Сочинение по пьесе островского гроза на тему катерина луч света в темном царстве

Сочинения /литература /островскийкатерина одна из самых ярких и запоминающихся героев пьесы а. н. островского гроза. у девушки очень сложная
  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Островский

Катерина — одна из самых ярких и запоминающихся героев пьесы А. Н. Островского «Гроза». У девушки очень сложная и трагичная судьба.

Сама Катерина, живя в доме Кабановой, говорила, что в последний раз по-настоящему счастливой она была в детстве, в родительском доме. Действительно, маленькую Катерину очень любили и баловали родители. С детства героиня была очень набожной и религиозной, посещала церкви, общался с богомолами, из чьих рассказов и черпала свои знания. Героиня посещала все службы, она восхищалась церковью, которую считала поистине светлым и чистым местом. Катерина — очень добрая, светлая, немного наивная девушка со светлой душой, она помогает людям, и это приносит ей удовольствие.

Все изменилось, когда героиня выросла и вышла замуж за Тихона Кабанова. Она попала в дом хозяйки, которая гнобила и унижала всех окружающих. Хотя девушка продолжала посещать церковь, это больше не приносило ей удовольствия и умиротворение, ведь у неё отняли самое главное — свободу. Катерина пыталась полюбить Тихона, думая, что от этого все изменится, но всему мешала свекровь. Кабаниха придиралась к невестке, оскорбляла её, внушала свои взгляды, традиции. Тихон же находился под полной властью матери и не мог противостоять ей, защитить свою жену.

Тёмное царство поглощает Катерину, но так жить она не может. Девушка решается на бунт. Она не может находиться в атмосфере ненависти, злобы и жестокости. Единственным светлым пятном в её жизни стала любовь к Борису. Катерина понимала, что совершает большой грех, ведь она изменяет мужу, но все же идёт на свидание к Борису. После этой встречи героиня долго не может простить себе этот поступок, совесть не даёт ей покоя и она признается Тихону в измене.

Хотя Тихон и прощает измену жены, сама Катерина простить себе такой поступок не может. Она понимает, что не может быть вместе с Борисом и ей все равно придётся вернуться в дом Кабанихи. Жить с этой мыслью девушка не может, поэтому совершает страшное. После смерти Катерины, выражавшей бунт «тёмному царству», даже Тихон смог выступить против матери, обвинив её в смерти своей жены.

Таким образом, Катерина — это образ настоящей русской женщины: красивой, сильной, независимой. Она не хочет смириться с устоями Кабанихи и жить по её правилам. Катерина — это луч солнца в тёмном царстве, который, возможно, даст силу остальным героям на борьбу за свои права и свободу.

Характеристика 2

Катерина — основное действующее лицо драматического произведения Островского. Чтобы увидеть индивидуальные особенности этого персонажа, нужно проникнуть в его душу, рассмотреть и понять пережитое.

Детские годы Кати протекали благополучно и счастливо. Обучения Катя не получила: читала истории странниц и богомолок. Всему описанному верила и восторгалась, сколько увлекательного случается на белом свете. Трудовой деятельностью ее не перегружали: обрабатывала растения, мало трудилась по подворью.

Ей сильно нравилась ходить в церковь. Она ей казалась огромным ясным храмом, в котором она видела порхающих божьих посланников. Ночью девчонке являлись сказочные сновидения, в этот момент она пробуждалась радостной и полной сил.

Катерина была добродушной и честной молодой особой, верующей и спокойной, потому что не знала злости в жизни, в которой находилась.

Весь мир перевернулся, когда Катерина вступила в брак. Она оказалась в семье, в которой преобладала злоба ко всем соседним людям. Природа, визит к богу, чтение страниц уже не восхищают деву, ангелы перестали появляться. Катерина стала женой Тихона не полюбив его, просто еще не знала и не испытывала этого чувства. Катерина считает, что когда влюбиться в Тихона, то жизнь сразу преобразится. Но ее останавливает Кабаниха, злобная мать мужа. Ни одной хорошей фразы не снискала Катерина от этой дамы. Тихон, затравленный собственной мамой, скорее всего и влюбился бы в Катерину, но ему не знакомы эти эмоции. В поместье Кабанихи нет положительных действующих лиц.

Плохая, гнетущая обстановка поместья толкает Катерину на восстание. Нестерпимо более находиться не имея света, добра, чувств. Любовные чувства к Борису — вот что не позволяет ей вконец умереть, захиреть. Видя, что поступает неверно, она как бы то ни было направляется на грешную встречу с Борисом. Этот прегрешение становится страшным грузом для нее. Она надеется на всевышнего, ответственность — вот ее бог. Набожность Катерины мешает ей безмятежно вести жизнь с большим грехом. Она говорит о собственной неверности супругу и его матери.

Тихон не ругает супругу, а она сама не находит себе места. Исповедь не дарит облегчения. Шанс возвратиться обратно, к супругу, для нее равноценен гибели. Катерина делает выбор в пользу смерти, только она даст ей свободу. Суицид тоже согрешение по учению религии, однако это не страшит юную женщину. И церковный и народной суд она сумела осилить.

Даже Тихон, запуганный мамой, винит Кабаниху в гибели супруги. Катерина продемонстрировала всем, что можно отстаивать свои интересы, пускай даже ценой жизни.

Драматическое произведение Островского, созданное в 1860 году, незадолго до прекращения крепостного права, была символом перерождения в российском обществе. Гроза — естественный феномен, собственной энергией и могуществом уносит все гнилое и мерзкое. «Гроза» — произведение, которое открывает новую эпоху в купеческом мире нашей страны.

Катерина — это фигура русской девушки, умеющей уважать, любить и быть свободной.

Другие темы: ← Борис в произведении Гроза↑ ОстровскийОбраз бесприданницы →

`

  • Автор: А. Н. Островский
  • Произведение: Гроза
  • Это сочинение списано 292 809 раз

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» для нас является исторической, так как показывает быт мещанства. «Гроза» была написана в 1859 году. Она является единственным произведением задуманного, но не реализованного писателем цикла «Ночи на Волге».

Главная тема произведения – описание конфликта, возникшего между двумя поколениями. Семья Кабанихи типична. Купечество держится за свои старые нравы, не желая понимать молодое поколение. А так как молодые не хотят следовать традициям, их подавляют.

Я уверен, что проблема, поднятая Островским, актуальна и сегодня. Многие родители не хотят воспринимать своих детей, как личностей. Для них очень важно, чтобы их дети думали, как они и повторяли их поступки. Отец и мать считают, что они вправе решать, где их ребёнок будет учиться, с кем он должен дружить и т.д.

Читая «Грозу», я испытывал двойственные чувства. С одной стороны, меня потрясала точность передачи образов эпохи. Потрясающе яркая и злобная Кабаниха. Островский очень чётко передал контраст образа, главным пороком которого является лицемерие. С одной стороны она набожная и готовая всем помогать, этакая самаритянка, с другой стороны, в домашних условиях она ведёт себя как тиран. На мой взгляд, это очень страшный человек. Кабанова полностью раздавила своего сына Тихона. Он представлен в пьесе в виде жалкого, беспомощного существа, не вызывающего никакого уважения.

С другой стороны, меня потрясла безысходность ситуации, в которой оказалась Екатерина, чистая и светлая женщина. В душе она очень сильна, так как воспитана не в традициях общества города Калинова. Она противопоставлена обществу, устоям, которые, как монолит стоят на пути её свободы. Она живёт с убогим мужем, которого просто невозможно любить. Он не личность, он просто пустое место. Читая, я испытывал жалость к Екатерине и радость за себя, что живу в совершенно ином мире. Хотя черты пережитков прошлого в нашем мире ещё есть.

Пьеса Островского «Гроза» показала кризис общества, когда прорастают ростки нового, более просвещённого сознания. Старое сознание стремится растоптать всё, что не соответствует его представлениям.

Гроза – это символ стихии, которая скоро сметёт всё, что кажется незыблемым. Мир изменится. К сожалению, Катерина об этом уже не узнает. Её душа не вынесла разрывающих её противоречий, заставив пойти женщину на страшный грех.

Посмотрите эти сочинения

  • «Трагедия совести» в драме «Гроза» В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя […]
  • Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза» Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », — восторгается местный механик самоучка Кулигин. Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне. Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской […]
  • Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в таблице Катерина Варвара Характер Искренняя, общительная, добрая, честная, набожная, но суеверная. Нежная, мягкая, в то же время, решительная. Грубоватая, веселая, но неразговорчивая: «… много разговаривать не люблю». Решительная, может дать отпор. Темперамент Страстная, вольнолюбивая, смелая, порывистая и непредсказуемая. Она сама о себе говорит «Такая я уж зародилась горячая!». Вольнолюбивая, умная, расчетливая, смелая и непокорная, не боится ни родительской, ни небесной кары. Воспитание, […]
  • Темное царство в драме «Гроза» «Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени. «Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно. «Их жизнь […]
  • Татьяна Ларина и Катерина Кабанова Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе «Гроза» эта дама — главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика — это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
  • Характеристика героев в пьесе «Гроза» Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес. Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других […]
  • «Гроза» в оценке русской критики Критическая история «Грозы» начинается еще до ее появления. Чтобы спорить о «луче света в темном царстве», необходимо было открыть «Темное царство». Статья под таким названием появилась в июльском и сентябрьском номерах «Современника» за 1859 год. Она была подписана обычным псевдонимом Н. А. Добролюбова — Н. — бов. Повод для этой работы был чрезвычайно существенным. В 1859 г. Островский подводит промежуточный итог литературной деятельности: появляется его двухтомное собрание сочинений. «Мы считаем за самое […]
  • Сочинение на тему протест Катерины против «темного царства» Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая». Катерина — натура поэтическая. В […]
  • Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза» В «Грозе» Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение «отцов» и «детей», их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная […]
  • Своеобразие конфликта в пьесе «Гроза» Конфликт — это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует […]
  • Трагедия Катерины в драме Островского «Гроза» Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о […]
  • История создания пьесы «Гроза» Островского Вообще, история создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году. “Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда. Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: […]
  • Образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза» В драме «Гроза» Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой а купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства». Честная и […]
  • Изображение «жестоких нравов» «темного царства» («Гроза») Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен. Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной […]
  • Любовь в патриархальном мире в пьесе «Бедность не порок» Александра Николаевича Островского называли «Колумбом Замоскворечья», района Москвы, где жили люди из купеческого сословия. Он показал, какая напряженная, драматическая жизнь идет за высокими заборами, какие шекспировские страсти кипят порой в душах представителей так называемого «простого сословия» – купцов, лавочников, мелких служащих. Патриархальные законы уходящего в прошлое мира кажутся незыблемыми, но горячее сердце живет по собственным законам – законам любви и добра. Герои пьесы «Бедность не порок» […]
  • Любовь патриархального мира в пьесе Островского «Бедность не порок» История любви приказчика Мити и Любы Торцовой разворачивается на фоне жизни купеческого дома. Островский в очередной раз восхитил своих поклонников замечательным знанием мира и удивительно ярким языком. В отличие от ранних пьес, в этой комедии есть не только бездушный фабрикант Коршунов и кичащийся своим богатством и силой Гордей Торцов. Им противопоставлены любезные сердцам почвенников простые и душевные люди – добрый и любящий Митя и промотавшийся пьяница Любим Торцов, оставшийся, не смотря на свое падение, […]
  • Изображение чувства любви Островского и Достоевского В центре внимания писателей 19 века находится человек с богатой духовной жизнью,изменчивым внутренним миром.Новый герой отражает состояние личности в эпоху социальных преобразований.Авторы не обходят вниманием и сложную обусловленность развития человеческой психики внешней материальной обстановкой.Главная особенность изображения мира героев русской литературы — психологизм, то есть способность показать изменение души героя В центре разных произведений мы видим «лишних […]
  • Трагедия героини «Бесприданницы» Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в нем, как и повсюду, царят жестокие порядки. Общество здесь такое же, как и в других городах. Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова – бесприданница. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство […]
  • «Маленький человек» в пьесе Островского «Бесприданница» Особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства, – Карандышев Юлий Капитонович. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой другим чувствам. Лариса для него – это не просто любимая девушка, она еще и «приз», дающий возможность восторжествовать над Паратовым, шикарным и богатым соперником. Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями […]
  • Моя любимая телепередача (сочинение) В наше время на телевидении достаточно много различных телепередач и шоу. Их разнообразие удовлетворит даже самых привередливых телезрителей. Радует то, что все большую популярность завоевывают образовательно-развлекательные проекты, заменяя собой сериалы и криминально-правовые передачи. Одним из таких образовательных проектов является тележурнал «Галилео» — моя любимая телепередача. Она названа в честь известного ученого Галилео Галилея, который очень любил проводить интересные опыты для объяснения непонятных […]

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Снежный барс
    Снежный барс это крупный хищник. Так же его часто называют Ирбисом. Это животное относится к семейству кошачьих. Барса считают довольно бесстрашным созданием, поэтому ему стоит бояться только более сильных хищников
  • Мой любимый день недели сочинение
    Меня зовут Вера, я учусь в школе. Сегодня я хочу в своем сочинении рассказать о любимом дне недели. На самом деле все дни по-своему хороши, но особенно хочу выделить дни недели как понедельник и субботу.
  • Анализ произведения Господин из Сан-Франциско Бунина
    Рассказ Господин из Сан-Франциско опубликован в 1915 году и некоторым образом выделяется из основного ряда бунинских рассказов. Если в большинстве своих произведений Бунин представлял

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Островский

«Луч света в тёмном царстве», — именно такие слова о Катерине из драмы Алексея Николаевича Островского «Гроза» говорит известный отечественный публицист-демократ Николай Александрович Добролюбов в одноименной статье. Это потому, что Катерина — практически единственный полностью положительный персонаж всей пьесы. Автор пьесы подобрал ей именно такое имя потому, что оно означает «непорочная, чистая». Соответственно, можно сказать, что у главной героини драмы «Гроза» говорящее имя.

Что касается остальных персонажей, то они имеют весьма скверный характер. Они проявляют себя как лицемерные, лживые и, в целом, подлые люди. Именно группа таких людей и есть то самое «темное царство», на фоне которого выделяется главная героиня.

Из пьесы известно, что в юношеские годы Катерина не знала, что её ждёт дальше. Росла она благовоспитанной девочкой в хорошей семье. Когда она вышла замуж (не по своей воле) за Тихона, её жизнь кардинально изменилась. Она стала жить практически в неволе. Муж её, как человек слабохарактерный, беспрекословной выполняющий все, что ему прикажет мать, не заступается перед ней за Катерину. Его мать — злая неприятная женщина, которая ни во что не ставит Катерину и издевается над ней как только может. Лишь чувство верности перед мужем не позволяет ей сбежать из этого самого «темного царства», что она, в прочем-то, очень хочет сделать.

Девушке не доставляет удовольствия жизнь с такими людьми, как и порядки, установленные свекровью. Свекровь даже доводит её до мыслей о том, чтобы покончить с жизнью путём самоубийства.

Когда Катерина влюбляется по-настоящему, ей становится безразлично, что о ней подумают окружающие, увидев её рядом с другим мужчиной. После десяти тайных встреч с действительно любимым человеком она не хочет возвращаться к жизни среди людей, которых она не любит и которые не проявляют к ней никакой заботы (а скорее наоборот, ненависть и злость).

В конечном итоге, Катерина идёт на следующий способ сбежать из «темного царства» совсем: прыгает в реку Волгу, где и гибнет. После смерти жены Тихон словно прозревает: он понял, кого на самом деле потерял и больше не может пресмыкаться перед Кабанихой. Катерина именно после смерти обрела настоящую свободу. Алексей Николаевич Островский на протяжении всей пьесы доносит до читателя, что Катерина не заслужила того, что получила. Она достойна лучшего: семьи, в которой люди имеют характер, соответствующий ей и заботливое окружение.

Сочинение 2

Пьеса «Гроза», вышедшая из-под пера Островского в 1860 году, была напечатана в период, когда в воздухе витали «грозовые тучи», стремящиеся уничтожить многовековое крепостное право.

Как и во многих своих пьесах, в «Грозе» Островский описывает жизнь купечества.

Центральной фигурой является Катерина, резко отличающаяся от остальных персонажей драмы. Выросшая в любви и ласки, познавшая свободу, девушка томится в том мире, куда попала после замужества. Чужая среда, в которой правит злая и жестокая свекровь Кабаниха, безвольный муж, не имеющий права голоса и не являющийся защитой – все это гнетет Катерину, мечтающую летать как птица.

Несмотря на то, что девушка вышла из той же купеческой среды, что и остальные, однако ее жизнь до замужества резко отличается от настоящего положения. В ее семье не было принуждения и насилия, все жили в полном согласии.

Душная, тягостная обстановка давит на Катерину. Ее чистая светлая душа противится «темному царству», в котором царит злоба и деспотизм.

Вышедшая замуж по сговору родителей, не любящая мужа изначально, Катерина старается найти хоть какой-то отклик в его душе. Но, слепо повинующийся деспотичной матери Тихон, теряет уважение в ее глазах.

Именно в этот момент на ее пути встречается Борис, которому она отдает всю свою любовь. Ради возлюбленного девушка готова на все, пойдя против своих убеждений и принципов. Считающая свое чувство страшным грехом, Катерина готова идти за любимым на край света.

Несмотря на то, что она не смогла устоять перед своей любовью, открытая, искренняя Катерина не может лгать и признается в измене мужу. Катерина готова уехать с Борисом. Но тот, оказавшись таким же слабохарактерным и безвольным, как и ее муж, боится порвать со своим привычным миром и бросает девушку.

Оставшись одна, без поддержки, не желая возвращаться к прежней жизни, религиозная девушка, считающая, что ее душа уже погублена, не видит другого выхода, как уйти из жизни. Не желающая смириться с «темным царством», стремящаяся вырваться на волю, она летит в омут свободная, как птица.

Смерть Катерины стала толчком, побудившим к бунту против матери даже такого робкого человека, как Тихон. Ее поступок стал вызовом «самодурной силе», положил начало разрушению прежнего порядка.

Создавая образ Катерины, Островский показал, что даже в царстве тьмы могут появиться личности, способные озарить его «лучом света».

Сочинение на тему островский гроза катерина луч света в темном царстве

КАТЕРИНА — «ЛУЧ СВЕТА В «ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ». А. Н. Островский, великий русский драматург, являлся «Колумбом Замоскворечья». Он впервые в русской литерату­ре приоткрыл завесу над страшным бытом купечества, пока­зал бесправность женщины в этой среде. Жена, по господ­ствующим понятиям того времени, должна была во всем повиноваться мужу. Женщина должна была позабыть, что она такой же человек, с такими же правами, как и мужчина. Н, А. Добролюбов писал, что самый сильный протест подни­мается из груди самых слабых и терпеливых. Таким слабым существом в то время и являлась женщина. Ее бесправие и героический протест ценой собственной гибели Островский по­казывал во многих своих пьесах. Так возникает тема «горяче­го сердца» — того положительного героя, которого не испор­тила среда самодуров, у которого достало сил ей сопротивляться. Особенно ярко эта тема раскрывается в пьесах «Бесприданница» и «Гроза». Добролюбов считает Катерину «решительным, цельным русским характером». Это натура героическая, протестую­щая против произвола и устоев «темного царства». Детство и юность Катерины прошли в такой же купеческой среде, но там ее окружали ласка, любовь матери, взаимоуважение в семье. Попав в дом Кабановых, Катерина оказалась в ат­мосфере жестокости, унижения, подозрительности, ханже­ства. Она пытается отстаивать свое право на уважение, она не хочет никому угождать, она хочет любить и быть люби­мой. Но Тихон отталкивает ее, а свекровь упрекает за то, что в порыве нежности Катерина бросается на шею мужу.” «Что на шею-то виснешь, бесстыдница!.. В ноги кланяй­ся!». И вот проснувшееся чувство любви к Борису сливает­ся для героини с мечтой о воле, о настоящей человеческой жизни. Образ птицы, неоднократно встречающийся на страницах пьесы, помогает понять главное в характере Катерины. В народной поэзии птица — это символ свободы. Вы­росшая на волжских берегах, Катерина как бы вобрала с себя весь могучий простор этой реки, и в доме Кабановых ей казалось тесно, мрачно, она тосковала по воле. «…Отчего люди не летают как птицы?» — говорит она. С детства Катерина была религиозной, и в доме Кабановых это было единственным ее утешением. Но религиозность Ка­терины отличалась от набожности свекрови, для которой ре­лигия была средством держать в повиновении окружающих. Катерина же воспринимала церковь, иконопись, песнопения как встречу с прекрасным, уносящим ее далеко из мрачного мира Кабановых. Душа ее очищалась, она забывала реальную жизнь со всеми ее невзгодами. Характер Катерины, ее нравственная чистота противо­поставляется морали «темного царства». Она не может, как Варвара, бороться с «темным царством» его же способами: ложью, лицемерием, лестью. И потому так мучительна борь­ба Катерины с собой. Поневоле возникает вопрос: сила или слабость Катерины видна в сцене покаяния перед народом? Кто пред нами — жертва или сильный характер? Нежела­ние принять мораль «темного царства», ее способность со­хранить чистоту своей души — свидетельство силы и цель­ности характера Катерины, Она сама о себе говорит: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня ни­какой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь». Проявле­нием силы ее характера является протест, брошенный «тем­ному царству», выразившийся в самоубийстве. Свою смерть Катерина считает освобождением от земных мук и униже­ний, «грустно, горько такое освобождение, но что же де­лать, когда другого выхода нет». Смерь Катерины — это начало крушения «темного царства». Даже такие рабские души, как Кулигин и Тихон, воодушевленные примером, начинают роптать. «Гроза», как говорил Добролюбов, «самое решительное про­изведение Островского, потому что оно знаменует собой на­ступающий конец «самодурной силы». Главный конфликт пьесы — столкновение героини, ощутившей свои человече­ские права, с миром «темного царства» — выражал существен­ные стороны народной жизни в пору революционной ситуа­ции. Критик считает образ Катерины близким к положению и сердцу каждого порядочного человека в подобном обществе. Именно поэтому драма «Гроза» считается истинно народным произведением. В пьесе А, Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60-х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назрева­ют революционные выступления народа. Они направлены на улучшение жизни и быта простых людей, на свержение ца­ризма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островского «Гроза», которая потрясла всю Россию. На примере образа Катерины изображена борьба всего народа против «темного царства» и его патриархальных порядков. Главным персонажем в пьесе А. И. Островского «Гроза» является Катерина. Ее протест против «кабановских» поряд­ков, борьбу за свое счастье и изображает в драме автор. Катерина выросла в доме небогатого купца, там возмужа­ла духовно и морально. Катерина была незаурядной лично­стью, и в чертах ее лица была какая-то необычайная пре­лесть. Вся она «дышала» русской, истинно народной красотой; вот как говорит о ней Борис: «Какая-то у ней $а лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится». До своего замужества Катерина «жила, ни об чем не тужи­ла, точно птичка на воле», занималась чем хотела и когда хотела, никто и никогда не заставлял ее и не принуждал де­лать то, что ей, Катерине, не хотелось. Ее духовный мир был очень богат и многообразен. Катери­на была очень поэтической натурой с богатым воображением. В ее разговорах мы слышим народную мудрость и народные высказывания. Ее душа стремилась к полету: «Отчего люди не летают как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Ког­да стоишь на горе, так тебя и тянет лететь, Вот так бы разбе­жалась, подняла руки и полетела». Душа Катерины «воспитывалась» и на рассказах богомо­лок, которые каждый день были в доме, и на шитье по барха­ту (шитье воспитало ее и привело в мир красоты и добра, в мир искусства). После замужества резко изменилась жизнь Катерины. В доме Кабановых Катерина была одна, ее мир, ее душу ник то не мог понять, Это одиночество было первым шагом к трагедии. Резко изменилось и отношение домашних к герои­не. Дом Кабановых придерживался таких же порядков и обычаев, как родительский дом Катерины, но здесь «все как будто из-под неволи». Жестокие порядки Кабанихи приту­пили в Катерине стремление к возвышенному, с этих пор душа героини падала в бездну. Еще одна боль Катерины — непонимание ее мужем. Тихон был добрым, ранимым человеком, очень слабым по сравне­нию с Катериной, у него не было никогда своего мнения — он подчинялся мнению другого, более сильного человека, Тихон не мог понять стремления своей жены: «Не разберу я тебя, Катя». Это непонимание приблизило Катерину еще на один шаг к катастрофе. Трагедией для Катерины стала и любовь к Борису. По словам Добролюбова, Борис был таким же как и Тихон, толь­ко образованным. Из-за своей образованности он и попал в поле зрения Катерины, Из всей толпы «темного царства» она выбрала его, отличавшегося немного от остальных. Од- нако Борис оказался еще хуже Тихона, он печется только о себе: он думает только о том, что скажут о нем окружаю­щие. Он бросает Катерину на произвол судьбы, на расправу «темного царства»: «Ну, бог с тобой! Только одно и надо просить у бога, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не му­читься долго! Прощай!». Катерина же искренне любит Бориса, беспокоится о нем: «Что-то он теперь, бедный, делает?.. За что я его в беду вве­ла? Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье — ему вечный позор!». Нравы города Калинова, его грубость да «бедность наголь­ная» были не приемлемы для Катерины: «Коль захочу, так и уйду, куда глаза глядят. Никто не остановит меня, уж таков характер у меня». Высокую оценку произведению дал Добролюбов. Кате­рину он назвал «лучом света в «темном царстве». В ее тра­гическом конце «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине мы видим протест против Кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозгла­шенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». В образе Катерины Добролю­бов видит воплощение «русской живой натуры», Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. Поступок Кате­рины неоднозначен. Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» является пре­красным образом русской женщины в русской литературе. Александр Николаевич Островский — великий русский драматург» автор множества пьес, описывающих русскую жизнь. «Гроза» является, без сомнения» вершиной его творче­ства» где он поставил актуальнейший вопрос своей эпохи — освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепоще­ние. Создание «Грозы» издавна связывали с впечатлениями Островского от пребывания в Костроме, где в ноябре 1859 года разыгрались трагические события, которые во многом совпа­дают с сюжетом драмы. Молодая женщина из купеческой се­мьи покончила жизнь самоубийством, бросившись в Волгу. Она не хотела мириться со своеволием властной и недоброже­лательной свекрови. Удивительно совпадала и история ее тай­ной любви с обстоятельствами жизни Катерины, и основные черты характера мужа с образом Тихона. Драма «Гроза» ос­нована на фактах достоверных. Основное внимание Островский уделяет образам Марфы Игнатьевы Кабановой и ее невестки Катерины. Два противо­положных характера. Кабаниха тиранит своих близких, она «поедом ест», «точит, как ржа железо», подавляя мысль, живое существо, стремление к воле, утверждая страх и повинове­ние. Лицемерная, хитрая и злая ханжа, она оделяет нищих, окружает себя льстивыми странницами, говорит о любви к детям и в то же время делает их жизнь невыносимой. С особенной глубиной раскрывает Островский образ Катери­ны — прекрасной русской женщины, в характере которой соче­тается поэтичность, непосредственность и нежность с огромной волей и способностью к решительному бунту против гнета и бес­правия. Страстная и вольнолюбивая Катерина не могла смириться с грубым произволом, не могла довольствоваться жизнью, кото­рую вели окружающие. «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь;», — говорит она Варваре. В ее рассказах о пре­жней жизни, в мечтах отражается цельная» поэтическая нату­ра, ее стремление к воле, любви, счастью. Она не может лгать и приспосабливаться, как Варвара; и вместе с тем, сила ее чувства такова, что она готова пренебречь общественными обычаями и религиозными понятиями и бежать с Борисом. В образе Катери­ны Островский создал самобытный, цельный русский характер, который, по утверждению Добролюбова, «выдержит себя» не­смотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то по­гибнет, но не изменит себе». Автор наделяет героиню такими человеческими качества­ми, которые не ценятся в мире Кабановых и Диких. Катерина ни в ком и нигде не находит поддержки, Лавина неприятностей обрушилась на нее. И конфликт становится неразрешимым. Катерина настолько совестливый человек, что не может жить во лжи» с грехом в душе. Она не приемлет сочетание любви и лжи. Внутренний конфликт терзает ее душу и перед самоубийством. До последней минуты пронесла Кате­рина горячую веру в любовь, надежду на сострадание. «Друг мой! Радость моя! Прощай!»— ее последние слова» подчерки­вающие трагическую высоту духа героини, делающие ее иде­алом русской женщины.

Сочинение про Лучик света — Катерину

В пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» очень много негативных героев, но появляется Катерина. Она как луч света в этом мраке. Ее светлый образ заставляет задуматься, что даже если все вокруг злые, нужно улыбаться и делать добро.

Действие происходит в городе, в котором существуют специальные правила. В этом городе все живут не по правилам. Героиня единственная живет правильно и честно. У девушки было беззаботная юность в любви и ласке. И она не привыкла к унижению и насмешкам. Катерину отдали замуж без любви. Ее не любит семья мужа и постоянно в чем то упрекают. Девушка думает о том, чтобы сбежать, но и не может сделать больно мужу. У нее слишком доброе сердце чтобы так поступить. Внутри нее борется тьма и ее добрая душа. Она считает, что лучше утонуть в реке, чтобы не терпеть ненавистную свекровь.

Она встречает Бориса. Катерина влюбляется до такой степени, что готова ехать с ним куда угодно. Но Борис боится и не берет ее с собой. Она уже не сможет просто так жить. Катерина решила покаяться перед мужем, а в ответ слышит лишь издевательства от свекрови. Не зная, что делать с этой любовью и с этой обидой она бросается в Волгу. Лучше умереть, чем жить без любимого Бориса. Она покидает этот жестокий мир. Смерть героини заставляет мужа задуматься и он, наконец- то дает отпор своей матери. Катерина как светлый луч открывает глаза своему мужу на происходящее. Она помогает понять, что не нужно всегда слушать и потакать маме. Но это происходит только после ее смерти. Жалко, что за прозрение мужа девушка отдала свою жизнь.

Очень хорошо, что в произведении есть такой светлый и чистый образ. В произведение очень мрачная и грустная атмосфера, злые и отрицательные герои. Но Катерина разряжает все своей добротой и честностью. Героиня, проходя через все испытания, оставалась верна своим принципам и своей позиции. В ней всегда присутствовала человечность, которой так не хватает в произведении и вообще в наше время.

10 класс

Другие темы: ← Критика Добролюбова и Писарева в оценке пьесы Гроза↑ ОстровскийТихон и Борис — сравнительная характеристика →

`

Краткая характеристика Катерины

Образ Катерины в пьесе Гроза выражает сильный характер, просыпающуюся личность в патриархальных условиях.

В девическом мире К. были те же порядки, что и в мире Кабанихи. Просто в родительском доме К. занимала положение любимой дочери, а в доме Кабанихи – подчиненной невестки. Именно поэтому в ее прошлой жизни не было места принуждению и насилию.

Гармония патриархальной семейной жизни – нравственный идеал К. Этой гармонии она не находит в доме своего мужа: «Да здесь все как будто из-под неволи». К. отдали замуж юной, судьбу ее решила семья. Тогда она воспринимала это естественно, ведь таков обычай. К. готова подчиняться, но подчиняться с уважением и любовью.

Попав к Кабановым, она видит, что уважать и любить ей здесь некого. Со временем в душе К. рождается новое отношение к миру и к себе: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю…» Оно проявляется в ее самостоятельном выборе — любви к Борису. Но эту проснувшуюся любовь религиозная К. воспринимает как страшный грех.

Поэтому К. всячески сопротивляется своему чувству, но ей не хватает сил и поддержки: «точно я стою над пропастью…, а удержаться мне не за что». Религиозность К. усиливается по мере нарастания ее душевной грозы.

Героиня чувствует страх перед собой, перед выросшим в ней стремлением к воле, связанным с ее «грешной» любовью: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой». После своей измены мужу К. кается всенародно в своем грехе без надежды на понимание и прощение.

Именно полное отсутствие надежды толкает героиню на еще более тяжкий грех – самоубийство. Полная невозможность примирить свою любовь к Борису с требованиями совести и физическое отвращение к домашней тюрьме, куда ее заточила Кабаниха, убивает К.

Популярные сочинения

  • Анализ басни Обоз (с моралью) Крылов
    Одной из самых известных произведений И. А. Крылова является басня «Обоз», которая отражает людские пороки.
  • Сочинение на тему Хороший учитель (9 класс 15.3 рассуждение ОГЭ)
    Я считаю, что хорошим учителем является не только тот, который даёт актуальные знания, но и который относится к ученикам с уважением. Работа учителя очень трудна, потому что ему попадаются не только
  • Уроки доброты в рассказе Уроки французского сочинение
    Будучи известным писателем, Валентином Распутиным было написано очень много произведений, в которых содержится глубокий философский и поучительный смысл. Обычно он несет в себе основы правды

Образ и характеристика Катерины

Пожалуй, мало какое произведение того времени, да и среди произведений самого автора Островского, могли вызывать столько бурных споров, чем пьеса «Гроза».

Отчаянный поступок Катерины Кабановой, переступившей черту жизни и смерти, вызывает, как сочувственное понимание, так и резкое неприятие. Одного мнения нет, и быть не может.

Любимая и балованная дочь купеческой семьи, Катерина выходит замуж за Тихона, переворачивая свой мир с ног на голову. На примере ее родителей и новой семьи мы видим, насколько разным может быть патриархальный уклад: показным и демонстративным (что скажут соседи? что подумают знакомые?), либо глубоким и душевным, потаенным от чужих глаз.

Свою лепту в то, как сложилась судьба этой женщины, вносит отсутствие полноценного образования. По рассказам Катерины свои знания она почерпнула из рассказов матери и отца, а также богомолок и странниц.

Вера людям и восхищение сотворенным Богом миром – вот ее главные черты. Тяжелой работы Катерина не знала, любила ходить в церковь, казавшуюся ей сказочным храмом, где ее ждут ангелы.

Безоблачное и счастливое детство быстро сменяется безрадостным замужеством. Добрая, наивная и очень религиозная девушка впервые столкнулась с неприкрытой ненавистью к окружающим людям. В новой семье уже нет места ангелам и радости. Да и само замужество происходит вовсе не по любви.

И если Катерина надеется полюбить Тихона, то Кабаниха – так называют все вокруг ее свекровь – не оставляет ни шанса ни сыну, ни невестке. Быть может Тихон и стал бы тем, кто сделал бы Катю счастливой, да только под крылом матери он не ведает таких чувств, как любовь.

Встреча с Борисом дарит несчастной женщине надежду, что жизнь еще может перемениться и стать лучше. Черная атмосфера дома подталкивает ее взбунтоваться и попытаться побороться за свое счастье.

Отправляясь на свидание, она понимает, что совершает грех. Это чувство не оставляет ее ни до, ни после. Твердая вера в Бога и осознание порочности совершенного поступка толкают Катерину признаться во всем мужу и свекрови.

Пораженный, но в глубине души понимающий свою жену, Тихон не осуждает ее. Только самой Катерине от этого не легче. Самой простить себя намного труднее. Быть может и хотела она признанием облегчить свои душевные метания, да только не вышло. Прощение ей не нужно.

Сама мысль вернуться в дом для нее становится тождественной смерти, только не мгновенной, а долгой, мучительной, неизбежной. По религиозному канону самоубийство – смертный грех, который нельзя простить. Но и это не останавливает отчаявшуюся женщину.

В мыслях Катя часто представляет себя птицей, душа ее рвется в небеса. Жить в Калинове ей невмоготу. Влюбившись в Бориса, совсем недавно прибывшего в город, она воображает, как они вместе покинут ненавистный город. Любовь видится настоящим и таким близким спасением. Да только для исполнения мечты нужно обоюдное желание…

Встретившись на берегу Волги с Борисом, Катерина испытывает жесточайшее разочарование. Когда-то такой прекрасный молодой человек решительно отказывается забрать с собой замужнюю женщину, нанося ей своим отказом последний удар в сердце.

Катя не хочет быть больше камнем преткновения в своей семье, продолжать влачить безрадостное существование, день за днем ломать свою душу в угоду свекрови.

А выход вот он – совсем рядом, нужно только сделать шаг с обрыва в воды Волги. И гроза ей кажется самым что ни на есть указанием свыше.

То, о чем Катя когда-то только смутно размышляла, боясь признаться самой себе в греховных помыслах, оказалось самым простым выходом. Не найдя своего места, поддержки, любви, она решается сделать этот самый последний шаг.

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» была написана в то время, когда русское общество задавалось вопросом о дальнейшей судьбе России. Сам автор разочаровался в патриархальном укладе и в идеях построить на его основе процветающее государство. Поэтому проблемы, освещённые в «Грозе» свидетельствуют о несовершенстве именно этих порядков, и таких же городов, как Калинов.

Судьба Катерины

Сочинение по пьесе островского гроза на тему катерина луч света в темном царстве

Кадр из фильма «Гроза». 1933

Детство и юность Катерины были счастливыми и радостными, но после замужества всё изменилось. Жизнь в доме мужа сделала её существование невыносимым, несмотря на то, что Катерина отдавала всю себя, для того чтобы наладить отношения с новой семьёй.

Тихон беспрекословно подчинялся воле своей деспотичной матери, которая считала, что взаимоотношения внутри крепкой семьи должны основываться на страхе. Кабаниха следовала патриархальным устоям, которые стали частью её образа жизни. Её очень волновало мнение окружающих. Марфа Игнатьевна боялась выглядеть неправильно в глазах других людей, поэтому старалась во всём следовать патриархальным традициям. А Катерина не могла соблюдать подобные порядки, потому что они противоречили её искренней натуре и представлениям о полноценной жизни.

Однако мечтам Катерины о крепкой и счастливой семье не суждено было сбыться. Судьба, которая ожидала её в замужестве, была совершенной иной. Ни детей, ни любви в ней не было.

Катерина осознала, что больше не сможет так жить, поэтому решилась на отчаянный поступок, который поможет ей освободиться от ненавистных оков. И именно этот поступок стал камнем преткновения в отзывах критиков о пьесе Островского.

Конфликт между Катериной и городом Калинов

Город Калинов выступает в пьесе символом всей патриархальной России. Не случайно, Н.А. Добролюбов называет его «тёмным царством». Это провинциальный, типичный для того времени городок. Здесь царят жестокие нравы. Все люди в Калинове или бедны или довольствуются своей властью. Единственную угрозу «тёмному царству» представляет Катерина, представляющая собой «луч света», способный рассеять эту тьму. Она не забыла о собственном человеческом начале, её характер поражает своей силой и стойкостью. Добролюбов называл этот характер идеальным.

Катерина, несомненно, представитель новой эпохи. Её протест «тёмной силе» и «миру тихо вздыхающей скорби» состоит в том, что нельзя жить в мире, где всё основано на угнетении и подчинении. Отсюда следует, что конфликт между главной героиней и «тёмным царством» неизбежен.

Главным противником Катерины в этом противостоянии выступает Кабаниха, власть и тирания которой основывается на переиначенном Домострое. По её мнению, крепкая семья должна держаться на страхе и повиновении. Поэтому Катерина, для которой семья основывается на любви и свободе, занимает противоборствующую сторону.

Катерина и «тёмное царство»

Несмотря на то, что Катерина рождена в патриархальном мире, она резко отличается от него и не может принять его законы. Её стремление к свободе противоречит общепринятым в Калинове порядкам. Именно поэтому «тёмное царство» так сильно ненавидит этот «луч света» в лице Катерины, чувствует исходящую от неё угрозу своему существованию.

Благодаря своему детству и полученному воспитанию, Катерине удалось сохранить правильные представления о том, как нужно жить. У неё совсем другие жизненные ценности, непохожие на те, которыми руководствуются жители Калинова. Поэтому стремление «полететь как птица» воспринимается окружающими как непростительный проступок, непременно требующий наказания. И чувство неоспоримой вины неумолимо ведёт Катерину к гибели.


В пьесе А.Н. Островского «Гроза» описана русская действительность 19 века, социальные проблемы и конфликты того времени. В вымышленном городе Калинове, как и во всём государстве, у власти находятся богачи, деспоты и самодуры, которые наживаются на труде простых людей. Таким образом, пустые и жестокие Кабановы и Дикие процветают, а народ еле выживает в этом несправедливом мире. Всё это Н.А. Добролюбов назвал «тёмным царством», и это определение оказалось настолько точным, что остаётся актуальным до сих пор.

Тёмное царство

Сочинение по пьесе островского гроза на тему катерина луч света в темном царстве

Кабаниха и Феклуша. Иллюстрация С. Герасимова

Тёмное царство в пьесе «Гроза» — это образ жизни мещанства и купечества России 19 века. В этом обществе главенствующие позиции занимают зажиточные и наглые купцы. Весь мир, в котором находятся вымышленные жители города Калинова, пропитан ложью и жестокостью, а власть принадлежит деспотам и обманщикам. Бедные люди настолько привыкли подчиняться богатым, что это стало уже для них нормой жизни. Поэтому именно в этом мире должен появиться тот долгожданный «луч света», которым стала главная героиня пьесы.

Представители «тёмного царства»

Одним из главных представителей «тёмного царства» является помещик Дикой. Именно его появление становится причиной того, что Кулигин начинает рассуждать о жестоких нравах Калинова. Даже фамилия у этого персонажа говорящая. Автор сравнивает его с диким зверем, настолько он жестокий, бесчеловечный, вспыльчивый и упёртый.

Дикой – настоящий тиран, как в своей семье, так и за её пределами. Он не даёт жизни не только своему племяннику, а и всему простому народу. Дикой очень любит унижать других, тем не менее, люди, знающие об этом, всё равно обращаются к нему за помощью. Это говорит о нежелании местных жителей противостоять окружающей их тьме. Сам же Дикой – глубоко безнравственный человек, но он богат, а поэтому имеет власть над другими.

Недалеко от него ушла и Кабаниха. Марфа Игнатьевна не уступает своему соседу ни в лицемерии, ни в жестокости. Её фамилия также говорит о бездушности и свирепости своей хозяйки. Она издевается над своими домочадцами, заставляет их жить по своим правилам. Особенно достаётся её невестке Катерине, которой из-за этих нападок стал противен родной дом, и опостылела вся жизнь.

Особую роль в пьесе играет образ барыни, которая олицетворяет дух и нравы «тёмного царства». Именно она говорит Катерине, что красота приведёт её в омут. И эти слова вынуждают бедную девушку задуматься о своей участи.

Катерина – луч света в тёмном царстве

Отношение критиков к главной героине пьесы «Гроза» сложилось неоднозначное. Для одних она представляется сильной и решительной личностью, ставшей настоящей угрозой для патриархального мира, а для других – слабой женщиной, которая выбрала гибель, потому что была не в силах себя защитить.

Н.А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в тёмном царстве». Прежде всего, она сильно отличается от остальных жителей Калинова своим виденьем картины мира. Несмотря на то, что Катя воспитывалась согласно прежним традициям, у неё совсем другое представление о жизни. Она – добрая, отзывчивая, честная натура с чистой душой. Катерина искренне хочет помогать бедным, служить Богу, вести хозяйство и растить детей. Но это всё оказывается невозможным в «тёмном царстве», где люди постоянно находятся в страхе, пытаясь не обращать внимания на неприглядные стороны жизни. В такой обстановке не получается не то, чтобы быть честным с окружающими, а даже трудно быть честным с самим собой. И, к сожалению, одного «луча» недостаточно, чтобы осветить это «тёмное царство», погрязшее в пороках и лжи.

Катерина ни в ком не может найти того, что было в ней самой. Никто не может понять её, поддержать её идеи. Даже Борис, изображавший родственную душу, оказывается слишком зависимым от общественного мнения.

Получается, что из «тёмного царства» Островского невозможно найти выход. Оно давит на Катерину, заставляет её жить в повиновении. И не оставляет ей другого выбора, кроме как покончить жизнь самоубийством, для того чтобы обрести долгожданную свободу.

Однако её протест не прошёл бесследно. Катерине удалось положить начало разрушению этого царства, пошатнуть его устои. Вслед за осмелевшим Тихоном, поднимутся с колен другие угнетённые, и у них обязательно получится освободиться от окружающей их тирании. Рано или поздно юди вспомнят о собственном достоинстве, и рассеют тучи, сгустившиеся над «тёмным царством».


Драма «Гроза» написана А.Н. Островским в преддверии крестьянской реформы в 1859 году. Автор раскрывает перед читателем особенности социального уклада того времени, характеристику общества, стоящего на пороге знаменательных изменений.

Два лагеря

Действие пьесы разворачивается в Калинове – купеческом городке на берегу Волги. Общество поделилось в нем на два лагеря – поколение старшее и поколение молодое. Они невольно сталкиваются между собой, так как движение жизни диктует свои правила, и сохранить старый строй не удастся.

«Темное царство» — мир, характеризующийся невежеством, необразованностью, самодурством, домостроем, неприятием перемен. Главными представителями становятся купчиха Марфа Кабанова – Кабаниха и Дикой.

Мир Кабанихи

Кабаниха мучает родных и близких беспочвенными упреками, подозрениями и унижениями. Для нее важно соблюдение правил «старины», пусть даже за счет показушных действий. Того же она требует и от своего окружения. За всеми этими законами не приходится говорить хоть о каких-то чувствах по отношению даже к собственным детям. Она жестоко властвует над ними, подавляя их личные интересы и мнения. Весь уклад дома Кабановых основан на страхе. Запугивать и унижать – жизненная позиция купчихи.

Дикой

Еще более примитивен купец Дикой, истинный самодур, унижающий окружающих громкими криками и бранью, оскорблениями и возвышением собственной личности. Почему он так ведет себя? Просто для него это своеобразный способ самореализации. Он хвастает Кабановой, как изощренно поругал того или иного, восхищаясь своим умением придумывать новую брань.

Герои старшего поколения понимают, что их поре приходит конец, что на смену их привычному образу жизни приходит нечто иное, свежее. От этого их злость становится все безудержнее, яростнее.

Поддерживает философию Дикого и Кабанихи странница Феклуша, уважаемая гостья для того и другого. Она рассказывает устрашающие истории о чужих странах, о Москве, где вместо людей ходят некие существа с собачьими головами. Этим легендам верят, не понимая, что тем самым выставляют на показ собственное невежество.

Подданные «темного царства»

Молодое поколение, вернее более слабые его представители, поддаются влиянию царства. К примеру, Тихон, который с детства не смеет сказать матери ни слова против. Сам он страдает от ее гнета, но у него не хватает сил, чтобы противостоять ее характеру. Во многом из-за этого он теряет Катерину, свою жену. И только склоняясь над телом погибшей супруги, он осмеливается обвинить мать в ее смерти.

Племянник Дикого, Борис – возлюбленный Катерины, тоже становится жертвой «темного царства». Он не смог противостоять жестокости и унижениям, начал воспринимать их как само собой разумеющееся. Сумев соблазнить Катерину, он не смог спасти ее. Ему не хватило мужество увезти ее и начать новую жизнь.

Луч света в темном царстве

Получается, что только Катерина выбивается из привычной жизни «темного царства» своим внутренним светом. Она чиста и непосредственна, далека от материальных желаний и устаревших жизненных принципов. Только ей хватает смелости пойти против правил и признаться в этом.

Думаю, что «Гроза» произведение замечательное своим охватом действительности. Автор словно побуждает читателя обратиться вслед за Катериной к правде, к будущему, к свободе.


Список использованной литературы
  1. Аникин А.А. К прочтению пьесы А.Н. Островского «Гроза». // Лит. в шк. — 1998 г.
  2. Островский А.Н. Гроза // Собрание сочинений: В 10 т./ ред. В. Пересыпкина; М.: Изд-во «Художественная литература», 1972 г.
  3. Егоров Б.Ф. Русский характер // Егоров Б.Ф. От Хомякова до Лотмана. М.: Языки славянской культуры, 2003 г.
  4. Лакшин В.Я. Мудрость Островского // Островский А.Н. Соч. в 3 тт. Т. I. М.: Художественная литература, 1987 г.
  5. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ // Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000 г.
  6. Орлов П. Драма Островского «Гроза» в оценке Добролюбова и Писарева. // Лит. в шк. — 1967 г.
  7. Грачёва И.В. Художественная деталь в пьесе Островского «Гроза». // Лит. в шк. — 2003 г.

Даниил Романович | Просмотров: 4.6k | Оценить:

Катерина - луч света в темном царстве / примеры сочинений

­Пример сочинения 1

В пьесе «Гроза» А.Н. Островский поставил один из актуальнейших вопросов своего времени — освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение.

Центральное место в пьесе занимает судьба Катерины: история ее замужества, жизнь в доме Кабановых, любовь ее и тоска по воле. По складу своего характера Катерина резко выделяется из той среды, в которую она попала. В этой исключительности и своеобразии характера героини и заключается причина глубокой жизненной драмы, которую должна была пережить в «темном царстве» Диких и Кабановых.
 
Катерина – натура поэтически-мечтательная. Образ птицы часто возникает в ее сознании:

«Отчего люди не летают! отчего люди не летают, так, как птицы?.. Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…»

Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, промелькнувших так незаметно, Катерина сама рассказывает Варе о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. Тогда, в родительском доме, она жила, «точно птичка на воле». Ласки матери, которая в ней «души не чаяла», уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «много-много», вышивание по бархату — вот круг тех ежедневных впечатлений, под влиянием которых сложился ее внутренний мир. Впечатлительная от природы Катерина жадно прислушивалась к рассказам странниц и богомолок. В результате в ней сильно развились воображение, фантазия, религиозная мечтательность. Жила Катерина замкнутым внутренним миром, погружаясь порой в какие-то сны наяву, подобные сказочным видениям.

«…B солнечный день из купола светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, ночью встану… да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано в сад уйду… упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу…» — рассказывает она Варваре.

Катерина обладает пылкой и страстной душой.

«Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!…»

Катерина способна не только на смелые поступки, но и на полный разрыв с опостылевшей ей жизнью.

«Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

И вот Катерина попадает в семью Кабановой, в атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. После домашнего рая, с его волшебным миром грез и видений, Катерина попадает и обстановку «темного царства». Естественно, что конфликт между «темным царством» и душевным миром Катерины оказался неизбежным.

Положение Катерины осложняется еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она ему быть верной и любящей женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалекость Тихона. Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встал новый человек, непохожий на всех окружающих, с душой, схожей с ее собственной, и с настроениями, близкими ей самой. Любовь к Борису стала смыслом ее существования. Катерина и в любви особенная. Она готова на все для любимого человека, переступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!… Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — заявляет она Борису. Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не хочет и не может таить своего греха. Обостренная борьба чувства и долга кончается тем, что несчастная женщина публично, на городском бульваре, кается перед мужем. Скоро происходит и развязка драмы: самоубийство героини, которая проявила свой отчаянный, хоть и бессильный, протест против «темного царства».

В ее трагическом конце, по словам Добролюбова, «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина.


Пример сочинения 2

Одной из главных героев драмы «Гроза», написанной Островским, является Катерина. Ее можно охарактеризовать как «луч света в темном царстве», потому что эта героиня воплощает в себе сильный, чистый и светлый русский характер. Однако, несмотря на твердость характера и душевную силу, Катерину постигает печальная участь, она погибает.

Образ Катерины воплощает в драме мотив простора, ведь в мечтах девушка летает, как птица. Она предчувствует свою смерть с самого начала. Вероятно, это связано с тем, что Катя не создана для жизни в «темном царстве», хоть она и происходит из той же среды, что и Тихон, Кабаниха и остальные. Одним из самых трогательных монологов является рассказ девушки о жизни до замужества, в котором она говорит, что жила, ни о чем не тужила, точно птица на воле.

Теперь же ее жизнь состоит из религии и домашней работы, на которых строятся патриархальные устои. Но, если разобраться, Катерина вынуждена жить в мире, построенном на принуждении и насилии. На фоне этого в героине зарождается новое, еще непонятное ей самой, чувство – чувство личности. В Кате возникает любовь, идущая вразрез того общества, в котором ей приходится жить. Это чувство в силу своей религиозности героиня воспринимает как страшный грех. Для замужней Катерины любовь к Борису стала нарушением нравственного долга. Она же хотела быть правильной и безупречной.

Девушка изо всех сил старается противостоять любви к другому мужчине, воспринимая ее как полет в пропасть. Но все подталкивает ее туда: Тихон уезжает, Варвара дает Кате ключ от калитки. Героиней овладевает сознание греха. Иного исхода своим мукам, кроме смерти, девушка не видит. К самоубийству ее толкает отсутствие надежды на прощение. Катерина считает, что она все равно уже погубила свою душу. Ее гибель неизбежна, как бы ни повели себя окружающие.

Парадоксально, но смерть Катерины становится ее победой над «темным царством», в результате которой появляется «луч света».


Пример сочинения 3

Александр Николаевич Островский написал огромное количество работ. Самой запоминающейся по своему праву можно считать его пьесу «Гроза».

Главной героиней драмы Островского является Катерина Петровна Кабанова. Но для того, чтобы понять и узнать ее характер, нам нужно окунуться в ее прошлое и заглянуть к ней в душу. В детстве Катя не знала забот. Она росла счастливым и послушным ребенком. Родители очень любили свою дочь и предоставляли ей полную свободу: « Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю». Героиня все время витала в облаках. Катя — искренняя девушка, которая любит правду. Большое количество времени девушка проводила в мечтах, поэтому ее можно смело назвать мечтательницей. Катерина была очень умной девушкой, хотя образование она таки не получила. Все знания она черпала из рассказов странниц и богомолок.

Главную героиню выдали замуж за Тихона Кабанова. Так как брак был заключен не по любви, Катя чувствовала себя несчастной. Со своей свекровью она не могла найти общий язык. Кабаниха — мать Тихона, постоянно обижала Катерину. Муж не смел перечить маменьке и поэтому не заступался за супругу. Однажды Катя влюбилась в Бориса, жизнь снова заиграла цветными красками. Когда муж был в отъезде, Катерина
изменила ему. Но так как она честная девушка с достойным воспитанием, то она призналась во всем Тихону. Если бы не свекровь, он ее бы простил. Катя хотела уехать с Борисом в Сибирь, но тот не захотел ее взять с собой. Ей ничего не оставалось, как прыгнуть в Волгу. Катерина умерла, прожив не так много лет. Она была лучиком света в этом темном царстве.

Главная героиня имела очень мужественный характер. Она не смогла исправить свою. жизнь в лучшую сторону и не побоялась с ней расстаться. Катерина так и не смогла победить это «Темное царство», но ее смерть говорит о том, что она не стала побежденной.

  • Сочинение по произведению пряники сероклинов
  • Сочинение по произведению иван сусанин рылеев
  • Сочинение по произведению недоросль тема опасен или смешон митрофан
  • Сочинение по произведению петр и феврония муромские
  • Сочинение по произведению пушкина дубровский для 6 класса