Сочинение по пьесе грибоедова горе от ума 9 класс по литературе

Автор на чтение 31 мин. опубликовано 06.02.2021 горе от ума шедевр русской литературы, написанный а. с. грибоедовым. критик бестужев-марлинский

На чтение 31 мин. Опубликовано

«Горе от ума» — шедевр русской литературы, написанный А. С. Грибоедовым. Критик Бестужев-Марлинский назвал пьесу феноменом, комедией, какой Россия не видела со времен «Недоросля». Пушкин дал свою критическую оценку произведению, сказав, что автор отлично описал любовный конфликт между персонажами. В ЕГЭ по литературе часто встречается анализ произведения «Горе от ума» Грибоедова, поэтому к пьесе нужно отнестись серьезно.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Горе от ума.Год написания – 1822-1824

История создания – Желание Грибоедова создать новое направление в литературе посредством соединения различных стилей.

Тема – Проблематика комедии разнообразна, в ней поднимается множество острых тем той эпохи, высмеивание чинопочитания и благолепия перед вышестоящими чинами, невежества и лицемерия. Крепостное право, бюрократия – все злободневные проблемы того времени охвачены одной пьесой.

Читайте также:  Что такое читательский дневник, зачем он нужен школьнику?

Композиция – Комедия состоит из четырех актов, умело соединенных в единый сценарий, где некоторые уместные интервалы придают пьесе особую ритмичность и своеобразный темп. Действие пьесы движется по нарастающей, в четвертом акте развитие ускоряется, и стремительно движется к финалу.

Жанр – Пьеса. Сам Грибоедов считал, что первое написание этого произведения было более значимым, но для постановки его на сцене, ему пришлось упростить комедию. По мнению критиков, это не просто комедия, а реалистичные зарисовки из обычной общественной жизни, сыгранные на сцене.

Направление – Классицизм и реализм. В традиционное классическое направление, Грибоедов уверенно ввел смелое реалистическое решение, создав необычное жанровое разнообразие.

Герой своего времени

Помимо «фамусовского общества» учителя дают задание написать сочинение по комедии «Горе от ума», где главный герой — Александр Андреевич Чацкий — противостоит этому социуму. Действительно, комедия начинается с приезда к Фамусовым их друга Александра Чацкого. Это блистательный человек с огромными знаниями и широкими взглядами. Молодой человек (он отсутствовал три года) приходит в этот дом лишь с одной целью — увидеть Софью — дочь Фамусова, в которую он был влюблен до отъезда, и которую любит до сих пор. Однако Софья встречает его несколько холодно. Сначала Чацкий не понимает в чем дело, но узнав истинную причину, остается в недоумении.

История создания

История создания «Горе от ума» относится к периоду возвращения писателя из Персии в Тифлис, в Москве был завершен начальный вариант комедии. В Москве Грибоедов имел возможность наблюдать за нравами дворянского общества, и герои его произведения получили реалистические образы. Смелая идея социально – политического характера охватывает целое поколение людей эпохи декабристского движения.

К созданию именно такой комедии, Грибоедова подтолкнул случай, имевший место на одном из аристократических раутов. Писатель заметил, с каким подобострастием и лицемерием, высшее общество лебезит перед представителем иностранного государства. Пылкий человек, имеющий более прогрессивные взгляды на жизнь, Грибоедов резко высказался по этому поводу. Лицемерные гости отнеслись к высказыванию молодого писателя с осуждением, быстро распространив слухи о его сумасшествии. Грибоедов решил высмеять общепринятые пороки общества, борьбу прогрессивных и консервативных взглядов, и начал работу над пьесой.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Горе от ума»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Горе от ума»
  • для самых компанейских — Главные герои «Горе от ума»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Горе от ума»
  • для самых крутых — Читать «Горе от ума» полностью

Система персонажей

В пьесе развитая система персонажей. Все герои обладают и положительными, и отрицательными качествами, что отличает эту комедию от произведений классицизма. Главные персонажи:

  • Чацкий имеет такие положительные качества, как образованность, прогрессивность, но в то же время он вспыльчив и бесцеремонен;
  • Фамусов берет взятки, ограничен в своих суждениях, но он уважаемый человек в Москве, хороший отец, который переживает за будущее своей дочери;
  • Софья искренняя, наивная и решительная, но иногда она поступает жестоко и безрассудно по отношению к Чацкому;
  • Молчалин карьерист, может прибегнуть к любым способам для достижения своих целей.

Описание второстепенных персонажей помогает раскрыть образы главных героев комедии. К ним относятся Лиза и Скалозуб. Внесценические персонажи не появляются на сцене, но упоминаются в произведении. Они помогают понять исторический и культурный контекст комедии. В произведении множество говорящих фамилий, они отражают главную черту того или иного персонажа. Это черта классицизма. Например, фамилия Молчалин говорит, что герой не имеет собственного мнения, соглашается с остальными.

Тема

В комедии «Горе от ума» анализ произведения дает возможность выделить множество тем, задействованных автором. Злободневные проблемы той эпохи, затронутые Грибоедовым, были встречены цензурой в штыки. Главная тема «Горе от ума» – это пороки общества, пустившие глубокие корни и цветущие пышным цветом. Лицемерие и бюрократизм, чванство и чинопочитание, любовь к иностранщине – все это имеет место в пьесе Грибоедова.

Главная проблема – это противоборство между «новой» и «старой» жизнью, вечный конфликт поколений, где представителем старого уклада жизни является Фамусов, а приверженцем новых взглядов – Чацкий.

В этом и смысл названия «Горе от ума» – в то время человек прогрессивных взглядов, стремящийся к новой жизни, мыслящий широко и всесторонне, для обывателей, придерживающийся старинки, был безумцем, человеком со странностями. Для фамусовых и молчалиных таким представителем, страдающим «горем от ума», и является Чацкий, умный и пылкий человек нового поколения.

Сама идея пьесы уже заложена в ее названии. Прогрессивные взгляды Чацкого не соответствуют общепринятым нормам консервативного дворянства, и общество обвиняет его в безумстве. Обвинить в безумстве легче, чем менять свою тихую обывательскую жизнь в соответствии с новыми веяниями времени, ведь это коснется не только личного мирка каждого, но и общества в целом, касаясь множество и других сфер жизни. Надо будет пересматривать и национально-культурные, и бытовые, и политические вопросы, менять все устройство жизни.

Служение Александра Грибоедова

Во время Отечественной войны с Наполеоном Грибоедов добровольно записался на фронт корнетом (младшим по званию офицером) в гусарский полк. А впоследствии ушел в отставку и поступил в Коллегию иностранных дел, где в это время служил и А. С. Пушкин.

Читайте также:  Сочинение-описание по картине Герасимова Церковь Покрова на Нерли (8 класс)

Не удивительно, что его назначают служить на Кавказ и вести дипломатические отношения с Турцией и Персией.

В итоге он становится жертвой заговора персидских фанатиков. Его гибель — это в некотором смысле символ того, как ограниченность и тьма убивает все живое и талантливое. Как культурный и одаренный человек, Александр Сергеевич Грибоедов смог бы для страны и будущего поколения оставить неизгладимое наследие, но не успел. С нами остались лишь его два вальса и знаменитая комедийная пьеса в стихах «Горе от ума».

Композиция

Особенность композиции текста пьесы Грибоедова состоит в ее целостной завершенности. Уверенная и смелая подача действий, яркие образы, параллельное и симметричное развитие двух сюжетных линий, общественной и личной – в целом все это выливается в единый, динамичный сценарий.

Разделение пьесы на четыре действия, явилось грибоедовским нововведением в создание этого жанра. Отказ от общепринятого механизма создания пьесы, новизна подачи материала – все это вызвало потрясение зрителей, и сделало произведение Грибоедова бессмертным.

Особенности композиции пьесы, вызвали недружелюбное отношение критики, и эти же особенности выявили в авторе великий талант поэтического мастерства.

Фамусовское общество

В школе, задавая сочинение по «Горе от ума» Грибоедова, часто содержание пьесы делят на несколько тем. Есть такая тема, как «Фамусовское общество», название которой уже стало нарицательным.

И сейчас людей, объединенных подобными идеями, называют «фамусовским обществом». Жизненные установки этого общества лишены свободы, для них важно уничтожать вольнодумство, покорно подчиняться начальству и быть материально обеспеченными. Лишь в деньгах они видят смысл жизни и уважают и ценят сильных мира сего. В своей ограниченности они не видят ничего предосудительного, наоборот, в образовании они замечают лишь недостатки, отрицательные стороны и всерьез считают, что оно мешает человеческому обществу.

Жанр

Невозможно одним словом определить жанр «Горе от ума». Мнения критиков, при таком жанровом своеобразии произведения, во многом расходятся в его оценке. Пьесы Грибоедова можно отнести как к жанру комедии, так и к жанру драмы, общая суть произведения от этого не меняется. Социальный и любовный конфликты идут параллельно друг другу, они тесно взаимосвязаны между собой, и не приводят к логическому завершению. И в том, и в другом конфликте, каждая сторона противоборствующих сил остается при своем мнении, не находя понимания со стороны оппонента. Развитие сразу двух конфликтов не укладывается в рамки традиционного классицизма, и пьеса имеет, наряду с ним, ярко выраженное реалистическое начало.

Пьеса Грибоедова является одним из самых цитируемых произведений русской классики, фразы из которой стали крылатыми, и разлетелись по всему миру, не теряя своей актуальности и поныне.

Сочинение по «Горе от ума» Грибоедова

Его бессмертную комедию «Горе от ума» проходят в старших классах средней школы. Содержание известно всем, но каждый раз прочитывая ее, можно открыть что-то новое для себя, особенно в образе Чацкого. Автор показывает, как нравы, умы, взгляды людей разных социальных слоев и поколений сталкиваются друг с другом.

Там Фамусов, представитель аристократического московского общества, живет по принципу: чем богаче, тем лучше. Он ни во что не ставит моральные качества человека, своих слуг и крепостных он вообще не считает за людей, тем более равными себе. С сильными мира сего он лебезит и знает, как лестью к ним подобраться. Для единственной дочери он желает такого же жениха, как и он сам, так как для него важны не только деньги, но и положение в обществе.

Сочинение «Горе от ума. Образы главных героев комедии»

Софья влюбляется в тихого Молчалина, думая, что он умен и скромен, похож на героев романов, но по неопытности принимает его двуличие за чистую монету, за настоящие чувства. Ведь Молчалину выгодно жениться на ней, у него все продумано и расписано. Девизом Молчалина является «умеренность и аккуратность». То, что Софья предпочла Молчалина Чацкому, становится понятно потом, после внимательного прочтения бессмертной комедии. Софья выросла в обществе, которое не могло не оставить на ней отпечатка. В ее кругу доминировал матриархат, женщины были главой семьи, поэтому на бессознательном уровне она остановила свой выбор на том, кем могла бы помыкать (тем более что он беден).

Сочинение по «Горе от ума» с позиции Софьи писать наиболее трудно, так как ее образ наиболее трагичен в пьесе. Довольно долго молодой девушке приходится защищать свою любовь, свои чувства от нападок Чацкого, который острит по поводу Молчалина. Именно она распространяет слух о сумасшествии Чацкого и горько потом раскаивается в содеянном. Лишь случай помогает ей разоблачить Молчалина, увидеть его низкую натуру. Однако и с Чацким она была бы несчастна, ее сильному характеру нужен муж, который стал бы ей во всем угождать и слушаться.

Читайте также:  Повесть «Ася» Тургенева: отзывы, главные герои, содержание, цитаты

Сочинение на тему «Горе от ума. Чацкий» — это любимая тема школьников. Если и равняться на кого-то в комедии, то только на этого умного, образованного и остроумного человека. Вначале Грибоедов хотел дать своему герою фамилию Чадский от слова «чад», показывая, что он находится в чаду собственных идеалов и потрясений.

Характер Чацкого

Если присмотреться к характеру героя, то можно обнаружить у него такие качества, как вспыльчивость и даже некоторая бестактность (на это указывает ему Софья Фамусова). Горячность молодого человека можно отнести к юности и неопытности, к тому же он влюблен, и, как затем понимает, влюблен безнадежно. Обдумывая, как написать сочинение по «Горе от ума» (комедии Грибоедова), некоторые школьники резкий тон Чацкого оправдывают тем, что он видит безнравственность общества, в котором ему приходится жить. Его вовсе не смешит и не восхищает дядюшка Фамусова, падавший нарочно на приеме у императрицы. Наоборот, это вызывает в нем отвращение, высказывание «служить бы рад — прислуживаться тошно» становится его кредо. Среди дворян он не видит тех, с кого можно было бы брать пример, замечает, что московские дворяне посещают балы лишь с одной целью: завести полезные знакомства.

Софья Фамусова в комедии Грибоедова

Сочинение на тему «Софья. Горе от ума» любят писать девочки. Но не все из них до конца понимают, как образованная, остроумная Софья Фамусова (не зря же в нее влюбился главный герой) предпочла недалекого Молчалина Чацкому. Софья в комедии — это один из самых сложных персонажей. С одной стороны, она ближе всех по духу к Чацкому, с другой — она является причиной его бегства из «фамусовского общества».

Софья образована, умна, любит проводить время за чтением книг (особенно французских), не боится высказать свое мнение. Этим качеством она похожа на Чацкого, но, как говорится, любовь зла…

Темы школьных сочинений

Писать сочинение по комедии «Горе от ума» приходится всем старшеклассникам, зачастую отрывки из комедии включают в экзаменационные билеты или же детям предлагаю описать образ того или иного героя произведения Грибоедова. Поэтому важно разбираться в пьесе, знать наизусть отрывки из монологов Чацкого и Фамусова.

Современным школьникам неспроста предлагают тщательно изучить пьесу «Горе от ума». Темы сочинений этой бессмертной комедии на экзаменах включают в себя приблизительно следующее содержание:

  • «Век нынешний и век минувший».
  • «Чацкий и фамусовское общество — конфликт поколений».
  • «Фамусовская Москва».
  • «Автор и его герой».
  • «Герой и эпоха».
  • «Чацкий и Софья».
  • «Смысл названия комедии».
  • «Художественное новаторство А. С. Грибоедова».

Само название комедии «Горе от ума» пророческое. Для многих людей ум — это синоним счастья, но не все носители разума становились счастливыми, скорее, наоборот. Им пришлось столкнуться с невежеством и ограниченностью, а самих передовых из них зачастую объявляли сумасшедшими.

История создания комедии

Комедия «Горе от ума» – главный и наиболее ценный результат творчества А.С. Грибоедова. При изучении комедии «Горе от ума» анализу следует подвергнуть, в первую очередь, условия, в которых писалась пьеса. Она затрагивает вопрос назревающего противостояния прогрессивного и консервативного дворянства. Грибоедов высмеивает нравы светского общества начала 19 века. В связи с этим создание такого произведения было довольно смелым шагом в тот период развития русской истории.

Известен случай, когда Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался на одном из аристократических приемов в Петербурге. Там его возмутило подобострастное отношение общества к одному иностранному гостю. Прогрессивные взгляды Грибоедова подтолкнули его к высказыванию своего резко отрицательного мнения по этому поводу. Гости сочли молодого человека сумасшедшим, и весть об этом быстро распространилась в обществе. Именно этот случай подтолкнул писателя к созданию комедии.

Тематика и проблематика пьесы

Анализ комедии «Горе от ума» целесообразно начинать с обращения к ее названию. В нем отражена идея пьесы. Горе от своего здравомыслия испытывает главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий, который отвергнут обществом только из-за того, что он умнее окружающих его людей. Отсюда же вытекает и другая проблема: если общество отвергает человека незаурядного ума, то как это характеризует само общество? Чацкий чувствует себя неуютно среди людей, считающих его безумным. Это рождает многочисленные речевые столкновения главного героя с представителями ненавистного ему общества. В этих разговорах каждая из сторон считает себя умнее собеседника. Только ум консервативного дворянства заключается в умении подстраиваться под существующие обстоятельства для получения максимальной материальной выгоды. Тот, кто не гонится за чинами и деньгами для них безумец.

Принятие взглядов Чацкого для консервативного дворянства означает начать менять свою жизнь в соответствии с требованиями времени. Это никому не кажется удобным. Проще объявить Чацкого сумасшедшим, ведь тогда на его обличительные речи можно просто не обращать внимания.

В столкновении Чацкого с представителями аристократического общества автор поднимает ряд философских, нравственных, национально-культурных и бытовых вопросов. В рамках этих тем обсуждаются проблемы крепостного права, служения государству, образования, семейного уклада. Все эти проблемы раскрываются в комедии через призму понимания ума.

Конфликт драматического произведения и его своеобразие

Своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума» заключается в том, что их два: любовный и социальный. Социальное противоречие заключается в столкновении интересов и взглядов представителей «века нынешнего» в лице Чацкого и «века минувшего» в лице Фамусова и его сторонников. Оба конфликта тесно связаны друг с другом.

Любовные переживания заставляют Чацкого прийти в дом Фамусова, где он не был уже три года. Свою возлюбленную Софью он застает в растерянном состоянии, она очень холодно принимает его. Чацкий не догадывается, что прибыл не вовремя. Софья занята переживаниями любовной истории с Молчалиным, секретарем своего отца, живущим в их доме. Бесконечные размышления о причинах охлаждения чувств Софьи заставляют Чацкого задавать вопросы возлюбленной, ее отцу, Молчалину. В ходе диалогов выясняется, что у Чацкого расходятся взгляды с каждым из собеседников. Они спорят о службе, об идеалах, о нравах светского общества, об образовании, о семье. Взгляды Чацкого пугают представителей «века минувшего», потому что они угрожают привычному укладу жизни фамусовского общества. Консервативные дворяне не готовы к переменам, поэтому в обществе мгновенно разносится слух о сумасшествии Чацкого, невзначай пущенный Софьей. Возлюбленная главного героя является источником неприятной сплетни потому, что он мешает ее личному счастью. И в этом снова усматривается переплетение любовного и социального конфликтов.

Система действующих лиц комедии

В изображении персонажей Грибоедов не придерживает четкого разделения их на положительных и отрицательных, что было обязательным для классицизма. Все герои имеют как положительные, так и отрицательные черты. Например, Чацкий умен, честен, смел, независим, но он также вспыльчив, бесцеремонен. Фамусов сын своего века, но при этом он прекрасный отец. Софья, безжалостная по отношению к Чацкому, умна, смела и решительна.

А вот использование «говорящих» фамилий в пьесе – прямое наследие классицизма. В фамилию героя Грибоедов старается вложить ведущую черту его личности. Например, фамилия Фамусов произведена от латинского fama, что означает «молва». Следовательно, Фамусов – человек, которого больше всего волнует общественное мнение. Достаточно вспомнить его финальную реплику, чтобы в этом убедиться: «…Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Чацкий первоначально был Чадским. Эта фамилия намекает на то, что герой находится в чаду своей борьбы с нравами аристократического общества. Интересен в этом отношении и герой Репетилов. Его фамилия связана с французским словом repeto – повторяю. Этот персонаж – карикатурный двойник Чацкого. Он не имеет собственного мнения, а только повторяет чужие слова, в том числе и слова Чацкого.

Важно обратить внимание и на расстановку персонажей. Социальный конфликт происходит в основном между Чацким и Фамусовым. Любовное противостояние выстраивается между Чацким, Софьей и Молчалиным. Это главные действующие лица. Объединяет любовный и общественный конфликт фигура Чацкого.

Самым сложным в комедии «Горе от ума» считается образ Софьи. Ее сложно отнести к лицам, придерживающимся взглядов «века минувшего». В отношениях с Молчалиным она презирает мнение общества. Софья много читает, любит искусства. Ей противен глупый Скалозуб. Но и сторонницей Чацкого ее не назовешь, ведь в разговорах с ним она корит его за язвительность, беспощадность в словах. Именно ее слово о безумии Чацкого стало решающим в судьбе главного героя.

Важны в пьесе и второстепенные и эпизодические персонажи. Например, Лиза, Скалозуб непосредственно участвуют в развитии любовного конфликта, усложняя и углубляя его. Эпизодические персонажи, появляющиеся в гостях у Фамусова (Тугоуховские,Хрюмины, Загорецкий), полнее раскрывают нравы фамусовского общества.

Развитие драматического действия

Анализ действий «Горя от ума» позволит выявить композиционные особенности произведения и особенности развития драматического действия.

Экспозицией комедии можно считать все явления первого действия до приезда Чацкого. Здесь читатель знакомится с местом действия и узнает не только о любовной связи Софьи и Молчалина, но и о том, что раньше Софья питала нежные чувства к Чацкому, уехавшему странствовать по свету. Появление Чацкого в седьмом явлении первого действия – завязка. Далее следует параллельное развитие социального и любовного конфликтов. Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает своего пика на балу – это кульминация действия. Четвертое действие, 14 явление комедии (заключительный монолог Чацкого) представляет собой развязку как общественной, так и любовной линии.

В развязке Чацкий вынужден отступить перед фамусовским обществом, потому что он в меньшинстве. Но его едва ли можно считать побежденным. Просто время Чацкого еще не пришло, раскол в дворянской среде только наметился.

Своеобразие пьесы

Исследование и анализ произведения «Горе от ума» позволит обнаружить его яркое своеобразие. Традиционно «Горе от ума» принято считать первой русской реалистической пьесой. Несмотря на это в ней сохранились черты, присущие классицизму: «говорящие» фамилии, единство времени (события комедии происходят в течение одного дня), единство места (действие пьесы разворачивается в доме Фамусова). Однако Грибоедов отказывается от единства действия: в комедии параллельно развиваются сразу два конфликта, что противоречит традициям классицизма. В образе главного героя также четко просматривается формула романтизма: исключительный герой (Чацкий) в необычных обстоятельствах.

Таким образом, актуальность проблематики пьесы, ее безусловное новаторство, афористичность языка комедии имеют не только огромное значение в истории русской литературы и драматургии, но также способствуют популярности комедии у современных читателей.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?</h3>

    • <label>В 17 веке;</label>
    • <label>В 18 веке;</label>
    • <label>В 19 веке;</label>
    • <label>В 20 веке.</label>

(новая вкладка)

Автор: · Опубликовано 08.10.2016 · Обновлено 08.10.2017

История создания пьесы

Грибоедов писал пьесу два года (1822-1824). Поскольку Александр Сергеевич служил дипломатом и считался влиятельным человеком, он рассчитывал, что его творение легко пройдет цензуру вскоре станет полноценным спектаклем. Однако вскоре он понял: комедии «нет пропуску».  Удалось опубликовать лишь фрагменты  (в 1825 году в альманахе «Русская Талия»). Весь текст пьесы был издан много позже, в 1862 году. Первая театральная постановка состоялась в 1831 году. Однако в рукописных списках (самиздате того времени) книга распространилась стремительно и стала  очень популярной среди читающей публики.

Особенность комедии

Театр – самый консервативный вид искусства, поэтому в то время, как в литературе развивались романтизм и реализм, на сцене все еще господствовал классицизм. Пьеса Грибоедова сочетает в себе черты всех трех направлений: «Горе от ума» по форме классицистическое произведение, но реалистичные диалоги и проблематика, относящаяся к реалиям России 19 века, сближают его с реализмом, а романтический герой (Чацкий) и конфликт этого героя с обществом – характерное противопоставление для романтизма. Как сочетаются в «Горе от ума» классицистический канон, романтические мотивы и общая реалистическая установка на жизненность? Автору удалось гармонично сплести противоречивые компоненты воедино за счет того, что он был блестяще образован по меркам своего времени, часто путешествовал по миру и читал на других языках, поэтому впитал новые литературные веяния раньше других драматургов. Он не вращался среди писателей, служил в дипломатической миссии, а потому его сознание было свободно от многих стереотипов, которые мешали авторам экспериментировать.

Жанр драмы «Горе от ума». Комедия или драма?

Грибоедов считал, что «Горе от ума» — комедия, но поскольку в ней очень развиты трагические и драматические элементы, пьеса никак не может быть отнесена исключительно к комедийному жанру. Прежде всего, надо обратить внимание на финал произведения: он трагический. Сегодня принято определять «Горе от ума», как драму, но в 19 веке такого разделения не было, поэтому ее называли «высокая комедия» по аналогии с высоким и низким штилем Ломоносова. В этой формулировке заключено противоречие: «высокой» может быть только трагедия, а комедия по умолчанию «низкий» штиль. Пьеса не была однозначной и типичной, она вырывалась из имеющихся театральных и литературных клише, поэтому ее так высоко оценили как современники, так и нынешнее поколение читателей.

Конфликт. Композиция. Проблематика

В пьесе традиционно выделяют два типа конфликта: частный (любовная драма) и общественный (противопоставление старого и нового времени, «фамусовского общества» и Чацкого). Поскольку это произведение частично относится к романтизму, мы можем утверждать, что в пьесе имеет место быть романтический конфликт личности (Чацкого) и общества (Фамусовского общества).

Один из строгих канонов классицизма – единство действия, которое предполагает причинно-следственную связь событий и эпизодов. В «Горе от ума» эта связь уже существенно ослаблена,  зрителю и читателю кажется, что ничего значительного не происходит: герои ходят туда сюда, разговаривают, то есть внешнее действие довольно однообразно. Однако динамика и драматизм заложены именно в диалогах героев, пьесу надо в первую очередь слушать, чтобы уловить напряженность происходящего и смысл постановки.

Особенность композиции состоит в том, что она выстроена по канонам классицизма, количество актов не совпадает с ней.

Если комедии писателей конца 18 – начала 19 века обличали отдельные пороки, то сатира Грибоедова обрушилась на весь консервативный уклад жизни, пропитанный этими пороками. Невежество, карьеризм, солдафонство, жестокость и бюрократическая косность – все это реалии Российской Империи. Московское барство с его показной пуританской моралью и беспринципностью в делах представляет Фамусов, тупой военный карьеризм и зашоренное сознание – Скалозуб, угодливость и лицемерие чиновничества – Молчалин. Благодаря эпизодическим персонажам зритель и читатель знакомятся со всеми типажами «фамусовского общества» и видят, что их сплоченность – результат солидарности порочных людей. Многоликая и пестрая клика вобрала в себя всю пошлость, ложь и глупость, которым общество привыкло поклоняться и уступать. Персонажи не только на сцене, но и за сценой, упомянутые в репликах действующих лиц (законодательница нравов княгиня Марья Алексевна, сочинитель «глупостей образцовых» Фома Фомич, влиятельная и всемогущая Татьяна Юрьевна и другие).

Значение и новаторство пьесы «Горе от ума»

В пьесе, которую сам автор считал комедией, как ни странно, освещены наиболее актуальные проблемы того периода: несправедливость крепостного права, несовершенный государственный аппарат,  невежество, проблема воспитания и т.д. Также Грибоедов включил, казалось бы, в развлекательное произведение насущные споры о пансионах, суде присяжных, цензуре и институтах.

Моральные аспекты, которые не менее важны для драматурга, порождают гуманистический пафос произведения. Автор показывает, как под прессом «фамусовского общества» гибнут лучшие качества в человеке. К примеру, Молчалин не лишен положительных качеств, но вынужден жить по законам Фамусова и ему подобных, иначе ему никогда не добиться успеха. Именно поэтому «Горе от ума» занимает особое место в русской драматургии: в нем отражены реальные конфликты и невыдуманные жизненные обстоятельства.

Композиция драмы выдержана в классицистическом стиле: соблюдение трех единств, наличие больших монологов, говорящие фамилии действующих лиц и т.д. Содержание – реалистическое, поэтому спектакль до сих пор с аншлагом проходит во многих театрах России. Герои не олицетворяют один порок или одну добродетель, как было принято в классицизме, они разносторонне развиты автором, их характеры не лишены как отрицательных, так и положительных качеств. Например, критики часто называют Чацкого глупцом или чересчур импульсивным героем. Софья не виновата в том, что за время его длительного отсутствия полюбила того, кто был рядом, а Чацкий сразу обижается, ревнует и истерически обличает все вокруг только потому, что его забыла любимая. Вспыльчивый и вздорный характер не красит главного героя.

Стоит отметить разговорный язык пьесы, где у каждого героя есть свойственные ему речевые обороты. Этот замысел был осложнен тем, что произведение написано в стихах (разностопным ямбом), но Грибоедов сумел воссоздать эффект непринужденной беседы. Уже в 1825 году писатель В.Ф. Одоевский утверждал: ««Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе, целые разговоры которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума»».

Стоит отметить говорящие фамилии в «Горе от ума»: например, «Молчалин» означает скрытую и лицемерную натуру героя, «Скалозуб» — перевернутое слово «зубоскальство», означающее хамское поведение в обществе.

Почему комедия Грибоедова «Горе от ума» сейчас читаема?

В настоящее время люди часто используют цитаты Грибоедова, сами того не ведая. Фразеологизмы «свежо предание, а верится с трудом», «счастливые часов не наблюдают», «и дым отечества нам сладок и приятен» — все эти крылатые фразы знакомы каждому. Пьеса до сих пор актуальна за счет легкого афористичного авторского стиля Грибоедова. Он одним из первых написал драму на настоящем русском языке, на котором говорят и думают люди до сих пор. Тяжеловесный и напыщенный лексикон  его времени не запомнился современнику ничем, но новаторский слог Грибоедова нашел свое место в языковой памяти русского народа. Можно ли назвать пьесу «Горе от ума» актуальной в 21 веке? Да, хотя бы потому, что мы говорим его цитатами в повседневной жизни.

Меню статьи:

История создания произведения «Горе от ума»

Однажды Грибоедову довелось побывать на одном из званых обедов в аристократических кругах. Там он оказался свидетелем необычной картины: одним из гостей был иностранный гражданин. Аристократы очень ценили все заграничное, им хотелось как можно больше походить на них, поэтому любой контакт с заграничными гостями, особенно знатного происхождения был лестен для представителей высшего общества. Поэтому все время обеда было посвящено благоговейному отношению к иностранному гостю – Грибоедов, который воспринимал враждебно попытки русской аристократии заполучить все иностранное, в том числе поведение, язык и особенности быта, не мог упустить момент и не высказаться по этому поводу.

Предлагаем ознакомиться с “характеристикой Молчалина” в комедии “А. Грибоедова “Горе от ума”.

История публикации комедии

Однако приступил к созданию произведения Грибоедов спустя некоторое время. В 1823 году были готовы уже первые фрагменты комедии. Грибоедов время от времени презентовал их обществу сначала в Москве, затем в Тифлисе.

С публикацией также долгое время были затруднения – текст неоднократно поддавался цензуре и как следствие – доработке и переработке. Лишь в 1825 были опубликованы фрагменты произведения.

При жизни Грибоедова, его произведение никогда не было полностью опубликовано – в надежде, что его друг Булгарин поможет в этом, Александр Сергеевич отдает ему рукопись своей комедии, которая в то время называлась «Горе ума», но публикации не последовало.

Герои комедии

Всех героев пьесы можно разделить на три категории – главные, второстепенные и третьестепенные.

К центральным образам комедии относятся Фамусов, Чацкий, Молчалин и Софья Павловна

  • Павел Афанасьевич Фамусов – аристократ по происхождению, управляющий в государственным учреждением. Он бесчестный и коррумпированный чиновник, в качестве представителя социума он также далек от идеала.
  • Софья Павловна Фамусова – юная дочка Фамусова, несмотря на свой юный возраст, она уже активно использует уловки, принятые в аристократических кругах – девушка любит играть чувствами других людей. Ей нравится быть в центре внимания.
  • Александр Чацкий – потомственный аристократ, сирота. Он взят на воспитание Фамусовым, после смерти родителей. Некоторое время Александр состоял на военной службе, но разочаровался в этом виде деятельности.
  • Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, человек неблагородного происхождения, который благодаря действиям Фамусова обретает дворянский чин. Молчалин – подлый и лицемерный человек, которым движет желание пробиться в аристократические круги любой ценой.

К второстепенным персонажам относятся образы Скалозуба, Лизы и Репетилова.

  • Сергей Сергеевич Скалозуб – дворянин, молодой офицер, которого интересует только повышение по службе.
  • Репетилов – давний друг Павла Афанасьевича, потомственный дворянин.
  • Лиза – служанка в доме Фамусовых, в которую влюблен Молчалин.

Краткое содержание

Молодой помещик Чацкий после трехлетнего отсутствия в России возвращается домой. Он посещает дом своего воспитателя Фамусова с целью посвататься к его дочери, в которую он давно влюблен, Софью.

В доме Фамусова Чацкий замечает, что за время его отсутствия пороки аристократии только усугубились. Молодого человека удивляет корысть и расчет представителей высшего общества. Аристократы вместо того, чтобы подать пример гуманизма и честности подают пример взяточничества и игры на публику – это обескураживает Чацкого. Идеалом поведения в высших кругах стало угодничество – для аристократов стало неважным служить – теперь в моде прислуживаться. Обличение противоположной позиции Чацкого по отношению к Фамусовскому обществу становится основной причиной, по которой он не может претендовать на руку Сони.

Предлагаем ознакомиться с “характеристикой Фамусова” в комедии “Горе от ума” А. Грибоедова.

Александр все же не теряет надежды. Он думает, что благосклонность девушки сможет изменить ситуацию, но и здесь Чацкого ожидает разочарование – Соня на самом деле любит не его, а секретаря своего отца.

Однако ответить отказом Чацкому Соня не спешит – она скрывает от Чацкого истинное положение вещей и делает вид, что симпатия Александра ей приятна. Кроме того, девушка распускает слухи о том, что

Стихотворный размер и особенности стиха пьесы

Пьеса Грибоедова «Горе от ума» написана ямбом. Количество стоп в поэзии неодинаковое ( в отличии от традиционного александрийского стиха, который предусматривал использование шестистопного ямба)– периодически Александр Сергеевич меняет количество стоп. Их количество варьируется от одного до шести.

Темы и проблемы пьесы

Основной конфликт пьесы определен рамками противостояния «века нынешнего» и «века минувшего». Такое понятие не ограничено исключительно отношением к службе и достатку человека – под этими фразами сокрыт большой массив проблем.

В первую очередь выделяется проблема вида деятельности человека и распределение их на благородные занятия (гражданская служба в государственных учреждениях и военная служба) и постыдные (писательство, научная деятельность).

Gore-ot-uma.-A.-Griboedov-3.jpg

Второй проблемой пьесы стало прославление подлиз – авторитет и уважение в обществе заслуживаются не доблестной службой или примерно выполненной работой, а умением угодить вышестоящему руководству.

Следующая проблема – взяточничество и круговая порука. Все проблемы в обществе можно решить с помощью денег или связей.

Проблема искренности и честности также поднимается Грибоедовым – люди говорят то, что выгодно. Они готовы лукавить и обманывать ради обретения некоторых благ. Редко кто готов высказать истинное мнение, особенно, если оно не совпадает с мнением большинства.

A.-S.-Griboedov-Gore-ot-uma.jpg

Большинство людей становятся зависимыми от мнения окружающих , они готовы строить свою жизнь, руководствуясь не удобством, а традиционностью, даже в том случае, когда она значительно затрудняет их жизнь.

Жанр произведения “Горе от ума”

Особенности тем и проблематики пьесы стали причиной появления дискуссии в литературных кругах о жанре «Горе от ума». Мнения исследователей в этом вопросе разделились.

Одни считают, что правильно закрепить за произведением жанр комедии, другие же уверены, что такая проблематика характерна для произведений драматического характера.

A.-S.-Griboedov-Gore-ot-uma.-1.jpg

Основной причиной, которая позволяет определить пьесу как драму, является глобальность поднятой проблемы. Конфликт пьесы построен на глубоком чувстве разочарования, что не характерно для комедии. Элементы комического, которые присутствуют при описании характеров персонажей, минимальны и, по мнению исследователей, использованы с целью усиления драматической функции в тексте.

Исходя из такой позиции, наряду с предложениями определить жанр как комедию или драму стали появляться в ходе дискуссии и предложения о смешивании жанров. Так, например, Н.И.Надеждин обозначил ее как сатирическую картину.

Н.К. Писканов, анализируя особенности пьесы, пришел к выводу, что определить точно ее жанр невозможно – у литературоведов есть все основание обозначить ее как социальную драму, реалистичную бытовую пьесу, психологическую драму и даже, музыкальную драму (исходя из особенностей стиха пьесы).

Невзирая на все дискуссии, пьеса Грибоедова «Горе от ума» продолжает называться комедией. В первую очередь это связанно с тем, что сам Александр Сергеевич обозначил так жанр своего произведения. Хотя элементы комического не широко использованы в пьесе, а ее структура и особенности сюжета далеки от традиционных комических, все же влияние сатиры и юмора имело заметное место в пьесе.

Таким образом, пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума» – многогранное и обширное произведение.

Разнообразие тематики и проблематики пьесы, а также способы изображения сути конфликта стали причиной дискуссии в жанровом плане пьесы.

Проблемы и темы, поднятые Грибоедовым, можно отнести к разряду «вечных» тем, которые никогда не утрачивают своей актуальности.

Используемые источники:

  • https://memblog.ru/analiz-proizvedenij/gore-ot-uma-analiz-proizvedeniya.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/analiz-proizvedeniya.html
  • https://literaguru.ru/analiz-pesy-gore-ot-uma-a-s-griboedova/
  • https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-griboedov/gore-ot-uma-analiz.html

Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии? На уроках литературы я познакомился с произведением Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от шутки» и хотел бы поговорить о морали. Мораль — это правила поведения личности, которые различают добро и зло.

Если вскрыть каждый персонаж комедии, то можно увидеть каждый моральный урок, который дает Грибоедов. «Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии Горе.» Сочинение на тему нравственные уроки комедии недоросль. Литература: Сочинение на тему : «Каковы нравственные уроки.» Текст сочинения: В комедии «Горе от шутки» Грибоедов показывает положительные и отрицательные качества каждого героя. Хацкий полковник был шутником, общительным, любил говорить все прямо и уверенно и требовал от всех, был очень любопытным и всегда старался повсюду исполнять свое слово — ходили слухи, что он сумасшедший. В принципе, он правильно говорит: «Людям дают звание, а людей можно обмануть.».

Но, к сожалению, у него нет чувства спикера, он не может общаться и представлять свою идею, так что это посеяло смятение. Сочинение на тему каковы нравственные уроки. Среди самых важных нравственных уроков я бы выделила следующие Сочинение на тему: Каковы нравственные уроки. В человеке должны быть уровновешенными чувства и ум. Главный герой обладает обширным умом, но он совершенно слеп в любви, он не видит, что Софья не только не любит его, а ненавидит, потому что он плохо отзывается о ее возлюбленном Молчалине. Нельзя сдедовать какому-либо авторитету, как например, Фамусов в конце комедии беспокоится о том, что скажет Марья Алексеевна. Нельзя прислуживать чинам и богатству, как это делает Фамусов и его общество. Между людьми должны преобладать истиные человеческие ортношения, а не поиск. Литература: Сложный план для сочинения. Каковы.

Посмотри, подойдет или нет: На уроках литературы я познакомился с комедией Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Автор этого произведения известный российский дипломат того времени, погиб во время визита в Персию. Но несмотря на то, что он был министром инстранных дел, его сильно волновало внутреннее положение России, положение дворян, их нравственность, честность, духовное состояние. Об этом и повествует нам его произведение «Горе от ума». Помогите написать сочинение на тему «Каковы нравственные.».уроки грибоедовской комедии — на странице представлены несколько вариантов сочинения на выбор. Сочинение на тему “Нравственные уроки грибоедовской.” Суть этого произведения написано в самом названии «Горе от ума». Это доказал сам Чатский. Ну, во первых что делает ум с человеком: человек становится высокомерным, самолюбивым, себяверным(то есть считает, что прав только он). Сложный план для сочинения. Каковы нравственные уроки. Помогите написать сочинение по литературе на тему каковы нравственные уроки грибоедовской комедии Горе от ума. Литература: написать сочинение: Все, о чём говорилось выше, — основные нравственные уроки грибоедовской комедии. Конечно, в данном произведении их на порядок больше, но, по-моему, именно благодаря им “Горе от ума” актуально сегодня также, как и в 19 веке, ведь проблемы непонимания массами интеллектуалов, лжи, стремления к чинам, не. Ответы : Сочинение, на тему «Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии «Горе от ума». В комедии «Горе от ума» Грибоедов показывает положительные и отрицательные качества каждого героя. Чацкий-полковник был шутником, общительным, любил говорить всё прямо и уверенно, и требовал от этого каждого, был очень любознательным и всегда пытался везде вставить своё слово — от этого пошел слух. Помогите написать сочинение на тему «Каковы нравственные.» Сочинение на тему какие нравственные уроки грибоедовской комедии — на странице представлены несколько вариантов сочинения на выбор. Сочинение: Роль монологов в пьесе «Горе от ума». Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества? Анализируя монологи и диалоги героев во втором действии, мы уже касались идеалов фамусовского общества. Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии «Горе. Но я не могу считать, что Чатский был умен, ибо использовал он свой ум попусту, не использовал во благие цели, а лишь для того, чтобы показать себя. Умным людям не понять глупых людей и наоборот. Это есть две противоположности, у которых своё течение, своё направление, своя роль. Сочинение на тему Ответы : (каковы нравственные уроки грибоедовской комедии?). Где скачать сочинение на эту тему Несмотря на то, что гениальное произведение Грибоедова «Горе от ума» было написано более 200 лет тому назад. Нравственные уроки по комедии Горе от Ума (Грибоедов) Что писать в сочинении «Каковы нравственные уроки комедии «Горе от ума»? Сочинение на тему : «Каковы нравственные уроки.» Только то что я написала это не полное сочинение,поэтому ты должна раскрыть эту тему. Помогите написать сочинение на тему «каковы нравственные.» Комедия “Горе от ума” — известное произведение русского писателя Грибоедова, само название которого стало афоризмом. Написанное в тысяча восемьсот двадцать четвертом году, оно актуально и поныне, но почему же? написать сочинение: High School Если разобрать каждое действующее лицо,то можно посмотреть каждый нравственный урок Грибоедова.Сначало разберёмся что такое нравственное лицо?Возьмём например Маяковского и его произведение»Что такое хорошо?Что такое плохо».Тоесть Грибоедов показывает положительные и отрицательные качества каждого героя.Чацкий-полковник.Он был шутником,общительным любит говорить всё прямо и уверенно. нравственные уроки грибоедовской комедии горе от ума воспринял пьесу “Горе от ума”, о чем большинство учителей литературы на уроках помалкивает, возможно самиЭссе. Существующий строй он считал не только несправедливым, но и глубоко безнравственным, разрушающим человеческую личность. Отсюда то огромное внимание, которое он уделил нравственным проблемам в комедии «Горе от ума». Эти уроки мы постигаем, анализируя поведение, взаимоотношения героев комедии и приходя к выводу, что нравственность человека во многом определяется обществом,. Помогите написать сочинение на тему «Каковы нравственные. Пьеса «Горе от ума» Грибоедова актуальна и на сегодняшний день. Автор обозначает не только проблемы современности, но и все остальные человеческие темы в целом. Такие как семья, отношения, манеры и образование. Написать сочинение: каковы нравственные уроки. Нравственные уроки грибоедовской комедии — сочинение. Вариант 1 На уроках литературы я познакомилась с произведением Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” и хочу поговорить о нравственности. Нравственность-это правила поведения личности, различающая добро и зло. Если разобрать каждое действующее лицо комедии, можно увидеть каждый нравственный урок Грибоедова. Он показывает положительные и отрицательные качества каждого героя. Например, Чацкий-полковник. «Нравственные уроки грибоедовской комедии» сочинение Нужно иметь смысл жизни. Нужно к чему-то стремиться. В комедии рассматривается 2 разные стороны человека.

Ответы : Помогите написать сочинение по литературе на тему каковы нравственные уроки грибоедовской комедии.

своё слово-от этого пошол слух что он сумасшедший.Тут Грибоедов доносит до нас,что не нужно быть любознательным.София-дочь Фамусова.Девушка очень ранимая,готова на всё ради любви,но при этом не падает в омут с головой.Любит окружение мужчин.Распутность-эту черту высмеивает Грибоедов в Горе от ума.Фамусов-управляющий в казённом доме.всегда отстаивает свою точку зрения,зол,всех. во всём винит кроме себя,эгоистичен.лизонька-служанка.Довольно простая девушка,не как не может найти свою. Проблема ума в комедии «Горе от ума» — сочинения для. Все герои, кроме Чацкого, зависят от мнения других. Они любят сплетни.

Я думаю, что мораль — это не врожденное качество. Нравственность зависит от воспитания человека и его общества. Сочинение по литературе на тему каковы нравстренные уроки. Сочинение на тему каковы нравственные уроки грибоедовской комедии — на странице представлены несколько вариантов сочинения на выбор. написать сочинение: ответ дан • проверенный экспертом. Написать сочинение: Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии «Горе от ума».

Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии? Этот представитель нового общества активно спорит с представителями старого поколения и на этом основывается практически все повествование. Сочинение на тему каковы нравственные уроки грибоедовской комедии. Посмотри, подойдет или нет: На уроках литературы я познакомился с комедией Александра. Сочинение на тему : «Уроки, которые Грибоедов дает в своей комедии – вне времени.

Они были актуальны два столетия назад, и актуальны сейчас. Сочинение на тему Нравственные уроки комедии «Горе от ума» Суть этого произведения написано в самом названии «Горе от ума». Этим Чатский выделялся из «глупого» общества. Каковы Нравственные уроки грибоедовской комедии? Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии «Горе от ума». Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!

Нравственные уроки грибоедовской комедии — сочинение На уроках литературы я познакомилась с произведением Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» и хочу поговорить о нравственности. Нравственность — это правила поведения личности, различающая добро и зло. Например, Чацкий — полковник. Очень любит шутить, говорить все прямо и уверенно, общительный и всегда старается вставить свое слово. Сочинение на тему какие нравственные уроки грибоедовской.

Неверным было бы считать, что все герои пьесы, кроме Чацкого, глупы. Скорее проблематика комедии «Горе от ума» такова, что на первый план в ней выходит не противопоставление ума и глупости, а сравнение разных типов ума. Вчитываясь в монологи Фамусова, наблюдая за интригами, которые аккуратно плетет Молчалин, вовсе нельзя сказать, что эти герои глупы. Сочинение на тему : «— Посмотри, подойдет или нет: На уроках литературы я познакомился с комедией Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума”. Сочинение на тему : «каковы нравственные уроки.» Чацкий-полковник был шутником, общительным, любил говорить всё прямо и уверенно, и требовал от этого каждого, был очень любознательным и всегда пытался везде вставить своё слово — от этого пошел слух, что он сумасшедший. Ответы : (каковы нравственные уроки грибоедовской комедии? «Горе от ума»). Где скачать сочинение на эту тему Комедия Грибоедова бессмертна. Говоря о комедии, современник Грибоедова Бестужев писал: «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее в числе первых творений народных». И он был прав.

Сегодня предлагаем вам краткое содержание «Горе от ума» по действиям.

Всемирную известность Александру Сергеевич Грибоедову принесла именно комедия в сатирической манере «Горе от ума», в которой очень показательно представлены нравы московского дворянства 19 века.

Основной конфликт в произведении разворачивается между Чацким, представляющим образ нового дворянства, и фамусовским обществом, ценящим не внутренний мир человека, а его материальное состояние и общественный статус.

Не обошел стороной автор и любовную трагедию, где Софья, Чацкий и Молчалин представляют любовный треугольник. Каждая сюжетная линия переплетается с другими и переходят одна из другой.

Краткое содержание «Горе от ума» по действиям позволяет более детально исследовать пьесу с ее проблемами и конфликтами.

Главные герои

  1. Павел Афанасьевич Фамусов — глава казенного дома, отец Софьи.  Самое главное, по его мнению, чтобы у человека был статус в обществе, и как окружающие о тебе отзываются. Фамусов опасается людей просвещенных и образованных.
  2. София — дочь Фамусова 17-и  лет. С младенчества отец заботился о ее воспитании, так как мать умерла. Это храбрая и умная девушка, способная противостоять обществу.
  3. Алексей Молчалин — секретарь Фамусова, проживающий в его доме. Это трусливый типаж, получивший от Фамусова асессорское звание. Воздыхает о Софье.
  4. Александр Чацкий до определенного возраста воспитывался вместе с Софьей и был влюблен в девушку. Последние три года болтался по миру. Очень красноречив и умен, всецело преданный делу, а не человеку.

Другие персонажи

  1. Лизанька – служанка в семействе Фамусовых, помогающая Софье скрывать тайные встречи с Молчалиным.
  2. Полковник Скалозуб – глупый, но очень денежный человек. Мечтает стать генералом. Именно его выбрали стать женихом Софьи.

История создания комедии

Цель автора при написании «Горе от ума», вероятно, была показать человеческие пороки путем обертывания их в сатирическую основу. Александр Сергеевич не пытался лишь изобразить характер личности, но показал то, как персонажи проявляют свои чувства, через ситуации, которые наполнены юмором.

Комедия Грибоедова переписывалась не однократно для более полного понимания и восприятия читателем человеческой сущности каждого из героев.

Пока пьесу не театрализовали в 1833 года, именно в такой форме она и предоставлялась на суд читающего.

Есть предположение, что Грибоедова на написание «Горе от ума» подтолкнул случай, произошедший лично с ним, когда в одном из светских салонов он столкнулся с публикой и понаблюдал за разными интересными сценами.

Вступая лично в разные беседы с окружающими в салоне, Грибоедов передал их суть через монологи Чацкого.

По другой гипотезе, идея комедии взята из истории Чаадаева, который был объявлен сумасшедшим. Есть и другие варианты о том, как автор наполнился идеями для данной пьесы. Но что бы мы не предполагали, ситуации из комедии можно встретить повсеместно в любом окружении.

Даже можно легко узнать себя в некоторых сценах. В этом вся суть комедии «Горе от ума».

Два ярких персонажа комедии Фамусов и Чацкий запоминаются читателю с первых своих реплик. Первый — истинный дворянин, все его дела вращаются вокруг мнения окружающих, заглушая свою точку зрения на любой факт.

Второй, Чацкий, наоборот, везде отстаивает свое мнение, не боясь выступить против нравов окружения. Плавный переход пьесы в реальность и наоборот — это и есть сильная сторона произведения Александра Сергеевича Грибоедова.

А теперь читаем краткое содержание «Горе от ума» по действиям.

Краткое содержание «Горе от ума» по действиям

Действие 1

Первый акт «Горе от ума» — сцена пробуждения фамусовской служанки Лизы. Девушка плохо спала из-за того, что была вынуждена следить, чтобы никто не заметил тайную встречу хозяйки Софьи с Молчалиным.

Молодые никак не могут расстаться, поэтому Лизе приходится завести часы. В это время объявляется Фамусов, отец Софьи, который немногозначительно проявляет к служанке интерес.

Но тут хозяйка зовет горничную, поэтому Фамусову приходится прекратить флирт и поскорее удалиться.

Лиза выговаривает, что Софья поступает опрометчиво и неосторожно. Софья прощается с Молчалиным, как в комнату входит Фамусов. Отец заинтересован, почему это его секретарь в такую рань находится у Софьи. Молчалин убеждает, что это получилось случайно, что он гулял мимо и решил заглянуть на минутку к Софье.

Фамусов ругает дочь за то, что она застигнута с молодым человеком.

Лиза советует Софье не допускать таких оплошностей более, чтобы не навлечь  пересудов в обществе. Но Софье это совершенно безразлично.

Лиза считает, что Софье и Молчалину вряд ли суждено быть вместе, так как Фамусов никогда не позволит дочери выйти замуж за бедного и незнатного мужчину.

Отец думает, что его дочери подходит в мужья лишь полковник Скалозуб, у которого и деньги, и чин. Но Софья спорит с отцом, говоря, что готова утопиться, чем стать женой глупого Скалозуба.

Лиза вспоминает, как когда-то Софья была привязана к Александру Андреевичу Чацкому, веселому и умному юноше. У молодых людей была нежная юношеская любовь.

Софья противится, что это не была любовь, ведь они просто вместе росли и дружили по-детски.

Тут слуга объявляет о приезде Чацкого.

Чацкий рад встрече с Софьей, но девушка не проявляет к нему теплоты, чем сильно удивляет гостя. Чацкий предается в воспоминания. Софья называет их совместное время препровождение детским ребячеством.

Тогда Чацкий интересуется, нет ли у Софьи возлюбленного, чем вгоняет девушку в сильное смущение.

Когда Чацкий беседует с Фамусовым, то начинает высказывать свое восхищение Софьей, что таких девушек нигде не встречал более. Фамусов боится, что Чацкий начнет свататься.

Чацкий уходит, но Фамусов мучается в догадках, к кому же из двух мужчин Софья больше благоволит.

Действие 2

Чацкий интересуется у Фамусова, как бы тот себя повел, если бы он начал сватать Софью. На что папаша отвечает, что сначала Чацкому надо было бы подумать о своем статусе в обществе, заслужить высокий чин, служа государству.

И тут знаменитая фраза Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

На это Фамусов обзывает Чацкого гордецом и рассказывает, как его дядя Максим Петрович служил при дворе и имел приличное состояние. И это благодаря его умению «подслужить» кому-надо.

Как-то на приеме у Екатерины II дядя упал, нечаянно оступившись, чем вызвал смех императрицы. Тогда, чтобы повеселить доставить удовольствие знатной особе, дядя дважды повторил свое падение, но уже намеренно.

После этого он стал почтеннейшим человеком при дворе. Фамусов считает важным, когда человек умеет добиться положения в свете, пусть даже таким вот путем.

Далее идет монолог Чацкого о «веке нынешнем» и «веке минувшем», обвиняя фамусовское поколение, которое судит о человеке лишь по деньгам и статусу в обществе. Чацкий даже называет то время веком «покорности и страха».

Для Чацкого немыслимо служение человеку, он готов служить только делу, и не быть шутом, даже в глазах имераторских особ.

Тут приезжает полковник Скалозуб, которого Фамусов чрезмерно рад видеть. Но он боится, что Чацкий начнет свои вольные высказывания.

Фамусов беседуют со Скалозубом о двюродном брате полковника, получившем высокий статус именно благодаря Скалозубу. Но перед самым получением чина он вдруг покидает назначение и отправляется в деревню, где начинает жить простой размеренной жизнью за книжками.

Такое поведение брата вызывает у Скалозуба злую насмешку и издевку, ведь в «фамусовском обществе» не подобает жить таким образом и так относиться к чинам.

Фамусов в восторге от Скалозуба, так как он смог очень быстро получить звание полковника и уже мечтает о чине генерала. И получить он его хочет именно благодаря связям, а не заслужить в честной службе.

Фамусов спрашивает Скалозуба, не планирует ли он жениться.

Тут к беседе подключается Чацкий, которого Фамусов осыпает осуждениями за свободомыслие и нежелание служить. Чацкий произносит речь о том, что не Фамусову его судить. А что касается всего общества, то Чацкий не находит в нем никого для образца поведения, о чем и говорит прямо.

Поколение, которому принадлежит Фамусов, не меняют свои суждения, которые давно устарели, не стремятся к свободе. Их нравы Чацкий никак не может принять и не собирается склонять перед ними голову.

Чацкий даже возмущен, что в обществе Фамусова презирают людей просвещенных и творческих, что ценят только чины и материальное состояние. Фамусовское общество тем и отличается, что безнравственность и тупость скрываются за обмундированием.

Торопно вбегает Софья с сообщением о падении Молчалина с лошади. Девушка тут же теряет сознание. Служанка Лиза помогает Софье прийти в чувства, а тем временем Чацкий видит в окно Молчалина, совершенно здорового, отмечая, что Софья сильно преувеличивает серьезность произошедшего.

Как только Софья приходит в себя, сразу интересуется о Молчалине. Чацкий холодно сообщает, что с ним ничего не случилось. Софья обвиняет Чацкого в таком равнодушном отношении к человеку, к котором девушка пылает страстными чувствами. И Чацкий сразу понимает, что Софья давно отдала свое сердце Молчалину.

Молчалин высказывается Софье, что она очень не осторожно волнуется за него, ведь другие могут догадаться о их чувствах. Но Софью это совершенно не тревожит, что подумают окружающие.

Однако Молчалина это беспокоит, ведь он труслив.

Лиза советует Софье пофлиртовать с Чацким, чтобы никто не понял, о ком печется девушка на самом деле. Будучи наедине Молчалин же начинает заигрывать с Лизой, предлагает подарки, говорит приятные слова.

Действие 3

Чацкий допытывается у Софьи, кто ей больше нравится: Молчалин или Скалозуб, но девушка увиливает от ответа. Чацкий признается в своих чувствах к ней, что он от нее «без ума».

В ходе беседы Чацкий узнает, что Софья расположена к Молчалину, так как он кроток и скромен, но свои истинные чувства не выдает.

В доме Фамусова вечером намечается бал, прислуга встречает гостей. Среди присутствующих много влиятельных людей Москвы: князь Тугоуховский с женой и шестью дочерьми, графини Хрюмины, бабушка и внучка, Загорецкий, картежник, мастер всем услужить, Хлёстова, тетка Софьи.

Молчалин в своем репертуаре. Он находит привлекательной гладкую шерстку на шлице Хлестовой и расхваливает ее, что есть мочи. Чацкий заметил это и начал подсмеиваться над Молчалиным, который ради расположения важной особы готов преклоняться даже перед шерсткой ее шлицы.

Софья в размышлениях о том, как же зол и горд Чацкий, о чем рассказывает затем некоему господину. Тут же по залу распространяется, что Чацкий сумасшедший, а при его появлении все начинают отодвигаться от него подальше.

Фамусов тоже отмечает, что человек-то не в себе.

Чацкий задыхается в среде таких людей, выражает недовольство Москвой. Его взбесила беседа с французом в соседней комнате, который перед приездом в России ужасался, что едет в страну варваров, а приехав встретил ласковых русских людей, говорящих с ним по-французски, учтивых и льстивых одновременно.

Чацкий осуждает России, упакованную всем иностранным, что все пытаются подражать французам и преклоняются перед Францией. Пока Чацкий выступал со своей речью, все покинули его по своим интересам: кто ушел в танцы, кто к карточной игре.

Действие 4

В четвертом действии описывается, как гости после окончания бала расходятся и разъезжаются по своим домам.

Чацкий велит лакею поскорее подать карету. Его мечты и надежды на сегодняшний день не оправдались. Его все посчитали сумасшедшим, и слухи об этом распустила именно Софья, а остальные подхватили и разнесли.

Как только появляется Софья, Чацкий укрывается за колонну, а затем становится свидетелем разговора Молчалина и Лизы. Становится ясно, что Молчалин вовсе не любит Софью и не желает стать ее мужем. На самом деле его сердце занято Лизой, о чем он прямо говорит девушке.

Софье он угождает лишь потому, что она дочь Фамусова, его непосредственного начальника. Внезапно появляется Софья и слышит эти слова.

Молчалин на коленях извиняется, но Софья толкает его и выгоняет, грозится рассказать отцу.

Тот входит Чацкий, Софья винит себя, что ради Молчалина предала их любовь. Ей и в голову не могло прийти, что Молчалин так подло ее обвел.

Вбегает Фамусов со слугами, в руках которых зажжены свечи. Он не ожидал, что дочь беседует с Чацким, хоть недавно сама же назвала его безумцем. Чацкий понял, что это она же и распространила слухи о его сумасшествии.

Фамусов в гневе на слуг, которые недосмотрели за дочерью. Лиза отправляется в курятник, теперь она будет ухаживать за птицами, а Софью отец пугает, что отправит к тетке в саратовскую деревню.

Последний монолог Чацкого о том, что его надежды рухнули, что он торопился к любимой, мечтал быть с ней, а она не призналась, что в их отношениях не было ничего серьезного, лишь детская влюбленность.

Чацкий же только воспоминаниями об этих чувствах жил целых три года. Но сейчас он даже рад, что между ними произошел разрыв, так как фамусовское общество ему постыло, и он планирует насовсем покинуть Москву.

Когда Чацкий уезжает, Фамусов переживает только о том, «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Заключение

Комедия «Горе от ума» показывает, что волновало общество в послевоенные годы 1812. Четко виден грядущий переворот в дворянской среде и светском обществе в целом.

Краткое содержание «Горе от ума» по действиям помогает увидеть широту проблемы общества того поколения, но не раскрывает богатство языковой выразительности, ведь в комедии много крылатых выражений, которые в ходу и в наше время.

Поэтому рекомендуется прочитать «Горе от ума» Грибоедова в полном объеме, чтобы насладиться тонкой авторской иронией и знаменитой легкостью слога этой пьесы.

0

Создан на

Сочинение по пьесе грибоедова горе от ума 9 класс по литературе

«Горе от ума» А.С. Грибоедов

Проверь себя, внимательно ли ты прочитал/а комедию Грибоедова «Горе от ума», выполни тест.

1 / 15

Что связывало Софью и Чацкого?

2 / 15

Кого из героев беспокоило после отъезда Чацкого «что станет говорить (о случившемся на вечере у Фамусова) княгиня Марья Алексевна»?

3 / 15

Какой основной конфликт пьесы Грибоедова «Горе от ума»?

4 / 15

Кто из героев пьесы по сюжету произведения оказался участниками «любовного треугольника»?

5 / 15

Почему Лиза была уверена, что у отношений Софьи и Молчалина нет будущего?

6 / 15

Кому из героев пьесы принадлежат слова: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?

7 / 15

В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?

8 / 15

Как Чацкий назвал «век минувший», в котором жило поколение Фамусова (поколение, судившее людей по деньгам и чинам)?

9 / 15

Какое умение Фамусов считал особенно важным для достижения высокого положения в обществе?

10 / 15

Кто из присутствовавших на вечере у Фамусова сказал, что Чацкий «не в своем уме»?

11 / 15

Зачем Лиза посоветовала Софье пококетничать с Чацким?

12 / 15

Почему Софья готова была утопиться, лишь бы не выходить замуж за Скалозуба?

13 / 15

Что, по мнению Чацкого, прикрывало отсутствие нравственности и ума в обществе Фамусова?

14 / 15

Что решил Чацкий, когда понял, что зря приехал к Софье, ведь для нее их детская влюбленность была только дружбой?

15 / 15

Почему Софья оттолкнула Молчалина и приказала ему покинуть дом Фамусова?

Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов. Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом- это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остер». Он искренний и горячий деятель. Чацкий рвется к «свободной жизни» и требует «службы делу, а не лицам».

Читать далее

После событий 14 декабря 1825 г., известных как восстание декабристов, А.С. Грибоедов был арестован по подозрению в участии. Хоты вскоре ему и удалось доказать свою непричастность к каким бы то ни было тайным обществам, сам факт ареста говорит о том, что ему было свойственно некоторое вольномыслие. Точно установить, принадлежал ли Грибоедов к ближайшему окружению восставших, не удалось и сейчас, но известно, что мысли его были схожи с декабристскими,

Читать далее

Недавно я случайно прочитал дневники некоторых декабристов. И первое, что меня удивило, почти полное сходство мыслей и мнений этих революционеров с высказываниями из “Горя от ума”. Сначала это показалось поразительным, но потом, вдумавшись, я понял, что тут вовсе не чудесное совпадение, а совершенно естественное явление. Разве одни декабристы выражали новые взгляды? Вовсе нет! Разве сам Александр Сергеевич Грибоедов не был образованнейшим и передовым человеком?

Читать далее

Если бы мне задали вопрос, чем мне понравилась комедия “Горе от ума”, я бы ответила так: “Интересный сюжет, яркие герои, неповторимые мысли и высказывания эмоционально воздействовали на меня”. Это произведение — одно из тех, которое, однажды прочитав, оставляешь в памяти на долгое время. Комедию “Горе от ума” нельзя представить без самого автора. Грибоедов и “Горе от ума” — это то, без чего не могло бы существовать поодиночке ни один, ни другое.

Читать далее

Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью, растерзанный фанатиками, оставив потомкам два замечательных вальса и комедию «Горе от ума».

«Горе от ума» — социально — политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года.

Читать далее

Александр Сергеевич Грибоедов назвал свою пьесу «Горе от ума» комедией. В произведениях этого жанра принято изображать и осмеивать отрицательные черты и поступки людей, общественные недостатки и пороки. Русская классическая комедия всегда ставила серьезные и насущные вопросы современной жизни. Такую задачу поставил перед собой еще до Грибоедова создатель первой русской реалистической комедии — «Недоросль» — Фонфизин, позднее — Гоголь в «Ревизоре».

Читать далее

Последовательно развивается социальная интрига. Она выдвигается на первый план в столкновениях Чацкого с Фамусовым, Скалозубом и Молчалиным. И противоположная сторона не скупится на оценки, она быстро узнает, каким врагом для нее является Чацкий. Каждое новое лицо становится во враждебную позицию к Чацкому, а в третьем действии враждебным выступает все общество, собравшееся на вечер у Фамусова. Злословят по адресу Чацкого не только те, которые имели прямые столкновения с ним,

Читать далее

«Горе от ума» — одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни, образец умения писателя в художественно совершенной форме откликнуться на актуальные явления современности. Проблемы, поставленные в «Горе от ума», продолжали волновать русскую общественную мысль и русскую литературу много лет спустя после появления пьесы.

Читать далее

Одним из действующих лиц комедии, вызывающих и по ceй день споры литераторов и критиков, безусловно, является Софья Павловна Фамусова. Девятнадцатый век, духом которого пронизаны все действия и явления комедии, разделил критиков на два лагеря. Наиболее непримиримые самым решительным образом осуждали героиню. В частности, весьма резко в отношении Софьи высказался А. С. Пушкин: «Софья очерчена не резко — то ли блудница, толп московская кузина».

Читать далее

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» является отражением острой политической борьбы, происходившей в начале XIX века между реакционерами-крепостниками и прогрессивным дворянством. Первые стремились во всем сохранить самодержавно-крепостни ческий строй и барский быт, видя в этом основу своего благополу чия. Вторые боролись с «веком минувшим» и противопоставляли ему «век нынешний». Столкновение «века минувшего» и «века нынешнего»,

Читать далее

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе на тему «А.С.Грибоедов. «Горе от ума»» (9 класс)

Александр Сергеевич Грибоедов (1795 – 1829)Презентация к уроку литературы в...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Александр Сергеевич Грибоедов (1795 – 1829)Презентация к уроку литературы в

    Описание слайда:

    Александр Сергеевич Грибоедов
    (1795 – 1829)
    Презентация к уроку литературы в 9 классе
    И.Крамской «Портрет А.С.Грибоедов» (1873)

  • 2 слайд

    Родители А.С.ГрибоедоваСергей Иванович Грибоедов (1761 – 1815)Анастасия Федор

    Описание слайда:

    Родители А.С.Грибоедова
    Сергей Иванович Грибоедов (1761 – 1815)
    Анастасия Федоровна Грибоедова (1768 – 1834)

  • 3 слайд

    Учеба, служба А.С.Грибоедова1802- 1805 гг. – учеба в Благородном пансионе при

    Описание слайда:

    Учеба, служба А.С.Грибоедова
    1802- 1805 гг. – учеба в Благородном пансионе при Московском университете;
    1806 – 1812 гг. – учеба в Московском университете (словесное и юридическое отделения философского факультета, естественно-математический факультет);
    1812 – 1816 гг. – служба

  • 4 слайд

    Литература и театр в жизни А.С.Грибоедова«На 15 году жизни Грибоедова обознач

    Описание слайда:

    Литература и театр в жизни А.С.Грибоедова
    «На 15 году жизни Грибоедова обозначилось уже, что решительное его призвание – поэзия».
    1814 г. – первый драматургический опыт – комедия «Молодые супруги»;
    29 сентября 1815 г. — премьера пьесы на сцене в Петербурге
    Литография П.Бореля по рисунку П.Каратыгина (1828)

  • 5 слайд

    «Дуэль четверых» (12 ноября 1817)А.С.ГрибоедовВ.В.ШереметевА.П.ЗавадовскийА.И

    Описание слайда:

    «Дуэль четверых» (12 ноября 1817)
    А.С.Грибоедов
    В.В.Шереметев
    А.П.Завадовский
    А.И.Якубович
    А.И.Истомина

  • 6 слайд

    Пьеса «Горе от ума» А.С.Грибоедова1820 г. – начало работы над пьесой «Горе от

    Описание слайда:

    Пьеса «Горе от ума» А.С.Грибоедова
    1820 г. – начало работы над пьесой «Горе от ума»;
    1823 г. – возвращение в Москву с 1 и 2 актами пьесы, появление 3 и 4 актов в имении С.Бегичева под Тулой;
    1824 г. – комедия завершена;
    1825 г. – публикация отрывков пьесы в альманахе «Русская Талия»;
    1831 г. – первая постановка на профессиональной сцене;
    1862 г. – первая полная публикация

  • 7 слайд

    А.С.Грибоедов и Н.А.Чавчавадзе22 августа 1828 г. – женитьба А.С.Грибоедова н

    Описание слайда:

    А.С.Грибоедов и Н.А.Чавчавадзе
    22 августа 1828 г. – женитьба А.С.Грибоедова на Н.А.Чавчавадзе.

    Н.А.Чавчавадзе (1812 – 1857)

  • 8 слайд

    Гибель А.С.Грибоедова30 января 1829 г. – разгром русского посольства в Тегера

    Описание слайда:

    Гибель А.С.Грибоедова
    30 января 1829 г. – разгром русского посольства в Тегеране. Убийство Грибоедова.

  • 9 слайд

    «Будущее достойно оценит сию комедию и поставит ее в число первых творений на

    Описание слайда:

    «Будущее достойно оценит сию комедию и поставит ее в число первых творений народных» (А.Бестужев)

    1820 – 1824 гг. – работа над пьесой «Горе от ума»;
    «Горе уму» – первоначальное название комедии.

  • 10 слайд

    Современники А.С.Грибоедова о пьесеПохвалы комедии: А.А.Бестужев, О.М.Сомов,

    Описание слайда:

    Современники А.С.Грибоедова о пьесе
    Похвалы комедии: А.А.Бестужев, О.М.Сомов, В.Ф.Одоевский, Н.А.Полевой;
    А.С.Пушкин: «Чацкий совсем не умный человек… Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и т.п.».
    П.А.Вяземский: «Посреди глупцов разного свойства Грибоедов показал одного человека, да и то бешеного», имея в виду главного героя.

  • 11 слайд

    Идея «Горя от ума»«…В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего челов

    Описание слайда:

    Идея «Горя от ума»
    «…В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек разумеется в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих». (Из письма А.С.Грибоедова к П.А.Катенину)

    П.Соколов «Чацкий» (1866)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.

Тема:
А. С. Грибоедов

Похожие материалы

  • Презентация по литературе 8 класс на тему «Петр Гринев:жизненный путь ,формирование его характера в романе «Капитанская дочка»

  • Презентация по литературе на тему «Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского» (9 класс)

  • Жизнь и творчество одного из русских поэтов романтиков

  • Презентация по литературе на тему «Золотой век русской литературы. Романтизм как литературное направление. В.А.Жуковский» (9 класс)

  • Презентация по литературе на тему «Сентиментализм как литературное течение» (9 класс)

  • Урок литературы по теме «Книга в жизни человека»

  • Презентация по литературе на тему «Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р.Державина» (9 класс)

  • Презентация по литературе на тему «Русская литература 18 века. Классицизм в литературе и искусстве» (9 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452631 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

  • Сочинение по пьесе ромео и джульетта
  • Сочинение по пьесе м горького на дне что значит сбиться с жизненного пути
  • Сочинение по пьесе на дне что может исказить жизненный путь человека
  • Сочинение по пьесе гроза островского на тему был ли иной путь у катерины
  • Сочинение по пьесе недоросль 7 класс проблема воспитания