Сочинение по обломову на тему четыре части и четыре периода жизни обломова

Творческое наследие знаменитого русского писателя ивана бунина чрезвычайно велико. но любимым его произведением стал рассказ холодная осень. это грустная история,

Творческое наследие знаменитого русского писателя Ивана Бунина чрезвычайно велико. Но любимым его произведением стал рассказ «Холодная осень». Это грустная история, повествующая о судьбе двоих влюбленных, потерявших счастье из-за жестокой войны.

История создания

История создания «Холодной осени» небогата фактами. Известно лишь то, что рассказ хронологически принадлежит периоду Второй Мировой войны. Есть предположение относительно конкретной даты написания — 3 мая 1944 года. Бунина в эти годы в России не было. Начавшаяся революция заставила писателя покинуть родную страну.

Примечательно то, что путь, проделанный главной героиней рассказа, в точности повторил путь скитаний самого Ивана Бунина.

Жанровые особенности, направление

По жанровой принадлежности данное произведение совершенно логично отнести к рассказу. Об этом говорят соответствующие детали: малый объем и наличие всего одной сюжетной линии, содержащей небольшое количество действующих лиц.

Произведение принадлежит к реалистическому направлению, так как сюжетом повествования являются реальные события, ничуть не приукрашенные романтизмом. Герои здесь – простые люди. Особое внимание автор уделяет описанию психологических черт персонажей, что также присуще реализму.

Композиция и конфликт

Композиционное построение рассказа «Холодная осень» неоднородно: начинается произведение с линейного повествования, затем появляются элементы кольцевой композиции. Событийная линия последовательна.

Автор делит рассказ на две значимые части: они одинаковы по размеру, но по смысловой нагрузке – неравнозначны.

Первая часть посвящена описанию той самой холодной осени, после которой, можно сказать, оборвалась жизнь главной героини. За описанием самых счастливых дней девушки следует перечисление еще множества событий, занимающих несколько крупных абзацев, но смысловой нагрузки они не имеют – судьба героини решилась в тот холодный вечер, когда они с женихом попрощались.

Вторая часть лишена такого обилия событий, нежели первая. Смысл ее сводится к описанию воспоминаний героини, которыми она живет теперь.

«Холодная осень» богата на конфликты, но на первый план выходит один: борьба любви с войной. Первое впечатление от прочтения рассказа наталкивает на мысль, что война в этой борьбе одержала победу, но это не так. Хотя влюбленные и разлучились из-за этого жестокого события, но оно не смогло разрушить их сильное чувство. Героиня, оставшись одна, ни на минуту не переставала любить и ждать желанной встречи.

Еще несколько ярких конфликтов пронзают текст повествования – это вечное противостояние жизни и смерти, человека и войны.

Смысл названия

Дав такое довольно неоднозначное название рассказу, Бунин преследовал определенную цель: при помощи оксюморона, холодная осень стала не просто временем года, она приобрела более широкое значение. Этот период стал самым важным моментом для героини, сделав ее самой счастливой рядом с любимым, а затем, события той же холодной осени забрали ее жениха навеки, оставив ее глубоко несчастной.

Суть произведения

Рассказ «Холодная осень» — о нелегкой судьбе девушки, лишившейся любимого жениха, жизнь которого отняла война.

Влюбленные собирались пожениться, но начавшаяся война помешала им. Одним из вечеров холодной осени они простились, как оказалось, навеки. Вслед за женихом, девушку покидают родители, их жизни также унесла война.

Героиня остается в тягостном одиночестве. Со временем боль утраты немного стихает, и девушка выходит замуж за пожилого военного в отставке. Супруга она не любит, но уважает. Вместе они покидают пределы охваченной войной России.

Вскоре девушка теряет своего мужа – он погибает от тифа. Героиня остается жить с маленькой дочерью племянника мужа. Сначала девочка должна была лишь некоторое время жить с героиней, но по воле судьбы, они остаются вместе навсегда.

Так и проходит жизнь главной героини. И лишь смерть соединит ее с возлюбленным.

Главные герои рассказа

Главными героями рассказа является влюбленная пара. Автор не называет их имен, возможно, желая акцентировать внимание читателя на чем-то большем — на их истории, олицетворяющей собой историю России.

Он – мужчина, чье сердце лишено страха и сомнений. Он, не раздумывая, отправляется на войну, философски относится к смерти. Проявляет себя героем на поле боя. Беззаветно любит свою невесту и самоотверженно желает ей счастья, даже если ему не удастся разделить его с ней.

Она – молодая девушка, невеста. Она горячо любит своего жениха, но вынуждена проводить его на фронт. Когда она теряет любимого, жизнь ее тускнеет.

Россия – еще один значимый образ рассказа. Это дом, это Родина для героев произведения. Именно в России героиня была счастлива, а во время вынужденной эмиграции душа ее потеряла покой.

Тема

Чехов в своем произведении обратился сразу к нескольким важным темам. Основная в рассказе — тема любви. Она раскрывается через образы главных героев – влюбленных. Их чувство было настолько сильным, что даже смерть не смогла ему помешать.

Еще одна, не менее значимая, тема раскрыта в данном тексте – это тема смерти. На примере главного героя автор напоминает о неизбежности смерти для каждого человека. Юноша погиб, защищая Родину. Но перед своей гибелью он прожил достойную жизнь – отличился подвигами на войне, любил беззаветно и наслаждался каждым мгновением. В этом заключен важный смысл жизни: жить честно и достойно отведенное время.

Тема воспоминаний, прошлого также имеет место в рассказе. Практически все произведение – одно сплошное воспоминание. Прошлое так важно для главной героини, что оно со временем занимает место настоящего, став жизнью девушки.

Рядом с темой воспоминаний идет тема счастья. Так, для несчастной девушки счастье присутствует только в ее прошлом, в пережитых и незабвенных моментах любви и радости.

Через все произведение проходит историческая тема. Это сложное для страны время: революции и восстания, война и беспредел дробят ее изнутри. Люди бегут из родного дома и неясно, как сложится дальнейшая судьба государства.

Проблемы

Проблематика, равно как и тематика рассказа, чрезвычайно богата.

На первое место справедливо будет поставить проблему потери любимого человека. Героиня теряет своего жениха и переживает это очень болезненно. После этой бесценной утраты жизнь девушки лишается и смысла и радости.

Далее следует проблема роли человека в истории. В произведении освещено такое масштабное историческое событие как война. Она естественным образом накладывает отпечаток на всех людей, так или иначе столкнувшихся с ней. Так и герои Бунина становятся жертвами этого кровавого безжалостного события. Людям война ненавистна, но они вынуждены сражаться, чтобы не потерять все, что им так дорого.

Проблема войны занимает важное место в рассказе «Холодная осень». Это проблема, которая тянется непрерывной нитью через все повествование. Автор этим хочет показать, что война ничего хорошего не приносит, только боль и разочарование.

Героиня, потеряв возлюбленного, остается ему верна все равно. Она не забывает и не утрачивает своей любви и ждет того дня, когда они смогут воссоединиться с ее женихом. Этот момент характеризует проблему верности. Героиня верна себе до самого конца, она живет лишь потому, что обещала это своему возлюбленному. Даже выйдя замуж за другого человека, сердце ее навсегда остается верным любви.

Война заставляет людей, неравнодушных к судьбе Отечества, встать на его защиту. Так, герой, обладая явными патриотическими принципами, считает своим долгом пожертвовать жизнью ради спасения страны, ради ее победы в войне. Через этот сложный образ автор реализует проблему долга и чести.

Смысл

Рассказ «Холодная осень», как и весь сборник, в который он включен, посвящен теме любви. Этим действием Бунин идет наперекор событиям того периода – ведь вокруг идет жесточайшая битва в истории человечества, а он создает целую плеяду жизнеутверждающих рассказов о любви и счастье. Писатель поставил перед собой цель показать всем, что добро и любовь в конечном итоге одержит верх над всеми бедствиями и злобой.

Смысл произведения заключен в непреодолимости любовного чувства, в его спасительной силе. Война смогла помешать влюбленным быть вместе, но не сломила их духа, не разорвала того крепкого духовного единения, что их связывало.

Чему учит?

Рассказ, прежде всего, призван научить любить, ведь только любовь может осчастливить человека. Нужно хранить и оберегать это чувство на протяжении всей жизни.

«Холодная осень» о том, что мы не властны над судьбой, поэтому нет необходимости переживать о трудностях, которые она преподносит нам. Нужно быть мудрыми и философски принимать все удары судьбы. Даже с мыслью о смерти необходимо свыкнуться и не бояться ее.

Критика

«Холодная осень» была опубликована в первый год после окончания войны. Произведение было встречено читателями с восторгом, став отдушиной для уставших от бед людей.

Многие критики, занимающиеся исследованием творчества Бунина, сошлись во мнении, что данный рассказ явился наиболее успешным среди прочего наследия писателя.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жанр Стратегия, менеджмент
Издатель Frontier Developments
Разработчик Frontier Developments
Минимальные требования Процессор Intel Core i5-4590 3,3 ГГц / AMD FX 8370 4,0 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 4 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 1050Ti / AMD Radeon RX 470, 14 Гбайт на накопителе, интернет-соединение, операционная система Windows 10 версии 1809 и выше / Windows 11
Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i7-5775C 3,3 ГГц / AMD Ryzen 5 1500X 3,7 ГГц, 12 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 6 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 1070 / AMD Radeon RX 570
Дата выхода 9 ноября 2021 года
Возрастной ценз От 16 лет
Локализация Текст и озвучка
Платформы PC, Xbox One, Xbox Series X, Xbox Series S, PS4, PS5
Официальный сайт


Играли на PC

Первая Jurassic World Evolution была примечательной игрой, хоть и не без очевидных недостатков, которые точно подметил в своей рецензии мой коллега. И я подпишусь под каждым его словом. Хотя романтика управленческих будней Парка юрского периода, милые сердцу мелодии, десятки отсылок к любимым (и не очень) художественным фильмам делали своё дело и будоражили душу, но не интуитивный и перегруженный интерфейс, административная тягучая рутина и слабые менеджмент-составляющие изрядно портили впечатление. Но теплилась надежда, что во второй раз Frontier Developments наконец-то сделает тот самый «парк мечты». И отчасти шаг в эту сторону был сделан, пусть и не такой значительный, как хотелось бы…

Виды здесь и вправду завораживают!

⇡#У всех свои загоны

С точки зрения менеджмента здесь мало что поменялось со времён первой части. А общий шаблон действий так и вовсе едва отличим: строим административные здания, нанимаем учёных, выводим новых особей в пробирке или же ловим их в лесах Канады, Соединённых Штатов, Германии или Великобритании (действие игры происходит после событий фильма «Мир юрского периода — 2») и, конечно же, создаём для драгоценных «питомцев» все условия. Под каждый вид нужно выделить свой загон, который ещё и будет соответствовать утончённым требованиям динозавра: диплодок порадуется высокорастущим листьям, карнозавр оценит хрустящий под когтями песок, а паразауролоф, любящий простор, скажет спасибо за пустырь в своём вольере.

Чтобы точно узнать, чего хочет конкретная зверушка, к ней необходимо отправить команду рейнджеров с заданием выяснить предпочитаемый рацион, идеальную среду и общее состояние. Проверки нужно проводить регулярно и вручную, что со временем невероятно утомляет. Но эта рутина необходима, ведь если зверь окажется чем-то недоволен — жди беды и реконструкции событий одного из фильмов саги. Возмущённые рептилии уверенно бросаются на изгородь, крушат технику и наводят ужас на персонал и посетителей парка. А это, в свою очередь, влетает нам в копеечку. Так что необходимо своевременно выявлять проблемы, а если не получилось, то хотя бы вовремя мобилизовать команду отлова, которая усыпит разбушевавшуюся особь. А ещё во время «бунта» динозавр может случайно нанести себе увечья. Впрочем, пораниться животное способно и в собственном вольере, если, например, не поладит с соседями.

Насколько крепкие нервы требуются для работы в парке? Посмотрите на сотрудника в кузове: не человек — кремень!

На случай экстренной медпомощи существует палеомедицинский центр. Отряды ветеринаров оперативно выезжают к зверю для диагностики. А там уже будет понятно — можно ли вылечить особь доступными средствами или, например, разработать новую вакцину. Для исследования перспективного лекарства потребуется выполнить какое-нибудь незначительное условие: к примеру, чтобы найти средство против птичьей оспы, необходимо продержать всех заражённых особей на карантине; а чтобы разобраться с бешенством — сделать фотографию динозавра с этим недугом. А ещё можно нащёлкать побольше снимков и продать их ценителям.

В случае с переломами особь уже не вылечить на месте — придётся доставлять больного в медицинский центр, где учёные займутся восстановлением сломанных костей. Или, в случае нехватки компетенции, не сделают ничего… Что, конечно, временами раздражает. Как и необходимость делать десятки рутинных мелочей без возможности доверить работу персоналу. Обязательно занесу это в их личные дела! Как результат, директор парка собственноручно заправляет генераторы, покупает еду и топливо рейнджерам, следит за состоянием каждой (!) особи, а вечерами печально размышляет: «Не о такой работе я мечтал»…

Ценные кадры стоят дорого. А ещё готовьтесь раскошеливаться на дорогостоящий отпуск, чтобы квалифицированный сотрудник не «перегорел»

⇡#Жизнь в поиске выхода

И хоть нудные и бесконечные мелкие дела изрядно выматывают, сиквел всё же выглядит заметно лучше первой части. Например, искусственный интеллект динозавров ощутимо вырос (очевидно, генетика сильно шагнула вперёд за три года), как и видовое разнообразие — в игре теперь есть водные и летающие виды. Преобразилась визуальная часть — порой просто ставишь игру на паузу, чтобы полюбоваться живописным пейзажем с высоты полёта птеродактиля или понаблюдать за величественным брахиозавром.

А ещё Jurassic World Evolution 2 может похвастаться куда более тесным сплетением с киновселенной «Парка юрского периода». Основная кампания, как уже вскользь упоминалось, разворачивается после событий киноленты Jurassic World: Fallen Kingdom и продолжает её нарратив. Динозавры разбежались по планете, и наша задача — обеспечить им, как и простым людям, безопасность. Для этого предстоит отловить самых опасных (да и не только) особей, поместить их в надёжные загоны и, конечно, прилично на этом подзаработать. Сюжет вселенной в игре практически никак не развивается, но встреча со знакомыми лицами наверняка придётся фанатам по душе. Хотя, скажу честно, некоторые игровые элементы в кампании всё же не удались — особенно те, что откровенно замедляют процесс. Например, заскриптованные ураганы просто уничтожили всю мою инфраструктуру и отправили и без того шаткий баланс в крутое пике. Выбираться из него пришлось довольно долго и мучительно.

Примерно так выглядит перезапуск миссии

Несомненно, восторг фанатов вселенной вызовет режим «Теория хаоса». Здесь обыгрывается знаменитая концепция «что, если…». Что, если бы вулкан в «Мире юрского периода — 2» не начал извержение; что, если бы в «Затерянном мире» благополучно удалось вывезти динозавров с острова и организовать парк на материке; что, если бы «Объект Б» стал функционирующим развлекательным центром. На все эти вопросы предстоит ответить именно игроку.

А ещё можно проверить свои способности управленца в испытаниях, где кроме рутинных дел и организационных сложностей против игрока выступают ограниченные временные ресурсы. Но если эта забава кажется слишком напряжённой, то стоит отправиться в «Песочницу», где можно строить свой личный парк с блек-джеком и тираннозаврами как душе угодно.

Тут главное не паниковать и спокойно, без лишней суеты вдавить педаль в пол и нестись куда глаза глядят

***

Словом, в Jurassic World Evolution 2, несмотря на многие шероховатости, есть где разгуляться. Она стала ещё на одну эволюционную ступень ближе к заветной мечте о собственном Парке юрского периода. Надеюсь, в третьей части авторы из Frontier Developments наконец позволят автоматизировать или просто уберут самые скучные и выматывающие элементы игры. И жизнь наконец-то найдёт выход!  

Достоинства:

  • увлекательный режим «Теория хаоса»;
  • заметно улучшенный, хоть и не идеальный искусственный интеллект динозавров.

Недостатки:

  • рутина порой убивает всю радость от игры;
  • основная кампания несколько затянута, а в некоторых местах ещё и сильно раздражает;
  • слишком малое количество нововведений для полноценного сиквела.

Графика

Пейзажи невероятной красоты, скрупулёзно проработанные детали мира и, конечно, величественные и прекрасные динозавры — визуально Jurassic World Evolution 2 воплощена великолепно.

Звук

Чарующие аранжировки любимых композиций из полнометражных фильмов умело дёргают струны души. Да и весь звуковой дизайн здесь исполнен на весьма достойном уровне.

Одиночная игра

Четыре режима сулят немало времени перед экраном. Особенно если вас не пугает административная рутина…

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Общее впечатление

Небольшой эволюционный виток серии, в котором всё стало лучше, насыщеннее и увлекательнее, чем в первой части. Увы, некоторые неудачные звенья также перешли в новый проект.

Оценка: 7,0/10

Подробнее о системе оценок

Видео:  

Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

1.Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стан­дарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год).

 2.Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухи­на; под ред. В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2008)

3.  С учетом учебника  Лебедева Ю.В. «Русская литература ХIХ  века. 10 класс» (в двух частях)

.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIXв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

В школе с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:

• соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, находить сходные черты и национально обусловленную художественную специфику их воплощения;

• самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста, используя адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка;

• создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• участия в диалоге или дискуссии;

• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Содержание тем учебного курса

Литература XIX века

 Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Введение

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских  прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тют­чев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарожде­ние реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, «натуральная школа») и профессиональной рус­ской критической мысли. 

Литература первой половины XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Нацио­нально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Отцы пустынники и жены непороч­ны…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философам г   н личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни  и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность-  — основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Кик часто, пестрою толпою окружен…», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…», «Нет, я не Байрон, я другой…». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Завещание».

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Те­ма Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о ро­мантизме и реализме, об их соотношении и взаимовли­янии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссо­рились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект». Со­четание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, ре­альности и фантастики. Петербург как мифический об­раз бездушного и обманного города.

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-полити­ческая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистиче­ской литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного са­мосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Фор­мирование национального театра.

Классическая русская литература и ее мировое при­знание.

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что та­кое обломовщина?»Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего че­рез индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жес­токих нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и  покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.)

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное! 01 ношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика оТургенев • («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме.Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. На­следник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочета­ние разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Лю­бовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основ­ной жанр — лирический фрагмент («осколок» классици­стических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых ли­рических или эпических жанровых форм). Мифологиз-мы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Теория литературы. Углубление понятия о ли­рике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фе­та — практичного помещика. Жизнеутверждающее нача­ло в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романти­ческие «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достиже­ния. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с при­ветом…», «Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Певице», «Сияла ночь. Луной был по­лон сад…», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На качелях».

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и твор­чество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш ба­тюшка…».

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчест­во. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реа­лизма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и де­ревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки…», «Душно! Без счастья и воли…», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я ско­ро…», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба…», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужа­сам войны…», «Тройка», «Еду ли ночью по улице тем­ной…».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«История одного города» — ключевое художест­венное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение на­рода как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзо­пов язык (развитие понятий). Сатира как выражение об­щественной позиции писателя. Жанр памфлета (началь­ные представления).

Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Об­зор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их от­ражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

 «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стиле­вое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристо­кратические устремления русской патриархальной де­мократии.

Теория литературы. Углубление понятия о ро­мане. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие по­нятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и твор­чество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюр­ная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема со­циальной несправедливости и гуманизм писателя.духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самора­скрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.

Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антини­гилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Из литературы народов России. КостаХетагуров.Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)

Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяже­лой жизни простого народа, тема женской судьбы, об­раз горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Из зарубежной литературы

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан. Слово о писателе.

«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравен­ства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.

Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.

Артюр Рембо. Слово о писателе.

«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.

Тема урока

Кол-во часов

Дата план.

Дата факт.

Введение

 Литература первой половины XIX века

1-2

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека).Выявление уровня литературного развития учащихся

2

 А.С.Пушкин

3

 А. С. П у ш к и н. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Развитие реализма в лирике,поэмах,прозе и драматургии.

1

4

 Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и Михайловской ссылок (с повторением ранее изученного). «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление

1

5

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина .

1

6

«Поэт», «Поэту, «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

1

7-8

 Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор.

2

9-10

 Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Вновь я посетил…». Домашнее сочинение по лирике Пушкина

2

11

 Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник»Человек и история в поэме.Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

1

12

 Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник ».

1

13

 Социально-философские проблемы в поэме. Диалектика пушкинских взглядов на историю России.

1

14

 Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина.

1

М. Ю. Лермонтов.

15

 М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон…». Романтизм и реализм в творчестве поэта

1

16

 Молитва как жанр в творчестве поэта.  «Молитва» 

1

17

 Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание»

1

18

Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Как часто, пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущении поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношении «Выхожу один я на дорогу…»

1

19-20

 ВЧ Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Подготовка к сочинению по лирике М. Ю. Лермонтова

2

21

 Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

1

 Н. В. Гоголь.

22-23

 Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород»

2

24

 «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петер­бургских повестях»

1

25

Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

1

26

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

1

27

ВЧ2Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

1

28

Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя

1

29

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журнали­стики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы

1

 И.А. Гончаров

30-31

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обломов» ,Обрыв». Особенности композиции рома­на. Его социальная и нравственная проблематика

2

32

Обломов — «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову

1

33

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе

1

34

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике

1

35

А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. « Отец русского театра».

1

36

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия

1

37

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

1

38

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы.

1

39

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»

1

 И.С. Тургенев.

40

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе

1

41

Расцвет русского романа.   И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». Русские дворяне Кирсановы.

1

42

Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя

1

43

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

1

44

Любовь в романе «Отцы и дети»

1

45

Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению

1

46

 Зачётная работа за первое полугодие

1

 Ф.И.Тютчев

47

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философии природы в его лирике. «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…»

1

48

Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…»

1

49

Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим…», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое…»)

1

 А. А. Фет.

50

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта…», «Еще весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря прощается с землею…» и др.

1

51

Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. Домашнее сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

1

52

ВЧ А. К. То л с т о й. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взо ре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»

1

Н.А. Некрасов.

53

 Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний  страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной», «Надрывается сердце от муки»

1

54

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобливый поэт»»

1

55

Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба…», «Поэт и Гражданин» и др.

1

56

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Внимая ужасам войны…» и др.

1

57

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

1

58

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства

1

59-60

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Подготовка к сочинению по творчеству Н. А. Некрасова

2

61

Р/Р Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.

1

 М. Е. С а л т ы к о в — Щ е д р и н.

62

М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

1

63-64

Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина  «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиции романа. Образы градоначальников

2

 Л.Н.Толстой

65

Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

1

66

ВЧ Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.

1

67

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. Художественные особенности романа.

1

68-69

Духовные искания Андрея Болконского. Проблема судьбы, смысла жизни и тайны смерти.

2

70-71

Духовные искания  Пьера Безухова. Идея нравственного самосовершенствования.

2

72

Женские образы в романе «Война и мир».

1

73

Семья Ростовых и семья Болконских.

1

74

Тема народа в романе «Война и мир».

1

75

Кутузов и Наполеон.

1

76-77

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».

Художественные особен­ности романа.

2

78

Анализ эпи­зода эпи­ческого произведе­ния «Петя Ростов в отряде Денисова.

1

 Ф. М. Достоевский

79

Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

1

80

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского

1

81

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

1

82

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

1

83

«Двойники» Раскольникова

1

84

 Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».Роль эпилога в романе. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание»

1

 Н. С. Л е с к о в.

85

Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании

1

86-87

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

2

88

 ВЧ Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

1

 А.П.Чехов.

89-90

А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре»

2

91-92

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах»

2

93

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».

1

94

Особенности драматургии А. П. Чехова

1

95-96

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда

2

97

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля

1

98

Зачетная работа за второе полугодие

1

 Зарубежная литература

99

  ВЧ К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности

1

100

     ВЧ    «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан «Ожерелье». ВЧ   Г. Ибсен. «Кукольный дом».

1

101

  ВЧ А. Рембо «Пьяный корабль»

1

102

Итоговый урок

1

Бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты. (Сократ)

У каждого человека есть своя заветная мечта. Мне кажется, что мечты — это то, чем живет человек, то, что дает ему полноценную, полную событиями, радостями и огорчениями, может быть, жизнь. Мечта — это то, что позволяет совершенствоваться человеку, совершенствоваться внутренне. Мечта помогает сделать человека более целеустремленным, более жизнерадостным. Мечта — это прежде всего любовь. А как же человеку без мечты и любви!?

Мечта — особый вид воображения, заветное желание, исполнение которого часто сулит счастье . Это могут быть просто желания, по каким-то причинам не выполненные в момент их возникновения, но человек всё же желает, чтобы они воплотились в реальность (например, такой мечтой может быть желание поехать в какое-либо место — это не осчастливит человека до конца его дней, зато он будет вспоминать и рассказывать об этом событии достаточно долго как об одном из наиболее приятных моментов в каком-нибудь периоде его жизни). А также это могут быть и несбыточные желания, как достижения бессмертия и желания, которые могут сбыться при особых обстоятельствах (например власть над всей вселенной, становление очень сильным, полет на Марс и т. п.)

Мечта — это то, что, отличает любого человека, вообще от всех людей и животных. У животных тоже есть разум, но нет главного – мечты. Они не могут мечтать о чем-то, живут лишь потребностями. Мечта — это что-то большее, чем потребность. Мечта — это то, к чему мы идем или стараемся идти всю жизнь или какой-то конкретный отрезок времени.

Человек должен мечтать, чтобы видеть смысл жизни. (Вольтер)

Сочинение Человек без мечты, словно птица без крыльев

Мы часто задумываемся о том, нужна ли мечта человеку. А может ли человек жить без мечты? Вот монологическое высказывание на эту тему:

Я считаю, что человеку необходима мечта. Этому есть логическое объяснение. Во-первых, она дает стимулы жить. Чтобы достичь желаемого результата, человеку приходится прилагать усилия, познавать новое, менять мир и меняться самому. Ведь мечту можно рассматривать как единую великую цель. А на пути к осуществлению каждого желания существуют десятки подходов. Порой для того, чтобы приблизиться к своей мечте, нужно научиться отделять «семена от плевел», и определить какою же тропой стоит следовать, какое стремление считается верным.

Ярким примером того, что мечта может помочь человеку «взлететь», является Ассоль из произведения А. Грина «Алые паруса». Девушка мечтала о том, что когда-нибудь за ней приплывёт принц на корабле с алыми парусами. Это мечта будущего гуляла соль, и не давала ей сломиться перед издевательствами жестоких соседей. Она верила несмотря не на что Светлое будущее. В конечном итоге её ожидания не были напрасны.

В заключение я хочу сказать, что людям нужно чаще мечтать и стараться исполнять свои мечты. Для этого придется много поработать, чем-то пожертвовать. Зато результат вас очень порадует и сделает счастливым. Мечту нельзя предавать, откладывать, забывать. Ведь она всегда может стать реальностью, нужно только быть терпеливым и настойчивым. Тогда результат не заставит себя долго ждать. Мечты делают нас лучше, они мотивируют нас, ставят цели. Мечты – это прекрасно!

Шутить с мечтой опасно; разбитая мечта может составить несчастье жизни… (Д. И. Писарев)

Аргументы из литературы на тему: Что такое мечта

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главная героиня мечтала о любви — такой же прекрасной, как в ее любимых книгах. Желание Татьяны исполнилось, но ее история была трагической, а не романтичной: Евгений не разделил ее чувства. Однако даже муки любви стали для нее отрадой сердца. Мысли об избраннике причиняли ей боль, но они же и доставляли наслаждение. Мечты не всегда сбываются так, как мы того хотим, но это не делает чудо воплощения грезы менее таинственным и волнующим.

И. Гончарова «Обломов»

Ярким примером в данном случае выступает Илья Ильич из произведения Гончарова «Обломов». В данном романе главный герой постоянно мечтает о том, чтобы улучшить свою жизнь, а именно создать семью и навести порядок в поместье, чтобы получить большую прибыль, но его лень не позволяла ему это делать. Илья Ильич проводил дни в тёплой кровати, стараясь меньше напрягать себя делами. Таким людям, как Обломов трудно реализовать себя в жизни потому, что мечта может осуществиться, только в том случае, если человек будет стремиться её осуществить.

Н. В. Гоголь «Шинель»

Тема мечты поднимается и в повести Н. В. Гоголя «Шинель». Для Акакия Акакиевича Башмачкина мечтой становится покупка шинели. Так как герой был небогат, а на улице стояли морозы, новая шинель для Башмачкина была единственным стремлением. Он действительно многое время копил на новую шинель, при этом экономя абсолютно на всем. Когда шинель была готова, Акакий Акакиевич будто возродился. Сбывшаяся мечта позволила герою почувствовать веру в самого себя и в свои силы. Однако в тот же день у Башмачкина крадут шинель, а в ближайшие дни ему отказывают в помощи, не желая искать шинель. Мечта вступает в конфликт с реальностью. Жестокое общество оставляет Башмачкина без мечты, и главный герой умирает.

А. П. Чехов «Ионыч»

В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» герой был активным и целеустремлённым молодым человеком, которого по жизни вела мечта. Он грезил о том, что станет известным и востребованным специалистом в сфере медицины, а также будет развиваться и в других сферах человеческого бытия, приумножая свой интеллектуальный и культурный багаж. Разумеется, он мечтал и о любви, которая разделит все его увлечения. Но постепенно реальность все больше разочаровывала его, и он, поддавшись унынию, растерял все свои грезы. Сначала его перевели на службу в захолустье, где не было возможности культурно и интеллектуально развиваться. Потом он влюбился, но девушка ему отказала. Да и призвание перестало его радовать, ведь пациенты приходили к нему с однотипными и скучными жалобами, что никак не способствовало его профессиональному росту. Лишившись грёз, герой опустился и обрюзг. Теперь его досугом были только вечера в игорном доме и выпивка, а его единственной страстью стало накопительство. Он потерял веру в прежние идеалы и превратился в ограниченного и пассивного обывателя, который так и не завёл семью, так и не стал тем, кем хотел быть. Его действительно можно сравнить только с птицей без крыльев.

А.П. Чехов «Человек в футляре»

В рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре» описывается мужчина, у которого нет грёз. Главный герой произведения живёт в своём маленьком мире, не признает ничего нового, не имеет товарищей и любимой женщины. Все, что выходит за рамки его психологического футляра, им отвергается, как что-то позорное, недостойное. Физически его замкнутость находит отражение в тёплом пальто, которое давало возможность закрыться от внешнего мира. Беликов не умеет мечтать, он лишён этой способности, потому что боится ее, как и всего того, что может доставить неудобство, прервать рутинную череду его занятий. Его жизнь скучна и размерена, он знает только работу, свои книги, написанные на мертвом языке, и маленькую комнатушку. Отсутствие стремлений иссушило его душу, поэтому он скончался в расцвете сил, так и не добившись ничего весомого, так и не заведя семью, так и не познав счастья. Беликов настолько прикован к одному месту, что кажется, будто от него отрезали какую-то очень важную часть, как раз и отвечающую за способность к полету.

А. Грин «Алые паруса»

Тема мечты поднимается в повести А. Грина «Алые паруса». Главная героиня Ассоль однажды в лесу встретила волшебника Эгля, который поведал ей о том, что она обязательно встретит принца, приплывшего к ней на корабле, у которого будут алые паруса. Это событие становится настоящей мечтой Ассоль. Она не давала девушке опускать руки. Благодаря своей мечте Ассоль смогла справиться со всеми жизненными трудностями на своем пути. Жители Каперны не верили в то, что за Ассоль приплывет принц, и смеялись над ней. Однако героиня верила до конца. И эта вера в мечту привела к тому, что Грэй, узнавший о желаниях Ассоль, действительно приплыл к ней на корабле с алыми парусами.

А. П. Чехов «Ионыч»

В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» герой потерял веру в мечту, отказавшись от желаний юности. Его возлюбленная отказала в ответ на предложение руки и сердца, в маленьком городке не было интересной практики, местное общество не отличалось интеллигентностью, и в результате молодой человек разочаровался в своих идеалах. Когда-то он был амбициозным медиком, который хотел помогать людям, а теперь стал лишь обрюзгшим и жадным обывателем, смыслом жизни которого было накопительство. Дмитрий превратился в Ионыча, который подолгу засиживался за игральным столом и налегал на спиртные напитки. Ни призвание, ни любовь, ни семья его больше не интересовали. Тупое мещанское самодовольство застыло на лице, в котором раньше люди видели одухотворенность и стремление к цели. Отсутствие мечты действительно «обрезало крылья» Старцеву, изменило его в худшую сторону.

Цитаты о мечте

Надо мечтать как можно больше, как можно сильнее мечтать, чтобы будущее обратить в настоящее.
Михаил Михайлович Пришвин

Мечтайте о великом; лишь великие мечты в силах затронуть людские души!
Марк Аврелий

Мечтай по-крупному, мелкие мечты не зажигают сердца.
Иоганн Вольфганг фон Гёте

Шутить с мечтой опасно, разбитая мечта может составить несчастие жизни, гоняясь за мечтою, можно прозевать жизнь или в порыве безумного воодушевления принести ее в жертву.
Дмитрий Иванович Писарев

В мечте есть сторона, которая лучше действительности, в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого.
Лев Николаевич Толстой

Именно в мечтах рождаются новые идеи Добиться исполнения мечты — в этом величайший смысл жизни человека.
Алексей Семенович Яковлев
t

Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет бог весть куда.
А.Н.Крылов

Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти.

Оноре Бальзак

Легче всего осуществимы те мечты, в которых не сомневаются.
А. Дюма-отец

Если вы откажитесь от своей мечты, то, что останется?
Джим Керри

Человек без мечты, как птица без крыльев!

Бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты.

Мечты очень опасная вещь: они тлеют, как огонь, и иногда совсем поглощают нас. (Артур Голден)

Мечты — это не глаза, а разум. Я не вижу, но тем не менее мечты у меня есть. (Татьяна Толстая)

Поделиться

Для творчества А.И. Куприна характерно особое внимание к концепту любви. Что такое истинная любовь? Какая она бывает? Этот же рассказ посвящен одному из видов любви – между мужем и женой. Поэтому он будто дает читателю возможность задуматься о том, какие семейные отношения можно назвать глубокими, искренними, и на чем они строятся.

История создания

«Куст сирени» – рассказ А.И. Куприна, написанный в 1894 году и опубликованный в октябре того же года в журнале «Жизнь и Искусство». Он относится к ранней прозе автора. Для пробы пера этого писателя характерно большое тематическое разнообразие и человечное, чуткое отношение к героям.

Произведение сразу же пришлось по душе рецензентам и простым читателям. Оно, можно сказать, сделало автору имя в литературном мире. Не удивительно, ведь писатель начинал свой творческий путь с описания человеческих добродетелей. Лишь потом он начал активную журналистскую деятельность, которая привела его на социальное дно. Сюжеты того периода уже не радовали публику, а смущали ее.

Смысл названия

Почему Куприн назвал свой рассказ именно так? Образ сирени не единожды встречается в русской литературе и, в частности, в прозе. Так, в «Вешних водах» И.С. Тургенева сирень символизирует зародившуюся любовь и вместе с тем разлуку, так же, как и в романе И.А. Гончарова «Обломов» с веткой сирени ассоциативно связывается начало отношений Обломова и Ольги, и этот же образ соотносится с расставанием.

В рассказе А.И. Куприна образ сирени также связан с любовной темой: он символизирует истинную супружескую привязанность и любовь, искреннее участие и взаимопомощь, что и является главной проблемой, смысловым центром произведения. Кроме того, этот куст означает начало весны, а в контексте произведения указывает на то, что супруги не охладели друг к другу, напротив – в их отношениях открылась чудесная пора, где взаимное тепло оживляет все вокруг.

Жанр и направление

Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени» относится к методу и направлению реализма. Куприн — один из самых известных представителей этого направления в русской литературе. Его произведения отличаются очень яркими и детальными описаниями быта (ежедневных бесед, событий), наполненными ощущением как бы живого участия в них автора-повествователя.

В рассказе, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя или героев, выделяется одна сюжетная линия – эти черты и свойственны произведению «Куст сирени», а следовательно, мы можем определить его как рассказ (сюжет построен вокруг того, как Вера и Николай Евграфович решают проблему успешной сдачи экзамена).

Композиция

Композиционно произведение можно разделить на три части:

  1. Возвращение Николая Евргафовича с работы и сообщение супруге о неудаче;
  2. Энергичная помощь Верочки мужу – всяческие старания исправить ситуацию;
  3. Счастливый конец — Вера снова встречает Алмазова, и он сообщает ей уже радостную новость об успехе.

Такая композиция называется зеркальной: и в начале, и в конце рассказа муж Веры возвращается с известием с работы.

О чем?

Рассказ «Куст сирени» о любви супружеской. Эта тема раскрывается во взаимоотношениях Веры и Николая Евграфовича. Так, Верочка принимает горячее участие во всем, что случается в жизни её мужа. Она постоянно поддерживает его, отказывает себе во всем, даже необходимом, ради его успеха. Так, женщина закладывает свои украшения, чтобы достать деньги для садовника, который мог бы посадить кусты, чтобы супруг сдал экзамен. Дело в том, что он нечаянно посадил кляксу на чертеж, а вместо нее, чтобы не переделывать, нарисовал куст. Профессор рассердился и не зачел работу, так как знал местность наизусть. Но героиня посадила в том месте сирень, и смущенный преподаватель, увидев его, изменил оценку. В конце рассказа счастливые супруги смеются и делятся друг с другом своей радостью, взаимной любовью. В этом кратком эпизоде, раскрывающем суть рассказа «Куст сирени», писатель показал рецепт избавления от жизненных проблем. В одиночестве человеку приходится нелегко, он теряет веру в себя, а вот в супружестве он обретает не только эмоциональную привязанность, но и верного союзника в лице возлюбленного или возлюбленной. Главное – это научиться ставить общие интересы выше личных.

Другая сторона рассказа – тема жизненных ценностей. Для Верочки и её мужа это любовь, благополучие, взаимопонимание. Профессор же Николая Евграфовича, например, показан как человек, посвятивший себя, всю свою жизнь любимому делу.

Главные герои и их характеристика

  1. Николай Евграфович Алмазов — молодой небогатый офицер, который только с третьего раза поступил в Академию генерального штаба. Все экзамены давались ему очень тяжело, стоили больших трудов. Он описан как сильный человек, но неудача на последнем экзамене очень сильно ударила по его самообладанию, и он был расстроен так, что хотел чуть ли не заплакать от обиды. В трудную минуту он слушает свою жену, не сопротивляется её желанию помочь, исполняет её короткие поручения.
  2. Во всем его поддерживала жена Верочка, способная на глубокое сочувствие, умеющая взять на себя роль главы семьи в трудную минуту, разрешить тяжёлую ситуацию, стать миротворцем.
    Так, она обращалась к мужу очень осторожно и ласково, её быстрые решительные действия были вызваны искренней обеспокоенностью душевным состоянием супруга, его возможной будущей неудачей.

Темы

Главные темы рассказа, тесно связанные друг с другом, — любовь и счастье. Что такое настоящая любовь? В ней ли заключается счастье? Истинное чувство основано на взаимном доверии, на способности к самопожертвованию ради любимого человека, на умении понять боль и радость близкого, и в обладании им может заключаться настоящее счастье, духовное и возвышающее личность. Именно поэтому мы можем назвать Веру счастливой: она способна на такую глубокую любовь, и ею так же дорожит её супруг, как и она им.

В рассказе даются краткие описания деталей быта, обстановки, в которой происходит само действие, и зарисовки природы передают особое ощущение в тот или иной момент, как, например, тишину и красоту позднего вечера:

Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком.

Это состояние вечернего умиротворение продолжается еще и тем, что в это время люди уже возвращаются домой, к своей семье

Садовник, чех, маленький старичок в золотых очках, только что садился со своей семьею за ужин.

Проблемы 

В произведении поднимается, прежде всего, проблема любви и связанная с ней проблема счастья. В частности, это и трудность истинной, жертвенной любви, и способности к искреннему участию, сочувствию. Это и недостаток силы духа у главного героя, и тяжелая задача на плечах Веры — взять на себя роль главного и разрешить трудную ситуацию, когда близкий человек в растерянности.

Так или иначе, проблематика произведения связана с нравственными категориями любовных отношений между людьми. Какими свойствами обладает истинная любовь, и как она проявляется? Способна ли она сделать человека по-настоящему счастливым и духовно свободным в своем счастье? Нравственные проблемы также коснулись мужа Веры, когда он осознал свой обман и понял, что поступил не очень хорошо по отношению к профессору.

Смысл

Основная идея произведения заключается в том, что глубокая привязанность, взаимная любовь, доверие и уважение супругов строятся на умении жертвовать собой ради близкого человека, поддерживать, сочувствовать – быть рядом. Жизнь в согласии может зародиться, только если оба человека относятся друг к другу очень внимательно и с любовью. Именно такой брак может сделать жену и мужа счастливыми, возвысить их над рутиной и бытом.

Интересно, что главная мысль Куприна заостряется на роли женщины в браке. Именно от нее во многом зависит погода в доме. Если бы она не проявила должного понимания и только обрушилась на мужа за недостаток внимательности, то Николай сломался бы окончательно, а семья превратилась бы во взаимную пытку. Но поддержка, сочувствие и любовь Веры, которая жертвует своими интересами ради блага супруга, спасли положение и выручили героя, который вновь готов покорять гранитные кручи науки.

Вывод

Итак, рассказ А.И. Куприна «Куст сирени», представляя некий идеал супружеских отношений, причем совершенно реалистичный, вдохновляет читателя естественной красотой человеческих чувств: взаимоуважения, доверия, жертвенности, участия. Таким образом, этот идеал наше сознание может впитать, соответственно, возвыситься и приблизиться к нему, понять его сущность и бессознательно потянуться к его красоте.

Необходимо учиться любить. Многие думают, что это чувство сваливается с неба или же целиком зависит от таинственной совместимости сердец, но писатель обращает наше внимание, что ему нужно именно учиться, совместно преодолевая трудности. Истинная любовь – не дар, а достижение, к которому приходят нравственные и добродетельные люди, которые готовы трудиться над собой для достижения гармонии в семье. Вот, чему учит Куприн в своем рассказе.

Критика

Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени» я восприняла как что-то очень цельное, органичное, естественное. Взаимоотношения Веры и Николая Евграфовича, бытовые, казалось бы, повседневные, описываются так пристально и верно, что легко очароваться взаимной дружбой и любовью супругов. Впечатление от рассказа – появившийся где-то в памяти некий пример супружеских отношений, естественный, совершенно близкий к реальной жизни и вместе с тем очень благородный и красивый.

Современники писателя восприняли рассказ восторженно. Так, И. В. Терентьев написал, что «произведение А. Куприна обладает целительной силой чистейшего нравственного источника». В своей статье он особенно хвалил образ Верочки, как наиболее удачное открытие автора.

Автор: Регина Рафикова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ рассказа «Куст сирени» (А.И. Куприн)

  • Сочинение по обломову что такое обломовщина
  • Сочинение по обломову на тему дружба обломова и штольца
  • Сочинение по образу екатерины гроза
  • Сочинение по образу гринева 8 класс по плану
  • Сочинение по образу катерины в пьесе гроза