Сочинение по обломову 10 класс темы обломов и штольц

Урок 34. и. а. гончаров. жизнь и творчество. место романа обломов в трилогии обыкновенная история, обломов, обрывурок 35. и. а.

Урок 34. И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обломов»,
«Обрыв»

Урок 35. И. А. Гончаров. «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти

Урок 36. И. А. Гончаров. «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе

Урок 37. И. А. Гончаров. Роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина?»

УРОК 36
И. А. ГОНЧАРОВ. «ОБЛОМОВ»
КАК РОМАН О ЛЮБВИ.
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И СПОСОБЫ ЕЁ ВЫРАЖЕНИЯ

Цель:


рассмотреть женские образы романа; провести анализ взаимоотношений главного героя с женскими персонажами
произведения; раскрыть авторскую позицию и способы её выражения в романе; развивать интеллектуально-образное
и эмоциональное восприятие художественного произведения учащимися; эстетически и нравственно воспитывать, формировать активную жизненную позицию учащихся.

Оборудование:
раздаточный материал, таблицы, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся анализируют взаимоотношений главного героя с женскими персонажами произведения; раскрывают
авторскую позицию и способы её выражения в романе; выполняют сопоставительную работу в парах; принимают участие в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. «Портретная галерея»

Комментарий.

Учитель зачитывает фрагменты текста, где даны портретные характеристики героев романа «Обломов». Учащиеся должны определить,
каким героям романа принадлежат эти характеристики.

1. «…пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехой под мышкой, откуда торчал клок рубашки, в сером же жилете… с голым, как колено, черепом и с необъятно
широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами» (Слуга Захар).

2. «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у ней почти вовсе не
было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми полосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё
выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами…» (Агафья Матвеевна).

3. «…обрюзг не по летам… тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких, пухлых рук, мягких плеч казалась слишком изнеженным
для мужчины» (Илья Обломов).

4. «(Она) в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего
огня… губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремлённой на что-нибудь мысли» (Ольга Ильинская).

5. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул,
но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза немного зеленоватые, но выразительные» (Андрей Штольц).

2. Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— После долгих ожиданий, вызванных публикацией одного из основных эпизодов романа главы «Сон Обломова», читатели и критики смогли, наконец, прочесть
и оценить произведение целиком. Сколь однозначно было всеобщее восхищение произведением в целом, столь же разносторонними были взгляды на смысл,
вложенный И. А. Гончаровым в «Обломова». И неудивительно: кто, кроме автора, может знать это наверняка? Похоже, что и сам Гончаров за долгое время писания романа
успел поменять к нему своё отношение. Ведь не случайно многие его современники говорят о том, что он негативно относился к первой части «Обломова» и, напротив,
советовал прочесть вторую и третью, написанные гораздо позднее. Попробуем разобраться, как отразились взгляды Гончарова в этом произведении, и какова была
его позиция по отношению к основным персонажам. (Обращение учителя к эпиграфу урока.) В романе «Обломов» жизнь всё время как будто испытывает главного героя,
искушает его различными соблазнами — светскими забавами, успешной карьерой, писательской славой. Но главное испытание Обломова — это любовь.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Изначально сюжет «Обломова» задумывался автором, по-видимому, как обобщённое жизнеописание бездеятельного, апатичного, уходящего в прошлое помещичьего
класса на отдельном примере. Позиция автора по отношению к крепостному праву должна была отразиться в подробном рассказе о жизни
Ильи Ильича Обломова, бездумно проводящего день за днём в своей загородной усадьбе. В соответствии с этой задумкой и писался первый том «Обломова»,
повествующий большей частью о детстве Ильи Ильича. При написании же последующих трёх частей произведения отношение Гончарова к герою меняется.

Во-первых, автор переносит своего героя в городские условия и через него показывает своё отношение к столичному обществу. Во-вторых, усложняется сюжетная линия.
Приём испытания главного персонажа любовью встречается не только у Гончарова. Показывая, как ведёт себя тот или иной герой влюбившись,
автор открывает в душе своего персонажа много новых граней, которые не проявились бы при других обстоятельствах. По развязке любовного сюжета можно
также судить о позиции автора относительно персонажа.

Штольц, наделённый лишь самыми правильными и необходимыми чертами характера, автору, как и читателю, несомненно, нравится, но в то же время,
как и большинство из нас, Гончаров испытывает симпатию к Илье Ильичу. Эта позиция автора по отношению к своим героям отразилась не только на их судьбах, но
даже и в портретах. Отношение автора к персонажам выразилось и через их взаимные характеристики.

Прежде чем описывать взаимоотношения Ольги с Обломовым и Штольцем, надо сказать об отношении автора к ней. Гончаров, несомненно, доброжелателен
к своей героине. Она наделена такими чертами, как проницательность, уравновешенность, гордость. Несомненно, восхищает автора чувство долга, которым,
прежде всего, руководствуется героиня, возвышенность её души, отражающаяся в прекрасном голосе. Всё это проявляется и во внешнем облике Ольги: «Нос
образовывал чуть заметную грациозную линию; губы тонкие и большей частью сжатые; признак непрерывно устремлённой на что-нибудь мысли. То же присутствие
мысли и в зорком, всегда бодром… взгляде серо-голубых глаз…» Она призвана быть как бы ангелом-хранителем Обломова, разбудить его уснувшую душу…

2. Комментированное выразительное чтение

письма Обломова к Ольге
(часть вторая, глава X),
прощальный разговор Обломова и Ольги (часть вторая, гл. XI)

Беседа

• Можно ли сказать, что эта сцена демонстрирует поражение не только героя, но и героини? Страдает ли Ольга?

• Почему эта сцена напоминает «диалог глухих»? Почему Ольга не отзывается на призыв Обломова: «Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего».

• Каким предстаёт Обломов перед Ольгой?

• С какой меркой она подходит к Обломову в этой сцене? Что ищет Ольга теперь в Обломове?

• Кто вызывает сочувствие в этой сцене: Ольга или Илья?

• Что прельщает в Ольге и Обломова, и Штольца?

• Какими средствами пользуется автор при описании Ольги, её взаимоотношений с Обломовым?

• Почему расстались Ольга и Обломов? Только ли Обломов виноват в этом?

• Почему «идеальные» героини Гончарова отступают в критический момент, в итоге симпатии читателей достаются их отнюдь не идеальным избранникам?

3. Составление устного рассказа «Обломов и Агафья Матвеевна»

по предложенному плану (в парах), слушание нескольких творческих работ

Образец плана рассказа «Обломов и Агафья Матвеевна»

1. Любовь Обломова и Агафьи Матвеевны.

а) Первое впечатление о героине;

б) почему Обломов полюбил её;

в) как изображено чувство хозяйки;

г) объяснение в любви Обломова и Пшеницыной;

д) как протекала их жизнь.

2. Обломов в судьбе Агафьи Матвеевны.

4. Составление сравнительных таблиц

«Женские образы в романе», «Сравнительная характеристика взаимоотношений: Обломов и Штольц,
Обломов и Ольга, Штольц и Ольга»

(коллективная работа, запись на доске и в тетрадях)

Женские образы в романе

Таблица
Женские образы в романе

Ольга Ильинская

Агафья Матвеевна Пшеницына

По словам Добролюбова, гармонично
совмещает в себе «сердце и волю», сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за постоянную цель,
пытливость ума, глубина чувств и женственность стала одним из самых гармонических, светлых образов в русской
литературе XIX в.

Добрая, скромная женщина, прекрасная
хозяйка, благоговеет перед своим «квартирантом», для неё он — существо высшего
порядка, идеал барина; для Обломова — идеал «ненарушимого покоя жизни». Любовь Обломова к Агафье Пшеницыной выросла на почве барских привычек. У неё Илья
Ильич находит свою жизненную мечту

В сравнении этих женских типов в романе есть глубокий смысл. Умная Ольга и патриархально-тихая
Пшеницына каждая по-своему помогают раскрыть идею романа, обнажая сущность Обломова

Сравнительная характеристика взаимоотношений

Таблица
Сравнительная характеристика взаимоотношений

Критерий

Обломов и Штольц

Обломов и Ольга

Штольц и Ольга

Сходство

Различия

5. Обобщение учителя

— Можно ли считать произведение И. А. Гончарова «Обломов» романом о любви? Сделать вывод можно, лишь посмотрев и взвесив все действия главного героя по
отношению к окружающим его героиням. Обломов знакомится с Ольгой Ильинской, и в душе его зарождается сильное, искреннее чувство. Однако
счастью героев не суждено сбыться. Основную причину этого обычно видят в душевном складе Обломова, в его инертности, равнодушии к жизни. Однако подлинные
причины трагического финала этой любви лежат гораздо глубже. Ольга Ильинская — девушка умная, гордая, самолюбивая. У неё страстная и деятельная натура. Она
пыталась пробудить Обломова к жизни, полезной деятельности, много сделала для спасения его от лени и апатии.

Вот как Гончаров пишет об Ольге: «Внести в сонную жизнь Обломова присутствие молодой, симпатичной, умной и отчасти насмешливой женщины — это всё равно, что
внести в мрачную комнату лампу, от которой по всем тёмным углам разольётся розовый свет, несколько градусов тепла, и комната повеселеет».

Миссия Ольги с самого начала была обречена. Однако через неё автор открыл в герое множество положительных черт. На некоторое время Гончаров просто
преображает Обломова: «Встаёт он в семь часов, читает, носит куда-то книги.

На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нём появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности». Ну при
каких ещё обстоятельствах «чистое, верное сердце» Ильи Ильича смогло бы себя так проявить? С первых дней знакомства с Обломовым Ольга активно вторгается
в его жизнь. Всё это вносит определённый диссонанс в отношения героев, и чуткая душа Обломова улавливает этот диссонанс. Любовь становится для него
«претрудной школой жизни».

В отношениях же Ольги со Штольцем всё происходит совсем наоборот. Их союз закономерен и гармоничен. Они похожи и потому хорошо понимают друг друга.

Агафья Пшеницына — хозяйка дома, в котором поселился Обломов,— полная противоположность Ильинской. Простые отношения, простодушные речи
Агафьи Матвеевны, её хлопоты по хозяйству, безграничная преданность, уют
и комфорт, созданные в её доме,— всё это напоминало Илье Ильичу милую сердцу Обломовку. С подобной обстановкой, образом жизни ассоциировалась у него
семья и любовь. Поэтому финал любовных сюжетов героя в какой-то степени закономерен — Обломов остаётся с Агафьей Матвеевной. Такая мирная, уютная
семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на Ильинской, поскольку не возлагала на него никакой ответственности. Он любил жену, сына,
семейный быт, олицетворявший для него главное — физический и душевный покой.

Слово найдено — покой! Именно стремление к вечному отдыху, физическому и моральному, к бесконечно длящемуся состоянию физической и душевной
неподвижности и определило, в конечном счёте, выбор героя.

Таким образом, идеальная любовь в романе Гончарова — это несбыточный сон. Он не мог сбыться в жизни героя, так как «для него достижение идеала вовсе не
цель жизни, для него это любимая мечта; борьба, усилия, суета в погоне за идеалом разрушают мечту»,— считал И. Ф. Анненский. Обломов же всегда и во
всём остаётся верен себе. В этом целостность и гармоничность личности героя.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Постановка и решение проблемного вопроса

• Каков, по представлению автора романа, идеальный образ русской женщины?

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-миниатюру «Столкновение мечты и действительности в жизни Обломова».

2. Ознакомиться со статьями Н. А. Добролюбова, А. В. Дружинина, Д. И. Писарева о романе И. А. Гончарова «Обломов».

Следующий урок: Роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина?» >>>

(782 слова) Иван Александрович Гончаров создал своё знаменитое произведение «Обломов» в очень непростой период для России. Середина 19 века — переломное для страны время, которое характеризовалось быстрыми экономическими, социальными и политическими изменениями. В связи с этим автор затронул в романе острые важные и вечные проблемы, касающиеся смысла жизни, семьи, любви, дружбы и человеческого предназначения. Рассмотрим поподробнее проблематику известного произведения Гончарова «Обломов».

Основная проблема произведения умещается в одно слово — «обломовщина» (безволие, состояние лени и бездеятельности). Автор описывает данное явление не как индивидуальное, присущее лишь одному герою или конкретному человеку, а как социальное, от которого страдает общество. По мнению писателя, данное явление характеризует целый слой русских помещиков, которые во что бы то ни стало не отказываются от традиционного уклада жизни со всеми признаками вырождения, присущими поздней феодальной эпохе. «Обломовщина» олицетворяет порок русского дворянского общества, живущего по правилам и понятиям, основанным на безжалостном использовании труда других людей — крепостных. Кроме этого, «обломовщина» символизирует беззаботную, праздную жизнь. Главный герой романа Илья Обломов является типичным представителем «обломовщины». Персонаж рос и воспитывался в тихой деревне Обломовка. Именно сон Обломова демонстрирует истоки проблемы. Родители Ильи вели образ жизни, для которого характерны полуразваленное поместье, старая потрёпанная мебель, долги и так далее. Они ведь ничего не делали, плыли по течению и во всем полагались на крестьян. К этой лени они приучили и наследника.

В произведении Гончаров противопоставляет «обломовщину» активности, присущей европейцам. Писатель показывает, что в Европе ценятся постоянное обучение и развитие, а также самостоятельный труд. Эти ценности очень важны для другого героя произведения — Андрея Штольца. Он является антиподом Обломова. Штольц, в отличие от Обломова, прикладывает жизненный путь сам, добиваясь поставленных целей самостоятельно. Андрей достойно и уверенно движется вперёд, полагаясь лишь на собственные силы. Однако и в этом вечном движении вперед автор не находит идеала. Штольцу не хватает душевности и мягкости Обломова. В его жизни слишком много суеты, она не каждому по плечу. Однако он смог выстроить гармоничную жизнь, и его судьба является примером для читателя, который задумывается над проблемами семьи, брака, своего предназначения. Андрей был счастлив в союзе с Ольгой, потому что она стала его единомышленницей. У них были одинаковые взгляды на жизнь, одни цели. Только при таких условиях можно создать крепкую семью.

Многие литературные исследователи относят произведение Обломова к социально-психологической направленности, что объясняется особенностями поднятых в нем проблем. Гончаров не мог обойтись без раскрытия национального вопроса в своём произведении. Автор противопоставляет Обломову, воспитанному на русских ценностях, Штольца — сына немца и русской дворянки. Илья с детства привык к «обломовским» ценностям. Андрей, напротив, жил «немецкими» ценностями, которые привил герою отец. Однако богатство личности героя обусловлено влиянием матери. Именно она открыла для ребенка искусство, русскую культуру и сакральное значение духовности. 

Не менее острой является проблема «лишнего» человека. Обломов — яркий представитель этой категории персонажей. Для главного героя оказывается чужим общество. Ему трудно жить в быстро меняющемся и развивающемся мире. Персонажу комфортнее оставаться в прошлом. Даже думая о будущем, герой мечтает, чтобы оно было таким же, как и прошлое. Однако Обломов получает желаемое в финале произведения. Благодаря Агафье в его доме воцарилась атмосфера, напоминающая ему беспечное детство. И все же идеал героя приводит его к преждевременной кончине. Обломов потерял свое здоровье в праздности и переедании. Это говорит о том, что персонаж подсознательно стремился к небытию, а значит, был лишним рудиментом прошедшей эпохи.

Проблема любви тоже волновала автора романа «Обломов». Писатель показывает разнообразные типы любви на примерах отношений героев. Первый тип, воплощённый в отношениях Ольги и Обломова, представляет собой нежные и романтические чувства, однако они недолговечны. Это связано с разным пониманием любви у героев. Для Ильи любовь — созерцание далекого идеала. А для Ольги любовь представляет собой начало нового пути. Обломов пассивен в любви, Ольга активна. В данном случае противоположности притянулись, но не смогли быть вместе.

Совсем с другой стороны раскрывается тема любви в отношениях Ильи и Агафьи. Их чувства были похожи на отношения сына и матери. Это гармоничный союз, но он ведет в никуда, ведь обязанности распределены неравномерно, и один партнер жертвует всем для другого. Агафья своей опекой привела мужа к еще большей деградации.

Третий тип любви отчётливо виден в отношениях Ольги и Штольца. Чувства героев основывались на взаимопонимании и доверии. Их видение мира полностью совпадало, поэтому им было хорошо вместе. Супруги часто проводили время вдвоем и тесно сблизились. Их союз — идеал для автора, ведь герои смогли воспитать не только своих детей, но и сына Обломова.

Важной проблемой произведения является, конечно же, проблема смысла жизни и предназначения. Автор полагает, что каждый человек должен искать свою цель в жизни. Бесцельное прозябание главного героя привело к деградации. А вот Штольц смог реализовать все задуманное благодаря четкому плану. Он всегда шел по направлению к мечте, поэтому смог добиться успеха.

Можно утверждать, что Иван Александрович Гончаров в своём известном романе поднял вечные проблемы, которые злободневны по сей день. Благодаря его произведению читатель может лучше разобраться в них и сделать свой выбор, основываясь на литературных примерах.

Автор: Виктория Комарова

Обломов и Штольц – два персонажа одного произведения Гончарова “Обломов”. В нём двое данных персонажей играют довольно серьёзную роль, так как они практически центральные его персонажи. В произведении они предстают перед читателем каждый в своём уникальном амплуа, и каждый в своей уникальной форме человеческой личности. Оба хоть и являются друг другу довольно близкими людьми, однако оба же от друг друга кардинально отличаются не только своими взглядами на жизнь и убеждениями, но также и своим образом жизни эти два человека совершенно не похожи. Автор создал их как некое противопоставление друг другу, которое будет держать баланс в произведении.

Эти два персонажа в произведении ведут совершенно разный образ жизни, который отличает их от друг друга. Один из низ, а именно Штольц, это человек, который всегда готов к активным действиям, и будет добиваться своего чего бы это ему не стоило. Другой же, Обломов, тот человек, который тратит свою жизнь на простое прозябание на задворках своей жилплощади, и он также не хочет ничего делать и не хочет ничего добиваться. Однако какими-то неведомыми путями двое данных людей смогли не только найти общий язык, но также начать крепкую дружбу, которая продлилась у них достаточно долго время.

Корни мировоззрения и поведения обоих, скорее всего, строятся из их детства. Так как детство у обоих было совершенно разное, и можно даже сказать совершенно противоположное, то соответственно на выходе мы имеем двоих совершенно разных людей, имеющих  свои уникальные взгляды на жизнь, которые противопоставляются друг другу. Если Обломова воспитывали не строго, и в детстве ему позволяли всё, о чём бы он не попросил своих родителей, то Штольцу пришлось немного потяжелее, однако в итоге он стал полностью самостоятельным целеустремлённым человеком, который знает чего он хочет, и который нацелен только на успех, и человеком, который является полным антиподом человека типа Обломова.

Через данные образы автор доносит своему читателю мысль о том, что в нашем обществе люди могут разделиться на две большие группы. На группу тех людей, которые стараются делать всё для себя и окружающих, находясь в постоянном самосовершенствовании и улучшении своего качества жизни, это максимально активные и амбициозные люди. И на группу тех людей, которым ничего не нужно кроме простого покоя, ведь они не готовы на радикальные действия, а уж тем более на активную деятельность, тем более физическую. Таким образом, мы видим, что автор создал два полностью противоположных образа, которые, тем не менее, отлично сочетаются в своём необычном тандеме.

Сочинение 2

Как известно, на протяжении существенной части истории Россия черпает собственную культуру из других стран. Собственно, этот вопрос вообще является довольно трудным и многогранным, но если упростить, то мы можем говорить, например о западной и восточной культуре, где, опять-таки довольно условно, представителем Запада является Европа, а представителем Востока – Россия. Конечно, Россия не в строгом смысле Восток, но наша страна тяготеет, наверное, более к созерцательной метафизике, нежели к прагматизму, а созерцательность – типичной восточный элемент.

Итак, Гончаров рассматривает Восток и Запад через Обломова и Штольца, соответственно. Обломов – созерцатель и лежатель на диване, он гедонист и ценитель нежности, но не сказать, чтобы он был полностью поглощен пороком. Все-таки Илья Ильич является глубоко чувствующим человеком, у него нежная душа и он способен на поступки ради любви.

Штольц в наши дни вполне мог бы стать активным либералом, критиком власти и действующим человеком, который способен к переустройству мира и на самом деле он патриот и он любит и страну и Обломова, но не совсем понимает. Во многом в этом сыграли обстоятельства, которые не позволили Штольцу размышлять, но заставляли действовать. Обломов в свою очередь мог не действовать и размышлять.

Есть ли какие-то элементы похожие на современность – весьма интересный вопрос и действительно стоит экстраполировать эти фигуры на образ современной России. Страны, которая тоже во многом лежит на диване, пользуясь доходами от именья, только получает выгоду не от сельского хозяйства, а от природных ресурсов, но разница, по большому счету, не существенная. В любом варианте мы можем продолжать созерцать, а Штольцы будут продолжать суетиться и недоумевать как вообще возможно не проявлять активности в этом мире.

Удивительно, но, на мой взгляд, и Обломов и Штольц не так отличаются, они просто воспитывались в разных обстоятельствах и принципы этих людей сформированы условиями. Безусловно, Обломов сам по себе более нежный и он видит мир довольно отстраненно, он ощущает бренность бытия, когда Штольц видит себя преобразующей силой, которая имеет значение. Каждая позиция является по-своему верной и, вероятно, Гончаров представляет в этих героях взаимодополняющие признаки, которые подобно культуре цивилизаций Востока и Запада тоже могут существовать в своем синтезе.

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца в романе Обломов

В своем произведении Иван Александрович описал историю двух разных людей с разными жизнями. Это были друзья, которые дружили с самого детства, которые настолько видимо, отличались друг от друга, что было трудно представить, что они вообще друзья. Обломов был человеком ленивым, он привык к тому, что его родители разрешали ему все и давали все, что он только хотел. Его мать настолько сильно заботилась о нем, что не давала ему ничего делать даже самые простейшие вещи. С детства его окружали любовью и вниманием. Обломова одевали и ухаживали за ним няньки, не какую даже самую простую работу ему не давали выполнять.

Даже когда он подрос, он все так же продолжал бездельничать и ничего не делать. Он считал что все люди это скучные существа и поэтому не заводил ни с кем общение . Обломов боялся холодов и постоянно укутывался в халат, за ним все так же ухаживали слуги и из-за этого в его доме был просто сплошной беспорядок.

Даже когда Обломов влюбился в  Ольгу он все равно, в конце концов, выбрал домашний уют и покой. Он выбрал свое спокойствие между любовью и непреодолимой страстью. Но обломов любил Агафью которая скорее всего была ему как но не как девушка но не смотря на все это у них родился ребенок. Но  противоположным человеком Обломова стал его друг Штольц. Его родители воспитывали в нем трудолюбие, в нем было полно энергии, и за какую-либо работу он не взялся, у него все отлично получалось. Благодаря его строгому отцу и доброй матушке Штольц вырос хорошим человеком.

Работа доставляла ему удовольствие, и он считал, что люди обязаны работать чтобы содержать себя. Он хотел убедить в этом друга и на некоторое время у него это получилось. Штольц хотел ему показать немного иную жизнь, от которой можно брать все.

Штольц всегда доводил дела до конца и не когда не оставлял их на потом. Он был энергичным человеком и во многом от других отличался своей ответственностью. Даже когда его друг умер он взял его сына себе, потому что Обломов перед смертью попросил чтобы он позаботился о нем вместо него. Он смог сохранить о своем друге лишь хорошие воспоминания.

Поэт в своем произведении хотел сказать, что даже если люди совершенно разные это не значит, что они не могут дружить. Поэтому герои романа хоть и разные, но они, в какой-то степени дополняли друг друга, и им было о чем говорить.

`

Сравнение Обломова и Штольца

Популярные сочинения

  • Сочинение Поход в дельфинарий

    Когда мы были на море летом, то видели дельфинов – прямо с пляжа. Они плыли там вдалеке, так красиво было. И ещё мы пошли в кафе на пирсе, а оттуда тоже увидели стаю дельфинов.

  • Сочинение Авторское определение жанра Грозы

    В пьесе А. Н. Островского показывается жизнь, современную автору, жестокие нравы раннего капитализма. Островский показывает тёмное царство, поглощающее всех окружающих и убивающее все чисты

  • Моя бабушка сочинение (2, 3, 4, 5, 7, 10 класс)

    Сегодня я хочу рассказать о своей бабушке. Она у меня самая лучшая, именно поэтому я решил рассказать вам про нее.

Слайд 1

Урок - творческая мастерская на тему « Мастерство создания художественных образов (по роману И.А.Гончарова

Текст слайда:

Урок — творческая мастерская на тему « Мастерство создания художественных образов (по роману И.А.Гончарова «Обломов»)»

©Учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №32 Морозовой Натальи Алексеевны

2018


Слайд 2

1.Индукция (цель: мотивация дальнейшей деятельности, создание эмоционального настроя) История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва

Текст слайда:

1.Индукция (цель: мотивация дальнейшей деятельности, создание эмоционального настроя)

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа…
М.Ю.Лермонтов

-Какие ассоциации связаны у вас со словом «душа»? (Внутренний мир человека, переживания, настроения, чувства, привязанности; сам человек, его личность, характерные черты и свойства личности).

-Найдем его толкование в словарях.

-Какие истории души раскрывает пред нами Гончаров? А, может быть, это истории ума, рассудка, расчетливости… «Ум тогда истинный и высокий ум, когда он и ум и сердце вместе»,- писал автор романа.


Слайд 3

2.Создание творческого продукта (групповое задание)Деконструкция (цель: разъединить материал на отдельные части, отыскать словесные доминанты), реконструкция (цель: создание

Текст слайда:

2.Создание творческого продукта (групповое задание)

Деконструкция (цель: разъединить материал на отдельные части, отыскать словесные доминанты),

реконструкция (цель: создание из разрозненных частей нового представления)


Слайд 4

1 группаРассказать и проанализировать историю жизни И.И.Обломова, историю его души по вопросам: образ главного героя: основные черты

Текст слайда:

1 группа

Рассказать и проанализировать историю жизни И.И.Обломова, историю его души по вопросам: образ главного героя: основные черты его характера, его детство (коротко), день Обломова (коротко), роль деталей в обрисовке главного героя, жизненные идеалы героя, отношение автора к нему. Захар и Обломов: обломовские черты в Захаре.
— Почему обломовская лень не производит на нас впечатления пошлости?
— Каков идеал любви и семейного счастья героя романа?
— Основные факторы, оказавшие влияние на формирование Обломова.
— Что общего у Обломова с «лишними» людьми (Онегиным, Печориным)?
— Можете ли вы сказать, что Обломов – характер типический? Ему подобные были до Обломова и после него? Прав ли Обломов, говоря: «Имя нам – легион»?
— Как понять сочетание в Обломове такого противоречия: с одной стороны, стремление жить, с другой стороны, боязнь жить, с третьей стороны — «мне давно совестно жить на свете».


Слайд 5

2 группаКто такой Штольц? Деятельность Штольца. Отношение автора к этому герою. Штольц – антипод Обломова или его

Текст слайда:

2 группа

Кто такой Штольц? Деятельность Штольца. Отношение автора к этому герою. Штольц – антипод Обломова или его двойник? Выделить привлекательные черты и слабости этого героя. Можно ли говорить об истории души Штольца в романе А.И.Гончарова?

— В чем видит Гончаров ограниченность Штольца?

— Почему автор романа и критики считали, что образ А.Штольца не удался писателю? Согласны ли вы с этим?

— Чехов (1889) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, но я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная…». Поделитесь своими мыслями по поводу этого высказывания.


Слайд 6

3 группа Рассказать и проанализировать материал по образу Ольги Ильинской.- Портретная характеристика.- Характер и идеалы Ольги. Как

Текст слайда:

3 группа

Рассказать и проанализировать материал по образу Ольги Ильинской.
— Портретная характеристика.
— Характер и идеалы Ольги. Как воспринимает любовь и брак Ольга?
— Какие обстоятельства повлияли на развитие отношений Ольги и Обломова?
— Любила ли Ольга Обломова или приняла за любовь другое чувство? Почему между ними произошел разрыв?
— Почему состоялся брак Ольги Ильинской и Штольца после любовной неудачи с Обломовым?
— Можно ли Ольгу считать положительной героиней романа?
— Любовь Ольги или Агафьи Матвеевны необходима Обломову?
— Каков, по представлению автора романа, идеальный образ русской женщины?
— Какова история души героини?


Слайд 7

4 группаРассказать и проанализировать материал по образу Агафьи Матвеевны Пшеницыной.- Портретная характеристика.- Характер героини, ее идеалы.- Описание

Текст слайда:

4 группа

Рассказать и проанализировать материал по образу Агафьи Матвеевны Пшеницыной.
— Портретная характеристика.
— Характер героини, ее идеалы.
— Описание «выборгской обломовщины». Обломов, женившись на Агафье Пшеницыной, опускается еще больше. Почему?
— Любовь Агафьи Матвеевны к Обломову.
— Любовь Ольги или Агафьи Матвеевны необходима Обломову?
— Агафья Матвеевна после смерти мужа.
— Каким вы видите поступок Агафьи Матвеевны, отдавшей Андрюшу Обломова на воспитание Штольцам?
— Каков, по представлению автора романа, идеальный образ русской женщины?
-Сделайте выводы об истории души Агафьи Матвеевны.


Слайд 8

3.Социализация и корректировка творческого продукта (цель: предъявление созданного продукта коллективу)Заполнение таблицМногие исследователи творчества Гончарова противопоставляют Штольца и

Текст слайда:

3.Социализация и корректировка творческого продукта (цель: предъявление созданного продукта коллективу)

Заполнение таблиц
Многие исследователи творчества Гончарова противопоставляют Штольца и Обломова, чем можно мотивировать это противопоставление?


Слайд 9

К особенностям его таланта принадлежит необыкновенное мастерство рисовать женские характеры.

Текст слайда:

К особенностям его таланта принадлежит необыкновенное мастерство рисовать женские характеры.
В.Г.Белинский


Слайд 10

4.Общая рефлексия и выход на новую систему проблем (цель: отражение чувств, возникших у участников в ходе мастерской,

Текст слайда:

4.Общая рефлексия и выход на новую систему проблем (цель: отражение чувств, возникших у участников в ходе мастерской, создание нового варианта, версии, гипотезы)

— Почему автор романа и критики считали, что образ А.Штольца не удался писателю? Согласны ли вы с этим?

— Штольц, по словам И.А.Гончарова, «мог быть близок Обломову». Почему?

— Почему писатель показывает Обломова в разных сценах и ситуациях, а о Штольце преимущественно рассказывает? Какие «обломовские» черты есть в Штольце?

— Почему цель жизни Штольца не удовлетворяла Обломова?

— Какая история души вам более близка? Будет очень интересно, если вы расскажете историю своей души…


Слайд 11

5.Домашнее задание – сочинение на одну из предложенных тем Темы творческих работ: «Кто необходим будущей России –

Текст слайда:

5.Домашнее задание – сочинение на одну из предложенных тем

Темы творческих работ:

«Кто необходим будущей России – «деятельный» Штольц или созерцательный «добряк-ленивец» Обломов?»,
«Судьба Обломова: закономерность или случайность?»,
«У тебя были крылья, да ты отвязал их…» (по роману И.А.Гончарова «Обломов»),
«Образ Ольги Ильинской в галерее женских образов в литературе XIX века»,
«Каков, по представлению автора романа, идеальный образ русской женщины?»


Слайд 12

Творческие задания по группам1. Предложите идею оригинального памятника Обломову2. Возьмите интервью у Штольца (5

Текст слайда:

Творческие задания по группам

1. Предложите идею оригинального памятника Обломову
2. Возьмите интервью у Штольца (5 вопросов к герою, ответы героя)
3. Напишите четверостишие, посвящённое Ольге Ильинской
4. Создайте синквейн на тему «Агафья Матвеевна Пшеницына»


Роман «Обломов» был опубликован в 1859 году в журнале «Отечественные записки» и считается вершиной всего творчества писателя. Произведение написано по традициям литературного направления реализм.

И. А. Гончаров в своем романе «Обломов» тщательно прорисовывает каждый образ. Все герои обладают цельными характерами. Каждый из них является носителем черт современного И. А. Гончарову общества.

Краткая характеристика персонажей

Главные герои:

  • Обломов Илья Ильич – дворянин, помещик тридцати лет, ленивый, мягкий человек, который все свое время проводит в безделье. Персонаж с тонкой поэтической душой, склонен к постоянным мечтаниям, которыми заменяет реальную жизнь.
  • Захар Трофимович – верный слуга Обломова, который прислуживает ему с малых лет. Очень похож на хозяина своей ленью.
  • Штольц Андрей Иванович – друг детства Обломова, его ровесник. Практичный, рациональный и деятельный мужчина, который знает, чего хочет и постоянно развивается.
  • Ильинская Ольга Сергеевна – возлюбленная Обломова, умная и нежная девушка, не лишенная жизненной практичности. Затем стала женой Штольца.
  • Пшеницына Агафья Матвеевна – хозяйка квартиры, в которой проживал Обломов, хозяйственная, но безвольная женщина. Искренне любила Обломова, ставшая затем его женой.

Другие персонажи:

  • Тарантьев Михей Андреевич – хитрый и корыстный знакомы Обломова.
  • Мухояров Иван Матвеевич – брат Пшеницыной, чиновник, такой же хитрый и корыстный, как и Тарантьев.
  • Волков, чиновник Судьбинский, писатель Пенкин, Алексеев Иван Алексеевич – знакомые Обломова.

В романе автор выводит важную для того время проблему российского общества – «обломовщину», рассматривает трагедию лишнего человека и проблему постепенного угасания личности, раскрывая их во всех аспектах бытовой и душевной жизни героя.

Популярные сочинения

  • Любовь к чтению — сочинение рассуждение
    Для огромного количества людей чтение – это любимое занятие на протяжении всей жизни. И тут нечему удивляться. Читать не только полезно, но и увлекательно. Из литературы можно почерпнуть много интересного.
  • Сочинение Вера в человека
    Каким бы уверенным человек не был для побед на жизненном пути ему необходима внешняя поддержка и вера. Что кроется под словосочетанием «вера в человека»? Как она проявляется?
  • Сочинение Настасья Филипповна в романе Идиот (Образ и характеристика)
    Достоевского Фёдора Михайловича по праву можно назвать одним из главных страдальцев русской литературы. Он страдал как сам, так и страдал из-за страданий других людей, пропускал беды человечества через себя

Развернутая характеристика героев

Обломов

Главным героем произведения является Илья Ильич Обломов. Ему 32 года. Это помещик, который не отличается трудолюбием. Он очень ленив и бездеятелен. Дни его проходят на диване, он любит поесть и поспать.

Обломов — типичный представитель мещан с устаревшими взглядами, которых ничего не ждет в будущем. Однако душа Обломова чиста и наивна. Он не способен причинить кому-то вред. Причина его образа жизни кроется в воспитании: с раннего детства его опекали, за него делали любую, даже самую мелкую работу.

Полюбивши Ольгу Ильинскую, Обломов начинает меняться, однако в итоге все возвращается на круги своя. Все также бездельничая, он женится на Агафье Пшеницыной, а затем умирает.

Штольц

Андрей Иванович Штольц – друг Обломова. Он противопоставлен главному герою. Штольц не привык лениться, для него будущего не существует без постоянного развития. Главное удовольствие для героя – труд. Он не просто мечтает, как Обломов, но и воплощает мечты в жизнь. Однако данному герою не хватает душевной теплоты. Он настойчив, черств и несколько груб.

Такие разные по мировоззрению и образу жизни герои все равно уважают друг друга. Штольц ценит в Обломове его чистое сердце. И у Обломова, и у Штольца есть как положительные, так и отрицательные черты.

Ольга Ильинская

Ольга Сергеевна Ильинская – возлюбленная Обломова, жена Штольца. Это достаточно сильный женский образ. Героиня уверена в себе, постоянно стремится к развитию. Ольга была не настолько красива, однако образ ее отличается гармонией. Богатая духовная жизнь важна для героини.

Полюбив Обломова, Ольга считает, что может изменить его и поставить его на истинный путь. Однако жизненные ценности у героев настолько разные, что им приходится расстаться. Ольга, как и Штольц, любит труд. Поэтому она и сходится с ним. Однако нельзя сказать, что она полностью с ним счастлива.

Агафья Пшеницына

Агафья Матвеевна Пшеницына – жена Обломова. Она является антиподом Ольги Ильинской. Она не особо образованна, но еще и очень добра и бескорыстна. Это самый трогательный образ романа.

Как и Обломов, Пшеницына – типичный представитель старого мира, где женщина делает все ради своего мужа. Можно сказать, что она не имеет собственного мнения, старается во всем потакать Обломову. Пшеницына хочет сделать его жизнь без трудностей. Ей ничего не интересно, кроме быта. Она действительно любит мужа, а после его утраты теряет смысл жизни.

Захар

Захар – слуга Обломова. Он походит на своего хозяина: достаточно ленив и очень неряшлив. Обломову он может принести упавшую еду или пищу в грязной тарелке. Все вещи рядом с ним либо ломаются, либо разбиваются. Но, несмотря на свою рассеянность, Захар бережет Обломова и заботится о нем. Он слуга старого порядка, который любит своего хозяина и все, что с ним связано.

Жизнь Захара полностью зависит от жизни Обломова. Поэтому когда Обломов умирает, Захар тоже перестает существовать. Он уходит из дома Пшеницыной и встает на паперть. Когда Штольц нечаянно встречает этого нищего старика и предлагает ему уехать в деревню, тот отказывается, потому что не может оставить без присмотра могилу Обломова.

Анисья

Анисья – кухарка Обломова и жена Захара. Она является трудолюбивой хозяйкой. Ее отличает кротость, доброта, спокойствие. Как и Агафья Матвеевна, Анисья олицетворяет настоящую русскую женщину.

После появления Анисьи в доме Обломова она чуть было не заменила Захара, однако ему это не нравилось. И он не позволял ей выполнять его работу. Будучи женщиной неглупой, Анисья дает мужу различные советы. Героиня становится необходимой частью дома. После смерти Обломова она заботится о Захаре и считает себя невероятно счастливой. Умирает Анисья от холеры.

Мухояров

Иван Матвеевич Мухояров – брат Пшеницыной, служащий секретарем в канцелярии. С первого взгляда кажется, что Мухояров — тихий и добродетельный человек, однако на самом деле он хитер и бесчувственен. Это яркий отрицательный образ в романе.

Во время службы герой берет взятки, благодаря которым смог накопить достаточно большой капитал. Герой привык делать деньги на всем. Мухоярову вместе с Тарантьевым удается составить план для того, чтобы обворовать Обломова. Однако Штольц раскрывает эту аферу и помогает Обломову.

Волков

Волков — первый гость Обломова и своеобразный его двойник. Знакомимся мы с ним в самом начале повествования. Это богатый дворянин. Он любит светскую жизнь, является поклонником модной одежды. Чуть ли не каждый день герой, одевшись в самую модную одежду, бывает в обществе.

Как и Обломов, он ленив. Но если главный герой проявляет это в лежании на диване, то Волков – в посещении различных балов и праздников. Работает он только раз в несколько недель и никак не приносит пользу обществу. Гончаров в образе Волкова представил человека, который тратит всю свою жизнь на пустые развлечения.

Судьбинский

Судьбинский – второй гость Обломова. Для героя служба играет огромную роль в жизни. В образе Судьбинского автор олицетворяет чиновничий Петербург. Герой строит свою карьеру, старается получать от нее все.

Судьбинский много работает, благодаря чему добивается повышения на службе. Вместе с ним начинал служить и Обломов, однако он покинул службу. Главный герой считает, что погоня за карьерой не приносит радости, а лишь портит сущность человека.

Пенкин

Пенкин — третий гость Обломова. Это образ литератора, который обрисован довольно карикатурно. Как писатель он пуст, поверхностен, пишет обо всем подряд. Чтобы заработать, Пенкин публикует статьи и рассказы два раза в неделю в популярных газетах и журналах, а также нередко пишет по ночам.

Это продажное творчество. Обломов отмечает, что в произведениях таких писателей нет никаких чувств, нет жизни как таковой. В словах главного героя выражается авторская позиция.

Волков, Судьбинский, Пенкин — своеобразные двойники Обломова. Их жизнь такая же бездеятельная, как и жизнь Обломова.

Алексеев

Алексеев – четвертый гость Обломова. Это тихий и непримечательный человек. Он настолько незаметен, что многие люди забывают его фамилию и называют то Афанасьевым, то Васильевым, то Андреевым. Алексеев привык пресмыкаться, он постоянно подстраивается под других. Именно это и нравится Обломову.

Алексеева абсолютно ничего не интересует, и он не имеет собственного мнения. Герой достаточно беден, поэтому к Обломову он приходит для того, чтобы поесть и провести время. Алексеев во многом похож на Обломова. Они оба тихие, спокойные люди, которых ничего не интересует. Они привыкли жить размеренной жизнью без внезапных событий.

Тарантьев

Михей Андреевич Тарантьев – пятый гость Обломова. Гончаров описывает этот образ резко отрицательно. Это грубый, хамоватый и необразованный чиновник. Он тоже любитель поесть в гостях, однако, в отличие от тихого Алексеева, он любит всех оскорблять и ругаться. Критиковать людей в порядке вещей для Тарантьева.

По природе своей он мошенник, готовый провернуть различные аферы. Он умеет только в теории придумывать различные идеи, реализовывать он их не умеет. Поэтому Тарантьев находит исполнителя — Мухоярова, который готов ради денег сделать любые вещи. Вдвоем они пытаются завладеть деревней Обломова, и для Тарантьева важно заработать с этого как можно больше денег.

Доктор Обломова

Доктор – немолодой опытный специалист. Он, судя по дорогому костюму, лечит именно состоятельных клиентов, относится к ним очень внимательно. Доктор советует Обломову изменить свой образ жизни: больше двигаться, меньше есть, ходить в театры и общаться с противоположным полом.

Однако все его советы предназначались для богатых людей. Он не признавал труд, запрещено было даже думать. Заменить диван доктор предлагает на такие же бесполезные вещи. Поэтому рекомендации врача не могли спасти Обломова от духовного разложения. Здесь не сможет помочь даже медицина.

Судьба Штольца

В противовес праздному и апатичному образу жизни Обломова представлено описание жизненного пути Андрея Штольца. В отличие от своего друга, Штольц не был потомственным дворянином. Он получил этот титул благодаря своему старанию и прилежности на службе.

Штольц воспитывался в суровой и дисциплинированной среде. Его не баловали, как Обломова, а прививали ему любовь и уважение к труду. Отец уделял особое внимание воспитанию Андрея, поэтому с малых лет Штольц ходил с отцом на фабрику и принимал активное участие в подготовительных работах. Кроме того, когда Андрей немного подрос, отец назначил его на должность и даже выплачивал небольшое жалование.

Андрей Иванович получил хорошее образование. Основы ему преподали дома, затем он обучался в пансионе и университете.

Хорошее воспитание в совокупности со строгостью и дисциплиной, природной любознательностью и рвением к обучению сделали Штольца активным и благородным молодым человеком. Он не пренебрегал посещением светских мероприятий, любил путешествовать и никогда не сидел без дела. Штольц искренний, открытый и добрый человек, при этом лишённый романтизма и мечтательности. Его отличает приземлённость и прагматичность.

​Штольц — сильная личность. Он не привык мириться с трудностями, всегда доводит дело до конца в неудачах винит только себя и личные недоработки.

С Ольгой Ильинской Штольц был знаком давно. Значительная разница в возрасте не позволяла ему воспринимать девушку как потенциальную возлюбленную, но Ольга всегда питала к нему симпатию. После неудачи в отношениях с Обломовым Ольга долгое время боялась открыться новым чувствам. Штольц, узнав об истинной причине отказа от поездки за границу со стороны Обломова, начал больше времени проводить с Ильинской. Молодые люди сблизились. Почувствовав симпатию, Штольц признался Ольге в своих чувствах. Девушка же, не в силах скрыть своё отчаяние, поделилась переживаниями со Штольцем.

Через некоторое время Андрей и Ольга заключили брак. Их союз стал крепким и гармоничным, поскольку оба они были людьми активными и открытыми к жизненным свершениям.

Гости Обломова и цель их прихода

Илья Ильич Обломов, главный герой романа И.А. Гончарова, умный и образованный человек, отошел от всех дел и ведет пассивный образ жизни. Он целыми днями лежит на диване, а к нему время от времени приходят гости. Их визиты описываются в первых главах романа. Автор специально вводит эти второстепенные персонажи в свой роман, чтобы читатели лучше понимали характер Обломова.

Гости сменяют друг друга. Все они, разные по внешности, возрасту, характеру, олицетворяют столичное общество.

Волков

Молодой человек 25 лет, жизнерадостный, любит модно и эффектно одеваться – светский щёголь. Он первым появляется у Обломова. Волков – чиновник, но пренебрегает делами службы. Вся его жизнь состоит из визитов, балов, театров, званых обедов и ужинов. За один день успевает побывать в 10 местах. Волков хвастается перед Обломовым новыми вещами, делится с ним последними светскими новостями. Зовет Обломова ехать на балы, приглашает в Екатерингоф, но Обломов отказывается. Он сочувствует Волкову. Ему такая жизнь кажется пустой, бессмысленной. И Обломов радуется, что его жизнь другая, спокойная.

Судьбинский

Следующий гость – бывший сослуживец Обломова, а теперь – начальник отделения. Судьбинский – карьерист: любыми способами стремится добиться повышения. Пришел проведать друга. Рассказывает о делах по службе, предстоящей женитьбе. Приглашает съездить в Екатерингоф. Он старается подтолкнуть Обломова к активной жизни. Но Обломова не привлекает погоня за чинами и наградами. «Несчастный!» — думает он о Судьбинском.

Пенкин

Успешный литератор, много работает и достаточно зарабатывает. Пишет легко, но без «сердца». Одевается с нарочитой небрежностью. Пенкин рассказывает Обломову о своей статье, о литературе, приглашает в Екатерингоф. Но Обломов не разделяет взглядов Пенкина на литературу. Он считает, что писать нужно с любовью к человеку. Обломов сравнивает Пенкина с машиной, крутящейся без остановок. Его такая жизнь не устраивает.

Алексеев

Человек неопределенного облика и возраста, мелкий чиновник. Он не имеет своего мнения, не продвигается по службе. Робкий, не вмешивающийся ни во что. Приезжает к Обломову, чтобы поесть и отдохнуть у него, угождает ему. Приглашает съездить в гости, а потом – в Екатерингоф. Обломов дает ему оценку: «Человека-то нет!»

Тарантьев

Земляк Обломова, бесчестный и грубый человек, постоянно бранится. Тарантьев всем недоволен, ищет выгоду, возможность смошенничать. Часто бывает у Обломова, как и Алексеев, с целью поесть, выпить и находит у него теплый приют. Он поднимает Обломова с кровати. Тарантьев – приглашенный гость, его позвали на обед. Зная доверчивый характер Обломова, Тарантьев пытается обогатиться за счет Обломова, обманывая его. Обломов дружелюбно к нему относится.

Доктор

Лечащий врач Обломова, хороший специалист. Заботится о здоровье Ильи Ильича и рекомендует ему сменить образ жизни, но тот не выполняет ни единого его требования.

Своим посетителям Обломов пытается рассказать о собственных неприятностях, сам он в этих проблемах совсем не компетентен. Но ему удается их озвучить только Алексееву, который выслушал его. Остальные его не слышат. А Тарантьев, узнав о проблемах Обломова, берется ему помочь. Но при этом он преследует свою выгоду. И в дальнейшем Обломов становится жертвой аферы Тарантьева.

Все эти люди упрекают Обломова в бездействии, зовут с собой, пытаясь втянуть его в бессмысленную суету, а он находит причины отказаться. Их суете Обломов противопоставляет свою философию: «А жить-то когда?», «Где же человек-то»?

Обобщенное описание героев «Обломова»

В своем романе «Обломов» автор описал множество цельных персонажей. Каждый герой описывает человека из современного общества.

Илья Обломов является главным героем романа. Он ленив и любит лежать на диване. Герой постоянно испытывает апатию. Причиной его бездействия считается воспитание. В детстве родители чрезмерно опекали, и поэтому герой стал ленивым человеком. Однажды Обломов влюбился в Ольгу Ильинскую, которая хотела сделать из него нормального человека.

Андрей Штольц – это лучший друг главного героя и полная противоположность Обломова. Андрей считает, что труд является самым главным в жизни. Он постоянно трудится ради получения желаемого и прекрасного будущего. Штольц обладает достаточной силой воли. Но он черств и груб в плане отношений и любви.

Ольга Ильинская – молодая девушка. Она умна и красива, также обладает такими же нравами, как Штольц. После знакомства с Обломовым, героиня понимает, что глупо полагаться на судьбу и ничего не предпринимать. Ольга тратит все силы на то, чтобы изменить главного героя.

Агафья Пшеницына – помещица и полная противоположность Ильинской. Матвеевна стала вдовой и сама воспитывала 2 детей. Героиня владела домом, где жил Обломов. Она добра, скромна и любит трудиться. Женщина всегда молча соглашалась со всеми. Агафья заботилась о главном герое, а потом стала его женой.

Захар работает на Обломова. Он работал уже давно и с годами стал ворчливым и ленивым как Обломов. Несмотря на ленивость, Захар предан хозяину и будет служить ему до самой смерти. После смерти главного героя Захар начал горевать и душевно умер.

Анисья работает кухаркой у Обломова и является женой Захара. Она добра и трудолюбива, и даже скромна. Героиня обладает достаточным умом и понимает, что ее хозяин зря тратит жизнь, лежа на диване. Несмотря на мысли, Анисья не произносит вслух свое мнение и продолжает заботиться о хозяине.

Иван Мухояров приходится братом помещице Агафье. Иван работал секретарем, и за время службы накопил достаточно денег. Мухояров отличался наглостью и хитростью, но со стороны казался добродушным человеком.

Волков – это молодой дворянин и частый гость в доме у Обломова. Он всегда одевается по последней моде и имеет много денег. Вместо того, чтобы работать, Волков прожигает жизнь на светских вечеринках и других светских мероприятиях. Он разговаривает только на светские темы. Волкова в первую очередь волнует мнение знатной толпы.

Судьбинский ранее работал вместе с главным героем. Сейчас герой является частым гостем в доме у Обломова. Судьбинский не так богат, как Волков. Больше времени он тратит на карьеру и любит трудиться. Он получает большие премии за работу.

Пенкин часто гостит в доме Ильи Ильича. Его главным увлечением является литература и писательство. Основным источником заработка героя является работа в журнале. Пенкин работает в редакции только ради денег, хотя не получает удовольствия от него.

Жена Обломова

Расставшись с Ильинской, Обломов через год женится на Пшеницыной. У них рождается сын, которого в честь Штольца называют Андреем.

Разочаровавшаяся в своей первой любви, Ильинская в итоге выходит замуж за Штольца. В самом конце романа тот приезжает навестить Обломова и застает друга больным и окончательно разбитым. Из-за малоподвижного в раннем возрасте у него случился инсульт, Илья Ильич предчувствует свою скорую смерть, просит Штольца не бросить его сына.

Спустя два года главный герой умирает во сне. Его сына берут на воспитание Штольц и Ильинская. Верный слуга Обломова Захар, который пережил своего хозяина, хоть и был значительно старше его, с горя начинает пить и просить милостыню.

  • Сочинение по пословице за двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь
  • Сочинение по отрывку борис годунов
  • Сочинение по огэ по демоверсии
  • Сочинение по обществознанию огэ
  • Сочинение по пословице дело мастера боится