Сочинение по львову приобщение к искусству

1.рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего полного образования: базовый уровень 2004 год. 2.программы по литературе для

1.Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стан­дарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год).

 2.Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухи­на; под ред. В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2008)

3.  С учетом учебника  Лебедева Ю.В. «Русская литература ХIХ  века. 10 класс» (в двух частях)

.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIXв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

В школе с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:

• соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, находить сходные черты и национально обусловленную художественную специфику их воплощения;

• самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста, используя адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка;

• создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• участия в диалоге или дискуссии;

• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Содержание тем учебного курса

Литература XIX века

 Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Введение

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских  прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тют­чев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарожде­ние реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, «натуральная школа») и профессиональной рус­ской критической мысли. 

Литература первой половины XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Нацио­нально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Отцы пустынники и жены непороч­ны…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философам г   н личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни  и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность-  — основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Кик часто, пестрою толпою окружен…», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…», «Нет, я не Байрон, я другой…». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Завещание».

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Те­ма Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о ро­мантизме и реализме, об их соотношении и взаимовли­янии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссо­рились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект». Со­четание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, ре­альности и фантастики. Петербург как мифический об­раз бездушного и обманного города.

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-полити­ческая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистиче­ской литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного са­мосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Фор­мирование национального театра.

Классическая русская литература и ее мировое при­знание.

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что та­кое обломовщина?»Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего че­рез индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жес­токих нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и  покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.)

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное! 01 ношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика оТургенев • («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме.Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. На­следник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочета­ние разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Лю­бовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основ­ной жанр — лирический фрагмент («осколок» классици­стических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых ли­рических или эпических жанровых форм). Мифологиз-мы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Теория литературы. Углубление понятия о ли­рике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фе­та — практичного помещика. Жизнеутверждающее нача­ло в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романти­ческие «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достиже­ния. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с при­ветом…», «Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Певице», «Сияла ночь. Луной был по­лон сад…», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На качелях».

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и твор­чество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш ба­тюшка…».

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчест­во. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реа­лизма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и де­ревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки…», «Душно! Без счастья и воли…», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я ско­ро…», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба…», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужа­сам войны…», «Тройка», «Еду ли ночью по улице тем­ной…».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«История одного города» — ключевое художест­венное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение на­рода как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзо­пов язык (развитие понятий). Сатира как выражение об­щественной позиции писателя. Жанр памфлета (началь­ные представления).

Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Об­зор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их от­ражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

 «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стиле­вое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристо­кратические устремления русской патриархальной де­мократии.

Теория литературы. Углубление понятия о ро­мане. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие по­нятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и твор­чество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюр­ная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема со­циальной несправедливости и гуманизм писателя.духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самора­скрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.

Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антини­гилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Из литературы народов России. КостаХетагуров.Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)

Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяже­лой жизни простого народа, тема женской судьбы, об­раз горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Из зарубежной литературы

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан. Слово о писателе.

«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравен­ства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.

Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.

Артюр Рембо. Слово о писателе.

«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.

Тема урока

Кол-во часов

Дата план.

Дата факт.

Введение

 Литература первой половины XIX века

1-2

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека).Выявление уровня литературного развития учащихся

2

 А.С.Пушкин

3

 А. С. П у ш к и н. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Развитие реализма в лирике,поэмах,прозе и драматургии.

1

4

 Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и Михайловской ссылок (с повторением ранее изученного). «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление

1

5

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина .

1

6

«Поэт», «Поэту, «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

1

7-8

 Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор.

2

9-10

 Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Вновь я посетил…». Домашнее сочинение по лирике Пушкина

2

11

 Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник»Человек и история в поэме.Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

1

12

 Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник ».

1

13

 Социально-философские проблемы в поэме. Диалектика пушкинских взглядов на историю России.

1

14

 Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина.

1

М. Ю. Лермонтов.

15

 М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон…». Романтизм и реализм в творчестве поэта

1

16

 Молитва как жанр в творчестве поэта.  «Молитва» 

1

17

 Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание»

1

18

Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Как часто, пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущении поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношении «Выхожу один я на дорогу…»

1

19-20

 ВЧ Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Подготовка к сочинению по лирике М. Ю. Лермонтова

2

21

 Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

1

 Н. В. Гоголь.

22-23

 Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород»

2

24

 «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петер­бургских повестях»

1

25

Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

1

26

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

1

27

ВЧ2Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

1

28

Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя

1

29

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журнали­стики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы

1

 И.А. Гончаров

30-31

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обломов» ,Обрыв». Особенности композиции рома­на. Его социальная и нравственная проблематика

2

32

Обломов — «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову

1

33

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе

1

34

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике

1

35

А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. « Отец русского театра».

1

36

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия

1

37

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

1

38

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы.

1

39

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»

1

 И.С. Тургенев.

40

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе

1

41

Расцвет русского романа.   И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». Русские дворяне Кирсановы.

1

42

Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя

1

43

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

1

44

Любовь в романе «Отцы и дети»

1

45

Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению

1

46

 Зачётная работа за первое полугодие

1

 Ф.И.Тютчев

47

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философии природы в его лирике. «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…»

1

48

Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…»

1

49

Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим…», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое…»)

1

 А. А. Фет.

50

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта…», «Еще весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря прощается с землею…» и др.

1

51

Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. Домашнее сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

1

52

ВЧ А. К. То л с т о й. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взо ре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»

1

Н.А. Некрасов.

53

 Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний  страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной», «Надрывается сердце от муки»

1

54

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобливый поэт»»

1

55

Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба…», «Поэт и Гражданин» и др.

1

56

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Внимая ужасам войны…» и др.

1

57

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

1

58

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства

1

59-60

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Подготовка к сочинению по творчеству Н. А. Некрасова

2

61

Р/Р Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.

1

 М. Е. С а л т ы к о в — Щ е д р и н.

62

М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

1

63-64

Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина  «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиции романа. Образы градоначальников

2

 Л.Н.Толстой

65

Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

1

66

ВЧ Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.

1

67

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. Художественные особенности романа.

1

68-69

Духовные искания Андрея Болконского. Проблема судьбы, смысла жизни и тайны смерти.

2

70-71

Духовные искания  Пьера Безухова. Идея нравственного самосовершенствования.

2

72

Женские образы в романе «Война и мир».

1

73

Семья Ростовых и семья Болконских.

1

74

Тема народа в романе «Война и мир».

1

75

Кутузов и Наполеон.

1

76-77

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».

Художественные особен­ности романа.

2

78

Анализ эпи­зода эпи­ческого произведе­ния «Петя Ростов в отряде Денисова.

1

 Ф. М. Достоевский

79

Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

1

80

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского

1

81

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

1

82

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

1

83

«Двойники» Раскольникова

1

84

 Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».Роль эпилога в романе. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание»

1

 Н. С. Л е с к о в.

85

Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании

1

86-87

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

2

88

 ВЧ Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

1

 А.П.Чехов.

89-90

А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре»

2

91-92

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах»

2

93

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».

1

94

Особенности драматургии А. П. Чехова

1

95-96

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда

2

97

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля

1

98

Зачетная работа за второе полугодие

1

 Зарубежная литература

99

  ВЧ К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности

1

100

     ВЧ    «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан «Ожерелье». ВЧ   Г. Ибсен. «Кукольный дом».

1

101

  ВЧ А. Рембо «Пьяный корабль»

1

102

Итоговый урок

1

На чтение 11 мин Просмотров 10.7к.
Обновлено

Ответ на вопрос «Что такое культура» достаточно не прост, поэтому данная тема всегда поднимается в письменных работах по русскому языку, в том числе в ЕГЭ, для сочинения которого необходимы аргументы из художественной литературы и жизни. Сложные нравственные проблемы позволяют показать уровень духовного развития выпускника, ведь ученик старших классов должен обладать не только знанием школьной программы, но и моральными принципами, способными сделать из него настоящего человека.

Проблема

Что такое культура, и каким образом она влияет на жизнь человека.

Отношение автора к проблеме

Культура – это результат всей материальной и духовной деятельности человечества на протяжении его существования. Духовная культура представляет собой накопленные духовные ценности – нормы, традиции, знания и опыт. В эту сферу культуры входит искусство во всех своих проявлениях, ведь это результат отражения человеком окружающего мира. Основное призвание искусства заключается в том, чтобы обратить внимание человечества на события острой значимости.

Аргументы

  1. В воспитании любви к Родине большую роль играет культура.
  2. Люди накопили много ценностей за время своего существования, на которых основывается культура каждого народа.
  3. Культура существует благодаря талантливым людям.
  4. В культуре находятся истоки нравственности, без которой человеческое существование немыслимо.
  5. Искусство как проявление культуры часто нацелено на отражение актуальных проблем.
  6. Важнейшая функция культуры заключается в сохранности драгоценного опыта, знаний и ценностей.
  7. Каждый человек в понятие культуры вкладывает свой смысл.
  8. Впервые понятие культуры появилось в Древнем Риме.
  9. В 18 веке слово «культура» стало широко использоваться для обозначения определённого образа жизни человека.
  10.  Культура пронизывает все сфера человеческой жизни.

Эпитеты к слову «культура»

Безграничная, безыдейная, бесплодная, беспредметная, бессодержательная, блистательная, боевая, вечная, волнующая, высокая, гуманистическая, гуманитарная, гуманная, живая, животворящая, жизненная, изумительная, истинная, манящая, мертвая, могучая, народная, неистребимая, неотразимая, подлинная, поразительная, правдивая, прекрасная, примечательная, притягательная, пустая, равнодушная, самобытная, свободная, святая, строгая, упадническая, чарующая, эпохальная, абстракционистская, актерская, античная, западноевропейская, самобытная, древняя, архитектурная, балетная, буржуазная, вокальная, декламационная, декоративная, драматическая, живописная, изобразительная, изящная, исполнительская, классическая, комедийная, массовая, монументальная, музыкальная, национальная, оперная, ораторская, поэтическая, прогрессивная, пролетарская, реалистическая, самодеятельная, социалистическая, сценическая, театральная, трагедийное, цирковая, чистая, экранная, эстрадная, традиционная, мировая, духовная, сельскохозяйственная, высокая, человеческая, современная, музыкальная, западная, художественная, физическая, примитивная, корпоративная, городская, уникальная, древнерусская, гуманистическая, языческая, утончённая, примитивная, древнегреческая, чужая, языковая, национальная.

Синонимы к слову «культура»

Цивилизация, образованность, воспитанность, интеллигентность, просвещённость, наследие, достояние, прогресс, развитость.

Примеры из художественной литературы

  1. Д.И. Фонвизин «Недоросль».

В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» противопоставлены друг другу два мира: бескультурный мир помещиков и культурный мир благородных дворян. К первому типу относится госпожа Простакова и вся её семья, ко второму – Стародуб, его племянница Софья, Правдин и Милон.

Произведение было написано в переходной для России период правления Екатерины II. Старые феодальные нормы и устои уже не подходили для общества, но ещё поддерживались искусственным путём. Дворянство просто было не в силах отказаться от того, к чему привыкло. Основная проблема комедии – противостояние новых идей просвещения и изживших себя крепостнических порядков. Родители Простаковой и Скотинина воспитывали своих детей согласно былым устоям: жестокое отношение к крепостным, жадность, завышенная ценность денег, отрицание образованности. Такая же культура воспитывается и у Митрофанушки, который всё перенимает от матери.

Д.И. Фонвизин создал новый тип героя, который не обязательно должен быть хорошим или плохим. Простакова, несмотря на все личные негативные качества, остаётся заботливой и любящей матерью, которая готова на всё ради своего сына. Правда именно эта любовь и стала причиной несамостоятельности Митрофана, чрезмерная опека привела к тому, что избалованный юноша не перестал ценить даже старания матери. Он не виноват в своём поведении, его просто так воспитали, привили подобную культуру поведения. Простакова относилась к своему шестнадцатилетнему сыну, словно к маленькому ребёнку, потакая ему во всём и навязывая собственную точку зрения. Она даже учителей наняла Митрофану не для того, чтобы он изучал науки, а просто, потому что так было модно в то время.

Полной противоположностью «недоросли» является Софья. Девушка много читала, имела свои жизненные принципы и мечтала о добропорядочной жизни. Стародум относился к племяннице как к взрослому человеку, общался с ней на равных и объяснял необходимость образования.

Д.И. Фонвизин в комедии высмеивает устаревшую культуру воспитания. Проблема кроется не только в семье, где по привычке передаются из поколения в поколение идеи, непригодные для нового общества. Писатель приводит ряд аргументов, изображающих проблему воспитания на общероссийском уровне, которая заключается в страхе избавиться от старого и открыться новому.

  1. А.С. Грибоедов «Горе от ума».

А.С. Грибоедов выразил своё беспокойство по поводу явлений, происходящих в родной культуре начала 19 века. Главный герой комедии высмеивает ярое стремление дворянского сословия подражать всему иностранному.

В основе конфликта комедии лежит противостояние культуры «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий – единственный представитель современного общества, который придерживается принципов служить общему делу, а не человеку. Он не воспринимает культуру и идеалы фамусовского общества, не понимает их стремления подстраиваться под любые обстоятельства. Это очень образованный и умный человек, который своим примером пытается показать, что не нужно бояться высказывать личную точку зрения, даже если она не совпадает с общественной. Чацкий ценит идеи Просвещения, и отстаивает достоинства науки и искусства.

Главный представитель «века минувшего» – Фамусов. В его личности А.С. Грибоедов запечатлел все пороки аристократического общества. Больше всего Фамусова беспокоит мнение светского общества о собственной персоне. Он восхищается полковником Скалозубом, все мечты которого сосредоточены вокруг получения нового звания. Фамусов хотел бы видеть именно этого человека мужем собственной дочери, потому что он обладал главным достоинством того времени – деньгами. Прогрессивные взгляды Чацкого действительно пугают его, потому что угрожают привычным для дворянства устоям. 

Ни к одному веку нельзя отнести Софью. До отъезда Чацкого девушка с ним дружила и разделяла его взгляды. Длительное пребывание в фамусовском обществе привело её к деградации и желанию соответствовать привычной обстановке. Чацкий искренне не понимает, как девушка с таким внутренним миром смогла полюбить Молчалина и пытается ей открыть глаза на окружающих глупых людей. Но было уже слишком поздно, Софья стала частью этого общества и изменила своё мировоззрение. Именно она распустила слух о сумасшествии главного героя и изгнала его тем самым из светского общества.

А.С. Грибоедов, проведя анализ каждого героя, в финале приходит к выводу, что глупым людям намного проще живётся, они счастливы и довольны своей жизнью, а умные люди страдают от осознания мирового несовершенства. Все мысли и поступки Чацкого остаются непонятыми, он осознаёт, что в современном ему обществе совершенно не ценится благородство и честь, важна лишь способность прислужиться и поклониться. Полностью разочаровавшись в московской культуре, он спешно уезжает из города.

Примеры из жизни

  1. Одной из самых древних культур в мире является индийская культура, ей уже свыше 4500 тысяч лет. Основное отличие культуры Индии от других заключается во внутренней целостности, несмотря на всё многообразие и различие групп населения. Индия является местом зарождения религиозных систем, которые оказали значительное влияние на весь мир. Вся культура Индии проникнута духом радости, это проявляется во всём: в музыке, танце, костюме и мировоззрении. Индия осталась одной из немногих стран, которые сохранили свои обычаи и традиции с древнейших времён в неизменном виде. Туристы со всех концов мира приезжают туда, для того чтобы увидеть шедевры искусства, сохранившиеся до наших дней. Кроме национальной культуры, Индия жадно впитывала культуру других народов, оказавших на неё определённое влияние. В Индии обосновывали свои колонии французы, бельгийцы, голландцы, датчане, португальцы и англичане. Именно поэтому там сейчас можно увидеть сочетание средневековых фортов и христианских церквей, европейских праздников и древних местных традиций.
  2. Один из самых неоднозначных периодов в развитии русской культуры – период послереволюционной культуры. Культура нового государства была призвана служить простому народу. К основным задачам «культурной революции» можно отнести устранение неграмотности в масштабе всей страны и приобщение людей к духовному богатству. В 1917 году в народную собственность перешёл Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Оружейная палата и др. Однако революция принесла не только положительные изменения: было разрушено множество памятников, православных храмов и монастырей, иконы подвергались массовому сожжению, переименовали большое количество улиц и городов. Новые творческие деятели были вовлечены в процесс создания культуры Советского государства. Литературным символом новой эпохи стала поэма А.А. Блока «Двенадцать», а художественным – картина Б. Кустодиева «Большевик». В последующие годы большое развитие стало заметно в оперном и балетном искусстве, а также в живописи, скульптуре и архитектуре. В годы Великой Отечественной войны русская культура была призвана развивать чувство патриотизма в сердцах советских граждан. После войны появилась острая необходимость в восстановлении, поэтому широкое развитие получила наука. Все этапы развития культуры на территории СССР объединены одной идеей – сохранение культурного наследия и бережное отношение к культурным отечественным традициям.

Народная мудрость

  1. «В какой народ попадёшь, такую шапку и наденешь». В данной пословице говорится о том, что у каждого народа своя культура.
  2. «В Тулу со своим самоваром не ездят». Смысл данной пословицы заключается в том, что нет необходимости пытаться сделать то, что другие делают лучше и уже на протяжении долгого времени. Подобные действия считаются глупыми.
  3. «Во всяком подворье своё поверье». Наши предки говорили о том, что у каждого народа свои традиции, которые нельзя высмеивать или осуждать.
  4. «Какова сторона, таков и обычай». В этой пословице говорится о том, что у каждого народа свои обычаи, которые он ценит и чтит.
  5. «Человек без народа, что дерево без плода». В этой пословице говорится о том, что человек не может существовать без народа. В уединении его жизнь становится бессмысленной, словно дерево без плода.
  6. «Недолго той земле стоять, где начнут уставы ломать». Смысл данной пословицы заключается в том, что любое государство держится на определённых уставах. Если эти порядки начнут рушиться, государство долго не продержится.
  7. «Учение образует ум, воспитание – нравы». В этой пословице говорится о том, что благодаря учению формируется человеческий разум, а воспитание образует нравственность.
  8. «И к худу и к добру приучаются смолоду». Наши мудрые предки знали, что все основы нравственности закладываются в человеке в молодости. Именно в эту пору жизни человек выбирает к чему стремиться – хорошему или плохому.
  9. «В людях Илья, а дома свинья». В этой пословице идёт речь о человеке, который остаётся человеком только на людях. Дома такая личность ведёт себя подобно свинье.
  10.  «Не стоит гроша, да походка хороша». В данной пословице говорится о человеке, который ничего из себя не представляет, но умеет внешне казаться достойным.

Афоризмы

  1. «Высота культуры мужчины определяется отношением к женщине». М. Горький говорил о том, что мужчина, обладающий высокой культурой поведения, всегда будет уважительно относиться к женскому полу. Обратное означает низкий уровень мужского воспитания.
  2. «Культура – это цемент, скрепляющий все достижения». Н.К. Крупская была не просто русской революционеркой, она была супругой 1-го председателя Совета СССР В.И. Ленина. Жена вождя пролетариата знала, что все человеческие достижения должны быть чем-то скреплены. Этим связующим звеном была культура, по её мнению.
  3. «Культура – это не количество прочитанных книг, а количество понятых». Абхазский поэт Ф.А. Искандер говорил о том, что культурой можно считать не то, сколько человек пытался узнать, а то, сколько он в результате понял.
  4. «Сердце, воображение и разум – это та среда, где зарождается то, что мы называем культурой». К.Г. Паустовский писал о том, что культура берёт своё начало в человеке, в его сердце, воображение и разуме.
  5. «Культура – это мера человечности в человеке». Немецкий философ Карл Маркс считал, что культура – это уровень развития духовного мира человека.
  6. «Пришествие культуры совпадает с рождением интеллекта». Французский философ и социолог Клод Леви-Стросс говорил о том, что понятие культуры свойственно только тому человеку, который обладает интеллектом.
  7. «Всякие правила насчет того, что следует и чего не следует читать, просто нелепы. Современная культура более чем наполовину зиждется на том, чего не следует читать». Английский писатель Оскар Уайльд высказал свою точку зрения относительно культуры своего времени, которая создаётся на неприемлемых основах.
  8. «Культура и внешний лоск — совершенно разные вещи». Американский философ и поэт Ральф Уолдо Эмерсон говорил о том, что настоящая культура исходит из души человека, внешний лоск не имеет ничего с ней общего.
  9. «Критика требует куда больше культуры, чем творчество». Английский писатель Оскар Уайльд обратил внимание общественности на то, что настоящие критики должны обладать гораздо большей культурой, чем творческие люди. Для корректной оценки произведения искусства необходима высокая внутренняя культура и уровень познания в сфере конкретного творчества.
  10.  «Основа всякой культуры прежде всего – в самом человеке». Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал о том, что всякая культура основывается на самом человеке. Какой народ, такая и культура.

  • Сочинение по любимому стихотворению лермонтова
  • Сочинение по маскараду лермонтова
  • Сочинение по маленькому принцу 11 класс
  • Сочинение по личным наблюдениям 7 класс русский язык
  • Сочинение по литературному чтению 3 класс осенние листья