Сочинение по максиму горькому старуха изергиль

Главная сочинения поздравления поздравительные открытки форум сочинения на разные темы краткие содержания готовые домашние задания сочинения на лингвистическую тему сочинение
  • Главная

  • Сочинения

  • Поздравления

  • Поздравительные открытки

  • Форум

  • Сочинения на разные темы

  • Краткие содержания

  • Готовые домашние задания

  • Сочинения на лингвистическую тему

  • Сочинение ОГЭ

  • Сочинения ЕГЭ

  • Правила русского языка

  • Сочинения по русскому языку

  • Сочинения по русской литературе

  • Анализ стихотворений

__________________________

Главная » Статьи » Горький М. » Старуха Изергиль

В категории материалов: 33
Показано материалов: 11-20
Страницы: « 1 2 3 4 »

Сортировать по:
Рейтингу


Размышления над рассказом М. Горького «Старуха Изергиль»

“Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу”, — так начинает Максим Горький одно из своих лучших произведений. В “Старухе Изергиль” отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Рассказ относится к ранним произведениям Горького и продолжает романтическую линию

Старуха Изергиль |
Просмотров: 192 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»?

Рассказ «Старуха Изергиль» был написан в 1895 году. Он занимает особое место в творчестве Максима Горького. В этом произведении уже чувствуются некоторые особенности революционного романтизма. Без сомнения, автор стал новатором в литературе, ибо большинство писателей работали в реалистическом ключе.

Старуха Изергиль |
Просмотров: 227 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

Главная заслуга М. Горького заключается в том, что он ввёл в литературу героев смелых, свободолюбивых, готовых к подвигам во имя великой идеи. Это было новым для литературы конца ХIХ века. Образы Горького были написаны живо, яркими красками, что способствовало выделению какой-либо отдельной, самой главной черты в герое.

Старуха Изергиль |
Просмотров: 222 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

Особенности композиции повести М.Горького «Старуха Изергиль»

«Старуха Изергиль» — произведение, где в аллегорической форме изображается авторский идеал личности. Даже в реалистическую основу повествования проникают элементы романтизации: действие происходит в Бессарабии, на морском берегу, где рассказчик работает на сборе винограда.
    Природа этого края кажется «странной и сказочной».

Старуха Изергиль |
Просмотров: 290 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ «Старуха Изергиль», которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни.

Старуха Изергиль |
Просмотров: 194 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали писателя главой передовых сил демократической литературы.

Старуха Изергиль |
Просмотров: 256 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

 Ранний период творчества М. Горького отличается глубоким романтическим пафосом, верой в человека и его безграничные возможности, в необходимость кардинального преобразования мира. Ранние герои писателя выражают свободы, любви, служения людям.

Старуха Изергиль |
Просмотров: 402 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?

Практически все творчество М. Горького отличается романтическим пафосом, верой в человека и его безграничные возможности, в необходимость кардинального преобразования мира. Примеры тому мы находим как в ранних произведениях писателя, так и в его зрелом творчестве.

Старуха Изергиль |
Просмотров: 274 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького «Старуха Изергиль» )

Что такое судьба? Ожегов трактует значение этого слова как «стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека». Но так ли это? Я уверена, что каждый человек — «сам себе судьба». Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» — подтверждение тому.

Старуха Изергиль |
Просмотров: 373 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).

Первые произведения М.Горького сразу привлекли к себе внимание своим романтическим пафосом, изображением гордых и смелых людей, жизнеутверждающим гуманизмом. Горький считал, что правда искусства требует изображения людей такими, какие они есть, но он говорил, что это будет не вся правда. Наряду с этим писатель должен показывать, какими они должны быть.

Старуха Изергиль |
Просмотров: 312 |

Добавил: aleck-vdovenko2012 |
Дата: 02.03.2015
| Комментарии (0)

1-10 11-20 21-30 31-33

(521 слово) Максим Горький — русский писатель, поэт и драматург. Именно этот автор стал основоположником литературы социалистического реализма. Одним из главных произведений Максима Горького является рассказ «Старуха Изергиль». Работу над ним выдающийся писатель начал в 1891 году. В этот период Максим Горький совершал путешествие по Бессарабии. Данная поездка произвела сильное впечатление на взгляды автора. В 1895 году произведение было опубликовано на страницах «Самарской газеты». Оно построено по принципу «рассказ в рассказе». Одна из легенд посвящена доброму и бесстрашному Данко. Рассмотрим поподробнее его характеристику.

В образе главного героя автор воплотил самоотверженного и бесстрашного человека, наделенного героизмом и мужеством. Данко здоров и физически крепок, но основная его сила — духовная. Он вдохновлен человеколюбием и ответственностью за будущее своего племени. Когда племя героя заблудилось в лесу, он осознал, что настал час выполнить свою миссию. Главный герой поставил цель: спасти своих соплеменников их темной чащи. Путь людей оказался слишком трудным. К сожалению, очень часто случается так, что, кто не спасает людей быстро, становится предателем в их глазах. Люди теряют силы из-за сложившихся условий, в чем обвиняют лидера. Но Данко не потерял веру в свое предназначение, слушая эти упреки. Когда настал необходимый момент, Данко вынул свое горящее сердце, чтобы осветить людям путь. Ценой собственной жизни герой спас их. Данный поступок свидетельствует о подлинном героизме персонажа. Ведь не каждый сможет стать счастливым, жертвуя собой во благо великой идеи. Однако у главного героя это получилось. Данко платит собой за то, чтобы его племя выжило. И погибает он с гордой улыбкой на устах.

По своей натуре герой является удивительно храбрым и мужественным человеком. Данко не боится собственной смерти, ведь речь идет об опасности для жизни всего рода. Кроме того, персонаж отличается альтруизмом и состраданием, которые вдохновляют его на роль бескорыстного вождя. Данко выступает в роли лидера, он не боится брать на себя огромную ответственность. При этом он ничего не просит для себя. Поэтому герой, будучи харизматичным человеком, убеждает людей пойти за ним следом. Люди симпатизируют Данко, они уверены, что он сможет вывести их из леса. Но несмотря на все положительные черты Данко, он остался одиноким и вступил в конфликт с толпой. Он отдал жизнь ради нее, но взамен не получил даже понимания. Народ, который спас герой, отнесся к его подвигу не как к героизму, а как к обязанности. Смерть главного героя вызывает удивление у читателей. Потеряв последние силы, герой падает на землю. В последние мгновения жизни Данко замечает, как люди радуются и веселятся, забывая о нем. А искры от его горящего сердца кто-то затаптывает, «как бы чего не вышло». Но образ Данко вызывает невероятное уважение у автора и читателей. Ведь герой, умирая, нисколько не пожалел о своем поступке.

Можно утверждать, что в образе Данко писатель продемонстрировал революционное начало, характерное для того исторического периода, в котором создавался рассказ «Старуха Изергиль». Безусловно, Данко является олицетворением милосердия, самоотверженности и любви к ближним — как революционеры, которые бескорыстно вели народ к просвещению и борьбе за свободу. Несмотря на великий поступок главного героя, его жизнь закончилась трагически, как и у многих, кто жертвовал собой ради великой идеи. Те люди, ради которых персонаж отдал свою жизнь, не оценили подвиг Данко по достоинству. Зато он сам был горд собой по праву: он спас свой народ и выполнил свое предназначение.

Черты характера Данко Цитаты
Красота и смелость «Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы.»»…его смелое сердце.»
Рациональность мышления Кто ничего не делает, с тем ничего не станется
Решительность и уверенность в себе Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – всё на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..» 
Неоспоримые достоинства: инициативность, активность, отвага Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня. 
Лидерские задатки «Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас!» 
Сострадание к людям и смирение «Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло.»
Любовь к людям и ответственность за них Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. 
Самопожертвование и герои «И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Гордость «…гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. 
Бескорыстие и альтруизм «…точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе.»

Автор: Виктория Комарова

Богатый жизненный опыт дал М. Горькому обильный материал для его первых произведений. В эти же ранние годы вырабатываются главные идеи и темы его творчества. Это, прежде всего, идея активной личности.
В рассказе “Старуха Изергиль” повествование строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерное противопоставление двух мировоззрений. Герой-повествователь – носитель общественного сознания принадлежит к тем, о ком говорят: “Стариками родитесь вы, русские.
Мрачные все, как демоны”, и романтические
герои – красивые, смелые, сильные люди, которые по жизни “шли, пели и смеялись”. Романтический герой и общество – как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, ставится вечный вопрос: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде.
Это ярко проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры, который открыто нарушил закон общества, противопоставил себя людям, возвысил себя над средой и был наказан вечным одиночеством. Ему противопоставлен герой Данко.
Рассказ о нем построен как аллегория поиска пути из мрака к свету, к лучшей, справедливой
жизни. В Данко писатель воплотил образ вождя народных масс. И образ этот создан в лучших романтических традициях. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, она враждебна ему.
Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом толпа, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками. Данко – герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования.
Итак, мы видим, что Ларра сам виноват в своих пороках, он воплощение цинизма и индивидуализма, а Данко находится на другом полюсе спектра духовных возможностей человека. И смысл противопоставления этих двух героев заключается в том, чтобы ярче показать героизм и самопожертвование одного и агрессивный индивидуализм другого.
(No Ratings Yet)
Loading…

Похожие сочинения:

В чем смысл противопоставления Данко и Ларры? (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”) План I. Поиски героя – сильного и свободного человека. II. Данко и Ларра – исключительные люди. 1. Все дело в “векторе направленности” личности. 2. Всеобъемлющая любовь героя легенды к народу….
ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ В ПОДВИГЕ ДАНКО? (по ранним произведениям М. Горького) Раньше или позже перед каждым человеком встает вопрос – зачем жить? И каждый решает его по-своему. Люди разные. Поэтому одни отбрасывают этот вопрос, погружаясь в суету и поиск материальных благ,…
Данко – “лучший из всех” М. Горький написал романтическое произведение “Старуха Изергиль”, в котором главная героиня – старая, умудренная жизнью женщина – рассказывает легенды о двух сильных личностях: Ларра и Данко. Гордый, “лучший из всех”…
Анализ легенды о Данко из рассказа Горького “Старуха Изергиль” В чем же смысл жизни по Горькому? Он максималист. Этот горячий революционер-романтик считает, что человек должен стать факелом, который осветит людям путь к лучшей жизни. “О смелый Сокол!.. Пускай ты…
Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” Время, в которое создавались ранние романтические произведения Горького, было тяжелым и неопределенным: над страной сгущались революционные тучи, были обострены до предела все социальные противоречия. Лучшие писатели-реалисты того времени А. П….
Сочинение на тему: “Легенда о Данко” А. М. Горького” “Легенда о Данко” повествует нам об огромной любви и самопожертвовании во имя людей. Далеко немногие способны на такие поступки, порой кажется, что таких людей просто не осталось. Такая личность как…
Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого Нет истинного величия там, где нет Простоты, добра и правды. Л. Н. Толстой Образы Кутузова и Наполеона в “Войне и мире” – это воплощение взглядов Толстого на роль выдающейся личности…
Григорий Печорин и Максим Максимыч, смысл их противопоставления Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч – два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим Максимыч – рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе…
ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ, СМЫСЛ ИХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ КЛАССИКА М. Ю. ЛЕРМОНТОВ ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ, СМЫСЛ ИХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч – два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии….
Две битвы в “Слове о полку Игореве” и смысл их противопоставления Игорь Святославович Новгород-Северский, его сын – Владимир Путивльский, племянник – князь Святослав Олегович Рыльский, вместе с дружиной, присланной от Ярослава Всеволодовича Черниговского, выступили в поход на половцев, не сговорившись с…
Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого “Войнам мир”. Смысл их противопоставления Народное торжество на Бородинском поле, победа над Наполеоном осмысляется писателем с морально-философской точки зрения как победа справедливости, человечности над злом. В сущности, основная тема нравственно – философского плана эпопеи –…
Идейно-художественное своеобразие рассказа Старуха Изергиль Идейно-художественное своеобразие Композиция рассказа (вступление – легенда о Ларре – рассказ о жизни Изергиль – легенда о Данко – заключение) устанавливает связь между легендой и реальной действительностью. Две легенды в…
Система образов романтических произведений М. Горького Система образов в рассказах Горького полностью подчинена стремлению автора раскрыть основную тему своих произведений. Герои романтических произведений Горького – люди исключительные. Такими изображены Рада и Лойко – герои рассказа “Макар…
В чем смысл жизни? Литературная критика из всех ранних произведений Максима Горького выделила рассказ “Старуха Изергиль” как самый романтический и поэтичный. Его герои – смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о…
В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ? (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”) На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтичный. Его герои – смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре…
ЗНАЧЕНИЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ГУЛЛИВЕРА ЛИЛИПУТАМ ЗНАЧЕНИЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ГУЛЛИВЕРА ЛИЛИПУТАМ 1 вариант Книга “Путешествие Гулливера” увидела свет в XVII веке. В фантастической форме Джонатан Свифт изобразил ненавистные ему нравы и порядки в Англии того времени. Давно…
Человек в ранних рассказах А. М. Горького Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них тоже несколько романтичен. Для него превыше всего свободолюбие и гордость. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно с такими героями,…
Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М. Горького Писателя должно лихорадить от волнения и восторга. Р. Брэдбери Глубина и нежность молдавской ночи, темнота леса, где жарким огнем вспыхнуло сердце Данко, жуткие аккорды разбушевавшейся стихии, где “гордо реет Буревестник,…
Образ героического человека в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ “Старуха Изергиль”, которым писатель стремился…
Герои ранних рассказов Максима Горького Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них, исполненного свободолюбия и гордости, тоже возвышен и романтичен. Горький талантливо живописал их внешность. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно…
Герои и проблематика романтической прозы Горького Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы – “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”. В первом из них писатель по всем…
В чем смысл жизни? (по ранним рассказам М. Горького) Ему было около двадцати пяти лет, когда однажды весной на берегу Волги он увидел женщину, оказавшуюся на отколовшейся льдине. Он не растерялся – сбросил пальто и устремился к воде. Вдвоем…
Романтические произведения М. Горького Ранняя романтика Горького проникнута поисками активного героя-борца за свободу, за человеческое достоинство. Эпиграфом к жизни такого героя могли бы стать слова из “Песни о Соколе”: “… безумству храбрых поем мы…
Романтизм ранних рассказов М. Горького К романтическим рассказам Горького относятся “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, “Девушка и смерть”, “Песня о Соколе” и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно….
Рассказ “Старуха Изергиль” Максим Горький Рассказ “Старуха Изергиль” Рассказ “Старуха Изергиль” был написан в 1894 году. Как правило, жанр “Старухи Изергиль” определяют как рассказ. Однако жанровая природа этого произведения неоднозначна, поскольку оно включает…
Сочинение на тему: “Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!” Жизнь человека бессмысленна, если в ней нет цели, не правда ли? Думается, с этим согласится подавляющее большинство людей. Невзирая на то, что существование человека конечно и все умирают, все же…
Вопросы и ответы к раннему творчеству А. М. Горького Чем был обусловлен неоромантизм раннего творчества Горького? Неоромантизм раннего творчества Горького обусловлен условиями жизни и творчества писателя. В период нарастания революционного движения нужно было сказать новое слово в литературе, требовался…
Идейно-художественное своеобразие рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” Рассказ “Старуха Изергиль” (1895 г.) занимает важное место в раннем творчестве Максима Горького. В произведении явственно ощущаются черты революционного романтизма. Оригинально композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется…
Смысл названия пьесы “Гроза” А. Н. Островского В “Грозе” Островский предпринимает попытку художественного осмысления конфликта между светлыми и темными началами русской жизни, изображая его через семейнобытовой конфликт в купеческой среде, доведенный до трагического противоречия. Название пьесы многозначно…
Идейно-тематическое содержание романтических произведений М. Горького В основе романтической концепции Горького лежат мотивы протеста и бунтарства. Писатель не принял мотива трагического одиночества и обреченности романтического героя прошлого. Поэтому даже трагическая развязка конфликта в романтических произведениях Горького…
В чем смысл противопоставления Данко и Ларры?

                                                        
Викторина

-Дорогие ребята!

Сегодня мы
проводим викторину на знание жизни и творчества А.М. Горького. На уроках,
посвященных  А.М. Горькому, вы должны были извлечь одну простую и ясную мысль: величие
таланта Горького состоит в великой любви к людям. Этим чувством проникнуты его
произведения «Детство», «В людях», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» и
многие другие. 

-Командам
будут предложены вопросы из биографии и творчества писателя, вы обсуждаете
ответ, а отвечает та команда, которая первой поднимет руку.

За
правильный ответ вам дается один балл в виде горьковчанки-шляпа Горького.

Ну,
а раз это игра, то позвольте представить вам строгое и справедливое жюри…
(представление жюри).

-Итак,
начинаем.

1)
Назовите день рождение и место рождения писателя?

(16
(28) марта 1868 г. в Нижнем Новгороде).

2)
Назовите профессию отца писателя. (столяр-краснодеревщик).

3)
Назовите имя, отчество, фамилию отца писателя.              (Максим
Савватиевич Пешков).

4)
Назовите имя, отчество, фамилию деда писателя.  (Василий Васильевич
Каширин).

5)
Назовите все книги автобиографической трилогии писателя.  («Детство», «В
людях», «Мои университеты»).

6)
Назовите имя, отчество матери писателя.

(Варвара
Васильевна Каширина-Пешкова).

7)
Как звали бабушку писателя.   (Акулина Ивановна).

8) Назовите город
на Волге, откуда приехали Пешковы в Нижний Новгород.     (Астрахань)

9) Какой предмет,
поменявший цвет, послужил причиной первого наказания для Алёши в повести
«Детство»?

(Белая
праздничная скатерть, которую Алёша решил перекрасить)

10) В какой
университет хотел поступить Алёша Пешков?

(В Казанский
университет)

11) Что нагрели
неистощимые на «жестокие» выдумки дядья и подсунули под руку мастеру Григорию,
а попало это деду?

(Напёрсток)

12) С каким
ласковым зверем сравнивает автор бабушку?

(С кошкой)

13) Как звали
гнедого коня, любимца бабушки?   (Шарап)

14) Кому посвятил
писатель «Детство»? Своему сыну Максиму.

15)Как подписывал
будущий писатель свои фельетоны в газете и что означает этот псевдоним? Иегудиил
Хламида; от др.евр. иегуда – иудей; церк.слав. – плащ, мантия, накидка

16) Каким словом
определяет Горький такой тип людей: «Человек без определённого места
жительства, не связанный постоянным трудом, семьёй, не владеющий собственностью
и потому не заинтересованный в сохранении мира и спокойствия в обществе»?

(Босяки)


Мы продолжаем конкурс на знание творчества М. Горького.

 «Узнай
героя».  
По портрету нужно назвать героя
произведения. (За полное имя можно добавить 1 балл)

1.   
«Говорила она, как-то особенно выпевая
слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же
ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки
расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала
белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё
лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми
ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из чёрной табакерки, украшенной
серебром. Вся она – тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым,
весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась
легко и ловко, точно большая кошка, — она и мягкая такая же, как этот ласковый
зверь». (Бабушка Алёши, Акулина Ивановна)

2.   
«Весь он был складный, точёный, острый.
Его атласный, шитый шелками глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха
измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а всё-таки он казался
одетым чище и красивей сыновей, носивших пиджаки, манишки, шёлковые косынки на
шеях» (Дед Алёши, Каширин Василий Васильевич)

3.   
«Квадратный, широкогрудый, с огромной
кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шёлковую
рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы,
сверкали весёлые раскосые глаза под густыми бровями и белые зубы под полоской
молодых усов, горела рубаха, мягко отражая огонь неугасимой лампады» (Цыганок
Иван)

4.   
«Это был худощавый, сутулый человек, с
белым лицом в чёрной раздвоенной бородке, с добрыми глазами, в очках. Был он
молчалив, незаметен…вся комната его была заставлена и завалена какими-то
ящиками, толстыми книгами незнакомой мне гражданской печати; всюду стояли
бутылки с разноцветными жидкостями, куски меди и железа, прутья свинца»
(Хорошее Дело)

 «Пейзаж
в произведении»   Учитель:
Определите, из какого
произведения данный пейзаж.

1.    «Незаметно
плывёт над Волгой солнце, каждый час всё вокруг ново, всё меняется; зелёные
горы – как пышные складки на богатой одежде земли; по берегам стоят города и
сёла, точно пряничные издали; золотой осенний лист плывёт по воде» (Повесть
«Детство»)

2.    «Многие
тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за морем, на восход
солнца, есть страна большой реки, в той стране каждый древесный лист и стебель
травы даёт столько тени, сколько нужно человеку, чтоб укрыться в ней от солнца,
жестоко жаркого там. Вот какая щедрая земля в той стране!» (Рассказ «Старуха
Изергиль» — Легенда о Ларре)

3.    «Сидит
господь на холме, среди луга райского, на престоле синя камня яхонта, под
серебряными липами, а те липы цветут весь год кругом; нет в раю ни зимы, ни осени,
и цветы николи не вянут, так и цветут неустанно, в радость угодникам божьим. А
около господа ангелы летают во множестве, — как снег идёт, али пчёлы роятся, —
али бы белые голуби летают с неба на землю, да опять на небо и обо всём богу
сказывают про нас, про людей»   (Повесть «Детство»)

4.    «И
вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался позади, плотный и
немой…гроза была – там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала
степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река…был вечер, и
от лучей заката река казалась красной»             (Рассказ «Старуха
Изергиль» — Легенда о Данко)

5.
«Море – огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и неподвижно в дали,
облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим
южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков,
неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звёзд».     Песня о
Соколе

Назовите произведения М. Горького по начальным
строкам.

А)
Над седой равниной моря  Ветер тучи собирает.    (Буревестник)

Б)
«Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу».   
 (Старуха Изергиль)

В)
«Каждый день над рабочей слободкой, в дымном, масляном воздухе, дрожал и ревел
фабричный гудок, и, послушные зову, из маленьких серых домов выбегали на улицу,
точно испуганные тараканы, угрюмые люди, не успевшие освежить сном свои
мускулы». («Мать»)

Г)
с моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска
набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных скал»

(«Макар Чудра»)

Назовите
произведения М. Горького по заключительным строкам.

А) «Всё дремлет,
но дремлет напряжённо чутко, и, кажется, что вот в следующую секунду всё
встрепенётся и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков. Эти
звуки расскажут про тайны мира, разъяснят их уму, а потом погасят его, как
призрачный огонёк, и увлекут с собой душу высоко в тёмно-синюю бездну, откуда
навстречу ей трепетные узоры звёзд тоже зазвучат дивной музыкой
откровения…». Песня о Соколе

Б) «И на пустынном
берегу моря не осталось ничего в воспоминание о маленькой драме, разыгравшейся
между двумя людьми». Челкаш

В) «Насыпали холм
земли и на нём поставили грубый каменный крест».     Дед Архип и Ленька

Назовите
произведения М. Горького по звуковым фрагментам.

А) «…музыка плывёт
по степи. Хорошая музыка. Кровь загоралась в жилах от неё, и звала она куда-то.
Всем… от той музыки захотелось чего-то такого, после чего бы и жить уж не нужно
было, или, коли жить, так – царями над всей землёй…».       Макар Чудра

Б) «На берегу
запели… Сначала раздался контральто, — он пропел две-три ноты, и раздался
другой голос, начавший песню сначала, а первый всё лился впереди его… третий,
четвёртый, пятый вступили в песню в том же порядке. И вдруг ту же песню,
опять-таки сначала, запел хор мужских голосов. Каждый голос женщин звучал
совершенно отдельно, все они казались разноцветными ручьями и, точно скатываясь
откуда-то сверху по уступам, прыгая и звеня, вливаясь в густую волну мужских
голосов, плавно лившуюся кверху, тонули в ней, вырывались из неё, заглушали её
и снова один за другим взвивались, чистые и сильные, высоко вверх».      Старуха
Изергиль

В) «Бешено звенела
гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкапу дребезжала посуда…».   Детство

Назовите
произведения М. Горького, из которых приведены крылатые слова.

А) Рождённый
ползать – летать не может! 
(«Песня о Соколе».)

Б) Пусть сильнее
грянет буря! («Песня о Буревестнике»)

В) В карете
прошлого никуда не уедешь. («На дне»)

Г) «В жизни
всегда есть место подвигам» («Старуха Изергиль».)

Кто из горьковских персонажей:

1) рассказывал историю о влюблённых
цыганах, которые любили свободу больше всего на свете;
(Макар
Чудра)

2) посушила много сердец молодецких, так
как обладала замечательной красотой и гордым характером;
(Радда)

3) когда девушка оттолкнула его, ударил
её, а когда она упала, «встал ногой на её грудь, так что из её уст кровь
брызнула к небу»;
(Ларра)

4) разорвал руками себе грудь и вырвал из
неё своё сердце, чтобы осветить людям путь и вывести их из смрадного,
непроходимого леса;   Данко

5) утверждает: «Я славно пожил!.. Я знаю
счастье!.. Я храбро бился! Я видел небо…»;
(Сокол)

6) готов был на преступление из-за «двух
радужных» (двухсот рублей) и даже душу погубить не боялся;

(Гаврила)

7) гибнет ночью во время грозы в степи,
убежав в ужасе от умирающего деда;
(Ленька)

8) перекрасил праздничную скатерть в синий
цвет и был за это высечен «до потери сознания»;
(Алеша)

9) понюхав табаку, начинала рассказывать
«какие-то диковинные истории о добрых разбойниках, о святых людях, о всяком
зверье и нечистой силе»;
(бабушка
Алеши Пешкова Акулина Ивановна Каширина)

10) странствовал «с палкой в руке, с котомкой
за плечами, котелком и чайником у пояса»;
(Лука)

11) был телеграфистом, но, отсидев в
тюрьме за убийство, стал шулером;
(Сатин)

12) очутился в ночлежке потому, что ушёл
от своей жены, боясь убить её из-за ревности к другому;
(Бубнов)

Следующий
этап  «Составь иллюстрацию»

Команды получают
одинаковые иллюстрации к легенде о Данко, которые  разрезаны на части
разнообразной формы. Задача команд – сложить целостное полотно. Побеждает
команда, которая быстрее справится с заданием.


— Учитель: По
мнению Горького, «Есть две формы жизни: гниение и горение! Трусливые и жадные
изберут первую, мужественные и щедрые – вторую!» Будем стремиться к тому, чтобы
сердца наши горели, как щедрое сердце Данко, великой любовью к людям!

Дорогие
ребята! На этом наше мероприятие завершилось. Мы все надеемся, что оно
приблизило к вам великого, всю свою жизнь посвятившего служению людям писателя.
Вы увидели живого Горького, простого и доступного каждому читателю. Все присутствующие
заслуживают добрых слов за участие.  Спасибо! Надеемся, что было
интересно!

Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе. Уже известны направления, которые будут предложены выпускникам, поэтому мы предлагаем более детально разобрать каждое из них и возможные темы сочинений, а также узнать, какие советы по подготовке к первому экзамену дают ученикам опытные педагоги и репетиторы.

Итоговое сочинение 2022

Итоговое сочинение – допуск школьников к ЕГЭ в 11 классе. Проводится в первую среду декабря и оценивается по системе «зачет/незачет». Важно успешно сдать экзамен, чтобы получить право участия в ЕГЭ. Написание сочинения не составит труда, если заблаговременно начать подготовку и знать содержание нескольких литературных произведений.

Важно! Местом проведения итогового сочинения является школа, в которой учащийся получает образование. На выполнение работы отводят 3 часа 55 минут.

ФИПИ утвердил такие даты итогового сочинения в 2021-2022 учебном году:

  • 1 декабря 2021 года – основной поток;
  • 2 февраля 2021 года – первый резерв;
  • 4 мая 2022 года – второй резерв.

Итоговое сочинение по литературе 2022: темы, направления ФИПИ

Требования лояльнее, нежели критерии ЕГЭ, установленные ФИПИ. При «незачете» сочинение можно переписать еще 2 раза в учебном году. Пересдача будет доступна в таких случаях:

  1. Ученик не посетил экзамен по уважительной причине, подтвердив отсутствие официальным документом (не подойдут причины «проспал», «опоздал на маршрутку», а также любимые школьниками «семейные обстоятельства»).
  2. Ученик не смог завершить работу по состоянию здоровья (резко ухудшилось самочувствие на сочинении).
  3. Учащийся получил «незачет».

Обратите внимание! К пересдачам не будут допущены ученики, не явившиеся на экзамен без уважительной причины, а также лица, отстраненные от выполнения работы за списывание и нарушение дисциплины в аудитории.

Темы и направления итогового сочинения в 2021-2022 учебном году

Направления и темы 2022 года

Важно! Темы итогового сочинения 2021-2022 года никто не может знать заранее. Их оглашают уже после начала экзамена. Но в начале года выпускникам сообщают, какими будут основные направления, по которым можно будет писать итоговое сочинение в 2022 году.

Материал данной статьи опирается на официальное письмо Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году.

В письме говорится о том, что в 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким четырем актуальным темам.

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и наказание — вечная тема.
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Вот краткие пояснения к каждой теме, представленные на официальном сайте ФИПИ.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Возможные темы итогового сочинения по литературе в 2022 году к направлению «Человек путешествующий»:

  • Каким путём человек идёт к самому себе?
  • Любовь как путь самопознания.
  • Что может исказить жизненный путь человека?
  • Какие цели важно ставить на жизненном пути?
  • Как обрести счастье?
  • Возможен ли жизненный путь без ошибок?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Путешествие — способ познания себя и мира.
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Каковы цель и смысл жизни человека?
  • Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
  • Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
  • Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
  • Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
  • Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Что значит: идти ногу со временем?
  • Что человек ищет в путешествиях?
  • Почему люди хотят путешествовать?
  • Как путешествия развивают личность?
  • Чему человек может научиться в путешествии?
  • Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
  • Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?
  • Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно — идти»?
  • Как выбрать свой жизненный путь?
  • Как не сбиться с жизненного курса?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

«Путешествие из Петербурга в Москву»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Джеймс Джойс «Эвелин»

Ч. Айтллатов «И дольше века длится день»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Р. Брэдбери «И грянул гром»

Г. Уэллс «Машина-времени»

Д. Лондон «Любовь к жизни»

О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»

В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Э. Форстера «По ту сторону изгороди»

А. Платонова «Неизвестный цветок»

К.Г. Паустовского «Телеграмма»

О. Генри «Мишурный блеск»

А. Платонова «Юшка»

Ф. Брауна «Приказ есть приказ»

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

В направлении «Цивилизации и технологии…» в 2022 году могут быть предложены такие темы сочинений по литературе:

  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Как развитие технологий повлияло на общество?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия?
  • Какие научные открытия опасны?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита».

Чернышевский «Что делать?»

Шолохов «Поднятая целина»

Р. Брэдбери «Вельд»

В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

Ж. Верн «Вверх дном»

Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой»

Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка»

Ч. Айтматов «Плаха»

А. Платонов «Котлован»

А.И. Куприн «Олеся»

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие

Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»

М. Замятин «Мы»

Р. Брэдбери «И грянул гром»

В. Шукшина «Микроскоп»

М. Гелприна «Свеча горела»

Р. Брэдбери «Все лето в один день»

Р. Брэдбери «И все-таки наш»

У. Эко «Оно»

Р. Шекли «Лавка миров»

Преступление и наказание — вечная тема

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Для тех, кто в 2022 году для себя выбрал направление «Преступление и наказание…» актуальными будут такие темы итогового сочинения:

  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Что можно считать преступлением?
  • Война: преступление или подвиг.
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • В чем опасность преступлений?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
  • Почему важны оправдательные приговоры?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Совместимы ли гений и преступление?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Может ли преступник раскаяться в содеянном?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Как бороться с преступностью?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Что такое совесть?
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Нужно ли быть милосердным к преступникам?
  • Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души»

«Война и мир»

«Дубровский»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

«Песня про купца Калашникова»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Эдгар По «Сердце-обличитель»

А. Островский «Гроза»

Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

И. Тургенев «Муму»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

А.Н. Островский «Гроза»

А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель», «Капитанская дочка»

Л. Андреев. «Иуда Искариот»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Л. Андреева «Предстояла кража»

О. Генри «Родственные души»

А.П. Чехова «Злоумышленник»

Р. Матесона «Кнопка, кнопка»

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Творческое направление 2022 года может быть представлено одной из таких тем:

  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
  • Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?
  • Какую книгу Вы считаете величайшим достижением культуры?
  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
  • Нужно ли читать книги в XXI веке?
  • Какие книги вдохновляют современную молодежь?
  • Может ли книга помочь разобраться в себе?
  • Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
  • Как искусство влияет на личность?
  • Какой вид искусства Вам ближе и почему?
  • Как музыка влияет на людей?
  • Зачем человек слушает музыку?
  • Какой фильм Вы можете назвать шедевром?
  • «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?
  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
Н.В. Гоголь «Портрет»

Л.Н. Толстой «Анна Каренина»

А.И. Куприн «Тапер», «Гранатовый браслет»

Островский «Лес»

А.М. Горький «На дне»

М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»

А.П. Чехов «Чайка», «Ионыч»

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (письма «Большое в малом», «Самое большое», «Самая большая ценность жизни»)

Л. Андреев. «Иуда Искариот»

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Юлия Кузнецова «Помощница ангела»

И.А. Гончаров «Обломов»

Лермонтов «Герой нашего времени»

М. Шолохов «Судьба человека»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А. Грин «Алые паруса»

М. Горький «Старуха Изергиль»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»

А. Н. Толстой «Русский характер»

А. С. Грин «Зелёная лампа»

Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

М. Гелприна «Свеча Горела»

Н. Тэффи «Мой первый Толстой»

О. Генри «Последний лист»

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

В данном направлении возможны такие темы:

  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Нужны ли перемены современному обществу?
  • Что такое общественная справедливость?
  • Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
  • Кто счастлив на Руси?
  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
  • Что значит «любить Родину»?
  • В чем польза и опасность патриотизма?
  • Как нужно относиться к своей Родине?
  • Как сделать Россию лучше?
  • Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?
  • Как связаны человек и государство?
  • Как связаны общество и государство?
  • Какие перемены опасны в обществе и государстве?
  • Каким образом можно улучшить общество?
  • Как можно улучшить государство?
  • Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
  • Может ли государство быть справедливым ко всем?
  • Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
  • Какими качествами должен обладать счастливый человек?
  • Что такое репутация человека в обществе?
  • Что значит «быть в ладу с самим собой»?
  • Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  • Может ли один человек изменить общество?
  • Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  • Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
  • Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Список литературы для данного направления итогового сочинения 2021-2022 года будет включать такие произведения:

Большие произведения Короткие произведения
Л.Н. Толстой «Война и мир»

М. Шолохов «Тихий Дон»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

В. Маяковский «Прозаседавшиеся»

Н. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель»

И. Гончаров «Обломов»

А. Чехов «Человек в футляре»

М. Салтыков-Щедрин «История одного города»

А. Островский «Гроза»

А. Грибоедов «Горе от ума»

Д. Фонвизин «Недоросль»

А.С. Пушкин «Медный всадник»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

Н.С. Лесков «Левша»

М. Булгаков «Собачье сердце»

М. Горький «На дне»

М. Горький «Старуха Изергиль»

Л.Н. Толстого «Три вопроса»

М.Е. Салтыкова-Щедрина «Добротели и пороки»

А. Платонова «Юшка»

А.П. Чехова «В аптеке»

А.П. Чехова «Размазня»

А.П. Чехова «Темнота»

В. Шукшина «Обида»

Критерии оценивания

Для качественного написания работы мало знать направления, по которым будет предложено итоговое сочинение 2021-2022 учебного года. При оценивании эксперты будут использовать вполне конкретные критерии, ориентируясь на которые можно максимально хорошо подготовится к первому испытанию (что будет особенно актуально для тех 11-классников, которые планируют получить за сочинение по литературе дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ).

К работе предъявляются два основных требования:

  • Требование №1. «Объём итогового сочинения»
  • Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Важно! Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Больше советов от педагогов смотрите в видео уроке:

Читайте также:

  • Паронимы ЕГЭ 2022 года: список и значение
  • Критерии сочинения ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
  • ЕГЭ по литературе в 2022 году

  • Сочинение по максиму горькому на дне
  • Сочинение по марийскому языку
  • Сочинение по любому памятнику
  • Сочинение по львову приобщение к искусству
  • Сочинение по любимому стихотворению лермонтова