Сочинение по литературе восьмой класс капитанская дочка

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. оно одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. о том,

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.

В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.

Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.

По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:

  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?

Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:

  • «Медный всадник» А. С. Пушкина,
  • «Гроза» А. Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
  • «Мы» Е. М. Замятина,
  • «Кысь» Т. Н. Толстой,
  • «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.

3. Преступление и наказание — вечная тема

Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.

Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:

  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.

Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.

В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:

  • «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя,
  • «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.

Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.

Как писать сочинение

Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:

  • привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
  • тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.

Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.

Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.

Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).

При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.

Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:

  1. Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
  2. Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
  3. Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
  4. Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
  5. Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
  6. Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
  7. В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.

Источник: МЕЛ

Источники произведения. Историзм повести

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (1832-1836) представляет собой особую грань таланта великого русского литератора первой половины XIX в. — его прозу. Повесть отличается глубоким историзмом и представляет собой научное и художественное исследование одного из важнейших исторических событий в развитии России в XVIII в. — восстание Емельяна Пугачева. Повесть имеет следующие исторические источники:

✓ исторические документы, государственные и частные архивные материалы;

✓ поездки Пушкина по тем местам, где разворачивались описываемые в повести события, и изучение этнографических материалов;

✓ беседы с очевидцами и участниками событий;

✓ изучение устных преданий, сказаний и песен, связанных с описываемыми событиями;

✓ изучение литературных и исторических произведений других авторов, посвященных данной тематике, и среди них можно выделить:

• труды А. Сумарокова;

• книгу неизвестного французского автора «Ложный Петр III»;

• «Рассказ моей бабушки» А.П. Крюкова;

• рассказ Н.И. Стахова «Благодарность»;

• повесть П.М. Кудряшова «Сокрушитель Пугачева, Илецкий казак Иван»;

✓ создание на основе найденного и переработанного материала исторического труда «История Пугачева», а затем и художественного произведения «Капитанская дочка».

Повесть «Капитанская дочка» как историческое произведение имеет следующие особенности:

✓ не несет ложной тенденциозности в повествовании, не изобилует ужасом и кошмаром, связанным с появлением Пугачева, а показывает, как казаки, крепостные башкиры и чуваши пошли за своим лидером;

✓ отвергает односторонность многих произведений, освещающих данные исторические события и личность Пугачева («Ложный Петр III»);

✓ по-своему дает толкование событий и поступков героев, например отказ от изображения Хлопуши как вмещающего в себя все негативные черты;

✓ развертывает единичный эпизод в грандиозную картину общественных потрясений;

✓ отвергает идеализацию предателя — адъютанта Ивана, который обманным путем поймал Пугачева.

«Основательное знакомство и тщательная работа с многочисленными источниками позволила Пушкину глубоко постичь историческую действительность и дать ее яркое реалистическое изображение» (Роговер).

Жанровое своеобразие романа «Капитанская дочка» Пушкина А.С.

При определении жанра «Капитанской дочки» (1836) исследователи сталкиваются с некоторыми трудностями. Дело в том, что «Капитанской дочке» присущи жанровые особенности и повести, и романа, а сам Пушкин называл своё произведение то повестью, то романом. Поэтому не будет принципиальной ошибкой назвать «Капитанскую дочку» романом. Жанровое своеобразие пушкинского романа в том, что, с одной стороны, он представляет собой хронику дворянской семьи Гринёвых, а с другой — историческое произведение. Иначе говоря, «Капитанская дочка» — социально-исторический роман.

В романе описывается история любви Петра Гринёва и Маши Мироновой, вначале она тесно переплелась с событиями Пугачёвского восстания (1773 — 1775). Пушкин придал произведению форму мемуаров, или «семейственных записок» (X), сочинённых Петром Андреевичем Гринёвым в зрелом возрасте для внуков. В семейной хронике Пушкина интересуют не бытовые подробности, а проблема нравственного выбора молодых людей в критические моменты их жизни. В романе даны портреты двух семей: Гринёвых (включая Савельича) и Мироновых (включая Палашку). Быт обоих семейств рисуется явно с оглядкой на фонвизинского «Недоросля», что подчёркивает и эпиграф к третьей главе — реплика госпожи Простаковой: «Старинные люди, мой батюшка».Однако острая сатира, свойственная Д.И.Фонвизину при обрисовке «плохих помещиков», у Пушкина смягчена: быт двух провинциальных семейств изображается в связи с лучшими традициями передовой дворянской культуры XVIII века — сбережением своего человеческого достоинства, неукоснительным следованием законам долга и чести.

В этих героях Пушкин показал «простое величие простых людей» (Н.В.Гоголь «В чём же, наконец, существо русской поэзии и в чём её особенность» 1846): они, при всех недостатках, которых автор не скрывает, живут по совести, в семейном ладу, верны традициям, а поэтому могут стоически и даже героически преодолеть самые серьёзные жизненные испытания. Яркий пример тому —спасение Маши, в котором принимают участие: попадья Акулина Памфиловна (прячет девушку во время штурма Белогорской крепости), бойкая служанка Палашка (не покидает свою барышню, когда та живёт в домашней тюрьме под властью Швабрина), Гринёв (отправляется с риском для жизни в лагерь бунтовщиков просить помощи у Пугачёва). Простодушные, чистосердечные, нравственные герои противопоставлены Швабрину, который в своём эгоистическом самоутверждении не останавливается ни перед подлостью (намеренно клевещет на Машу; на дуэли ранит Гринёва в тот момент, когда тот отворачивается), ни перед предательством (переходит на сторону бунтовщиков из корыстных соображений).

Исторические события — эпизоды крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачёва — привлекают внимание писателя не сами по себе (три года назад Пушкин уже написал «Историю Пугачёва»), а в связи с раздумьями о ситуации в современном русском обществе, точнее в связи с вопросом о взаимоотношениях между дворянством, к которому принадлежал сам Пушкин, и народом. Социальная идея «Капитанской дочки» может быть сформулирована следующим образом: в рамках одной нации дворянство и простой народ разошлись так далеко, что их представители перестали понимать друг друга. Данная идея давно занимала Пушкина. В частности, она нашла отражение в неоконченной повести «Дубровский» (1833).

Главный герой этой повести, Владимир Дубровский, чтобы отомстить за смерть отца и своё разорение, собирает разбойничью шайку из крепостных крестьян. Дубровский наказывает своих обидчиков (судебных заседателей, лжесвидетелей), но в пушкинской истории о благородном разбойнике (произведения подобного рода были очень популярны в европейской литературе начала XIX века) важное место занимает проблема об отношениях дворянина и его крестьян. Она проясняется в заключительной сцене повести: Дубровский, понимая, что его шайка будет разгромлена правительственными войсками, собирает в последний раз всех разбойников и объявляет им, что распускает банду. Он советует им переменить образ жизни: «Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдалённую губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и изобилии. Но все вы мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло» (XIX). Эта фраза показывает, что Дубровский совершенно не понимал своих крестьян: по его мнению, они вступили в шайку только для того, чтобы освободиться от тяжёлой крестьянской работы и иметь лёгкую наживу от разбоя. Пушкин же, изображая крестьян, показывает, что их поступками двигали совсем другие мотивы. Они присоединились к молодому барину, потому что так хотели выразить свой протест против несправедливости, которую учинил Кирила Петрович Троекуров над помещиками Дубровскими. Следовательно, Пушкин подчёркивает непонимание, которое разделяет дворянина и его крестьян.

Эту же идею автор раскрывает в «Капитанской дочке». Она подтверждается не только фактом крестьянской войны против дворянского государства, но и историей личных взаимоотношений двух главных героев романа. Дворянская честь, важнейшая нравственная основа для Гринёва, не позволяет ему служить в пугачёвском войске, хотя Пугачёв как человек вызывает в молодом дворянине искреннюю симпатию.

В романе Пушкин описывает самый успешный период крестьянской войны, когда пугачёвское войско пыталось овладеть Оренбургом. В произведении присутствуют как исторические персонажи (Пугачёв, Екатерина II, бездарные оренбургские генералы, соратники Пугачёва), так и вымышленные герои (семья Гринёвых, Швабрин, семья Мироновых). Для Пушкина интересно было изобразить критический момент в истории России, в котором наиболее полно проявились характеры русских людей.

Показать Пугачёва как историческую личность — вот одна из важных задач автора в романе. Создавая образ народного вождя, Пушкин использует разные способы изображения: портрет, речь, поступки героя, сравнение с императрицей Екатериной, сложное восприятие другим персонажем — Петром Гринёвым. Гринёв, как и должно порядочному «природному дворянину» XVIII века, презрительно называет Пугачёва «злодеем» (VIII, X, XII), «мошенником» (VIII, IX), «самозванцем» (VII, X), «пьяницей» (VIII), «извергом» (XII), но на всём протяжении романа Пугачёв ведёт себя по отношению к молодому герою очень великодушно. Самозванец и бунтовщик в отношениях с Гринёвым предстаёт как памятливый на добро человек. Несколько раз, решая, как поступить с Гринёвым, самозванец произносит свою любимую поговорку: казнить так казнить, жаловать так жаловать (VIII, XII) — и каждый раз помогает молодому офицеру. Фактически великодушным поступкам Пугачёва Гринёв и Маша обязаны своим счастьем. Пушкинский образ «крестьянского царя» нарушал литературную традицию, когда самозванец изображался «мрачным злодеем», «бешеным псом», «извергом естества» (А. П. Сумароков).

По «Капитанской дочке» можно судить о взглядах Пушкина-историка на народную войну под предводительством Пугачёва. Писатель признаёт серьёзность причин восстания (в первую очередь крепостное право, доведшее крестьян до отчаяния, и неразумное управление казацкими областями), но называет восстание «русский бунт, бессмысленный и беспощадный» (XIII).

Подводя итог, следует отметить, что роман «Капитанская дочка», как всегда бывает у Пушкина, отличается глубоким содержанием. В нём тесно переплетены и одинаково важны семейные и исторические проблемы, поэтому было бы неправильно сводить его содержание только к семейной хронике или только к историческому повествованию. В романе историческое содержание является «обширнейшей рамой» (А.С.Пушкин «Сочинение г. М.Н.Загоскина «Юрий Милославский»») для вымышленной семейной истории.

Автор в своём социально-историческом произведении на первый план выдвигает образы вымышленных героев (частных людей), волею судьбы втянутых в водоворот исторических событий. Именно в них Пушкин видит истинное величие: простота их жизни, искренность отношений, незыблемость моральных принципов делают их, с точки зрения автора, положительными героями. Так в романе ставятся и решаются философские нравственные вопросы о целях и смысле человеческой жизни.

Положительные герои романа, будучи цельными людьми, не разделяют в себе общественное (государственную службу) и частное (семейный долг, честь и отношения к людям). Порядок службы в Бело-горской крепости, по остроумным наблюдениям Гринёва, имеет признаки семейного быта: распоряжение об аресте Гринёва и Швабрина за несостоявшуюся дуэль отдаёт Василиса Егоровна, Палашка уносит шпаги в чулан; перед штурмом капитан Миронов, обращаясь к солдатам, говорит: «Ну, детушки, постоим сегодня за матушку государыню» (VII). Даже образ Пугачёва представлен в произведении, так сказать, «по-домашнему». Если в «Истории Пугачёва» Пушкин изображает предводителя народного восстания как исторического деятеля, то в «Капитанской дочке» — как частного человека, проявляющего по отношению к молодому Гринёву милосердие в ответ на его доброту (дворянский недоросль подарил в начале романа будущему самозванцу заячий тулуп да назвал «братом»). Стремление, может быть даже неосознанное, «семейных» героев к порядку, гармонии в собственной жизни и вокруг себя Пушкин противопоставляет безграничному эгоизму отдельных персонажей (Швабрин) и жестокости окружающего мира вообще.

Исторические же персоны (вождь крестьянской войны Пугачёв, императрица Екатерина) включаются в исторический фон — события, в которых главные герои проявляют свои характеры. Изображение исторических событий в романе даёт возможность Пушкину выразить своё понимание ключевых проблем философии истории: роли личности в историческом событии, целесообразности насильственных (революционных) действий в историческом процессе, справедливого устройства государства и т.д.

Похожие материалы:

  1. Cочинение Гринев и Швабрин (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Повесть «Капитанская дочка» А. Пушкина привлекает читателя не только интересными историческими фактами, но и яркими, запоминающимися образами героев. Молодые офицеры Петр Гринев и Алексей Швабрин…
  2. Белогорская крепость в повести «Капитанская дочка» Белогорская крепость находилась вдалеке от тогдашних культурных и политических центров, однако и до нее докатилась волна пугачевского бунта. Небольшой гарнизон принял неравный бой. Крепость пала….
  3. Неоднозначный образ Пугачева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» нашли отражение исторические события 70-х годов XVIII века, а именно крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Благодаря тщательному…
  4. А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Судьбы героев и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду» «Капитанская дочка» — это и исторический роман (о крестьянском бунте под предводительством Пугачева), и семейная хроника Гриневых, и роман-биография Петра Гринева, и роман воспитания (история…
  5. Образы-символы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Произведениям Пушкина свойственны символические образы. Именно они определили поэтику таких произведений поэта, как поэма “Медный всадник” и повесть “Пиковая дама”. Присутствуют символические образы и в…
  6. Гринев и Швабрин Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» воссоздает достоверную картину прошлого и является хитроумной маскировкой запретной темы и антиправительственной ее трактовки. Маскировка начинается уже с заглавия….
  7. Образ Емельяна Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773—1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую…
  8. Береги честь смолоду… (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Честь свою Петр Гринев не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой. Первый случай — это дуэль. Петр не…
  9. ГЕРОИ “КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ” В ИСТОРИЧЕСКОЙ МЕТЕЛИ “…Облако между тем обратилось в белую тучку, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала все небо. Ветер завыл, пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями;…
  10. Белгородская крепость и ее обитатели (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») На страницах повести «Капитанская дочка» А. Пушкину удается с великим мастерством не только отобразить исторические события 1770-х годов, связанные с пугачевским восстанием, но и показать…

Образы и своеобразие повести

Своеобразие повести «Капитанская дочка» в первую очередь обусловлено созданными в ней образами Гринева-младшего, Маши Мироновой, семейств Мироновых и Гриневых и, конечно, ярким образом Емельяна Пугачева, который выступает центральным образом повести и сосредоточивает вокруг себя все ее сюжетные линии и конфликты. Образы повести можно охарактеризовать следующим образом:

✓ важное место в композиции и системе характеров и образов семьи Гриневых, так как именно с рассказа об этой семье начинается повествование;

✓ тесная связь Гриневых с образами и характерами героев комедии Фонвизина «Недоросль», и это выражается в следующих деталях:

• рассказ о женитьбе дядюшки;

• большое количество детей, умерших в младенчестве;

• сходное с фонвизинским изображение отпрыска — «недоросля» Петруши;

• плохое воспитание подростков людьми, не склонными дать полезное и ценное юному Петруше и фонвизинскому недорослю;

• юмор, переплетающий все нити повествования;

• сходные картины помещичьего быта;

• присутствие рабски преданного слуги рядом с юным героем;

✓ наличие ряда расхождений с фонвизинской пьесой, которые сводятся к следующему:

• Гриневы не утратили связь с культурой XVIII в.;

• Гринев-младший воплощает лучшие черты своих родителей — преданность долгу, честность, человечность;

• семейство Гриневых свято чтит старые традиции: благословение, старинные заветы и обычаи;

✓ постоянное развитие и динамика характера Гринева-младшего, которые заключаются в росте его личности и постепенном взрослении, и это осуществляется автором через композицию повести, условно делящую повесть на три части и своеобразие которой заключается в следующем:

• первая часть повествует об истории жизни Гринева до пугачевских событий;

• вторая часть повести рассказывает о коллизиях судьбы героя во время пугачевских событий: захвата крепости, деяний Пугачева и его помощников и т. д.;

• третья часть содержит в себе финальные эпизоды жизни Гринева в контексте его участия в пугачевских событиях, арест, суд и освобождение;

✓ своеобразие образа капитанской дочки Маши Мироновой, которое заключается в следующем:

• эволюция образа ее личности и характера от неброскости и обыденности внешнего облика и застенчивости, молчаливости, преобладающих в характере, до раскрытия в процессе повествования и событий, происходящих с героями, таких черт личности, как внутренняя красота, мужество, твердость и в то же время нежность и чуткость;

• тесная сращенность с фольклором и облика, и судьбы героини: спасение ее «разбойником», сказочность в преодолении жизненных препятствий, народность имени, языка, портрета, поведения;

✓ своеобразие и яркость центрального героя повести — Емельяна Пугачева, и это своеобразие проявляется в следующем:

• преодоление той тенденциозной линии, которая преобладала в изображении Пугачева в русской литературе того времени и изображала его как дикого и имеющего жестокие и страшные пороки бунтаря;

• пренебрежение сложившимися в литературе стереотипами в изображении образа Пугачева, начиная с описания его внешнего облика, который воспроизводится до мельчайших индивидуальных деталей («плутовской» прищур глаз, седина в бороде, веселый непритворный смех и т. п.);

• самобытность речи, в которой много пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов и т. п.;

• существенность внутренних черт вожака бунтарей: размах натуры, великодушие, смелость, справедливость и т. п.;

• связь образа Пугачева с фольклорными мотивами и народным творчеством (рассказы самого Пугачева, эпиграфы к главам);

• важнейшая роль Пугачева в сюжете повести: спасение Маши от гнева сподвижников, благословение Маши и Гринева;

• рассмотрение образа Пугачева не идеализированно, а с позиции историзма и объективной правды, указание на его безудержную жестокость по отношению к невинным, совершенные им массовые убийства и т. п.

Новаторство повести в первую очередь определяется ее необычным, нетрадиционным освещением исторических героев и вымышленных персонажей.

  • Сочинение по литературе век нынешний и век минувший в комедии горе от ума
  • Сочинение по литературе в чем сила и в чем слабость базарова
  • Сочинение по литературе в чем значение древнерусской литературы для современного читателя
  • Сочинение по литературе 9 класса на тему литература 18 го века в восприятии современного читателя
  • Сочинение по литературе белогорская крепость в жизни гринева