работа «Учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

1

Раздел 3. Секреты речи и текста – 8 часов

28-29

Учимся вести диалог. Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища). Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

2

30-31

Составляем развёрнутое толкование значения слова. Создание собственного текста: развёрнутое толкование значения слова.

2

32-33

Устанавливаем связь предложений в тексте. Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

2

34-35

Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования. Создание текстов-инструкций с опорой на предложенный текст. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

2

№ п/п

Название раздела и темы

Кол-во часов

Дата проведения план

Дата проведения факт

Вид

контроля

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее – 12 часов

1-2

Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Слова, связанные с обучением. Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с учением.

2

Текущий

3-4

Вся  семья вместе, так и душа на месте. Слова, называющие родственные отношения (матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с родственными отношениями.

2

Текущий

5-6

Красна сказка складом, а песня ладом. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Слова, связанные с качествами и чувствами людей (добросердечный, благодарный, доброжелательный, бескорыстный).

2

Текущий

7-8

Красное словцо. Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей.

2

Текущий

9-10

Язык  языку  весть подаёт. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

2

Текущий

11-12

Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела.

2

Текущий

Само-проверка

Раздел 2. Язык в действии – 8 часов

13-15

Трудно ли образовывать формы глагола? Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).

3

Текущий

16-17

Можно ли об одном и том же сказать по- разному? Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

2

Текущий

18-19

Как и когда появились знаки препинания? История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

2

Текущий

20

Мини – сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по – разному?»

1

Само-проверка

Раздел 3. Секреты речи  и текста – 15 часов

21-22

Задаём вопросы в диалоге. Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

2

Текущий

23-24

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста. Особенности озаглавливания текста.

2

Текущий

25-27

Учимся составлять план текста. Составление плана текста, не разделённого на абзацы.

3

Текущий

28-30

Учимся пересказывать текст. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица, (на практическом уровне).

3

Текущий

31-33

Учимся оценивать и редактировать тексты. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

3

Текущий

34-35

Представление результатов выполнения проектного задания « Пишем разные тексты об одном и том же».

2

Текущий Само-проверка

№ п/п

Название раздела и темы

Кол-во часов

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее – 12 часов

1-2

Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Слова, связанные с обучением. Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с учением.

2

3-4

Вся  семья вместе, так и душа на месте. Слова, называющие родственные отношения (матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с родственными отношениями.

2

5-6

Красна сказка складом, а песня ладом. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Слова, связанные с качествами и чувствами людей (добросердечный, благодарный, доброжелательный, бескорыстный).

2

7-8

Красное словцо. Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей.

2

9-10

Язык  языку  весть подаёт. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

2

11-12

Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела.

2

Раздел 2. Язык в действии – 8 часов

13-15

Трудно ли образовывать формы глагола? Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).

3

16-17

Можно ли об одном и том же сказать по- разному? Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

2

18-19

Как  и когда появились знаки препинания? История возникновения и функции знаков препинания (в

рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

2

20

Мини – сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по – разному?»

1

Раздел 3. Секреты речи  и текста – 15 часов

21-22

Задаём вопросы в диалоге. Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

2

23-24

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста. Особенности озаглавливания текста.

2

25-27

Учимся составлять план текста. Составление плана текста, не разделённого на абзацы.

3

28-30

Учимся пересказывать текст. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица, (на практическом уровне).

3

31-33

Учимся оценивать и редактировать тексты. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

3

34-35

Представление результатов выполнения проектного задания « Пишем разные тексты об одном и том же».

2

%25D0%2591%25D0%25B5%25D0%25B7%2B%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F

ПРОБЛЕМА

Василий Песков поднимает экологическую проблему: почему люди
должны беречь Землю?

КОММЕНТАРИЙ

Пример-иллюстрация 1

Текст Пескова начинается со слов,
что Земля  — шар, на снимке из космоса
видны материки, моря и океаны, но «подробности земной жизни издалека не
видны»
, — пишет Песков. Песков рассказывает о происхождении жизни на Земле,
о том, что дает человеку тепло солнца, кислород, атмосфера и вода Земли.
Описывая жизнь на Земле, автор замечает, что между огромными многотонными
китами и двухграммовыми землеройками «огромное число животных, которым
Земля стала родным домом».

Пример-иллюстрация 2

С другой стороны, автор обращает
внимание на то, что человек – венец творения – разрушает  среду обитания животных и растений: «многие
животные исчезли или стали исключительно редкими
», «растут
площади жарких пустынь и пустошей, истощаются плодородные земли, высыхают
озёра, исчезают на равнинах малые реки»
— пишет Песков.

Смысловая связь между
примерами-иллюстрациями

Понятно, что с одной стороны,
автор восхищается Землей и ее красотами, а с другой – предостерегает человека
от необратимых поступков, призывая его беречь Землю – наш общий дом. В начале
текста Песков описывает вид Земли из космоса, а завершается текст описанием  Земли вблизи: «огни больших городов и
маленьких деревень», «Земля со следами зверей, хлебными полями и кудрями лесов».

И эта наша Земля, по мысли Пескова, — одна, одна для всех, другой нет и не
будет.

Авторская позиция

Авторская позиция Пескова наиболее
полно выражена в словах ученого, которые так понравились автору: «Во
Вселенной мы одни, и непохоже, что где-нибудь нас ждут. Надо беречь свой дом —
родную Землю».

ОБОСНОВАНИЕ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ

Мне понятна тревога журналиста и
писателя Пескова. Судьба нашей планеты в наших руках. Ученые считают, что через
какое-то время Солнце и Земля погибнут. И уже сегодня планируются полеты на
Марс и другие планеты, чтобы в будущем, возможно, переселить на них жителей
Земли. И чтобы успеть подготовиться к этим полетам, необходимо заботиться о
нашем общем доме – Земле, иначе экологические проблемы могут убить Землю раньше
времени.

292 слова

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

Земля из космоса

(1)Лишь совсем недавно человек узнал,
что Земля — это шар.
(2)Думали, стоит Земля на трёх слонах, а ночью звёздный
мир
её укрывает. (3)Теперь вокруг шара человек пролетает менее чем за два
часа. (4)Землю можно увидеть со стороны. (5)Вот снимок, сделанный из космоса.
(6)Да, Земля — это шар, на нём видны материки, моря, облака, восходы и
заходы Солнца. (7)Подробности
земной жизни издалека не видны, но они есть, их много…
 

Надо беречь Землю: мы одни

(8)Два десятка лет назад американцы
провели опрос учёных: что дали человечеству полёты в космос? (9)Много было
интересного в ответах. (10)Мне запомнился этот: «Во Вселенной мы одни, и
непохоже, что где-нибудь нас ждут. (11)Надо беречь свой дом — родную
Землю». (12)Хороший ответ.

Замечательная планета: солнце, кислород, атмосфера, смена времен года, дней
и ночей

(13)Сегодня с высоты своих знаний человек может сказать: «Замечательная нам
досталась планета».
(14)В самом деле, есть на планете вода, без которой жизнь была бы невозможной.
(15)Близость Солнца даёт не иссякающее от времени тепло. (16)Вращение Земли
обеспечивает чередование дней и ночей на планете, смену времён года.
(17)Зелёные растения наполняют атмосферу кислородом. (18)Они накапливают
углерод и выделяют в верхние слои атмосферы животворный кислород и озон,
прикрывающий всё живое от губительных лучей Солнца.
 

Эволюция жизни

(19)Конечно, зародившейся жизни миллионы
лет приходилось приспосабливаться
к изначальным условиям на планете. (20)Живые организмы уступали место на Земле более совершенным. (21)От
многих животных уцелели лишь кости. (22)Но некоторые виды дожили до наших
времён. (23)Живут в океанской воде на грани истребления человеком громадные киты, самые
большие существа, когда-либо жившие на Земле. (24)Самые маленькие из
млекопитающих — мышь-малютка
и землеройка
, весящая всего два грамма.

Человек – властелин и хозяин жизни

(25)Между китами и мышами огромное число
животных, которым Земля стала родным домом. (26)И во главе всего сущего стоит человек. (27)Он
часто решает, кому жить,
а кому в жизни должно быть отказано.

Человек разрушает среду обитания

(28)Миллионы лет отбирала Природа животных,
определяя
места, где они могут жить, где могут кормиться. (29)Человек
давно изучил
эти места и первым тянется к добыче, разрушает среду, в
которой
животным комфортно. (30)Так разрушаются основы нашего общего
Дома.

Исчезли:

(31)Многие животные исчезли или стали исключительно редкими. (32)Уже давно мы
не видим пролетающих журавлей, мало кто слышит токующих глухарей, крик
перепёлок. (33)И так везде
на Земле
. (34)Двести лет назад американцы варварски истребили миллионы бизонов,
а в середине прошлого века химия
выкосила
в Америке культовую птицу — белоголового орлана. (35)В
Африке на больших пространствах уничтожили тысячи носорогов: нужна была земля для посевов зерна.
(36)Растут площади жарких
пустынь
и пустошей, истощаются
плодородные земли
, высыхают
озёра
, исчезают на равнинах малые реки.

Земля – единственный дом

(37)Вот что имел в виду учёный, ответивший
на вопрос о космосе. (38)Планету
Земля нам надо беречь
. (39)Никто не ждёт высадки землян на другие планеты. (40)А Земля
по-прежнему нас кормит, даёт нам дышать, снабжает водой, теплом и радостью жизни, идущей от
наших соседей: зверей, птиц, рыб, насекомых, образующих сложный узор жизни.

Земля вблизи

(41)Вот как выглядит Земля, если взглянуть
на неё со стороны. (42)Очертания материков. (43)Следы деятельности вулканов.
(44)Огни больших городов и маленьких деревень. (45)Озёра на суше и острова в
океане. (46)Текут по Земле большие реки, струнами вытянуты дороги. (47)Земля,
изрытая шахтами и лисьими норами. (48)Земля со следами зверей, хлебными полями
и кудрями лесов… (49)Такой
общий наш Дом.

(По В. М. Пескову*)

Василий Михайлович Песков (1930–2013) —
советский и российский писатель, журналист и фотокорреспондент.

  • Сочинение по повести юшка
  • Сочинение по пословицам даля
  • Сочинение по пословице 4 класс презентация
  • Сочинение по пословице 3 класс золото познается огнем а друг золотом
  • Сочинение по портрету шаляпина