- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Береги честь смолоду по рассказу Капитанская дочка
Главной проблемой романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» — проблема сохранения чести. Именно поэтому эпиграфом к своей повести Пушкин выбрал народную поговорку «береги честь смолоду».
Кодекс чести и следование ему в пушкинских произведениях является обязательным качеством положительного героя. У главного героя произведения Петра Гринева эта добродетель возведена в Абсолют, придавая его судьбе трагизма. Кодекс чести выработан не самим Петром, он надиктован обществом и самой природой. Правила, которым он следует, это не просто сословный предрассудок. Согласно пушкинскому мировоззрению, человек, лишенный чести, должен быть немедленно осужден обществом и отвергнут им.
Именно этот кодекс мешает Марии Мироновой и Петру вступить в желанный брак, поскольку дочь капитана не желает выходить замуж за молодого дворянина без родительского благословения. Но и этот Кодекс Чести помогает героям сохранить лицо во время разгулявшегося восстания Емельяна Пугачева.
Полной противоположностью Петру выступает Швабрин. Он, подобно лакмусовая бумажка, показывает, что не так страшен беглый разбойник вроде Пугачева, сколько опасен офицер, лишенный чести и даже в заключении остающийся ничтожно мерзким человеком.
Гриневу из всех бунтовщиков симпатичен только Пугачев, который хотя и бунтовщик, но видно, что вступил на эту дорогу не от хорошей жизни. Только Кодекс Чести не позволяет молодому офицеру перейти на сторону восставших и всячески защищать главный символ произведения – Марию Миронову. Девушка для Швабрина – глупая капитанское дитя, с которой можно делать что пожелаешь, а для Пугачева – несчастная сирота. И только Гриневу Мария предстает дамой сердца, за которую можно отдать жизнь.
Своим произведением Пушкин подчеркивает, что благородные люди всегда будут вознаграждены за свои поступки. Так и Екатерина II не смогла устоять перед рассказом Мироновой о судьбе Петра, когда тому грозило наказание. Перед силой Кодекса Чести не могут устоять ни бунтари, ни даже правители.
Вариант 2
Основная идея произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» заложена в простой русской поговорке «Береги честь смолоду», которая и послужила эпиграфом е произведению. В повести автор затрагивает важные жизненные вопросы, а именно: как следует поступить человеку в ситуации морального выбора, на что ему надеяться и от кого ждать поддержки в сложной ситуации. Писатель убежден, что сохранить себя и не потерять человеческое лицо может только тот, кто обладает чувством собственного достоинства.
Отец учит сына, чтобы тот служил верно, исполнял приказы начальников, не прислуживался, но и от обязанностей не уходил, и самое главное, чтобы несмотря ни на что в любой ситуации сохранял честь и достоинство. Всем этим указанием Петр следовал неотступно, оставаясь верным отчизне, императрице и своему долгу перед страной. Даже под страхом смерти Гринев отказывается дать присягу Пугачеву. Тот, в свою очередь, изумляется искренности и храбрости героя, убеждения и поступки которого вызывают в нем настоящее уважение. Пугачев отпускает Гринева «на все четыре стороны».
Тема повести посвящена не просто воинской чести, а чести в широком понимании. Практически все герои повести ею наделены, даже «безжалостный разбойник» Пугачев. Он помогает героям выбраться из разбушевавшейся метели, за что Гринев дарит ему свой тулуп. На тот момент они еще не знали, с кем их столкнула судьба. Пугачев расценивает такой поступок как достойный благородства и уважения. Он вспоминает его, когда спасает жизнь Петру и его дядьке. В другой раз он освобождает из плена Машу Миронову, поскольку считает непозволительным обижать девушку, а тем более сироту.
В противовес Пугачеву писатель ставит совершенно другой образ – Алексея Швабрина. Этот человек начисто лишен чести и самоуважения. С самого начала Швабрин поступает недостойно, когда очерняет имя отвергнувшей его девушки. Затем он переходит на сторону казаков, позабыв о долге и присяге. Далее Швабрин силой пытается добиться согласия Маши Мироновой выйти за него замуж. Девушка согласна принять смерть, нежели стать женой такого ужасного человека как Швабрин.
После ареста Гринева Бесстрашная девушка решается пойти к самой императрице, чтобы добиться освобождения ни в чем не повинного человека.
Судьба щедро одаряет героев повести счастливым воссоединением. Произведение А.С.Пушкина учит тому, что самыми верными помощниками в сложных жизненных ситуациях являются честь и достоинство.
Сочинение Береги честь смолоду (Капитанская дочка)
Одной из центральных тем, волновавших писателей во все времена, — размышления на тему понятия о чести, являющейся основным нравственным символом человека.
В произведении тематика долга, благородства, чести раскрывается автором на примере главного героя повести Петра Андреевича Гринева.
Петр – представитель семейства старинного рода, получивший достойное образование и соответствующее воспитание. Единственным и верным примером честного и добропорядочного человека для юноши является его отец.
Обладающий богатым жизненным опытом, Андрей Петрович воспитывает сына в строгости, уважению к старшим, стараясь вырастить из него порядочного и достопочтенного члена общества.
Первое проявление достойного поведения Петра Гринева случается в момент его направления к месту службы, когда юноша должен заплатить крупную сумму денег, проигравшись в бильярд. Несмотря на уговоры старого слуги Савельича уклониться от возврата долга, Петр решает поступить по совести и полностью расплачивается с долгами.
Затем Гринев за оказанную услугу благодарит случайного встреченного оборванца, одев его в теплый тулуп, проявив сочувствие и бескорыстие.
В дальнейшем Петру не раз приходится отстаивать свою честь, защищая от нападок корыстного Швабрина свою любимую девушку Машу Миронову. Гринев вызывает оскорбившего возлюбленную Швабрина на дуэль, в которой оказывается проигравшим из-за бесчестного поступка оппонента.
Автором четко прослеживается мысль, что воспитание в человеке нравственных и моральных принципов не зависит от полученного им образования. Швабрин является высокообразованным мужчиной, увлекающимся чтением и искусством, однако живущим низкими и подлыми страстями.
Яркой иллюстрацией темы чести представлены автором события, произошедшие во время пугачевского бунта, когда сам Пугачев проявляет к благородному Гриневу глубокое уважение и прислушивается к его мнению, поскольку не лишен великодушия и чувства благодарности. Стоя на эшафоте в преддверии смертного наказания, предводитель видит Гринева и кивком головы прощается с ним.
Попав в гущу событий народного восстания, Петр оказывается арестованным по доносу, но от смертной казни его спасает возлюбленная, сумевшая убедить императрицу в порядочности и патриотизме русского офицера. В финале произведения влюбленные обретают долгожданное счастье.
Повествуя о судьбе обычного военного, испытавшего немало жизненных трудностей, автор с уверенностью утверждает о великой силе человека чести, о решающем значении поступков каждого гражданина, осознающего понятия о добре и зле.
Также читают:
Картинка к сочинению Береги честь смолоду по рассказу Капитанская дочка
Популярные сегодня темы
- Сочинение Семьи в романе Война и мир (Болконские, Ростовы и Курагины)
Тема семьи является одной из ключевой в великом, бессмертном романе-эпопее «Война и мир» Льва Николаевича Толстого.
- Образ и характеристика Петра Муромского из повести о Петре и Февронии
Князь Петр — главный герой произведения Ермолая-Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
- Сочинение Биатлон — мой любимый вид спорта
Спорт, это мое любимое занятие и все свободное время я посвящаю ему. Я люблю не только им заниматься но наблюдать и болеть. Один из самых интересных и захватывающих видов спорт, биатлон
- Характеристика и образ слуги Осипа в комедии Ревизор Гоголя сочинение
Осип – пожилой слуга барина Хлестакова, который считает его не самым умным человеком, и поэтому старается помогать ему не только физически, но и умственно
- Сочинение Отношение Чичикова к Плюшкину (Мертвые души)
Встреча с Плюшкиным произвела на Чичикова неприятное впечатление. Посещению главным героем помещика предшествует описание разоренной деревни и заброшенной родовой усадьбы Плюшкина
МОУ «Новоигирменская средняя общеобразовательная школа №3»
«Обобщающий урок по пов$ести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Интегрированный урок литературы и информатики
8 класс$
Жданова Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы
Сметанина Елена Анатольевна,
учитель информатики
$Новая Игирма
2013
8 класс
Тема:
«Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Место урока в системе уроков по данной теме: № 7
Место темы в курсе: № 7
Тип урока: интегрированный
$
Форма урока: заседание ученого совета
Цели:
Образовательные:
-
обобщить изученное по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»;
-
углубить понимание идейно-художественного богатства повести;
-
на основе творческих заданий проверить степень усвоения сюжета, композиции темы, основных образов;
-
$ отрабатывать навыки работы на компьютере, в том числе в различных программах Microsoft Office (Word, Power Point, Publisher);
Развивающие:
-
$ развивать мыслительную деятельность учащихся, мыслительные операции сравнение, аналогия, анализ, логическое мышление;
-
развивать устную речь, понимание необходимости применения в речи специфических терминов информатики при рассказе о полученных результатах;
Воспитательные:
-
формировать умение видеть честь и бесчестие;
-
воспитывать настойчивость в отстаивании своей позиции, ответственность за полученный результат.
Содержание:
-
Целеполагание 2 мин.
-
$Психологический настрой.
-
Сообщение темы, постановка целей урока.
- $
-
Заседание ученого совета 23 мин.
-
Исторический блок (представление презентации «Эпоха XVIII века») 8 мин.
-
Литературный блок 10 мин.
а) литературоведческий комментарий
б) защита диссертаций:
— честь в дворянском понимании;
— честь в народном понимании.
-
Языковедческий блок (сообщения на тему «Язык героев повести») 5 мин.
-
Обобщение материала 17 мин.
-
Беседа с классом по прочитанному произведению
-
Обобщающий тест на компьютере.
- $
Подведение итогов урока, выставление оценок. 3 мин
$
Оборудование:
персональные компьютеры (операционная система WINDOWS’2000, программное обеспечение Microsoft Office (Word, Power Point, Publisher)), мультимедийный проектор, экран.
Программное обеспечение, задействованное на уроке:
-
Программы Microsoft Office (Word, Power Point, Publisher);
-
Программа Internet Explorer (для теста, который написан на языке HTML)
Предваритель$ное домашнее задание:
Задание даётся по группам:
1. Создание презентации «Эпоха XVIII века» в программе Microsoft $Office Power Point
2. Сбор материала и оформление буклетов в программе Microsoft Office Publisher по темам:
а) «Честь в народном понимании»$
б) «Честь в дворянском понимании»
3. Индивидуальные сообщения (оформить в программе Microsoft$ Office Word):
а) Литературоведческий комментарий
б) Язык героев повести
4. Подготовка к тестированию по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Ход урока:
-
Начинает учитель информатики:
$
-
Здравствуйте, ребята и гости нашего необычного урока. Сегодня мы проводим заседание ученого совета, призванного разобраться в вопросах чести и бесчестии на примере повести Александра Сергеевича Пушкина «Капит$анская дочка». На ученом совете присутствуют историк (Рома Зенюк), литературовед (Лиана Мызина), языковеды (Кристина Хавкина, Настя Отрошко), эксперты (Дима Неверов, Никита Леонов и Зоя Филимонова, Ира Плеханова, Настя Михайленко).
-
Тема сегодняшнего урока «Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Сегодня мы постараемся воссоздать эпоху XVIII века, почувствовать себя участниками событий, происходивш$их тогда. Какие еще цели преследует наш урок? (высказывания учеников – обобщение знаний по повести, проверка знаний). Вами была проделана большая работа для того, чтобы подготовить выступление на сегодняшнем совете, оформляли свои работы на компьютере в различных программах. И с точки зрения информатики одна из основных задач урока – познакомить присутствующих с результатами проделанной работы, рассказать о возможностях использованных программ. $
-
Продолжает урок учитель литературы:
Первым на нашем ученом совете выступит историк. Он приглашен для того, чтобы воссоздать эпоху XVIII века, эпоху Пугачева и кратко осветить историю возникновения повести «Капитанская дочка».
-
Выступает историк, показывает презентацию, созданную им в программе Microsoft Office Power Point’2003. Свой рассказ он предваряет комментари$ями о возможностях использованной программы, поясняет причины выбора именно этой программы для подготовки своего выступления. В презентации речь идет о причинах обращения Пушкина к этой теме. В начале 30-х годов XIX века вновь вспыхивают с большей силой крестьянские восстания. Среди них восстания военных поселян в Новгородской губернии. Поэт внимательно следит за этим бунтом. Пушкина интересует, изменились ли отношения между крестьянством и государством за 60 лет со времени поражения народного восстания. (Приложение 1).
-
Учитель литературы: Литературове$д приглашен для того, чтобы осветить идейно-художественное своеобразие произведения, которое мы сегодня обсуждаем.
2.а. Выступает Лиана Мызина с по$дготовленным в программе Microsoft Office Word’2003 материалом (приложение 2).
Учитель литературы: из сказанного литературоведом делаем вывод: можно смело говорить о том, что выражение «Береги честь смолоду» — это выражение жизненного кредо самого автора. Писатель намеренно убирает первую часть пословицы, тем самым делая оставшуюся фразу универсальной. Это нравственный принцип жизни для людей, независимо от того, к какому сословию они принадлежат. Поэтому мы можем говорить о таких понятиях как долг, честь, достоинство, верность и в дворянском и в народном понимании. Две экспертные группы занимались этими вопросами.
2.б. Итак, слово группе, которая делала свой акцент на дворянском понимании чести и долга. Группа создавала буклет в программе Microsoft Office Publisher$’2003 (приложение 3)
— Эта группа построила свое выступление на проти$вопоставлении чести и бесчестия. И если Швабрин последователен в своем бесчестии – то Гринев, наоборот, честен, благороден в своих поступках и деяниях.
Учитель литературы: слово группе, которая считает определяющим в этом вопросе взгляд на проблему чести в народном понимании. А главным его выразителем является Пугачев. Группа создавала буклет в программе Microsoft Office Publisher’2003 (приложение 4)
— Выслушав экспертов второй группы, можно присоединиться к их выводу, что пословица – это нравственный принцип многих героев повести, и для Пушкина важнее всего человек.
-
Свои дополнения внесут языковеды, которые исследовали текст с точки зрения ре$чи героев, написав сообщения в программе Microsoft Office Word’2003.
-
Учитель литературы:
Какая мысль романа вам кажется самой важной и почему?
О великодушии, которое так нужно в самых сложных обстоятельствах жизни. О возможности понять каждого человека: и башкирца семидесяти лет, в глазах которого не угас огонь ненависти, потому что $жизнь научила его ненавидеть; и капитана Миронова – честно и храбро служившего императрице и не выслужившего себе ни славы, ни богатства, ни наград; и Пуга$чева, в котором Пушкин помогает увидеть не изверга, злодея, а человека верного, благодарного, великодушного.
-
Учитель информатики: а теперь покажите, как вы усвоили материал нескольких уроков литературы, ответив на вопросы теста. Рассаживайтесь за компьютеры по одному человеку, на каждый вопрос теста только один ответ верный. Всего двадцать вопросов. Пятерка ставится за 18 и более правильных ответов, «4» — за 16 и более, «3» — за 11 и более правильных ответов. По окончанию теста нажмите кнопку «Показать количество правильных ответов», компьютер выставит вам оценку и вы назовете её учителю. (Приложение 5)
-
Подведение итогов урока.
Учитель литературы:
В блестящем по форме и с$одержанию произведении с увлекательно развивающимся сюжетом и привлекающими к себе симпатии читателей героями, заключены идеи подлинного гуманизма, верности, честности, благородства.
Итак, повес$ть Пушкина внешне проста. Пушкин учит отличать истинное великодушие от показного, учит видеть настоящую красоту за внешней простотой.
Учитель информатики: Спасибо всем ребятам за работу, позади не одна неделя упорного труда. Я думаю, что вы сейчас испытываете огромное чувство удовлетворения не только от того, что работы закончены, но и от осознания того, что это произошло благодаря вашему упорству, настойчивости, желанию познать новое. Все приобретённые в процессе работы, умения и знания ещё не раз помогут, пригодятся в дальнейшей вашей деятельности. Хочу выразить слова благодарности всем, кто принимал участие в подготовке и пр$оведении этого урока.
Выставление оценок в журнал и дневники учащихся.
Тест после изучения романа А.С.ПУШКИНА
«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
1 вариант
-
В каком веке происходит действие повести «Капитанская дочка»?
А. В XVII веке
Б. В XVIII веке
В. В XVI веке
$Г. В начале XIX века
-
Отметить места, в которых происходит действие повести «Капитанская дочка».
А. Москва
Б. Санкт-Петербург
В. Нижнеозёрская крепость
Г. Белогорская крепость
Д. Оренбург
Е. Белгородская крепость
-
Отметьте исторические лица, уп$оминаемые в повести
А. Пугачёв
Б. граф Минин
В. князь Голицын
Г. Григорий Орлов
Д. Екатерина I
Е. Екатерина II
-
Назвать узловые моменты повести
А. Буран
Б. Детство Гринёва
В. Казнь капитана Миронова и спасение Гринёва
Г. Разговоры Гринёва и Савельича
Д. Поездка Гринёва к Пугачёву, освобождение Маши
Е. Встреча Маши и Екатерины II
-
Соотнести высказывания с произносившими их персонажами повести
«Я так и обмерла, — сказала она, — когда сказали нам,
что вы намерены биться на шпагах. Как мужчины $
странны! За одно слово, о котором через неделю Пугачёв
верно б они позабыли, они готовы резаться и жертвовать
не только жизнию, но и совестию, и благополучием тех,
которые… Нет, я уверена, что вы не зачинщик ссоры. Гринёв
Верно виноват Алексе$й Иваныч
— Нет, — отвечал я с твёрдостию, — Я природный дворянин;
я присягал государыне императрице: тебе служить не могу.
Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня Марья Ивановна
в Оренбург
— Что, в$аше благородие? – сказал он мне. – Струсил ты,
признайся, когда молодцы мои накинули тебе верёвку на Швабрин
шею? Я чаю, небо в овчинку показалось…
Извините меня, — сказал он мне по-французски, — что я без Зурин
церемонии прихожу с вами познакомиться. Вчера узнал я
$о вашем приезде; желание увидеть наконец человеческое Василиса Ивановна
лицо так овладело мною, что я не вытерпел. Вы это поймёте,
когда проживёте здесь ещё несколько времени
-
Отметить верные суждения.
А. «Капитанская дочка» — историческая повесть.
Б. «Капитанская дочка» — мемуары.
В. «Капитанская дочка» — историческая повесть, стилизованная автором под мемуары
-
Отметить$, от чьего лица ведётся повествование.
А. Автора.
Б. Молодого Петра Андреевича Гринёва.
В. Старого Петра Андреевича Гринёва.
Г. Рассказчика П.А.Гринёва в разные периоды жизни.
-
По какой причине А.С.Пушкин избрал рассказчиком Гринёва?
А. Гринёв принадлежал к старой дворянской семье, где понятия «честь» и «служба» неразрывны.
Б. Мировоззрения автора и Гринёва совпадают.
В. Молодость Гринёва позволяет ему заб$ыть о сословной принадлежности и руководствоваться здравым смыслом.
-
Отметить, $как соотносятся эпиграфы и содержание в повести.
А. Эпиграф раскрывает содержание главы.
Б. Эпиграф предваряет появление героя.
В. Эпиграф служит раскрытию характера героя и его судьбы.
Г. Эпиграф иронически трактует последующие события.
-
Отметить, в чём выражается принцип зеркальности композиции в приведённых отрывках.
Все обходились между собою как товарищи и не Прошу ко мне пожаловать на чашку чая: с
оказывали никакого особенного пр$едпочтения своему сегодня у меня будет военный совет…
предводителю. Разговор шёл об утреннем приступе, Мнение моё было принято чиновниками с.
об успехе возмущения и о будущих действиях. явной неблагосклонностью. Они видели в
нём опрометчивость и дерзость молодого
Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно человека. Поднялся ропот, и я услышал
$оспаривал Пугачёва. И на сем-то странном военном явственное слово: молокосос,
решено было идти к Оренбургу: движение дерзкое, произнесённое вполголоса. Старичок в
и которое чуть было не увенчалось бедственным глазетовом кафтане поспешно допил
успехом! третью свою чашку значительно
разбавленную ромом, и отвеча$л генералу:
«Я думаю, ваше превосходительство, что
должно действовать ни наступательно, ни
оборонительно»
А. Противопоставление армий Пугачёва и императорской.
Б. Превосходство Пугачёва-полководца над генералами.
В. Выражение авторской позиции.
$
-
Отметить верное суждение.
А. Образ Пугачёва является центральным образом повести.
Б. Образ Пугачева не является центральным, но важен для авторского замысла – изображения русского бунта.
-
Соотнести качества личности Пугачёва с эпизодами, в которых они проявляются.
Ум, сметливость Освобождение Гринёва
$Широта натуры Буран
Чувство благодарности Освобождение Маши Мироновой
Смелость, отвага Сцена разговора Гринёва с Пугачёвым в мятежной слободе
Наивность, слабость к лести Взятие Белогорской крепости
Свободолюбие Сказка старой калмычки
Жестокость Сцена суда Пугачёва
-
Отметить верное суждение о роли вставных элементов.
А. Они помогают раскрыть характеры героев.
Б. Они предопределяют участь героев.
В. Они стилизуют повесть под документ XVIII века.
Г. Они придают занимательность сюжету.
-
Соотнести качества характера с персонажами$ повести
Честность
$Смелость
Трусость Гринёв
Прямота
Коварство
Жестокость Швабрин
Чувство долга и чести
Эгоизм
-
Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема милосердия.
А. Екатерина — Маша Миронова
Б. Пугачёв — Гринёв
В. Пугачёв — Гринев; Екатерина — Маша Миронова
-
Отметить верное суждение.
А. Повесть является изложением реальных событий.
Б. Повесть – плод авторского вымысла.
В. Повесть основана на историческом материале, дополненном художественным вымыслом.
$
-
Отметить верное суждение.
А. Литературный характер – это образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени.
Б. Литературный характер – это художественное изображение человека.
В. Литературный характер – эт$о персональные черты, присущие герою.
-
Соотнести основные сказочные мотивы с сюжетными линиями повести.
Путешествие героя Буран
Встреча с «чудесными помощниками» Освобождение Маши Мироновой
Сказочные превращения Отъезд Гринёва в армию
Наказание отрицательного героя Женитьба Гринёва
Свадьба Сцена казни в Белогорской крепости и диалог Пугачёва и Гринёва
-
Указать, какие жанры устного народного творчества использует в повести А.С.Пушкин и почему.
$20. Подчеркнуть элементы стихосложения, характерные для поэзии XVIII века, использованные в
стихотворении Гринёва.
Мысль любовну истребляя,
Тщусь прекрасную забыть,
$И ах, Машу избегая,
Мышлю вольность получить
Но глаза, что мя пленили,
Всеминутно предо мной;
Они дух во мне смутили,
Сокрушили мой покой
Ты, узнав мои напасти,
Сжалься, Маша, надо мной,
Зря меня в сей лютой части,
И ч$то я пленён тобой.
-
А.С.Пушкин параллельно с повестью «Капитанская дочка» писал исследование «История Пугачёвского бунта», где довольно подробно изложил зверства Пу$гачёва. Объяснить, почему в повести нет таких описаний.
Вариант 2
-
Отметить, в какой период происходит действие повести «Капитанская дочка»
А. В начале XVIII века
Б. В середине XVIII века
$
В. В начале XIX века.
Г. В конце XVIII века
-
Отметить главное место действия в повести «Капитанская дочка».
А. Оренбургская губерния.
Б. Санкт-Петербург.
В. Белогорская крепость.
Г. Москва.
Д. Белгородская крепость.
-
Соотнести имена и отчества так, чтобы получились верные сочетания для персонажей повести.
$
Василиса Андреевич
Мария Кузьмич
Иван Егоровна
Пётр Ивановна
Алексей Игнатьевич
Иванович
-
Отметить воинское звание Гринёва.
А. Корнет.
Б. Прапорщик.
В. Поручик.
Г. Рядовой.
- $
-
Соотнести описания персонажей с их именами.
На другой день поутру я только что стал
одеваться, как дверь отворилась, и ко мне
вошёл молодой офицер невысокого роста, с Марья Ивановна
лицом смуглым и отменно некрасивым, но
чрезвычайно живым.
$Тут вошла девушка лет осьмнадцати,
круглолицая, румяная, с светло-русыми
волосами, гладко зачёсанными за уши, капитан Миронов
которые у ней так и горели. С первого
взгляда она не очень мне понравилась.
У окна сидела старушка в телогрейке и с Зурин
платком на голове. Она разматывала нитки,
которые держал, распялив на руках, кривой
старичок в офицерском мундире. Пугач$ёв
Наружность его показалась мне замечательна:
он был лет сорока, росту среднего, худощав и Швабрин
$широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась
проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо
его имело выражение довольно приятное, но Василиса Егоровна
плутовское.
-
Отметить верное суждение.
А. В центре повести «Капитанская дочка» — судьба героев в трагическое время Пугачёвского бунта.
Б. В центре повести «Капитанская дочка» — история жизни Петра Гринёва.
-
Повесть «Капитанская дочка» напи$сана в форме:
А. Рассказа Петра Гринёва автору.
Б. Мемуаров Петра Гринёва.
В. Рассказа Марьи Ивановны.
-
Соотнести утверждения с элементами повести.
В эпизодах сна Гринёва,$ песни казаков,
старой калмыцкой сказки
Авторская позиция не совпадает
В использовании антитезы в композиции с позицией рассказчика
В авторских отступлениях
В портретах персонажей Авторская позиция выражается
В использовании оценочных эпитетов
-
Записать эпиграф к повести и отметить его роль.
А. Эпиграф раскрывает идею повести.
Б. Эпиграф отражает авторскую позицию.
В. Эпиграф раскрывает содержание повести.
Г. Эпиграф служит для раскры$тия характера героев.
-
Отметить в каких эпизодах проявляется зеркальность композиции повести.
А. Портреты Пугачёва и Екатерины.
Б. Письмо Гринёва отцу и $его ответ.
В. Сцена пытки башкирца – сцена казни в Белогорской крепости.
Г. Отношение к Гринёву Пугачёва и милость Екатерины.
-
Отметить приоритет появления темы русского бунта в повестях.
А. «Капитанская дочка»
Б. «Дубровский»
-
Соотнести качества личности Пугачёва с эпизодами, в которых они проявляются.
Свободолюбие Взятие е Чувство благодарности Сказка старой калмычки
Наивность, слабость к лести Вторая встреча с Гринёвым
Смелость, отвага Буран
Жестокость Сцена разговора в мятежной слободе
- $
Отметить вставные элементы в повести.
А. Сон Гринёва.
Б. Встреча Гринёва и Пугачёва в степи.
В. Стихи Гринёва.
Г. Допрос башкирца.
Д. Сказка старой калмычки.
-
Соотнести мотивы поведения с персонажами в их отношениях с Пугачёвым.
Трусость
Страх
Гринёв Честность
Коварство
Презрение
Швабрин Уважение
Необходимость
Честь
-
Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема чести и достоинства.
$
А. Пугачёв — Гринёв
Б. Гринёв — Швабрин
В. Екатерина — Маша Миронова
-
Отметить верное суждение.
А. История Маши Мироновой действительно произошла в XVIII веке.
Б. История Гринёва и Маши Мироновой – плод авторской фантазии.
Г. Встреча Пугачёва с Гринёвым была на самом деле.
-
Отметить, характеры каких персонажей удалось раскрыть А.С.Пушкину.
А. Екатерины
Б. Гринёва
В. Маши Мироновой
Г. Капитана Миронова
Д. Швабрина
Е. Савельича
- $
-
Отметить элементы повести, в которых появляются фольклорные мотивы.
$
А. Эпиграфы
Б. Речь Гринёва и Маши Мироновой
В. Речь Пугачёва
Г. Вставные элементы
Д. Сюжет
-
Указать, как в повести сочетаются сказочные мотивы и фольклорные тексты.
-
Подчеркнуть элементы в стихотворении Гринёва, характеризующие его возраст и наивность.
Мысль любовну истребляя,
Тщусь прекрасную забыть,
$И ах, Машу избегая,
Мышлю вольность получить
Но глаза, что мя пленили,
Всеминутно предо мной;
Они дух во мне смутили,
Сокрушили мой покой
Ты, узнав мои напасти,
Сжалься, Маша, надо мной,
Зря меня в сей лютой части,
И что я пленён тобой
-
А.С.Пушкин параллельно с повестью «Капитанская дочка» писал исследование «История Пугачёв$ского бунта», где довольно подробно изложил зверства Пугачёва. Объяснить, что изменилось бы в повести, войди туда описания злодеяний Пугачёва и его войска.
Данная повесть представляет собой самое известное произведение Александра Сергеевича Пушкина в прозе. Считается, что идея написания исторического романа появилась у многих писателей девятнадцатого века под непосредственным влиянием В. Скотта.
Пушкин создал свою повесть с особым замыслом, на базе реальных событий, происходивших в восемнадцатом веке в нашей великой стране – это была война правительственных войск с Емельяном Пугачевым. Пушкин с позволения царя имел доступ к архивам, ездил по Уралу в поисках живых очевидцев тех событий. Пушкин был человеком независящим и добросовестным, по этой причине он не сумел написать книжку, где люди безусловно делились бы на плохих и хороших. Видимо, живое общение со стариками, ровесниками его героев, посодействовало ему в составлении реального образа Е. Пугачева, который был не только бунтовщиком, но и, как минимум, очень незаурядным человеком — сильным, умным, прекрасно умеющим ладить с людьми, по-своему справедливым и достаточно порядочным. Пугачев показан в произведении скорее как обычный человек, с которым можно наладить отношения, дружить. Он не смотрится сказочным злодеем либо труднодоступным полководцем.
И Екатерина II также показана в быту, а не на парадном приеме. Она скорее не императрица, а дама, способная пристально слушать собеседника, соболезновать чужому горю, судить справедливо.
Главные герои этого произведения – молодые люди, которые поначалу перед нами предстают как очень юные люди, не успевшие себя проявить и по этой причине кажущиеся сильно простыми и доверчивыми. Однако они были правильно воспитаны, родители примером всей собственной праведной жизни привили им точные представления о добре и зле, о правде, об ответственности. По этой причине мы не удивляемся когда, оказавшись в жизни перед сложным выбором, они принимают верные, достойные уважения решения. И читатель также не остается равнодушным. Ведь в жизни каждого из нас могут повстречаться достаточно серьезные препятствия, преодолевая которые принципиально важно оставаться человеком.
Сочинение на тему «Капитанская дочка» для 8 класса
(2 вариант)
Исторический роман «Капитанская дочка» был опубликован в 1836 году, его вполне можно причислить к жанру реализма благодаря введенным автором существовавших в жизни персонажей: Емельяну Пугачеву и императрице Екатерине II.
Действие романа разворачивается во второй половине XVIII века. Повествование ведется от лица Петра Андреевича Гринева, которого строгий отец отправляет служить не в Семеновский полк в Петербурге, а в далекую Оренбургскую губернию, ведь «только там можно научиться настоящей жизни». Находясь в дороге, Петр вместе с Савельичем, своим «воспитателем», попадает в большую неприятность — лютый буран, где их спасает незнакомец. Гринёв, желая отблагодарить спасителя, дарит ему заячий тулуп. Это, вроде бы, незначительное действие в будущем спасет жизнь Петра, ведь тем мужчиной окажется сам Емельян Пугачев, бунты которого гремят по всей стране.
Прибыв в Оренбург, молодой человек знакомится с семьей капитана крепости и там же находит объект симпатий – дочь капитана крепости, красавицу Марию Миронову. Единственной «родственной душой» для него становится Алексей Швабрин, сосланный в крепость за убийство: он, казалось бы, очень похож на Петра: также молод и образован, однако в будущем мы понимаем, насколько сильно разнятся характеры двух молодых людей. Швабрин смеется над стихотворениями, написанными главным героем для Маши, и всячески указывает на неприличное ее поведение. Гринев не может стерпеть оскорблений в адрес любимой девушки, конфликт между юношами нарастает и Швабрин вызывает Петра на дуэль. Уже на самой дуэли, воспользовавшись тем, что Гринев ненадолго отвлекается, Алексей наносит ему удар в грудь исподтишка, к счастью, ранение не было опасным для жизни.
Относительно спокойной жизни приходит конец, когда капитан крепости узнает, что на них надвигается войско Пугачева. Когда оно входит в город, кажется, что Петра ждет верная смерть, ведь крепость и Пугачев борются по разные стороны баррикад. Но Емельян узнает молодого человека, вспоминает его добрый поступок и решает помиловать, но только в случае, если Петр «признает истинного государя», однако молодой человек отказывается давать присягу бунтарю. Этот поступок до глубины души поражает Пугачева, и он дает Гриневу свободу, впоследствии не раз ему помогая.
Поступки юного Петра Гринева говорят о том, что он вырос настоящим человеком, он не испугался перед лицом смерти и сумел отстоять свои убеждения. Если задуматься, то именно Гринев своим поведением показывает всю правильность эпиграфа к роману: честь береги смолоду. Именно такая честность и преданность покорили Емельяна Пугачева.
В этом романе много внимания уделяется рассуждениям о чести, о выборе, о любви, о нравственной справедливости, Пушкин в лице Петра Гринева будто бы старается научить нас тому же, чему во время жизненного пути, во время борьбы учится сам Петр.
Сочинение на тему «Капитанская дочка», 8 класс
читайте также:
Сочинение на тему «Городской человек редко встречается с землёй»
Сочинение по картине Брюллова «Всадница», 8 класс
Сочинение по картине Пименова «Спор», 8 класс
- Категория: Сочинения 8 класс
Александр Сергеевич Пушкин написал свою повесть «Капитанская дочь» по материалам о крестьянском восстании Емальчна Пугачева. Это восстание было в России в 18 веке. Поэт изучал большое количество документов и описаний знаменитого восстания, работал в архивах. Но роман не ограничивается этой темой.
В романе Пушкин ставит и решает ряд важных вопросов: о любви и верности, о патриотическом воспитании, чести и достоинстве человека. Рассказ в этом произведении ведётся от имени Петра Гривена, который рассказывает о событиях своей жизни. Мне очень нравится этот персонаж.
Гринёв — добрый, справедливый мужественный, смелый, честный и порядочный человек. В условиях войны , подвергаясь смертельной опасности, он не уронил своей чести, не пошёл народность и предательство. Он сумел сохранить достоинство, держать своё слово и помогать другим людям. Образ Пугачева показан не так, как было принято в его времена. Этот человек описывается с нескрываемой симпатией. Емельян Иванович во многом помог Петруше Гриневу, отплатил ему добром, и тот полностью оценил эту помощь. Несмотря на то, что Гринёв — дворянин, противник Пугачева, он всё-таки честно и объективно рассказывает на страницах повести о хороших качествах этого человнка.
Главная героиня — дочь капитана Миронова, Маша. Она во многом похожа на Татьяну и Ольгу — пушкинские героини. Её внешность напоминает описание Ольги. Унее круглое лицо, светлые волосы, на щеках — румянец. По характеру она напоминает Татьяну. Она скромна, верна, способна на настоящую любовь и смелый поступок. Это — такой же русский характер, как у Татьяны Лариной. Персонажи повести «Капитанская дочь» изображаются очень талантливыми.
Исторические события, увлекательный и драматический сюжет, счастливый финал — все это привлекает читателей этой повести.
-
Сочинения 8 класс
-
«Проводы ополчения» сочинение 8 класс
(1051)На картине Юрия Ракшина «Проводы ополчения» запечатлен момент, когда родные: жены, матери, дети – провожают воинов на «Куликовскую битву» . Воины изображены на заднем плане картины. Они как будто покрыты туманом. А центральное место на полотне занимают именно провожающие. Это женщины, дети и старики. Общая беда объединила и простых крестьян, и…
Подробнее…
-
Воспевание любви и свобоы в поэме Лермонтова «Мцыри»
(478)Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — это поэма не о юном послушнике, а о молодом мятежнике, пожертвовавшем жизнью ради свободы.Еще маленьким мальчиком Мцыри был пленен и увезен из родного села, от друзей и близких. Однако ни тяготы пути, ни тяжелая болезнь не смогли укротить его свободолюбивой души.Никогда не покидала взрослеющего юношу мысль о…
Подробнее…
-
Жизнь в уездном городе до приезда ревизора
(617)Одним из первых произведений Николая Васильевича Гоголя была комедия «Ревизор» , где он вывел на сцену целую галерею русских типов. Комедия не клевета на современную писателю жизнь, а ее отражение. Эпиграф к комедии подтверждает это: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”.В произведении показывается жизнь в уездном городе после получения…
Подробнее…
-
Жизнь в уездном городе перед приездом Ревизора
(651)В произведении Гоголя «Ревизор» показывается жизнь в уездном городке после получения известия о прибытии ревизора. Эта новость нарушала чиновников так как дела у них в городе шли не очень то благоприятно. Город не ухожен, на улицах творится беспорядок, а сами чиновники нарушают множество законов.Почтмейстер не выполняет своих обязанностей, из-за…
Подробнее…
-
Значение «Немой сцены» в комедии «Ревизор»
(979)В комедии Гоголь задумал посмеяться над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего». Он сумел в своей пьесе «собрать в одну кучу все дурное в России», какое он тогда знал, все несправедливости. Тема «Ревизора» сама по себе носила острый политический характер. Но самое главное, что хотел показать Гоголь, – не пороки отдельных людей, а…
Подробнее…
-
Капитанская дочка. Сочинение на тему любовь
(891)Читая повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», мы становимся свидетелями того, как на фоне исторических событий зарождается верная и нежная любовь. Молодой офицер Петр Гринев, прибыв по распоряжению начальства в Белогорскую крепость, был очарован дочерью коменданта Машей Мироновой. Несмотря на отзывы Швабрина, пытавшегося очернить ее в глазах…
Подробнее…
-
Комедия Ревизор краткое содержание
(546)Ее герои — жители уездного города, городничий, его жена, два квартальных Добчинский и Бобчинский, слуга Осип, едва образованный судья Ляпкин — Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника и почтмейстер, и главный герой — Хлестаков. Сюжет комедии разворачивается вокруг некоего ревизора, который должен посетить город и за которого по ошибке принимают…
Подробнее…
-
Короткое сочинение Капитанская дочка 8 класс
(569)Главный герой повести Петр Гринев. Он предстает перед нами молодым человеком из небогатой дворянской семьи. Отец его – Андрей Петрович Гринев- был простым военным. Еще до рождения Гринев был записан в полк. Петр получил домашнее образование. Сначала его обучал Савельич- верный слуга. Позже для него специально был нанят француз. Но вместо…
Подробнее…
-
Краткое сочинение на тему Ревизор 8 класс
(1601)Комедия ,Ревизор» была очень современна и своевременна для того времени. Автор высмеивает пороки чиновников.Завязка всей истории начинается с известия о приезде важного чиновника — ревизора. В маленьком городке имели место быть большие нарушения. Они были в различных сферах деятельности. городничий и его помощники спешно начинают придумывать…
Подробнее…
-
Краткое сочинение про Мцыри 8 класс
(566)Конечно, «Мцыри» является романтической поэмой не только из-за места действия, но и благодаря главному герою. Что же необычного в образе Мцыри? Его сосредоточенность на колоссальной, огромной страсти, его мужество и его воля. Тоска Мцыри по родине становится какой-то необъятной, выходящей за привычные по человеческим меркам масштабы. Мцыри…
Подробнее…
-