Сочинение по музыке лунная соната бетховена

Слайд 1 текст слайда: людвиг ван бетховен соната 8подготовил ученик 7 класса: юрченко сергей викторовича.цель работы: изучить сонату 8 бетховина
Слайд 1

Людвиг ван Бетховен Соната №8Подготовил ученик 7 класса: Юрченко Сергей Викторовича.Цель работы: Изучить сонату №8 Бетховина

Текст слайда:

Людвиг ван Бетховен
Соната №8

Подготовил ученик 7 класса: Юрченко Сергей Викторовича.

Цель работы: Изучить сонату №8 Бетховина


Слайд 2

Лю́двиг ван Бетхо́венНемецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков».Людвиг ван Бетховен родился в

Текст слайда:

Лю́двиг ван Бетхо́вен

Немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков».
Людвиг ван Бетховен родился в Бонне в семье музыкантов. Предположительно датой рождения считается 16 декабря 1770 г.

Дом, в котором родился Бетховен


Слайд 3

Первым учителем музыки Бетховена был его отец. Традиционно считается, что он был весьма суров по отношению к

Текст слайда:

Первым учителем музыки Бетховена был его отец. Традиционно считается, что он был весьма суров по отношению к маленькому Людвигу, который «за инструментом частенько бывал в слезах».

Настоящим учителем Бетховена стал Кристиан Готлоб Нефе. Он познакомил Людвига с творчеством Баха и Генделя. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена — вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста.

Портрет Бетховена в 13-летнем возрасте


Слайд 4

Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. За первые десять лет, проведённых в Вене, было написано

Текст слайда:

Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. За первые десять лет, проведённых в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея», Первая и Вторая симфонии.

В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается тинит — воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. Его девизом жизни становятся слова «Я возьму судьбу за глотку!»


Слайд 5

Болезнь Прогрессирующая глухота (первые признаки которой появляются с 1797) заставила Бетховен со временем сократить концертную деятельность, а

Текст слайда:

Болезнь

Прогрессирующая глухота (первые признаки которой появляются с 1797) заставила Бетховен со временем сократить концертную деятельность, а в последние годы жизни совсем отказаться от публичных выступлений.
Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения


Слайд 6

Соната №8, до минор «Патетическая» Соната – от итал. означает «звучать», «играть» - это крупное музыкальное произведение,

Текст слайда:

Соната №8, до минор
«Патетическая»
Соната – от итал. означает «звучать», «играть» — это крупное музыкальное произведение, предназначенное для солирующего инструмента, состоит из 3-х частей.

Бетховен был гениальным пианистом-виртуозом. Поэтому область фортепианной музыки была для него той родной стихией, в которой он чувствовал себя властителем. Фортепианная музыка была своеобразным дневником, в который он записывал свои непосредственные высказывания, жизненные наблюдения. Поэтому в его сонатах полнее раскрывается внутренний мир композитора.

Это произведение было создано в 1798 году и сразу было воспринято как сочинение смелое и новаторское. Сам композитор дал ему название «Большая патетическая соната». Современники Бетховена рассказывали, что вокруг этой сонаты разгорелись такие же жаркие споры, как вокруг какой-нибудь оперной премьеры. «Патетическая соната действительно стала открытием.

«Патетическая», т.е. «страстная», «Взволнованная»


Слайд 7

 В ПЕРВОЙ части (Grave - медленно) звучит знаменитая «Тема-диалог». После отзвучавшего первого тяжелого аккорда слышится робкий лирический

Текст слайда:

 В ПЕРВОЙ части (Grave — медленно) звучит знаменитая «Тема-диалог». После отзвучавшего первого тяжелого аккорда слышится робкий лирический возглас, который тотчас прерывается другим мощным аккордом. Мы слышим трепетную мольбу человеческого сердца и — неумолимый ответ жестокой судьбы. После нескольких таких контрастных перемен октавная мелодия подходит к основному разделу 1-й части. Быстрые взлетающие пассажи наполнены жизнью, но каждый раз они возвращаются к первоначальной интонации.


Слайд 8

  Вторая часть сонаты (Adagio cantabile - медленно, певуче) - одна из прекраснейших кантилен Бетховена. Поначалу в

Текст слайда:

  Вторая часть сонаты (Adagio cantabile — медленно, певуче) — одна из прекраснейших кантилен Бетховена. Поначалу в ее музыке царит абсолютный покой, но, возвращаясь, тема наполняется пафосом, оправдывая название сонаты, которая была написана, когда Бетховен боролся с первыми симптомами неумолимо надвигающейся глухоты.


Слайд 9

Третья часть сонаты - финал (Rondo,  Allegro - скоро) очень близка первой. Она так же стремительна и

Текст слайда:

Третья часть сонаты — финал (Rondo,  Allegro — скоро) очень близка первой. Она так же стремительна и взволнованна. Но здесь нет контраста между темами. Поэтому нет здесь и мужественного напряженного развития.  Заканчивается финал кодой, которая несет в себе основную идею сонаты. Энергичная волевая музыка, выражающая мужество и непреклонность, утверждает: соната заканчивается не смирением, а вызовом судьбе. Финал менее патетичен, чем первая часть, но так же пронизан драматизмом.


Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Текст слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Композитор

Год создания

1801

Жанр

Страна

Германия

Джульетта Гвиччарди

Эта соната, сочиненная в 1801 году и опубликованная в 1802 году, посвящена графине Джульетте Гвиччарди. Популярное и удивительно прочное название «лунной» укрепилось за сонатой по инициативе поэта Людвига Рельштаба, который сравнил музыку первой части сонаты с пейзажем Фирвальдштетского озера в лунную ночь.

Против подобного наименования сонаты не раз возражали. Энергично протестовал, в частности, А. Рубинштейн. «Лунный свет,— писал он,— требует в музыкальном изображении чего-то мечтательного, меланхолического, задумчивого, мирного, вообще нежно светящего. Первая же часть сонаты cis-moll трагическая с первой до последней ноты (на это намекает и минорный лад) и таким образом представляет подернутое облаками небо — мрачное душевное настроение; последняя часть бурная, страстная и, следовательно, выражающая нечто совершенно противоположное кроткому свету. Только маленькая вторая часть допускает минутное лунное сияние…»

Тем не менее, название «лунной» сохранилось незыблемым до наших дней — оно оправдывалось уже возможностью одним поэтическим словом обозначить столь любимое слушателями произведение, не прибегая к указанию опуса, номера и тональности.

Известно, что поводом к сочинению сонаты ор. 27 № 2 послужили взаимоотношения Бетховена с его возлюбленной — Джульеттой Гвиччарди. Это была, по-видимому, первая глубокая любовная страсть Бетховена, сопровождавшаяся столь же глубоким разочарованием.

Бетховен познакомился с Джульеттой, (приехавшей из Италии) в конце 1800 года. Расцвет любви относится к 1801 году. Еще в ноябре этого года Бетховен писал Вегелеру по поводу Джульетты: «она меня любит, и я ее люблю». Но уже в начале 1802 года Джульетта склонила свои симпатии к пустому человеку и бездарному композитору, графу Роберту Галленбергу (Свадьба Джульетты и Галленберга состоялась 3 ноября 1803 г.).

6 октября 1802 года Бетховен написал знаменитое «Гейлигенштадтское завещание» — трагический документ своей жизни, в котором отчаянные мысли об утрате слуха сочетаются с горечью обманутой любви (Дальнейшее моральное падение Джульетты Гвиччарди, унизившейся до разврата и шпионажа, лаконично и ярко рисует Ромен Роллан (см. R. Rolland. Beethoven. Les grandes epoques creatrices. Le chant de la resurrection. Paris, 1937, стр. 570—571).).

Объект страстной привязанности Бетховена оказался совершенно недостойным. Но бетховенский гений, одухотворенный любовью, создал поразительное произведение, необыкновенно сильно и обобщенно выразившее драму волнений и порывов чувства. Поэтому считать Джульетту Гвиччарди героиней «лунной» сонаты было бы неправильно. Она только мерещилась таковой сознанию ослепленного любовью Бетховена. А на деле оказалась лишь натурщицей, возвышенной творчеством великого художника.

За 220 лет своего существования «лунная» соната вызывала и вызывает восторг музыкантов и всех, любящих музыку. Эту сонату, в частности, чрезвычайно ценили Шопен и Лист (последний составил себе особую славу ее гениальным исполнением). Даже Берлиоз, вообще говоря, довольно равнодушный к фортепианной музыке, находил в первой части лунной сонаты поэзию, невыразимую человеческими словами.

В России «лунная» соната неизменно пользовалась и продолжает пользоваться самым горячим признанием и любовью. Когда Ленц, приступив к оценке «лунной» сонаты, отдает дань множеству лирических отступлений и воспоминаний, в этом чувствуется необычная взволнованность критика, мешающая ему сосредоточиться на анализе предмета.

Улыбышев причисляет «лунную» сонату к произведениям, отмеченным «печатью бессмертия», обладающим «самой редкой и самой прекрасной из привилегий — привилегией равно нравиться посвященным и профанам, нравиться до тех пор, пока будут уши, чтобы слышать, и сердца, чтобы любить и страдать».

Серов назвал «лунную» сонату «одной из вдохновеннейших сонат» Бетховена.

Характерны воспоминания В. Стасова о молодых годах, когда он и Серов восторженно воспринимали исполнение «лунной» сонаты Листом. «Это была,— пишет Стасов в своих мемуарах «Училище правоведения сорок лет тому назад»,— та самая «драматическая музыка», о которой мы с Серовым в те времена больше всего мечтали и поминутно обменивались мыслями в нашей переписке, считая ее той формой, в которую должна окончательно обратиться вся музыка. Мне показалось, что в этой сонате есть целый ряд сцен, трагическая драма: «в 1-й части — мечтательная кроткая любовь и состояние духа, по временам наполненное мрачными предчувствиями; дальше, во второй части (в Scherzo) — изображено состояние духа более покойное, даже игривое — надежда возрождается; наконец, в третьей части — бушует отчаяние, ревность, и все кончается ударом кинжала и смертью)».

Аналогичные впечатления испытал Стасов от «лунной» сонаты позднее, слушая игру А. Рубинштейна: «…понеслись вдруг тихие, важные звуки точно из каких-то незримых душевных глубин, издалека, издалека. Одни были печальные, полные бесконечной грусти, другие задумчивые, теснящиеся воспоминания, предчувствия страшных ожиданий… я в те минуты был беспредельно счастлив и только припоминал себе, как за 47 лет раньше, в 1842 году, я слышал эту самую великую сонату в исполнении Листа, в III петербургском его концерте… и вот теперь, через столько лет я опять вижу еще нового гениального музыканта и опять слышу эту великую сонату, эту чудную драму, с любовью, ревностью и грозным ударом кинжала в конце — опять я счастлив и пьян от музыки и поэзии».

«Лунная» соната вошла и в русскую художественную литературу. Так, например, эту сонату играет в пору сердечных отношений с мужем героиня «Семейного счастья» Льва Толстого (главы I и IX).

Естественно, что «лунной» сонате посвятил не мало высказываний вдохновенный исследователь духовного мира и творчества Бетховена — Ромен Роллан.

Метко характеризует Ромен Роллан круг образов сонаты, связывая их с ранним разочарованием Бетховена в Джульетте: «Иллюзия длилась недолго, и уже в сонате видно больше страдания и гнева, чем любви». Называя «лунную» сонату «мрачной и пламенной», Ромен Роллан очень верно выводит ее форму из содержания, показывает, что свобода сочетается в сонате со стройностью, что «чудо искусства и сердца,— чувство проявляет себя здесь как мощный строитель. Единство, которого художник не ищет в архитектонических законах данного отрывка или музыкального жанра, он обретает в законах собственной страсти». Добавим — и в познании на личном опыте законов страстных переживаний вообще.

В реалистическом психологизме «лунной» сонаты — важнейшая причина ее популярности. И прав был, конечно, Б. В. Асафьев, писавший: «Эмоциональный тон этой сонаты напоен силой и романтическим пафосом. Музыка, нервная и возбужденная, то вспыхивает ярким пламенем, то никнет в мучительном отчаянии. Мелодия поет, плача. Глубокая сердечность, присущая описываемой сонате, делает ее одной из любимейших и доступнейших. Трудно не поддаться воздействию столь искреннейшей музыки — выразительнице непосредственного чувства».

«Лунная» соната — блестящее доказательство того положения эстетики, что форма подчинена содержанию, что содержание создает, кристаллизует форму. Сила переживания порождает убедительность логики. И недаром в «лунной» сонате Бетховен достигает блестящего синтеза тех важнейших факторов, которые в предыдущих сонатах выступают более изолированно. Это факторы: 1) глубокий драматизм, 2) тематическая цельность и 3) непрерывность развития «действия» от первой части до финала включительно (crescendo формы).

Первая часть (Adagio sostenuto, cis-moll) написана в особой форме. Двухчастность усложняется тут внесением развитых элементов разработки и обширной подготовкой репризы. Все это отчасти приближает форму данного Adagio к сонатной форме.

В музыке первой части Улыбышев усматривал «душераздирающую грусть» одинокой любви, подобной «огню без пищи». Ромэн Роллан также склонен толковать первую часть в духе меланхолии, жалоб и рыданий.

Нам думается, что подобная трактовка одностороння, и что гораздо более прав был Стасов (см. выше).

Музыка первой части эмоционально богата. Тут и спокойная созерцательность, и грусть, и моменты светлой веры, и горестные сомнения, и сдержанные порывы, и тяжелые предчувствия. Все это гениально выражено Бетховеном в общих границах сосредоточенного раздумья. Таково начало всякого глубокого и требовательного чувства — оно надеется, тревожится, с трепетом вникает в собственную полноту, во власть переживания над душою. Признание самому себе и взволнованная мысль о том, как быть, что делать.

Бетховен находит необыкновенно выразительные средства воплощения подобного замысла.

Постоянные триоли гармонических тонов призваны передать тот звуковой фон однообразных внешних впечатлений, который обволакивает мысли и чувства глубоко задумавшегося человека.

Вряд ли можно сомневаться, что страстный почитатель природы — Бетховен и тут, в первой части «лунной», дал образы своих душевных волнений на фоне тихого, спокойного, монотонно звучащего пейзажа. Поэтому музыка первой части легко ассоциируется с жанром ноктюрна (видимо, складывалось уже понимание особых поэтических качеств ночи, когда тишина углубляет и обостряет способность мечтать!).

Первые же такты «лунной» сонаты — весьма яркий пример «органности» пианизма Бетховена. Но это не церковный орган, а орган природы, полные, торжественные звуки ее миротворного лона.

Гармония с самого начала поет — в этом секрет исключительного интонационного единства всей музыки. Появление тихих, затаенных соль-диез («романтическая» квинта тоники!) в правой руке (тт. 5—6) — великолепно найденная интонация настойчивой, неотвязной мысли. Из нее вырастает ласковая попевка (тт. 7—9), ведущая в ми-мажор. Но кратковременна эта светлая мечта — с т. 10 (ми-минор) музыка вновь омрачается.

Однако в ней начинают проскальзывать элементы воли, зреющей решимости. Они, в свою очередь, исчезают с поворотом в си-минор (т. 15), где вслед затем выделяются акценты до-бекара (тт. 16 и 18), подобные робкой просьбе.

Музыка затихла, но лишь для того, чтобы вновь воспрянуть. Проведение темы в фа-диез-миноре (с т. 23) — новый этап. Элемент воли крепнет, эмоция становится сильнее и мужественнее,— но тут на ее пути новые сомнения и раздумья. Таков весь период органного пункта октавы соль-диез в басу, ведущего к репризе до-диез минора. На этом органном пункте сначала слышны мягкие акценты четвертей (тт. 28—32). Затем тематический элемент временно исчезает: бывший гармонический фон выступил на первый план — будто произошло замешательство в стройном ходе мыслей, и нить их порвалась. Постепенно восстанавливается равновесие, и реприза до-диез-минора указывает на стойкость, постоянство, непреодолимость первоначального круга переживаний.

Итак, в первой части Adagio Бетховен дает целый ряд оттенков и тенденций основной эмоции. Смены гармонических красок, регистровые контрасты, сжатия и расширения ритмически содействуют выпуклости всех этих оттенков и тенденций.

Во второй части Adagio круг образов тот же, но ступень развития иная. Ми-мажор теперь удерживается дольше (тт. 46—48), и появление в нем характерной пунктированной фигурки темы как будто сулит светлую надежду. Изложение в целом динамически сжато. Если в начале Adagio мелодии понадобилось двадцать два такта, чтобы подняться от соль-диез первой октавы до ми второй октавы, то теперь, в репризе, мелодия преодолевает это расстояние в течение всего семи тактов. Такое ускорение темпа развития сопровождается и появлением новых волевых элементов интонации. Но исход не найден, да и не может, не должен быть найден (ведь это только первая часть!). Кода с ее звучанием неотвязных пунктированных фигур в басу, с погружением в низкий регистр, в глухое и смутное pianissimo, оттеняет нерешительность, загадочность. Чувство осознало свою глубину и неотвратимость — но оно в недоумении стоит перед фактом и должно обратиться во вне, чтобы преодолеть созерцание.

Именно такое «обращение во вне» дает вторая часть (Allegretto, Des-dur).

Лист характеризовал эту часть как «цветок между двумя пропастями» — сравнение поэтически блестящее, но все же поверхностное!

Нагель усматривал во второй части «картину реальной жизни, порхающей прелестными образами вокруг мечтающего». Это, думается, ближе к истине, но недостаточно для того, чтобы понять сюжетный стержень сонаты.

Ромен Роллан воздерживается от уточненной характеристики Allegretto и ограничивается словами, что «всякий может с точностью оценить желаемый эффект, достигнутый этой маленькой картинкой, поставленной именно в этом месте произведения. Эта играющая, улыбающаяся грация должна неизбежно вызвать,— и действительно вызывает,— увеличение скорби; ее появление обращает душу, вначале плачущую и подавленную, в фурию страсти».

Выше мы видели, что Ромен Роллан смело попытался истолковать предыдущую сонату (первую из этого же опуса) как портрет княгини Лихтенштейн. Непонятно, почему он в данном случае воздерживается от естественно напрашивающейся мысли, что Allegretto «лунной» сонаты непосредственно связано с образом Джульетты Гвиччарди.

Приняв такую возможность (нам она представляется закономерной), мы поймем и замысел всего сонатного опуса — т. е. обеих сонат с общим подзаголовком «quasi una Fantasia». Рисуя светскую поверхностность душевного облика княгини Лихтенштейн, Бетховен заканчивает срыванием светских масок и громким хохотом финала. В «лунной» это не удается, так как любовь глубоко уязвила сердце.

Но мысль и воля не сдают своих позиций. В Allegretto «лунной» создан на редкость жизненный образ, сочетающий обаяние с легкомыслием, кажущуюся сердечность с равнодушным кокетством. Еще Лист отметил чрезвычайную трудность совершенного исполнения этой части ввиду ее крайней ритмической капризности. В самом деле — уже первые четыре такта содержат контраст интонаций ласкового и насмешливого. А далее — беспрерывные эмоциональные повороты, как бы дразнящие и не приносящие желанного удовлетворения.

Напряженное ожидание конца первой части Adagio сменяется будто падением покрова. И что же? Душа во власти обаяния, но, вместе с тем, она с каждым мгновением сознает его непрочность и обманчивость.

Когда вслед за вдохновенной, сумрачной песнью Adagio sostenuto звучат изящно капризные фигурки Allegretto, трудно отделаться от двойственного ощущения. Грациозная музыка привлекает, но, вместе с тем, кажется недостойной только что пережитого. В этом контрасте — потрясающая гениальность замысла и воплощения Бетховена. Несколько слов и о месте Allegretto в структуре целого. Это в сущности замедленное скерцо, и цель его, помимо всего прочего — послужить звеном трех фаз движения, переходом от медлительного раздумья первой части к буре финала.

Финал (Presto agitato, cis-moll) издавна вызывал удивление неудержимой энергией своих эмоций. Ленц сравнивал его «с потоком горящей лавы», Улыбышев назвал «шедевром пылкой выразительности».

Ромен Роллан говорит о «бессмертном взрыве финального presto agitato», о «дикой ночной буре», о «гигантской картине души».

Финал чрезвычайно сильно завершает «лунную» сонату, давая не снижение (как даже в «патетической» сонате), а большой рост напряженности и драматизма.

Не трудно заметить тесные интонационные связи финала с первой частью — они в особой роли активных гармонических фигураций (фон первой части, обе темы финала), в остинатности ритмического фона. Но контраст эмоций — максимален.

Ничего равноценного размаху этих бурлящих волн арпеджий с громкими ударами на вершинах их гребней нельзя найти в более ранних бетховенских сонатах — не говоря уже о Гайдне или Моцарте.

Вся первая тема финала — образ той крайней степени волнения, когда человек совершенно неспособен рассуждать, когда он даже не различает границ внешнего и внутреннего мира. Поэтому нет и четко выраженного тематизма, но лишь неудержимое кипение и взрывы страстей, способных на самые неожиданные выходки (метко определение Ромена Роллана, согласно которому в тт. 9—14 — «неистовство, ожесточающееся и как-бы топающее ногами»). Фермата т. 14 очень правдива: так вдруг на мгновение останавливается в своем порыве человек, чтобы затем вновь отдаться ему.

Побочная партия (т. 21 и д.) — новый фазис. Рокот шестнадцатых ушел в бас, стал фоном, а тема правой руки свидетельствует о появлении волевого начала.

Не раз говорилось и писалось об исторических связях музыки Бетховена с музыкой его ближайших предшественников. Эти связи совершенно бесспорны. Но вот пример того, как художник-новатор переосмысляет традиции. Следующий отрывок побочной партии финала «лунной»:

Сочинение по музыке лунная соната бетховена

в своем «контексте» выражает стремительность и решимость. Не показательно ли сравнить с ним аналогичные по оборотам, но иные по характеру интонации сонат Гайдна и Моцарта (пример 51 — из второй части сонаты Гайдна Es-dur; пример 52 — из первой части сонаты Моцарта C-dur; пример 53 — из первой части сонаты Моцарта B-dur) (Гайдн здесь (как и в ряде других случаев) ближе к Бетховену, прямолинейнее; Моцарт — галантнее.):

Сочинение по музыке лунная соната бетховена

Сочинение по музыке лунная соната бетховена

Таково постоянно переосмысление интонационных традиций, широко используемых Бетховеном.

Дальнейшее развитие побочной партии усиливает волевой, организующий элемент. Правда, в ударах выдержанных аккордов и в беге крутящихся гамм (т. 33 и д.) страсть снова безоглядно буйствует. Однако в заключительной партии намечена предварительная развязка.

Первый раздел заключительной партии (тт. 43—56) с ее чеканным ритмом восьмых (сменивших шестнадцатые) (Ромен Роллан очень справедливо указывает на ошибку издателей, заменивших (вопреки авторским указаниям) здесь, равно как и в басовом аккомпанементе начала части, знаки ударения точками (Р. Роллан, том 7, стр. 125—126).) полон неудержимого порыва (это решимость страсти). А во втором разделе (т. 57 и д.) появляется элемент возвышенной примиренности (в мелодии — квинта тоники, которая главенствовала и в пунктированной группе первой части!). Вместе с тем, возвратившийся ритмический фон шестнадцатых поддерживает необходимый темп движения (который неминуемо упал бы в случае успокоения на фоне восьмых).

Нельзя не отметить особенно того, что конец экспозиции непосредственно (активизация фона, модуляция) перетекает в ее повторение, а вторично — в разработку. Это — существенный момент. Ни в одном из более ранних сонатных аллегро в фортепианных сонатах Бетховена нет столь динамичного и непосредственного слияния экспозиции с разработкой, хотя кое-где имеются предпосылки, «наметки» подобной непрерывности. Если первые части сонат №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 10, 11 (а также последние части сонат №№ 5 и 6 и вторая часть сонаты № 11) имеют вполне «отгороженные» от дальнейшего экспозиции, то в первых частях сонат №№ 7, 8, 9 уже намечены тесные, непосредственные связи экспозиций с разработками (хотя динамика перехода, свойственная третьей части «лунной» сонаты, везде отсутствует). Обратившись для сравнения к частям клавирных сонат Гайдна и Моцарта (написанным в сонатной форме), мы увидим, что там «отгораживание» экспозиции кадансом от последующего является строгим законом, а единичные случаи его нарушения динамически нейтральны. Таким образом, нельзя не признать Бетховена новатором на пути динамического преодоления «абсолютных» границ экспозиции и разработки; эта важная новаторская тенденция подтверждается более поздними сонатами.

В разработке финала, наряду с варьированием прежних элементов, играют роль новые выразительные факторы. Так, проведение побочной партии в левой руке получает, благодаря удлинению тематического периода, черты замедленности, рассудительности. Нарочито сдержанна и музыка нисходящих секвенций на органном пункте доминанты до-диез-минора в конце разработки. Все это — тонкие психологические детали, рисующие картину страсти, которая ищет рассудочного обуздания. Однако после заканчивающих разработку аккордов пианиссимо удар начала репризы (Этот неожиданный «удар», опять-таки, носит новаторский характер. Позднее Бетховен добился еще более потрясающих динамических контрастов — в первой и последней частях «аппассионаты».) возвещает, что все подобные попытки обманчивы.

Сжатие первого раздела репризы (до побочной партии) ускоряет действие и создает предпосылку дальнейшего расширения.

Показательно сравнить интонации первого раздела заключительной партии репризы (с т. 137 — сплошное движение восьмых) с соответственным разделом экспозиции. В тт. 49—56 движения верхнего голоса группы восьмых направлены сначала вниз, а потом вверх. В тт. 143— 150 движения сначала дают переломы (вниз — вверх, вниз — вверх), а затем опадают. Это придает музыке более драматический, чем ранее, характер. Успокоение второго раздела заключительной партии не завершает, однако, сонату.

Возвратом первой темы (кода) выражена неистребимость, постоянство страсти, а в гуле восходящих и застывающих на аккордах пассажей тридцать вторых (тт. 163—166) дан ее пароксизм. Но и это — еще не все.

Новая волна, начинающаяся тихим проведением побочной партии в басу и приводящая к бурным раскатам арпеджий (три вида субдоминанты готовят каданс!), обрывается на трели, краткой каденции (Любопытно, что обороты ниспадающих пассажей каденции восьмых после трели (перед двухтактовым Adagio) почти буквально воспроизводятся в фантазии-экспромте cis-moll Шопена. Кстати сказать, эти две пьесы (финал «лунной» и фантазия-экспромт) могут служить сравнительными образцами двух исторических этапов развития музыкального мышления. Мелодические линии финала «лунной» — это строгие линии гармонической фигурации. Мелодические линии фантазии-экспромта — линии орнаментальных обыгрываний трезвучий побочными хроматическими тонами. Но в указанном пассаже каденции намечена историческая связь Бетховена с Шопеном. Сам Бетховен отдает позднее щедрую дань подобным обыгрываниям.) и двух глубоких октавах баса (Adagio). Это изнеможение страсти, достигшей высших пределов. В заключительном tempo I — отзвук тщетной попытки найти примирение. Последующая лавина арпеджий говорит лишь о том, что дух жив и могуч, несмотря на все тягостные испытания (Позднее Бетховен применил еще ярче это крайне выразительное новшество в коде финала «аппассионаты». Шопен трагически переосмыслил этот прием в коде четвертой баллады.).

Образный смысл финала «лунной» сонаты в грандиозной схватке эмоции и воли, в великом гневе души, которой не удается овладеть своими страстями. Не осталось и следа от восторженно-тревожной мечтательности первой части и обманчивых иллюзий второй. Но страсть и страдание впились в душу с никогда неизведанной дотоле силой.

Окончательная победа еще не обретена. В дикой схватке тесно, неотрывно сплелись друг с другом переживания и воля, страсть и разум. Да и кода финала не дает развязки, она лишь утверждает продолжение борьбы.

Но если не достигнута в финале победа, то нет тут и горечи, нет примирения. Грандиозная сила, могучая индивидуальность героя выступают в самой порывистости и неуемности его переживаний. В «лунной» сонате преодолены, оставлены позади и театральность «патетической» и внешняя героика сонаты ор. 22. Громадный шаг «лунной» сонаты к глубочайшей человечности, к высшей правдивости музыкальных образов обусловил этапное ее значение.

Ю. А. Кремлев
Фортепианные сонаты Бетховена →

Все нотные цитаты даны по изданию: Бетховен. Сонаты для фортепиано. М., Музгиз, 1946 (редакция Ф. Лямонда), в двух томах. Нумерация тактов дается также по этому изданию.

  • Фортепианные сонаты Бетховена →
  • Фортепианное творчество Бетховена →

Послушать:

Артур Шнабель
Записано 23.IV.1934

I часть — Adagio sostenuto
II часть — Allegretto & Trio
III часть — Presto agitato

Публикации


«Лунная соната» Л.В. Бетховена

«Лунная соната» Л.В. Бетховена


Вступление Кто-то сказал: «Если бы прилетели на Землю жители иной планеты и дан им был всего час на знакомство с ней, надо было бы сыграть им «Лунную сонату»… Но можно ли рассказать «Лунную сонату»?

Вступление

Кто-то сказал: «Если бы прилетели на Землю жители иной планеты и дан им был всего час на знакомство с ней, надо было бы сыграть им «Лунную сонату»…

Но можно ли рассказать «Лунную сонату»?


Цели и задачи Я хочу Вам рассказать об одном из самых популярных сочинений Бетховена – фортепианной сонате №14, или, как её принято называть, «Лунной сонате». Жизнь творца и его произведения неотделимы. Все сочинения Бетховена в той или иной степени связаны с его биографией. Но ни одно из них не носит столь автобиографического характера, как «Лунная соната». Из этой презентации Вы узнаете, когда и как была написана «Лунная», с какими событиями из жизни композитора она связана. В конце презентации находятся тесты, с помощью которых Вы сможете проверить Ваши знания о жизни и творчестве Бетховена. Для ответов на некоторые вопросы Вам нужно будет внимательно послушать его сочинения или почитать литературу о нём.

Цели и задачи

Я хочу Вам рассказать об одном из самых популярных сочинений Бетховена – фортепианной сонате №14, или, как её принято называть, «Лунной сонате».

Жизнь творца и его произведения неотделимы.

Все сочинения Бетховена в той или иной степени связаны с его биографией. Но ни одно из них не носит столь автобиографического характера, как «Лунная соната».

Из этой презентации Вы узнаете, когда и как была написана «Лунная», с какими событиями из жизни композитора она связана.

В конце презентации находятся тесты, с помощью которых Вы сможете проверить Ваши знания о жизни и творчестве Бетховена. Для ответов на некоторые вопросы Вам нужно будет внимательно послушать его сочинения или почитать литературу о нём.


Мальчик из Бонна Более двухсот лет назад в Бонне жил мальчик Людвиг, сын местного музыканта Иоганна ван Бетховена. Сейчас Бонн – крупный город на берегу Рейна. А тогда это был маленький городок , тихий , с деревянными домами, с фруктовыми садами и цветочными плантациями на окраинах. Детская фото графия Бетховена

Мальчик из Бонна

Более двухсот лет назад в Бонне жил мальчик Людвиг, сын местного музыканта Иоганна ван Бетховена.

Сейчас Бонн – крупный город на берегу Рейна. А тогда это был маленький городок , тихий , с деревянными домами, с фруктовыми садами и цветочными плантациями на окраинах.

Детская фото графия Бетховена


Заметив музыкальные способности сына, отец заставлял его заниматься до изнурения, чтобы игрой мальчик поскорей начал зарабатывать деньги.

Заметив музыкальные способности сына, отец заставлял его заниматься до изнурения, чтобы игрой мальчик поскорей начал зарабатывать деньги.


Маленький Людвиг рано стал опорой семьи, трудился, не зная отдыха: играл в придворном театре на клавесине, репетировал с певцами, переписывал ноты, сочинял по заказам. Был он хмур, неразговорчив – коренастый крепыш с копной жёстких чёрных волос, густыми бровями и выразительным взглядом. Те , кто были близки ему, знали, какое доброе сердце скрывалось за его суровой внешностью, как отзывчив он был на чужую боль, как чуток к красоте. Степан Эрзья. Л.В. Бетховен

Маленький Людвиг рано стал опорой семьи, трудился, не зная отдыха: играл в придворном театре на клавесине, репетировал с певцами, переписывал ноты, сочинял по заказам. Был он хмур, неразговорчив – коренастый крепыш с копной жёстких чёрных волос, густыми бровями и выразительным взглядом.

Те , кто были близки ему, знали, какое доброе сердце скрывалось за его суровой внешностью, как отзывчив он был на чужую боль, как чуток к красоте.

Степан Эрзья. Л.В. Бетховен


В Вене В 1792 году – уже двадцатидвухлетним молодым человеком, опытным в творчестве и исполнительстве, - Бетховен смог переселиться в Вену, навсегда полюбив этот город. В Вене началась полоса смелых опытов Бетховена в фортепианной музыке.

В Вене

В 1792 году – уже двадцатидвухлетним молодым человеком, опытным в творчестве и исполнительстве, — Бетховен смог переселиться в Вену, навсегда полюбив этот город.

В Вене началась полоса смелых опытов Бетховена в фортепианной музыке.


Рождение «Лунной»

Рождение «Лунной»

  • В 1901 году, когда возникла соната, душевное состояние Бетховена было сложным. Успех сопутствовал ему как пианисту и композитору. Его сочинения приобретали известность. Он был принят в аристократических домах.


Колоритный портрет тридцатилетнего Бетховена рисует выдающийся французский писатель Ромен Роллан, глубоко изучивший этот период жизни композитора.

  • Колоритный портрет тридцатилетнего Бетховена рисует выдающийся французский писатель Ромен Роллан, глубоко изучивший этот период жизни композитора.


Людвиг ван Бетховен около 1800 года «…Взгляните на него, на Бетховена, этого тридцатилетнего завоевателя, великого виртуоза, блестящего артиста, салонного льва, которым бредит молодёжь…, который вызывает восторги…на Бетховена, плохие манеры которого терпеливо исправляет княгиня Лихновская; который делает вид, что презирает моду, однако высоко поднимает голову над красивым, белым, трижды закрученным галстуком и довольный, гордый ( в то же время не совсем спокойный), искоса наблюдает, какое впечатление производит он на окружающих, на Бетховена, у которого хорошее расположение духа, смех во всю глотку, жизнерадостность».

Людвиг ван Бетховен около 1800 года

«…Взгляните на него, на Бетховена, этого тридцатилетнего завоевателя, великого виртуоза, блестящего артиста, салонного льва, которым бредит молодёжь…, который вызывает восторги…на Бетховена, плохие манеры которого терпеливо исправляет княгиня Лихновская; который делает вид, что презирает моду, однако высоко поднимает голову над красивым, белым, трижды закрученным галстуком и довольный, гордый ( в то же время не совсем спокойный), искоса наблюдает, какое впечатление производит он на окружающих, на Бетховена, у которого хорошее расположение духа, смех во всю глотку, жизнерадостность».


Казалось, Бетховен мог быть счастлив. И в творчестве, и в жизни он достигал того, о чём скромному боннскому юноше и не мечталось.

  • Казалось, Бетховен мог быть счастлив. И в творчестве, и в жизни он достигал того, о чём скромному боннскому юноше и не мечталось.


«Судьба стучится в дверь» .

«Судьба стучится в дверь» .

  • Но «судьба стучалась в дверь» . Уже несколько лет Бетховен замечал признаки ослабления слуха — страшная беда для музыканта. Приходилось скрывать глухоту от окружающих. Страдания подавляли жизнерадостность. Тревога не покидала его.


Первое горькое, трагическое признание содержится в письме к Францу Вегелеру : «Жизнь моя жалка: почти два года избегаю всякого общества, так как не могу открыться в том, что я глух. Если бы я не был музыкантом, было бы другое дело, но при данных условиях это ужасно… Что со мною будет?»

  • Первое горькое, трагическое признание содержится в письме к Францу Вегелеру : «Жизнь моя жалка: почти два года избегаю всякого общества, так как не могу открыться в том, что я глух. Если бы я не был музыкантом, было бы другое дело, но при данных условиях это ужасно… Что со мною будет?»


Сёстры Брунсвик Тереза и Жозефина, ученицы Бетховена В конце 1799 года он познакомился с семейством Брунсвик, обедневшими венгерскими аристократами, приехавшими в Вену. Две сестры Брунсвик – Тереза и Жозефина – стали его ученицами, а брат Франц – другом.

Сёстры Брунсвик Тереза и Жозефина, ученицы Бетховена

В конце 1799 года он познакомился с семейством Брунсвик, обедневшими венгерскими аристократами, приехавшими в Вену.

Две сестры Брунсвик – Тереза и Жозефина – стали его ученицами, а брат Франц – другом.


Джульетта Гвиччарди В конце 1800 года в эту семью приехала из Италии Джульетта Гвиччарди , родственница Брунсвиков. Ей было 16 лет. Она любила музыку, хорошо играла на рояле и стала брать уроки у Бетховена, с лёгкостью воспринимая его указания. В её характере Бетховена привлекали жизнерадостность, общительность и добродушие.

Джульетта Гвиччарди

В конце 1800 года в эту семью приехала из Италии Джульетта Гвиччарди , родственница Брунсвиков. Ей было 16 лет. Она любила музыку, хорошо играла на рояле и стала брать уроки у Бетховена, с лёгкостью воспринимая его указания. В её характере Бетховена привлекали жизнерадостность, общительность и добродушие.


Была ли она такой, как представлял её Бетховен? Восторженный, склонный преувеличивать достоинства людей, Бетховен полюбил Джульетту Гвиччарди. «Теперь я чаще бываю в обществе и потому жизнь моя стала веселее, - писал он другу Францу Вегелеру в ноябре 1800 года. – Эту перемену произвела во мне милая, очаровательная девушка, которая меня любит и которую я люблю. У меня снова бывают светлые минуты, и я прихожу к убеждению, что женитьба может осчастливить человека».

Была ли она такой, как представлял её Бетховен?

Восторженный, склонный преувеличивать достоинства людей, Бетховен полюбил Джульетту Гвиччарди.

«Теперь я чаще бываю в обществе и потому жизнь моя стала веселее, — писал он другу Францу Вегелеру в ноябре 1800 года. – Эту перемену произвела во мне милая, очаровательная девушка, которая меня любит и которую я люблю. У меня снова бывают светлые минуты, и я прихожу к убеждению, что женитьба может осчастливить человека».


Несбыточные мечты продолжались недолго. Каждая встреча приносила новые сомнения в её любви. Бетховену и раньше приходилось расставаться с надеждами и мечтами. Но на это раз трагедия стала особенно глубокой. Бетховену было тридцать лет. Жизнь оставалась неналаженной. Глухота обрекала на полное одиночество. Только творчество могло вернуть композитору веру в себя.

Несбыточные мечты продолжались недолго. Каждая встреча приносила новые сомнения в её любви.

Бетховену и раньше приходилось расставаться с надеждами и мечтами. Но на это раз трагедия стала особенно глубокой. Бетховену было тридцать лет. Жизнь оставалась неналаженной. Глухота обрекала на полное одиночество. Только творчество могло вернуть композитору веру в себя.


По одним преданиям , Бетховен написал «Лунную сонату» летом 1801 года в Коромпе , в беседке парка имения Брунсвиков, и потому сонату при жизни Бетховена иногда называли «Сонатой –беседкой». По другим предположениям, Бетховен работал над ней осенью того же года. Зимой 1801-1802 года появилось посвящение Джульетте Гвиччарди «Лунной сонаты» – сочинения, в котором жизнь, творчество, пианистический гений Бетховена слились воедино, чтобы создать произведение удивительного совершенства.

По одним преданиям , Бетховен написал «Лунную сонату» летом 1801 года в Коромпе , в беседке парка имения Брунсвиков, и потому сонату при жизни Бетховена иногда называли «Сонатой –беседкой». По другим предположениям, Бетховен работал над ней осенью того же года. Зимой 1801-1802 года появилось посвящение Джульетте Гвиччарди «Лунной сонаты» – сочинения, в котором жизнь, творчество, пианистический гений Бетховена слились воедино, чтобы создать произведение удивительного совершенства.


Первая часть – в медленном движении, в свободной форме. Так и пояснил Бетховен произведение – Quasi una Fantasia – вроде фантазии. Нежность, печаль, раздумье. Исповедь страдающего человека. В музыке, которая как бы рождается и развивается на глазах у слушателя, сразу улавливаются три линии: нисходящий глубокий бас, мерное укачивающее движение среднего голоса и умоляющая мелодия, возникающая после краткого вступления. Она звучит страстно, настойчиво, пробует выйти к светлым регистрам, но в конце падает в бездну, и тогда бас печально завершает движение. Выхода нет. Кругом покой безнадёжного отчаяния.

Первая часть – в медленном движении, в свободной форме. Так и пояснил Бетховен произведение – Quasi una Fantasia – вроде фантазии.

Нежность, печаль, раздумье. Исповедь страдающего человека. В музыке, которая как бы рождается и развивается на глазах у слушателя, сразу улавливаются три линии: нисходящий глубокий бас, мерное укачивающее движение среднего голоса и умоляющая мелодия, возникающая после краткого вступления. Она звучит страстно, настойчиво, пробует выйти к светлым регистрам, но в конце падает в бездну, и тогда бас печально завершает движение. Выхода нет. Кругом покой безнадёжного отчаяния.


Вторая часть. Это лирическая часть, которую Ференц Лист назвал «цветком между двумя безднами». Одни считают Aллегретто музыкальным портретом Джульетты, другие вообще воздерживаются от образных пояснений.

Вторая часть. Это лирическая часть, которую Ференц Лист назвал «цветком между двумя безднами». Одни считают Aллегретто музыкальным портретом Джульетты, другие вообще воздерживаются от образных пояснений.


Финал сонаты звучит как буря, всё сметающая на своём пути. Это схватка человека с самим собой. Финал – главенствующая часть сонаты и естественное завершение её событий. « Жить – значит бороться , побеждать страдания!» -как бы говорит нам Бетховен.

Финал сонаты звучит как буря, всё сметающая на своём пути. Это схватка человека с самим собой. Финал – главенствующая часть сонаты и естественное завершение её событий. « Жить – значит бороться , побеждать страдания!» -как бы говорит нам Бетховен.


Заключение

Заключение

  • Одна из центральных идей творчества Бетховена – способность человека к преодолению горестей, несгибаемость воли – нашла совершенное воплощение в «Лунной сонате»: слушая сонату, мы оказываемся во власти неумолимого движения музыки от внутреннего страдания к взрыву, протесту, к победе над бедой, несчастьем , к активному действию.


Написав сонату, Бетховен как бы подвёл итоговую черту значительному этапу жизни. После измены Джульетты, которая предпочла ему бездарного композитора графа Галленберга, Бетховен уехал в имение своего друга. Он искал одиночества. Ни одной жалобы никто не услышал от Бетховена. У Бетховена не было потребности в словах. Всё было сказано музыкой.

Написав сонату, Бетховен как бы подвёл итоговую черту значительному этапу жизни.

После измены Джульетты, которая предпочла ему бездарного композитора графа Галленберга, Бетховен уехал в имение своего друга. Он искал одиночества. Ни одной жалобы никто не услышал от Бетховена. У Бетховена не было потребности в словах.

Всё было сказано музыкой.


Памяти Бетховена

Памяти Бетховена


Проверьте Ваши знания о жизни и творчестве Бетховена. Для ответов на некоторые вопросы Вам нужно будет внимательно послушать его сочинения или почитать литературу о нём.

Проверьте Ваши знания о жизни и творчестве Бетховена. Для ответов на некоторые вопросы Вам нужно будет внимательно послушать его сочинения или почитать литературу о нём.

  • 1.Годы жизни Л.В.Бетховена:
  • (а) 1685-1750
  • (б) 1770-1827
  • (в) 1772-1822
  • 2.Город, в котором родился Бетховен?
  • (а) Берлин
  • (б) Бонн
  • (в) Вена


3. Творчество Бетховена относится к искусству и культуре : (а) барокко (б) классицизм (в) романтизм 4. Как Бетховен назвал одну из своих 32-х сонат для фортепиано? (а) соната № 14 (б) «Лунная» (в) «Похоронная»

  • 3. Творчество Бетховена относится к искусству и культуре :
  • (а) барокко
  • (б) классицизм
  • (в) романтизм
  • 4. Как Бетховен назвал одну из своих 32-х сонат для фортепиано?
  • (а) соната № 14
  • (б) «Лунная»
  • (в) «Похоронная»


5. Дед и отец композитора были : (а) пекарями (б) придворными музыкантами (в) придворными слугами 6. Сколько симфоний он написал? (а) 3 (б) 9 (в) 20

  • 5. Дед и отец композитора были :
  • (а) пекарями
  • (б) придворными музыкантами
  • (в) придворными слугами
  • 6. Сколько симфоний он написал?
  • (а) 3
  • (б) 9
  • (в) 20


7. Симфония – это «философская повесть о жизни человека». Расположи части по порядку : (а) « человек действующий» (б) «человек созерцающий» (в) «человек общественный» (г) «человек играющий» 8. Свою 3-ю симфонию Бетховен вначале посвятил Наполеону Бонапарту, но после того, как тот провозгласил себя императором, он зачеркнул посвящение и назвал её : (а) «Героическая» (б) «Праздничная» (в) «Военная»

  • 7. Симфония – это «философская повесть о жизни человека». Расположи части по порядку :
  • (а) « человек действующий»
  • (б) «человек созерцающий»
  • (в) «человек общественный»
  • (г) «человек играющий»
  • 8. Свою 3-ю симфонию Бетховен вначале посвятил Наполеону Бонапарту, но после того, как тот провозгласил себя императором, он зачеркнул посвящение и назвал её :
  • (а) «Героическая»
  • (б) «Праздничная»
  • (в) «Военная»


9. 9-я симфония написана на текст оды Фридриха Шиллера : (а) « К беде» (б) «К радости» (в) «К старости» 10. «Так судьба стучится в дверь» . К какому произведению относятся эти слова Бетховена? (а) «Патетическая» соната (б) «Апассионата» (в) «5-я симфония»

  • 9. 9-я симфония написана на текст оды Фридриха Шиллера :
  • (а) « К беде»
  • (б) «К радости»
  • (в) «К старости»
  • 10. «Так судьба стучится в дверь» . К какому произведению относятся эти слова Бетховена?
  • (а) «Патетическая» соната
  • (б) «Апассионата»
  • (в) «5-я симфония»


11. Кто из композиторов, прослушав Бетховена сказал : «Он ещё заставит говорить о себе весь мир!» ? (а) Бах (б) Гайдн (в) Моцарт 12. Выбери номера произведений Бетховена, которые ты слышал(а) на уроках музыки ? 1. «Весёлая. Грустная» 2. «Сурок» 3. 5-я симфония 4. «Лунная» соната 5.Увертюра «Эгмонт» 6. 9-я симфония (финал) 7. «Верный Джонни» - шотландская народная песня в обработке Бетховена 8. «Ярость по поводу утерянного гроша» 9. «Экоссезы» 10. «Патетическая» соната ( соната №8 ) 11. «Апассионата» ( соната №23 )

  • 11. Кто из композиторов, прослушав Бетховена сказал : «Он ещё заставит говорить о себе весь мир!» ?
  • (а) Бах
  • (б) Гайдн
  • (в) Моцарт
  • 12. Выбери номера произведений Бетховена, которые ты слышал(а) на уроках музыки ?
  • 1. «Весёлая. Грустная»
  • 2. «Сурок»
  • 3. 5-я симфония
  • 4. «Лунная» соната
  • 5.Увертюра «Эгмонт»
  • 6. 9-я симфония (финал)
  • 7. «Верный Джонни» — шотландская народная песня в обработке Бетховена
  • 8. «Ярость по поводу утерянного гроша»
  • 9. «Экоссезы»
  • 10. «Патетическая» соната ( соната №8 )
  • 11. «Апассионата» ( соната №23 )
Томские музыканты о Бетховене
Семен ПРОМОЕ, концертмейстер Томского академического симфонического оркестра:

Для каждого времени – своя музыка. Сегодня самое время исполнять и слушать произведения Бетховена. В его музыке есть юношеский задор, неиссякаемая энергия, высокие устремления. Это, если хотите, музыка молодости. Потому что только когда ты молод, ты можешь в борьбе за свои идеалы пойти один против всех, против целого мира. Бетховен до последнего оставался верен себе. Он верил, что люди способны объединиться ради того, чтобы вместе противостоять общечеловеческим угрозам. Это настроение проявляется во многих произведениях Бетховена, и особенно в финале его монументальной Девятой симфонии. Поэтому именно сегодня, когда мир оказался в непростых обстоятельствах в связи с пандемией, музыка великого композитора звучит как-никогда актуально и вдохновляюще. Она призывает к жизни, свету и радости.

Евгений НЕКРАСОВ, концертмейстер группы флейт Томского академического симфонического оркестра:

В моем случае музыка Бетховена – это любовь с первого прослушивания. С тех пор, как в подростковом возрасте услышал его знаменитую Симфонию № 5. А когда сыграл первую часть «Лунной сонаты» на уроке по общему фортепиано понял, что музыку Бетховена приятно не только слушать, но и исполнять. В студенчестве я приобрел пластинки с записями почти всей его симфонической музыки в исполнении Лондонского филармонического оркестра под управлением Отто Клемперера. Это была большая удача и большая радость.

Из «венских классиков» Бетховен для меня – композитор номер один. Всегда с огромным удовольствием играю его произведения, несмотря на то, что это не самая простая для исполнения музыка. Но в ней такой мощный заряд позитива и такой жизнеутверждающий настрой! Поэтому, когда несколько лет назад мне предложили сыграть «Серенаду для флейты, скрипки и альта», согласился не раздумывая. Рад, что в афише оркестра возникла «Пасторальная» симфония. Я исполнял ее лишь однажды, и с радостью повторю этот опыт. Здесь и профессиональный интерес, и сама музыка очень нравится. Здорово, когда работа приносит удовольствие не только от выполнения интересных творческих задач, но и удовольствие эстетическое.

Ольга ПИВОВАРОВА, скрипка:

В 8 лет я играла на маленькой скрипочке известную песенку «Сурок». Имя и фамилия Людвиг ван Бетховен была мне тоже знакома по ежедневным передачам по радио «Час Классической музыки». Мама, услышав мою игру, сказала: «Ты знаешь, что бедный мальчик крутит шарманку «и в дождь, и в град..», монеток подают мало, едва хватает на хлеб для сурка и для себя…, а ты так весело и быстро играешь… Бетховен сочинил грустную музыку…» Думая о трудной жизни Мальчика и Сурка, я так жалобно и правдиво исполнила песенку Бетховена на уроке, что мой замечательный педагог Дориан Маркович сказал, что я хорошо играю и ЧУВСТВУЮ музыку Бетховена! Отличная оценка нас с мамой очень порадовала!

В эти же годы мы с братом смотрели фильм про шпионов «Тайна двух океанов» Интересный киносюжет, сопровождаемый волнующей и очень знакомой фортепьянной сонатой «Аппассионата», исполняемой очень часто по радио С.Т. Рихтером и Э.Гиллельсом, привлек ещё сильнее моё детское внимание к творчеству и биографии Бетховена. А мелодии из увертюры «Эгмонт», звучащие почти каждый день из маленького репродуктора, полюбили все соседи по нашей коммунальной квартире. Я ходила по коридору и напевала на нашей общей кухне всем, желающим послушать музыку знаменитого композитора.

В мой родной город Киров приехал Свердловский симфонический оркестр. Мне 11 лет. Я в первый раз слушаю из Зала звучание симфонического оркестра. Виртуозная игра пианистки, исполняющей Концерт № 3 Бетховена, красивая и слаженная игра музыкантов… Всё это произвело на меня сильное впечатление, ведь я тоже играю в нашем детском школьном оркестре! Мне захотелось стать взрослым музыкантом и играть в симфоническом оркестре. Мечта сбылась, после окончания Уральской(Свердловской) государственной консерватории по распределению я приехала в Томск и играю много лет в нашем Томском симфоническом оркестре.

В наших симфонических концертах звучат почти все произведения Бетховена. В начале моей работы в Томске приезжал очень известный дирижер Роман Матсов. Он так интересно работал над «Пасторальной» симфонией Бетховена на репетициях, создал точную и совершенную форму произведения. На концерте был очень тёплый приём публики.

На моём творческом пути музыка Бетховена каждый раз звучит по-новому. Исполнение произведений Бетховена для оркестра — Школа творческого взросления. Публика с удовольствием и вниманием слушает Бетховена, мы – музыканты играем его музыку с желанием. Мне очень дорог и любим «Романс Фа мажор» для скрипки. Очень нравится играть «Крейцерову» сонату для скрипки и фортепиано, которую услышала в детских школьных годах в зале Кировской Филармонии в исполнении очень известной скрипачки Нелли Школьниковой.

Людвиг ван Бетховен — сильная Личность и уже два с половиной века его творчество волнует души музыкантов – исполнителей, слушателей. Его музыка вселяет уверенность в наши мысли.

Мария БЛАЖЕВИЧ, орган, фортепиано:

Органную музыку Бетховен не писал, кроме нескольких пьесок для «органа в часах». В те времена часы с музыкой были модным предметом интерьера, позволить их себе могли очень богатые люди. Они заказывали эксклюзивные сочинения для своих «гаджетов» у самых лучших композиторов — Ф. Э. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена. Надо признать, это не самые лучшие и показательные его сочинения. Поэтому я скажу о своем отношении к ко всей музыке Бетховена.

Во время обучения на фортепиано сначала в училище, а потом в консерватории, я играла много его фортепианных сонат, камерной музыки. Всегда вспоминаю слова выдающегося пианиста Генриха Нейгауза: одно дело сыграть одну сонату Бетховена и совсем другое — двадцать. Мир бетховенской музыки разнообразен. Его раннее творчество (он начинал как классик) и поздние сочинения, где он предвосхищает чуть ли Шенберга — два разных полюса. Чтобы познать всю его музыку, надо прожить несколько жизней, мне кажется…

Еще в Бетховене боролись классик и романтик. С одной стороны, в одном из квартетов он пишет немецкое «es muss sein» («так должно быть»), в большинстве своих сочинений, во всех симфониях в финале ставит восклицательный знак — любимый знак препинания классиков. С другой стороны, все самые яркие, известные сочинения Бетховена драматичны, идея его творчества — идея героического преодоления — типично романтическая. Ну и, конечно, в поздних сочинениях, особенно в камерных, у Бетховена появляется все больше неразрешённых вопросов, а в финалах — романтическое многоточие или вопрос…

В своих органных концертах я часто исполняю знаменитую «Лунную сонату» (переложение для органа Дмитрия Ушакова). Нередко этот эксперимент вызывает протесты у органистов: «Как можно играть типично фортепианную фактуру финала на органе!». Но публика всегда в восторге, а это главное.

Сейчас я разучиваю на органе 1-ю часть Пятой симфонии, медленную 2-ю часть Седьмой симфонии и марш из «Афинских развалин» (переложение Дж.Скотта). Всё это – яркая, впечатляющая эмоциями музыка, которой я надеюсь порадовать публику в ближайшее время.
Всем, кто тоже неравнодушен к творчеству композитора, хочу порекомендовать два замечательных художественных фильма – «Бессмертная возлюбленная» и «Переписывая Бетховена». Они с невероятной силой раскрывают судьбу талантливой личности, одержимой своим делом, проблему «гениальности и безумия». А Бетховен, безусловно, был гениальным композитором и музыкантом.

Светлана ЧУДАКОВА, фортепиано:

БЕТХОВЕН – это про жизнь во всем ее многообразии. Насколько он азартный, виртуозный, даже дерзкий в раннем своем творчестве, настолько же его более поздние произведения вдумчивые, глубокие, философские. Именно поэтому Бетховена никогда не скучно слушать и исполнять.

БЕТХОВЕН – это про любовь. Как и многих музыкантов и музыковедов меня всегда интересовал феномен его «Лунной» сонаты. Редкое произведение в истории музыкальной культуры может похвастаться такой же любовь и популярностью среди исполнителей и слушателей. У меня есть частная версия этого феномена. Известный факт: Бетховен написал «Лунную» сонату, будучи безответно влюблен в Джульетту Гвиччарди, которая вышла замуж за другого. Через переживания композитора, которые он выразил в «Лунной» сонате, происходит понимание сути божественной любви. Когда не «ты принадлежишь мне», а «я тебя отпускаю ради твоего счастья». Мы на подсознательном уровне считываем этот посыл. И это именно та любовь, о которой мечтает каждый человек.

БЕТХОВЕН – это про энергию жизни. В его произведениях есть нерв, страсть. Это, как сейчас принято говорить, его фишка. Чтобы реализовать ее в исполняемом произведении, музыкант должен обладать мощной энергетикой – человеческой и исполнительской. Потому, например, я как педагог не даю Бетховена тем ученикам, у которых этой внутренней силы пока нет.

Наконец, БЕТХОВЕН – это про симфоническое мышление. В том числе отсюда мощное звучание его произведений.

Павел ШИНКЕВИЧ, фортепиано:

Люблю слушать Бетховена. Особенно нравятся его Второй и Третий фортепианные концерты, Пятая и Девятая симфонии. Нередко включаю их фоном, когда занят каким-то делом.

Люблю исполнять Бетховена. Его произведения всегда входили и входят в мой концертный репертуар. Работаю над ними легко и с большим увлечением.

Для меня Бетховен — новатор, открыватель новых музыкальных горизонтов. По большому счету он первый, кто начинает понимать музыку как Искусство. До Бетховена она в определённой степени представлена как раздел точной науки. По крайней мере я эту разницу четко ощущаю, когда исполняю его сочинения.

Многие исследователи отмечают: свойственный Бетховену принцип так называемой стилевой дивергенции (то есть нежелание копировать самого себя) заметно выделяет его на фоне предшественников. При том, что он остается верен традициям своей эпохи. Мне как исполнителю эта его композиторская особенность нравится. Играть музыку Бетховена всегда большая радость, счастье и удовольствие.

метки: Бетховен, Музыка, Произведение, Любимый, Слушать, Музыкальный, Размышление, Почему

Моим любимым музыкальным произведением является

«Лунная соната» Людвига ван Бетховена, потому что

каждая её часть наполнена чувствами и душевным

беспокойством из-за не сложившейся любви.

Первый раз я услышала это произведение, когда мы с

мамой собирали коллекцию книг о композиторах. И

первая книга была с биографией Л. Бетховена. К ней

прилагался музыкальный диск. И я каждый день

слушала через наш старый магнитофон произведения

Бетховена. И из всех тех композиций, которые я

прослушала, мне приглянулась именно «Лунная

соната».

3. Краткая биография Л. Бетховена

родился в 1770 году в Бонне в

семье певца Иоганна Бетховена

и Марии-Магдалины

12 лет издается первое его

сочинение — вариации на тему

марша Дресслера.

В разные годы брал уроки у

В.А.Моцарта, Й.Гайдна,

А.Сальери.

4. В период с 1792-1802г.г.

Написано двадцать сонат

для фортепиано и три

фортепианных концерта,

восемь сонат для

скрипки, Первая и

Вторая симфонии

Первые признаки

глухоты.

5. Творческий период с 1802- 1827годы

Творческий период с 18021827годы

Пишет свою

единственную оперу

«Фиделио»

Последняя 9-я симфония

включает в себя часть

оды Ф.Шиллера «К

радости»

Умер композитор в 1827

году в Вене.

6.

Читая биографию

композитора, я представляла

время, в которое он жил:

архитектуру, людей, одежду.

И, конечно, я

заинтересовалась историей

создания «Лунной сонаты»

7. Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, ор. 27, № 2

Соната для фортепиано № 14 додиез минор, ор. 27, № 2

16 ноября 1801 г. Из

письма Францу Вегелеру в

Бонн: «Перемена,

происшедшая во мне

теперь, вызвана милой

чудесной девушкой,

которая любит меня и

любима мною. В эти два

года было несколько

волшебных моментов и

впервые я чувствовал, что

женитьба может сделать

человека счастливым».

8. «Посвящается графине Джульетте Гвичарди…»

4 стр., 1553 слов

Бетховен. Соната № 8 до минор «Патетическая»

… сонаты фортепиано как бы приобретает оркестровое звучание. «Патетическая соната» имеет значительно больший объем, чем сонаты Гайдна и Моцарта, она дольше длится по времени. Мировой хит «Патетическая соната» стала первым произведением Бетховена, … другом, наслаиваются одно на другое. «Патетическая соната» была создана в 1798 году и сразу была воспринята как сочинение смелое и новаторское. Не будет …

Ближе к тридцати годам

Людвик Бетховен

почувствовал ухудшение

своей болезни. Этот сложный

период в его жизни украсило

светлое чувство любви к

своей ученице Джульетте

Гвичарди. Однако история

любви оказалась

несчастной для Бетховена.

Юная графиня предпочла

ему более знатного

человека, композитора

Венцеля Галленберга.

9. Откуда взялось название «Лунная»?

Популярное и удивительно

прочное название

«лунной» укрепилось за

сонатой по инициативе

поэта Людвига Рельштаба,

который (в 1832 году, уже

после смерти автора)

сравнил музыку первой

части сонаты с пейзажем

Фирвальдштетского озера

в лунную ночь.

10. Многие критики не были согласны с названием сонаты:

А. Рубинштейн отмечал, что первая

часть сонаты глубоко трагична и в ней

скорее всего показано небо с густыми

облаками.

Г. Берлиоз говорил о том, что первая

часть больше всего напоминает

«солнечный день» нежели ночь.

Однако, практически все

исследователи подчеркивали яркие

художественные образы, возникающие

при прослушивании произведения.

11. Мое отношение к музыке сонаты.

Меня до глубины души трогает история создания

произведения, потому что я романтичная натура. И

под музыку «Лунной сонаты» я представляла себе

разные эпизоды из жизни Бетховена. Так под плавные

волнообразные звуки первой части, я фантазировала,

как Людвиг проводит урок с Джульеттой. Ее пальцы

неспешно касаются клавиш, Бетховен слушает, не

прерывая игру своей ученицы.

Еще я представляла, как Людвиг с Джульеттой

прогуливались по тенистому саду, проводя время за

размеренными беседами…

12.

Как музыкант и

художник, я решила

воплотить душевные

переживания, вызванные

музыкой, в своих

художественных

работах.

Работы выполнены в

технике абстракционизм.

13. Абстракциони́зм

Абстракциони́зм

(лат.abstractio «удаление, отвлечение»)

или нефигуративное искусство —

направление искусства, отказавшееся от

приближённого к действительности изображения

форм в живописи и скульптуре. Одна из целей

абстракционизма — достижение «гармонизации»,

с помощью изображения определённых цветовых

сочетаний и геометрических форм, вызывая у

созерцателя чувство полноты и завершенности

композиции.

14. 1 часть Adagio sostenuto (до диез минор)

Написана в форме, близкой к усеченной сонатной.

Часть исполняется pianissimo (очень тихо), достигая в

кульминации лишь mezzo forte.

Берлиоз: «одна из тех поэм, которые не в силах выразить

человеческий язык».

15.

16. 2 часть Allegretto (ре бемоль мажор)

Представляет собой скерцо с трио, момент

относительного спокойствия перед бурным финалом.

Ф. Лист: «цветок между двух пропастей».

Динамически здесь доминирует пиано, однако яркие

5 стр., 2087 слов

Искусствоведческий анализ I части сонаты Й. Гайдна C-dur №

… часть Сонаты C-dur Й. Гайдна №48, как один из образцов классического вида сонатной формы. В эпоху классицизма сонатная форма была ведущей формой инструментальной музыки … побочная имеет танцевальные черты, исполняется на пиано. Действенность её общего восходящего движения, первого … восходящем движении тематизм достигает вершины тоники до мажора (C-dur), выделенной динамическим акцентом на сфорцандо …

сфорцандо и противопоставления форте-пиано

придают музыке достаточно жизнерадостный общий

характер.

17.

18.

19. 3 часть Presto agitato (до диез минор)

Написана в сонатной форме

Сочетание сложных хроматизмов и очень быстрых

акцентированных арпеджио делают эту часть одной из

наиболее сложных и даже виртуозных произведений для

фортепиано соло.

Ромен Роллан: «Внезапное адажио… пиано… Человек,

доведенный до крайности, умолкает, дыхание пресеклось.

И когда через минуту дыхание оживает и человек

поднимается, кончены тщетные усилия, рыдания,

буйства. Все сказано, душа опустошена. В последних

тактах остается только величественная сила,

покоряющая, укрощающая, принимающая поток.»

20.

21.

22. Заключение:

Мне так понравилось иллюстрировать музыку, что я

решила сделать иллюстрации не только к «Лунной

сонате» Л. Бетховена, но и написать целую серию

картин посвящённых композиторам и их

произведениям.

23. Список источников:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-slushaem-bethovena/

https://ru.wikipedia.org

http://beethoven.ru

http://soundtimes.ru

http://bibliotekar.ru/k100-Chyurlenis/index.htm

Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных

стран: учебник для ДМШ: второй год обучения – М.

Музыка, 2007, 184с.

  • Сочинение по нагибину мать выращивала его на холоду
  • Сочинение по обж здоровый образ жизни
  • Сочинение по латыни 5 букв сканворд
  • Сочинение по картине ока летом поленов
  • Сочинение по картине триумфальная арка краткое содержание