Сочинение по литературе по произведению на дне

Пьеса м. горького на дне является по жанру социально-философской драмой. она показала пути на социальное дно представителей различных классов российского

Пьеса М. Горького «На дне» является по жанру социально-философской драмой. Она показала пути на социальное дно представителей различных классов российского общества. Каждый из героев произведения имеет собственную поучи­тельную историю. Тема босячества является ключевой в твор­честве автора. Горький, будучи писателем демократической направленности, стремящимся помочь народу выбраться из нищеты, глубоко сочувствует своим героям. Он напоминает обществу, что каждый из этих опустившихся людей все-таки достоин поддержки и понимания.

Однако

не только этим определяется содержание произве­дения. Главным в пьесе является спор о человеке, который ве­дут между собой два противопоставленных друг другу героя: Сатин и Лука. В этом споре Сатин поет славу гордому челове­ку, а Лука считает, что все люди одинаковые (как блохи: «все — черненькие, все — прыгают…»). Он проповедует особый вид духовной поддержки: рассказывает небылицы, тем самым вселяя в людей ложные надежды. Горькая правда или спаси­тельная ложь — что лучше? На этот вопрос каждому человеку, прочитавшему пьесу «На дне», придется самому дать ответ.

Уже данное в ремарках описание

ночлежки, в котором она сравнивается с пещерой, показывает читателю бедственность положения людей, попавших на дно общества. Герои пьесы спят на нарах, как в тюрьме, вокруг всюду царит грязь и сим­волы обветшания («тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой», некрашеная грязная мебель, старая одежда и просто мусор («изодранная карточка из-под шляпы», «куски клеенки, тряпье»)). Видя такой интерьер, сра­зу понимаешь, почему Анна и Актер кашляют: в подобной ат­мосфере жизни трудно оставаться здоровым человеком.

Примечательно, что находясь, на дне жизни, герои М. Горького не перестают мечтать о счастье. Настя читает книжку с названием «Роковая любовь», жаждет жизненных перемен, хочет уйти на другую квартиру, а Квашня утвер­ждает, что никогда не выйдет замуж даже за принца. Л Клещ уверен, что та мечтает обвенчаться с Абрамкой. Ваське Пеп­лу во сне снится пойманный «огромаднейший» лещ. Барон любит вспоминать о том, как по утрам в постели пил кофе со сливками. Своеобразный итог этим мечтам подводит Лука: «И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее… и хоть живут — все хуже, а хотят — все лучше… упрямые!».

Нелегко дается этап приспособления к новым условиям героям, привыкшим к хорошей жизни. М. Горький показывает читателю целую галерею различных социальных типов, рас­суждает о причинах, приведших на дно вполне обеспеченных и благополучно живших в прошлом людей. Барон, например, имеет титул. Актер когда-то играл в театре. Теперь они спорят о том, кто из них будет подметать пол. Сатин говорит, что ко­гда-то много читал и считался образованным человеком. Буб­нов работал скорняком и при этом имел свое дело.

Наиболее тяжелым положением в пьесе является ситуация Анны. Сначала кажется, что она смирилась с обстоятельства­ми и хочет от жизни лишь одного — спокойно умереть. Неда­ром Квашня называет ее «терпеливицей». Вспоминая перед смертью свою жизнь, Анна видит в ней одни только побои и обиды, отрепья и боязнь съесть лишний кусок хлеба. Героиня боится только того, что на том свете тоже придется мучиться. Однако затем из разговора с Лукой выясняется, что Анна все — таки хочет еще немного пожить.

Узникам жизни в пьесе противопоставлен хозяин ночлеж­ки Костылев. Негативное отношение автора к этому герою прослеживается уже через ремарки: Костылев напевает что-то божественное и одновременно подозрительно осматривает ночлежку, исподлобья смотрит на него Клещ. Противоречие между показным благообразием хозяина ночлежки и его не­уемной жадностью ярко выявляется в последующем диалоге, когда Костылев восклицает: «А я на тебя полтину накину, — маслица в лампаду куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть… И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже». У Клеща же повышение платы за ночлег ассоциируется с накинутой на шею петлей. Отказы­вается Костылев и скостить долг Актеру. Согласно его фило­софии доброта к деньгам отношения не имеет. Такая позиция, несомненно, выглядит удобной. Костылев на словах вроде бы жалеет своих постояльцев («А я вас всех люблю… я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая…»), а на деле просто наживается на их безвыходном положении.

Отличительной особенностью пьесы М. Горького «На дне» является афористичность. В произведении часто встре­чаются пословицы и поговорки («Шум — смерти не помеха» (Бубнов), «Дважды убить нельзя» (Сатин). «Старику — где тепло, там и родина» (Лука), «Все мы на земле странники» (Лука)). Наряду с распространенными афоризмами есть и те, которые в тех или иных ситуациях составляют сами герои («Иди хоть на каторгу… а пол мести твоя очередь» (Актер), «Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай — все сотрет­ся… все сотрется…» (Бубнов), «Я говорю — талант, вот что нужно герою. А талант — это веря в себя, в свою силу» (Ак­тер), «Все хотят порядка, да разума нехватка» (Бубнов)).

Горьковское отношение к труду в пьесе выражает Сатин. Он говорит: «Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!». Клещ утвер­ждает, что работает с малых лет, но не может вырваться из нищеты. Причину этого он видит в том, что хорошо живут лишь те, кто без чести, без совести.

В пьесе поднимается вопрос о вере человека в себя, о жиз­ненных опорах.

Не менее важен в пьесе вопрос о взаимоотношениях меж­ду людьми. Недаром Сатин спрашивает, зачем люди бьют друг друга.

Для более глубокого понимания пьесы необходимо обра­титься к работе Ф. Ницше «О мечтающих об ином мире».

Горьковская идея о том, что человек должен преодолеть соб­ственное несовершенство, восходит к ницшеанству.

Современная М. Горькому литературная критика встрети­ла пьесу с большим интересом. Дискуссионным стал вопрос о том, как относиться к обитателям ночлежки в обществе. Де­мократическая критика подчеркнула, что М. Горький призы­вает читателя не жалеть, а уважать этих людей. Одновременно было отмечено, что М. Горький в какой-то степени идеализи­рует своих «босяков», вкладывая в их уста свои блестящие мысли, которые не соответствуют по сути ни их характерам, ни образу жизни. Особенно много суждений было высказано по поводу образа Луки, которого, по мнению критиков, нельзя считать положительным персонажем.

Особую роль для понимания идейного содержания произ­ведения в пьесе играют монологи героев.

Глоссарий:

    • сочинение по творчеству горького на дне
    • сочинение по произведению горького на дне
    • сочинение по творчеству максима горького
    • Сочинение по рассказу Горького На дне
    • сочинение по произведению На дне Горького
  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • По произведению На дне

Еще в годы существования Российской империи Горький прославился как народный писатель, выразитель чаяний простых людей огромной страны.

Герои его произведений – зачастую обычные персонажи, присущие тем годам. Но в их душе тлеет огонек протеста против существующей действительности и нужно лишь немного духовного «угля», чтобы костер запылал уже в полную силу. Часто в них есть и душевный надлом, полученный в прошлые года, и они всячески пытаются нивелировать его последствия. Перечисленному выше описанию отчасти, хоть и в меньшей степени, подходят герои легендарной пьесы «На дне». На театральных подмостках ее визуализировал сам К. Станиславский на сцене МХТ. Это тоже показатель уровня произведения. Эксклюзивности добавляло и то, что пьеса имела ограниченное распространение из-за остросоциальной тематики.

Название не случайно, ведь все персонажи действительно находятся на дне жизни. Они раздавлены, их социальный статус оставляет желать лучшего. Здесь и бывшие актеры, и воры, и разорившиеся дворяне. Во главе ночлежки стоят такие же «опустившиеся» люди, только с наличием некоторого достатка и постоянной работой.

Удивительно, как нищета и бедность придавливает героев, не оставляя место жалости и состраданию. В одном помещении умирает женщина Анна, но ее мужу и всем остальным плевать, потому что в такой среде смерть – дело обычное. Это скорее освобождение от проблем, чем трагедия.

Общество давно не считает их за людей, но они сохранили остатки гордости. Друг друга герои презирают, считая, что положение каждого из них еще хуже, чем у него самого. Герои перестали бороться за свой статус: психическое ли это отклонение или просто ночлежное общество им ближе – непонятно.

Некую частицу веры в себя им возвращает одинокий странник Лука, всячески поддерживающий местных обитателей словом и делом. Особенно примечателен его постулат о том, что ложь на благое дело не так уж и предосудительна.

В грязи сырой ночлежки персонажи находят время, чтобы пофилосовствовать и подумать о смысле бытия. Это показатель того, что в любых условиях человек задумывается о своем предназначении.

2 вариант

Гениальнейший русский и советский писатель под псевдонимом Максим Горький создал широкое множество прекрасных, поучительных, учащих нравственности произведений. К числу таких горьковских творений можно отнести пьесу «На дне». По школьной программе она изучается учащимися 10 класса. И неспроста, ведь данное произведение можно назвать максимально глубокомысленным, красивым с точки зрения стилистики языка, но, к огромному сожалению, правдивым и печальным, так как в нем описаны реалии жизни.

Главными героями произведения являются люди, оказавшиеся на социальном дне общества. к их числу относятся бомжи, проститутки, бедняки и другие. Они обитают в ночлежке, которую содержит местный относительно состоятельный человек. Но как получилось так, что все персонажи оказались здесь? Каким образом судьба завернула их так? Это грустно и печально. Ответы на эти вопросы Горький дает в своем произведении четкие и ясные.

У каждого свой путь жизненный.

Мне кажется, что Максим Горький хотел донести к читателю мысль, что несколько пороков могут полностью сломать жизнь человека. Сменить ее полюс с положительного на отрицательный. И тотально. К таким человеческим слабостям и недостаткам, а также порокам относятся алкоголизм, чревоугодие, проституция, лень, отсутствие силы воли и мягкотелость.  

Печальный пример Клеща. Но если по правде сказать, то он заслужил такое отношение жизни к себе. Он был злым, жадным и потому оказался в ночлежке. Клещ – это такой тип людей, который извечно чем-то недоволен, портит настроение окружающим, думает лишь о себе. Таких людей должно быть поменьше.

К примеру Настя. Она натура тонкая, душевная. Но живет в грязи и разврате. Ее не уважает никто, даже соседи в обиталище. Девушка занимается выдумкой романтических историй о своем молодом человеке, мечтает о любви, но при этом с нее все смеются. Жизнь ее треплет.

Думаю, что одна из основных идей произведения состоит в том, что человек сам летит на дно и сам сможет подняться, если этого захочет. Это и перспектива, и опасность.

Каждый из обитателей ночлежки губил и губит себя самостоятельно. И тут им ничто извне не сможет оказать помощь.

Великий писатель Максим Горький дает иллюстрированное и словесное объяснение таким гнусным поступков. Надо стремиться к саморазвитию и прийти от саморазрушения к нормальной жизни.

Сочинение по пьесе На дне

Максим Горький жил необычной жизнью. Всю свою жизнь он отдал творчеству. Все его произведения пронизаны глубоким смыслом. Самой главной в его жизни стала пьеса «На дне», которую он написал в 1902 году.

Горький писал о своей пьесе: «Это будет страшно». Он проводил свое время в размышлении над названием пьесы, учитывая все тонкости, меняя названия: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно». Само произведение выступает как спор о правде. Абсолютно у всех действующих лиц свое мировоззрение.

Мнение Сатина является важным. Он придерживается правил, что обман является религией рабов, а правда — богом свободных людей. Он утверждал, что человека не нужно жалеть, а нужно почитать. И вообще, по его мнению, каждый должен рассчитывать только на себя.

Лука, еще один герой пьесы, который является полной противоположностью Сатина, уверен, что ложь во благо. Своей ложью он пытается обнадежить человека. Он добр и отзывчив, но его методы всего лишь иллюзия, которую он рисует окружающим.

Нужно понимать, что всё зависит от человека, от того, что он выберет силу или слабость. Ведь постоянная ложь ничему хорошему не приводит. В центре оказались люди, которые находятся в низах общества. Эти люди не могут решать все вопросы самостоятельно.

И что же является самым печальным в произведении? Самым печальным является то, что персонажи недовольны реальностью, которая окружает их. Они не принимают мир, который их окружает, и не принимают, что их жизнь – дно, и хуже уже некуда.

Максим Горький своим произведение пытался донести, что сила в истине, и каждый человек кузнец своего счастья. Не нужно выстраивать перед собой иллюзии, и если человек опустился на дно из-за каких-либо обстоятельств нужно брать себя в руки, а не плыть по течению. Автор в своей пьесе изобразил безвольных, слабых людей, которые не могут противостоять горести, а только пытаются вызвать сострадание.  Горький призывал людей задуматься, как не оказаться на «социальном дне», что не стоит спускать все на тормозах, нужно верить в себя и стараться всё изменить. Ведь всё происходящее в произведении, и сейчас может произойти, не нужно опускать руки.

4 вариант

Многие писатели в своих произведениях описывали противоборство реальности и мечты. Максим Горький не стал исключением. В 1902 году прозаик написал одну из самых знаменитых своих пьес «На дне». Произведение не только «разошлось на цитаты», но и было показано на многих мировых театральных площадках.

Действие пьесы разворачивается в ночлежке, которой владеет Михаил Костылев. Постояльцы этого заведения в основном люди без постоянного дохода, пьяницы и воры. Горький показывает читателю «дно» жизни, но многие обитатели этого заведения все еще не потеряли надежду, которая и дает им силы жить дальше. Но писатель дает понять, что во многом реальность преобладает над мечтой.

Максим Горький описывает острые и актуальные социальные проблемы того времени. Одна из героинь произведения мечтает о любви, но реальность для двадцатичетырехлетней Насти – это книга «Роковая любовь» и непристойная работа. Еще один персонаж – Васька Пепел. Молодой человек, в свои 28 лет, уже был заядлым вором и «отсидел» несколько сроков. Но все же герой мечтал о нормальной жизни, постоянной работе и семье с Наташей. Для того чтобы избавиться от воровского прошлого, Ваське надо уехать в Сибирь. Но по воле обстоятельств он вновь попадает в тюрьму за убийство хозяина ночлежки – Михаила Костылева. Жестокая действительность «давит» на Василия, а Наталья не верит в искренность его чувств. С трагизмом реальности сталкивается и Андрей Митрич, по прозвищу Клещ. Всю жизнь он проработал слесарем, но смерть жены усугубляет его положения, и для того чтобы хоть как-то существовать, Клещ продает свои рабочие инструменты и обрекает себя на еще большую нищету. Так Андрей Митрич стал полноправным жителем ночлежки, с таким же социальным статусом, как и все ее обитатели.

Многим персонажам автор намеренно не дает имен. Например, Горький рисует образ бывшего Актера, ни разу не называя его по имени, а из собственных воспоминаний актера читатель узнает, что на афишах его фамилия звучала как Сверчков-Задунайский. Благодаря одному из жителей ночлежки, страннику Луке, у актера появляется мечта – излечиться от пьянства. Но и здесь в жизнь актера «вмешивается» суровая реальность – бесплатных больниц для алкоголиков не существовало.

Максим Горький, на примере персонажей пьесы «На дне», описывает нищую и жестокую реальность, показывает читателю конфликт действительности и мечты. Автор дает понять, что человек может оказаться на «дне» даже из-за собственной слабости, а эта проблема актуальна и сегодня.

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению На дне

По произведению На дне

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Я человек

    Кто такой человек? Вроде бы всем понятно. Живое существо, которое растет, питается, оставляет потомство и умирает. Но всё-таки отличается от других существ, тем что способно мыслить.

  • Анализ сказки Крошечка-Хаврошечка 2, 3 класс

    Это история сироты, которая попала в приемную семью. В сказке три части. В первой – зачин о категориях плохих людей. «Своего брата не стыдятся» приемные родители девочки и сводные сестры

  • Сочинение на тему Цель оправдывает средства? с примерами из литературы рассуждение

    Довольно часто человек в своей жизни сталкивается с ситуациями, когда нужно сделать определенный выбор. Причем этот выбор может зависеть или не зависеть от субъективных и объективных факторов.

  • Характеристика и образ Червякова в рассказе Смерть Чиновника Чехова сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Червяков Иван Дмитриевич, служащий заведующим хозяйством некоего учреждения, должность которого именуется экзекутором.

  • Человек и природа в лирике Тютчева сочинение

    Федор Тютчев, как и большинство поэтов, прекрасно чувствовал природу, её взаимодействие с человеком. Однако каждый поэт вносит свой оттенок в картину «взаимоотношений» природы и человека.

На чтение 21 мин. Просмотров 4 Опубликовано

Пьеса «На дне» была написана молодым, но уже популярным Горьким в 1901-1902 году специально для Московского художественного театра. Задумка создать пьесу о жизни деклассированных элементов, где участвует больше 20 персонажей, появилась еще раньше. Чернуха с алкоголиками, драками и проститутками была популярна и 100 лет назад, и раньше, но Горький через нее решил задать важный вопрос: что же лучше, сострадание или истина. Для этого в мир нищих был введен старик Лука.

Содержание

Смысл названия пьесы На дне

Ночлежка, где обитают жители пьесы – тогдашний аналог хостела или люмпенского общежития. Её обитатели – воры, алкоголики, проститутка, разорившиеся аристократы и проч. Всех их, как и их место обитания можно назвать одним словом – дно.

Смысл произведения пьесы На дне

Главная идея заключена в мысли о том, что все мы одинаковы, и не имеет значения, какое у нас материальное положение или социальный статус. Различаемся мы лишь характером и воспитанием. Именно они нам позволяют на разные ситуации реагировать тем или иным способом.

Жизнь складывается по всякому, потому на дне оказаться может и полицейский, и хороши мастер, знающий свое дело, и барин, который переписал все имущество на жену, и вполне культурный человек, совершивший непреднамеренное убийство. После таких ситуаций легко потерять себя и выпасть из реальности.

Жизнь сломать может любого, а общество никогда не поддержит, а лишь толкнет падающего. Но и вина бедняков в их положении тоже есть. Никто не виноват в безответственности и лени конкретного человека. И не стоит жалеть бесконечно обездоленных.

Так вы только затормозите его развитие и не дадите ему подняться, оттолкнувшись ото дна. Пьеса начинается с появления в ночлежки странного старика Луки, который всем дает надежду, но убеждает, что нужно действовать. Его оппонент, Сатин, уверен, что человек прекрасен вне зависимости от того, в какой он оказался ситуации.

Вот только все герои пьесы абсолютно бездеятельны и не заинтересованы в своей жизни. Погрязнув в своем болоте, они не желают отталкиваться от этого дна и считают, что начать все заново и сопротивляться поздно.

А ведь оказавшись в тяжелой ситуации, человек должен (в первую очередь) сам хотеть из нее выйти и изменить будущее, не обвиняя при неудачах свою жизнь и не злиться на нее. Среди всех героев изменить свою жизнь готов лишь алкоголик Актер, который загорелся идеей Луки насчет лечения алкоголизма в новой больнице. Он даже начал копить деньги на лечение.

Но жители дна верят, что за все их страдания и слезы на них свалится чудо, придет бог из машины и вытянет их из ночлежки к новой и счастливой жизни.

Собственно, чудо случилось, когда появился старик Лука, готовый поддержать и скрасить жизнь обитателей дна, способный не просто помочь оттолкнуться и всплыть, а дать руку и провести. Вот только никто не смог эту руку взять. Жители ночлежки ждут, что действовать будет кто угодно, только не они.

Еще одной проблемой, затронутой в пьесе, является конфликтная обстановка в ночлежке и отсутствие любви. Персонажи постоянно выясняют отношения и ссорятся, не понимая, что если будут действовать сообща, то смогут оттолкнуться от этого дна и всплыть.

Смысл финала пьесы На дне

Финал можно назвать открытым, а можно сказать, что ничего ничем не закончилось. Лука пропал, Актер, который мечтал бросить пить, не дождался, когда старик расскажет ему, где больница для пьяниц и покончил с собой. Большинство персонажей остается при своих интересах, точнее, нежелании их отстаивать. Женщина, которую много лет бил муж, выходит снова замуж и теперь сама бьет своего мужа, остальные персонажи продолжают пить и играть в карты без перспектив на будущее. Сбежать и покинуть дно удается только девушке Наташе, но куда она пропала, остается загадкой, и вору Ваське Пеплу, который сел в тюрьму, и, вероятнее всего, после нее сюда же и вернется. В финале пьесы герои снова пьют, поют и гуляют. Но это никакой не хеппи-энд, а издевательство над ним. Воз и ныне там, все так и остались на дне. Смысла жизни они не нашли и дальнейшие их перспективы покрыты не туманом, а болотным илом и тиной.

В 1902 году Горький написал На дне. Его работа рассказывает нам о ночлежке, где собрались герои произведения и сначала автор так и назвал свой шедевр — Ночлежка. Но данное название переносило бы нас лишь в конкретное место, а именно в место ночлега, которым владел Костылев и где собрались герои пьесы. Это был подвал с тяжелым потолком, где и стульев то не было нормальных, а вместо кроватей — нары. Небольшое квадратное окошко лишь изредка пропускало свет. Словом, название Ночлежка не смогло бы полностью передать смысл пьесы. А Горькому хотелось, чтобы произведение было шире и глубже. Больше раскрывало суть. Подумывал автор дать и другое название своей пьесе. Например, название Без солнца оказалось бы глубоким, но не совсем соответствовало теме. Хоть и было у героев мало радости и тепла в жизни, но солнечный свет они могли видеть.

Смысл названия пьесы На дне

Тогда автор решает назвать свою работу На дне. И здесь сразу же появляется новый смысл.

dno-1.jpg

Какой же смысл названия пьесы На дне? Когда Горький переименовал свое произведение, смысл названия заиграл другими красками, и мы попробуем немного порассуждать о смысле названия пьесы На дне в нашем сочинении.

Читая произведение Горького, мы познакомимся с героями ночлежки — людьми озлобленными, слабовольными, больными. По их рассказам и разговорам мы делаем вывод о том, что они уже разуверились в жизни, потеряли в ней смысл и надежду. Эти потерянные люди от жизни уже ничего не ждут, да и не хотят ничего менять в своем существовании. Все это прямо говорит о том, что они уже находятся на самом дне социальной лестницы. Герои не могут прожить без пьянства, скандалов, лжи. Они постоянно бранятся, но все же мы видим, что и люди дна способны еще рассуждать о правде и свободе. Вот только для каждого из них своя правда. Название На дне в полной мере раскрывает суть пьесы. Благодаря удачно подобранному названию автор показал, что речь идет не только о месте ночлега, которое похоже на пещеру и кажется, будто ты на самом дне. Но и смог передать атмосферу, что витала в этой ночлежке. Моральное и нравственное уродство людей, которые там собрались. В последствии горьковское «на дне» стало символичным и раскрыло не только суть пьесы, но и образ жизни некоторых людей в нашем обществе.

В произведении М. Горького “На дне” затронут огромный пласт моральных, нравственных и духовных проблем общества. Автор использовал принцип великих умов прошлого: истина рождается в споре. Его пьеса – диспут призвана поднять самые важные для человека вопросы, чтобы он сам ответил себе на них. Полный анализ произведения может быть полезен учащимся 11 классов при подготовке к урокам литературы, тестовым заданиям, творческим работам.

analiz-na-dne-gorkiy-51997.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением На дне.

Год написания – конец 1901 – начало 1902 года.

История создания – пьеса создавалась специально для постановки в театре, Горький вложил в уста своих героев самые важные вопросы бытия, отразил свой собственный взгляд на жизнь. Показан период конца 19 века, глубокий экономический кризис, безработицу, бедность, разорение, крах человеческих судеб.

Тема – трагедия отверженных людей, которые оказались на самом дне жизни.

Композиция – линейная композиция, события в пьесе построены в хронологическом порядке. Действие статично, персонажи находятся на одном месте, пьеса состоит из философских размышлений и споров.

Жанр – социально-философская драма, пьеса-диспут.

Направление – критический реализм (соцреализм).

История создания

Пьеса была задумана Горьким за год до её создания, как-то в разговоре со Станиславским он упомянул, что хочет создать пьесу о жителях ночлежки, опустившихся на самое дно. В 1900 -1901 году автор сделал кое-какие наброски. В этот период Максим Горький серьёзно увлёкся пьесами А. П. Чехова, их постановкой на сцене и игрой актёров. Это оказало решающее значение для автора в плане работы в новом жанре.

В 1902 году была написана пьеса “На дне”, а в декабре этого же года поставлена на сцене театра МХАТ с участием Станиславского. Нужно отметить, что написанию произведения предшествовал кризис, который случился в России в конце 90-х годов 19 века, фабрики и заводы остановились, безработица, разорение, нищета, голод – всё это реальная картина в городах того периода. Пьеса создавалась с определённой целью – поднять уровень культуры всех классов населения. Её постановка вызвала резонанс, во многом благодаря гениальности автора, а также спорности озвученных проблем. В любом случае – о пьесе говорили, с завистью, недовольством или восхищением – это был успех.

Тема

В произведении переплетаются несколько тем: судьба, надежда, смысл жизни, правда и ложь. Герои пьесы рассуждают на высокие темы, находясь настолько низко, что дальше опуститься уже невозможно. Автор показывает, что бедный человек может иметь глубокую сущность, быть высоко моральным, духовно богатым.

Вместе с тем, любой человек может опуститься на самое дно, подняться с которого практически невозможно, оно затягивает, даёт свободу от условностей, позволяет забыть о культуре, ответственности, воспитании и нравственных аспектах. Горький только озвучил самые острые проблемы современности, он не решил их, не дал универсального ответа, не показал путь. Поэтому его произведение названо пьесой-диспутом, она основана на споре, в котором рождается правда, своя для каждого персонажа.

Проблематика произведения разнообразна, самыми животрепещущими, пожалуй стоит считать диалоги героев о спасительной лжи и горькой правде. Смысл названия пьесы в том, что социальное дно – это прослойка, где тоже есть жизнь, где люди любят, живут, мыслят и страдают – она существует в любую эпоху и никто не застрахован от этого дна.

Композиция

Композицию пьесы сам автор определял как “сцены”, хотя её гениальность соответствует шедевральным пьесам русских и зарубежных классиков. Линейность построения пьесы обусловлена хронологической последовательностью событий. Завязка пьесы – появление в ночлежке Луки с его непохожестью и безликостью. Далее в нескольких действиях происходит развитие событий, переходя к самому мощному накалу – диалогу о смысле существования, о правде и лжи. Это кульминация пьесы, за ней – развязка: самоубийство Актёра, потеря надежд последних обитателей ночлежки. Они не в состоянии спасти себя сами, а значит – обречены на гибель.

Жанр

В пьесе “На дне” анализ позволяет сделать вывод об уникальности горьковского жанра – пьесы-диспута. Главным в развитии сюжета является конфликт, он движет действие. Герои находятся в тёмном подвале и динамика достигается за счёт столкновения противоположных точек зрения. Жанр произведения принято определять как социально-философская драма.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    В каком году было написано произведение Максима Горького «На дне»?</h3>

    • <label>1900;</label>
    • <label>1902;</label>
    • <label>1905;</label>
    • <label>1908.</label>

(новая вкладка)

Смысл названия пьесы Горького «На дне»

Горький М.

Писатель Максим Горький для заглавия знаменитой пьесы придумал сразу несколько названий. Он думал назвать её «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», или даже «На дне жизни». Однако автор остановился на варианте «На дне» – он ему показался наиболее лаконичным. Понять, что «дно» в заглавии – это дно общества, где оказались персонажи пьесы, можно из первой ремарки автора, где рассказывается о ночлежке и ее обитателях. Те, кто там живут, – это опустившиеся люди, которым даже некуда падать. Они потеряли дом, работу, семью, человеческие привязанности. В итоге мы понимаем, что заглавие является как бы указанием на то, что пьеса имеет социальную проблематику.

Автор прописал характеры нескольких обитателей ночлежки. Жизненные истории зрители узнают из разговоров на сцене. Так, барон Дебиль был когда-то аристократом, который впоследствии служил в банке, но за воровство его посадили в тюрьму. После выхода из заключения он стал сутенёром проститутки Насти.

Сатин, телеграфист, также совершил преступление: он заступился за сестру и в результате убил человека, за что отсидел в тюрьме 4 года и 7 месяцев. Судя по тому, что срок сравнительно небольшой, видимо, были смягчающие обстоятельства и убийство было за дело. После выхода из тюрьмы Сатин озлобился на жизнь, так как ночлежка была единственным местом, куда теперь ему была открыта дорога. В его суровом сознании жизнь потеряла все ценности, перестала иметь значение, не случайно он говорит: «… дважды убить нельзя».

Бубнов некогда заведовал красильной мастерской. Но жена связалась с мастером-любовником, и задумали они убить его. Он хотел было тем же ответить, но одумался. А так как мастерская была записана на жену, оставил всё имущество жене и покинул дом. Клещ – слесарь и пьяница. Его привела к нищете болезнь жены, причиной которой стал он сам: он все время избивал женщину.

Актера тоже погубило пьянство, из-за которого его выгнали из театра. Васька Пепел – потомственный вор. Этому позорному мастерству научил его отец, а больше ничего в этой жизни Пепел делать не умел. Обитателей ночлежники объединяет их ненависть к миру обывателей и пренебрежение к чужой и даже собственной жизни. Этим людям безразлично собственное прошлое, а также и настоящее, и будущее. Бубнов говорит об этом так: «…всё слиняло, один голый человек остался». Социальной темой Горький не ограничился – автор заложил весомое философское содержание, закономерно вытекающее из социального. В пьесе Горький показывает, что люди могут сохранить способность ясно мыслить даже на «дне». Обитатели ночлежки размышляют о человеке – правде – свободе. Почти все персонажи пьесы так или иначе говорят о правде. Квашня упрекает Клеща за то, что он «заездил жену до полусмерти». В ответ на обвинения он отвечает руганью, на что Квашня парирует: «А – а! Не терпишь правды!». Василиса Костылева называет Луку не прохожим, а проходимцем: «Это ближе к правде-то». Васька Пепел заявляет, что донесёт на Костылёва, скупающего краденное. Он убежден, что донос будет принят, «потому – правда!». Однако рассуждения о правде остаются за рамками бытовых, «кухонных» разговоров. Хотя с появлением Луки жизнь в ночлежке, как выразился Сатин, «забродила». У ночлежников происходит развитие от отрывочных реплик о правде, которые они высказывали словно походя, к настоящим философским концепциям о человеке и правде. Драматургические действия (например, любовный конфликт Пепла) – остаются на втором плане. Столкновения философских концепций выходят на первый план – это и образует ключевой конфликт пьесы «На дне».

По мнению М. Горького, существует как минимум четыре точки зрения на правду. Эти концепции представляют разные персонажи. Отказ признавать существование правды – такова позиция Костылева. По его мнению, правда лишь наводит смуту в народе и создает угрозу спокойному существованию «порядочных людей». По мнению Бубнова, правда должна быть без прикрас и мечтаний. Ее основная задача – обозначать реальное положение дел в мире. Лука противник правды Бубнова. То, во что ты веришь – это и есть правда. По мнению Луки, необходимо утешать людей, вселять в них веру в мечту. «Бубновские» рассуждения о том, что люди на земле лишние, старик считает неправильными и безнадежными. К высокому осознанию правды приходит Сатин: «Человек – вот правда! (…) Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека! …Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга!». Такая правда дает человеку помощь, настраивает его жить и идти вперед.

В пьесе автор доказал, что есть такие люди, которые способны остаться людьми, находясь даже на самом «дне» общества. Вместе с тем в своем произведении Горький показал, насколько слабо общество «дна». Персонажи пьесы неспроста оказались в ночлежке, ведь каждый из них озлоблен на жизнь и слабоволен. Эти люди больны, они «страшны прежде всего отчаянием своим, тем, что сами себя отрицают, извергают из жизни». Если говорить кратко, обитатели ночлежки винят в своих бедах кого угодно, кроме самих себя, при этом сами они совершенно безразличны к своей судьбе. Они обвиняют Луку в шарлатанстве, так как тот дал им надежду на лучшую жизнь, а сам при этом исчез сразу после убийства Костылева. Однако Лука совсем не виноват; все дело в том, что духовно ночлежники слабы и беспомощны. Они не могут и не хотят сделать свою жизнь лучше, предпринять хоть какие-то попытки, чтобы с этого самого «дна» наконец подняться.

В заключение хочется сказать, что Горький нашел самое подходящее название для своей пьесы о несчастных нищих людях. В драме автор подробно раскрыл образ каждого босяка, через многих персонажей показал противоположные друг другу философские концепции о человеке, свободе и правде. На «дне» люди не живут, а существуют или обитают, ибо эти условия нечеловеческие (автор сравнивает ночлежку с пещерой), хотя даже в таких условиях некоторые люди способны рассуждать о высоком: о свободе и правде. Изображая босяков, которым не чужды столь серьезные рассуждения, Горький проявил свой гуманизм.

Первые рассказы, посвященные босякам («Челкаш», «Коновалов», «Бывшие люди»), написаны таким образом, что эти люди изображены «необыкновенными». Персонажи этих произведений не наделены таким пороком, как жадность. Они не способны душить друг друга из-за вещей и не собирают деньги, иными словами они наделены великодушием и ощущением внутренней свободы, которой нет у «порядочных» мещан. Если же говорить о пьесе «На дне», то тут уже нет и следа того романтического представления о босяках: в этой драме автор не стал облагораживать героев и наделять их подобными качествами. Горький делает акцент на беспомощности ночлежников, анархизме, отсутствии желания изменить жизнь к лучшему и способности к действиям. Мнение Горького о босяках изменилось: босяки – это слабые, беспомощные, озлобленные люди, которым суждено погибнуть на этом дне, так как они не могут и не желают выбраться из него. Отныне автор ищет героев-борцов среди демократической интеллигенции. Подобным персонажам Горький посвятил роман «Мать».

  • Главная
  • Учащимся
  • Сочинение на тему
  • Горький М.
  • Смысл названия пьесы Горького «На дне»
logo.png В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

icnHouse.png

   Анализ   /   Горький М.Ю.   /   На дне

Смотрите также по произведению «На дне»

Уважение к имени человеческому, бесконечная любовь к человеку за то только, что он человек, без всяких отношений к своей личности и к его национальности, вере и званию, даже личному его достоинству или недостоинству, — словом, бесконечная любовь и бесконечное уважение к человечеству, даже в лице последнего из его членов, должно быть стихией, воздухом, жизнью человека.В.Г.БелинскийГорький придумал несколько вариантов заглавия для своей пьесы: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни», но выбрал самое лаконичное и удачное — «На дне». Первая авторская ремарка, описывающая ночлежку Костылёва, даёт понять, что в заглавии подразумевается «дно» общества, где оказались герои драмы. Это совершенно опустившиеся люди, которым уже некуда дальше падать: у них нет дома, семьи, нормальных человеческих привязанностей, у некоторых нет даже имени — все окружающие обращаются к ним по кличкам. Таким образом, название указывает на социальную проблематику пьесы.Драматург тщательно изображает нескольких ночлежников, а из разговоров на сцене читатель узнаёт их жизненные истории. Барон Дебиль был аристократом, служил где-то, но проворовался и попал в тюрьму. Теперь он сутенёр у грошовой проститутки Насти. Телеграфист Сатин, защищая любимую сестру, убил её мужа. После суда Сатин разозлился на весь свет, поэтому из тюрьмы у него была одна дорога — в ночлежку. Бубнов — бывший хозяин красильной мастерской и запойный пьяница — оставил всё своё имущество жене и ушёл из дома в никуда. Слесарь Клещ разорился из-за болезни жены, которую довёл до этой болезни своими побоями и пьянством. Актёра выгнали из театра за пьянство. Ваську Пепла отец-вор не смог научить ничему, кроме как воровать. Словом, ночлежники очень похожи в своём ожесточении против всего мира, в презрении к чужой и даже собственной жизни. Они равнодушны к своему прошлому, а главное — к настоящему и будущему. Здесь, как говорит Бубнов, «всё слиняло, один голый человек остался» (I).Но социальное содержание не исчерпывает пьесы, в ней есть весьма значимое философское содержание, которое закономерно вытекает из социального. Горький показывает, что даже на «дне» люди сохраняют способность мыслить. Ночлежники задаются «последними» философскими вопросами о человеке — правде — свободе. В пьесе практически каждый герой говорит о правде. Квашня упрекает Клеща за то, что он «заездил жену до полусмерти» (I). Клещ отвечает грубыми ругательствами, а торговка пельменями невозмутимо констатирует: «А — а! Не терпишь правды!» (там же). Василиса считает Луку не прохожим, а проходимцем: «Это ближе к правде-то» (там же). Пепел угрожает, что донесёт на Костылёва, который скупает краденые вещи, и доносу поверят, «потому — правда!» (II). Все эти рассуждения о правде не выходят за рамки бытовых («кухонных») разговоров. Но с приходом Луки жизнь в ночлежке «забродила», по словам Сатина. От отрывочных реплик о правде, высказываемых как бы походя, ночлежники переходят к целым философским концепциям о правде и человеке. События — привычное драматургическое действие (например, любовная история Васьки Пепла) — отходят на второй план, а на первом оказываются столкновения философских концепций, которые создают главный конфликт драмы «На дне».Горький предлагает по меньшей мере четыре точки зрения на правду в человеческой жизни. Это точка зрения Костылёва, который выступает вообще против правды, так как она только будоражит простой народ и угрожает спокойствию «порядочных людей». Бубнов считает, что нужна правда без прикрас и мечтаний, она должна просто фиксировать реальное положение дел в мире. Лука выступает против правды Бубнова: правда, утверждает старик, — это то, во что веришь. Лука полагает, что лучше утешать людей, манить их мечтой, чем повторять безнадёжные «бубновские» рассуждения о том, что все люди на земле лишние. Наконец, Сатин формулирует высокое понимание правды, которое помогает человеку жить, его правда призывает к творческому труду: «Человек — вот правда! (…) Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека! …Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга!» (IV).Доказывая, что даже на «дне» общества человек остаётся человеком, Горький одновременно изображает слабость людей «дна». Они не случайно оказались в ночлежке, ибо все они слабовольные, озлобленные, больные люди, которые, по словам драматурга, «страшны прежде всего отчаянием своим, тем, что сами себя отрицают, извергают из жизни». Иными словами, ночлежники сами безразличны к собственной судьбе, а винят в своих несчастьях всех, кроме себя. Они называют Луку «шарлатаном» (IV): он поманил их красивой мечтой о лучшей жизни и сбежал сразу после убийства Костылёва. Но дело не в Луке, а в духовной слабости самих ночлежников, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-нибудь для того, чтобы подняться со «дна».Подводя итог, следует признать, что свою пьесу о босяках автор озаглавил очень удачно, так как название получилось многозначным. Образы босяков, столь интересные для Горького, раскрыты в драме разносторонне и связаны с философскими размышлениями о человеке — свободе — правде. На «дне» люди живут в нечеловеческих условиях (ночлежка похожа на пещеру), но даже в этих условиях люди могут думать о высоком — о правде и свободе. В таком изображении босяков проявился гуманизм автора.В своих первых рассказах о босяках («Челкаш», «Коновалов», «Бывшие люди») Горький представил их людьми «необыкновенными»: они не жадны, не душат друг друга из-за вещей, не копят денег, то есть отличаются от «порядочных» мещан чувством внутренней свободы, особым великодушием. В пьесе этого романтического взгляда на босяков нет: драматург уже не облагораживает своих героев, а отмечает их беспомощность, анархизм, неспособность к действию и самовоспитанию. Горький признаёт теперь: босяки, несмотря на решительное отрицание законов несправедливого общества, ничего не могут изменить в окружающей жизни, поэтому он будет искать настоящих героев-борцов среди сознательных пролетариев и демократической интеллигенции. Изображению таких героев писатель посвятит роман «Мать» (1907).

Просмотров: 114348Используемые источники:

  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-pesy-na-dne-i-ee-nazvaniya/
  • https://sochinyshka.ru/smysl-nazvaniya-na-dne.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/na-dne/analiz-proizvedeniya-gorkogo.html
  • https://litera.su/learner/all-works/gorky-m/meaning-of-title-of-gorkys-play-at-the-bottom
  • https://lit-helper.com/p_kakov_smisl_nazvaniya_p-esi_na_dne

  • Сочинение по литературе по рассказу бедная лиза
  • Сочинение по литературе на тему что мешает человеку быть счастливым
  • Сочинение по литературе на тему тихон и борис сравнительная характеристика
  • Сочинение по литературе на тему ярославна героиня слова о полку игореве 9 класс
  • Сочинение по литературе на тему что я люблю и чего не принимаю в базарове