Сочинение по обществознанию на тему эссе по обществознанию

план эссе пример реального эссе по обществознанию на высший балл пример хорошего эссе разбор эссе по частям напомним план,
  page 10 m

  • План эссе
  • Пример реального эссе по обществознанию на высший балл 
  • Пример  хорошего эссе  
  • Разбор эссе по частям

Напомним план, по которому пишется хорошее эссе: 

1. Объяснение высказывания + теоретическая часть.

2. Выражение своего мнения или идей по поводу точки зрения автора. 

3. Первый аргумент + пример в защиту/объяснение своей позиции.

4. Второй аргумент + пример в защиту/объяснения своей позиции.

5. Вывод.

Идея по поводу высказывания (Ваша личная) может быть только одна (и вы её защищяете двумя аргументами с примерами), а может быть две идеи и каждую вы иллюстрируете примером. 

Пример реального эссе по обществознанию, набравшего высший балл

Автор — Маргарита Дудко, 6 баллов за эссе на экзамене

«Человеческому обществу необходима интеллектуальная свобода – свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения, свобода от давления авторства и предрассудков». (А.Д. Сахаров)

Этим высказыванием А.Д. Сахаров хотел сказать, что в любом государстве должны обеспечиваться гражданские права и свободы. Свобода мысли, слова позволят человеку чувствовать себя комфортно в данном обществе, не чувствовать давления со стороны государства и не быть ущемлённым. 

Для лучшего понимания высказывания обратимся к теории. 

Свобода – это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, целями и интересами, формируемыми в рамках существующих общественных отношений. Понимание свободы можно подразделить на абсолютную свободу и свободу как познанную необходимость. Абсолютная свобода невозможна. Этому свидетельствуют следующие причины: человек ограничен в своих действиях социальными нормами и физическими законами, также человек зависит от уровня научно-технического прогресса. Существует несколько моделей свободного общества: общество, где господствует приоритет прав и свобод отдельной личности; общество, основанное на коллективизме и взаимопомощи. Свободное общество означает присутствие демократии. Демократия – политический режим, в котором народ является источником и носителем государственной власти.

Я согласна с позицией автора.

Действительно, в каждом обществе должна обеспечиваться интеллектуальная свобода. Её отсутствие или жёсткое ограничение ведёт к социальной напряжённости, беспорядкам, а иногда к анархии. Приведу пример из истории. В 1920-х гг. во внутрипартийной борьбе победил Иосиф Сталин. Придя к власти, он стал ограничивать права и свободы граждан, устанавливая жёсткие законы. Была введена цензура, а открытое противодействие Сталину, осуждение его идей и политики расценивалось как контрреволюционная деятельность. Тех, кто нарушал закон, ждало наказание. Такая политика вызвала массовое недовольство граждан, чьи права и свободы были ущемлены. Попытка справиться к недовольствам привела к политике массовых репрессий против всех, кто расценивался как угроза режиму. Таким образом, ограничение прав и свобод обернулось в СССР трагедией.

Я согласна с автором ещё и потому, что если будут ущемляться и ограничиваться права и интеллектуальная свобода, то это повлияет на общее развитие граждан, их социальную культуру и кругозор. Приведу пример из литературы. В книге Джорджа Оруэлла «1984» речь идёт о государстве, в котором господствует тоталитаризм. Главный герой, Уинстон Смит, будучи гражданином этого государства, оказывается недовольным массовым контролем, ограничением прав и свобод и вмешательством в частную жизнь граждан. После того, как его ловят за контрреволюционную деятельность пытками через воздействие на психику заставляют отказаться от своих убеждений, Смит превращается в безвольного подчинённого. Он становится полностью подконтрольным государству, у него отсутствуют собственные взгляды, идеи и цели. Постепенно он начинает деградировать как личность. Таким образом, ущемление свободы ведёт к потере индивидуального в человеке. 

В заключении хочется подчеркнуть, что в каждом обществе должны обеспечиваться права и свободы человека, в том числе интеллектуальные свободы. Ограничения ведут лишь к возникновению напряжённости в обществе и деградации личности.      

 Пример эссе по обществознанию с разбором

К. Гельвецию принадлежит фраза: «Законы обязаны своей силой нравам». Этими словами он хотел подчеркнуть существование тесной взаимосвязи между законами и нравами. Закон не будет соблюдаться, если он противоречит господствующим в обществе нравам – вот суть мысли Гельвеция. Никогда не получит одобрения закон, разрешающий воровать или, например, продавать людей в рабство, потому что мораль современного общества осуждает подобные действия. Закон обязан быть справедливым или таковым казаться подавляющему числу жителей страны, где его принимают. Иначе люди перестанут уважать законы, и в стране либо распространится правовой нигилизм, либо вернется практика самосуда, что приведет не к стабильности и спокойствию жизни, но, напротив, к напряженности и ожесточению.

Для лучшего понимания поднятой автором темы важно объяснить понятие закона. Закон — это нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и охраняемый силой государства. Закон — это один из основных источников права. Другие источники права — правовой обычай, прецедент и договор. Помимо законов общественные отношения в России регулируют также подзаконные акты (постановления правительства, указы президента и т.п.).  

На мой взгляд, с утверждением Гельвеция можно согласиться, и законы нельзя рассматривать в отрыве от нравов общества.

Во-первых, закон есть лишь официальное закрепление уже существующих в обществе взаимоотношений или нравов. И, как известно, обычаи (а нравы – это обычаи, имеющие нравственное значение) – это один из источников права (кровная месть – первоначально обычай, а с появлением первых законодательств – норма права). То есть вспомним саму историю появления законов, к примеру, в Древней Руси. Сначала там появился обычай кровной мести людям, что убили чьих-то родственников. Этот обычай никак не противоречил господствующей тогда морали (а мораль – это принятые в обществе представления людей о добре и справедливости, правильном и неправильном), и поэтому в первом письменном своде законов Руси – Русской Правде – мы видим статью, закреплявшую кровную месть и ее «правила исполнения» (распространялась только на близких родственников).   

Во-вторых, если закон, даже необходимый, пойдет в разрез с нравами людей, он просто не будет действовать. Достаточно представить появление в исламской стране законов о защите животных, существующих ныне во многих европейских странах. Этот закон не сможет соблюдаться, потому что некоторые мусульманские праздники требуют принесение в жертву животных. Или, например, в современной России защищается детство и господствует представление о необходимости оберегать детей и помогать им. И представим, что выйдет закон о разрешении принимать на низко квалифицированную работу детей с 12 лет. Закон выйдет, но станут ли работодатели в действительности им пользоваться и нанимать детей уборщиками в свои офисы или разносчиками пиццы? Скорее всего, нет. Хотя бы для того, чтобы не подвергнуться осуждению окружающих. Такой закон будет существовать на бумаге, но никто не будет им пользоваться. 

В заключении хочется ещё раз подчеркнуть мысль о необходимости опоры законов на ценности, традиции, нравственные установки, господствующие в обществе. Именно продуманность закона с точки зрения соответствия общественных ценностей делает его работающим в государстве.   

Проанализируем это эссе с точки зрения требований к нему и механизма написания (разбор эссе по частям)

Первая часть = объяснение высказыания: 

К. Гельвецию принадлежит фраза: «Законы обязаны своей силой нравам». Этими словами он (ЕСЛИ ИЗВЕСТНО, МОЖНО УТОЧНИТЬ, кто «ОН»: ПИСАТЕЛЬ, ФИЛОСОФ, УЧЕНЫЙ И Т.П.) хотел подчеркнуть / Гельвеций хотел сказать / имел в виду / указал на существование тесной взаимосвязи между законами и нравами. Закон не будет соблюдаться, если он противоречит господствующим в обществе нравам – вот суть мысли Гельвеция. Никогда не получит одобрения закон, разрешающий воровать или, например, продавать людей в рабство, потому что мораль современного общества осуждает подобные действия. Закон обязан быть справедливым или таковым казаться подавляющему числу жителей страны, где его принимают. Иначе люди перестанут уважать законы, и в стране либо распространится правовой нигилизм, либо вернется практика самосуда, что приведет не к стабильности и спокойствию жизни, но, напротив, к напряженности и ожесточению.   

Вторая часть = Теория (объяснение терминов и теоретические положения):

Для лучшего понимания поднятой автором темы важно объяснить понятие закона. Закон — это нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и охраняемый силой государства. Закон — это один из основных источников права. Другие источники права — правовой обычай, прецедент и договор. Помимо законов общественные отношения в России регулируют также подзаконные акты (постановления правительства, указы президента и т.п.).  

На мой взгляд / мне кажется / я думаю, с его утверждением можно согласиться, и законы нельзя рассматривать в отрыве от нравов общества (ПОЯСНЕНИЕ СВОЕГО СОГЛАСИЯ — ЭТО ПОВТОРЕНИЕ УЖЕ ОБЪЯСНЕННОЙ ФРАЗЫ, НО НЕМНОГО ДРУГИМИ СЛОВАМИ. ЭТО НЕОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ В ЭССЕ. ЕЁ ФУНКЦИЯ — ОФОРМИТЬ ТЕКСТ СТИЛИСТИЧЕСКИ).

Третья часть = Аргумент 1 + Пример 1:

Во-первых, закон есть лишь официальное закрепление уже существующих в обществе взаимоотношений или нравов . И, как известно, обычаи (а нравы – это обычаи, имеющие нравственное значение) – это один из источников права (кровная месть – первоначально обычай, а с появлением первых законодательств – норма права) (ЭТО БЫЛ АРГУМЕНТ)То есть вспомним саму историю появления законов, к примеру, в Древней Руси. Сначала там появился обычай кровной мести людям, что убили чьих-то родственников. Этот обычай никак не противоречил господствующей тогда морали (а мораль – это принятые в обществе представления людей о добре и справедливости, правильном и неправильном), и поэтому в первом письменном своде законов Руси – Русской Правде – мы видим статью, закреплявшую кровную месть и ее «правила исполнения» (распространялась только на близких родственников). (ПРИМЕР ИЗ ИСТОРИИ)

Четвёртая часть = Аргумент 2 + Пример 2:

Во-вторых, если закон, даже необходимый, пойдет в разрез с нравами людей, он просто не будет действовать. (ЭТО БЫЛ АРГУМЕНТ) Достаточно представить появление в исламской стране законов о защите животных, существующих ныне во многих европейских странах. Этот закон не сможет соблюдаться, потому что мусульманские праздники требуют принесение в жертву животных. Или, например, в современной России защищается детство и господствует представление о необходимости оберегать детей и помогать им. И представим, что выйдет закон о разрешении принимать на низко квалифицированную работу детей с 12 лет. Закон выйдет, но станут ли работодатели в действительности им пользоваться и нанимать детей уборщиками в свои офисы или разносчиками пиццы? Скорее всего, нет. Хотя бы для того, чтобы не подвергнуться осуждению окружающих. Такой закон будет существовать на бумаге, но никто не будет им пользоваться. (ПРИМЕР ИЗ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ)

Дополнительный вариант Аргумента и Примера по этомй теме: 

В-третьих, нравы – это то, что способно менять уже существующие законы. Человечество с каждым прожитым веком становится гуманнее, оно мудреет, и поэтому в определенные моменты прежние законы становятся символами несправедливости и под давлением изменившегося представления о нравственности, они исчезают. (ЭТО БЫЛ АРГУМЕНТ) Вспомним Россию 1861 года. Несколько столетий в нашей стране существовало крепостное право. Долгое время крестьян считали все равно, что вещью, их продавали, покупали, жестоко с ними обращались. Но в XIX в. нравы стали меняться. Появилось представление о том, что владеть рабами не только экономически несовременно (а часто и невыгодно), но и стыдно. И вот царь принял знаменитый Манифест об отмене крепостного права, приведя, таким образом, закон в соответствие с новыми представлениями о справедливом общественном устройстве. (ПРИМЕР ИЗ ИСТОРИИ)        

Пятая часть = Вывод:

В заключении хочется ещё раз подчеркнуть мысль о необходимости опоры законов на ценности, традиции, нравственные установки, господствующие в обществе. Именно продуманность закона с точки зрения соответствия общественных ценностей делает его работающим в государстве.  

Читать пример плохого эссе по обществознанию

В грядущем году Министерство просвещения РФ и Рособрнадзор планируют провести выпускные экзамены в 9 и 11 классах в полном объеме, и уже представил проект расписания ОГЭ и ГИА на 2022 год.

Расписание ОГЭ 2022

Как и в «доковидный» период, расписание ОГЭ 2022 года будет включать в себя 3 этапа – досрочный, основной и сентябрьский.

Выпускники 9-х классов снова будут сдавать 2 обязательных экзамена (русский язык и математику), а также экзамены по выбору:

  • Обществознание;
  • Физика;
  • Химия;
  • Биология;
  • История;
  • Информатика;
  • Литература;
  • География;
  • Иностранные языки.

Февральское собеседование

Первым экзаменом для 9-классников в 2022 году будет итоговое собеседование, которое традиционно пройдет в начале февраля – в 2022 году испытание назначено на среду 09.02.22.

Проект расписания ГИА в 2022 году - дата итогового собеседования в 9 классах

В случае неудачной сдачи или неявки по уважительной причине, школьникам будет предоставлены еще 2 возможности получить допуск к ОГЭ:

  • 16 марта 2022 года;
  • 16 мая 2022 года.

Досрочная сессия ОГЭ

В 2022 году досрочная сессия ОГЭ пройдет с 21.04.22 по 17.05.22.

Для экзаменов отведены такие даты:

День Предмет
21 апреля математика
25 апреля русский язык
28 апреля информатика и ИКТ, обществознание, химия, литература
4 мая история, биология, физика, география, иностранные языки
11 мая (резервный день) математика
12 мая (резервный день) русский язык
13 мая (резервный день) информатика и ИКТ, обществознание, химия, литература
16 мая (резервный день) история, биология, физика, география, иностранные языки
17 мая (резервный день) по всем учебным предметам

Основная сессия ОГЭ

Расписание основного периода ОГЭ 2022 захватит период с 20.05.22 по 02.07.22.

На данный момент Министерство просвещения РФ и Рособрнадзор предлагают такое распределение дат в проекте расписания ОГЭ 2022:

День Предмет
20 мая и 21 мая иностранные языки
23 мая  математика
26 мая  обществознание
1 июня  история, физика, биология, химия
7 июня биология, информатика и ИКТ, география, химия
10 июня  литература, физика, информатика и ИКТ, география
15 июня  русский язык
27 июня (резервный день) по всем учебным предметам (кроме русского языка и математики)
28 июня (резервный день) русский язык
29 июня (резервный день) по всем учебным предметам (кроме русского языка и математики)
30 июня (резервный день) математика
1 июля (резервный день) по всем учебным предметам
2 июля (резервный день) по всем учебным предметам

Сентябрьская сессия ОГЭ

Девятиклассники, которые по уважительной причине не смогут сдать ОГЭ в досрочном или основном периодах, а также те, кто получит неудовлетворительный результат по 1 или 2 предметам, получат последний шанс сдать государственную аттестацию и получить документ об образовании в сентябре месяце.

Проект расписания ОГЭ 2022

На данный момент предполагается следующее расписание экзаменов в календаре осенней сессии ОГЭ 2022.

День Предмет
5 сентября математика
8 сентября русский язык
12 сентября история, биология, физика, география
15 сентября обществознание, химия, информатика и ИКТ, литература, иностранные языки
20 сентября математика
21 сентября русский язык
22 сентября по всем учебным предметам (кроме русского языка и математики)
23 сентября по всем учебным предметам (кроме русского языка и математики)
24 сентября по всем учебным предметам

Обратите внимание, что в 9 классе возможны пересдачи любых предметов – и обязательных и по выбору.

Важно! Представленный проект расписания ОГЭ 2022 еще может быть изменен. В частности, не исключено внесение изменений в даты экзаменов в случае ухудшения эпидемиологической ситуации в регионах страны.

Расписание ЕГЭ 2022

Единый Государственный Экзамен в грядущем году тоже планируют провести в стандартном формате, поэтому уже сегодня Роспотребнадзор озвучил проект расписания ГИА-11 на 2022 год, в котором предполагается организация трех периодов сдачи выпускных экзаменов.

Декабрьское сочинение

В 2022 году выпускники школ напишут итоговое сочинение 1 декабря 2021 года.

Для тех, кто не смогут получить допуск к экзаменам с первого раза, будет предоставлено еще 2 дополнительные даты:

  • 2 февраля 2022 года;
  • 4 мая 2022 года.

Досрочная сессия ЕГЭ

В проекте расписания ЕГЭ сказано, что досрочный этап ГИА-11 в 2022 году будет проведен с 2.03.22 по 15.04.22.

Планируется провести испытания по обязательным предметам и дисциплинам на выбор в такие дни:

День Предмет
21 марта география, литература и химия
24 марта русский язык
28 марта математика базового и профильного уровня
31 марта иностранные языки (письменная часть), история и физика
1 апреля иностранные языки (устная часть)
4 апреля информатика и ИКТ
7 апреля обществознание и биология
11 апреля (резервный день) география, химия, иностранные языки (устная часть), литература, история
13 апреля (резервный день) иностранные языки (письменная часть), информатика и ИКТ, физика, обществознание, биология
15 апреля (резервный день) русский язык, математика базового уровня, математика профильного уровня

Основная сессия ЕГЭ

Большинство выпускников в разных регионах России будут сдавать ЕГЭ в основном периоде – с 27.05.21 по 02.07.21.

Проект расписания ГИА-11 на 2022 год, который недавно официально представил Рособрнадзор, устанавливает такие даты для экзаменов:

День Предмет
27 мая география, литература и химия
30 мая и 31 мая  русский язык
2 июня  математика профильного уровня
3 июня  математика базового уровня
6 июня  история и физика
9 июня  обществознание
14 июня  иностранные языки (письменная часть) и биология
16 июня и 17 июня  иностранные языки (устная часть)
20 июня и 21 июня  информатика и ИКТ
23 июня (резервный день) русский язык
24 июня (резервный день) математика базового уровня, математика профильного уровня
27 июня (резервный день) география, литература, иностранные языки (устная часть)
28 июня (резервный день) иностранные языки (письменная часть), биология, информатика и ИКТ
29 июня (резервный день) обществознание, химия
30 июня (резервный день) история, физика
2 июля (резервный день) по всем учебным предметам

Осенняя сессия ЕГЭ

Осенние пересдачи в 2022 году для выпускников 11-х классов будут доступны только по основным предметам – русскому языку и математике. При этом пересдать математику можно будет на базовом уровне, независимо от того, какой уровень указывал для сдачи выпускник в период основной сессии ЕГЭ.

Проект расписания ЕГЭ в 2022 году

Проект расписания ГИА предоставит последнюю возможность получить документ об образовании в 2022 году, выделив 3 сентябрьских дня для пересдач.

День Предмет
5 сентября математика базового уровня
8 сентября русский язык
20 сентября математика базового уровня, русский язык

Важно! Хотя проект расписания ЕГЭ 2022 официально утвержден, даты экзаменов еще могут измениться. Стоит только вспомнить решения 2020 и 2021 годов, многие из которых были приняты незадолго до назначенных дат проведения экзаменов.

Если в расписании ОГЭ и ЕГЭ 2022 года произойдут какие-либо изменения, мы оперативно отредактируем информацию на данной странице!

Читайте также:

  • Кодификатор ЕГЭ по литературе в 2022 году
  • Паронимы ЕГЭ 2022 года: список и значение
  • Будет ли ОГЭ в 2022 году

Эссе — важная часть экзамена по обществознанию, позволяющая заработать целых шесть первичных баллов. Задача школьника — выбрать одно из пяти высказываний (по философии, экономике, социологии, политологии или правоведению), раскрыть поднимаемую проблему с использованием аргументов. Для получения максимального балла необходимо не просто выучить теоретические основы предмета, но и быть начитанным, знать о событиях, происходящих в мире. Кроме того, важно умение высказывать свои мысли. Но не пугайтесь — мы поможем подготовиться к ЕГЭ и разберем, как писать сочинение.

Структура

Эссе в ЕГЭ по обществознанию состоит из 4 основных пунктов. Рекомендуем выделять их в отдельные абзацы: 

  1. Раскрытие проблемы, поиск и объяснение идеи автора.
  2. Теоретическая аргументация.
  3. Фактическая аргументация.
  4. Вывод.

Критерии оценивания эссе по обществознанию

Раскрытие проблемы

Первый абзац эссе — раскрытие идеи высказывания. Нужно понять, какую проблему поднял автор, объяснить, в чем она состоит. Чтобы вам было проще, поставьте себя на место мыслителя. Представьте, что высказывание принадлежит вам. Почему у вас появилась такая мысль? Из каких соображений? Какова мотивация? Чтобы получить максимальный балл по разделу, нужно сформулировать тезис. 

Вступительный абзац состоит из 3-5 предложений. При написании рекомендуется использовать обществоведческие термины, давать их определения. В случае с социологией проверяющие будут искать понятия «социализация», «общество», «личность», «потребности». Если выбор пал на экономическую сферу, нужно использовать термины «рынок», «конкуренция», «спрос», «предложение». Разберем абзац на примере высказывания В.М.Сухомлинского — «Семья — это первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (оно относится к социологии): 

«Проблема, поднимаемая автором — роль семьи в становлении личности. Она была актуальна всегда и продолжает быть важной в наши дни. Идея высказывания в том, что семья является агентом первичной социализации, она влияет на то, каким ребенок станет в будущем. Под влиянием семьи формируются интересы, ценности, мировоззрение.» 

Формулируем проблему по эссе обществознание

Теоретическая аргументация

После высказывания тезиса нужно его обосновать. Доказательству посвящены второй и третий абзацы эссе по обществознанию из ЕГЭ. Сначала мнение нужно аргументировать теоретически. Используйте определения терминов, а также различные правила, законы и функции. Кроме того, допускается цитирование ученых-обществоведов. Главное — привлечь теоретический материал и доказать, что он связан с поднятой проблемой. Разберем на уже известном примере: 

«В курсе обществознания говорится, что семья — социальная система. Она основана на браке или родстве, а ее члены связаны бытом и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет множество функций. Основные — репродуктивная (семья обеспечивает воспроизведение населения), экономическая (члены семьи имеют общий быт), психологическая (среди близких людей человек получает заботу, поддержку). Высказывание Сухомлинского касается духовно-нравственной и воспитательной сфер. В семье формируются основные ценности: родители объясняют нормы, учат добру, рассказывают, как правильно вести себя. Благодаря старшим ребенок получает первичную социализацию, учится взаимодействовать с другими людьми.»  

теоретическая аргументация егэ по обществу

Фактическая аргументация

Следующая часть эссе посвящена фактической аргументации. Нужно доказать свое мнение на примере. Используйте следующие источники: 

  • общественная жизнь, реальные события из СМИ;
  • модели ситуаций («Гражданин Н. решил открыть собственный магазин косметики. Он накопил начальный капитал, но не составил подробный бизнес-план. В результате…»);
  • личный опыт: ситуации из собственной жизни, жизни близких;
  • книги, фильмы;
  • любые исторические события (в том числе из истории культуры и науки).

При написании сочинения нужно использовать 2 и более иллюстрации. Их источники должны отличаться: например, одна взята из личного опыта, а вторая из СМИ. Рекомендуется каждый пример выносить в отдельный абзац: это поможет сформировать логичную структуру, облегчит проверку. Кроме того, в начале абзаца обязательно указывайте тезис (более узконаправленный, чем главный), который будете доказывать. Пример: 

«Если родители заботятся о нравственном воспитании ребенка, то он вырастет достойным человеком, добрым, бескорыстным, думающим о других. Моделью такой семьи являются Гриневы в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Родители рассказывали маленькому Петру о правилах поведения в обществе, научили общаться с другими людьми, донесли нормы морали. Благодаря этому взрослый Петр Гринев волновался о чести и достоинстве, причем не только своих, но и своих близких. Например, он не мог простить Швабрину злых слухов о Маше Мироновой. Он вызвал его на дуэль, защитив девушку от сплетен. Это пример показывает, что именно в семье формируются важные моральные качества.» 

откуда брать аргументы для эссе по обществу

Вывод

Вывод — это логическое завершение эссе. Нужно кратко подвести итог рассуждениям. Подумайте о роли проблемы в современном мире, расскажите о ее актуальности, объясните, что будет при ее игнорировании. Один из вариантов завершения — призыв читателя к действию («Не забывайте помогать тем, кто оказался в сложной ситуации, ведь добрые поступки обязательно будут вознаграждены»). Пример: 

«Подводя итоги, можно сказать, что В.М.Сухомлинский прав в своем высказывании. Именно семья обеспечивает первичную социализацию, учит нас добру и нормам морали. Это подтверждается в литературе, на исторических и жизненных примерах. Родителям следует думать не только о финансовой, но и о духовной стороне воспитания.» 

Клише при написании эссе по обществу

Полезные советы

Напоследок — несколько полезных советов по написанию сочинения: 

  • не забывайте про теоретическую аргументацию. При ее отсутствии проверяющие могут снять 2 первичных балла;
  • обязательно делите текст на абзацы;
  • следите за тем, чтобы текст оставался структурированным и логичным. Проблема  соотносится с высказыванием, а примеры постепенно раскрывают разные аспекты темы. Вывод ставит точку, подводит понятный итог рассуждениям;
  • необязательно соглашаться с автором. Но если вы высказываете противоположную точку зрения, подбирайте соответствующие аргументы;
  • не забывайте о правилах грамматики и стилистики. Не знаете, как правильно употребить слово? Лучше не используйте его, переформулируйте предложение;
  • согласно рекомендациям ФИПИ, аргументы из книг и фильмов тоже относятся к личному опыту. Если вы использовали такой пример, подберите второй из истории или СМИ;
  • не допускайте фактических ошибок при написании аргументации. Неверно раскроете ситуацию — проверяющий не зачтет эту часть сочинения;
  • объем текста не ограничен. Пишите столько, сколько нужно, но не отходите от темы;
  • обязательно упоминайте об актуальности проблемы. Можно рассказать, какую роль она играет в вашей жизни;
  • не пренебрегайте вводными конструкциями «во-первых», «во-вторых», «подводя итоги» и т.д.;
  • не бойтесь использовать модель ситуации в качестве примера. Если она описана хорошо и нет фактических ошибок, проверяющий зачтет аргумент;
  • отработайте структуру сочинения, выберите для себя удобные клише. На экзамене будет проще: план написания уже есть в голове, нужно просто вспомнить аргументы;
  • время на ЕГЭ ограничено, поэтому лучше писать сразу в бланк ответов. Используйте черновики для заметок, написания плана, небольших набросков. 

образец черновика эссе по егэ обществу

Итак, мы разобрались в правилах написания эссе в ЕГЭ по обществознанию. Конечно, этого мало. Нужно постоянно практиковаться, изучать высказывания на разные темы, просить разбора своих текстов у преподавателя. Обратную связь проще всего получить на курсах подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. На них учителя рассказывают о всех тонкостях сочинения и подсказывают, что исправить, чтобы получить максимальный балл. 

Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское «еssаi» можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Некоторые признаки эссе:

  • наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в этом жанре;
  • выражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному поводу или вопросу. Заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета;
  • как правило, предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер;
  • в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора — его мировоззрение, мысли и чувства.

Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра считается М. Монтень («Опыты», 1580 г.). Сегодня такой жанр предлагается в качестве задания достаточно часто. Он является одним из основных компонентов пакета документов (при поступлении в учебное заведение или при трудоустройстве). Конкурс сочинений помогает из многообразия лучших выбрать самых лучших! То, как кандидат сумел подать себя, как описал свои достижения и промахи, позволяет экзаменаторам определить — достаточно ли хорош этот человек для них, достаточен ли его опыт, оправдает ли он надежды в будущем и способен ли принести пользу.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное
творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Его написание чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы. Для соискателей, например, одной из актуальных тем эссе является «Я и моя карьера». Такая тематика позволяет комиссии легко оценить особенности вашего мышления, творческие способности, энтузиазм и потенциал. Лучший способ достичь хорошего результата — писать прямо и откровенно, оставаясь честным перед самим собой. Если вы не честны, есть все шансы, что ваше сочинение сочтут неестественным.

Структура и план эссе

Структура определяется предъявляемыми требованиями:

  1. мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т);
  2. мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом
    следуют аргументы (А).

Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

— вступление;

— тезис, аргументы;

— тезис, аргументы;

— тезис, аргументы;

— заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

  1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении — резюмируется мнение автора).
  2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
  3. Стиль изложения: эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование «самого современного» знака препинания — тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Перед тем как приступить к написанию, обратите внимание на следующие вопросы. Ответы на них позволят вам более четко определить то, что стоит писать:

  • Затрагивая свои личные качества или способности, спросите себя:

— отличаюсь ли я тем или иным качеством от тех, кого я знаю?
— в чем проявилось это качество?

  • О деятельности, которой вы занимались (занимаетесь):

— что заставило меня заняться этим видом деятельности?
— почему я продолжал(ю) заниматься этим?

  • О каждом событии вашей жизни, о котором вы упомянули:

— почему мне запомнилось именно это событие?

— изменило ли оно меня как личность?

— как я на это отреагировал?

— было ли это откровением для меня; тем, о чем я раньше не подозревал?

  • О каждом человеке, которого вы упомянули:

— почему я назвал именно этого человека?

— стремлюсь ли я стать таким как он?

— какими его качествами я восхищаюсь?

— было ли сказано им что-то такое, что я буду помнить всю жизнь?

— пересмотрел ли я свои взгляды?

  • О каждом из ваших предпочтений и том, что вам не нравится:

— почему мне это нравится или не нравится?

— повлияло ли это обстоятельство в значительной степени на мою жизнь?

  • О каждой вашей неудаче:

— чему я в результате научился?

— что полезного я вынес из этой ситуации?

Классификация эссе

С точки зрения содержания эссе бывают:

— философскими;

— литературно-критическими;

— историческими;

— художественными,

— художественно-публицистическими;

— духовно-религиозными и др.

По литературной форме предстают в виде:

— рецензии;

— лирической миниатюры;

— заметки;

— странички из дневника;

— письма и др.

Различают также следующие типы эссе:

— описательные;

— повествовательные;

— рефлексивные;

— критические;

— аналитические и др.

В данном случае в основу положены композиционные особенности произведения, выполненного в жанре эссе.

Наконец, предложена классификация на две большие группы:

  • личностное, субъективное, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности;
  • объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Эссе соискателя на определенную тему принадлежит ко второй группе.

Правила написания эссе

  • Из формальных правил можно назвать только одно — наличие заголовка.
  • Внутренняя структура может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.
  • Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.
  • В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с «Я хочу рассказать о…», а заканчивается «Я пришел к следующим выводам…», эссе — это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

Основные ошибки при написании эссе

В отличие от тестов, эссе не предполагают формата multiple-choice (когда вам на выбор предлагается несколько вариантов ответа). Написание не ограничено по времени, вы можете переписывать его много раз, попросить друзей прочитать его. Воспользуйтесь всеми возможностями и постарайтесь избежать распространенных ошибок.

  1. Плохая проверка

Не думайте, что можно ограничиться лишь проверкой правописания. Перечитайте и убедитесь в том, что там нет каких-либо двусмысленных выражений, неудачных оборотов и т. д. Примеры, которые не стоит «брать на заметку»:
— «Я горжусь тем, что смог противостоять употреблению наркотиков, алкоголя, табака».
— «Работать у Вас, в чудесном месте, где много архитектуры в готическом стиле, будет для меня захватывающей проблемой».

  1. Утомительные предисловия, недостаточное количество деталей

Слишком часто интересное эссе проигрывает в том, что представляет собой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами. Для него характерны обычные клише: важность усердной работы и упорства, учеба на ошибках и т. д.

  1. Многословие

Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом. Иногда это означает отказ от каких-то идей или подробностей, особенно, если они уже где-то упоминались или не имеют непосредственного отношения к делу. Такие вещи только отвлекают внимание читателя (слушателя) и затмевают основную тему.

  1. Длинные фразы

Чем длиннее предложение, тем лучше — так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы.

Когда вы закончите писать, сделайте такое упражнение. Присвойте каждому абзацу букву: либо S (short), либо M (medium), либо L (long). S — менее 10 слов, M — менее 20 слов, L — 20 и более слов.

Правильным является следующий или похожий порядок букв — M S M L M S.

Неправильным является такая последовательность: S S S M L L L.

  1. Не перегружайте эссе

При написании отбросьте слова из энциклопедий. Неправильное употребление таких слов отвлекает внимание читателя, приуменьшает значение вашего произведения.

Избежав подобных распространенных ошибок, вы сможете заинтересовать экспертную комиссию.

Проверка эссе

Огромное значение при написании эссе имеет проверка первой его версии. При написании черновика ваша главная задача заключается в том, чтобы выработать аргументацию, отшлифовать основные мысли и расположить их в строгой последовательности, сопровождая их иллюстративными материалами или вспомогательными данными и т.д. Написав первый вариант, дайте ему день или два отлежаться, а затем вернитесь к работе по проверке и улучшению, на «свежую голову».

При проверке, обратите внимание наследующие важные моменты:

  1. Прежде всего, важно помнить, что эссе жанр субъективный
    поэтому и оценка его может быть субъективной. Не стоит ориентироваться на всех сразу.
  2. Представленные данные:

Независимо от того, на какой вопрос вы отвечаете, вам нужно достичь определенных целей. От вас ожидают того, что при написании вы будете иметь в виду следующее:
— ответил ли я на заданный вопрос?

— насколько понятно и точно я изложил свои мысли?

— естественно ли звучит то, что я написал, нет ли где ошибок?

  1. Навыки общения / письменной речи.

Эссе предназначены также для того, чтобы проверить ваше умение излагать мысли на бумаге и ваши навыки письма. Консультант по вопросу отбора специалистов говорит: «Ваше творение не должно характеризовать вас как будущего писателя или филолога, вы — будущий лидер, управляющий. Для успеха важно умение хорошо презентовать свои идеи, а способность выразить их на бумаге есть у тех, кто легко общается с другими людьми».

Плохо написанное (представленное) эссе не будет способствовать тому, чтобы вас хорошо оценили.

  1. Образ реального человека.

Экспертная комиссия хочет разглядеть в эссе образ человека, который его писал. Важны не только результаты тестов, опыт работы, но и характер кандидата. «Мы ищем в документах нечто неуловимое, что не могут показать цифры, поэтому надеемся найти это в его сочинении. Ни в коем случае не упускайте возможность рассказать в них о себе. Это поможет убедиться в том, что мы рассматриваем кандидатуру вполне реального человека, а не просто сумму различных показателей».

Здесь важно следующее — быть честными, искренними, неповторимыми, т. е. быть самими собой!

Эксперты считают, что часто люди так хотят казаться кем-то: лидером или зрелой личностью, что забывают быть просто человеком!

  1. Индивидуальность.

Единственный способ сделать так, чтобы комиссия разглядела за всеми документами образ конкретного человека — внести в свое сочинение элемент личного, неповторимого, уникального. Ваши эссе сразу станут более интересными и притягивающими внимание. Они помогут выделиться среди сотен других претендентов.

«Эссе должно быть как можно более персонализированным. Скучно читать произведения, которые изобилуют общими фразами — это пустая трата времени. Все равно ничего не поймешь о личности данного кандидата».

  1. Детали.

Все, что вы напишете, необходимо подтверждать примерами, делать ссылки на свой опыт. Детали сделают вас интересными, уникальными, специфичными.

  1. Отличительные черты / Неповторимость / Что-то интересное, смешное.

По мнению экспертов «претендентам не следует бояться того, что они выйдут за рамки допустимого, лучше быть собой. Очень часто их беспокоит то, смогут ли они произвести нужное впечатление, поэтому они убирают все, что делает их выдающимися. Столь безопасные, с точки зрения претендентов, сочинения довольно утомительно читать».

Вам вовсе не обязательно шутить, чтобы быть интересными. Однако постарайтесь использовать все имеющиеся в распоряжении средства, чтобы ваши сочинения запомнились.

  1. Честность.

Экспертная комиссия не терпит участников, которые любят пускать пыль в глаза. Будет лучше, если вы отразите истинное положение вещей. В то же время не акцентируйте внимание на своих недостатках, хотя они и присутствуют в вашем характере. Надо быть честным, но позитивным. Отзывайтесь о себе и своих качествах только положительно! Так называемые «слабые стороны» следует презентовать следующим образом: «раньше это было моим недостатком, теперь же превратилось в положительное качество».

  1. Литературное произведение.

Представители экспертных комиссий любят такие эссе, читать которые — одно удовольствие. «Убедитесь в том, что ваше — легко читать. Уделите ему еще немного времени: проверьте, последовательны ли ваши мысли, ведут ли они к логическому завершению темы».

«Юмор — великий инструмент, но пользуйтесь им разумно. Саркастический или дерзкий тон часто раздражает. Настоящий юмор — искусство, он является признаком хорошего вкуса».

Небольшое обещанное отступление

Ну а теперь, для школьников и младшекурсников, и для всех тех кто дочитал до этого места: на пальцах, в двух словах, маленький секрет эссе: эссе — это о-чень-про-сто! Это всего-навсего сочинение! Только еще проще, потому что оно: ма-лень-ко-е и может быть без предисловий, пролога, эпилога, содержания, списка литературы, завязки, и прочих литературных премудростей и длинных объяснений. Всё это не-о-бя-за-тель-но! Сразу пишите то что хотите сообщить — коротко и ясно! Вот-и-все!!!
Однако продолжим:

В своих сочинениях вы рассказываете историю успеха, указываете причины, по которым хотите строить именно в том направлении, которое избрали. Вы можете пойти еще дальше, написав эссе в виде литературного произведения: рассказа, повести. Однако это рискованный подход, так как большинство людей не очень хорошие писатели, к тому же так можно преуменьшить серьезность вашего повествования. И наконец, Вас не пригласят к себе только из-за того что вы прекрасный рассказчик.

Эссе на тему «Я и моя карьера»

Это изложение в свободной форме (как правило, краткое, в объеме не более одной страницы) мыслей по поводу целей и смысла карьеры.

Свободная форма позволяет в полной мере продемонстрировать творческие способности, нестандартность и гибкость мышления, навыки письменной коммуникации и эффективной самопрезентации.

В нем соискатель раскрывает свой взгляд на карьеру, описывает причины и особенности выбора им профессии, характеризует образ будущего и раскрывает собственные стратегии достижения карьерного успеха.

Пример написания эссе на тему «Я и моя карьера»

Эссе на тему Трудоустройство: «Моя будущая профессия»

Примеры других эссе на разные темы:

Пример эссе на тему «Человек и природа»

Пример эссе на тему «Свобода»

Пример эссе на тему «Интернет в жизни современного человека»

Пример эссе на тему: «Английский язык»

Пример эссе на тему: «Русский язык»

Пример эссе по истории: «Перспективы восстания декабристов»

Пример эссе на тему «Конкуренция в природе и обществе»

Пример эссе на тему: «Я — учитель»

Эссе на тему: «Почему вокруг так много толстых?»

Пример эссе по обществознанию на тему: «Экономика»

Пример эссе на тему Человек и общество: «Проблемы одиночества и уединения в городе»

Пример эссе на тему: «О времени и о себе»

Эссе по литературе «Фантастика — развлечение или серьёзная литература»

Пример эссе по обществознанию: «Социология рабочих взаимоотношений»

Пример эссе по обществознанию на тему: «Глобальные проблемы современности и пути их преодоления»

Пример эссе по обществознанию: «Социальный конфликт и его разрешение»

Пример эссе по обществознанию на тему: «Анализ понятий менеджер и лидер»

  • Сочинение по обломову на тему женские образы в романе
  • Сочинение по обломову на тему четыре части и четыре периода жизни обломова
  • Сочинение по образу дубровского 6 класс
  • Сочинение по обломову что такое обломовщина
  • Сочинение по обломову на тему дружба обломова и штольца