Сочинение по музыке 3 класс григ утро

4 1 ответ: 0 0 композитор эдвард григ назвал свою музыкальную картину утро. услыхав, что музыка называется утро, мы невольно

Сочинение по музыке 3 класс григ утро


4

1 ответ:

Сочинение по музыке 3 класс григ утро



0



0

Композитор Эдвард Григ назвал свою музыкальную картину «Утро». Услыхав, что музыка называется «Утро», мы неволь­но начинаем как бы переводить музыку на язык давно знако­мых нам зрительных образов.
Один из нас представляет легкий рассеивающийся туман, утреннюю дымку, из которой сначала неясно, а потом все четче (музыка становится все громче) прорисовываются очертания какого-нибудь пейзажа. А могут возникнуть и иные образы. И они будут связаны не с конкретными изображениями и карти­нами, а лишь с ощущениями и настроениями утра, тоже хоро­шо нам знакомыми.
Настает пробуждение, чувства еще смутные, неясные, ут­ренняя прохлада и свежесть, на смену которым приходит сол­нечное тепло (может, об этой перемене говорит нарастание звуч­ности?)… И все это может быть связано не со зримыми картинами, а лишь с памятью наших чувств, ощущений, на­строений.
Но кто знает, что сказал бы сам композитор, если бы мы поделились с ним своими мыслями. Может, он сказал бы нам: «Почему вы решили, что я хотел рассказать вам лишь об утре какого-то дня? Ведь утро может быть и у человека, и у природы, и у жизни. Утро — это образ рассвета, образ начала, образ на­дежды…»
И хотя любовь, начало, надежду трудно нарисовать в виде каких-то определенных предметов или картин, композитор су­мел это сделать через образы прекрасного светлого утра…
Вот и получается, что, слушая «Утро» Грига, люди по-раз­ному воспринимают эту музыку. Кто зримо и буквально рисует прекрасную картину утра. Кто весь во власти неуловимых, сме­няющих друг друга чувств и ощущений, которые вызвало у них это музыкальное воспоминание об утре. А кто сидит в задумчи­вости, настроившись на философский лад, и слышится ему в звуках «Утра» песня надежды.

Читайте также

Сочинение по музыке 3 класс григ утро

Рассказ в дурном обществе называется так, потому что там говориться о дурных людях

Сочинение по музыке 3 класс григ утро

Среди более пяти тысяч языков,русский язык самый богатый в мире. Русский язык оставался и есть сейчас языком культуры и средством передачи народного достояния огромного культурного наследия от поколения к поколению .   Русский язык вобрал в себя традиции своих предшественников — старославянского и древнерусского языков .Многое привнесли в письменную и устную речь писатели, поэты. За ранее пожалуйста 

Сочинение по музыке 3 класс григ утро

Проблема выстраивания отношения между учителем и учеником, поиск границы: помочь или закрыть на все глаза. Формально поступок учительницы французского языка Лидии Михайловны является аморальным, она вышла за границы обязанностей учителя, сыграв с учеником на деньги. С другой стороны целью поступка была помощь голодному ребенку.

Проблема отношений между подростком и улицей: одиночество, оторванность от дома может толкнуть человека на неправильные с точки зрения общества поступки. В рассказе поднята проблема помощи подростку по выходу из сложной жизненной ситуации, когда запреты не помогают. Как помочь осознать тупиковость его пути, не уронив и не поправ достоинства ребенка.

Проблема поиска ответа на вопрос, что есть человечность, истинное благородство, милосердие и доброта, оправдывает ли благая цель средства, которыми она достигается.

Сочинение по музыке 3 класс григ утро

              Татьяна верила преданьям 
<span>    Простонародной старины, </span>
<span>    И снам, и карточным гаданьям, </span>
<span>    И предсказаниям луны. </span>
    Ее тревожили приметы..,                                                                                              <span> Ей рано нравились романы, </span>
<span>     Они ей заменяли все. </span>
<span>     Она влюблялася в обманы </span>
     И Ричардсона и Руссо, —<span>                                                                                      Она была нетороплива, </span>
<span>    Не холодна, не говорлива, </span>
<span>    Без взора наглого для всех, </span>
<span>    Без притязаний на успех, </span>
<span>    Без этих маленьких ужимок, </span>
<span>    Без подражательных затей… </span>
<span>    Все тихо, просто было в ней, </span>
<span>    Она казалась верный снимок </span>
<span>    De come il faut. </span> 

Сочинение по музыке 3 класс григ утро

Вот:
У каждого человека есть свой любимый поэт, стихи которого могут поддержать в трудные минуты, помочь преодолеть в себе слабость, ободрить, подсказать. Для меня таким поэтом является М. Ю. Лермонтов. Именно он умеет найти слова, помогающие лучше понять, что же творится у меня в душе, что происходит вокруг и как мне поступить в ситуациях, кажущихся безвыходными.

Как часто бывает грустно и тоскливо от мысли, что нет рядом ни одного человека, который мог и хотел бы понять тебя, принять таким, какой ты есть. Но читаешь стихи М. Ю. Лермонтова — и вас становится уже двое, а значит, есть еще люди, умеющие понять и разделить твое состояние, просто ты их не замечаешь. Значит, все дело не в окружающих, а в тебе самом.

Когда я беру в руки книгу стихотворений М. Ю. Лермонтова, я погружаюсь в совершенно особый мир, волнующий и зовущий. Это происходит потому, что произведения поэта не поучают, не успокаивают, а пробуждают все чувства.

Герои произведений М. Ю. Лермонтова сильны, целеустремленны, обладают сильной волей и верны своим идеалам. Мне бы тоже хотелось выработать в себе эти качества, чтобы не бояться нового и трудностей, чтобы искать и находить, бороться за достижение целей.

Михаил Юрьевич Лермонтов по праву вошел в число великих русских поэтов. Образы, созданные поэтом, со временем не тускнеют и продолжают волновать сердца все новых и новых поколений людей.

Отметь как «Лучший ответ» ПЖ….. .

Я СТАРАЛАСЬ!))))))))))

Утро

УТРО

Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день!

В небе вспыхнул первый луч солнца — ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, окроплённой росою, а вершины горы улыбаются ласковой улыбкой — точно говорят мягким теням ночи:

— Не бойтесь — это солнце!

Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют:

— Приветствуем вас, владыка мира!

Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.

— Добрый день! — говорит солнце, поднимаясь над морем. — Добрый день, красавицы! Но – довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?

Из трещин камней выбегают зелёные ящерицы и, мигая сонными глазками, говорят друг дружке:

— Сегодня будет жарко!

В жаркий день — мухи летают лениво, ящерицам легко ловить и есть их, а съесть хорошую муху — это так приятно! Ящерицы — отчаянные лакомки.

Отягощённые росою, шаловливо покачиваются цветы, точно дразнят и говорят:

— Напишите-ка, сударь, о том, как мы красивы утром, в уборе росы! Напишите-ка словами маленькие портреты цветов. Попробуйте, это легко — мы такие простые…

Хитрые штучки они! Превосходно знают, что невозможно человеку описать словами их милую красоту, и — смеются!

Сняв почтительно шляпу, я говорю им:

— Вы очень любезны! Благодарю вас за честь, но — у меня сегодня нет времени. Потом, может быть…

Они гордо улыбаются, потягиваясь к солнцу, его лучи горят в каплях росы, осыпая лепестки и листья блеском бриллиантов.

А над ними уже кружатся золотые пчёлы и осы, кружатся, жадно пьют сладкий мёд, и в тёплом воздухе льётся их густая песня:

Благословенно солнце – Радостный источник жизни! Благословенна работа – Для красоты земли!

Проснулись красногрудые малиновки; стоят, покачиваясь на тонких ножках, и тоже поют свою песню тихой радости — птицы лучше людей знают, как это хорошо — жить на земле! Малиновки всегда первые встречают солнце; в далёкой холодной России их называют «зарянками» за то, что перья на грудках этих птичек окрашены в цвет утренней зари. В кустах прыгают весёлые чижи, — серенькие с жёлтым, они похожи на уличных детей, такие же озорники и так же неустанно кричат.

Гоняясь за мошками, мелькают ласточки и стрижи, точно чёрные стрелы, и звенят радостно и счастливо, — хорошо иметь быстрые, лёгкие крылья!

Вздрагивают ветви пиний — пинии похожи на огромные чаши, и кажется, что они налиты светом солнца, как золотистым вином.

Просыпаются люди, те, для которых вся жизнь — труд; просыпаются те, кто всю жизнь украшают, обогащают землю, но — от рождения до смерти остаются бедняками.

Почему?

Ты узнаешь об этом потом, когда будешь большой, если, конечно, захочешь узнать, а пока — умей любить солнце, источник всех радостей и сил, и будь весел, добр, как для всех одинаково доброе солнце.

Проснулись люди, и вот они идут на свои поля, к своему труду, — солнце смотрит на них и улыбается: оно лучше всех знает, сколько сделано людьми доброго на земле, оно, когда-то, видело её пустынной, а ныне вся земля покрыта великой работой людей — наших отцов, дедов, прадедов, — между серьёзным и, покуда, непонятным для детей они сделали также и все игрушки, все приятные вещи на земле — синематограф, между прочим.

Ах, они превосходно работали, наши предки, есть за что любить и уважать великую работу, сделанную ими всюду вокруг нас!

Над этим не мешает подумать, дети, — сказка о том, как люди работали на земле, — самая интересная сказка мира!..

На изгородях полей рдеют розы, и всюду смеются цветы, многие из них уже увядают, но все смотрят в синее небо, на золотое солнце; шелестят их бархатные лепестки, источая сладкий запах, и в воздухе, голубом, тёплом, полном благоуханий, тихо несётся ласковая песня:

День пришёл!

Добрый день, дети, и пусть в жизни вашей будет множество добрых дней!

Я скучно написал это?

Ничего не поделаешь: когда ребёнку минет сорок лет — он становится немножко скучен.
УТРОс к а з к а
Произведение написано М.Горьким в конце 1910 года для одного из его корреспондентов — семилетнего мальчика — и послано ему вместе с письмом, в котором М.Горький называет «Утро» сказкой.

Печатается по тексту машинописной копии, исправленной и подписанной автором (Архив А.М.Горького).

Вариант 2

Это симпатичная сказка, где всё, с одной стороны, просто, но, с другой, – волшебно. Тут все одушевлены: цветы, горы… Но, конечно, Горький не мог обойтись без темы угнетения рабочего класса. Писатель старается заинтересовать ей маленького читателя. Также произведение, как и многие стихи в прозе, благозвучно, тут даже, действительно, встречаются стихотворные вставки (трижды).

С самого начала автор заявляет, что утро – самое прекрасное время на нашей Земле. После этого идёт «доказательство». Но тут аргументы, понятно, даны не списком, а историей – описанием того, как приходит утро. Писатель сам прогуливается, участвует в происходящем.

Как только сверкнул первый луч, тьма начинает прятаться, хотя ей с улыбкой говорят, что это доброе Солнце. А тьма скрывается между травой, листьями… Действительно, можно её тень найти там днем. Волны сравниваются с фрейлинами, которые кланяются Солнцу (королю). Здесь очень поэтично подмечено движение волн – создаётся образ. Но волны всю ночь били о берег, поэтому «растрепанные». А король думает людях, точней, о детях. И он даже говорит фрейлинам, чтобы вели себя спокойней – ради безопасного плаванья ребят. Интересно, что тут Горький одобряет королевскую власть! Но через несколько абзацев вспоминает об угнетенных рабочих, которые встают с рассветом. Они трудятся всю жизнь, но так и остаются бедняками… Почему так происходит? Читателям Горький обещает рассказать, когда те вырастут. А пока им достаточно просто любить этот мир, жизнь и труд.

Кроме того, писатель разговаривает с цветами. Они дразнят его, прося написать их портрет словами, а это не так просто! Горький отвечает, что у него сейчас нет времени. Обращает он внимание и на птиц, каждый их «подряд» сравнивая с кем-то. Есть птички, похожие своим опереньем на рассвет (малиновки), есть – на озорных мальчишек (чижи). В сказке достаточно юмора, например, с точки зрения лягушки автор замечает, что съесть жирную муху – очень приятно. Встречаются и традиционно-поэтические эпитеты: бриллианты на листьях (роса), мёд песен…

В финале Горький извиняется, что описание получилось скучным, так как он уже (после сорока лет) не ребёнок.

Можно сделать вывод о том, что Горький, восхищаясь гармонией природы, хотел бы видеть такую же гармонию в жизни людей – без угнетения, обмана и обид. Впрочем, автор, несомненно, идеализирует природу, выражая свои политические мнения даже в сказке.

Смотрите также

  • Кто придумал рваные джинсы
  • Кто изобрел электричество тесла
  • Кто открыл южный полюс
  • Караоке кто изобрел
  • Кто открыл северную землю
  • Доктор кто первый сезон
  • Кто придумал барбекю
  • Кто открыл гавайские острова первым

  • Кто написал историю про малыша и карлсона


  • Кто написал маленький мук

  • Кто придумал волшебный фонарь

«Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

Стихотворение «Зимнее утро» Пушкин написал 3 ноября 1829 года. В тот период поэт пребывал не в лучшем душевном состоянии, его жизнь была полна печали и одиночества. Поэтому яркое и восторженное стихотворение «Зимнее утро», воспевающее красоту русской зимы, стало приятной неожиданностью для критиков и друзей Александра Сергеевича.

Творчество Пушкина буквально пронизано лирическими произведениями. Поэт неоднократно признавался, что не только с трепетом относится к легендам, мифам и народным традициям, но и не перестает восхищаться волшебством русской природы. «Зимнее утро» без преувеличения можно считать одним из самых удачных стихотворений Пушкина на эту тему.

Литераторы относят это произведение к жанру пейзажной лирики. Романтично звучит уже его название. В воображении читателя тут же возникают прекрасные картины русской природы, деревья в ослепительном снежном убранстве.

Структурно «Зимнее утро» разделено на пять строф, каждая из которых представляет собой шестистишие. В первой строфе поэт передает свое восхищение русской морозной зимой и нежно призывает возлюбленную проснуться. Во второй строфе настроение автора меняется. Пушкин вспоминает хмурый и ненастный вчерашний вечер, который был заполнен буйством и негодованием стихии. Поэтому лирический герой восхищен замечательной погодой в утренние часы. Антитеза во второй строфе придает всему произведению особый колорит.

Четвертая строфа, после описания погожего утра, возвращает читателя в теплую комнату, где раздается веселый треск поленьев в печи. Последняя часть произведения вновь приглашает читателя любоваться зимними пейзажами, совершив прогулку в санях. Динамично сменяющие друг друга картины природы Пушкин насыщает яркими и точными деталями: янтарный блеск огня, великолепные ковры снега, блестящая река подо льдом.

«Зимнее утро» написано мелодичным четырехстопным ямбом со смешанной рифмовкой (ААВССВ), которая придает произведению особую легкость. Четыре строки с женской рифмой (первая и вторая, четвертая и пятая) разбавлены в каждой строфе двумя строчками с мужской рифмой (третья и шестая).

Существительные в стихотворении создают яркий образ зимнего морозного утра: солнце, небо, лед, иней, речка, ель, мороз. Столь же удачно Пушкин использует глаголы, которые насыщают текст динамикой жизни: явись, лежит, проснись, блестит, чернеет, зеленеет.

Чудесный день, великолепные ковры, прозрачный лес, янтарный блеск, веселый треск, милый друг – такие положительные эпитеты пробуждают в душе читателя радостное настроение. А вот для изображения вечернего ненастья Пушкин использует словосочетания и сравнения с негативной окраской: «луна, как бледное пятно», «на мутном небе», «тучи мрачные». Для вьюги и мглы поэт применяет олицетворение, придает им свойства, характерные для человека: «мгла носилась», «вьюга злилась».

Своеобразна в «Зимнем утре» и синтаксическая структура языка. В начале произведения автор использует повествовательные предложения. Они читаются спокойно. Затем сюжет меняется, становится взволнованным, что отражается в восклицательных предложениях. Имеются также вопросы, один из которых – риторический.

Пушкин широко использует обращения (красавица, друг прелестный, друг милый), вводные слова и прямую речь, что создает у читателя ощущение причастности к событию. Аллитерация с помощью шипящих и звонких согласных, а также удачное созвучие гласных (ассонанс) передают и скрип снега, и топот лошадиных копыт. В первой строфе часто слышится звук холодного зимнего утра – «эс», а во втором шестистишии повторяется звук «эль», передающий ощущения от морозного воздуха. Эффект «янтарного блеска огня» и потрескивания сухих поленьев подчеркивают твердые согласные «т» и «р». Той же цели служит намеренная тавтология – «треском трещит».

Лирический герой произведения предстает перед читателем человеком поэтичным, тонким, любящим родную природу и умеющим разглядеть красоту. Бодрый и радостный тон стихотворения создает ощущение чего-то светлого и праздничного.

В наследии Пушкина есть немало произведений с зимними пейзажами, но «Зимнее утро» отличается от других особым мастерством и жизненной силой.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
  • «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «К морю», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
  • «Мадонна», анализ стихотворения Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
  • «Пора, мой друг, пора!», анализ стихотворения Пушкина

По произведению: «Зимнее утро»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

goldlit.ru

Утро

УТРО

Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день!

В небе вспыхнул первый луч солнца — ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, окроплённой росою, а вершины горы улыбаются ласковой улыбкой — точно говорят мягким теням ночи:

— Не бойтесь — это солнце!

Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют:

— Приветствуем вас, владыка мира!

Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.

— Добрый день! — говорит солнце, поднимаясь над морем. — Добрый день, красавицы! Но – довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?

Из трещин камней выбегают зелёные ящерицы и, мигая сонными глазками, говорят друг дружке:

— Сегодня будет жарко!

В жаркий день — мухи летают лениво, ящерицам легко ловить и есть их, а съесть хорошую муху — это так приятно! Ящерицы — отчаянные лакомки.

Отягощённые росою, шаловливо покачиваются цветы, точно дразнят и говорят:

— Напишите-ка, сударь, о том, как мы красивы утром, в уборе росы! Напишите-ка словами маленькие портреты цветов. Попробуйте, это легко — мы такие простые…

Хитрые штучки они! Превосходно знают, что невозможно человеку описать словами их милую красоту, и — смеются!

Сняв почтительно шляпу, я говорю им:

— Вы очень любезны! Благодарю вас за честь, но — у меня сегодня нет времени. Потом, может быть…

Они гордо улыбаются, потягиваясь к солнцу, его лучи горят в каплях росы, осыпая лепестки и листья блеском бриллиантов.

А над ними уже кружатся золотые пчёлы и осы, кружатся, жадно пьют сладкий мёд, и в тёплом воздухе льётся их густая песня:

Благословенно солнце – Радостный источник жизни! Благословенна работа – Для красоты земли!

Проснулись красногрудые малиновки; стоят, покачиваясь на тонких ножках, и тоже поют свою песню тихой радости — птицы лучше людей знают, как это хорошо — жить на земле! Малиновки всегда первые встречают солнце; в далёкой холодной России их называют «зарянками» за то, что перья на грудках этих птичек окрашены в цвет утренней зари. В кустах прыгают весёлые чижи, — серенькие с жёлтым, они похожи на уличных детей, такие же озорники и так же неустанно кричат.

Гоняясь за мошками, мелькают ласточки и стрижи, точно чёрные стрелы, и звенят радостно и счастливо, — хорошо иметь быстрые, лёгкие крылья!

Вздрагивают ветви пиний — пинии похожи на огромные чаши, и кажется, что они налиты светом солнца, как золотистым вином.

Просыпаются люди, те, для которых вся жизнь — труд; просыпаются те, кто всю жизнь украшают, обогащают землю, но — от рождения до смерти остаются бедняками.

Почему?

Ты узнаешь об этом потом, когда будешь большой, если, конечно, захочешь узнать, а пока — умей любить солнце, источник всех радостей и сил, и будь весел, добр, как для всех одинаково доброе солнце.

Проснулись люди, и вот они идут на свои поля, к своему труду, — солнце смотрит на них и улыбается: оно лучше всех знает, сколько сделано людьми доброго на земле, оно, когда-то, видело её пустынной, а ныне вся земля покрыта великой работой людей — наших отцов, дедов, прадедов, — между серьёзным и, покуда, непонятным для детей они сделали также и все игрушки, все приятные вещи на земле — синематограф, между прочим.

Ах, они превосходно работали, наши предки, есть за что любить и уважать великую работу, сделанную ими всюду вокруг нас!

Над этим не мешает подумать, дети, — сказка о том, как люди работали на земле, — самая интересная сказка мира!..

На изгородях полей рдеют розы, и всюду смеются цветы, многие из них уже увядают, но все смотрят в синее небо, на золотое солнце; шелестят их бархатные лепестки, источая сладкий запах, и в воздухе, голубом, тёплом, полном благоуханий, тихо несётся ласковая песня:

День пришёл!

Добрый день, дети, и пусть в жизни вашей будет множество добрых дней!

Я скучно написал это?

Ничего не поделаешь: когда ребёнку минет сорок лет — он становится немножко скучен.
УТРОс к а з к а
Произведение написано М.Горьким в конце 1910 года для одного из его корреспондентов — семилетнего мальчика — и послано ему вместе с письмом, в котором М.Горький называет «Утро» сказкой.

Печатается по тексту машинописной копии, исправленной и подписанной автором (Архив А.М.Горького).

Вариант 2

Это симпатичная сказка, где всё, с одной стороны, просто, но, с другой, – волшебно. Тут все одушевлены: цветы, горы… Но, конечно, Горький не мог обойтись без темы угнетения рабочего класса. Писатель старается заинтересовать ей маленького читателя. Также произведение, как и многие стихи в прозе, благозвучно, тут даже, действительно, встречаются стихотворные вставки (трижды).

С самого начала автор заявляет, что утро – самое прекрасное время на нашей Земле. После этого идёт «доказательство». Но тут аргументы, понятно, даны не списком, а историей – описанием того, как приходит утро. Писатель сам прогуливается, участвует в происходящем.

Как только сверкнул первый луч, тьма начинает прятаться, хотя ей с улыбкой говорят, что это доброе Солнце. А тьма скрывается между травой, листьями… Действительно, можно её тень найти там днем. Волны сравниваются с фрейлинами, которые кланяются Солнцу (королю). Здесь очень поэтично подмечено движение волн – создаётся образ. Но волны всю ночь били о берег, поэтому «растрепанные». А король думает людях, точней, о детях. И он даже говорит фрейлинам, чтобы вели себя спокойней – ради безопасного плаванья ребят. Интересно, что тут Горький одобряет королевскую власть! Но через несколько абзацев вспоминает об угнетенных рабочих, которые встают с рассветом. Они трудятся всю жизнь, но так и остаются бедняками… Почему так происходит? Читателям Горький обещает рассказать, когда те вырастут. А пока им достаточно просто любить этот мир, жизнь и труд.

Кроме того, писатель разговаривает с цветами. Они дразнят его, прося написать их портрет словами, а это не так просто! Горький отвечает, что у него сейчас нет времени. Обращает он внимание и на птиц, каждый их «подряд» сравнивая с кем-то. Есть птички, похожие своим опереньем на рассвет (малиновки), есть – на озорных мальчишек (чижи). В сказке достаточно юмора, например, с точки зрения лягушки автор замечает, что съесть жирную муху – очень приятно. Встречаются и традиционно-поэтические эпитеты: бриллианты на листьях (роса), мёд песен…

В финале Горький извиняется, что описание получилось скучным, так как он уже (после сорока лет) не ребёнок.

Можно сделать вывод о том, что Горький, восхищаясь гармонией природы, хотел бы видеть такую же гармонию в жизни людей – без угнетения, обмана и обид. Впрочем, автор, несомненно, идеализирует природу, выражая свои политические мнения даже в сказке.

Краткое содержание

I

Летним днем 1862 года курортная публика наполняет Конверсационсгауз – одно из самых популярных среди отдыхающих зданий в Баден-Бадене. Играет оркестр, раздаются азартные возгласы игроков в рулетку.

Отдельную группу представляют собой русские туристы, которые ведут себя очень важно. Здесь собирается верхушка, лучшие представители русского общества за рубежом: князья и княгини, графы и графини, дипломаты и светские львы. За изысканностью и величественным поведением всех этих людей скрываются пустота, безвкусие и глупость.

II

В стороне от соотечественников за столиком сидит мужчина около тридцати лет – Григорий Михайлович Литвинов. Этот человек вырос в деревне, но был воспитан матерью по-европейски. За границу он приехал с целью научиться правильно вести хозяйство и поправить дела в расстроенном имении отца.

Литвинов изучал в Европе агрономию почти пять лет и сейчас собирается возвращаться на родину. На модном курорте он находится по просьбе тети своей невесты Татьяны – Капитолины Марковны Шестовой.

III

Неожиданно Литвинова громко окликает неопрятного вида мужчина. Григорий Михайлович узнает старого знакомого Бамбаева. Тот возбужденно рассказывает, что на курорте сейчас находится Степан Николаевич Губарев, с которым Литвинову нужно непременно познакомиться.

Бамбаев представляет Григорию Михайловичу своего спутника – Семена Яковлевича Ворошилова. Вместе они заходят в кофейню перекусить. Литвинова удивляет Ворошилов. Этот молодой человек, не умолкая, выносит суждения о самых разных предметах: от кельтских племен до современных американских тюрем. После обеда все трое отправляются в гостиницу с визитом к Губареву.

IV

Литвинов знакомится с Губаревым. Кроме него в комнате еще находятся Матрена Семеновна Суханчикова и какой-то молчаливый господин.

Суханчикова и Бамбаев начинают рассказывать сплетни про разных людей. Литвинов поначалу еще пытается участвовать в разговоре, но вскоре умолкает и с изумлением слушает речи собравшихся «либералов».

Номер постепенно наполняется людьми. Все пьют пиво и громко говорят о будущем России, крестьянской реформе, женском труде и т. д. и т. п. Решающее слово неизменно остается за Губаревым, к которому все относятся с глубоким уважением.

Просидев в «либеральном» обществе до вечера, Григорий Михайлович чувствует сильную головную боль и незаметно уходит. Он возвращается в кофейню. К Литвинову подходит молчаливый господин из номера Губарева и просит позволения присесть.

V

Господин представляется отставным надворным советником Созонтом Ивановичем Потугиным. Он называет собрание у Губарева «вавилонским столпотворением», но признает, что все присутствовавшие там болтуны, в сущности, хорошие люди. Их главная беда – непоколебимая вера в «гениальность» Губарева, который на самом деле – достаточно ограниченный человек.

Потугин высказывает интересные для Литвинова мысли. По убеждениям он является западником и считает, что русские должны всему учиться у цивилизованной Европы. На Западе тоже есть немало недостатков, но при общей российской отсталости их не стоит принимать во внимание. Созонт Иванович с грустью признается, что испытывает к России одновременно любовь и ненависть.

Прощаясь с Литвиновым, Потугин говорит, что пробудет в Баден-Бадене еще около недели. Вместе с ним живет шестилетняя девочка-сирота.

VI

Григорий Михайлович возвращается в свой номер, где ему передают письмо от отца. На окне стоит букет гелиотропов. Лакей сообщает, что их принесла какая-то дама, не пожелавшая назвать свое имя.

Отец пишет о том, как его кучера вылечил от порчи священник. Читая об этом наглядном примере русского невежества, Литвинов невольно припоминает разговор с Потугиным.

Резкий запах цветов долго не дает Григорию Михайловичу уснуть. В его памяти всплывают бессмысленные разговоры на собрании у Губарева. Неожиданно Литвинова озаряет догадка насчет того, кто мог оставить ему букет.

VII

Около десяти лет назад, когда Литвинов жил в Москве и учился в университете, он начал посещать обедневшее семейство князя Осинина. Молодой человек влюбился в старшую дочь князя Ирину. Девушка два месяца «мучила» поклонника, оставаясь совершенно к нему равнодушной.

Однажды Ирина сама заговорила с Литвиновым, а вскоре призналась ему в любви. Молодые люди всерьез обсуждали женитьбу и будущую совместную жизнь. Григорий Михайлович был счастлив, но иногда его смущали откровенные меркантильные соображения Ирины.

VIII

Зимой Москву посетил императорский двор, в честь чего должен был состояться бал. Сначала Ирина отказалась пойти на него. Сам Литвинов уговорил любимую посетить бал. Она согласилась при условии, что его там не будет.

Перед отъездом девушки на бал Григорий Михайлович преподнес ей букет гелиотропов. Ирина сказала, что если возлюбленный пожелает, она никуда не поедет. Литвинов не мог лишить красавицу возможности «показать себя» в высшем свете.

На следующий день Григорий Михайлович пришел к Осининым, но Ирина даже не вышла к нему. Князь сказал, что у дочери болит голова после вчерашнего. Он с восторгом рассказывал о том, как Ирина «блистала» на балу и произвела большое впечатление на многих влиятельных людей.

Уходя, Литвинов заметил у дома Осининых роскошную карету, в которой сидел старый важный чиновник.

IX

Спустя еще день Литвинов вновь пришел к Ирине, но не застал дома ни ее, ни родителей. Слуга подал ему записку, в которой девушка просила простить ее и сообщала, что уезжает в Петербург.

Приезжавший вчера чиновник был двоюродным братом княгини Осининой. Раньше он избегал общения с бедными родственниками, но оценив эффект, произведенный Ириной на балу, решил «воспользоваться» племянницей в собственных целях. Богатый чиновник предложил родителям крупную сумму денег за их согласие на отъезд Ирины в Петербург.

Литвинов тяжело переживал сердечную рану. Он бросил учебу и вернулся в родное имение. Даже до провинции доходили невероятные слухи о славе княжны Осининой. Одной из последних была новость о ее вероятном замужестве.

Григорий Михайлович предполагает, что памятный букет гелиотропов могла передать Ирина.

X

Ранним утром Литвинов отправляется на прогулку. Он долго ходит пешком по живописным окрестностям и присаживается отдохнуть за столик у Старого замка, где можно позавтракать.

Вскоре к замку подъезжают три коляски, из которых выходит множество кавалеров и дам. В приезжих сразу же можно угадать представителей русской военной аристократии.

Компания усаживается за столики. Неожиданно Литвинова окликает знакомый женский голос. Обернувшись, он видит Ирину. Женщина представляет Григорию Михайловичу своего мужа – генерала Ратмирова. Она пытается поговорить с ним и зовет к себе в гости.

С неприязнью косясь на Литвинова, военные громко говорят о вреде отмены крепостного права и вообще всех либеральных реформ. Один генерал уверенно заявляет, что нужно «воротиться назад».

Григорий Михайлович больше не может оставаться в совершенно чуждом ему обществе и поспешно уходит. Вернувшись в гостиницу, он вспоминает об Ирине, которая выглядела чужой среди всей этой напыщенной аристократии.

XI

К Литвинову один за другим приходят соотечественники и надоедают своими глупыми разговорами. Вечером он получает письмо от невесты, которая сообщает, что приедет в Баден-Баден лишь через несколько дней.

На другой день к Григорию Михайловичу заявляется целая компания и сидит у него до самого вечера. Услышав стук в дверь следующим утром, Литвинов уже раздраженно «предвкушает» общение с соотечественниками, но с облегчением видит Потугина.

Созонт Иванович передает приглашение в гости от Ирины Павловны Ратмировой, с которой он уже давно знаком. Вспомнив аристократическую компанию, Литвинов колеблется, но Потугин уговаривает его отправляться к «прелестнейшей даме» немедленно.

XII

Потугин приводит Григория Михайловича в роскошную баденскую гостиницу и оставляет наедине с Ириной Павловной. Первым делом она просит прощения за свою вину. Женщина неохотно отвечает на вопросы Литвинова о своей жизни и желает знать, как он провел эти десять лет.

Григорий Михайлович смущенно рассказывает о жизни в имении, участии в Крымской войне, поездке за границу. Ирина Павловна внимательно его слушает.

Под конец рассказа приходит генерал Ратмиров и напоминает жене, что им пора ехать с визитом к княгине. Ирина Павловна разговаривает с мужем с холодным пренебрежением. Выпроводив Ратмирова в другую комнату, она спрашивает Литвинова о самом главном – слухе о его женитьбе. Григорий Михайлович подтверждает, что скоро женится, и уходит.

Ирина говорит мужу, что никуда не поедет.

XIII

Возвращаясь в свою гостиницу, Литвинов с неудовольствием вспоминает о встрече. Он уверен, что Ирина пресытилась светской жизнью и просто кокетничает с ним от скуки. Григорий Михайлович решает избегать повторных встреч. Он боится признаться себе в том, что по-прежнему очарован красотой Ирины.

На следующие утро Литвинов утром сбегает из гостиницы от назойливых соотечественников. Случайно встретившись с Ириной, он делает вид, что не заметил ее. Спустя пару часов женщина сама находит его на улице.

Ирина Павловна бледна и с трудом удерживает слезы. Она умоляет Литвинова объяснить, почему он избегает ее. Григорий Михайлович пытается вежливо «отделаться» от женщины, но в конце концов выходит из терпения. Он откровенно говорит, что десять лет назад Ирина сама сделала выбор. Между ними не осталось ничего общего, поэтому возобновлять какие-либо отношения нет никакого смысла.

Ирина Павловна признается, что совершила большую ошибку, соблазнившись высоким положением в свете и богатством. Общество мужа, в котором все ведут себя фальшиво, ей противно. Женщина мечтает об общении с «живым человеком» и просит Литвинова только о дружбе.

Речь Ирины Павловны, на глазах который блестят слезы, кажется искренней. Литвинов смягчается и обещает поддерживать с ней дружеские отношения. Он добавляет, что до сих пор не может забыть о прежней любви. При этих словах на лице Ирины Павловны проскальзывает довольная улыбка. Она прощается с Литвиновым и говорит, что будет ждать его в гости.

XIV

Расставшись с Ириной, Литвинов задумчиво идет по улице и видит сидящего на скамейке Потугина. Он садится с ним рядом и заводит разговор. Созонт Иванович испытывает злобное раздражение. Он обрушивается с яростной критикой на Отечество. Потугин говорит, что русский народ не изобрел ничего своего. В России нет ни науки, ни искусства. Все ее мнимые достижения являются грубой копией западных образцов. Редкие исключения только подтверждают общее правило.

Литвинов не расположен к философской беседе и просит Потугина рассказать что-нибудь об Ирине Павловне. Созонт Иванович говорит, что это типичная светская женщина, «испорченная до мозга гостей». Она горда и самолюбива, но при этом обычно искренна.

Вернувшись в гостиницу, Григорий Михайлович не может избавиться от мыслей об Ирине. Ему приносят записку от нее. Женщина просит Литвинова прийти вечером и «полюбоваться» на окружающее ее высшее общество. Надев фрак и галстук, Григорий Михайлович отправляется в гости к Ратмировым.

XV

На вечер собираются «сливки» русского заграничного общества. Важные генералы с величественным видом играют в карты; набеленные и нарумяненные старухи кокетничают; музыкант-«самородок» бездарно играет на фортепьяно; знаменитый «спирит» пытается усыпить рака. Гости сплетничают, ведут пустые разговоры о политике и искусстве.

Ирина Павловна незаметно старается указать Литвинову на каждую глупую выходку и высказанную пошлость. Присмотревшись, Григорий Михайлович мог бы заметить, что высшее общество отличается от сборища у Губарева только богатством нарядов и отсутствием пива. Однако ему не до этого. Все внимание Литвинова приковано к бывшей возлюбленной.

Когда гости расходятся, Ратмиров с недовольным видом заводит с женой разговор о Литвинове. Ирина Павловна удивлена его неожиданной ревностью к «плебею». Она со смехом уходит, чем приводит мужа в ярость.

Григорий Михайлович возвращается в номер и долго смотрит на фотографию невесты. Он уже не может отрицать, что вновь страстно влюблен в Ирину.

XVI

Литвинов проводит всю ночь без сна. Будучи честным человеком, он не может отказаться от данного Татьяне слова. Однако жениться на ней, любя другую женщину, тоже бесчестно.

Григорий Михайлович видит единственный выход в немедленном отъезде из Баден-Бадена, но даже мысль о повторной потере Ирины причиняет ему сердечную боль.

К утру Литвинов все же принимает твердое решение уехать, но перед этим проститься с Ириной и объяснить ей причину отъезда. Перед гостиницей решимость покидает Григория Михайловича. Собираясь с духом, он прогуливается по улице. Внезапно к Литвинову обращается с насмешливым приветствием проезжающий мимо в экипаже Ратмиров. Узнав, что муж уехал, он идет в гостиницу.

Ирина сразу же замечает измученный вид гостя и просит рассказать, что случилось. Литвинов долго подбирает слова и, наконец, разражается пылким признанием. Он говорит, что собирается уехать навстречу невесте, чтобы обуздать любовь.

Ирина Павловна закрывает лицо руками, чтобы скрыть обуревающие ее чувства. Она одобряет намерение Литвинова, но просит о последней встрече перед самым отъездом.

XVII

Григорий Михайлович уходит в горы и целый час лежит на земле, обдумывая свое положение. Затем он возвращается в город, отправляет телеграмму Капитолине Марковне и идет проститься с Ириной.

Женщина сидит в кресле в том же положении, в каком ее оставил Литвинов. Узнав, что он уезжает вечерним поездом, Ирина Павловна тоже признается ему в любви. Она выходит из комнаты, оставляя Григория Михайловича в ошеломленном состоянии.

Литвинов возвращается в гостиницу и машинально готовится к отъезду. Его сводит с ума ответное признание любимой. Внезапно Ирина входит в номер и бросается к нему в объятия.

Спустя пару часов Литвинов сидит на диване и читает только что полученное письмо от Татьяны. Невеста пишет, что завтра вместе с теткой приедет в Баден-Баден.

Григорий Михайлович посылает записку с этим известием Ирине и на следующее утро получает от нее ответ: «Жизнь моя в твоих руках».

XVIII

Ожидая прибытия поезда, Литвинов приходит в сильнейшее беспокойство. Ему кажется, что Татьяна сразу же догадается об измене. Встреча, однако, проходит благополучно.

После устройства в гостинице Григорий Михайлович ведет дам осматривать город. Во время прогулки они случайно встречаются с Ратмировыми и Потугиным. Татьяна обращает внимание на красавицу Ирину. С этого момента между женихом и невестой возникает бессознательный разлад.

Ирина присылает Потугина, который представляется Капитолине Марковне и Татьяне и присоединяется к их компании. Когда Литвинов с дамами возвращается в гостиницу, его ждет записка от любимой. Извинившись, он уходит на встречу с ней, оставляя невесту в тоскливом недоумении.

XIX

Во время краткого свидания любовники клянутся друг другу, что готовы ради любви пожертвовать всем.

Чтобы успокоиться, Литвинов прогуливается по улице. К нему подходит Созонт Иванович и напрашивается на откровенный разговор.

Потугину известно о любовной связи между Литвиновым и Ириной. Он призывает Григория Михайловича пожалеть невесту с «золотым сердцем» и «ангельской душой». Созонт Иванович признается, что тоже пострадал из-за любви к Ирине. Несколько лет назад по ее просьбе он согласился жениться на одной беременной женщине, чтобы избавить ее от позора. Та отравилась, оставив на попечение Потугину маленькую девочку.

Литвинов возвращается к дамам и, оставшись наедине с Татьяной, признается, что завтра скажет ей что-то важное. Девушка уже о чем-то подозревает.

XX

На следующее утро Григорий Михайлович заходит к невесте и начинает путано говорить о своем безмерном уважении к ней. Проницательная девушка прерывает долгие предисловия и напрямик предполагает, что жених ее разлюбил, но боится сказать об этом. Молчание Литвинова подтверждает предположение Татьяны.

Григорий Михайлович умоляет простить его и признается, что полюбил другую женщину. Татьяна догадывается, о ком он говорит.

После неприятного объяснения Литвинов встречает в городе Ирину. Она незаметно от своих спутников назначает ему свидание в гостинице через час.

XXI

Григорий Михайлович рассказывает Ирине о том, что во всем признался невесте. Ему очень жаль бедную девушку, которая вскоре уедет. Принеся Татьяну «в жертву», Литвинов требует того же от Ирины. Он хочет, чтобы она бросила мужа.

Ирина согласна бежать с любовником, но ее, как и десять лет назад, заботит материальная сторона дела: подготовил ли Литвинов побег и хватит ли у него средств для совместной жизни? Эти вопросы чуть было не приводят к первой ссоре влюбленных. Ирина извиняется и вновь подтверждает, что ради любви готова на все.

Свидание прекращается с приходом Ратмирова.

XXII

Литвинов возвращается в гостиницу и застает Капитолину Марковну в слезах. Татьяна спокойно говорит несостоявшемуся жениху о скором отъезде и просит его отправить письмо. Когда девушка уходит за ним, старушка бросается к Литвинову. Она не может поверить в случившееся, напоминает Григорию Михайловичу о данном слове, обещает помирить его с племянницей.

Литвинов молча слушает Капитолину Марковну, берет у Татьяны письмо и уходит. Сразу же после его ухода дамы поспешно уезжают из Баден-Бадена.

XXIII

Григорий Михайлович отправляет Ирине письмо, в котором просит ее серьезно подумать и принять окончательное решение: либо она остается с мужем, а он уходит из ее жизни; либо они вместе как можно скорее уезжают. Любовница в ответ присылает записку с просьбой прийти к ней.

Ирина встречает Литвинова в слезах. Глядя на нее, он замечает «московский взгляд» десятилетней давности. Женщина говорит, что ее решение связать жизнь с любимым неизменно. Однако Григория Михайловича настораживают ее вопросы о деньгах и конкретном месте, где они будут жить.

В конце концов Ирина обнимает Литвинова, заставляя его забыть о тревожных сомнениях.

XXIV

Григорий Михайлович начинает готовить совместный побег. Только сейчас он понимает, что сделать это не так-то просто. У Литвинова на руках небольшая сумма денег. Нужно просить у отца, придумав для этого какую-нибудь вескую причину. Все это займет время. Сбежавшей от мужа Ирине придется доставать заграничный паспорт, что опять же обернется хлопотами и расходами.

XXV

Литвинов получает письмо от Ирины. Она пишет, что не может сбежать от мужа. При этом женщина клянется в вечной любви, просит Григория Михайловича не покидать ее и переехать в Петербург, где ему найдется занятие. Грубо говоря, Ирина предлагает Литвинову жалкую и пошлую роль любовника.

Это письмо становится для Литвинова повторением трагедии десятилетней давности. От посылает Ирине записку, в которой сухо прощается с ней навсегда. Вечером женщина сама приходит к любовнику, но так и не решается зайти к нему. Ирину уводит следивший за ней Потугин.

На следующий день Созонт Иванович заходит к Литвинову и тепло прощается с ним. Уже сев на поезд, Григорий Михайлович замечает на перроне Ирину. Он знаком предлагает любовнице уехать вместе с ним, но пока она думает, поезд отправляется.

XXVI

Литвинов едет в Россию и с грустью думает о речах и спорах деятелей разных направлений, разговорах людей, их сплетнях, своих собственных стремлениях и мечтах. Все это развеивается и исчезает, не оставляя никакого следа, подобно паровозному дыму.

Печальные размышления приводят Григория Михайловича к горьким слезам. В это же время в одной из заграничных гостиниц мечется в горячке несчастная Татьяна. Она запрещает тетке сообщать о своем тяжелом состоянии Литвинову. Спустя неделю девушка поправляется.

XXVII

Литвинов возвращается в родное имение. Его отец вскоре умирает. Полученные в Европе знания оказываются совершенно бесполезны. Григорий Михайлович ведет хозяйство по-старинному, но все же вводит кое-какие усовершенствования, повышает доходность имения и расплачивается с долгами отца.

Проходит три года. Образ Ирины начинает стираться из памяти Литвинова. Однажды он решает возобновить хотя бы дружеские отношения с Татьяной и Капитолиной Марковной, которые живет в двухстах верстах от его имения. Григорий Михайлович посылает им письмо и получает в ответ приглашение в гости.

XXVIII

По пути Литвинов случайно встречает на перекладной станции Губарева. Бывший гениальный общественный деятель живет вместе с братом в деревне и по части ругани не уступает простым мужикам. Бамбаев под видом француза служит у братьев дворецким.

Григорий Михайлович приезжает в имении Шестовых и встает перед Татьяной на колени. Девушка и ее тетя уже давно простили «обманщика».

Ириной по-прежнему восхищаются многие мужчины, но за ней закрепилась слава женщины с «озлобленным умом». Она очень едко и безжалостно высмеивает представителей высшего света.

Потугин живет в одном городе с Ириной, но видится с ней редко. Удочеренная им девочка умерла.

Класс 3

Цель урока: познакомить учащихся с
образами природы в музыке русского композитора
П.Чайковского и норвежского композитора Э.Грига.

Задачи:

Образовательные:

  • показать соотношение содержания музыкального
    произведения с использованными в нем
    выразительными средствами на примере музыки П. И.
    Чайковского и Э. Грига.

Развивающие:

  • накапливать музыкальные впечатления, на основе
    которых формируется чувство музыкального стиля;
  • развивать умение анализировать средства
    музыкальной выразительности, которые предстают
    как способ проникновения в целостный
    художественный смысл произведения;
  • проводить анализ, сопоставление и сравнение
    музыкальных тем и образов в произведениях разных
    композиторов;
  • развивать основные вокально-хоровые навыки
    (умение петь напевно, легко, не форсируя звук).

Воспитательные:

  • воспитание любви и бережного отношения к
    природе и музыке;
  • воспитание эмоциональной сферы учащихся
    (умения эмоционально откликаться на музыкальное
    произведение и выражать свои впечатления в пении
    или пластике);

Тип урока: урок изучения и первичного
закрепления знаний.

Музыкальный материал: П. Чайковский
“Утренняя молитва” из “Детского альбома”.Э.
Григ “Утро” из сюиты “Пер Гюнт”. М. Мусоргский
“Рассвет на Москве реке”. Музыкальная игра
“Слово на ладошках”, песня “Светит солнышко” А.
Ермолова, сл. В. Орлова.

Используемая методическая литература: Сергеева
Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 1-4 класс:
методическое пособие для учителя.5-е издание. — М.:
Просвещение, 2010. Учебник по музыке для 3 класса по
программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д.

Используемое оборудование: ноутбук,
мультимедийный проектор, экран, CD-диск,
инструмент фортепиано.

Наглядный материал: портреты
композиторов П. Чайковского, Э. Грига, М.
Мусоргского, презентация.

ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент

Вход под музыку Э. Грига “Утро”. Музыкальное
приветствие.
Презентация. Слайд 1

2 этап. Повторение пройденного материала

Презентация. Слайд 2

Учитель: Сегодня мы с вами переходим к
освоению содержания нового раздела учебника
“День, полный событий”. Напомню, что в рамках
этого раздела во втором классе мы встречались с
музыкой двух русских композиторов: П. И.
Чайковского и С. Прокофьева. Это были пьесы из
“Детского альбома П. Чайковского и из альбома
“Детская музыка” С. Прокофьева. В этих сборниках
композиторы рассказали музыкой о том, как
протекает день маленького человека с утра до
вечера с играми, танцами, песнями, событиями и
переживаниями прожитого дня. В эти сборники
композиторы включили и пьесы, рисующие образы и
картинки природы.

3 этап. Изучение нового материала

Презентация. Слайд 3

Учитель: Разворот учебника, с которым мы
сегодня работаем, называется “Утро”.
Открывается он пьесой, которую мы слушали во 2
классе. Это “Утренняя молитва “ П. Чайковского.
На развороте учебника представлен портрет
маленького Пети Чайковского. Он был глубоко
верующим человеком.

Учитель. С чего начинался день верующего
человека?

Дети. С молитвы.

Учитель. Действительно, раньше день любого
человека, и взрослого, и ребенка, начинался и
заканчивался обращением к Богу. Послушайте
“Утреннюю молитву”. Какое настроение, душевное
состояние ребенка передается в этой пьесе?

Слушание.

Приложение 1. (Звучит “Утренняя
молитва” П. Чайковского).

Учитель: Итак, какое настроение, душевное
состояние ребенка передается в этой пьесе?

Дети. Спокойное, умиротворенное, светлое,
безмятежное. “Утренняя молитва” светлая,
чистая, безоблачная. День только начинается, на
душе спокойно и радостно.

Учитель. Какими средствами музыкальной
выразительности передается это настроение?
Какая мелодия? Как она звучит?

Дети. Напевная, плавная, широкая, мягкая,
похожая на песню.

Учитель. Действительно, мелодия песенная, она
останавливается на длинных, выдержанныхзвуках.
Мелодия звучит один раз или повторяется?

Дети. Повторяется много раз, словно усиливая
эмоциональное состояние героя пьесы — маленького
ребенка.

Учитель. В каком ладу звучит пьеса?

Дети. В мажорном, светлом.

Учитель. Что происходит с динамикой, как она
развивается?

Дети. В начале музыка звучит тихо, затем
громче, потом затихая и в конце очень тихо.

Учитель. На начало, середину или окончание
пьесы приходится кульминация, наивысшая точка
эмоционального развития?

Дети. Кульминация в середине пьесы, на самом
высоком, ярком звуке.

Учитель. Вспомните окончание пьесы. Как она
заканчивается? Что мы слышим в конце?

Дети. Повторяющийся звук в низком регистре,
очень тихо.

Учитель. Что он изображает, на что похоже это
звучание?

Дети. На мерные удары большого колокола,
который возвещает об утреннем богослужении.

Учитель. А о чем молился ребенок утром?

Дети. В утренней молитве ребенок благодарил
Бога за то, что наступил новый день, и просил,
чтобы день его прошел благополучно. Он молился о
здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал
своих родителей.

Учитель. Ребята, обратите внимание на рисунок
художника в учебнике на стр. 24. Что там
изображено?

Дети. На рисунке показана детская комната,
ребенок сидит у окошка, смотрит вдаль, думает,
размышляет, мечтает. За окном тихая, спокойная
погода.

Учитель. Как вы думаете, сходны ли настроения
музыки и картины?

Дети. Да, они созвучны. И музыка, и картина
тихие, спокойные, умиротвореные.

Учитель. Итак, “Утренняя молитва” — это
музыка, которая отображает душевное состояние
человека, чувства и мысли, связанные с его
внутренним миром. Но есть музыка, которая
передает настроения, связанные с образами
природы, внешней картиной мира, а также
настроения, которые испытывает человек,
любующийся природой. И пьеса именно такого рода
прозвучит в следующей части нашего урока. Эта
пьеса называется “Утро” норвежского
композитора Э. Грига из музыки к драме
норвежского драматурга Г. Ибсена “Пер Гюнт”.

Презентация. Слайд 4

Пьеса “Утро” — это музыкальный лирический
пейзаж, нарисованный музыкальными красками и
звучностями симфонического оркестра.

Послушайте эту пьесу. Какие образы и картины
можно представить, слушая музыку, какое утро
“нарисовал” композитор? Можно представить себя
в роли дирижеров, передавая характер музыки
выразительными жестами рук.

Слушание с пластическим интонированием.

Приложение 1. (Звучит “Утро” Э
Грига).

Учитель. Итак, какие образы и картины можно
представить, слушая музыку, какое утро
“нарисовал” композитор?

Дети. Утро, спокойное, светлое, безмятежное,
доброе. Можно представить картину наступления
нового дня, пробуждения природы. Вся природа
просыпается: встает солнце, поют птицы, шелестит
легкий ветерок в листве, журчит прозрачный ручей.
И, слушая музыку, словно можно увидеть легкий
туман и утреннюю дымку.

Учитель. Какими средствами музыкальной
выразительности создается эта картина? Какая
мелодия?

Дети. Мелодия песенного характера. Она звучит
очень мягко, плавно, ласково, нежно, распевно. Она
звучит много раз, повторяясь у разных
инструментов: у флейт, у гобоев и волторн.

Учитель. А почему именно деревянные духовые
солируют, на что похоже это звучание?

Дети. Тембры духовых инструментов напоминают
звучание пастушеской свирели, а волторна звучит
как охотничий рог.

Учитель. В учебнике представлена нотная
запись основной мелодии. Вся мелодия словно
вырастает из основного мотива, основной
интонации, как колос из зернышка. Давайте споем
эту мелодию (пение с опорой на нотную запись
мягко, не форсируя звук).

Учитель. Как развивается музыка?

Дети. Она начинается очень тихо, затем
постепенно нарастает, в музыку включаются все
новые инструменты. Звучание становитсявсе более
мощным и ярким и доходит до кульминации.

Учитель. Почему именно такое развитие, что
изобразил композитор?

Дети. Музыка словно рассветает, показывая,
как встает солнце.

Учитель. Вот что сказал сам Э. Григ об этой
музыке: “Это настроение утренней природы, где,
как мне кажется, при первом же форте солнце
прорывается сквозь облака”.

Учитель. А что дальше происходит с музыкой?

Дети. Звучность постепенно ослабевает,
становится все более прозрачной и тихой.

Учитель. Ребята, музыка Грига, рисуя картины
природы, одновременно выражает и чувства
человека, который любуется красотой природы. А
какие чувства или душевные состояния человека
передаются в этой музыке?

Дети. Радость наступления нового дня, восторг
и восхищение красотой природы, душевный подъем.
И, в то же время, спокойствие, умиротворение,
любовь к родной природе.

Учитель. Музыка Грига созвучна норвежским
народным стихам:

Ту песню пою я, услышат ее
Все люди от края до края,
И правду о северной дивной земле
Расскажет им песня родная.

Презентация. Слайд 5

Эдвард Григ родился в прекрасной северной
стране с живописной, хотя и суровой природой. Это
Норвегия – страна неприступных скал и диких
горных ущелий. Берега ее изрезаны причудливыми
заливами – фьордами. Густые хвойные леса
покрывают склоны гор и побережье.

В течение долгих лет Норвегия находилась в
подчинении у Дании, позже Швеции. Экономический и
политический кризис тормозил развитие страны. Но
в середине 19 века в Норвегии начала развиваться
культура, живопись, музыка. Широчайшую
популярность в конце 19 в. завоевала музыка Э.
Грига. Он родился в небольшом городке Бергене 15
июня 1843г. Отец его был широко образованным
человеком. В его доме часто звучала музыка. Он
играл на рояле и скрипке. Мать была отличной
пианисткой, хорошо пела. В доме часто
устраивались музыкальные вечера.

Музыкальность родителей унаследовали и дети.
Эдвард был четвертым ребенком в семье. Первой
учительницей Эдварда была его мать, Госпожу
Гезину радовали успехи сына, но она редко хвалила
его. Эдвард любил сказки, которые ему
рассказывала мать.

Презентация. Слайд 6

Горы, леса и реки населяли диковинные существа.
В горах жили странные великаны тролли. Под землей
обитали гномы – хранители великих богатств. В
лесу можно было встретить эльфов – прекрасных
сказочных существ.

Мать знакомила детей с древними норвежскими
преданиями – сагами — об отважных викингах, смело
разъезжавших по северным морям на своих боевых
кораблях. С увлечением Эдвард слушалсказания о
подвигах богатырей.

Впечатления детства отразились и в творчестве
Грига. В своей музыке он стремился к
использованию своеобразного норвежского
фольклора. Композитор изучал норвежские
народные песни и танцы. И, конечно, вся музыка его
проникнута норвежскими народными интонациями.
Очень любил Григ родную северную природу и
воспевал ее в своей музыке.

Презентация. Слайд 7

«В его музыке, проникнутой чарующей
меланхолией, отражающей в себе красоты
норвежской природы, то величественно-широкой и
грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но
для души северянина всегда несказанно чарующей,
есть что-то нам близкое, родное …», — так писал
Чайковский о музыке Эдварда Грига. 

Учитель. Ребята, а если мы сравним “Утреннюю
молитву” Чайковского и “Утро” Грига, что общего
мы отметим?

Дети. И русский и норвежский композиторы
обращаются к образам родной природы,
рассказывают о мыслях и чувствах людей,
любующихся ее красотой. В музыке обоих
композиторов чувствуется согласие между миром
природы и миром людей.

Учитель. А в чем отличие?

Дети. Музыка Чайковского больше отражает
душевное состояние ребенка утром, а музыка Э.
Грига рисует картину утренней природы и выражает
отношение человека к ней. Учитель. Ребята,
вспомните знакомое музыкальное произведение, в
котором композитор так же нарисовал картину
утра, наступления нового дня.

Звучит фрагмент вступления к опере
“Хованщина” М. Мусоргского “Рассвет на Москве
реке”. Ребята угадывают.

Приложение 1.

Презентация. Слайд 8

Учитель. Сравните основную мелодию
Мусоргского с мелодией пьесы “Утро” Э. Грига.
Что между ними общего?

Дети. Обе эти мелодии звучат плавно, как
песня, протяжно, мягко, повторяясь несколько раз
с динамическим нарастанием.

Учитель. А в чем различие?

Дети. Мелодия Мусоргского звучит в духе
широких, протяжных русских народных песен, в ней
слышны переклички петухов. В средней части –
колокольный звон, возвещающий о начале утреннего
богослужения. Это утро в городе. А мелодия Э.
Грига имеет норвежский колорит. В ней – картина
бескрайних просторов Норвегии.

Учитель. Итак, вот такая разная может быть
“утренняя” музыка в творчестве различных
композиторов.

4 этап. Вокально-хоровая работа

Презентация. Слайд 9

Учитель. Ребята, сейчас я предлагаю вам
музыкальную игру “Слово на ладошках”. А вы не
слышали такого, что разные слова можно встретить
везде: и на небе, и в воде, на полу, на потолке? (Учитель
поет 1 часть песни-игры?).

Приложение 2.

Учитель. А сейчас вы как эхо будете повторять
слова, которые я вам предложу.

(Учитель исполняется вторую часть песни-игры,
дети повторяют как эхо слова).

Учитель. Каждое слово в этой песне
исполняется в определенном ритме. Сейчас пробуем
вместе с пением прохлопать ритмический рисунок
каждого слова. Например, в слове “мишка” два
слога, а, значит, два хлопка. А в слове “мишенька”
— три слога. Первые два слога – два коротких
хлопка, а на последнем – один длинный и т. д. (исполнение
детьми вместе с учителем).

Учитель. Ребята, слова можно находить везде. И
места, где мы можем находить эти слова, могут быть
самыми неожиданными. Они легко отыскиваются на
носу, в шляпе, в кастрюле, они могут петь и
кружится. Мы можем найти такие слова и в утреннем
пейзаже. Они могут быть, например, такими (учитель
поет 2 часть песни с другими, “утренними”
словами, а дети как эхо повторяют).

Утро (утро) – доброе (доброе)

Птицы (птицы) – звонкие (звонкие)

Солнце (солнце) – яркое (яркое)

Небо (небо) – ясное — (ясное).

Учитель. А дома вы сами можете найти слова к
этой песенке.

Учитель. В песнях современных композиторов
тоже часто показываются образы утренней природы.
Одна из таких песен, “Светит солнышко”
композитора А. Ермолова на слова В Орлова. (Дети
исполняют песню под минусовую фонограмму).

Приложение 3.

(Работа над четкой дикцией, пофразным дыханием,
легким, полетным звуком, выразительностью
исполнения).

5 этап. Подведение итогов

Учитель. Итак, ребята, мы с вами познакомились
сегодня с музыкой утра в творчестве разных
композиторов. И музыка эта передавала не только
краски рассвета, но и те душевные настроения,
которые возникали при виде восходящего солнца.
Каждый композитор пользовался своим музыкальным
языком, не требующим перевода. А какие
произведения особенно понравились и запомнились
вам? (ответы учащихся).

Домашнее задание. Ребята, дома нарисуйте
иллюстрации к понравившимся произведениям. И те
образы, которые вы “увидели”, слушая музыку,
передайте в своих рисунках.

Спасибо, наш урок окончен. Пусть всегда ваше
утро будет добрым!

Презентация. Слайд 10

(Выход под звучание песни “Светит солнышко”).

Приложение 3.

Эдвард Григ «Утро»

Эдвард Григ «Утро»

В мировой музыкальной литературе есть много произведений, в которых композиторы звуками колоритно отображают природные пейзажи. Однако одним из лучших образцов среди таких творений смело можно назвать «Утро». Эту музыкальную картину написал выдающейся норвежский композитор Эдвард Григ к философской драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Слушая эту музыку, живописно рисующую картину пробуждения северной природы, невольно представляешь мягкость переливов нежных красок утренней зари, пастбища с изумрудной травой, прозрачные родники и фьорды со скалистыми берегами. Восходит солнце и у человека появляется чувство спокойствия и надежда на то, что с началом нового дня всё изменится к лучшему: невзгоды улетучатся, и все жизненные препятствия будут преодолены.

Историю создания произведения Эдварда Грига «Утро», а также интересные факты и музыкальное содержание читайте на нашей странице.

История создания

История сочинения композиции «Утро» тесно взаимосвязана с созданием Эдвардом Григом музыки к пьесе Генрика Ибсена «Пер Гюнт».

В 1874 году композитор проживал в Христиании, так ранее называлась столица Норвегии, которую впоследствии была переименована в Осло. В этот город Эдвард вместе с будушей женой Ниной Хагеруп переехал в 1866 году. Эта жизненная пора исследователями творчества композитора отмечается как особо плодотворная, так как в это время он много делал для развития отечественной музыкальной культуры.

Христиания (Осло)

Григ содействовал открытию в столице Музыкальной академии, а также был инициатором основания Музыкального общества. Для воспитания публики и популяризации отечественной музыки, в программы концертов, на которых он выступал в роли дирижёра, вставлял не только произведения великих маэстро, таких как Моцарт, Лист и Вагнер, но и молодых скандинавских композиторов.

В этот же период он создаёт Фортепианный концерт, первую тетрадь «Лирических пьес» и Вторую скрипичную сонату. В 1874 году за большую творческую и просветительскую деятельность норвежское правительство назначило Эдварду Григу пожизненную стипендию. Такое материальное обеспечение давала маэстро возможность без ограничения заниматься композицией.

Эдвард Григ

Находясь в Христиании, Эдвард постоянно поддерживал связь со своими знаменитыми друзьями: Хансом Кристианом Андерсоном, Бьернстьерне Бьёрнсоном и Генриком Ибсеном. На поэтические тексты этих выдающихся авторов композитор создал немало замечательных вокальных произведений. Вот и в конце зимы 1874 года Григ получил от Ибсена послание, в котором именитый писатель и драматург предлагал Эдварду написать музыку к его, ставшим уже популярным произведением, «Пер Гюнту». Композитор, всегда мечтавший о создании национальной оперы, с сюжетом, построенном на народных исторических преданиях и сагах, с большим воодушевлением откликнулся на эту просьбу. Григу нравилось творчество Ибсена, но у него возникли некоторые опасения, так как задача, поставленная драматургом, не вполне отвечала характеру творчества композитора, и всё же композитор и автор драмы между собой смогли договориться.

Несмотря на то, что «Пер Гюнт» всё больше увлекал Эдварда, и он прикладывал все усилия, работа над произведением шла довольно медленно. Сложность заключалась в том, что в своём творчестве Григ не умел держать себя в строгих рамках, а при написании этой музыки ему постоянно приходилось следовать авторским указаниям. Некоторые номера Эдвард сочинил очень быстро, другие же давались ему с большим трудом. Даже, во время своей поездки с посещением Дании и Германии он продолжал сочинять и оркестровать номера. Лишь в Лейпциге, весной следующего года Григ поставил последнюю точку в готовой партитуре. Премьера спектакля состоялась в феврале 1876 года. Успех постановки был грандиозным. Композиция «Утро» звучала в драме в IV акте. Музыка произведения в пьесе изображает восход солнца, когда Пер Гюнт, оказавшись в марокканской пустыне, был обманут своими спутниками. Пока герой спал, яхту угнали, а его оставили на берегу. Сцена начинается так: «Рассвет. Акации и пальмы. Пер Гюнт сидит на дереве, защищаясь веткой от группы обезьян». Спустя десять лет Григ задумал объединить музыкальные номера из спектакля в сюиты. В 1888 году композитор закончил первую, которую открывала симфоническая картина «Утро».

Интересные факты

  • Многие считают, что Генрик Ибсен имя своего персонажа Пера Гюнта взял из сборника норвежских сказок, записанных собирателями фольклора П. Асбьернсеном и Й. Му, однако, по утверждению самого драматурга, Пер Гюнт – реальный человек, живший в Норвегии в конце 18 века.
  • Музыка симфонической картины «Утро» является одной из самых известных классических мелодий и довольно часто используется часто в кинематографе, в телевизионных передачах, а также в рекламе.
  • Музыка «Утра» Эдварда Грига пользуется большой популярностью у кинорежиссёров. Они любят вставлять эту композицию в саундтреки своих фильмов. Только за последнее время её можно услышать в таких кинолентах как «Семейка Крудс» (2013), «Книга жизни» (2014), «Австралийский ниндзя» (2017), «Мальчики и девочки» (2017), «Счастье» (2017).
  • В 1960 году Дюк Эллингтон записал джазовую интерпретацию сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт». В Норвегии началась борьба между представителями «Фонда Грига», которые сочли записи оскорбительными для норвежской культуры, и норвежскими сторонниками Эллингтона. Версии Эллингтона были изъяты из распространения в стране до 1967 года, пока не истекли авторские права Грига.
  • Композиция «Утро» — красивое, но короткое произведение, которое длится 3 минуты и сорок секунд.

Содержание

«Утро» — это поэтический музыкальный пейзаж, отображающий восход солнца и пробуждающуюся природу, но помимо того он передаёт состояние полной безмятежности и душевного покоя. Главными выразительными средствами, при помощи которых композитор в произведении добивается пасторальности и живописной пейзажности являются пентатоника, тембральный окрас деревянных духовых инструментов и прозрачная гармония.

Тональность произведения – Ми мажор. Темп указанный композитором — Allegretto pastorale.

Флейта

Композиция открывается небольшим светлым мотивом, напоминающим простой пастуший свирельный наигрыш. Сначала тема звучит в исполнении флейты, затем передаётся гобою. Такая перекличка, рисующая картину рассвета, повторяется несколько раз. Далее мотив, варьируясь, приобретает всё более мощное и яркое звучание, подводящее к кульминационной средней части.

В этом разделе мелодическая линия растворяется в красочной и смелой гармонии. Оркестр, звучащий на фортиссимо оповещает, что солнце взошло и своим светом наполнило всё вокруг. Затем динамика ослабевает, и оркестровая звучность вновь становится прозрачной. Главную тему красиво пропевает валторна и передаёт её другим инструментам. После последнего проведения мотива флейтой, всё затихает.

Симфоническая картина «Утро», как и все номера из музыкального сопровождения к драме «Пер Гюнт», по праву входит в коллекцию шедевров мирового музыкального искусства. «Утро» — это не только живописная картина природы, талантливо изображённая композитором в звуках. Это выражение чувств человека, его мыслей и переживаний. Нежная музыка композиции, звучащая в спектакле, заставляет слушателей понять, что истинное счастье не нужно искать в далёких странах, так как оно находится совсем близко.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Эдвард Григ «Утро»

  • Сочинение по мастеру и маргарите добро и зло
  • Сочинение по музыке 5 класс шехерезада
  • Сочинение по музыке 6 класс на тему русского оперного певца
  • Сочинение по музыке 5 класс на тему моя любимая музыка
  • Сочинение по музыкальному произведению