Сочинение по литре клише

Работая над сочинением можно воспользоваться стандартным набором фраз, что существенно облегчает процесс написания. избежать использования клише для сочинения егэ невозможно,

p17 knopka1 knopka4

Работая над сочинением можно воспользоваться стандартным набором фраз, что существенно облегчает процесс написания. Избежать использования клише для сочинения ЕГЭ невозможно, несмотря на то, что о них негативно отзываются критики. Банальные речевые штампы положительно воспринимаются проверяющими, поэтому отказываться от них не стоит.

Клише используются:

  • Для лучшего структурирования сочинения.
  • Чтобы не потерять основную нить суждения.
  • С целью создания шаблонных работ.

Клише для сочинения ЕГЭ по русскому хорошо запоминаются и долго держатся в памяти. Они не вылетают из головы даже при волнении, характерном для всех экзаменующихся. Члены комиссии заведомо настроены не на креативные, а на шаблонные работы. Именно поэтому стандартные фразы не только можно, а даже нужно использовать.

При написании сочинения ЕГЭ по русскому языку нужно знать не только клише, но и план. Если заранее подготовиться к ЕГЭ, то никаких проблем при сдаче экзаменационной работы не возникнет.

План сочинения

Для успешной сдачи экзаменационной работы нужно соблюдать установленные требования по оформлению. Большое значение имеет последовательность излагаемой мысли. При написании сочинения ЕГЭ рекомендуется использовать план клише:

  1. Емкое вступление на 2-3 предложения для подведения читателя к теме текста.
  2. Формулировка и раскрытие проблематики на 2-4 предложения (называем автора и суть изложенных мыслей).
  3. Комментарий и пояснение с цитатами, примерами рассказчика.
  4. Авторская позиция на 1-2 предложения, содержащая ответ на поставленный вопрос и отражающая личное отношение рассказчика к проблеме.
  5. Собственное мнение на 1-2 предложения, включающая согласие с мнением рассказчика, сформулированный тезис, с аргументированными доказательствами.
  6. Обоснование своей позиции с доказательствами и аргументами на 1-2 предложения.
  7. Заключение (2-3 предложения). Следует ставить в аналогии со вступлением, описав свое впечатление о прочитанном тексте и роль произведения в литературе.

Формулировка темы (проблемы) исходного текста

Каждое исходное задание предоставляется в виде информации о тексте в форме таблицы. В ней отражены: позиция автора и проблематика исходного текста. Выпускник должен в той или иной форме применить эту информацию в выполняемом задании.

Таблица 1. – Примеры задания и авторские позиции

Примерный круг проблем Позиция автора
Проблема конфликта интересов личности и общественности. Конфликт состоит в осознании собственной значимости каждой личности в обществе. Каждый из нас рано или поздно оказывается перед выбором: ставить личные интересы превыше общественных или же жертвовать собой ради других.
Проблема поиска высшей ценности общества. Главная цель настоящего гуманного общества – забота о благе каждого человека.
Проблема определения истины в споре. Истина может быть обретена только в том споре, в котором оппонентами движет глубокая вера в собственную правоту и нравственное чувство, а не желание превзойти соперника, доказав ему свое превосходство.

Для формулировки темы итогового сочинения ЕГЭ используем следующие клише:

  1. В анализируемом тексте (ФИО автора) затронута/поднята/рассмотрена проблема…
  2. Текст посвящен проблеме/тематике…
  3. Текст (ФИО рассказчика) заставляет нас/меня задуматься над такой проблемой, как…
  4. Проблема (указываем суть) волнует всех современных людей без исключения. Над ней поразмыслил (ФИО автора) в тексте…

Все шаблоны для сочинения на ЕГЭ приемлемы, т. к клише помогают грамотно выразить свою мысль, придерживаясь установленных требований, предъявляемых к качеству итоговой работы.

Комментирование проблемы

Пояснительное замечание к выделенной проблематике показывает глубину раскрытия, понятия основных аспектов и степень прослеживания хода авторской мысли. Клише для написания сочинения ЕГЭ в этом случае также незаменимы. Для комментария достаточно написать 3-4 предложения, в которых НЕ должно содержаться цитат и пересказа основного текста.

Поразмышлять можно над следующими моментами:

  1. Кто является адресантом (пояснить на основании каких доводов сделан такой вывод).
  2. Оценка степени актуальности проблематики с пояснением.
  3. Описание решений рассматриваемой проблемы (факты, детали).
  4. Настроение рассказчика (сарказм, грусть, печать, радость и пр.).

Допустимо обращать внимание на эпитеты и метафоры, используемые автором, но только в том случае, если с их помощью была раскрыта суть текста. При написании комментария следует опираться на прочитанный текст, учитывая авторскую позицию.

Таблица 2. – Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку для комментирования проблемы

Тип текста

Примеры

Автор раскрывает проблему, приводя примеры из жизни…

Рассказчик для раскрытия проблемы рассматривает взаимоотношения…

Мысли/слова героя указывают на…

Автор вкладывает глубокий смысл в слова…

В качестве примера рассматривается…

В размышлениях звучит мысль…

Имеют место упоминания о/об…

Присутствует истинное восхищение…

Не случайно текст завершается…

Нравственная/социальная проблематика имеет многовековую историю…

Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с аналогичной проблемой.

Рассматриваемая проблема является актуальной в настоящее время.

Отражение позиции автора

При сдаче экзаменационной работы важно правильно понимать мнение рассказчика по заявленной проблеме. Оно может быть любым, в том числе и отличным от собственного мнения или от общепринятого. Чтобы понять позицию, следует обратить внимание на эмоции и чувства изложенного текста. В художественных произведениях позиция не будет выражена открыто, но в смысле фрагментов ее можно четко проследить.

Сочинение ЕГЭ – примеры клише для отражения позиции:

  • Авторская позиция заключается в том, что…
  • Точка зрения выражена, по-моему, довольно четко.
  • Текст убеждает нас в том, что…
  • Логика текста основана на…

Рекомендуется в черновом варианте рассмотреть сначала позицию рассказчика, а уже потом проработать проблематику текста. Такой подход существенно упростит работу над сочинением.

Выражение своего мнения

Описание собственных мыслей, чувств и эмоций, возникающих при прочтении произведения. Обратите внимание, что мнение учащегося может не совпадать с мнением рассказчика. В большинстве случаев приветствуется оппозиционная точка зрения. Главное изначально продумать аргументы, иначе в сочинении не будет никакого смысла.

Речевые штампы, которые помогут выразить собственное мнение:

  • Я считаю, что автор не прав, потому что…
  • Только частично могу согласиться с рассказчиком, поскольку…
  • По-моему, автор заблуждается, т. к…
  • Мне близка авторская позиция. Я также считаю, что…

Аргументация собственной позиции

В качестве аргументов можно использовать рациональные факты, статистику, объективные показатели, законы и их положения, данные экспертиз и экспериментов. Если привести логические факты нет возможности, то можно остановиться на иллюстративных обобщенно-объектированных утверждениях. Аргумент должен иметь описательную форму для наглядности и содержать информацию, объясняющую понимание тезиса и доказывающую его правильность.

Можно сослаться на авторитет рассказчика, например:

  • Мнение уважаемого и известного ученого…
  • Цитирую авторитетный источник…

Допускается приводить аргументы из художественной литературы. Эксперт не оценивает нравственную позицию экзаменуемого, но при ее отсутствии балл снижается.

Заключение

Перед написанием сочинения ЕГЭ следует изучить не только клише, но и правильность написания каждого раздела. Особого внимания требует заключение, которое не должно быть слишком объемным. На введение и заключение отводится не более 25% всего сочинения.

Достаточно в рамках 2-3 предложений подвести итог вышесказанному, отразив свое собственное впечатление о рассматриваемом тексте: заставило ли тебя произведение по-другому взглянуть на мир. Далее следует общий вывод о роли текста в литературе и глобальности рассматриваемой проблемы. Поставленные во вступлении вопросы должны быть полностью раскрыты в заключении, которое необходимо связать с основной мыслью сочинения.

На чтение 21 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Клише — готовые образцы словосочетаний, благодаря которым легче структурировать итоговое сочинение, не теряя основную нить суждения.

Содержание

Клише для вступления

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
  • «…» — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста ….
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю что, …
  • Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о….
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
  • Люди часто размышляют о том, что ….
  • О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории.
  • Как часто мы слышим о….
  • (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….
  • Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …?
  • Каждый из нас сталкивался с…
  • Сущность вышеизложенного сводится к следующему…
  • Во все времена остро стоял вопрос …
  • Говоря о … , нельзя не заметить, …
  • Долгое время люди не перестают рассуждать над … И до наших дней дошел спор о….
  • Мы знаем о… из книг и фильмов, рассказов близких
  • (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.
  • Зададимся вопросом: почему….?
  • В чем же причина …?
  • Невольно задаешься вопросом: зачем …?
  • Как мы должны относиться к …?
  • Как нужно относиться к …?
  • Задумаемся: должны ли мы…?
  • Почему же нужно …?
  • Почему же необходимо …?
  • Что же самое главное …?

Примеры вступлений с клише

  • Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди…
  • Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …
  • Думаю, эта тема интересует многих….
  • Не ошибусь , если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
  • Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
  • Всем известен факт…
  • Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена…
  • Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)…
  • Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
  • «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения…
  • «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…
  • Что такое …? Как найти…?… Этой сложной проблеме посящён текст писателя (автор). Автор также рассуждает о том, что…
  • (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье …
  • (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … . Другие подчѐркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас….. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
  • Проблема, поднимаемая автором, актуальна в наше время.
  • Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические вопросы).
  • (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье …. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
  • С давних времён люди задумывались над вопросом …
  • С давних времен человек размышлял о…
  • Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.
  • В своём тексте писатель рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)… Автор рассуждает о том, что…
  • Этот вопрос достаточно часто поднимается в средствах массовой информации.
  • Затронутая автором прблема имеет многовековую историю.
  • Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, (автор) рассказувает историю о…
  • Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, (автор) повествует о…

Клише для перехода к основной части сочинения

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
  • Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
  • Вспомним…
  • Это подтверждается …
  • В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
  • Более того, …
  • Во-первых, во-вторых, в-третьих …
  • В доказательство данной точки зрения можно привести ряд аргументов из художественной литературы
  • Мысль о необходимости … выражена и в романе… (автор, название).
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
  • Обратимся к произведениям художественной литературы.
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы.
  • В доказательство моей точки зрения
  • Замечательным примером, иллюстрирующим…
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Размышляя о …, я не могу не вспомнить о произведении…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на вопрос, заданный во вступлении)
  • Нельзя не согласиться с автором в том, что… В этом нас убеждают примеры из художественной литературы. Вспомним произведение Ф.И. О. (р. п. кого?) « Название». В этом произведении…
  • Я согласен с автором данного текста в том, что… Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях писатели. Вспомним произведение (автор, название). В этом произведении…
  • Я согласен с автором данного текста и убеждён, что… В художественной литературе мы можем найти примеры, подтверждающие авторскую позицию и моё собственное мнение. Обратимся за доказательствами к произведению (автор, название)… В этом произведении…

Речевые клише для тезисов

  • Сегодня мы понимаем, что… (основная мысль сочинения или (ответ на вопрос, заданный во вступлении).
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, … (основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении).
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении).

Клише для аргументов

Клише для обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе… (автор, название).
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (любви, дружбы, нравственности и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Вспомним героя (повести, рассказа, пьесы)… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента

  • Автор повествует о…
  • Автор описывает…
  • Поэт показывает, что…
  • Писатель размышляет о…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Писатель акцентирует внимание читателя на том, что…
  • Он акцентирует внимание читателя на …
  • Он осуждает…
  • Этот поступок героя говорит о…
  • Мы видим, что герой поступил так потому…
  • Автор показывает, к каким последствиям привело…
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет…
  • Писатель осуждает…
  • Он ставит нам в пример…
  • Автор подчеркивает…
  • Автор утверждает…
  • Автор повествует о…

Клише для перехода к второму аргументу

  • В доказательство справедливости своёй точки зрения приведу следующий жизненный пример.
  • В жизни тоже можно найти пример, подтверждающий мою точку зрения.
  • Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является аргументом. В пользу того, что…
  • У каждого из нас, наверное, есть намало примеров из собственного опыта. Которые доказывают важность ( необходимость)….
  • Проиведу ещё один литературный аргумент, который показывает…

Слова-связки

  • Однажды…
  • Сначала…
  • Потом…
  • Далее…
  • Затем…
  • После этого…
  • В итоге…

Клише для выводов и заключения

  • Писатель (автор) считает ( убеждает), что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о …
  • Мы можем прийти к выводу …
  • Автор открыто заяявляет о своей позиции по отношению к…
  • Автор недвусмысленно подчёркивает своё негативное отношение (положительное) отношение к …
  • Автор пытается понять, почему…
  • Автор стремился показать…
  • Автор хочет, чтобы читатель понял…
  • Автор текста считает проблему важной…
  • Автор восхищённо ( иронически, возмущённо…) относится…
  • Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, подводит читателя к мысли о том, что…
  • После прочтения этого произведения становится понятно…
  • После знакомства с героями произведения понимаешь…
  • Прочитав произведение, осознаешь…

Клише для заключения

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • В заключение хотелось бы отметить…
  • В заключение хочется сказать, что…
  • В заключение хотелось бы отметить, что…
  • В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что…
  • Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте и …
  • Хочется верить, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • Подводя итог, хочется сказать…
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»?
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя на тему «…»? Мне представляется, что…
  • Думаю, надо …
  • Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…

Опубликовано 06.12.2020 — 18:40 —

Клише итогового сочинения в 11 классе — это хорошая помощь для учеников

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngklishe_itogovogo_sochineniya.docx 14.58 КБ

Предварительный просмотр:

Вступление

Оформление тезиса:

— С давних времён люди задумывались над вопросом …

— Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….

— Как следует относиться к …?

— (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).

— Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…

— Могу предположить, что …(тезис)

— Позволю себе высказать свою точку зрения

Основная часть

Переход к основной части:

— В правильности такой точки зрения нас убеждает художественная литература.

— Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема …

— Правильность этой точки зрения можно доказать, обратившись к …

— Обратимся к произведениям художественной литературы

— За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

— Размышляя о …, нельзя не обратиться к произведению (название) (автор), в котором…

— Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.

— Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.

— В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.

— Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, …

— Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.

— Не случайно многие писатели обращались к теме (проблеме взаимоотношений между друзьями и т. п.) …

— Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …

— Вспомним произведение (название и ФИО автора).

— Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …

Переход от аргумента к аргументу:

— Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

— Можно привести и другой пример.

— В качестве второго аргумента обратимся к произведению…

— Эта же тема рассматривается и в произведении…

— Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)

— Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.

— Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).

Заключение

Вывод:

— И в заключение мне хотелось бы сказать, что…

— Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что…

— Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:

— Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…

— Обобщая сказанное, хочется сказать сказать, что…

— Таким образом, можно сделать вывод: …

— Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…

— Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…

— В заключение хочется отметить…

— В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата)

— На мой взгляд, именно …

— Мне бы хотелось верить, что…

— Хотелось бы, чтобы люди задумались…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Подготовка к итоговому сочинению. 11 класс.

Материал для консультации при подготовке к итоговому сочинению в 11 классе по направлению «Вопросы, заданные человечеству войной»….

picture-410656-1393236767.jpg

Итоговое сочинение 11 класс. Виды вступлений

Готовимся к итоговому сочинению в 11 классе по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Виды вступлений.Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Виды вступлений….

Подготовка к итоговому сочинению 11 класс. Направление «Путь».

Данная презентация может быть использована на уроке подготовки к итоговому сочинению….

Методическая разработка «Подготовка к итоговому сочинению, 11 класс»

Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами его введения: выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с о…

Задания для подготовки к итоговому сочинению (11 класс).

Данная презентация содержит ряд заданий, которые можно использовать на уроках литературы, готовясь к итоговому сочинению….

Презентация «Подготовка к написанию итогового сочинения в 11 классе. Речевые клише для итогового сочинения».

Данная презентация предназначена для 11 класса, хотя может быть использована и в 10 классе. С помощью этой работы обучающиеся старших классов познакомятся с основными видами речевых клише, необходимых…

Эксперт итогового сочинения 11 класс приказ

Эксперт  итогового сочинения 11 класс приказ…

  • Мне нравится

Сочинение-рассуждение – отличная форма проверки знаний, ведь именно в таком виде сочинения вы можете не только блеснуть грамотностью, но и раскрыть всю глубину своего понимания чего-либо, будь то литературное произведение или какой-либо жизненный феномен.

С этой статьей часто читают:

Сочинение-рассуждение на ЕГЭ
Сочинение-рассуждение ОГЭ 15.1
Сочинение-рассуждение ОГЭ 15.2
Сочинение-рассуждение ОГЭ 15.3

Однако, у учащихся часто возникает вопрос: как писать сочинение-рассуждение? Первое, что вы должны знать: чего от вас ждет учитель.

Когда вам задают сочинение-рассуждение по литературному произведению, то, в первую очередь, хотят проверить следующие умения:

  • умение воспринимать информацию, данную в тексте,
  • умение анализировать точку зрения автора,
  • умение анализировать форму текста и форму подачи информации,
  • умение выразить свою точку зрения на предложенную проблему, независимо от того, совпадает ли она с авторской,
  • умение использовать богатство лексики русского языка для выражения своих мыслей,
  • умение грамотно оформить свою точку зрения на письме в соответствии с синтаксическими и орфографическими нормами.

Таким образом, для того, чтобы написать сочинение-рассуждение, вы, как минимум должны владеть нужной информацией (прочитать литературное произведение, либо несколько статей по предложенной теме), а также составить свое собственное мнение об этой информации. Здесь начинается основной этап – оформить свое мнение на бумаге в виде сочинения-рассуждения. Иными словами, вам предстоит грамотно аргументировать собственную точку зрения на предложенную тему.

Не забывайте, что ваша точка зрения многое говорит о вас, как о личности, постарайтесь отстаивать лишь те позиции, которые можно обосновать. Вы думаете, что только вы не согласны с автором и большинством? Вы думаете, что быть оригинальным – половина успеха? Возможно, но только в том случае, если у вас есть, что сказать в защиту своего мнения, и эти факты не взяты с потолка.

Структура сочинения-рассуждения.

Сочинение рассуждение имеет свою четкую структуру, поэтому, если Вы хотите добиться успеха, необходимо ее придерживаться. Мы привыкли, что сочинение-рассуждение строится по следующей схеме:

  1. Тезис (точка зрения);
  2. Аргументы (доказательства точки зрения);
  3. Собственный вывод.

Так-то оно так, но этого совершенно недостаточно, чтобы, скажем, успешно написать сочинение-рассуждение на OГЭ или ЕГЭ или получить отличную оценку в старших классах. Подобная схема работает в начальной школе, или, быть может, класса до седьмого, а дальше – больше…

Перед написанием обязательно ответьте для себя на такие вопросы:

  • Какова тема предложенного текста (о чем текст)?
  • Какова проблема данного текста (какой основной вопрос поднимает текст)?
  • Какова позиция автора по этому вопросу?
  • Как он доказывает свою позиции?
  • В чем замысел и как он реализован?
  • Какова моя точка зрения на проблему?
  • Как я могу доказать свою точку зрения?

 Теперь вы готовы строить сочинение-рассуждение. Оно имеет следующую композицию.

ВСТУПЛЕНИЕ (обозначение темы / ее актуальность)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (анализ исходного текста либо информации по теме)

А) описание проблемы

Б)  ваш комментарий по данной проблеме

В) описание позиции автора

Г) авторская аргументация, но вашими словами

Д) описание вашей позиции

Е) аргументы поддерживающие вашу позицию с опорой на жизненный или читательский опыт

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (выводы по проблеме, опираясь на позицию автора и собственные аргументы)

Обычно ВСТУПЛЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ по объему (вместе) равны трети основной части, если сочинение занимает 4 страницы, то ВСТУПЛЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ будут по половине страницы.

Каждая из частей должна начинаться с красной строки. Аргументация должна быть четкой и логичной. Каждый аргумент также нужно начинать с красной строки.

Таким образом, при написании сочинения-рассуждения важно не только то, о чем вы пишите, но и то, как вы пишете.

Какие выражения использовать для сочинения-рассуждения?

Существует ряд выражений, которые помогут вам сделать сочинение связным и логичным, а также подчеркнут, что данное сочинение относится именно к типу сочинение-рассуждение.

Речевые клише для вступления:

  • Наверное, каждый человек не раз задумывался о том, …
  • Я не раз задумывался о том, …
  • Главной проблемой современного общества является не экономическая, не экологическая и даже не политическая, а нравственная проблема …

Начать сочинение-рассуждение также можно с цитаты, если вы уверены, что сможете передать ее дословно, или с краткого сообщения об авторе, опять же, если вы уверены в точности фактического материала.

Речевые клише для начала основной части (указание темы / постановка проблемы):

  • В статье (тексте, рассказе) автор касается вопроса
  • В данной статье рассматривается …
  • Автор поднимает вопрос…
  • Автор выдвигает на всеобщее обозрение тему / проблему …
  • Данная статья посвящена рассмотрению / решению вопроса…
  • Автора волнует проблема…
  • Автор заставляет нас задуматься о проблеме …

Речевые клише для аргументации авторской позиции:

  • Автор раскрывает проблему на материале ….
  • Автор заостряет внимание …
  • В подтверждение своей точки зрения автор …
  • Свое видение проблемы автор выражает при помощи …
  • Автор подводит читателя к выводу ….
  • Автор настаивает на…

Речевые клише для выражения собственной позиции…

  • Я полностью разделяю позицию автора…
  • Я не разделяю позицию автора….
  • Мне близка авторская точка зрения…
  • Мне понятна / не понятна авторская точка зрения…
  • Трудно согласиться / не согласиться с автором ….

Речевые клише для введения аргументов:

  • Во-первых,…во-вторых,…
  • С одной стороны…, с другой стороны…
  • Следующий / еще один пример…
  • Приведем, например, такой факт…
  • Насколько я знаю,…
  • По данным специалистов….
  • Как говорится в пословице…

Речевые клише для подведения итогов.

  • Исходя из всего сказанного, можно сделать следующие выводы:…
  • Исходя из приведенных аргументов…
  • Таким образом …
  • Следовательно …

Полезные советы.

Не стесняйтесь своих мыслей. Отстаивайте собственную точку зрения.

Будьте корректны и приводите только обоснованные доводы.

Мыслите творчески, ведь сочинение-рассуждение – это, в первую очередь, творческая работа.

Обязательно проверьте сочинение, проконтролируйте, насколько логически выверено вы построили свое творческое высказывание.

Удачи в написании сочинения-рассуждения.

3 августа 2020ЛитератураРечевые клише для написания сочинения в ЕГЭ по литературе.lit17.docxlit17.pdfАвтор: Коваль Татьяна Ивановна.Пример заданияВыберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4) и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов). Раскройте тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво. 17.1 Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума») 17.2 Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему? (С опорой на анализ произведения) 17.3 Тема родной природы в лирике С.А. Есенина. 17.4 Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе. (На примере одного-двух произведений 1990-2000-х годов) Общий план сочинения1. Вступление:здесь можно написать несколько предложений о писателе, либо об истории создания произведения. Можно привести цитату какого-либо критика касательно данного произведения (если вы дословно помните эту цитату и ее автора). 2. Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В ней нужно отразить следующее: Тезис — ответ на вопрос, который вы выбрали; Изложение авторской позиции;Выражение собственного мнения; Аргументация мнения: это могут быть цитаты с комментариями к ним; интерпретация содержания; анализ проблемы, описанной в произведении и т.д.); (анализ элементов текста)Необходимые историко-литературные термины, определение роли средств художественной выразительности, важных для раскрытия темы) 3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, ещё раз обращение внимания на самое главное. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме.Инструкция для участника итогового сочинения к комплекту тем итогового сочиненияИнструкции ЕГЭ 2014 по литературеИнструкция для участника итогового сочинения к комплекту тем итогового сочинения —> Сервис для проведения тестирования — 4exam.ruTelegram-канал 4ЕГЭ — @ru4egeПоддержи 4ЕГЭ Вы можете перейти в VIP группу и поддержать развитие проекта 4ЕГЭ. Взамен вы получите доступ к чек-листам и отключение рекламы на сайте навсегда. 140 рублей. Платёж разовый, не подписка. Сначала необходимо авторизоваться. 12 сентября 2018СочинениеПримеры вступления.1. Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и …, и …2. С давних времён люди задумывались над вопросом … Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …? 3. (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Одни считают, что …. Другие ….Я считаю, что… На мой взгляд, ….Переход к основной части.1. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы. В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…3. Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором …Обращение к произведению.1. Тема … затрагивается в романе… (автор, название).2. Вспомним героя повести … (автор, название).3. Обратимся к роману… (автор, название).Промежуточный вывод (в конце аргумента)1. Писатель считает, что… Писатель обращает наше внимание на…2. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о том, что….Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.Заключение1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод: …2. Обобщая сказанное, хочу сказать, что…3. (Цитата) «….», — писал …. В этих словах выражена мысль о ….4. В заключение хочется выразить надежду на то, что… Хотелось бы, чтобы люди задумались… Давайте будем….Шпаргалка на итоговое сочинениеКлише для итогового сочиненияБанк аргументов для сочинений ЕГЭ —> Сервис для проведения тестирования — 4exam.ruTelegram-канал 4ЕГЭ — @ru4egeПоддержи 4ЕГЭ Вы можете перейти в VIP группу и поддержать развитие проекта 4ЕГЭ. Взамен вы получите доступ к чек-листам и отключение рекламы на сайте навсегда. 140 рублей. Платёж разовый, не подписка. Сначала необходимо авторизоваться. Используемые источники:

  • https://shkolnaiapora.ru/sochinenie/klishe-dlya-itogovogo-sochineniya
  • https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2020/12/06/klishe-itogovogo-sochineniya-v-11-klasse
  • https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-rassuzhdenie/
  • https://4ege.ru/literatura/60459-tehnologija-napisanija-esse-po-literature-zadanie-17.html
  • https://4ege.ru/sochinenie/57181-klishe-k-itogovomu-sochineniyu.html

  • Сочинение по литературе что лучше истина или сострадание по пьесе горького на дне
  • Сочинение по литре 6 класс дубровский по плану
  • Сочинение по литре 8 класс недоросль
  • Сочинение по литературе черная курица или подземные жители
  • Сочинение по литературе человек в творчестве горького