Сочинение по оде державина фелица

Усиление в поэзии личностного начала, а в некоторых произведениях преимущественное к нему внимание было велением времени и логикой развития художественного

Усиление в поэзии личностного начала, а в некоторых произведениях преимущественное к нему внимание было велением времени и логикой развития художественного творчества. В стихах Державина с небывалой полнотой раскрывается противоречивый образ человека, живого, естественного, с его достоинствами и пороками, взлетами и падениями. Излюбленный поэтический прием поэта -противопоставление. Он выявляет диалектическую связь противоречий в их единстве. В оде «Бог» мы видим удивительную антитезу: Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю. Я царь — я раб — я червь — я Бог! Обновлению поэзии способствовал «забавный русский слого Державина. Соединяя слова «высокие» и «низкие», что было строжайше запрещено теорией «трех штилей», поэт добивался большей выразительности повествования. Закономерно обращение Державина и фольклору, к героям из народа. Он любуется русскими девушками, пляшущими «в лугу весной бычка»: «как, склонясь главами, ходят, башмачками в лад стучат, тихо руки, взор поводят и плечами говорят». Яркая гражданская направленность творчества поэта, его требование «змеей пред троном не сгибаться, стоять и правду говорить», его призыв к «всевышнему Богу» покарать лукавых земных царей за их мздоимство, злодейство, за их «неправду», что «зыблет небеса», получили высокое признание у прогрессивных писателей последующих поколений, в первую очередь у декабристов. Значительное расширение объекта поэзии требовало новых форм выражения. Непосредственное «разрушение» жанра торжественной оды Державин начал своей «Фелицей», соединив в ней похвалу с сатирой. Ода состоит из трех частей: вступления, основной части, заключения. Вступление, в свою очередь, подразделяется на две темы. Первая написана в одическом стиле, определяет сюжет, проблемы, образы стихотворения, его связь со «Сказкой о царевиче Хлоре». Во второй строфе появляются иронические и сатирические ноты: Мятясь житейской суетою, Сегодня властвую собою, А завтра прихотям я раб. Основная часть по тематике распадается на три» стихотворения, в которых каждый раз по-новому решается проблема Монарха и Поэта. Заключительная часть оды содержит две темы. С одной стороны, это тема Поэта и Творчества; с другой -«богоподобной» Фелицы. Связывают все части в единое целое мотивы «Сказки о царевиче Хлоре». В произведении содержится прямое сопоставление императрицы и ее окружения, предшествующих правителей, поэта-повествователя. Образ Екатерины II неоднозначен. Он раскрывается перед читателем в разных видах: человек — императрица — богиня. Русская ода, как правило, бессюжетное произведение. В основе ее лежит не рассказ о событии или человеке, а чувство, вызванное этим событием. Державин, нарушая сложившуюся традицию, создал целый ряд «сюжетных» од. Сказка Екатерины II стала не только образным, но и сюжетным источником для оды «Фелица». Как царевич Хлор искал розу без шипов, то есть добродетель, так и мурза-повествователь ищет свой идеал в жизни и находит его в лице русской императрицы. Ода «Фелица», бессюжетная в своей основе, содержит три направления тематической организации текста: рассказ о развлечениях Анны Иоанновны, описание дня жизни русской императрицы Екатерины II, сатирическое изображение занятий ее вельмож. Последнее богато бытовыми подробностями: после довольно позднего пробуждения сановник пьет кофе, только входивший тогда в моду, мечтает о славе и подвигах, курит трубку. Пиры, любовные утехи, охоты, скачки — вот чем наполнен его день. Вечером он гуляет по набережной Невы, слушает музыку. Дома ждет его семейный уют, трубка, вечернее чтение. Праздность, скука, однообразие серых дней. В изображении монархини Державин отступает от требований оды. Образ Екатерины II меняется в произведении в зависимости от задач автора: показать прогрессивного государственного деятеля или человека с многосторонними интересами, доброго, великодушного, простого. В первой части оды перед нами обычная земная женщина, скромная, со спокойным, ровным характером. Она любит ходить пешком, много читает, пишет. Журналы того времени, зафиксировавшие дела императрицы, воспоминания современников не противоречат ее описанию в державинской оде. Державина интересуют прежде всего нравственные достоинства государыни: … Кротости ходя стезею, Благотворящею душою Полезных дней проводишь ток. Екатерина противопоставлена своему покойному мужу, царю Петру III, погибшему в результате заговора с участием императрицы. Об этом в оде лишь тонкий намек — сравнение царственных особ. Петр III ненавидел Россию, боялся народа, презирал его обычаи. Он покровительствовал иностранцам, ввел французский этикет, заключил позорный мир с побежденной Пруссией. Екатерина II всегда думала о благе России; по происхождению немка, она писала свои литературные произведения и указы по-русски, ходила в русском сарафане. Современникам был понятен глубокий подтекст скрытого сравнения, хотя Петр III не назван по имени. Во второй части оды Екатерина II — выдающийся государственный деятель, прогрессивная правительница, философ. Она заботится о благе Отечества, принимает новый свод законов, разрешает издавать сатирические журналы, проводит административно-территориальное деление России, отказывается принять от сената и дворянства титулы «Великая», «Премудрая», «Мать Отечества». Просвещенную Екатерину II автор противопоставляет невежественной Анне Иоанновне: одну из них можно сравнить с Иваном Грозным и Петром I, другая известна как любовница конюшего Бирона. Но важнейший критерий оценки, по мнению поэта, — их нравственные качества и, в конечном счете, отношения между Монархом и Народом. В третьей части оды образ императрицы теряет связь с бытом, возвышается над проблемами личной жизни, обретает черты философа-гуманиста. Растет дистанция между Поэтом и Монархом, происходит обожествление героини: Фелицы слава — слава Бога, Который брани усмирил; Который сира и убога Покрыл, одел и накормил, Который оком лучезарным Шутам, трусам неблагодарным И праведным свой свет дарит; Равно всех смертных просвещает, Больных покоит, исцеляет, Добро лишь для добра творит. Русский одописец причислил Екатерину II к писателям-просветителям, чье творчество служит на благо Отечества. Поэт признает, что императрица «из своего пера блаженство смертным проливает». Державин первым в русской литературе остро поставил проблему Поэт и Власть. Он говорил о свободе творчества, о праве поэта вступать в спор с сильными мира сего, быть пророком в своем Отечестве. Того, кто сделал свое творчество источником обогащения и средством получения царских милостей, Державин считал недостойным звания поэта. В создании образа императрицы поэт использует различные приемы. Чаще всего это прямая авторская характеристика; Не слишком любишь маскарады, А в клоб не вступишь и ногой… Иногда используется косвенная характеристика — Державин ссылается на народную молву об императрице: Слух идет о твоих поступках, Что ты нимало не горда; Любезна и в делах и в шутках, Приятна в дружбе и тверда… Изображая Екатерину II, поэт использует богатый по звуковому содержанию стих: Подай, Фелица, наставленье: Как пышно и правдиво жить, Как укрощать страстей волненье И счастливым на свете быть. В русском стихе повторение звука «а» означает великолепие, широту, глубину, вышину. Частое употребление «е» и «и» указывает на нежность и ласку. Ода наполнена звуками музыки: слышны «звон арфы сладкогласной », песни «работных людей», звуки органа и волынки, мелодия рогового оркестра. Слышим мы и своеобразные ритмы города: стук колес «кареты английской», скрип ярмарочных качелей, плеск весел, смех гуляющих обывателей. В повествовании много слов, раскрывающих понятия «свет», «сияние», «блеск», «звезда»… Обожествляя героиню, поэт восклицает: Тебе единой лишь пристойно, Царевна! Свет из тьмы творить! Для ритмической организации текста автор часто использует анафору, то есть повторение слов в строке: Вещай, премудрая Фелица! Где отличен от честных плут? Где старость по миру не бродит? Заслуга хлеб себе находит? Где месть не гонит никого ? Где совесть с правдой обитают? Где добродетели сияют? Ода написана четырехстопным ямбом, что соответствует канонам классицизма. Чередуются мужские и женские рифмы в перекрестной, смежной и кольцевой рифмовке, как в одах Ломоносова. В первой части оды наблюдается смешение высокой и низкой лексики, используются просторечия и варваризмы, неточные рифмы. Во второй и третьей части язык «благороден,, много церковнославянизмов, риторических восклицаний и вопросов. Ода произвела сильное впечатление на современников Державина: «… у каждого читать по-русски умеющего очутилась она в руках». Ермил Костров отметил, что автор «обрел» в русской поэзии «путь непротоптанный и новый». В своей оде «Фелица» поэт показал мир многозвучный и многоцветный, в его вечном движении и изменениях, безгранично раздвинул рамки поэтического, создал реальную картину описываемого времени.

Название: Мастерство Гавриила Державина в создании образа Екатерины II в оде Фелица
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Добавлен 11:26:58 16 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 522
Комментариев: 8
Оценило: 1 человек
Средний балл: 5
Оценка: неизвестно   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Мастерство Гавриила Державина в создании образа Екатерины II в оде Фелица
Проектная Деятельность Практические Работы
Реферат На Тему Наполеон Бонапарт И Александр I
Химия Самостоятельные И Контрольные Работы
Реферат: Цели менеджмента в туриндустрии
Лучевая Визуализация Отека Легких Реферат
Реферат по теме Повышение надежности распределительных электрических сетей
Пивной Напиток Эсса Отзывы Ананас И Грейпфрут
Курсовая работа по теме Святіший патріарх Київський і всієї України Мстислав (Скрипник) – перший предстоятель Української Православної Церкви Київського Патріархату (1898-1993)
Курсовая работа: Разработка игровой программы «Морской бой». Скачать бесплатно и без регистрации
Гендерный Аспект Управления Реферат
Перспективы Исследования В Дипломной Работе Пример
Контрольная работа: Деловая карьера и ее развитие
Контрольная работа: Україна та інтеграційні процеси
Курсовая Работа На Тему Краткое Описание Устройства И Ремонта Коробки Передач Автомобиля Газ 3110
Реферат: Стимулирование сбыта канцелярских товаров
Дипломная работа по теме Разработка методологической схемы утилизации опасных биологических отходов на территории Удмуртской республики
Дипломная работа по теме Транспортный самолёт Ил-76
Нато И Ссср Диссертация
Темы Курсовых По Маркетингу
Реферат: Основные операции монтажа КТП
Лабораторная работа: Регулирование напряжения и исследование цепи переменного и трехфазного тока Испытание однофазного
Реферат: Об Общественной палате Российской Федерации
Реферат: Источники низкопотенциальной тепловой энергии

Урок
литературы в 9 классе на тему:

«Гражданином
быть обязан…» Г.Р. Державин – поэт-гражданин

                                                                   
…Он выше всех на свете благ

                                                                     
Общественное благо ставил

                                                              
       И в огненных своих стихах

                                                                     
Святую добродетель ставил…

Цели
урока:

1.     
Знакомство
с личностью поэта;

2.     
Раскрытие
понятия гражданственность через знакомство с высокой гражданской позицией
Державина;

3.     
Обучение
аналитическому чтению на примере стихотворения «Властителям и судьям»;

4.     
Воспитание
патриотичности; воспитание культуры речи.

Задачи:


дать представление о личности Державина,

 —
рассмотреть понятие гражданственность,

 —
познакомить учащихся с одой Державина «Властителям и судьям»,


продолжить обучение анализу стихотворения,

 —
воспитывать интерес к истории и культуре родной страны,

 —
развивать культуру речи.

Тип
урока:
комбинированный
(использованы элементы лекции, элементы работы в парах, элементы индивидуальной
работы).

Формы
работы:
слушание,
восприятие, поисковая деятельность.

Методы
работы:
частично-поисковый,
объяснительно-иллюстративный.

Оформление
урока:

-портреты
Державина, Екатерины 2, Павла 1, Александра 1;

-раздаточный
материал – карточки со стихотворением «Властителям и судьям»;

-веер;


музыка Бетховена.

Ход
урока:

1.     
Организационный
момент.

2.     
Словарно-орфографическая
работа.

Учитель: —
Запишем на доске слова, которые помогут вам самостоятельно определить тему сегодняшнего
урока.

(Выполнение
работы: 1 человек у доски, остальные в тетради).

Словарная работа: Екатерининское
время, якобинские стихи, гражданственность, классицизм, Гавриил Романович
Державин, новатор, патриотизм, ода «Властителям и судьям», воспитание
человека-гражданина.

Учитель:
Прочитайте
записанные слова и попробуйте определить тему сегодняшнего урока. Запишите
каждый своё определение темы в тетради. Давайте сравним ваши ответы. (Спрашивает
4 человека).

Учитель: 
Теперь
соединим наши ответы. Вы успешно справились с заданием, действительно, тема
нашего урока:  «Г.Р.Державин – поэт-гражданин». (Открывает доску, тема
записана на доске).

Слово учителя о Державине.

-Мы
отправляемся с вами в век 18-й. Но вы не просто перемещаетесь во времени, а
становитесь путешественниками-исследователями, записываете по мере моего
рассказа о личности Державина слова, показывающие активную гражданскую позицию
поэта.

Итак,
18 столетие. (Учитель берёт в руки веер, включает музыку). Это время
кажется нам тихой заводью, населённой щёголями в пудренных париках. Мушки,
фижмы, галантность, учтивые улыбки, скрытые чувства, фавориты и фаворитки.

На
самом деле, это век мудрый, любознательный, век побед русского оружия, век
становления самобытной культуры и государственности. Всё было заложено здесь.
Люди 18 века как бы растили и готовили людей 19-го века. (Выключает музыку).

В
18 веке создавалась новая светская литература. Время требовало дел. Каждый
человек обязан трудиться на пользу обществу и государству. Словесность может
быть полезна, если она прославляет успехи государства и разъясняет политику. На
первый план в литературе выдвигается задача воспитания человека-гражданина,
неравнодушного ко всему, что происходит в обществе, работающего для его блага. Русская
литература 18 века отличается высокой гражданственностью.

Центральной
поэтической фигурой этого времени является Г.Р.Державин.

Г.Р.
Державин происходил из захудалого дворянского рода, родители не могли дать ему
должного образования. 10 лет прослужил простым солдатом, жил в казармах, в 28
лет получил офицерский чин. Был человеком энергичным и решительным.

Державин
постоянно старался заявить о себе, но у него ничего не получалось. Выйдя в
отставку, он написал оду «Фелица», которая быстро разошлась в списках, попала в
руки царицы. Незадолго до этого Екатерина в одной нравоучительной сказке
собственного сочинения вывела под именем Фелицы саму себя. В оде Державин
искренне восхищается мудростью государыни. За оду «Фелица» императрица
наградила Державина золотой табакеркой.

Екатерина
желала, чтобы Державин стал её «карманным поэтом». Вначале она делает его
губернатором в Тамбове, а затем своим статс-секретарём. Императрица меньше
всего ожидала от Державина ревностной службы, но не таков был поэт. Очень скоро
Державин разочаровался в царице. Только издали её образ казался идеальным. На
самом деле при дворе процветало фаворитство, казнокрадство, взятничество, на
которые Екатерина закрывал глаза.

Державин
не умел льстить, подлаживаться к начальству. Обладал обострённым чувством
собственного достоинства, прямотой и решительностей. Эти качества мешали ему
делать карьеру. Истину Державин отстаивал неутомимо и бесстрашно в течение всей
жизни и в государственной деятельности, и в поэзии, не взирая на лица. За правду
он боролся с такой горячностью и энергией, что Екатерина боялась давать ему
аудиенцию наедине. Да ещё Державин вместо ожидаемых хвалебных стихов пишет оду
«Властителям и судьям». Императрице стало дурно, затем она пришла в бешенство.

Обратимся
в архив.  
(Ученик
с портретом Екатерины 2). – Императрица Екатерина 2: «Мало того, что Вы учите
меня полтора десятка лет царствовать, мало того, что вы перебранились со всеми
вельможами, так теперь ещё осмеливаетесь писать якобинские стихи? »

Этот
эпизод рассорил Державина с Екатериной. Судьба Державина была полна взлётов и
падений, неожиданных поворотов. Державин служил при 3-х монархах, занимал
высокие посты, был ярым защитником народа и блюстителем законов. Посему ни с
кем не мог ужиться. Родственники упрекали его за это. А Державин с гордостью
писал о себе: «Горяч и в правде чёрт».

Обратимся
в архив  (
Ученик
с портретом Павла 1). Новый император Павел  тоже не жаловал Державина.
Однажды Павел 1 был возмущён смелым ответом поэта: «Надо быть скромнее и
терпеливее, сударь, и не таким дерзким на словах».

Державин:
— Я себя переделать не могу.

Павел:
— Поди в Сенат и сиди у меня там смирно, а не то я тебя проучу.

(Ученик
с портретом Александра 1): — Взошедший на престол Александр 1 предъявил
Державину только одно обвинение: «Ты слишком ревностно служишь».

Державин
ответствовал: — А иначе служить не могу. Прощайте.

Так
после 40-летней службы на благо Отечества, не склонив гордой головы при 3-х
государях, ушёл в отставку министр юстиции Гавриил Романович Державин. Ушёл,
чтобы целиком посвятить себя литературному труду.

Державин-поэт
заслуживает глубокого внимания. Прежде всего Державин был поэтом, который
осознавал себя певцом российской государственности. Произведения Державина
создавались по законам классицизма, воспевали разум, призывали человека
подчинить свои страсти гражданскому долгу. Кроме того, стихи Державина были
новаторскими, в них поэт высказывает собственное мнение о проблемах, что по
канонам классицизма было недопустимо. Вот таким ярким, неординарным человеком
был Державин.

Проверка задания.


Какие  слова, характеризующие гражданскую позицию поэта, вы записали?

(Спрашивает
несколько человек.

 —
Совершенно верно, вы хорошо поработали. Теперь попробуйте в парах дать
определение слову гражданин. На обсуждение – 1 минута.

(Спрашивает
несколько человек).

 —
Предлагаю сравнить ваши варианты с определением из словаря Ожегова.

(Учитель
открывает доску, за которой написано определение:

Гражданин
лицо,
принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его
защитой и наделённое совокупностью политических и иных прав и обязанностей).

 —
По мнению Державина, гражданственность должна быть присуща каждому человеку, но
прежде всего человеку, стоящему у власти. В оде «Властителям и судьям» Державин
выступает со своеобразным кодексом чести и поведения властьимущего человека.

Чтение
стихотворения  подготовленным учеником
«Властителям и
судьям».

Анализ
оды.


Обратите внимание на сноски, объясняющие значение устаревших слов.

 —
Работая в парах, найдите ключевые слова, выражающие позицию автора, подчеркните
их.

Физкультминутка для глаз. (Учащимся
предлагается закрыть глаза и держать их закрытыми 3–4 секунды. Широко раскрыть
глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5–6 секунд).

Вопросы
к содержанию оды:

1.     
Почему
Екатерина назвала это стихотворение якобинским, то есть революционным?

2.     
В
чём видит поэт долг и призвание человека-гражданина?

3.     
Почему
это стихотворение, несмотря на то, что прошло 2 века со времени его создания,
остаётся актуальным?

4.     
Как
вы считаете, почему для общества важно, чтобы гражданственность была
неотъемлемой частью личности человека? Почему каждый человек «…гражданином быть
обязан»?

Подведение
итогов урока.

 —
Сегодня на уроке мы говорили о важности гражданской позиции человека,
познакомились с личностью поэта-гражданина Державина, служащей примером высокой
гражданственности. Проанализировали стихотворение Державина.

Спасибо
за интересную работу. Отметки…

Домашнее
задание:
в
небольшой письменной работе в 4-5 предложениях продолжите работу над проблемой гражданственности,
выскажите своё мнение по этому вопросу. Начните работу словами: «Я думаю, я
считаю…»

Всего
доброго.

Вопросы
и ответы к стихотворе­нию Г. Р. Державина «Властителям и судиям»


К кому обращается
Державин в стихотворении «Властителям и судиям»? Каков характер этого
обращения (обличение, наказ, прославление)?

Стихотворение
(переложение псалма 81) звучит как прямое гневное обращение к «земным
богам», т. е. царям, властителям. В противоположность сложившейся литературной
традиции восхваления в одах и других поэтических произведениях «земных
богов» Державин не только сводит их с пьедестала, но и судит их, напоминая
об обязанностях перед подданными. Стихотворение содержит и обличение, и наказ
(наставление).

Как понимает Державин назначение
правителей, «земных богов»?

Земные
правители должны, как утверждает Державин, строго следовать законам, не
допускать их нарушения («на лица сильных не взирать»), защищать
обездоленных и неимущих от несправедливости («о? сильных защищать
бессильных»), заботиться о материальных нуждах и соблюдении гражданских
прав, чтобы все были равны и едины перед законом.

Каков настоящий облик
«властителей и судий»? Соответствует ли он представлению поэта о
просвещенном государственном деятеле?

На
самом деле облик «властителей и судий» весьма далек от представлений
поэта-классициста о просвещенном государственном деятеле. При их
попустительстве творятся злодейства и несправедливости, процветает мздоимство
(взяточничество). «Земные боги» не хотят исполнять возложенные на них
всевышним Богом обязанности. Державин выдвигает очень меткую формулу,
раскрывающую основы деятельности такого монарха, его отношения к творимым
беззакониям: «Не внемлют! видят — и не знают! Покрыты мздою очеса».
Ничтожность царей, их человеческая слабость, склонность к соблазнам становятся
особенно ощутимы благодаря антитезам: идеальный государь — государь реальный,
царь — раб:

Цари!
Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, Но вы, как я подобно,
страстны И также смертны, как и я. И вы подобно так падете, Как с древ увядший
лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!

Надеется
ли поэт на исправление пороков власти?

Нет,
никаких надежд на исправление пороков власти Державин не питает. Именно поэтому
он обращается к Всевышнему быть «един царем земли» и покарать лукавых
властителей и судей.

Какие чувства испытывает автор,
каково его личное отношение к адресатам и какими словами оно выражено?

Негодование,
презрение, ирония по отношению к земным властителям. Даже выражение
«земные боги» воспринимается здесь как ирония. Злодейство, неправда,
покрыты мздою очеса, лукавые — лексика, характеризующая пороки власть имущих.
Вместе с тем мы слышим в стихотворении глубокую скорбь о судьбах обездоленных,
которых надо защищать, «исторгнуть бедных из оков». Бедные, сироты,
вдовы — объект сочувствия автора. Он называет их правыми и обращается к Богу:
«Боже правых», на которого с молением и надеждой уповают нуждающиеся
в защите. Переложение псалма завершается энергичным призывом-мольбой покарать
злодеев и стать единым царем земли.

Каким стилем написано стихотворение
«Властителям и судьям»?

Стихотворение
написано высоким стилем, который избирается автором не для восхваления
царствующих особ, а для обличения и показа высокого назначения земной власти.
Архаичная лексика (восстал, всевышний, сонм, взирать, покров, исторгнуть,
очеса, зыблет, внемли) придает торжественность выражению мыслей и чувств
Державина.

Сопоставьте это стихотворение с одой
Ломоносова. В чем, по-вашему, сходство и различие этих двух произведений?

Сходство
в понимании назначения высшей власти: забота о подданных, соблюдение закона,
защита от несправедливости; и оды Ломоносова, и стихотворение Державина полны
поучений монархам. Различие состоит в том, что Ломоносов отождествляет по
законам одического жанра прогрессивные государственные идеи с намерениями
царствующей императрицы, ее деятельностью. Быть может, это в какой-то мере
пожелание, изображение должного, идеального. Но в одах Ломоносова мы не найдем
державинские обличения власти.


Ода «Фелица»: восприятие, толкование, оценка

В 1782 г. Державин пишет оду «Фелица», посвященную Екатерине II. Ода была напечатана в журнале «Собеседник любителей российского слова» и сразу же привлекла внимание современников своей необычностью.

Первоначальное название ее — «Ода к премудрой киргизкайсацкой царевне Фелипе, писанная татарским мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге. Переведена с арабского языка 1782 года».

В этом стихотворении Державин использует «Сказку о царевиче Хлоре», сочиненную Екатериной II для своего внука Александра. Сюжет сказки был поучителен.

Киргизский хан похищает русского царевича Хлора и дает ему задание — найти «розу без шипов» (символ добродетели). Царевичу вызвалась помочь Фелица (лат. felicitas — счастье), дочь хана. Она дает ему в провожатые своего сына Рассудка. И герой отправляется на выполнение трудного задания. По дороге его приглашает к себе мурза Леньтяг, который соблазняет царевича отдыхом, развлечениями, угощением и пытается отговорить его от трудного дела.

Однако Рассудок помогает ему выстоять перед соблазнами. Они вновь отправляются в путь. По дороге старик со старухой дарят им два посоха. Один зовется Честностью, а второй — Правдой. С их помощью и с помощью Рассудка царевич все-таки находит розу без шипов на вершине высокой горы. И соответственно, навсегда обретает добродетель. И благополучно возвращается домой.

Екатерина предстает в оде Державина в образе Фелицы. Однако само изображение героини далеко от одических традиций. «Взамен торжественно-тяжелого, давно заштамповавшегося в руках «подносителей похвальных од» образа «земной богини» поэт с воодушевлением и небывалым дотоле поэтическим мастерством изобразил Екатерину в лице деятельной, умной и простой «киргизкайсацкой царевны, не подражающей своим ленивым и изнеженным мурзам»:

Мурзам твоим не подражая.

Почасту ходишь ты пешком,

И пища самая простая

Бывает за твоим столом;

Не дорожа твоим покоем,

Читаешь, пишешь пред налоем

И всем из твоего пера

Блаженство смертным проливаешь;

Подобно в карты не играешь.

Как я, от утра до утра.

Фелица изображена нарочито сниженно, обытовленно, образ ее становится ярким, индивидуализированным, жизненно правдивым. И уже в этой строфе присутствует антитеза. Образ умной, добродетельной царевны противопоставлен образу порочного мурзы, который ходит в клуб, играет в карты, ведет неправедную жизнь.

Хвалебная ода становится политической сатирой-памфлетом. Исследователи отмечали, что в образе мурзы современники узнавали фаворитов императрицы: и Потемкина, и Орлова, и Нарышкина, и князя Вяземского.

Так ода сливается у Державина с жанром сатиры. Однако образ мурзы в стихотворении двойствен. Порой он подразумевает типичного светского вельможу, порой сливается с образом самого автора. Так, путь поэта — это путь ошибок, порой путь мучительных заблуждений:

Нашел, — но льзя ль не заблуждаться

Нам, слабым смертным, в сем пути,

Где сам рассудок спотыкаться

И должен вслед страстям идти;

Где нам ученые невежды,

Как мгла у путников, тмят вежды?

Везде соблазн и лесть живет,

Пашей всех роскошь угнетает. —

Где ж добродетель обитает?

Где роза без шипов растет?

И опять здесь можно говорить о новаторстве Державина.

Образ автора у него становится не условным лицом, а подлинной, живой личностью, со своим характером, привычками, со своими чувствами, сомнениями.

И лишь Фелица у Державина этих сомнений лишена. Она добра, великодушна, мудра, «не горда», милосердна, «Любезна и в делах и в шутках, Приятна в дружбе и тверда».

Она покровительствует музам, науке и просвещенью. Здесь поэт явно идеализирует образ императрицы, но при этом тон его остается искренним и правдивым:

Тебе единой лишь пристойно.

Царевна! свет из тьмы творить;

Деля Хаос на сферы стройно,

Союзом целость их крепить;

Из разногласия согласье

И из страстей свирепых счастье

Ты можешь только созидать.

Так кормщик, через понт плывущий.

Ловя под парус ветр ревущий,

Умеет судном управлять.

Заканчивается стихотворение прославлением великих дел императрицы и пожеланием ей земных благ.

Стихотворение насыщено метафорами («Где добродетель обитает, — Она мой дух и ум пленяет, Подай найти ее совет», «Как укрощать страстей волненье…», «А завтра прихотям я раб», «Блаженство смертным проливаешь», «Путь добродетели прямой…»).

Поэт использует в оде разнообразную лексику. Так, мы находим разговорные выражения, просторечие: «проспавши до полудни», «к портному по кафтан», «имея шапку набекрене», «кулачные бойцы», «сидя дома, я прокажу, играя в дураки с женой», «качели», «шинок», «голубятня», «жмурки», «свайка», «лентяй», «брюзга».

Воспевание мудрой правительницы составляет одну из центральных тем поэзии Державина, поэтому современники прозвали его «певцом Фелицы». За первой одой последовали стихотворения «Благодарность Фелице», «Изображение Фелицы», ода «Видение мурзы».

Из данных событий мы видим, что Русь не обделена героями, так называемыми богатырями. Но эти богатыри движимы лишь их желанием поскорее обрести славу и уважение, нежели заботой о своей родине, что мы и видим из поступка Игоря. После его нападения половецкое войско начинает наступление на Русь. После чего Русь ещё долгое время страдает от их варварства.
Из произошедших событий можно сделать вывод, что люди, проживающие на Руси на тот момент, хоть и не обделены смелостью и отвагой, но они одержимы желанием как можно быстрее заполучить известность и славу. И в этом нет ничего плохого. У людей того времени была верная цель, но не верные средства её достижения. Произведение в первую очередь учит нас быть внимательным к ошибкам прошлых лет, и стараться не повторять их, и также учит нас быть более патриотичными, уважать свою родину хотя бы за то, что на ней жили люди,  которые постоянно сражались за неё, за её независимость и авторитарность. Я считаю, что именно этому учит нас произведение, и что именно для этого был так детально описан русский быт и его окружение.

Сочинение на тему Образ Русской земли в Слове о полку Игореве

Величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывает о знаменательном событии в летописании государства Российского – военном походе двенадцатого века князе Игоре. Поэтому это произведение занимает одну из лидирующих позиций в описании Родной Земли.
Основная тема текста – любовь к родимой сторонушке. Эта проблема красной нитью проходит через весь текст. Например, строки, описывающие поле, которое пусто и никто  его не обрабатывает.
Автор сравнивает пашню с погостом, где вместо жита только вороны. Именно в этом эпизоде видны читателю эмоции автора по этому поводу.
По этой причине земля Русская выходит в первый ряд среди прочих персонажей текста древнерусского.
Вышеназванный персонаж позволяет читателю прочувствовать эмоции, которые переживает Ярославна. Он сопереживает  горю тех, кто потерял на поле боя друзей, близких….
Автор Древней Руси мучительно и тревожно показывает ночь перед боем. Читая слова, мы представляем себе как непросто русичам….
Автор относится к Русской земле, как к живому существу. Он любит ее, жалеет ее; он – истинный патриот.
Поэтому текст «Слова…» поистине народен и пронизан любовью  к Родине.
Природные стихии для древнерусского автора – это неотъемлемая часть Родины. Грозовые тучи, алые зори, молнии – все это канва, которая обрамляет основной сюжет текста. Причем автор так мастерски рисует пейзажи, что у читателя возникает ощущения величия всей Родной земли.
Особенно тесно пейзажная канва сплетается с основным повествовательным полем в эпизоде, который еще со школьной скамьи известен нам как знаменитый плач лады Игоря – Ярославны.
Ярославна-лада плачет, причитает в Путивле на стене, которой обнесен град. Она бессильна против расстояния между ней и супругом. По этой причине Ярославна сначала обращается к ветреной стихии, чтобы она способствовала битве на стороне русичей, потом к Днепру, а затем и к солнышку, чтобы оно не так сильно палило лучами на ее любимого ладу и его воинов.
Если анализировать канву пейзажа далее, то видим, что она оплетает и людей, о которых идет речь в данном письменном памятнике.
Природа – это один из персонажей. Она, как и другие герои, радуется и печалится вместе с русичами.
Причем образ Русской земли раскрывается как бы в перспективе. С ней связываются сказочные мотивы. По этой причине реки оживают, разговаривают. Звери и птицы тоже наделены человеческим разумом и речью.
Перспектива сливается с русскими просторами. Это, например, сцена охоты соколиной, сцены, связанные с перелетом стай птиц. Причем породы птиц символичны: лебеди, кукушки, вороны….
Мастерство древнерусского автора в том, что он объединяет все живое на матушке-земле в единый целостный образ. Этот образ и является призывом к объединению русских княжеств. Именно по этой причине читатель испытывает сопереживание к родимой сторонушке, любуется природными красотами матушки-земли, гордится ее историей и традициями, осознает ее мощь и величие.
Идея объединения русских земель красной нитью проходит через все «Слово…». Она еще раз доказывает, что любое дело надо делать сообща, а уж тем более военный поход. Именно поэтому князь Игорь поражен – именно по причине собственного эгоизма и одиночества.
Шедевр древнерусского словесного творчества пронизан многими непередаваемыми чувствами по отношению к Родине. Сегодняшний читатель тоже испытывает эти возвышенные чувства и эмоции.

«Слово о полку Игореве» было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. «Слово о полку Игореве» проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли.
Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни только вороны, воспринимаются как своеобразный плач автора о русском народе. Необыкновенная чуткость автора, его большое сердце не могли не привлечь его внимания к народному горю. Его чувства целиком подчинены всепроникающей любви к родной ему Русской земле. Именно она и является главным героем произведения. И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно любовь к родине стала его истинным вдохновителем.
Любовь к родине раскрыла автору скорбные переживания Ярославны, наполнила его сердце горем о погибших русских воинах. Любовь к Родине помогла автору проникнуть в думы воинов, переступить границу Русской земли. Любовь к Родине помогла ему ощутить тревогу мучительно долгой ночи накануне сражения.
В основе гениальной наблюдательности автора «Слова», в основе силы его человеческих чувств лежит его любовь к родной страдающей земле. Любовь к Родине водила его пером и определяла глубокую народность и патриотизм «Слова о полку Игореве».
Русская земля неразрывно связана для автора с русской природой. Ветер, солнце, грозовые тучи, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют тот необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова», передают ощущение широких просторов родины. Пределы пейзажа как бы раздвинуты и позволяют увидеть не участок природы, в целую страну.
Этот широкий пейзаж особенно четко выступает в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, способному пробить каменные горы, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов.
При этом русская природа не выключена из событий истории. Пейзаж «Слова о полку Игореве» тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседы и Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы. Ощущение простора, присутствующее в «Слове», усиливается многообразными образами соколиной охоты, участием в действии птиц, совершающих большие перелеты (гусей, гоголей, ворон, кукушек, лебедей).

«Слово о полку Игореве» проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли.
Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни только вороны, воспринимаются как своеобразный плач автора о русском народе. Необыкновенная чуткость автора, его большое сердце не могли не привлечь его внимания к народному горю. Его чувства целиком подчинены всепроникающей любви к родной ему Русской земле. Именно она и является главным героем произведения. И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно любовь к родине стала его истинным вдохновителем.
Любовь к родине раскрыла автору скорбные переживания Ярославны, наполнила его сердце горем о погибших русских воинах. Любовь к Родине помогла автору проникнуть в думы воинов, переступить границу Русской земли. Любовь к Родине помогла ему ощутить тревогу мучительно долгой ночи накануне сражения.
В основе гениальной наблюдательности автора «Слова», в основе силы его человеческих чувств лежит его любовь к родной страдающей земле. Любовь к Родине водила его пером и определяла глубокую народность и патриотизм «Слова о полку Игореве».
Русская земля неразрывно связана для автора с русской природой. Ветер, солнце, грозовые тучи, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют тот необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова», передают ощущение широких просторов родины. Пределы пейзажа как бы раздвинуты и позволяют увидеть не участок природы, в целую страну.
Этот широкий пейзаж особенно четко выступает в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, способному пробить каменные горы, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов.
При этом русская природа не выключена из событий истории. Пейзаж «Слова о полку Игореве» тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседы и Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы. Ощущение простора, присутствующее в «Слове», усиливается многообразными образами соколиной охоты, участием в действии птиц, совершающих большие перелеты (гусей, гоголей, ворон, кукушек, лебедей).
Это объединение всей Русской земли в единый конкретный, живой и волнующий образ является одним из самых существенных элементов призыва автора к единению. Призыв к единению естественно вытекает из этого центрального образа «Слова» – образа единой, прекрасной и страдающей Родины. Этот образ вызывает сочувствие к Русской земле, возбуждает любовь к ее природе, гордость ее историческим прошлым и сознание заложенных в ней непреоборимых сил.
Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает собою все «Слово» от начала и до конца. Необходимость этого единения автор доказывает на примере неудачного похода князя Игоря. Игорь терпит поражение именно потому, что идет в поход один.
Призывом к единению служит и центральный образ «Слова» – образ Русской земли. Одно перечисление упоминаемых в «Слове» русских городов составляет довольно точное представление об обширных пределах Русской земли: Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород Великий, Тмутаракань, Курск, Путивль и другие города.
«Слово о полку Игореве» полно сильных и волнующих чувств по отношению к Русской земле. Произведение полно истинного патриотизма и чувства сострадания к несчастной, растерзанной междоусобицами Родине. Высокие чувства автора к родной стране передаются и современному читателю, открывшему для себя это великое произведение.
2. Князь Игорь – герой «Слова о полку Игореве»
Автор «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь по?прежнему носил звание «великого князя». Но страна разделялась на мелкие княжества. Это сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80?х гг. XII в. князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в1185 г. князь Игорь Новгород?Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю. Этому и посвящено «Слово о полку Игореве», являющееся одним из самых значительных произведений своего времени.
В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород?Северского в поход против половцев. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование и все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей решении.
В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй?Тур Всеволод. С объединенными силами своего войска и Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, «к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе», идут дальше, на битву с половцами.
В первый раз русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают там новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящими их силой.
Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку: «Ночь прошла, и кровяные зори возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря на четыре княжеских шатра».
Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород?Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в «Слове о полку Игореве» описаны печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом (отцом Игоря и Всеволода) они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по Русской земле: «…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть».
В «Слове» автор показывает князя Игоря как славного и храброго воина, которым, безусловно, двигали самые благие цели: он хотел освободить Русскую землю от половецких захватчиков. Но вместе с тем автор отмечает безрассудство Игоря, который идет в поход, несмотря на то что тот с самого начала обречен на провал. Единственной движущей силой является при этом стремление к личной славе. Желание личной славы «заступает ему затмение». Ничто не останавливает Игоря на его роковом пути. За это безрассудство и осуждает автор князя.
На примере похода Игоря, его неудач и последствий этого похода автор показывает, к чему может привести отсутствие единения на Руси. Ведь Игорь действовал, как действовали в то время многие князья, заботясь больше о личной славе, чем о судьбе Русской земли. Но Игорь также изображен как смелый и храбрый князь, который является истинным сыном своей земли.
Литература XVIII в.
3. Анализ оды М. В. Ломоносова «На день восшествия Елизаветы Петровны»
М. В. Ломоносов – великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова – не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчестве Ломоносова.
Одним из наиболее известных произведений Ломоносова стала ода «На день восшествия Елизаветы Петровны». Ломоносов начинает ее с прославления мира:
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Благословенный край рисует нам автор, и эта благодать была принесена в Россию царствованием Елизаветы Петровны. Ведь с Елизаветой войны, которые вела Россия прежде, прекратились.
Когда на трон она вступила,
Как Высший подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец.
Славные дела Елизаветы, наводят автора на мысль о другом великом правителе – Петре I. Ломоносов восхищается этим великим человеком столько сделавшим для России:
Послал в Россию человека,
Каков не слыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчану,
Россию, варварству попрану,
С собой возвысил до небес.
Описывая Петра I, Ломоносов прибегает к античной мифологии. Образы Марса и Нептуна используются им для обозначения войны и моря, что придает еще больше торжественности оде.
Ода «На день восшествия Елизаветы Петровны» не только похвала императрице, но и наставление ей. Россия, которую хочет видеть Ломоносов, – великая страна, она могущественна, мудра и пребывает в мире, но главное – такое будущее возможно, если Россия будет пресвященной державой, существование которой невозможно без просвещенного монарха. В отступлении к эпохе Петра I Ломоносов словно говорит Елизавете, что она должна взять пример со своего отца и продолжить его великие дела, в частности способствовать развитию науки, как это делал ее отец:
…Божественны науки
Чрез горы, реки и моря,
В Россию простирали руки…
Автор говорит в оде о красоте и величии своей родины, недра которой хранят неисчерпаемые богатства:
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветет.
Такая огромная страна, просторы которой простираются от западных равнин, через Урал и Сибирь на Дальний Восток, нуждается в образованных людях. Ведь только люди, знающие люди смогут раскрыть все природные богатства России:
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих!
Дерзайте, ныне ободрены,
Реченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
В этих строках поэт также обращает внимание читателей на то, что русская земля способна дать умы, равные тем, «каких зовет от стран чужих!». Он дает понять, что Россия богата не только природными ресурсами, но и способными людьми. Людьми, которые могут не только впитать науку, но и посеять свои плоды. Естественным продолжением оды становятся строки:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде, –
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и на едине,
В покое сладки и в труде.
Читая эти строки, нельзя не согласиться с автором. Человек, не имеющий знаний, не только неинтересен и скучен сам по себе, он еще ведет такую же жизнь. Не имея знаний, человек не способен развиваться духовно, поэтому, воспевая науку, автор воспевает и человеческую душу. Прославление человека, его души и гения есть основная мысль оды, она является связующей нитью. Наука и знание связывают не только поколения, но и народы. Знание есть основополагающий принцип всего.
Ода Ломоносова есть нечто большее, чем просто литературное произведение – это послание. Послание не только императрице и современникам, но и потомкам. Прекрасный пример того, что потомки следовали его заветам, – государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.
4. Восприятие, истолкование и оценка оды Г. Р. Державина «Фелица»
Порой возмужания державинского таланта следует считать конец 1770?х гг., когда в столичной печати появились первые оды, отмеченные зрелостью мастерства, глубиною мысли и чувства. Заслуженную оценку они получили не сразу. В1783 г. ода «Фелица» была напечатана в основанном княгиней Дашковой журнале. Ода получила Высочайшее одобрение, и перед Державиным открылась дорога литературной и политической деятельности во имя интересов дворянской империи. Гаврила Романович не предполагал, что одна из его од, написанных в простой и непринужденной манере, привлечет всеобщее внимание к ее автору. В оде «Фелица» мы видим идеал просвещенной правительницы, матери народа, которую он хотел бы видеть в лице императрицы. Успех оды был делом случая. Близкие друзья Державина выпросили у поэта рукопись, сняли несколько копий и распространили в читающем обществе. «У каждого, умеющего читать по?русски, очутилась она в руках». Людям неглупым, открытым ода нравилась. Автор пишет от первого лица:
А я, проспавшись до полудни,
Курю табак и кофе пью;
Преобращая в праздник будни,
Кружу в химерах мысль мою…
Но именно в такой манере письма он описывает современное общество, его недостатки. Его ода была оценена вельможами как «крамола», в ней узнавали они сами себя. Помимо высоких поэтических достоинств оды, здесь не последнюю роль сыграл и тот факт, что Державин в полушутливой форме высказал целый ряд злободневных упреков высшей знати и одновременно поставил несколько серьезных вопросов перед самой императрицей, и главный среди них: «Но где твой трон сияет в мире?» В оде «Фелица» ярко показаны пороки вельмож, приближенных к Екатерине:
Не ходим света мы путями,
Бежим разврата за мечтами.
Между лентяем и брюзгой,
Между тщеславья и пророком
Нашел кто разве ненароком
Путь добродетели прямой.
Царский двор пытается «приручить» Державина, но потом выясняется, что не ради щедрот и не ради бриллиантовой табакерки с червонцами посвятил он Екатерине «Фелицу». Он воевал с нею за «сирот и вдов». Под его пером фантастическая «царевна киргиз?кайсацкия орды» превратилась в идеал просвещенной правительницы, матери народа, которую он хотел бы видеть в лице императрицы. Он пишет:
Едина ты лишь не обидишь,
Не оскорбляешь никого,
Дурачествы сквозь пальцы видишь,
Лишь зла не терпишь одного;
Проступки снисхожденьем правишь,
Как волк овец, людей не давишь,
Ты знаешь прямо цену их.
Он спрашивает у нее совета:
Подай, Фелица, наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
В оде «Фелица» впервые проявилось отличительное свойство Державина?поэта – умение «истину царям с улыбкой говорить». В основе державинской принципиальности и гражданственности лежали не какое?нибудь философское учение, не продуманная в деталях политическая платформа, а элементарное, доступное каждому следование очевидным нравственным началам, заложенным в людях от природы, но в подавляющем большинстве случаев попираемых самими же людьми.
5. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям»
Ода Державина «Властителям и судиям» представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин. Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствует вопиющая несправедливость. По характеру своему он был «горяч и в правде черт»; его возмущало злоупотребление властью, неправосудие. Державин, как и многие образованные люди того времени, наивно полагал, что строгое соблюдение законов, установленных в самодержавно?крепостническом государстве, может принести мир и покой стране, охваченной народными волнениями. В оде «Властителям и судиям» Державин гневно порицает властителей именно за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном гражданском долге перед государством и обществом:
…Ваш долг – спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Но, по словам поэта, «властители и судии»:
Не внемлют! – видят и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
В оде содержится прозрачный намек на то, что «злодействы» не пресекаются всесильным монархом:
Цари! Я мнил: вы боги властны,
Никто над вами не судья;
Но вы, как я, подобно страстны
И так же смертны, как и я.
Гражданский пафос оды встревожил Екатерину II, которая отметила, что стихотворение Державина «содержит в себе вредные якобинские замыслы». Державин вспоминал: «В1779 г. был перестроен Сенат, а особливо зала общего собрания, украшенная лепными барельефами. Между прочими фигурами была изображена скульптором Рашетом Истина нагая, и стоял тот барельеф к лицу сенаторов, присутствующих за столом; когда изготовлена была та зала, и генерал?прокурор, князь Вяземский осматривал оную, то, увидев обнаженную Истину, сказал экзекутору: „Вели ее, брат, несколько прикрыть“. И подлинно, с тех пор стали от часу более прикрывать правду в правительстве». Обличительная ода «Властителям и судиям» стоит у истоков гражданской поэзии, развитой позднее поэтами?декабристами, Пушкиным, Лермонтовым. Недаром декабрист В. К. Кюхельбекер писал, что Державин «был в своей стране Органом истины свободной порочным властителям и судиям» Державин противопоставил людей чести и подвига. В одной из державинских од мы читаем проникновенные строки:
А слава тех не умирает,
Кто за Отечество умрет:
Она так вечно и сияет,
Как в море ночью лунный свет.
По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Державин подчеркивает национальный характер своего творчества. На этот существенный признак державинской поэзии спустя полвека указывал В. Г. Белинский: «…мы имеем в Державине великого, гениального русского поэта, который был верным эхом жизни русского народа, верным отголоском века Екатерины II». Державин свел поэзию с заоблачных высот, приблизил ее к жизни. Его произведения насыщены множеством реальных примет времени, конкретными подробностями, в которых запечатлелись быт и нравы современной ему эпохи. Державин выражал интересы государства, родины; цари и царедворцы слышали от него порою очень горькую правду. Убедительный пример тому – ода «Властителям и судиям».

Родная природа в «Слове…»

«Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы, открывающий перед читателями мир культуры, истории Древней Руси, традиции и события того времени.
В каждой строке этого незабвенного произведения мы чувствуем любовь к Русской земле. Мы не знаем, кто был автором древней поэмы, но отчетливо видим его преданность родине, его любование русской природой.
Мир природы в «Слове…» вторит потребностям и желаниям человека. Природа олицетворяется автором, становится внутренним голосом автора, убегающего от бед и призывающего к единству.

Главный герой «Слова…»

Перед читателями раскрывается образ русской земли во всей ее красе. Главным действующим лицом поэмы выступает не отдельно взяты человек, а именно родина, со всеми ее необъятными просторами, с ее многострадальным народом.
В представлении автора русская земля – центральный образ, главный организм, живущий по своим законам. Автор вводит в произведение огромные пространства: моря, реки, большие города – вся страна перед глазами читателя.

Величайшая ценность земли русской

Родные просторы рек и озер, городов и их жителей противопоставляются в повествовании земле половецкой, ее горам и топям, болотам и грязи.
Русская земля в представлении автора – это, несомненно, не только почва, не только реки, леса, города, но и народ, который ее населяет. Автор повествует о прерванной из-за войны с половцами работе простых крестьян, о судьбе русских женщин, ждущих мужей с поля боя, оплакивающих погибших близких, об общем горе русского народа, скорбящего после разгрома войска князя Игоря.

История в «Слове о полку Игореве»

Для автора «Слова…» большое значение имеет история Русской земли. Давая описание похода Игоря, автор обращается к событиям прошлых лет. Он вспоминает события за последние полтора века, его рассказ постоянно обращается от современности к прошлому и наоборот, так автор сопоставляет происходящие события, приводя в пример славное прошлое родины.
Под пером автора «Слова…» русская земля словно оживает. В поэме предстает вся Русь – ее народ, ее просторы, ее история. Образ страдающей Родины помогает автору вызвать сочувствие у читателя, заставить его ощутить ненависть к ее недругам, призвать его к защите земли русской.

Заключение

Главная тема «Слова о полку Игореве» — любовь к Родине. Автор призывает людей русских, в особенности князей, к объединению во благо земли Русской. Тема патриотизма сделала произведение бессмертным. В нашей современности национальные и социальные конфликты тоже имеют место быть. Я думаю, что «Слово…» это своеобразное завещание давно живущего поколения поколениям будущим. «Золотое слово» Святослава никогда не утратит уникальности, оно учит каждого бережно и заботливо относиться к родине, хранить ее честь перед лицом других государств.

Гавриил Романович Державин своим стихотворением «Памятник» положил начало новому мотиву в русской литературе – мотиву памятника, для которого характерна торжественность стиля, подведение итогов собственного творческого пути и осмысление своего вклада в отечественную литературу. Следом за Державиным подобному мотиву посвящали свои произведения такие выдающиеся поэты как Пушкин, Некрасов и Бродский.

История создания

Стихотворение «Памятник» относится к зрелому периоду творчества Державина, оно было написано им в 1795 году и первоначально называлось «К музе». В те времена 52-летний Гавриил Романович занимал должность президента Коммерц-коллегии в Петербурге и одновременно продолжал создавать лирические произведения.

В попытке подвести итоги своему творчеству в стихотворных строках Державин обратился к опыту зарубежных авторов. Он нашел то, что искал, в оде древнеримского поэта Горация «К Мельпомене». Фактически «Памятник» является вольным переводом этого стихотворения.

К сожалению, критики не поняли главный посыл произведения. Вместо того чтобы заметить стремление Державина возвысить отечественную литературу, они увидели в его стихотворении проявление хвастовства и высокомерия. В ответ на эти обвинения поэт посоветовал критикам не обращать внимания на торжественный стиль «Памятника», а заглянуть глубже, на уровень подтекста.

Жанр, направление, размер

Жанр «Памятника» – ода. На это указывает возвышенная лексика, которую использует автор, а также очевидный в стихотворении пафос восхваления.

Разбираемое нами произведение относится к такому направлению как классицизм. В этом нет никаких сомнений, поскольку все творчество Державина развивалось в рамках данного литературного метода. В стихотворении отчетливо прослеживаются многие черты классицизма: например, стремление придерживаться «теории трех штилей» М.В. Ломоносова.

Стихотворный размер «Памятника» – шестистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Смысл названия

Стихотворение Державина «Памятник» имеет четкое название, в отличие от стихотворения Пушкина, которое озаглавлено первой строкой («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»). 

Это подтверждает мысль о том, что Гавриил Романович центральным образом и объектом восхвалений лирического героя делает именно памятник, а не себя, этот памятник создавшего.

Образы и символы

Как уже было сказано, образ, выходящий на первый план в произведении Державина, – памятник. Он несет за собой определенный метафорический ряд и является символом нерушимой памяти о поэте, внесшем в отечественную литературу вклад, который невозможно переоценить.

Далее следует образ Музы. Лирический герой призывает ее «возгордиться» и отвечать на презрение толпы, фактически провозглашая ее хранителем своей памяти в веках. Стоит вспомнить и про Фелицу, о восхвалении добродетелей которой вспоминает поэт. На самом деле, в своей лирике Державин обозначал данным именем Екатерину II. Среди наследия Гавриила Романовича действительно можно найти множество стихотворений, посвященных императрице и выдержанных в одическом стиле.

Темы

Главная тема лирического произведения «Памятник» – тема поэта и поэзии. Более глубокий тематический разрез стихотворения – тема бессмертия поэта и созданных им произведений. Литература является важной отраслью культуры и искусства. В связи с этим очень важно размышлять над степенью ее влияния на людей и праве поэта оставаться в памяти поколений за свои заслуги на литературном поприще.

Также в стихотворении «Памятник» очевидна тематика взаимоотношений поэта и толпы. В последней строфе лирический герой требует от своей Музы уверенности в «заслуге справедливой» и ответа на нападки критиков.

Проблемы

Проблематика «Памятника» не столь разнообразна. В своем стихотворении Державин задается лишь одни вопросом: достоин ли поэт бессмертия и признания людьми его вклада в национальную культуру?

Для ответа на этот вопрос Гавриил Романович выбирает самый верный способ: лирическое слово. Ведь большинство стихотворений Державина отличает именно честность и искренность лирического героя перед самим собой.

Смысл

В «Памятнике» Державин стремился подвести итоги всему своему творческому пути, а потому данное произведение является очень насыщенным смысловыми оттенками. Основная идея стихотворения «Памятник» заключается в том, что литература оказывает огромное влияние на движение общенациональной истории, а потому каждая великая личность, имеющая к ней отношение, не должна забываться последующими поколениями.

Главная мысль стихотворения «Памятник» – невозможно переоценить заслуги поэта-первопроходца, который, к тому же отличается честностью и способностью говорить правду даже царям.

Чему учит?

«Памятник» учит нас задумываться о наследии, которое уже было оставлено великими людьми в прошлом и о том, какое наследие после себя можем оставить мы сами. Важно изучать историю и литературу нашей страны, чтобы отдавать дань памяти личностям, повлиявшим на направление движения государства, в котором мы родились.

Автор показывает читателям, какие заслуги он считает достойными памяти и акцентирует внимание на важности гражданской лирики.

Средства художественной выразительности

Перечислим тропы, использованные в стихотворении «Памятник» Державина:

  1. Слова высокого стиля: «тлен», «дерзнул», «возгордись», «чело».
  2. Эпитеты: памятник «чудесный, вечный», «заслугой справедливой».
  3. Метафоры: «времени полет», «зарей бессмертия».
  4. Олицетворения: «вселенна будет чтить», «слух пройдет».
  5. Гиперболы: «металлов тверже он и выше пирамид», «народах неисчетных».
  6. Инверсии: «часть меня большая», «заслугой справедливой».

Автор: Ромазан Самодинов

  • Сочинение по огэ по русскому что такое доброта
  • Сочинение по обществознанию на тему плохие власти выбираются хорошими гражданами которые не голосуют
  • Сочинение по обществознанию мысли мудрых
  • Сочинение по обществознанию кто владеет информацией тот владеет миром черчилль
  • Сочинение по обществознанию 8 класс на тему кем и каким быть