Сочинение по музыке классика или современность

Иван толстой: классическая музыка звучит сегодня у каждого дантиста и в каждом лифте. с другой стороны, профессионалы жалуются на трудности

Иван Толстой: Классическая музыка звучит сегодня у каждого дантиста и в каждом лифте. С другой стороны, профессионалы жалуются на трудности при заполнении концертных залов.

(Музыка)

Михаил Витальевич, что мы сейчас слушаем?

Михаил Ефимов: Я надеюсь, что основу узнали почти все – это клавирная соната Моцарта до мажор. Музыка общеизвестная, хрестоматийная, но звучит она странно, согласитесь. То, да не то. Не только потому, что звучит не только фортепиано, а целое трио – фортепиано, скрипка и виолончель. Это современная музыка или это Моцарт? Это и то, и другое. Технически говоря, это фрагмент пластинки замечательного современного джазового и не-джазового музыканта и композитора, трубача Вячеслава Гайворонского, которая называется «Интервенции в Баха и Моцарта». И то, что мы сейчас услышали, исполняют Полина Фрадкина на фортепьяно, Владислав Песин на скрипке и Владимир Гаврюшов на виолончели.

Это, мне кажется, подходящая эмблема для нашего сегодняшнего разговора – классика и современность. И все это, так или иначе, объединяется безразмерным определением – классическая музыка сегодня.

Иван Толстой: Не будем теоретизировать о том, что такое классическая музыка в принципе, а то, может быть, не все наши слушатели будут так возбуждены и увлечены этой темой, а я спрошу вас просто: классическая музыка сегодня, значит, существует, она жива, ее пишут?

Михаил Ефимов: Конечно! Конечно, пишут, и этой музыки много и очень разной. Здесь нужно неизбежно что-то сузить, иначе мы сразу расплывемся и будем такими безграничными глобалистами. Ну, если ограничиться российским культурным пространством, которое сегодня тоже в значительной степени международное, давайте назовем хотя бы несколько общеизвестных имен современных российских академических композиторов. Давайте назовем Владимира Мартынова, о котором, вероятно, слышали почти все, Александра Раскатова, который не только является оригинальным и очень востребованным композитором не только в России, но и в мире. Его многие знают как человека, который завершил Девятую симфонию Альфреда Шнитке по его черновикам.

Конечно, можно назвать Бориса Филановского, Павла Карманова, Дмитрия Курляндского. Мы можем вспомнить Илью Демуцкого, о котором еще три года назад мало кто слышал, а с недавних пор это один из самых известных современных российских академических композиторов. Почему? Потому что он автор музыки к балету «Нуреев». Или Сергей Невский. И тут неизбежная сцепка с Демуцким по той причине, что, как и Демуцкий, Невский тоже сотрудничает с режиссером Кириллом Серебренниковым. Это как театральная, так и киномузыка, и, помимо всего прочего, внесценическая академическая музыка.

Широко развита такая вещь, как пересочинение классических произведений

В современной академической и околоакадемической музыке широко развита такая вещь как пересочинение классических произведений, и то, что мы сейчас услышим, это «Времена года» Антонио Вивальди, но – не совсем Вивальди. Что это такое? Это «Времена года», пересочиненные современным, исключительно востребованным и коммерчески успешным композитором по имени Макс Рихтер. Это то, как «Времена года» звучат сегодня, как их воспринимает сегодняшний современный композитор.

(Музыка)

Иван Толстой: Михаил Витальевич, а что с обычной, традиционной классикой? Она-то востребована исполнительски и слушательски?

Михаил Ефимов: Еще бы! Я бы даже сказал такую резкую вещь, что новая музыка, музыка, которая сегодня сочиняется академическими композиторами, живет сегодня, живет, может быть, завтра, но никаких гарантий по поводу «следующей недели» у нас нет. А классика – это было позавчера, вчера, сегодня и, почти с гарантией, это будет не только завтра, это будет и через неделю, и через год. Поэтому популярная классика действительно популярна.

На все это можно посмотреть с двух диаметрально противоположных сторон. С одной стороны, можно сказать, что нет уже никаких сил слушать те же самые «Времена года» Вивальди, нельзя играть в миллиардный раз Первый концерт Чайковского, нужно уже отпустить Сороковую симфонию Моцарта и дать ей отдохнуть. Собственно, академические и профессиональные музыканты говорят об этом довольно часто, что музыке надо отдохнуть, нельзя играть все время одно и то же. И именно поэтому в последние десятилетия совершилась подлинная революция, такая репертуарная экспансия, когда музыканты пытаются выбраться из этого коммерческого гетто популярной классики.

Началась в некотором роде эпидемия поисков неопубликованных при жизни композиторов сочинений

Поэтому-то и началась в некотором роде эпидемия поисков неопубликованных при жизни композиторов сочинений или находятся незаконченные сочинения и «мы их закончим». Это то, в чем участвуют профессиональнее историки музыки, музыковеды, текстологи, исполнители, заинтересованные в расширении репертуара.

И у нас таким образом появляются совершенно неожиданные вещи, я бы даже сказал – экстраординарные. Например, недавно закончили Восьмую, «Неоконченную», симфонию Шуберта. Мы знаем, что в ней две части. Нет, поработали текстологи с архивом Шуберта и нашли недостающие третью и четвертую части, так что теперь у нас Неоконченная симфония Шуберта – оконченная. Другой вопрос – будет ли это усвоено исполнительски и слушательски?

А популярная классика, независимо от того, кто «напишет» «Неоконченную» симфонию Шуберта, конечно, есть. Она жива. Церемония вручения премии «Грэмми» в некотором роде и об этом. Например, чем проявлено российское участие в классической «Грэмми»? Это очень востребованный сегодняшний пианист Даниил Трифонов, он играет русскую музыку начала 20-го века. Называется этот альбом Silver Age, там музыка Скрябина, Стравинского и Прокофьева. Нам может показаться, что уж хватит это играть, но мы все время должны помнить, что слушатель все время молодеет, его становится все время больше, потому что аудитория слушателей любой музыки колоссально увеличилась.

Послушаем мы сейчас музыку современного немецкого композитора Детлева Гланерта, музыка называется Distant Land и имеет подзаголовок «Музыка с Брамсом для оркестра». Это сочинение 2013 года. Это другая стратегия, не то, что у Макса Рихта с «Временами года». Гланерт взял материал сочинений Иоганнеса Брамса, в частности Четвертой симфонии, и пошел дальше. Он пошел с Брамсом дальше, чем Брамс, он решил услышать Брамса в 21-м веке – как композитор слышит музыку Брамса, которой 140–150 лет.

(Музыка)

Современная русская академическая музыка… Одним из самых востребованных российских композиторов является Леонид Десятников. Его последнее, исключительно успешно и благожелательно принятое сочинение называется «Буковинские песни». Они хоть и песни, но петь не будут, будут играть на фортепьяно. На фортепиано играет Алексей Гориболь, музыка Леонида Десятникова. Это сочинение впервые прозвучало в 2017 году, но не в качестве самостоятельной музыки в филармоническом зале, а прозвучало в American Ballet Theater, это был балет Алексея Ратманского, и только уже после этого эта музыка зажила своей самостоятельной жизнью.

(Музыка)

Не помню, кто это сказал, может быть, Рэй Чарльз, который к академической музыке отношения не имеет. Это были слова о том, что музыка – это чуть ли не единственная вещь в мире, которая еще не стала для людей яблоком раздора. Сейчас бы мы сказали, что он был несколько наивен – музыка, как и все остальное, может стать и яблоком раздора, и любым другим фруктом. Сегодня, как мы знаем, идет полемика идеологическая, «идейная», очень эмоциональная, о том, существует ли белая музыка для белых людей, черная музыка для белых, какого цвета эта музыка, кто кого угнетал, кто кого эксплуатировал. И в современном историко-музыкальном разговоре этого очень много. При этом мне все-таки очень хочется верить, что Рей Чарльз был прав, что музыка не станет для людей этим яблоком раздора, которое они начнут кусать с разных сторон и все, в итоге, подавятся. Мне кажется, что у музыки должно быть будущее, поэтому музыка будет жива – она будет новой музыкой, она будет старой музыкой, у которой будет новая жизнь.

И, к слову сказать, нынешняя «Грэмми» меня мало чем порадовала, но порадовала одной вещью: среди номинантов в отделе «Хоровое исполнение» была номинирована (хоть и не выиграла) очень любопытная пластинка. Был номинирован «Реквием» Александра Кастальского. Это запись американская, дирижирует дирижер Леонард Слаткин. Мы этого слушать не будем, но для меня это хорошая связка с тем, о чем мы с вами недавно беседовали. Помните, у нас имя Кастальского появлялось в разговоре о Петре Петровиче Сувчинском? Кастальский – это собеседник Сувчинского, человек, который делал с Сувчинским сто лет назад общее русское музыкальное дело. Прошло сто лет, и эта музыка жива. Пожелаем ей жизни!

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №13»

Приложение

к программе

основного общего

образования

Рабочая программа

по __музыке__

основной общий уровень образования

5-9 класс

АРЗАМАС

2021 г.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке для 5-9 классов рассчитана на 105 часов в соответствии с учебным планом МБОУ СШ №13

5 класс – 35 часов

6 класс – 16 часов

7 класс – 34 часа

8 класс – 16 часов

Программа разработана на основе авторской программы предметной линии учебников «Музыка» для 5-9 классов авторов Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская с учетом корректировки.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) характеристику специфики музыки как вида искусства, значения музыки в художественной культуре и синтетических видах творчества, взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

2) характеристику жанров народной и профессиональной музыки, форм музыки, характерных черт и образцов творчества русских и зарубежных композиторов, видов оркестров и инструментов;

3) умение узнавать на слух и характеризовать произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

4) умение выразительно исполнять народные песни, песни композиторов- классиков и современных композиторов (в хоре и индивидуально), воспроизводить мелодии произведений инструментальных и вокальных жанров;

5) умение выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

6) умение различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.

  1. Содержание рабочей программы предмета Музыка

5 Класс

В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архи­тектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство».

Тема года: “Музыка и другие виды искусства”

Тема 1 полугодия: “Музыка и литература” (17 часов)

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, – песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

6 Класс

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (8ч)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (8ч)

Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

7 Класс

тема   I полугодия:

«Особенности драматургии сценической музыки»  (17 часов)

Классика и современность

Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора».

.В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.

Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический.

Опера «Иван Сусанин» — отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы.

Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин».

Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря.

Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря.

Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы.

В музыкальном театре. Балет.

Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами.

Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли  и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета.

Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П   Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И. Глазунов «Слава предкам», «Два князя»; В. Верещагин «Не замай – дай подойти!»; П. Корин «Александр Невский»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В.Серов «Въезд Александра Невскаого в Псков»; И.Козловский «Памятник Александру Невскому».

В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.

Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.

«Порги и Бесс» — первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка.

Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Карме — сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.

Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.

Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса.

Музыкальная характеристика Эскамильо.

Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро.

Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.

Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С.

Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер.  

Музыкальные образы всенощной.

Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда».  Вечные темы. Главные связи.

Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития.  Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».

Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики.

Тема  II  полугодия:

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 часов)

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка.

Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.  Два направления музыкальной культуры. Светская музыка.

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки.. Камерная инструментальная музыка. Этюд.

Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.. Камерная инструментальная музыка. Транскрипция.

Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации.. Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке.

Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках.

Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена  Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.,

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А.

Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича. Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.

Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта.

Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена.

Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И.

Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д.

Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К.  Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина.

Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.

Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д.

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. Обобщающий урок.

Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Слушание  музыкальных фрагментов. Игра  «Угадай мелодию». Тестирование по темам года.

8 Класс

Основное содержание музыкального образования в рабочей программе представлено следующими содержательными линиями: «Классика и современность», «Традиции и новаторство в музыке». Предлагаемые содержательные линии нацелены на формирование целостного представления об музыкальном искусстве. Народное искусство как культурно-историческая память предшествующих поколений, основа национальных профессиональных школ. Единство формы и содержания как закономерность и специфика её преломления в народном и профессиональном искусстве. Древние образы и их существование в современном искусстве. Специфика языка народного искусства, взаимосвязь с природой и бытом человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их творческое переосмысление в современной культуре. Этническая музыка. Национальное своеобразие и особенности региональных традиций

Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с предметом «Музыка» для начальной школы.

Музыка как вид искусства. Интонация — носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трёхчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, роман тические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Программная музыка. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Взаимодействие музыки и различных видов и жанров изобразительного искусства в музыкальном театре. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы музыке и изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной и инструментальной музыки. Русские народные музыкальные инструменты. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Этническая музыка. Знакомство с разнообразными явлениями музыкальной культуры, народным и профессиональным музыкальным творчеством своего региона.

Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное).

Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Музыка религиозной традиции русских композиторов.

Русская музыка XVII—XVIII вв., русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика русской национальной школы). Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального зарубежного музыкального искусства. Духовная музыка западноевропейских композиторов. Григорианский хорал как основа западноевропейской религиозной музыки. Музыка религиозной традиции зарубежных композиторов. Зарубежная музыка XVII—XVIII вв., зарубежная музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино. Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв. Творчество русских и зарубежных композиторов XX—XXI вв. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стилевое многообразие музыки XX—XXI вв. (импрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.). Музыкальное творчество русских и зарубежных композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка, эстрадная музыка.

Современная музыкальная жизнь. Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран. Современная музыка религиозной традиции. Выдающиеся отечественные и зарубежные композиторы, исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Классика в современной обработке. Электронная музыка. Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концерт-симфония, симфония-действо и др.). Обобщение представлений школьников о различных исполнительских составах (пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella; певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас; хоры: народный, академический; музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные; виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр). Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном искусстве. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом.

Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека, общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур.

На уроках музыки 5-9 классов используются следующие электронные образовательные ресурсы:

  1. Антология русской симфонической музыки

  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

  3. Большая энциклопедия России: Искусство России

  4. Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки от Кирилла и Мефодия»

  5. Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki

  6. Классическая музыка. http://classic.chubrik.ru

  7. Музыкальный энциклопедический словарь. http://www.music-dic.ru

  8. Музыкальный словарь.  http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music

  9. Презентации к урокам музыки

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС

п/п

Тема  урока

Кол-во часов по рабочей программе

Э.О.Р.

Музыка и литература (17 часов)

1.

Что  роднит  музыку   с  литературой.

1

2.

Вокальная музыка

3

3.

Фольклор в музыке русских композиторов 

2

4.

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

5.

Вторая жизнь песни

2

6.

Всю  жизнь  мою  несу  родину  в  душе…

1

7.

Писатели  и  поэты  о музыке  и  музыкантах.

2

8.

Первое  путешествие  в музыкальный театр. Опера.

1

9.

Второе  путешествие  в  музыкальный  театр. Балет.

1

10.

Музыка  в   театре,  кино,  на  телевидении.

1

11.

Третье  путешествие  в   музыкальный  театр.  Мюзикл.

1

12.

Мир композитора.

1

Музыка и изобразительное искусство (18 часов)

1.

Что  роднит  музыку  с изобразительным   искусством.

1

2.

Небесное   и  земное  в  звуках  и  красках.

1

3.

Звать через  прошлое  к  настоящему.

2

4

Музыкальная   живопись  и  живописная  музыка.

2

5.

Колокольность  в  музыке  и   изобразительном  искусстве.

1

6.

Портрет   в  музыке  и  изобразительном  искусстве.

1

7.

Волшебная  палочка  дирижера.  Образы  борьбы  и  победы  в  искусстве.

2

8.

Застывшая  музыка.

1

9.

Полифония  в  музыке  и  живописи.

1

10.

Музыка  на  мольберте.

1

11.

Импрессионизм   в  музыке  и  живописи.

1

12.

О  подвигах,  о  доблести  и  славе…

1

13.

В  каждой  мимолетности   вижу  я  миры…

1

14.

Мир   композитора.  С  веком  наравне.

2

                  ИТОГО

35

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС

п/п

Тема  урока

Кол-во часов по рабочей программе

Э.О.Р.

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (8 часов)

1

Удивительный мир музыкальных образов.

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песнь-романс. Мир чарующих звуков.

1

2

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

«Уноси мое сердце в звенящую даль…»

1

3

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов

1

4

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь».

1

5

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

1

6

Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт.

«Фрески Софии Киевской»

«Перезвоны». Молитва

1

7

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

Образы скорби и печали.

Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

1

8

Авторская песня: прошлое и настоящее.

Джаз – искусство 20 века.

1

Мир образов в камерной и симфонической музыке. (8 часов)

9

Вечная тема искусства и жизни. Образы камерной музыки. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж

1

10

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».

1

11

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея

1

12

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина

1

13

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен

1

14

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

1

15

Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта»

1

16

Мир музыкального театра

Образы киномузыки

1

Итого 16

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС

п/п

Тема урока

Кол-во часов по рабочей программе

Э.О.Р.

тема I полугодия «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки»

17

1

Классика и современность

1

2-3

В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человека – судьба народа. Родина моя! Русская земля.

2

4-5

Опера М.И. Глинки «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.

2

6-7

В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва

2

8

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов

1

9-10

В музыкальном театре. Мой народ – американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиции оперного спектакля.

2

11-13

Опера Ж. Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита»

3

14

Сюжеты и образы духовной музыки.

1

15-16

Рок-опера Э.Л. Уэббера «Иисус Христос – супер звезда»

2

17

Музыка к драматическому спектаклю. «Гоголь – сюита» из музыки А.Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» .

1

тема II полугодия «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

18

18-19

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления в музыкальной культуре: светская и духовная музыка.

2

20-21

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция

2

22-23

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке

2

24-25

Соната. Соната № 8 «Патетическая» Л.Бетховен. Соната № 2 С.Прокофьев. Соната № 11 В.А.Моцарт.

2

26-27

Симфоническая музыка.

2

28-31

Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси. Инструментальный концерт. Дж.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз»

4

32-34

Музыка народов мира.

Популярные хиты

3

35

Обобщение по разделу II.

1

Итого

35

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС

п/п

Тема урока

Количество часов

Э.О.Р.

Классика и современность

8

1

Классика в нашей жизни.

В музыкальном театре. Опера.

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера.

1

2

В музыкальном театре. Балет.

Балет «Ярославна»

1

3

В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. «Преступление и наказание»-рок-опера Э. Артемьева.

1

4

Мюзикл «Ромео и Джульетта».

1

5

Музыка к драматическому спектаклю.

Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»

1

6

Музыка в кино.

Музыка к фильму «Властелин колец»

1

7

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее.

Симфония №8 «Неоконченная» Ф. Шуберта.

Симфония № 5 П.И. Чайковского.

Симфония №1 «Классическая»

С. Прокофьева.

1

8

Музыка – это огромный мир.

1

Традиции и новаторство в музыке

8

9

«Музыканты-вечные маги»

1

10

И снова в музыкальном театре.

Опера «Порги и Бесс» Д. Гершвина.

1

11

Развитие традиций оперного спектакля.

Опера «Кармен» Ж. Бизе.

1

12

Образы Хозе и Эскамильо. Портреты великих исполнителей.

Балет «Кармен-сюита»

Образы масок и Тореадора.

1

13

Портреты великих исполнителей.

Современный музыкальный театр.

Великие мюзиклы мира.

Классика в современной обработке.

1

14

В концертном зале. Симфония № 7 «Ленинградская» Д.Шостаковича.

1

15

Музыка в храмовом синтезе искусств.

Неизвестный Свиридов.

Свет фресок Дионисия – миру.

1

16

Музыкальные завещания потомкам. Пусть музыка звучит!

1

ИТОГО

16

Что для человека есть музыка? Она как воздух и тепло солнечных лучей для нашего слуха и души. Она делает нас лучше, вдохновляет и воодушевляет, дарит незабываемые чувства очищения и превосходства.
Именно благодаря ней человек способен расслабиться, отдохнуть, получить определенную пищу для ума. Этот вид искусства способен с корне поменять настроение человека – развеселить его, опечалить, почувствовать тоску. Музыка – неистощимый источник самых разнообразных эмоций и чувств.
В музыке существует множество жанров и направлений, но стандартно каждый подразделяет музыку на современную и классическую. Каждая разновидность данного искусства отвечает потребностям века, соответствует моральному развитию общества.
По моему мнению, классическая музыка, несомненно, богаче, духовнее и исполнена душою, глубокими чувствами, которые элегантно слетают со струн, клавиш, выпархивают из духовых инструментов, словно ласточки, бабочки, украшенные яркими узорами.
Современная музыка сопутствует нам везде, куда бы ни шли. Обычно мелодии просты и непринуждены, слова не несут смысловой нагрузки, такая музыка преследует цель развеселить человека, поднять ему настроение, дать возможность потанцевать, спеть и расслабить мозг. Она лишь развлечение, навитое модным течением, пройдет совсем немного времени и однотипные слова, пустая музыка забудется, навсегда исчезнет из памяти.
Классическая музыка рассчитана на человека глубокомысленного, настроенного серьезно. Такая музыка взволнует человеческую душу и сердце, заденет за живое, заставит задуматься о любви, дружбе, жизни, красоте и вечности. Спектр эмоций от прослушивания классической музыки разится словно оттенки красок в палитре у художника!
Подобные музыкальные произведения бессмертны, способны вызвать искренний смех, жалостливую слезу, только они способны подарить мгновения неземного блаженства и дать возможность заглянуть за край своей собственной души, увидеть своё «Я» и прочувствовать гений истинной красоты от макушки до самых кончиков пальцев ног…
Каждый из нас любит музыку, свою музыку, которая понятна ему, близка его душе, и это естественно, ведь каждый из на не похож на другого, у всех у на есть определенные музыкальные пристрастия и вкусы. Однако, хочется верить, что когда-нибудь современные композиторы создадут нечто по истине эпохальное и гениальное, что будет способно увековечиться и укрепиться в душах и сердцах людей на многие столетия вперёд…

Исследовательский проект по музыке:
Ученицы 7-«А» класса
Средней школы №7
Чебановой Анастасии.
Учитель: Ивченко Елена Николаевна.
2014год
Что есть современность в музыке?
Цель проекта: доказать, что музыка всех эпох может быть глубоко современной нам, людям XXI века.
Задачи проекта:
раскрыть понятия «мода» и «современность»
познакомиться с жанрами «легкой» музыки
уметь критически оценивать творчество современных музыкантов
научиться ориентироваться в легкой музыке
обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора
Современный – относящийся к одному времени или эпохи с кем-либо (чем-либо).
Несовременный – не отвечающий духу времени, не стоящий на уровне требований своего времени, эпохи; неактуальный.
Классика – «показательный, характерный, типичный».
(Музыка к драме М.  Ю.  Лермонтова «Маскарад»)
В разные годы, в разные эпохи люди слушали разную музыку, в зависимости от ситуации в стране люди пели разные песни. Так в годы войны женщины, провожая мужчин на фронт, пели песни о скорой победе, воодушевляя их на бой. В песнях солдата можно было услышать исповедь души, историю сражения. Благодаря этим песням люди вдохновлялись и приободрялись. Хорошая песня всегда была верным помощником бойца.
(Анна Герман – «Катюша»)
(Натали – «О боже, какой мужчина»)
Да, действительно, сейчас эти песня считается современной. Почему? Она достаточно модная, исполнитель известный. В этой песне (в  тексте) отражаются наши эмоции и переживания, она схожа с нашим внутренним и внешним миром, тоесть она популярна, является подходящей к нам и к нашему миру.
Раз эти песни и музыка считаются современными, значит, другие мы слушать не имеем право или нам просто негде их услышать?! Сказав это, мы будем не правы.
Битлз.
В данном случае все началось с дела, а слово «Битлз» появилось намного позднее. Весной 1956 года 15- летний Джон Леннон образовал группу «The Quarrymen», которая исполняла песни в стиле скиффл, кантри – энд, вестерн и рок-н-ролл. Это был в самом буквальном смысле любительский коллектив: никто из его участников не имел и малейшего опыта в музыке, никто как следует, не владел инструментом. Но вскоре их услышал Пол МакКартни, он играл на гитаре значительно лучше Леннона и через неделю Пол вошёл в состав группы.
(The Beatles – Do you want to know secret)
Критики говорили: «Как всегда будут помнить про Моцарта и Бетховена, так же будут помнить и про группу «Beatles».
Стили современной музыки.
Поп-музыка: любая массовая музыка. Основные черты поп-музыки, как жанра-  простота, мелодичность, опора на вокал и ритм с меньшим вниманием к инструментальной части.
Шансон: лирическая песня; французские эстрадные песни конца XIX-XX веков.
Рэп (хип-хоп): музыкальный стиль с рэповыми рифмовками, окружающих музыку.
Диско: музыкальный жанр, где ритм стал важнее всего остального, даже важнее пения вокалиста.
Вывод:  Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра- уже мертвая, потому что не отображает главное – содержания современности и вызвана к жизни холодной рукой ремесленника. Но есть музыка, выстраданная мастером, написанная «кровью сердца», которая долго откликается на болевые точки человечества, ибо она всегда о главном.

Конечно, и сейчас создаются произведения, которые заставляют слушателей плакать и переживать вместе с автором, завораживают красотой мелодии или поражают тем, как точно передано наше настроение, чувства, мечты, обиды и радости. Но чаще все эти чувства и переживания все-таки передаются с помощью слов, усиливаются эмоциональным состоянием исполнителя, подчеркиваются сюжетами клипов.
Совсем иначе воспринимаются классические произведения. Там не нужны слова, к этой музыке не снимешь клипы. В них каждый звук задевает какие-то глубокие струны души, пробуждает то, что мы долго и упорно прячем от постороннего глаза. Классической музыке мы можем доверить свои мысли, горе, радость. Не случайно О. Бальзак говорил: “Бетховен и Моцарт часто были поверенными моих сердечных тайн”. Произведения этих великих композиторов живут своей собственной жизнью, с ними, как с живым существом, можно разговаривать, спорить или соглашаться. А многих писателей и поэтов, художников и скульпторов именно классическая музыка вдохновляла на создание выдающихся произведений.
Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь — мелодия… —
писал А.С. Пушкин.
М. Ю. Лермонтов восторженно восклицал:
Что за звуки! Неподвижно внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю.
Самого себя.
Всемогущий! Что за звуки! жадно
Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадный
Каплю вод живых!..
Под классическую музыку не станешь заниматься уборкой, не поболтаешь с подругой за чашкой кофе. Классическая музыка заставляет погрузиться в нее целиком, овладевает всеми твоими мыслями.
На мой взгляд, только к классическим произведениям в полной мере можно отнести слова Стендаля: “Музыка — единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживания этих душ… Музыка, когда она совершенна, приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть она дает, несомненно, самое яркое счастье…”
Меняются времена, меняются люди, меняется сама жизнь. Конечно же, меняется и искусство, и, в первую очередь, — музыка. Но мне очень хочется, чтобы и в наше время композиторы сочиняли великие произведения, которые и через века будут с замиранием сердца и слезами восторга на глазах слушать люди во всех уголках нашей огромной планеты!

Технологическая карта урока Искусство (Музыка) в 7 специальном классе для обучающихся с ОВЗ ЗПР (вариант 7.2) _____._____. 20____г.

Тема урока: Классика и современность

Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний

Цель урока

Формирование жизненно-музыкального опыта обучающихся на примерах классической музыки.

Задачи урока:

познакомить учащихся с понятиями классика и классическая музыка Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль.

воспитывать навык слушательской культуры, эмоциональную отзывчивость

Коррекционно-развивающая работа:

развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение, развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся, развивать представления, память, воссоздающее воображение, развивать зрительное и слуховое восприятия, развивать умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Познакомятся с понятиями: «классика», «классическая музыка», классика жанра, стиль

Метапредметные

Познавательные — выделять и формулировать познавательную цель; самостоятельно определять стиль музыки, учиться применять музыкальные знания и добывать новые из различных источников

Регулятивные — выполнять задания в соответствии с поставленной целью, предвосхищать результаты и уровни усвоения; отвечать на поставленные вопросы

Коммуникативные — планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Личностные

Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности. Выражение собственной точки зрения по теме урока. Эмоциональное и осознанное понимание жизненной природы музыки

Межпредметные связи

История, литература, русский язык, изобразительное искусство.

Ресурсы урока

Вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М.П. Мусоргского. Начало увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена. Ария «Память» из мюзикла «Кошки» Э.-Л. Уэббера. Фрагмент «Монтекки и Капулетти» из балета С.С. Прокофьева.

Песня группы «Битлз». «Есть только миг» Любэ.

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

УМК

Музыка. 7 кл.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Учеб.– М.: Просвещение, 2017 г.

Ход урока

Дидактическая
структура урока, с указанием времени

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

1

Организационный этап, 1 мин

Вход в класс.

Приветствие

Приветствие

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм

самоорганизация, способность регулировать свои действия.

2

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся,

3 мин

Организует опрос

Отвечают на вопросы

— Ребята, из беседы с вами о летних музыкальных впечатлениях, я поняла, что музыка всегда с вами. Музыка разная, каждому нравится своя. И вот это многообразие музыки заставляет нас задуматься, что нас в ней привлекает. (Высказывания уч-ся).

Использовать речь для регуляции своего действия

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 3 мин

Организует проблемную ситуацию, которая помогает сформулировать цели и задачи на урок

Принимают участие в беседе, формулируют задачи

— А какая музыка вечная? (Ответы уч-ся) Музыка вечная та, которая получила общее признание, имеет непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

— И вот сегодня мы с вами поговорим о музыкальных произведениях, которые являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Такая музыка называется классической 99767616 1

Определять тему и задачи конкретного урока.

Поиск и выделение необходимой информации

4

Актуализация знаний, 3 мин

Организует беседу, направляет деятельность учащихся на самостоятельный поиск информации.

Высказывают мнения

Отвечают на вопросы учителя

-Что означает слово «классика»? Классикой называют такие произведения искусства, которые являются лучшими, получили общее признание и имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы. (слайд 2) 99767616 2

Поиск и выделение необходимой информации

Формулировать собственное мнение и позицию.

5

Первичное усвоение новых знаний, 8 мин

Организует беседу прослушивание

Отвечают на вопросы учителя

— Классическим называют античное искусство, классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира, классическими могут называться произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения. 99767616 3

— Есть и понятие классика жанра, в этом случае классическими называют произведения легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок- музыки. (слайд3)

— Но если эта музыка не обладает высокими художественными достоинствами, то ее популярность оказывается недолгой.

— У вас такое было, что музыка быстро перестает нравится, как вы думаете, почему? (ответы)

99767616 4 Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве, современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в фонд мирового музыкального искусства. Давайте вспомним примеры композиторов. (ответы уч-ся). сочинения.

— Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определенному стилю.

— Стиль — означает почерк, в том числе и авторский, особенность творчества. В наше время растет интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Вот недавно в 20 веке наши мамы и папы были современниками популярной группы «Битлз», и сейчас она является популярной. (слайд 4).

извлечение из музыкального произведения необходимой информации

формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности.

6

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации, 8 мин.

1. Организует слушание.

2.Делит класс на 3 группы. Анализ произведения выполняется по группам.

Восприятие и анализ произведения

М99767616 5 узыкальная викторина (слайды 5-9) Определите, какое из сочинений написано современными композиторами, композиторами прошлого, зарубежными или русскими. Какие из них относятся к жанру серьезной, а какие – к жанру легкой музыки?

• Слушание (слайд 5).

1. Вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского.

2. Начало увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена.

3. Ария «Память» из мюзикла «Кошки» Э.-Л.Уэббера .

4. Фрагмент «Монтекки и Капулетти» из балета С.С.Прокофьева

5. Песня группы «Битлз».

Самооценка своих возможностей и способностей

7

Работа над вокально хоровыми навыками

7 мин

1.Организует вокально-хоровую работу: подготовка голосового аппарата

2. Показывает песню, разучивает первый куплет

Выполняют вокальную гимнастику и разучивают песню.

1.Распевание по гамме вверх и вниз закрытым ртом, с названием нот, на гласных «у», «о», «и»,с использованием слогов «да-де-ди -до-ду», «ми-я-ма».

2.Работа над песней.

Музыка всегда бездонна,

Это значит —

Хвалят иль порочат —

Каждый в ней находит то, что хочет… (Л.Мартынов).

— Когда музыка бывает вам необходима?

— Когда музыка помогала вам в трудные и счастливые минуты вашей жизни?

Показ песни. Есть только миг

— Какое впечатление произвела на вас песня?

— Современна ли эта песня?

— Почему?

— О чем она? Какова ее главная мысль?

Разучивание первого куплета песни. При разучивании обращается внимание на: точность исполнения мелодии; фразировку; дикцию.

Учатся применять музыкальные знания: совершенствуют вокально-хоровые навыки.

Выполняют задания в соответствии с поставленной целью.

Проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии.

Речевые высказывания о характере песни, настроении.

8

Осмысление и закрепление учебного материала, 3мин

Организует опрос.

Отвечают на вопросы

Д99767616 6 авайте с вами вспомним классические произведения, которые по вашему мнению будут нравится вам всегда, и современную музыку, которая вам сначала нравилась, а потом вы перестали ее слушать и почему. (ответы уч-ся).

Ребята, сегодня мы с вами о многом разговаривали. А скажите, нужно ли нам ориентироваться в музыке, для чего. К чему нас приводит знакомство с музыкой разных стилей, какая музыка живет веками в душах людей? (ответы уч-ся)

Формулировать собственное мнение и позицию.

Поиск и выделение необходимой информации

9

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, 2 мин

Объясняет сущность домашнего задания. Предоставляет выбор разно уровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации.

Фиксирование д/з в дневниках. Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания

А к следующему уроку я попрошу выполнить задание на выбор: сообщение о группе «Битлз», найти интересные сайты о музыке.

А также доучить слова песни.

Поиск и выделение необходимой информации

10

Рефлексия, подведение итогов занятия 2 мин

Предлагает определить уровень своих достижений и ответить на вопросы: что интересного узнали, что понравилось, что осталось непонятным, где пригодятся полученные знания, умения.

Анализ своей деятельности.

Какое впечатление произвел на вас наш сегодняшний урок.

Давайте с вами в завершении нашего урока попробуем завершить предложения:

1. Я узнал

2. Я увидел

3. Я удивился

4. Я хочу узнать

Использовать речь для регуляции своего действия.

Осуществление комплексного анализа своей деятельности

Скрипача Сергея Поспелова называют «русским Паганини», даже неискушенному зрителю становится понятно, что речь идет о музыканте с феноменальной техникой и экспрессивной исполнительской манерой. Кто не слышал игру Сергея Поспелова, может исправить досадное упущение и прийти на концерт 8 января в собор Петра и Павла в Москве. Бонусом будет популярная музыка Чайковского и Вивальди в обрамлении роскошных видеоинсталляций французских импрессионистов. В интервью ФАН Сергей Поспелов рассказал о программе и ее участниках — Московском камерном оркестре, пианистке Маргарите Поспеловой, а также необычном для скрипача хобби.

— «Времена года» Вивальди — один из самых исполняемых шедевров классики, неизменно присутствующий в новогодней и рождественской афишах. Почему не надоедает играть этот цикл?

— Каждый раз, когда исполняешь «Времена года» Вивальди, понимаешь, что в этом цикле ты чего-то не нашел, опять что-то упустил, тебе хочется по-другому сыграть пассаж, фразу. Вот такой феномен. Такое ощущение, будто у Вивальди в нотах есть секретный код, и вот уже 300 лет его пытаются расшифровать. Очевидно всем, что произведение получилось гениальным: спустя столько веков эта музыка продолжает оставаться актуальной, ее могли написать и в наше время. Она прекрасно ложится на визуальный ряд: когда играешь «Времен года», то представляешь картины природы, партитура оживает в бытовых сценках — вот герой несется от непогоды домой, а потом греется у камина. В произведении просматривается масса интересных сюжетных линий. Кстати, есть легенда, что Вивальди сам придумал сюжет к своему сочинению, предварив каждую из четырех частей цикла сонетами. Авторство Вивальди не доказано, но заданная программа очень гармонично вписывается в музыку и помогает публике «прочитать» и прочувствовать это сочинение.

Всегда очень много вопросов к этому произведению и у артистов. Самое удивительное то, что ответы отличаются. Поэтому и интерпретации совершенно разные и по манере исполнения, и по подаче материла. Есть уже и театрализованные версии «Времен года», когда птицы на жердочках сидят.

— Получается, что «Времена года» Вивальди хорошо вписываются в модные сегодня мультимедийные проекты?

— Совершенно верно. Например, в третьей части цикла «Осень», где егеря отправляются на охоту с гончими псами, мои музыканты из оркестра топают ногами во время игры, еще больше акцентируя внимание на сюжетной линии, так мы раскрепощаем публику. Мне кажется, такая трактовка соответствует стилистике музыки барокко, смелой в плане экспериментов, ведь композиторы той эпохи находились в поиске чего-то нового. Может быть, услышав нас, Вивальди сказал бы: «А здорово они придумали с притоптыванием» (смеется).

— В Московском камерном оркестре нет ни одного музыканта старше 30 лет. Для молодежной аудитории это явный плюс, ведь охотнее идут слушать «своих». Вам принципиально, кто в зале на ваших выступлениях?

— В возрастном плане нет. Но для меня крайне ценно, когда публика на одной эмоциональной волне с исполнителями, когда публика, если использовать музыкальный сленг, «не тугая», а, наоборот, податливая. Ты подарил ей искренние эмоции, выложился, а она моментально откликнулась на этот посыл. Тогда тебе сразу легче играть, твоя энергия кружится в зале и возвращается к тебе. Возникает особая атмосфера, взаимопонимание духовного порядка. А если зал немного «туговат», то ты играешь как бы в пустоту. Когда нет общения на уровне энергетических связей, то от таких «мертвых» концертов сильно устаешь. Мне приятно видеть на своих концертах «живую» публику — и детей, и молодежь — моих ровесников, и людей пенсионного возраста. И если ты смог увлечь всех их своим выступлением, то это, несомненно, определенное достижение.

— В концерте с вашим участием по традиции за фортепиано будет ваша жена Маргарита. В совместных выступлениях артистов-супругов есть некий шарм. Легко ли мужу и жене быть вместе фактически 24 часа в сутки?

— Как поется в одной известной песне, музыка нас связала. Маргарита пришла на мой концерт в Большом зале Московской консерватории, где я играл на скрипке Страдивари чакону из партиты Баха. После выступления она подошла ко мне и сказала, что ей очень понравилось мое исполнение. Я узнал, что Маргарита — страстная поклонница великого Яши Хейфица, всех современных скрипачей сравнивает с ним. Мне было сказано, что я смог чуть-чуть приблизиться к этому феноменальному артисту (смеется) по духу, темпераменту, владению инструментом. Интересно, что мы учились вместе в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, она — на фортепиано, я, понятно, — на скрипке, но раньше не слышали игру друг друга. После памятного концерта началось плотное общение, переросшее в страстный роман. Мы начали играть вместе, создали дуэт и стали давать камерные концерты. Мы стали единым целым сначала на сцене, а потом и в жизни. Мне легко выступать вместе с Маргаритой, а потом уже дома делиться впечатлениями от прошедшего концерта. Мы не устаем друг от друга.

Скрипач Сергей Поспелов: «У Вивальди есть секретный код, и 300 лет его пытаются расшифровать»

Фото предоставлено Сергеем Поспеловым / Петр Колчин

— Сколько лет вы вместе?

— Уже девять лет, нашему сыну восемь лет.

— Вы выступали с лучшими оркестрами мира. Но я хочу спросить о концертах с Дубненским симфоническим оркестром. Как оказалось, что вы, знаменитый музыкант, стали сотрудничать с муниципальным коллективом, неизвестным по большому счету широкой аудитории?

— Я сейчас — один из двух дирижеров Дубненского симфонического оркестра вместе с Евгением Ставинским, который является и художественным руководителем оркестра. А сотрудничество с коллективом началось благодаря моему учителю, знаменитому скрипачу Эдуарду Грачу, который выступал в подмосковной Дубне и как солист, и со своим камерным оркестром «Московия». Я с его подачи тоже выступал как солист вместе с «Московией». В Дубне мне также устраивали личные выступления как лауреата всевозможных конкурсов. После того как я стал практиковать дирижирование вместе в Московским камерным оркестром, меня пригласили встать за пульт Дубненского симфонического оркестра. И вот последние два года я довольно часто выступаю в Дубне.

— Смотрю на афишу недавнего концерта, в программе — отнюдь не всем известный Паганини, а музыка для джазовых гурманов: кроме Гершвина, Дмитрий Явтухович (бывший участник «Песняров»), американец Уильям Болком, лауреат «Грэмми», бразильский пианист и автор популярных песен Антонио Карлос Жобим. Это «непарадный» Поспелов?

— Обычно я дирижирую в Дубне более серьезными программами из сочинений классики. Этот концерт получился во всех отношениях нестандартным, спонтанным. Мы решили поменять стилистический вектор и сыграть джазовые композиции.

— Музыканты оркестра в профессиональном плане были готовы к такому культурному перевороту?

— В Дубненском симфоническом оркестре играет много музыкантов из Москвы, среди которых — выпускники престижных вузов. Поэтому исполнительский уровень коллектива на достаточно высоком уровне. По крайней мере, перед оркестрантами можно ставить серьезны задачи и расширять репертуар. Самый привлекательный для меня момент в этой истории — возможность мне самому составлять программы концертов.

— Дубна — это наукоград. Публика, получается, интеллигентная и культурная?

— Публика благодатная и очень музыкальная, которая не пропускает ни одного концерта своего симфонического оркестра. Это очень важно для меня. Я всегда знаю, что в Дубне меня ждет теплый прием, моя задача — оправдать ожидания людей и выложиться на сто процентов. В городе присутствует музыкальная жизнь. Каждое выступление становится событием, его ждут и потом живо обсуждают. Доверие ко мне зрителя позволяет мне исполнять сложную музыку: это Пауль Хиндемит и его «Траурная музыка» для альта и струнного оркестра, двойной концерт Антона Брукнера, сочинение Самуэля Барбера, которого нечасто можно услышать в живом исполнении. Так оказалось, что в процессе подготовки этой программы умерла жена Евгения Ставинского, и выступление мы посвятили ее памяти. Концерт прошел с аншлагом.

— Работа с Дубненским симфоническим оркестром — это вольница?

— Да, абсолютная творческая свобода.

— Музыкальных горок вам, похоже, мало, поэтому вы покоряете снежные склоны на горных лыжах? Это тоже освобождение от профессиональных стереотипов?

— На горных лыжах я катаюсь с детства. Увлекся такой дисциплиной как downhill — когда на большой скорости несешься с горы: приходится вписываться в крутые повороты и преодолевать трамплины, какое-то время паря в воздухе.

— Не страшно?

— Скорее экстремально. Но мне нравится как раз такое увлечение по эмоциональным ощущениям, полная концентрация и одновременно свобода, невероятная динамика, выброс адреналина. Где-то близко с тем, что чувствуешь на сцене. Компромисса быть не может: либо ты съедешь с горы, либо нет, либо выложишься полностью на концерте, либо запорешь выступление. В том и другом случае ты должен побороть себя и препятствия и выйти победителем. С другой стороны, когда я несусь с горы, например в Красной поляне, в голове наступает перезагрузка, я полностью освобождаюсь от музыкального багажа, забываю о безумном графике концертов и обретаю невероятную легкость бытия в окружении прекрасной природы.

— Как тут не вспомнить о Вивальди?

— Кстати, да. Горы ведь прекрасны в любое время года. Говорю об этом со знанием дела — ведь я еще и фанат горного велосипеда.

Досье

Сергей Поспелов родился в 1990 году в Ростове-на-Дону. В 11 лет дебютировал с оркестром, исполнив в Ростовской филармонии концерт Ф. Мендельсона. В 2009 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, в 2014 году — Московскую консерваторию, а в 2017 году — аспирантуру МГК имени П. И. Чайковского по классу народного артиста СССР, профессора Эдуарда Грача. С 2017 года является ассистентом класса профессора Московской консерватории имени П. И. Чайковского Э. Д. Грача.

Победитель пяти международных конкурсов. Лауреат премии оркестра «Новая Россия», учрежденной фондом Ю. Башмета, удостоен стипендий Фонда «Русское исполнительское искусство» и фонда М. Ростроповича. С 2006 года — участник программ фонда В. Спивакова. В 2015 году Сергей был приглашен семьей знаменитого скрипача Леонида Когана принять участие в серии концертов, посвященных его памяти.

С 2017 года — солист и художественный руководитель Московского камерного оркестра.

  • Сочинение по материалам экскурсии в парк 3 класс школа россии
  • Сочинение по немецкому мое свободное время
  • Сочинение по музыке на тему музыка объединяет людей
  • Сочинение по максиму горькому 11 класс
  • Сочинение по невскому проспекту гоголя 10 класс темы