Сочинение по обществознанию олимпиада 10 класс

Содержание: структура эссе по обществознанию клише для эссе по обществознанию вступление основная часть заключение лексические конструкции для эссе по обществознанию

Эссе по обществознанию

Содержание:

  1. Структура эссе по обществознанию
  2. Клише для эссе по обществознанию
  3. Вступление
  4. Основная часть
  5. Заключение
  6. Лексические конструкции для эссе по обществознанию
  7. Выбор темы для эссе по обществознанию
  8. Обдумывание темы для эссе по обществознанию
  9. Как написать эссе по обществознанию
  10. Объем эссе по обществознанию
  11. ТОП 6 ошибок при написании в эссе по обществознанию
  12. Примерный план написания эссе по обществознанию
  13. Алгоритм написания эссе по обществознанию
  14. Шаблон для написания эссе по обществознанию
  15. Скачать готовые эссе по обществознанию
  16. Примеры эссе по обществознанию
  17. Пример №1
  18. Пример №2
  19. Пример №3
  20. Пример №4
  21. Образцы эссе по обществознанию

Эссе по обществознанию — это прозаическое сочинение на тему предмета «обществознание» небольшого объема и свободной композиции, объясняющие тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные.

Эссе по обществознанию

Если вы хотите научиться сами выполнять эссе по любым предметам, то на странице «что такое эссе и как его написать» я подробно рассказала.

Структура эссе по обществознанию

Структура эссе по обществознанию состоит из следующих этапов:

  1. Цитата.
  2. Проблема, поднятая автором; её актуальность.
  3. Смысл высказывания.
  4. Собственная точка зрения.
  5. Аргументация на теоретическом уровне.
  6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
  7. Вывод.

Эссе по обществознанию

Клише для эссе по обществознанию

Клише, которые можно использовать при написании эссе

Вступление
  • Для меня эта фраза является ключом к пониманию…
  • Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…
  • Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…
  • Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…
Основная часть
  • Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,…
  • Рассмотрим несколько подходов… Например, …
  • Проиллюстрируем это положение следующим примером…
  • С одной стороны, … С другой стороны, …
Заключение
  • Таким образом,…
  • Подведем общий итог рассуждениям …
  • Итак, …
  • Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания …

Лексические конструкции для эссе по обществознанию

  • По моему мнению…; я думаю…; на мой взгляд; автор (этого высказывания), хотел сказать о том, что…; имел в виду…; обозначил проблему…
  • Я согласен (сна) с автором (имя, фамилия)…; не могу не согласиться…; я совершенно согласен…; я не во всем согласен…; к сожалению, я не совсем согласен с точкой зрения, (мнением, позицией)…
  • Это высказывание представляется мне спорным…
  • Правота этого утверждения очевидна (не вызывает сомнения).
  • Недаром народная мудрость гласит… (далее пословица, поговорка).
  • Конечно, существуют другие мнения…, одним из них является точка зрения философа (мыслителя и т. д.)
  • В доказательство своей точки зрения (позиции…) я хотел бы привести пример из…
  • В истории нередко можно найти примеры того… (тому…)
  • В связи с этим, мне вспоминается (случай, телепередача, событие…)
  • Завершая свое эссе (размышление), я бы хотел еще раз сделать акцент…
  • В завершение своего эссе я хотел бы вернуться к идее (мысли), обозначенной в эпиграфе…

Выбор темы для эссе по обществознанию

При выборе темы лучше сосредоточиться на проблеме, где вы можете предоставить детальную, аргументированную теоретическую базу с использованием понятий, определений, фактов.

Выбирая тему для эссе по обществознанию, вы должны быть уверены, что:

  • владеете базовым пониманием фундаментальной науки, к которой она применима;
  • чётко понимаете смысл высказывания;
  • можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);
  • знать термины обществоведения, необходимые для правильного обоснования личной позиции на теоретическом уровне. (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);
  • сможете привести примеры из социальной практики, истории, литературы и личного жизненного опыта, чтобы подтвердить собственное мнение.
Обдумывание темы для эссе по обществознанию

1. Внимательно прочтите тему.

2. Определите тезис, идею, главную мысль, которую собираетесь доказывать.

3. Подберите аргументы, подтверждающие ваш тезис:

  • логические доказательства
  • доводы
  • примеры
  • ситуации
  • случаи и факты из собственной жизни или из литературы;
  • мнения авторитетных людей, цитаты.

4. Распределите подобранные аргументы.

5. Подумайте введение (вступление) к рассуждению, основываясь на теме и основной идее текста, возможно, включая высказывания великих людей, крылатые выражения, пословицы или поговорки, отражающие проблему. Вы можете начать свое эссе с риторического вопроса или восклицания, соответствующего теме.

6. Изложите свою точку зрения.

7. Сформулируйте общий вывод

В некоторых случаях ученики (студенты) «отклоняются» от темы. Они видят только название соответствующей области знаний (науки) и пишут свои «домашние заготовки из шпаргалок» на тему философии, социальной психологии, социологии и др. Такой ответ оценивается в 0 баллов как не соответствует требованиям задания. Задание предполагает, что учащийся должен основывать свой ответ на конкретной теме, а не на области знаний в целом. С другой стороны, в работе студентов сама распространена ошибка — это утверждение становится лишь поводом для разговора «на свободные темы«.

Как написать эссе по обществознанию

При написании эссе желательно обратить внимание на детальную проработку отдельных пунктов в задания с целью их установления:

  • сущности проблемы, идеи;
  • возможных линий ее раскрытия;
  • круга понятий, теоретических и конкретизирующих положений, которые могут быть использованы при выполнении задания.

Приблизительный алгоритм действий при написании эссе по обществознанию:

  • прочитать высказывание и соотнести его с областью знаний, в которой оно приведено;
  • определить смысл высказывания: определить, что является основной идеей автора, что он хотел подчеркнуть, выявить особенности того или иного социального феномена, на который он хотел обратить внимание;
  • очертить круг понятий для изложения ряда концепций, терминов, теоретических положений, спецификаций и иллюстративного материала, которые могут быть использованы в рассуждающей части;
  • раскрыть ваше понимание смысла выбранного авторского высказывания;
  • определить диапазон использования обществоведческих понятий, соблюдая область научных знаний для определения правильной и актуальной проблемы;
  • сформулировать теоретическую аргументацию (теоретические положения, выводы и т.п.);
  • привести примеры, иллюстрирующие заявленные теоретические позиции, суждения и выводы;
  • выявить источники фактических аргументов (факты социальной жизни, исторические факты, факты личного социального опыта, примеры из искусства и т.д.).

Решающее значение в оценке эссе имеет правильное использование социальных понятий и терминов; знание теоретических знаний, полученных в ходе обучения, а также умение выявлять проблемы, видеть при необходимости возможные альтернативные подходы к их интерпретации и пути их решения.

Объем эссе по обществознанию

Нет четких критериев для объёма эссе. Иногда длинные эссе не оцениваются высоко, а короткие — высоко оцениваются.  Важно не количество страниц эссе, а его содержание.

ТОП 6 ошибок при написании в эссе по обществознанию

  1. Содержание эссе не соответствует фундаментальной науке, к которой относится выбранное высказывание.
  2. Учащийся неправильно понял смысл высказывания.
  3. По теме высказываются только обычные мнения.
  4. Отсутствует четко определенное отношение к проблеме.
  5. Отсутствуют четкие аргументы, доказывающие отношение автора к теме.
  6. Недостаточно одного аргумента.
  7. Отсутствует четкая логическая структура эссе, выражающаяся в бессистемности, «скачках» мысли от одного сюжета к другому, простом наборе фраз. Иногда бывает эссе, в котором автор сначала соглашается с анализируемым высказыванием, а затем, в ходе последующего представления, фактически его опровергает.

Примерный план написания эссе по обществознанию

Можно предложить общий примерный план:

  1. Прочтите высказывание. Проанализируйте его и выделите главную идею. Каково ваше понимание высказывания? Что, по-вашему, хотел сказать автор? Для начала полезно попробовать пересказать мысль автора своими словами.
  2. Согласны ли вы с данным утверждением? Что вы думаете по этому поводу?
  3. Что говорит наука об этой проблеме (учебник по социальным наукам)? Какое определение можно дать, какие термины можно использовать для описания проблемы?
  4. Написать утверждение (или какие термины и определения помогают теоретически обосновать вашу точку зрения)? При этом вы должны соотнести выбранное вами утверждение с названием науки и использовать концептуальный аппарат этой науки.
  5. Какие аргументы (в виде исторических фактов, современных процессов, конкретных случаев из вашей жизни и жизни ваших близких и т.д.) доказывают правильность вашей точки зрения?

Конечно, этот план является аппроксимацией, и для красоты эссе его можно изменить, но желательно, чтобы в эссе присутствовали все составляющие плана. В то же время, ваше эссе может получить наивысший балл, если вы не ограничены одним аргументом или одним фактом, чтобы аргументировать свою точку зрения. Помните, что именно эссе позволяет учителям судить о глубине ваших знаний в области социальных наук; именно в эссе учитель видит вас как личность. Поэтому, наряду с вышеперечисленными требованиями, постарайтесь придать вашему эссе оригинальность, некую «изюминку«, которая невольно заставит учителя симпатизировать вам и заставит его выделить ваше эссе.

Алгоритм написания эссе по обществознанию

Сначала нужно:

  1. Прочитать критерии оценки эссе.
  2. Внимательно прочитайте задание;
  3. Подчеркните основную идею в каждом аргументе;
  4. Подумайте о том, для какой идеи вы можете наиболее быстро подобрать аргументы;
  5. Запишите мысли на отдельном листе бумаги.
  6. Приведите эмпирические примеры их добавляют как минимум два, но можно привести и больше.
  7. Следите за качеством примеров. Пример должен иллюстрировать заявленное суждение, поэтому не пытайтесь поместить их в конец текста.

Составляем план:

  • Вступление
  • Отражение проблемы в тексте:
  • формулировка проблемы
  • почему эта проблема сегодня актуальна?
  • Комментарий проблемы:
  • о чем пишет автор
  • как пишет автор
  • к какому выводу приводит читателя
  • Авторская позиция
  • Позиция ученика:
  • согласие/несогласие с автором
  • собственная позиция
  • Аргументация (2 аргумента)
  • Вывод — заключение

1. Цитата:

Для каждой темы попробуйте выбрать цитаты. Только они должны быть обоснованы и сопровождаться примерами. Чтобы иметь возможность обоснованно опровергнуть или согласиться с автором заявления.

2. Проблема и ее актуальность:

Определение проблемы или проблемного вопроса. Каждая цитата содержит проблему или ряд проблем. Важно помнить, что один афоризм может иметь много значений, если вы неправильно идентифицируете проблему, получите минимальный балл.

Клише:

  • Эта проблема актуальна в условиях …
  • … глобализация общественных отношений;
  • … формирование единого информационного, образовательного, экономического пространства;
  • … обострение глобальных проблем нашего времени;
  • … особый противоречивый характер научных открытий и изобретений;
  • … развитие международной интеграции;
  • … современная рыночная экономика;
  • … развитие и преодоление мирового экономического кризиса;
  • … строгая дифференциация общества;
  • … открытая социальная структура современного общества;
  • … формирование верховенства закона;
  • … преодоление духовного, морального кризиса;
  • … диалог культур;
  • … необходимость сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

Вам необходимо периодически возвращаться к теме, чтобы не увлекаться рассуждениями вне темы. Это считается ошибкой.

3. Смысл высказывания:

Не повторяйте дословное утверждение. Своими словами сформулируйте основную идею.

Для этого используйте клише:

  • «Смысл этого утверждения в том, что …»
  • «Автор обращает наше внимание на то, что …»
  • «Автор убежден, что …»

4. Собственная точка зрения:

Уточнение позиции автора по поднятой проблеме или вопросу. Как правило, достаточно кратко объяснить мнение автора своими словами, избегая повторения цитаты, близкой к тексту.

Определение своей позиции состоит в том, чтобы согласиться или не согласиться с автором полностью или частично. Или поспорьте с автором и выскажите свою точку зрения.

Используйте клише:

  • «Я согласен с автором, что …»
  • «Нельзя не согласиться с автором этого высказывания о …»
  • «Автор был прав, утверждая, что …»
  • «На мой взгляд, автор достаточно четко отразил в своем заявлении картину современной России (современное общество … ситуация, сложившаяся в обществе … одна из проблем нашего времени)»
  • «Я позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что …»
  • «Отчасти я придерживаюсь точки зрения автора о … но я не могу согласиться с …»
  • «Вы когда-нибудь думали о том, что …?»

5. Теоретическая аргументация:

Теоретическое обоснование. Чтобы раскрыть тему и доказать свое мнение, необходимо использовать теорию обществознания. Теория включает в себя все, что изучается в классах, написано в учебниках, справочниках и аннотациях. Термины, типы, функции — все это должно быть логически и органично объяснено в основной части эссе.

Выбор аргументов. Независимо от того, какое мнение вы высказали, его придется защищать. Другими словами, вам нужно будет выбрать некоторые аргументы в поддержку своей позиции.

Количество различных аргументов по критериям проверки — два. Особенно следует подчеркнуть, что это должны быть разные аргументы, например, один — исторический, а другой — литературный.

Необходимо использовать знания в области социальных наук: термины, понятия, мнения ученых, области научной мысли.

Не нужно перегружать эссе терминологией. Вы должны быть уверены в их правильном понимании и правильном использовании. Подготовьте примеры заранее.

6. Примеры из социальной практики, истории и литературы:

Эмпирический уровень:

  • Использование примеров из социальной практики, истории, литературы.
  • Используя свой собственный жизненный опыт.

При использовании примеров из истории или личного опыта обратите внимание на их достоверность. Подготовьте примеры заранее.

7. Вывод:

Заключение обобщает аргумент — 1-2 предложения.

Вывод не должен быть формальным и коротким. Вывод представляет собой полный абзац, содержащий в концентрированной форме результат ваших рассуждений.

Используйте клише:

  • «Таким образом, мы можем сделать вывод …»
  • «Подводя итог, я хотел бы отметить, что …»

Шаблон для написания эссе по обществознанию

План-схема действий

Примеры

1. Сформулируйте идею (идеи), затронутые автором.

  • В данном высказывании автор (например, Аристотель) затрагивает идею о…(указать какую)
  • В высказывании содержится идея (идеи) о…
  • Автор убежден в том, что …
  • Автор обращает наше внимание на …

2. Раскрыть (пояснить) затронутую автором идею (идеи).

  • Эта тема волнует многих современников, потому что…
  • Тема особенно актуальна для всего человечества…
  • Моя семья заинтересована в ….
  • Данная идея является актуальной в условиях глобализации и интеграции современного общества.
  • Описать различные точки зрения на затронутую автором идею (идеи) или различные подходы к ее решению (аспекты).

3. Ваша позиция, ваше видение проблемы

  • Позиция автора не оставляет сомнений…
  • Я безусловно согласен с …
  • Автор безусловно прав в том, что …, но…

4. Теоретически обосновать свою позицию, применив обществоведческие знания по данной теме, корректно используя необходимые термины и понятия

  • Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, духовной, социологической) теории…
  • Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…
  • В экономической (политической, духовной, социологической) теории данное высказывание имеет свои основания…
  • Рассуждения должны быть последовательными и непротиворечивыми, достоверными с точки зрения общественных наук.

5. Взаимосвязь и правильность терминов

  • Корректно используются термины, по каждому из них сделан вывод.

6.Привести конкретные примеры для иллюстрации приведенной идеи (идей)

  • В качестве примера можно привести следующий факт из общественной жизни…
  • Данная ситуация подтверждается жизненной практикой…
  • Эти идеи прослеживаются в произведении …
  • Каждый пример должен быть сформулирован развернуто, подтверждать указанную идею, быть явно связан с идеей, затронутой автором.

7. Краткий вывод по поднятой в цитате идее

  • Таким образом, ….
  • Несомненно, что …

Скачать готовые эссе по обществознанию

  1. Скачать эссе по обществознанию на тему: Смысл высказывания
  2. Скачать эссе по обществознанию на тему: Право существует для пользы человечества
  3. Скачать эссе по обществознанию на тему: Нет такого закона, который бы удовлетворял всех
  4. Скачать эссе по обществознанию на тему: Всегда выбирайте самый сложный путь, на нем вы не встретите конкурентов
  5. Скачать эссе по обществознанию на тему: Человек немыслим вне общества

Примеры эссе по обществознанию

Пример №1

«Семья — это та первичная среда, в которой человек должен учиться делать добро» (В.М.Сухомлинский)

В.М. Сухомлинский сказал: «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться делать добро»

Автор в своем заявлении затрагивает представление о роли семьи, ее значении в жизни человека. Эта идея остается актуальной сегодня.

Смысл этого утверждения состоит в том, что семья — это социальный институт, который оказывает огромное влияние на формирование личности и является агентом первичной социализации, от которого зависит, кем человек станет в будущем. Именно семья влияет на человека, формирует его мировоззрение и интересы

Из курса социальных наук мы знаем, что семья — это социальная система, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общей жизнью, взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет определенные функции. Например, репродуктивная функция, которая заключается в воспроизводстве, экономической, психологической, социальной и нравственной функциях социализации и духовно-нравственной деятельности, проявляется в влиянии на развитие членов семьи. Родители воспитывают детей, показывают, «что хорошо, а что плохо» на конкретных примерах, учат добру. Они закладывают фундамент личности, строят его личность по кирпичику.

Пример идеальной модели семьи — семья Гриневых из А.С. Пушкинская работа «Капитанская дочка. Родители смогли дать Петру необходимые знания об окружающей среде, навыках, способностях, сложившихся нормах, представлениях о нравственной и аморальной деятельности. Именно этому способствовало не только наличие у главного героя таких качеств, как мужество, честность, доброта, но и формирование достойной личности в обществе.

Другим примером, подтверждающим это утверждение, является личность Ивана IV Грозного. Он рано потерял родителей и оказался в обстановке противостояния бояр. Иван был оставлен на произвол судьбы и жил в жестокой среде. У него не было полноценной семьи, которая могла бы дать ему основные понятия морали, добра и зла. Это отразилось на характере царя, он стал жестоким, злым и равнодушным.

Итак, подводя итог, можно сказать, что В. Сухомлинский был прав в своем заявлении, говоря, что семья является основным агентом социализации человека и что именно семья воспитывает в человеке способность делать добро.

Пример №2

«Революция — варварский путь прогресса» (Ж. Жорес)

В своем заявлении Жан Жорес утверждает, что революция является формой прогресса, но в то же время он указывает, что это жестокие, грубые изменения в социальной структуре. Я согласен с заявлением автора, потому что, действительно, революция приводит к радикальным изменениям, связанным с агрессивной деятельностью и направленной на насильственное изменение социальной системы.

Следует отметить, что прогресс — это прогрессивное движение общества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Прогресс обычно приводит к позитивным изменениям в обществе. И революция понимается как радикальная революция в обществе, которая ведет к новой социальной и политической системе и созданию нового правительства. Революция сопровождается огромными жертвами, насилием и опустошением во всех сферах жизни общества.

Аргументируя эту точку зрения, стоит упомянуть революцию 1917 года в России, которая повлекла за собой жестокую конфронтацию в обществе и стране в целом. Несмотря на то, что экономика государства вышла на новый уровень, гражданская война унесла миллионы невинных людей, вызвала голод и опустошение.

Вторым аргументом я бы хотел привести Евромайдан в Украину. Его положительными результатами стали смена правительства, а также подписание соглашения об ассоциации с Европейским союзом. Но средства для его достижения были чрезвычайно жестокими, поэтому результаты массовых акций протеста включают кровавые столкновения, огромное количество раненых гражданских лиц и миллионы беженцев.

Таким образом, суммируя вышесказанное, мы можем сделать вывод, что автор был прав, утверждая, что революция — это путь прогресса, движения к лучшему, но осуществляемый варварскими методами, то есть с применением силы.

Пример №3

«Целью школы всегда должно быть развитие гармоничной личности, а не специалиста» (Альберт Эйнштейн)

Основная идея этого утверждения заключается в том, что обязанностью любой школы является не преподавание конкретных дисциплин, а развитие духовных и социальных качеств человека. Автор размышляет о значении школы как источника формирования личности. Я полностью согласен с мнением Альберта Эйнштейна и считаю, что эта тема актуальна для всего мирового сообщества.

Рассмотрим это утверждение с точки зрения социальных наук. Личность — это понятие, характеризующее человека как социальное существо, которое имеет свои индивидуальные качества и предпочтения, которые формируются в обществе. Школа, как социальный институт, учит людей общепринятым нормам поведения, знакомит их с культурой и тем самым адаптирует каждого к жизни в обществе. Специалист, получивший определенные знания и навыки в одной области, имеет совершенно другое значение. Такой предмет может быть хорошо информирован и обучен. своей профессии, и в то же время не влияет на структуру общества в целом. Таким образом, роль специалиста ограничивается только определенной сферой деятельности, а роль человека неоценима для всего мирового сообщества.

В подтверждение вышесказанного я приведу таких великих личностей, как Лев Толстой, Уинстон Черчилль, Константин Циолковский. Деятельность этих людей повлияла на всю историю человечества, и в конце концов все они были неудачниками. Плохая школа не повлияла на дальнейшие успехи этих гениев в области литературы, политики и науки.

В заключение хочу сказать, что школа — это не место, где воспитывается успешный и великий человек, это место, где формируется гармоничный человек.

Пример №4

«Забота о жизни и счастье людей, а не их уничтожение, является первой и единственной законной задачей хорошего правительства »(Томас Джефферсон)

В этом заявлении автор затрагивает идею роли государства в жизни граждан. По мнению автора, важнейшей функцией демократического государства является обеспечение защиты прав и свобод, нормальных условий жизни, предоставление различных льгот гражданам; Невыполнение государством функций, закрепленных в законе, а также выполнение политических решений, несовместимых с волей граждан, снижает уровень легитимности власти. Я согласен с мнением автора. В этом заявлении можно выделить следующие аспекты: функции демократического государства и отношения между государственной властью и гражданами в демократическом государстве.

Рассмотрим первый аспект с теоретической точки зрения. Демократическое государство — это государство, в котором люди признаются основным источником власти, а граждане наделены широким спектром прав и свобод, включая право на участие в управлении государством. Выделяют следующие функции демократического государства: политические, социальные, экономические, культурные, а также защита правопорядка, прав и свобод гражданина. Политическая функция государства заключается в обеспечении демократии, создании условий для деятельности социальных институтов. Социальным является обеспечение нормальных условий жизни, реализация прав граждан на охрану здоровья, образование, отдых на жилье. Экономическая функция государства заключается в обеспечении занятости, распределении государственного бюджета и развитии экономики. Последняя из перечисленных функций подразумевает обеспечение неукоснительного соблюдения закона, защиту прав и свобод граждан, борьбу с правонарушителями и т. Д. Таким образом, только при выполнении этих функций, направленных на обеспечение достойной жизни человека, государство может считаться законным потому что граждане признают такую ​​власть и подчиняются ей.

Я приведу пример из СМИ. В статье в газете «Аргументы и факты» цитируются страны с наиболее могущественными демократиями. Соединенные Штаты — это сильное демократическое государство, основанное на верховенстве закона, которое предоставляет своим гражданам политические права и свободы, поэтому гражданское общество там развито очень высоко. Его наличие свидетельствует о развитой политической свободе граждан. С точки зрения качества жизни, ИЧР и других показателей США также занимают лидирующие позиции, что позволяет правительству быть стабильным и сильным, потому что американцы удовлетворены действующим правительством. Государство выплачивает большие социальные пособия, разрабатывает специальные программы для помощи нуждающимся, поощряет создание новых рабочих мест, делает медицину лучше и доступнее, а образование также бесплатно для американцев.

Таким образом, этот пример демонстрирует реализацию в США важнейшей государственной функции — социальной, направленной на обеспечение достойной жизни гражданина.

Рассмотрим второй аспект с теоретической точки зрения. Они выделяют основные проявления отношений между государственной властью и гражданами: граждане участвуют в формировании и осуществлении государственной власти (то есть, как только граждане недовольны государственной властью, они имеют право изменить ее путем выборов — важный демократический институт), государственные органы заменяются и подотчетны избирателям, существует гласность и нет цензуры в средствах массовой информации (таким образом, существует яркая связь между этими политическими образованиями, граждане могут критиковать правительство), никакой идеологии не может быть общественность, и приоритетом является обеспечение юридического и политического равенства граждан. Также важен политический плюрализм, реальная реализация принципа разделения властей. В демократическом государстве политические решения принимаются на основе принципа большинства при уважении и учете интересов меньшинства, что важно, когда государство стремится реализовать многочисленные потребности общества. Государственная власть осуществляется через государственный аппарат — систему государственных органов, учреждений и организаций, через которые осуществляются права человека. Таким образом, мы видим, что государственная власть в демократическом государстве ориентирована на интересы граждан, их связь прочна.

Я приведу пример из истории. Древняя Греция была первым демократическим государством. С детства жителей страны привлекали к участию в общественной и политической жизни государства. Также при рождении греки обладали различными политическими правами и свободами. Вот почему каждый грек нес особую ответственность за политическую жизнь: граждане участвовали в выборах, голосованиях и собраниях для решения важных государственных вопросов, потому что каждый голос был подсчитан и оценен. Это показывает, что государственные органы отвечали взаимностью своим гражданам, стремились удовлетворить их потребности, максимально защитить их права и свободы.

Образцы эссе по обществознанию

  1. «Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)
  2. «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, – не только не благо, но несомненное и очевидное зло» (Л. Н. Толстой)
  3. «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека)
  4. «Без борьбы нет прогресса» (Ф. Дуглас)
  5. «Человек – нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самое себя» (В.М. Шукшин)
  6. «Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей» (Н.Г. Чернышевский)
  7. «Без многого может человек обойтись, только не без человека» (Л. Берне)
  8. «Величие великого человека обнаруживается в том, как он обращается с маленькими людьми». (Т. Карлейль)
  9. «Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок» (Д. Дидро)
  10. «Личностью не родятся, личностью становятся» (А.Н. Леонтьев)
  11. «Прогресс технологии одаряет нас все более совершенными средствами для движения вспять» (О. Хаксли)
  12. «Природа не знает никаких прав, ей известны только законы» (Д. Адамс)
  13. «Природа – единственная книга, все страницы которой полны глубокого содержания» (И. Гете)
  14. «Именно стратегическая организация поведения включает интеллект и волю в структуру личности, соединяя их с потребностями, интересами, всей мотивацией поведения личности» (Б. Г. Ананьев)
  15. «Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» (Б. М. Теплов)
  16. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают» (А.Г. Асмолов)
  17. «Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности» (М.М. Бахтин)
  18. «Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться – иногда в очень значительных пределах» (Ю.М. Лотман)
  19. «Личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (А. Н. Леонтьев)
  20. «Личность – это человек как носитель сознания» (К. К. Платонов)

Сочинение по обществознанию олимпиада 10 класс

20210413 vu tg sbscrb2

Памятка для учащихся.

Как научиться писать эссе по обществознанию.

  1. Эссе – это разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий ассоциаций. Чётко должна прослеживаться авторская позиция, отношение (особенно в основной части).
  2. Запиши тему эссе.
  3. Не забывай, что ты пишешь эссе по обществознанию, поэтому сразу на черновик набросай обществоведческие термины, цитаты, примеры, факты,приемлемые для раскрытия данной темы.
  4. Определи проблему. Проблема–это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения. Примеры некоторых видов проблем, соответствующие разделам курса обществознания:

Сочинение по обществознанию олимпиада 10 класс

Памятка для учащихся.

Как научиться писать эссе по обществознанию.

  1. Эссе – это разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий ассоциаций. Чётко должна прослеживаться авторская позиция, отношение (особенно в основной части).

  2. Запиши тему эссе.

  3. Не забывай, что ты пишешь эссе по обществознанию, поэтому сразу на черновик набросай обществоведческие термины, цитаты, примеры, факты, приемлемые для раскрытия данной темы.

  4. Определи проблему. Проблема–это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения. Примеры некоторых видов проблем, соответствующие разделам курса обществознания:

  5. Структура эссе.

Выявил проблему, т.е. задачу, требующую разрешения, формулируй тезис — мысль автора по той или иной проблеме. Мысль автора выражается в виде тезиса ( Т ). Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или бытового характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы ( А ). Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства и т.д. Лучше (но не обязательно) приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, т.к. один может быть неубедительным, три аргумента могут перегрузить (эссе – все же «малый жанр»!).

Таким образом, получается кольцевая композиция эссе:

Вступление (В), проблема (П), тезис (Т), аргументы (А), вывод (В).

6. Схема эссе:

I. В

II. П

III. Т

А1

А2

IV. В

Логике изложения материала и его структурированию способствуют выделение абзацев и красная строка. Каждый абзац — предыдущий и последующий – должны быть связаны между собой.

  1. Эссе должно быть «эмоционально заряжено», но при этом важно проявить внешнюю сдержанность повествования. Экспрессивность достигается за счёт коротких, простых предложений, разнообразных по интонации и умелого использования самого «современного» из всех знаков препинания – тире. Тире вносит в предложение особую интонацию, так необходимую для выражения своего мнения.

  2. Уместно использование клише. Например:

    1. Для меня эта фраза является ключом к пониманию…

    2. Поразительный простор для мыслей открывает эта фраза.

    3. Я не могу присоединиться к данному утверждению и попробую обосновать свою позицию.

    4. Выражая несогласие с мнением автора, ответим на вопросы: так что же такое…

    5. Я полностью согласна с позицией автора.

    6. …оказывает благотворное действие…

    1. Представленная в данном высказывании проблема актуальна и злободневна для …

    2. С одной стороны я согласен, потому что… С другой – нет, так как…

    3. Именно поэтому я соглашаюсь с автором.

    4. Мне очень импонирует фраза…

    5. Проиллюстрируем это положение примерами.

    6. Рассмотрим несколько подходов.

    7. Во- первых,…Во- вторых,..

Алгоритм написания эссе

1.внимательно прочтите все темы (вы­сказывания), предлагаемые для написания эссе; 

2. выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл этого высказыва­ния; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести при­меры, имеете личный опыт и пр.); 

3.определите главную мысль высказыва­ния (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами); 

4.набросайте   аргументы   «за»   и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афо­ризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер); 

5. для каждого аргумента подберите при­меры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.; 

6. подумайте, какие литературные при­емы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.); 

7. распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательнос­ти (это будет ваш условный план); 

8. придумайте вступление к рассужде­нию (в нем можно написать, почему вы вы­брали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.); 

9. изложите свою точку зрения в той по­следовательности, которую вы наметили; 

10. сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее. 

Чего следует избегать при написании эссе.

1. Непонимания сути заявленной темы.

2. Отсутствия структурированности в из­ложении.

3.  Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).

4.  Использования риторики (утвержде­ний) вместо аргументации (доказательств).

5.  Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.

6. Слишком  обширной  описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.

7.  Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без выска­зывания собственной позиции.

8. Повторов без необходимости.

151807 5c6167ff80e75

-75%

Сохранить у себя:

Сочинение по обществознанию олимпиада 10 класс Памятка «Как писать эссе по обществознанию» (43 KB)

icon visionoff

icon visionon

.
Максимальный балл – 6.

План работы:

  1. Выбрать одну из пяти предоставленных цитат (блоки: социология, экономика, политика, философия, правоведение).
  2. Сделать вступление, выдвинув идею высказывания и конкретнее пояснить её.
  3. Написать термины, подходящие под идею цитаты, раскрыть их и связать вместе. Также писать о своих рассуждениях.
  4. Подтвердить идею двумя аргументами из разных источников.
  5. Сделать небольшой вывод.

Шаблон (клише):

1. Вступление

Формируем идею цитаты (не проблему!), используя следующие клише
:

  • «В своём высказывании (ФИО) выдвигает идею…»
  • И поясняем её более подробно:
  • «(ФИО) имеет в виду, что…»
  • Пишем своё мнение (необязательный пункт):
  • «Я считаю, что…»
  • «Я согласна (согласен) с мнением ФИО по поводу…»

НЕ НУЖНО ПИСАТЬ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ! – большинство цитат, которые даются для эссе, непроблемные.

2. Теоретическая часть

Выписав, на черновик необходимые понятия и термины (не меньше 3), раскрываем их понятия и органично вписываем в абзац, связывая с идеей цитаты. Также необходимо по мере раскрытия теоретической части писать свои рассуждения,
связывая из с терминами. Клише
для теоретической части:

  • «Для подтверждения данной идеи обратимся к теории.
    (Первый термин и понятие и так далее)».

3. Аргументы

Пишем два аргумента, которые раскрывают приведённую идею, взяв их из разных источников (СМИ и литература, кинофильм и курс обществознания в школе и др.). Клише
для аргументов:

  • «Для подтверждения этой идеи приведу статью, которую я прочитал(а) в газете
    «Вестник». В ней говорится о…»
    – первый аргумент.
  • «Из курса географии/ обществознания/ истории я узнала(а) о такой…»
    – второй аргумент.

В аргументах не только описываем ситуацию, но и рассуждаем о её связи с идеей.

4. Вывод

Кратко подводим итог всему написанному выше:

  • «Таким образом, оба примера ещё раз доказывают выдвинутую автором идею о том, что…».

Пишем кратко и чётко. Новых идей и мыслей не вводим.

14.03.2020

Какого плана придерживаться при написании эссе, как построить правильную структуру и многое-многое другое СУПЕР полезное для вас — на этой странице!

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В 2020 ГОДУ

Кратко о структуре эссе 2020

1. Если есть определенный блок, то обращаемся сразу к нему. НО! Бывает в вашем любимом блоке крайне «узкая» «плохая» цитата, значит надо искать цитату из другого блока обществознания.

2. Выбираем цитату.

3. Соотносим цитату и блок из курса обществознания, он указан рядом с цитатой! Сразу начинаем мыслить категориями этого блока (социология, политология, экономика и т.д.)

4. Составляем на черновике список терминов, которые необходимо отразить в эссе. НО только те, что совпадают с темой эссе!

5. Если не можем составить список терминов (хотя бы 3 термина), значит, выбираем другую цитату, которую сможем раскрыть.

6. Выписываем цитату на черновик и подчеркиваем КЛЮЧЕВЫЕ слова, на основе которых выстраиваем КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ, затронутые автором.

ЭТО ПЕРВЫЙ АБЗАЦ ЭССЕ – САМЫЙ ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ, если за него 0, то за все эссе 0!

7. Выводим из ключевых идей теоретические суждения (2 точно), сопровождая их терминами из списка.

ЭТО ВТОРОЙ АБЗАЦ ЭССЕ – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ

  • Необходимо уточнить…
  • Исследователи понимают…
  • Выделяют следующие типы…
  • Классификация основана на….

8. К каждому теоретическому суждению подбираем иллюстрирующий пример. Разные источники! История, литература, социальный опыт, книги, фильмы.

Примеры не должны быть однотипными и абстрактными. Должны четко отражать теоретические суждения. Вы должны показать, почему именно этот факт вы используете как иллюстрирующий аргумент!

ЭТО ТРЕТИЙ АБЗАЦ ЭССЕ – ПРАКТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ

  • В качестве примера…
  • Во-первых (если говорим, во-первых, значит должно быть, во-вторых; если говорим с одной стороны – то и с другой стороны!)
  • Опыт …иллюстрирует

9. В выводе необходимо сформулировать, показать чем/почему важны идеи, затронутые автором в цитате (идем снизу вверх по эссе)

АБЗАЦ – КОНЦОВКА

  • Важность развития….
  • Таким образом,
  • Следовательно…

10. Фраза-лозунг, как логическое завершение творческой мысли.

Эссе это вариант творческой работы:

  • Я надеюсь,
  • Я считаю важным,
  • Я считаю необходимым…
  • Это позволит усовершенствовать…
  • Создаст предпосылки улучшения…

Приводим конкретный ПОДРОБНЫЙ план как писать эссе на егэ по обществознанию. Он состоит из 7 важных пунктов.

План написания эссе

  1. Цитата.
  2. Проблема, поднятая автором; её актуальность.
  3. Смысл высказывания.
  4. Собственная точка зрения.
  5. Аргументация на теоретическом уровне.
  6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
  7. Вывод.

Как писать эссе по обществознанию в 2020 году — вебинар

1. Выбор высказывания

  • Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;
  • чётко понимаете смысл высказывания;
  • можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);
  • знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);
  • сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

2. Определение проблемы высказывания.

Для более чёткой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто.

После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:

  • Данная проблема является актуальной в условиях…
  • …глобализации общественных отношений;
  • …формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
  • …обострения глобальных проблем современности;
  • …особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
  • …развития международной интеграции;
  • …современной рыночной экономики;
  • …развития и преодоления мирового экономического кризиса;
  • …жесткой дифференциации общества;
  • …открытой социальной структуры современного общества;
  • …формирования правового государства;
  • …преодоления духовного, нравственного кризиса;
  • …диалога культур;
  • …необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).

3. Формулировка основной мысли высказывания

  • «Смысл данного высказывания состоит в том, что…»
  • «Автор обращает наше внимание на то, что…»
  • «Автор убеждён в том, что…»

4. Определение своей позиции к высказыванию

  • «Я согласен с автором в том, что… »
  • «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу…»
  • «Автор был прав, утверждая, что…»
  • «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)»
    «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…»
  • «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с… не могу согласиться»
  • «А не задумывались ли вы над тем, что…?»

5-6. Аргументация собственного мнения

Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

1. Теоретический уровень —
его основой являются обществоведческие знания (понятия,
термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения
учёных, мыслителей).

Фразы-клише:

  • Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…
  • Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…
  • В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания…

2. Эмпирический уровень —
здесь возможны два варианта:

  1. использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
  2. обращение к личному опыту.

При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:

  • Подтверждают ли они моё мнение?
  • Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
  • Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
  • Убедительны ли они?

Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы».

7. Вывод

Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.

Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:

  • «Таким образом, можно сделать вывод…»
  • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…»
  • В заключение можно сделать вывод, что…
  • На основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что…

Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него

  • краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель»,
    «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель
    идеалистического направления в философии» и др.);
  • описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
  • указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они
    применяются в эссе;
  • указания на альтернативные варианты решения проблемы.

И в завершение. Посмотрим вебинар, в котором рассматривается структура написания мини-сочинения, даются упражнения для тренировки и рассматриваются критерии оценивания:

Самые популярные ошибки при написании эссе

  • Самая печальная ситуация — план отсутствует вовсе.
    Человек испугался его писать, растерялся, тупо не успел переписать с черновика. Черновик не проверяется ни на одном экзамене ЕГЭ, все в курсе? Ни апелляция, ни слёзы эту ситуацию не меняют.
  • Неверно выделены «обязательные» пункты.
    Да, с нововведениями стало страшнее, но все же стоит попытаться. Например, для раскрытия темы «Политические партии» «обязательными» пунктами на экзамене были взяты особенности политических партий как общественных организаций, функции политических партий и классификация / типы политических партий. Плохо дело. А ты знаешь, какие пункты для этой темы обязательны?
  • В плане меньше 3 пунктов или ни один из пунктов не раскрыт в подпунктах.
    «Не знаешь правил — не получишь баллы». Учи критерии.
  • Планы по устаревшим шаблонам
    никому не нужны, это потеря времени и баллов. Не нужно писать первый пункт вопросом: «Что такое рынок?» — эта формулировка давно устарела.
  • Не нужно пытаться «выделиться» или «показать особенный взгляд на мир».
    Это не кастинг, это просто одно из заданий ЕГЭ.
  • Орфографические ошибки никого не волнуют
    , но если ты не можешь сформулировать мысль, баллы снизят
  • План написан не по теме или не раскрывает тему «по существу».

Если вы твердо решили сдавать ЕГЭ по обществознанию, значит это статья для вас. Сегодня мы разберемся с тем, как выполнять одно из самых сложных заданий КИМа ЕГЭ по обществознанию — эссе.

Как писать эссе по обществознанию? Для начала необходимо ознакомиться с критериями оценивания вашей работы на экзамене. Эссе по обществознанию оценивается в рамках трех основных критериев.

Критерий 1 — нахождение проблемы

Это самый важный критерий. Здесь проявляется ваше умение понять, о чем автор говорит в своем высказывании. В этой части выполнения задания есть несколько рисков:

Риск №1:
ключевые слова

Прочитав выбранное высказывание экзаменуемые скорее всего увидят в его составе знакомые слова и считают нужным включить эти слова в свое определение проблемы. Так, например, высказывание типа «Неравенство- такой же хороший закон природы, как и всякий другой». (И. Шерр.) может ввести экзаменуемого в заблуждение. Казалось бы все очевидно: автор использует термин неравенство, а значит мы можем написать, что он поднимает «проблему неравенства»… Но нет, нет и нет!

Если вы перечитаете приведенное высказывание несколько раз (кстати цитата Шерра — не самая сложная тема для распознания проблемы), то увидите, что автор рассуждает о том, насколько естественно неравенство, является ли оно чем-то присущим человеческому сообществу от природы.

Может быть на данном этапе разница покажется кому-то не очевидной, но в дальнейшем ваши термины и (!!) аргументы будут выдавать ошибки в интерпретации. Вам нужно будет рассказать не о неравенстве как экономическом или социальном феномене, но о его неизбежности для человека, либо же напротив — изначальной несвойственности (в случае, если вы с автором не согласны).

Риск №2:
неточная формулировка

За годы преподавания на курсах подготовки к ЕГЭ по обществознанию мне нередко приходилось слышать от учеников заявления в духе «я понимаю, о чем идет речь, но мне сложно это сформулировать и записать». Так вот, на ЕГЭ это обстоятельство не является уважительной причиной.

В самом начале вашего эссе по обществознанию проблема высказывания должна быть сформулирована четко и ясно. Не заставляйте экспертов искать проблему в вашем тексте, укажите ему на нее, выразив всю сущность одним или двумя емкими предложениями.

Риск заключается не только в том, что отсутствие четкой формулировки может привести к тому, что эксперт попросту не найдет проблему высказывания в вашем эссе. Описав проблему двусмысленно и нечетко вы сами становитесь объектом риска, т.к. можете сбиться на другую проблему в ходе написания эссе. И подобных примеров огромное количество.

Риск №3:
неоправданно усложнение

Некоторые ребята слишком сильно пугаются ЕГЭ. Это — нормальная реакция, но вот при написании экзамена она не только Вам не поможет, но и скорее всего навредит.

Если вы решаете поразить проверяющих, выбрав философское высказывание, будьте уверены, что вы правильно поняли его смысл. Подготовившись к тому, что философия — это история про сложные смыслы, абстрактные идеи и непонятные слова, ребята усложняют изначальное высказывание, выстраивают слишком длинные логические цепочки. Помните, что ЕГЭ — экзамен для школьников, никто не ждет от вас повторения подвигов Ницше или Канта.

Критерий 2 — теоретическая аргументация

Максимальная оценка за этот критерий — 2 балла. Она слагается из двух блоков: отсылка к теоретическому материалу из курса обществознания и объяснение основных терминов.

Разберемся с первым блоком. Подойдя к финишной прямой, вы должны продемонстрировать максимум своих знаний, и теоретическая аргументация- лучшая возможность сделать это. Выбрали эссе про экономическое неравенство? Вспомните о теории Карла Маркса! Согласитесь с ним или покритикуйте, главное- расскажите о его вкладе.

Не помните теории? Не беда! В эссе про проблему истинности или ложности идей вспомните о критериях определения истины, ее видах.

Второй блок — термины. Вам нужно вспомнить не менее двух терминов, (!!) НАПРЯМУЮ относящихся к проблеме. Термины демократия и политическое лидерство изучается в одном тематическом блоке- политика, но, если вам попалась проблема, затрагивающая электоральные процессы, «политический лидер» будет не лучшим выбором.

Выбор терминов для эссе должен базироваться на «золотом» правиле написания любого текста: думайте, не что еще добавить, а без чего нельзя обойтись. Поэтому в разговоре о выборах лучше вспомнить об уже указанной демократии, избирательных цензах, политической репрезентативности и самом понятии «электоральные процессы».

Критерий 3 — аргументы в ЭССЕ по обществознанию

Максимальная оценка за этот критерий — 2 балла. А вот теперь, друзья, запоминаем главное правило: вам нужны 2 аргументы из 2 РАЗНЫХ источников. Что это значит? Если вы в своем эссе, посвященном политическим реформам, приводите блестящие аргументы о Петре I и Александре II, не ждите 2 баллов, потому как оба аргумента были почерпнуты вами из истории России. Обратитесь к актуальным событиям (СМИ), вспомните любимых литературных персонажей. В конце концов, вы можете обратиться к личному опыту, подтвердив или опровергнув выдвинутый тезис.

Вот и все. 3 критерия, 5 баллов. Однако, на этом история с эссе по обществознанию не заканчивается.

FAQ`s (наиболее частые вопросы)

  • Нужно ли выражать свою позицию?

Ответ:
нужно. И хотя в критериях четко не прописана необходимость вашего взгляда на проблему, но давайте подумаем логически. Для того, чтобы аргументировать какую-то позицию (вспоминайте про К3), нужно эту позицию иметь. Поэтому, друзья, приводим свою позицию.

  • Нужно ли прописывать мнение автора?

Ответ:
нужно. В той части эссе, где вы объясняете суть проблемы, о которой хотите порассуждать, вам необходимо помнить об одной очень важной вещи. Позиция автора не тождественна проблеме. Автор может говорить о том, что рыночная экономика- худшая форма экономических отношений, это его субъективное мнение. Проблема же вашего высказывания- вопрос, который не может быть субъективным, а напротив- взывает к дискуссии. Поэтому позиция автора должна быть озвучена отдельно.

  • Я не помню точные формулировки терминов, можно ли писать своими словами?

Ответ:
можно, но это очень опасно. Обществознание — предмет, в котором нет однозначных определений, одно и то же явление может быть рассмотрено с разных позиций. Выражение вашей авторской позиции с этой точки зрения не возбраняется, но помните, что авторские определения- задача, с которой не всегда справляются даже аспиранты ведущих университетов. Поэтому идеальным выходом из ситуации будет не придумывание новых смыслов, но попытка передать ключевой смысл термина, использовав точную лексику и составив грамотное предложение.

  • Что лучше: выбрать один раздел и писать весь год эссе по нему или же писать по всем разделам?

Ответ:
Это дело индивидуальное. Но как показывает практика, лучше выбрать не один, но 2 или 3 раздела, которые нравятся вам больше остальных и писать по ним эссе каждую неделю (минимум). Выбирая лишь один раздел, вы рискуете столкнутся с неожиданно сложным высказыванием и не понять проблему. Поэтому застрахуйте себя заранее.

  • В каком стиле нужно писать эссе?

Ответ:
Обществознание — это не литература (строго говоря, ничто не обществознание, кроме обществознанияJ). Поэтому литературный слог, эпиграфы, 5строчные предложения скорее навредят вашей работе. Задача вашего эссе- представить проблему и рассказать о том, как она может быть осмыслена. Здесь нужна точность, лаконичность и четко выстроенная логика. Однако, в то же время эссе — не сухой текст, а ваши рассуждения. Поэтому все должно быть в меру.

  • Влияют ли орфографические и пунктуационные ошибки на мою оценку?

Ответ:
Нет, отдельного критерия для этого нет, но на общее впечатление о вашей работе такие ошибки повлияют.

И самое главное правило: начинайте готовиться как можно раньше. Удачное эссе — дело опыта, поэтому смело атакуйте своих преподавателей в школе или на .

УЦ «Годограф» искренне желает вам удачи на экзаменах!

Для успешной сдачи экзамена недостаточно хорошо владеть материалом, необходимо изучить, как писать эссе по обществознанию.

В рамках него важно уметь выстраивать причинно-следственные связи, формулировать умозаключения и делать выводы, ссылаясь на факты общественной жизни и исторические события.

В статье рассмотрено, как создать грамотный план и структуру сочинения, а также несколько конкретных клише и примеров.

Что такое эссе по обществознанию

Письменная часть в ЕГЭ по обществознанию состоит из нескольких частей:

  • анализ текста;
  • ответы на конкретные вопросы;
  • эссе.

slide 1

Последний блок основан на том, что выпускник должен выбрать одно из нескольких представленных высказываний и сформулировать свои размышления о нем, привлекая знания обществоведческого курса.

Ученик должен отразить свое понимание темы, позицию по обсуждаемому вопросу и аргументировать ее, приведя несколько фактов из общественной жизни или истории.

Правила написания эссе и критерии оценивания

В первую очередь определим основные правила, которых стоит придерживаться при написании эссе, а также то, на что будут обращать внимание проверяющие.

slide 26

Перед выбором темы стоит внимательно изучить не только сами высказывания, но и сферу, из которой они взяты. Важно быть компетентным в области выбранного предмета.

Дело в том, что при написании важную роль будет играть грамотно примененная терминология.

Базовые критерии оценивания следующие:

  1. Раскрытие смысла
    – описанное должно показать понимание сути цитаты. Писать стоит максимально четко и структурировано. У проверяющего не должно возникнуть ощущения, что автор работы просто поверхностно переформулировал высказывание.
  2. Прослеживаемая структура текста
    , логика повествования, грамотное использование терминов, наличие выводов
    после размышлений и в конце эссе.
  3. Количество и качество примененных аргументов
    – используемые примеры должны соотноситься с темой, раскрывать ее более глубоко и отражать позицию автора работы. Рекомендуется использовать сведения из СМИ, литературы, истории. Если есть жгучее желание привести личный аргумент, то стоит завуалировать его под формулировкой «в общественной жизни можно встретить отражение этого …».

Важно отметить:
если проверяющий после прочтения работы не готов оценить первый критерий, то за все эссе ставят ноль баллов.

То есть даже идеально и грамотно написанный текст не по той теме, не будет засчитан. В связи с этим рекомендуется внимательно подходить к выбору темы и заранее готовиться к написанию эссе из нескольких сфер.

План и структура написания

Рассмотрим один из примеров плана эссе по обществознанию:

  • вступительное слово – несколько слов о сфере;
  • согласие или несогласие с позицией автора высказывания;
  • отражение понимания цитаты;
  • приведение аргументов;
  • вывод.

Конкретный шаблон для 11 класса будет представлен ниже. Правильно написанное сочинение решит проблемы с более, чем десятью процентами от баллов.

img36

Как написать эссе по обществознанию

Ниже представлена примерная структура эссе, которую допустимо использовать, как шаблон.

Избранное мною высказывание относится к экономической (социальной, политической, духовной, правовой) сфере:

  1. Экономическая сфера изучает правила ведения хозяйства, а также отдельно взятые экономики стран.
  2. Социальная сфера изучает строение общества, совокупность взаимосвязанных социальных групп, отдельных личностей и отношения между ними.
  3. Политическая сфера изучает основы и стандарты в управлении государством, организации политической жизни и формировании политической системы.
  4. Правовая сфера изучает совокупность взаимосвязанных правил поведения, а также санкции за нарушение норм, охраняемых силой государства.
  5. Духовная сфера изучает понятия, связанные с культурой и нравственностью, а также основы познания, мировоззрения.

Высказывание связано с таким понятием, как *** *** — это (определение понятия из высказывания).

В общественной жизни/ в истории/ в литературе можно встретить подтверждение этому:

1. Аргумент 1.

2. Аргумент 2.

Таким образом, можно сделать вывод, что (переформулировка 2).

Цитаты, фразы-клише для эссе

Несмотря на то, что темы разные, чтобы подчеркнуть свое знание терминологии, допустимо использование определенных заготовок в виде фраз и цитат. Главное применять их грамотно, то есть вставлять туда, где это актуально.

Несколько примеров того, как можно использовать готовые фразы-клише:

  1. Уголовный кодекс указывает на то, что «закон благосклонен к несовершеннолетним», так как для многих преступлений малой и средней тяжести они получают снисхождение.
  2. Тот факт, что личность формируется только в процессе взаимодействия с другими людьми, показывает, что «человек немыслим вне общества».

Ниже будет представлена таблица с банком аргументов и фраз, которые разрешено использовать. Мудрые высказывания не так характерны для экзамена в 9 классе, как в выпускном.

Примеры эссе по обществознанию

Пишется эссе сначала на черновике тезисно, а затем в полном объеме в чистовые листы. Образец представлен ниже.

Высказывание – «Бизнес – это сочетание войны и спорта».

Избранное мною высказывание относится к экономической сфере. Экономическая сфера изучает правила ведения хозяйства, а также отдельно взятые экономики стран.

Высказывание связано с таким понятием, как бизнес — это предприятие, деятельность которого направлена на получение дохода.

Я согласна с автором высказывания в том, что бизнес представляет собой конкурентный вид деятельности, в котором субъекты экономики соревнуются друг с другом. Так же как на войне и в спорте, бизнес предполагает наличие знаний, опыта и последовательность действий.

В общественной жизни можно встретить подтверждение этому:

  • война представляет собой конфликт сторон в форме вооруженной борьбы. В бизнесе, конечно, редки случаи вооруженного противостояния, но существуют конфликты между конкурентами, и они используют разные средства борьбы;
  • для достижения успеха в бизнесе требуется вкладывать много времени, сил и энергии. Это же характерно и для спорта.

Таким образом, можно сделать вывод, что сочетание войны и спорта очень хорошо характеризует бизнес.

Высказывание – «Наука безжалостна – она беззастенчиво опровергает привычные заблуждения».

Избранное мною высказывание относится к социальной сфере. Социальная сфера изучает строение общества, совокупность взаимосвязанных социальных групп, отдельных личностей и отношения между ними.

Высказывание связано с таким понятием, как наука. Наука — это одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества и человека.

В истории можно встретить подтверждение этому:

  • люди были уверены, что Земля плоская, но путешествие Магеллана опровергло это, и стало известно, что планета имеет форму шара;
  • тысячелетия существовало заблуждение о геоцентрической системе мира, но учение Коперника развенчало этот миф. Стало известно, что все планеты, и Земля, в том числе, кружатся вокруг Солнца.

Таким образом, можно сделать вывод, что научные достижения постоянно опровергают полученные ранее знания, заставляя людей пересматривать убеждения.

Человек немыслим вне общества (Л. Н. Толстой)

11

Законы обязаны своей силой нравам (К. Гельвеций)

3

Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта (Ю. Лотман)

5

Управлять значит предвидеть (Екатерина Великая)

6

Человек единственное создание подлежащее воспитанию (И. Кант)

7

Прогресс отец проблем

8

Наука это организованное знание (Г. Спенсер)

10

Власть над собой самая высшая власть (Л. Н. Толстой)

12

Каждый хочет быть исключением из правил (М. Форбс)

14

Наука это кладбище гипотез (А. Пуанкаре)

15

Искусство не знает совести (Г. Манн)

16s

Созидается общество началами нравственными (Ф. М. Достоевский)

17s

Цель творчества самоотдача (Б. Пастернак)

18

Написание эссе по обществознанию – это шаг, требующий от ученика концентрации и умения быстро реагировать на получаемую информацию. В связи с этим рекомендуется сделать домашнюю заготовку в виде выученной структуры, распространенных клише и готовых высказываний.

Уточняя то, сколько слов в эссе, стоит отметить, что решающую роль играет не размер, а содержание. Научиться писать на тему общества легче всего, если регулярно практиковаться.

image 2
Структура эссе 1. Цитата. 2. Проблема, поднятая автором; её актуальность. 3. Смысл высказывания. 4. Собственная точка зрения. 5. Аргументация на теоретическом уровне. 6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. 7. Вывод.

image 3
Выбор высказывания Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится; чётко понимаете смысл высказывания; можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его); знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы); сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

image 4
Основные проблемы базовых социально-гуманитарных наук Философия Соотношение материи и сознания. Пространство и время как формы бытия. Движение и развитие как способы существования. Проблема сущности сознания. Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного. Бесконечность процесса познания. Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм. Соотношение субъекта и объекта познания. Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.

image 5Социальная психология Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи. Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения. Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека. Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений. Психологический климат коллектива. Человек среди людей. Сущностные характеристики малой группы. Взаимоотношения индивида и группы. Особенности формирования групп. Роли, нормы и статус личности. Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы. Самоопределение как выбор собственной позиции.

image 6
актуальность проблемы После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише: Данная проблема является актуальной в условиях. . . . . . глобализации общественных отношений; . . . формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства; . . . обострения глобальных проблем современности; . . . особого противоречивого характера научных открытий и изобретений; . . . развития международной интеграции; . . . современной рыночной экономики; . . . развития и преодоления мирового экономического кризиса; . . . жесткой дифференциации общества; . . . открытой социальной структуры современного общества; . . . формирования правового государства; . . . преодоления духовного, нравственного кризиса; . . . диалога культур; . . . необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

image 7
3. Формулировка основной мысли высказывания Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише: «Смысл данного высказывания состоит в том, что. . . » «Автор обращает наше внимание на то, что. . . » «Автор убеждён в том, что. . . »

image 8
Определение своей позиции к высказыванию Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише: «Я согласен с автором в том, что. . . » «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу. . . » «Автор был прав, утверждая, что. . . » «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества. . . ситуацию, сложившуюся в обществе. . . одну из проблем современности)» «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что. . . » «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу. . . , но с. . . не могу согласиться» «А не задумывались ли вы над тем, что. . . ? »

image 9
Аргументация собственного мнения Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях: 1. Теоретический уровень — его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей). 2. Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта: а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе; б) обращение к личному опыту.

image 10
Вывод Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе. Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише: «Таким образом, можно сделать вывод. . . » «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что. . . »

image 11
пример Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» . (Ф. Аквинский)

image 12
Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема сознательного регулирования поведения людей является актуальной в условиях современного общества, характеризующегося усилением взаимозависимости и взаимосвязи людей друг с другом.

image 13
Смысл высказывания Главным проявлением сознательности поведения человека Фома Аквинский считает возможность человека определять свое поведение в соответствии с личным свободным выбором. Автор уверен, что лишь в этом случае он должен нести ответственность за свои действия, только тогда социальные санкции имеют смысл и способны воздействовать на индивида.

image 14
Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Способы сознательного регулирования поведения человека. Свобода и ответственность в поведении человека. Пределы, в которых осуществляется выбор. Роль социальных санкций в формировании определённого типа поведения людей в обществе.

image 15
Примеры Солдат, исполняющий приказ, не несет ответственности за свои действия, если он находится при исполнении обязанностей, так как у него нет свободы выбора. 2. Невменяемый душевнобольной человек в силу психического расстройства не в состоянии делать осознанный выбор поведения, поэтому УК РФ не рассматривает его в качестве субъекта совершения преступления и не предусматривает его уголовной ответственности.

image 16
Абзац 1: 1)Определение науки (в зависимости от выбранной темы): «Данное высказывание относится к разделу обществознания философия/социальная психология/социология/политология/ право» 2)Определение темы/проблемы: «Этим высказыванием затрагивается проблема. . . » «Эта цитата затрагивает немаловажную проблему. . . » 3)Объяснение выбора темы: «Для меня интересна эта тема так как. . (например: «она актуальна для современного общества, отражает процессы глобализации/маргинализации» и тд и тп) «Я выбрала эту тему так как. . . «

image 17
Абзац 2: 1) Объяснение точки зрения автора: «Автор этого высказывания. . (такой-то). . . пытался донести до нас мысль. . » или » Автор. . (такой-то). . . высказывает мнение, что. . » 2)Своя оценка: «Нельзя не согласиться, что. . . » «Я разделяю точку зрения. . » «Разделяю тз автора лишь отчасти. . . » «Не могу согласиться с автором так как. . «

image 18
Абзац 3 (аргументы): 1)Теоретическая аргументация: термины, понятия. «Исходя из определения. (социальной стратификации/сознания/гражданского права и тд). . . следует. . . » 2)Примеры из истории и политической жизни. 3) Аргументация со ссылкой на современную социальную действительность. Заключение «Таким образом. . . » «Итак, мы пришли к выводу. . «

image 19
Автор поднимает проблему …. . . указать какую. Данная проблема является актуальной в условиях. . (вечной) по прежнему актуальной, так как её решение. . . Автор убежден в том, что …. . . . (Автор обращает наше внимание. . .) Я согласен с автором (частично согласен, не согласен, готов поспорить) В чём? С чем? В какой части? На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании (картину, ситуацию, проблему и т. д) Аргументы (на теоретическом уровне -термины, понятия, мнения ученых) (эмпирический уровень- примеры из истории, литературы, и социальной реальности) Вывод. Подводя общую черту, хотелось бы отметить …. . . . Таким образом, можно сделать вывод. . . .

image 20

image 21

В общественных науках достаточно понятий, имеющих разные значения. К примеру, понятие «потребитель» по-разному рассматривается в экономике и юриспруденции, понятие «общество» употребляется в широком и узком смыслах, образование — это и форма духовной культуры, и критерий социальной стратификации и т. д. Есть понятия, близкие по звучанию, но разные по значению: спрос и величина спроса, индивид и индивидуальность и т. д. Одно и то же понятие может иметь множество классификаций по разным основаниям. Например, виды деятельности различаются по способам, творческой роли, характеру человеческой активности, способу формирования человека как личности, а государства — по формам правления, формам государственного устройства и политическим режимам. И подобных примеров можно привести множество. Поэтому эксперт, проверяя работу на соответствие этому критерию, должен убедиться в правильности понимания участником олимпиады таких понятий, в умении устанавливать логические связи между ними.

Критерий 4. Общая гуманитарная эрудиция (10 баллов):

Данный критерий оценивает разнообразие фактической аргументации, используемой в эссе. Социальные факты — это как примеры из современной социальной реальности, так и модели социальных ситуаций, основанные на обобщении личного опыта автора эссе. При использовании примеров из художественной литературы, следует помнить, что это — эссе по обществознанию, а не по русскому языку или литературе. Литературные сюжеты, образы должны быть иллюстрацией обществоведческих понятий,  процессов, явлений. Последний элемент критерия может показаться спорным, однако, если мы обратимся к понятию творчества, как к деятельности, предполагающей создание чего-то нового, ранее не существовавшего (помня о том, что творчество может заключаться не только в результате, но и в процессе), то станет ясно, что от автора эссе требуется не репродукция теоретических знаний и фактических примеров, а самостоятельность, свобода выражения мыслей.

Критерий 5. Навык организации академического текста, связность, системность, последовательность изложения, культура письма (6 баллов):

  • связность, системность, последовательность текста (0—2 балла)
  • четкая структурированность текста (0—1 балл)
  • соблюдение базовых стандартов академического цитирования (0—1 балл)
  • единство стиля, точность и выразительность языка (0—1 балл)
  • грамотность письменной речи (0—1 балл).

Этот критерий носит метапредметный характер. Поскольку он не имеет прямой связи со знанием обществоведческого курса, его вес относительно других критериев самый маленький. Хотя нередко бывают ситуации, когда речевая ошибка приводит к смысловой. Единых требований к структуре эссе нет, всё же это свободный жанр. Однако есть понимание того, что любая работа должна иметь введение, основную часть и заключение, однако, подходов к последовательности изложения существует много (о некоторых из них я писала здесь).

А теперь давайте рассмотрим, как используются эти критерии при оценке конкретных эссе. В этом посте я пообещала, что после публикации сканов работ победителей и призёров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, я проведу выборочный анализ фрагментов работ. Считаю такую работу очень полезной как для учителей, так и для учащихся — необходимо учиться на тех работах, которые региональные эксперты признали лучшими. Сканы работ выложены здесь, любой может самостоятельно ознакомиться с ними. Для анализа взяла первое попавшееся эссе: главным критерием было хорошее качество скана, позволявшее легко и быстро перепечатать текст без дополнительной работы с изображением. Итак, текст эссе одного из призёров. 

“Освобождение от заблуждений делает нас мудрее, чем открытые истины” (К. Л. Берн)


Данное высказывание имеет философский характер. Автор убеждает нас, что освобождение человека от заблуждений делает его мудрее, чем открытые истины. Я согласна с автором, так как данная проблема имеет большое значение в современном обществе, поскольку существует много лжи, которая приводит к заблуждению. Открытые истины не делают нас мудрее, поэтому нам необходимо освободиться от заблуждений.



Герою произведения А. С. Пушкина “Евгений Онегин” жизнь казалась скучна. Он любил Татьяну, но он не хотел её обманывать, так как имел другой взгляд на семейную жизнь. Их любовь могла бы иметь будущее, если бы не его заблуждения в мировоззрении. Лишь спустя время он освободился от заблуждений, которые приводили его к ложному взгляду на жизнь, но вернуть Татьяну уже было невозможно. В данном примере видно, что данный урок сделал Евгения мудрее через “освобождение”.


Один из знаменитых полководцев России — Суворов, который блестяще решал поставленные перед ним задачи. Умел придумывать тактики и стратегии, которые приводили противников в замешательство. Ища истину, они проигрывали сражения. В данном примере видно, что открытие истины не сделало их мудрее.


У многих учёных есть гипотезы, которые в дальнейшем не подтверждались, или теории, которые оказывались неверными. Развевая заблуждения, они выходили на истинный путь, это делало их умнее. Благодаря этому они и происходит научно-техническая революция, создаются новые приборы, делаются важные для человечества открытия.


Истину сложно отыскать. Как говорил знаменитый философ Жан-Жак Руссо: “Тысячи путей приводят к заблуждению, лишь один к истине”. Порой не стоит стремиться открывать истину, а стоит через познание освобождаться от заблуждений. Ведь это делает человека умнее и сильнее. А мудрость — это то, к чему необходимо стремиться в настоящее время. Мудрость всегда пригождалась, пригождается и будет пригождаться всегда!


Прежде чем читать дальше, попробуйте самостоятельно оценить это эссе по предложенным критериям: сколько баллов у вас получилось? Прочитав эссе, я предложила сделать то же самое своим ученикам и педагогам, кто был на тот момент в сети. Спасибо вам, +Анна Павлова, +Дарья Игнатьева, +Екатерина Кузеванова, +Гавловский Михаил  за то, что оперативно откликнулись и высказали своё мнение. Благодарю также учителя русского языка и литературы из Санкт-Петербурга +Елена Воронина, а также педагогам из группы «Учителя истории/Дистанционный репетитор» в Фейсбуке. Таким образом мне хотелось обеспечить бОльшую объективность в оценивании. Приведу лишь несколько реплик, которые я получила.

  • «Если это эссе, то здесь грустно с теорией…»
  • «Примеры куцые, из пальца высосанные, абсолютно не убеждающие читателя. Язык убогий…»
  • «Нет теории, хотя сюда можно было вплести тему познания со всеми видами заблуждений (ошибка, ложь, иллюзия), практически сразу идёт фактическая аргументация, примеры».
  • «Про Суворова вообще не понятно, к чему это. Про учёных — тоже не то: мудрость и научные открытия это разные вещи».

То есть, прочитавшие эссе, сразу увидели две основных проблемы автора:

  • отсутствие теоретической аргументации;
  • примеры, которые носят условный характер: формально присутствуют, но тему не раскрывают.

А теперь — та-дам! — правильный ответ: региональный эксперт оценил это эссе… в 30 баллов из 50! Как вам? Даже если все остальные работы участников олимпиады были хуже — 30 баллов-то за что? В документе можно увидеть, каким образом распределились баллы эксперта. Я добавила ещё две колонки: в одной — баллы, предложенные +Екатерина Кузеванова с краткими комментариями (ученица 10 класса не смогла поставить за это эссе больше 19 баллов), в другой — баллы, в которые бы оценила это эссе я (у меня вообще получилось только 7 баллов). Здесь можно прочитать подробные комментарии к тексту эссе (это — плод коллективной работы, просто собрала всё, что написали читавшие эссе, в один документ).


Можно сколько угодно говорить о специфике социального познания и влиянии позиции исследователя на интерпретацию полученного результата. Но как можно не увидеть отсутствие этого результата? Если школьники, прочитавшие эссе, сразу увидели обыденно-житейский, а не научный стиль работы, отсутствие теоретической и слабость фактической аргументации, почему это не увидел эксперт? Считаю данную работу примером того, как не надо писать эссе и как не надо его оценивать. То есть, хотела показать удачный пример (наивно полагая, что все работы победителей и призёров именно такие), а получилось наоборот. Но я продолжу свою работу по анализу выложенных сканов. Если есть желающие помочь, буду очень рада: самое сложное — расшифровать почерк участников в условиях не всегда высокого качества сканов. Очень хочется верить, что приведённый в сообщении пример является исключением и ошибкой одного отдельно взятого эксперта.

  • Сочинение по обществознанию на тему добро и зло
  • Сочинение по обществознанию 6 класс человек и общество
  • Сочинение по обществознанию на тему демократия
  • Сочинение по обществознанию права ребенка
  • Сочинение по образу маши мироновой из капитанской дочки