Сочинение по поэме полтава 7 класс пушкин

А. с. пушкину не давали покоя мысли о будущем россии, которое прочными нитями было связано с е историческим прошлым. изучая

А. С. Пушкину не давали покоя мысли о будущем России, которое «прочными нитями» было связано с её историческим прошлым. Изучая историю своей страны, писатель прекрасно понимал, какую неоценимую роль в становлении государства сыграл Петр Великий. Император мечтал о процветании России, о том, чтобы она заняла достойное место среди других европейских держав. Смелым, храбрым, трудолюбивым сынам России, свято выполняющим свой долг перед Отечеством, посвятил поэму «Полтава» Пушкин. Произведение проникнуто духом высокого патриотизма и свободолюбия.

История создания

Поэма написана в 1828 году. Отдельным изданием выходит в марте 1829. Пушкин посвящает поэму Марии Волконской, отважной женщине, самозабвенно отправившейся в сибирскую ссылку вслед за мужем-декабристом.

В названии произведения нашло своё отражение историческое событие, произошедшее 27 июня 1709 года. Озаглавив поэму «Полтава», автор посвящает её русским солдатам, совершившим ратный подвиг ради светлого будущего отчизны.

Одним из источников замысла книги была поэма К.Ф. Рылеева «Войнаровский». Пушкин высоко ценил это произведение поэта-декабриста. Леденящие кровь картины казней и мятежей, омрачающие первые годы правления Петра, многострадальная судьба Кочубея – всё это не могло оставить писателя равнодушным.

Созданию поэмы предшествует обращение автора к многочисленным историческим источникам, среди которых значительное место занимает описание «свейской» (шведской) войны. Книга была составлена приближенными царя по его достоверным материалам. Пушкин изучает свод материалов о Петре в «Деяниях Петра Великого» историка конца XVIII века Голикова, а также труд Бантыша-Каменского по истории Украины.

Однако Александр Сергеевич, будучи писателем, не отражает в произведении все «документальные» указания ученых. Так, три доноса Кочубея на Мазепу он объединяет в один. Писатель создаёт образ влюбленного казака, о котором нет сведений в документах. Историческую Матрену Кочубей Пушкин превращает в Марию. Эти изменения, сделанные гениальным художником, усиливают выразительность поэмы.

Жанр, направление, размер

«Полтава» — первая историко-героическая трагедия Пушкина. Автор использует множество элементов, убедительно свидетельствующих о реализме гениальной поэмы: исторически верное изображение деталей прошлого, широкий круг персонажей, из которых каждый имеет самостоятельное значение, глубокое раскрытие внутреннего мира героев, близость языка к народной речи.

Поэма написана четырехстопным ямбом. В повествование включены портретные зарисовки Марии и Мазепы, дано описание пейзажей, есть сцены допроса и казни, «развёрнута» гениальная картина Полтавской битвы. Пушкин дополняет свой рассказ историческими пояснениями и отступлениями о политических настроениях общества начала XVIII века.

Композиция

Композиция поэмы, при всей своей сложности, поражает четкостью, последовательностью и слаженностью. Мыслями о родине и судьбах людей объединяются отдельные части поэмы: романтическая история «преступной» дочери, поучительная повесть о ненужном удовольствии, суровый рассказ о кровавом преступнике и торжественная песня о герое-патриоте.

«Полтава» проникнута глубоким духом народности, как в содержании, так и в стиле произведения. Преобладает величавая интонация. Могучую выразительность поэмы усиливают разнообразие и быстрая смена различных типов предложений. Они то разворачиваются в длинные периоды, приобретая характер трибунной, взволнованной речи, то сжимаются в короткие фразы. В поэме выделяются лирически окрашенные обращения к героям («Мария, милая Мария…») и бытовые эпизоды с просторечной фразеологией.

Суть

1709 год. Действие происходит на Украине в городе Полтава. У Кочубея, генерального судии, есть прекрасная дочь — Мария, которой он очень гордится. Мазепа, пожилой крестный девушки, тайно питает к ней теплые чувства. Через некоторое время тайно увозит ее из отчего дома. Кочубей, не в силах простить оскорбление, нанесенное его семье, пишет донос на гетмана Петру I. Однако царь не верит словам опозоренного отца, и Кочубея казнят вместе с его верным последователем Истрой.

В произведении есть не только романтическая, но и историческая сюжетная линия. Мазепа, заключив договор со шведским королем Карлом XII, хочет отделить Украину от Российского государства. 27 июня 1709 года происходит масштабное полтавское сражение между войсками Петра и Карла XII. Бой выигрывает Петр Великий, а Мазепа, вместе с королем вынужден бежать, тем самым признав свое поражение. Более подробно основные события из книги мы описали в кратком содержании для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Степанович Мазепа — удрученный годами украинский гетман. Умен, хладнокровен и хитер. В нем живет мятежная и ненасытная душа, рождающая в сердце неутомимый преступный жар. Государственный изменник, закоренелый в коварствах и злодеяниях. Поэт со строгостью патриота сурово перечисляет пороки падшего гетмана: злобность, мстительность, ненависть к людям, отсутствие благодарности. Мазепа с легкостью проливает человеческую кровь, с каждым разом искореняя в своем сердце последние крупицы жалости и сострадания. Для него нет отчизны, он предательств никогда не забывает не только в душе, но и на деле. Никогда не забывает и не прощает нанесённых ему обид.
  2. Мария — дочь Кочубея. Ее лицо обрамляют черные локоны, взгляд сияет чистотой, а стан поражает стройностью. Нежна и разумна. Отличается скромностью. Девушка обладает мужественным характером, иначе она не смогла бы пойти против воли отца и матери. Увлечена воинской славой гетмана, песни которого она очень любила петь. До последнего момента не осознавала, какое страшное деяние совершила. Ее окутал любовный дурман, сладкие речи Мазепы проникли в самое сердце, заставив уснуть разум. Однако пробуждение не заставило себя долго ждать. Став свидетельницей гибели отца, девушка сходит с ума. Горе побеждает разум.
  3. Василий Леонтьевич Кочубей — украинский генеральный судья. Храбр и мужественен. Ему не чужды честь и любовь к родине. Глубоко оскорблен Мазепой, когда тот похищает его дочь. Жажда мести находит приют в его сердце. После того, как Петр I не верит его доносу на гетмана, с достоинством переносит наказание за клевету. Сначала его жестоко пытают, а затем казнят на глазах у сотен зрителей.
  4. Пётр Великий – первый Всероссийский император. А. С. Пушкин в каждом своем произведении, посвященном Петру, освещает различные стороны его облика. В поэме «Полтава» царь выступает как воитель, полководец и патриот. Автор рисует внешность Петра в стиле героических портретов XVIII века: сияющие глаза, внушающее ужас лицо, быстрые движения. Портретная зарисовка соответствует духовному облику героя. Петр выступает в поэме как организатор военной мощи России. Он, словно молния, стремительно появляется на страницах произведения. Его думы заняты мыслями о родине и ее благе.
  5. Карл XII — шведский король. Храбр, но честолюбив. Ведет себя легкомысленно, вступая в стычку с казаками накануне Полтавского боя. В результате получает тяжелую травму ноги, которая не позволяет ему участвовать в сражении.
  6. Любовь — властная жена Кочубея. Разделяет взгляды мужа и всячески его поддерживает. В ней пылает огонь страсти, гордости и жажды справедливости. Нетерпелива и умна.
  7. Филипп Орлик – генеральный писарь, гетманов делец. Обладатель «каменного» сердца. Жесток, расчетлив. Получает удовольствие, расправляясь с врагами Мазепы. После смерти «хозяина» получает от Карла XII пустой титул малороссийского гетмана.

Темы и проблемы

  1. Тема войны раскрывается в произведении ярко и живо. Великолепная картина Полтавского боя достигает высшего звучания. Фрагменты битвы следуют один за другим в определённой последовательности: начало сражения, победа над отдельными отрядами врагов, появление Петра и «несомого» Карла, и, наконец, решающий момент боя и бегство шведской армии. Точность и зримость описания достигают того эффекта, когда читатель «ощущает» себя свидетелем происходящей битвы.
  2. Тема любви звучит на протяжении всей поэмы. При всем своем лукавстве Мазепа полон искренней любви к Марии. Но коварство честолюбца не отступает перед старческой любовью. Злые замыслы в гетмане сильнее, чем его чувство к девушке. Он лжет ей, когда говорит, что любит ее больше власти и славы.
  3. Тема великодушия и милосердия. Одержав победу в битве, Петр не убивает своих противников. Он «ласкает» пленников и поднимает за них заздравный кубок.
  4. Пушкин использует выразительное противопоставление для создания двух обликов: Петра и Карла. Во время Полтавского сражения могучий и радостный, Петр проносится перед полками, а бледный, недвижимый Карл, которого несут на носилках, оказывается раненным в бесполезной схватке с казаками. Художественный приём антитезы помогает раскрыть мысль поэта о том, что победа русских — не случайная удача. Она была предопределена победой высоких идей, за которые боролся Петр.
  5. Проблема духовной слепоты является одной из ключевых в поэме. Мария любит Мазепу. Она жертвует всем ради старого гетмана. Ей приходится совершить страшное предательство, покинув отца и мать. Властолюбец, словно искуситель, завораживает сердце наивной девушки. Он буквально вырывает из несчастной дочери роковое «разрешение» на казнь отца. Мария не понимает зловещего смысла страшного вопроса: «Отец или супруг тебе дороже?»
  6. Проблема предательства и тщеславия. Мазепа предает не только бывшего друга, похищая крестницу, но и втаптывает в землю доверие Петра, пытаясь отделить Украину от Российской империи.
  7. Может ли в падшей душе появиться проблеск совести и искреннего раскаяния? Вопреки всем своим злодеяниям Мазепа все же чувствует смущение при мысли о том, какие страдания он готовит Марии. Казнить отца в ответ на нежные и искренние чувства, которые испытывает к нему девушка! Недаром гетману кажется, что обвинительными очами смотрят на него звезды ночи, и что тополя, словно судьи, шепчутся о нем. Страшной пустотой терзается он, возвращаясь с казни Кочубея. Увидев опустевший по его вине двор судьи, он испытывает чувство страха и дрожит, как под топором, под грозящим перстом безумной Марии.
  8. Проблема «слепой» доверчивости. Пушкин показывает Петра не только как полтавского героя, но и как доверчивого и простосердечного человека. Не подозревая подвоха, он убежден в искренности Мазепы. Царь не верит в измену потому, что сам не изменял. Но, когда становится известна правда, Петр стремится исправить свою ошибку, призывая к себе семьи Искры и Кочубея, проливая с ними слезы и осыпая их милостями.

Главная мысль

В поэме А. С. Пушкин восхваляет мощь России и призывает к подвигам во имя счастья страны. Главная идея автора заключается в том, что никакие перипетии, как внешние, так и внутренние, не способны разрушить единство многонационального российского государства. Это происходит потому, что в России всегда больше преданных и честных людей, которые скорее умрут, чем отрекутся от своей правды.

Также смысл, заложенный автором, говорит о том, что залогом сохранения страны является уважение к семье. Она и есть фундамент государства. Когда вражда селится в доме, среди родных и близких, разрушается основа основ. Тот, кому не жаль разрывать кровные узы дочери и родителей, не остановится перед любым преступлением. Поэтому каждый человек должен ответственно и честно выстраивать отношения с окружением, иначе его нравственное падение предрешено.

Чему учит?

Поэма учит любви к Родине. Только надежные и верные защитники могут отразить атаку неприятеля и сохранить русскую землю в целости. Любовь к отчизне начинается с семьи, поэтому каждый человек должен оберегать свой домашний очаг.

Автор призывает не забывать о том, что даже самые искренние последователи через некоторое время могут «поменять маску» и без какого-либо зазрения совести предать близкого человека. Писатель убеждён, что нельзя пренебрегать отчим домом и родными людьми, причиняя им тем самым страшные страдания.

Критика

«Полтава» — одно из величайших произведений Пушкина. Однако большинство критиков встречают поэму отрицательно. Они поголовно утверждают, что Мария не может любить честолюбивого старика. Самого же Мазепу называют «злым дураком». В журналах становится популярно сравнение, что Александр Сергеевич, написав столь новаторское произведение, терпит поражение, словно Карл XII на поле битвы.

Пушкин встречает критические отклики с удивлением. Его расстраивает, что «Полтава» не имеет должного успеха. Однако критики просто не понимают своеобразия поэмы, глубину раздумий поэта и народность его стиля.

В. Белинский же считает «Полтаву» удавшимся произведением. Он тонко отмечает, что в поэме много оригинального и самобытного. Однако и его не все удовлетворяет. Рецензент считает ошибкой Пушкина то, что первые две песни заняты романтическими событиями, между тем как Петр и Полтавская битва описаны лишь в третьей песне.

Автор: Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Поэма “Полтава” написана Александром Сергеевичем Пушкиным на тему исторических событий: Северной войны между русскими и шведами. Два императора являются главными героями поэмы. Через их образы автор выражает свое отношение к каждой из сторон. Петр 1 описывается Пушкиным как гениальный правитель и настоящий патриот своей страны. Император бесстрашен, великодушен, смел. В его образе нет ни одной отрицательной черты. Он смело идет в бой и вдохновляет свое войско на победу. Петр понимает, что должен спасти Отчизну, выиграв битву. Поэтому он не сомневается в успехе. Автор любуется своим героем, описывает его так, что читатель не может им не восхититься: “… Его глаза сияют. Лик его ужасен. движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза”. Совсем не так показан Карл 12. Пушкин считает его храбрым и искусным воином, но также подчеркивает его недостатки. “Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив,” – говорит о Карле Мазепа. Со стороны шведов эта война – захватническая, несправедливая, поэтому они не могут победить. Карл как бы сам не понимает, с какой целью его войско вступает в битву: “Казалось, Карла приводил желанный бой в недоуменье…”. Полтавская битва заканчивается победой русских. И снова Пушкин противопоставляет образы двух правителей: Карл с позором бежит с поля боя, а Петр устраивает пир в своем шатре, где угощает даже пленных, доказывая свое великодушие. В конце поэмы автор сравнивает память, которая осталась от Петра и Карла через много лет. “…Ты воздвиг, герой Полтавы, огромный памятник себе,” – пишет он про Петра. От Карла же остаются только “три углубленные в земле и мхом поросшие ступени”. Таким образом, мы видим, что Петр 1 и Карл 12 – два противоположных типа правителей. Первый героически и бескорыстно служит своей стране, и поэтому побеждает второго, который на первый план ставит удовлетворение своего честолюбия и амбиций.

Одной из главных проблем поэмы «Полтава» можно назвать проблему древней и новой знати. Петр стал опираться больше на новую знать, не справедливо оттесняя старую аристократию. Автор считает это ошибкой, подтверждая свою мысль предательством Ивана Мазепы, который принадлежал к новой знати.
Главные герои поэмы – это русский царь-реформатор Петр, шведский король Карл XII, украинский гетман Иван Мазепа, представитель старой знати Кочубей и его дочь Мария.
Образ Петра практически идеален в поэме «Полтава». Он единственный, по мнению автора, заслуживает на восхищение, потому что заботится, прежде всего, не о личной выгоде, а о государственных интересах. Интересно изображен портрет царя во время боя. Поэт использует оксюморон «ужасен – прекрасен». Его лик ужасен – так как представляет угрозу для врагов. Все действия царя описаны, как стремительны, быстры и дерзки. Только так можно одержать настоящую победу – и поэтому в результате Петру дается характеристика, что он прекрасен. Единственная ошибка царя, по мнению автора, – это чрезмерное доверие Ивану Мазепе. Петр верил в его преданность, так как в принципе больше полагался на новую знать, и поэтому не поверил доносу верного подданного Кочубея. Казнь родовитого Кочубея – трагическая ошибка русского царя. Но тем ни менее, Петр проходит испытание предательством и побеждает.
Иван Мазепа – важный образ в поэме. Эта историческая личность не однозначна. Многие историки и поэты считают Мазепу защитником интересов Украины. Александр Пушкин рассмотрел в нем только негативные стороны, изобразив его антиподом Петра.
Поэма «Полтава» – это изображение исторического события, важного для становления русской державы, а так же восхваление доблести русского царя.

В одно время русский классик Александр Пушкин обратился к исторической теме в своем творчестве. Так, в течение 1829-1829 годов была написана и издана историческая поэма «Полтава». На это произведение поэта вдохновила личность Петра, русского царя-реформатора 18 века. Петр I известен своими доблестными победами и смелыми реформами. Александр Пушкин создал художественный образ Петра, воплотив в нем лучшие качества правителя.
В поэме Петр – доблестный полководец, который не прячется за спинами, а сражается вместе с войском, вдохновляя своим примером простых солдат. Но героя вряд ли можно назвать необдуманным смельчаком, зазря рискующим собой, а скорее – разумным стратегом, который взвешивает все риски.
Во время главного сражения под Полтавой автор дает яркую портретную характеристику Петру. Он одновременно ужасен и прекрасен. «Лик его ужасен» – так как он настроен на победу и готов стать для врагов самой страшной грозой. Но в этой доблестной смелости Петр и прекрасен, как считает автор. Петр «могуч» и «радостен», его смелость воодушевляет русское войско и пугает шведов.
Пушкин изображает главного героя в разное время: во время войны и во время пира в честь победы. Петр-воин опасен и страшен, а пиршествующий Петр – прекрасен и щедр. После важной битвы под Полтавой царь устроил пир в честь победы. Важно то, что правитель делает это не в угоду себе, а в знак благодарности верным воинам и союзникам. Он лично угощает своих полководцев, славит своих учителей и проявляет снисхождение к своим пленникам.

Сценарий урока литературы 7 класс
Тема:  Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина
« Полтава».
Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру  Великому, выявить основную мысль произведения; отметить интерес поэта к историческому прошлому страны.
Задачи: выяснить роль Петра I  в Полтавском сражении и отношение автора к нему;
произвести подробный анализ текста;
прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и к
историческому прошлому своей страны.
Наглядность и оборудование:  портрет Петра I,  Карла 12,  текст обращения Петра к своим войнам перед сражением, текст поэмы, отрывок из кинофильма « Слуга Государев».
Метод изучения нового материала: частично-поисковый.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы урока и целей.
2.Изучение нового материала.
Слово учителя.
А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в стране, в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Став  царем (1696)Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов  ( 1695 – 1696) был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря. ( до этих пор Россия имела выход только в белое море, которое замерзало на полгода.)
Для связи с Западом необходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне
(1700 -1721 ) Россия добилась победы.
Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII , который долгое время одерживал победу над слабыми, неподготовленными войсками противника.
В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.
( репродукция « Полтавская баталия» учебник, стр. 77)
Показ портрета Петра I, стоящего на берегу Невы,
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу;
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
А. С. Пушкин « Медный всадник »
Так думал, стоя на берегу Невы , один из любимых исторических героев А. С. Пушкина – Петр I. Ему посвящены многие произведения, в частности поэма « Полтава», которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над  шведским войском при Полтаве.
Перед началом битвы обратился Петр к своим войскам с речью. Речь его была ясной: защита Отечества , слова его запали в душу каждого солдата:
( ученик читает речь наизусть в обличие Петра)
«Войны! Пришел час решить судьбу отечества.
Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра,
но за государство, ему врученное, за Отечество,
за нашу веру и Церковь.
А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога,
лишь бы жила Россия в славе и благоденствии».
Слово учителя.
На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями.
Пушкин взял для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь всего сто с лишним посвящены Петру , его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой  песне.
На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношение автора  к своему герою. В ходе анализа поэмы вы сможете выяснить окончательный ответ на этот вопрос.
3 Анализ отрывка « Полтавский бой»
Работа с учебником.
План:
Начало боя.
Появление Петра.
Передышка в бою.
Образ Петра и Карла.
Битва  в разгаре.
Победа.
Пир Петра.
Чтение отрывка наизусть учеником.
Начало боя.
– Как рисует Пушкин начало боя?
( описание боя дается  с точного указания места и времени, где он произошел)
Образ «горит восток зарею новой» имеет скрытый смысл : образ зари как начало новой жизни, победа Востока над Западом.
– Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ?
( Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)
– Почему поле брани роковое?
( Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)
– Кто такой « бог браней»?
( У древних римлян Марс  – бог войны.)
– Кому этот Бог покровительствует?
( В донном сражении он покровительствует русским).
– Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования?
(Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту .)
Давайте найдем эти глаголы.
Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…
– Как поэт передает ощущение топота множества ног?
Для этого Пушкин использует звукопись.
Что такое звукопись?
( Определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение.)
Найдем это четверостишие в тексте.
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит…
( в словах часто встречается звук  т, что и создает ощущение топота)
Появление Петра I.
Работаем над вторым пунктом плана. Появление Петра.
( Чтение отрывка наизусть)
-Какое впечатление он на вас производит?
( впечатление силы, величия, красоты)
– Как  поэт добивается этого эффекта?
Поэт использует слова, которые сейчас называются  устаревшими:
«лик, глас», «Божия гроза»
Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление.
Вдумаемся в эти слова:
Лик его ужасен.
Движенья быстры.
Он прекрасен.
Ужасен – прекрасен. Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого?
– С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра?
( Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).
Передышка в бою.
– С чем сравнивается образ битвы?
( « Как пахарь битва отдыхает» . Битва  – дело народное , трудное, как труд пахаря.)
-Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей.
Образы Петра и карла.
Портреты Петра и Карла.
Как изображается появление  Петра I  перед своими войнами?
(он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников)  Чтение отрывка наизусть.
А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?
Чтение отрывка наизусть.
– С какой целью автор использует такое большое количество знаков препинания в тексте, в котором описывает Карла?
( чтобы читатель смог представить Карла, увидеть его безнадежность).
– Как вы понимаете выражения:
Смущенный взор изобразив;
Желанный бой в недоуменье?
Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.
Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход  сражения.
Противопоставление двух полководцев  указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра . Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.
Описание разгара битвы.
Анализ разгара боя. Работа по вариантам.
1 вариант: выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя.
( рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)
2 вариант: звукопись в описании боя.
( использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота, скрежета ).
Сейчас мы посмотрим отрывок из художественного фильма « Слуга Государев».
Посмотрим, как режиссер передает нам, зрителям, образы Петра Великого и Карла XII  в Полтавском сражении.  Попробуем подобрать текст пушкинской поэмы к данному эпизоду.
Просмотр отрывка из фильма « Слуга Государев»  «Полтавский бой».
Описание победы.
Какие чувства  победы и как передает нам автор?
( ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)
Чтение отрывка наизусть.
Но близок, близок миг победы!
Ура! Мы ломим, гнутся шведы.
О славный час!  О славный вид!
Описание пира.
– За каких учителей поднимает кубок Петр I ?
( Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии , таким образом преподали  полезные уроки).
Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?
(Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).
Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.
4  Вывод:   Итак, каким  предстает перед нами Петр Великий  в изображении А. С. Пушкина?
Петр изображается в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России – стихийной, непобедимой.
Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру Великому?
А. С. Пушкин изображает  Петра  Великого сильным, смелым человеком,
подчеркивает его патриотизм;  с уважением говорит о его участии в битве.
Закончить урок хочется словами Пушкина А. С.:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
– Кем же является Петр I  в поэме?  ( героем, так же , как и его народ)
5.Домашнее задание
Выучить отрывок наизусть, вопросы 5, 6 ,8.
6. Выставление оценок.
Литература:
Аникина С. М. , Золотарева И. В. « Поурочные разработки уроков литературы в 7 классе» , М 2002
Карпушин С. Я. « Пушкин – начало всех начал». Смоленск 1999г.
Коровина В. Я. « Пушкин в школе»  М. 1999
Лахостский К. П. « Пушкин в школе «, Ленинград 1956
Пузицкий В. « Родная история» , Саратов, 1994
«Путеводитель по Пушкину» , СПб « Пушкинская библиотека» 1997
Пушкин А. С.  « Сочинения» т.5., М. 1994
Тыркова-Вильямс А. « Пушкин» (ЖЗЛ) т.2., М. 1998

Поэма «Полтава» написана Александром Сергеевичем Пушкиным на тему исторических событий: Северной войны между русскими и шведами.
Два императора являются главными героями поэмы. Через их образы автор выражает свое отношение к каждой из сторон.
Петр 1 описывается Пушкиным как гениальный правитель и настоящий патриот своей страны. Император бесстрашен, великодушен, смел. В его образе нет ни одной отрицательной черты. Он смело идет в бой и вдохновляет свое войско на победу. Петр понимает, что должен спасти Отчизну, выиграв битву. Поэтому он не сомневается в успехе. Автор любуется своим героем, описывает его так, что читатель не может им не восхититься: «… Его глаза сияют. Лик его ужасен. движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза».
Совсем не так показан Карл 12. Пушкин считает его храбрым и искусным воином, но также подчеркивает его недостатки. «Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив,» – говорит о Карле Мазепа. Со стороны шведов эта война — захватническая, несправедливая, поэтому они не могут победить. Карл как бы сам не понимает, с какой целью его войско вступает в битву: «Казалось, Карла приводил желанный бой в недоуменье…».
Полтавская битва заканчивается победой русских. И снова Пушкин противопоставляет образы двух правителей: Карл с позором бежит с поля боя, а Петр устраивает пир в своем шатре, где угощает даже пленных, доказывая свое великодушие.
В конце поэмы автор сравнивает память, которая осталась от Петра и Карла через много лет. «…Ты воздвиг, герой Полтавы, огромный памятник себе,» – пишет он про Петра. От Карла же остаются только «три углубленные в земле и мхом поросшие ступени». Таким образом, мы видим, что Петр 1 и Карл 12 — два противоположных типа правителей. Первый героически и бескорыстно служит своей стране, и поэтому побеждает второго, который на первый план ставит удовлетворение своего честолюбия и амбиций.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Рассуждение по поэме Полтава Пушкина

Литературное произведение «Полтава», написанная великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным в 1828 году посвящена одному из значимых событий в истории нашей страны.

В поэме описывается героизм русского солдата в труднейшем сражении молодой страны. По мнению автора, в этой битве петровская армия показала свою состоятельность, твердость характера, смогла на равных биться с лучшей армией Европы того времени и победить.

Пушкин в своем произведении яркими красками восхваляет личность молодого царя и проводит параллель между патриотом Петром Первым и гетманом Украины, предателем Мазепой.

Молодой царь находится в окружении единомышленников, чего нельзя сказать об украинском предателе. Мазепа увлечен идеей о собственной выгоде, Петр же думает о благе для государства.

Параллель между Карлом XII и Петром так же присутствует в произведении. Шведский король уверен в своей победе, он самолюбив, коварен и полон решимости, но сам никогда не пойдет в бой, чего не скажешь о будущем первом российском императоре. Тот среди солдат, он личным примером воодушевляет их идти на подвиг во славу России.

Пушкин пытается донести до читателя идею о том, что на поле боя важен каждый человек, каждое его действо. Он затрагивает и тематику судеб людей, которые не принимали непосредственного участия в Полтавской баталии. Яркий пример тому — возлюбленная Мазепы Мария. Вопреки различным тяготам судьбы, не смотря на лишения и проклятия, она находит свое женское счастье, доказывая читателю и самой себе, что человек сам волен строить и наслаждаться своим счастьем, своей судьбой.

К слову, «Полтава» не была оценена современниками поэта. Подобных произведений до этого в мире русской литературы не существовало, что послужило одной из главных причин тому. Однако, сам Пушкин восхищался своим творением и его огорчал факт того, что произведение не находит достойной оценки среди коллег по поэтическому цеху.

Поэма написана в необычном для XIX века стиле, что выделяет пушкинскую «Полтаву» на фоне остальных военных произведений первой трети позапрошлого века. Перечитывая ее вновь и вновь можно погрузить себя в самую гущу тех великих событий и прочувствовать торжество момента, когда Россия стала великой военной державой!

Сочинение на тему Полтава поэма Пушкина

Поэма посвящена исторической судьбе России, в частности, победе России над Швецией. И произошла она рядом со славным городом Полтавой, на Украине. Чтобы придать большую достоверность событиям, Пушкин специально употребляет многие украинские слова, описывает картины местной природы.

Первая тема, которую развивает Пушкин – тема судьбы России в мире, среди других европейских государств. Сможет ли Россия отстоять свою независимость и территориальную целостность? Как показала история, и не один раз – сможет, ещё как сможет.

Не зря говорил великий канцлер Германии Отто фон Бисмарк, что не стоит воевать с Россией. Стоит быть с ней в дружбе. Это актуально и в наше время. Но видимо, некоторые государственные деятели забыли этот наказ, и пытаются «подбить» другие страны на крестовый поход в Россию.

С какой гордостью и упоением поэт описывает сцены Полтавской битвы. Видно, что ему очень нравится Петр Первый. Он описывает его перед битвой « лик ужасен, движенья быстры, он прекрасен». Петр желает как можно быстрее начать баталию.

Вот он вихрем проносится перед полками, полки отвечают троекратным «ура». И потом в конце битвы, когда победитель великодушен. Он подносит чарку шведскому королю Карлу XII, называет его своим учителем.

Вторая тема, которую развивает Пушкин в поэме – тема совместного проживания в многонациональном российском государстве. На примере Украины он показывает что бывает, когда отдельные личности типа гетмана Мазепы пытаются при помощи войск иностранного государства тешить свои геополитические амбиции.

И это, увы, один в один повторяется на Украине в настоящее время. Их история так ничему и не научила. Есть и современный гетман Мазепа, и иностранные легионеры.

Третья тема – тема отдельного человека в истории, в частности, Марии. Она – натура сильная и страстная, борется за свою любовь. Эта борьба не принесла ей ничего, кроме разочарований и гибели. Мария тронулась умом.

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Полтава
  • Это сочинение списано 50 327 раз

А.С. Пушкин написал поэму «Полтава» в 1828 году. В ней он отразил состояние России в час правления Петра I. Это был период укрепления Государства Российского.

В поэме показаны исторические личности, которые были в то время. Это Петр I, Карл ХII, Кочубей, Мазепа. Они характеризуются своей самостоятельностью и в переломный период Полтавского сражения видна роль каждого героя.

Поэма пронизана двумя соединенными жанрово-стилевыми линиями, это любовно-романтические отношения между Мазепой и Марией, а также исторически эпическая линия поведения державных мужей Петра I, Мазепы и Карл ХII.

И все это было увязано с основной темой, темой Полтавской победы.

Если взять двух самодержцев, то видим двух антиподов. Царя Петра I, уверенного в себе, и лик его прекрасен, он весь в движении, он чувствует предстоящую битву и уверенность в победе.

А что же Карл ХII? Здесь он показан, как неуверенный в себе полководец. Он вял и нерешителен, флегматичный и думает только о своей выгоде.

И здесь вынашивается главная мысль поэмы, это умение сконцентрировать все свое умение и волю к победе царем Петром и умение единственного правильного принятия им решения в трудный для России момент.

Также противопоставляется Петру и Мазепа. Так, как была поставлена цель, возвеличить Петра, автор осуждает Мазепу, который противопоставил себя народу. Он показан одиноким, а Петр окружен однодумами. Мысли Мазепы только о себе, а мысли Петра о государстве.

Битва совершается на территории Украины и здесь, Пушкин старался передать национальный колорит, он показывает прекрасную украинскую природу. В произведение много украинских слов, таких как рада, хата и кат.

В своей поэме Пушкин показал правдивое историческое отображение этой Великой битвы, которая переплетается с романтизмом. Здесь показаны столкновения незаурядно сильных характеров героев, и их эффектные сцены взаимоотношений. Все это придало возвышенную эмоциональную приподнятость и лирическую взволнованность.

Посмотрите эти сочинения

  • Благородный разбойник Владимир Дубровский (сочинение) Неоднозначная и даже несколько скандальная повесть «Дубровский» была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. К тому времени автор уже успел повзрослеть, пожить в светском обществе, разочароваться им и существующими государственными порядками. Многие его произведения, к тому времени относящиеся, находились под цензурным запретом. И вот Пушкин пишет о некоем «Дубровском», молодом, но уже бывалом, разочарованном, но не сломленном житейскими «бурями», человеке 23-х лет. Пересказывать сюжет нет смыла — его читал и […]
  • Татьяна — идеал русской женщины Создавая образ своего времени и человека эпохи, Пушкин в романе «Евгений Онегин» донёс и личное представление об идеале русской женщины. Идеал поэта — Татьяна. Пушкин так и говорит о ней: «Милый идеал». Конечно, Татьяна Ларина — это мечта, представление поэта о том, какой должна быть женщина, чтобы ею восхищались и любили. При первом знакомстве с героиней мы видим, что поэт выделяет её среди других представительниц дворянства. Пушкин подчёркивает, что Татьяна любит природу, зиму, катание на санках. Именно […]
  • Татьяна Ларина и Катерина Кабанова Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе «Гроза» эта дама — главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика — это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
  • Реализм романа Евгений Онегин (сочинение) Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части […]
  • Сходство и различия Онегина и Ленского Евгений Онегин – главный герой одноимённого романа в стихах А. С. Пушкина. Он и его лучший друг Владимир Ленский предстают как типичные представители дворянской молодёжи, бросившие вызов окружающей их действительности и подружившиеся, словно объединившись в борьбе против неё. Постепенно непринятие традиционных закостенелых дворянских устоев вылилось в нигилизм, который ярче всего прослеживается в характере другого литературного героя – Евгения Базарова. Когда начинаешь читать роман «Евгений Онегин», то […]
  • Сравнительная характеристика «Татьяна и Ольга Ларины» (таблица) Татьяна Ларина Ольга Ларина Характер Для Татьяны свойственны такие черты характера: скромность, задумчивость, трепетность, ранимость, молчаливость, меланхоличность. Ольга Ларина отличается весёлым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная. Образ жизни Татьяна ведёт затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для неё – наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять. Она замкнута, живёт в собственном внутреннем […]
  • Тема любви в лирике Пушкина (сочинение) Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта. В стихах лицейского периода юный Пушкин воспевал любовь-страсть, часто мимолетное чувство, заканчивающееся разочарованием. В стихотворении «Красавица» любовь для него – «святыня», а в стихотворениях «Певец», «К Морфею», «Желание» представляется «одухотворенным страданием». Женские образы в ранних стихотворениях даны схематично. Для […]
  • Нравственная красота Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка» Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: «Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? — частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
  • Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина Писать о Пушкине – увлекательное занятие. Это имя в русской словесности обросло множеством культурологических наслоений (взять хотя бы литературные анекдоты Даниила Хармса или фильм режиссёра-мультипликатора Андрея Юрьевича Хржановского «Трилогия» по рисункам Пушкина, или оперу «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского). Однако наша задача скромнее, но не менее интересная: охарактеризовать тему поэта и поэзии в его творчестве. Место поэта в современной жизни куда менее значительно, чем в ХIХ веке. Поэзия – это […]
  • Жанр и композиция романа в стихах «Евгений Онегин» Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа «Евгений Онегин» было создание комедии, похожей на «Горе от ума» Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом. По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это «роман в стихах». Произведения такого жанра встречаются и у других […]
  • Береги честь смолоду «Капитанская дочка» (сочинение) «Береги платье снову, а честь смолоду» — известная русская народная пословица. В повести А. С. Пушкина «Капитанская Дочка» она, как призма, через которую автор предлагает читателю рассматривать своих героев. Подвергая действующих лиц повести многочисленным испытаниям, Пушкин мастерски показывает их истинную сущность. Действительно, полнее всего человек раскрывается в критической ситуации, выходя из нее либо победителем и героем, сумевшим остаться верным своим идеалам и взглядам, либо предателем и подлецом, […]
  • Вольнолюбивая лирика Пушкина (сочинение) Пушкину довелось жить в эпоху, когда после победы над армией Наполеона в России возникали новые, свободолюбивые веяния. Прогрессивные люди считали, что в стране-победительнице, освободившей мир от захватчиков, рабства быть не должно. Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее. Чтение трудов французских просветителей XVIII века, произведений Радищева только укрепило идейные позиции будущего поэта. Лицейские стихи Пушкина были насыщены пафосом свободы. В стихотворении «Лицинию» поэт восклицает: «Свободой Рим […]
  • Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (сочинение) В развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение «К другу стихотворцу» содержало в себе размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку: Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет И, перьями скрипя, бумаги не жалеет. Хорошие стихи не так легко писать… Молодой автор прекрасно понимает, что судьба поэта обычно […]
  • Пейзажная лирика Пушкина (сочинение) Пейзажная лирика Пушкина богата и разнообразна. Она занимает важное место в творчестве поэта. Пушкин видел природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы. Он был одним из первых русских поэтов, кто открыл читателям красоту природы и научил ею любоваться. В слиянии с природной мудростью Пушкин видел гармонию мира. Не случайно пейзажная лирика поэта проникнута философскими настроениями и размышлениями, можно проследить ее эволюцию на протяжении творческой деятельности […]
  • Почему Дубровский стал разбойником (сочинение) Романтический «благородный» разбойник – образ, который хорошо известен в мировой литературной практике. Как правило, ими становились отверженные представители дворянского сословия, вероломно обманутые друзьями либо оскорбленные продажным законом. Пушкинский герой Владимир Дубровский – один из таких «благородных» рыцарей ночи. Но разбойником он стал не сразу. Читателю известно, что этот молодой человек получил воспитание в Кадетском корпусе, затем проходил службу в гвардейском полку города на Неве. Как типичный […]
  • Лирика Пушкина и Лермонтова (сочинение) А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю. Что […]
  • Спицын в медвежьей комнате (сочинение) Об Антоне Пафнутьиче Спицыне мы узнаем ближе к середине повести. Он приезжает на храмовый праздник к Троекурову и производит, надо сказать, не самое благоприятное впечатление. Перед нами «толстый мужчина лет пятидесяти», имеющий круглое и рябое лицо с тройным подбородком. Подобострастно, с подхалимской улыбочкой «ввалился в столовую», извиняясь и кланяясь. Здесь же за столом мы узнаем, что храбростью он не отличается. Спицын боится разбойников, которые уже сожгли его амбар и подбираются к усадьбе. Страшиться […]
  • Поэт-пророк у Пушкина и Лермонтова: черты сходства и различия Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества. Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и […]
  • Сочинение по поэме «Руслан и Людмила» На уроке литературы мы изучали поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Это интересное произведение о смелом витязе Руслане и его любимой Людмиле. В начале произведения злой колдун Черномор похитил прямо со свадьбы Людмилу. Отец Людмилы Князь Владимир приказал всем желающим найти дочь и пообещал спасителю полцарства. И только Руслан поехал искать свою невесту потому что очень ее любил. В поэме много сказочных героев: Черномор, колдунья Наина, волшебник Финн, говорящая голова. И начинается поэма […]
  • Особенности изображения чувства любви лирике Пушкина и Лермонтова Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Сочинение по поэме полтава 7 класс пушкин


12

1 ответ:

Сочинение по поэме полтава 7 класс пушкин



0



0

Поэма «Полтава» написана Александром Сергеевичем Пушкиным на тему исторических событий: Северной войны между русскими и шведами.
Два императора являются главными героями поэмы. Через их образы автор выражает свое отношение к каждой из сторон.
Петр 1 описывается Пушкиным как гениальный правитель и настоящий патриот своей страны. Император бесстрашен, великодушен, смел. В его образе нет ни одной отрицательной черты. Он смело идет в бой и вдохновляет свое войско на победу. Петр понимает, что должен спасти Отчизну, выиграв битву. Поэтому он не сомневается в успехе. Автор любуется своим героем, описывает его так, что читатель не может им не восхититься: «… Его глаза сияют. Лик его ужасен. движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза».
Совсем не так показан Карл 12. Пушкин считает его храбрым и искусным воином, но также подчеркивает его недостатки. «Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив,» — говорит о Карле Мазепа. Со стороны шведов эта война — захватническая, несправедливая, поэтому они не могут победить. Карл как бы сам не понимает, с какой целью его войско вступает в битву: «Казалось, Карла приводил желанный бой в недоуменье…».
Полтавская битва заканчивается победой русских. И снова Пушкин противопоставляет образы двух правителей: Карл с позором бежит с поля боя, а Петр устраивает пир в своем шатре, где угощает даже пленных, доказывая свое великодушие.
В конце поэмы автор сравнивает память, которая осталась от Петра и Карла через много лет. «…Ты воздвиг, герой Полтавы, огромный памятник себе,» — пишет он про Петра. От Карла же остаются только «три углубленные в земле и мхом поросшие ступени». Таким образом, мы видим, что Петр 1 и Карл 12 — два противоположных типа правителей. Первый героически и бескорыстно служит своей стране, и поэтому побеждает второго, который на первый план ставит удовлетворение своего честолюбия и амбиций.

Читайте также

Сочинение по поэме полтава 7 класс пушкин

У нас есть друг Электроник. Он очень сильно похож на нас. Но он не обычный, он питается не едой, а электричеством. Он был не настоящим и хотел стать настоящим мальчиком. Однажды мы гуляли и прямо на нас побежал мальчик сильно похожий на нас это и был Электроник но с начало мы об этом не знали. Потом он рассказал нам свою историю. И мы подружились. Он рассказал что сбежал от учёного и просил нас помочь ему стать настоящим. Мы решили помочь. Первым делом мы решили научить его есть еду. Потом играть в игры. Потом мы учили его грамоте. Вот он стал почти как настоящий. Вот мы гуляем с Электроником и все удивляются, смотря на нас. Ведь он так сильно похож на нас. Но вдруг подъезжает чёрная машина, выходит странный дяденька и забирает Электроника. Через некоторое время мы находим место, где удерживают Электроника. Мы незаметно проходим в это здание находим Электроника и бежим! Вот мы сбежали. Через месяц Электроник стал настоящим. И он был счастлив.

Сочинение по поэме полтава 7 класс пушкин

Андерсен своей сказкой хотел сказать читателю, что если человек хочет чего-то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа, и люди, и человек обязательно достигнет своей цели.
Концовкой автор хочет сказать, что зло истощит свои силы так же, как кончается зима. Наступит весна, человек вернется в свой дом, но его душевный опыт станет богаче. Человек повзрослеет, и хорошо, если взрослый останется так же чист сердцем и душою, как ребенок.

Сочинение по поэме полтава 7 класс пушкин

1. Покупка Ромы.
2. Неудачный полёт.
3. Первые слова попугайчика. 
4. Ромка зажил на свободе.
<span>5. Вовка заболел. </span>

Сочинение по поэме полтава 7 класс пушкин

Два величайших поэта своей эпохи — Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают. Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого. Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев. И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны. Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе.

Источник: http://www.kritika24.ru/page.php?id=24089

Сочинение по поэме полтава 7 класс пушкин

Образ Прометея популярний у різних народів світу. Він уособлює найкращі людські риси: нескореність, розум, витривалість, сердечність, мужність, рішучість, чесність, здатність на самопожертву. В образі Прометея закладено образ сміливого, доброго і розсудливого рятівника смертних, адже він не побоявся заради людей порушити заборону Зевса. Герой знав, що його чекає жорстоке покарання, але всеодно вчинив так, як хотів, прийнявши за це тяжкі муки. Він не схилив голову перед Громовержцем, не розкрив таємницю його майбутнього. І лише сльози матері змусили нескоренного титана змінити рішення.

Саме віра в перемогу справедливості, безмежна і безкорислива любов до людей і здатність на самопожертву заради них зробили Прометея одним із найулюбленіших героїв і увіковічили його подвиг у різних видах мистецтва.

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Пушкин

Александр Пушкин часто обращался к историческим событиям прошлого в своих произведениях. Его поэма «Полтава» посвящена эпизоду из Северной войны, в которой воевали русские и шведы. Во главе русской армии был царь Петр I, которому после победы в Северной войне суждено было стать императором. А во главе шведской — Карл XII. Писатель по-своему изобразил этих исторических личностей в своем произведении.

Александр Пушкин, очевидно, восхищается Петром I. Он считает его великим человеком, описывает как «самодержавного великана». Петр I — физически сильный человек. Кроме многочисленных добродетелей у государя есть и недостатки, как и у любого другого человека.

Петр I показан очень доверчивым и немного наивным человеком, который плохо разбирается в людях и может совершать импульсивные поступки. Судья Кочубей со своим товарищем Искрой пишет донос на Мазепу, который планировал перейти на сторону врага. Петр I пришел в бешенство. Он не поверил доносу чиновников, так как доверял гетману. Петр I решил казнить неугодных ему чиновников, а членов их семей сослал. Однако, вскоре будущего императора настигает разочарование — предсказание Кочубея сбылось. Петр I чувствует свою вину за смерть невинных людей. Ненависть, охватившая героя за предательство, толкала его на битву, прибавляла ему решительности.

Симпатии автора очевидно на стороне Петра I. Это выражено и в описании образа Карла XII. Автор подчеркивает, что несмотря на свою физическую силу и отвагу, Карл XII был мальчиком, а не мужчиной. Государь был лишен важных качеств для правителя. Он был легкомысленным и не относился серьезно к войне в отличие от Петра I, который стремился освободить свою родину. Карл XII не воспринимал серьезно врага и не считал русских сильным соперником. Карл XII не был стратегом и не мог планировать битву, не мог представить последствия сражений, правильно расставить силы. Кроме всего этого, Карл XII не был терпеливым и хотел побыстрее закончить войну, которая так тяготила его. Также Карл XII не обладал смелостью. Это понятно, так как после печального исхода для шведов Полтавской баталии Карл XII скрылся и вернулся на родину спустя несколько лет.

Автор описывает двух государей как абсолютных противоположностей. Он симпатизирует Петру I, гениальность которого не была признана общественностью на тот период. Поэма Пушкина восхваляет Петра I и высмеивает Карла XII.

Сравнительная характеристика.

Другие темы: ← По повести Пиковая дама↑ ПушкинТема поэта и поэзии в лирике Пушкина →

`

Популярные сочинения

  • Сочинение История Феди (Бежин Луг)
    В произведении И.С. Тургенева «Бежин луг» повествование ведется от лица охотника Ивана Петровича, который хотел поймать тетеревов, но заблудился в лесу.
  • Сочинение Капитан Тушин в романе Война и мир (Образ и характеристика)
    Великое творение Льва Николаевича погружает читателя в тяжелейшие годы войны. В военных сражениях участвовали бойцы с разными характерами. Когда речь заходит о героях, люди представляют себе смелых воинов
  • Анализ произведения Пушкина Медный всадник
    Александр Сергеевич Пушкин является автором произведения Медный всадник. В 1833 году, произведение наконец было окончено. Автор собрал все мнения касаемых Петра Великого в те времена

Сравнительна характеристика Петра I и Карла XII в поэме Пушкина «Полтава»

Уникальность Александра Пушкина в изысканности его слога, идейной глубине и, конечно же, многогранности тематик произведений. В детстве читатели знакомятся с его сказками, а во взрослом возрасте узнают удивительный мир глубоких лирических и эпических стихотворений и поэм. Пушкин интересовался историей своей державы, ее становлением, поэтому не мог пройти мимо великого царя-реформатора, Петра I. Именно он стал центральным героем его поэмы «Полтава

». В основе произведения лежит изображение главной битвы под Полтавой в ходе русско-шведской войны. На фоне исторических событий раскрываются характеры главных персонажей – Петра и Карла, шведского короля. Именно в сравнении этих двух важных исторических личностей таится ключ к пониманию именно такого завершения боя под Полтавой.

Петр

– победитель,
Карл
– проигравший. Но почему вышло именно так, а не иначе? Автор постепенно раскрывает образы героев, предоставляя ответ на этот вопрос.

О шведском правителе поэт говорит не лестно, изображая его «воинственным бродягой». В ходе войны Карл замышляет опасную интригу – переносит действия на Украину и заручается помощью украинского гетмана.

Автор даже в нескольких строках дает емкую характеристику Карлу:

«Венчанный славой бесполезной, Отважный Карл скользил над бездной».

Слава короля оказывается бесполезной, ведь она не подтверждена его доблестью. Карл – отважен, чего не скрывает автор, однако безрассуден. Он «скользит над бездной», то есть подвергает свое войско неоправданным рискам, замышляя разрушить русскую молодую державу. Карл – авантюрист, который мечтает о воинской славе. Ради победы он способен на любой низкий поступок. Он вступает в заговор с Мазепой

, понимая, что ему доверяет русский царь.

Абсолютно другим изображен в поэме Петр. Пушкин идеализирует царя-реформатора, наделяя его лучшими качествами правителя и человека. В отличие от Карла, он действует во благо государства и народа, а не в личных интересах. Не желая славы, он получает ее.

В характеристике Петра можно найти оксюморон: «ужасен — прекрасен». Автор подчеркивает, что по отношению к врагу Петр был беспощаден – «лик его ужасен». Но для своих солдат он служил примером, всегда сражался наравне с ними, поэтому и кажется им прекрасным. После боя одержав победу над Карлом, русский царь устраивает большой пир. И в это мирное время он показывает уже другие положительные качества – щедрость, милосердие. Он искренне благодарит своих воинов и союзников, а так же проявляет снисхождение к пленным.

Однако автор все же указывает на одну ошибку Петра. Он очень доверял Ивану Мазепе, как представителю новой знати, и поэтому не поверил верному ему Кочубею. Пережив предательство, Петр становится более мудрым правителем.

Сравнивая этих исторических личностей в поэме «Полтава», Пушкин подчеркнул благородство русского царя Петра и подлость шведского короля Карла. Для поэта победа Петра I – это торжество справедливости.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

Образ Петра I в поэме Пушкина «Полтава» Образ Карла XII в поэме Пушкина «Полтава» Образ Мазепы в поэме Пушкина «Полтава» Образ Марии в поэме Пушкина «Полтава»

Сочинения по русскому языку и литературе

Сравнение Петра I и Карла XII во время битвы 4.38/5 (87.50%) 8 votes

Одно из самых крупных сражений XVIII века произошло под Полтавой в ходе Северной Войны 27 июня 1709 года между русскими и шведскими войсками. Ключевую роль в сражении, а также исходе войны в целом сыграли именно полководцы каждой из сторон: Петр I и Карл XII.

Главные дирижеры военных событий, молодые и прагматичные правители двух величайших держав своего времени прекрасно понимали, что поставлено на кон битвы затянувшейся войне – венец и лавры победителю, либо проигрыш и унижение проигравшему. Личные качества и стратегическое мышление каждого из полководцев во время сражения и распределили этот кон.

Царь Петр I всегда отличался умением принять правильное решение в непростую минуту. И Полтавская битва не стала исключением – грамотные маневры войск, эффективное использование артиллерии, пехоты и кавалерии, практическое реализация идеи редутов – это и многое другое стало началом конца для шведского противника. Важно отметить, что личным примером Петр I вселял в души русских солдат волю к победе, уверенность в своих силах. Стремительные и твердые указания во время боя в связке с отважными, а иногда и авантюрными действиями не заставили долго ждать результата – армия Петра виртуозно перешла от обороны к наступлению и окончательному разгрому армии Карла XII.

Противоположностью Петра во время битвы был Карл XII. Недальновидные решения и заносчивый нрав короля обескровил и ослабил когда-то сильнейшую военную державу. Неуверенность в своих силах и пессимистический настрой накануне боя не мог не передаться армии. Сломленный Карл повел своих солдат на верную гибель – редуты и артиллерию Петра. Под натиском противника Карл обратился в бегство, оставив своих солдат и верных генералов.

В итоге противостояния характеров Петра I и Карла XII в Полтавской битве история Европы получила новый виток – сильной армии короля Карла XII больше не существовало, сам Карл сбежал в Османскую империю, военное могущество Швеции было потеряно.

Похожие сочинения

  • Описание местности в художественном стиле. Улица моего детства Для каждого человека навсегда остаются в памяти те места, где он родился и провел свое детство. И как бы далеко не […]
  • Надо беречь свои вещи Очень часто я думаю над тем, что в последнее время мода властна над нами. Если ты одет смешно, но модно – ты […]
  • Мои впечатления от произведения Б.Лавренева «Сорок первый» Произведение Бориса Лавренева «Сорок первый» захватывает читателя с первых страниц. В нем необычно абсолютно все: […]
  • Сочинение на тему «Что такое счастье» Счастье- это большое светлое чувство. Испытываем его в прятные моменты жизни. Например: день рожденье. В день […]
  • Сочинение на тему «Если бы у меня была волшебная палочка» Если у меня была волшебная палочка, я бы сделала всех людей на свете здоровыми и счастливыми. Я бы сделала […]
  • Сочинение на тему «мой любимый предмет» Я очень люблю путешествовать. Родители много раз возили меня на разные экскурсии в разные города. Каждое лето мы […]

Сочинение на тему сравнение петра 1 и карла 12 в полтаве

(1 вариант)

А.С. Пушкин ценит Петра I за его умение принять верное решение В 1828 году А.С. Пушкин написал поэму «Полтава», в которой вместе с любовным, романтическим сюжетом вывел историческую сюжетную линию, связанную с социально-политическими проблемами России Петровского времени. В произведении появляются исторические деятели того времени: Петр I, Карл XII, Кочубей, Мазепа. Каждого из этих героев поэт характеризует как самостоятельную личность. А. С. Пушкина в первую очередь интересует поведение героев во время переломного для России Полтавского боя. Сопоставляя двух главных участников Полтавского сражения Петра I и Карла XII, поэт особое внимание уделяет той роли, которую сыграли в битве два великих полководца. Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он – само действие: …Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза. Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу, поэтому при характеристике героя А.С. Пушкин использует глаголы движения: И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой. Он поле пожирал очами… Полную противоположность Петру представляет шведский король – Карл XII, изображающий лишь подобие полководца: Несомый верными слугами, В качалке, бледен, недвижим, Страдая раной, Карл явился. Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не верит в победу, не верит в силу примера: Вдруг слабым манием руки На русских двинул он полки. Итог сражения предрешен поведением полководцев. Описывая в поэме «Полтава» двух военачальников, А.С. Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля – Карла XII и самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения – русского царя Петра Первого. Здесь А.С. Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение в трудный для России момент.
(2 вариант)
Образы двух императоров в поэме «Полтава» противопоставлены друг другу. Петр с Карлом уже встречались: Суровый был в науке славы Ей дан учитель: не один Урок нежданный и кровавый Задал ей шведский паладин. Но все изменилось, и с тревогой и злобой видит перед собой Карл XII Уж не расстроенные тучи Несчастных нарвских беглецов, А нить полков блестящих, стройных, Послушных, быстрых и спокойных. Кроме автора, обоих императоров характеризует Мазепа, причем если А.С. Пушкин описывает Петра и Карла во время и после боя, то Мазепа вспоминает их прошлое и пророчит их будущее. Петру, чтобы не нажить себе врага, не надо было унижать его достоинство, дергая Мазепу за усы. Карла Мазепа называет «мальчиком бойким и отважным», перечисляет общеизвестные факты из жизни шведского императора («к врагу на ужин прискакать», «ответствовать на бомбу смехом», «обменять на рану рану»), и все же «не ему вести борьбу с самодержавным великаном». «Самодержавный великан» – Петр, ведущий в бой русские войска. Характеристика, выданная Карлу Мазепой, больше подошла бы юноше, чем именитому полководцу: «Он слеп, упрям, нетерпелив, // И легкомыслен, и кичлив…», «воинственный бродяга». Главная же ошибка шведского императора, с точки зрения Мазепы, в том, что он недооценивает противника, «силы новые врага успехом прошлым только мерит». Пушкинский Карл ещё «могучий», «отважный», но вот «грянул бой», и два великана столкнулись. Петр выходит из шатра «толпой любимцев окруженный», его голос звучен. Портрет, данный автором русскому императору, похож на все его живописные и скульптурные изображения. В поэме как бы воссоздается, оживает символ Петербурга, скульптура Фальконе: … Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза. Идет. Ему коня подводят. Ретив и смирен верный конь. Почуя роковой огонь, Дрожит. Глазами косо водит И мчится в прахе боевом, Гордясь могущим седоком. Как непохоже на героический портрет Петра перед боем описание Карла. Несомый верными слугами, В качалке, бледен, недвижим, Страдая раной, Карл явился. Вожди героя шли за ним. Он в думу тихо погрузился. Смущенный взор изобразил Необычайное волненье. Казалось, Карла приводил Желанный бой в недоуменье… Вдруг слабым манием руки На русских двинул он полки. Только последние две строчки, ломая картину, ритм, говорят о том, насколько опасен и непредсказуем этот человек, сколько силы и угрозы скрыто в Карле. Петр могуч и радостен, Карл бледен и недвижим, но оба в предчувствии схватки. Рядом с русским императором «птенцы гнезда Петрова», со шведским – «вожди героя». На время боя все перемешалось: «швед, русский – колет, рубит, режет». Вожди, так по-разному начинавшие сражение, в пылу боя ведут себя одинаково: «Среди тревоги и волненья // На битву взором вдохновенья // Вожди спокойные глядят, // Движенья ратные следят…». Но уже близок миг победы, и шведы сломлены. Пирует Петр. И горд, и ясен И славы полон взор его. И царской пир его прекрасен. При кликах войска своего, В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок подымает. Одним из учителей Петра был Карл XII. Где же он? Как реагирует учитель, побежденный своим учеником? Опасность близкая и злоба Даруют силу королю. Он рану тяжкую свою Забыл. Поникнув головою, Он скачет, русскими гоним… «Прошло сто лет», но помнят ли об этих сильных и гордых мужах? «В гражданстве северной державы, // В ее воинственной судьбе, //…ты воздвиг, герой Полтавы, // Огромный памятник себе». А Карл? Три углубленные в земле И мхом поросшие ступени Гласят о шведском короле. О славе и поражении могли бы многое рассказать герои Нарвы и Полтавы, расскажут поэты, прочтут и запомнят многие поколения читателей.

Пётр I в поэме “Полтава”

Образы исторических личностей крайне сложны для передачи в художественном пространстве. Выбирая сюжет с участием двух исторических личностей, автор брал на себя огромную ответственность. Пушкин – любитель и исследователь истории русского государства доподлинно изучил все доступные документы, в которых есть упоминания о Петре I.

Писатель был поклонником самодержца, восхищался его талантом полководца. В поэме Пётр предстаёт неординарной личностью, сверхчеловеком – он уверен в себе, он заражает солдат оптимизмом и верой в победу. Его взгляд подобен “божией грозе”, глаза сияют. Твёрдость характера, талант стратега, тщательная подготовка к бою – всё это заслуги Петра, который велик во всём. Автор не скрывает своей симпатии к Петру, не жалея художественных средств в изображении его образа.

Пётр показан “великаном”, его вера, гениальность, жёсткость характера, упорство и несгибаемость – залог успеха, процветания страны. Единственное слабое место правителя – это доверчивость, из-за неё он предан Мазепой. Слепое доверие своим приближённым ни раз в истории играло злую шутку с теми, кто имеет власть.

  • Сочинение по поэме песня про царя ивана васильевича
  • Сочинение по поэме мцыри 8 класс по плану вступление
  • Сочинение по произведению 1984
  • Сочинение по поэме кому на руси жить хорошо 10 класс темы
  • Сочинение по поэме полтава 7 класс по плану