Сочинение по литературе собачье сердце

Сочинения по литературе булгаков анализ повести собачье сердце повесть собачье сердце является одним из культовых произведений м.булгакова, чья биография была
  • Сочинения
  • По литературе
  • Булгаков
  • Анализ повести Собачье сердце

Повесть «Собачье сердце» является одним из культовых произведений М.Булгакова, чья биография была окутана мистическими событиями. Стоит сказать, что произведение было написано в 1925 году, но из-за жесткой цензуры получило право на публикацию лишь в 1987 году.

На первый взгляд кажется, что произведение из рода фантастики. В его основу ложится сюжет о невероятном эксперименте, в ходе которого собаке пересаживают несколько человеческих органов (семенные железы и гипофиз). Эксперимент даёт невероятный результат. Собака постепенно превращается в человека, черты характера которого очень схожи с чертами бывшего владельца пересаженных органов. Стоит заметить, что бывший владелец органов являлся человеком с не самой лучшей репутацией. Он был жуликом, хулиганом и пьяницей. Удивительно то, что новоиспеченный человек абсолютно не поддается воспитанию. Он всё больше и больше напоминает Клима Чугункина. Преображенский пытается привить своему детищу хорошие манеры и моральные устои, но всё тщетно.

Таким образом, в тексте ставится проблема недопустимости вмешательства человека в устои природы, несмотря на светлые научные побуждения профессора. Также автор описывает некоторые сцены, в которых присутствует бескультурье и хамство, затрагивая данным образом взаимоотношения интеллигенции с народом и осуждая невежество послереволюционного времени. Данную проблему автор затрагивает во многих своих произведениях.

Стоит отметить, что автор изначально описывает сложившуюся ситуацию, как полный абсурд, применяя приемы иронии и сарказма.

Несмотря на все старания профессора, эксперимент претерпевает фиаско.  «Бывший» Шарик абсолютно не поддается перевоспитанию, при этом портя жизнь Преображенскому. Все усилия профессора по перевоспитанию оказываются напрасными. Чтобы полностью не разрушить собственную жизнь, профессор проводит повторную операцию, при которой происходит обратная пересадка органов. И вот, читатель видит полностью зеркальный процесс. Человек вновь превращается в безобидную собаку, которая гоняет уличных котов и занимается обычными делами. Повторная операция была вынужденной, потому что на кону стояла благополучная жизнь Преображенского.

Вариант 2

Михаил Афанасьевич Булгаков – отечественный писатель, признанный среди многих современный читателей. Его перу принадлежат известные романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита», ставшие неотъемлемой частью литературного канона. Он также написал философскую повесть «Собачье сердце», изъятую у него в 1926 году и изданную только после перестройки; произведение носило выраженный антиправительственный характер и в сатирической форме высмеивало государственную идеологию.  

Какие же проблемы поднимает Михаил Афанасьевич? В первую очередь, Булгаков ставит под вопрос ход Октябрьской революции, благодаря которой власть захватили люди, пытающиеся насильно изменить ход развития человечества. Иллюстрирует это историческое событие операция, проведённая профессором Преображенским на бездомном псе Шарике, в результате которой тот стал человеком.  Учёный образован, высокоморален и верит в возвышенные идеалы, доступные далеко не для каждого ума. Он представляет интеллигенцию, преисполненную гуманистических идей и стремящуюся популяризовать их в менее просвещённом обществе.

Новоиспечённый гражданин Шариков же – это олицетворение дорвавшегося до власти простого народа. Его душа, несмотря на человеческое тело, оставалась «собачьей» – злой, грубой и невежественной. Так и большевики, по мнению Булгакова, были необразованными, неотёсанными людьми.  В своём произведении Михаил Афанасьевич затрагивает тему непростых взаимоотношений интеллигенции и простого народа.

Кроме того, Булгаков поднимает проблему места человека, считающего себя всемогущим и способным подчинять себе законы природы. Эксперимент профессора Преображенского по превращению пса в человека обернулся провалом. По мнению автора, не может человек вмешиваться в царствующий в мире порядок и гармонию. Финал повести пессимистичен, но в то же время показывает, как всё в итоге возвращается на круги своя и становится таким, каким должно быть. Эту мысль подчёркивает кольцевая структура произведения: пройдя повторную операцию, такую же, как в начале, Шарик возвращается к своему старому облику и снова становится собакой.

Повесть «Собачье сердце» и проблемы, которые поднимает Булгаков, остаются актуальными даже в современном мире, движимым наукой и прогрессом. Его повесть служит предупреждением и одновременно напоминанием о том, что случается, если у власти оказываются неподготовленные к ней люди. 

Собачье сердце — анализ

Произведение «Собачье сердце» написано в жанре сатирической фантастики. Булгаков в своей повести описывает реальных москвичей тридцатых годов XX века. Вечное противостояние великих умов, интеллигенции и безграмотного народа – темы поднятые в повести.  

Один из главных героев – профессор Преображенский. Профессор – представитель московской интеллигенции, великий научный деятель, хирург, который проводит операции, связанные с омоложением. Всю жизнь он пытается помочь человеку, не нанося ему вреда. Он свято хранит законы медицины, готов прийти на помощь человеку не зависимо от его статуса в обществе. Однажды он решается на операцию по пересадке головного мозга человека собаке. В результате которой в повести появляется еще один главный герой – Полиграф Полиграфович Шариков.

Шариков в произведения является олицетворением советского человека тех времен. По мнению автора именно этим «существам» и предстояло построить новое общество. Наглый, лицемерный, не способный к обучению, постоянно пьющий и ищущий конфликта Полиграф Полиграфович пытается «выбиться в люди». Шариков с легкостью находит себе наставника Швондера, который и учит его советской жизни. Шариков четко усвоил социальную идеологию – равенство, т.е. все надо делить. Булгаков делает акцент на собачье сердце Полиграфа Полиграфовича, якобы оно мешает стать ему настоящим человеком.

Став небольшим начальником Шариков преображается внешне, на нем теперь кожаная куртка и сапоги. Духовный рост ему не ведом. Шариков все дальше и больше причиняет неудобства окружающим своим невежественным поведением, именно хамство и нецензурная брань являются его эталоном. Преображенский – человек добрый и выдержанный, он до последнего надеется на перевоплощение дикого существа в человека. Пытается его обучать наукам и прививать нравственные качества, но для Шарикова это все чушь несусветная, которую он отвергает. Главная подлость Шарикова – это донос на профессора Преображенского, т.е. на человека, который подарил уму жизнь. Профессор после этого решил вернуть все на круги своя. История с Шариковым заканчивается благополучно, но финал повести автор решает оставить открытым, вывод будет у каждого свой.

Булгаков описал настроение в стране после 1917г. Разруха, по мнению автора, в первую очередь наступает в головах, а лишь затем все это выливается в поведении. Через профессора Преображенского писатель доносит свои взгляды. Профессор честно пытался преобразить существо, но оно оказалось не способным к наукам и духовным ценностям.

4 вариант

Произведение по жанровой направленности относится с социально-философской сатирической повести с включением фантастических элементов и в качестве центральной тематике рассматривает человеческую природную сущность в сочетании с неприятием искусственного вмешательства.

Главной проблематикой повести становятся авторские размышления о большевистской идеологии и политике, приводящей к плачевным результатам, ввиду отсутствия надлежащего образования людей, пришедших насильственным путем к власти.

Основным персонажами повести являются Полиграф Шариков и профессор Преображенский, составляющие сюжетообразующий мотив повествования.

Произведение отличается кольцевой композицией, основанной на дневниковых записях доктора Борменталя, в которых отображаются результаты научных экспериментов профессора, связанных с перерождением собачьего пациента и последующей деградации его личности.

Структурная система повести «Собачье сердце» состоит из завязки, кульминации и развязки сюжетной линии, включающих описание жизни глазами собаки, Шарика, последующее перерождение пса в человека, Полиграфа, изображение его морального и духовного разложения, а в финале исправление профессором с помощью помощника Борменталя ошибки и возвращение пациента в первоначальное состояние.

Сюжетная линия произведения представляет собой неудачный научный эксперимент по превращению бездомной дворняги Шарика в обычного человека. В результате профессор Преображенский получает образец нового человека, отличающегося грубостью, наглостью, лживостью, хамством, а также обладающим отвратительной внешностью. В персонаже Шарикова писатель демонстрирует собирательный образ новых советских пролетариев, добравшихся к вершине власти, характеризующихся нарастающей агрессией, безнаказанностью и представляющих страшную и опасную социальную проблему.

Для более яркого и полного раскрытия тематики повести и подчеркивания образов главных героев писатель использует в произведении систему второстепенных персонажей, включая в повествование положительного образа ассистента профессора доктора Борменталя, а также председателя домового комитета Швондера, описывающегося в виде отрицательного героя.

Повесть насыщена средствами художественной выразительности в форме сравнений, метафор, олицетворений, сочетающихся с литературными приемами иронии, сатиры, юмора. Кроме того, писатель использует предварительную описательную характеристику персонажей, позволяющую ярче, отчетливей проиллюстрировать смысловую нагрузку произведения.

Повествование в повести демонстрирует авторскую идею о добре и зле, науке и морали, о нравственной человеческой судьбе, выраженной в персональной ответственности за собственные поступки, а также искренности во взаимоотношениях людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Собачье сердце

Анализ повести Собачье сердце

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Николай Павлович в рассказе Левша Лескова

    Николай Павлович – герой рассказа Николая Сергеевича Лескова «Левша». Николай является братом Александра Павловича. Право на управление государством Николаю первому досталось в наследство от своего брата.

  • Образ Пиковой дамы в повести Пушкина сочинение

    Главной героиней повести «Пиковая дама» Александра Сергеевича Пушкина является графиня Анна Федоровна Томская. Графиня очень пожилая. Ей около 87 лет. Все ее родственники считают ее давно умершей

  • Герой нашего времени — первый русский психологический роман сочинение

    Первым романом, основополагающее место которого занимает анализ личности человека, где рассматриваются его переживания, стремления, разбираются его поступки и мотивации, был роман «Герой нашего времени».

  • Образ и характеристика Родиона Раскольникова в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

    В романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович пишет о бедном студенте Родионе Раскольникове, который еле-еле сводит концы с концами. Раскольникова возмущает такая несправедливость

  • Отзыв о рассказе Шукшина Срезал 6 класс

    Деревенская тематика очень близка писателю не понаслышке. Он до мозга костей чувствует народ его судьбу, боль, радость, эмоции и мысли.

Литературные произведения для итогового сочинения 2021-2022

Литература к направлению итогового сочинения человек путешествующий: дорога в жизни человека

  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Метель»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
  • Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор»
  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
  • А.П. Чехов «Остров Сахалин»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
  • Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • М. Горький «Фома Гордеев», «На дне», трилогия «Детство. В людях. Мои университеты», «Старуха Изергиль»
  • И.А. Гончаров «Обломов», «Паллада»
  • И.С. Тургенев «Записки охотника»
  • Н.С. Лесков «Левша», «Очарованный странник»
  • И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар»
  • Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
  • М.А. Шолохов «Тихий дон», «Судьба человека»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
  • В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
  • Ч.Т. Ай, «И дольше века длится день»
  • В.А. Обручев «Земля Санникова»
  • В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
  • И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Одноэтажная Америка»
  • Д.С. Лихачев «Путями добра», «Письма о добром и прекрасном»: «Путешествуйте» (письмо 29)
  • М.М. Пришвин «Путешествие»
  • А.П. Платонов «Жена машиниста»
  • В.А. Каверин «Два капитана»
  • К. Булычёв цикл «Приключения Алисы»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • Н.Н. Миклухо-Маклай «Путешествия»
  • Гомер «Одиссея», «Илиада»
  • А. Данте «Божественная комедия»
  • Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
  • Д. Дефо «Робинзон Крузо»
  • Дж. Керуак «В дороге»
  • О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»
  • Дж. Толкин трилогия «Властелин колец»
  • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
  • К. Льюис серия книг «Хроники Нарнии»
  • Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»
  • Ж. Верн «Вокруг света за 80 дней», «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру земли»
  • Ф. Купер «Следопыт», «На суше и на море»
  • Дж. Даррелл (любое произведение, например, «Моя семья и другие животные»)
  • Дж. Лондон «Мартин Иден», «Морской волк», «Дорога», «Сердца трёх» и многие другие.
  •  Дж. Барри серия «Питер Пэн»
  • Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
  • М. Сервантес «Дон Кихот»
  • У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
  • Ч. Диккенс «Рождественская песнь», «Большие надежды»
  • У. Грум «Форрест Гамп»
  • Д. Митчелл «Облачный атлас»
  • Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Литература к направлению итогового сочинения цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

  • М.А. Булгаков «Роковые яйца», «Собачье сердце»
  • Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»
  • В.П. Астафьев «Царь-рыба»
  • Е.И. Замятин «Мы»
  • И.А. Ефремов «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы»
  • Т.Н. Толстая «Кысь»
  • В.О. Пелевин «Generation “П”»
  • А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Полдень, XXII век»
  • А. Азимов «Позитронный человек», цикл «Основание»
  • Лю Цысинь трилогия «В память о прошлом Земли»
  • Г. Каспаров «Человек и компьютер»
  • А.Р. Беляев «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»
  • О. Хаксли «О дивный новый мир»
  • Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Лето, прощай», «И грянул гром», «Все лето в один день» и др.
  • К. Воннегут «Колыбель для кошки»
  • С. Лем «Солярис»
  • Дж. Оруэлл «1984»
  • К. Исигуро «Не отпускай меня»
  • Э. Вейер «Марсианин»
  • Д. Киз «Цветы для Элджернона»
  • В. Рот «Дивергент»
  • Ф. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Убик»
  • Ю. Харари «21 урок для XXI века»
  • Т. Чан «История твоей жизни»
  • Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте»
  • О.С. Кард «Игра Эндера»
  • С. Коллинз «Голодные игры»
  • Д. Митчелл «Облачный атлас»
  • Ж. Верн «20000 лье под водой»
  • Г. Уэллс «Машина времени»
  • М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
  • Р. Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

Литература к направлению итогового сочинения преступление и Наказание – вечная тема

  • А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
  • А. Камю «Посторонний»
  •  А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»
  • А. Островский «Гроза»
  •  А.А. Ахматова «Реквием»
  •  А.А. Блок «Двенадцать»
  • А.В. Иванов «Тобол»
  • А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
  • А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ»
  • А.И. Солженицын «В круге первом»
  • А.М. Адамович, Д.А. Гранин «Блокадная книга»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • А.Н. Островский «Свои люди-сочтемся»
  • А.Н. Толстой «Петр I»
  • А.П. Платонов «Чевенгур»
  • А.П. Чехов «Злоумышленник»
  • А.С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • А.С. Пушкин «Медный всадник»
  • А.С. Пушкин «Памятник»
  • А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
  • А.Т. Твардовский «По праву памяти»
  • Б.Л. Васильев «Завтра была война»
  • Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»
  • Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • В. Быков «Обелиск».
  • В. Гюго «Отверженные»
  • В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»
  • В.А. Каверин «Два капитана»
  • В.А. Каверин «Открытая книга»
  • В.А. Чивилихин «Память»
  • В.В. Быков «Обелиск»
  • В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
  • В.Г. Ян «Чингиз-хан. Батый. К последнему морю»
  • В.Д. Дудинцев «Белые одежды»
  • В.И. Аксенов «Таинственная страсть»
  • В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
  • В.П. Астафьев «Царь-рыба»
  • В.П. Катаев «Трава забвения»
  • В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
  • В.С. Гроссман «Жизнь и судьба» «Мама»
  • В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»
  • Ги де Мопассан «Пышка»
  • Д. Митчелл «Облачный атлас»
  • Дж. Лондон «Мартин Иден»
  • Дж. Оруэлл «1984»
  • И. Стоун «Жажда жизни»
  • И. Тургенев «Муму»
  • И.А. Бродский «Посвящается стулу»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • И.С. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями»
  • К. Булычев «Город без памяти»
  • Л. Андреев «Иуда Искариот»
  • Л. Андреева «Предстояла кража»
  • Л. Лоури «Дающий»
  • Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД»
  • Л.Н. Андреев «Рассказ о семи повешенных»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М.А. Булгаков «Белая гвардия»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • М.А. Шолохов «Поднятая целина»
  • М.А. Шолохов «Родинка»
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
  • М.Ю. Лермонтов «Бородино»
  • М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»
  • Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Литература к направлению итогового сочинения книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

  • А.С. Пушкин «Об искусстве», «Моцарт и Сальери»
  • М.И. Цветаева «Об Искусстве»
  • М.Ю. Лермонтов: Творческое наследие и современная театральная культура
  • В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
  • Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • А.И. Куприн «Гамбринус»
  • К.Г. Паустовский «Золотая роза»
  • Н.В. Гоголь «Портрет»
  • А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
  • Л.Н. Толстой «Альберт»
  • М.А. Осоргин «Записки старого книгоеда»
  • Д.А. Гранин «Картина»
  • В.В. Набоков «Дар»
  • М. Горький трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»
  • Д. Быков «Советская литература»
  • З. Прилепин «Книгочет», «Именины сердца. Разговоры с русской литературой»
  • Е.И. Замятин «Мы»
  • Д. Мережковский «Вечные спутники»
  • У. Эко «О литературе»
  • С. Моэм «Искусство слова: о себе и других»
  • Г. Юзефович «Таинственная карта. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг»
  • П. Вайль, А. Генис «Родная речь: Уроки изящной словесности»
  • С. Лем «Мой взгляд на литературу»
  • П. Зюскинд «Литературная амнезия»
  • Ф. Бегбедер «Конец света: первые итоги»
  • Р. Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг»,«451 градус по Фаренгейту»
  • М. Зусак «Книжный вор»
  • О. Уайльд «Портрет Дориана Грея», «Об искусстве «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве»
  • Г. Миллер «Книги в моей жизни»
  • Г. Гессе «Магия книги»

Литература к направлению итогового сочинения кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

  • М.Ю. Лермонтов «Песнь о купце Калашникове…»
  • Н.С. Лесков «Левша»
  • Н.Г. Чернышевский «Что делать?»
  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин цикл «Повести Белкина», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала»
  • Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин», «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Господа Головлевы»
  • А.Н. Островский «Лес», «Свои люди-сочтемся», «Бедность не порок»
  • И.С. Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы», «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Мальчик у Христа на ёлке», «Братья Карамазовы» др.
  • В.Г. Короленко «В дурном обществе»
  • М. Горький «На дне», «Детство», «Бывшие люди»
  • Н. Носов серия книг о Незнайке
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • А.П. Чехов «Маска», «Дуэль», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Тоска», «Человек в футляре»
  • И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
  • М.А. Булгаков «Собачье сердце»
  • А.Н. Толстой «Петр Первый»
  • Е.И. Замятин «Мы»
  • Стихотворения Ахматовой, Цветаевой, Блока, Есенина, Маяковского, Пушкина, Некрасова, Тютчева, Фета и др.
  • А.П. Платонов «Котлован»
  • Т. Мор «Утопия»
  • Платон «Государство»
  • Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор»

2 сентября 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Обзор направлений, примерные темы и подборка литературы.

itogovoe21-22.pptx
itogovoe21-22.pdf

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Примерные темы

  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
  • Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
  • Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
  • Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Что значит: идти ногу со временем?

Литература

  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Р. Брэдбери «И грянул гром»
  • Г. Уэллс «Машина-времени»
  • Д. Лондон «Любовь к жизни»

Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Примерные темы

  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Литература

  • В. Распутин. «Прощание с Матёрой»
  • Ч. Айтматов «Плаха»
  • А. Платонов «Котлован»
  • А.И. Куприн «Олеся»
  • И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие
  • Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»
  • М. Замятин «Мы»

Преступление и Наказание – вечная тема

Примерные темы

  • Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Литература

  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
  • М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель»
  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

Примерные темы

  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Литература

  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • Юлия Кузнецова «Помощница ангела»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • Лермонтов «Герой нашего времени»
  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • М. Горький «На дне»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»
  • А. Н. Толстой «Русский характер»
  • А. С. Грин «Зелёная лампа»
  • Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

Примерные темы

  • Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
  • Может ли государство быть справедливым ко всем?
  • Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
  • Какими качествами должен обладать счастливый человек?
  • Что такое репутация человека в обществе?
  • Что значит «быть в ладу с самим собой»?
  • Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  • Может ли один человек изменить общество?
  • Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  • Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
  • Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Литература

  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • А.С. Пушкин «Медный всадник»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • Н.С. Лесков «Левша»
  • Н. В. Гоголь «Ревизор», «Шинель»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • М. Горький «На дне»
  • Горький «Старуха Изергиль»

Автор: Аксёнова Екатерина Михайловна.

Социальная сфера

Подготовка к ОГЭ. Презентация на урок.


Задание №11 ЕГЭ по информатике

Информатика | Вчера, 12:13

Умение подсчитывать информационный объём сообщения.


Задание 8. Текстовые задачи

Математика | Вчера, 11:29

Задания 8 профильного ЕГЭ по математике представляют собой текстовые задачи.


«Собачье сердце» — фантастическая повесть Михаила Булгакова, созданная в 1925 году. Вдохновлена безумными экспериментами советских ученых той эпохи, в том числе, возможно, экспериментом Сергея Брюхоненко по оживлению собачьей головы. Одновременно является политической сатирой на руководство страны 1920—годов и на нравы пролетариата того времени.

Действие разворачивается вокруг трех ключевых персонажей – Полиграфа Полиграфовича Шарикова, Филиппа Филипповича Преображенского и Ивана Арнольдовича Борменталя. Некоторые булгаковеды предполагают, что главные герои – это аллегории на Сталина ( Клим Чугункин-Шариков), Ленина (Преображенский) и Троцкого ( Борменталь). Но это лишь предположение.

Характеристика главных героев повести «Собачье сердце» Михаила Булгакова

Филипп Филиппович Преображенский

Прототипами персонажа считают дядю Булгакова – гинеколога Николая Покровского, а также биолога Илью Иванова, хирурга Сергея Воронова, упомянутого уже Сергея Брюхоненко, а также выдающихся ученых Павлова и Бехтерева.

Филипп Филиппович – гениальный врач, занимающийся омоложением, среди его клиентов – бывшие дворяне и нынешняя партийная верхушка. Благодаря ее покровительству он отвоевал право жить и работать в роскошных условиях и никем не притесняемый.

Профессор не признал советскую власть и не любит пролетариат, который считает бездельниками и пустобрехами. Он знает цену труду и уверен в себе. Разруху 20 годов Преображенский воспринимает как следствие некомпетентности советских управленцев, которые вместо того, чтобы поддерживать порядок в стране, занимаются мировой революцией. Преображенский считает, что каждый должен заниматься своим делом. Неудачный эксперимент, который привел к катастрофическим последствиям, заставил его пересмотреть некоторые свои убеждения. Он сделал вывод, что природа не должна быть полем для экспериментов и вмешиваться в ее законы нельзя.

Полиграф Полиграфович Шариков

Неудачный результат эксперимента Преображенского, во время которого уличному псу Шарику пересадили половые железы и гипофиз люмпена, вора и пьяницы Клима Чугункина (аллюзия на Сталина?). В наше время такого персонажа бы назвали гопником. Слабый интеллект и отвратительное поведение не помешало Шарикову продвинуться по карьерной лестнице. Шариков – воплощение всех негативных черт пролетариата, получившего власть: он агрессивен, некультурен и попросту убог. Свое призвание он нашел в уничтожении бродячих котов, но понятно, что со временем агрессия перекинется и на людей. Лучше всего он научился писать доносы, в том числе и на самого Преображенского, которому он угрожал судом за несанкционированную операцию. Таким образом, в результате операции произошло не превращение собаки в человека, а воскрешение убитого гопника Клима Чугункина, который так и не смог стать человеком. Тем не менее, в результате революции именно такие люди становились лидерами нации.

Иван Арнольдович Борменталь

Собирательный образ молодой советской интеллигенции. Красив, силен и талантлив, он находится под тотальным влиянием своего учителя Преображенского. Принимал активное участие в культурном развитии Шарикова, а когда справляться с ним стало невозможно, и вовсе переселился к профессору.

Для него важны собственное достоинство и честь, но он морально сильнее своего учителя. Так, в кульминационный момент, когда шариков угрожал профессору револьвером. Именно Борменталь принял молниеносное решение об обратной операции. Возможно, одним из его прототипов стал и сам Булгаков.

Швондер

Новый председатель домкома, наставник и покровитель Шарикова. Именно Швондер научил Шарикова писать доносы и рассказал ему о правах в квартире профессора. Ненавидит Преображенского как классового врага, слепой поклонник новой революционной власти и ее законов. Персонаж схематический, глубоких рассуждений ему Булгаков не дал, да и нет их у него. Воспринимает Шарикова не столько как человека, сколько как полезную единицу нового общества, которую легко можно повести за собой. Вести полноценный разговор с Преображенским ему мешает недалекость и недостаток образования, поэтому он всегда выходит проигравшим в конфликтах с профессором, за что ненавидит его все больше и больше.

Пес Шарик

От имени бродячего пса Шарика, которого на улице подобрал профессор Преображенский, рассказ ведется в начале и в конце рассказа. Шарик — благодарный, ласковый, но хитрый пес, знающий голод и невзгоды на улице. На этой собаке Филипп Филиппович Преображенский провел эксперимент по «омоложению» путем пересадки ему гипофиза и семенников Клима Чугункина, погибшего в пьяной драке. в результате произошло не омоложение, а полная гуманизация собаки, превратившейся в мерзкого Полиграфа Полиграфовича Шарикова.

Клим Чугункин

Люмпен-пролетарий, двадцать пять лет. У Чугункина нет постоянной работы, но есть стойкая тяга к алкоголю. По сюжету он предстает не живым, а уже умершим. После его смерти профессор Преображенский удалил из своего тела гипофиз и яички, чтобы пересадить их собаке. В результате этого эксперимента родился Полиграф Полиграфович Шариков.

Зинаида Прокофьевна Бунина

Девушка, служанка в доме профессора Преображенского, помогает ему по хозяйству. Или «социальная служанка», как ее называет Шариков. Зинаида Прокофьевна добросовестно выполняет свою работу и откровенно боится Шарикова.

Дарья Петровна Иванова

Повар профессора Преображенского. Шариков «любит» ее своей собачьей преданностью. Но только потому, что кормит его колбасой по просьбе профессора. Все, что его волнует, — это «собачья радость» — теплый дом и еда.

  • Мне кажется, что название повести «Собачье сердце» имеет двойной смысл. Повесть могла быть так названа в честь самого эксперимента, произведенного профессором Преображенским, он пересадил человеческое сердце в тело собаки, о которой в дальнейшем пойдет речь в посети. Также смысл названия может заключаться в самих людях, таких, как Швондер. Им никто не пересаживал собачьих сердец, они у них с рождения. Швондер – это человек без своего духовного мира, бездельник, хам. Можно сказать, что он создан искусственно, Швондер не имеет собственного мнения. Все взгляды были навязаны ему. Швондер – воспитанник пролетариата. Пролетариат – это группа людей, поющих о светлом будущем, но ничего при этом не делающих целыми днями. Именно эти люди не знают не жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они не культурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца. Шарик-рассказчик стоит ступенью ниже, чем профессор Преображенский и Борменталь, но он, безусловно, оказывается выше «по уровню развития» Швондера и Шарикова.
    Такое промежуточное положение Шарика-собаки в повествовательной структуре произведения подчеркивает драматическое положение «массовидного» человека в обществе, который стоял перед выбором — либо следовать законам естественной социальной и духовной эволюции, либо пойти по пути нравственной деградации. У Шарикова, героя произведения, возможно, и не было такого выбора: все-таки он существо, искусственно созданное и имеющее наследственность собаки и пролетария. Но такой выбор был у всего общества и только от человека зависело, какой путь он изберет. В биографии М. Булгакова, написанной Э. Проффер в 1984 г., «Собачье сердце» рассматривается как «аллегория революционной трансформации советского общества, рассказ-предостережение об опасности вмешательства в дела природы». Это история не только превращений Шарикова, но прежде всего — история общества. развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается.
    Трагические прогнозы Булгакова, к сожалению, оправдались, что подтвердилось в 30—50-е годы, в период формирования сталинщины, и позднее. Проблема «нового человека» и устройства «нового общества» была одной из центральных проблем литературы 20-х годов. М. Горький писал: «Героем наших дней является человек из «массы», чернорабочий культуры, рядовой партиец, рабселькор, военврач, выдвиженец, сельский учитель, молодой врач и агроном, работающий в деревне крестьянин-опытник и активист, рабочий- изобретатель, вообще — человек массы! На массу, на воспитание таких героев и должно быть обращено главное внимание» . Главной особенностью литературы 20-х годов было то, что в ней доминировала идея коллектива. Идеи коллективизма обосновывались в эстетических программах футуристов, Пролеткульта, конструктивизма, РАППа. Образ Щарикова можно воспринимать как полемику с теоретиками, обосновывающими идею о «новом человеке» советского общества. «Вот какой ваш «новый человек». — словно говорил Булгаков в своей повести. И писатель в своем произведении, с одной стороны, раскрывает психологию массовидного героя (Шариков) и психологию массы (домком во главе со Швондером). С другой стороны, им противопоставлен герой-личность (профессор Преображенский). Движущей силой конфликта в повести является постоянное столкновение разумных представлений об обществе профессора Преображенского и иррациональности воззрений массы, абсурдности устройства самого общества.
    Повесть «Собачье сердце» воспринимается как антиутопия, осуществившаяся в реальной действительности. Здесь присутствует традиционное изображение государственной системы, а также противопоставление ей индивидуального начала. Преображенский представлен как человек высокой культуры, независимого ума, обладающий глобальными знаниями в области науки. К. М. Симонов писал, что Булгаков в повести «Собачье сердце» с наибольшей силой «отстаивал свой взгляд на интеллигенцию, на ее права, на ее обязанности, на то, что интеллигенция — это цвет общества. Для меня профессор Булгакова… фигура положительная, фигура павловского типа. Такой человек может придти к социализму и придет, если увидит, что социализм дает простор для работы в науке. Тогда для него проблема восьми или двух комнат не будет играть роли. Он отстаивает свои восемь комнат потому, что он рассматривает покушение на них не как покушение на свой быт, а как покушение на свои права в обществе.” Филипп Филиппович Преображенский критически относится ко всему, что происходит в стране с 1917 года. Он отвергает революционную теорию и практику. Он имел возможность проверить это в ходе своего медицинского эксперимента. Опыт создания «нового человека» не удался.
    Переделать натуру Шарикова невозможно, как невозможно изменить и наклонности чугункиных, швондеров и им подобных. .Доктор Борменталь спрашивает профессора о том, что было бы, если бы Шарикову пересадили мозг Спинозы. Но Преображенский уже убедился в бесперспективности вмешательства в эволюцию природы: «Вот, доктор, что получается когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу! На, получай Шарикова… Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно» (10). Этот вывод важен также и для понимания социального подтекста повести: нельзя искусственно вмешиваться не только в природную, но и социальную эволюцию. Нарушение нравственного равновесия в обществе может привести к страшным последствиям.

  • Повесть Булгакова «Собачье сердце» вызвала град нападок со стороны критики. Резкое неодобрение произведения со стороны властей и литераторов привело даже к расторжению договора о постановке повести и ее публикации. Рукопись вместе с дневниками Булгакова была изъята. И лишь сравнительно недавно это произведение было опубликовано и стало доступно для широкого круга читателей.
    Необычное построение произведения – от общего к частному – необычайно ярко передает идею произведения. В центре его – невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.
    Бездомный Шарик превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.
    Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Повествование в «Собачьем сердце» построено в тесной связи с действительностью 20-х годов и социальной проблематикой. Фантастика в произведении выполняет не основную роль, а вспомогательную.
    В повести Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь: и в 30-ые — 50-ые он годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь герой пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, Шариков оставался на уровне инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы эти звериные инстинкты было легче удовлетворить.
    Герой гордится своим низким происхождением, гордится своим низким образованием. Он вообще гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом, разумом. Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков.
    Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, — история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Трагические прогнозы Булгакова, к сожалению, оправдались, что подтвердилось в 30—50-е годы, в период формирования сталинщины, и позднее.
    Смысл названия произведения можно толковать двояко. Первый вариант лежит на поверхности – повесть могла быть так названа в честь самого эксперимента, произведенного профессором Преображенским: он пересадил человеческое сердце в тело собаки.
    Также смысл названия может заключаться в самих людях, таких, как Швондер. Им никто не пересаживал собачьих сердец, они у них с рождения. Швондер – это человек без своего духовного мира, бездельник, хам. Можно сказать, что он создан искусственно. Швондер не имеет собственного мнения. Все взгляды были навязаны ему. Швондер – воспитанник пролетариата – группы людей, по мнению Булгакова, поющих о светлом будущем, но ничего при этом не делающих целыми днями.
    Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.
    Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
    В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена.

  • Повесть Булгакова «Собачье сердце» вызвала град нападок со стороны критики. Резкое неодобрение произведения со стороны властей и литераторов привело даже к расторжению договора о постановке повести и ее публикации. Рукопись вместе с дневниками Булгакова была изъята. И лишь сравнительно недавно это произведение было опубликовано и стало доступно для широкого круга читателей.
    Необычное построение произведения – от общего к частному – необычайно ярко передает идею произведения. В центре его – невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.
    Бездомный Шарик превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.
    Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Повествование в «Собачьем сердце» построено в тесной связи с действительностью 20-х годов и социальной проблематикой. Фантастика в произведении выполняет не основную роль, а вспомогательную.
    В повести Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь: и в 30-ые — 50-ые он годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь герой пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, Шариков оставался на уровне инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы эти звериные инстинкты было легче удовлетворить.
    Герой гордится своим низким происхождением, гордится своим низким образованием. Он вообще гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом, разумом. Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков.
    Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, — история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Трагические прогнозы Булгакова, к сожалению, оправдались, что подтвердилось в 30—50-е годы, в период формирования сталинщины, и позднее.
    Смысл названия произведения можно толковать двояко. Первый вариант лежит на поверхности – повесть могла быть так названа в честь самого эксперимента, произведенного профессором Преображенским: он пересадил человеческое сердце в тело собаки.
    Также смысл названия может заключаться в самих людях, таких, как Швондер. Им никто не пересаживал собачьих сердец, они у них с рождения. Швондер – это человек без своего духовного мира, бездельник, хам. Можно сказать, что он создан искусственно. Швондер не имеет собственного мнения. Все взгляды были навязаны ему. Швондер – воспитанник пролетариата – группы людей, по мнению Булгакова, поющих о светлом будущем, но ничего при этом не делающих целыми днями.
    Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.
    Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
    В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена.

  • Мне кажется, что название повести «Собачье сердце» имеет двойной смысл. Повесть могла быть так названа в честь самого эксперимента, произведенного профессором Преображенским, он пересадил человеческое сердце в тело собаки, о которой в дальнейшем пойдет речь в посети. Также смысл названия может заключаться в самих людях, таких, как Швондер. Им никто не пересаживал собачьих сердец, они у них с рождения. Швондер — это человек без своего духовного мира, бездельник, хам. Можно сказать, что он создан искусственно, Швондер не имеет собственного мнения. Все взгляды были навязаны ему. Швондер — воспитанник пролетариата. Пролетариат — это группа людей, поющих о светлом будущем, но ничего при этом не делающих целыми днями. Именно эти люди не знают не жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они не культурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца. Шарик-рассказчик стоит ступенью ниже, чем профессор Преображенский и Борменталь, но он, безусловно, оказывается выше «по уровню развития» Швондера и Шарикова.
    Такое промежуточное положение Шарика-собаки в повествовательной структуре произведения подчеркивает драматическое положение «массовидного» человека в обществе, который стоял перед выбором — либо следовать законам естественной социальной и духовной эволюции, либо пойти по пути нравственной деградации. У Шарикова, героя произведения, возможно, и не было такого выбора: все-таки он существо, искусственно созданное и имеющее наследственность собаки и пролетария. Но такой выбор был у всего общества и только от человека зависело, какой путь он изберет. В биографии М. Булгакова, написанной Э. Проффер в 1984 г., «Собачье сердце» рассматривается как «аллегория революционной трансформации советского общества, рассказ-предостережение об опасности вмешательства в дела природы». Это история не только превращений Шарикова, но прежде всего — история общества. развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается.
    Трагические прогнозы Булгакова, к сожалению, оправдались, что подтвердилось в 30-50-е годы, в период формирования сталинщины, и позднее. Проблема «нового человека» и устройства «нового общества» была одной из центральных проблем литературы 20-х годов. М. Горький писал: «Героем наших дней является человек из «массы», чернорабочий культуры, рядовой партиец, рабселькор, военврач, выдвиженец, сельский учитель, молодой врач и агроном, работающий в деревне крестьянин-опытник и активист, рабочий — изобретатель, вообще — человек массы! На массу, на воспитание таких героев и должно быть обращено главное внимание» . Главной особенностью литературы 20-х годов было то, что в ней доминировала идея коллектива. Идеи коллективизма обосновывались в эстетических программах футуристов, Пролеткульта, конструктивизма, РАППа. Образ Щарикова можно воспринимать как полемику с теоретиками, обосновывающими идею о «новом человеке» советского общества. «Вот какой ваш «новый человек». — словно говорил Булгаков в своей повести. И писатель в своем произведении, с одной стороны, раскрывает психологию массовидного героя (Шариков) и психологию массы (домком во главе со Швондером). С другой стороны, им противопоставлен герой-личность (профессор Преображенский). Движущей силой конфликта в повести является постоянное столкновение разумных представлений об обществе профессора Преображенского и иррациональности воззрений массы, абсурдности устройства самого общества.
    Повесть «Собачье сердце» воспринимается как антиутопия, осуществившаяся в реальной действительности. Здесь присутствует традиционное изображение государственной системы, а также противопоставление ей индивидуального начала. Преображенский представлен как человек высокой культуры, независимого ума, обладающий глобальными знаниями в области науки. К. М. Симонов писал, что Булгаков в повести «Собачье сердце» с наибольшей силой «отстаивал свой взгляд на интеллигенцию, на ее права, на ее обязанности, на то, что интеллигенция — это цвет общества. Для меня профессор Булгакова… фигура положительная, фигура павловского типа. Такой человек может придти к социализму и придет, если увидит, что социализм дает простор для работы в науке. Тогда для него проблема восьми или двух комнат не будет играть роли. Он отстаивает свои восемь комнат потому, что он рассматривает покушение на них не как покушение на свой быт, а как покушение на свои права в обществе.» Филипп Филиппович Преображенский критически относится ко всему, что происходит в стране с 1917 года. Он отвергает революционную теорию и практику. Он имел возможность проверить это в ходе своего медицинского эксперимента. Опыт создания «нового человека» не удался.
    Переделать натуру Шарикова невозможно, как невозможно изменить и наклонности чугункиных, швондеров и им подобных. .Доктор Борменталь спрашивает профессора о том, что было бы, если бы Шарикову пересадили мозг Спинозы. Но Преображенский уже убедился в бесперспективности вмешательства в эволюцию природы: «Вот, доктор, что получается когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу! На, получай Шарикова… Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно» (10). Этот вывод важен также и для понимания социального подтекста повести: нельзя искусственно вмешиваться не только в природную, но и социальную эволюцию. Нарушение нравственного равновесия в обществе может привести к страшным последствиям.

  • Повесть Булгакова «Собачье сердце» вызвала град нападок со стороны критики. Резкое неодобрение произведения со стороны властей и литераторов привело даже к расторжению договора о постановке повести и ее публикации. Рукопись вместе с дневниками Булгакова была изъята. И лишь сравнительно недавно это произведение было опубликовано и стало доступно для широкого круга читателей.
    Необычное построение произведения — от общего к частному — необычайно ярко передает идею произведения. В центре его — невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.
    Бездомный Шарик превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.
    Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Повествование в «Собачьем сердце» построено в тесной связи с действительностью 20-х годов и социальной проблематикой. Фантастика в произведении выполняет не основную роль, а вспомогательную.
    В повести Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь: и в 30-ые — 50-ые он годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь герой пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, Шариков оставался на уровне инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы эти звериные инстинкты было легче удовлетворить.
    Герой гордится своим низким происхождением, гордится своим низким образованием. Он вообще гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом, разумом. Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков.
    Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, — история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Трагические прогнозы Булгакова, к сожалению, оправдались, что подтвердилось в 30—50-е годы, в период формирования сталинщины, и позднее.
    Смысл названия произведения можно толковать двояко. Первый вариант лежит на поверхности — повесть могла быть так названа в честь самого эксперимента, произведенного профессором Преображенским: он пересадил человеческое сердце в тело собаки.
    Также смысл названия может заключаться в самих людях, таких, как Швондер. Им никто не пересаживал собачьих сердец, они у них с рождения. Швондер — это человек без своего духовного мира, бездельник, хам. Можно сказать, что он создан искусственно. Швондер не имеет собственного мнения. Все взгляды были навязаны ему. Швондер — воспитанник пролетариата — группы людей, по мнению Булгакова, поющих о светлом будущем, но ничего при этом не делающих целыми днями.
    Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.
    Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
    В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена.

  • Трагические прогнозы Булгакова, к сожалению, оправдались, что подтвердилось в 30—50-е годы, в период формирования сталинщины, и позднее. Проблема «нового человека» и устройства «нового общества» была одной из центральных проблем литературы 20-х годов. М. Горький писал: «Героем наших дней является человек из «массы», чернорабочий культуры, рядовой партиец, рабселькор, военврач, выдвиженец, сельский учитель, молодой врач и агроном, работающий в деревне крестьянин-опытник и активист, рабочий- изобретатель, вообще — человек массы! На массу, на воспитание таких героев и должно быть обращено главное внимание» . Главной особенностью литературы 20-х годов было то, что в ней доминировала идея коллектива. Идеи коллективизма обосновывались в эстетических программах футуристов, Пролеткульта, конструктивизма, РАППа. Образ Щарикова можно воспринимать как полемику с теоретиками, обосновывающими идею о «новом человеке» советского общества. «Вот какой ваш «новый человек». — словно говорил Булгаков в своей повести. И писатель в своем произведении, с одной стороны, раскрывает психологию массовидного героя (Шариков) и психологию массы (домком во главе со Швондером). С другой стороны, им противопоставлен герой-личность (профессор Преображенский). Движущей силой конфликта в повести является постоянное столкновение разумных представлений об обществе профессора Преображенского и иррациональности воззрений массы, абсурдности устройства самого общества.
    Повесть «Собачье сердце» воспринимается как антиутопия, осуществившаяся в реальной действительности. Здесь присутствует традиционное изображение государственной системы, а также противопоставление ей индивидуального начала. Преображенский представлен как человек высокой культуры, независимого ума, обладающий глобальными знаниями в области науки. К. М. Симонов писал, что Булгаков в повести «Собачье сердце» с наибольшей силой «отстаивал свой взгляд на интеллигенцию, на ее права, на ее обязанности, на то, что интеллигенция — это цвет общества. Для меня профессор Булгакова… фигура положительная, фигура павловского типа. Такой человек может придти к социализму и придет, если увидит, что социализм дает простор для работы в науке. Тогда для него проблема восьми или двух комнат не будет играть роли. Он отстаивает свои восемь комнат потому, что он рассматривает покушение на них не как покушение на свой быт, а как покушение на свои права в обществе.” Филипп Филиппович Преображенский критически относится ко всему, что происходит в стране с 1917 года. Он отвергает революционную теорию и практику. Он имел возможность проверить это в ходе своего медицинского эксперимента. Опыт создания «нового человека» не удался.
    Переделать натуру Шарикова невозможно, как невозможно изменить и наклонности чугункиных, швондеров и им подобных. .Доктор Борменталь спрашивает профессора о том, что было бы, если бы Шарикову пересадили мозг Спинозы. Но Преображенский уже убедился в бесперспективности вмешательства в эволюцию природы: «Вот, доктор, что получается когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу! На, получай Шарикова… Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно» (10). Этот вывод важен также и для понимания социального подтекста повести: нельзя искусственно вмешиваться не только в природную, но и социальную эволюцию. Нарушение нравственного равновесия в обществе может привести к страшным последствиям.

  • Повесть Булгакова «Собачье сердце» вызвала град нападок со стороны критики. Резкое неодобрение произведения со стороны властей и литераторов привело даже к расторжению договора о постановке повести и ее публикации. Рукопись вместе с дневниками Булгакова была изъята. И лишь сравнительно недавно это произведение было опубликовано и стало доступно для широкого круга читателей.
    Необычное построение произведения – от общего к частному – необычайно ярко передает идею произведения. В центре его – невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.
    Бездомный Шарик превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.
    Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Повествование в «Собачьем сердце» построено в тесной связи с действительностью 20-х годов и социальной проблематикой. Фантастика в произведении выполняет не основную роль, а вспомогательную.
    В повести Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь: и в 30-ые — 50-ые он годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь герой пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, Шариков оставался на уровне инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы эти звериные инстинкты было легче удовлетворить.
    Герой гордится своим низким происхождением, гордится своим низким образованием. Он вообще гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом, разумом. Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков.
    Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, — история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Трагические прогнозы Булгакова, к сожалению, оправдались, что подтвердилось в 30—50-е годы, в период формирования сталинщины, и позднее.
    Смысл названия произведения можно толковать двояко. Первый вариант лежит на поверхности – повесть могла быть так названа в честь самого эксперимента, произведенного профессором Преображенским: он пересадил человеческое сердце в тело собаки.
    Также смысл названия может заключаться в самих людях, таких, как Швондер. Им никто не пересаживал собачьих сердец, они у них с рождения. Швондер – это человек без своего духовного мира, бездельник, хам. Можно сказать, что он создан искусственно. Швондер не имеет собственного мнения. Все взгляды были навязаны ему. Швондер – воспитанник пролетариата – группы людей, по мнению Булгакова, поющих о светлом будущем, но ничего при этом не делающих целыми днями.
    Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.
    Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
    В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена. .

  • Сочинение по литературе смысл названия пьесы на дне
  • Сочинение по литературе про любовь обломов
  • Сочинение по литературе почему чацкий обречен на одиночество по комедии горе от ума 9 класс
  • Сочинение по литературе один в поле воин если он чацкий
  • Сочинение по литературе про любовь в капитанской дочке