Сочинение по мультфильму князь владимир

Статистикаонлайн всего: 1 гостей: 1 пользователей: 0 мировая история, изображаемая в древнерусской литературе, велика и трагична. в центре ее находится
Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Мировая история, изображаемая в древнерусской литературе, велика и трагична. В центре ее находится жизнь одного лица – Христа. Все, что совершалось в мире до его воплощения, – лишь приуготовление к ней. Все, что произошло и происходит после, сопряжено с этой жизнью, так или иначе с ней соотносится. Годичный круг праздников был повторением священной истории, Каждый день года был связан с памятью тех или иных святых или событий. Человек жил в окружении событий истории. При этом событие прошлого не только вспоминалось, – оно как бы повторялось ежегодно в одно и то же время.

История не сочиняется. Сочинение, со средневековой точки зрения, – ложь. Поэтому громадные русские произведения, излагающие всемирную историю, – это по преимуществу переводы с. греческого: хроники или компиляции на основе переводных и оригинальных произведений. Произведения по русской истории пишутся вскоре после того, как события совершились, – очевидцами по памяти или по свидетельству тех, кто видел описываемые события. В дальнейшем новые произведения о событиях прошлого – это только комбинации, своды предшествующего материала, новые обработки старого. Таковы в основном русские летописи. Летописи – это не только записи о том, что произошло в годовом порядке; это в какой-то мере и своды тех произведений литературы, которые оказывались под рукой у летописца и содержали исторические сведения. В летописи вводились исторические повести, жития святых, различные документы, послания. Произведения постоянно включались в циклы и своды произведений.

И это включение не случайно. Каждое произведение воспринималось как часть чего-то большего. Для древнерусского читателя композиция целого была самым важным. Если в отдельных своих частях произведение повторяло уже известное из других произведений, совпадало с ними по тексту, это никого не смущало.

Таковы «Летописец по великому изложению», «Еллинский и римский летописец» (он настолько велик, что до сих пор остается неизданным), различного рода изложения ветхозаветной истории – так называемые палеи (историческая, хронографическая, толковая и пр.), временники, степенные книги и, наконец, множество различных летописей.

Исторических сочинений великое множество. Но одна их особенность изумляет: говоря о событиях истории, древнерусский книжник никогда не забывает о движении истории в ее мировых масштабах. Либо повесть начинается с упоминания о главных событиях мировой истории, как она понималась в средние века (о сотворении мира, всемирном потопе, вавилонском столпотворении и т. п.), либо повесть непосредственно включается в мировую историю: в какой-либо из больших сводов по всемирной истории.

Автор «Чтения о житии и погублении Бориса и Глеба», прежде чем начать свое повествование, кратко рассказывает историю вселенной от сотворения мира. Древнерусский книжник никогда не забывает о том, в каком отношении к общему движению мировой истории находится то, о чем он повествует. Даже рассказывая немудрую историю о безвестном молодце, пьянице и азартном игроке в кости, человеке, дошедшем до последних ступеней падения, автор «Повести о Горе-Злочастии» начинает ее с событий истории мира – буквально «от Адама».

Подобно тому как мы говорим об эпосе в народном творчестве, мы можем говорить и об эпосе древнерусской литературы. Эпос – это не простая сумма былин и исторических песен. Былины сюжетно взаимосвязаны. Они рисуют нам целую эпическую -эпоху в жизни русского народа. Эпоха эта и фантастична в некоторых своих частях, но вместе с тем и исторична. Эта эпоха – время княжения Владимира Красного Солнышка. Сюда переносится действие многих сюжетов, которые, очевидно, существовали и раньше, а в некоторых случаях возникли позже. Другое эпическое время – время независимости Новгорода. Исторические песни рисуют нам если не единую эпоху, то, во всяком случае, единое течение событий: XVI и XVII вв. по преимуществу.

Древняя русская литература – это тоже цикл. Цикл, во много раз превосходящий фольклорные. Это эпос, рассказывающий историю вселенной и историю Руси.

Ни одно из произведений Древней Руси – переводное или оригинальное – не стоит обособленно. Все они дополняют друг друга в создаваемой ими картине мира. Каждый рассказ – законченное целое, и вместе с тем он связан с другими. Это только одна из глав истории мира. Даже такие произведения, как переводная повесть «Стефанит и Ихнилат» (древнерусская версия сюжета «Калилы и Димны») или написанная на основе устных рассказов анекдотического характера «Повесть о Дракуле», входят в состав сборников и не встречаются в отдельных списках. В отдельных рукописях они начинают появляться только в поздней традиции – в XVII и XVIII вв.

Происходит как бы беспрерывная циклизация. Даже записки тверского купца Афанасия Никитина о его «Хождении за три моря» были включены в летопись. Из сочинения, с нашей точки зрения – географического, записки эти становятся сочинением историческим – повестью о событиях путешествия в Индию. Такая судьба не редка для литературных произведений Древней Руси: многие из рассказов со временем начинают восприниматься как исторические, как документы или повествования о русской истории.

Произведения строились по «анфиладному принципу». Житие дополнялось с течением веков службами святому, описанием его посмертных чудес, т. е. чудес, якобы совершенных им после смерти, с «того света». Оно могло разрастаться дополнительными рассказами о святом. Несколько житий одного и того же святого могли быть соединены в новое единое произведение. Новыми сведениями могла дополняться летопись. Окончание летописи все время как бы отодвигалось, продолжалось дополнительными записями о новых событиях (летопись росла вместе с историей). Отдельные годовые статьи-летописи могли дополняться новыми сведениями из других летописей; в них могли включаться новые произведения. Так дополнялись также хронографы, исторические проповеди. Разрастались сборники слов и поучений. Вот почему в древнерусской литературе так много огромных сочинений, объединяющих собой отдельные повествования в общий «эпос», рассказывающий о мире и его истории.

Сказанное трудно представить себе по хрестоматиям, антологиям и отдельным изданиям древнерусских текстов, вырванных из своего окружения в рукописях. Но если вспомнить обширные рукописи, в состав которых все эти произведения входят, – все эти многотомные «Великие Четьи-Минеи» (т. е. чтения, расположенные по месяцам года), летописные своды, прологи, златоусты, измарагды, хронографы, отдельные сборники, – то мы отчетливо представим себе то чувство величия мира, которое стремились выразить древнерусские книжники по всей своей литературе, единство которой они живо ощущали. Есть только один жанр, который, казалось бы, выходит за пределы этой средневековой историчности, – это притчи. Они явно вымышлены. В аллегорической форме они преподносят нравоучение читателям, представляют собой как бы образное обобщение действительности. Они говорят не о единичном, а об общем, постоянно случающемся. Жанр притчи традиционный. Для Древней Руси он имеет еще библейское происхождение. Притчами усеяна Библия.

Соответственно притчи входили в состав сочинений для проповедников и в произведения самих проповедников. Но притчи повествуют о «вечном». Вечное же – оборотная сторона единого исторического сюжета древнерусской литературы. Все совершающееся в мире имеет две стороны: сторону, обращенную к временному, запечатленную единичностью совершающегося, совершившегося или того, чему надлежит совершиться, и сторону вечную: вечного смысла происходящего в мире. Битва с половцами, смена князя, завоевание Константинополя турками или присоединение княжества к Москве – все имеет две стороны. Одна сторона – это то, что произошло, и в этом произошедшем есть реальная причинность: ошибки, совершенные князьями, недостаток единства или недостаток заботы о сохранности родины – если это поражение; личное мужество и сообразительность полководцев, храбрость воинов – если это победа; засуха – если это неурожай; неосторожность «бабы некоей» – если это пожар города. Другая сторона – это извечная борьба зла с добром, это стремление бога исправить людей, наказывая их за грехи или заступаясь за них по молитвам отдельных праведников (вот почему, со средневековой точки зрения, так велико историческое значение их уединенных молитв). В этом случае с реальной причинностью сочетается по древнерусским представлениям причинность сверхреальная.

Временное, с точки зрения древнерусских книжников, лишь проявление вечного, но практически в литературных произведениях они показывают скорее другое: важность временного. Временное, хочет того книжник или не хочет, все же играет в литературе большую роль, чем вечное. Баба сожгла город Холм – это временное. Наказание жителям этого города за грехи – это смысл совершившегося. Но о том, как сожгла баба и как произошел пожар, – об этом можно конкретно и красочно рассказать, о наказании же божьем за грехи жителей Холма можно только упомянуть в заключительной моральной концовке рассказа. Временное раскрывается через события. И эти события всегда красочны. Вечное же событий не имеет. Оно может быть только проиллюстрировано событиями или пояснено иносказанием – притчей. И притча стремится сама стать историей, рассказанной реальностью. Ее персонажам со временем часто даются исторические имена. Она включается в историю. Движение временного втягивает в себя неподвижность вечного.

Заключительное нравоучение – это обычно привязка произведения к владеющей литературой главной теме – теме всемирной истории. Рассказав о дружбе старца Герасима со львом и о том, как умер лев от горя на могиле старца, автор повести заканчивает ее следующим обобщением: «Все это было не потому, что лев имел душу, понимающую слово, но потому, что бог хотел прославить славящих его не только в жизни, но и по смерти, и показать нам, как повиновались звери Адаму до его ослушания, блаженствуя в раю».

Притча – это как бы образная формулировка законов истории, законов, которыми управляется мир, попытка отразить божественный замысел. Вот почему и притчи выдумываются очень редко. Они принадлежат истории, а поэтому должны рассказывать правду, не должны сочиняться. Поэтому они традиционны и обычно переходят в русскую литературу из других литератур в составе переводных произведений. Притчи лишь варьируются. Здесь множество «бродячих» сюжетов.

***

Мы часто говорим о внутренних закономерностях развития литературных образов в произведениях нашей литературы и о том, что поступки героев обусловлены их характерами. Каждый герой литературы нового времени по-своему реагирует на воздействия внешнего мира. Вот почему поступки действующих лиц могут быть даже «неожиданными» для авторов, как бы продиктованными авторам самими этими действующими лицами.

Аналогичная обусловленность есть и в древней русской литературе, – аналогичная, но не совсем такая. Герой ведет себя так, как ему положено себя вести, но положено не по законам его характера, а по законам поведения того разряда героев, к которому он принадлежит. Не индивидуальность героя, а только разряд, к которому принадлежит герой в феодальном обществе! И в этом случае нет неожиданностей для автора. Должное неизменно сливается в литературе с сущим. Идеальный полководец должен быть благочестив и должен молиться перед выступлением в поход. Он должен побеждать многочисленного врага немногими силами. И вот Александр Невский выступает «в мале дружине, не сождавъся со многою силою своею, уповая на святую Троицу», а врагов его избивает ангел. А затем все эти особенности поведения героя механически переносятся уже в другом произведении на другого святого – князя Довмонта Тимофея Псковского. И в этом нет неосмысленности, плагиата, обмана читателя. Ведь Довмонт – идеальный воин-полководец. Он и должен вести себя так, как вел себя в аналогичных обстоятельствах другой идеальный воин-полководец – его предшественник Александр Невский. Если о поведении Довмонта мало что известно из летописей, то писатель не задумываясь дополняет повествование по житию Александра Невского, так как уверен, что идеальный князь мог себя вести только этим образом, а не иначе.

Вот почему в древнерусской литературе повторяются типы поведения, повторяются отдельные эпизоды, повторяются формулы, которыми определяется то или иное состояние, события, описывается битва или характеризуется поведение. Это не бедность воображения – это литературный этикет: явление очень важное для понимания древнерусской литературы. Герою полагается вести себя именно так, и автору полагается описывать героя только соответствующими выражениями. Автор – церемониймейстер, он сочиняет «действо». Его герои – участники этого «действа». Эпоха феодализма полна церемониальности. Церемониален князь, епископ, боярин, церемониален и быт их дворов. Даже быт крестьянина полон церемониальности. Впрочем, эту крестьянскую церемониальность мы знаем под названием обрядности и обычаев. Им посвящена изрядная доля фольклора: народная обрядовая поэзия.

Устойчивые этикетные особенности слагаются в литературе в иероглифические знаки, в эмблемы. Эмблемы заменяют собой длительные описания и позволяют быть писателю исключительно кратким. Литература изображает мир с предельным лаконизмом. Создаваемые ею эмблемы общи в известной, «зрительной» своей части с эмблемами изобразительного искусства.

Эмблема близка к орнаменту. Литература часто становится орнаментальной. «Плетение словес», широко развившееся в русской литературе с конца XIV в., – это словесный орнамент. Можно графически изобразить повторяющиеся элементы «плетения словес», и мы получим орнамент, близкий к орнаменту рукописных заставок, – так называемой «плетенке».

Вот пример сравнительно простого «плетения» из входившей в состав летописей «Повести о приходе на Москву хана Темир Аксака». Автор нанизывает длинные ряды параллельных грамматических конструкций, синонимов – не в узкоязыковом, но шире – в логическом и смысловом плане. В Москву приходят вести о Темир Аксаке, «како готовится воевати Русскую землю и како похваляется ити к Москве, хотя взяти ея, и люди русскыя по-пленити, и места свята раззорити, а веру христьяньскую иско-ренити, а християн гонити, томити и мучити, пещи и жещи и мечи сещи. Бяше же сий Темирь Аксак велми нежалостив и зело немилостив и лют мучитель и зол гонитель и жесток томитель…» и т. д.

Еще более сложным был композиционный и ритмический рисунок в агиографической (житийной) литературе. Достаточно привести небольшой отрывок из «Слова о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича» (Дмитрия Донского), разделив его для наглядности на параллельные строки: млад сы возрастом, но духовных прилежаще делесех, пустотных бесед не творяше, и срамных глагол не любяще, а злонравных человек отвращашеся. а с благыми всегда беседоваше…

И т. д.

Кружево слов плетется вокруг сюжета, создает впечатление пышности и таинственной связи между словесным обрамлением рассказываемого. Церемония требует некоторой торжественности и украшенности.

***

Итак, литература образует некоторое структурное единство – такое же, какое образует обрядовый фольклор или исторический эпос. Литература соткана в единую ткань благодаря единству тематики, единству художественного времени с временем истории, благодаря прикрепленности сюжета произведений к реальному географическому пространству, благодаря вхождению одного произведения в другое со всеми вытекающими отсюда генетическими связями и, наконец, благодаря единству литературного этикета.

В этом единстве литературы, в этой стертости границ ее произведений единством целого, в этой невыявленности авторского начала, в этой значительности тематики, которая вся была посвящена в той или иной мере «мировым вопросам» и имела очень мало развлекательности, в этой церемониальной украшенности сюжетов есть своеобразное величие. Чувство величия, значительности происходящего было основным стилеобразующим элементом древнерусской литературы.

Древняя Русь оставила нам много кратких похвал книгам. Всюду подчеркивается, что книги приносят пользу душе, учат человека воздержанию, побуждают его восхищаться миром и мудростью его устройства. Книги открывают «розмысл сердечный», в них красота, и они нужны праведнику, как оружие воину, как паруса кораблю.

Литература – священнодействие. Читатель был в каком-то отношении молящимся. Он предстоял произведению, как и иконе, испытывая чувство благоговения. Оттенок этого благоговения сохранялся даже тогда, когда произведение было светским. Но возникало и противоположное: глумление, ирония, скоморошество. Пышный двор нуждается в шуте; придворному церемониймейстеру противостоит балагур и скоморох. Нарушения этикета шутом подчеркивают пышность этикета. Это один из парадоксов средневековой культуры. Яркий представитель этого противоположного начала в литературе – Даниил Заточник, перенесший в свое «Слово» приемы скоморошьего балагурства. Даниил Заточник высмеивает в своем «Слове» пути к достижению жизненного благополучия, потешает князя и подчеркивает своими неуместными шутками церемониальные запреты.

Балагурство и шутовство противостоят в литературе торжественности и церемониальности не случайно. В средневековой литературе вообще существуют и контрастно противостоят друг другу два начала. Первое описано выше: это начало вечности; писатель и читатель осознают в ней свою значительность, свою связь со вселенной, с мировой историей. Второе начало – начало обыденности, простых тем и небольших масштабов, интереса к человеку как таковому. В первых своих темах литература преисполнена чувства возвышенного и резко отделяется по языку и стилю от бытовой речи. Во вторых темах – она до предела деловита, проста, непритязательна, снижена по языку и по своему отношению к происходящему.

Что же это за второе начало – начало обыденности? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к вопросу о том, как развивалась литература.

***

Итак, мы обрисовали древнерусскую литературу как бы в ее «вневременном» и «идеальном» состоянии. Однако древняя русская литература вовсе не неподвижна. Она знает развитие. Но движение и развитие древнерусской литературы совсем не похоже на движение и развитие литератур нового времени. Они также своеобразны.

Начать с того, что национальные границы древнерусской литературы определяются далеко не точно, и это в сильнейшей степени сказывалось на характере развития. Основная группа памятников древнерусской литературы, как мы видели, принадлежит также литературам болгарской и сербской. Эта часть литературы написана на церковнославянском, по происхождению своему древнеболгарском, языке, одинаково понятном для южных и восточных славян. К ней принадлежат памятники -церковные и церковноканонические, богослужебные, сочинения отцов церкви, отдельные жития и целые сборники житий святых – как, например, «Пролог», патерики. Кроме того, в эту общую для всех южных и восточных славян литературу входят сочинения по всемирной истории (хроники и компилятивные хронографы), сочинения природоведческие («Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского, «Физиолог», «Христианская топография» Косьмы Индикоплова) и даже сочинения, не одобрявшиеся церковью, – как, например, апокрифы. Развитие этой общей для всех южных и восточных славян литературы задерживалось тем, что она была разбросана по громадной территории, литературный обмен на которой хотя и был интенсивен, но не мог быть быстрым.

Большинство этих сочинений пришло на Русь из Болгарии в болгарских переводах, но состав этой литературы, общей для всех южных и восточных славян, вскоре стал пополняться оригинальными сочинениями и переводами, созданными во всех южных и восточных славянских странах: в той же Болгарии, на Руси, в Сербии и Моравии. В Древней Руси, в частности, были созданы «Пролог», переводы с греческого «Хроники» Георгия Амартола, некоторых житий, «Повести о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия, «Девгениева деяния» и пр. Была переведена с древнееврейского книга «Эсфирь», были переводы с латинского.

Эти переводы перешли из Руси к южным славянам. Быстро распространились у южных славян и такие оригинальные древнерусские произведения, как «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона, жития Владимира, Бориса и Глеба, Ольги, повести о создании в Киеве храмов Софии и Георгия, сочинения Кирилла Туровского и др.

Ни мир литературы, ни мир политического кругозора не мог замкнуться пределами княжества. В этом было одно из трагических противоречий эпохи: экономическая общность охватывала узкие границы местности, связи были слабы, а идейно человек стремился охватить весь мир.

Рукописи дарились и переходили не только за пределы княжества, но и за пределы страны, – их перевозили из Болгарии на Русь, из Руси в Сербию и пр. Артели мастеров – зодчих, фрескистов и мозаичистов – переезжали из страны в страну. В Новгороде один из храмов расписывали сербы, другой – Феофан Грек, в Москве работали греки. Переходили из княжества в княжество и книжники. Житие Александра Невского составлялось на северо-востоке Руси галичанином. Житие украинца по происхождению, московского митрополита Петра – болгарином по происхождению, московским митрополитом Киприаном. Образовывалась единая культура, общая для нескольких стран. Средневековый книжный человек не замыкался пределами своей местности – переходил из княжества в княжество, из монастыря в монастырь, из страны в страну. «Гражданин горнего Иерусалима» Пахомий Серб работал в Новгороде и в Москве.

Эта литература, объединявшая различные славянские страны, существовала в течение многих веков, иногда впитывала в себя особенности языка отдельных стран, иногда получала местные варианты сочинений, но одновременно и освобождалась от этих местных особенностей благодаря интенсивному общению славянских стран.

Литература, общая для южных и восточных славян, была литературой европейской по своему типу и, в значительной мере, по происхождению. Многие памятники были известны и на Западе (сочинения церковные, произведения отцов церкви, «Физиолог», «Александрия», отдельные апокрифы и пр.). Это была литература, близкая византийской культуре, которую только по недоразумению или по слепой традиции, идущей от П. Чаадаева и П. Милюкова, можно относить к Востоку, а не к Европе.

В развитии древней русской литературы имели очень большое значение нечеткость внешних и внутренних границ, отсутствие строго определенных границ между произведениями, между жанрами, между литературой и другими искусствами, – та мягкость и зыбкость структуры, которая всегда является признаком молодости организма, его младенческого состояния и делает его восприимчивым, гибким, легким для последующего развития.

Процесс развития идет не путем прямого дробления этого зыбкого целого, а путем его роста и детализации. В результате роста и детализации естественным путем отщепляются, отпочковываются отдельные части, они приобретают большую жесткость, становятся более ощутимыми и различия.

Литература все более и более отступает от своего первоначального единства и младенческой неоформленности. Она дробится по формирующимся национальностям, дробится по темам, по жанрам, все теснее контактируется с местной действительностью.

Новые и новые события требовали своего освещения. Развивающееся национальное самосознание потребовало исторического самоопределения русского народа. Надо было найти место русскому народу в той грандиозной картине всемирной истории, которую дали переводные хроники и возникшие на их основе компилятивные сочинения. И вот рождается новый жанр, которого не знала византийская литература, – летописание [Когда мы говорим о возникновении летописания, то должны иметь в виду возникновение летописания именно как жанра, а не исторических записей самих по себе. Историки часто говорят о том, что летописание в Древней Руси возникло уже в X в., но имеют при этом в виду, что некоторые сведения по древнейшей русской истории могли быть или должны были быть уже записаны в X в. Между тем простая запись о событии, церковные поминания умерших князей или даже рассказ о первых русских святых не были еще летописанием. Летописание возникло не сразу. О начале русского летописания [см.: Лихачев Д. Русские летописи. М. – Л., 1947, с. 35 – 144.]. «Повесть временных лет», одно из самых значительных произведений русской литературы, определяет место славян, и в частности русского народа, среди народов мира, рисует происхождение славянской письменности, образование русского государства и т. д.

Богословско-политическая речь первого митрополита из русских – Иллариона – его знаменитое. «Слово о законе и благодати» – говорит о церковной самостоятельности русских. Появляются первые жития русских святых. И эти жития, как и «Слово» Иллариона, имеют уже жанровые отличия от традиционной формы житий. Князь Владимир Мономах обращается к своим сыновьям и ко всем русским князьям с «Поучением», вполне точные жанровые аналогии которому не найдены еще в мировой литературе. Он же пишет своему врагу Олегу Святославичу, и это письмо также выпадает из жанровой системы, воспринятой Русью. Отклики на события и волнения русской жизни все растут, все увеличиваются в числе, и все они в той или иной степени выходят за устойчивые границы тех жанров, которые были перенесены к нам из Болгарии и Византии. Необычен жанр «Слова о полку Игореве» (в нем соединены жанровые признаки ораторского произведения и фольклорных слав и плачей), «Моления Даниила Заточника» (произведения, испытавшего влияние скоморошьего балагурства), «Слова о погибели Русской земли» (произведения, близкого к народным плачам, но имеющего необычное для фольклора политическое содержание). Число произведений, возникших под влиянием острых потребностей русской действительности и не укладывающихся в традиционные жанры, все растет и растет. Появляются исторические повести о тех или иных событиях. Жанр этих исторических повестей также не был воспринят из переводной литературы. Особенно много исторических повестей возникает в период монголо-татарского ига. «Повести о Калкской битве», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Китежская легенда», рассказы о Щелкановщине, о нашествии на Москву Тамерлана, Тохтамыша, различные повествования о Донской битве («Задонщина», «Летописная повесть о Куликовской битве», «Слово о житии Дмитрия Донского», «Сказание о Мамаевом побоище» и пр.) – все это новые в жанровом отношении произведения, имевшие огромное значение в росте русского национального самосознания, в политическом развитии русского народа.

В XV в. появляется еще один новый жанр – политическая легенда (в частности, «Сказание о Вавилоне граде»). Жанр политической легенды особенно сильно развивается на рубеже XV и XVI вв. («Сказание о князьях Владимирских») и в начале XVI в. (теория Москвы – Третьего Рима псковского старца Фи-лофея). В XV в. на основе житийного жанра появляется и имеет важное историко-литературное значение историко-бытовая повесть («Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе» и многие другие). «Сказание о Дракуле-воеводе» (конец XV в.) – это также новое в жанровом отношении произведение.

Бурные события начала XVII в. порождают огромную и чрезвычайно разнообразную литературу, вводят в нее новые и новые жанры. Здесь и произведения, предназначенные для распространения в качестве политической агитации («Новая повесть о преславном Российском царстве»), и произведения, описывающие события с узколичной точки зрения, в которых авторы не столько повествуют о событиях, сколько оправдываются в своей прошлой деятельности или выставляют свои бывшие (иногда мнимые) заслуги («Сказание Авраамия Палицына», «Повесть Ивана Хворостинина»).

Автобиографический момент по-разному закрепляется в XVII в.: здесь и житие матери, составленное сыном («Повесть об Улиянии Осоргиной»), и «Азбука», составленная от лица «голого и небогатого человека», и «Послание дворительное недругу», и, собственно, автобиографии – Аввакума и Епифания, написанные одновременно в одной земляной тюрьме в Пустозерске и представляющие собой своеобразный диптих. Одновременно в XVII в. развивается целый обширный раздел литературы – литературы демократической, в которой значительное место принадлежит сатире в ее самых разнообразных жанрах (пародии, сатирико-бытовые повести и пр., и пр.). Появляются произведения, в которых имитируются произведения деловой письменности: дипломатической переписки (вымышленная переписка Ивана Грозного с турецким султаном), дипломатических отчетов (вымышленные статейные списки посольств Сугорского и Ищеина), пародии на богослужение (сатирическая «Служба кабаку»), на судные дела (сатирическая «Повесть о Ерше Ершовиче»), на челобитные, на росписи приданого и т. д.

Сравнительно поздно появляется систематическое стихотворство – только в середине XVII в. До того стихи встречались лишь спорадически, так как потребности в любовной лирике удовлетворялись фольклором. Поздно появляется и регулярный театр (только при Алексее Михайловиче). Место его занимали скоморошьи представления. Сюжетную литературу в значительной мере (но не целиком) заменяла сказка. Но в XVII в. в высших слоях общества рядом со сказкой появляются переводы рыцарских романов (повести о Бове, о Петре Златых Ключей, о Мелюзине и пр.). Особую роль в литературе XVII в. начинает играть историческая легенда («Сказание об убиении Даниила Суздальского и о начале Москвы») и даже сочинения по тем или иным вопросам всемирной истории («О причинах гибели царств»).

назад<<< 1 . . .  22 >>>далее

Календарь
«  Январь 2022  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Класс (курс) обучения участника:

9 « Б»

Тематическое направление:

« Кто к нам с мечом придёт- от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская земля!»: 800- летие со дня рождения Александра Невского

Тема сочинения:

« Наследие Александра Невского»

     Кто такой Александр Ярославович Невский, и какое наследие он за собой оставил? Александр Ярославович Невский- это выдающийся государственный деятель, полководец Древней Руси и Великий князь Владимирский. Он оставил за собой огромное наследие, и поспорить с этим вряд ли кому-то удастся. В честь него было возведено множество памятников, построено храмов и создано других культурных ценностей, которые мы храним по сей день. Об этом и пойдёт речь в моём сочинении.

   Начнем с того, что память об Александре Невском можно встретить почти в каждом городе, ведь есть улицы, переулки и площади, которые были названы в честь него. Также, существует множество православных храмов, посвящённых ему. Например, такие храмы, как: Александро-Невский Новоярмарочный собор в Нижнем Новгороде, Храм-памятник Александра Невского в Софии , Александро-Невский собор в Лодзе ( одно из красивейших зданий Привисленского края, увековечивал великий образ Царя-Освободителя ), Храм Александра Невского в Княжьем Озере ,

Собор в честь Александра Невского- святого покровителя оружейников ( был главным храмом Ижевского оружейного завода ), Собор Александра Невского в Ялте ( построен в память о ЦареОсвободителе ), Александро-Невский собор в Мстиславле ( построен к 650-летию со дня рождения великого русского князя ) и другие. Всё это показывает нам, что благодаря памяти об Александре Невском, развивается Православная культура, помогающая всем поколениям не забывать нашу историю, а также помогает культурно процветать.

    Но нам этом память о столь великом правителе не заканчивается. В разных городах России расположены прекрасные памятники, посвященные Александру Невскому. Например, в таких городах, как: Санкт-Петербург, Псков, Новгород, Курск, Владимир, Александров, Ростов-на-Дону,

Москва и т.д. Жителям вышеперечисленных городов невероятно повезло иметь возможность лицезреть образ Великого полководца почти каждый день, ведь это помогает им не забыть то, что он сделал для нашего будущего. И я искренне счастлива, что в столице нашего края тоже есть памятник, созданный в честь Святого Александра Невского.

    Также существуют другие проявления уважения к памяти Святого лика. Например, существует Орден Александра Невского, который вручается за высокие заслуги перед Российской Федерацией. Помимо этого, огромный вклад был внесён писателями, режиссерами и художниками. Приведу примеры книг, в которых идёт речь о великом князе Владимирском – Александре Невском: «Александр Невский» из серии «Ратоборцы» авторства Алексея Югова, «Александр Невский» авторства Александра Сегеня, «Лазутчик Александра Невского» Сергея Юхнова, «Александр Невский» (также, Князь Ярослав и его сыновья) Бориса Васильева, «Легенды серебряного кольца Александра Невского»  Александра Селезнёва, «Юность полководца»  Василия Григорьевича Янчевецкого. А в кинематографе мы можем отметить такие увлекательные и познавательные фильмы, как: «Александр Невский» режиссёра Сергея Эйзенштейна, «Житие Александра Невского» режиссёра Георгия Кузнецова, «Александр. Невская битва» режиссёра Игоря Каленова. Из этих фильмов можно почерпнуть большое количество полезной информации, которая поможет лучше запомнить и понять историю того времени. В живописи дела обстоят также хорошо, так как существуют картины, написанные по Святому образу князя: Н. Рерих «Александр Невский поражает ярла Биргера», Вл. Серов «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища», М. Нестеров «Кончина благоверного князя Александра Невского», М. Нестеров «Благоверный князь Александр Невский, молящийся в храме Святой Софии перед Невской битвой», Г. Семирадский «Погребение Александра Невского», Г. Семирадский «Кончина Александра Невского», Г. Семирадский «Александр Невский принимает папских легатов», Г. Семирадский «Александр Невский в Орде», Ф. Солнцев «Александр Невский принимает благословение перед боем со шведами», В. Шебуев «Благоверный князь Александр Невский», Г. Угрюмов «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами», О. Маслов «Не в силе Бог, но в Правде. Александр Невский», В. Меньшин «Невский перед боем», Н. Карпель «Александр Невский» и другие. Картины дают нам возможность увидеть и представить, как всё могло быть на самом деле. Они помогают развивать воображение у детей и дают пищу для размышлений взрослым.

     В честь Великого Александра Невского было названо, построено и создано множество величайших культурных достояний России. Всех их не перечислишь. И я бы хотела, чтобы они просуществовали ещё огромное количество лет и столетий. Но увы, ничего не вечно, особенно,

учитывая то, что люди становятся всё более и более безразличными к нашей истории и культуре.

    Мне бы хотелось донести до людей, что если мы начнем забывать события прошлого и относиться к окружающему миру и духовным ценностям наплевательски, то всё, что строилось тысячелетиями, рухнет. Плохие моменты истории начнут повторяться, и мы будем совершать те

же ошибки, что и наши предки, а этого ни в коем случае нельзя допустить. Поэтому, я прошу вас, будьте внимательны к миру и смотрите на него без призм чужих заляпанных очков.

В московских театрах, даже самых популярных, могут возникать проблемы с режиссурой, сценографией, драматургией, но проблем с отличными актерскими работами, даже в самых скромных труппах, нет никогда. Спасибо Станиславскому: у нас — грандиозные лицедеи, и мы не зря их любим! В ноябре именно актеры по-настоящему блеснули, восхитили, поразили. Театральный критик Влад Васюхин — о самых интересных столичных премьерах ноября, специально для «Известий».

«Война и мир»

Театр имени Евгения Вахтангова

Пятичасовой спектакль по толстовской эпопее, поставленный Римасом Туминасом к 100-летию руководимого им Вахтанговского театра, народная молва с первого же показа определила в шедевры. Типичный отзыв: «Восторг! Нет слов! Всем смотреть!» А тех, кто делал робкую попытку даже не возражать или сомневаться, а просто не ликовать слишком бурно, в соцсетях подвергали анафеме и отлучали от искусства.

Нельзя сказать, что своим спектаклем выдающийся режиссер окончательно и бесповоротно «закрыл тему». Однако теперь определенно никому не стоит воплощать на сцене «Войну и мир» лаконично и аскетично. Сразу же упрекнут: так уже было у Туминаса!

В его спектакле нет золота и хрусталя. Нет роскоши и гламура. Почти нет ярких красок. И, разумеется, никакого видео, титров или иных визуальных спецэффектов. Есть строгий отбор деталей, когда первый бал на пустой сцене изображает не толпа расфуфыренных статистов, а одна кружащаяся Наташа Ростова, к которой позже присоединяется князь Андрей. Когда Бородинское сражение показано через одного солдата, а московский пожар — через горящую каминную спичку. Музыка здесь — полноправный, безупречный и почти несмолкаемый герой.

Очень трудно выделить кого-то из исполнителей, ведь заняты многие «первачи» труппы — от новобранцев до ветеранов. И учредители театральных премий будут правы, если отметят весь ансамбль. Но можно смело сказать, что Евгений Князев и Виктор Добронравов (отец и сын Болконские) сделали здесь свои лучшие роли, что великолепны Павел Попов и Денис Самойлов, играющие в очередь Пьера Безухова, что невероятна разменявшая девятый десяток Людмила Максакова в роли Перонской.

«Мама»

Театр имени Моссовета

Театралам не надо объяснять, кто такая Анастасия Светлова. Это идеальная героиня для рубрики «Звезды трудной судьбы», и в этом ее можно сравнить с другой магнетической актрисой, долгое время игравшей в провинции, Розой Хайруллиной. Посмотреть спектакли с участием Светловой москвичи специально ездили в Ярославль, где еще недавно она была примой знаменитого Волковского театра.

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Когда стало известно, что Анастасия сыграет главную роль в пьесе «Мама» современного французского драматурга Флориана Зеллера, публика замерла в предвкушении. И потому что Зеллера называют новым Мольером (в Москве идут его пьесы «Папа» и «Сын», которые вместе с «Мамой» составляют трилогию), и потому что Светлова может сыграть всё. Не зря свою первую «Золотую маску» актриса получила с формулировкой «за предельность и полноту сценического существования».

И хотя в этой сложносочиненной пьесе есть еще пять персонажей, «Мама» стала бенефисом и даже моноспектаклем большой актрисы, находящейся, говоря словами Пастернака, «в силе». Чего не скажешь о ее героине: несчастная Анна, брошенная жена и мать двоих равнодушных детей, теряет рассудок. И не так-то просто понять — где реальная жизнь, а где плоды ее больного воображения, кошмарные сны, мутный поток воспоминаний…

Молодой режиссер Павел Пархоменко получил уже массу упреков: мол, поставил пьесу «в лоб», без полутонов, не раскрыл те или иные семейные конфликты, спектаклю не хватает тишины. Ему даже ставят в вину, что чрезмерно используется театральный дым как банальная метафора тумана в голове героини. Со всем этим можно спорить, а можно и соглашаться, но одно Павлу, безусловно, можно поставить в заслугу: благодаря ему выдающаяся актриса сыграла выдающуюся роль.

«Вальпургиева ночь, или Шаги Командора»

МХТ имени Чехова

Главный герой — поэт Лев Гуревич (его потрясающе играет любимец публики Дмитрий Назаров). Накануне Первомая, или Вальпургиевой ночи, он попадает не на Лысую гору, а в психбольницу, где обитают советские маргиналы — от реальных сумасшедших до диссидентов и правдоискателей. Один из них — его антагонист, некто Прохоров, староста и диктатор второй палаты (неожиданный и многоликий Игорь Верник). Их пикировки — важная часть сюжета. Гуревич достает для своих новых товарищей метиловый спирт, и в финале вся сцена — в мертвецах.

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Если бы Венедикту Ерофееву сказали, что однажды его постмодернистское сочинение будут играть в главном театре страны, он бы точно напился от удивления. Но факт остается фактом. Жаль, автор не дожил.

Единственная ерофеевская пьеса — трагедия в пяти актах, написанная в 1985 году, заканчивается ремаркой «Никаких аплодисментов». Это тоже еще одно подтверждение, что предназначена она больше для чтения, чем для подмостков.

К сожалению, значительная часть пьесы с ее словесными играми, цитатами, советскими клише и многочисленными именами исторических личностей, судя по реакции зала, пролетает мимо зрителей. Но рука не поднимается винить в этом умного режиссера Уланбека Баялиева, сделавшего стильный и крепкий спектакль, напоминающий работы его учителя — Сергея Женовача, а тем более, бросать претензии яркой и убедительной актерской команде.

«Екатерина»

Школа драматического искусства

У пьесы Елены Греминой «За зеркалом» был мощный старт — в 1993 году ее поставили в Художественном театре, а роль Екатерины II сыграла сама Галина Вишневская. Но после это «действо о злосчастной молодости, напрасной любви и торжествующем коварстве» театры почему-то игнорировали. И то, что недавний выпускник ГИТИСа Максим Иванов обратил внимание на изящно написанную историю любви 50-летней императрицы и ее 24-летнего фаворита — поручика Александра Ланского, жившего за зеркалом парадной спальни Екатерины, делает честь его вкусу.

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

Кроме главных персонажей (их страстно играют Екатерина Аликина и дебютант Алексей Славкин, продолжающий знаменитый актерский род Симоновых-Кайдановских) есть еще одно равноправное действующее лицо исторической драмы — графиня Брюс, придворная дама (Мария Зайкова). И в качестве отдельного героя в спектакле о загадочной русской любви существует хор (музыку к спектаклю написал Дмитрий Котов).

Особенность этого отточенного до мелочей зрелища еще и в том, что оно удачно вписано в зал «Глобус», который — почти как у Шекспира — имеет пятиярусную сценическую вертикаль и три яруса деревянных зрительских галерей.

«Балалайкин и Ко»

Театр «Прогресс — Сцена Армена Джигарханяна»

Для первой постановки в качестве худрука театра, прежде носившего имя его основателя и бессменного руководителя — легендарного Армена Джигарханяна, а теперь получившего длинное и странное название, отсылающее к работавшему в этом здании кинотеатру «Прогресс», Сергей Газаров взял небанальный материал.

Фото: Театр Прогресс

Пьеса Сергея Михалкова «Балалайкин и Ко», написанная по сатирическим очеркам Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия», очень редкий гость на подмостках. Мало кто отваживается с беспощадностью и сарказмом говорить про мир бездуховности, чистогана и полицейского произвола, где, чтобы выжить, необходимо «годить», даже если речь идет про XIX век. Однако первая постановка пьесы вошла в историю русского советского театра: в 1973 году Георгий Товстоногов, на тот момент главный режиссер страны, поставил ее в московском «Современнике» с блестящим составом.

Вот и Газаров, задумав этот спектакль, усилил бедный на звездные и медийные имена театр приглашенными Сергеем Чонишвили, Сергеем Серовым, Сергеем Климовым и Андреем Анкудиновым. И они не подкачали.

Получилось очень плотное, динамичное и красивое зрелище, где есть и цыганский хор, и полураздетые дамы, и группа гуттаперчевых парней, обозначенная в программке в качестве коллективного персонажа — Страхи. Одна беда: злободневный текст на этом карнавале страстей пролетает мимо ушей и кажется архитектурным излишеством…

  • Сочинение по морали басни ворона и лисица
  • Сочинение по математике 3 класс про цифры
  • Сочинение по морали басни обоз
  • Сочинение по музыке 6 класс на тему в чем сила музыки
  • Сочинение по математике 5 класс математика в профессии моих родителей