В рамках ЕГЭ 2021 года планируете сдавать экзамен по обществознанию – мы расскажем, на что обратить внимание в ходе подготовки, какой должна быть правильная структура эссе, а также предложим клише, которые можно будет применить при написании мини-сочинения.
Каким будет ЕГЭ по обществознанию в 2021 году
Обществознание – самый популярный предмет из числа дисциплин по выбору. В прошлом году, несмотря на все сложности экзаменационной кампании, 48% экзаменуемых сдавали именно обществознание (это около 375 000 человек).
В 2021 году кардинальных изменений в структуре ЕГЭ по обществу не ожидается. Масштабные реформы системы контроля качества знаний завершены и все КИМы соответствуют ФГОС, поэтому Министерство просвещения берет курс на стабильность требований к выпускникам 11-х классов, что должно дать возможность будущим абитуриентам как можно лучше подготовиться к экзаменам и продемонстрировать более высокие результаты.
На экзамене по обществу в 2021 году экзаменуемым предложат за 3 часа 55 минут выполнить 29 заданий, из которых:
- 20 – с кратким ответом;
- 9 – с развернутым (включая задание №29 – эссе).
Естественно, что многие выпускники волнуются больше всего именно за последнее 29-е задание, в котором необходимо написать мини-сочинение, сформулировав идеи затронутой автором высказывания темы.
Эссе – задание №29
В 2021 году содержание и саму формулировку задания №29 менять не планируют.
Задание №29 носит вариативный характер.
Экзаменуемым на выбор будет предложено 5 высказываний, каждое из которых находится в рамках одного из тематических блоков, входящих в дисциплину «обществознание»:
- философия;
- экономика;
- социология;
- психология;
- право.
В демонстрационном варианте были представлены такие высказывания:
В 1 варианте КИМа досрочного ЕГЭ 2020 года выпускникам были предложены на выбор такие 5 высказываний:
При этом для выпускников 2021 года, сдающих ЕГЭ по обществознанию, будут актуальны такие требования к заданию №29:
- объем – 300-400 слов;
- наличие формулировки основной идеи;
- применение терминов и понятий, актуальных для выбранной тематики и проблемы;
- привлечение разнообразных (не однотипных) примеров из жизни общества, истории народов, литературных произведений или же личного опыта.
Критерии оценивнаия мини-сочинения
За правильное выполнение 29-го задания выпускник может получить 6 первичных баллов (максимальный первичный балл за всю работу – 64).
Оценивать эссе будут 2 независимых эксперта согласно таблице критериев, разработанной ФИПИ:
№ | Критерий | Балл |
1 | Полностью раскрыт смысл высказывания | 1 б. |
2 | Присутствуют понятия и термины с объяснениями | 2 б. |
3 | Рассуждения связанные и логичные | 1 б. |
4 | Приведены качественные примеры | 2 б. |
Также важно помнить, что даже если структура вашего эссе по обществознанию на ЕГЭ 2021 будет правильной, но текст окажется менее 150 слов, эксперты не будут его проверять и выставят 0 за задание №29. Также нулевой результат получат те, кто не раскроет тему высказывания, поэтому стоит выбирать из 5 предложенных вариантов ту тему, которая вам полностью понятна.
Понять, как именно вас будут оценивать проверяющие и на что в первую очередь обратят внимание можно, ознакомившись с рекомендациями для предметных комиссий, которые доступны на официальном сайте ФИПИ.
Структура сочинения
Прежде чем приступить к написанию тренировочных эссе по обществознанию, необходимо детально разобраться и понять, какой должна быть структура мини-сочинения в 2021 году. Эксперты рекомендуют придерживаться такого плана:
- Цитата (с указанием автора).
- Формулировка основной проблемы, о которой говорит автор цитаты.
- Смысл высказывания (максимально полное раскрытие).
- Ваше отношение к проблеме (согласен или нет с автором).
- Аргумент + пример + мини-вывод для каждого аргумента (их может быть 2 и более).
- Общий заключительный вывод.
Таким образом, у вас должно получиться 5 абзацев:
- введение;
- теоретическая аргументация;
- фактическая аргументация (1 пример);
- фактическая аргументация (2 пример);
- вывод.
А как же актуальность, спросят многие? На протяжении нескольких лет педагоги акцентировали внимание выпускников на том, что в начале эссе необходимо описать актуальность проблемы. Сегодня в структуре эссе по обществознанию этот пункт отсутствует, ведь, по мнению экспертов, все темы, предложенные выпускникам на ЕГЭ 2021 года, априори являются актуальными. Конечно, при желании вы можете кратко указать актуальность, но баллов вам этот абзац не прибавит (также и отсутствие данного блока не снизит результат).
Также стоит заблаговременно запомнить несколько клише, которые будут актуальны для формирования логического перехода от блока к блоку.
Клише
Клише – это короткие универсальные фразы, с помощью которых может быть легко сформирована правильная структура эссе на ЕГЭ по обществознанию. В 2021 году вы можете взять на вооружение такие клише:
В качестве альтернативы набору клише некоторые школьники рассматривают шаблоны сочинений. Например, вот такой универсальный шаблон для эссе по обществознанию, предлагают в сети для ЕГЭ 2021 года.
Но, важно помнить, что нет 100% универсальных шаблонов, ведь фразы могут быть разными в зависимости от темы, вашей позиции и приводимых примеров.
Важно! Категорически нельзя надеяться на готовые сочинения, ведь из года в год высказывания и темы меняются, а значит, вы рискуете получить 0 баллов за эссе. Чаще всего эксперты расценивают такие работы, как не раскрывающие тему.
Полезные советы
В ходе подготовки стоит прислушаться к таким полезным советам опытных педагогов:
- на выполнение задания №29 необходимо тратить 30-40 минут (тренируйтесь укладываться в эти временные рамки);
- максимального порога слов для эссе нет, но лучше не писать слишком много;
- главное – не уйти от основной проблемы, углубившись в философские размышления;
- полезные клише лучше всего запомнить (их не так уж и много);
- в качестве примеров лучше всего приводить исторические факты и реальные события, повлиявшие на общество (к личному опыту стоит обращаться в крайнем случае);
- тщательно продумывайте выборе примеров (не привлекайте факты, которые могут быть истолкованы двузначно);
- еще до ЕГЭ определите два направления для эссе, это упросит подготовку.
Большинство выпускников для написания эссе на ЕГЭ по обществознанию выбирают темы, связанные с экономикой и социологией, и 2021 год вероятнее всего, не станет исключением. Право и политология – для тех, кто увлекается соответствующим направлением. Самым сложным направлением по обществу выпускники считают философию ввиду сложности и глубины затрагиваемых проблем.
Больше информации о том, какие еще задания будут представлены в КИМах и каким будет формат экзамена в 2021 году читайте в статье, посвященной ЕГЭ по обществознанию.
Также предлагаем ознакомиться с рекомендациями онлайн-репетиторов по выполнению задания №29 по обществу.
Читайте также:
- Как будет проходить 2020-2021 учебный год
- Минимальные баллы ЕГЭ 2021 по всем предметам
- Пересдача ЕГЭ в 2021 году
Комментировать
(11 оценок, среднее: 3,45 из 5)
Загрузка…
Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter
Автор Андрей Измаилов На чтение 11 мин. Опубликовано
Результаты проверки эссе по обществознанию (ЕГЭ-2017/2018)
«Процесс развития есть процесс становления личности» (А. Маслоу)
Данная проблема актуальна в условиях глобализации общественных отношений.
Смысл данного высказывания состоит в том, что человеком рождаются, а вот личностью становятся в процессе социализации.
Я полностью согласна с мнением автора, так как личностью не рождаются, а личностью становится. Личность – это индивид, который обладает совокупностью значимых черт, с помощью которых он реализуется в обществе. Личность состоит из социального статуса и социальных ролей. В формировании личности огромное влияние оказывает воспитание и деятельность человека.Воспитание подразумевает под собой передачу определенных навыков и умений от родителей к ребенку. Еще не мало важное значение в становлении личности играет семья и окружающий её мир.
Например, в произведении Д.Фонвизина «Недоросль» мы видим, что действительно в семье начинается формирование личности. С самого детства мама говори Митрофанушке, что ему не обязательно учиться, что к людям ниже их статуса надо относиться с презрением, как с рабами. Всё это закладывалось у ребенка с детства. Мама повлияла на формирование отрицательных качеств личности.
Читайте также: Хорошее публичное выступление: 11 простых советов
В истории Росси много выдающихся личностей, например, Кутузов. Он был отличным полководцем, хорошим товарищем для своих солдат. Кутузов был близок к простому народу, понимал его, сопереживал ему. Этим он заслужил уважение в обществе. Он воевал наравне со своими солдатами, а не отсиживался в штабе. Интересовался не только русской, но и зарубежной литературой. Все это оказало огромное влияние на становление такой великой личности.
Подводя общую черту, хотелось бы сказать, что человек, как личность играет важную роль в обществе, государстве. Человек должен всегда развиваться, тогда он сможет лучше адаптироваться в обществе. Становление личности не возможно без процесса развития.
Результаты проверки эссе по обществознанию в соответствии с требованиями ЕГЭ 2018
Положительные стороны работы:
- Формально автор мини-сочинения следует экзаменационным требованиям. Есть попытка тезисно раскрыть смысл высказывания. Представлена теоретическая часть, высказана собственная позиция, приведены два факта общественной жизни.
- Дается определение личности и ее структура.
- Первый факт общественной жизни иллюстрирует личностное становление.
Рекомендации:
- Необходимо пояснять тезисы. Автор эссе в самом начале делает высказывание: «Данная проблема актуальна в условиях глобализации общественных отношений». Однако связь этого положения с проблемой личности не очевидна. Можно было бы уточнить, например, что от уровня личностного развития (нравственного, эстетического, интеллектуального) индивидов зависит степень развитости сообщества. Следовательно, в эпоху глобализации, когда все сообщества взаимосвязаны, проблема личностного совершенствования становится общечеловеческим фактором.
- Первое и второе положения мини-сочинения не связаны.
- Рекомендуется обратить внимание на употребление термина «человек» во втором предложении. В общеизвестном тезисе звучит слово «индивид». «Индивидом рождаются, а личностью становятся». Человек в обществоведческих дисциплинах определяется как биопсихосоциальное существо. В данном контексте некорректно высказывание: «. человеком рождаются, а вот личностью становятся. «
- Третье предложение повторяет второе и не является информативным.
- Теоретические положения, а также факты общественной жизни не раскрывают в полной мере связь процесса развития со становлением личности. Автор эссе рассуждает только о становлении личности. Но необходимо было указать, что по мысли А. Маслоу становление личности — это движение от высшего к низшему. Например, личность ребенка неустойчива. Его желания сиюминутны, потребности не осознанны, интересы постоянно меняются. С возрастом появляется устойчивость личности. Взрослый человек ранжирует свои потребности, управляет своими желаниями, имеет сложившиеся интересы. Данный недостаток эссе может быть интерпретирован как отсутствие понимания смысла высказывания!
Банк аргументов для эссе по обществознанию
95 сообщений
Прогресс и его негативные последствия в истории В первую очередь, спады в графике прогресса создают войны. К примеру, Русь начинала свою историю как могучее государство, способное опередить любое другое в своём развитии. Но в результате татаро-монгольского нашествия оно на многие годы отстало, произошёл упадок в культуре, развитии жизни страны. Но, несмотря на всё, Русь встала на ноги и продолжала двигаться вперед.
Во-вторых, прогрессу общества препятствует такая форма организации власти, как диктатура. В условиях отсутствия свободы общество не может прогрессировать, человек из мыслящего существа превращается в орудие в руках диктатора. Это видно на примере фашистской Германии: режим власти Гитлера на десятки лет затормозил политический прогресс, развитие свободы и прав человека, демократических институтов власти.
В-третьих, как ни странно, но иногда спады в развитии общества происходят по вине самого человека, т.е. связаны с научно-техническим прогрессом. Многие люди сейчас предпочитают общение с машинами человеческому общению. В результате уровень гуманности падает. Изобретение ядерных реакторов – это, конечно, великое открытие, позволяющее сберегать природные энергоресурсы, но ведь помимо АЭС было создано и ядерное оружие, которое принесло неисчислимые беды людям и природе. Пример тому – ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, взрыв в Чернобыле. Но все же человечество одумалось, осознав реальную угрозу такого оружия: во многих странах сейчас действует мораторий на производство ядерного оружия.
Нужно ли говорить о социальных революциях, если даже в ходе научно-технической революции в современном мире возникает множество вопросов. Среди них и экологические проблемы, и рост безработицы, и терроризм.
С одной стороны, в ходе НТР совершенствуется здравоохранение, спасаются от смерти усилиями врачей самые безнадёжные больные, а с другой стороны, производится оружие массового поражения, в том числе, бактериологическое. Средства массовой информации ежедневно освещают миллионы событий, происходящих во всех уголках планеты, информируя, образовывая людей, но в то же время СМИ выступают в качестве манипулятора человеческим сознанием, волей, разумом.
Философия Проблема науки как формы общественного познания В истории мировой литературы Жюль Верн — первый классик научно-фантастического романа, замечательный мастер романа путешествий и приключений, блестящий пропагандист науки и ее грядущих завоеваний. Научный роман — это роман, в котором увлекательные приключения прихотливо сплетаются с художественной популяризацией научных знаний, прежде всего, географических, и обоснованием различных гипотез. «Путешествие к центру Земли» (1864),«С Земли на Луну» (1865),«Вокруг Луны» (1869),«20 000 льё под водой» (1870),«Вокруг света за 80 дней» (1872).
Александр Романович Беляев (4 (16) марта 1884 — 6 января 1942) — советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы. Среди наиболее известных его романов: «Голова профессора Доуэля» , «Человек-амфибия» , «Ариэль» , «Звезда КЭЦ» (КЭЦ — инициалы Константина Эдуардовича Циолковского) и многие другие (всего более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов) . Иногда его называют российским «Жюлем Верном».
Конкуренция и реклама ради конкуренции В XVIII веке известный своими финансовыми авантюрами шотландец Джон Ло при учреждении Миссисипской компании в своих рекламных проспектах для привлечения денежных средств населения в конкурентной борьбе с банками, прибегал к использованию заведомо ложной информации: распускались слухи о сказочных богатствах стран, к берегам которых снаряжалась экспедиция, изготовлены были гравюры и изображения тех стран. «Компания показывала вид, будто серьезно верит в находящуюся на берегу Арканзаса изумрудную скалу, за открытие которой назначила премию». В результате, дом Джона Ло «осаждался посетителями, они пробирались в двери и окна, они падали в контору через дымовую трубу, чтобы обменять свои полноценные деньги на его бумаги». В итоге цены на акции Ло в 1719 г. возросли до 3600 % от номинальной стоимости.
— сообщала в печати, что американские поливитамины и соответствующие комплексы микроэлементов предохраняют от атеросклероза, малокровия, останавливают процесс старения, лечат кожу головы. При проверке выяснилось, что у фирмы нет никаких документов, подтверждающих высокий лечебный эффект применения американских препаратов.
Читайте также: 10 хитростей, чтобы планы на «завтра» сбылись «сегодня»
Межэтнические конфликты Один из важных аспектов исторического развития состоит в неуклонном расширении межэтнических контактов. Развитие коммуникаций, рост мобильности населения, совершенствование средств массовой информации – все это разрушает замкнутость этносов, расширяет сферу их взаимодействия и взаимозависимости. Этнические общины стремятся сохранить себя, свой исторический опыт, культуру, самобытность. Нередко такая тенденция оказывается определяющей в системе межэтнических отношений и часто приводит к межэтническим конфликтам.
2 Экономика
«Частная собственность – главная гарантия свободы, причем и для тех, кто ею владеет, и для тех, кто ею не владеет» – Ф. Хайек.
Ф. Хайек размышляет в русле такой общественно важной науки, как экономика.
Автор рассуждает над ролью частной собственности в обществе.
Он утверждает, что частная собственность гарантирует свободу того, кто владеет ею. И в то же время она гарантирует независимость остальных людей, не относящихся к этой собственности. А значит, наличие частной собственности в государстве – главный гарант экономически свободного общества.
Я согласен с мнением Ф. Хайека и считаю, что такая свобода гарантируется и наличием частной формы, и типом экономической системы государства.
Важно отметить, что собственность – формат имущественного отношения человека или группы людей к экономическим благам, факторам производства. Обычно выделяют: частную собственность (принадлежность физически и юридическим лицам) и государственную (органам госуправления). Собственность может быть индивидуальной (1 человек владеет) или коллективной (для группы людей). Соответственно, если население может иметь что-либо в своей собственности, это означает, что люди обладают правами и свободами. А показатель этих свобод населения – тип экономической системы. Этот термин означает совокупность методов и правил, регулирующих экономические отношения в государстве. Приведу классификацию: традиционная (общинная собственность, организация соответствует принятым обычаям и традициям), плановая (государственная форма, директивное планирование процесса производства), рыночная (частная форма, что и как производить решают предприниматели), смешанная (оба вида собственности, но преобладает государственная, производители и потребители экономически независимы, государство производит общественные блага и финансирует социальную сферу).
Из истории нам известно, что в Союзе Советских Социалистических Республик существовала плановая экономика. Предпринимательская деятельность ограничивалась планами производства. Потребители не были свободны: практически отсутствовал выбор в магазинах, порой особенно ценные товары выдавались в порядке живой очереди, поэтому на всех не хватало; иногда то же происходило с продуктами питания. Итак, нельзя утверждать, что в тот период при такой экономической системе население, производители и потребители, было свободным. Причем не только в экономической сфере общества.
Сейчас, благодаря различным экономическим телепередачам, известно, что в России смешанный тип экономики. Предприниматели сами решают, что производить, в их владении факторы производства. А в государственной собственности – природные ресурсы, памятники культуры, социальные учреждения. Это порождает свободу потребителей: выбор подходящего производителя, количества товаров. Можно утверждать, что в современной России общество экономически свободно по причине многообразия свобод, которыми обладает население.
Таким образом, наличие и преобладание частной собственности, безусловно, является гарантом независимости общества. И отражается это в свободе всех, кто ею владеет, и остальных, кто ее не имеет, но может. Что во многом обусловлено типом экономики – рыночной.
Второй пример сочинения по обществознанию, получившее высокий балл на ЕГЭ:
Правила написания эссе и критерии оценивания
В первую очередь определим основные правила, которых стоит придерживаться при написании эссе, а также то, на что будут обращать внимание проверяющие.
Перед выбором темы стоит внимательно изучить не только сами высказывания, но и сферу, из которой они взяты. Важно быть компетентным в области выбранного предмета.
Дело в том, что при написании важную роль будет играть грамотно примененная терминология.
Базовые критерии оценивания следующие:
- Раскрытие смысла – описанное должно показать понимание сути цитаты. Писать стоит максимально четко и структурировано. У проверяющего не должно возникнуть ощущения, что автор работы просто поверхностно переформулировал высказывание.
- Прослеживаемая структура текста, логика повествования, грамотное использование терминов, наличие выводов после размышлений и в конце эссе.
- Количество и качество примененных аргументов – используемые примеры должны соотноситься с темой, раскрывать ее более глубоко и отражать позицию автора работы. Рекомендуется использовать сведения из СМИ, литературы, истории. Если есть жгучее желание привести личный аргумент, то стоит завуалировать его под формулировкой «в общественной жизни можно встретить отражение этого …».
Важно отметить: если проверяющий после прочтения работы не готов оценить первый критерий, то за все эссе ставят ноль баллов.
То есть даже идеально и грамотно написанный текст не по той теме, не будет засчитан. В связи с этим рекомендуется внимательно подходить к выбору темы и заранее готовиться к написанию эссе из нескольких сфер.
Как написать эссе по обществознанию
Ниже представлена примерная структура эссе, которую допустимо использовать, как шаблон.
Избранное мною высказывание относится к экономической (социальной, политической, духовной, правовой) сфере:
- Экономическая сфера изучает правила ведения хозяйства, а также отдельно взятые экономики стран.
- Социальная сфера изучает строение общества, совокупность взаимосвязанных социальных групп, отдельных личностей и отношения между ними.
- Политическая сфера изучает основы и стандарты в управлении государством, организации политической жизни и формировании политической системы.
- Правовая сфера изучает совокупность взаимосвязанных правил поведения, а также санкции за нарушение норм, охраняемых силой государства.
- Духовная сфера изучает понятия, связанные с культурой и нравственностью, а также основы познания, мировоззрения.
Высказывание связано с таким понятием, как *** *** — это (определение понятия из высказывания).
Я согласна с автором высказывания в том, что (переформулировка, отражающая понимание человеком темы).
В общественной жизни/ в истории/ в литературе можно встретить подтверждение этому:
1. Аргумент 1.
2. Аргумент 2.
Таким образом, можно сделать вывод, что (переформулировка 2).
егэ по обществознанию примеры для эссе по обществознанию егэ 2021
Примеры написания эссе по обществознанию для ЕГЭ 2020 на 6 баллов.
Пример №19
«Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста» (Альберт Эйнштейн).
Автор сочинения — Утятина Кристина
В данном высказывании известный учёный Альберт Эйнштейн рассуждает на тему роли
Школы в воспитании личности. Автор убеждён в том, что главным приоритетом школы как
Социального института является не столько передача знаний и подготовка новых кадров на
Рынок труда, сколько социализация личности.
Высказывание А. Эйнштейна можно обосновать теоретически. Школа – агент социализации,
То есть организация, обеспечивающая обучение культурным нормам и усвоение социальных
Ролей. В школе каждый человек продолжает свой процесс социализации – развития
Социально значимых качеств, формирования личности. Здесь ребёнок приобретает
Социальный статус ученика, что определяет круг его прав и обязанностей, выполняет
Связанную с ним социальную роль, например, старается добиться успехов в учёбе. В школе
Человек приобщается к таким видам деятельности, как игра, труд, а самое главное — общение
И учение. Отсюда следует, что процесс познания – целенаправленного получения знаний –
Не главная цель школьного образования, а лишь его часть, необходимая для приобщения к
Общественным ценностям и развитию личности. Следует отметить такую тенденцию
Развития современного образования, как гуманизация, которая подразумевает внимание к
Личности ученика, его целям и интересам, индивидуальным способностям. Эта тенденция
Проявляется в создании комфортных условий обучения, использовании безопасного для
Здоровья оборудования, проведении профориентационных тестов и т. п.
Данное теоретическое положение я могу подтвердить фактом из собственной жизни. В моей
Школе для выпускников проводятся занятия психологии, на которых эксперты помогают
Ученикам определить свои жизненные цели и ценности, выбрать профессию, подходящую по
Интересам и способностям. Я считаю подобную практику очень важной, поскольку даже тем,
Кто успешно учится и развивает свои способности, необходимо знать, как реализовать себя
И как принести пользу обществу.
Также приведу пример из материалов СМИ. В одной из телевизионных программ
Рассказывали о частной школе Summit Sierra в США, в которой использовался
Персонализированный подход к обучению. Чтобы учащиеся могли самостоятельно
Руководить процессом своего обучения, используются современные технологии, элективные
Онлайн-курсы, проводятся беседы о карьере и жизненных целях. Активное участие в
Собственном образовании позволяет детям научиться ответственности, уверенности в себе
И целеустремлённости – качествам, необходимым в обществе и на рынке труда. Именно это
Является целью Summit Sierra и уже несколько лет успешно реализуется.
В заключение можно утверждать, что роль школы действительно состоит в воспитании
Личности, а не профессионала. Школа готовит человека к жизни в обществе, приобщает к
Культуре, развивает в нём социально значимые качества.
Примеры написания эссе по обществознанию для ЕГЭ 2020 на 6 баллов.
Примеры написания эссе по обществознанию для ЕГЭ 2020 на 6 баллов.
Пример №19
«Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста» (Альберт Эйнштейн).
Автор сочинения — Утятина Кристина
В данном высказывании известный учёный Альберт Эйнштейн рассуждает на тему роли
Школы в воспитании личности. Автор убеждён в том, что главным приоритетом школы как
Социального института является не столько передача знаний и подготовка новых кадров на
Рынок труда, сколько социализация личности.
Высказывание А. Эйнштейна можно обосновать теоретически. Школа – агент социализации,
То есть организация, обеспечивающая обучение культурным нормам и усвоение социальных
Ролей. В школе каждый человек продолжает свой процесс социализации – развития
Социально значимых качеств, формирования личности. Здесь ребёнок приобретает
Социальный статус ученика, что определяет круг его прав и обязанностей, выполняет
Связанную с ним социальную роль, например, старается добиться успехов в учёбе. В школе
Человек приобщается к таким видам деятельности, как игра, труд, а самое главное — общение
И учение. Отсюда следует, что процесс познания – целенаправленного получения знаний –
Не главная цель школьного образования, а лишь его часть, необходимая для приобщения к
Общественным ценностям и развитию личности. Следует отметить такую тенденцию
Развития современного образования, как гуманизация, которая подразумевает внимание к
Личности ученика, его целям и интересам, индивидуальным способностям. Эта тенденция
Проявляется в создании комфортных условий обучения, использовании безопасного для
Здоровья оборудования, проведении профориентационных тестов и т. п.
Данное теоретическое положение я могу подтвердить фактом из собственной жизни. В моей
Школе для выпускников проводятся занятия психологии, на которых эксперты помогают
Ученикам определить свои жизненные цели и ценности, выбрать профессию, подходящую по
Интересам и способностям. Я считаю подобную практику очень важной, поскольку даже тем,
Кто успешно учится и развивает свои способности, необходимо знать, как реализовать себя
И как принести пользу обществу.
Также приведу пример из материалов СМИ. В одной из телевизионных программ
Рассказывали о частной школе Summit Sierra в США, в которой использовался
Персонализированный подход к обучению. Чтобы учащиеся могли самостоятельно
Руководить процессом своего обучения, используются современные технологии, элективные
Онлайн-курсы, проводятся беседы о карьере и жизненных целях. Активное участие в
Собственном образовании позволяет детям научиться ответственности, уверенности в себе
И целеустремлённости – качествам, необходимым в обществе и на рынке труда. Именно это
Является целью Summit Sierra и уже несколько лет успешно реализуется.
В заключение можно утверждать, что роль школы действительно состоит в воспитании
Личности, а не профессионала. Школа готовит человека к жизни в обществе, приобщает к
Культуре, развивает в нём социально значимые качества.
Пример №19
Примеры написания эссе по обществознанию для ЕГЭ 2020 на 6 баллов.
Vpr-ege. ru
26.04.2017 14:47:24
2017-04-26 14:47:24
В последние годы обществознание пользуется большой популярностью у абитуриентов, и год грядущий точно не станет исключением. Для всех, кто планирует сдавать в 2021 году сдавать ЕГЭ по обществознанию, предлагаем детально разобраться в особенностях задания №29 и узнать, как правильно писать эссе, каким должен быть план мини-сочинения, а также какие темы могут встретится в КИМах. Разобравшись в тонкостях оценивания и проработав примеры хороших эссе, вы точно справитесь с этим заданием на максимальный балл.
Задание №29 – эссе по обществознанию
Всего в КИМе по обществознанию участникам ЕГЭ 2021 года будет предложено 29 заданий (12 базового уровня, 10 – повышенного и 7 – высокого). В 1-й части будет предложено 20 тестовых вопросов с краткими ответами, а во 2-й части – 9 заданий с развернутыми ответами, одно из которых – написание мини-сочинения.
Главная особенность задания №29 – вариативность. В 2021 году участники ГИА смогут выбрать на ЕГЭ по обществознанию одну из пяти предложенных тем для написания эссе.
Так, в демонстрационном варианте были предложены такие высказывания:
Обратите внимание, что темы, отобранные для эссе по обществознанию 2021 года, не оглашают заранее. Неизвестно, какие именно высказывания встретятся выпускникам в грядущем сезоне. Точно одно – каждая из тем будет относиться к определенному содержательному разделу:
Философия; Экономика; Социология; Политология; Правоведение.
Основные требования к мини-сочинению не изменились:
- оптимальный объем – от 300 до 400 слов; обязательно должна присутствовать формулировка основной идеи; в тексте необходимо использовать соответствующие термины и понятия; для иллюстраций можно привлекать факты из истории, общественной жизни или личного опыта; примеры не должны быть однотипными или дублировать друг друга.
Важно! На выполнение 29-го задания эксперты рекомендуют оставить 30-45 минут из 235 минут, отведенных регламентом на выполнение всей работы.
Оценивание
За эссе можно получить максимум 6 первичных баллов, а за выполнение всех 29-ти заданий – 64.
Эксперты будут оценивать мини-сочинение по таким критериям:
- К1 – Раскрытие смысла высказывания (1б.); К2 – Объяснение понятий и корректность теоретических положений (2б.); К3 – Связность и логичность рассуждений (1б.); К4 – Качество примеров (2б.).
Важно! Если смысл высказывания не раскрыт, либо раскрыт неправильно, за 1-й критерий ставят 0 баллов и сочинение далее не проверяют.
План мини-сочинения
В 2021 году эссе по обществознанию можно писать, ориентируясь на такой универсальный план:
Вступление (собственно, сама цитата из задания). Формулировка темы (проблема, затронутая автором). Раскрытие смысла высказывания. Точка зрения экзаменуемого по данному вопросу. Аргументация. Примеры (минимум 2). Краткий вывод.
Обратите внимание, что в структуре мини-сочинения в 2021 году отсутствует пункт «актуальность проблемы». Не стоит тратить время и символы на актуальность, ведь считается, что все проблемы, вынесенные на ГИА, уже актуальны для современного человека. Если вы встретите в сети примеры эссе по обществознанию, в которых данный пункт обозначен как обязательный, знайте, что на ЕГЭ 2021 года раскрытие актуальности проблемы вам баллов не добавит.
Также не стоит тратить время на понятия, уходящие за рамки темы и биографии личностей, которые встречаются в примерах. Сосредоточьтесь на важных аспектах, имеющих непосредственное отношение к теме (проблеме) и выбранному направлению.
Темы и направления
Большинство репетиторов рекомендуют в ходе подготовки к ЕГЭ 2021 выбрать направление по обществознанию, которое будет вам максимально близко и понятно, и сделать упор именно на него, составив план написания эссе, а также проработав все основные понятия и термины.
Социология
Многие считают данное направление одним из самых простых, ведь большинство проблем, затрагиваемых в блоке «социология», близки и понятны 11-классникам. Также согласно статистике, именно по социологическим эссе участники ЕГЭ чаще всего набирают максимально возможные 6 баллов.
Выбирая данное направление, экзаменуемый может привлекать в качестве аргументов примеры из жизни и литературы, а также исторические факты.
В разделе «социология» в 2021 году могут подниматься такие темы:
Экономика
Пожалуй, это самое популярное направление для эссе среди участников ЕГЭ по обществознанию, так как основы экономики довольно глубоко изучают в старшей школе, а в качестве примеров можно привлекать разнообразные факты из современной жизни.
Чаще всего в данном блоке предлагают высказывания, связанные с ресурсами и потребностями людей, предпринимательством и бизнесом, конкуренцией, факторами производства, а также сущностью денег и богатства.
Предлагаем вашему вниманию возможные темы из данного направления:
Право
Направление, требующее от экзаменуемого глубоких познаний в области права и правотворческого процесса, политической системы и законов страны, что делает его далеко не самым простым для 11-классников.
Рассуждая о какой-либо проблеме, тут необходимо будет ссылаться на действующие законы РФ и анализировать, какое влияние оказало на жизнь россиян их принятие.
Политология
Мало кто из школьников интересуется политикой и углубляется в особенности политических процессов, протекающих в стране. Возможно именно поэтому данный раздел не входит в число самых популярных на ЕГЭ 2019 и 2020 года. Многие репетиторы предостерегают выпускников от написания эссе по данному направлению, так как высока опасность неправильно понять смысл предложенного в КИМе высказывания.
В данном блоке выпускникам могут встретиться такие темы:
Философия
Самый сложный, по мнению многих школьников и педагогов, блок, ведь требует от экзаменуемого рассуждение на сложные философские темы (о материальном и духовном, проблемах сущности сознания, формах бытия, интуиции, истине) с опорой на мнения и высказывания великих философов.
В 2021 году могут предложить для написания эссе такие темы по философии:
Фразы-клише
Даже если вы не пишите сочинения по литературе на максимальный балл, получить 6 первичных баллов за эссе по обществознанию более чем реально, ведь тут оценивают не грамотность речи и количество ошибок, а связанность суждений, понимание проблемы и умение правильно подобрать примеры.
В начале статьи приведен универсальный план для эссе по обществознанию, который будет актуален для любого направления 2021 года. Независимо от выбранной темы, вы должны начать свою работу с формулировки сути высказывания (что хотел сказать автор).
Далее необходимо конкретизировать, как вы понимаете это высказывание и выразить свою позицию. Для этого можно использовать такие клише.
В сочинении должно быть минимум 2 примера и лучше всего, если они проиллюстрируют многоаспектность высказывания (темы).
Самым объемным блоком вашего эссе должен стать раздел аргументации. Тут вы можете рассуждать на эмпирическом или теоретическом уровнях.
Заключительный абзац мини-сочинения по обществознанию – это обобщение и вывод.
Более подробно о том, как написать эссе на 6 баллов, смотрите в видео уроке.
Самый сложный, по мнению многих школьников и педагогов, блок, ведь требует от экзаменуемого рассуждение на сложные философские темы (о материальном и духовном, проблемах сущности сознания, формах бытия, интуиции, истине) с опорой на мнения и высказывания великих философов.
Задание №29 – эссе по обществознанию
Всего в КИМе по обществознанию участникам ЕГЭ 2021 года будет предложено 29 заданий (12 базового уровня, 10 – повышенного и 7 – высокого). В 1-й части будет предложено 20 тестовых вопросов с краткими ответами, а во 2-й части – 9 заданий с развернутыми ответами, одно из которых – написание мини-сочинения.
Главная особенность задания №29 – вариативность. В 2021 году участники ГИА смогут выбрать на ЕГЭ по обществознанию одну из пяти предложенных тем для написания эссе.
Так, в демонстрационном варианте были предложены такие высказывания:
Обратите внимание, что темы, отобранные для эссе по обществознанию 2021 года, не оглашают заранее. Неизвестно, какие именно высказывания встретятся выпускникам в грядущем сезоне. Точно одно – каждая из тем будет относиться к определенному содержательному разделу:
Философия; Экономика; Социология; Политология; Правоведение.
Основные требования к мини-сочинению не изменились:
- оптимальный объем – от 300 до 400 слов; обязательно должна присутствовать формулировка основной идеи; в тексте необходимо использовать соответствующие термины и понятия; для иллюстраций можно привлекать факты из истории, общественной жизни или личного опыта; примеры не должны быть однотипными или дублировать друг друга.
Важно! На выполнение 29-го задания эксперты рекомендуют оставить 30-45 минут из 235 минут, отведенных регламентом на выполнение всей работы.
Предлагаем вашему вниманию возможные темы из данного направления:
Политология
Возможно именно поэтому данный раздел не входит в число самых популярных на ЕГЭ 2019 и 2020 года.
2021god. com
04.07.2019 11:16:04
2019-07-04 11:16:04
В первую очередь, нужно изучить самые последние требования к заданию – посмотреть критерии оценивания, которые представлены на сайте ФИПИ, ознакомиться с примерами экзаменационных заданий.
Далее школьник должен определиться с тематическим модулем, по которому он будет писать все свои пробные версии эссе. Хорошим критерием выборе является понимание: какой модуль понятен больше остальных, тот и нужно выбрать.
Формат: онлайн/видеозаписи
Занятия: 30
Формат: онлайн/видеозаписи
Занятия : 53
Формат: онлайн
Занятия : индивидуально
Школьнику предлагается написать сочинение на одну из пяти тем. Необходимо выбрать одно из высказываний представителей общественной мысли, политиков, деятелей культуры. Каждое из них относится к одной из сфер общественной жизни: философии, экономике, политологии, правоведению и социологии. Отобранное выпускником высказывание и есть тема работы.
Основная задача автора эссе – объяснить смысл высказывания и привести аргументы, которые доказывают или опровергают авторскую точку зрения. К объему эссе строгих требований нет – за слишком большую работу снижать балл не будут.
Эссе по обществознанию всегда имеет четкую структуру и пишется по определенному плану. Уже во время подготовки к экзамену тренироваться писать эссе нужно по плану. При соблюдении структуры и плана текст получается логичным, а балл за эссе – выше.
Вступление – обязательная часть любого сочинения. В нем нужно раскрыть смысл выбранного высказывания, обозначить основную идею или идеи автора. Эксперты будут проверять, насколько хорошо выпускник справился с этой задачей.
Теоретическая аргументация. В первую очередь, здесь нужно продемонстрировать знания обществоведческих понятий, объясняя их связь с высказыванием. Пригодится знание терминов, которые были изучены на уроках по обществознанию. Например, если тема эссе – политология, школьнику нужно корректно обозначить политические термины и дать их определения. Во-вторых, нужно показать знание теорий общественного развития. Они определяются темой высказывания. Важно понимать, например, что для темы по экономике актуальны одни теории, а для темы модернизации – совсем другие.
ФАктическая аргументация. Следующий шаг в эссе – выражения своей точки зрения с использованием аргументов на базе трех групп источников:
- исторические факты;
факты общественной жизни;
из личного социального опыта.
При аргументации фактами общественной жизни можно описать воображаемую социальную ситуацию или привести реальное событие, например, рассказанное в новостях. При аргументации личным опытом можно привести примеры из жизни, из прочитанных книг или просмотренных фильмов.
Заключительная часть эссе – Вывод. В нем нужно кратко обобщить все аргументы, которые помогли раскрыть тему. Необходимо наглядно показать, как аргументация раскрывает смысл выбранной цитаты. Однако здесь важно не повторить все свои предыдущие мысли, а выделить какую-то новую общую идею.
Разберемся, что такое аргументация на ЕГЭ по обществознанию. Аргумент – подробно описанный факт, помогающий раскрыть свою точку зрения и сделать ее убедительной.
На госэкзамене по обществознанию нельзя писать свое мнение односложно: «Я согласен (или не согласен) с автором». Такой аргумент не оценят. В теоретической аргументации нужно показать знания терминов, умение соотносить их с темой и видеть взаимосвязи. В фактической всегда приветствуются примеры из истории и факты общественной жизни, в том числе смоделированные ситуации.
Есть вероятность, что примеры из личного социального опыта эксперты оценят невысоким баллом. Возможно, потому, что они не так убедительны в силу своей субъективности.
Оба вида аргументации требуют от школьника логичности и убедительности в изложении мысли. В каждом абзаце должна быть аргумент, который объясняет смысл высказывания и не отклоняется от темы сочинения.
Андрей Александрович Пучков, кандидат социологических наук, эксперт по подготовке к ЕГЭ по обществознанию, автор блога ege59.ru:
– Хотелось бы поделиться основными трудностями, с которыми сталкиваются школьники при написании эссе на ЕГЭ по обществознанию. Многие школьники, к сожалению, изначально не умеют писать сочинение. Максимум, что у них получается, – это написать пять предложений, которые представляют собой вольные размышления по теме высказывания.
Я осознал, что для успешного написания сочинения очень важно сначала составить план. В своей практике я предлагаю ученикам сначала написать структуру будущего сочинения, не начиная писать сам текст. Они присылают мне план на корректировку, и, если все хорошо, приступают к написанию эссе.
Самое сложное – это научить школьников писать не сам план, а дать им понимание того, как на его основе написать работу. Здесь мне помогла особая методика: шаблоны текстов сочинений.
Что такое шаблон? В моем понимании, это недописанный текст сочинения. Такой текстовый шаблон составляется по плану эссе на определенную тему. Ученику надо вставить пропущенные куски текста, а иногда – дописать недостающие абзацы. Именно эта стратегия оказалась успешной и помогла моим ученикам преодолеть трудности при написании сочинения.
Самое сложное – это научить школьников писать не сам план, а дать им понимание того, как на его основе написать работу. Здесь мне помогла особая методика: шаблоны текстов сочинений.
В первую очередь, нужно изучить самые последние требования к заданию – посмотреть критерии оценивания, которые представлены на сайте ФИПИ, ознакомиться с примерами экзаменационных заданий.
Далее школьник должен определиться с тематическим модулем, по которому он будет писать все свои пробные версии эссе. Хорошим критерием выборе является понимание: какой модуль понятен больше остальных, тот и нужно выбрать.
Формат: онлайн/видеозаписи
Занятия: 30
Формат: онлайн/видеозаписи
Занятия : 53
Формат: онлайн
Занятия : индивидуально
Школьнику предлагается написать сочинение на одну из пяти тем. Необходимо выбрать одно из высказываний представителей общественной мысли, политиков, деятелей культуры. Каждое из них относится к одной из сфер общественной жизни: философии, экономике, политологии, правоведению и социологии. Отобранное выпускником высказывание и есть тема работы.
Основная задача автора эссе – объяснить смысл высказывания и привести аргументы, которые доказывают или опровергают авторскую точку зрения. К объему эссе строгих требований нет – за слишком большую работу снижать балл не будут.
Эссе по обществознанию всегда имеет четкую структуру и пишется по определенному плану. Уже во время подготовки к экзамену тренироваться писать эссе нужно по плану. При соблюдении структуры и плана текст получается логичным, а балл за эссе – выше.
Вступление – обязательная часть любого сочинения. В нем нужно раскрыть смысл выбранного высказывания, обозначить основную идею или идеи автора. Эксперты будут проверять, насколько хорошо выпускник справился с этой задачей.
Теоретическая аргументация. В первую очередь, здесь нужно продемонстрировать знания обществоведческих понятий, объясняя их связь с высказыванием. Пригодится знание терминов, которые были изучены на уроках по обществознанию. Например, если тема эссе – политология, школьнику нужно корректно обозначить политические термины и дать их определения. Во-вторых, нужно показать знание теорий общественного развития. Они определяются темой высказывания. Важно понимать, например, что для темы по экономике актуальны одни теории, а для темы модернизации – совсем другие.
ФАктическая аргументация. Следующий шаг в эссе – выражения своей точки зрения с использованием аргументов на базе трех групп источников:
- исторические факты;
факты общественной жизни;
из личного социального опыта.
При аргументации фактами общественной жизни можно описать воображаемую социальную ситуацию или привести реальное событие, например, рассказанное в новостях. При аргументации личным опытом можно привести примеры из жизни, из прочитанных книг или просмотренных фильмов.
Заключительная часть эссе – Вывод. В нем нужно кратко обобщить все аргументы, которые помогли раскрыть тему. Необходимо наглядно показать, как аргументация раскрывает смысл выбранной цитаты. Однако здесь важно не повторить все свои предыдущие мысли, а выделить какую-то новую общую идею.
Разберемся, что такое аргументация на ЕГЭ по обществознанию. Аргумент – подробно описанный факт, помогающий раскрыть свою точку зрения и сделать ее убедительной.
На госэкзамене по обществознанию нельзя писать свое мнение односложно: «Я согласен (или не согласен) с автором». Такой аргумент не оценят. В теоретической аргументации нужно показать знания терминов, умение соотносить их с темой и видеть взаимосвязи. В фактической всегда приветствуются примеры из истории и факты общественной жизни, в том числе смоделированные ситуации.
Есть вероятность, что примеры из личного социального опыта эксперты оценят невысоким баллом. Возможно, потому, что они не так убедительны в силу своей субъективности.
Оба вида аргументации требуют от школьника логичности и убедительности в изложении мысли. В каждом абзаце должна быть аргумент, который объясняет смысл высказывания и не отклоняется от темы сочинения.
Андрей Александрович Пучков, кандидат социологических наук, эксперт по подготовке к ЕГЭ по обществознанию, автор блога ege59.ru:
– Хотелось бы поделиться основными трудностями, с которыми сталкиваются школьники при написании эссе на ЕГЭ по обществознанию. Многие школьники, к сожалению, изначально не умеют писать сочинение. Максимум, что у них получается, – это написать пять предложений, которые представляют собой вольные размышления по теме высказывания.
Я осознал, что для успешного написания сочинения очень важно сначала составить план. В своей практике я предлагаю ученикам сначала написать структуру будущего сочинения, не начиная писать сам текст. Они присылают мне план на корректировку, и, если все хорошо, приступают к написанию эссе.
Самое сложное – это научить школьников писать не сам план, а дать им понимание того, как на его основе написать работу. Здесь мне помогла особая методика: шаблоны текстов сочинений.
Что такое шаблон? В моем понимании, это недописанный текст сочинения. Такой текстовый шаблон составляется по плану эссе на определенную тему. Ученику надо вставить пропущенные куски текста, а иногда – дописать недостающие абзацы. Именно эта стратегия оказалась успешной и помогла моим ученикам преодолеть трудности при написании сочинения.
На госэкзамене по обществознанию нельзя писать свое мнение односложно: «Я согласен (или не согласен) с автором». Такой аргумент не оценят. В теоретической аргументации нужно показать знания терминов, умение соотносить их с темой и видеть взаимосвязи. В фактической всегда приветствуются примеры из истории и факты общественной жизни, в том числе смоделированные ситуации.
Ученику надо вставить пропущенные куски текста, а иногда дописать недостающие абзацы.
Www. kp. ru
23.05.2018 6:19:00
2018-05-23 06:19:00
Источники:
Https://chitaina. ru/catalog/uchebnaya-literatura-dlya-shkoly/ege-2021-obshestvoznanie-30-var-tip-ekz-var-fipi
Https://ctege. info/knigi-po-obschestvoznaniyu-dlya-podgotovki-k-ege/obschestvoznanie-polnyiy-spravochnik-dlya-podgotovki-k-ege-baranov-p-a-vorontsov-a-v-shevchenko-s-v. html
Https://vpr-ege. ru/ege/obshchestvoznanie/658-primery-esse-po-obshchestvoznaniyu-ege-2020
Https://2021god. com/temy-i-plan-esse-po-obshhestvoznaniyu-ege-v-2021-godu/
Https://www. kp. ru/putevoditel/ege/obshhestvoznanie/ehsse/