Сочинение по нагибину мать выращивала его на холоду

1 . 2 , . 3

(1)Мать выращивала его на холоду. (2)Он не видел своего отца, погибшего в Гражданскую войну. (3)Мать не любила разговоров об отце, она взяла на себя всю полноту ответственности за сына и не нуждалась в моральной поддержке ушедшего.

(4)Всё же мать опасалась, что на характере сына скажется отсутствие мужского воспитания. (5)Кравцов прошёл спартанскую выучку. (6)С тех пор как он себя помнил, ему было заказано плакать и жаловаться. (7)Он приучался жить с сухими глазами. (8)Он и мать никогда не видел плачущей. (9)Даже когда уходил на фронт, мать не дрогнула. (10)«Ну счастливо, сынок, пиши», – и до двери не проводила, и в окошко не выглянула.

(11)Мать никогда не целовала его, даже маленького, даже поздравляя его с днём рождения. (12)Она крепко пожимала ему руку и вручала подарок. (13)Сто лет молчания – это о них, об их жизни в крошечной комнате старого замоскворецкого дома. (14)То не было молчанием сухости, равнодушия – то было молчанием слишком сильной, пронзительной любви, боящейся погубить родного человека слабостью, жалостью, слёзным распадом.

(15)Если бы рядом был отец, мать, возможно, была бы другой. (16)Но не существовало противовеса женскому, нежному, и её характер стал твёрдым, как железо.

(17)Кравцов вовсе не чувствовал себя обделённым. (18)Конечно, он видел, что у его товарищей другие отношения с родителями, но не завидовал им, а с лёгкой брезгливостью наблюдал их телячьи нежности. (19)Ему было безмерно интересно с матерью. (20)Она неутомимо открывала ему мир – в природе, в книгах, искусстве, окружающих и ушедших людях, в истории, географии, археологии, воспитывая в нём чувство мирового бытия, а не бытового существования.

(21)Его всегда удивляло, откуда мать, недоучившаяся гимназистка, техническая переводчица захудалого учреждения, так много знала. (22)Потом мать забыла многое из того, что знала, когда он был маленьким. (23)Он же ничего не забыл и принял навсегда даже ошибки матери. (24)Так, он не признавал в русской истории царя Фёдора Алексеевича, поскольку мать говорила лишь о слабосердечном Фёдоре Иоанновиче, и считал, что Наполеон был сослан на Мальту, а не на Эльбу…

(25)О чём бы они ни говорили с матерью – пережитом или прочитанном, над чем бы ни трудились сообща, будь то предпраздничная уборка комнаты, возделывание огородной грядки, засолка груздей и рыжиков, или даже сборы в армию, – между ними творился неслышный обмен, возводящий обыденность в ранг высшей жизни.

(26)И всё же сто лет молчания были их уделом. (27)Сколько нежности они подавили в себе, сколько жалких, глупых, ненужных и таких необходимых слов замолчали в себе, сколько заморозили слёз, сколько оборвали душевных движений!

(По Ю.М. Нагибину*)

* Юрий Маркович Нагибин (1920 – 1994) – русский советский писатель, журналист, прозаик, сценарист, мемуарист.

На главную страницуКурсы для школьников

Каждый понедельник с 1 февраля до 18 Ð¼Ð°Ñ 2021 Ð³Ð¾Ð´Ð° разбираем один текст ЕГЭ по русскому языку и прикидываем, что можно написать в сочинении.

Бесплатная проверка сочинений

Принципы курса:

1 вебинар — 1 преподаватель — 1 текст
Для эффективной работы скачивайте и читайте тексты до вебинара!

Мы постараемся сделать так, чтобы все вебинары вели разные преподаватели. Так вы увидите разные подходы к анализу текста, сможете задать вопросы разным экспертам.
Внимание! На вебинарах этого курса мы только анализируем тексты. Этого недостаточно для полноценной подготовки к экзамену. Записывайтесь на платные курсы, чтобы эффективно тренироваться и получать рекомендации экспертов.

Вебинары прошлого года не устарели. Смотрите записи!

Расписание

 Ð”ата                      
    
 Ð¢ÐµÐ¼Ð°, текст    ÐŸÑ€ÐµÐ¿Ð¾Ð´Ð°Ð²Ð°Ñ‚ель
1 февраля 
     
Как теряются баллы: критерий К5 и другие неочевидные ошибки в сочинении.
     
Оксана
Беляева
8 февраля
     
А. Чехов. Ð¤Ñ€Ð°Ð³Ð¼ÐµÐ½Ñ‚Ñ‹ произведений «Ð Ð°ÑÑÐºÐ°Ð· старшего садовника» и «Ð”Ð¾Ð¼ с мезонином»
Из сборника И.П.Цыбулько (2021 г.)
Скачать тексты
 
Наталия Ягинцева
15 Ñ„евраля
 
А. Беляев. Чайки садятся на воду.
Скачать текст
 
Татьяна Ческидова
22 Ñ„евраля
 
В. Богомолов «Ð”ÐµÐ½ÑŒ выдался отменный…»
Скачать тексты
  Алла
Баландина
1 марта
     
В. Гаршин. Художник Рябинин, самый способный ученик Художественной академии…
Скачать текст
  Ольга
Гапон
15 марта
 
Е. Дубровин. С Эльбруса тянуло замороженными фиалками…
Скачать текст
 
Ирина Пономарёва
22 марта
     
Б. Васильев. Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил… 
Скачать текст
  Алла
Чудинова
29 Ð¼Ð°Ñ€Ñ‚а
 
В. Арсеньев. Путешествие по тайге… (ЕГЭ 2020)
Скачать текст
 
Елена
Дудина
5 апреля
     
Ю. Нагибин. Мать выращивала его на холоду… (ЕГЭ 2020)
Скачать текст
 
Юлия Красовских
12 апреля
 

В. Астафьев. Ягодка.
Скачать текст
 
Ирина Тараскина
19 Ð°Ð¿Ñ€ÐµÐ»Ñ
     
Е. Гришковец. Я Ð¾Ñ‡ÐµÐ½ÑŒ плохо знаю деревенскую жизнь… 
Из сборника И.П.Цыбулько (2021 г.)
Скачать текст
  Алла
Госсман
26 апреля
 
А. Лиханов. Чего нам так не хватает
Скачать текст
 
Наталья Боброва
29 апреля,
в 18 ч. (четверг!) 

 
П. Ерашов. Женщина на войне
Скачать текст
  Елена
Маханова
17 Ð¼Ð°Ñ
 
Б. Акунин. Отец Сергий сказал…
Скачать текст
  Александр Моисеев
24 мая
 
Анализ 9 сочинений   Елена Дудина


Дополнительно

Приглашаем преподавателей и старшеклассников на курс Андрея Нарушевича Сочинение на ЕГЭ по русскому языку — 2021. Пять вебинаров с Андреем Нарушевичем. В рамках курса с 18 февраля по 18 марта 2021 года можно отправить на проверку одно сочинение, которое проверит сам Андрей Георгиевич. Типичные ошибки будут разобраны им на одном из вебинаров курса. 

Пособия:

Комментарий на шесть из шести
Рабочая тетрадь для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Задание 27
ЕГЭ — это возможность

    Чтобы зайти на вебинар или посмотреть запись, нажмите на эту зелёную кнопку.

    Войти в виртуальный класс

    Количество часов: 28
    Преподаватели:
    Алла Баландина / Ð˜Ñ€Ð¸Ð½Ð° Фазиулина / Ð¡Ð²ÐµÑ‚лана Гузаевская / Ð”ина Архарова / Ð•Ð»ÐµÐ½Ð° Дудина / Ð®Ð»Ð¸Ñ Красовских / Ð®Ð»Ð¸Ñ Фишман / ÐÐ°Ñ‚алия Ягинцева / ÐžÐ»ÑŒÐ³Ð° Гапон / ÐÐ°Ñ‚алья Боброва / Ð¢Ð°Ñ‚ьяна Ческидова / ÐžÐºÑÐ°Ð½Ð° Беляева / Ð˜Ñ€Ð¸Ð½Ð° Пономарева

    Участие:

    бесплатно

    Сертификат:

    не предусмотрен

    Возврат к списку

    СТАРАЯ ЧЕРЕПАХА

    (1)– Мама, смотри! — раздался ликующий Васин вопль.

    (2)Она подошла к сыну. (3)В углу зоомагазина, на дне выстланного соломой ящика, шевелились две крошечные черепашки. (4)Они были не больше Васиного кулака, удивительно новенькие и чистенькие. (5)Черепашки бесстрашно карабкались по стенкам ящика, проворно двигая светлыми лапками с твёрдыми коготками.

    (6)– Мама! — проникновенно сказал Вася, он даже не добавил грубого слова «купи».

    (7)– Хватит нам возни с Машкой, — устало отозвалась мать.

    (8)– Мама, да ты посмотри, какие у них мордочки!

    (9)Вася никогда ни в чём не знал отказа, ему всё давалось по щучьему веленью. (10)Это хорошо в сказке, но для Васи сказка слишком затянулась. (11)Осенью он пойдёт в школу. (12)Каково придётся ему, когда он откроет, что заклинание утратило всякую силу и жизнь надо брать трудом и терпением? (13)Мать отрицательно покачала головой.

    (14)– Нет, три черепахи в доме — это слишком!

    (15)– Хорошо, — сказал Вася с вызывающей покорностью. (16)– Если так, давай отдадим Машку, она всё равно очень старая.

    (17)Не было на свете более ненужного существа, чем Машка, но и она на что-то годилась: на ней можно было сидеть и даже стоять. (18)Днём старая черепаха всегда хоронилась в укромных местах, но сейчас Васе повезло: он сразу обнаружил Машку под своей кроватью. (19)Вася спрятал Машку под рубаху и быстро вышел на улицу.

    (20)Над поредевшим, полусонным от жары базаром высоко и печально звучал детский голос:

    (21)– Черепаха! (22)Продаётся черепаха!

    (23)Вася произносил эти слова всё глуше, он словно и боялся, и хотел быть услышанным.

    (24)– Ого, черепаха! (25)Вот это-то мне и надо! (26)Продаёшь, малец?

    (27)Перед Васей стоял рослый, плечистый человек и с каким-то детским восхищением глядел на старую черепаху.

    (28)– Да…

    (29)– Сколько просишь?

    (30)– Девять… — смущённо сказал Вася, припомнив цену, какую в зоомагазине просили за двух черепашек.

    (31)Мужчина отдал деньги, сунул Машку в широкий карман своей куртки и пошёл к дому с палисадником, в котором он жил, а Вася растерянно глядел ему вслед. (32)В носу у него странно пощипывало, но он нахмурил брови, задержал на миг дыхание, и пощипывание прекратилось. (33)Тогда он крепко зажал в кулаке деньги и со всех ног бросился к зоомагазину.

    (34)Когда Вася принёс домой двух маленьких черепашек и в радостном возбуждении поведал матери о всех своих приключениях, она почему-то огорчилась, но не знала ни что сказать, ни как поступить в этом случае. (35)А раз так, лучше обождать и подумать — дети такие сложные и трудные люди…

    (36)Ложась спать, он сказал матери счастливым, усталым, полусонным голосом:

    (37)– Знаешь, мама, я так люблю этих черепашек!

    (38)– Выходит, старый-то друг не лучше новых двух, — заметила мать, наклоняясь к сыну и накрывая его одеялом.

    (39)Бывают слова, как будто простые и безобидные, которые, будучи сказаны ко времени, вновь и вновь возникают в памяти и не дают тебе жить.

    (40)«Но что я такое сделал? — спрашивал он себя с тоской. (41)–Продал старую, совершенно ненужную мне черепаху». (42)– «Да, она тебе не нужна, — прозвучал ответ, — но ты ей нужен. (43)Всё, что есть хорошего на свете, было для тебя, а ты для кого был?» (44)– «Я кормлю птиц и рыб, я меняю им воду». (45)– «Да, пока тебе с ними весело, а не будет весело, ты сделаешь с ними то же, что и с Машкой». (46)– «А почему же нельзя так делать?»

    (47)Вася не мог найти ответа, но ответ был в его растревоженном сердце, впервые познавшем простую, но неведомую прежде истину: не только мир существует для тебя, но и ты для мира. (48)И с этим новым чувством возникло в нём то новое неотвратимое веление, название которого — долг — Вася узнает гораздо позднее. (49)И это веление заставило Васю вскочить с кровати и быстро натянуть одежду. (50)Возможно, что мать сквозь сон уловила какой-нибудь непривычный шум или почувствовала тревожную пустоту комнаты, в которой больше не было её сына. (51)Мать заглянула в черепаший ящик — черепашек не было, и она сразу всё поняла. (52)Набросив на плечи плащ, она вышла из дому и быстро зашагала туда, где, по рассказу Васи, находился белый домик с палисадником. (53)Вскоре она увидела впереди фигурку сына.

    (54)Она шла и думала о том, что очень трудно вырастить человека, для этого надо глубоко и трудно жить, и какое счастье, если у её мальчика будет сильное и верное сердце. (55)Мать не окликнула Васю, она решила охранять его издали, чтобы не помешать первому доброму подвигу своего сына…

    (По Ю. Нагибину)

    Напишите сочинение по прочитанному тексту.

    Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

    Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

    Объём сочинения — не менее 150 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Текст: Ю. Нагибин. Мать выращивала его на холоду…

    27.02.2021 18:13:00

    Автор: Егор Кенгуров


              Ð’ чём проявляется сила материнской любви? Именно эта проблема находиться в центре внимания Ю.М.Нагибина.
              Ð Ð°Ð·Ð¼Ñ‹ÑˆÐ»ÑÑ на этим вопросом, автор подчеркивает переживание матери за сына:
    «Ð’се же мать опасалась, что на характере сына скажется отсутствие мужской близости». Далее Нагибин, чтобы показать, как мать, недоучившаяся
    гимназистка, техническая переводчица, смогла воспитать и открыть мир в душе своего сына, потерявшего отца, подчеркивает:
    «ÐœÐ°Ñ‚ÑŒ взяла на себя всю полноту ответственности за сына и не нуждалась в моральной поддержке ушедшего. Она неутомимо открывала ему мир — в природе,
    книгах, искусстве, окружающих и ушедших людях, в истории, географии, археологии, воспитывая в нем чувство мирового бытия, а не бытового существования».
    Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять, каким должно быть отношение матери к сыну, у которого отец погиб на войне.
              ÐÐ²Ñ‚ор считает, что сила материнской любви заключается в трепетном и внимательном отношении к сыну.
               Я согласен с мнением Ю.М.Нагибина и считаю, что мать должна относиться к своему ребенку так, чтобы
    он чувствовал ласку и заботу. Для обоснования своей позиции приведу пример из читательского опыта.
               В повести «Ð¢Ð°Ñ€Ð°Ñ Бульба» Н.В.Гоголь рассуждает о трепетном отношении супруги строгого казака Тараса к сыновьям
    Остапу и Андрию. Сыновья учились далеко от дома, поэтому мать не видела их целый год. Дождавшись их, она стремилась окружить их
    комфортом и любовью. И в момент когда Тарас отправлял юношей на войну, она набралась смелости и заступилась за них.
    Ночью перед отправлением в Запорожье мать смотрела на спящих сыновей и переживала за них: «Ð¡Ñ‹Ð½Ñ‹ мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас?».
    На этом примере мы видим, что чуткое и сердечное отношение матери — важное качество для душевного состояния своего ребенка.
               В заключение хотелось бы отметить, что отношения между матерью и ребенком — это самые тёплые отношения. Поэтому так важно проявить материнскую любовь, пропитанную лаской, заботой и вниманием.


    Здравствуйте, Егор.
    Вы написали неплохую работу, постарались выстроить её в соответствии с критериями проверки ЕГЭ-сочинения. Однако не всё получилось удачно. Начнём анализ недочётов с содержания.
    Несмотря на то что я зачла вам формулировку проблемы и поставила 1 балл по К1, хочу отметить, что проблему вы определяете несколько поверхностно:

    В чём проявляется сила материнской любви?

    Применительно к тексту Нагибина, на мой взгляд, следовало обязательно учитывать, с одной стороны, отсутствие внешних проявлений любви: объятия, поцелуи, слёзы, жалость. С другой, желание матери не обделить своего ребёнка, сделать его жизнь интересной, глубокой, содержательной. И при таком подходе проблема была бы обозначена несколько иначе: что важно для взаимоотношений между материю и ребёнком или в чём может проявляться материнская любовь. О силе и пронзительности в тексте говорится. Но такая формулировка при переходе к позиции автора не позволила вам указать все аспекты содержания:

    Автор считает, что сила материнской любви заключается в трепетном и внимательном отношении к сыну.

    Об этом отношении говорится во второй части текста (предложения 17-15). А в первой части (предложения 1-16) и в финальном абзаце (предложение 25) всё-таки с грустью и сожалением герой-рассказчик доносит мысль о том, что характер матери «ÑÑ‚Ð°Ð» твёрдым, как железо», что «ÑÑ‚Ð¾ лет молчания были их уделом», что много «Ð½ÐµÐ¶Ð½Ð¾ÑÑ‚Ð¸ они подавили в себе», сожалеет, что мать и сын «Ð·Ð°Ð¼Ð¾Ð»Ñ‡Ð°Ð»Ð¸ в себе» много важных слов, «Ð·Ð°Ð¼Ð¾Ñ€Ð¾Ð·Ð¸Ð»Ð¸ слёз», «Ð¾Ð±Ð¾Ñ€Ð²Ð°Ð»Ð¸ душевных движений». Автор говорит не только о нежности, трепетности и внимании, но и о сдерживании чувств из благих побуждений, продиктованных пронзительной и трепетной любовью, и всё-таки, возможно, обделивших чем-то и ребёнка, и мать.
    Не всё гладко и в построении комментария. Примеры не выглядят объёмными, весомыми. Вы ограничиваетесь цитированием 1 предложения в первом примере и 2-х предложений во втором:

    Размышляя на этим вопросом, автор подчеркивает переживание матери за сына:
    «Ð’се же мать опасалась, что на характере сына скажется отсутствие мужской близости». Далее Нагибин, чтобы показать, как мать, недоучившаяся
    гимназистка, техническая переводчица, смогла воспитать и открыть мир в душе своего сына, потерявшего отца, подчеркивает:
    «ÐœÐ°Ñ‚ÑŒ взяла на себя всю полноту ответственности за сына и не нуждалась в моральной поддержке ушедшего. Она неутомимо открывала ему мир — в природе,
    книгах, искусстве, окружающих и ушедших людях, в истории, географии, археологии, воспитывая в нем чувство мирового бытия, а не бытового существования».

    Для примеров этого маловато, хотя предложения подобраны удачно. А вот пояснения, к сожалению, не удалось сделать глубокими и содержательными именно из-за поверхностности примеров, поэтому я их не зачла. Если бы про опасения матери вы рассказали побольше, то и пояснить было бы что (1 пример). Если бы про «Ð¾Ñ‚ÐºÑ€Ñ‹Ñ‚Ð¸Ðµ мира» вы сказали объёмнее, то пояснение-анализ было бы сделать легче.
    Связь между примерами указана:

    Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять, каким должно быть отношение матери к сыну, у которого отец погиб на войне.

    Однако анализа, каким отношение должно быть, не произведено. Следовало указать, что, с одной стороны, переживая за сына, мать запретила себе проявлять нежность, ласку, не плакала сама и запрещала делать это сыну. И более объёмный 1-ый пример помог бы это выявить. С другой стороны, она вложила всю свою любовь в воспитание и образование сына, расширение границ его мировосприятия. Такой анализ позволил бы заработать вам дополнительные баллы по К2.
    За грамотность по К7-К10, к сожалению, тоже не удалось получить максимальный балл.

    Именно эта проблема находиться в центре внимания Ю.М.Нагибина.

    Проблема (что делает?) находится. Глагол в форме 3 л. ед. ч., а не в Н.ф.

    И в момент когда Тарас отправлял юношей на войну, она набралась смелости и заступилась за них.

    Придаточное нужно выделить запятыми с двух сторон.

    Далее Нагибин, чтобы показать, как мать, недоучившаяся
    гимназистка, техническая переводчица, смогла воспитать и открыть мир в душе своего сына, потерявшего отца, подчеркивает

    Смогла воспитать (кого? что?) и открыть… Воспитать мир она не могла. Видимо, имелось в виду, что она воспитала сына. Неудачно построено предложение с однородными членами (грамматическая ошибка). Открыть мир в душе тоже неверно с точки зрения речи. Она развивала его, учила глубине восприятия, расширяя для него границы внешнего мира.

      В заключение хотелось бы отметить, что отношения между матерью и ребенком — это самые тёплые отношения.

    Можно было избежать повтора, перестроив предложение.

    В обосновании согласия с автором вы говорите о чувствах матери:

    В повести «Ð¢Ð°Ñ€Ð°Ñ Бульба» Н.В.Гоголь рассуждает о трепетном отношении супруги строгого казака Тараса к сыновьям
    Остапу и Андрию. Сыновья учились далеко от дома, поэтому мать не видела их целый год. Дождавшись их, она стремилась окружить их
    комфортом и любовью. И в момент когда Тарас отправлял юношей на войну, она набралась смелости и заступилась за них.
    Ночью перед отправлением в Запорожье мать смотрела на спящих сыновей и переживала за них: «Ð¡Ñ‹Ð½Ñ‹ мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас?».
    На этом примере мы видим, что чуткое и сердечное отношение матери — важное качество для душевного состояния своего ребенка.

    А заканчиваете свою мысль почему-то состоянием ребёнка, хотя об ощущениях, переживаниях Остапа или Андрия не было сказано ни слова. В этом я усматриваю логическое нарушение и поэтому снимаю 1 балл по К 5. Местоимение свой употреблено неудачно в этом предложении, лучше было сказать её.
    В целом работа неплохая, но есть ещё о чём подумать, куда приложить усилия. Надеюсь, при написании следующих работ вы будете внимательнее к исходному тексту и оформлению комментария к проблеме в своём сочинении, а также обратите внимание и на грамотность.
    Удачи!

    Баллы по критериям

    К1 — Формулировка проблем исходного текста: 1

    K2 — Пример 1: 1

    K2 — Пояснение к примеру 1: 0

    K2 — Пример 2: 1

    K2 — Пояснение к примеру 2: 0

    K2 — Указание на связь между примерами: 1

    K2 — Анализ связи между примерами: 0

    К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2

    K3 — Отражение позиции автора исходного текста: 1

    K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1

    K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1

    K6 — Точность и выразительность речи: 1

    K7 — Соблюдение орфографических норм: 2

    K8 — Соблюдение пунктуационных норм: 2

    K9 — Соблюдение грамматических норм: 1

    K10 — Соблюдение речевых норм: 1

    K11 — Соблюдение этических норм: 1

    К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: 1

    Итоговый балл — 15

    Возврат к списку

  • Сочинение по обж здоровый образ жизни
  • Сочинение по латыни 5 букв сканворд
  • Сочинение по картине ока летом поленов
  • Сочинение по картине триумфальная арка краткое содержание
  • Сочинение по картине неменского стихи 9 класс