Сочинение по пьесе гроза островского 10 класс по плану

Сочиненияпо литературеостровскийрассуждение по пьесе островского грозапьесу александар николаевча островского гроза можно считать не только литературным, но и историческим произведением. пьеса
  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Рассуждение по пьесе Островского Гроза

Пьесу Александар Николаевча Островского «Гроза» можно считать не только литературным, но и историческим произведением. Пьеса несет в себе нотки революционных настроений, о чем говорит и символичное название. Она отражает быт и нравы городских жителей имперской России во второй половине позапрошлого века.

Главная идея произведения — возникший и разразившийся между двумя поколениями конфликт. Кабаниха и ее семья — типичный собирательный образ купечества, которое консервативно, оно старается придерживаться старых нравов и традиций, не желая понимать интересы и порывы молодежи. Гроза бушует не только в окружающей природе, но и душе каждого из героев пьесы.

Социальные противоречия, описываемые Александром Николаевичем Островским, остаются актуальными и в наши дни. Например, родители и сейчас не всегда прислушиваются мнения детей в вопросах, где должны учитываться интересы каждого члена семьи.

Островский невероятно точно смог показать читателям человеческие образы той эпохи. Кабаниха — весьма харизматичная и злая женщина, главным пороком которой является лицемерие. На людях она весьма набожна, готова протянуть руку помощи, а в бытовых условиях Кабаниха предстает настоящим тираном. Она эмоционально уничтожает своего сына Тихона, показывая его беспомощным, жалким героем.

С другой стороны, роль Екатерины тоже незавидна. Добрая, сентиментальная женщина, воспитанная, отнюдь, не в духе традиций города Калинова. Она оказывается в печальной и незавидной ситуации. Автор противопоставляет ее обществу и традициям, которые устоялись здесь за долгие десятилетия. У Екатерины не самый лучший супруг. Между ними нет любви.

Пьеса Островского показала обострившийся кризис общества, сквозь который начинают пробиваться побеги просвещенного сознания. Старые принципы и нравы все еще царствуют над описываемым автором обществом, однако, век их скоротечен и недолог.

«Гроза» является символом безудержной стихии, которая смоет весь негатив прошлой эпохи. Мир изменится, но, к сожалению, Екатерине этого не увидеть. Ее душа не вынесла проявившихся противоречий, заставивших бедную женщину совершить страшный грех.

Вариант 3

Пьеса под названием «Гроза» написана Константином Островским. Его считают основателем театральной жизни в России. В своем произведении «Гроза» Константин Островский поднимает насущные проблемы, которые актуальны и сегодня. Это касается вопросов семейной жизни, любовных отношений, крепостного права и других моральных и этических отношений.

Главными героями данного произведения являются Катерина, Тихон, Дикой, Кабаниха, Варвара, Кудряш, Борис и есть второстепенные персонажи.

Самой главной героиней является Катерина. Она замужем за слабохарактерным Тихоном, которого вдобавок можно назвать «маменькиным сынком». Он не может постоять за свою жену перед матерью, которая травит ее постоянно. Она унижает ее женское достоинство, напускает клевету и вообще считает пустым местом. Потому главная героиня – это несчастная женщина, которая страдает от извечной нехватки любви и угнетений. Неудивительно, что такая при любой возможности ответит взаимности каждому встречному, с кем почувствует себя счастливой.

Скоро муж Тихон уезжает в какую-то рабочую командировку и Катерина, если можно тау выразиться, бросается «во все тяжкие». она, являясь достаточно набожной и религиозной женщиной, она начинает ходить на свидания с Борисом. Борис – это приехавший в деревню наследник умирающего дяди. Тут он начинает встречаться с бедной несчастной женщиной Катериной. С подачки Варвары, которая поощряет эти встречи и живет по принципу: «если никто не узнает, то будет хорошо».

Длительное время Борис и Катерина встречаются в садике, ключ от которого дает им сестра Тихона. Женщина признается в любви Борису и тот отвечает ей взаимностью. Скоро он получает наследство и уезжает из деревни, попрощавшись с Катериной. Женщина в горе. Она ему доверила свою судьбу, а он ее предал и в какой-то степени посмеялся над нею. Такого она не вынесла. Кроме того, что Кабаниха постоянно унижала ее и перед мужем, и перед другими окружающими. Она считала ее женщиной безнравственной. Катерина, которая, кстати, жила по законам совести и морали, была набожной, не смогла скрывать свой грех. Потому она прилюдно призналась в том, что изменяла Тихону, пока тот был в отъезде. Лично ее мужа этот факт не сильно смутил, а вот его матери дал еще больше поводов для того, чтобы ее гнобить.

Катерина понимает, что дальше так жить невозможно, и она совершает самоубийство – прыгает в отчаянии в Волгу.

Сочинение рассуждение по драме Гроза

В 1859 году А.Н. Островский создал пьесу «Гроза» в 5-ти действиях. Островского ещё при жизни начали называть «Колумб Замоскворечья». Он описывал своё окружение, что видел и как жил. Одной из главных заслуг стало создание Национального театра. Он создал 47 пьес, был режиссёром постановок в Александрийском и Малом театрах, расширил их репертуар. Автор открыл для читателя завесу патриархального мира купечества со своими обычаями и устоями, нравственными нормами и моралью. Большинство произведений драматурга посвящены этой теме. Одной из таких пьес была «Гроза».

В данной пьесе Островский поднял большую часть проблем того времени. Главным конфликтом пьесы является столкновение тёмного и светлого. «Тёмным царством» являются Кабановы, Кулигин, Дикой. Катерина же является «лучиком света в тёмном царстве» по определению Добролюбова. Она является жертвой царства самодуров и не может ему противостоять. Внутренний конфликт старых нравов и желанием изменить мир в Катерине также мешает ей действовать. Ей чужда жизнь и брак ради выгоды, она хочет дарить любовь и быть любимой. Но в то же время она требует власти над собой, чтоб муж взял с неё клятву перед поездкой. В этом они с Кабановой похожи, обе верят в Домострой. Катерина не может жить в мире, где её окружают лицемеры и самодуры. Она видит выход только в самоубийстве.

Ещё одной проблемой произведения является жестокость патриархального мира. Брак зачастую был не по любви, счастливых семей было мало. Общение главы семейства с супругой напоминало дрессировку, при непослушании позволялось даже поднять на неё руку. Во всём произведении женщина играет роль прислуги, которая может только любить и пресмыкаться. Кабанова, как представительница этого самого царства считает, что во всём нужно слушаться мужчину: «Так, по-твоему, нужно все лаской с женой? Уж и не прикрикнуть на нее и не пригрозить?»

Сам город Калинов — забытый, с жестокими нравами. Отношения между людьми больше похожи на вражду: люди строят кляузы на ближних, судятся без конца, завидуют. Помещики недоплачивают рабочим, наживаются на этом. Все отношения держатся на корысти. Внутри семей обыденны побои, унижение, угнетение женщин и детей. Жители города привыкли верить сочинённым рассказам странников, это единственный источник новостей.

Из-за этого жители города воспринимают грозу по-разному: Тихон называет «грозой» властную мать, Дикой считает, что это кара божья за все грехи, Кулигин же, как единственный образованный человек, понимает, что гроза — обычное явление природы и бояться нечего.

Таким образом, можно сделать вывод, что пьеса Островского «Гроза» раскрывает важные проблемы 60-х годов.

  • Автор: А. Н. Островский
  • Произведение: Гроза
  • Это сочинение списано 256 582 раз

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» для нас является исторической, так как показывает быт мещанства. «Гроза» была написана в 1859 году. Она является единственным произведением задуманного, но не реализованного писателем цикла «Ночи на Волге».

Главная тема произведения – описание конфликта, возникшего между двумя поколениями. Семья Кабанихи типична. Купечество держится за свои старые нравы, не желая понимать молодое поколение. А так как молодые не хотят следовать традициям, их подавляют.

Я уверен, что проблема, поднятая Островским, актуальна и сегодня. Многие родители не хотят воспринимать своих детей, как личностей. Для них очень важно, чтобы их дети думали, как они и повторяли их поступки. Отец и мать считают, что они вправе решать, где их ребёнок будет учиться, с кем он должен дружить и т.д.

Читая «Грозу», я испытывал двойственные чувства. С одной стороны, меня потрясала точность передачи образов эпохи. Потрясающе яркая и злобная Кабаниха. Островский очень чётко передал контраст образа, главным пороком которого является лицемерие. С одной стороны она набожная и готовая всем помогать, этакая самаритянка, с другой стороны, в домашних условиях она ведёт себя как тиран. На мой взгляд, это очень страшный человек. Кабанова полностью раздавила своего сына Тихона. Он представлен в пьесе в виде жалкого, беспомощного существа, не вызывающего никакого уважения.

С другой стороны, меня потрясла безысходность ситуации, в которой оказалась Екатерина, чистая и светлая женщина. В душе она очень сильна, так как воспитана не в традициях общества города Калинова. Она противопоставлена обществу, устоям, которые, как монолит стоят на пути её свободы. Она живёт с убогим мужем, которого просто невозможно любить. Он не личность, он просто пустое место. Читая, я испытывал жалость к Екатерине и радость за себя, что живу в совершенно ином мире. Хотя черты пережитков прошлого в нашем мире ещё есть.

Пьеса Островского «Гроза» показала кризис общества, когда прорастают ростки нового, более просвещённого сознания. Старое сознание стремится растоптать всё, что не соответствует его представлениям.

Гроза – это символ стихии, которая скоро сметёт всё, что кажется незыблемым. Мир изменится. К сожалению, Катерина об этом уже не узнает. Её душа не вынесла разрывающих её противоречий, заставив пойти женщину на страшный грех.

Посмотрите эти сочинения

  • «Трагедия совести» в драме «Гроза» В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя […]
  • Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза» Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », — восторгается местный механик самоучка Кулигин. Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне. Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской […]
  • Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в таблице Катерина Варвара Характер Искренняя, общительная, добрая, честная, набожная, но суеверная. Нежная, мягкая, в то же время, решительная. Грубоватая, веселая, но неразговорчивая: «… много разговаривать не люблю». Решительная, может дать отпор. Темперамент Страстная, вольнолюбивая, смелая, порывистая и непредсказуемая. Она сама о себе говорит «Такая я уж зародилась горячая!». Вольнолюбивая, умная, расчетливая, смелая и непокорная, не боится ни родительской, ни небесной кары. Воспитание, […]
  • Темное царство в драме «Гроза» «Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени. «Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно. «Их жизнь […]
  • Татьяна Ларина и Катерина Кабанова Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе «Гроза» эта дама — главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика — это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
  • Характеристика героев в пьесе «Гроза» Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес. Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других […]
  • «Гроза» в оценке русской критики Критическая история «Грозы» начинается еще до ее появления. Чтобы спорить о «луче света в темном царстве», необходимо было открыть «Темное царство». Статья под таким названием появилась в июльском и сентябрьском номерах «Современника» за 1859 год. Она была подписана обычным псевдонимом Н. А. Добролюбова — Н. — бов. Повод для этой работы был чрезвычайно существенным. В 1859 г. Островский подводит промежуточный итог литературной деятельности: появляется его двухтомное собрание сочинений. «Мы считаем за самое […]
  • Сочинение на тему протест Катерины против «темного царства» Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая». Катерина — натура поэтическая. В […]
  • Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза» В «Грозе» Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение «отцов» и «детей», их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная […]
  • Своеобразие конфликта в пьесе «Гроза» Конфликт — это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует […]
  • Трагедия Катерины в драме Островского «Гроза» Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о […]
  • История создания пьесы «Гроза» Островского Вообще, история создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году. “Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда. Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: […]
  • Образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза» В драме «Гроза» Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой а купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства». Честная и […]
  • Изображение «жестоких нравов» «темного царства» («Гроза») Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен. Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной […]
  • Любовь в патриархальном мире в пьесе «Бедность не порок» Александра Николаевича Островского называли «Колумбом Замоскворечья», района Москвы, где жили люди из купеческого сословия. Он показал, какая напряженная, драматическая жизнь идет за высокими заборами, какие шекспировские страсти кипят порой в душах представителей так называемого «простого сословия» – купцов, лавочников, мелких служащих. Патриархальные законы уходящего в прошлое мира кажутся незыблемыми, но горячее сердце живет по собственным законам – законам любви и добра. Герои пьесы «Бедность не порок» […]
  • Любовь патриархального мира в пьесе Островского «Бедность не порок» История любви приказчика Мити и Любы Торцовой разворачивается на фоне жизни купеческого дома. Островский в очередной раз восхитил своих поклонников замечательным знанием мира и удивительно ярким языком. В отличие от ранних пьес, в этой комедии есть не только бездушный фабрикант Коршунов и кичащийся своим богатством и силой Гордей Торцов. Им противопоставлены любезные сердцам почвенников простые и душевные люди – добрый и любящий Митя и промотавшийся пьяница Любим Торцов, оставшийся, не смотря на свое падение, […]
  • Изображение чувства любви Островского и Достоевского В центре внимания писателей 19 века находится человек с богатой духовной жизнью,изменчивым внутренним миром.Новый герой отражает состояние личности в эпоху социальных преобразований.Авторы не обходят вниманием и сложную обусловленность развития человеческой психики внешней материальной обстановкой.Главная особенность изображения мира героев русской литературы — психологизм, то есть способность показать изменение души героя В центре разных произведений мы видим «лишних […]
  • Трагедия героини «Бесприданницы» Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в нем, как и повсюду, царят жестокие порядки. Общество здесь такое же, как и в других городах. Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова – бесприданница. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство […]
  • «Маленький человек» в пьесе Островского «Бесприданница» Особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства, – Карандышев Юлий Капитонович. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой другим чувствам. Лариса для него – это не просто любимая девушка, она еще и «приз», дающий возможность восторжествовать над Паратовым, шикарным и богатым соперником. Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями […]
  • Зачем нужна литература человеку в 21 веке (сочинение) Вечная истина, говорящая о том, что человек перестает мыслить, когда перестает читать, по-моему, является актуальной и в наш такой динамичный и неспокойный ХХІ век. Конечно же, это касается, прежде всего, настоящей классической литературы, проверенной если не веками, то хотя бы десятилетиями. А не широко разрекламированного «чтива», которое и книгой язык не поворачивается назвать. Нет никаких сомнений относительно того, что нынешний век требует интеллектуально развитых, грамотных людей. Причем, приобретенные […]

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

На литературе нам задали сочинение по пьесе Гроза Островского за 10 класс. Гроза Островского, и ставшее символичным темное царство, было написано в 1859 году. Работа автора переносит нас во времена преддверия крестьянских реформ.

Сочинение на тему Гроза Островского

По пьесе Островского нам нужно написать краткое сочинение и его я начну с того, что уже вначале мы переносимся в жестокий и ужасный мир. Читая работу понимаешь, насколько мы счастливые людьми, ведь очень страшно становится, когда представляешь ту несвободу и удушающую атмосферу Темного царства, где Дикой с легкостью мог ударить, а Кабанова и того хуже. Ее смысл жизни заключается в том, как бы лишний раз кого-нибудь запугать или унизить. В пьесе Островского мы видим безвольное существо в лице сына Кабановой Тихона. Это плод Домостроя, когда во всем и везде нужно подчиняться своим родителям. Видим мы и Бориса, племянника Дикого, что не смог вырваться из мира условностей. Он не смог поступить как велит сердце, а живет и действует как положено.

sk2hu3fq

В пьесе Гроза есть и женские образы. Так, мы видим лихую Кабанову. Есть в произведении и ее дочь с сильным характером, поэтому получалось у нее изворачиваться и быть циничной.

Одним из самых ярких образов пьесы Островского Гроза является образ Катерины. Это единственно живой персонаж, который может любить. Катерина луч света в мире, где живут наши герои. В этом темном царстве, где не смогла жить героиня, выбрав для себя смерть.

Если говорить о названии произведения, то смысл неоднозначный, и тут я отмечу, что смысл названия произведения зависит от самих героев. Так, из-за своей любви к другому, из-за измены, у Катерины бушует гроза в душе. Кулигин в грозе видит невежество людей, с которым нужно бороться. Для Тихона гроза это его мать, которой он подчиняется. Для Бориса представляется людская гроза, людская молва, которая страшнее природного явления, поэтому он бежит, оставив Катерину. Но не все так плохо. Назвав свое произведение Гроза, Островский показал нам, что вскоре грядут перемены, ведь после каждой грозы выходит солнце и оно обязательно появится из-за туч и в этот раз.

Сочинение по пьесе Гроза 10 класс

Начиная сочинение по пьесе Гроза, хочу назвать основную идею данного произведения. В нем показан конфликт, который разразился между представителями двух разных поколений. Все семейство Кабанихи представляет ярко выраженный купеческий образ. Это консервативные люди, придерживающиеся устоявшихся традиций. Они даже не пытаются понять, что интересует молодежь, к чему стремится молодое поколение.

Автору удалось невероятно ярко продемонстрировать, какими были люди в то время. Среди них отдельного внимания заслуживает Кабаниха. Это уверенная в себе и злая особа. Главным ее недостатком можно назвать лицемерие. Если при посторонних она показывает себя добросердечной, то дома выступает в качестве тирана. Она морально давит на собственного сына, делая его жалким, не уверенным в себе человеком.

Правда, не позавидовать и Катерине. Это очень добрая, романтичная особа. Она явно не вписывается в это общество. Не удивительно, что ее судьба складывается не лучшим образом. Именно эта женщина выступает в качестве антипода обществу и устоям, царящим далеко не одно десятилетие. Муж у нее далек от идеала, никаких чувств она к нему не испытывает.

В пьесе показан кризис, возникший в обществе. При этом уже отмечается появление нового сознания. Устоявшиеся принципы продолжают властвовать, но вскоре все должно измениться. Гроза при этом символизирует стихию, способную устранить все пороки минувшей эпохи. Мир претерпит изменения. Только вот Катерина этого уже не сможет увидеть. Ей не удалось выдержать все эти противоречия, и она решается на самоубийство.

j3hqokda

Сочинение рассуждение по пьесе Гроза

В пьесе показан мещанский быт. Хочу поделиться в сочинении рассуждении по пьесе Гроза своим мнением по поводу всего происходящего в произведении. Здесь явно борется старое и новое поколение. Представителем первого при этом является Кабаниха со своим семейством. Она придерживается устоявшихся нравов и подавляет стремление молодых людей отказаться от этих традиций.

Мне кажется, что данная проблема не перестает оставаться актуальной даже сейчас. Немало родителей по сей день отказываются видеть в своих детях личность. Они стремятся к тому, чтобы дети мыслили также, как они, совершали аналогичные поступки. Папа и мама при этом самостоятельно решают, с кем дружить их ребенку, куда идти учиться и много всего прочего.

При прочтении этой пьесы у меня возникли неоднозначные чувства. Безусловно, поражает и восхищает точность изображения образов, характерных для той эпохи. Чего только стоит одна Кабаниха. Она невероятно злая и лицемерная. В обществе она выглядит некой самаритянкой, готовой всегда оказать помощь. С близкими же она ведет себя, как тиран. Она уничтожает в своем сыне личность. Я считаю, что именно по вине матери он стал беспомощным и жалким, не способным вызвать уважение.

Не меньшее впечатление на меня произвела ситуация, в которую попала Катерина. Это душевно сильная, добрая и светлая особа. Она противопоставляется тому обществу, в котором оказалась. Ей приходится жить с убогим супругом. Полюбить его попросту невозможно. Ведь даже личностью его назвать нельзя. Это пустое место. Катерину невероятно жаль. Ей не удалось выдержать сложившиеся обстоятельства. От безысходности она и решается на самоубийство. В этом и заключается главная тема сочинения по пьесе Гроза.

Эссе по пьесе Островского Гроза

В сочинении по пьесе Гроза Катерина заслуживает особого внимания. Именно с помощью этого образа писателю удалось донести до читателя основную мысль своего произведения. Эта женщина будто несет свет, мыслит здраво. Она верует в Бога, стремится быть полезной людям, хочет узнать все радости материнства. При этом для свекрови она является явной угрозой. Та боится, что невестка окажет влияние на ее сыночка, при этом мать уже не сможет оказывать на него столь внушительное влияние. Чтобы не допустить этого, Кабаниха всячески унижает Катерину, угнетает ее.

Кажется, что женщина не сможет устоять перед столь сильным авторитетом, станет таким же безвольным существом, как и ее супруг. Правда, на деле все оказывается далеко не так. Ей удается показать супругу, что его мама поступает неправильно. Только в отличие от Кабанихи, Катерина не прибегает у грубости. Она объясняет все своему мужу весьма деликатно. Естественно, что поступить так способна только поистине сильная духом женщина.

Автор показал в пьесе весьма типичных для того времени людей. Несмотря на то, что события развиваются в определенном городе, он говорит о том, что что-то подобное может случится и во всех других городах. О том, какие порядки сложились в том городке, становится известно уже с первых строк. Отчетливо видно, что общество нуждается в переменах. Правда, далеко не все жители готовы к ним.

Сочинение по пьесе Островского Гроза кратко

Главным действующим лицом в данном произведении выступает Катерина. Если писать кратко сочинение по пьесе Островского Гроза, то стоит рассмотреть именно этот образ. Женщина является женой явно слабохарактерного мужчины, которого зовут Тихон. Он не способен защитить свою супругу даже от собственной матери. Та постоянно унижает ее, ставит ни во что. Катерина несчастна. Она устала от постоянного гнета, нуждается в нежности и любви. Этим и обусловлена ее связь с Борисом. Правда, она оказывается совсем недолгой.

Борис приезжал в деревню лишь с одной целью – получить наследство. Связь с Катериной для него была лишь интрижкой. Он с легкостью разрывает эти отношения и уезжает. Женщина остается брошенной. Человек, в котором она видела спасение, просто предал ее. Вынести этого она не смогла. Женщина признается в измене супругу. Тот правда даже не смутился. Зато свекровь стала еще более злой и тираничной. Катерина при этом понимает, что жить больше не хочет и не может. Она бросается в реку и погибает. На этом и заканчивается мое сочинение по пьесе Гроза, заданное в 10 классе.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Рассуждение по пьесе Островского Гроза

Пьесу Александар Николаевча Островского «Гроза» можно считать не только литературным, но и историческим произведением. Пьеса несет в себе нотки революционных настроений, о чем говорит и символичное название. Она отражает быт и нравы городских жителей имперской России во второй половине позапрошлого века.

Главная идея произведения — возникший и разразившийся между двумя поколениями конфликт. Кабаниха и ее семья — типичный собирательный образ купечества, которое консервативно, оно старается придерживаться старых нравов и традиций, не желая понимать интересы и порывы молодежи. Гроза бушует не только в окружающей природе, но и душе каждого из героев пьесы.

Социальные противоречия, описываемые Александром Николаевичем Островским, остаются актуальными и в наши дни. Например, родители и сейчас не всегда прислушиваются мнения детей в вопросах, где должны учитываться интересы каждого члена семьи.

Островский невероятно точно смог показать читателям человеческие образы той эпохи. Кабаниха — весьма харизматичная и злая женщина, главным пороком которой является лицемерие. На людях она весьма набожна, готова протянуть руку помощи, а в бытовых условиях Кабаниха предстает настоящим тираном. Она эмоционально уничтожает своего сына Тихона, показывая его беспомощным, жалким героем.

С другой стороны, роль Екатерины тоже незавидна. Добрая, сентиментальная женщина, воспитанная, отнюдь, не в духе традиций города Калинова. Она оказывается в печальной и незавидной ситуации. Автор противопоставляет ее обществу и традициям, которые устоялись здесь за долгие десятилетия. У Екатерины не самый лучший супруг. Между ними нет любви.

Пьеса Островского показала обострившийся кризис общества, сквозь который начинают пробиваться побеги просвещенного сознания. Старые принципы и нравы все еще царствуют над описываемым автором обществом, однако, век их скоротечен и недолог.

«Гроза» является символом безудержной стихии, которая смоет весь негатив прошлой эпохи. Мир изменится, но, к сожалению, Екатерине этого не увидеть. Ее душа не вынесла проявившихся противоречий, заставивших бедную женщину совершить страшный грех.

2 вариант

Пьеса “Гроза” была написана Островским в 1859 году. Перед её написанием Островский путешествовал по Волге, с целью узнать быт и нравы местных жителей. Интересно, что уже в 1861 году крепостное право было отменено. Очевидно, писатель видел жалкое положение крестьян, а конфликт между ними и барином был показан, как борьба застоя общества и свободы.

Для выражения свободных идей Островскому нужен был сильный персонаж, отличающийся от остальных. В его пьесе им становится Катерина. Она как бы несёт свет, стараясь следовать не обязанностям, раболепного поклонения перед старшими, а рассуждает здраво, по -христиански.  Она религиозна, что видно из её монологов, когда она восхищается куполом церкви и говорит о том, что видит ангелов. Она хочет помогать бедным и растить детей.

Для Марфы Игнатьевны Катерина, это не просто, невестка, это угроза. Она боится, что та может повлиять на её сына и вывезти его из состояния подчинения матери. Она говорит своему сыну Тихону, что женившись, он перестал любить её (свою мать), но что она, и только она, знает, как должна вести себя молодая жена.

Поэтому она требует от Кати, встать на колени, когда Тихон уезжает, и укоряет её, когда та не льёт слёзы от разлуки с мужем.

Казалось бы, Катерина должны была покориться такому авторитету и остаться безропотным существом, но всё происходит иначе. Она указывает Тихону, на то, что мать его неправа, но делает это мягко и деликатно. Так может разговаривать только действительно сильный и ответственный человек.

Весь сюжет пьесы разворачивается в вымышленном городе Калинове. Автор как бы намекает, что такие события могут произойти в любом русском городе, а такие персонажи, как Дикой и Марфа Игнатьевна, весьма типичны. О порядках этого города мы узнаём в самом начале пьесы. Кулигин заводит о природе и ему хочется петь, в тоже время, его друга ничего не радует, он словно отгородился от остального мира забором. Далее Кулигин, с друзьями, рассуждает о купечестве, о его ярких представителях Диком и Марфе Кабанове.

Дикой предстаёт перед нами в образе самодура, который груб и невоспитан, да, к тому же, нажил свой капитал обманным путём. Марфа Кабанова так же груба и невежественна. Она привыкла унижать всех кто её окружает, полагаясь в этом только на своё богатство. Даже её сын, рад уехать из — под её гнёта.

Таким предстаёт перед нами город Калинов в пьесе “Гроза”.

Вариант 3

Пьеса под названием «Гроза» написана Константином Островским. Его считают основателем театральной жизни в России. В своем произведении «Гроза» Константин Островский поднимает насущные проблемы, которые актуальны и сегодня. Это касается вопросов семейной жизни, любовных отношений, крепостного права и других моральных и этических отношений.

Главными героями данного произведения являются Катерина, Тихон, Дикой, Кабаниха, Варвара, Кудряш, Борис и есть второстепенные персонажи.

Самой главной героиней является Катерина. Она замужем за слабохарактерным Тихоном, которого вдобавок можно назвать «маменькиным сынком».  Он не может постоять за свою жену перед матерью, которая травит ее постоянно. Она унижает ее женское достоинство, напускает клевету и вообще считает пустым местом. Потому главная героиня – это несчастная женщина, которая страдает от извечной нехватки любви и угнетений. Неудивительно, что такая при любой возможности ответит взаимности каждому встречному, с кем почувствует себя счастливой.

Скоро муж Тихон уезжает в какую-то рабочую командировку и Катерина, если можно тау выразиться, бросается «во все тяжкие». она, являясь достаточно набожной и религиозной женщиной, она начинает ходить на свидания с Борисом. Борис – это приехавший в деревню наследник умирающего дяди. Тут он начинает встречаться с бедной несчастной женщиной Катериной. С подачки Варвары, которая поощряет эти встречи и живет по принципу: «если никто не узнает, то будет хорошо».

Длительное время Борис и Катерина встречаются в садике, ключ от которого дает им сестра Тихона. Женщина признается в любви Борису и тот отвечает ей взаимностью. Скоро он получает наследство и уезжает из деревни, попрощавшись с Катериной. Женщина в горе. Она ему доверила свою судьбу, а он ее предал и в какой-то степени посмеялся над нею. Такого она не вынесла. Кроме того, что Кабаниха постоянно унижала ее и перед мужем, и перед другими окружающими. Она считала ее женщиной безнравственной. Катерина, которая, кстати, жила по законам совести и морали, была набожной, не смогла скрывать свой грех. Потому она прилюдно призналась в том, что изменяла Тихону, пока тот был в отъезде. Лично ее мужа этот факт не сильно смутил, а вот его матери дал еще больше поводов для того, чтобы ее гнобить.

Катерина понимает, что дальше так жить невозможно, и она совершает самоубийство – прыгает в отчаянии в Волгу.

Сочинение рассуждение по драме Гроза

В 1859 году А.Н. Островский создал пьесу «Гроза» в 5-ти действиях. Островского ещё при жизни начали называть «Колумб Замоскворечья». Он описывал своё окружение, что видел и как жил. Одной из главных заслуг стало создание Национального театра. Он создал 47 пьес, был режиссёром постановок в Александрийском и Малом театрах, расширил их репертуар. Автор открыл для читателя завесу патриархального мира купечества со своими обычаями и устоями, нравственными нормами и моралью. Большинство произведений драматурга посвящены этой теме. Одной из таких пьес была «Гроза».

В данной пьесе Островский поднял большую часть проблем того времени. Главным конфликтом пьесы является столкновение тёмного и светлого. «Тёмным царством» являются Кабановы, Кулигин, Дикой. Катерина же является «лучиком света в тёмном царстве» по определению Добролюбова. Она является жертвой царства самодуров и не может ему противостоять. Внутренний конфликт старых нравов и желанием изменить мир в Катерине также мешает ей действовать. Ей чужда жизнь и брак ради выгоды, она хочет дарить любовь и быть любимой. Но в то же время она требует власти над собой, чтоб муж взял с неё клятву перед поездкой. В этом они с Кабановой похожи, обе верят в Домострой. Катерина не может жить в мире, где её окружают лицемеры и самодуры. Она видит выход только в самоубийстве.

Ещё одной проблемой произведения является жестокость патриархального мира. Брак зачастую был не по любви, счастливых семей было мало. Общение главы семейства с супругой напоминало дрессировку, при непослушании позволялось даже поднять на неё руку. Во всём произведении женщина играет роль прислуги, которая может только любить и пресмыкаться. Кабанова, как представительница этого самого царства считает, что во всём нужно слушаться мужчину: «Так, по-твоему, нужно все лаской с женой? Уж и не прикрикнуть на нее и не пригрозить?»

Сам город Калинов — забытый, с жестокими нравами. Отношения между людьми больше похожи на вражду: люди строят кляузы на ближних, судятся без конца, завидуют. Помещики недоплачивают рабочим, наживаются на этом. Все отношения держатся на корысти. Внутри семей обыденны побои, унижение, угнетение женщин и детей. Жители города привыкли верить сочинённым рассказам странников, это единственный источник новостей.

Из-за этого жители города воспринимают грозу по-разному: Тихон называет «грозой» властную мать, Дикой считает, что это кара божья за все грехи, Кулигин же, как единственный образованный человек, понимает, что гроза — обычное явление природы и бояться нечего.

Таким образом, можно сделать вывод, что пьеса Островского «Гроза» раскрывает важные проблемы 60-х годов.

10 класс

Произведение по своей жанровой направленности относится к театральной пьесе, основная тематика которой заключается в изображении постоянно возникающего конфликта двух поколений людей, в невозможности преодоления разногласий и взаимных претензий.

Представители старого, отжившего свой век поколения изображаются автором в лице Кабанихи и ее семьи, которые являются типичным собирательным купеческим образом, консервативным, не понимающим интересы и стремления молодых людей, придерживающимся прежних традиций и нравов.

Кабаниха представляется в пьесе в качестве весьма харизматичной и жестокой женщины, главный порок которой заключается в лицемерии. При этом перед окружающими людьми женщина представляется весьма набожной, готовой к оказанию любой поддержки, а в быту Кабаниха проявляет свой тиранизм, эмоционально уничтожающий собственного сына, беспомощного и жалкого человека.

Представителем молодого поколения в пьесе является Екатерина, представленная в образе доброй, сентиментальной, воспитанной женщины. У Екатерины складывается непростая и печальная жизненная ситуация, поскольку она замужем не за самым лучшим супругом, а ее воспитание не соответствует традициям провинциального городка, в котором она вынуждена проживать.

Смысл сюжетного повествования заключается в изображении противопоставления позиции Екатерины окружающему ее обществу и его традиционному укладу, устоявшемуся многие годы.

Образ Екатерины в пьесе является символом долгожданной свободы, света, здравой религии, сострадания и милосердия.

Автору удается раскрыть существующие социальные противоречия и продемонстрировать существующий в обществе и обострившийся кризис, в котором пробивается просвещенное массовое сознание. Существующие отжившие принципы и нравы, с точки зрения писателя, в скором времени исчезнут, поскольку их век является скоротечным и недолгим.

Образ грозы в пьесе представляет собой олицетворение безудержной стихии, способствующей исключению всего негатива предыдущей эпохи и изменению общественного состояния и мировоззрения. Однако главной героине пьесы не суждено дожить до указанных изменений, поскольку ее душевное состояние не может выдержать возникших противоречий, и она совершает самоубийство.

Смысловая нагрузка произведения заключается в необходимости преодоления старых, изживших себя устоев, нравов, моральных принципов в целях и ради дальнейшего развития общественной жизни.

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по пьесе Островского Гроза

Рассуждение по пьесе Островского Гроза

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Мцыри в поэме Мцыри Лермонтова 8 класс сочинение

    Поэма «Мцыри» как и все творчество М.Ю. Лермонтова – это мир, полный романтизма, драмы, сомнений мятущейся души и поисков себя. Главный герой до самого сердца потрясен той несправедливостью, что царит в мире

  • Способы юмористического повествования в рассказе Толстый и тонкий Чехова

    В своем широко известном произведении «Толстый и тонкий» Антон Павлович Чехов задействовал следующие приемы юмористического повествования: неожиданность, различие, преувеличение, преуменьшение.

  • Сочинение по картине Первый снег Попова 7 класс

    Широкая улица медленно, но уверенно покрывается чистым первым снегом. Уже и крыши, и дома, и деревья укутались в белое покрывало. Хотя снег и первый, но его довольно много: хватит и чтобы снеговика слепить

  • Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина сочинение по рассказу Капитанская дочка Пушкина 8 класс

    В произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочь» события, которые проходят в 18 веке. Событие разворачивается в России, где идут восстание, и проходит активная деятельность бунтовщиков.

  • Сочинение на тему Если бы я был взрослым

    В детстве, наверное, каждый из нас мечтает стать поскорее взрослым. А что значит быть взрослым? Может быть независимым? Ведь любимая фраза любого малыша – «Я сам!»

План

  1. Персонажи
  2. Конфликт
  3. Критика

Островский писал драму «Гроза» под впечатлением от экспедиции по городам Поволжья. Неудивительно, что в тексте произведения отразились не только нравы, но и быт жителей провинции. Следует обратить внимание на время написания – 1859 год, за год до отмены крепостного права. Тема крепостничества никак не отражена в произведении, однако, при анализе «Грозы» Островского виден острый конфликт, который назрел в обществе к середине XIX века. Речь идёт о противостоянии старого и нового, мира людей новой формации и «тёмного царства».

События пьесы разворачиваются в вымышленном приволжском городе Калинове. Следует отметить, что автор недаром указывает на условность места действия – Островский хотел показать, что такая атмосфера была характерна всем городам России того времени.

Популярные сочинения

  • Сочинение Ленский в романе Евгений Онегин (образ и характеристика)
    В образе Ленского автор показал персонажа, который оказал колоссальное влияние на развитие сюжетной линии в данном произведении. В молодом поэте отражены некоторые черты самого автора
  • Сочинение на тему Любовь к родителям
    Любовь — такое обширное и растяжимое понятие. Это самое сильное чувство на Земле. Любовь бывает к работе, к Родине, науке, друзьям, к противоположному полу. Но самая крепкая и непоколебимая любовь — родительская
  • Сочинение на тему Никогда не забуду…
    Помню, за две недели до первого сентября мы с родителями поехали по магазинам покупать мне школьную форму, учебники и канцелярские принадлежности. Выбирать тетради, ручки и дневник мне доставляло особое удовольствие

Персонажи

Для начала нужно обратить внимание на действующих лиц. Главная героиня произведения – Катерина Кабанова. Добролюбов называет её «лучом света в тёмном царстве». Девушка отличается от остальных персонажей. Она не хочет подчинить всех своей воле, как Кабаниха, не желает учить старым порядкам. Катерина хочет жить честно и свободно. Не хочет унижаться и врать родным, как это делает её муж. Не хочет прятаться и обманывать, как делала Варвара Кабанова. Её желание быть честной перед собой и перед другими приводит к катастрофе. Кажется, что из замкнутого круга, в который Катя попала волей обстоятельств, невозможно выбраться. Но в город приезжает Борис, племянник Дикого. Он так же, как и Катерина, не хочет задохнуться «в этом захолустье», он не принимает царящих в Калинове порядков, он не желает иметь ничего общего с ограниченными жителями провинциального городка. Борис влюбляется в Катерину, и это чувство оказывается взаимным. Благодаря Борису, Катерина понимает, что у неё есть силы для борьбы с самодурами, которые диктуют законы. Она думает о возможном разрыве с мужем, о том, что может уехать вместе с Борисом, несмотря на общественное мнение. Вот только Борис оказывается немного не тем, кем представляется Кате. Ему, безусловно, не нравится лицемерие и ложь, которые помогают жителям Калинова достичь своих целей, но тем не менее Борис поступает точно так же: он пытается наладить отношения с человеком, которого презирает, ради получения наследства. Борис не скрывает этого, открыто говорит о своих намерениях (разговор с Кулигиным).

Все сочинения по литературе за 10 класс ( Коллектив авторов)

1. «Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

«Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени.

«Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно.

«Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому, что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли изменяться… – обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире… Принятые ими понятия и образ жизни – наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы…находят неловким и даже дерзким настойчиво доискиваться разумных оснований… Сведения, сообщаемые Феклушами, таковы, что не способны внушить большого желания променять свою жизнь на иную… Темная масса, ужасная в своей наивности и искренности».

Страшна и тяжела для каждого попытка идти наперекор требованиям и убеждениям этой темной массы. Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни. В своем непререкаемом, безответственном темном владычестве, давая полную свободу прихотям, ни во что не ставя всякие законы и логику, «самодуры» жизни начинают ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему. Они ожесточенно ищут своего врага, готовы напуститься на самого невинного, на какого-нибудь кулигина: но нет ни врага, ни виновного, которого могли бы уничтожить: закон времени, закон природы и истории берет свое, и тяжело дышат старые кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут… Они не хотят уступать, хлопочут только о том, как бы на их век стало…

Кабанова очень серьезно огорчается будущностью старых порядков, с которыми она век изжила, говоря о крахе устоявшегося мира: «И хуже этого, милая, будет», и в ответ на слова странницы: «Нам бы только не дожить до этого». Кабаниха веско бросает: «Может, и доживем». Она только тем и утешается, что еще как-нибудь с ее помощью простоят старые порядки до ее смерти.

Кабановы и дикие хлопочут теперь о том, чтобы только продолжить прежнее. Они знают, что их своевольство еще будет иметь довольно простора до тех пор, пока все будут робеть перед ними; вот почему они так упорны.

Образ Катерины – важнейшее открытие Островского – открытие рожденного патриархальным миром сильного народного характера с просыпающимся чувством личности. Отношения Катерины и Кабанихи в пьесе не бытовая вражда свекрови и невестки, их судьбы выразили столкновение двух исторических эпох, что и определяет трагедийный характер конфликта. В душе вполне «калиновской» по воспитанию и нравственным представлениям женщины рождается новое отношение к миру, чувство, еще не ясное самой героине: «Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Точно я снова жить начинаю, или уж и не знаю». Проснувшуюся любовь Катерина воспринимает как страшный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе не допускает компромисса. Уже осознав свою любовь а Борису, она изо всех сил противится ей, но не находит опоры в этой борьбе: «точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». Не только внешние формы домашнего обихода, но даже и молитва делается ей недоступна, так как она почувствовала над собой власть грешной страсти. Она чувствует страх перед собой, перед выросшим в ней стремлением к воле, неразделимо слившимся в ее сознании с любовью: «Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

Сознание греха не оставляет ее в момент упоения счастьем и с огромной силой овладевает ею, когда счастье кончилось. Катерина кается всенародно без надежды на прощение, и именно полное отсутствие надежды толкает ее на самоубийство, грех еще более тяжкий: «Все равно уж душу свою погубила». Полная невозможность примирить свою любовь с требованиями совести и физическое отвращение к домашней тюрьме, к неволе убивают Катерину.

Катерина жертва не кого-либо персонально из ее окружающих, а хода жизни. Мир патриархальных отношений умирает, и душа этого мира уходит из жизни в муках и страданиях, задавленная формой житейских связей, и сама себе выносит нравственный приговор, потому что в ней-то и живет патриархальный идеал.

Конфликт

При анализе драмы Островского «Гроза» нельзя не сказать об основном конфликте драмы, который раскрывается через образ главной героини. Катерина, попавшая в безвыходное положение волею обстоятельств, сопоставлена с другими героями, которые сами выбирают свою судьбу. Например, Варвара меняет замок на калитке в саду, чтобы у неё была возможность встречаться с возлюбленным, а Тихон, жалуясь на контроль матери, продолжает подчиняться её указам.

Вторая сторона конфликта воплощается на уровне идей. Катерина, несомненно, принадлежит к новым людям, которые хотят жить честно. Остальные обитатели Калинова привыкли к ежедневной лжи и осуждению других (например, разговоры Феклуши с Глашей). Это – конфликт старого и нового. Конфликт времён. Борис, по указанию автора, образованный человек. Читатель понимает, что этот человек «образовался» в XIX веке. Кулигин, который мечтает об изобретениях, напоминает гуманиста эпохи позднего Возрождения. Катерина же воспитана в традициях домостроя, законы которого переставали быть актуальными уже в XIX веке. Конфликт развивается не между этими персонажами, а внутри Катерины. Она понимает, что не хочет и не может больше жить «по-старому», но жить «по-новому» у неё тоже не получится: старые законы сильны, а их защитники не желают сдаваться.

Гроза Островского Сочинение

3.7

(3)

Пьеса А. Островского «Гроза» — его самое решительное произведение, стало неожиданностью для многих. Именно в этом произведении отчетливо звучит протест против существующего образа жизни. Автор мастерски изображает незавидное положение бедной невестки в семье купца. Здесь впервые показаны малопривлекательные семейные сцены, которые принято было хоронить подальше от чужого глаза. Город Калинов расположился над Волгой. Это живописное местечко и люди, которые здесь живут, должны быть добрыми, доброжелательными и приветливыми. Однако они по уши увязли в самодурстве и жестокости.Купчиха стремится во что управлять всеми в доме. Бедную Катерину она все время поучает и ругает. Екатерина совсем не любит своего мужа Тихона, ей кажется, что в доме Кабана она словно в клетке. И вдруг она встречает хорошего мужа и влюбляется. Молодая женщина тайком ходит на свидания к Борису.Автор показывает нам девушку, как олицетворение человеческих добродетелей. Она не может так дальше жить и лгать также не может. Единственный для себя выход она нашла в том, что решила уйти из жизни. И все же основным действующим лицом пьесы является вовсе не Екатерина. Островский выносит на первый план грозу, которая символически участвует в произведении, имеет определенное влияние на поступки Екатерины, она появляется там и тогда, когда ее никто не ждет. В первом действии гроза разражается над Калиновым, будто предвестник трагедии. Екатерина даже почувствовала, что скоро умрет. И сказала об этом Варваре. Когда Екатерина решает, что лучше идти домой и прочитать молитву, гроза на время затихает. Только слегка чувствуется она в постоянном ворчании Кабана. Не было грозы той ночи, когда Екатерина впервые пошла на свидание к чужого мужа, впервые почувствовала себя свободной птицей. В начале четвертого действия как начинается собираться на грозу, так она уже и не затихает. Она становится как началом революции. Ведь пьеса написана в то время, когда народ с нетерпением ждал освобождения от крепостной зависимости. Гроза как перетрясли всех жителей Калиновой, начала неравную борьбу революционного и нового над устоявшимся, старым. Также под грозой автор подразумевает определенный страх и желание к освобождению от него. Как говорит Тихон в самом начале произведения, что «никакой грозы пока надо мной не будет». Разве он подразумевает грозу в смысле природного явления? Конечно, нет. В произведении звучит такое утверждение, что гроза посылается в наказание. Боялась грозы и Екатерина, потому что была уверена, что имеет много грехов, оказывая прелюбодеяние. Один только самоучка-механик Кулыгин не только не боялся грозы, а также восхищался ее красотой. Гроза — явление стихийное. Мы видим ее проявления в любви Екатерины и Бориса: оно волнует, угрожающее, бурное, иногда вызывает страх. И ни Екатерина, ни Борис своей любви не боятся, они больше боятся нарушить тот строй, при котором им довелось жить. Островский назвал свою пьесу «Гроза», потому что это природное явление проходит сквозь все события произведения и через всех его героев.

3.7 / 5. 3

.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

cover

Сборник содержит сочинения по русской литературе XIX века на темы, связанные с творчеством А.Н. Островского, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. Пособие предназначено родителям, чьи дети испытывают трудности в написании сочинений, а также учащимся 10-х классов, занимающихся по любому из действующих учебников по литературе.

Оглавление

А. Н. Островский

1. «Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

«Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени.

«Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно.

«Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому, что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли изменяться… — обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире… Принятые ими понятия и образ жизни — наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы…находят неловким и даже дерзким настойчиво доискиваться разумных оснований… Сведения, сообщаемые Феклушами, таковы, что не способны внушить большого желания променять свою жизнь на иную… Темная масса, ужасная в своей наивности и искренности».

Страшна и тяжела для каждого попытка идти наперекор требованиям и убеждениям этой темной массы. Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни. В своем непререкаемом, безответственном темном владычестве, давая полную свободу прихотям, ни во что не ставя всякие законы и логику, «самодуры» жизни начинают ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему. Они ожесточенно ищут своего врага, готовы напуститься на самого невинного, на какого-нибудь кулигина: но нет ни врага, ни виновного, которого могли бы уничтожить: закон времени, закон природы и истории берет свое, и тяжело дышат старые кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут… Они не хотят уступать, хлопочут только о том, как бы на их век стало…

Кабанова очень серьезно огорчается будущностью старых порядков, с которыми она век изжила, говоря о крахе устоявшегося мира: «И хуже этого, милая, будет», и в ответ на слова странницы: «Нам бы только не дожить до этого». Кабаниха веско бросает: «Может, и доживем». Она только тем и утешается, что еще как-нибудь с ее помощью простоят старые порядки до ее смерти.

Кабановы и дикие хлопочут теперь о том, чтобы только продолжить прежнее. Они знают, что их своевольство еще будет иметь довольно простора до тех пор, пока все будут робеть перед ними; вот почему они так упорны.

Образ Катерины — важнейшее открытие Островского — открытие рожденного патриархальным миром сильного народного характера с просыпающимся чувством личности. Отношения Катерины и Кабанихи в пьесе не бытовая вражда свекрови и невестки, их судьбы выразили столкновение двух исторических эпох, что и определяет трагедийный характер конфликта. В душе вполне «калиновской» по воспитанию и нравственным представлениям женщины рождается новое отношение к миру, чувство, еще не ясное самой героине: «Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Точно я снова жить начинаю, или уж и не знаю». Проснувшуюся любовь Катерина воспринимает как страшный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе не допускает компромисса. Уже осознав свою любовь а Борису, она изо всех сил противится ей, но не находит опоры в этой борьбе: «точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». Не только внешние формы домашнего обихода, но даже и молитва делается ей недоступна, так как она почувствовала над собой власть грешной страсти. Она чувствует страх перед собой, перед выросшим в ней стремлением к воле, неразделимо слившимся в ее сознании с любовью: «Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

Сознание греха не оставляет ее в момент упоения счастьем и с огромной силой овладевает ею, когда счастье кончилось. Катерина кается всенародно без надежды на прощение, и именно полное отсутствие надежды толкает ее на самоубийство, грех еще более тяжкий: «Все равно уж душу свою погубила». Полная невозможность примирить свою любовь с требованиями совести и физическое отвращение к домашней тюрьме, к неволе убивают Катерину.

Катерина жертва не кого-либо персонально из ее окружающих, а хода жизни. Мир патриархальных отношений умирает, и душа этого мира уходит из жизни в муках и страданиях, задавленная формой житейских связей, и сама себе выносит нравственный приговор, потому что в ней-то и живет патриархальный идеал.

2. Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

Катерина — главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения — конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд.

Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о чем не тужила, точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю». Но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречия с вековым укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограничен домашней работой. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще не отделяет себя от этой общности. Именно поэтому здесь нет насилия и принуждения. Идиллическая гармония патриархальной семейной жизни для Катерины — безусловный нравственный идеал. Но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. Чуткая Катерина улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых. Выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, Варвара (сестра Тихона) удивленно восклицает: «Да ведь у нас то же самое». «Да здесь все как будто из-под неволи», — роняет Катерина, и в этом для нее главная драма.

Катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь («Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…» — говорит она Кабанихе), заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой. Но Тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и Катерина говорит о своей к нему любви: «Мне жалко его очень!» И в борьбе с незаконной любовью к Борису Катерине, несмотря на ее попытки, не удается опереться на Тихона.

Жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана, жестокости. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной.

Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви. Религиозные настроения Катерины усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы. Но именно несоответствие между ее греховным внутренним состоянием и тем, чего требуют религиозные заповеди, и не дает ей молиться, как прежде: слишком далека Катерина от ханжеского разрыва между внешним исполнением обрядов и житейской практикой. Она чувствует страх перед собой, перед стремлением к воле. Катерина не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.

Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала. Но Катерина не такова. К Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он не похож на остальных, окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, оскорбленное чувство жены, смертельная тоска ее однообразной жизни. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела, да и не умела; надо было воротиться к своей тоскливой жизни, и это ей казалось горше прежнего. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе.

Что ей остается? Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа. Но не таков характер Катерины — она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей, то она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы. Нет, она не будет более жертвою бездушной свекрови и не будет томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. Смерть — ее освобождение.

3. «Трагедия совести» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.

Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой — Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем». Орудие ее власти — страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.

Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из-под неволи».

В атмосфере «жестоких нравов», лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из-под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда — суда совести — будет преследовать ее до последних дней.

Чувство любви для Катерины — это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро… Что-то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).

«Гроза» — не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Катерины — акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.

4. «Маленький человек» в мире Островского (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»)

Особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства, — Карандышев Юлий Капитонович. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой другим чувствам. Лариса для него — это не просто любимая девушка, она еще и «приз», дающий возможность восторжествовать над Паратовым, шикарным и богатым соперником.

Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями с Паратовым. Ему все время дают понять, что его избрали просто из-за неудачных обстоятельств, в другом случае его не пустили бы в дом Огудаловых. Даже будучи почти официальным женихом, Карандышев воспринимается Огудаловыми как «запасной вариант» на тот случай, если не подвернется богатый и красивый, «идеал мужчины», и это его унижает, лишает чувства победы.

Карандышев отвергает тот путь к подлинному обладанию, который ему предписывает Лариса: «Вы видите, я стою на распутье; поддержите меня, мне нужно одобрение, сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской! Ловите минуты, не пропустите их!», т. е. путь смирения, возможность заслужить любовь кротостью и преданностью. Он, как и Лариса, находится в плену иллюзии величия и блеска Паратова. Его раздраженное, болезненное самолюбие берет верх над любовью, желание выглядеть соперником Паратова оказывается выше стремления быть любимым. На просьбы Ларисы уехать в глушь от городской жизни он отвечает: «Только венчаться — непременно здесь; чтоб не сказали, что мы прячемся, потому что я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий…»

Островский не сочувствует самолюбию маленького чиновника. Для него это не путь к «самостоянью человека», к осознанию им своей абсолютной ценности, напротив — лишь приводит к стремлению жить такой же фантомной, иллюзорной жизнью, как у Паратова, к отказу от подлинных нравственных ценностей.

Это особенно ясно в финальной сцене. Когда Карандышев бросается на колени и кричит: «Люблю, люблю», — оказывается слишком поздно, ситуация уже непоправима и возможность победить Ларису силой страсти потеряна. За этим признанием следует поступок, невозможный для человека любящего — убийство. «Не доставайся же ты никому» — это картинный жест, поза маленького человека, самоутверждающегося в обладании женщиной, которая ему «не пара». Карандышев не может обладать этой женщиной и утверждает свою власть над ее смертью.

Совершаемое им убийство не возмездие за поруганные представления о добродетели, но акт присвоения, последняя попытка восторжествовать над соперниками, превосходящими во всем. «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться». И именно в этом он особенно смешон и жалок.

5. Трагедия героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»

Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в нем, как и повсюду, царят жестокие порядки. Общество здесь такое же, как и в других городах.

Главная героиня пьесы — Лариса Огудалова — бесприданница. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство соединятся в ее избраннике. Она выбирает амплуа бедной невесты, являющейся предметом соперничества между несколькими претендентами на ее чувство или руку. Как и всегда, такой героине предоставлен достаточно мнимый выбор, она выбирает только в сердце, тогда как права совершить поступок на самом деле лишена.

Лариса любит Паратова, она «больна» им, с ним в ее сознании раз и навсегда вошло представление совсем о другом, поэтическом мире, который непременно существует, но не доступен ей, хотя она и предназначена, по мнению всех окружающих, именно для него. Для Ларисы это мир фантазии, намного более поэтичный, чем он есть на самом деле. Элементами этого мира в ее собственной жизни являются любимые ею стихи, романсы, мечты, которые сообщают его образу привлекательность.

Выходя за Карандышева, она чувствует себя униженной, несправедливо приговоренной к той жизни, которую ей способен дать мелкий чиновник. Тем более она не может простить его личного унижения, его неудач в попытках сравняться с Паратовым, для нее все более и более очевидной становится разница между ними: «С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление!» Она не только не хочет соответствовать его болезненно честолюбивым причудам, но и наедине постоянно внушает ему, что не любит его, что он бесконечно ниже Паратова, за которым она пойдет по первому его зову: «Разумеется, если б явился Сергей Сергеич и был свободен, так довольно одного его взгляда…»

В ее душе происходит борьба между стремлением смириться с неизбежной участью жены бедного чиновника и тоской по яркой и красивой жизни. Чувство униженности, желание иной жизни побуждают Ларису решить свою судьбу. Кажется, что путь в романтический мир лежит через романтический, безрассудный поступок. Но этот поступок опрометчив, ведет к гибели. Он совершается в погоне за призраком, который олицетворяет собой Паратов..

Так же, как и Карандышев, она делает выбор в пользу иллюзии, а не реальности. Для Островского эта попытка сразу, одним безрассудным поступком получить любовь и счастье выглядит как отказ, бегство от собственной судьбы. Поездка на мужской пикник, которую она ощущает как акт собственного выбора, открывает Ларисе глаза на ее подлинное положение: «Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя…я вещь!» Умирая, она благодарит своего убийцу — Карандышева за то, что он дал ей возможность уйти из мира, в котором растоптан высокий идеал и где она не чувствует себя человеком: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда и никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла. Ее нет на свете… нечего искать».

  • Сочинение по пьесе недоросль 8 класс литература по плану
  • Сочинение по пьесе гроза островского образ катерины в драме островского
  • Сочинение по рассказу 13 подвиг геракла для 6 класса по плану кратко
  • Сочинение по рассказам пришвина о природе
  • Сочинение по пьецуху принято считать что литература человечества