Сочинение по портрету шаляпина

Реферат на тему передвижники и русская живопись по дисциплине история выполнила студентка гр. уп-16 шемякина е.и. преподаватель доц. дмитриев а.в.

Реферат
на тему «Передвижники и русская живопись»
по дисциплине «История»
Выполнила студентка гр. УП-16
Шемякина Е.И.
Преподаватель доц. Дмитриев А.В.
Екатеринбург 2017

Содержание

Введение
1. Передвижники
1.1 Основание общества
1.2 Идеология передвижников
1.3 Состав Товарищества передвижников
1.4 Первая выставка
2. Русская живопись второй половины 19 века. Творчество передвижников
Заключение
Список литературы и интернет ресурсы

Введение
российский художник выставка передвижник
В семидесятых годах XIX века возникло новое, не зависящее от Академии художеств, творческое объединение – Товарищество передвижных художественных выставок. Организация передвижников превратилась очень скоро в крупнейший центр художественной жизни России, в оплот нового реалистического направления в живописи, а императорская Академия художеств, хотя и оставалась официальным руководящим органом в области искусства, все более утрачивала авторитет и эту роль основного центра.
Созданное по инициативе Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге, В.Г. Перова, Товарищество включило в свой состав передовые силы русской демократической художественной культуры. Идейным и организационным руководителем передвижников долгие годы был И.Н. Крамской. В своем творчестве передвижники, на основе реалистического метода, глубоко и всесторонне отображали современную им жизнь трудового народа России. Бытовой жанр являлся ведущим в их творчестве. Важное место занимало у них и искусство портрета, замечательное содержательностью социально-психологических характеристик. Многие произведения передвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные движения. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием. Значительное число произведений передвижников воспроизводило образы народного творчества и литературы. Правдиво изображая события и сцены из жизни, они в своих работах выносили приговор окружающей действительности, обличали жестокое угнетение народа. Вместе с тем передвижники показали героическую борьбу народа за социальное и национальное освобождение, мудрость, красоту, силу человека труда, многообразие и поэтическое обаяние родной природы.
Своим творчеством передвижники активно участвовали в широком общедемократическом движении эпохи, в борьбе прогрессивных общественных сил против самодержавия и пережитков крепостничества в царской России. Именно поэтому передвижников поддерживала передовая часть общества.
На протяжении 70-80-х годов 19-го века творчество передвижников углублялось и совершенствовалось. Их организация крепла, приобретала все больший авторитет и популярность у широкой публики.

1. Передвижники
Передвижниками называют – творческое объединение российских художников, ярко проявившее себя в последней трети XIX в.
Участники Товарищества (передвижники) противопоставляли своё творчество представителям официального академизма. Организуя передвижные выставки в различных городах, они вели просветительскую деятельность.

1.1 Основание общества

Основание Товарищества передвижных художественных выставок было результатом общественно-политической ситуации в стране. Это была эпоха Великих реформ Александра II.
Во время его правления были проведены реформы во многих сферах жизни, в том числе и в сфере образования – произошло реформирование Императорской Академии художеств. Новым уставом Академии 1859 г. вводился ряд изменений в её работу. Но эти изменения не сразу искоренили действовавшие в Академии консервативные взгляды и подходы к творчеству. В результате 9 ноября 1863 г. 14 самых выдающихся учеников Императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание – написание картины на избранную самим художником тему. Совет Академии отказал им в этом, и тогда все 14 художников покинули Академию. Это событие назвали «Бунтом четырнадцати». Вот имена этих «бунтарей»: Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский, Иван Крамской, Алексей Корзухин, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов.

1.2 Идеология передвижников

Деятельность передвижников основывалась на идеях народничества. Каковы были эти идеи?
Идеология народничества появилась в Российской империи в 1860-х годах и позиционировала себя как «сближение» интеллигенции с народом. Народничество не было однородным: выделяют консервативное народничество, реформистское, либерально-революционное, социально-революционное, анархистское.
Возникновению народничества способствовали противоречивые процессы модернизации и перехода российского общества середины XIX в. от феодальных к буржуазным отношениям. Народничество (идеи его существовали в Российской империи во всех видах искусства того времени) ставило своей задачей изучение разных сторон народной жизни и сближение интеллигенции с народом, преимущественно с крестьянством. Они считали, что именно в народной массе живут общественные и этические идеалы.
В проекте Устава передвижников провозглашалось в том числе следующее: «Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений».

1.3 Состав Товарищества передвижников

В состав передвижников в разное время входили художники И.Е. Репин, В.И. Суриков, Н.Н. Дубровской, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, А.К Саврасов, И.И. Шишкин, В.М. Максимов, К.А. Савицкий, А. М. Васнецов, В.М. Васнецов, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, И.И. Левитан, В.А. Серов, А.М. Корин, А.Е. Архипов, В.К. Бялыницкий-Бируля, И.Н. Крамской, В.Г. Перов и другие.
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886)
Следует подчеркнуть, сто состав Товарищества не был постоянным: его покидали одни и приходили другие. Например, И.И. Левитан стал членом Товарищества в 1891 г., когда в деятельности передвижников уже закончился расцвет, приходившийся на 1870-1880 гг. А художники В. Серов, С. Иванов, М. Нестеров, С. Виноградов, А. Архипов, А. Васнецов в разное время покинули Товарищество. Прекратило свою деятельность Товарищество в 1923 г. уже в СССР.
Кроме членов Товарищества участниками передвижных выставок были художники-экспоненты: М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, А.П. Рябушкин и др. Экспонент – художник, не состоявший в товариществе, но участвовавший в выставке с определённым своим произведением. Работа экспонента принималась на выставку голосованием на общем собрании. Число участников-экспонентов на выставках всегда было значительным.

1.4 Первая выставка

Первая выставка передвижников была открыта в Петербурге 29 ноября 1871 г. в здании Академии художеств. Были показаны работы 16 художников. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве, Харькове и других городах (всего в 12 городах). Она стала настоящим событием в культурной жизни России. Особым успехом пользовались картины А. Саврасова «Грачи прилетели», Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». Скажем несколько слов об этих произведениях и обратим внимание на то, что все они основаны на сюжетах русской истории или русской природы.

2. Русская живопись второй половины 19 века. Творчество передвижников
Характерные для Передвижников картины отличались большой силой психологизма и социального обобщения, высоким мастерством типизации, умением через отдельные образы и сюжеты представлять целые классы и сословия. Ведущими жанрами в искусстве Передвижников были бытовой жанр и портрет, позволявшие наиболее полно показывать жизнь народа, создавать образы передовых людей, прямо утверждать демократические идеалы. Значительное развитие получили также исторический жанр и пейзаж; в картинах на евангельские сюжеты воплощались актуальные нравственно-философские проблемы.
Творчество Передвижников в период своего расцвета в 1870–90-х гг. развивалось в сторону всё более широкого охвата жизни, всё большей естественности и свободы изображения. На смену несколько скованной и суховатой манере письма тёмными красками приходят свободная, широкая манера, передача световоздушной среды с помощью светлой палитры, рефлексов, цветных теней; разнообразнее и свободнее становится композиция картины, отражавшая стремление художников к наибольшей естественности изображения, к воссозданию живой связи человека с окружающей средой, природой. В творчестве Передвижники критический реализм достиг в русском изобразительном искусстве своей кульминации. Новаторское, подлинно народное искусство Передвижники служило действенным средством демократического, общественного, нравственного и эстетического воспитания многих поколений и в конечном счёте стало важным фактором развития русского освободительного движения, помогало росту революционного сознания общества. В. И. Ленин, передовые деятели русского революционного движения и русской культуры дали высокую оценку творчеству Передвижники
Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.
Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.
Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого было руководство Академии художеств. Деятели академии внушали своим ученикам идеи о том, что искусство выше жизни, выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематику для творчества художников.
9 ноября 1863 г. большая группа выпускников Академии художеств отказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавской мифологии и покинула Академию. Во главе бунтарей стоял Иван Николаевич Крамской (1837–1887). Они объединились в артель и стали жить коммуной. Через семь лет она распалась, но к этому времени зародилось «Товарищество передвижных художественных выставок», профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях.
«Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» с его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. В ту пору — в 60–70-е гг. XIX в.– идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая. Лишь со временем художники вспомнили о самоценности живописи.
Передвижники обратились к правдивому, с демократических позиций изображению жизни и истории народа, родной страны, её природы. Стремясь служить своим творчеством интересам трудового народа, они прославляли его величие, силу, мудрость и красоту, а часто поднимались до беспощадного обличения его угнетателей и врагов, невыносимо тяжёлых условий его жизни. В гуманистическом искусстве Передвижники нашли решительное осуждение российские самодержавные порядки, с горячим сочувствием было показано освободительное движение русского народа.
Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов (1834–1882). В своих произведениях Перов страстно обличает существующий строй, с большим мастерством и убедительностью показывает тяжелую долю народа. В картине «Сельский крестный ход на пасху» художник показал русскую деревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирически изобразил сельское духовенство. Поражает своим драматизмом, безысходной скорбью одна из лучших картин Перова — «Проводы покойника», которая рассказывает о трагической судьбе семьи, оставшейся без кормильца. Большой известностью пользуются его картины «Последний кабак у заставы», «Старики-родители на могиле сына». Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе проникнуты картины «Охотники на привале», «Рыболов». Его творчество пронизано любовью к народу, стремлением осмыслить явления жизни и языком искусства правдиво рассказать о них. Картины Перова принадлежат к лучшим образцам русского искусства. Его творчество как бы перекликается с поэзией Некрасова, с произведениями Островского, Тургенева.
Некоторые полотна «передвижников», писанные с натуры или под впечатлением от реальных сцен, обогатили наши представления о крестьянской жизни. В картине С. А. Коровина «На миру» показана стычка на сельском сходе между богачом и бедняком. В. М. Максимов запечатлел ярость, слезы и горе семейного раздела. Торжественная праздничность крестьянского труда отражена в картине Г. Г. Мясоедова «Косцы».
Идейным вождем Товарищества передвижных выставок был Иван Николаевич Крамской (1837–1887)–замечательный художник и теоретик искусства. Крамской боролся против так называемого «чистого искусства». Он призывал художника быть человеком и гражданином, своим творчеством бороться за высокие общественные идеалы. В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Крамской создал целую галерею замечательных портретов русских писателей, художников, общественных деятелей: Толстого, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Шишкина и других. Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. Пристальный взгляд писателя не оставляет зрителя, с какой бы точки он ни смотрел на полотно. Одно из наиболее сильных произведений Крамского — картина «Христос в пустыне».
«Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830–1897) сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. В 1871 мастер создает ряд лучших своих работ («Печерский монастырь под Нижним Новгородом», Нижегородский художественный музей; «Разлив Волги под Ярославлем», Русский музей), в т. ч. знаменитую картину «Грачи прилетели» (Третьяковская галерея), ставшую самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России.
Федор Александрович Васильев (1850–1873) прожил короткую жизнь. Его творчество, оборвавшееся в самом начале, обогатило отечественную живопись рядом динамичных, волнующих пейзажей. Художнику особенно удавались переходные состояния в природе: от солнца к дождю, от затишья к буре. Выдающийся талант Васильева сложился рано и мощно в картинах, впечатляющих зрителя своим психологическим драматизмом. В 1870 путешествовал по Волге вместе с И. Е. Репиным, в результате появилась картина «Вид на Волге. Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги. В произведениях Васильева природа, словно откликаясь на движения человеческой души, в полном смысле психологизируется, выражая сложную гамму чувств между отчаянием, надеждой и тихой грустью. Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872; обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу.
Творчество Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) тесно связано с русскими народными сказками, былинами, сюжеты которых он брал за основу своих картин. Его лучшее произведение — «Три богатыря». Перед зрителем любимые герои русского былинного эпоса — богатыри, защитники русской земли и родного народа от многочисленных врагов.
Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал Иван Иванович Шишкин (1832–1898). Архипа Ивановича Куинджи (1841 –1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Таинственный свет луны в редких облаках, красные отсветы зари на белых стенах украинских хат, косые утренние лучи, пробившиеся сквозь туман и играющие в лужицах на раскисшей дороге,– эти и многие другие живописные открытия запечатлены на его полотнах. Для ранних работ Шишкина («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).
В 1870-е гг. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея). Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Его образы, несмотря на свою «объективность» и принципиальное отсутствие психологизма, свойственного «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского типа, всегда имели большой поэтический резонанс (недаром Шишкин принадлежал к числу любимейших художников А. А. Блока). В Елабуге открыт дом-музей художника.
К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В.А. Серова и пейзажи И.И. Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительными формами (М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, ИЛ. Билибин и др.).
Своей вершины русская пейзажная живопись XIX в. достигла в творчестве ученика Саврасова Исаака Ильича Левитана (1860–1900). Левитан — мастер спокойных, тихих пейзажей. Человек очень робкий, стеснительный и ранимый, он умел отдыхать только наедине с природой, проникаясь настроением полюбившегося пейзажа. Работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель».
В последние годы жизни Левитан обратил внимание на творчество французских художников-импрессионистов (Э. Мане, К. Моне, К. Писарро «Картины Левитана требуют медленного рассматривания,– писал большой знаток его творчества К. Г. Паустовский.– Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков».
На вторую половину XIX в. приходится творческий расцвет И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова.
Илья Ефимович Репин (1844–1930) родился в г. Чугуеве, в семье военного поселенца. Многому научился Репин также у Крамского. В 1870 г. молодой художник совершил путешествие по Волге. Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872). Она произвела сильное впечатление на общественность. Репин был очень разносторонним художником. И. Е. Репин был замечательным мастером во всех жанрах живописи и в каждом сказал свое новое слово. Центральная тема его творчества — жизнь народа во всех ее проявлениях. Он показал народ в труде, в борьбе, прославил борцов за свободу народа. Его кисти принадлежит ряд монументальных жанровых полотен. Лучшим произведением Репина в 70-е годы была картина «Бурлаки на Волге». Картина была воспринята как событие художественной жизни России, она стала символом нового направления в изобразительном искусстве.
Во многих картинах Репина затрагивалась революционная тематика («Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста»). Революционеры на его картинах держатся просто и естественно, чуждаясь театральных поз и жестов. На картине «Отказ от исповеди» приговоренный к смерти словно бы нарочно спрятал руки в рукава. Художник явно сочувствовал героям своих картин.
Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др.). Репин создал целую галерею портретов ученых (Пирогова, Сеченова), писателей (Толстого, Тургенева, Гаршина), композиторов (Глинки, Мусоргского), художников (Крамского, Сурикова
Василий Иванович Суриков (1848–1916) родился в Красноярске, в казачьей семье. Расцвет его творчества приходится на 80-е гг., когда он создал три самые знаменитые свои исторические картины: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Его произведения «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы» — вершина русской и мировой исторической живописи. Величие русского народа, его красота, несгибаемая воля, его трудная и сложная судьба — вот то, что вдохновляло художника.
Суриков хорошо знал быт и нравы прошлых эпох, умел давать яркие психологические характеристики. Кроме того, он был прекрасным колористом (мастером цвета). Достаточно вспомнить ослепительно свежий, искрящийся снег в «Боярыне Морозовой». Если же подойти к полотну поближе, снег как бы «рассыпается» на синие, голубые, розовые мазки. Этот живописный прием, когда два-три разных мазка на расстоянии сливаются и дают нужный цвет, широко использовали французские импрессионисты.
Валентин Александрович Серов (1865–1911), сын композитора, писал пейзажи, полотна на исторические темы, работал как театральный художник. Но славу ему принесли, прежде всего, портреты.
В 1887 г. 22-летний Серов отдыхал в Абрамцеве, подмосковной даче мецената С. И. Мамонтова. Среди его многочисленных детей молодой художник был своим человеком, участником их шумных игр. Однажды после обеда в столовой случайно задержались двое — Серов и 12-летняя Веруша Мамонтова. Они сидели за столом, на котором остались персики, и за разговором Веруша не заметила, как художник начал набрасывать ее портрет. Работа растянулась на месяц, и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой.
В начале сентября «Девочка с персиками» была закончена. Несмотря на небольшой размер, картина, написанная в розово-золотистых тонах, казалась очень «просторной». В ней было много света и воздуха. Девочка, присевшая за стол как бы на минуту и остановившая свой взор на зрителе, зачаровывала ясностью и одухотворенностью. Да и все полотно было овеяно чисто детским восприятием повседневности, когда счастье себя не сознает, а впереди — целая жизнь.
Он написал портрет своей сестры Марии Симонович («Девушка, освещенная солнцем»).
Серов стал модным портретистом. Перед ним позировали известные писатели, артисты, художники, предприниматели, аристократы, даже цари. По-видимому, не ко всем, кого он писал, лежала у него душа. Некоторые великосветские портреты, при филигранной технике исполнения, получились холодными.

Заключение

Товарищество передвижников просуществовало более 50 лет. За это время было проведено 47 передвижных выставок, география которых была очень обширной.
Реалистическое изображение жизни – главный их принцип. Собственно говоря, причиной «бунта 14» и было желание приблизить творчества к современной жизни и изображать её в своих произведениях. Чуждые русскому духу мифологические образы уже не привлекали молодёжь, которой хотелось найти свои идеалы. Для передвижников были характерны психологизм, внимание к деталям, социальная и классовая направленность, мастерство типизации. Ведущими стилями в творчестве передвижников были реализм и импрессионизм.
Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе, оно было созвучно своему времени.

Список литературы и интернет ресурсы

1.Бурова Г., Гапонова О., Румянцева В. Товарищество передвижных художественных выставок. -М., 1962.
2.И. Иванов Передвижники. М., 1961.
3. http://www.studfiles.ru/preview/1640753/
4. http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/raznoobrazie-stilej-v-iskusstve-i-ikh-osobennosti/494-peredvizhniki
Размещено на Allbest.ru

Сочинение-описание картины «Масленица» Кустодиев Б.М.

Примерный план сочинения:
1. Масленица глазами Кустодиева
2. Динамичность сюжета на полотне
3. Художественные детали как способ передачи веселья
4. Использование контрастной палитры цветов
5. Мои впечатления о картине

Праздничное веселье на Масленицу

Задорная, веселая и радостная красавица-Масленица была любимым народным праздником Кустодиева. Массовое гуляние в зимнюю пору изображено ярко и эффектно. Чувствуется неподдельно искреннее восхищение автора происходящим. От большого количества художественных деталей разбегаются глаза.

Слева быстро мчится классическая резвая русская тройка с бубенцами. Белые украшения на сбруе, белоснежная муфта женщины в санях, ее головной убор гармонируют с цветом сугробов. Извозчик высоко поднял руку с хлыстом. Кажется, что кони вот-вот взлетят и стремительно понесутся вперед по облакам. На заднем плане виднеется усталая пара лошадей, которые тянут празднично расписанную повозку вверх.

Возле «Булочной» на лавочке сидят две женщины и наблюдают за происходящим. Справа находится Его Величество – центр событий. В многолюдной толпе можно увидеть уличных торговцев. Леденцы и пряники выглядывают из деревянных лотков. Молодой человек в большом белом шарфе играет на гармонике. Музыка заставила пару молодых людей пуститься в пляс прямо на площади. Вокруг строгого мундира городничего образовалась пустота. Он следит за порядком.

Трудно вместить в одно сочинение все, что происходит на полотне. Его можно рассматривать бесконечно. И находить новые детали. Например, я не сразу заметил, что от продавца сладостей убежали два шарика. Что привлекло народ? Уличная круглая карусель с лошадками и машинками. До сих пор можно увидеть такой аттракцион в парке.

Также их заинтересовало предстоящее выступление грозного борца в коротком трико. Возможно, в этот день местный театр также решил дать представление. Ведь не зря на балконе мелькают черный и белый костюмы двух актеров. А на переднем плане мы видим богато одетых людей, которые степенно беседуют.

Автор использует преимущественно теплые оттенки. Коричневая одежда горожан сливается в суетливом водовороте. Желто-зеленая карусель, красные шарики на морозе, колоритные вывески «Театр» и «Борьба» зазывают зевак. Жизнь провинциального городка бурлит. Она выделяется на контрастном фоне белоснежного покрывала зимы.

Я уверен, что и взрослые, и дети надолго запомнят этот шумный и заводной праздник весны. Его динамичность автор передает с особым мастерством. Кажется, что через секунду исчезнут чары. И снова зазвучат монотонный людской гул, крики зазывал и музыка бродячих каруселей.

Вариант 2. Кратко, своими словами

Примерный план сочинения:
1. О художнике
2. Описание ярмарки
3. Главные герои
4. Интересные детали
5. Цветовая палитра
6. Мое впечатление о картине

В 1919 году знаменитый русский живописец Борис Михайлович Кустодиев написал картину «Масленица». Это одна из его четырех работ, созданных под единым названием. Автор любил народные гуляния, атмосферу праздника, поэтому ему отлично удавались жанровые сюжеты. Сейчас полотно размещено в Санкт-Петербурге, в Музее-квартире И. И. Бродского.

Глядя на картину, мы становимся свидетелями веселой ярмарки, развернувшейся на центральной городской площади, напротив здания театра. Такие праздники устраивались не часто, поэтому в них хотели участвовать все, независимо от пола, возраста и социального статуса.

На переднем плане мы видим двух крупных мужчин, эмоционально разговаривающих друг с другом. Рядом с ними стоят женщины в богатом одеянии, возможно, это жены великанов. Им тоже есть о чем поболтать. Правее, за сугробом, стоит торговец сладостями. Он любуется тройкой гнедых коней, запряженных в сани. На картине есть и другие конные упряжки. Ведь на ярмарках можно было покататься в санях, что считалось лучшей забавой.

На заднем плане, возле карусели, суетится огромная разноцветная толпа торговцев и гостей ярмарки. Все присутствующие нарядились в лучшую одежду. На женщинах цветастые шали или пуховые платки, шубы и душегрейки. Под ними видны длинные подолы ярких юбок. Мужчины тоже выглядят очень нарядно.

Около здания театра стоит музыкант, играющий на гармони. Рядом с ним танцуют веселые пары. И хоть на улице зима, о чем говорят заиндевевшие ветви деревьев, никто не мерзнет. Радость и веселье согревают тело и душу.

Необычно яркие воздушные шары — мечта каждого ребенка, парят над шумной толпой. Они очень похожи на гроздь сочного, разноцветного винограда.

Сложно описать палитру красок этой картины. Кажется, что здесь присутствуют все цвета радуги, что делает сюжет живым и насыщенным. Солнечные лучи освещают пеструю толпу. Они играют на искрящемся бело-голубом снегу. Желтые фасады домов и зеленая крыша карусели контрастируют со светлыми тонами зимней природы. Деревья похожи на огромную снежинку, вырезанную умелой рукой из белой бумаги. Ясное голубое небо служит прекрасным фоном действу, происходящему на полотне.

Мне интересно рассматривать работу Кустодиева, замечать множество деталей, которые сложно увидеть с первого взгляда. Картина написана в лубочном стиле. Персонажи похожи на героев русских народных сказок. Любопытно было бы узнать, чем они занимаются и как выглядят в обычной жизни.

Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов

1. Живописец Борис Кустодиев — мастер ярких жанровых картин. Его произведения о провинциальной русской жизни наполнены ощущением нескончаемого праздника. Свой путь в искусстве Кустодиев начинал как портретист. Был учеником Репина. В работе художник отдавал предпочтение классическим техникам реализма, но некоторые приёмы заимствовал у модернистов и представителей стиля импрессионизма. С интересом изучал Кустодиев искусство лубочной картинки и народных промыслов. Законы лубочного жанра также нашли применение в его работах.

2. Кустодиев создавал на своих полотнах восхитительную сказку о провинциальной русской жизни. В нём жила ностальгия по детству в небольшом русском городке. В памяти художника остались шумные ярмарки с каруселями, катанием на лошадях, театром, воздушными шарами, леденцами. Любимым его праздником была масленица. Ей он посвятил несколько своих работ. Колоритное полотно «Масленица», написанное в 1919 году, создавалось художником, который был уже тяжело болен и прикован к инвалидному креслу.

3. Сюжетом Картина «Масленица» стало изображение народного весёлого праздника и традиционного гулянья в дни перед началом Великого поста. Нарядные горожане катаются на лошадях, прогуливаются по улицам, спешат в театр и в гости на блины. Праздник объединил всех — богатых купцов, мелких уличных торговцев, бедный люд, развлекающих публику артистов. Все дружно отмечают приход весны.

4. На переднем плане о чём-то оживлённо разговаривают зажиточные горожане в дорогих шубах. Разносчик сладостей засмотрелся на мчащуюся тройку гнедых лошадей. Позади него мимо богато украшенной витрины магазина едет ещё одна повозка. В ней сидит супружеская пара. На женщине в санях пышный песцовый воротник. Руки её спрятаны в меховую муфту, а ноги укрыты ярким ковром.

5. В центре картины внимание привлекает нарядная тройка. Лошади украшены праздничной сбруей. Под расписной дугой звенит и сверкает на солнце колокольчик. Ямщик с окладистой бородой лихо погоняет коней кнутом. Справа от дороги толпа отдыхающей публики. Молодой кавалер куда-то зовёт красавицу. Люди ждут театрального представления. Гармонист в толпе что-то играет и поёт. Продавец шариков радует детвору.

6. На заднем плане залитые предзакатным солнцем улицы города. Церковные купола и колокольни возвышаются над городом. Это напоминание о том, что Русь и православие неразделимы. Всюду на улицах ликующий народ. Расписные повозки спешат на городскую площадь, где идёт веселье.

7. На картине изображён довольно морозный день. Деревья укутаны пушистым инеем. Люди одеты тепло: шубы, шапки, муфты. Провинциальный город и праздничная атмосфера показаны через многочисленные детали: здания, витрины, вывески, афиши, гирлянды из флажков.

8. На полотне преобладают яркие насыщенные краски: зеленая, красная, золотисто-желтая, синяя. Розовые отсветы заката на снегу привносят в атмосферу картины радости и беззаботного счастья. Коричневые оттенки в одежде публики и лошадей немного уравновешивают общее буйство красок. Цветовая палитра подчёркивает широту и разгульность праздника, царство беззаботности и веселья.

9. Кустодиев пытался создать собирательный образ празднующей провинциальной России. Передал он на полотне и обобщенный образ русской души, такой же широкой и хлебосольной, как масленица. Мастер предлагает почувствовать радость бытия несмотря ни на что.

10. Меня впечатлило то, как передана красота народного русского праздника. Картина переносит зрителя в патриархальную сказку Руси. Мне нравится наивная доброта и поэзия картины.

Примеры сочинения по картине Кустодиева «Масленица»

Примеры сочинения по картине Кустодиева "Масленица"

Русскому народному празднику – масленичным гуляниям – Борис Михайлович Кустодиев посвятил несколько полотен. Перед нами картина «Масленица», созданная в 1916 году. Холст имеет панорамный вид, написан маслом. Картина бытового жанра является плодом воображения художника. Есть удивительные воспоминания его матери о том, что он родился на масленицу.

Ярким, четким, темным пятном выражена на переднем плане запряженная пара лошадей. Одна из них украшена бубенцами. В расписных ярко-желтых санях сидят возничий, одетый в синий яркий кафтан, и две пары мужчин и женщин. Лошади быстрым шагом движутся от нас.

За веселой упряжкой открывается вид на город с куполами церквей. По их изображению можно понять, что сани едут на горе, а весь город находится внизу. Купола церквей наводят на мысль, что масленица – неотъемлемый праздник христианства, подготавливающий людей к Великому посту.

Далее мы видим «мармеладное» небо. Художник изобразил его в нежных розовых, желтых, бирюзовых тонах. Красивое небо говорит нам о скором приближении весны: еще чуть-чуть, и зима отдаст свои права.

Взгляд падает вниз влево, где стоит праздничный шатер. Вокруг полно людей. На горе катаются дети, резвятся собаки.

Деревья красиво укрыты снегом, создается сказочное настроение. Морозный день, снежная зима. Над крышами домов белым столбом подымается прямой дым.

В правой части картины, за сугробами, едет пара с бубенцами. Возничие одеты в одинаковые кафтаны. У высоких деревьев на спиленном бревне сидит дед с гармошкой, рядом три старушки в ярких длинных юбках.

Фон картины светлый, бело-голубые тона снега наполнены радостью. Темными пятнами художник изобразил людей, лошадей, стволы деревьев. Детали вычерчены, прорисованы ветки. Взгляд наблюдателя направлен с горы вниз, тем самым художник охватывает не только место гуляния, но и красоту заснеженного города. Высокий горизонт открывает больше пространства, и просторы природы выглядят величественно.

Пара лошадей с бубенцами является центром картины. Она подчиняет себе все второстепенные мотивы, увязывая изображение в единое произведение. Одинаковое убранство коней, извозчиков делает картину целостной. Задний фон картины воспринимается обобщенно. Холст заполнен равномерно. Большое количество людей уравновешено черной стаей птиц в небе. Высокие деревья расположены симметрично друг другу.

Полотно передает движение: мчатся пары с бубенцами, мелькают пятна быстродвижущихся людей. Живописное произведение художника выглядит и как реальная сцена, и как роспись шкатулки.

Картина радужная, красочная, вызывает приятную улыбку. Каждую деталь хочется рассмотреть отдельно. Праздник Масленицы в самом разгаре. Люди в санях весело общаются друг с другом, на их лицах улыбки. Проводы зимы – это праздник души русского человека.


Пример сочинения 2

На этой картине художник стремился передать общее веселое и жизнерадостное настроение, которое вызвано исконно русским и долгожданным праздником — масленицей. Он такой долгожданный, потому что ассоциируется у людей с ароматом вкусной еды, с ярмарками , с наступлением весны и городскими гуляньями. На переднем плане картины художник изобразил запряженных лошадей с резво катающимися в санях людьми, веселых ребятишек рядом с лавкой с сырами и икрой, неспешно ведущих беседу купцов, торговца за маленькой лавкой и оживленную толпу у театра. Центральным объектом композиции является нарядная тройка лошадей, которая с трудом преодолевает пушистые сугробы и везет в санях состоятельных дам. Несмотря на то, что на улице явный мороз (все герои одеты в теплые шубы), цветовая гамма картины согревает своего зрителя: разнообразие теплых коричневых, красных и желтых оттенков на переднем плане картины дополняет общее настроение произведения. На заднем плане веселье как бы немного утихает: спокойная церковь блестит на солнце, тихо стоят укрытые снегом березы, людей кажется не так много.

При просмотре данной картины возникают чувства, что ты являешься непосредственным участником всей этой веселой толкотни: хочется с ветерком прокатиться в санях, посмеяться с такими же, как ты, простыми людьми, поделиться с ними радостью и поддержать всеобщее ощущение счастья. Эта работа кисти Кустодиева не может вызвать негативных эмоций, потому что каждому из нас знакомо это праздничное настроение, вызванное ожиданием Нового года или днем рождения близкого человека.

В заключение сочинения по картине «Масленица» Кустодиева Бориса Михайловича, хочется отметить, что он был истинным мастером в создании таких ярких, праздничных бытовых картин, которые не дадут русскому человеку остаться к ним равнодушным. Каждый найдет в его картинах себя, узнает те эмоции, которые стремился передать этот талантливый художник. Его картины получались такими живыми и правдивыми, потому что он был близок к народу и искренне его любил.


Пример сочинения 3

Картина Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица» («Масленичное катание») в лучших тонах и цветах позволяет максимально точно проникнутся всей атмосферой проводов зимы и почувствовать, как Масленицу праздновали на Руси.

На полотне изображен праздник в разгаре. Все ещё укутано снегом, деревья в инее, а на дороге навалено снега. Сквозь эти кучи лихо проезжает праздничная упряжь лошадей, которыми управляет бородатый кучер. Он лихо управляется со своим кнутом, от чего лошади пускаются в галоп. В санях находятся люди, и при резких кульбитах просто выпадают из них. На пригорках недалеко от тройки расположились люди. Они разговаривают, общаются и сопровождают это активной жестикуляцией, что указывает на праздничное радостное настроение. Там же, стоит разносчик-офеня с лотком полным товаров для продажи. Он в ожидании, когда лошади промчатся, чтобы продолжить свой путь.

В других санях, запряженных лошадьми сидят двое – парень и девушка явно симпатизирующие друг другу. Молодой человек что-то шепчет на ухо красавица, на что та ему улыбается и отвечает взаимностью. Справа художник изобразил крепких бородатых купцов в длинных шубах с женами, ведущих светскую беседу. У театра собралась толпа зевак, предвкушающая отличное времяпровождение и интересный сюжет на сцене. На заднем фоне – вдали виднеется храм с куполами, куда потихоньку направляется народ.

На картине царит праздничная атмосфера праздника, который принято праздновать и сегодня. В этот день принято готовить блины с различной начинкой. Так повелось за счет формы кулинарного блюда – блин визуально напоминает Солнце, облик которого ассоциировался с наступлением весны и теплых солнечных дней.

Художник на картине отобразил всё, что было значимым в Масленицу. Это лошади с санями, продавцы сладостей. Кустодиев передал атмосферу народного гуляния, картина сияет позитивными эмоциями, радостным настроением, теплом и олицетворяет преддверие весны. В этот день невзгоды забываются, все просят прощения друг у друга за причиненные обиды и вместе радуются окончанию холодов.

Сочинение по картине Кустодиева Масленица

народные гуляния во время масленицы на картине Кустодиева

Об авторе: Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)- русский и советский художник. На его картинах можно увидеть портреты и жанровые композиции. Также художник работал в сатирических журналах и иллюстрировал книги. На картине Кустодиева Масленица изображена площадь провинциального города во время народных гуляний. Это полотно было написано в 1919 году. Борис Михайлович не раз изображал на своих холстах празднование масленицы. Первое полотно написано в 1916 году. Масленица- это проводы зимы и встреча с весной. В эти дни на улицах городов и сёл народ устраивал игрища. Это были катания на санях, скачки на лошадях, кулачные бои. Все хозяйки в эти дни пекли блины. Круглые горячие блины считаются символом солнца.

Также известными полотнами живописца считаются «Портрет Ф.И.Шаляпина», «Купчиха за чаем», «Сирень».

Сочинение по картине Кустодиева Масленица: описание и анализ художественного полотна

На картине Кустодиева Масленица мы можем увидеть, как в начале прошлого века в России праздновали один из главных весенних праздников. Еще стоят морозные дни, повсюду лежит снег, но солнышко уже светит ярко. После продолжительной зимы люди радуются солнечному свету. Они стараются побыстрее проводить надоевшую зиму. Художник изображает большое количество людей. Словно все жители городка собрались на улицах города, чтобы всем вместе отметить любимый праздник. Кругом веселье и праздничная атмосфера.

На переднем плане картины мы видим парня с девушкой, катающихся на санях, запряженных лошадью. На их раскрасневшихся от мороза лицах радостная улыбка. А слева за ними видны взрослые и дети, толпящиеся у закусочной. За стеклом на витрине выставлены деликатесы, которые там подают: красная и черная икра, сёмга, копченый окорок, различные сыры и колбасы. На вывеске заведения красуется припорошенная снегом морда кабана. А справа можно увидеть дородных купцов в длинных шубах. Они разговаривают о чем-то веселом, размахивая при этом руками.

В центральной части полотна изображена тройка лошадей с бубенцами. Ею управляет разудалый мужичок с черной бородой и усами. Он катает на санях молодых девушек. Раскрасневшиеся веселые барышни прикрываются меховыми муфтами от летящего из-под копыт снега.

На площади расположилось здание театра, а за ним яркая карусель с красочными огнями. Возле них больше всего народа. В здании театра ожидаются представления и кулачные бои. На балконе два клоуна что-то кричат публике. Сверху балкон украшен разноцветными флажками. В толпе можно увидеть разносчиков различных товаров с лотками. Один торговец стоит с огромной охапкой разноцветных шаров.

На заднем плане видны различные магазины, склады, трактиры, булочные и церкви с куполами. Почти везде есть люди и повозки с лошадьми. Автор не забыл и про природу. На холсте мы видим необыкновенно красивые деревья в снежном инее.

Атмосфера всеобщего веселья сопровождается музыкой. Рядом с театром стоят два паренька. Один из них играет на гармошке, а другой на дудке.

Картина получилась красочная и жизнерадостная. Она заряжает энергией и дарит хорошее настроение. Глядя на полотно, понимаешь, как дружно и весело жили люди. И как они широко праздновали масленицу.

Сочинение по картине известных авторов

Сочинение по картине Рокотова “Портрет А. П. Струйской”
Сочинение по картине: Ф. Рокотова “Портрет А. П. Струйской”.
Ф. Рокотов – знаменитый русский художник, автор многих известных портретов. Но самым известным творением мастера является картина “Портрет А.П. Струйской”. На ней изображена молодая девушка, Александра Петровна Струйская. Когда Рокотов писал этот портрет, А.П. Струйской было 18 лет. Ее считали одной из самых красивых женщин. И портрет тому подтверждение.
Молодое лицо, освещенное ярким светом. Высокий гладкий лоб, тонкие брови, красивый нос, немного пухлые губы. Но больше всего поражают на портрете глаза. Их взгляд направлен в никуда. Юная женщина погружена в раздумья. Создается впечатление, что она ушла в себя. Глаза блестят то ли от яркого света, то ли от непролитых слез. На щеках играет легкий румянец. Она вся полна загадки.
Ф. Рокотов не использует ярких красок. Краски незаметно переходят в переливы света и наоборот. От этого вокруг девушки витает как бы легкая дымка, что еще больше придает образу загадочности и глубины. Ее осанка полна грации. В легком повороте головы в округлой покатости плеч столько внутреннего достоинства. А в выражении ее лица, в плотно сжатых губах есть что-то наивно-детское.
Эта девственно чистая красота вызывала восхищение мужчин. Знаменитый поэт Н.Заболоцкий, вдохновленный портретом, написал прекрасное стихотворение, которое так и назвал “Протрет”. В нем есть такие строчки:
Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач.
Прекрасные глаза, которые мерцают из глубины души. Прекрасный образ, созданный кистью знаменитого художника.
Сочинение по картине Ф.С. Рокотова “Портрет А.П. Струйской”.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенъе смертных мук.
Н. Заболоцкий.
Ф.С. Рокотов – один из лучших русских портретистов 18 века. Его судьба окружена ореолом загадки и романтической тайны. Впрочем, и многие портреты этого художника овеяны дымкой нежной романтики, какой-то почти священной тайны. Наверное, можно сказать, что именно романтизм и загадочность являются яркими чертами творческой манеры Ф. Рокотова.
“Портрет А.П. Струйской” (1772) – один из лучших женских портретов художника. На нем запечатлена восемнадцатилетняя супруга пензенского помещика Н. Е. Струйского. Известно, что Александра Петровна была его второй женой. Струйский обожал свою супругу, посвящал ей множество стихов, у них родилось восемнадцать детей.
Глядя на портрет Александры Петровны, понимаешь, почему эта прелестная молодая женщина вызывала такой восторг не только у своего мужа, но и у всех окружающих. Рокотов представил ее как воплощение всех лучших женских качеств, олицетворение самой Женственности.
Несомненно – Струйская красива. Но, на мой взгляд, гораздо больше ей подходит определение “прелестна”. Она прелестна очарованием молодости, свежести, нежности. Прекрасная кожа, как бы светящаяся изнутри, подкрашена “тонким”, нежным румянцем. Правильный овал лица и красивая длинная шея подчеркнуты высокой прической, в которую убраны густые пепельные волосы. Небольшие пухлые губки, мягкие черты лица подчеркивают нежность и женственность модели Рокотова.
Красивая зона декольте, плечи и грудь, обрамленные тонкой, воздушной тканью платья, также подчеркивают это. А спокойная и, в то же время, полная чувства собственного достоинства поза девушки говорит о не только ее уверенности в себе, но и о легкости и изящности всей фигуры Струйской.
Но самое прекрасное и яркое в облике этой женщины, то, что с первого взгляда притягивает внимание и не отпускает, – это глаза Александры Петровны. По цвету это самый темный элемент всей картины. Практически черные, глаза – самые живые “детали” картины. С одной стороны, они наполнены глубокой мыслью, а с другой – непроизвольным женским кокетством, искрящиеся жизнью, молодостью, радостью.
Многие исследователи творчества Рокотова отмечают, что взгляд Струйской на портрете как бы направлен внутрь, молодая женщина задумалась о чем-то важном для нее, очень значимом. Именно этот взгляд одухотворяет все лицо Александры Петровны, делает его особенно прекрасным, отражает богатый духовный мир этой женщины, ее глубокий ум.
Цветовая палитра портрета, на первый взгляд, небогата. Основу ее составляют различные оттенки серого цвета, на заднем плане переходящие в темные, практически черные, тона. Эти темные краски неким ореолом окружают голову Александры Петровны, рисуя вокруг нее своеобразный нимб, позволяющий сделать акцент на лице героини – самой важной детали портрета. Далее, спускаясь ниже, цвета бледнеют, превращаются в более нежные, пепельно-серые.
Такое распределение цвета, на мой взгляд, не только придает образу героини обаяние нежности и женственности, но делает ее образ романтично-загадочным. Кажется, что эта молодая женщина появилась из какого-то потустороннего мира. Кто она? Может быть, сам ангел, призванный нести добро и свет людям? Думаю, что именно так этот портрет воспринимали современники Рокотова, несомненно, что именно так к Александре Петровне относился ее муж.
Известно, что судьба А.П. Струйской сложилась весьма благополучно. Правда, она намного пережила своего мужа, однако была счастлива в детях и многочисленных внуках. Александру Петровну всегда окружали интересные люди, добрые друзья. Имея общительный и доброжелательный нрав, Струйская всегда притягивала к себе хороших людей.
Кроме того, в жизни Александра Петровна была весьма практичной и рассудительной особой. Она успешно управляла своим поместьем, сохранила и преумножила богатство мужа.
Интересно, что существует еще один портрет Струйской. На нем она запечатлена в весьма почтенном возрасте, уже пожилой женщиной. Исследователи отмечают, что на этом портрете изображена совершенно другая женщина – лицо ее безжизненно и “пусто”. Возможно, художник не был столь талантлив, как Ф. Рокотов. Возможно, кардинально изменилась модель. А возможно, что портрет 1772 года отражает мечту Рокотова, некий идеал, черты которого он увидел в Струйской, но многое дорисовал, опираясь на свои фантазии, свои мечты.
Как бы там ни было, “Портрет А.П. Струйской”, выполненный Ф. Рокотовым, является одним из лучших женских портретов 18 века. Его модель стала воплощением женского очарования, неким идеалом, которым любовались и вдохновлялись не только современники художника, но и его потомки.
Ф.Рокотов “Портрет А.П.Струйской”.
Любите живопись, поэты
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Александра Петровна Струйская вдохновляла не только поэтов своего времени. Спустя два столетия после ее смерти, Николай Заболоцкий, вглядываясь в портрет работы знаменитого Рокотова, писал:
…Ты помнишь, как “из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С nopтpeтa Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Она как будто призвана была быть вечной музой поэта. В своем XVIII веке она пленила загадочной внешностью еще одного из них – своего мужа.
Николай Еремеевич Струйский, богатый пензенский помещик, преданно и отнюдь не взаимно любил поэзию. К несчастью, его слава, как поэта, не пережила его. Но, как все пииты, он был немного не от мира сего: устроил себе кабинет на самом верху огромного дома-дворца и назвал его Парнасом, все дни просиживал там, писал вычурные стихи, спускаясь оттуда на грешную землю часто лишь для того, чтобы отдать их печатать. При этом среди своих соседей прослыл он чудаком и оригиналом. “Всё обращение его было дико, а одевание странно”, – писал его друг. Наверное, нелегко приходилось его красавице-жене: одержимый поэзией, он жил в каком-то другом измерении. Но союз их был счастливым.
Они поженились с Александрой Петровной в 1772 году. До этого, поэт уже был женат на своей ровеснице Олимпиаде Балбековой, они обвенчались в 1768 году и жили в Москве, но через год она умерла от родов, и в своих воспоминаниях о первой жене Струйский писал:
” Не знающу любви я научал любить!
Твоей мне нежности нельзя по смерть забыть!”
Безутешный вдовец, потерявший еще и дочек-близняшек, уехал в свое поместье Рузаевку и стал жить затворником. И вот однажды там произошла встреча-видение…
Юная Александра Петровна Озерова, дочь помещика Нижнеломовского уезда Пензенской губернии Озерова, была родственницей любимца Павла I, влиятельного графа П.Х.Обольянинова, женатого на ее кузине.
Когда Александра Петровна вышла замуж за Струйского, ей было семнадцать или восемнадцать лет. Вскоре после свадьбы супруги совершили путешествие в Москву, где Николай Ереемевич заказал своему старому доброму приятелю, художнику Рокотову, их фамильные портреты.
Два портрета молодоженов вошли в золотой фонд русской живописи.
Художнику удалось передать романтичность и порывистость поэтической натуры “странного барина”. “Мерцающие краски, размытые контуры лица, горящие глаза – все это делает образ Струйского экзальтированным и несколько таинственным”, – пишет искусствовед.
Но еще более загадочен и таинственен портрет юной Александры. Изящный овал лица, тонкие летящие брови, легкий румянец на щеках и такие задумчивые, выразительные глаза, чуть-чуть грустные, едва замечающие окружающее, а скорее, всматривающиеся куда-то вдаль, или внутрь себя, или в будущее.
Художник Рокотов, о котором Струйский, едва ли не единственный, оставил подобие воспоминаний и которого Николай Еремеевич весьма высоко ценил , согревался душой в этой семье, которая часто наезжала в Москву и приглашала любимого художника.
Сохранилась легенда о любви Рокотова к Струйской, видимо, навеянная особым тоном очарования и удачей таланта художника, создавшего ее портрет. Вряд ли это было на самом деле так, хотя, конечно, Александра Петровна не могла оставить равнодушным ничье сердце.
Сам Струйский так описывал свою возлюбленную в одном из множества стихотворений, посвященных ей:
Когда б здесь кто очей твоих прелестных стоил,
Давно б внутрь сердца он тебе сей храм построил,
И в жертву б он себя к тебе и сердце б нес.
Достойна ты себя, Сапфира!.. и небес.
Почтить твои красы, как смертный, я немею,
Теряюсь я в тебе?.. тобой я пламенею.
(“Элегия к Сапфире”)
Хозяйство не досаждало, ее окружала атмосфера творчества и красоты. Дом, в котором они жили, был возведен по рисункам самого Растрелли. В столетнем саду, окружавшем его, можно было гулять по аллеям, по берегам проточных прудов или забрести в замысловатый кустарниковый лабиринт, мечтая, взирать на окружающую красоту… А потом к чаю спускался поэт и читал восторженные стихи.
До наших дней дошла одна из книг Струйского – “Еротоиды. Анакреонтические оды”. Все “оды” в ней переполнены объяснениями в любви к той, которая звалась в стихах Сапфирой, а в жизни – Александрой, любимой женой.
В доме была прекрасная библиотека из авторов отечественных и заграничных, Струйский с молодости собирал ее и был тонким книжным ценителем, а затем к ним прибавились и роскошные книги, изданные в его собственной типографии.
Была в доме картинная галерея составленная в соответствии со вкусами того времени и вкусами хозяина.
Потомки поэта вспоминали, что у Струйских “везде висели фамильные портреты: в углублении большой гостиной, над диваном, портрет самого Николая Еремеевича, а рядом, тоже в позолоченной раме, портрет Александры Петровны Струйской, тогда еще молодой и красивой” “в картинной галерее были известные художники русской и иностранной школы.” Была и еще одна тайна в фамильных портретах, она лишь недавно раскрыта искусствоведами. В доме хранился портрет молодого человека с нежными чертами лица, пышным галстуком и накидкой, драпирующей фигуру. На обороте портрета была загадочная зашифрованная надпись.
Александра Петровна Струйская пережила своего мужа-поэта на 43 года. Он часто бывал вспыльчив, но скорее пoэтически, нежели как самодур.
Его друг И.М. Долгоруков по доброму вспоминал его “со всеми его восторгами и в пиитическом исступлении”.
Николай Еремеевич создал вокруг своей возлюбленной необычную для того времени атмосферу поклонения, восторга и творчества, духовного тепла и созидания. Oн оставил после себя на многие годы освященный своей любовью воздух усадьбы Рузаевка, где выросли еще многие поколения дворян, сохранив в ней дыхание муз, среди них был поэт А. Полежаев. Он оставил своим наследникам главное богатство – блаженство творчества и красоты
Александра Петровна подарила мужу восемнадцать сыновей и дочерей, из которых четверо были близнецами и десять умерли в младенчестве. Но всю оставшуюся жизнь ее согревал пламень поэтического вдохновения мужа.
А. П. Струйская была бабушкой поэта А.И.Полежаева – внебрачного ребенка ее сына Леонтия. Из всей семьи Струйских только у нее поэт находил ласку и заботу. До самой смерти, в 1838 году, Полежаев переписывался с Александрой Петровной и посылал ей свои стихи.
Посетившая ее в 1836 году Н.А.Тучкова-Огарева пишет о том приятном впечатлении, которое произвела на нее Александра Петровна.
Ей было восемьдесят шесть лет, когда она тихо покинула этот мир. А для нас она так и осталась той прекрасной, в легкой дымке загадки и очарования, немного грустной и едва улыбающейся молодой женщиной с портрета Рокотова.
Наверное, это была одна из самых красивых женщин “безумного осьмнадцатого столетья”…
Женские портреты эпохи Ренессанса в России.
Галерея женских портретов с комментариями в стихах и прозе открыта на основании собрания на сайте Эпоха Возрождения и новых поступлений. Женский портрет – явление совсем иного рода, чем мужской портрет, который, за редким исключением, изображает лицо как данность с определенными чертами, чем и исчерпывается его смысл и значение.
Женский портрет, даже фотография, за внешними чертами заключает сокровенное, по сути, тайну любви и женской прелести. Разумеется, речь прежде всего об исключительных произведениях искусства и женщинах. Но, поскольку типов женской красоты немного, то портреты женщин известных художников подчас весьма узнаваемы, словно из наших знакомых и близких, что всегда удивительно.
Ф.С.Рокотов. Портрет А.П.Струйской (1772).
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
1953
Для своего времени это стихотворение могло показаться неожиданно новым, а для кого-то это обращение к старинному портрету эстетством, между тем уже само школьное образование охватывало историю развития русского искусства в целом, с чем мне несказанно повезло. Но интеллигенция по инерции воображала себя в чем-то ущемленной, все более увлекаясь инакомыслием, до полного краха в 90-е.
А.П.Струйская на портрете Рокотова предстает в моих глазах без исторической патины, во всей свежести и чистоте облика юной женщины, только-только вышедшей замуж и, надо думать, по любви, как М.А.Дьякова, портрет которой оставил нам Д.Г.Левицкий.
Это была русская женщина новой эпохи, ныне осознанной как ренессансной: она образованна и свободна в своем выборе, она выходит замуж не просто за соседа-дворянина, а поэта, который к свадьбе заказывает ее портрет известному в Москве художнику, возможно, знаком с ним. Как сложится ее жизнь, это еще никому неизвестно.
Тех скудных сведений о модели Рокотова, какие дошли до нас, слишком мало, чтобы рефлексировать, как автор вышеприведенного стихотворения. Если поэт Струйский отличался замашками крепостника по отношению к своим крестьянам, то Александра Петровна предстает, помимо ее безусловной красоты, исполненной достоинства и доброжелательности, что и имеет в виду биограф поэта, подчеркивая свою признательность ей.
Несомненно она была украшением и приветливой хозяйкой в кружке, в котором, помимо всего, устраивались и маскарады, с участием Рокотова, который написал, кроме портрета и Струйского, портрет женщины в мужском костюме. Возможно, это еще один портрет А.П.Струйской в более зрелом возрасте. (“Русский портрет второй половины XVIII века”).
Нежна, пленительно прекрасна,
До грусти, отнюдь не напрасной;
Все хорошо лишь в мире чистых грез,
А в жизни – счастье с пеленою слез.
Любви ли иль свободы ради,
Вступай в игру, как в маскараде.
Меж нами нет минувших сотен лет.
В шестнадцать ты вступаешь в свет
В роскошном платье по последней моде,
Проста, серьезна по природе.
Все кажется, сейчас заговорит,
Поднявшись, платьем зашуршит,
С улыбкой, полной восхищенья,
Предмет любви и вдохновенья.
Все сочинения школьной программы по картине

Категория:  Очерки. Истории. Воспоминания




С чеканным стуком падала туфля на каменные плиты храма Шатель, а холодные своды при этом гулко резонировали. Обнаженная высокая женщина с перстнями на пальцах рук и ног всходила на шаткое ложе, как на заклание.

s13877471
Изгиб ее спины был удивителен, как и вся она. В этой женщине – все приметы времени, в котором она жила. Современники писали: «Худощавое стальное тело, странно напоминающее кузнечика. Очарование ядовитое, красота на грани уродства, странное обаяние!»
И вот, когда я увидел её впервые, я мучительно обомлел:
– Кто она? Откуда пришла к нам? И почему она здесь?
Встреча моя с нею произошла в Русском музее…
Меня волновал этот резкий мазок, с такой сочностью обозначивший ее спину и лопатки. И почему она (именно она!) до сих пор привлекает внимание к себе? Почему столько споров, столько страстей, которые продолжаются и поныне… Только потом я узнал, что для нее (специально для нее!) были написаны:
ГЛАЗУНОВЫМ – «Саломея» (Пляска семи покрывал) в 1908 году;
ДЕБЮССИ – «Страсти Святого Себастиана» в 1911 году;
РАВЕЛЕМ – знаменитый балет «Болеро» в 1928 году;
СТРАВИНСКИМ – «Персефона» в 1934 году.
Но особенно остро меня всегда тревожил один момент в биографии этой женщины. Когда она предстала перед Серовым.
Но для этого надо быть последовательным. Начнем с начала.
И сразу – вопрос: а где оно, это начало?
Конец всегда найти легче, нежели начало. А начало я отыскал в дне 27 августа 1904 года, когда Вера Пашенная, скромница в бедном сатиновом платье, пришла в Малый театр держать экзамен при студии. Ее буквально ослепил этот зал, но уже на склоне лет она призналась, что от этого дня «ярко запомнилась только одна фигура!». Мимо нее прошла красавица в пунцовом платье, вся в шорохе драгоценных кружев, за нею волочился длинный шлейф… «Меня поразила прическа с пышным напуском на лоб. Онемев, я вдруг подумала про себя, что я совершенно неприлично одета и очень нехороша собой…»
Так появилась Ида Львовна Рубинштейн, и скоро видный актер и педагог А. П. Ленский стал хвастать по Москве своим друзьям:
– А у меня теперь новая ученица – будущая Сарра Бернар!..
Ида Рубинштейн родилась в еврейской семье киевского миллионера-сахарозаводчика. Училась в петербургской гимназии. Длинноногая девочка, нервная и томная, «она производила впечатление какой-то нездешней сомнамбулы, едва пробудившейся к жизни, охваченной какими-то чудесными грезами…» Ида сознавала обаяние своей поразительной красоты и, казалось, уже смолоду готовила себя к роли околдованно-трагической. Начинала же она с изучения русской литературы, которую пылко любила. Ее привлекала тогда художественная декламация. Но голос дилетантки терялся в заоблачных высях, не возвращаясь на грешную землю. Это был пафос – взлет без падения. «Не то! Совсем не то…» Ида Рубинштейн заметалась из театра в театр. Станиславский уже заметил ее и звал Иду в свой прославленный театр. Но Ида оказалась у Комиссаржевской, где она «…не сыграла ровно ничего, но ежедневно приезжала в театр, молча выходила из роскошной кареты в совершенно фантастических и роскошных одеяниях, с лицом буквально наштукатуренным, на котором нарисованы были, как стрелы, иссиня-черные брови, такие же огромные ресницы у глаз и пунцовые, как коралл, губы; молча входила в театр, не здороваясь ни с кем, садилась в глубине зрительного зала во время репетиции и молча же возвращалась в карету».
Актер А. Мгебров не понял, зачем Ида приходила в театр. А дело в том, что Комиссаржевская готовила к постановке пьесу Оск. Уайльда «Саломея». Ида Рубинштейн должна была выступить в заглавной роли. Библейская древность мира! Всей своей внешностью она как нельзя лучше подходила к этой роли. Известный театровед В. Светлов писал: «В ней чувствуется та иудейская раса, которая пленила древнего Ирода; в ней – гибкость змеи и пластичность женщины, в ее танцах – сладострастно-окаменелая грация Востока, полная неги и целомудрия животной страсти…»
Казалось бы, все уже ясно, путь определен. Готовясь к этой роли, Ида Рубинштейн прошла выучку у таких замечательных режиссеров, как А. Санин и В. Мейерхольд. Опытные мастера русской сцены уже разгадали в Иде тот благородный материал, из которого можно вылепить прекрасную Саломею. Но… тут вмешался черносотенный «Союз русского народа» во главе с Пуришкевичем. Ополчился на Саломею и святейший Синод – постановку запретили, театр Комиссаржевской прекратил существование.
А издалека за Идою следили зоркие глаза Станиславского.
«Звал же я ее учиться как следует, – сообщил он с горечью отвергнутого учителя, – но она нашла мой театр устаревшим. Была любительницей и училась всему… Потом эти планы с Мейерхольдом и Саниным, строила свой театр на Неве. Сходилась с Дункан – та прогнала ее. Опять пришла ко мне и снова меня не послушалась!»
«Саломея» увлекала ее. Иде казалось, что она сможет обойти запрет Синода, поставив пьесу в домашних условиях. Не тут-то было! Но в это время она встретилась с непоседой Михаилом Фокиным.
– Научите меня танцевать, – попросила она его.
Этому обычно обучаются с раннего детства, и Фокин глядел на Иду с большим недоверием. Какое непомерно узкое тело! Какие высокие, почти геометрические ноги! А взмахи рук и колен как удары острых мечей… Все это никак не отвечало балетным канонам. Но Фокин был подлинным новатором в искусстве танца.
Фокин в балете – то же, что и Маяковский в поэзии.
– Попробуем, – сказал великий реформатор…
Как раз в это время Париж был взят в полон «русскими сезонами»: Сергей Дягилев пропагандировал русское искусство за границей. Респектабельный, с элегантным клоком седых волос на лбу, он почти силой увез в Париж старика Римского-Корсакова. «Буря и натиск!» Шаляпин, Нежданова, Собинов. Перед ошеломленной Европой был целиком пропет «Борис Годунов» и вся (без купюр) «Хованщина». Мусоргский стал владыкою европейских оперных сцен. Русский портрет, русские кружева, декорации… Но Дягилев морщился:
– А где балет, черт побери?
Ида Рубинштейн бросила мужа, оставила дом и, следуя за Михаилом Фокиным, очертя голову кинулась в Европу, как в омут. Вдали от суеты, в тихом швейцарском пансионе, Фокин взялся готовить из Иды танцовщицу. Неустанный труд, от которого болели по ночам кости! Никакого общества, почти монашеская жизнь, и только одна забава: хозяин отеля поливал из шланга водой своих постояльцев.
Вряд ли тогда Ила думала, что ее ждет слава.
«Русский сезон» продолжался. И вот, когда французы по горло уже были сыты и русской живописью, и русской музыкой, и русским пением, вот тогда (именно тогда!) расчетливый С. Дягилев подал напоследок Парижу – как устрицу для обжоры! – Иду Рубинштейн.
И оглушающим набатом грянуло вдруг: слава!!!
Валентин Александрович Серов приехал в Париж, когда парижане уже не могли ни о чем говорить – только об Иде, все об Иде. В один день она стала знаменитостью века. Куда ни глянешь – везде Ида, Ида, Ида… Она смотрела с реклам и афиш, с коробок конфет, с газетных полос – вся обворожительная, непостижимая. «Овал лица как бы начертанный образ без единой помарки счастливым росчерком чего-то легкого пера; благородная кость носа! И лицо матовое, без румянца, с копною черных кудрей позади. Современная фигура, а лицо – некоей древней эпохи…»
Конечно, натура для живописца наивыгоднейшая!
Серов увидел ее в «Клеопатре» (поставленной по поэме А. С. Пушкина «Египетские ночи»). На затемненной сцене сначала появились музыканты с древними инструментами. За ними рабы несли закрытый паланкин. Музыка стихла… И вдруг над сценою толчками, словно пульсируя, стала вырастать мумия. Серов похолодел – это была царица Египта, мертвенно-неподвижная, на резных котурнах. Рабы, словно шмели, кружились вокруг Клеопатры, медленно – моток за мотком – освобождая ее тело от покровов. Упал последний, и вот она идет к ложу любви. Сгиб в колене. Пауза. И распрямление ноги, поразительно длинной!
– Что-то небывалое, – говорил Серов друзьям. – Уже не фальшивый, сладенький Восток банальных опер. Нет, это сам Египет и сама Ассирия, чудом воскрешенные этой женщиной. Монументальность в каждом ее движении, да ведь это, – восхищался Серов, – оживший архаический барельеф!
Художник верно подметил барельефность: Фокин выработал в танцовщице плоскостный поворот тела, словно на фресках древнеегипетских пирамид. Серов был очарован: все его прежние опыты создания в живописи Ифигении и Навзикаи вдруг разом обрели выпуклую зримость.
– Увидеть Иду Рубинштейн – это этап в жизни, ибо по этой женщине дается нам особая возможность судить о том, что такое вообще лицо человека… Вот кого бы я охотно писал!
Охотно – значит, по призыву сердца, без оплаты труда.
– А за чем же тогда дело стало? – спросил художник Л. Бакст.
Серов признался другу, что боится ненужной сенсации.
– Однако ты нас познакомь. Согласится ли она позировать мне? А если – да, то у меня к ней одно необходимое условие…
– Какое же?
– Я желал бы писать Иду в том виде, в каком венецианские патрицианки позировали Тициану.
– Спросим у нее, – оживился Бакст. – Сейчас же!
Без жеманства и ложной стыдливости Ида сразу дала согласие позировать Серову обнаженной. Жребий брошен – первая встреча в пустынной церкви Шатель. Через цветные витражи храм щедро наполнялся светом. Пространство обширно. О том, что Серов будет писать Иду, знали только близкие друзья. Для остальных – это тайна.
– А не холодно ли здесь? – поежился Серов.
Ида изнежена, как мимоза, и ей (обнаженной!) в знобящей прохладе храма сидеть по нескольку часов в день… Вынесет ли это она? Проникнется ли капризная богачиха накалом его вдохновения? Не сбежит ли из храма? И еще один важный вопрос: выдержит ли Ида убийственно-пристальный взор художника, который проникает в натуру до самых потаенных глубин души и сердца? А взгляд у Серова был такой, что даже мать не выдерживала его и начинала биться в истерике: «Мне страшно… не смотри на меня, не смотри!»
Из чертежных досок художник соорудил ложе, подставив под него табуретки. Он закинул его желтым покрывалом. Впервые он (скромник!) задумался о собственном костюме и купил для сеансов блузу парижского пролетария. Этой неказистой одеждой Серов как бы незримо отделил себя от своей экзотичной и яркой натурщицы. «Ты  — это ты, я – это я, и каждый – сам по себе!»
Кузина Серова вызвалась во время работы готовить для него обеды на керосинке. Листок бумаги, упавший на пол, вызывал в храме чудовищный резонанс, шум которого долго не утихал. А потому Серов предупредил сестру:
– Ниночка, я тебя прошу: вари что хочешь или ничего не вари, но старайся ничем не выдать своего присутствия. Пусть госпожа Рубинштейн думает, что мы с нею в Шатель наедине…
Никто не извещал улицу о ее прибытии, но вот в храм донесся гул восторженных голосов, захлопали ставни окон, из которых глядели на красавицу парижане, сквозь прозрачные жалюзи в соседнем монастыре подсматривали монахи.
– Вот она! – сказал Серов, и лицо его стало каменным…
Ида явилась с камеристкой, которая помогла ей раздеться. Серов властным движением руки указал ей на ложе. Молча. И она взошла. Тоже молча. Он хотел писать ее маслом, но испугался пошловатого блеска и стал работать матовой темперой. Лишь перстни он подцветил маслом. В работе был всего один перерыв – Ида ездила в Африку, где в поединке убила льва. Серов говорил:
– У нее самой рот, как у раненой львицы… Не верю, что она стреляла из винчестера. К ней больше подходит лук Дианы!
В работу художника Ида никак не вмешивалась, и он писал ее по велению сердца. Древность мира слилась с модерном. Тело закручено в винт. Плоскость. Рискованный перехлест ног. Шарф подчеркнуто их удлиняет. В фоне – почти не тронутый холст, и это еще больше обнажает женщину. Нет даже стены. Ида в пространстве. Она беззащитна. Она трогательна. И гуляет ветер…
Актриса позировала выносливо, неутомимо, покорно, как раба. Она безропотно выдержала сеансы на сквозняках. Только однажды возник неприятный случай. Храм Шатель пронзил звон кастрюльной крышки. Серов вздрогнул. Ида тоже. Такой восторг, и вдруг – обыденная проза жизни…
– Вам готовят обед? – спросила Ида.
– Извините, – отвечал Серов. – Но у меня нет времени шляться по ресторанам… Чуть-чуть влево: не выбивайтесь из света!
Серов закончил портрет и вернулся на родину. В Москве мать живописца среди бумаг сына случайно обнаружила фотокопию с портрета Иды.
– Это еще что за урод? – воскликнула она.
Во взгляде Серова появился недобрый огонек:
– Поосторожней, мама! Поосторожней…
– Ида Рубинштейн? – догадалась мать. – И это красавица? Это о ней-то весь мир трубит? Неужели она поглотила лучшие твои творческие силы в Париже? Разве это красавица?
– Да, – отвечал Серов, – это настоящая красавица!
– И линия спины, по-твоему, тоже красива?
– Да, да, да! – разгневался сын. – Линия ее спины – красива!..
В 1911 году серовская «Ида» поехала на Всемирную выставку в Рим. Скандал, которого Серов ожидал, разразился сразу… Впрочем, единства мнений в критике не было. Проницательный Серов сразу заметил, что портрет Иды Рубинштейн, как правило, нравится женщинам… Серова поливали грязью. Про его «Иду» говорили так:
– Зеленая лягушка! Грязный скелет! Гримаса гения! Серов выдохся, он иссяк… теперь фокусничает! Это лишь плакат!
Серов всегда был беспощадным реалистом, но в портрете Иды он превзошел себя: еще несколько мазков, и портрет стал бы карикатурой. Серов остановил свой порыв над пропастью акта вдохновения, как истинный гений! Дитя своего века, Серов и служил своему веку: над Идою Рубинштейн он пропел свою лебединую песню и оставил потомству образ современной женщины-интеллигентки в самом тонком и самом нервном ее проявлении… Из Рима портрет привезли в Москву, и здесь ругня продолжалась. Илья Репин назвал «Иду» кратко:
– Это гальванизированный труп!
– Это просто безобразие! – сказал Суриков…
Серов умер в разгаре травли. Он умер, и все разом переменилось. Публика хлынула в Русский музей, чтобы увидеть «Иду», которая стала входить в классику русской живописи. И постепенно сложилось последнее решающее мнение критики: «Теперь, когда глаза мастера навеки закрылись, мы в этом замечательном портрете Иды не видим ничего иного, как только вполне логическое выражение творческого порыва. Перед нами – классическое произведение русской живописи совершенно самобытного порядка…»
Именно так, как здесь сказано, сейчас и относится к портрету Иды Рубинштейн советское искусствоведение. Ида Львовна не вернулась на родину. Она продолжала служить искусству за границей. Дягилев, Фокин, Стравинский, Ал. Бенуа – вот круг ее друзей. Абсолютно аполитичная, Ида вряд ли представляла себе значение перемен на родине. Но она никогда не принадлежала к антисоветскому лагерю.
Писатель Лев Любимов в 1928 году брал у Иды в Париже интервью. Она ошеломила его: все в ней было «от древнего искусства мимов». В тюрбане из нежного муслина, вся в струистых соболях, женщина сидела, разбросав вокруг розовые подушки.
– Напишите, – сказала она, – что я рада служением русскому искусству послужить и моей родине…
Как-то я взял в руки прекрасную книгу «Александр Бенуа размышляет». Раскрыл ее и прочитал фразу: «Бедная, честолюбивая, щедрая, героически настроенная Ида! Где-то она теперь, что с нею?..»
Ида Рубинштейн всегда считала себя русской актрисой. Но гитлеровцы, оккупировав Францию, напомнили ей, что она не только актриса, но еще и… еврейка! В этот момент Ида проявила большое мужество. Она нашла способ переплыть Ла-Манш и в Англии стала работать в госпиталях, ухаживая за ранеными солдатами. Под грохот пролетающих «фау» она исполняла свою последнюю трагическую роль.
Уже не Саломея, давно не Клеопатра. Жизнь отшумела…
После войны Ида вернулась во Францию, но мир забыл про нее. Иные заботы, иные восторги. Ида Львовна перешла в католическую веру и последние десять лет жизни провела в «строгом уединении». Она умерла в 1960 году на юге Франции. Мир был оповещен об этой кончине скромной заметкой в одной парижской газете.
Женщиной, прошедшей по жизни раньше тебя, иногда можно увлечься, как будто она живет рядом. Я увлекся ею… Иду Рубинштейн я понимаю, как одну лишь страничку, скромным петитом, в грандиозной летописи русского искусства. Но при чтении серьезных книг нельзя пропускать никаких страниц. Прочтем же и эту!
А когда будете в Русском музее, посмотрите на Иду внимательнее. Пусть вас не смущает, что тело женщины того же цвета, что и фон, на котором оно написано. Серов всегда был в поисках путей к новому. Пусть слабый топчется на месте, а сильный – всегда рвется вперед.

Переслал: Inna Konovalova Канада

Внимание! Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. Авторские материалы предлагаются читателям без изменений и добавлений и без правки ошибок.

Приглашаем на наш Телеграм-канал.

  • Сочинение по повести фонвизина недоросль
  • Сочинение по портрету гоголя
  • Сочинение по пословице 5 класс по родному языку
  • Сочинение по повести чучело железнякова 6 класс
  • Сочинение по повести петр и феврония